Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИГО"-"ИЗО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИГО"-"ИЗО")

Игорь

И́ГОРЬ (?-945) - киевский князь, по преданию - сын Рюрика. Начал свое княжение в Сев. Руси после смерти отца в 879. Однако, будучи в малолетнем возрасте, длительное время опекался Олегом - фактич. правителем сев. земель. После захвата Олегом Киева (882) стал киевским князем, а затем (с 912 или 913) - единоличным правителем Руси. Согласно летописному рассказу опекун сосватал ему псковитянку Ольгу. Дважды И. совершал походы на Византию. Первый (941) оказался неудачным. Поход 944 с 80-тысячным войском (пехота на ладьях, конные отряды по берегу) был успешным. Игорь достиг Константинополя; византийский имп. Роман I (Лакапин) предложил рус. князю выкуп; был заключен выгодный для Руси договор с Царьградом. Продолжал активную политику по расширению границ, воевал с южными соседями Киевского гос-ва - печенегами. Немалую роль во внешней политике И. играл его воевода - варяг Свенельд, руководивший успешным походом в Закавказье (943-44). Подстрекаемый своими дружинниками, И. в 945 отправился собирать дань в древлянскую землю. У г. Искоростеня был убит и здесь же погребен. Княгиня Ольга, отомстившая древлянам за смерть своего мужа, воздвигла на месте его захоронения курган и совершила тризну. Народная память запечатлела события 945 в наименовании одного из речных протоков в районе современного Коростеня - Игорев (или Кровавый) ручей.

Игорь Святославич

И́ГОРЬ СВЯТОСЛА́ВИЧ (1150-1202) - кн. Новгород-Северский с 1178, Черниговский с 1199. Сын Святослава Ольговича, кн. Черниговского. Участник феод. войн 2-й пол. 12 в. за киевский стол. Неоднократно совершал походы в половецкую степь (1171, 1174, 1183, 1184). В походе 1185, предпринятом совм. с братом Всеволодом, сыном Владимиром и др., потерпел поражение от половцев, был ранен и попал в плен, откуда вскоре бежал. Поход И. С. (1185) послужил сюжетной осн. для "Слова о полку Игореве".

Игра

Статья большая, находится на отдельной странице.

Игровые песни

ИГРОВЫ́Е ПЕ́СНИ - один из популярных видов традиционной крестьянской песни; осн. их особенность - включенность в традиционные игры и перекличка их содержания с ходом и моментами игр. Эти последние могли совершаться на воздухе (иногда в составе хороводов или вместе с ними) либо (чаще) в помещении, во время молодежных посиделок. Осн. состав участников - совершеннолетняя молодежь, отсюда преобладание любовно-брачных мотивов: по ходу игры и песни происходит выбор, при этом выбирающий оказывает другому (или другой) знаки внимания; молодые описываются в песнях возвышенно-поэтически (он - "царев сын", она - "царевна"); участник игры должен прорваться к своей избраннице; игра и песня заканчиваются поцелуем. Были распространены также И. П. шуточного, насмешливого содержания с иносказательными образами (игра и сопровождающие ее песенки о Заиньке, к-рого девушки привечали, а затем побили, и др.). Есть игры, почти целиком построенные на раскрытии спец. движениями (иногда приближающимися к танцам) содержания И. П. ("Просо сеяли"). В играх и И. П. прослеживается архаич. слой в виде следов мифологич. представлений и ритуалов; возможно, что нек-рые игры исполняли функцию переходных обрядов совершеннолетия ("Ящер" -"Яша" и "Олень").

Игрушка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Игры народные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Игумен

ИГУ́МЕН - см. Иерархия.

Идар

ИДА́Р, МЕЖАМИ́Р, КЕЛАГА́СТ - члены одного из знатных семейств, возможно, предводителей (вождей) антских племен. И. - отец М. и К. Упомянуты в связи с борьбой славян с кочевниками-аварами во 2-й пол. 6 в. Оказавшись в бедственном положении, анты вынуждены были отправить к аварам посланника М. с просьбой о выкупе нек-рых пленников. В ставке аварского кагана М. держал себя гордо и вызывающе и был убит.

