Статьи на букву "Т" (часть 1, "Т"-"ТЕЛ")
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - в "Списке" - Тырков. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Кирила Петрович Т***. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Жена Кирилы Петровича. Слушая "похвалы старине" и порицание "новейших обычаев" (во время обеда у Ржевского), "сидела, как на иголках; язык у нее так и свербел, наконец, она не вытерпела" ("скромность почиталась тогда необходимой принадлежностью молодой женщины"), и, "обратясь к мужу, спросила его с кисленькой улыбкой, что находит он дурного в ассамблеях?" |
Табес - сухотка спинного мозга (лат. tabes) |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Кум Микиты. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина Крым. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - "Отрок стройный". "Я беден - но могуч и молод, мне труд легок. Я удалю от нашей сакли тощий голод", - говорит Т. отцу своей невесты. "Ты голову приклонишь к его могучему плечу, свою потерю им заменишь", - говорит Галубу о Т. старик, которому Галуб поручил сделать воспитаньем" из сына "храброго чеченца". "Один и сир живу давно я", - признается Т. "Среди родимого аула он как чужой; он целый день в горах один молчит и бродит. Так в сакле пойманный олень все в лес глядит, все в глушь уходит. Он любит по крутым скалам скользить, ползти тропой кремнистой, внимая буре голосистой и в бездне воющим волнам. Он иногда до поздней ночи сидит печален под горой, недвижно в даль уставя очи, опершись на руку главой". "В ущелье скал, где прорван каменистый берег и путь открыт на Дариал", он "слушал Терек". "Он дикость прежнюю хранит", "в мечтаньях своеволен". С юношами он "забав наездничьих не делит, верхом не мчится вдоль стремнин, из лука звонкого не целит". По словам отца, Т. не научился, "как шашкой добывают злато" (он пропускает одинокого торговца армянина и бежавшего раба отца и даже убийцу брата, т. к. убийца был "один, изранен, безоружен"), "он только знает без трудов внимать волнам, глядеть на звезды"... "Любви не властный превозмочь", он "пил огонь отравы сладкой". "Благослови любовь мою". "Тебе я буду сын и друг послушный, преданный и нежный, твоим сынам кунак надежный, а ей - приверженный супруг..." - говорит Т. отцу невесты. - "Ты не чеченец, ты старуха, ты трус, ты раб, ты армянин!" - проклинает Галуб Т., забывшего "долг крови". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Уп. л. Претендент на китайский престол, предводитель тайпингов [тайпинг - "великое спокойствие"]. Имя тайпингов приняли восставшие китайцы. Восстание началось в 1849 г. и было подавлено при помощи американских, голландских и английских инструкторов, лишь в 1863 г. (Ср. "Фрег. Пал." II, 2). |
Талейран Перигор Шарль Морис (1754-1838) - выдающийся французский дипломат, мастер тонкой дипломатической игры. Имя Талейрана стало нарицательным для обозначения человека ловкого и беззастенчивого. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева - прозвище Шпигельского. |
Талина - тальник, кустовая ива, из которой делали чубуки курительных трубок |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина ("Русская Талия") - альманах Булгарина. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - ресторатор в Петербурге. Онегин всегда "был уверен", что Каверин ждет его у "Talon" к обеду, где подавался "французской кухни лучший цвет" ("Евг. Он.", I, 16). |
Тальберг Д. Г. (1853-1891) - криминалист, автор статьи об истории колонизации Сахалина и состоянии ее на конец 1870-х гг. |
Тальма - накидка без рукавов. Начиная со второй половины XIX в. тальму носили только женщины. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1763-1826). - Знаменитый французский актер. Т. "совсем оглох, слабеет" ("Гр. Нул."). |
Тальник - кусты ивняка |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - древняя Тмутаракань, стан. Куб. области. Пушкин был в Т. проездом с Кавк. мин. вод в Крым (1820). Евгений прибыл из Тамани в Крым (Пут.). Ср. у Лермонтова "Тамань". |
Тамань (Лермонтова) - рассказ из "Журнала Печорина". "Герой нашего времени". Девушка. - Казак. - Печорин. - Слепой. - Старуха. - Янко. |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова - Словарь. |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова Царица. "Прекрасна, как ангел небесный, как демон коварна и зла". |
