Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛОВ"-"ЛЯХ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛОВ"-"ЛЯХ")

Ловлас

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(Lovelass) - герой романа Ричардсона "Кларисса Гарлоу". "Ловласов обветшала слава" ("Евг. Он.", IV, 7). Ларина любила Ричардсона, "не потому чтобы прочла, не потому, чтоб Грандисона она Ловласу предпочла" (II, 30).

Ловлас-Тверской

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- прозвище Вульфа (Языкову, 1836).

Логановский, Александр Николаевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1812-1855). - Скульптор. На его статую "Мальчик, играющий в свайку" пьеса Пушкина (1836).

Лодий П. А.

Лодий П. А. (1855-1920) - актер театра "Эрмитаж", известный певец-тенор, исполнитель роли Синей Бороды.

Лозгины ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Братья Л. - знакомые М. Волохова; старшему из них он давал книги. По словам Веры, старший Л. с книгами Волохова ходил в книжную лавку и говорил купцам: "Вот бы какими книгами торговали!" Он же забрался в девичью, да горничным целый день проповедовал, что глупо есть постное, что Бога нет и что замуж выходить нелепо". Младший, Володя Л., "вдруг объявил матери, что он не будет ходить к обедне". Его "высекли, стали добираться отчего? На старшего показал".

Лойола Игнатий

Лойола Игнатий (дон Иниго Лопес де Рекальдо Лойола) (1491-1556) - основатель ордена иезуитов (начало XVI в.); канонизирован папой Григорием XV.

Локоть

Локоть - старинная мера длины, 1,2 м

Локтев, Сергей Николаевич ("Отцы и дети")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Отец Одинцовой. Известный красавец, аферист и игрок. Прошумел в Петербурге, "проигрался в прах" и поселился в деревне, в крошечном имении. Соседей своих презирал, и они его презирали.

Ломачевский Д. П.

Ломачевский Д. П. - начинающий писатель, которому Достоевский просил помочь, устроив в редакцию "Времени" "хотя бы корректором".

Ломброзо Чезаре

Ломброзо Чезаре (1835-1909) - итальянский судебный психиатр и криминалист, родоначальник т. наз. антропологического направления в уголовном праве. Выдвигал тезис об особом биологическом типе преступника, т. е. о "врожденности" преступлений.

Ломов, Алексей Иванович ("Бригадир")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- братец Агриппины Ивановны Телегиной. "Алчная душа", по словам Наркиза, "уж точно жидовская... Сестре в рост деньги отдавал, а Василий Фомич Гуськов был поручителем".

Ломов, Евстигней Иванович ("Бригадир")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- брат Агр. Ив. Телегиной.

Ломов, Федор Иванович ("Бригадир")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- брат Агр. Ив. Телегиной.

Ломова, Раиса Павловна ("Бригадир")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Статская советница; отвела Гуськову на жительство "флигелек с полуразметанной крышей и одинокой трубой". "Она велела выдавать Гуськову месячину, а также приставить к нему для услужения проживавшую в той же деревне дурочку из дворовых" (Грунька).

Ломова, Феодулия Ивановна ("Бригадир")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Единоутробная, но не единосердечная, по выражению Гуськова, сестра Агр. Ив. Последнюю Ф. И. иначе не называла, как сердечный дружочек , а Гуськова "препочтенный родитель нашего семейства". После смерти сестры Г. получил от Ф. И. "точное удостоверение, что (она) последнюю кроху" с ним разделит. Однако из обещанного Г. в ответ на свои "гостинцы" получил "белого пике на жилет за пять рублей да кисейный на шею платок..." Ф. И. угодно было деньги, привезенные Г., под видом сохранения взять в свое ведение и "угощать себя" "добром" Гуськова.

Ломоносов, Михаил Васильевич

Ломоносов, Михаил Васильевич (1711-1765) - великий русский ученый, первый русский естествоиспытатель, оптик, географ, историк, филолог, поэт, поборник просвещения. Благодаря М. В. Ломоносову была построена первая в России химическая лаборатория и по его же настоянию в 1755 г. открыт Московский университет.

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1711-1765). - В пьесе "К другу стихотв." (1814) Пушкин относит Л. к числу "певцов бессмертных". "Бессмертный наш певец, веселье россиян, полунощное диво", именует Пушкин Л. в пьесе "К Жуковскому" (1817). В "Евг. Он." (V, 25) пародируется стих Ломоносова. В 1825 г. только отсутствием у нас критики Пушкин объяснял установившуюся репутацию Л. как "великого поэта"; отрицая за Л. поэтическое дарование, Пушкин считал его за "великого человека", который "понял истинно источник р. языка и красоты оного" (П. - Бестужеву). Л., по мнению Пушкина, "обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник". (О предисловии Лемонте к басн. Крылова, 1825). Характеристика его, "Мысли на дороге, III". О Л-е. М. Пекарский, "Ист. Ак. наук", т. II. Сочинения Л. выходят в издании Ак. наук.

Ломоносов, Николай Григорьевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(† 1853). - Брат лицейского товарища П. Послания к нему (1814).

Ломоносов, Сергей Григорьевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1799-1857). - Лицейский товарищ Пушкина (лицейское прозвище "крот"), впоследствии рос. посланник в С. Штатах и Нидерландах.

Лонгинов Михаил Николаевич

Лонгинов Михаил Николаевич (1823-1875) - библиограф и историк литературы; в молодости член кружка "Современника" и либерал; к 60-м годам резко поправел и стал писать в "Русском вестнике" Каткова.