Идеализм

ИДЕАЛИ́ЗМ - тип философствования; школы и направления в истории философии, способ выбора жизненной позиции, признающей в качестве первичного субстанционального начала идеальное в той или иной его форме. Т. к. понятие последнего в культ.-ист. развитии человечества получало разнообр. интерпретации, история философии являет нам разл. формы И. - объективный, субъективный, абсолютный, критический, И. свободы.

Термин и понятие И. как определ. филос. способа мышления, противоположного материализму, сформировалось в новое время: впервые стал использовать понятия материализма и И. методологически Г. Лейбниц, тему подхватили франц. материалисты, она обсуждалась в нем. классике, а в марксизме категориальная пара И. - материализм стала "единственно истинным ключом" к анализу всей истории философии.

Значимость, к-рую приобрела данная антитеза в филос. мышлении, вполне выражает специфич. дух новоевроп. цивилизации, в к-ром, с одной стороны, ощущение онтологич. присутствия Бога в человеческой жизни, чувство непосредств. с ним общения начинает "стремиться к нулю", а потому неприродным, сверхъестеств. "остатком" или, наоборот, божественной искрой, началом в человеч. существовании признается душа, сознание, разум, идеалы и т. п.; с др. стороны - субъективная, в частности сознательная, жизнь становится настолько внутренне наполненной и напряженной, что необходимо осознает себя как сущностно инородную природно-материальному началу бытия. Отсюда понимание проблемы соотношения материального и идеального в разл. их формах как одного из осн. вопросов в рамках философии нового времени, отсюда же бытовое употребление слова "идеалист" в значении - человек, убежденный в первичности тех качеств в людях, к-рые отличают их от животного мира, или в возможности победы над материальными обстоятельствами и, наконец - просто верующий в Бога.

Прочтение всей истории философии сквозь призму понятий И. - материализма не является совершенно неоправданным (если не приобретает абсолютного и самодовлеющего характера). Напр., П. Флоренский говорил об "общечеловеч. корнях И.". По Гегелю, философия вообще есть И. - учение об идеях, о специф. онтологич. реальности, лежащей в основании мира единичных вещей в качестве объединяющего и структурирующего их начала. Отсюда еще одно бытовое значение слова "идеалист" - человек, стремящийся к совершенству, целостности и красоте, к-рые отсутствуют в наличном, фактическом, бытии.

В рус. религ. философии проблема соотношения И. - материализма в самом общем виде решалась в русле сформулированных Вл. Соловьевым понятий Сущего (Бог как реальность творчески-духовная превосходит разделенность на материальное и идеальное) и Всеединого. Оригинальное осмысление этой проблемы дано в концепциях энергийного символа П. Флоренского и смысла творчества Н. Бердяева. В ряде систем рус. религ. И. "идеальное" толкуется персонифицированно - как София (т. н. софиология).

Идеология

ИДЕОЛО́ГИЯ - буквально учение об идеях. Реальный смысл употребления термина иной. И. - идея или совокупность идей, преломленных в абстрактно-ист. сознании определенного народа или социальной группы. В слове И. фиксируется скорее логика существоания идеи в определ. типе обществ. сознания. Характер преломления (объективации, по Н. Бердяеву) идеи, как правило, осуществляется с точки зрения обществ. или индивид. полезности. Идеи становятся И. тогда, когда они, используя фразеологию К. Маркса, "овладевают сознанием масс". В указанном качестве И. - интеллектуальная энергия разл. социальных движений, идейное "топливо" для "локомотивов истории". В этом плане структурным центром И. являются не идеи, а идеалы. Идеи же обретают в рамках И. значение источников, от к-рых происходит отрыв, связь с к-рыми истончается, осуществляется группой немногих избранных и в конце концов разрывается. Говорят не только о политич. И., хотя последние наиб. распространены и собственно идеологичны, но и об И. самых разных обл. культ-ист. развития (православная И., католич. И., И. просветительства, либеральная И., И. подвижничества, И. мещанства и т. д.).