Тамарин Александр Эдуардович - артист театра М. Лентовского, исполнитель роли мнимого художника Рафаэля. |
Тамберлик Энрико (1820-1888) - итальянский певец, драматический тенор. Гастролировал в России. |
Тамбур - пяльцы (фр. tambour ? border) |
Тамбурини Антонио (1800-1876) - итальянский певец, драматический баритон. Пел во многих странах, в т. ч. в России. |
Тамплиеры - храмовники; средневековый католический рыцарско-духовный орден, основанный в начале XII в. (от фр. temple - храм) |
Смотри также Литературные типы произведений Аксакова - См. Угличининова. |
Таннер Генри - американский врач, в 1880 г. проводил опыты по длительному голоданию |
Танта - тетка (фр. tante) |
Танти (Бедини; ум. 1908) - итальянский клоун-дрессировщик. |
Танти (Феррони) Константин (1862-1909) - итальянец-акробат, соло-клоун, премьер в цирке Саламонского (см.) |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Пленный шведский офицер, живший в доме Ржевского в тесной каморке "с одним окошечком". "Имел лет 50 от роду; правая нога была у него прострелена под Нарвою и потому была не весьма способна к менуэтам и курантам, зато левая с удивительным искусством и легкостью выделывала самые трудные па". Его ученица - Наталья Гавриловна - "славилась на ассамблеях лучшею танцовщицей". На стене "каморки" Т. висел старый синий мундир и его ровесница треугольная шляпа; над нею тремя гвоздиками прибита была "лубочная картина, изображающая Карла XII верхом". "Пленный Т." "в колпаке и китайском шлафроке" "услаждал скуку зимнего вечера, наигрывая на флейте старинные шведские марши". |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева "Красавицей ее нельзя назвать", но "у ней были удивительные золотисто-пепельные волосы и большие, светлые глаза, с задумчивым и в то же время дерзким взором". "Сложена она была прекрасно, и когда она плясала свой народный танец, зрители, бывало, хлопали и кричали от восторга". "Она была добра, непринужденна, даже слишком непринужденна, не ломалась, как большей частью ломаются артисты. В ней было много жизни, то есть много крови, той южной, славной крови, в которую тамошнее солнце, должно быть, заронило часть своих лучей". "Стоило взглянуть на ее низкий лоб, стоило хоть раз подметить ее ленивую и беспечную усмешку, чтобы тотчас убедиться в скудости ее умственных способностей". "Она спала девять часов в сутки, любила покушать, никогда не читала ни одной печатной строчки, кроме, разве, журнальных статей, где о ней говорили, и едва ли не единственным нежным чувством в ее жизни была привязанность ее к il signore Carlino, маленькому и жадненькому итальянцу, служившему у нее секретарем, за которого она потом и вышла замуж". Весьма добродушно пользовалась деньгами Алексея Петровича, хотя совсем его не замечала, он был для нее, как она выражалась на своем ломаном французском наречии, "oun Rousso boun enfan - и больше ничего". |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова - Ее отец "простой кузнец" - ее "сударыней зовут", и за нее "три раза в сутки каналью-повара дерут". "Ест за троих, порой и боле", за обедом пьет "люнель", и с ней "плохие шутки". |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева "Легкая барышня, черноволосая, смуглая, лет двадцати пяти, развязная и умная, как бес Щитов (см.) в женском платье. Колосов ссорился и мирился с ней раз пять в месяц. Она страстно его любила, хоть иногда, во время размолвки, божилась и клялась, что жаждет его крови". |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева "Босоногая девочка лет тринадцати, в ярко-красном ситцевом платье". |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова - Уланша. |
