Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "З" (часть 3, "ЗЕЛ"-"ЗНА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 3, "ЗЕЛ"-"ЗНА")

Зелинский Ник. Дм

ЗЕЛИ́НСКИЙ Ник. Дм. (1861-1953) - химик-органик, создатель научной школы, один из основоположников органич. катализа и нефтехимии, акад. АН СССР (1929). Фундам. тр. по химии углеводородов и их каталитич. превращениям в продукты высшей химич. ценности - авиац. бензин, синтетич. бензин. Создал угольный противогаз (1915). Один из организаторов Ин-та органич. химии АН СССР (1934), лаборатории сверхвысоких давлений этого ин-та (1939) и др.

Н. Д. Зелинский

Н. Д. Зелинский

Зелинский Фаддей Францевич

ЗЕЛИ́НСКИЙ Фаддей (Тадеуш-Стефан) Францевич (1859-1944) - филолог-классик, поэт-переводчик. Род. в дер. Скрипчинцы Каневского у. Киевской губ. Окончив нем. г-зию св. Анны в СПб. (1876), изучал др. историю и классич. филологию в Лейпцигском ун-те у О. Риббека; в 1880 защитил там же докт. дисс. "Последние годы 2-й Пунической войны". С 1887 - экстраординарный, с 1890 - ординарный проф. Петерб. ун-та. Обладая несомненным пед. и артистич. дарованием, З. был исключительно популярным лектором и рук. семинаров. Преподавание совмещал с исследовательской работой в обл. филологии и истории, а также с популяризацией науки и переводом антич. авторов. Широкой известностью пользовалась его серия кн. и ст., объединенных в четырехтомное изд. "Из жизни идей" (1903-22). До сих пор остаются непревзойденными его пер. трагедий Софокла (Софокл. Драмы. Т. 1-3. М., 1914-15). Известен также как переводчик Овидия (Овидий. Баллады-послания. Пер. со вступ. ст. и комментарием Ф. Ф. Зелинского. М., 1913) и Цицерона.

З. - один из наиб. значит. иссл. дух. культуры антич. мира (прежде всего религии, мифологии и лит-ры) и ее влияния на культуру Европы. Антич. культура и религия были для З. теснейшим образам связаны с христ-вом, к-рое он трактовал в качестве культ. посредника. В своем мировоззрении З. совмещал либеральное западничество со своеобразным слав. мессианизмом, к-рый существенно отличался от славянофильского тем, что в грядущем "слав. Возрождении" З. отводил значит. роль Польше и польской культуре. В 1922 не вернулся из командировки в Польшу, стал проф. Варшавского ун-та, основал там школу классич. филологии, перевел на польский нек-рые свои старые работы, написал ряд новых (напр.: "О реконструкции трагедии в греч. лит-ре", 1927). В 1939 ун-т был закрыт нем. оккупационными властями; З. продолжал жить в одном из его разбомбленных, полуразрушенных зданий, пока не был вывезен сыном Феликсом - ботаником, работавшим в Германии. Проведя последние годы в уединенном труде над шеститомником "Религия антич. мира", З. скончался в Унтершендорфе, Бавария.

Соч.: Из жизни идей: Науч.-популяр. ст. СПб., 1903; Древний мир и мы. СПб., 1905; Соперники христ-ва: Ст. по истории антич. религий. СПб., 1907; Древнегреч. религия. Пг., 1919-20; Возрожденцы: В 2 вып. Пг., 1922; Религия эллинизма. Пг., 1922; Мифы трагич. Эллады. Минск, 1922; Сказочная древность Эллады. М., 1993.

Лит.: Meander. 1959. № 8/9 (ж. посвящен 100-летию со дня рождения З., содержит полный список его работ); Лосев А. Ф. Из бесед и воспоминаний // Студенч. меридиан. 1989. № 8; Аверинцев С. С. Зелинский Фаддей Францевич // Рус. писатели, 1800-1917: Биогр. словарь. М., 1992. Т. 2; Золотарь В. С. От составителя // Мифы трагич. Эллады. Минск, 1992; Анциферов Н. П. Из дум о былом: Воспоминания. М., 1992. С. 157-161; Гусейнов Г. "И ты стоскуешься по белым храмам и душистым розам...": О жизни и кн. Фаддея Францевича Зелинского // Сказочная древность Эллады. М., 1993. С. 3-12.

Зелье

ЗЕ́ЛЬЕ - 1) Лекарственный или ядовитый напиток, настоенный на травах, злаках. Применялся также для ворожбы, колдовства ("озелить" - обворожить, околдовать). Зелейники (или зеленщики) - знатоки силы и действия трав и кореньев, имели свои травники, передававшиеся ими друг другу. Сбор трав производился согласно предписанным правилам, б. ч. в ночь на Ивана Купалу. Зелейничество пользовалось в народе большим уважением, но преследовалось пр-вом наравне со всеми видами ведовства, особенно в 17 в.

2) Порох, во 2-й пол. 15 в. приготовлялся на зелейных (пороховых) гос. дворах в Москве.

3) Иногда З. называли табак (как бесовский злак).

4) В знач. - язвительный, вредный чел.

Земгор

ЗЕМГО́Р - обиходное наименование Всерос. Земского союза помощи больным и раненым воинам и Всерос. Союза городов, создавших в июле 1915 объединенный к-т. Данные Союзы являлись неправительств. обществ. орг-циями либеральной политич. ориентации, объединявшими деятелей земского движения, представителей торгово-пром. кругов, интеллигенции. Осн. направление работы - благотворительность, решение социальных, военно-санитарных вопросов. Земский союз начал деят-ность во время русско-японской войны 1904-05, оказывая в контакте с Кр. Крестом помощь раненым, способствуя снабжению армии; в 1906-07 и в 1911-12 осуществлял помощь в борьбе с голодом, во время столыпинской аграрной реформы содействовал орг-ции переселения крестьян. Формально Земский союз оставался нелегальной орг-цией, не признанной властями, но пользующейся авторитетом в широких обществ. кругах. В атмосфере "священного единения", "патриотич. подъема" в первые дни войны, 10 июля 1914 состоялся легально съезд представителей земств 41 губ., провозгласивший создание Всерос. Земского союза помощи больным и раненым. 25 авг. существование союза было санкционировано спец. манифестом Николая II. Однако компетенция союза сознательно была ограничена как "помощь больным и раненым воинам", срок действия - "на время войны".

Высшим органом союза являлся съезд уполномоченных (по 2 чел. от губернии - от земского собрания и земской управы), а в перерыве между съездами постоянно действовал Гл. к-т (в составе 10 чел.) во гл. с главноуполномоченным Г. Е. Львовым. Пр-во к 1 янв. 1916 ассигновало союзу 187 млн руб. В кон. 1916 в России существовало 8000 разл. земских учреждений. Для решения аналогич. задач 8-9 авг. 1914 на совещании городских голов в Москве был создан Всерос. Союз городов, к-рый возглавлялся съездом уполномоченных от органов местного самоуправления, постоянно действующим Гл. к-том (10 чел.) под рук-вом главноуполномоченного, моск. городского головы М. В. Челнокова. На местах функционировали обл., городские фронтовые к-ты Союза городов. В политич. отношении З. придерживался общей линии с созданным в авг. 1915 Прогрессивным блоком - объединением либеральной оппозиции. Деят-ность З. формально была прервана декретом СНК 4/17 янв. 1918, упразднившим З. Продолжал под тем же назв. свою деят-ность в эмиграции.

Земгусары

ЗЕМГУСА́РЫ - иронич. наименование служащих Земгора - объединенного к-та Всерос. Земского союза помощи больным и раненым воинам и Всерос. Союза городов, созданного летом 1915.

Земира

Статья большая, находится на отдельной странице.

Земледелие

ЗЕМЛЕДЕ́ЛИЕ - ведущая в мировом масштабе форма хоз. деят-ности, базирующаяся на обработке почвы и получении урожая культ. растений.

Рус. З. впитало в себя опыт нас. лесной и лесостепной полосы Вост. Европы. В З. преобладали разл. виды перелогов с сохранением практики огнево-подсечной системы. Ведущим орудием была двузубая соха с одноконной упряжкой. Культивировались рожь, пшеница, овес, гречиха и др. Практика агрокультуры была отражена в крестьянском календаре, с его забвением урожайность земли стала падать. Сеяли также лен, коноплю, вблизи селений устраивали огороды.

На состояние З. оказывало влияние длительное сохранение крестьянской общины ("мир"). Специфику рус. З. составляло длительное сохранение пережитков феодализма в виде крепостного права, а также малоземелье и частые земельные переделы. Для кон. 19 - нач. 20 в. характерны развитие З. в р-нах расселения рус. (Новороссия, Сев. Кавказ, Юж. Сибирь и др.) и глубокий его кризис в Нечерноземной полосе России, не преодоленный вполне вплоть до кон. 20 в.

Ориентированность менталитета рус. на земледельч. ценности отразилась в ряде поговорок: "Хлеб - всему голова", "Каша - мать наша", "Тот и хорош, кто сеет рожь", "Сам умирай, а рожь сей" и т. д. Хлебные и мучные блюда были основой питания и входили в повседневные и ритуальные блюда (родильная, свадебная, поминальная обрядность). В нар. мантике каша, выплескивающаяся при кипении в сторону дома, сулила хозяину изобилие.

Землепроходцы

ЗЕМЛЕПРОХО́ДЦЫ - рус. люди, деят-ность к-рых в 16-17 вв. привела к выдающимся географич. открытиям в Сибири и на Д. Востоке. Обычно З. являлись группы казаков или промышленников, прокладывавших пути по сев. морям, сиб. рекам и по водоразделам между ними в поисках "рыбьего зуба" (клыка моржа), пушного зверя, полезных ископаемых. Ермак Тимофеевич, перешедший с отрядом казаков через Урал (1581-84) и присоединивший к Моск. царству владения тат. князя Кучума; Е. Буза, дошедший до устья р. Олекмы (1636); Иван Москвитин, достигший берегов Тихого ок. (1639); Курбат Иванов, вышедший к озеру Байкал (1643); М. Стадухин, достигший р. Колымы (1643-44); С. Дежнев, открывший в 1648 прол. (позже назв. Беринговым) между С.-В. Азии и С.-З. Америки; Василий Поярков (1643-46), из Якутска с отрядом казаков достигший рр. Зея и Амур; Ерофей Хабаров, подчинивший земли по р. Амур (1649-53); Владимир Атласов, присоединивший Камчатку (1697); Иван Козыревский, первым посетивший Курильские о-ва (1711-13) и др. Походы З. имели важное науч. значение - расширяли представления их современников о природе, нас. страны.

Землянка

ЗЕМЛЯ́НКА - дерево-земляное сооружение для жизни на вновь осваиваемых землях, а в воен. время - для размещения войск и штабов в полевых условиях. Основа З. - бревенч. сруб, перекрытый бревнами в 1-3 наката. Широко применялась в период Вел. Отеч. войны.

Земские соборы

ЗЕ́МСКИЕ СОБО́РЫ - центральное сословно-представительное учреждение 16-17 вв. Созыв первых З. С. относится к сер. 16 в. Созывались для санкционирования важнейших правительств, мероприятий, имевших большое значение для всей страны. Иногда на них избирался царь (Борис Годунов, Михаил Романов). В состав З. С. входили: Освященный собор (представители высш. церк. иерархии), Боярская дума, представители дворянства, купечества, верхушки посада, черносошного крест-ва. Демократизация состава З. С. наблюдается гл. обр. в 1-й пол. 17 в.; именно тогда роль З. С. была наиб. заметной. По-видимому, последний З. С. созван в 1684 для "решения" вопроса о заключении "вечного" мира с Польшей. В период утверждения абсолютизма в России, начиная с 80-х гг. 17 в., З. С. прекращают свою деят-ность.

Земский собор. Худ. С. В. Иванов

Земский собор. Худ. С. В. Иванов

Земские школы

ЗЕ́МСКИЕ ШКО́ЛЫ - в дорев. России нач. школы, находившиеся с 60-х гг. 19 в. в ведении земств. Занятия велись по лучшим (из числа разрешенных Мин-вом нар. просвещения) учебникам ("Родное слово" К. Д. Ушинского, "Наш друг" Н. А. Корфа, "Азбука" Л. Н. Толстого). Нек-рые земства организовывали школьные б-ки. З. Ш. сыграли значит. роль в распространении грамотности и нач. образования среди крест-ва. После рев-ции преобразованы в школы 1-й ступени с 5-летним сроком обучения.

Земства

ЗЕ́МСТВА - органы местного самоуправления в России. Образованы в 1864. Действовали в масштабах губ. и уездов, образовывали распорядительные (губ. и уездные земские собрания) и исполнительные (губ. и уездные земские управы) органы. Депутаты (гласные) уездных земских собраний выбирались сроком на 3 года тремя избират. съездами: землевладельцев (преим. дворян), горожан и сел. об-в (крестьяне). Для участия в работе первых двух съездов устанавливался известный имущ. ценз. Гласные в губ. земские собрания избирались уездными земскими собраниями. Губ. и уездные земские собрания ежегодно собирались на сессии. Текущую работу между сессиями вели выбираемые соотв. собраниями губ. и уездные земские управы. В компетенцию З. входило заведование вопросами местного х-ва, здравоохранения, просвещения. Контрреформа 1890 усилила правительств. надзор за деят-ностью земских учреждений. В целях увеличения дворянского представительства в З. изменена система выбора в уездные собрания: в работе первого избират. съезда отныне могли участвовать только землевладельцы-дворяне. Третий избират. съезд упразднялся, а гласные от крестьян стали назначаться губернатором. В 1906 ин-т уездных избират. съездов от сел. об-в восстановлен. Земские учреждения создавались не повсеместно: так, окраинные терр. не имели органов местного самоуправления. После Февр. рев-ции сфера компетенции З. расширилась; они стали создаваться в губ., лишенных при царизме права иметь органы самоуправления. Уездные земские собр. стали избираться на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. В качестве низш. единицы местного самоуправления были образованы волостные З. (волостное земское собрание и волостная управа). Земские учреждения ликвидированы после Окт. рев-ции. Интерес к ним как к возможным органам самоуправления возобновился в России с сер. 90-х гг. 20 в.

Земцов Мих. Григ

ЗЕМЦО́В Мих. Григ. (1686(88?)-1743) - арх. С 1709 учился в СПб. у Доменико Трезини сначала итал. яз., затем архитектуре, в 1720-22 - у Никколо Микетти и участвовал в постройке Екатеринентальского дворца в Кадриорге под Таллинном, с 1723 рук. строит. работами в Летнем саду. В нояб. 1724 З. был произведен в арх.; построил по своему проекту в Летнем саду на берегу Невы "Залу для славных торжествований" (1725), рук. строит. работами в Стрельне и Петергофе (1725-27), достраивал башню Кунсткамеры (1729-34), строил Аничковские триумфальные ворота по проекту Д. Трезини (1731), построил по своему проекту ц. св. Симеона и Анны на Фонтанке (1730-34) и Рождества Богородицы на Невском проспекте (1734). С 1735 З. - арх. Гл. полицмейстерской канцелярии СПб. и надзиратель за постройкой жилых домов в столице. В 1737-41 З. участвовал в работе Комиссии о санкт-петерб. строении, делал проекты жилых домов, к-рые во многом определяли облик СПб. 2-й четв. 18 в., участвовал в написании первого рус. архитектурного трактата "Должность архитектурной эксп.", определявшего штат и должностные обязанности от рабочего до гл. арх. строит. орг-ции, перечень и способы выполнения всех видов строит. работ. Создал проект и начал стр-во Аничкова дворца и Преображенского собора в нач. 1740-х гг.

Лит.: Иогансен М. В. Михаил Земцов. Л., 1975.

Земщина

ЗЕ́МЩИНА - в эпоху Ивана IV часть Рус. гос-ва, не попавшая в опричнину. На территории З. сохранялись обычные административные учреждения - Боярская дума, приказы и т. п. Земские полки ходили в походы со своими воеводами, хотя нередко и перемешивались с опричными. Границы З. не были постоянными, периодически отд. ее части брались в опричнину, а затем возвращались в З. Территория З. была чересполосна с опричной - в уездах и городах земские и опричные земли и улицы перемежались друг с другом. З. наз. территория, не попавшая во "двор" Ивана IV во время номинального правления Симеона Бекбулатовича (1575-76). В З. выселялось нас. земель, взятых в опричнину, но не зачисленное в состав опричников ("с городом, а не в опале"). Территория З. подвергалась безнаказанным нападениям со стороны опричников, в результате чего нас. уничтожалось или разбегалось, и тогда пустели целые волости. З. просуществовала до 1584, когда после смерти Ивана IV кончился опричный режим.

Зенкевич Мих. Ал-др.

ЗЕНКЕ́ВИЧ Мих. Ал-др. (1891-1973) - поэт, переводчик. Род. в с. Николаевский городок Саратовской губ., в семье преподавателя математики и гимназич. учительницы. В 1914 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. В 1911 вошел в "Цех поэтов", в 1912 - в группу акмеистов. В 1912 выпустил кн. стихов "Дикая порфира", в к-рой обращается к жанру "научной" поэзии, описывает доисторич. животных, картины геологич. катастроф, размышляет над биологич. истоками разумной жизни. Во время гражд. войны служил в Кр. Армии (секретарь трибунала, затем лектор пехотно-пулеметных курсов). В 1921 выпустил сб. стихов "Пашня танков". Явился одним из родоначальников сов. школы поэтич. перевода. Совместная переводная антология З. и М. Кашкина "Поэты Америки" (1939) открыла для мн. рус. читателей (в т. ч. поэтов) амер. поэзию 20 в. С др. стороны, часто представлял сов. писателей во мн. заграничных командировках. Автор "беллетристич. мемуаров" "Мужицкий сфинкс" (1928, опубл. в 1991), в к-рых события первых послерев-ционных лет причудливо преломляются, подчиняясь своеобразной логике галлюцинации тифозного бреда и становясь "неправдоподобной правдой". С сер. 30-х гг. - на редакц. работе в разл. изд. ("Новый мир", "Интернац. лит-ра" и др.).

Зеньковский Вас. Вас.

ЗЕНЬКО́ВСКИЙ Вас. Вас. (1881-1962) - богослов, философ, историк философии. Род. в г. Проскурове на Украине. Окончил Киев. ун-т, где сначала занимался электрохимией, но позже перешел на ист.-филол. ф-т. По окончании ун-та остался в нем преподавателем философии (1915-19), одновременно преподавал психологию на Высших женских курсах. В 1918 - мин. по делам религии в пр-ве Скоропадского. С 1919 в эмиграции - сначала в Югославии, преподавал психологию на филос. ф-те Белград. ун-та, был одним из рук. студенч. богослов. кружка, из к-рого впоследствии вышло мн. иерархов заруб. Церкви и участников экуменич. движения; позже перебрался в Чехословакию, где был дир. Пражского пед. ин-та. С 1926 и почти до конца жизни З. - проф. Богослов. н-та в Париже и бессменный пред. Рус. студенч. христ. движения. В 1941 более года провел в нем. концлагере. В 1942 принял священство, был дух. наставником мн. рус. эмигрантов. Работы по апологетике, философии, психологии, лит.-ведению и педагогике. Изучал христ. антропологию, в к-рой прежде всего выделял принцип свободы, - считал ее осуществляемой в положит. творчестве, если она сочетается с благодатной помощью "свыше". Отвергая принцип "автономии" разума и исходя из христ. учения о том, что истина открыта не индивидуальному, а церк. разуму, утверждал, что метафизич. опору познания надо искать в церкви: "Мы приходим к христоцентрич. пониманию знания, т. е. к признанию, что светоносная сила, созидающая разум и регулирующая познават. процессы, исходит от Христа". Ряд кн. З. посвятил делу воспитания детей, юношества, молодежи: "Психология детства" (1923), "На пороге зрелости" (1929), "Проблемы воспитания в свете христ. антропологии" (1934).

Идея воссоединения церквей и культуры занимает центр, место в кн. З. "Рус. мыслители и Европа" (1926, 1955). Наиб. известный его труд - "История рус. философии" (1948-50), перевед. вскоре на франц. и англ. яз. З. считал, что ключ к диалектике рус. филос. мысли "в проблеме секуляризма". З. определил в европ. философии три осн. темы - личность, свободу, социальное устройство, уходящие корнями в христ. учение, но, как правило, рассматриваемые вне его в соответствии с характерной для Зап. идеей полного размежевания разума и веры. З. считал, что именно в правосл. понимании природы и человека открывается путь к преодолению этой раздвоенности. В последние годы жизни работал над филос. трил. "Осн. христ. философии" (опубл. 2 тома - "О познании" и "О мире").

Зеркало

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зерно

ЗЕРНО́ - среда, агент и принцип всеобщего зачатия и порождения, символ жизни, согласия, благополучия, обилия и богатства, обычный компонент мн. рус. обрядов.

В представлениях народа З., содержащее в себе зародыш будущей жизни, способствовало пост. возрождению жизни, круговороту: жизнь - смерть - жизнь. З. - непременный атрибут мн. календарных и всех семейных обрядов. Семантика З. прослеживалась в гаданиях о будущей жизни, о замужестве. Под Новый год девушка выметала из-под стола сор, и если там было найдено З., значит, она выйдет замуж. Распространенным было гадание, когда петуха или курицу пускали по кругу: если петух подойдет и клюнет кучку З., значит, жених у девушки будет богатый и хозяйственный. На Новый год девушка, ложась в постель, сыпала на себя З. и загадывала увидеть во сне свое будущее. Идея рождения, плодородия присутствовала и в рождественских обрядах. Накануне Рождества в дом торжественно вносили большой овсяный или ячменный сноп и ставили в красный угол избы, при этом вносивших осыпали З.

Широко и разнообразно использовали З. в свадебных обрядах. Жениха и невесту, а часто и всех участников обряда осыпали З. каждый раз перед тем, как они покидали дом, отправляясь в дорогу (в ц. или из ц.), когда участники обряда покидали "свою территорию" или возвращались назад, и т. д. Отправляя новобрачных в дорогу, им в карманы одежды и в обувь насыпали З.

В родильной обрядности пуповину новорожденного заворачивали вместе с З. или кусочком хлеба. Обряд "размывания рук" совершался водой, в к-рую обязательно клали и З. Здесь вода, как и З. (символ всеобщего зачатия и порождения), использовалась параллельно с З., в нек-рых случаях заменяя его. В похоронных обрядах известен обычай посыпать З. лавку, где лежал покойник, или дорогу, по к-рой его понесли. Наряду с обрядами обсыпания З. совершались обряды обмывания водой тела покойника и помещения, где он находился. Иногда вместо З. или вместе с З. использовали не только воду, но и хмель, орехи, соль, мелкие деньги, а позднее и конфеты.

Зернь

ЗЕРНЬ - 1) Одна из разновидностей филиграни: напаивание мелких золотых, серебр., реже медных шариков (диам. от 0,4 мм) на металлич. основу по орнаменту из тонкой проволоки. Создает эффектную фактурную светотеневую игру, обогащая декор изделия. Зерна заготавливались заранее из мелких капель металла, укладывались пинцетом на пластинку, посыпались припоем и ставились в жаровню (возможно использование паяльника). З. и скань издревле распространены на Востоке, изв. в Др. Греции и в ср.-век. Европе (крупнейшие центры - Рим, Флоренция). На Руси использовалась с 10 в. Во 2-й пол. 10 - 1-й пол. 11 в. сложился стилистич. единый парадный женский убор, состоящий из легких тисненых украшений, декорир. мелкой З. (треугольники, ромбы и др.). В одном из курганов 10 в. открыто погребение ювелира - по зерновым украшениям с полным набором инструментов. Украшения с З. (лунницы, височные кольца) часто встречаются в кладах Др. Руси. Большой изв. пользовались "кузнецы злату, серебру и меди" Волыни. Техника З. сохранилась до наших дней.

2) Игра в кости; зер(н)щик - "игрок". Назв. от "зерно", т. е. первонач. "игра хлебными зернами". Обычное назв. - кость (игральная кость - небольшой костяной кубик с обозначением очков на каждой из шести сторон). Играющие поочередно выбрасывают (мечут) кости на ровную поверхность и подсчитывают кол-во очков; выигрывает тот, кто набрал большую сумму. В Др. Руси игра известна с 10 в., упоминается (часто с осуждением) в пам. лит-ры (Домострой) и фольклоре.

Зерцало

ЗЕРЦА́ЛО - архаич. и церковная форма существительного "зеркало".

1) Подобно лат. speculum, слово использовалось в назв. разнообр. сочинений, преимущественно учебного, нравоучит. и педагогич. характера: напр., "Зерцало всея Вселенныя, или Атлас новый" 1690, "Зерцало православного исповедания веры" (катехизис св. Дмитрия Ростовского), "Юности честное зерцало".

2) Трехгранная призма, "стояло", увенчанная двуглавым орлом, с застекленными текстами указов Петра I ("О хранении прав гражданских" от 17 апр. 1722, "О поступках в судебных местах" от 21 янв. 1724 и "О государственных уставах и их важности" от 22 янв. 1724), находившаяся во всех присутственных местах в 18 - нач. 20 в. З. было символом законности гос. власти. Образец З. в Петербурге, в музее М. В. Ломоносова (Кунсткамера).

3) Элемент оборонит. вооружения рус. воина 14-17 вв.: металлический доспех рус. произ-ва в виде двух круглых или восьмиугольных пластин - на грудь и на спину, соединенных ремнями. Дополнялось с боков малыми дощечками (щитками).

Зерцальный доспех. 1663

Зерцальный доспех. 1663

Зильберман Дав. Беньяминович

ЗИЛЬБЕРМА́Н Дав. Беньяминович (1938-77) - философ, культуролог, востоковед. Род. в Одессе, там же закончил гидрометеорологич. ин-т; потом работал в Ашхабаде, где начал занятия санскритом и индийской философией у изв. индолога Б. Л. Смирнова; был аспирантом моск. Ин-та конкретных социальных иссл. Осн. работы посв. логике, философии науки, семиотике, социологии, соц. антропологии, индологии. Произвел анализ типов культ. традиций, чем создал "науку о философиях" - модальную методологию, работающую с разными филос. системами как с объектами. Продуктивная научная деят-ность З., ярко выраженное моцартовское начало в его творчестве впечатляли даже на фоне науч. всплеска 60-х гг. Из-за невозможности найти "нормальную" работу и из-за начавшихся преследований властей в 1973 переехал с семьей в США, где вплоть до самой смерти преподавал в ун-тах (Нью-Йорка, Чикаго и др.). Оставил огромное, пока почти не опубл. науч. наследие.

Соч.: О возможности применения системного метода к анализу истории логики в сравнительной перспективе // Системный подход и совр. наука. Новосибирск, 1971; Откровения в Адвайта-Веданте как опыт семантич. деструкции яз. // Вопр. философии. 1972. № 5; Шанкара. "Незаочное постижение" / Пер. и коммент. Д. Б. Зильбермана // Там же; Приближающее рассуждение между тремя лицами о модальной методологии и сумме метафизик // Russia. 1980. № 4; К семиотике понимания типов культ. традиций / Вступ. ст. Ю. А. Левады // Народы Азии и Африки. 1989. № З.

Лит.: Пятигорский А. М. О филос. работе Зильбермана // Russia. 1980. № 4.

Зильберштейн Ил. Сам

ЗИЛЬБЕРШТЕ́ЙН Ил. Сам. (1904-88) - лит-вед, иск-вед, коллекционер, автор и составитель ряда иссл. по истории и проблемам развития рус. худож. культуры России 19-20 вв., ее отдельных мастеров; инициатор и постоянный сотр. "Лит. наследия" (с 1931 издано более 90 т.), автор ряда изд., посв. творчеству и эпистолярному наследию С. Дягилева, К. Коровина, В. Серова и мн. др. Собирал и иссл. особенности художеств. творчества ряда рус. писателей и поэтов (А. Пушкин, А. Бестужев и др.), изучал творч. и друж. контакты художников и писателей (И. Репин и М. Горький, И. Репин и И. Тургенев, и др.). Собрал и передал гос-ву значит. коллекцию произв. изобразит, иск-ва.

Зимин Ал-др Ал-др.

ЗИМИ́Н Ал-др Ал-др. (1920-80) - историк, д-р ист. наук, проф., специалист по истории ср.-век. Руси, продолжатель школы А. А. Шахматова, автор б. 300 работ (охватывают период с др. времен до 17 в.), в т. ч. таких, как "Холопы на Руси", "Витязь на распутье", "Возрожденная Россия", "Россия на пороге нового времени: Очерки политич. истории России перв. трети 16 в.", "Реформы Ивана Грозного: Очерки соц.-экономич. и политич. истории России сер. 16 в.", "Опричнина Ивана Грозного", "Путь к власти (1573-98)" и др. Один из немногих сторонников гипотезы о позднем происхождении "Слова о полку Игореве", написанного, по его мнению, как стилизация и подражание пам. 14 в. - "Задонщине".

Зимина Тат. Анат.

ЗИМИНА́ Тат. Анат. (род. 1928) - артистка и педагог балета. Окончила Моск. хореографич. уч-ще в 1947 (кл. М. Леонтьевой). В 1947-69 артистка Новосиб. т-ра оперы и балета. Среди ее ролей: Маша ("Щелкунчик"), Тао Хоа ("Красный мак"), Маша ("Аленький цветочек"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Аврора ("Спящая красавица"), Раймонда ("Раймонда"), Китри ("Дон Кихот"), Жизель ("Жизель"). З. стремилась к психологич. разработке ролей. Танец отличался музыкальностью и лиризмом. С 1952 на пед. работе. В 1964-68 худ. рук. Новосиб. хореографич. уч-ща. В 1970-80-е гг. балетмейстер-репетитор Ленингр. мюзик-холла.

Зимние сады

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зимний дворец

ЗИ́МНИЙ ДВОРЕ́Ц - гл. резиденция российских императоров. Первый дворец с назв. "Зимний" появился в 1711 как "Адмиралтейский дом" Петра I; построен Д. Трезини на месте нынешнего Эрмитажного т-ра. Существующий, четвертый по счету З. Д. начат для Елизаветы Петровны ее обер-арх. графом Б. де Растрелли в 1754; стр-во закончено в 1762 при имп. Петре III. Дворец в плане представляет собой огромный прямоугольник с внутренним двором, связанным с дворцовой пл. Фасады пышно декорированы в стиле барокко; первоначально капители колонн и многочисл. лепные детали были позолочены, цвет дворца был коралловый; нынешний зеленый цвет появился только в сов. время. Карниз З. Д. венчают многочисл. аллегорич. скульптуры (выполнены заново в кон. 19 в.). С 1764 с вост. стороны З. Д. строились здания Эрмитажей, в т. ч. Новый Эрмитаж (1839-52) - музей, открытый для публики, но остававшийся частью резиденции. Интерьеры многократно перестраивались для каждого из императоров. Полностью их перестроили после пожара 1837. Залы для официальных церемоний имеют отделку, выполненную В. Стасовым, при этом парадная лестница и церковь декорированы по мотивам Растрелли, а залы - по мотивам Дж. Кваренги, а также О. Монферрана и К. Росси; часть залов и гостиных после пожара создана А. Брюлловым. В последующем в перестройках дворца участвовали А. Штакеншнейдер, Г. Боссе, Р. Мельцер, А. Красовский и др.; с приспособлением дворца под музей "Гос. Эрмитаж" после 1922 отделка мн. помещений полностью или частично уничтожена. В 1762-1881 и в 1894-1904 императоры жили во дворце практически ежегодно в зимний сезон; в др. годы он использовался только для официальных церемоний. Кроме семьи государя во дворце проживало до 3 тыс. чел. В 1914-17 во дворце располагался военный госпиталь, в 1917 дворец был резиденцией Временного пр-ва России, арестованного здесь большевиками в ночь на 26 окт. 1917.

Лит.: Пилявский В. И. Зимний дворец. Л., 1960; Алексеева С. Б. Архитектура и декоративная пластика Зимнего дворца // Русское искусство барокко. М., 1977. С. 128-158; Матвеев В. Ю. К истории первых Зимних дворцов // Музей: Худож. собр. СССР. М., 1981. Сб. 2. С. 44-51; Вилинбахов Г. В. О функциях Зимнего дворца // Анциферовские чтения. Л., 1989. С. 146-147.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Зинин Ник. Ник

ЗИ́НИН Ник. Ник. (1812-80) - химик-органик, основатель рус. науч. школы, акад. Петерб. АН (1858), первый пред. Рус. химич. об-ва (1868-78). Открыл метод получения ароматич. аминов восстановлением ароматич. нитросоединений (реакция З.). Впервые синтезировал этим методом анилин (1842), фуксин (1856), ализарин (1866), заложив основы анилокрасочной пром-сти. Предложил использовать нитроглицерин как взрывчатое вещество (1853).

Зиновьев Ал-др Ал-др.

ЗИНО́ВЬЕВ Ал-др Ал-др. (род. 1922) - исследователь в области математич. логики, публицист, писатель, художник. Мать - крестьянка, отец - маляр. По окончании средней школы Москвы был принят на филос. ф-т МИФЛИ, откуда исключен за выступление против культа Сталина (1939); обследовался в психиатрич. лечебнице, арестован, бежал. В годы войны - танкист, летчик; имел награды. С 1946 - студент, аспирант на филос. ф-те Моск. ун-та; канд. дисс. о "Капитале" Маркса, запрещенная для свободного чтения, распространялась в "самиздате". Заведовал каф. логики в МГУ; автор десятков кн. и сотен ст. по логике и методологии науки. Издание в Швейцарии и междунар. успех романа "Зияющие высоты" (1976) привели к увольнению, лишению науч. званий и воен. наград. Издание там же романа "Светлое будущее" (1978) с критикой правления Брежнева послужило поводом для высылки из страны и лишению гражданства. Романы З. ("Записки ночного сторожа", "В преддверии рая", "Желтый дом", "Гомо советикус", "Мой дом - моя чужбина", "Нашей юности полет", "Евангелие для Ивана", "Иди на Голгофу", "ПараБеллум", "Горбачевизм", "Катастройка" и др.) являются частями единого цикла, тема к-рого марксизм как идеология коммунистич. режимов, устанавливающих равенство посредством массовых репрессий, лишающих человека гражд. свобод и прививающих ему общественные пороки: карьеризм, взяточничество и т. п. Непримиримый критик перестроечного и постперестроечного режима России. В 1999 вернулся на родину; преподает в Лит. ин-те им. М. Горького в Москве.

Зиновьев Григ. Евсеевич

ЗИНО́ВЬЕВ (Радомысльский) Григ. Евсеевич (1883-1936) - политич. деятель, чл. РСДРП с 1901. Род. в Елизаветграде Херсонской губ., учился в Бернском ун-те, к-рый не закончил из-за рев. деят-ности. В период рев-ции 1905-07 вернулся в Россию, стал чл. Петерб. к-та РСДРП. В 1908-17 в эмиграции, с 1912 чл. ЦК, один из ведущих сотрудников большевист. изд. "Пролетарий", "Социал-демократ", "Правда", "Звезда" и др., соавтор Ленина по кн. "Социализм и война" (1915). В апр. 1917 З. вернулся вместе с Лениным из Швейцарии в Пг., стал чл. Исполкома Петрогр. Совета и ВЦИК Советов. В июле 1917 скрывался вместе с Лениным в Разливе от ареста Врем. пр-вом. В окт. 1917 выступил вместе с Каменевым против вооруж. восстания, связывал успех большевист. рев-ции с созывом Учредит. собрания. После победы Октября - сторонник "Однородного социалистич. пр-ва". С дек. 1917 по 1926 - пред. Петрогр. Совета, в 1919-26 - пред. Исполкома Коминтерна, чл. Политбюро ЦК в 1921-26. После смерти Ленина вел борьбу за власть против Троцкого, но, претендуя на лидерство в партии и в гос-ве, способствовал вместе с Каменевым возвышению Сталина, к-рый, утвердившись у власти, расправился со своими политич. противниками и союзниками, в т. ч. и с З. В 1927 З. исключен из партии, в 1928 восстановлен и направлен ректором в Казан. ун-т; в 1932-33 в ссылке в Кустанае. В дек. 1934 арестован и приговорен к 10 годам тюрем. заключения, в авг. 1936 приговорен к расстрелу воен. коллегией Верх. суда; расстрелян 25 авг. 1936. Реабилитирован Пленумом Верх. суда СССР 13 июня 1988.