Идиллия

ИДИ́ЛЛИЯ (от греч. ειδύλλιον - картинка, маленький образ) - поэтич. жанр, изображ. сцены жизни простолюдинов, преимущ. пастухов. И. появилась в греч. лит-ре в 3 в. до н. э., классиком ее был Феокрит. Затем жанр был усвоен в Риме, где успешным продолжателем Феокрита стал Вергилий. Место действия И. обычно сельская глушь, после Вергилия - Аркадия. Для жанра в целом характерна идеализация простой жизни на лоне природы, потому такая (или претендующая быть таковой) жизнь в обиходе именуется идиллической, или И. В рус. лит-ре наиб. близки жанру И. элегии В. А. Жуковского (вольный пер. из Т. Грея "Сельское кладбище" и др.).

Идол

И́ДОЛ -материальный предмет, являющийся объектом религ. поклонения. Ст.-слав. "И." является заимствованием из греч. яз. (ειδολον - образ, подобие). Культ И. - идолопоклонство - возник в глубокой древности. По представлениям поклонявшихся, И. изображал (замещал) или вмещал божество либо сам являлся им. На Руси И. - изображение (скульптурное, живописное) языч. божества. "Иоаким же в Новегороде повеле разрушити идола, посече Перуна" (989). Перен. - предмет особенного, слепого, безрассудного поклонения; иногда (в просторечии) - бранное слово.

Идолище

И́ДОЛИЩЕ - былинный персонаж. Мифол. по своим истокам антропоморфное чудовище ("семисаженное, голова... как пивной котел, между глаз калена стрела") выступает в былинах в роли иноземного насильника, предводителя татарских сил. Хозяйничает в Киеве/Царьграде, царь Владимир (царь Константин) ему прислуживает. Освобождение города от насильника - один из гл. подвигов Ильи Муромца. И. ведомо, что ему грозит гибель от руки Ильи. Боясь встречи с богатырем, расспрашивает о нем самого Илью, явившегося в облике калики перехожего. В диалоге И. и Ильи Муромца человеч. нормальность богатыря (ест за один раз "по три калача") противопоставлена чудовищной прожорливости И. Поединок завершается победой Ильи.

Иезуит

ИЕЗУИ́Т - назв. чл. одного из монашеских орденов католич. церкви - Об-ва Иисуса (Societas Iesu), осн. в 1534 исп. дворянином Игнатием Лойолой и утвержденного в 1540 рим. папой Павлом III. Иезуитский орден являлся оплотом католицизма в борьбе с Реформацией, гуманизмом, просвещением. Со временем превратился в хорошо развлетвленную, осн. на железной дисциплине орг-цию, к-рая оказывала большое влияние на полит. развитие мн. стран. И., следуя особому моральному кодексу ордена, для достижения своих целей мог использовать любые средства, вплоть до заговора и убийства. В России И. появились в 16 в., заметной была их активность в годы польско-швед. интервенции нач. 17 в. Со временем на терр. страны возникло неск. иезуитских уч. заведений. В 1719, 1815 и 1820 предпринимались попытки, частично удавшиеся (см. Иезуитские коллегии), запретить деятельность и изгнать И. из России.

Иезуитские коллегии

ИЕЗУИ́ТСКИЕ КОЛЛЕ́ГИИ - закрытые католич. средние уч. заведения в России (16-19 вв.). Первая коллегия открыта в Вильно в 1569. В 1571 начала действовать коллегия в Ярославе (Галиция), в 1579 - в Полоцке, в 1584 - в Несвиже. Обучение было в целом схоластическое, много внимания уделялось диалектике - иск-ву спора. Проект создания И. К. в России был разработан в 1660 польским послом в Москве Л. Сапегой. Открылась И. К. в Москве в 1685, в 1689 была закрыта, в 1707 восстановлена, в 1719 снова закрыта. С присоединением во 2-й пол. 18 в. белорусских земель на территории России оказался ряд И. К. В 1800 в Петербурге открывается коллегия, преобразов. из иезуитского уч-ща. В 1812 И. К. в Полоцке преобразована в Академию с правами ун-та, к-рой были подчинены все коллегии в России. Академия проводила активную католич. пропаганду и была закрыта в 1820, после чего закрыты все И. К.

