Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Иерархия

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Иерархия

ИЕРА́РХИЯ - термин, употребляемый в христианской богословской терминологии в двояком значении.

1) "Небесная И." - совокупность небесных сил, ангелов, представленных в соответствии с их традиционной градацией в качестве посредников между Богом и людьми.

2) "Церковная И.", являющаяся, по Псевдо-Дионисию Ареопагиту (впервые употребившему данный термин), продолжением небесной И.: трехстепенной священный строй, представители к-рого через богослужение сообщают божественную благодать церковному народу. В настоящее время И. - разделенное на 3 степени ("чина") "сословие" священнослужителей (духовенства). Православные, католики, а также представители древних восточных ("дохалкидонских") Церквей (Армянской, Коптской, Эфиопской и др.) основывают свою И. на понятии "апостольского преемства". Последнее понимается в качестве ретроспективной непрерывной последовательности длинной цепи епископских хиротоний, восходящей к самим апостолам, рукоположившим первых епископов в качестве своих полновластных преемников.

История развития И. в древнейший период христианства до конца не выяснена, бесспорно лишь твердое становление современных 3 степеней священства к 3 в. с одновременным исчезновением первохристианских архаич. степеней (пророков, дидаскалов - "харизматических учителей" и др.). Гораздо дольше происходило формирование современного порядка "чинов" (рангов, или градаций) внутри каждой из 3 степеней И.

Структура современной иерархической лестницы РПЦ может быть представлена следующей таблицей.

Низшие клирики (причетники) пребывают вне данной трехстепенной структуры: иподиаконы, чтецы, певцы, алтарники, пономари, церковные сторожа и др.

Представители каждой из 3 степеней священства различаются между собой "по благодати", дарованной им при возведении (хиротонии) в конкретную степень, или "внеличностной святостью", которая не связана с субъективными качествами священнослужителя. Архиерей, как преемник апостолов, обладает полнотой богослужебных и административных полномочий внутри своей епархии. (Глава поместной православной церкви, автономной или автокефальной, - архиепископ, митрополит или патриарх - только "первый среди равных" внутри епископата своей церкви.) Он имеет право совершать все таинства, в т. ч. последовательно возводить в священные степени (рукополагать) представителей своего причта и клира. Только хиротония во епископа совершается "собором" или минимум двумя др. епископами по определению главы церкви и состоящего при нем синода. Представитель второй степени священства (священник) имеет право совершать все таинства, кроме любой хиротонии или хиротесии (даже во чтеца). Его полная зависимость от архиерея, бывшего в древней церкви преимущественным совершителем всех таинств, выражается также и в том, что таинство миропомазания он совершает при наличии у него ранее освященного патриархом мира (заменяющего собой возложение рук епископа на главу человека), а евхаристию - только при наличии полученного им от правящего архиерея антиминса. Представитель низшей степени иерархии, дьякон, - только сослужитель и помощник епископа или священника, не имеющий права совершать ни одно таинство и богослужение по "священническому чину". В случае крайней необходимости он может лишь крестить по "мирскому чину"; а свое келейное (домашнее) молитвенное правило и богослужения суточного цикла совершает по Часослову или "мирскому" Молитвеннику, без иерейских возгласов и молитв.

Все представители внутри одной иерархической степени равны друг другу "по благодати", дающей им право на строго определенный круг богослужебных полномочий и действий (в этом аспекте только что рукоположенный деревенский священник ничем не отличается от заслуженного протопресвитера - настоятеля главного приходского храма русской церкви). Различие - только по административному старшинству и чести. Это подчеркивается церемонией последовательного возведения в чины одной степени священства (дьякона - в протодьякона, иеромонаха - в игумена и т. д.). Она происходит на Литургии во время входа с Евангелием вне алтаря, на середине храма, как при награждении к.-л. элементом облачения (набедренником, палицей, митрой), что символизирует сохранение человеком данного ему при рукоположении уровня "внеличностной святости". В то же время возведение (хиротония) в каждую из трех степеней священства имеет место только внутри алтаря, что означает переход рукополагаемого на качественно новый онтологический уровень богослужебного бытия.

Лит.: Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви от времен апостольских до IX в. М., 1905; Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. М., 1906; Лебедев А. П. По вопросу происхождения первохристианской иерархии. Сергиев Посад, 1907; Дюшен Л. История Древней Церкви. М., 1912. Т. 1.

Иерархические степени

Белое духовенство (женатое или в целибате)

Черное духовенство (монашествующее)

III.

Епископат (архиерейство)

-

Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ

II.

Пресвитерство (иерейство)

Протопресвитер, протоиерей, иерей (пресвитер, священник)

Архимандрит, игумен, иеромонах

I.

Дьяконат

Протодьякон, дьякон

Архидьякон, иеродьякон

В начало словаря