Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАР"-"ЗЕЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАР"-"ЗЕЛ")

Зархи Ал-др Григ

ЗАРХИ́ Ал-др Григ. (1908-97) - режиссер, сценарист. Учился в Ленингр. техникуме экранного иск-ва в 1925-27 и на киноотделении Ленингр. пролеткульта в 1927-28. В 20-40-е гг. работал совместно с И. Е. Хейфицем. Последний совм. ф. - "Огни Баку" (1950, совм. с Р. А. Тахмасибом). После распада творч. союза с Хейфицем, З. в 1950-55 снимает на киностудии "Беларусьфильм" ф.-спектакль "Павлинка" (1952, по одноим. пьесе Я. Купалы) и ф. "Нестерка" (1954, по одноим. пьесе В. Вольского на мотивы белорус. фольклора). С 1957 на киностудии "Мосфильм". В замеченном зрителями и критикой ф. "Высота" (1957) З. продолжает линию "Большой семьи" и "Дела Румянцева" Хейфица, раскрывая характер нового для кинематографа тех лет героя - "простого человека". В ф. "Мой младший брат" (1962, по пов. В. Аксенова "Звездный билет") З. выводит на экран плеяду молодых актеров: О. И. Даля, А. А. Миронова, А. В. Збруева. Новый этап в творчестве З. начинается с кон. 60-х гг., когда З. экранизирует роман Л. Н. Толстого "Анна Каренина" (1968); в 1974 - роман К. Н. Федина "Города и годы". Проблемам творчества, жизн. драме художника посв. ф. "Повесть о неизвестном актере" (1977) и "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского" (1980).

Др. ф.: "Люди на мосту" (1960); "Чичерин" (1986).

Лит.: Трауберг И. З. Становление мастеров // Депутат Балтики. М.; Л., 1937; Абольник О. Александр Зархи // Режиссеры сов. кино. М., 1986. Вып. 3.

Зархи Натан Абр.

ЗАРХИ́ Натан Абр. (1900-35) - теоретик кино, сценарист и драматург. Окончил ист.-филол. ф-т МГУ. В 1922 организовал Моск. ассоциацию драматургов. Уже в первом агитсценарии "Особняк Голубиных" (реж. В. Р. Гардин, 1925) З. строит сюжет по принципу "параллелизма", насыщая композиц. прием пафосом соц. контрастов. В совм. работе с В. И. Пудовкиным ("Мать", 1926, "Конец Санкт-Петербурга", 1927) и Е. В. Червяковым ("Города и годы", 1930) З. существенно развил этот характерный прием монтажного кино. В немых сценариях З. "параллелизм" совмещал соц. патетику, осн. на монтажных контрастах, со стилевым импульсом.

Один из первых сов. сценаристов-профессионалов, З. работал и над теорией кинодраматургии (или "кинематургии") как особого "пограничного" вида творчества. В теоретич. трудах, как и в кинематографич. практике, З. стремился найти баланс между культурно-идеологич. функциями кинематографа и специфич. законами кино на сложном рубеже перехода к звуку.

Др. сценарии: "Победа женщины" (по Н. С. Лескову, 1927, реж. Ю. А. Желябужский); "Булат-Батыр" (совм. с Ю. В. Таричем, 1928, реж. Ю. Тарич); "Те, которые прозрели" (совм. с А. Филимоновым, О. Л. Леонидовым, 1930, реж. В. Л. Касьянов); "Бомбист" (совм. с А. Филимоновым, 1932, реж. В. Н. Журавлев), "Человек, который не убил" (совм. с С. И. Юткевичем, 1933); "Самый счастливый" (завершен В. В. Вишневским, 1935, осуществлен: "Победа", 1938, реж. В. Пудовкин).

Соч.: Сценарии. М.; Л., 1937; Драматич. основы сценария // Киножурнал АРК. 1925. № 10; О моем творческом опыте // Вопросы кинодраматургии. 1959. Вып. 3; О теории и практике звук. сценария // Из истории кино: Материалы и документы. М., 1960. Вып. З.

Лит.: Блейман М. Натан Абрамович Зархи // Рабочий и театр. 1935. № 15; Шток И. Натан Зархи // Театр. 1955. № 10; Белова Л. Н. А. Зархи - теоретик кинодраматургии // Вопр. киноиск-ва. М., 1963. Вып. 8.

Кадр из фильма «Высота». Н. Рыбников в роли Николая Пасечника. Реж. А. Г. Зархи. 1957

Кадр из фильма «Высота». Н. Рыбников в роли Николая Пасечника. Реж. А. Г. Зархи. 1957

Заседатель

ЗАСЕДА́ТЕЛЬ - выборный представитель населения, привлеч. к участию в работе тех или иных гос. учреждений. В дорев. России после губ. реформы Екатерины II (1775) З. от дворян, горожан, гос. крестьян и др. сосл. групп входили в качестве чл. в состав разл. местных административных и суд. органов, функционир. в масштабе уездов и губерний (приказ обществ. призрения, нижний земский суд, верхний земский суд, губерн. магистрат, верхняя расправа, уездный суд и т. п.). Судебная реформа 1864 создала в России ин-т присяжных З., к-рые участвовали в работе окружн. судов. В их задачи входило решение вопроса о виновности или невиновности подсудимого (мера наказания в случае признания его виновным определялась судьями). Для присяжных З. устанавливался изв. возраст., образоват., имуществ. ценз, а также ценз оседлости. Введение суда присяжных свидетельствовало о внедрении в систему судопроизв-ва Рос. империи элементов, свойств. судебной системе правового гос-ва. Сохранившая свое фактич. всевластие и после преобразований 60-70-х гг. 19 в. царская бюрократия плохо уживалась с новым судом, способным в той или иной мере ограничивать ее произвол. Вскоре после издания судебных уставов самодержавием приняты меры, направл. на сужение компетенции суда присяжных. Наступление на суд присяжных особенно активно развернулось в 80-е гг. 19 в., в эпоху т. н. контрреформ (изъятие из ведения суда присяжных ряда дел, в первую очередь - о "сопротивлении властям"). Ин-т З. существовал и в сов. время, не оказывая существ. влияния не судебный процесс. С нач. 90-х гг. в России идет процесс восстановления ин-та присяжных З.