Иерархия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иератизм

ИЕРАТИ́ЗМ (от греч. ίεράτικοζ - священный, жреческий) - характерная для изобразит. иск-ва др. мира и средневековья трактовка изображения человеч. фигур и лиц. Основой И. являются религиозно и канонически обусловл. правила в живописи, подразумевающие строго фронтальное изображение человеч. фигуры, неподвижный взгляд, отрешенное спокойствие лица и т. п. И. является одной из важнейших черт рус. ср.-век. изобразит. иск-ва (мозаики и фрески Софийского собора в Киеве, 11 в.). Определ. черты И. дают о себе знать и в иск-ве нового времени (напр.: И. Я. Вишняков. Портрет Сарры-Элеоноры Фермор (1740 - между 1805 и 1824), в замужестве графини Стенбок. Ок. 1750).

Иерей

ИЕРЕ́Й (от греч. ίερεύζ - жрец, священник) - вторая степень священства в христ. церквах, выше диакона и ниже архиерея; в РПЦ иначе называется священником, пресвитером, попом. В первые века христ-ва И. избирались общиной верующих. И. посвящается в сан (рукополагается) архиереем. В наст. время в сан И. (священника) в РПЦ рукополагаются, как правило, лица, окончившие духовные семинарии. (См. Иерархия).

Иеродьякон

ИЕРОДЬЯ́КОН, ИЕРОДИА́КОН - см. Дьякон.

Иеромонах

ИЕРОМОНА́Х - священник-монах. Первоначально при утверждении монашества в 4 в. монахи не принимали сана священства и литургию в мон. совершали белые священники из соседних селений. К кон. 5 в. было допущено рукоположение в священники и монахов. На Руси иеромонашество возникло одноврем. с орг-цией монашеской жизни Феодосием Печерским, в 11 в. (См. Иерархия).

Иеромонах Лев (Иголкин)

Иеромонах Лев (Иголкин)

Иерусалим

Статья большая, находится на отдельной странице.

Изба

ИЗБА́ - 1) Жилой дом (деревянный сруб) в сел. местности (в ср.-век. Руси - также и в городе); хоз. постройка в усадьбе; см. Жилище.

2) В 16-17 вв. - адм. учреждение и здание, где оно заседает (И. судная, съезжая, земская и т. п.).

Изба в селе Великая Губа, Олонецкой губ. Фото 1912

Изба в селе Великая Губа, Олонецкой губ. Фото 1912

Изборник 1076

ИЗБО́РНИК 1076 - третья по древности (после Остромирова евангелия 1056-57 и Изборника Святослава 1073) точно датированная др.-рус. (и славянская) рукописная книга. В отличие от Изборника Святослава 1073, текст И., возможно, составлен уже на славянской почве с использованием мат-лов княжеской б-ки в Киеве. Рукопись оформлена предельно скромно и, видимо, была предназначена для домашнего чтения самого писца. Существует мнение, что Иоанн, писец Изборника Святослава 1073, и Иоанн, писец и автор приписки к И. 1076, - одно лицо. И. 1076 открывается "Словом некоего калугера о чтении книг". Рукопись содержит 276 листов и хранится в Российской нац. б-ке (бывш. Публичная б-ка) в СПб. И. 1076 - важнейший памятник др.-рус. яз.

Изд.: Изборник 1076 г. / Под ред. С. И. Коткова. М., 1965.

Лит.: Розов И. И. Книга Древней Руси XI-XIV вв. М., 1977. С. 23-34.

