Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "З" (часть 4, "ЗНА"-"ЗЫК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 4, "ЗНА"-"ЗЫК")

Знаки препинания

ЗНА́КИ ПРЕПИНА́НИЯ - система особых графич. знаков, средство письм. яз. наряду с графикой и орфографией. Предназначение З. П. - указывать на смысловое членение речи, уточнять ее синтаксич. и интонац. структуру. Гл. функции З. П. - выделение (двойные запятые, двойное тире, скобки, кавычки) и отделение (точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки, тире, двоеточие, многоточие, точка с запятой). В систему З. П. (пунктуационный алфавит) входят также дробная черта (знак оппозиции), знак сноски (астериск) и абзац (абзацный отступ).

Знамения церковь в Дубровицах

ЗНА́МЕНИЯ ЦЕ́РКОВЬ В ДУБРО́ВИЦАХ - уникальный пам. др.-рус. зодчества в быв. усадьбе Голицыных в Моск. обл. (1690-1704). Центрическая церковь (4-лепестковая в плане), завершенная 3-ярусным 8-гранным столпом; фасады обильно украшены белокаменной резьбой, к числу ранних образцов круглой скульптуры относятся статуи перед входом в храм. Внутри сохранился дерев. иконостас с резным золоченым орнаментом. Черты зрелого барокко в стилистике храма позволяют считать его предшественником архитектуры барокко 18 в.

Церковь Знамения в Дубровицах. 1690-1704

Церковь Знамения в Дубровицах. 1690-1704

Знаменские, братья

ЗНА́МЕНСКИЕ, братья - выдающиеся бегуны на средние и длинные дистанции 30-х гг.

Георг. Ив. (1903-46). Чемпион СССР 1939 на 5000 и 10000 м. В 1934-36 установил 3 всесоюзных рекорда на дистанциях 1500-3000 м. Занимал призовые места в ряде междунар. соревнований.

Сераф. Ив. (1906-42). Чемпион СССР 1936, 1938, 1940 в беге на 5000 м, 1936, 1938 в беге на 10000 м. В 1933-40 установил 20 всесоюзных рекордов на дистанциях 1500, 2000, 3000, 5000 и 10000 м. Победитель ряда междунар. соревнований, в т. ч. III Междунар. рабочей олимпиады 1937, кросса на приз газ. "Юманите" 1935, 1937, 1938. В 1949 в газ. "Юманите" учрежден приз имени братьев З., а с 1958 в СССР ежегодно проводился Междунар. легкоатлетич. мемориал братьев З.

Лит.: Салуцкий А. С. Братья Знаменские. М., 1973.

Знаменщик

ЗНА́МЕНЩИК - художник, к-рый создавал оригиналы для будущих печатных форм, рис. шрифтов, раскрашивал (иллюминировал) рус. старопечатные изд.

"Знамя"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Знамя воинское

ЗНА́МЯ ВО́ИНСКОЕ - символ воинской чести, знак, объединяющий воинскую часть и указывающий на принадлежность к Вооруж. силам. Первые рус. З. В. (стяг, прапор, хоругвь) имели вид копья или шеста с пуком травы или конской гривой наверху, затем появилось полотнище с изображением Христа, святых и надписями из Св. Писания. З. В. кн. Дмитрия Донского в Куликовской битве было красным с изображением Христа (Спас Нерукотворный). З. В. полков и дружин имели разнообразный вид. В рус. армии 19 - нач. 20 в. различались З. В. гос., полковые и войсковые (у казаков). Гос. З. В. считалось личной принадлежностью имп. и употреблялось в исключительно редких случаях, при воцарении нового имп. изготовлялось заново. Прочие З. В. являлись символами соответствующих войсковых частей. В Сов. Армии единый образец З. В. введен в июне 1926. Новый образец З. В. утвержден Указом 21 дек. 1942, а для гвардии - Указом 11 июня 1943. Составные части З. В. - полотнище, древко с навершием (наконечником), кисти, орденские ленты, скоба (плоское металлич. кольцо с надписями), в экипировку знаменщика входят панталер - перевязь через плечо с упором для нижнего конца древка. Защита З. В. в бою всегда являлась почетной и важной задачей и возлагалась на особо подготовленных и надежных воинов (прапорщик, хорунжий). Оставление З. В. в бою - тягчайшее преступление. По Уставу воинскому Петра I 1716 за оставление З. В. следовала смертная казнь. В Сов. Армии часть, утратившая З. В., подлежала расформированию, а ее офицерский состав - суду воен. трибунала. В ВМФ корабли имеют флаг.

Знамя лейб-гвардии Уланского полка. 1837

Знамя лейб-гвардии Уланского полка. 1837

Знаточество

ЗНАТО́ЧЕСТВО - направление в искусствознании, оформилось в кон. 19 - нач. 20 в. (В. Боде, М. Фридлендер в Германии, Б. Бернсон в США). Цель З. - определение ценности произв. иск-ва, выявление новых худож. произв.; средства З. - детальное изучение, атрибуция, описание и систематизация (то же, что и экспертная оценка). В России развивается в 20 в., особенно во 2-й его половине.

Зограф Ал-др Ник

ЗО́ГРАФ Ал-др Ник. (1889-1942) - исследователь антич. культуры, нумизмат, сын Н. Ю. Зографа. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1912). Преподаватель Лазаревского ин-та вост. яз. (1914-18), сотр. Музея изобразит. иск-ва (нештатный с 1914, штатный - в 1918-22), НИИ иск-знания и археологии, Моск. отд. Гос. акад. истории мат. культуры (ГАИМК) (с 1921). С 1913 - чл.-корр., с 1917 - действит. чл. Моск. нумизматич. об-ва. В дек. 1922 переехал в Петроград, где работал в Гос. Эрмитаже (ст. н. сотр., с 1930 - действит. чл., с 1935 - зав. отделом нумизматики), ГАИМК (1922-30, 1936-42), Гос. ин-те истории иск-в (1923-28), преподавал древние яз. в ряде высших учебных заведений Ленинграда. Участвовал в раскопах в Ольвии и Керчи, объездил мн. провинц. музеев, где знакомился с нумизматич. коллекциями, что сделало его непревзойденным знатоком антич. нумизматики Сев. Причерноморья. Впервые произвел полную классификацию и датировку монет антич. городов Сев. Причерноморья. Создатель совр. отеч. школы нумизматов-античников. Скончался в блокадном Ленинграде. Автор мн. фундаментальных работ, в т. ч.: Античные монеты. М.; Л., 1951. (Мат-лы и иссл. по археологии СССР; № 16); Монеты Тиры. М., 1957.

Зограф Георг. Ал-др.