Тарабрин Григорий Яковлевич (р. 1853) - врач, ординатор таганрогской больницы. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Тарас Бульба (Гоголя) - повесть. Появилась в первоначальной редакции во второй части "Миргорода" (1835 г.). Г. неоднократно подвергал эту первую печатную редакцию повести переработке, дополнениям и изменениям. Переработка шла по частям в продолжение нескольких лет, пока в 1842 г. "Т. Б." не появился в окончательно исправленном виде во втором томе "Сочинений Николая Гоголя" (в первой редакции "Т. Б." состоял из девяти глав, в последней прибавлено три новых главы). По замечанию С. Т. Аксакова, в последних главах переделанного "Т. Б." уже слышится "новый тон". Это уже не был тон прежнего Г., великого поэта и художника. Люди, знавшие Г. лично, как С. Т. Аксаков и П. В. Анненков, подметили уже тогда совершающуюся перемену в Г. Гоголь, по словам Анненкова, "уже тогда (1841 г.) стоял на рубеже нового направления, принадлежа новым мирам. По тайным стремлениям своей мысли он уже относился к строгому, исключительному миру, открывавшемуся впереди; по вкусам, некоторым частным воззрениям художнической независимости к прежнему направлению. Последнее еще преобладало в нем, но он уже доживал сочтенные дни своей молодости, ее стремлений, борьбы, падений и - ее славы..." (Анненков. Восп. и крит. очерки, т. I). "В последних главах "Т. Б." новой редакции сказываются уже симптомы того дидактического направления, которое выразилось во всей полноте в "Выбранных местах из переписки с друзьями" (Тихонравов. Сочинения Гоголя, т. I, изд. десятое, стр. 675). Андрий. - Балабан. - Бовтюг. - Бородатый. - Вовтузенко. - Гуска, Степан. - Гуска, Охрим. - Голодуха, Максим. - Густый, Мыкола. - Дегтяренко. - Дорош. - Закрутыгуба, Иван. - Задорожний. - Кирдяга (Кошевой). - Кукубенко. - Остап. - Писаренко. - Полковник. - Полячка. - Попович, Демид. - Сторож. - Сыдоренко. - Тараса жена. - Тарас Бульба. - Хлиб. - Шило, Мосий. - Янкель. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя - Пономарь. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Исправник, высокий и толстый мужчина, лет пятидесяти, с красным носом и в усах, "с охриплым голосом". "Веселый" человек и "замысловатый чиновник". По отзыву Троекурова, "не промах, не разиня": "он бы деньги с Дубровского взять-то бы взял, да и самого не выпустил". Таков был "обычай" у Т. Г. Объявляя крестьянам Кистеневки "решение *** уездного суда, отпускал острые шутки и хохотал." Увидя молодого Дубровского, "крякнул". На вопрос Дубровского (что это значит?) ответил: "мы приехал вводить во владение Кирилу Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру-поздорову". "Кто там смел рот разинуть! - сказал грозно исправник, обращаясь к крестьянам. - Барин ваш Кирила Петрович Троекуров... слышите ли, олухи?" "Да это бунт! - закричал исправник: - гей, староста, сюда!" - "Отыщи сей же час, кто смел со мною разговаривать; я его!" Когда же толпа двинулась на него, бросился "в сени" и запер "за собою дверь". Сгорел в доме Дубровского. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Уп. л. "Дюжий" кузнец; "чуть было собственноручно не запарился до смерти в землянке, до того, что надо было отливать его водой". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Секретарь" миргородского поветового суда; сморкался "таким образом, как сморкаются все секретари по поветовым судам, с помощью двух пальцев", и "нюхал табак". На вопрос судьи после принятия жалобы Ив. Ник. секретарь "пустил сквозь губы густой "гм" и показал на лице своем ту равнодушную и дьявольски-двусмысленную мину, которую принимает один только сатана, когда видит у ног своих прибегающую к нему жертву". "Дела" читал "таким однообразным и заунывным тоном, что сам подсудимый заснул бы, слушая"; перед "начатием чтения" "обыкновенно" делал "свой приступ", т. е. сморкался "без помощи носового платка". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Знакомый Пушкина, автор журнальных статей, редактор предполагаемой литературной и политической газеты Пушкина (1832). Один из членов опеки над детьми поэта. Анненков. Восп. и крит. очерки, т. III; Павлищев, "Из сем. хроники". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Дворовый из Малиновки. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - После выкупа Антона Тимофеева и Петрушки Еремеева, приказчик, по словам горюхинского летописца, "хотел сковать Леху Тарасова, но тот бежал в лес". |
Тарасов Степан Алексеевич - гласный московской городской думы, с 1885 г. московский городской голова. |