Лопарев, Миша ("На родине")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. "Неуклюжий Миша Лопарев", по отзыву губернаторши (Углицкой); кавалер Софьи на вечерах.

Лопатин Лев Михайлович

Лопатин Лев Михайлович (1855-1920) - профессор Московского университета, философ-идеалист, по воззрениям близкий к Вл. Соловьеву.

Лопе де Вега (Лопе Феликс де Вега Карпьо)

Лопе де Вега (Лопе Феликс де Вега Карпьо) (1562-1635) - крупный представитель Возрождения, испанский драматург "золотого века" испанской литературы. Выходец из бедной семьи, выпускник университета в Алкале, участник похода "Непобедимой армады", секретарь герцога Альбы, маркиза Мальпика, герцога Лемосского. Автор более 2000 пьес

(в т. ч. "Овечий источник", "Саламейский алькальд", "Образцовый король", "Собака на сене", "Учитель танцев" и др.), пасторального романа "Аркадия", поэм "Песня о драконе", "Трагическая корона", романа "Странник в своем собственном отечестве".

Лоренц Василий Иванович

Лоренц Василий Иванович - главный врач больницы Всех Скорбящих (для душевнобольных)

Лоренц Виктор Васильевич

Лоренц Виктор Васильевич - сын В. И. Лоренца, главного врача больницы Всех Скорбящих для душевнобольных.

Лоренцо О. ("Песнь торжествующей любви")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- "старый степенный монах".

Лорин

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- роман в 2-х частях графа П. А. Валуева, Спб. 1882 г. Изд. книгопрод. К. К. Ретгера, под фирмой Шмицдорф. Роману предпослано следующее предисловие издателя: "Роман "Л." написан б. ч. в 1876 г. и окончен в 1878; но я только в ноябре прошлого 1881 г. получил от автора изъявление согласия на его издание". Пересказ содержания романа Бебикова, сделанный Гончаровым в "Литер. вечере", близко совпадает с содержанием "Л.". Главные действующие лица там и тут почти тождественны - Граф - Граф Лорин (у Валуева); княгиня - кн. Искрицкая; Лидия N - Ольга Николаевна Соболина; Лиза Ф. - Ширяева; барон - бар. Рингшталь. В общих чертах Гончаров замечательно выпукло отразил физиономию валуевского романа с его бледными образами, расплывчатыми характеристиками и утомительно длинными отступлениями. "Список": Валуев и "Перечень": "Лит. вечер".

Лорис-Меликов Михаил Тариелович

Лорис-Меликов Михаил Тариелович (1825-1888) - граф, государственный деятель, в 1880-1881 гг. - министр внутренних дел.

Лоррен (Желле) Клод

Лоррен (Желле) Клод (1600-1682) - французский живописец и график, представитель классицизма, один из любимых художников Ф. М. Достоевского.

Лосев, Константин

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Капитан морской артиллерии и спутник Гончарова во время его путешествия на "Палладе".

Лоснякова, Елена Николаевна ("Контора")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Помещица. Держит полтораста душ дворни. Управляет имениями посредством изготовленных в конторе письменных приказов на имя бурмистра, который неграмотен. Для сочинения таких приказов существует специальный конторщик, а другие переписывают. В сущности же всецело находится под влиянием главного конторщика, Николая Еремеича, да ключницы Аксиньи Никитичны, которые надувают и обманывают Л. как хотят. Дворовыми помыкает и распоряжается, как придет в голову: Купрю из портных "производит" в истопники, Татьяну ссылает за то, что в нее влюбился фельдшер и поссорился из-за нее с главным конторщиком, преследовавшим девушку.

Лот

Лот - старинная русская мера веса (12, 797 г)

Лотерея-аллегри

Лотерея-аллегри - лотерея, в которой розыгрыш производится немедленно после покупки билета. Аллегри (от итал. "будьте веселы") - надпись на пустом билете такой лотереи.

Лоти Пьер

Лоти Пьер (1850-1923) - французский беллетрист

Лохвицкий Александр Владимирович

Лохвицкий Александр Владимирович (ум. 1884) - московский адвокат, присяжный поверенный, известный своей беспринципностью. Эта его черта не была обойдена даже в его некрологе. Профессор уголовного права.

Лохмотьев, Алексей ("Горе от ума")

Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова

- Ему, по словам Репетилова, принадлежит выражение "радикальные потребны тут лекарства, желудок больше не варит"

Лубе Эмиль Франсуа

Лубе Эмиль Франсуа (1838-1929) - политический деятель, президент французской республики, сторонник русско-французского союза. В 1902 г. был в Петербурге с дипломатическим визитом.

Лубочный театр (Грибоедова)

Написан в 1817 г. в ответ на статью Загоскина в "Северном наблюдателе". В письме к Катенину от 19 октября 1817 г. возмущенный "ахинеей" Загоскина Грибоедов писал: "Коли ты хочешь, непростительно, точно непростительно этим оскорбляться, и я сперва как прочел, рассмеялся, но после чем больше об этом думал, тем больше злился. Наконец не вытерпел, написал сам фасесию и пустил по рукам; веришь ли? нынче четвертый день, как она сделана, а вчера в театре во всех углах ее читали, благодаря моим приятелям, которые очень усердно разносят и развозят копии этой шалости. Я тебе ее посылаю, покажи Бегичеву; - покажи кому хочешь, впрочем. Воля твоя, нельзя же молчаньем отделываться, когда глупец жужжит об тебе дурачества, Этим ничего не возьмешь, доказательство Шаховской, который вечно хранит благородное молчание и вечно засыпан пасквилями". При жизни Грибоедова "Лубочный театр" не мог быть напечатан в журналах и по рукам ходили "списки".