Г. Е. Зиновьев

Г. Е. Зиновьев

Зиновьев Ник. Ник

ЗИНО́ВЬЕВ Ник. Ник. (1912-67) - реж. В 1931 окончил Одес. муз.-театр. ин-т и до 1949 работал как реж. в муз. т-рах Одессы и Москвы. С 1949 - реж. цирка. Постановщик программы цыганского циркового коллектива - "В праздник винограда" (1950), "Под цыганским шатром" (1957). Ставил тематич. и детские цирковые представления в разл. цирках страны. Большой вклад внес в цирковую пантомиму. В 1955 осуществил пост. пантомимы "Приключения поводыря с медведем" (в гл. роли В. Филатов). Большим успехом пользовалась поставленная З. пантомима по поэме А. С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан" - "Бахчисарайская легенда" (1963), подкрепленная великолепным оформлением худ. А. Фальковского и отличной работой балетмейстера И. Курилова.

Лит.: Зискинд Е. Реж. на арене цирка. М., 1971.

Зиновьева-Аннибал Лид. Дм

ЗИНО́ВЬЕВА-АННИБА́Л Лид. Дм. (1866-1907) - прозаик, драматург. Получила домашнее образование. Дебютировала в печати в 1889. В 1899 вышла замуж за поэта и теоретика символизма Вяч. Иванова, была хозяйкой "сред", проходивших в 1905-07 в петерб. квартире супругов, знаменитой "башне". В первом большом произведении З.-А., символистской драме "Кольца" (1904), затронута проблема преодоления индивидуализма "соборностью", тесно связанная с "дионисийской" концепцией Вяч. Иванова. Эта же тема легла в основу пов. З.-А. "Тридцать три урода" (1907), подвергшейся преследованию цензуры из-за запретной для рус. лит-ры темы лесбийской любви. В сб. рассказов "Трагич. зверинец" (1907) З.-А. исследует психологию подростка, страдающего из-за несправедливости, царящей в мире взрослых. Интерес к поведению личности в экстремальных ситуациях, изломам человеческой психики присущ большинству рассказов, включенных Вяч. Ивановым в посм. сборник З.-А. "Нет!" (1918).

Зипун

ЗИПУ́Н - мужская и женская верхняя одежда из домотканого коричневого, черного и темно-синего сукна, сермяги. Первонач. - облегающая, довольно короткая куртка, надеваемая поверх рубахи, но под кафтан, распространенная только среди знати. З. государя и знатных вельмож шился из дорогих тканей (парчи, атласа, тафты, бархата и шелка) и обшивался мехом или золотом, унизывался жемчугом. Позднее З. получил распространение и среди крестьян. К кон. 19 в. становится чисто крестьянской одеждой. Шился из 6 полотнищ домотканного сукна, с 2-3 клиньями по бокам, спина немного приталена. Рукава узкие и длинные, края рукавов часто обшивались полоской кожи, правая пола глубоко заходила за левую и застегивалась кожаными пуговицами. З. делались без стоячего воротника или с небольшим воротником. Со 2-й пол. 19 в. З. шились со сборами. З. сермяжный использовался в качестве рабочей и дорожной одежды в холодную погоду. В 20 в. сменился т. н. телогрейкой - совр. модификацией З.

Зипун. 2-я пол. 19 в. Орловская губ.

Зипун. 2-я пол. 19 в. Орловская губ.

Зичи Михай

ЗИ́ЧИ Михай (Мих. Ал-др.) (1827-1906) - венг. график, живописец. Иллюстратор. В 1847-74 и с 1880 работал в России. Автор выразит., виртуозных по исполнению иллюстраций к произв. М. Ю. Лермонтова, Ш. Руставели, У. Шекспира и др.

Златник

ЗЛАТНИ́К - первая рус. золотая монета; чеканилась в Киевской Руси в кон. 10 - нач. 11 в. Внешним видом, весом и чеканкой рус. З. был подобен визант. солиду, вес к-рого приблизит. 4,2 г, со временем стал рус. единицей веса под назв. "золотник" (4,266 г). З. имел слав. надпись и портрет князя, был изготовлен на высоком худож. уровне. Чеканка З. была кратковрем. из-за отсутствия сырьевой базы; в денежном обращении Др. Руси З. существ. роли не играл, служа скорее знаком силы и независимости гос-ва.

Златовратский Ник. Ник

ЗЛАТОВРА́ТСКИЙ Ник. Ник. (1845-1911) - писатель. Сын мелкого чиновника. В 1864 окончил Владимирскую г-зию и одновременно курсы, дававшие право служить частным землемером-таксатором. Тогда же поступил вольнослушателем на словесное отд-ние Моск. ун-та, но вскоре из-за материальных трудностей оставил учебу и переехал в Пб., поступив в Технологич. ин-т; ушел оттуда по той же причине и служил корректором в газ. "Сын отечества". Писать начал в г-зии, с 1866 его произв. о жизни пореформенной деревни появляются в печати ("Отечественные записки", "Искра", "Будильник", газ. "Неделя"). О лит. ориентации З. свидетельствуют псевдонимы, к-рыми он подписывал свои соч.: Н. Череванин (см. Н. Г. Помяловский), Маленький Щедрин. В нач. 1870-х гг. З. поселился в деревне; результатом наблюдений над местной жизнью стала пов. "Крестьяне-присяжные" (1874). В 1876-83 З. - в Пб., принимает активное участие в журн. деят-ности народников (в 1880-81 ред. "Русского богатства", в 1881-82 - чл. лит. артели, издававшей ж. "Устои"), создает свои крупнейшие произв. ("Золотые сердца", 1877; "Деревенские будни", 1879; "Очерки деревенского настроения", 1881; роман "Устои", 1883), создававшие З. репутацию одного из самых последоват. народнич. писателей, апологетов патриархальных общинных устоев крестьянской жизни. С 1883 жил в Москве. Испытал влияние толстовства ("Искра Божия", "Белый старичок"). В нач. 1900-х гг. был участником "литературных сред" Н. Д. Телешова. В 1909 избран поч. акад. АН. Автор воспоминаний и автобиогр. повестей ("Так это было", 1890; "Детские и юношеские годы", 1895-97; "Лит. воспоминания", 1895-97).