Тарасов Тарас Петрович - руководитель класса гимнастики в Русском гимнастическом обществе. |
Тараховский Абрам Борисович - тароватый (тороватый) - великодушный, щедрый |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Кишиневский ресторатор, "любимец Кома" ("Из зад. прият.", 1822). |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина "черноокая". ("Кишин. дамы" - 1821). Сестра К. А. Катакази, "дева лет сорока, не красивая, но образованная" (Липранди, "Воспом."). |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Студент университета. "Веселый и добродушный малый". "Большой охотник до поэзии, и сам пописывал стишки". Влюбился "с первого взгляда" в Музу Павловну; в ней особенно ему нравилась "дикость - признак самостоятельности". На "благоразумные речи" Петра Петровича относительно увлечения Музой Павловной отвечает полным признанием его благоразумия, но вскоре же предупреждает его, что не хочет слышать никаких советов... он хочет, только наслаждаться своим счастьем... |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1544-1595). - Итальянский поэт, автор "Освобожденного Иерусалима" (Русск. перевод Д. Мина, изд. Суворина). Сочинения Тассо Пушкин любил читать "в час утренний досуга" ("Городок", 1814). "Слаще, средь ночных забав, напев Торкватовых октав" ("Евг. Онег.", I, 48). |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - "Широкоплечий" кучер тройки, на которой Пугачев с Гриневым ехал в Белогорскую крепость. "На дороге Т. …затянул унылую песню". |
Татаринцев Александр Иванович - в 1807-1844 г. владелец деревни Фофаново и живших в ней крестьян Морозовых, прадеда и деда А. П. Чехова. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Пленная татарка; горничная дочери ковенского воеводы". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1686-1750). - Историк. "Русская история" Т., СПБ., 1768-1784 гг., 4 т. "О Т-е" (1836). |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева - Словарь литературных типов. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Небогатая помещица, вдова. "Женщина лет пятидесяти, к большими серыми глазами навыкате, несколько тупым носом, румяными щеками и двойным подбородком. Лицо ее дышит приветом и ласкою". Носит обыкновенно серое тафтяное платье и белый чепец с висячими лиловыми лентами. "Живет безвыездно в своем маленьком поместье, с соседями мало знается, принимает и любит одних молодых людей". Никакого образования, ни воспитания не получила, но "так просто и хорошо себя держит, так свободно чувствует и мыслит, так мало заражена обыкновенными недугами мелкопоместной барыни, что, поистине, невозможно ей не удивляться..." "Книги не для нее печатаются". Когда не бывает у Т. Б. гостей, то зимой она сидит под окном и вяжет чулок, летом возится о цветами, играет с котятами, кормит голубей... Но когда заедет гость, которого она жалует, Т. Б. "вся оживится: усадит его, напоит чаем, слушает его рассказы, смеется, изредка его по щеке потреплет, но сама говорит мало". Сядет против гостя, обопрется тихонько на локоть и с таким участием смотрит ему в глаза, так дружелюбно улыбается, что гостю невольно в голову придет мысль: "Какая же славная женщина Татьяна Борисовна! Дай-ка я тебе расскажу, что у меня на сердце..." В беде, в горе утешит, добрый совет подаст". Любила смотреть, в особенности, на игры и шалости молодежи. "Сложит руки под грудью, закинет голову, прищурит глаза и сидит, улыбаясь, да вдруг вздохнет и скажет: "ах, вы, детки мои, детки!.." Самым привлекательным в Т. Б. было "естественность: ее здравый смысл, твердость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях, словом, все ее достоинства точно родились с ней, никаких трудов и хлопот ей не стоили..." Даже крестьяне не иначе ее зовут, как Татьяной Борисовной, и при ее имени "мужик как-то особенно головой тряхнет". Мало водится Т. Б. с помещицами. Она не умеет их занимать и засыпает под звуки их речей. Когда же старая дева К*** попробовала было заняться ее "развитием" и "довоспитанием", Т. Б. чуть не слегла и стала еще более избегать сближения с соседками. В племяннике, которого она воспитала, ей не нравилось "подобострастие Андрюши". Т. Б. посылала ему денег, пока могла, а затем Беловзоров явился сам в деревню для поправления здоровья, хотя был "поперек себя толще". С теткой и людьми обращался он дерзко, а Т. Б. приговаривала только: "Ох, уж мне эти художники!" - но в нем "души не чаяла", хотя из-за племянника перестало к ней ездить много прежних знакомых. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Мать Аси. Бывшая горничная в доме Гагиных. "Высокая, стройная фигура", благообразное, строгое, умное лицо с большими зелеными глазами". "Она слыла - девушкой гордой и неприступной". Гагин-отец "сильно привязался" к Т. В. и хотел даже жениться на ней, но она сама не согласилась быть его женой, несмотря на все его просьбы". "Вместе с Асей жила в избе у замужней сестры своей, скотницы" и "не хотела переселиться" в господский дом. Гагин "изъявил желание иметь дочь при себе, но "Т. и в этом ему отказала". Дочь свою она "держала очень строго". |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Помещица Сучка. Умерла "под Карачевым в девках". Сучка из поваров произвела в кофишенки, затем в актеры, а затем опять обратила в повара за то, что у него брат сбежал. "Никому не дозволяла жениться". "Ведь живу же я так, в девках, - говорила она по этому поводу: - что за баловство! Чего им надо?.." |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Крепостная помещицы Лосняковой. Любит фельдшера Павла Андреевича и тот ее, но, благодаря проискам главного конторщика и ключницы, им не разрешают вступить в брак. Т. перевели из прачек в судомойки, бьют и держат в затрапезе. В конце концов ссылают. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Дворовая девушка, "искусная и умная", прачка. "Женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке". Нрава была "весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного; к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно". Работала за двоих, думала только о том, чтобы к сроку окончить работу. "Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила". Ни с кем не разговаривала и "трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала". Чуть не обмерла при виде рослой фигуры Герасима. По приказу прикидывается, однако, пьяной, чтобы оттолкнуть от себя Герасима. Выходит по приказанию же замуж за Капитона Климова и безропотно с ним же уезжает на ссылку в дальнюю деревню. И только здесь, получив на память от Герасима платок, не вытерпела, прослезилась и решилась три раза по-христиански расцеловаться с Герасимом. "Безответная ты душа!" - определил Т. дворецкий. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Беглая горничная у Стаховых. "Помнится, - говорит Елена, - я была еще маленькая... У нас ушла горничная. Ее поймали, простили, и она долго жила у нас... а все-таки все ее величали: Татьяна беглая. Не думала я тогда, что и я, может быть, буду беглая, как она". |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева - жена Павла. "Настоящая русская женщина, дородная, русая, простоволосая, с широкой косой, туго завернутой около рогового гребня, с крупными, но приятными чертами лица, с очень добрыми серыми глазами". "Руки у ней были чистые и красивые, хоть и большие". "Одета она была в опрятное, хоть и полинялое ситцевое платье". - "Голос ровный", "выговор твердый, отчетливый, безо всякой певучести". - Она, по словам Соломина, "разумница". Говорит метко, со здравым смыслом. - Глаза у нее "зоркие", "руки ловкие"; она "заметливая". - "Тяготится фабричным житьем... ни тебе город здесь, ни деревня... без Василия Федотыча и часу бы я не осталась!" - "На Соломина она чуть не молилась, а мужа своего ставила тотчас после Bac. Федот. - "Ведь он какой? - книжки всякие читает и все может сейчас руками развести". О Марианне и Нежданове говорит, подперши щеку рукою и смотря на них: "погляжу я на вас - и какие же вы оба молоденькие да хволенькие... Так приятно на вас глядеть, что даже печально!" Нежданову "казалось, что он подобных Т. видел целые сотни - и говорил с ними сотни раз". |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Комментаторы Пушкина не скупились на домыслы, указывая на различных лиц, послуживших прототипом Татьяны. Анненков замечал, что ни Татьяна, ни Ольга в "Онегине" "не носят на себе, по действию творческой силы, ни