ЗО́ГРАФ Георг. Ал-др. (1928-93) - индолог-филолог, специалист в обл. новоиндийского (новоиндоарийского) языкознания. Сын А. Н. Зографа. В 1951 окончил вост. ф-т ЛГУ, затем

аспирантуру; ученик А. П. Баранникова и Б. М. Бескровного. С 1954 работал в Ленингр. отд. Ин-та востоковедения АН; с 1968 - зав. сектором Южной и Юго-Вост. Азии. В ранний период осн. тема иссл. З. - история формирования хинди и урду как лит. форм языка хиндустани. Позднее занимался описанием совр. новоиндоарийских яз., постепенно привлекая к рассмотрению все большее их число и ставя первоочередной задачей уточнение типологич. характеристики этих яз. Монография З. о яз. Индийского субконтинента (первый вариант: "Языки Индии, Пакистана, Цейлона и Непала", затем "Языки Южной Азии") переиздавалась на рус. и зап.-европ. яз., с каждым разом совершенствуясь; это своего рода лингвистич. энциклопедия, содержащая исчерпывающие сведения обо всех яз. ареала, в т. ч. и неиндоевроп. В кон. жизни З. уделял много внимания ареальным исследованиям, ставя цель выявить общие черты в структуре разл. яз. Южной Азии. Занимался переводами, изучал инд. лит-ру, фольклор, традиц. культуру. В значит. мере З. принадлежит заслуга возрождения в Ленинграде - С.-Петербурге иссл. классич. инд. культуры, традиция к-рых была насильственно прервана перед войной. Составитель и ред. сб-ков "Литература и культура древней и средневековой Индии" (с 1979), организатор ежегодно проводившихся (с 1980) чтений "Проблемы интерпретации индийского традиционного текста", собиравших лучшие научные силы СПб. и Москвы и давно получивших среди участников неофиц. название "Зографовских чтений".

Соч.: Описание рукописей хинди и панджаби Ин-та востоковедения. М., 1960; Языки Индии, Пакистана, Цейлона и Непала. М., 1960; Хиндустани на рубеже XVIII-XIX вв. М., 1961; Сказки Центральной Индии / Пер. Г. А. Зографа и З. Е. Самойловой; Сост., предисл., примеч. и общая ред. Г. А. Зографа. М., 1971; Лит-ра урду // Краткая история лит-р Индии. Л., 1975; Индоарийские языки // Языки Азии и Африки. I. Индоевропейские языки (хетто-лувийские, армянский, индоарийские). М., 1976; Морфологический строй новых индоарийских языков: (Опыт структурно-типологич. анализа). М., 1976; Языки Южной Азии. М., 1990.

Зограф Ник. Юр.

ЗО́ГРАФ Ник. Юр. (1852-1919) - зоолог, антрополог. Окончил (в 1872) Моск. ун-т, работал препаратором в зоологич. музее ун-та. В 1873-74 - за границей в командировке от Об-ва любителей естествознания, затем преподавал географию и естеств. историю в разл. уч. заведениях Москвы. После защиты в 1883 магистерской дисс. - приват-доц. (с 1884), после защиты докторской дисс. в 1887 - проф. зоологии (с 1888) Моск. ун-та. В 1877 совершил поездку в Канинскую тундру для антропологич. изучения ненцев, а затем ряд эксп. для раскопок курганов и антропологич. иссл. Много работал в обл. прикладной ихтиологии. Создатель лимнологич. станции "Глубокое озеро" под Москвой. Был пред. комиссии для иссл. ср.-рус. вод в ихтиологич. отношении и товарищем пред. отд. антропологии Об-ва любителей естествознания; издал ряд трудов по зоологии и антропологии, популярных книг и брошюр.

Соч.: Курс зоологии для студентов-естественников, медиков и сельских хозяев: В 2-х вып. М., 1898; Очерки природы Рузского уезда. М., 1901; Питательная пища, доступная небогатому человеку. М., 1909; Животные-художники: Естеств.-ист. очерки. СПб., 1910.

Зографское Евангелие

ЗО́ГРАФСКОЕ ЕВА́НГЕЛИЕ - глаголич. пам. кон. 10 - нач. 11 в. (287 пергаментных листов и 17 листов, написанных на палимпсесте и представляющих собой более поздние вставки). Содержит рассказы четырех евангелистов. Памятник был найден в мон. Зограф на Афоне (откуда и получил свое название). В 1860 З. Е. подарено рус. имп. Александру II, к-рый передал его в Публ. б-ку Петербурга, где оно хранится и сейчас. Язык памятника архаичен по грамматич. строю, но в фонетике есть много новых черт. З. Е. было издано в кириллической транскрипции В. Ягичем в 1879 в Берлине, а в 1954 фототипически переиздано в Граце.

Зодчество

ЗО́ДЧЕСТВО - см. Архитектура.

"Зодчий"

"ЗО́ДЧИЙ" - иллюстриров. ж. по вопросам архитектуры и стр-ва, изд. Петерб. об-вом архитекторов (1872-1917, 1924 - 1 выпуск). Имел неск. приложений, публиковал мат-лы по совр. архитектуре, строит. делу, истории рус. и заруб. зодчества. Лучший проф. архит. ж. в России, неоценимый источник сведений для историков архитектуры.

Золотарёв Ал-др Мих.

ЗОЛОТАШВ Ал-др Мих. (1907-43) - этнограф, историк первобытного об-ва. Род. в Харькове. С 1930 - аспирант Гос. акад. истории мат. культуры (ГАИМК), преподаватель Ленингр. ин-та истории, филологии и лингвистики (ЛИФЛИ) при ЛГУ. С 1932 - сотр. Моск. отд. ГАИМК и Ин-та антропологии при МГУ, преподаватель Комм. ун-та, с 1934 - доц. Моск. ин-та истории, филологии и лингвистики (МИФЛИ), с 1937 - доц. Моск. обл. пед. ин-та и преподаватель Воронеж. пед. ин-та. Работы З. (многие остались неизданными) посв. в осн. проблемам первобытной социальной орг-ции и мифологии. Значительно опередила свое время докт. дисс. З. "Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогоний", фрагментарно опубликованная посмертно в 1964; в этой работе были предвосхищены, в частности, нек-рые идеи К. Леви-Строса. В нач. войны З. ушел в нар. ополчение, взят в плен, бежал, вернулся в Москву. Арестован зимой 1941-42, в заключении сошел с ума и умер.

Соч.: Происхождение экзогамии. М., 1931; Пережитки тотемизма у народов Сибири. Л., 1934; Родовой строй и религия ульчей. Хабаровск, 1939; Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.

Лит.: Иванов Вяч. Вс. Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогоний // Сов. археология. 1968. № 4.

Золотарёв Давид Ал

ЗОЛОТАШВ Давид Ал. (1885-1935) - этнограф, антрополог, краевед. В 1904-07 посещал лекции по антропологии в Сорбонне (Париж), в 1908-12 - студент СПб. ун-та, специализировался по отд. географии и антропологии, оставлен при ун-те для подготовки к препод. деят-ности. С 1918 - проф. Петрогр. ун-та. Науч. деятельность З. началась в 1911 в Постоянной Комиссии по составлению этнографич. карт России при РГО. С 20-х гг. - зав. отд. русско-финской этнографии Этнографич. отдела Рус. музея, зав. разрядами этнической антропологии и этнографии Рос. акад. истории мат. культуры, зав. Европейским отд. Комиссии по изучению племенного состава населения СССР при АН СССР, пред. антрополого-этнографич. секции Ленингр. об-ва изучения местного края и т. д. Чл. редколлегии ж. "Краеведение", "Известия РГО", "Этнография", "Человек" и др. Стремился объединить усилия специалистов по этнографии, антропологии, языкознанию, фольклору, истории. При изучении рус. и финноязычного населения особое внимание обращал на взаимодействие культур. Арестован 12 дек. 1930, в 1931 приговорен к 3 годам ИТЛ, освобожден досрочно в июне 1932. Повторно арестован 29 нояб. 1933, умер в Сиблаге (г. Мариинск). Реабилитирован в 1956.

Соч.: Антропологич. иссл. великоруссов Осташковского и Ржевского уездов Тверской губ. // Ежегодник Рус. антропологич. об-ва при СПб. ун-те. СПб., 1913. Т. 4. С. 9-66; Этнический состав населения Северо-Западной области и Карельской АССР. Л., 1927; Лопарская экспедиция. Л., 1927; Кольские лопари. Л., 1928; Население Тверского края. Тверь, 1929 (совм. с А. Н. Вершинским); Карелы СССР. Л., 1930.

Золотая Орда

ЗОЛОТА́Я ОРДА́ - название гос. образования у монголо-татар в 13-14 вв. преим. в Ю. и В. частях Вост. Европы. Основана ханом Бату (рус. Батый), сыном хана Джучи, внуком Чингисхана, после нашествия на Русь (с 1237), дальнейшего вторжения в Зап. Европу и возвращения в 1242-43. Не исключено, что термин З. О. (Великая З. О.) возник до образования гос-ва и применялся еще до обозначения Орды Чингисхана. Др. назв., приблизительно соотв. З. О., - Улус Джучи, Кок-Орда (Синяя Орда), Ак-Орда (Белая Орда). Территория З. О.: Поволжье, включая Булгар, степные р-ны Вост. Европы до Днепра и дальше, Крым и приморские города, Кавказ (до Дербента), Сев. Хорезм, Зап. Сибирь, низовья Сырдарьи. Адм. центры З. О. - в низовьях Волги: сначала Сарай Бату (недалеко от Астрахани), позже (нач. 14 в.) Сарай Берке (недалеко от Волгограда). Наивысшего воен. могущества З. О. достигла при Узбек-хане (1312-42). Значит. развитие получили торговля, ремесла. В 14 в. складывается лит. язык. В это же время намечается распад З. О., вызванный внутр. междоусобицами и усугубленный воен. поражениями на Руси (1380, Дмитрий Донской) и в Ср. Азии (1395, Тимур). В 1-й пол. 15 в. от З. О. отделяются Крымское и Казанское ханства. После провала похода на Москву хана Ахмата в 1480 Русь окончательно сбрасывает золотоордынское иго.

В фольклоре З. О. - земля без реальной геогр. привязки (в вариантах также: "большая Орда", "темна Орда" и др.). В былинах преим. связывается с татарами: в Орду бегут после разгрома татарские цари; в Орду везут дань Добрыня и Василий Казимирович. З. О. упоминается также в общем значении - "чужая", враждебная далекая земля. Пример эпич. условности топонима: Садко плывет из Новгорода по Волхову, Ладожскому озеру, Неве, по синему морю и "поворачивает в З. О.".

Сражение с ордынцами у стен Козельска. 1237. Миниатюра летописного свода 16 в.

Сражение с ордынцами у стен Козельска. 1237. Миниатюра летописного свода 16 в.

Золотая рота

ЗОЛОТА́Я РО́ТА - назв. арестантских рот при крепостях, появившихся в России в 1823 по инициативе инспектора по инж. части, вел. кн. Николая Павловича. До 1825 были образованы 22 крепостные арестантские роты, они делились на воен.-арестантские, комплектовавшиеся воен. ведомством из осужденных преступников и бродяг, и арестантские роты гражданские. Постоянный состав роты: командир, 4 мл. офицера, фельдфебель, 16 унтер-офицеров и барабанщик. Переменный - 120 арестантов ("золоторотцев") на каждую роту. В 1834 вышло новое "Положение об арестантских ротах", к 1838 их число достигло 55. Арестантские роты (от 100 до 250 чел.) находились в заведовании крепостных комендантов, управлялись плац-майорами. Труд арестантов применялся только на казенных работах, остальное время арестантов занимала солдатская муштра. В ротах соблюдалась строжайшая дисциплина, широко применялись наказания розгами и шпицрутенами. В 1870 арестантские роты преобразованы в исправит. арестантские отделения, просуществовавшие до 1917.

Золотник

ЗОЛОТНИ́К - мера веса в России, равная 1/96 фунта или 4,26 г.

Золотницкий Вл. Троф.

ЗОЛОТНИ́ЦКИЙ Вл. Троф. (1743 или 1741 - после 1797) - философ-моралист. Учился в Киево-Могилян. акад., затем в Моск. ун-те. В студенч. годы в качестве переводчика активно сотрудничал с проф. ун-та И. Г. Рейхелем (известным масонской деят-ностью), издателем сер. "Собрание лучших сочинений к распространению знания и произведению удовольствия" (М., 1762), и с М. М. Херасковым, ред. ж. "Полезное увеселение" (М., 1760-62). В 1762 по рекомендации ун-та переведен учителем Сухопутного шляхетского корпуса, с 1764 - переводчик Моск. камер-коллегии. В 1767 - депутат Комиссии по составлению нов. Уложения; в 1770-е гг. на воен. службе.

В осн. филос. концепции З. лежит учение о "естественных" принципах, к-рые определяют отношения людей между собой и отношение их к миру. По З., именно познание себя дает знание о "натуральных человеческих должностях" - почитании Бога, обязанности "сохранять себя и приводить всегда в лучшее совершенство", уважении и любви к об-ву. З. разделяет "естеств." состояние, предполагающее всеобщее равенство, и "гражданское", где равенства быть не может, т. к. в нем человек должен быть подчинен "воле общества". Этому соответствует и разный моральный императив.

З. - автор "Новых нравоучительных басен..." (1763), работ "Общество разновидных лиц, или Рассуждения о действиях и нравах человеческих" (1766), "Рассуждение о бессмертии человеческой души, к-рое учреждается чрез доказательство Божиего бытия, открывающегося из многочисленных созданий" (1768), "Доказательство бессмертия души человеческой, взятое от намерения Божия, с каким он изволил создать мир сей..." (1780), мн. переводов (Гольдберга, Сенеки, Филдинга), к-рые З. снабжал обширными комментариями и предисловиями.

"Золотое Кольцо"

"ЗОЛОТО́Е КОЛЬЦО́" - обобщенно-поэтич. назв. группы др.-рус. городов, расположенных в Центр. России, к-рые образуют как бы кольцо в сев.-вост. направлении от Москвы, занимая участок, огранич. на С. Волгой, на Ю. - ее притоком Окой. Каждый из городов, входящих в "З. К.", имеет богатое ист. прошлое и неповторимый архит. облик. Каждый сыграл особую роль в ист. Рус. гос-ва в период его централизации. В "З. К." входят: на С. от Москвы - Сергиев Посад (в сов. период - Загорск) с расположен. в нем известнейшей Троице-Сергиевой лаврой, севернее находится Александровская Слобода - при Иване Грозном фактически столица Рус. гос-ва; на В. находится Владимир - один из древнейших городов "З. К.", в 12 в. занимавший первое место среди рус. городов, рядом с Владимиром - старинное с. Боголюбово, недалеко от к-рого можно увидеть всемирно прославл. храм Покрова на Нерли; интересен осн. в 12 в. Юрием Долгоруким Юрьев-Польской; богаты ист. и архит. памятниками Суздаль, имевший давние и тесные связи с Москвой, и расположенное рядом с ним с. Кидекша; на берегах живописных озер находятся Переславль-Залесский и Ростов Великий. Более удалены от центра приволжские города Углич, Кострома и Ярославль. Особое место в "З. К." занимает Иваново как самый молодой из всех городов. По предложению Всерос. об-ва охраны памятников организован спец. туристский маршрут "З. К.".

«Золотое кольцо». Архитектурный ансамбль в Кидекше. 12-18 вв.

«Золотое кольцо». Архитектурный ансамбль в Кидекше. 12-18 вв.

"Золотое Руно"

"ЗОЛОТО́Е РУНО́" - ежемес. лит.-крит. и худож. ж. Выходил в Москве (1906-09). Ред.-издатель - И. П. Рябушинский, представитель богатейшей моск. купеческой семьи, дилетант-художник, писатель и меценат. Ж. создавался с ориентацией на лит.-издательский опыт и позицию крупнейшего символистского ж. "Весы", с к-рым вскоре вступил в острую полемику. В "З. Р." приняли участие виднейшие представители символизма: В. Брюсов. К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др., а также литераторы, близкие символизму (В. Розанов, А. Ремизов и др.), печатались здесь Л. Андреев, И. Бунин, Б. Зайцев, Б. Садовский и др. Оформление ж. отличалось пышностью и дороговизной; сначала текст печатался параллельно на рус. и франц. языках. Широко был поставлен худ. отдел, представлявший произв. М. Врубеля, К. Сомова, Л. Бакста, М. Добужинского, а также начинавших приобретать признание И. Сапунова, П. Кузнецова и др. Репродукции отличались высокой техникой исполнения. В 1907 произошел конфликт между И. П. Рябушинским и группой писателей (А. Белый, В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус), не желавших считаться с мнениями и диктатом "толстосумов" и покинувших ж. Позиция "З. Р." в последующий период определялась ведущей ролью в нем Вяч. Иванова, Г. Чулкова, А. Блока, полемикой с "Весами" по поводу "мистического анархизма", а также символизма "идеалистического" и "реалистического" (с 1908 Н. П. Рябушинский практически устранился от редактирования). В "З. Р." появились в это время статьи А. Блока "О реалистах", "О лирике", "О драме" и др. Внутриредакционные разногласия привели к тому, что в 1909 журнал, как и "Весы", прекратил свое существование, что явилось выражением общего кризиса символизма как лит. школы.

Золотое Сечение

ЗОЛОТО́Е СЕЧЕ́НИЕ (гармонич. деление, деление в крайнем и среднем отношении) - деление отрезка, при к-ром большая его часть является средней пропорциональной между всем отрезком и меньшей его частью. Деление отрезка АС на две части т. о., что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т. е. АВ:ВС = АС:АВ). Впервые З. С. встречается в "Началах" Евклида. Самый термин З. С. ввел Леонардо да Винчи. С древнейших времен и до наших дней применяется в худож. практике, прежде всего в зодчестве, для максимальной выразительности произведения, гармонизации его частей, создания сильного эстетич. эффекта.

Золотой

ЗОЛОТО́Й - назв. зол. монет, возникшее в России в 15 в. и сохранившееся в более позднее время. Так, напр., пробная монета имп. Елизаветы Петровны (1741-61), чекан. в 1755 достоинством в 10 руб., имела надпись "Елизаветин З.".

Почетные, сравнительно массовые воинские награды в виде зол. монет. Начало почетного княж. пожалования З. за ратные подвиги относится ко времени правления Ивана III. Достоинство награды определялось материалом и весом З., подобно выдаче ден. вознаграждения. Такая связь ден. и наградной монеты сохранялась до нач. 18 в.

Зон Бор. Вульфович

ЗОН Бор. Вульфович (1898-1968) - реж., театральный педагог. Засл. арт. РСФСР. Учился на юрид. ф-те Моск. ун-та и в Студии при т-ре Комиссаржевской в Москве у педагогов Ф. Ф. Комиссаржевского, И. Н. Певцова, В. Г. Сахновского. Начал сценич. деят-ность на сцене т-ра Комиссаржевской в 1917. З. стоял у истоков тюзовского движения, писал пьесы для детского т-ра. В 1921-35 работал в ЛенТЮЗе как актер и реж. Постановки: "Том Сойер", "Дон Кихот", "Плоды просвещения", "Клад" (Е. Шварц). В 1935-45 - худ. рук. и дир. ленингр. НовогоТЮЗа. Постановки: "Сказки Пушкина", "Борис Годунов", "Снежная королева" (Шварц) и др. Ставил спектакли в оперных и драм. т-рах. С 1923 занимался пед. работой, с 1940 - проф. Ленингр. театр. ин-та. Проявил себя как выдающийся педагог, умевший выявить индивидуальность учеников (среди к-рых А. Б. Фрейндлих, З. М. Шарко, Л. А. Додин, Н. М. Тенякова и др.).

Зорге Рихард

ЗО́РГЕ Рихард (1895-1944) - выдающийся сов. разведчик, журналист. Род. в Баку в семье техника нефт. промысла, герм. подданного. Внучатый племянник Ф. Зорге - кр. деятеля нем. с.-демократии, друга К. Маркса. В нач. 20 в. семья З. вернулась в Германию. В 1914 был призван в армию. В 1916 в госпитале сблизился с социалистами. После войны окончил ун-т, преподавал и работал журналистом, сохраняя связи с левыми с.-демократами. В 1919 вступил в компартию Германии, редактировал парт. газ. в Зелингене. В 1924 приехал в СССР. По рекомендации Я. Берзина зачислен в разведыват. органы Кр. Армии. В 30-40-е гг. под прикрытием коммерч. и журналистской деят-ности вел ценную разведыват. работу в пользу СССР в Германии и Японии. Войдя в доверие к герм. дипл. кругам в Токио, получил достаточно точную информацию о дате нападения Германии на СССР, общих планах воен. действий и кол-ве нем. дивизий, сосредоточ. для войны на Вост. фронте. Однако после устранения с поста рук. воен. разведки и уничтожения Я. Берзина информация З. не рассматривалась в качестве заслуживающей доверия. После ареста З. в окт. 1941 япон. полицией сов. сторона не предпринимала активных усилий по его освобождению и обмену. Семья З. подверглась в Сов. Союзе репрессиям. 29 окт. 1943 З. был приговорен к смертной казни. 7 нояб. 1944 повешен. 5 нояб. 1964 З. посм. присвоено звание Героя Сов. Союза.

Рихард Зорге. Шанхай. 1932

Рихард Зорге. Шанхай. 1932

Зоргенфрей Вильгельм Ал-др.

ЗОРГЕНФРЕ́Й Вильгельм Ал-др. (1882-1938) - поэт, переводчик. Род. в г. Аккерман (ныне Белгород-Днестровский) в семье воен. врача нем. происхождения. С 1889 З. жил в Пскове, где окончил классич. г-зию (1900), затем уехал в Петербург, поступил на математич. ф-т ун-та. Через год перешел в Технологический ин-т, к-рый окончил в 1908. Преподавал математику, служил в учебном отделе Мин-ва торговой пром-сти, после рев-ции З. работал инж.-технологом.

Впервые в печати выступил как рецензент в 1902 и поэт-сатирик (с марта по окт. 1905). Ряд лирич. стих. З., опубл. в ж. "Вопросы жизни", "Золотое руно", "Перевал" и др., вошли в единств. стих. сборник поэта "Страстная суббота" (Пг., 1922), посвященный "благословенной памяти А. Блока"; с 1916 З. посвящает ему же одно из лучших своих лирич. стих.: "Горестней сердца прибой...", опубл. в 1917.

Знакомство с Блоком, переросшее в дружбу, состоялось в 1906 (позже Блок назвал З. "одним из действительных своих друзей", посвящает ему свое стих. "Шаги командора"). Глубокое понимание поэта отражено в содержательных и искренних статьях З.: "А. Блок" и "А. А. Блок (по памяти за 15 лет. 1906-21").

В 1919 Блок привлекает З. к работе в изд. "Всемирная литература" в качестве переводчика и ред. отдела нем. лит-ры (З. перевел "Путевые картины" Г. Гейне, "Сид" И. Г. Гердера и др.). Затем З. переводил Гете, Грильпарцера, редактировал собр. соч. Новалиса, Т. Манна, Клейста (к изданию последнего написал обширное предисловие - первую серьезную работу о Клейсте на рус. яз.).

4 января 1938 З. арестован управлением НКВД по Ленингр. обл. по ложному обвинению в подготовке теракта и организационной деят-ности, "направленной к совершению контрреволюционного преступления". Расстрелян 21 сентября 1938. Посмертно реабилитиров ан.

Соч.: Русская стихотворная сатира, 1908-1917. Л., 1974.

Лит.: Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1960-63. (поимен. указ.); Блок А. А. Записные книжки. М., 1965; Чертков Л. В. А. Зоргенфрей - спутник Блока // Рус. филология. 2. Тарту. 1967; А. Блок в воспоминаниях современников. М., 1980.

Зорин Леон. Генрихович

ЗО́РИН (наст. фам. Зальцман) Леон. Генрихович (род. 1924) - драматург. Окончил филологич. ф-т Азерб. ун-та и Лит. ин-т им. Горького. Работал зав. лит. частью Бакинского рус. т-ра. Первые пьесы З. - "Соколы" (1941), "Молодость" (пост. в 1949), "Чемпионы" (1955), "Алпатов" (1956), "Чужой паспорт" (1957) - обратили на себя внимание необычным жанром: "пьесы-размышления". Герои З. более философы, чем страстные борцы со злом, скорее ироничные созерцатели, чем яростные ниспровергатели устоев. Успех пришел к З. с постановкой комедии "Добряки" и лирич. драмы "Светлый май" в Центр. т-ре Сов. Армии в 1958 и хроники "Друзья и годы" в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина. В 1961 З. - автор многих драм, основанных на ист. сюжетах, - гротескной притчи "Римская комедия" ("Дион", 1964), драм, идей, посв. разным эпохам рос. жизни: "Декабристы" (1967), "Медная бабушка" (1970), "Царская охота" (1974), "Пропавший сюжет" (1985) и др. В комедиях ("Добряки", 1958, "Измена", 1980, "Цитата", 1986 и др.) разрабатывает тему духовного провинциализма, используя оригинальный сплав водевиля, филос. притчи, пародии и лирич. иронии. Наиб. репертуарная пьеса З. - "Варшавская мелодия" (поставлена более чем в 150 т-рах в нашей стране и за рубежом). З. - автор рассказов, повестей, скетчей "Мужчина и женщина", написанных для М. Мироновой и А. Менакера. С 1960 пишет киносценарии ("Человек ниоткуда", "Мир входящему", "Секундомер", "Царская охота" и др.).

Зороастризм

ЗОРОАСТРИ́ЗМ - религ. система, основанная в кон. 2 - нач. 1 тысячелетия до н. э. в Вост. Иране пророком Заратуштрой. Характеризуется резко выраженным дуализмом, представлением о сосуществовании и непримиримой борьбе двух "изначальных духов" - "избравшего добро", благого, праведного Ахура-Мазды (Ормузд) и "избравшего зло", лживого, губительного Ангра-Майнью (Ариман); эта борьба, ареной к-рой служат мир и человеческие души, завершится в конце времен победой светлого Ахура-Мазды и великим судом над людьми. Обретший гос. поддержку уже в империи Ахеменидов (с сер. 6 в. до н. э.), З. к эпохе династии Сасанидов (2-7 вв. н. э.) превратился в нац. религию иранцев. Нек-рые идеи З., распространившегося далеко на Запад, участвовали в формировании христ. идеологии. На Русь отд. образы иранской мифологии (Хоре, Симаргл), связанные с З., проникали, по-видимому, еще до принятия кн. Владимиром христ-ва, из ираноязыч. Хорезма, вместе с иранским этническим элементом (см.: В. Н. Топоров. Об иранском элементе в рус. дух. культуре / Слав. и балканский фольклор. Реконструкция др. слав. дух. к-ры: источники и методы. М., 1989. С. 26-38). Позднее сюжеты и представления, несущие отпечаток З., вливаются в др.-рус. лит-ру через посредтво христ. дуалистич. ересей: павликианства и богомильства, к-рые испытали сильное воздействие З. и родственного ему манихейства (см., напр.: В. К. Шохин. Древняя Индия в культуре Руси 11 - сер. 15 в.). М., 1988. С. 156-157 и др.). В 10-30-х гг. 20 в. идеи З., черпаемые теперь уже из востоковедч. и ист.-религ. иссл., вновь влияют на рус. мысль (прежде всего на мировоззрение антропософских и анархо-мистич. кружков, причем у последних дуализм благого и злого космич. начал дополнялся, в духе времени и в духе нек-рых христ. дуалистич. ересей средневековья, "социальным" дуализмом, т. е. противопоставлением народа как носителя блага и добра гос-ву, воплощающему зло, и нар. религии - "апостольского христ-ва" богомильского типа - офиц. "государственнической" церкви, служащей закабалению масс; выразитель подобных идей А. А. Синягин). В этой среде проявлялся значит. интерес и к подлинному др.-иранскому З., а также к его отражению в классич. персидской эпопее Фирдоуси "Шахнаме". Это направление рус. религ. и историософской мысли было, как и мн. др., уничтожено репрессиями 30-х гг.

Зосима

ЗОСИ́МА (2-я пол. 15 в.) - пятый автокефальный митр. Московский и всея Руси. Поставлен в 1490 из архимандритов Симонова мон. Как митр. З. руководил церк. собором, осудившим и отлучившим от церкви новгородских еретиков, но ограничился сравнительно мягким наказанием в церк. рамках. В противовес распространявшимся слухам и ожиданиям "конца света" в 7000 г. от "сотворения мира" (1492), до какового времени была доведена Пасхалия, З. составил новую Пасхалию. В предисловии к ней дана высокая оценка реформам Ивана III, создавшего единое Рус. гос-во. Весной 1495 З. сведен с кафедры по обвинению в недостойном поведении и небрежении к церкви, что фактически явилось победой консервативных клерикальных кругов.

Зотов Вл. Рафаилович

ЗО́ТОВ Вл. Рафаилович (1821-96) - прозаик, журналист, критик, драматург, поэт. Сын Р. М. Зотова. Дебютировал в нач. 1840-х гг. лирич. (и верноподданническими) стих., к-рые (как и последующие) не поднялись над уровнем посредственности. В многочисл. прозаич. произведениях З. ("Черный таракан. Фантастический роман из жизни одного чиновника", 1843; "Коломенская роза", 1850; "Любовь мелких людей", 1857) черты поэтики "натуральной школы" сочетаются с фантастикой, встречаются элементы социальной сатиры; но в целом они могут быть охарактеризованы как развлекательное, "бульварное чтиво". Автор ок. 40 оригинальных и переводных пьес (комедии, водевили, ист. драмы). Со 2-й пол. 50-х гг. занялся журналистикой и критикой. Называвший себя "скромным бойцом на ниве просвещения и прогресса", З. стремился распространять всевозможные полезные знания: издал, напр., "Ист. всемирной литры в общих очерках, биографиях, характеристиках и образцах" (тт. 1-4, СПб.-М., 1877-82), сотрудничал в разл. энциклопедич. словарях; редактировал ж.: "Иллюстрация" (1858-61), "Илл. листок" (1861-63), "Фотографич. обозрение" (1865), "Илл. газ." (1863-73), "Воскресный досуг" (1870-72), "Илл. неделя" (1873-75); автор множества критич. статей и обзоров. Примыкал к либералам и рев. радикалам, однако был поверхностен и неустойчив (в 1858 опубл. в "Иллюстрации" анонимные антисемит. ст., что вызвало возмущение и западников, и славянофилов; в 1861 восторженно приветствовал реформу). Оставил мемуары "Пб. в сороковых годах" ("Ист. вестник". 1890. № 1-6). Вел полит. хронику в газ. "Рус. обозрение" (1877-79), обзоры пед. и дет. книг в ж. "Нар. школа" (1880-89), отделы иностр. лит-ры и полит. хроники в "Ист. вестнике" (1890-95).

Лит.: Викторович В. А. Зотов // В кн.: Рус. писатели. 1800-1917. Т. 2. М., 1993.

Зотов Рафаил Мих.

ЗО́ТОВ Рафаил Мих. (1796, по др. данным 1795 или 1794-1871) - прозаик, драматург, поэт, переводчик, лит. и театр. критик, театр. деятель. Дворянин. Отец писателя, журналиста и лит. критика В. Р. Зотова. Окончил Петерб. г-зию (1810). Участник Отеч. войны 1812. В 1812 и 1814-36 служил в театр. дирекции в Пб. (с 1829 нач. репертуар. ч.), с 1851 - в Гл. управлении путей сообщения (с 1857 - действит. стат. советник). Воспитанный в традициях классицизма, сыграл видную роль в повороте рус. сцены к романтизму - прежде всего пер. романтич. мелодрам ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" В. Дюканжа, пост. 1828 и др.), а также либретто опер К. Вебера и Дж. Мейербера. Среди оригинальных соч. З. ортодоксально-монархич. ист.-патриотич. пьесы ("Александр и София, или Русские в Ливонии", 1823; "Саардамский корабельный мастер, или Нет имени ему!", 1840), комедии, драмы и т. п., многочисл. авантюрно-ист. ром. ("Леонид, или Некоторые черты из жизни Наполеона", 1832; "Таинственный монах, или Некоторые черты из жизни Петра I", 1834 и др.). В критике установилась репутация З. как поставщика низкопробной лит-ры, однако в среде массового читателя и зрителя многие его соч. пользовались прочным долголетним успехом. Автор также историч. компилятивных трудов ("Двадцатипятилетие Европы в царствование Александра I", 1831. В 2-х частях, и др.). Интерес сохраняют воспоминания З. ("Рассказы о походах 1812 и 1813 прапорщика Санкт-петербургского ополчения", 1836; "Записки", 1896 - ценный документ по истории рус. т-ра 1-й пол. 19 в.). Активно выступал как театр. критик (в "Сыне отечества", "Северной пчеле" и др. изд.).

Зощенко Мих. Мих.

ЗО́ЩЕНКО Мих. Мих. (1895-1958) - прозаик. Отец - художник, мать - автор рассказов из жизни бедных людей для ж. "Копейка". Учился в г-зии, на юридич. ф-те Петерб. ун-та (не окончил из-за неуплаты за обучение). Участвовал в 1-й мир. войне, награжден боевыми орденами, был ранен, отравлен газами. После Февр. рев-ции - нач. почт и телеграфа, комендант Гл. почтамта, после Октября - пограничник, командир пулеметной команды, полковой адъютант, агент уголовного розыска, инструктор по кролиководству и куроводству, милиционер, конторщик, помощник бухгалтера. Богатые жизненные впечатления легли в основу рассказов З. (публикуются с 1921). В 1922 вышла первая кн. "Рассказы Назара Ильича Синебрюхова" без указания фам. автора. Входил в лит. товарищество "Серапионовы братья". Опубл. многочисл. сб. рассказов: "Аристократка" (1924), "Тяжелые времена" (1926), "Аполлон и Тамара" (1926), "Мелочи жизни" (1927), а также кн. "О чем пел соловей. Сентиментальные повести" (1927); пов. "М. П. Синягин (Воспоминания о Мишеле Синягине)" (1931). Типичные персонажи прозы З. - обыватели, "средние люди", пытающиеся утвердить себя в послерев. действительности, агрессивные и беспомощные, смешные и страшные. Писатель услышал и передал их речь, причудливо соединившую бытовой жаргон с идеологич. терминологией нового времени. Пользовавшаяся в 1920-х гг. легендарной популярностью проза З. смыкалась с сатирич. произв. В. Маяковского, М. Булгакова, Н. Эрдмана, И. Ильфа и Е. Петрова, В. Катаева и др. В 30-40-е гг. З. обращается к жанру научно-худож. прозы, интересуясь проблемами сознательного и бессознательного, саморегуляции и самовоспитания и т. д. ("Возвращенная молодость", 1933; "Голубая книга", 1935; "Перед восходом солнца", 1943).

Творчество З. за "искажение" образа сов. человека было подвергнуто грубой "критике" в ж. "Большевик" (1944) и пост. ЦК ВКП (б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946), после чего на протяжении ряда лет З., исключенный из СП СССР, не публиковался. Вновь подвергнут травле после выступления перед англ. студентами в Ленингр. Доме писателя им. Маяковского в 1954 (З. отверг обвинения, предъявленные ему в 1946). В последнее десятилетие жизни З. написал рассказы о партизанах, перевел кн. финского писателя М. Лассила "За спичками" и "Воскресший из мертвых". З. также автор рассказов о В. И. Ленине, пов. о Т. Г. Шевченко, А. Ф. Керенском, неск. комедий.

М. М. Зощенко

М. М. Зощенко

"Зритель"

"ЗРИ́ТЕЛЬ" - журнал, выходил в течение 11 месяцев (с февр. 1792) в С.-Петербурге, издавался А. И. Клушиным, И. А. Крыловым, И. А. Плавильщиковым, соч. и пер. к-рых составляли осн. корпус издания. Среди др. авторов - И. Варакин, А. Бухарский, Д. Хвостов, В. Свистуновский. В целом "З." продолжал традиции сатирич. журналистики 1769-74, в т. ч. изданий Н. Новикова. Большое место в "З." занимает прозаич. пародия ("Похвальная речь в память моему дедушке" И. А. Крылова и др.). Осн. объектом сатирич. обличения оказываются модное воспитание, необразованность дворянства и т. п. Для лит. позиции "З." характерно как обличение сентиментализма, так и ожесточен. осмеяние классициста Я. Б. Княжнина.

Зубатов Сер. Вас.

ЗУБА́ТОВ Сер. Вас. (1864-1917) - организатор полит. сыска в России в кон. 19 - нач. 20 в., творец и вдохновитель политики "полицейского социализма". В молодости З. принимал участие в работе нелегальных кружков учащейся молодежи. Вступив в контакты с полицией, с сер. 80-х гг. 19 в. играл роль платного осведомителя, в 1888 официально поступил на службу в Моск. охран. отделение. Карьера З. развивалась весьма успешно, и вскоре он возглавил Моск. охранное отделение. Сумел значительно повысить эффективность работы охранки, поставив ее орг-цию по образцу зап.-европейской. В 1894 при Моск. охран. отделении создал "летучий отряд" филеров, сыгравший большую роль в разгроме ряда социал-демократич. орг-ций. Развитие рабочего движения в России привело З. к мысли о недостаточности для борьбы с ним одних репрессивных мер. В кон. 90-х гг. 19 в. З. становится инициатором политики т. н. полицейского социализма - создания под эгидой полиции рабочих орг-ций с целью отвлечения пролетариата от полит. борьбы. Пользуясь поддержкой моск. обер-полицмейстера Д. Ф. Трепова и моск. ген.-губернатора вел. кн. Сергея Александровича, З. получил широкие возможности для реализации своих планов. В 1902 в Москве под контролем полиции было создано "Общество взаимного воспомоществования рабочих, занятых в механическом производстве". Сходные орг-ции создавались по инициативе З. и в др. городах России. Его деятельность вызвала недовольство моск. буржуазии, обвинявшей его в натравливании рабочих на предпринимателей. Негативно к "экспериментам" З. относилось и Мин-во финансов во главе с С. Ю. Витте. В 1902 З. переведен в Петербург, где получил пост нач. охран. отд-ния Департамента полиции. Встретив поддержку тогдашнего министра внутр. дел В. К. Плеве, З. получил широкую возможность проводить политику "полицейского социализма" в общерос. масштабе. Провал этой политики, обнаружившийся во время всеобщей стачки на Юге России летом 1903, участие З. в тайных интригах против Плеве обусловили в итоге крах карьеры З. В 1903 он уволен со службы без пенсии (назначенной только после убийства Плеве в 1904) и выслан под надзор полиции. Жил во Владимире, иногда выступая со статьями в правых изданиях. После Февр. рев-ции, узнав об отречении Николая II, застрелился.

С. В. Зубатов. 1900-е гг.

С. В. Зубатов. 1900-е гг.

Зубковская Инна Бор.

ЗУБКО́ВСКАЯ (Израилева) Инна Бор. (род. 1923) - артистка балета, педагог. Окончила Моск. хореогр. уч-ще в 1941 (кл. М. Кожуховой). В 1941-70 артистка Т-ра им. Кирова. Первая исполнительница партий: Фригия ("Спартак"), Мехменэ ("Легенда о любви"), Бианка ("Отелло"); среди др. ролей: Сюимбике ("Шурале"), Мирель ("Пламя Парижа"), фея Сирени ("Спящая красавица"), Мария, Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Кривляка ("Золушка"), Хозяйка, Татьяна ("Евгений Онегин"), Гаянэ ("Гаянэ"), Никия ("Баядерка"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Китри ("Дон Кихот"). "Благородному и сдержанному академизму подчинила З. свой элегантный, сверкающий холодным огнем талант" (В. Красовская). Совершенный сценич. облик, величавая медлительность поз и красота линий позволяли З. без излишней детализации и пантомимных средств выразительности интересно интерпретировать партии как традиц., так и совр. репертуара. С 1965 педагог классич. танца Ленингр. хореогр. уч-ща; среди ее учениц - А. Асылмуратова, Э. Тарасова, И. Лежнина; с 1980 одноврем. преподает в заруб. школах и труппах.

Зубковский Ник. Ал-др.

ЗУБКО́ВСКИЙ Ник. Ал-др. (1911-71) - артист балета, педагог. Окончил Ленингр. хореогр. техникум в 1931 (кл. В. Пономарева). В 1931-62 артист Т-ра им. Кирова. Первый исполнитель партий: Карен ("Гаянэ"), Николай ("Татьяна"), Божок ("Баядерка"); среди др. его ролей: Зимняя птица ("Ледяная дева"), Арлекин ("Карнавал"), Андрий ("Тарас Бульба"), Принц ("Щелкунчик"), Юноша ("Шопениана"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Евгений ("Медный всадник"), Менго ("Лауренсия"), Филипп ("Пламя Парижа"), Ли Шанфу ("Красный мак"), Дезире ("Спящая красавица"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Базиль ("Дон Кихот"). Одноврем. в 1930-40-х гг. танцевал в Малом т-ре партии: Арлекин ("Арлекинада"), Классич. танцовщик ("Светлый ручей"), Рене ("Фадетта"), Джемал ("Ашик-Кериб"), Труфальдино ("Слуга двух господ"). Небольшой рост не позволил этому уникальному виртуозному классич. и гротесковому танцовщику, обладавшему прыжком редкой полетности и баллона, стать подлинным премьером балет. сцены. Созданная специально для З. партия Божка осталась его "танцевальным портретом". Преподавал в Т-ре им. Кирова (с 1962) и в Ленингр. хореогр. уч-ще (с 1965).

Лит.: Николай Зубковский. Ст. и воспоминания / Вступ. ст. В. М. Красовской. СПб., 1993.

Зубов Ал. Фед

ЗУ́БОВ Ал. Фед. (1682-1751) - гравер, учился гравированию на меди у голландца А. Схонебека в моск. Оружейной палате, где он работал до 1711, когда был послан в С.-Петербург. Здесь он возглавлял гравировальную мастерскую при типографии вплоть до ее закрытия в 1727, создав в этот период свои лучшие листы, к-рые определили его значение в рус. иск-ве: "Свадьба Петра I и Екатерины" (1712), "Вид Васильевского острова и триумфального ввода шведских судов в Неву" (1714), "Панорама Санкт-Петербурга" (1716). На петерб. гравюрах З. неизменно изображал два любимых детища Петра I - флот и новый город (на первом плане, занимая две трети площади листа, салютующие корабли, окутанные клубами дыма, а на заднем - полоска берега с изображением гл. построек Санкт-Петербурга того времени: Петропавловской крепости, Троицкой церкви, дворца Меншикова). Хотя в композиц. схемах гравюр З. заметно влияние А. Схонебека и П. Пикарта, он сумел создать свой худож. яз. (крупные планы, показ. кульминац. моменты действия, умелое использование градации цвета и комп.). Гравюры З. создавались по воображению (напр., сражения при Гангуте и при Гренгаме, заранее награвированная "Свадьба Петра I и Екатерины", изображения петерб. построек, к-рых еще не было в натуре). Обращения З. к портретной гравюре оказались менее удачными из-за слабости рис., виной чему было отсутствие опыта живой натуры. З. работал в технике офорта, на заключит. этапе проходил по травленому изображению резцом. Иск-во З. выросло на пересечении рус. и голл. школ. С мастерской Оружейной палаты его связывает умение работать по воображению, приверженность к композиц. канону. У голл. учителей он научился технике гравирования офортов резцом и "черной" манерой. В 1729 З. вернулся в Москву. Всего он исполнил более 100 эстампов, но работы моск. периода лишены творч. своеобразия. Только в петерб. гравюрах З. сумел выразить дух героич. эпохи, этим войдя в историю рус. иск-ва.

Лит.: Лебедянский М. С. Гравер Петровской эпохи Алексей Зубов. М., 1973; Алексеева М. А. Гравюры петровского времени. Л., 1990.

Зубов Конст. Ал-др.

ЗУ́БОВ Конст. Ал-др. (1888-1956) - актер, реж. и педагог. Учился в С.-Петерб. ун-те и одновременно в театр. уч-ще. Дебютировал в спектакле "Дети Ванюшина" С. А. Найденова (1908). Работал в провинц. т-рах, затем в Москве (т-р Корша). В 1917 выступил как реж. В 1921-24 - актер и реж. Первого Дальневосточного военно-рев. т-ра. В 1925-31 в моск. Т-ре революции, в 1932-38 - худ. рук. т-ра Ленсовета, где осуществил постановки: "Разлом" по А. А. Фадееву и др. С 1936 актер и реж. моск. Малого т-ра (с 1947 - худ. рук). Как актеру З. присуща психол. глубина, яркая театральность и блестящее мастерство диалога. Среди реж. работ З. наиболее известны постановки: "Евгения Гранде" по Бальзаку (1939), "Пигмалион" Б. Шоу (1943; исполнил роль Хиггинса), "Васса Железнова" М. Горького (1952; с Е. П. Велиховым) и др. С 1920 занимался педагогич. деят-ностью, с 1946 - проф. Театр. уч-ща им. М. С. Щепкина.

Зубовы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зуев Вас. Фед

ЗУ́ЕВ Вас. Фед. (1754-94) - естествоиспытатель, путешественник. Чл. Петерб. АН (с 1779). Окончил академич. г-зию (1767), где зачислен в эксп. П. С. Далласа (1768-74), провел много самостоят. работ, особенно на С. Сибири и на Полярном Урале. В 1771 З. совершил самостоят. поездку от Челябинска на нижнюю Обь. З. первый путешественник, к-рый пересек Сев. Урал на пути из Обдорска к Карской губе. В 1772 совершил поездку на нижний Енисей. Результаты поездок обобщил в труде "Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов" (опубл. в 1947 АН СССР). В 1774 направлен АН за границу, где учился в Лейденском и Страсбургском ун-тах; в 1779 вернулся в Россию. В 1781 З. назначен рук. эксп. в юж. губернии России. Продолжавшаяся два года (1781-82), она описана в работе "Путешественные записки от С.-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 гг." (1787), содержащей богатые мат-лы о природе, х-ве, городах, о жизни населения, а также общие геогр. характеристики губ. Автор также ряда трудов по зоологии. Принимал участие в пер. "Естественной истории" К. Бюффона (10 тт., 1789-1803), переводил на рус. яз. соч. П. С. Палласа "Путешествие по разным провинциям Российского государства" (1788). Труды З. сыграли значит. роль в формировании науч. стиля в рус. яз. В 1786 З. составил учебник для нар. уч-щ "Начертание естественной истории" (1786; 5-е изд., 1814) - первый рус. учебник по естествознанию. В 1784 по указу президента академии кн. Е. Р. Дашковой З. исключен из академич. службы; вскоре указ был отменен. В 1787 З. произведен в академики.

Лит.: Райков Б. Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды. М.; Л., 1955.

Зыбелин Сем. Гер.

ЗЫБЕ́ЛИН Сем. Гер. (1735-1802) - первый рус. проф. медицины (Моск. ун-та), действ. чл. АН с 1784. Сын священника, окончил Славяно-греко-латин. акад. в 1755, Моск. ун-т в 1758, учился в Академич. ун-те в СПб., Кенигсбергском, Лейденском, Берлинском ун-тах. В 1764 в Лейдене защитил докт. дисс. Преподавал в Моск. ун-те с 1765 на кафедре теоретич. медицины, более 35 лет читал множество курсов. В 1768 перешел к чтению лекций на рус. языке вместо латыни. Ввел демонстрацию опытов. Одним из первых занялся проблемами профилактики болезней, гигиены, закаливания: пропагандировал необходимость свежего воздуха, умывания холодной водой, изложил основные правила диететики. Занимался философскими проблемами биологии и медицины. Разработал оригинальную теорию человеческих конституций, первейшее место отводя индивидуальности организма, которую связывал с наследственностью и условиями образа жизни, труда и праздности. При этом З. в духе Просвещения полагал, что влияние наследственности подчинено воле, а волю дисциплинирует воспитание. Изучал проблемы связи телосложения и эмоционально-психич. склада. Свои научные взгляды излагал гл. образом в торжеств. речах, произнесенных в Моск. ун-те: "Слово о причине внутреннего союза частей между собою и о происходящей из того крепости в теле человеческом", "Слово о сложениях тела человеческого и о способах, как оные предохранить от болезней", "Слово о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней", "Слово о действии воздуха в человеке и путях, которыми в него входит", "Слово о правильном воспитании с младенчества" и др. В 1771 боролся с эпидемией чумы в Москве. Врач-энциклопедист, он также писал стихи, редактировал "Историю России" В. Н. Татищева.

Зыбина Гал. Ив

ЗЫ́БИНА Гал. Ив. (род. 1931) - легкоатлетка, з. м. с. СССР (1952). Одна из лучших толкательниц ядра 50-х гг. Первая сов. спортсменка, завоевавшая в этом виде легкой атлетики олимп. первенство: олимп. чемпионка (1952), серебр. медаль (1956), бронзовая медаль (1964). Чемпионка Европы 1954. Чемпионка СССР 1952-55 в толкании ядра, 1952 и 1957 в метании копья. Рекордсменка мира 1952-59 (8 мир. рекордов в толкании ядра). Добилась высоких результатов и в метании диска (3-е место на чемпионате Европы 1954).

Соч.: Заветная черта. М., 1954.

Зыкина Люд. Георг

ЗЫ́КИНА Люд. Георг. (род. 1929) - эстрадная певица. С 1947 - солистка Русского народного хора им. Пятницкого, с 1951 - хора Всесоюзного радио. С 1960 выступает на эстраде с русскими народными песнями, а также песнями отечественных композиторов ("Рязанские мадонны" А. Долуханяна, "Оренбургский платок" Г. Пономаренко и др.). С 1977 - худож. рук. ансамбля "Россия". Лауреат Ленинской премии (1970). Нар. артистка СССР (1973), Герой Соц. Труда (1987).

Лит.: Игнатьева М. Царица песни // Культура. 1997. № 17.

Предыдущая страница Следующая страница