Лувель

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Убийца герцога Беррийского. Публичное "показывание" его портрета Пушкиным (в театре) явилось одной из причин ссылки поэта на юг России.

Луговой

Луговой - Тихонов А. А.

Луговой, Н.

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- псевдоним Сомова (Орлову, 1832).

Лужин, граф ("И. С. Поджабрин")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- За ужином у баронессы Цейх, "облокотясь рукой на спинку стула" Амалии, "почти лежал гр. Л. с бокалом в руке" и "говорил ей что-то тихонько". "Заметил резко" Поджабрину: "...В самом деле, что ж вы не пьете? У вас все тот же бокал! Если это так продолжится, вы, mille pardons ("Перевод", Лужин, 1)

- будете здесь лишний". Князю Поскочину сказал, что если его дама заснет, то князь отвечает за нее: "Откуда хочешь возьми женщину, а то кадриль не полна - хот сам надевай юбку". Когда князь нарядился в дамскую кофту и чепец, заявил: "Если бы бакенбарды долой, ты, князь, был бы совершенно женщиной, только не княгиней, а пуассардкой". В переряженном Поджабрине усмотрел сходство со своей тетушкой".

Лужин ("Дым")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Молодой путешественник, с каменным, как у новых кукол, лицом и каменными воротничками". Он славился тем, что "оросил это самое лицо и эти самые воротнички брызгами Ниагары и нубийского Нила, впрочем, ничего не помнил из всех своих путешествий и любил одни русские каламбуры".

Лужников

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Каченовский (Чаадаеву, 21).

Лужский

Лужский (Калужский) Василий Васильевич

(1869-1931) - артист, заведующий труппой Московского Художественного театра, режиссер и педагог. в пьесах А. П. Чехова исполнял роли Сорина ("Чайка"), Серебрякова ("Дядя Ваня"), Андрея ("Три сестры").

Луиджи ("История лейтенанта Ергунова")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Человек невысокого роста... Цыганское худощавое лицо с черными густыми бровями и усами, черными глазами и крючковатым носом... Таинственный человек, с рукой в тонком обшлаге с тремя крошечными серебряными пуговками..." В письме к Кузьме Васильевичу Эмилия говорит: "Луиджи был ужасный субъект, безбожный изверг... злодей... убить себе подобного для него ничего не значило... он говорил на всех языках..... он все-все мог сделать, он был ужасный человек... письмо от моего имени он вам написал".

Луиза, герцогиня Тосканская

Луиза, герцогиня Тосканская (р. 1870) - с 1892 г. жена саксонского кронпринца Фридриха Августа II.

Луиза ("Пир во время чумы")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Погибшее, но милое созданье". "В ней", "по языку судя, мужское сердце", но при виде "телеги, наполненной мертвыми телами", Л. делается дурно. Ей снится "ужасный демон", "весь черный, белоглазый". - "Он звал меня в свою тележку. В ней лежали мертвые - и лепетали ужасную, неведомую речь. Скажите мне, во мне ли это было? Проехала ли телега".

Луизе, фрау ("Ася")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Вдова бывшего бургомистра", "добрая, но пустая старушка".

Лука ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Обломовский "славный плотник". По словам отца Обломова: "Так построил крыльцо, что оно, хотя и тогда шаталось, как его сделали, да вот не развалилось же, даром, что шестнадцать лет без поправки стоит". - "Славно тогда сделал Лука! Вот был плотник, так плотник... Умер - царство ему небесное, нынче избаловались: не сделают так".

Лука Саввич ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Илья Иванович Обломов не мог без смеха слушать историю, о том как Л. С., катаясь с гор, себе "бровь расшиб". Сам Л. С. считал - "это все вон Алексей Наумыч выдумал: то, чего и не было совсем! Но все обитатели дома утверждали противное: "Э, - хором подхватили все. - Да как же ничего не было? Мы-то умерли разве? А лоб-то, лоб-то, вот и до сих пор рубец виден". Под общий хохот Л. С. признавался: "...Я бы... не того... да все Васька, разбойник... салазки старые подсунул... они и разъехались подо мной... я и того..."

Лукерья ("Живые мощи")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Словарь литературных типов.

Лукерья Львовна ("Евг. Онегин")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. "Все белится", как прежде.

Лукин Александр Петрович

Лукин Александр Петрович (ум. 1905) - фельетонист, сотрудник газет "Русские ведомости", "Молва", "Новости", "Биржевые ведомости", журнала "Искра". Псевдоним Скромный наблюдатель. Порой выходя за рамки фельетона, А. П. Лукин пытался обрисовать тот или иной тип или событие по законам беллетристики (свою литературную карьеру начал повестью "История барыни Анны Ивановны", изображавшей помещичий быт эпохи отмены крепостного права, напечатанной в 1886 г. в "Современнике"). В 1901 г. часть фельетонов А. П. Лукина вышла в 2 тт. под общим названием "Отголоски жизни. Наблюдения и заметки".

Лукка Паолина

Лукка Паолина (1841-1908) - итальянская певица, в 1874-1889 гг. артистка Венской придворной оперы.

Лукреция

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

жена Луция Тарквиния Коллатина. Обесчещенная Секстом, сыном Тарквиния Гордого, взяла с отца и мужа клятву, что они отомстят преступнику, и заколола себя на их глазах. рассказ Т. Ливия, I, 57. Уп. "Гр. Нулин" и "Заметки".

Лукулл

Лукулл (106-56 гг. до н. э.) - древнеримский полководец, известный своим богатством. Его имя стало нарицательным для обозначения человека, утопающего в роскоши и пресыщенного жизнью, а потому ищущего все новых утонченных наслаждений.

Лукьян Федосеевич ("Утро делового человека")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Партнер Ив. Петр. По словам Ал. Ив., "нельзя сказать, чтобы он был без ума". "Тонок в обращении" и "больших сведений". "Л. Ф. человек, каких у нас мало на Руси", отзывается о нем Ив. Петр. Но "дурно играет в карты".

Лукьянова, Варвара Лукинишна

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Гувернантка детей A. A. Кирмаловой, впоследствии классная дама в Спб. Николаевском сиротском институте. По словам М. Ф. Суперанского, Л. играла "заметную роль" в жизни Гончарова и есть основание предполагать, что она была героиней одного из старых эпизодов в жизни автора "Обрыва" (Соч. IX, 135). Ср. Воспоминания Потанина "Ист. вестн.", 1903, № 4 и письмо Гончарова к Тройницкому "Вестн. Евр." 1908, XII, стр. 454-455.

Лукьяныч ("Три встречи")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Старик-сторож. Человек вольный на маловольи. Не берет денег на чай, говорит: "много благодарны за расположенье, а хлеба с нас и в краюхе будет". Всегда "скучный", "сумнительный человек". Кончил жизнь самоубийством - удавился.

Лулихин, Петр Петрович ("Гамлет Щигр. у.")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Помещик, "маленького роста, с высоким хохлом и усами, в коричневом фраке и пестром галстуке". Его желчные и подвижные черты дышали умом и злостью. "Беглая, едкая улыбка беспрестанно кривила его губы; черные прищуренные глазки дерзко выглядывали из-под неровных ресниц". Говорил "резким голосом" и часто визгливо смеялся. Пользовался репутацией местного "первого остряка" и производил впечатление "неугомонной осы". При первом же знакомстве сообщает, что у него жена с землемером сбежала. "Так-таки взяла да и убежала и письмо мне оставила: "Любезный, дескать, Петр Петрович, извини; увлеченная страстью, удаляюсь с другом моего сердца... A землемер только тем и взял, что не стриг ногтей да панталоны носил в обтяжку". Впрочем, тот же Л. говорит о себе: "Я слыву здесь за остряка - вы этому не верьте. Я просто озлобленный человек и ругаюсь вслух: оттого я так и развязен. И зачем мне церемониться, в самом деле? Я ничье мнение в грош не ставлю и ничего не добиваюсь; я зол..." "Злому человеку, по крайней мере, ума не нужно. A как оно освежительно, вы не поверите..." Любит присутствие барынь, так как от них острякам "пожива".

Луна-де, Дон Рафаэль ("Неосторожность")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"30 лет, молодой красивый незнакомец, в голубом платье с белым пером, очень приятной наружности, смиренный и почтительный обожатель Долорес. Называет себя "легкомысленным, беспутным человеком"; я, говорит он про себя, "едва ли верю во что-нибудь - я не верю в порок, а потому не верю и в добродетель".

Луначарский Анатолий Васильевич

Луначарский Анатолий Васильевич (1875-1933) - революционер, советский государственный и общественный деятель, драматург, литературный и художественный критик.

Лунин, Михаил Сергеевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Декабрист. Уп. в пьесе: "А. И. Тургеневу" (1817 г.). О нем: "Восп. Д. И. Завалишина", Берлин и СПБ.

Лунины ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Знакомые" Адуева. По отзыву Петра Иваныча, "люди порядочные". По мнению раздраженного Александра, сам. Л. "точно тот осел, от которого соловей улетел за тридевять земель. А она (Лунина) - так доброй лисицей смотрит"...

"Лунные ночи"

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- рукописный альманах Майковых 1839 г. Перечень: "Счастливая ошибка".

Лупинус, Василий ("Холостяк")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- уп. л.

Лупинус, Иван Афанасьевич ("Холостяк")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- уп. л.

Лупояров ("Накануне")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Является к Инсаровым с визитом в Венеции. Л. - щегольски одетый человек с маленьким, остреньким лицом и бойкими глазками". Держится любезно и развязно. Восхищается Венецией, сообщает о решительном сражении на Дунае, о том, что в нем самом "славянская кровь так и кипит!", советует быть осторожнее и рассказывает, что сам раз назвался датчанином, чтобы отвязаться от шпиона; "бегал накануне", по его словам, "как сумасшедший по дворцам и по церквам"; в "знаменитых тюрьмах" душа его - как любителя "заниматься социальными вопросами" и врага аристократии - возмутилась; объявляет, что он, как и все молодое поколение, "за прогресс", рад войне, "только бы домой не потребовали"; хвалит Victor Hugo, Вяземского, объявляет себя любителем поэзии, собирается изучить вопрос о торговле в Средиземном море. - "Вы скажете, предмет неинтересный, специальный, но нам нужны, нужны специалисты, довольно мы философствовали, теперь нужна практика, практика..." Долго трещал таким образом Л. - "Вот, - с горечью промолвил Елене Инсаров, - вот ваше молодое поколение! Иной важничает и рисуется, а в душе такой же свистун как этот господин".

Лучинов, Василий Иванович ("Три портрета")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Словарь литературных типов.

Лучинов, Иван Андреевич ("Три портрета")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Прадед Петра Фед. "Слыл за человека чрезвычайно бережливого и даже скупого". Молодость провел в Петербурге. Имел трех сыновей и одну дочь, не считая приемыша (Ольга Ивановна). Л. был "огромного роста, худой, молчаливый и весьма медлительный в своих движениях". В течение 25-ти лет "не сказал ни одного слова со своей супругой" и, умирая, "не примирился с нею. В доме все боялись: говорили шепотом и ходили на цыпочках..."

Лучинов, Петр Федорович ("Три портрета")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Служил в военной службе", вышел в отставку и "на веки веков поселился в деревне". Проживал около десяти тысяч в год, "любил хорошо покушать и выписывал из Москвы французские книги и журналы". По-русски "читал одни лишь донесения своего приказчика и то с большим трудом". До обеда и за обедом "не покидал халата".

Лучинова, Анна Павловна ("Три портрета")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Жена Ивана Андреевича, "робкая, бледная убитая женщина, каждый день молилась в церкви на коленях и никогда не улыбалась". Дети очень любили ее, но не "смели высказывать свою любовь. Она сама как будто их чуждалась".

Лучинова, Наталья Ивановна ("Три портрета")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Вышла замуж за грубого и глупого человека и до смерти питала к нему безмолвную, подобострастную, овечью любовь".

Лучков, Авдей Иваныч ("Бретер")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лучков ("Бретер")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Словарь литературных типов.

Лучше поздно, чем никогда (Гончарова)

Лучше поздно, чем никогда (Гончарова) - Критические заметки. Напечатаны в журнале "Русская речь" 1879 г., № 6. Сам Гончаров, называя заметки "критическим анализом" своих книг, смотрел на них, как на авторское предисловие к собранию своих сочинений. "Я опоздал с этим предисловием скажут мне: но если оно покажется лишним и теперь - "то лучше поздно, чем никогда" - могу ответить на это". В изд. "Нивы" "Критические заметки" Гончарова предпосланы его сочинениям (т. I, стр. 29-90), но ни в одном собрании сочинений Г-а" не перепечатано то "обширное предисловие", которое автор готовил к отдельному изданию "Обрыва", хотя на него не раз ссылается Гончаров в своих "Критических заметках. Это преддсловие ("Намерения, задачи и идея романа "Обрыв") было напечатано в журнале "Русск. обозр." 1895 г., январь. Из этого предисловия, написанного в 1870 г. и переделанного в 1875 г., и возникли "критические заметки", под названием: "Лучше поздно, чем никогда".

Лушин ("Первая любовь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Доктор, "черномазый, с коротко остриженными волосами", "насмешливый, циничный на словах, прямой, нелицемерный, правдивый" человек. Доктор Лушин, "который так безжалостно пристыдил Влад. Петр. в саду", когда он, увидев впервые Зинаиду, "пожирал (ее) взором", был в то же время к нему "доброжелателен"; он "считает долгом предостеречь" Владимира Петровича от увлечений Зинаидой. "Вредна вам здешняя атмосфера, молодой человек!", "возьмитесь опять за Кайданова". Владимир Петрович "чувствовал к Л. искреннее влечение". "Зинаиду знал он лучше всех и любил ее больше всех, хотя бранил ее за глаза и в глаза. Она его уважала, не давала ему чувствовать, что и он у нее в руках".

Лущихин, Харлампий ("Накануне")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Первая, по отзыву Шубина, московская, а по другим, великороссийская воронка"; когда Ш. попробовал с горя пить, он объявил, что из Ш. "проку не будет". Ему, по словам Л., "бутылка ничего не говорит".

Лыжин Павел Петрович

Лыжин Павел Петрович - присяжный поверенный, кредитор Ф. М. Достоевского. Прототип Петра Петровича Лужина из "Преступления и наказания".

Лыков, Борис Алексеевич ("Арап Петра В.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Князь. "Семидесятилетний боярин", тесть Ржевского. По его словам, русские молодые люди возвращаются "из Неметчины на святую Русь скоморохами", научившись только "шаркать, болтать Бог весть на каком наречии, не почитать старших да волочиться за чужими женами". Гордится своим происхождением; узнав, что Петр сватает Наташу за Ибрагима, с чувством оскорбленного достоинства восклицает: "Как! Наташу, внучку мою, выдать за купленного арапа?"

Лычков, Иван Архипыч ("Нахлебник")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Прежде уездный стряпчий, теперь больше торговыми оборотами занимается. Известный мастак".

Львов Василий Николаевич

Львов Василий Николаевич (1859-1907) - профессор зоологии Московского университета.

Львов Николай Михайлович

Львов Николай Михайлович (1821-1872) - драматург

Львов Николай Николаевич

Львов Николай Николаевич (1825-1913) - шталмейстер императорского двора

Львов Федор Николаевич

Львов Федор Николаевич (1823-1885) - петрашевец, штабс-капитан, химик; член кружка Дурова. В 1849 г. приговорен к расстрелу, замененному 12 годами каторги. В 1871-1872 гг. секретарь Русского технического общества в Петербурге, редактор его "Записок".

Льгов (Тургенева)

Льгов (Тургенева) - седьмой рассказ в собрании "Записок охотника".

Алена Тимофеевна. - Владимир. - Иегузиил. - Пупырь, Андрей. - Сучок. - Татьяна Васильевна.

Льода ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Толстый и рябой" японец-переводчик. "Льстивый, кланяющийся плут". "Принадлежал к разряду застарелых и закоренелых японцев", которые "находят все старое прекрасным, перемен не желают и все новое считают грехом". За завтраком на фрегате завернул в бумажку конфету и кусочек торта", "прибавив к этому и варенья", - "все спрятал в свою обычную кладовую, т. е. за пазуху. - "Детям", сказал он.

Льюис Д. Г.

Льюис Д. Г. - автор книги "Физиология обыденной жизни", изданной в русском переводе в 1861 г. и содержавшая популярное изложение естественнонаучных идей. Книга пользовалась широкой известностью среди материалистически настроенной молодежи.

Любатович Татьяна Спиридоновна

Любатович Татьяна Спиридоновна (1859-1932) - оперная актриса, пела в Москве в театре Солодовникова и в итальянской опере в Петербурге.

Любецкая, Марья Михайловна ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Маменька Наденьки": была одна из тех добрых и нехитрых матерей, которые находят прекрасным все, что ни делают детки. Марья Михайловна велит, например, заложить коляску. "Куда это, маменька?" - спросит Наденька. - "Поедем прогуляться: погода такая славная". - "Как можно: Александр Федорыч хотели быть". И коляска откладывалась". Или: Марья Михайловна усядется за свой нескончаемый шарф "или углубится в чтение французского романа". - "Maman, что ж вы не одеваетесь?" - спросит Наденька строго. - "А куда?" - "Да ведь мы пойдем гулять, Александр Федорыч придет за нами. Уж вы и забыли!" - "Да я и не знала". - "Как этого не знать!" - скажет Наденька с неудовольствием. Мать покидала и шарф, и книгу и шла одеваться". "Можно сказать", что Л. была "послушная мать". Признается сама: "Я ведь целый день за ней, как нянька. Я и гувернантку отпустила нарочно, чтобы не было чужих". Александра полюбила "как родного", заботилась об его здоровье и сообщала ему все секреты Наденьки. По словам Петра Иваныча, Л. "не интересна; с бородавкой у носа". По мнению Александра, Л. "добрая и почтенная". [Ср. Адуева мать].

Любецкая, Надежда Александровна ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Наденька.

Любим ("Своя семья, или замужняя невеста")

Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова

- Муж Наташи. "Ты никогда гусарить не забудешь, - говорит Наташа Л., - все станешь вспоминать с восторгом старину, и молодечество, и службу, и войну. Я вижу уж тебя: ты, в дядюшкины годы, как он в седых усах, про славные походы, про Лейпциг, Кульм, Париж без памяти кричишь; без милосердия все новое бранишь; свой полк, своих друзей, свои проказы славишь, повесам будущим себя примером ставишь и сердишься за то, что рано устарел".

Любимов Николай Алексеевич

Любимов Николай Алексеевич - профессор физики, публицист, в 1863-1882 гг. соредактор М. Н. Каткова по "Русскому вестнику". Под псевдонимом Варфоломей Кочнев опубликовал цикл статей "Против течения, беседы двух приятелей о революции".

Любин, граф Валерьян Николаевич ("Провинциалка")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"49 лет, сын Катерины Дмитриевны, с проницательным взглядом, в чинах, знатный, важный человек, с влиянием, бывший блестящий молодой офицер. Не совсем богатый - поразорился: дела его расстроились в Петербурге; недавно приехал в матушкино имение. Одет щегольски и несколько изысканно, как обыкновенно одеваются стареющие бель-омы, румянится, белится, красит волосы, весь в морщинах. Старинный друг Дарьи Ивановны: 12 лет тому назад волочился за ней от нечего делать, хотя уверяет, что никогда не забывал Дарьи Ивановны и искренно предан ей". Между прочим, занимается музыкой, поет "романс в итальянском вкусе"; по словам Дарьи Ивановны, обладает "чудесным, симпатичным голосом, занимается композицией в итальянском роде и пишет оперу... для забавы".

Любитель искусств, второй ("Театральный разъезд"

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Говорит о завязке пьесы: "Вообще ищут частной завязки и не хотят видеть общей", "обыкновенно принимают ее" "в смысле любовной интриги. Но, кажется, уже пора перестать опираться до сих пор на эту вечную завязку". "Конечно это завязка, но какая завязка? - Точный узелок на уголке платка. Нет, комедия должна вязаться сама собою, всей своей массою, в один большой общий узел. Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, - коснуться того, что волнует более или менее всех действующих". - Относительно развязки на замечание, что наши комики никак не могут обойтись без правительства: "без него у нас не развязывается ни одна комедия" - отвечает: "стало быть, это уже что-то невольное у наших комиков. Стало быть, это уже составляет какой-то отличительный характер нашей комедии. В груди нашей заключена какая-то тайная вера в правительство. Что ж. Тут нет ничего дурного: дай Бог, чтобы правительство всегда и везде слышало призвание свое - быть представителем Провидения на земле, и чтобы мы веровали в него, как древние веровали в рок, настигавший преступления". О "героях" комедии: "тут всякий герой: течение и ход пьесы производит потрясение всей машины. Ни одно колесо не должно оставаться, как ржавое и не входящее в дело... И в машине одни заметней и сильней движутся, их можно только назвать главными: но правит пьесою идея, мысль; без нее нет в ней единства". Герои должны "не управлять, а разве преобладать". О смысле комедии: "Уже в самом начале комедия была народным сознанием... После уже она вошла в узкое ущелье частной завязки, внесла любовный ход, одну и ту же непременную завязку". Любовь может входить в комедию. "Но только и любовь, и все другие чувства, более возвышенные, тогда только произведут высокое впечатление, когда будут развиты во всей глубине. Занявшись ими, неминуемо должен пожертвовать всем прочим. Все то, что составляет именно сторону комедии, побледнеет, и значение комедии общественной непременно исчезнет". - Стало быть, предметом комедии должно быть непременно низкое. - "Но разве положительное и отрицательное не может послужить той же цели? Разве все до малейшей излучины души подлого и бесчестного человека не рисуют уже образ честного человека? ...в руках таланта все может служить орудием к прекрасному, если только правится высокой мыслью служить прекрасному". Когда речь зашла о толках "о правительстве", возбужденных комедией, говорит: "поговоримте лучше об этих толках и криках у меня, чем здесь, в театральных сенях".

Любитель искусств ("Портрет")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Один из тех "богатых любителей искусств, которые сладко продремали всю жизнь свою, погруженные в зефиры и амуры, невинно прослыли меценатами и простодушно издержали для этого миллионы, накопленные их основательными отцами, а часто даже собственными прежними трудами". Таких меценатов "уже нет, и наш ХІХ-й век давно уже приобрел скучную физиономию банкира, наслаждающегося своими миллионами только в виде цифр, выставляемых на бумаге".

Любитель искусств, третий (Театральный разъезд")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Отстаивает мысль, что предметом комедии может быть и "высокое" - "любовь и другие чувства". - Относительно того, что "без правительства у нас не развяжется ни одна комедия", говорит: "это очень естественно. Мы все принадлежим правительству, все почти служим; интересы всех нас более или менее соединены с правительством. Стало быть не мудрено, что это отражается в созданиях наших писателей".

Любитель искусств, четвертый ("Театральный разъезд")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Находит, что в комедии "виден талант, наблюдение жизни, много смешного, верного, взятого с натуры; но вообще во всей пьесе чего-то нет. Как-то не видишь ни развязки, ни завязки". "Странно, что наши комики не могут обойтись без правительства. Без него у нас не развяжется ни одна комедия". "И пусть эта связь (между ними и правительством) будет слышна; но смешно то, что пьеса никак не может кончиться без правительства. Оно непременно явится, точно неизбежный рок в трагедиях у древних".

Любовь Петровна ("Евг. Онегин")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. "Все также лжет" (как прежде).

Любозвонов, Василий Николаевич ("Однодворец Овсяников")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Молодой орловский помещик. "Поперек себя толще, и лицо такое... окладистое". Удивлял и даже пугал своих крестьян тем, что ходил "в плисовых панталонах, словно кучер, а сапожки обул с оторочкой; рубаху красную надел и кафтан тоже кучерской: бороду отпустил, а на голове такая шапонька мудреная, и лицо такое мудреное - пьян, не пьян, а не в своем уме". Поздоровался с крестьянами, а сам словно робеет и потом стал им речь держать: "я-де русский, и вы русские, я русское все люблю... русская, дескать, у меня душа, и кровь тоже русская..." Да вдруг как скомандует: "а ну, детки, спойте-ка русскую народственную песню". Этим окончательно перепугал мужиков. В остальном Л. "словно красная девушка: все книги читает или пишет, а не то вслух канты произносит - ни с кем не разговаривает, дичится, знай себе по саду гуляет, словно скучает или грустит". Приказчик сначала было трухнул барина, но скоро увидел, что тот чуть ли не конфузится в его присутствии, "ну, приказчик и отдохнул". Л. "в собственной вотчине живет, словно чужой". С крестьянами окончательно не сошелся: "и кланяется им барин, и смотрит приветливо - а животы у них со страху так и подводит". [В образе Любозвонова Аксаковы, с которыми в переписке состоял Т., увидели карикатуру на Константина Сергеевича Аксакова. При появлении отдельного издания "Записок охотн." И. С. Аксаков писал Тургеневу: "само собой разумеется, что под Любозвоновым вы разумели брата Константина, великодушно отвергая мнение Овсяникова, что "он не в своем уме", предположением, что он болен. (Письмо И. С. Аксакова от 4 окт. 1852 г.). Тургенев на это ничего не ответил, хотя переписка его с семьею Аксаковых продолжалась, но имя Константина Аксакова некоторое время совсем не упоминалось в письмах с обеих сторон.].

Любошиц Семен Борисович

Любошиц Семен Борисович (1859-1926) - журналист, театральный критик

Людекенс

Людекенс - петербургские колбасники

Люди и страсти, драма в пяти действиях (Лермонтова)

Подлинное заглавие по-немецки: "Menschen und Leidenschaften, ein Trauerspiel". Написана в 1830-31 гг. Некоторые сцены вошли в позднейшее драматическое произведение "Странный человек". Пьесе предшествует посвящение: "Тобою только вдохновенный…" Драма имеет автобиографическое значение; в ней рассказана "ужасная судьба отца и сына - жить розно и в разлуке умереть". Под именем Громовой, в деревне которой происходит действие, выведена бабка поэта Е. А. Арсеньева; в Николае Михалыче Волине сгруппированы черты характера Юрия Васильевича Лермонтова, и сам автор вывел себя под именем Юрия Волина.

Василиса. - Волины: Василий Михалыч, Любовь Васильевва, Николай Михалыч, Элиза и Юрий Николаевич. - Громова, Марфа Ивановна. - Дарья. - Заруцкий. - Иван. - Слуга.

Людмила ("Русл. и Людм.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Княжна", дочь Владимира Красное Солнце, невеста Руслана, девушка в "семнадцать лет". "Лазурный, пышный сарафан одел Л. стройный стан". "Ее приятный голос", "две ножки, чудо из чудес", "красы, достойные небес". "Она чувствительна, скромна, любви супружеской верна, немножко ветрена"... "Ей судьба послала дар обворожать сердца и взоры; ее улыбка, разговоры" "любви рождают жар". "В страшном замке колдуна" "княжна с постели соскочила, седого карлу за колпак рукою быстрой ухватила, дрожащий занесла кулак и в страхе завизжала так, что всех арапов оглушила". "Ни камни ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и веселья ее души не веселят". "Душой летит за наслажденьем. "Где милый, - шепчет, - где супруг?" "С верного стекла, вздыхая, не сводила взора, и девице пришло на ум, в волненье своенравных дум, примерить шапку Черномора". "И шапку старого злодея надела задом наперед". "Вдали от милого, в неволе, зачем мне жить на свете боле? О, ты, чья гибельная страсть меня терзает и лелеет! Мне не страшна злодея власть: Л. умереть умеет!" "Не стану есть, не буду слушать, умру среди твоих садов!" Подумала - и стала кушать". "В слезах на воды шумные взглянула… в волнах, решилась утонуть - однако в воды не прыгнула и дале продолжала путь", но, увидя Руслана призрак, доверчиво "стрелою к супругу пленница летит, в слезах трепеща говорит: "ты здесь... ты ранен, что с тобою?" Любовь и тайная мечта Русланов образ ей приносят, и с томным шепотом уста супруга имя произносят".

Критика: "Собственное имя героини поэмы, задуманной поэтом, кажется, ранее героя - Людмила - одно из излюбленных имен русской литературы конца XVIIІ и начала XIX века; так называется героиня в балладе Карамзина "Раиса", написанной в 1791 году, главная героиня поэмы Николая Радищева "Алеша Попович", сказки Жуковского "Три пояса" и баллады "Людмила" его же. Имя Людмилы впервые называет Пушкин в послании "К сестре" 1814 года". [П. Xаланский. "Харьк. сборн."].

Людмилы певец

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

автор баллады "Людмила", т. е. Жуковский. "К сестре" (1814).

Людовик XVII

Людовик XVII (1785-1795) - наследник французского престола из династии Бурбонов, умер в возрасте 10 лет в тюрьме, где содержался после казни родителей

Людовик (Луи) Филипп

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1773-1850). - Король французов (1830-1848). "Этот Л.-Ф. у меня, как бельмо на глазу", "без европейской войны мы не обойдемся". (Жене, 6/ХІ 1833).

Люнет

Люнет - открытое с тыла полевое укрепление, состоящее из валов и рва перед ними (фр. lunette)

Люстиг (Люстих) В. И.

Люстиг (Люстих) В. И. (1843-1915) - адвокат, с 1871 г. - присяжный поверенный округа С.-Петербургской судебной палаты. С 1874 г. - член совета присяжных и неоднократный его председатель.

Лягаев ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. "Голь окаянная", по отзыву Обломова; Л. приводил в пример Захару Илья Ильич, огорченный необходимостью переезда на новую квартиру. "вон, Л., возьмет линейку под мышку да две рубашки в носовой платок, и идет... - "Куда, мол, ты?" - "Переезжаю", - говорит.

Лядов Иван Иванович

Лядов Иван Иванович - шуйский купец, родственник А. П. Чехова по материнской линии. Лядова Юлия Ивановна - его дочь, знакомая Чеховых.

Лязгин ("Май мес. в Петерб.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Офицер, назначенный в командировку "по трехсотрублевому делу", с пособием в двести рублей и "прогонными по чину".

Ляпкина-Тяпкина ("Ревизор")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Жена Л.-Т. (уп.) III д., явл. 3.

Ляпкин-Тяпкин, Аммос Федорович ("Ревизор")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лях ("Борис Год.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Когда самозванец объявил на завтра бой с войсками Бориса, восклицает: "Назавтра бой! Их тысяч пятьдесят, а нас всего едва ль пятнадцать тысяч. С ума сошел".

Лях ("Вечер накануне Ивана Купала")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Обшитый золотом, с усами, с саблею, со шпорами, с карманами, бренчавшими как звонок от мешочка, с которым пономарь наш Тарас отправляется каждый день по церкви": ходил к Коржу свататься за дочку.

Лях, другой ("Бор. Год.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- заявляет: "Поляк один пятьсот москалей вызвать может". Русский пленник говорит ему: "Да, вызовешь! а как дойдет до драки, так убежишь от одного, хвастун", - и лях возражает: "Когда б ты был при сабле, дерзкий пленник, то я тебя (указывая на свою саблю) вот этим бы смирил". Пленник в ответ показывает кулак: "наш брат-русак без сабли обойдется: не хочешь ли вот этого, безмозглый?" - Лях гордо смотрит на него и молча отходит. Все смеются.

Предыдущая страница Следующая страница