малейшего признака портретов с натуры, а возведены в общие типы русских женщин той эпохи"; тем не менее для того же Анненкова "не подлежало сомнению", что в Татьяне отражены черты Анны Николаевны Вульф; она по отношению к Пушкину "представляла, как и Татьяна по отношению к Онегину, полное самоотвержение и привязанность, которые ни от чего устать и ослабеть не могли, между тем как сестра ее, воздушная Евпраксия, как отзывался о ней сам поэт - представляла совсем другой тип". ("Пушк. в Алекс. эпоху", стр. 279). А. Н. Вульф в своем дневнике удостоверял, что его любезные сестрицы суть образцы" пушкинских "деревенских барышень и чуть не Татьяна ли одна из них" (Л. Н. Майков, "Пушкин", стр. 199). Сам Майков, однако, тут же "замечал кстати", ссылаясь на статью М. Семевского ("Р. вестн.", 1869 г. № 11), что Пушкин подарил экз. "Онегина" "Е. Н. Вульф с надписью: "Твоя от твоих". К этому рассказу Б. Л. Модзалевский прибавляет со слов сына Евпр. Ник., барона А. Б. Вревского, будто бы имя Татьяны "Пушкин связал с именем его матери - барон. Е. Н., т. к. Татьяна празднуется в тот же день, что и Евпраксия: действительно, день обеих - 12 января" ("Пушк. и его совр." вып. I, стр. 13). Таким образом, "воздушной Евпраксии" (ее характеристику Анненкова выше: Ольга) придаются характерные черты пушкинской Татьяны, что является таким же "домыслом", как и утверждение А. Н. Вульфа, будто бы он послужил прототипом Ленского. А. П. Керн в своих воспоминаниях (Майков, "Пушк.", стр. 236-237) строки VIII гл. Онегина ("К хозяйке дама приближалась...") относит к себе самой. Плетнев ("Соврем." 1863 г. № 7) указывал, что эти же самые строки имеют отношение к гр. Н. В. Кочубей. Это с одной стороны; с другой, А. Н. Раевский еще в 1824 г. писал Пушкину из Одессы о женщине, "тихая и добрая душа" которой сознает несправедливость, тяготеющую над поэтом (ссылка в Михайловское). Она, писал Раевский, "выразила мне все это с чувством и грацией, свойственной характеру Татьяны" ("Русск. арх." 1881, I). Гершензон и другие исследователи принимают, что под "Татьяной" (конечно, с намеком на "онегинскую" Татьяну) "Раевский разумеет" - гр. Воронцову (М. О. Гершензон, "Образы прошлого", стр. 41). Ср. Онегин. Как бы то ни было, несомненна верность замечания Анненкова, что пушкинские типы "не носят на себе, по действию творческой силы, ни малейшего признака портретов с натуры". |
Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова - "Слыхал, что вздорная", - говорит о ней Чацкий. По словам Молчалина, "известная... притом чиновные и должностные - все ей друзья и все родные". "Обходительна, добра, мила, проста. Балы дает нельзя богаче, от Рождества и до поста, и летом праздники на даче". Она Молчалину "рассказывала что-то, из Петербурга воротясь", про связи Чацкого "с министрами, потом разрыв". |
Смотри также Литературные типы произведений Аксакова - Пожилая баба, птичница. "Прозванье "Горожаны" она имела потому, что несколько времени смолоду жила в каком-то городе". За то, что смотрит хорошо за птицей, Степ. Мих. приказал "сверх месячины, выдавать птичнице ежемесячно по полпуду муки на пироги". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Правитель шанхайского округа, командир войск, сражавшихся против тайпингов (выше: Тайпинг-Ван). |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Уп. л. Муж Юлии Павловны. Сорока пятилетний, "что называется, мужчина видный", "с почтенным чином, с хорошим состоянием, с крестом на шее, словом, с карьерой и фортуной". "Нельзя сказать", "чтобы он был только простой и добрый человек". "Он в обиду себя не давал", "и в своей сфере считался деловым человеком". На вечерах иногда играл в карты и "судил весьма здраво о "состоянии России, о том, чего ей не достает в хозяйственном и промышленном состоянии". |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Приезжий, "из ее стороны, где жили ее родные". "Пожилой, некрасивый человек, говорил об урожае да о своем сенатском деле". Просил позволить ему "присоединиться к обществу" "знакомых" Тафаевой. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (55-120). - Римский историк. "Бич тиранов". "Замечания на Анналы Т." и "Характеристику Т.". |