Златоструй

ЗЛАТОСТРУ́Й - др.-рус. сб., содержащий слова, надписанные именем Иоанна Златоуста, хотя ему принадлежит не все произв. в З. Наряду с переводными греч. произв. содержит и оригинальные слав., в т. ч. др.-рус. поучения. Известен в Полной и Краткой ред. Полный З. имеет предисловие, где говорится о его составлении в Болгарии при царе Симеоне (893-927). Однако сохранившийся полный З. содержит произв., к-рые не могли войти в первонач. сб. В основу З., видимо, была положена византийская компиляция из "Бесед" Иоанна Златоуста. Полный З. сохранился в отрывке рукописи 11 в., а также в большом кол-ве списков 15-18 вв. Краткий З. содержит 67 слов из 138 Полного З., а также нек-рые др. статьи. Древнейший список 12 в. имеет индивидуальные особенности, он был переписан и, возможно, отредактирован на Руси. Остальные списки краткого З. 15-16 вв. вошли в Великие Минеи Четии митр. Макария. Слова из З. входили в состав Златоуста и Торжественника.

Лит.: Вел. Минеи Четии, ноябрь, дни 13-15. 1899; Малинин В. Н. Десять слов Златоструя XII в. СПб., 1910.

Златоуст

ЗЛАТОУ́СТ - др.-рус. учительный сб. устойчивого состава 15-17 вв. Содержит "уставные чтения" (тексты, назначенные Уставом для чтения в церкви), приуроч. к определ. дням триодного цикла. Назв. происходит от традиции надписывания гомилий именем Иоанна Златоуста для придания им большего авторитета. Время и место составления З. неизвестны. Видимо, основу сб-ка составляли переводные византийские эпидейктич. гомилии, к-рые были дополнены рядом учительных соч., в т. ч. слав.-русских. Ст. З. посвящены пояснению и толкованию Евангелия и вопросам христ. этики. По объему они невелики, просты по яз. и стилю. Выделяются 3 осн. разновидности З.: постный (ст. посвящены неделям, предшествующим Великому посту, и самому Великому посту); пятидесятый (постный З., продолженный ст. на воскресные дни и нек-рыми др. вплоть до "недели" всех святых, т. е. троичной); годовой З. (от недели "мытаря и фарисея" до 36-й недели после недели "всех святых"). Наиб. распространен годовой З.

Лит.: Горский А. В. О древ. словах в святую четыредесятницу // Прибавление к изд. творений св. отцов в рус. пер. М., 1858. Ч. 17; Орлов А. С. Сборники Златоуст и Торжественник // Памятники др. письменности и ист. СПб., 1905. № 158; Творогов О. В. Описание и классификация списков сб. "Златоуст" // Тр. Отд. др.-рус. лит. Л., 1985. Т. 39.

Златоустовская гравюра на стали

ЗЛАТОУ́СТОВСКАЯ ГРАВЮ́РА НА СТА́ЛИ - рус. нар. худож. промысел украшения стали гравировкой; зародился в нач. 19 в. на Урале (Косотурский з-д), первоначально украшалось боевое оружие. Распростран. мотивы - сцены охоты, орнамент. Со 2-й пол. 19 в. З. Г. используется при изготовлении бытовых вещей (кубков, портсигаров, письменных приборов и т. д.). Кон. 19 в. - расцвет З. Г., осн. техникой становится насечка золотой и серебр. нитью по синему фону (мастера И. Н. Бушуев, Н. П. Бояршинов, С. А. Фетисов и др.). После 1917 промысел развивается на Златоустовском машиностр. заводе, ассортимент расширяется (столовые приборы и т. п.) (М. Д. Раков, Г. М. Берсенев, Л. Н. Валиев и др.).

Лит.: Глинкин М. Д. Златоустовская гравюра на стали. Челябинск, 1967.

Змей

ЗМЕЙ - популярный персонаж волшебных сказок и былин, чаще всего противник, с к-рым герою предстоит вступить в непримиримую борьбу. З. - образ мир. фольклора, получивший на разных стадиях развития культуры и в разных нац. традициях многочисл. вариации. В рус. сказках З. - многоголовое существо, способное летать, извергающее огонь. Его стихия - воды или горы (Змей-Горыныч). В ряде сюжетов З. - похититель; он уносит царских дочерей, осаждает город с требованием дани в виде женщины - на съедение или для супружества. З. охраняет границу в "иной" мир, чаще всего мост через реку, он пожирает всех пытающихся переправиться. Бой со З. и победа над ним - один из гл. подвигов героя сказок. В былинах тема змееборства может приобретать "гос." окраску: Добрыня совершает свой первый богатырский подвиг, побеждая З. как врага Киева и освобождая захваченный им полон. В былинах сохранились следы мифологич. представлений: мотив рождения богатыря от З. (Волх Всеславьевич), мотив охранения З. царства умерших ("Михаил Потык"). Общая особенность всех сюжетов о З. - отсутствие к.-л. реальных описаний его внешности. З. сказок и былин обязан своим возникновением мифологии, др. культам и ритуалам.

Лит.: Пропп В. Я. Историч. корни волшебной сказки. Л., 1986. Гл. 7.

Знак

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница