Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИГН")
"И ТО И СЁ" - еженедельный сатирич. ж., издававшийся М. Д. Чулковым в Петербурге с янв. по дек. 1769. Название сперва писалось "И то и сио", затем "И то и сьо". Автор подавляющего числа публикаций -сам Чулков, представивший много фольклорных и этнографич. мат-лов, к-рые активно использовались его современниками. Ряд элегий и эпиграмм, помещенных в изд., принадлежат М. И. Попову; здесь же напечатано неск. стихотв. и эпиграмм А. П. Сумарокова. |
ИАКИ́НФ - см. Бичурин Н. Я. |
ИБРАГИМБЕ́КОВ Максуд Мамед Ибрагим оглы (род. 1935) - писатель, сценарист, кинорежиссер. Брат Р. Ибрагимбекова. Род. в Баку, в семье учителя географии. Окончил Азерб. политехнич. ин-т (1959), Высшие курсы сценаристов (1964) и кинорежиссерские курсы (1974). Начал с рассказов и повестей, в т. ч. для детей и о детях: "Катастрофа", 1963; "Последняя ночь детства", 1968 (сценарист одноим. ф. 1969); "За все хорошее - смерть", "Кто поедет в Трускавец" (обе - 1974); "В один прекрасный день" (1980) и др. Автор сценариев ф.: "Я помню тебя, учитель" (1970), "Пусть он останется с нами" (1974), "Прерванная серенада" (1979). Пьеса И. "Мезозойская история" (1974) отмечена 1-й премией Всесоюзного конкурса на лучшую пьесу о рабочем классе. Соч.: Избр. произв. В 2-х т. Баку, 1986-87. |
ИБРАГИМБЕ́КОВ Рустам Мамед Ибрагим оглы (род. 1939) - писатель, сценарист. Брат М. Ибрагимбекова. Окончил Бакинский индустр. ин-т, в 1971 - Высшие сценарные курсы в Москве, в 1977 - Высшие реж. курсы. Автор ряда изв. пов. и пьес, по мн. из к-рых написал сценарии, в т. ч. ф. "Белое солнце пустыни" (1970, совм. с В. Ежовым). Также автор сценариев: "В этом южном городе" (1970), "И тогда я сказал - нет..." (1974), "Сердце, сердце..." (1976), "Структура момента" (1980), "Деловая поездка" (1982) и др. (всего свыше 25). Сценарист с острым соц. видением, тягой к нравств. проблематике, плодотворно сотрудничает с реж. Р. Оджаговым (ф. "День рождения", 1978; "Допрос", 1979; "Перед закрытой дверью", 1981; "Парк", 1984, органично связанные с особенностями нац. быта, характера и морали). Ф. по сценариям И. сняты на студиях: "Мосфильм" ("Храни меня, мой талисман"), Одесской ("Повесть о чекисте", "Тайна корабельных часов"), Рижской ("Дачный домик для одной семьи"), Киргизской ("Это не беда"; "Урга" - 1991, совм. с Францией, реж. Н. С. Михалков). Широкий обществ. резонанс получил ф. "Утомленные солнцем" (1994, совм. с Францией; сценарий совм. с Н. С. Михалковым, Гран-при на МКФ в Каннах-94). Автор также сб. рассказов и пов. "В командировке и дома" (1970), пьес "Своей дорогой" (1973), "Дом на песке" (1976), "Допрос, или Момент истины" (1978; Гос. премия СССР, 1981) и др. Лит.: Таги-заде И. Рустам Ибрагимбеков. М., 1986. |
ИВА́Н II ИВА́НОВИЧ (КРА́СНЫЙ) (1326-59) - князь Московский, вел. кн. Владимирский (1354), сын Ивана Калиты и княгини Елены. По духовной отца получил в удел Звенигород и долю в управлении Москвой и моск. доходах. Как князь Московский наследовал бездетному брату Семену, получил ярлык на великое княжение в Орде от хана Джанибека. И. в осн. чертах продолжал политику отца и брата, стремясь к укреплению великокняж. власти и к усилению Моск. княжества, избегая при этом вооруж. борьбы. Конфликты с Рязанью и Суздалем не привели к военным действиям крупного масштаба; рост авторитета и влияния вел. кн. сказался в приглашении И. тверскими князьями в качестве третейского судьи (1357). В самой Москве убийство тысяцкого А. П. Хлюста свидетельствовало о борьбе внутри правящей верхушки, хотя обст-ва этой борьбы и позиция самого И. остаются неясными. В конце княжения И. - обострение отношений с Литвой (пытавшейся укрепиться во Ржеве) и с Ордой (где начались смуты). От второй жены княгини Александры И. имел двух сыновей (ст. - Дмитрий Донской) и дочь, выд. за литовского князя. Традиц. в дорев. историографии представление об И. как исключительно "слабом и бесхарактерном" не находит достаточного подтверждения в источниках. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИВА́Н АЛЕКСЕ́ЕВИЧ - см. Иоанн V Алексеевич. |
ИВА́Н ДАНИ́ЛОВИЧ КАЛИТА́ (?-1340) - кн. Московский (с 1325), вел. кн. Владимирский (с 1328), внук Александра Невского. И. К. стал одной из ключевых фигур в истории формирования Московского гос-ва. На иконе Симона Ушакова "Богоматерь Владимирская" (1668) он изображен сажающим "Древо Московского государства". Гибкий, подчас жесткий политик, И. К., умевший поддерживать мирные отношения с Ордой, взял вверх в давнем споре с Тверью, добился покорности от Новгорода и Пскова. При нем Москва утверждается в роли политич. лидера Сев.-Вост. Руси и тем самым создаются предпосылки того процесса, к-рый во 2-й пол. 15 в. приведет к созданию единого гос-ва. При И. К. образуется территориальное ядро будущей Московской Руси. С переездом митрополита Петра Москва стала местом постоянного пребывания митрополии и обрела качественно новый церковно-религиозный статус, идеологически закрепив успехи социально-экономич. и военно-политич. характера. При И. К. в Москве началось белокаменное стр-во. В 1326-27 возведен Успенский собор - первая каменная постройка столицы. Вслед за ним в камне строятся церкви Иоанна Лествичника (предшественница ныне существующего храма-колокольни Ивана Великого), Спаса-на-Бору (1330), Архангела Михаила (1333), положившие начало ансамблю Соборной площади. В 1339 были срублены новые крепостные стены. С именем И. К. как заказчика связано знаменитое украшенное миниатюрами Евангелие (1339). В двух вариантах сохранилась духовная грамота, к-рой И. К. своим сыновьям "раздел учинил". Скончался И. К. в "в чернецех и в схиме" и был похоронен в кремлевской ц. Михаила Архангела. |
ИВА́Н ИВА́НОВИЧ И ИВА́Н НИКИ́ФОРОВИЧ - ставшие нарицательными персонажи пов. Н. В. Гоголя "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", мелочные и ограниченные люди, рассорившиеся из-за пустяка. |
ИВА́НОВ Ал. Ив. (1878-1937) - синолог, тангутовед, японовед. После окончания ф-та вост. языков СПб. ун-та в 1901 оставлен для подготовки к проф. званию. Стажировался в Китае и Японии. С 1905 - преподаватель, в 1913-22 - проф. СПб. ун-та. В 1908-24 - зав. отделом культ. стран Востока Музея антропологии и этнографии; в 1910-13 - преподаватель Практич. Вост. акад.; в нач. 20-х гг. - китайского и японского языков в вузах Пг. и Москвы. В 1922-27 - на дипломатич. и науч. работе в Китае. По возвращении работал в науч. учреждениях Москвы: Ин-те востоковедения им. Нариманова, Отд. Востока Гос. б-ки им. Ленина, зам. дир. НИИ этнич. и нац. культур народов Востока, с 1929 - ученый секр. и зав. отделом Д. Востока Центрального музея народоведения, с 1932 по совместительству - уч. секр. К-та по охране ист. пам. при ВЦИК СССР. Осн. работы посвящены китайскому яз., лит-ре, истории, этнографии, философии. В 1935 без защиты дисс. удостоен степени д-ра филологич. наук. 25 июня 1937 арестован, 8 окт. приговорен по ложному обвинению к смертной казни и в тот же день расстрелян. Реабилитирован в 1958. Соч.: Ван-Ань-ши и его реформы. СПб., 1909; Тангутские рукописи из Хара-хото // Изв. РГО. 1909. Т. 45. Вып. 8. С. 463-470; Мат-лы по китайской философии: Введение. Школа Фа. Хань Фэй-цзы. СПб., 1912; Сутра "Восхождение Майтреи на небо Тушита". Пг., 1916; Грамматика совр. китайского яз. М., 1930. (Тр. Ин-та востоковедения им. И. Н. Нариманова, XV) (Совм. с Е. Д. Поливановым); Центральный музей народоведения за 15 лет // Сов. музей. 1933. № 2. С. 68-72. |