Засека

ЗАСЕ́КА - оборонительная линия из "сеченого" (поваленного) леса и земляных и деревянных укреплений, соединявших засеченные лесные участки. З., известные с 12 в., особенно широко применялись в 16-17 вв. для обороны южных и юго-восточных границ Рус. гос-ва от набегов кочевников. "Большая засечная черта" 16 в. тянулась на 250 км от Жиздры до Рязани и состояла местами из 2-4 линий укреплений. На дорогах через З. ставились деревянные и земляные башни с воротами, мостами и т. п. В 17 в. старые З. восстанавливаются и строятся новые засечные линии - Белгородская, Симбирская, Сызранская, протяжением во многие сотни верст, а в 18 в. - Закамская линия. Для обороны засечных черт создавалась особая засечная стража, вдоль черты строились города с постоянным гарнизоном и артиллерией. З. применялись и в борьбе с нашествием Карла XII в 1708. Состояние З. периодически фиксировалось в особых "засечных книгах".

Застава

ЗАСТА́ВА - на Руси 13-14 вв.: 1) Отряд, охраняющий войско при движении или стоянке.

2) То же, что "засада", - отряд, предназнач. для внезапного нападения на противника.

3) Сторожевой пост при въезде в город. На З. собирались пошлины, проверялись грузы и пассажиры, в этом смысле термин "З." отразился в городской топонимике (Нарвская З.). В совр. значении - подразделение погранич. войск.

Заставка

ЗАСТА́ВКА - небольшой орнамент или изобразительная (иногда сюжетная) композиция, выделяющаяся и украшающая начало к.-л. раздела рукописной или печатной книги или журнала. В З. может включаться наз. раздела (главы, части).

Застриги

ЗАСТРИ́ГИ, ЗАСТРИ́ЖКИ - то же, что постриги, - часть обряда принятия монашеского сана. По данным 1830-х гг. при постригах были восприемники, после "стриг епископ". Возрастные варианты у рус. совпадают с аналогич. обрядом у болгар (3 года или 7 лет - как у княжеских детей), где он называется настригване, стрижба или плетиво.

Засулич Вера Ив

ЗАСУ́ЛИЧ Вера Ив. (1849-1919) - революционерка. Род. в имении матери в Смоленской губ. С 1864 воспитывалась в Москве в частном пансионе, в 1868 выдержала экзамен на учительницу и отправилась в Пб., где поступила в переплетную мастерскую. Преподавала в воскресной и вечерней школе для народа, познакомилась с С. Г. Нечаевым, оказавшим большое влияние на формирование ее рев. взглядов. Из-за письма, посланного Нечаевым на адрес З., была арестована, с мая 1869 по март 1871 находилась в заключении в Литовском замке и Петропавловской крепости, затем сослана в Новгородскую губ., Тверь, Костромскую губ. В 1873 переехала в Харьков, поступила на фельдшерские курсы; познакомилась с народниками. В Киеве вступила в кружок "бунтарей", целью к-рого было вызвать бунт крестьян Чигиринского у. Киевской губ., но кружок распался и план не был осуществлен. Летом 1877 вернулась в Пб. Возмущенная несправедливым приказом градоначальника Ф. Ф. Трепова подвергнуть телесному наказанию политич. каторжанина Богомолова-Емельянова, 24 янв. 1878 стреляла в Трепова, ранила его и была арестована. Блистательная речь адвоката А. Ф. Кони заставила суд вынести оправдательный приговор (31 марта 1878). Эмигрировала в Швейцарию, в 1879 вернулась, примкнула к "Черному переделу". В янв. 1881 вновь эмигрировала, участвовала в работе загранич. отд. Красного Креста "Народной воли". В 1883 вошла в группу "Освобождение труда". Вела переписку с К. Марксом, Ф. Энгельсом, переводила их произв., сотрудничала в ж. "Новое слово", "Научное обозрение", написала ряд статей, разоблачающих тактику индивидуального террора. В кон. 1899 нелегально приехала в Россию и установила связи с местными социал-демократич. группами, познакомилась с В. И. Лениным. В 1900 возвратилась за границу, вошла в состав ред. "Искры" и "Зари", участвовала в конгрессах II Интернационала. После II съезда РСДРП стала одним из лидеров меньшевизма. В Россию вернулась в 1905, поселилась в Пб. В 1917 вступила в меньшевист. группу "Единство". Окт. рев-цию встретила враждебно. Последние 10 лет прожила в Пб. в Доме лит-ров (наб. р. Карповки), похоронена на Волковском кладб. Автор лит.-критич. статей о Д. И. Писареве, Н. А. Добролюбове, Н. Г. Чернышевском, С. М. Степняке-Кравчинском, В. А. Слепцове и др., очерка истории Международного товарищества рабочих, соч. о Руссо и Вольтере и др.

В. И. Засулич

В. И. Засулич

Захава Бор. Евг

ЗАХА́ВА Бор. Евг. (1894-1976) - театр. реж., актер, педагог, д-р иск-ведения (1964). С 1913 занимался в студенч. студии, руководимой Е. Б. Вахтанговым (с 1926 - Т-р им. Е. Б. Вахтангова), где сыграл в пьесах Метерлинка ("Чудо св. Антония"), Гоцци ("Принцесса Турандот") и др. Первая реж. работа - "Правда хорошо, а счастье лучше" Островского (1932). Значит. достижение З.-реж. - "Егор Булычев и др." М. Горького (1932). Постановки "Барсуков" Л. М. Леонова (1927), "Ревизора" Н. В. Гоголя (1939), "Гамлета" У. Шекспира (1958) принесли З. театральную известность. Автор кн. и ст. по теории реж. и актерского мастерства, занимался педагогич. деят-ностью, с 1925 рук. школой при Т-ре Вахтангова (с 1939 - Театр. уч-ще им. Б. В. Щукина); проф. (1939), зав. каф. реж. в ГИТИСе (1944-49).

Соч.: Вахтангов и его студия. М., 1930; Современники. Вахтангов. Мейерхольд. М., 1969.

Захаров Ал. Ал-др.

ЗАХА́РОВ Ал. Ал-др. (1882-1967) - арх. Из купеч. семьи, совладелец доходных домов и кирпичного з-да. Окончил Ин-т гражд. инженеров (1907). В 1909-13 построил в Пб. 10 оригинальных доходных домов в стиле модерн, один из которых, декорированный майоликовыми букетами цветов (Клинский пр., 17), может считаться эталоном нац.-фольклоризирующего направления "северного модерна". С 1913 работал в Чикаго (отдел городских парков), руководил архитект. фирмой, построил неск. церквей, в т. ч. русскую, жилые здания, небоскребы.

Захаров Ал-др Ив

ЗАХА́РОВ Ал-др Ив. (1667-1743)- художник-декоратор и парсунный живописец. Учился в Оружейной палате, в 1701-11 состоял в ее штате. Еще в 1694 участвовал в росписи царских хором в Москве, позже расписывал палаты А. Д. Меншикова, триумфальные врата. С 1711 - ведущий художник Канцелярии от строений в Пб.; ему приписываются росписи стен и десюдепортов Зеленого кабинета в Летнем дворце Петра I. З. достоверно участвовал в росписи плафонов Монплезира, писал картину в Петропавловский собор (1728), в 1730-х гг. писал образа для ц. св. Симеона и Анны и плафоны для Нового Зимнего дома.

Захаров Андриан Дм

ЗАХА́РОВ Андриан (Андреян, Адриан) Дм. (1761-1811) - арх. Род. в Пб., в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В 6 лет был помещен в уч-ще при АХ. Продолжил образование в АХ под рук. Ю. М. Фельтена. В 1782 получил большую золотую медаль и был направлен пенсионером АХ во Францию, где работал под рук. арх. Ж. Ф. Шальгрена (1782-86), испытал влияние К. Леду, проявившееся в его постройках. После возвращения в Россию преподавал в АХ (с 1787), в 1797 утвержден проф., в 1800 назначен арх. г. Гатчины, где устроил дворцовую церковь, построил ряд мостов в парке, Птичник и Ферму в виде усадеб, как бы перестроенных из антич. зданий. Возвел грандиозную кирху и создал проект правосл. мон. св. Харлампия в формах готики, оставшийся неосуществленным из-за гибели заказчика - Павла I. Разработал проекты типовых зданий для губернских и уездных городов, подчеркнуто монумент. характера. Создал проект планировки порта на стрелке Васильевского о-ва с перестройкой зданий АН. В 1805 назначен гл. арх. Адмиралтейств-коллегии. В 1805-10 З. поставил в Кронштадте городской собор ап. Андрея Первозванного, а в Александровском заводе на средства имп. Марии Федоровны собор ап. Павла - великолепные однокупольные храмы в стиле классицизма, уничтоженные в 1930-х гг. Важнейшая и почти единств. сохранившаяся постройка - здание Адмиралтейства (1806-26). З. сохранил старую башню со шпилем (арх. Коробов, 1732-35), скрыв ее новой башней как футляром. Увеличил высоту здания, сделав его соразмерным с Зимним дворцом, оживил фасады ризалитами и портиками. З. разработал инвенцию (программу) скульптурного убранства здания, воплотив в камне идею Адмиралтейства, восходящую к петровскому времени. Постройка З. стала одной из эмблем СПб. Создал проекты застройки Провиантского о-ва (1806-08) и Галерного порта (1806-09), ряд проектов для Кронштадта, оставшихся неосуществленными.

Лит.: Гримм Г. Г. Арх. Захаров. М., 1940; Пилявский В. И., Лейбошиц Н. Я. Зодчий Захаров. Л., 1963.

Захаров Вл. Григ

ЗАХА́РОВ Вл. Григ. (1901-56) - композитор, автор лучших песен Хора им. Пятницкого. В 1920-21 играл на балалайке в оркестре народных инструментов. Окончил консерваторию в Ростове-на-Дону как композитор у Н. З. Хейфеца (1927), работал в "шумовом кабинете" Московского радио (1930-31). В 1932 З. был приглашен муз. рук. в Хор им. Пятницкого. Здесь З. создал свое песенное направление, основанное на творческой переработке интонаций рус. нар. песни. Произведения З. завоевали огромную популярность, а лучшие песни просто становились народными ("И кто его знает", "Провожанье" / "Дайте в руки мне гармонь...", "Ой, туманы мои, растуманы", "Черемуха" и др. - все на слова М. Исаковского). Вместе с тем с приходом З. Хор превратился из этнографически достоверного объединения трех групп певцов (воронежских, рязанских и смоленских) в обобщенное, "отлакированное" целое со стертыми областными различиями. З. - автор многочисленных обработок рус. нар. песен, композиции "Колхозная свадьба" (сл. А. Твардовского). Лауреат Гос. премий СССР (1942, 1946, 1952). Нар. артист СССР (1944).

Лит.: Ливанова Т. Н. Владимир Григорьевич Захаров. М., 1962; Коваль М. В. В. Г. Захаров и русская народная песня // Советская музыка. 1961. № 3.

Захаров Марк Анат.

ЗАХА́РОВ Марк Анат. (род. 1923) - реж. В 1955 окончил актерск. отд. ГИТИСа и был направлен на работу в Пермь. В Пермском т-ре З. начал занятия режиссурой. По возвращении в Москву он работал в Студенческом т-ре МГУ, к-рым тогда руководил С. И. Юткевич. Здесь он поставил спектакль "Дракон" по пьесе Е. Л. Шварца, сразу же запрещенный цензурой. Большой успех у зрителей имел спектакль З. "Хочу быть честным" по рассказу В. Н. Войновича. В эти годы З. приобрел популярность как реж., ставящий в своих работах самые злободневные проблемы. С 1965 З. работал в Моск. т-ре сатиры. Его спектакль "Доходное место" (1967) с А. А. Мироновым в гл. роли был одной из театральных легенд своего времени. После 40-го представления он был запрещен лично министром культуры СССР Е. А. Фурцевой. В Т-ре Сатиры З. поставил спектакли "Темп - 1929" (1971), "Мамаша Кураж и ее дети" (1972). В 1979 он был реж. спектакля Моск. т-ра им. Вл. Маяковского "Разгром".

С 1973 З. - гл. реж. Моск. т-ра им. Ленинского комсомола (ныне т-р "Ленком"). С его приходом т-р приобрел репутацию молодежного, экспериментального. З. почувствовал интерес публики к зрелищному т-ру. Он ориентировался на создание музыкальных постановок - мюзиклов, рок-опер. Работы З. направлены на привлечение в т-р "престижного" зрителя и создание аншлага. З. удалось создать труппу из прекрасных актеров разных поколений, в к-рой работали Т. И. Пельтцер, Е. П. Леонов, Л. С. Броневой, И. М. Чурикова, О. И. Янковский, А. Г. Абдулов, Н. П. Караченцов и мн. др.

Муз. спектакли З. - "Тиль" (1974), "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (1976), "Юнона и "Авось" (1981) - имели "шлягерный" успех. Все спектакли З. отличаются яркой зрелищностью, "звездными" актерскими работами. Среди других спектаклей: "Автоград XXI" (1974), "В списках не значился" (1975), "Иванов" (1975), "Мои Надежды" (1977), "Парень из нашего города" (1977), "Хория" (1977), "Вор" (1978), "Революционный этюд (Синие кони на красной траве)" (1979), "Жестокие игры" (1989), "Люди и птицы" (1981), "Оптимистическая трагедия" (1983), "Чинарский манифест" (1983), "Проводим эксперимент" (1984), "Три девушки в голубом" (1985).

В 1986 З. поставил спектакль "Диктатура совести" по пьесе М. Шатрова. Все последующие постановки укрепляли репутацию З. как лидера режиссуры эпохи перестройки, а т-ра "Ленком" как самого аншлагового т-ра России.

В 80-90-е гг. З. поставил спектакли "Мудрец" (1989), "Поминальная молитва" (1989), "Школа для эмигрантов" (1991), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1992), "Чайка" (1994), "Королевские игры" (1995), "Варвар и еретик" (1997). З. - постановщик популярных кино- и телефильмов: "12 стульев" (1976), "Тот самый Мюнхгаузен" (1979), "Обыкновенное чудо" (1982), "Дом, который построил Свифт" (1983), "Формула любви" (1984), "Убить дракона" (1988).

Захаров Петр Зах.

ЗАХА́РОВ ("Чеченец") Петр Зах. (1816-46) - живописец, портретист. Чеченский мальчик, попал к русским в плен, привезен в СПб., где А. И. Дмитриев-Мамонов - граф, ген.-адъютант и действ. статский советник, живописец и один из учредителей Об-ва поощрения художников - взял его под свое покровительство и отдал учиться в АХ (1833-36). З.-"Ч." писал в духе школы А. Г. Венецианова. С 1842 жил в Москве, скончался от чахотки.

Захаров Рост. Вл

ЗАХА́РОВ Рост. Вл. (1907-84) - балетмейстер. Окончил Ленингр. театр. уч-ще (1926, кл. В. И. Пономарева), режиссер. отд-ние Ленингр. театр. техникума (1932, кл. С. В. Радлова), Ленингр. театр. ин-т (1948). В 1926-29 артист Киев. т-ра оперы и балета, в 1932-34 балетмейстер ГАБОТ / т-ра им. Кирова, где поставил "Бахчисарайский фонтан" (1934) и "хореографич. роман по Бальзаку" "Утраченные иллюзии" (комп. Б. В. Асафьев, 1936). В 1936-56 балетмейстер и оперный реж. Большого т-ра (в 1936-39 рук. балетной труппы). Здесь поставил балеты "Кавказский пленник" (Асафьев, 1938), "Тарас Бульба" (С. Соловьев-Седой, 1941), "Золушка" (1945), "Барышня-крестьянка" (Асафьев, 1946) и ряд опер. Наиб. успех после ставшего классикой сов. балета "Бахчисарайского фонтана" принесла З. пост. в т-ре им. Кирова "Медного всадника" (Р. М. Глиэр, 1949). Опираясь на первоклассные лит. первоисточники, З. стремился режиссировать свои спектакли по образцу пост. драм. пьес, отводя танцу скромную роль. Активно боролся с проявлением "формализма" в балете. Автор книг "Иск-во балетмейстера" (1959), "Беседы о танце" (1963) и др. С 1947 худ. рук. Моск. хореогр. уч-ща, с 1956 зав. кафедрой хореографии ГИТИСа (ученики: М. В. Смирнов, А. А. Лапаури, Е. Я. Чанга, А. Ф. Шикеро и др.).

Захаров Як. Дм

ЗАХА́РОВ Як. Дм. (1765-1836) - химик и воздухоплаватель, акад. Петерб. АН (1798). В 1812 изобрел прибор для получения больших кол-в водорода (ок. 90 куб. м в час). В 1810 разработал систему рус. химич. номенклатуры. 30 июня 1804 совместно с бельгийским физиком Э. Робертсоном совершил один из первых в истории полетов на воздушном шаре (на 2 мес. раньше Ж. Л. Гей-Люссака и Ж. Б. Био). Поднявшись на Васильевском о-ве в СПб., аэронавты провели в воздухе 3 часа 45 мин и приземлились у селения Сиворицы (за Гатчиной), пролетев 60 верст и достигнув высоты 2550 м; для мягкого торможения впервые был применен гайдроп (конструкция с грузом на конце). Полетом З. началось научное воздухоплавание.

Заходер Бор. Вл

ЗАХОДЕ́Р Бор. Вл. (1918-2000) - прозаик, поэт, переводчик. Род. в семье юриста. В юности был участником советско-финской и Вел. Отеч. войн. Окончил Лит. ин-т им. Горького (1947).

Печатается с 1938; первые стихи для детей опубл. в 1947 (газ. "Пионерская правда" и ж. "Мурзилка"); первую книгу для детей - в 1955: сб. сатирич. и юмористич. стих. и сказок "На задней парте", за к-рой последовали "Мартышкино завтра" (1956), "Никто и другие" (1958), "Кто на кого похож" (1960), "Товарищам детям" (1962), "Кит и Кот" (1964), "Отшельник и роза" (1969), "Добрый носорог" (1977), "Моя Вообразилия" (1980) и др. Стихам З., вошедшим в золотой фонд отеч. дет. лит-ры 20 в., свойственна живая разговорная интонация, ритмич. разнообразие, словесная игра. Автор лучших переводов и переделок произв. зарубежной лит-ры и фольклора ("Винни-Пух и все остальные" А. А. Милна, "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролла, "Мэри Поппинс" П. Трэверс и др.).

Збруева Евг. Ив

ЗБРУ́ЕВА Евг. Ив. (1868-1936) - певица (контральто). Засл. артистка Респ. (1922). Дочь композитора П. П. Булахова. В детские годы обнаружила выдающийся слух, музыкальность и хороший голос, к-рые оценил Н. Г. Рубинштейн. В 1877-86 училась в Моск. Мариинском ин-те, где пела в хоре и обучалась вокалу у Н. Неведомской. В 1889 принята на 3-й курс Моск. конс. (кл. пения Е. А. Лавровской), к-рую окончила в 1893. В 1894-1905 солистка Большого т-ра, а 1905-18 - Мариинского т-ра. Обладала редким по красоте и мощи голосом густого "бархатного" тембра и обширного диапазона, чувством стиля и врожденным драматич. темпераментом. За 25 лет сценич. деят-ности спела 45 партий в 42 операх, лучшие из к-рых: Ваня, Ратмир ("Жизнь за царя", "Руслан и Людмила" М. И. Глинки), Марфа ("Хованщина" М. П. Мусоргского), Кармен ("Кармен" Ж. Бизе). Гастролировала по России и за рубежом. В 1907-08 принимала участие в Рус. концертах в Париже, где франц. критики приравнивали успех З. к шаляпинскому, отмечая выразительность ее пения, замечат. тембр голоса и драматичность исполнения. Была выдающейся камерной певицей. Преподавала в Петрогр. конс. (с 1916 проф.), позднее - в Киеве, Владивостоке, Москве.

Звание

ЗВА́НИЕ - в дорев. России - обществ. положение человека, определявшееся его сословной принадлежностью (духовное З.) или занимаемой должностью. Иногда термин "З." употребляется как синоним термина "чин" (воен. или гражд.). Кроме того, на два З. (рядовое и унтер-офицерское) разделялись нижние воинские чины. В наст. время З. - наименование, свидетельствующее об официальном признании заслуг отд. лица или коллектива либо о профессиональной служебной, науч. или иной квалификации. Существуют З. почетные, воинские, ученые, спец., персональные, квалификационно-профессиональные, спортивные, академич., З. лауреатов разл. премий, конкурсов, соревнований. З., установл. для прокурорско-следств. работников органов прокуратуры, именуются классными чинами, а для дипломатич. работников - дипломатич. рангами.

Звательная форма

ЗВА́ТЕЛЬНАЯ ФО́РМА - см. Обращение.

Звенигородский-Звенец Ив. Ив

ЗВЕНИГОРО́ДСКИЙ-ЗВЕНЕ́Ц Ив. Ив. (ум. ок. 1498) - князь, потомок удельных князей, один из первых рус. дипломатов. Первое упоминание - 1468 (воевода Устюжского полка в казанском походе). Участник новгородского похода 1477, в 1489 - воевода Устюжского полка в походе на Вятку, 1490 - окольничий. Осн. поприще З.-З. - дипломатич. деят-ность. Заключил первый (и неск. раз возобновлявшийся) договор между Россией и Крымом весной 1480, накануне нашествия Ахмата, что явилось одной из осн. дипломатич. акций Рус. гос-ва при Иване III, обеспечивавшей дружеств. отношения с Крымом на протяж. десятков лет. В 1482 З.-З. - посол к Алихану Казанскому, добился мирного разрешения конфликта; скончался во время своего второго посольства в Крым.

Зверев Анат. Тим

ЗВЕ́РЕВ Анат. Тим. (1931-86) - живописец. Законченного худож. образования не получил. Сформировался как мастер в 60-е гг. Автор портретов, натюрмортов, пейзажей, выполненных преим. в акварели и туши, в свободно-стихийной живописной манере. Уточнение форм, поиск характеристик образов завершает легкий, быстрый и точный рис. кистью. Портреты остро психологичны, большинство их проникнуто безысходно-печальным настроением. Произв.: "Автопортрет" (1957), "Японка" (1961), "Женский портрет" (1961), "Натюрморт с грибами" (1980), "Разговор поэта с русалкой" (1983) и др.

Лит.: Дудинский И. Открывая художника. // Огонек. 1987. № 33. С. 24; Маневич Г. Судьба // Наше наследие. 1989. № 5. С. 155-158; Григорьева Н. Г. Анатолий Зверев. М., 1991.

А. Т. Зверев. Дон Кихот. 1970

А. Т. Зверев. Дон Кихот. 1970

Зверева Лид. Виссарионовна

ЗВЕ́РЕВА Лид. Виссарионовна (1890-1916) - первая рус. женщина-летчик, пропагандист авиац. дела в России. Дочь генерала рус. армии. С 1911 начала обучаться в авиац. школе Первого рос. товарищества воздухоплавания "Гамаюн" в Гатчине. Через 10 дней после поступления впервые поднялась в воздух на "фармане" с инструктором В. В. Слюсаренко и вскоре уже сдала экзамен. Всерос. аэроклуб вручил ей диплом пилота-авиатора № 31. Выступала с показательными полетами в городах России. В 1913 совместно с Слюсаренко основала школу пилотов и мастерские под Ригой. Супруги (З. стала женой Слюсаренко) обучали учеников полетам и испытывали самолеты собственного произ-ва. Мастерские выполняли заказы воен. ведомства, а в нач. 1-й мир. войны перебазировались в Пг. и были реорганизованы в небольшой завод ("Авиационная фабрика Слюсаренко"). До мая 1916 было сдано воен. ведомству ок. 80 самолетов разл. типов, разрабатывались новые модели аэропланов. З. скончалась в Пг. от тифа.

"Звериада"

"ЗВЕРИА́ДА" - традиционная песня воспитанников кадетских корпусов, своего рода кадетский комич. эпос. Происхождение назв., ассоциирующегося с традиц. назв. эпических поэм ("Илиада" и т. п.), связывают со стяжением выражения "звери ада". В разных кадетских корпусах России "зверями" называли либо младших кадет, либо, напротив, корпусное начальство, воспитателей и преподавателей. Мелодия и общая структура текста "З." 29 кадетских корпусов повторялись, однако конкретное содержание варьировалось, отражая нравы и события реальной жизни каждого из уч. заведений. Известны роскошно переплетенные огромные кн. с застежками, в к-рые каждый выпуск вписывал свои куплеты. Кн. скрывались от начальства, к-рое, впрочем, знало об их существовании. В период функционирования рус. кадетских корпусов в эмиграции (1920-44), помимо традиционных насмешек над начальством, "З." пополнялась также антибольшевистскими куплетами и текстами совсем не комич. содержания, в к-рых говорилось о тоске по Родине, провозглашалась вера в ее величие, в неминуемое освобождение России от большевиков. О продолжении традиции "З." в совр. кадетских корпусах неизвестно.

Лит.: Кадетские корпуса за рубежом. Монреаль, б. д.

"Звериный стиль"

"ЗВЕРИ́НЫЙ СТИЛЬ" - усл. обозначение декора, распространенного в др. иск-ве, осн. мотивом к-рого было стилизов. изображение животных (или отд. частей их тела), чаще всего представл. в борьбе, а иногда оплетенных путами, ремнями. Термин "З. С." употребляется по отношению к пам. скифо-сарматского иск-ва сер. 1 тыс. до н. э. "З. С." встречается у скифов и сарматов в украшении оружия и конской упряжи, в ювелирном иск-ве, является характерным для нар. творчества; в новое время превращается в условный мотив орнамента, эл-т или тип стилизации.

Лит.: Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собр. Гос. Эрмитажа. Прага, 1966.

Скифская бляха с изображением оленя. 6 в. до н. э.

Скифская бляха с изображением оленя. 6 в. до н. э.

Звон колокольный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Звонарь

ЗВОНА́РЬ - человек, производящий звон в колокола при богослужении. В рус. правосл. церкви должность З. нередко совмещалась с обязанностями пономаря, а также церк. сторожа. Об этом свидетельствуют разл. церк. документы и произв. фольклора, напр. пословицы: "Не быв звонарем, не быв и пономарем", "Не все пономари, а редко кто не званивал!" Иногда З. наз. звонцом (Новгородская летопись, 1572). Хотя музыка, исполнявшаяся З., осталась почти незаписанной (см. ст. Звон колокольный), имена мн. из них сохранились в Писцовых и Переписных книгах 16-17 вв., в церк. ведомостях 18 - нач. 20 в. О жизни и иск-ве З. прошлого известно мало; в осн. это сведения не ранее 18 в. Так, до 1764 при колокольне "Иван Великий" в Моск. Кремле служило 48 звонарей, живших в звонарской слободе, т. н. Звонарях. Руководил ими звонарный староста. Сохранилось предание о том, что он также должен был докладывать царю 12 дек. о прибавлении дня, за что получал 24 руб. серебром, а 12 июня о прибавлении ночи и заключался в темную палату на Ивановской колокольне на 24 часа. О монастырских З. 17-18 вв. известно, что они не всегда были монахами и нередко жили на посаде своим двором и служили при мон. за жалованье.

Школ З., подобных западным, на Руси не известно. Обычно мастерство передавалось в рамках фольклорной традиции. Наиб. удобным временем для выявления способности к звону была неделя Пасхи, когда звонить в колокола мог каждый. В качестве одного из средств передачи ритма З. нередко использовались т. н. звонарские приговорки, напр.: "К нам, к нам, сиротам, к нам, к нам, сиротам! Девки мимо, бабы к нам, девки мимо, бабы к нам!", "Все монахи воры, воры, а игумен плут, плут!", "С вениками в баню, с вениками в баню".

Т. к. в зависимости от размеров колоколов и их кол-ва исполнение на них м. б. ансамблевое и сольное, во втором случае наиб. ярко могут проявляться талант и особенности исполнительского стиля З.

Среди знаменитых рус. З. 19 - нач. 20 в.: А. В. Смагин (1843-96, Петербург), В. Г. Хмельницкий (?-1912, Ростов Великий), П. Ф. Гедике (1879-?, Москва). Выдающимся З. нач. 20 в. был К. К. Сараджев (1900-42, Москва), музыкант и иссл. колоколов, положивший начало концертному исполнению звонов вне богослужения. Высоким мастерством отличаются и мн. совр. З., как церк., так и светские: В. И. Мошков (Москва, Новодевичий мон.), И. В. Коновалов (Москва, Свято-Данилов мон.), иеромонах о. Михей (Тимофеев) (Троице-Сергиева лавра), о. Алексей (Псково-Печерский мон.), И. В. Данилов и В. М. Петровский (Архангельск), В. В. Лоханский (СПб.).

Звоницкая Агнесса Сол

ЗВОНИ́ЦКАЯ Агнесса Сол. (1897-1942) - социолог, "первая женщина, выступившая на "социологич. поприще" в дорев. России" (Н. Кареев). После окончания г-зии в Киеве изучала языки и право в ун-тах Германии и Швейцарии. Гл. работа З. - "Опыт теоретич. социологии. Социальная связь" (Киев, 1914. Т. 1.), в основе к-рой лежало неск. постулатов: об-во создается только "общением между индивидами", личность и социокультурная среда находятся в неразрывном единстве или связи. "Социальная связь" (или "экстивация", по Д. Болдуину) означает одноврем. состояние самосознания личности и деят-ность (общение) на этой основе. З. анализирует типы "социальной связи" - подражание, обычаи, традиции; разрыв связей в виде преступления, конфликта, кризиса и их восстановление на почве альтруизма, солидарности, симпатии. Чувствуется сильное влияние на нее позитивистского психологич. редукционизма (Н. Михайловский, Г. Тард, Д. Болдуин) и бихевиоризма. После Окт. рев-ции З. под рук. П. Сорокина и В. Бехтерева сотрудничала в лаборатории "коллективной рефлексологии", готовила науч. доклады и лекции. В 1926-31 занималась уголов. социологией. Рукописи З. погибли в блокадном Ленинграде.

Соч.: О новых течениях в учении о личности // Вопр. изучения и воспитания личности. 1919. № 1; Рефлексология и учение о личности // Сб., посвященный В. М. Бехтереву. Л., 1926.

Лит.: Социологич. мысль в России. Л., 1978; Голосенко И. А., Зверев В. М. Социолог Агнесса Звоницкая: работы и судьба // Социологич. исследования. 1991. № 2.

Звонница

ЗВО́ННИЦА - колокольня, сооружение при храме, поставл. либо отдельно в виде стены с проемами для подвешивания колоколов, либо над крыльцом или стеной здания. З. стенообразные или прямоугольные в плане с внутренним пространством получили разл. выразит. пластич. разработку.

Звонница Борисоглебского монастыря. Нач. 17 в.

Звонница Борисоглебского монастыря. Нач. 17 в.

Зворыкин Вл. Куз

ЗВОРЫ́КИН Вл. Куз. (1889-1982) - инж. и изобретатель. Род. в Муроме. Окончил Петерб. технологич. ин-т, работал под рук. Б. Л. Розинга, проходил специализацию у П. Ланжевена в Коллеж де Франс в Париже. Во время 1-й мир. войны служил в рус. армии офицером подразделений беспроволочного телеграфа. С 1919 - в США. В 1924 принял амер. подданство. С 1929 работал в исследоват. лаборатории в Westinhause Electric and Manufacturing Company и в Питсбург. ун-те, с 1930 - в лабораториях амер. радиокорпорации в Кемдене и Принстоне. Изобрел иконоскоп - передающую телевизионную трубку с односторонней мозаикой и вторичной электронной эмиссией для передачи движущихся изображений (1931). Автор важных трудов по теории действия и технологии иконоскопа, по усовершенств. приемной телевизионной трубки (кинескопа), цветного телевидения и электронного микроскопа, по фотоэлементам и осциллографии.

В. К. Зворыкин

В. К. Зворыкин

Зворыкин Ник. Анат.

ЗВОРЫ́КИН Ник. Анат. (1873-1937) - писатель, изв. охотник-волчатник. "Открыл" З. для охотничьей литры С. А. Бутурлин - изв. ученый-охотовед. Наиб. значит. из 17 написанных З. кн. и брошюр: "Охота на волков с флагами" (1925), "Охота на лисиц" (1926), "Обучение легавой" (1927), "Выдра и охота на нее" (1930), "Охота по перу" (1930), "Повадки животных" (1933), "Охота нагоном" (1936), "Волк и борьба с ним" (1936) и др.

Звуковое кино

Статья большая, находится на отдельной странице.

Звукоподражания

ЗВУКОПОДРАЖА́НИЯ - кл. неизменяемых и грамматически неоформл. слов, имитирующих своим звуковым составом звуки, издаваемые человеком, животным или исходящие от предметов: ха-ха-ха, мяу-мяу, буль-буль. Необычный звуковой облик мн. З. сближает их с междометиями, однако З. не выражают ни эмоций, ни волеизъявлений. З. часто бывают индивидуально-авторскими: Летают уездные мухи - джж, джж! и с размаха в стекло - бумб! (Горький), но наиболее употребит. З. общеприняты и являются ч. лексич. состава яз.: кря-кря (об утках), ха-ха-ха (о смехе). З., подобно междометиям, могут быть или эквивалентом предложения: [Каштанка] начала скулить тихо, тонким голосом: - Ску, ску, ску (Чехов) - или чл. предложения, чаще всего сказуемым: Колокольчик дин-дин-дин (Пушкин). Большинство З. содержат два-три одинаковых или близких по звучанию слога, оканчивающихся на гласный или сонорный согласный: бу-бу-бу, хи-хи-хи, буль-буль. Такие З. обозначают длительные или повторяющиеся действия в настоящем или будущем, напоминая глаголы несоверш. вида. Слова типа бах, бряк, щелк, оканчивающиеся на согласный и обозначающие не просто звучания, а действия, сопровождающиеся звучанием, в одиночном употреблении близки глаголам соверш. вида: Левей, левей, и с возом - бух в канаву! (Крылов), занимая промежуточное положение между З. и глагольными междометиями.

От З. легко образуются звукоподражат. глаголы (крякать, бубнить, хохотать). Распространено мнение, что З. играли важную роль при происхождении языка.

З. обычно рассматриваются как разряд междометий, но иногда выделяются в особую часть речи (А. И. Тихонов) или объединяются с глагольными междометиями (Е. А. Земская).

Зданевич Ил. Мих.

ЗДАНЕ́ВИЧ Ил. Мих. (1894-1975) - поэт, драматург, прозаик. Окончил первую тифлисскую г-зию, затем юридич. ф-т Петерб. ун-та. В 1913 выпустил кн. "Наталья Гончарова - Михаил Ларионов" - первую монографию о художниках-новаторах. Один из идеологов группы М. Ларионова "Ослиный хвост", пропагандист теории "всёчества", согласно к-рой все стили в иск-ве и лит-ре признаются равноправными и равнозначащими. В 1918 вместе с А. Крученых и И. Терентьевым организовал в Тифлисе группу футуристов-заумников "41". Автор драматич. пенталогии "Аслаабличья", состоящей из написанных на "заумном" яз. пьес "Янко круль албанскай" (1918), "Асел напракат" (1919), "ЗгА Якабы" (1920), "ЛидантЮфАрам" (1923), в к-рых использованы приемы т-ра вертепа и визуальной поэзии. С кон. 1921 З. - в Париже, участвовал в движении дадаистов, издавал коллекционными тиражами свои стихотв. сб-ки, иллюстриров. крупнейшими западноевроп. худ. - Пикассо, Браком, Матиссом и др. Особняком в творчестве З. стоит ром. "Восхищение" (1930), написанный в манере фантастич. реализма.

Здобнов Ник. Вас.

ЗДО́БНОВ Ник. Вас. (1888-1942) - библиограф, книговед. Осн. тр. "Основы краевой библиографии" (1925; 2-е изд. 1931), "История рус. библиографии до нач. XX в." (1944-1947. Т. 1-2; 2-е изд. 1951; 3-е изд. 1955), библиогр. указатели по Сибири, Уралу, "Рус. книжная статистика" (1959), "Синхронистич. таблицы рус. библиографии. 1700-1928" (1962), "Библиография и краеведение" (1963) и др.

"Зелёная Лампа"

"ЗЕЛЁНАЯ ЛА́МПА" - петерб. лит.-политич. кружок (1819-20), близкий Союзу благоденствия. Объединял сторонников преобразований в России, гл. обр. вольнолюбиво настроенную молодежь. Среди участников - Н. В. Всеволожский (в доме к-рого проходили собр. "З. Л."), А. С. Пушкин, Ф. Н. Глинка, Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, С. П. Трубецкой, Я. Н. Толстой, П. П. Каверин и др. На заседаниях "З. Л." обсуждались вопросы политич. устройства России, ее истории, читались отчеты о репертуаре т-ров, новые лит. произв. (в т. ч. вольнолюбивого и антиправительств. характера).

Зелёная Рина Вас.

ЗЕЛЁНАЯ Рина (Ек.) Вас. (1902-91) - актриса. В 1919 окончила театр. школу в Москве. Участвовала в работе мастерской ФЭКС Козинцева и Трауберга, в частности, была занята в полумюзик-холльном, полуцирковом представлении "Внешторг на Эйфелевой башне". Работала в т-рах Ленинграда ("Не рыдай" и "Балаганчик"), Москвы (т-ры Сатиры, Эстрады и Миниатюр). С 30-х гг. выступала на эстраде с рассказами "о маленьких для больших". В кино с 1931. Первая роль в ф. "Путевка в жизнь" (1931, девушка из шайки Жигана). К ф. "Подкидыш" (1940, домработница Арина) ею написан сценарий картины (совм. с А. Барто).

З. - мастер тонких миниатюр, комедийных эпизодич. ролей. Точно схваченные типажи особенно подчеркивали комизм ситуации, напр., в ф. "Светлый путь" (1940, Секретарша директора), "Весна" (1947, Гримерша), "Встреча на Эльбе" (1949, Немка), причем каждый из эпизодов к этим ф. был сочинен самой З. Озвучивала многие мультфильмы.

Др. ф.: "Любовь и ненависть" (1932-35, Балерина); "Каин XVIII" (1963, Гувернантка); "Цветные сны" (1963, Общая бабушка); "Иностранка" (1965, Мадам Жубер); "Граждане Вселенной" (1984, Учительница) и др.

Соч.: Разрозненные страницы. М., 1981.

Зеленин Дм. Конст.

ЗЕЛЕ́НИН Дм. Конст. (1878-1954) - этнограф, фольклорист, диалектолог. Окончил историко-филологич. ф-т Юрьевского ун-та, затем работал под рук-вом акад. Ф. Ф. Фортунатова и А. А. Шахматова. В 1915-16 читал лекции по этнографии рус. и их соседей в Петерб. ун-те. С 1916 экстраординарный проф. по каф. рус. яз. и лит-ры. В 1917 после защиты докт. дисс. в Моск. ун-те - ординарный проф. Харьковского ун-та. С 1925 чл.-корр. АН СССР, переехал в Ленинград, где до конца жизни работал в Ин-те этнографии АН СССР и руководил каф. этнографии Ленингр. ун-та. Ученый-энциклопедист, автор фундамент. трудов по этнографии вост. славян, народов Сибири и др., совершил ряд эксп. в разл. р-ны страны для сбора мат-лов по этнографии, фольклору, диалектологии, нар. иск-ву. З. принадлежат ценнейшие описания ряда этнографич. фондов (наиб. значит.: "Описание рукописей ученого архива РГО". Пг., 1914-16. Вып. 1-3). Его диалектологич. иссл. (прежде всего "Великорусские говоры", 1913) отличаются широким привлечением этнографич. мат-ла. Фактически З. - предшественник совр. этнолингвистики.

Итогом эксп. З. стали фундамент. изд. "Великорус. сказки Пермской губ." (Пг., 1914) и "Великорус. сказки Вятской губ." (Пг., 1915), а также труд "Рус. соха, ее история и виды. Очерк по истории рус. земледельч. культуры" (Вятка, 1907). Итоговой явилась работа по традиционной культуре вост. славян: "Russische (Ostslavische) Volkskunde". Berlin und Leipzig, 1927 (на рус. яз.: "Восточнославянская этнография". М., 1991). Большой цикл иссл. З. посвящен проблемам идеологич. религиозных представлений ранних обществ. стадий, мифологии, шаманства, тотемизма: "Культ онгонов в Сибири" (М.; Л., 1936), "Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов" (М.; Л., 1937), "Очерки рус. мифологии. Вып. 1. Умершие насильственной смертью и русалки" (Пг., 1916). По поручению РГО З. сост. "Библиогр. указатель рус. этнографич. лит-ры о внешнем быте России 1700-1910" (СПб., 1913) - до кон. 20 в. лучший справочник по этнографии России. З. уделял особое внимание вопросам происхождения и этнографич. истории рус. народа. Выдвинул гипотезу о двух народах в составе рус: южнорус. и севернорус. За тр. по рус. этнографии удостоен большой золотой медали РГО.

Лит.: Проблемы славянской этнографии: (К 100-летию со дня рождения Д. К. Зеленина). Л., 1979.

Зеленова Анна Ив

ЗЕЛЕНО́ВА Анна Ив. (1913-80) - музейный работник. С 1934 работала в Павловском дворце-музее, в 1941-78 - его дир. Возглавила музей в самый трагич. момент его эвакуации в канун оккупации Павловска; в период блокады Ленинграда была в числе хранителей музейных коллекций, находившихся в городе; также занималась научной работой. В 1944 добилась немедленного начала консервационных работ в сгоревшем здании Павловского дворца и в дальнейшем непрерывного финансирования и организации консервации и реставрации, завершившейся в 1977. Обладала прекрасными организаторскими способностями, подобрала коллектив специалистов, ведших работы в Павловске (арх. Ф. Ф. Олейник, С. В. Попова-Гунич и др.), совм. с Н. И. Громовой обосновала возможности и методику науч. реставрации дворца, распространенную и на другие пригороды Ленинграда, пострадавшие в 1941-44. Благодаря З. Павловский дворец первым из перенесших тяжелые разрушения вновь открылся с 1956.

Соч.: Дворец в Павловске. Л., 1978; 2-е сокр. изд. Л., 1986.

Предыдущая страница Следующая страница