Изборник Святослава 1073

ИЗБО́РНИК СВЯТОСЛА́ВА 1073 - вторая по древности (после Остромирова Евангелия 1056-57) дошедшая до нас датированная др.-рус. (и вообще славянская) рукописная книга. Переписана в Киеве двумя писцами с не сохранившегося болгарского оригинала, к-рый был переведен с греч. по инициативе болг. царя Симеона, при котором Болгария переживала "золотой век" письменности. И. по содержанию представляет собой сборник из более чем 380 статей энциклопедич. характера виднейших византийских авторов, в т. ч. трактат по поэтике "Об образех" Георгия Хировоска. Заказчиком книги был киевский кн. Святослав Ярославич. Роскошно оформленный И. славится своими иллюстрациями; одна из миниатюр изображает кн. Святослава с женой и сыновьями (первый в истории рус. живописи портрет). Рукопись содержит 266 листов и хранится в Москве (Гос. исторический музей). И. является важным памятником как старослав. (особенно в обл. лексики), так и др.-рус. яз.

Изд.: Изборник Святослава 1073 г. / Под ред. Л. П. Жуковской. М., 1983. Кн. 1; Изборник Святослава 1073 г.: Факсимильное изд.; кн. 2. Научный аппарат факсимильного изд.

Лит.: Изборник Святослава 1073 г.: Сб. статей. М., 1977; Розов И. И. Книга Древней Руси XI-XIV вв. М., 1977. С. 23-34.

Миниатюра из Изборника Святослава, 1073

Миниатюра из Изборника Святослава, 1073

Избранная Рада

И́ЗБРАННАЯ РА́ДА - неофициальное пр-во при Иване IV Васильевиче, существовавшее с кон. 40-х по нач. 60-х гг. 16 в. Его название впервые употребил кн. А. М. Курбский, входивший в состав И. Р. наряду с А. Ф. Адашевым, придворным священником Сильвестром, митр. Макарием и др. Члены И. Р., составлявшие т. н. "партию реформ", обсуждали важнейшие вопросы внутр. и внеш. политики, непосредственно участвовали в решении насущных проблем гос., обществ. и церк. жизни. В отечеств. историографии политика И. Р. оценивается неоднозначно.

Избушка на курьих ножках

ИЗБУ́ШКА НА КУ́РЬИХ НО́ЖКАХ - упоминается во мн. волшебных сказках, обычно находится в лесу, куда попадает герой. Типовые описания: "избушка о куриной ножке, об одном окошке, с крытым красным крыльцом"; "на куриных лапках, на веретенных пятках". По смыслу повествования И. преграждает герою путь к его фантастической цели и одноврем. является единственным проходом в "иной" мир. Чтобы войти в нее, герой должен произнести магическую формулу типа: "Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом" (варианты: "Повернись туды дворцом, сюды крыльцом"; "Воротись, избушка, к лесу глазами, ко мне, молодцу, воротами"). Иногда И. имеет зооморфные черты. Хозяйка ее - Баба-яга. В избушке герой получает нужные ему советы, проходит испытания, что позволяет ему продолжить путь. В мифологич. истоках функция И. Н. К. Н. - охранять вход в царство мертвых; дверьми она повернута внутрь царства, герой через нее попадает в царство Смерти.

Лит.: Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.

Известная монета

ИЗВЕ́СТНАЯ МОНЕ́ТА - см. Дукат.

Извод

ИЗВО́Д - поздняя редакция рукописного текста старослав. памятника, в к-рой отражены характерные черты того или иного слав. яз., внесенные переписчиком. Известны рус, болг., серб., хорв. и чеш. И. старослав. памятников.

Извольский Ал-др Петр.