Тачалов Арсений Васильевич (ум. 1890) - протоиерей православных церквей в Висбадене и Париже, духовный писатель |
Тверитинов Александр Николаевич (р. 1846) - участник русского революционного движения 60-х - 70-х гг. XIX в., близкий к нечаевцам. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева "Наш почтеннейший и добрейший" А. И. Т., "который подал в 1860 записку" и "всюду читал ее по петербургским салонам. Особенно хороша была там одна фраза о том, что "наш освобожденный мужик непременно пойдет, с факелом в руке, по лицу всего отечества". "Надо было видеть, говорил Сипягин, как сам милый А. И., надувая щечки и тараща глазенки, произносил своим младенческим ротиком: ффакел! ффакел! пойдет с ффакелом!" |
Смотри также Литературные типы произведений Аксакова - "Прекрасная татарка", "дочь богатого татарского дворянина". Полюбив Тимашева, бежала от отца в Уфу, где приняла христианство. Вышла замуж за Тимашева. "При помощи природных ее способностей и живости ума в непродолжительное время она сделалась светскою, интересною дамою, возбуждавшею невольное участие и невольную зависть, чему конечно много содействовала ее красота и необыкновенность положения". Через три года "умерла чахоткой, оставя двух сыновей и сокрушенного горестью мужа". |
Смотри также Литературные типы произведений Аксакова - Богатая татарская семья. "Это семейство, точно так же как и семейство Алкиных, уже приняло тогда некоторую внешнюю образованность в образе жизни и говорило хорошо по-русски, но строго соблюдало во всей чистоте мусульманскую веру". |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Подпоручик. "Человек среднего роста, довольно плотный, сутуловатый, белокурый, почти белобрысый, лицо имел круглое, свежее, краснощекое, вздернутый нос, низкий на висках заросший лоб и крупные, правильные, вечно неподвижные губы: он никогда не смеялся, не улыбался даже. Лишь изредка, когда он уставал и задыхался, выказывались четырехугольные зубы, белые как сахар. Та же искусственная неподвижность была распространена по всем его чертам; не будь ее, они бы являли вид добродушный". Не совсем обыкновенны были только глаза, небольшие, с зелеными зрачками и желтыми ресницами: правый глаз был чуть выше левого, и на левом глазу века поднималась меньше чем на правом, что придавало его взору какую-то разность и странность и сонливость". "Физиономия Т., не лишенная, впрочем, некоторой приятности, почти постоянно выражала неудовольствие, с примесью недоумения: точно он следил внутри себя за невеселою мыслью, которую никак уловить не мог". Он не производил, однако, впечатления "гордеца": его скорей можно было принять за человека обиженного, чем за гордого человека. Говорил он очень мало, с запинками, хриплым голосом, без нужды повторяя слова. "Высоких слов не употреблял" и прибегал к ним лишь в письме: почерк имел "совершенно детский". И для начальства, и для подчиненных он был офицер "так себе". В школе он считался одним из "самых тупых и самых смирных учеников; по рекомендации двоюродного дяди поступил в конную артиллерию и еле сдал экзамен на офицера. Товарищи его не любили и посещали редко; он сам ни к кому не ходил: присутствие посторонних людей его стесняло". Однако его уважали не за характер или ум, а потому, что считали, что Т. может "выкинуть какую-нибудь необыкновенную штуку". Жил он скромно, по состоянию. И он сам верил в свое "предопределение". За ним установилась репутация "таинственного, фатального человека", и он "сам ухватился за эту репутацию". Она льстила "громадному самолюбию", и Т. поддерживал ее: "молчал и дичился". Он верил "в предчувствия, предсказания, приметы, встречи, в счастливые, несчастливые дни, в преследование и благоволение судьбы, в значительность жизни" и в свою "железную волю", но "на свете ему было тесно", и меланхолия одолевала его, "что-то грызло и мучило". История с Машей, которую он любил страстно и не женился на ней только потому, что она была мещанка, мучила его. "Загубил я ее жизнь - и теперь надо самому долг выплатить", - говорил он, вспоминая последнее свиданье и ее последние слова ("я знаю что мне остается делать"). Предчувствие не обмануло Т.: Маша умерла. В таинственном стуке он услышал ее зов. И несмотря на признание Риделя, что стучал именно он, несмотря на заявление доктора, что Маша умерла от холеры, а не от отравы, Т. не поверил ни тому, ни другому. - "Вы меня узнаете и вспомните обо мне", - сказал он Риделю за несколько мгновений до смерти. К ней вела Т. вера в предопределение и прочие фатальности". |
Тезоименинник - тезка |
Теккерей Уильям Мейкпис (1811-1863) - известный английский писатель, автор романов "Ярмарка тщеславия", "Пенденнис", "Ньюкомы", "История Генри Эсмонда", сборника сатирических эссе "Книга снобов" и цикла пародий "Романы прославленных сочинителей". |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева - урожденная Ломова. "Влажная была. Мне, говорила она, своя воля дороже всего". Двадцати пяти лет словно полюбила Гуськова, но "замуж за него не вышла, а пользовалась им во всех частях". Деньги, какие у него были, он все к ней тащил, как "муравей". Блажь Аграфены Ивановны принимала иногда размеры необычайные: нраву она была неукротимого и на руку дерзка... Гуськовым помыкала и пешком из Москвы в деревню его посылала - за оброком. "Чувствуя уже кончину жизни своей, сказала бригадиру сими, якобы надгробными и ему вечно памятными словами: "друг мой, я твоя змея и виновница всего твоего несчастия". На поясном портрете Аграфены Ивановны, находившемся "в жилище бригадира", А. И. была изображена в виде красивой, черноглазой женщины с продолговатым и смуглым лицом, высоко взбитыми и напудренными волосами, с мушками на висках и подбородке..." в костюме "эпохи восьмидесятых годов". "Чем-то слишком жизненным и несомненным веяло от этого выразительного, но недоброго лица. В горбине узкого носа, в правильных, но плоских губах, в почти прямой черте густых, сдвинутых бровей сказывался повелительный, надменный, вспыльчивый нрав. Не нужно было особого усилия, чтобы представить себе, как это лицо могло внезапно загораться страстью или гневом". |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Жена А. С. Телегина. Московская уроженка и когда-то первая красавица. И в старости носила точно такой же туалет, в каком была в Петров день 1789 года, когда на Ходынском поле ее "заметил" князь Алексей Орлов. Так и ходила она постоянно в высоком крагене вокруг шеи, белом коротком платье и прюнелевых башмачках на красных каблучках; а сверху платья носила кофту из голубого атласу, со спущенным с правого плеча рукавом. Только шляпу а-ля-бержер-де-Трианон заменил пирамидальный "чепец с розовыми лентами". Глупа М. П. была "до святости"; "болтала зря, словно и сама не знала, что у ней из уст выходит и все больше об Орлове", но женщина она была "очень добрая", и "угодить ей было легко". Без сладостей не могла жить и не переносила одиночества и потому держала при себе особую старушку, на обязанности которой лежало заведование варкой и подношеньем варенья, и целый штат приживальщиц. Мужа своего М. П. "обожала", хотя и был у нее "предмет" (Капитонушка). Его портрет она хранила в потайном ящике и каждый раз краснела, когда упоминала имя Капитонушки. Но, по словам мужа, было "бело платье" М. П., а "душа еще белей". Она не пережила мужа: месяц спустя после его смерти не стало и М. П. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - журнал, издававшийся в Москве Н. И. Надеждиным. В 1832 г. Гончаров-студент поместил в "Т-е" перевод двух глав романа Е. Сю "Атар Гюль" (№ 15). ----------------------------------- Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1831-1836). - Журнал Надеждина, издавался в Москве. В "Т." появились статьи Ф. Косичкина. |
Телешов Николай Дмитриевич (1867-1957) - русский писатель, организатор литературного кружка "Среда" (1899). В дореволюционном творчестве заметно влияние А. П. Чехова. Сочинения: "Белая цапля", "В сочельник", "На тройках", "Фантастические наброски" и др. |
Теляковский Владимир Аркадьевич (1860-1924) - директор петербургских и московских императорских театров. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Уп. л. Сапожник, бывший крепостной Собакевича. "Что шилом: кольнет, то и сапоги; что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного". Один из тех, чьи "мертвые души" приобрел Чичиков у Собакевича. Милушкин, Михеев, Пробка и Телятников. |