ИВАНО́В Ал-др Гаврилович (1898-1984) - кинореж. В 1916 окончил торг. школу в Пб., а в 1925 - кинокурсы акционерного об-ва "Кино Север". Начал работать на ленингр. киноф-ке ассистентом; с 1927 - реж. С 1961 - худ. рук. Второго творч.-произв. объединения "Ленфильма". Поставил 20 ф. Первая самостоят. работа "Косая линия" (1929, совм. с О. Галлаем). "Транспорт огня" (1930) - один из лучших приключенч. ф. сов. немого кино. Комедия "Женитьба Яна Кнукке" (1935) - последний немой ф. к/ст. "Ленфильм". Когда подходила к концу работа над ф. "На границе" (1938, о сов. пограничниках на Д. Востоке), возник военный инцидент в р-не оз. Хасан, подтвердивший своеврем. звучание реж. замысла. "Подводная лодка Т-9" (1944) - приключенч. ф. о моряках-подводниках в годы войны. Ф. "Сыновья" (1946) и "Возвращение с победой" (1948) поставлены в содружестве с латв. кинематографистами. В ф. "Звезда" (1949, вып. 1953, по повести Э. Казакевича) впервые в послевоенные годы предпринята попытка воспроизвести т. н. "окопную правду", дать реалистич. образы рядовых героев (ф. был запрещен). Ф. "Солдаты" (1956, по повести В. Некрасова "В окопах Сталинграда") стал дебютом для артистов И. Смоктуновского, Ю. Соловьева, В. Сафонова. Среди др. ф.: "Поднятая целина" (3 сер., 1959-61, по роману М. Шолохова), "Первороссияне" (1968, по мотивам поэмы О. Берггольц "Первороссийск"; фильм не пропущен идеологич. цензурой). Соч.: Экран судьбы. Л., 1971; Полвека в кино. Л., 1973. Лит.: Муратов Л. А. Иванов. Л., 1968. |
ИВА́НОВ Анд. Ив. (ок. 1776-1848) - ист. живописец. Представитель классицизма. Учился в Петерб. АХ (1782-97) у Г. И. Угрюмова. Окончил курс с большой золотой медалью, преподавал в АХ (1798-1830). С 1800 - акад., с 1803 - адъюнкт-проф. ист. живописи, с 1806 - советник, в 1812-30 - проф. ист. живописи. Среди учеников - его сын А. А. Иванов и К. П. Брюллов. Произв. И. отличаются мастерским рисунком и впечатляющим колоритом. Среди произв. И. иконы в Казанском и Преображенском соборах, в Конюшенной ц., ц. Почтамта и Михайловского замка (все - СПб.), иконостасы для ц. рос. миссии в Пекине и для Сионского собора в Тифлисе. В ист. полотнах ориентировался на академич. систему, воплощал идеи высокого гражданского пафоса и патриотизма, самосознания личности и долга перед Отечеством ("Смерть Пелопида", 1800-е гг.; "Подвиг молодого киевлянина", ок. 1810). Лит.: Коровкевич С. А. И. Иванов. М., 1972. |
ИВА́НОВ Викт. Ив. (род. 1924) - живописец, Нар. худож. РСФСР (1976), чл.-корр. АХ СССР, 1978). Учился в Моск. Суриковской худож. школе, Моск. гос. худож. ин-те. Начал в направлении "сурового стиля", к-рому остался верен в 70-80-е гг. Произв. бытового жанра и портреты свидетельствуют о творч. осмыслении иск-ва рубежа 19-20 вв. (объединения "Бубновый валет" и др.), поисках иск-ва большого стиля. Свободная живописная манера, мастерство и точность рисовальщика сообщают особую пластич. убедительность изображению, монументальность формам. Циклы и серии картин о жизни рус. крестьянства раскрывают ее разные стороны, выявляют гуманистич. сущность нар. характеров, красоту и гармонию природы России (цикл "Рус. женщины", 1958-67; "Человек родился", 1964-69; "Полдник", 1980; "Похороны в Исадах", 1983-85 и др.). Лит: Виктор Иванов: Живопись, рисунок. Каталог выставки / Вступит. ст. В. Р. Герценберг. М., 1976; Виктор Иванов: Картины, портреты, пейзажи, рисунки: Каталог выставки произв. М., 1985. |
ИВА́НОВ Вс. Вяч. (1895-1963) - прозаик, драматург. Род. в семье сел. учителя. Окончил сел. школу, пошел "в люди". Год провел в Павлодарском низшем с/х уч-ще, потом работал в типографии. Бродяжничал по Сибири, Ср. Азии, Уралу, пробавляясь случайными заработками, в т. ч. "факира", куплетиста (ср. роман "Похождения факира", 1934-35). С 1921 в Петрограде, вошел в группу "Серапионовы братья". Лит. известность принесли И. "Партизанские повести" (1921-22), сб. рассказов "Седьмой берег" (1922), роман "Голубые пески" (1922). Сб. "Тайное тайных" (1927), романы "Ужгинский кремль" (1929, опубл. 1981) и "У" (1932-33, опубл. 1988) - эксперимент. произв., построенные на лит. ассоциациях, сплаве лит. форм и "игры" с читателем. После периода крайне резкой критики со стороны РАПП И. подключается к тематике соц. стр-ва: пов. "Путешествие в страну, к-рой еще нет", "Пов. бригадира Синицына, рассказанные им в дни первой пятилетки" (обе - 1930), возвращается к теме Гражданской войны, но трактует ее уже в духе сталинской эпохи в романе "Пархоменко" (1938-39). Во время Вел. Отеч. войны И. - военный корреспондент "Известий", автор статей, очерков, рассказов ("К своим", "При Бородине", "Близ старой Смоленской дороги" и др.). В 1944 написал цикл фантастич. рассказов ("Сизиф - сын Эола", "Агасфер" и др.; из них при жизни И. напечатаны два - "Сокол", "Медная лампа"), роман-предание "Эдесская святыня" (1946), при жизни автора тоже не опубликованный. Из большого числа драматургич. произв. И. наиб. изв. "Бронепоезд 14-69" (написан для МХАТа в 1927 на основе одноим. ранней пов., 1922; имел продолжит. сценич. жизнь во мн. т-рах страны). Пьесы "Поле и дорога" (1934), "Двенадцать молодцев из табакерки" (1936), "Вдохновение" (1940) опубл., но не поставлены в силу необычности формы. Автор воспоминаний о М. Горьком, МХАТе, В. И. Качалове, П. П. Кончаловском, С. Есенине. Мастер орнамент. прозы, тяготевший к колористич. вещности и острому сюжету, И. вызывал особый интерес немого кино 2-й пол. 20-х гг. В 1928-29 экранизированы два рассказа И. ("Гафир и Мариам", сценарий М. Блеймана, реж. Э. Иогансон; "Бедствующий остров", сценарий К. Виноградской, реж. А. Разумный) и пов. "Хабу" (сценарий Ю. Тарича, В. Висковского, реж. В. Висковский). В 1931 старейший рус. реж. Я. Протазанов снял свой первый звук. ф. "Томми" по фрагменту из пьесы И. "Бронепоезд 14-69" (где, идя вслед за мхатовским спектаклем, просто вынес действие из декораций на натуру). Сам И. в 1938 совм. с Б. Майлиным и Г. Мусреповым пишет сценарий первого казахского ф. "Амангельды" ("Ленфильм"; реж. М. Левин), затем сценарий патриотич. ф. "Александр Пархоменко" (1942, реж. Л. Луков), развивающий образ нар. героя-победителя в русле кинематографич. традиции к/ф "Чапаев" и "Щорс". И. также автор новеллы "Три танкиста" ("Боевой киносборник № 8", 1942). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ИВАНО́В Вяч. Ник. (род. 1938) - гребец, з. м. с. СССР (1956). Олимп. чемпион (1956, 1960, 1964) в академич. гребле на одиночке, чемпион мира 1962, чемпион Европы 1956, 1959, 1961 и 1964. Чемпион СССР по гребле на одиночке 1956-66, в гребле на двойке парной 1962. Единств. в истории Олимп. игр обладатель трех золотых медалей в гребле на одиночке. Автор кн. "Ветры олимпийских озер" (М., 1972). |
ИВАНО́В Ив. Ал. (1779-1848) - художник, график, архитектор. Со студенческих лет принадлежал к окружению Н. А. Львова, исполнял таблицы для его изд. "Палладиевой архитектуры", в 1798-1803 - первый помощник Львова в Москве, затем на Кавказе и в Крыму, исполнил рисунки их достопримечательностей. С 1806 до конца жизни - художник-инвентор Имп. Стеклянного завода, составлял проекты люстр, ваз, сервизов и т. п. По его инвенции в 1822-25 сделана, в частности, хрустальная кровать для шаха Персидского. В обл. книжной графики И. выполнил в 1805 рисунки к стих. Г. Р. Державина; иллюстрации к 1-му изд. соч. И. А. Крылова (1815) воспроизводятся до сих пор. В 1810-20-х гг. работал совм. с К. И. Росси, создавая сады Аничкова и Михайловского дворцов в СПб.; сотрудничал с А. А. Менеласом по устройству романтического Александровского парка и его павильонов в Царском Селе, затем парка Александрия в Петергофе. Лит.: Андреев А. К. Иван Иванов // Зодчие Санкт-Петербурга: XIX - начало XX века. СПб., 1998. |
ИВАНО́В Конст. Конст. (1907-80) - дирижер. В 1937 окончил дирижерский ф-т Моск. конс. (кл. Л. М. Гинзбурга). Дирижер оркестра Центр. т-ра Кр. Армии (1935-37), ассистент дирижера Оперной студии Моск. конс. (1937-38). В 1938 получил 3-ю премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров и стал ассистентом дирижера Гос. симфонич. оркестра СССР (1938-39). В 1941-46 - дирижер Большого симфонич. оркестра Всесоюзного радио, в 1946-65 - дирижер Гос. симфонич. оркестра СССР. Основной репертуар И. составляли произв. рус. композиторов-классиков и сов. композиторов. Для И. характерны эмоцион. яркость исполнения, стремление к рельефному воплощению крупных симфонич. и вокально-симфонич. произв. Неоднокр. выступал за границей во главе Гос. симфонич. оркестра СССР и с заруб, оркестрами. Лауреат Гос. премии СССР (1949). Нар. артист СССР (1958). Автор симфонии, симфонич. поэмы и др. соч. Соч.: По путевке Октября // Советская музыка. 1967. № 12. |
ИВАНО́В Лев Ив. (1834-1901) - артист балета, балетмейстер. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1852 (кл. Ж. Петипа). В 1852-92 артист Мариинского т-ра, с 1869 первый танцовщик, в 1882-85 реж. балета, в 1885-1901 второй балетмейстер. Среди его ролей: Феб ("Эсмеральда"), Стернгольд ("Фиаметта"), Гигес ("Царь Кандавл"), Валентин ("Фауст"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Конрад ("Корсар"), Солор ("Баядерка"). Здесь же И. были поставлены балеты: "Очарованный лес" (1887, комп. Р. Дриго), "Гарлемский тюльпан" (1887, Б. Шель), "Шалость Амура" (1890, А. Фридман), "Щелкунчик" (1892, П. Чайковский), "Волшебная флейта" (1892, Дриго), "Золушка" (1893, Шель, совм. с Э. Чеккети), "Пробуждение Флоры" (1894, Дриго, совм. с М. Петипа), "Лебединое озеро" (1895, Чайковский, совм. с Петипа), "Ацис и Галатея" (1896, А. Кадлец), "Дочь микадо" (1897, В. Врангель), "Сильвия" (1901, Л. Делиб, после смерти И. постановка закончена Э. Чеккети). Одаренный импровизатор - танцовщик и балетмейстер, И. не был ровен в своем творчестве; удачи И. связаны гл. обр. с балетами Чайковского. Хореография "Щелкунчика" утрачена в 1920-х гг., зато трогательная, элегичная лирика его "лебединых" сцен (2-я и 4-я картины "Лебединого озера") ныне общепризнана как образец балетного симфонизма, шедевр отечеств. и мировой хореографии. |
ИВАНО́В Леон. Григ. (1921-90) - з. м. с. СССР (1952), один из лучших вратарей СССР с конца 30-х гг. Обладатель кубка СССР (1944). Бессменный вратарь "Зенита" (Ленинград), в 1950 был признан лучшим вратарем страны. В 1952 - вратарь сборной СССР. Участник 15-х Олимп. игр в Хельсинки в 1952. Обладал поразит. реакцией и "мертвой" вратарской хваткой. Автор кн. "В воротах "Зенита"" (Л., 1987). Похоронен на Волковском кладб. ("Литераторские мостки") в СПб. |
ИВАНО́В-БОРЕ́ЦКИЙ Мих. Вл. (1874-1936) - музыковед, композитор, педагог, муз.-обществ. деятель, основатель музыковедч. отд-ния Моск. конс. Окончил Моск. ун-т как юрист (1896). Изучал композицию в Москве у Н. С. Кленовского и в Петербурге у Н. А. Римского-Корсакова (1899-1900), историю музыки - во Флоренции у А. Фалькони (1903-04). Читал лекции на Пречистенских раб. курсах в Москве, выступал в периодич. печати. Ученый секр. Гос. ин-та муз. науки (с 1921), с 1922 - проф. Моск. конс. В 1929-30 - проректор по учебной работе, в 1932-34 - зав. каф. Сотрудничал в рус. изд. Муз. словаря Римана, в ряде зарубежных муз. журналов. Создатель науч. школы. Среди учеников И.-Б. - Д. В. Житомирский, Ю. В. Келдыш, В. Э. Ферман, Т. Н. Ливанова, Л. А. Мазель, А. А. Соловцов и др. И.-Б. - крупнейший специалист по истории зап.