ИЗВО́ЛЬСКИЙ Ал-др Петр. (1865-1919, по др. данным - 1923) - гос. деятель. Окончил Имп. Александровский лицей. Происходил из старинного дворянского рода. С 1875 - на службе в МИДе, в 1894-97 - мин.-резидент при Папе Римском, в 1897-99 - посланник в Белграде, затем в Мюнхене, в 1899-1901 - посланник в Токио. Предупреждал царское пр-во о растущей силе Японии. В 1903-06 - посланник в Копенгагене. Сменил (24 июня 1906) гр. В. И. Ламсдорфа на посту мин. иностр. дел. Стремился упрочить отношения между Россией и Англией, а также восстановить подорванные войной рус.-япон. связи. Заявление И. австрийскому мин. иностр. дел гр. Эренталю о том, что из-за Боснии и Герцеговины Россия воевать не будет (15 сент. 1908), облегчило Австро-Венгрии аннексию этих терр. (что и было признано Россией 25 марта 1909). Балканская политика И. подорвала престиж последнего - как внутри страны, так и среди слав. гос-в Балканского п-ова. 6 дек. 1909 он был назначен чл. Гос. совета, а уже 14 сент. 1910 уволен от должности мин. с назначением послом в Париж. Играл значительную роль в укреплении рус.-франц. отношений накануне 1-й мир. войны. Вскоре после Февр. рев-ции 1917 ушел в отставку с должности посла. Остался во Франции эмигрантом. Автор мемуаров. Брат П. П. Извольского.

Извольский Петр Петр.

ИЗВО́ЛЬСКИЙ Петр Петр. (1863-?) - гос. деятель. Окончил С.-Петерб. ун-т (ист.-филол. ф-т). Начинал службу на Кавказе. С 1901 - попечитель Рижского, затем Петерб. уч. округа. В 1905 - товарищ мин. нар. просвещения (при гр. И. И. Толстом). Затем (1906-09) - обер-прокурор Св. Синода. После отставки - чл. Гос. совета, гофмейстер, эмигрант. Проживал в Бельгии, где в итоге принял священный сан, став свящ. РПЦ.

Изгой

ИЗГО́Й - человек, вышедший ("выжитый") в силу к.-л. обстоятельств из своего обычного положения, т. е. оказавшийся вне об-ва. Происходит от вост.-слав. слова "гоить" - жить. Первонач. значение слова И. - "тот, кто лишен средств к жизни". На Руси И. известны с 11-12 вв. Сведения об. И. содержатся уже в Рус. правде, в уставной грамоте 1150 смоленского кн. Ростислава Мстиславича и др. Большинство И. происходили, видимо, из крестьян, порвавших в процессе феодализации связи с общиной, и из выкупившихся или отпущ. на свободу холопов. С развитием феодализма И. слились с массой феодально-зависимого населения.

Издание

ИЗДА́НИЕ - отд. произв. печати, самостоятельное по форме и содержанию и идентифицируемое по отличающим его выходным сведениям. И. является носителем и средством распространения информации, тиражируемой путем полиграфии. Различают И. книжные (книга, брошюра, альбом), журнальные (журнал, бюллетень), листовые (листовка, плакат, буклет, газета). По своей языковой природе И. делятся на текстовые, нотные, картографич., изоиздания. По содержанию и назначению И. могут быть лит.-худож., офиц., профессионально-производств., справочными, библиографическими, адресуемыми разл. слоям населения (в т. ч. по возрастному, половому и нац. признакам) и др.

Издательская марка

ИЗДА́ТЕЛЬСКАЯ МА́РКА - эмблема, фирменный знак изд-ва или издателя; в качестве И. М. используются инициалы (в т. ч. вензеля), гербы, аббревиатуры, композиции, сочетающие орнамент., иллюстративные и текстовые элементы; проставляется на титуле, авантитуле, корешке и любом др. месте книги.