-европ. музыки Возрождения и Барокко. Осн. труд И.-Б., активно использующийся до сих пор, - "Музыкально-историческая хрестоматия", дважды переиздававшаяся в 30-е гг., а также "Материалы и документы по истории музыки. XVIII в." (Т. 2, 1934). Автор опер, произв. симфонич. и камерной музыки. Соч.: Орландо Лассо. М., 1908 (под псевд. В. А. Булычев); Палестрина. М., 1909; Мендельсон. М., 1910; Шуман. М., 1910; Жоскин де Пре. М., 1910 (под псевд. Е. Г. Яковлев); "Кармен". М., 1924; Первобытное муз. искусство. М., 1925; Пять лет научной работы ГИМН’а. М., 1926; Бетховен. Биографический очерк. М., 1927. Лит.: Михаил Владимирович Иванов-Борецкий. Статьи и исследования. Воспоминания о нем. М., 1972. |
ИВАНО́В-ВАНО́ Ив. Петр. (1900-87) - кинореж., художник и сценарист. Один из зачинателей сов. графич. мультипликации. Окончил ВХУТЕМАС (1922). Начал с постановок гл. обр. политич. плакатов, затем экранизировал сюжеты рус. народных сказок, использовал мотивы рус. фольклора. Как реж. пост. на студии "Союзмультфильм" более 30 мультфильмов, б. ч. по собств. сценариям. Удостоен междунар. наград: "Конек-Горбунок" (1948, поч. диплом на 3 МКФ в Марианске-Лазне), "В некотором царстве" (1958, приз за лучший мульт. ф. на 11 МКФ в Карлови-Вари) и др. С 1939 преподавал на худож. ф-те ВГИКа, проф. (1952). Др. ф.: "Похождения Мюнхгаузена" (1929); "Стрекоза и муравей" (совм. с В. и З. Брумберг, 1935); "Зимняя сказка" (совм. с Е. Шварцем, 1945); "Левша" (1945); "Времена года" (1969). Соч.: Графическая мультипликация // Мультипликационный фильм. М., 1936; Сов. мультипликационное кино. М., 1962. Лит.: Гинзбург С. Рисованный и кукольный ф. М., 1957; Мультипликация вчера и сегодня: В 3 ч. М., 1974-76; Кадр за кадром. М., 1980. |
ИВАНО́ВСКИЙ Ал-др Викт. (1881-1968) - кинореж. Окончил Казанский ун-т (1906), в дорев. годы оперный реж. в Моск. т-ре "Опера Зимина", в сов. время продолжил работу в муз.-драматич. т-рах. В кино с 1918 (в т. ч. ассистент реж. в ф. Я. Протазанова "Отец Сергий"). Начиная с ф. "Не уступлю!" (1918, т-во "И. Ермольев") реж.-постановщик. В большинстве своих ф. И. выступает автором или соавтором сценариев. Всего на студиях Петрограда - Ленинграда им поставлено ок. 30 ф. Картины периода немого кинематографа были в большинстве случаев экранизациями произв. рус. прозы: "Станционный смотритель" (по А. С. Пушкину), "Пунин и Бабурин", "Три портрета", "Ася" (по И. С. Тургеневу), "Комедиантка" (по пов. Н. С. Лескова "Тупейный художник"). Другой круг тем, интересовавших И. в 20-е гг., связан с рус. историей и историей рев. движения в России: "Дворец и крепость" (по роману О. Д. Форш "Одеты камнем"), "Степан Халтурин", "Декабристы", "Кавказский пленник" ("Гибель Лермонтова"). Авторами и соавторами сценариев были П. Щеголев, В. Мануйлов, Ю. Оксман, М. Блейман. В звуковом кино продолжал работу над экранизациями рус. классики (наиб. изв. ф. "Иудушка Головлев", по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" с В. Гардиным в гл. роли). Впоследствии снимал муз. ф. и кинокомедии: по сценариям Е. Петрова и Г. Н. Мунблита: "Музыкальная история" (1940, совм. с Г. М. Раппопортом, в гл. роли - С. Лемешев) и "Антон Иванович сердится" (1941). В послевоен. годы снимает "Солистку балета" (с участием Г. С. Улановой), комедию "Укротительница тигров" (совм. с Н. Н. Кошеверовой). Был соавтором сценария ф.-оперы "Евгений Онегин" (совм. с Р. И. Тихомировым). Соч.: Ивановский А. В. Воспоминания кинорежиссера. М., 1967 (с фильмогр.). |
ИВА́НУШКА-ДУРАЧО́К (Иван-дурак) - один из популярнейших героев рус. (а также белорус. и укр.) волшебных сказок; чаще всего фигурирует в сказках "Сивка-Бурка", "Свинка - золотая щетинка", "Конек-Горбунок". И.-Д. - третий крестьянский сын, в отличие от двух старших братьев, рисуется неспособным к ведению х-ва, простофилей, лентяем, дурнем: лежит на печи, сидит в золе, сажу колпаком меряет, "сопли в клубок мотает". Предмет всеобщих насмешек, именно он добивается конечного успеха, пройдя испытания и заполучив волшебного помощника (Сивку-Бурку, Конька-Горбунка, чудесного пса или кота), выполняет трудные задачи (достает царю диковинные предметы) и получает в награду красавицу невесту. Но эти подвиги И.-Д. совершает в тайне от окружающих, принимая иной облик и внешне оставаясь глупым, непрактичным, подчеркивая свою униженность и нелепость поступков. По ходу событий И.-Д. сбрасывает эту личину, обнаруживая качества идеального сказочного героя. И.-Д. может заменять героев в сказках типа "Чудесное бегство", "Иван-царевич и серый волк", "Молодильные яблоки" и др. |
ИВА́Н-ЦАРЕ́ВИЧ - типовой герой волшебных сказок ("Царевна-лягушка", "Финист - Ясный Сокол", "Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка", "Иван-царевич и серый волк", "Молодильные яблоки", "Мертвая царевна" и т. п.). Нередко И.-Ц. наделен фантастич. способностью перевоплощения, необычными внешними признаками ("по колено ноги в золоте", "по локоть руки в серебре"), ему помогают чудесные слуги и помощники. Сюжеты об И.-Ц. связаны с поисками суженой, вокруг к-рых происходят разного рода приключения, испытания и т. д. В образе И.-Ц. преобладают качества идеального сказочного героя: он молод, хорош собой, отважен, добр и честен, что обеспечивает ему получение чудесных средств и содействие чудесных помощников. В нек-рых (видимо, исторически поздних версиях) И.-Ц. изображается пассивным, слабосильным, даже трусливым (героем выступает слуга); место И.-Ц. может занять персонаж с иной социально-психологич. характеристикой (Иван-купеческий сын, Иван-крестьянский сын, стрелец). |
ИВА́СК Удо Георг. (1878-1922) - книговед, библиограф, библиофил. Род. в имении Керсель Лифляндской губ., учился живописи в мастерской К. А. Коровина. В 1906 организовал Моск. об-во любителей книжных знаков, был чл. Рус. библиологич. об-ва. Окончил Моск. археологич. ин-т (1910). В 1908-20 чл. правления Рус. библиотечного об-ва при Моск. ун-те. С 1918 И. заведовал отд. редких кн. в б-ке Румянцевского музея. Автор ок. 80 науч. тр., в т. ч. "Описание рус. книжных знаков" (1905-18. Вып. 1-3), "Частные б-ки в России" (1911-12), "Григорий Николаевич Геннади" (1913), "Жизнь и труды Василия Ивановича Соболыцикова" (1914); мн. из. них неопубл. (в т. ч. справочник "Периодич. печать в России. 1703-1917", иссл. "Введение в историю рус. библиографии" и др.). |
ИВА́ШИНЦОВ Ник. Ал. (1819-71) - гидрограф, контр-адмирал. Окончил Морской кадетский корпус (1837). Вел гидрографич иссл. на Балтийском море, затем на Аральском море и Сырдарье. В 1854 начал работы на Каспии. В 1856-71 руководил эксп. по иссл. Каспийского моря. Под рук. И. изданы карты Каспия (1877), атлас Терека (10 карт). Награжден Константиновской медалью Рус. географич. об-ва (1864). Соч.: Очерки низовьев Сырдарьи и приаральской степи: (Из походных записок 1853) // Морской сб. 1854. Т. 13. № 11; Очерк берегов Каспийского моря // Там же. 1855. Т. 15. № 3. |
И́ВЕРСЕН Юлий Богд. (1823-1900) - нумизмат, специалист медальерного иск-ва. По окончании Дерптского ун-та преподавал древние яз. в неск. уч. заведениях Петербурга (в частности, в ср. школе Петершуле). С 1879 - ст. хранитель нумизматич. отд. Эрмитажа. Участвовал в деят-ности Об-ва любителей др. письменности; чл.-корр. Имп. Археологич. комиссии, автор работ "Медали на деяния имп. Петра Великого. В воспоминание двухсотлетия со дня рождения преобразователя России" (СПб., 1872); "Словарь медальеров и других лиц, имена к-рых встречаются на рус. медалях" (СПб., 1874); "Медали в честь рус. гос. деятелей и частных лиц" (СПб., 1880-96. Т. 1-3). |
И́ВНЕВ Рюрик (Ковалев Мих. Ал-др.) (1891-1981) - поэт и прозаик. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1912). Публиковался с 1909. В сб. "Самосожжение: Откровения" (1913-16), "Пламя пышет" (1913), "Золото смерти" (1916) лейттема "пещного действа" причудливо соединяет мотивы религ. очищения с богоборческими. В 1917-18 секретарь А. В. Луначарского. В 1919 вместе с В. Шершеневичем и А. Мариенгофом создал лит. группу имажинистов, в 1924-27 - ее пред. Сб. И. "Солнце во гробе" (1921), составленный и изданный С. А. Есениным, прочитывался как реквием по убиенному царю. Опубл. в сб. "Имажинисты" (1925) поэма И. "Осада монастыря" послужила формальным поводом для "директивной" критики, приведшей к самороспуску группы. Автор повестей "Неизбежное" (1912), ром. "Несчастный ангел" (1917), написанного под влиянием А. Белого, трилогии "Жизнь актрисы" (20-е гг.): "Любовь без любви", "Открытый дом", "Герой романа" - изображение частной жизни на фоне пострев. эпохи (Россия, Кавказ, Берлин), ром. о законах, беззакониях, капризах и причудах любви. В 1970-е гг. И. пишет два мемуарных романа: "У подножия Мтацминды" и "Богема" (первый о Грузии 1918-21, второй - о жизни худож. интеллигенции). К ним примыкают воспоминания об А. А. Блоке, В. В. Маяковском, Б. Л. Пастернаке, О. Э. Мандельштаме, М. А. Кузмине, В. Я. Брюсове и др. |
ИГЛА́ - первоначально просто заостренное орудие для протыкания отверстий, изготовл. из кости, дерева или металла. Позже появляется ушко, а в швейной игле - жало. Для разл. видов работ делались рогожные, парусные, кулевые, штопальные и др. И., отличавшиеся размерами, изгибом, формой ушка. Большие И. (напр., парусные или рогожные) обычно были трехгранными. В нар. представлениях И. - одно из священных орудий, с помощью к-рых был создан мир (ср. в загадках: "Синяя синичка весь белый свет одела"). В обрядовой сфере И. - один из самых распространенных оберегов против нечистой силы. И. на нитке используется в спиритич. гаданиях. В обиходной речи И. - символ "главы", "ведущего" ("Я за тобой, как нитка за иголкой"). |
ИГНА́ТОВ Сер. Мих. (род. 1950) - артист цирка, жонглер. В 1969 окончил Гос. уч-ще циркового и эстрадного иск-ва (педагог В. Н. Кисе). Высочайшая техника и виртуозная работа с традиц. жонглерскими предметами - кольцами, булавами, мячами сделали И. крупнейшим мастером жонглирования (рекордные комбинации: полпируэта и пируэт при жонглировании 7 кольцами, выброс и жонглирование 9 кольцами, комбинация с 7 мячами, выброс и сбор 11 колец, жонглирование 7 кольцами плашмя - "вертушка"). Артистизм, чувство ритма, музыкальность, необычайно высокий темп, великолепная трюковая работа принесли И. мировую славу. В 1978 Всемирная ассоциация жонглеров вручила артисту спец. диплом как "Лучшему жонглеру всех времен и народов" и избрала своим поч. членом. И. - лауреат мн. междунар. конкурсов. В 1983 получил приз "Серебр. клоун" на Междунар. фестивале в Монте-Карло. В 1991 удостоен Высшего приза Всемирной ассоциации жонглеров. Соч.: О самом главном // Мастера цирка - самодеятельности. М., 1989. |
ИГНА́ТЬЕВ (Казанский) Ив. Вас. (1892-1914) - поэт, критик. В 1911 опубл. кн. "Около театра", в к-рую включил свои рассказы, отмеч. влиянием раннего Чехова, фельетоны и стихи. В 1912 основал изд-во "Петерб. глашатай", выпустившее два номера одноим. газ., шесть лит. альм. и ряд стихотворных сб-ков. В 1913 И. возглавил "Ассоциацию эгофутуризма", теоретич. принципы к-рой изложил в брошюре "Эго - футуризм" (1913). Поэзия И. эгофутуристич. периода представлена в сб. "Эшафот" (1914), в к-ром наряду со стихами в манере Надсона представлены эксперименты в обл. зауми и визуальной поэзии. Покончил жизнь самоубийством. |