Марка альманаха «Творчество». Худ. Л. Бакст. 1917

Марка альманаха «Творчество». Худ. Л. Бакст. 1917

Издательский договор

ИЗДА́ТЕЛЬСКИЙ ДОГОВО́Р - вид авторского договора, соглашение между автором и изд-вом о подготовке и (или) передаче произв. для изд. Автор по договору обязан: создать и (или) своевременно предоставить изд-ву произв., в срок доработать рукопись по замечаниям, не передавать рукопись для публ. в др. изд-во. Изд-во обязано в срок издать произв. и (или) выплатить автору гонорар, в т. ч. аванс - после подписания договора. Взаимные обязательства и ответственность сторон оговорены в Типовых договорах на издание лит. и муз. произв. и произв. изобразит, иск-ва.

Издательское дело

Статья большая, находится на отдельной странице.

Издолье

ИЗДО́ЛЬЕ - натуральный (продуктовый) оброк из доли урожая. Был широко распространен на Руси в 14-15 вв. в виде четверти (наиб. часто), но также др. долей урожая. Наряду с И. существовал фиксированный натуральный оброк. В 16 в. И. в значит. мере теряет значение, уступая место денежному оброку и издолью (барщине).

Измайлов Ал-др Ал

ИЗМА́ЙЛОВ Ал-др Ал. (1873-1921) - писатель. Сын дьякона. Окончил Петерб. дух. семинарию и академию (1892). Начал печататься в 1895 как поэт и прозаик, но успеха не имел. Известность получил как критик и фельетонист "Биржевых ведомостей" ("На переломе: Лит. размышления", 1908; "Помрачение божков и новые кумиры: Кн. о новых веяниях в лит-ре", 1910; "Литературный Олимп: Характеристики, встречи, портреты, автографы", 1911; "Пестрые знамена: Лит. портреты безвременья", 1913), а также пародист ("Кривое зеркало", 1908; "Осиновый кол", 1915). Декларируя свою "надпартийность", И. рассматривал свои статьи как "беллетристический репортаж", ст.-фельетоны: в них критич. оценки могли легко чередоваться с бытовыми подробностями, фактами лит. жизни, анекдотами. Была в них и тенденция: И. последоват. выступал против модернистских течений в рус. лит-ре. Этой же тенденцией отмечены и его пародии.

Измайлов Ал-др Еф.

ИЗМА́ЙЛОВ Ал-др Еф. (1779-1831) - поэт, прозаик, журналист. Из дворянской семьи. Выпускник Горного кадетского корпуса (1797). Вице-губернатор в Твери (1826-28) и Архангельске (1828). С 1802 участник, в 1816-25 през. "Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств"; издавал орган об-ва - ж. "Благонамеренный" (1818-26). Писатель просветительской ориентации (сатирич. нравоописат. ром. "Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества", 1799-1801; дидактич. "восточная" пов. "Ибрагим и Оман, или Трудись, делай добро и будешь счастлив", 1806; и др.). Наиб. известность приобрел баснями и стихотв. "сказками".

А. Е. Измайлов

А. Е. Измайлов

"Измарагд"

"ИЗМАРА́ГД" (от греч. σμαραγδοζ - смарагд, драгоценный камень) - др.-рус. сборник устойчивого состава. Содержит в осн. статьи поучит. характера: о добродетелях, пороках, о почитании родителей, о "почитании книжном", о поведении в церкви и т. п. Предназначался для домашнего и монастырского келейного чтения. Не до конца ясны взаимоотношения И. с др. четьими сборниками: Прологом, Златоустом, Златоструем, Торжественником. И. осн. на переводных византийских соч., но включает и произв. др.-рус. авторов (Серапион Владимирский). Выделяются 2 редакции, 2-я отличается от 1-й не только кол-вом статей, но и направленностью: добавлены слова о необходимости милостыни, о Страшном суде, о посте и др. Самый ранний список И. 1-й ред. (14 в.) дефектный, остальные - 16-17 вв.

Лит.: Архангельский А. С. Творения отцов церкви и др.-рус. письменности. Казань, 1980. Т. 4; Яковлев В. А. К лит. истории др.-рус. сборника: Опыт исследования "Измарагда". Одесса, 1893.

Изобразительные искусства

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница