Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗАБ"-"ЗАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗАБ"-"ЗАР")

Забела-Врубель Над. Ив

ЗАБЕ́ЛА-ВРУ́БЕЛЬ (урожд. Забе́ла) Над. Ив. (1868-1913) - певица (лирико-колоратурное сопрано). Жена М. А. Врубеля. Училась в Киевском ин-те благородных девиц (1878-83). Пению обучалась в 1885-91 в Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой). По окончании конс. совершенствовалась в вокальном иск-ве в Париже у М. Маркези. С 1893 выступала в России. В 1895-1904 солистка Частной рус. оперы С. Мамонтова. В 1904-11 солистка петерб. Мариинского т-ра. Обладала мягким, легким голосом "серебристого" тембра, умением петь mezzo-voce в верхнем регистре, иск-вом филировки. Исполнение отличалось богатством тембровых красок, поэтичностью, артистизмом. Лучшие партии: Волхова ("Садко"), Царевна-Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Ольга Токмакова ("Псковитянка"), Снегурочка ("Снегурочка"), Марфа ("Царская невеста"), нек-рые из них Н. Римский-Корсаков писал специально для З.-В. Часто выступала в концертах, пропагандируя произв. рус. композиторов, мн. из к-рых посвятили певице романсы (Римский-Корсаков, А. Глазунов, С. Рахманинов). В нач. 90-х гг. вела педагогич. деят-ность в Петерб. конс.

Н. И. Забела-Врубель. Худ. М. А. Врубель. 1904

Н. И. Забела-Врубель. Худ. М. А. Врубель. 1904

Забелин Ив. Ег

Статья большая, находится на отдельной странице.

Заболоцкий Ник. Ал

ЗАБОЛО́ЦКИЙ Ник. Ал. (1903-58) - поэт. Родился в семье агронома (мать - школьная учительница) в Вятской губ. В сер. 20-х гг. З., переехав в Ленинград и начав писать стихи, сближается с группой молодых ленингр. поэтов, к-рые называют себя "чинарями" (А. Введенский, Д. Хармс, И. Олейников и др.) и в 1927 принимает участие в создании группы ОБЕРИУ ("Объединение реального иск-ва"). В декларации этой группы З. писал об интенсивном использовании приема "остранения", на к-ром в основном строится поэтика первой книги З. ("Столбцы"). Основным средством поэтич. языка, выполняющим в книге задачу "остранения", оказывается сравнение. При этом сравниваются заведомо разнородные объекты и явления, что заставляет по-новому воспринять описываемую поэтом ситуацию ("пули бегают как дети". Гл. темой З. является понятие "мира". Но если в начале творч. пути это огранич. и замкнутый мир нэпманского города, то в более поздние периоды - это загадочный, но в то же время подчиняющийся собств. законам мир природы.

На формирование мировоззрения З. большое влияние оказали философия Г. Сковороды (особ. его пантеизм) и идеи К. Циолковского, с крым поэт нек-рое время состоял в переписке. В 30-е гг. все участники ОБЕРИУ подверглись репрессиям. В 1938 З. был арестован и приговорен к пяти годам лагерей и двум годам ссылки. В ссылке З. заканчивает начатый ранее стихотворный перевод "Слова о полку Игореве", к-рый был опубликован в 1946 после возвращения поэта в Москву. С 1939 и до своего возвращения З. не написал ни одного стихотворения. О том, что ему пришлось перенести, З. подробно написал впоследствии в очерке "История моего заключения". Когда он вновь начинает писать стихи, его поэтическая дикция изменяется, стиль упрощается, но приобретает ясность и отчетливость. Тексты З. кон. 30-50-х гг. производят впечатление сочетанием монументальности описания и точности проработки деталей, эпически отстраненной позиции автора и тонкого лиризма ("Север", "В этой роще березовой…", цикл "Последняя любовь" и др.).

Лит.: Воспоминания о Заболоцком. М., 1977; Турков А. М. Николай Заболоцкий. М., 1981; Ростовцева И. И. Николай Заболоцкий: Опыт художественного познания. М., 1984; Македонов А. В. Николай Заболоцкий: Жизнь, творчество, метаморфозы. Л., 1987; Лощилов И. Феномен Николая Заболоцкого. Хельсинки, 1997.

Забрало

ЗАБРА́ЛО - передняя, часто подвижная часть шлема, защищавшая лицо воина от поражения холодным оружием. У рус. шлемов З. как такового не было, его роль выполняла металлич. "стрела", вертикально спускавшаяся до сер. лица и наз. "носом".

Завадовский Петр Вас.

ЗАВАДО́ВСКИЙ Петр Вас. (1738-1812) - гос. деятель. Окончил курс Киевской дух. академии и поступил на службу в Малороссийскую коллегию, где обратил на себя внимание ген.-губернатора Малороссии П. А. Румянцева. Во время турецкой войны 1768-74 правитель секретной канцелярии, отличился в боях при Ларге и Калуге, редактировал Кучук-Кайнарджийский договор. Как фаворит Екатерины II был жалован обширными землями в Черниговской и Могилевской губ. При Павле I сначала получил графское достоинство, затем подвергся опале и жил в деревне. Вскоре после вступления Александра I на престол вызван в столицу и назначен чл. Совета при государе, присутств. в Сенате. С учреждением в 1802 мин-в до 1810 - министр нар. просвещения, способствовал открытию ун-тов в Харькове, Казани и в Дерпте, Гл. педагогич. ин-та, мн. приходских уч-щ; учреждению учебных округов, сельских нар. школ, новых уставов в ун-тах и в АН.

Завадский Юрий Ал-др.

ЗАВА́ДСКИЙ Юрий Ал-др. (1894-1977) - реж., актер. В 1913 окончил 9-ю Моск. г-зию им. Медведниковых и поступил на юридич. ф-т Моск. ун-та. Однако увлечение театром привело его в 1915 в Мансуровскую студию Е. Б. Вахтангова. В 1919 З. поставил первый самостоят. спектакль "Обручение во сне". К этому времени относится знакомство З. с М. И. Цветаевой, к-рая посвятила ему несколько стихотворений (напр., "Вы столь забывчивы, сколь незабвенны…"), драматич. произведений. З. - один из персонажей "Повести о Сонечке" Цветаевой.

В 1920 З. перешел в Третью студию МХАТа. В 1921, совместно с Е. Б. Вахтанговым, поставил вторую редакцию спектакля "Чудо святого Антония" и сыграл в нем гл. роль. После смерти Е. Б. Вахтангова З. нек-рое время возглавлял Третью студию. В 1924 З. стал актером МХАТа. Среди его актерских работ - Чацкий ("Горе от ума"), Граф Альмавива ("Безумный день, или Женитьба Фигаро"), Князь Трубецкой ("Николай I и декабристы"). Одноврем. создал собств. студию (с 1927 - Т-р-студия под руководством З.). В 1931 Т-р-студия З. получил помещение на Сретенке. Ядро коллектива составили ученики З. В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, Р. Я. Плятт, к-рые работали вместе со своим учителем на протяжении всей жизни. В Т-ре-студии З. поставил спектакли "Мое" ("Вольпоне") Б. Джонсона, "Ученик дьявола" Б. Шоу, "Волки и овцы" А. Н. Островского и др. В 1932-35 З., одновременно с работой во МХАТе и Т-ре на Сретенке, был худ. руководителем Центр. т-ра Красной Армии, где поставил спектакли "Мстислав Удалой" и "Гибель эскадры". В 1936 З. с учениками уехал в Ростов-на-Дону и стал худ. руководителем Драматич. т-ра им. М. Горького. Первой его постановкой была "Любовь Яровая" с В. П. Марецкой в гл. роли. Затем последовали "Горе от ума" А. С. Грибоедова, "Враги" и "Мещане" М. Горького, "Дни нашей жизни" Л. Н. Андреева, "Человек с ружьем" Н. Ф. Погодина и др.

В 1940 З., В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, Р. Я. Плятт вернулись в Москву. З. поставил спектакль "Трактирщица" на сцене Т-ра им. Моссовета. В 1940 он стал гл. режиссером, а в 1941-77 был худ. руководителем т-ра. В 1941 З. поставил спектакль "Машенька", где в роли профессора Окаемова занял своего предшественника по должности Е. О. Любимова-Ланского.

В 1943 вышел спектакль "Нашествие" по пьесе Л. М. Леонова. Вслед за ним З. поставил еще несколько спектаклей на военную тему. Одной из лучших работ З. стал "Отелло" (1944) с Н. Д. Мордвиновым в гл. роли. В 1945 З. поставил "Чайку" А. П. Чехова. В послевоенные годы З. создал несколько спектаклей, ставших классикой русского т-ра: "Маскарад" (1952, 1963), "Виндзорские насмешницы" (1957), "Шторм" (1967). В то же время он сделал много работ, отвечавших сиюминутной конъюнктуре ("Дали неоглядные", "Совесть") и др. В 70-е гг. З. выступил с инициативой превратить Т-р им. Моссовета в "образцовый т-р образцового коммунистич. города".

З. занимался театральной педагогикой. В 1954-58 он был худ. руководителем ГИТИСа.

В поздние годы творчества З. проявлял интерес к произведениям Ф. М. Достоевского и в 1969 поставил спектакль "Петербургские сновидения" по роману "Преступление и наказание" с Г. Л. Бортниковым в роли Раскольникова.

Последняя работа З. - спектакль "Последняя жертва" (1973).

Завалишин Дм. Иринархович

ЗАВАЛИ́ШИН Дм. Иринархович (1804-92) - литератор; декабрист. Учился в Морском кадетском корпусе (1816-19), где его соучениками были В. И. Даль и П. С. Нахимов. С 1820 преподавал в корпусе астрономию, высшую математику, механику; с 1823 лейтенант. В 1822-24 участвовал в кругосветной морской эксп. на фрегате "Крейсер" под рук. М. П. Лазарева. Осенью 1824 З. подал Александру I записку о проекте создания "Вселенского Ордена восстановления истины" - орг-ции типа рыцарского ордена (имп. признал ее "неудобоисполнительной"). Принимал участие в делах Рос.-Амер. компании, где познакомился с К. Ф. Рылеевым; имел не вполне ясное отношение к тайному Северному об-ву. После восстания 14 дек. 1825 приговорен к пожизненной каторге в Нерчинских рудниках (с 1827) и содержанию в тюрьме Петровского Завода (с 1830) с последующей ссылкой в Забайкалье, в Читу (с 1839), где и остался после амнистии 1856. За четверть века на поселении З. - талантливый и энциклопедически образованный человек - сыграл заметную роль в политич. и экономико-культурном развитии края: неоднократно выступал ходатаем по делам ссыльного забайкальского казачества, организовал крестьянскую школу в Чите, первым составил карту Забайкалья для нужд воен. ведомства, разработал ряд проектов по разл. отраслям х-ва и управления Вост. Сибири. В 1863 за цикл ст. (более 200) по "амурскому вопросу", опубл. в "Морском сб." и др. периодич. изд. в 1858-60 с резкой критикой сибирской администрации и вызвавших длительную полемику, выслан из Читы в Казань; с 1864 постоянно проживал в Москве (первый в истории Сибири высланный из нее в Европейскую Россию). Здесь преподавал в начальных школах, сотрудничал в разл. к-тах, выступал с публицистич. статьями в "Русском вестнике" (с 1865), "Древней и новой России" (с 1876) и мн. др.; вел сибирский отдел в "Моск. ведомостях" М. Н. Каткова. Автор "Записок декабриста" (Мюнхен, 1904; СПб., 1906). Среди множества рассказов и воспоминаний участников восстания только он, А. Беляев и Е. Розен определяют себя как "декабристов", причем З. делает это в явно полемич. целях, поскольку непосредственного участия в движении и восстании, в отличие от первых двух, не принимал, а Рылеев даже препятствовал проникновению З. в круг декабристов. Примечательны "Записки" и тем, что они представляют собой сплав фантастич., граничащих с вымыслом картин непрожитой жизни автора с уникальными сведениями из истории отечественной словесности и декабризма (в частности, им дано одно из подробнейших описаний событий 14 декабря). З. - последний из декабристов - похоронен в Даниловом мон. в Москве. Именем З. назван о-в в Японском море.

Завалишин Ипполит Иринархович

ЗАВАЛИ́ШИН Ипполит Иринархович (1808-83) - младший брат Д. И. Завалишина, писатель; первый (или один из первых) в России политич. провокаторов. Учился в Артиллерийском уч-ще (1823). В 1826 подал Николаю I донос на своего брата, обвиняя его в создании тайного об-ва, шпионаже и т. п. После установления ложности доноса разжалован в рядовые и осенью того же года сослан на службу в Оренбург, где учредил тайное об-во и затем представил начальству список заговорщиков. Приговорен к смертной казни, замененной каторгой в Нерчинских рудниках (1827), с 1828 содержался в Читинской тюрьме, в 1830 вместе с др. декабристами переведен в тюрьму Петровского Завода, где находился до 1839. Был удален оттуда в 1842 на поселение в Зап. Сибирь (г. Курган до 1856, затем выслан в Пелым и Ялуторовск), где занялся писанием доносов на своих товарищей (А. Ф. Бриггена, Д. А. Щепина-Ростовского), угодил в тюрьму и даже подвергся наказанию розгами. Манифест 1856 об амнистии декабристов к нему применен не был. С 1860 жил в Туринске, в 1863 - в Тюмени; в последний период жизни - в Самаре. Писал на сибирском мат-ле рассказы, путевые заметки. Известны его пер. из Дж. Байрона. Автор "Описания Зап. Сибири" в 3 т. (1867); часто выступал под псевд. Ипполит Прикамский.

Лит.: Колесников В. Записки несчастного. Пг., 1914; Штрайх С. Провокатор Завалишин. М., 1928.

"Заветы"

"ЗАВЕ́ТЫ" - ежемес. лит.-политич. ж. Изд. в Пб. с апр. 1912 формально С. А. Иванчиным-Писаревым, фактически А. И. Иванчиным-Писаревым, лидером эсеров В. М. Черновым и В. С. Миролюбовым. В состав редакции входили также С. Д. Мстиславский, Р. В. Иванов-Разумник (с осени 1912 заведовал лит. и критич. отделами). "З." имели отчетливую неонароднич. ориентацию, прокламировали эсеровскую политич. программу. В "З. "печатались произв. И. А. Бунина, М. М. Пришвина, Е. И. Замятина, И. Вольнова и др. В № 1 опубл. рассказ М. Горького "Рождение человека". Закрыты в июле 1914.

Завойко Вас. Степ

ЗАВО́ЙКО (Завойка) Вас. Степ. (1810-98) - военно-морской деятель, адм. (1874). Вступил в службу гардемарином (1821), в 1827 в чине мичмана участвовал в Наваринском сражении на корабле "Александр Невский". Дважды совершал плавание на Камчатку и Аляску. С 1840 - на службе в Рус.-Амер. компании в качестве нач. Охотской фактории. С 1846 - командир созданного им порта Аян. С 1850 камчатский воен. губернатор и командир петропавловского порта. Руководя Петропавловской обороной 1854, отразил нападение объединенной англо-франц. эскадры. В 1855 - рук. стр-ва порта Николаевск (Николаевск-на-Амуре). С 1856 служил в Морском генерал-аудиторате (высшем воен.-морском суде). Автор мемуаров "Впечатление моряка во время двух путешествий кругом света" (1840) и "Оборона Петропавловска против англо-франц. эскадры в 1854 г." (опубл. в ж. "Рус. архив", 1898, кн. 2, № 7). Именем З. наз. бухта, мыс, о-в и п-ов в Беринговом море, гора на Сахалине.

Загадка

ЗАГА́ДКА - жанр фольклора, особый кл. словесных текстов (т. н. малая форма), содержащих иносказательное описание предметов, явлений и т. д. и предполагающих необходимость отгадывания их значения. З. может иметь форму вопроса, требующего единственного "правильного" ответа. Рус. фольклорная традиция знает более тысячи сюжетов З. с многочисл. вариантами. Анализ их показывает, что "словник" предметов и явлений, подлежащих загадыванию и отгадыванию, составляет завершенный фонд, лишь в слабой степени открытый для обновления. Осн. его состав: небо, земля, вода, явления природы; животное царство; чел., его тело, одежда, пища, труд, х-во, родственные и социальные отношения; жилище, интерьер, предметы домашнего обихода; грамота, письмо, кн.; время, год, день и ночь и др. "Словник" строится на детализации, на выделении отд., часто мелких эл-тов и составных ч. предметов и явлений (З. об ушках и дужках у ведра; о том, как лен мнут, треплют, чешут; опыли, попавшей в глаз, и т. д.).

В образной системе З., в отношениях З.-отгадки отразились представления чел. о мире, в значительной степени восходящие к мифологич. истокам. В основе З. как системы иносказаний лежит архаич. принцип орг-ции и закрепления сакрального / ритуального знания, связанного с мифологией космогенеза. В поздней традиции метафорич. образы З. обобщили определенную ч. социального, бытового, культурного опыта народа, в значит. мере - опыта крестьянской жизни. Загадывание и отгадывание З. как акт жизненно важного значения зафиксирован в свадебных обрядах (отгадывание - условие заключения брака), в сказках, былинах, в летописях ("загадки" княгини Ольги, предложенные древлянам). Обмен З. и отгадками позднее приобрел характер игры, испытания на сообразительность.

Лит.: Митрофанова В. В. Рус. нар. загадки. Л., 1978.

Заглавие

ЗАГЛА́ВИЕ - наименование произв. или его части, отражающее прямо или косвенно предмет произв., служащее для его идентификации и характеристики и расположенное, как правило, на титуле, обложке, корешке или - если это заглавие части произв. - на шмуцтитуле или первой полосе текста. З. - один из важнейших и обязат. эл-тов библиогр. описания и включает осн. и параллельное (на др. яз.) З., а также сведения, относящиеся к З. ("подзаголовок"). Располагается в описании после заголовка и перед выходными данными издания.

Заговенье

ЗА́ГОВЕНЬЕ - последний день вкушения мясной пищи перед началом одного из трех - Рождественского, Петрова, Успенского - многодневных постов (иначе - мясопуст); воскресенье перед началом масленицы (сырной седмицы) - для Вел. поста (Неделя мясопустная); последний день перед нач. Вел. поста, завершающий масленицу, скоромной пищей в течение к-рой являются яйца и молоко (Неделя сыропустная, или Прощеное воскресенье).

Заговоры

ЗА́ГОВОРЫ - жанр рус. фольклора; формульные тексты магич. значения, организованные по определенным правилам. Произносились в сопровождении магических действий, при соблюдении ритуальных позиций и норм (в определенных местах, шепотом или с особенной постановкой голоса и т. д.), наговаривались на предметы, якобы обладавшие особой силой (на коренья, воду, огонь, кости, камни, медвежий ноготок, след ноги). Целью было достижение желаемых результатов в разл. сферах жизни: хозяйственной ("от засухи", "на хороший урожай", "на посажение пчел в улей"), промысловой ("на удачную охоту"), военной ("от ратных орудий"), лечебной ("от лихорадки", "от зубной скорби"), семейной ("от тоски родимой матушки в разлуке с милым дитяткою"), любовной ("присушки" и "отсушки"). "Черные" З. имели целью нанесение вреда, зложелательство. Магич. основу З. составляли либо обращения за содействием к Богу, Богородице, ангелам, святым, солнцу ("Не пали и сжигай ты овощи и хлеб мой, а жги и пали куколь и полынь-траву"), к заре утренней и вечерней ("Пади ты на мою рожь, чтобы она росла как лес высока"), к ветрам буйным, к реальным и фантастич. предметам и локусам ("Океан-море", "Буян-остров"), либо сопоставления желаемого с различными действиями ("Как от воды камни отпрядывают... так бы прядали мимо меня стрелы"). З. завершались "закрепкой" - формулой, подтверждавшей непреложность их действия. В З. мифологич., религиозные, магич. мотивы соединяются с эл-тами высокой поэзии.

Лит.: Майков Л. Н. Великорусские заклинания. СПб., 1868; Познанский Н. Ф. Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. Пг., 1917.

Заголовок

ЗАГОЛО́ВОК - в библиогр. описании предшествующее заглавию произв. имя (название) индивидуального или коллективного автора (как учреждения, так и мероприятия, напр., конференции). В обиходном употреблении - то же, что заглавие.

"Задонщина"

"ЗАДО́НЩИНА" - пам. Куликовского цикла. В отличие от "Сказания о Мамаевом побоище" и летописных сводов, "З." является не рассказом о битве 1380, а поэтич. отражением реальных событий. Сохранилась в 6 списках, причем только в одном она названа "З." и только в двух указан ее автор - Софоний-рязанец. Обычно памят. озаглавлен: "Слово о вел. князе Дмитрии Ивановиче..." или "Похвала вел. князю...". Все списки поздние (15-17 вв.), что и обусловливает большое кол-во ошибок и искажений, к-рые накладывались на ошибки, свойственные протографу, к к-рому восходят все списки. Время написания "З." большинство исследователей относят к 80-м гг. 14 в. Атрибуция "З." небезупречна. В наст. время считается, что Софонию принадлежат первоначальный рассказ о Куликовской битве, легший в основу позднейших соч., - "З." и "Сказания о Мамаевом побоище".

Лит. образец "З." - "Слово о полку Игореве", откуда, автор "З." заимствует образы, тропы, иногда не понимая их, что приводит к возникновению "темных мест", к-рые легко расшифровываются на основе текста "Слова". Из "Слова" автор "З." заимствовал также свободное изложение событий, не связанное ни временными, ни географич. рамками, однако цельного описания боя в "З.", в отличие от "Слова", не получилось. Плач рус. жен в Москве по убитым мужьям, соответствующий плачу Ярославны, искусственно разделяет повествование и тормозит развитие действия. Несмотря на близкую связь со "Словом", лит. облик "З." своеобразен: поэтич. синтаксис "З." соответствует не жанру "Слова", а нар. лирич. песне. С фольклором сближает "З." и характер аллитерации, рифмовка окончаний глагольных форм и т. п. "З." цельное произв., более близкое устно-поэтическому нар. творчеству, чем мн. др. пам. древнерусской литры, в т. ч. "Слово о полку Игореве", в отличие от к-рого "З." повествовала не о поражении, а о победе, и в этом смысле кн. Дмитрий оказывается выше героев "Слова" и равным "старому Владимиру" и Владимиру Мономаху.

Изд. и лит.: Задонщина. М., 1980; Пам. лит-ры Др. Руси, XIV - сер. XV в. М., 1981; "Слово о полку Игореве" и пам. Куликовского цикла. М.; Л., 1966; Араловец И. А., Пронина П. В. Куликовская битва 1380 г.: Указ. лит-ры // Куликовская битва: сб. ст. М., 1980. С. 289-318.

«Задонщина». Список 16 в.

«Задонщина». Список 16 в.

Заикин Ив. Мих.

ЗАИ́КИН Ив. Мих. (1880-1948) - спортсмен, проф. борец, атлет, авиатор. В молодости работал грузчиком. Борьбой и тяжелой атлетикой занимался с 1902. Как тяжелоатлет начал выступать в Ниж. Новгороде в цирке Никитиных; поднимал и носил пароходные якоря, держал платформу с людьми (до 30 чел.), на его плечах ломали телеграфные столбы, гнули рельсы и пр. Чемпион России по поднятию тяжестей (1904); в том же году стал победителем Всерос. чемпионата борцов-любителей. С 1905 - борец-профессионал, ученик И. М. Поддубного. Чемпион мира по франц. (классич.) борьбе (1908, Париж). Как борец гастролировал в Европе, Америке, Африке, Австралии. В 1910 обучался в авиац. школе А. Фармана в Мурмилоне (Франция) пилотажу; выступал с публич. полетами на аэропланах во мн. городах России. В течение неск. лет (с 1909) совм. с П. Ярославцевым возглавлял чемпионаты классич. борьбы в России. С 1934 жил в Кишиневе. В Молдавии ежегодно разыгрывается приз им. И. М. Заикинапо борьбе.

Заимствование языковое (в языкознании)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зайончковский Анд. Медардович

ЗАЙОНЧКО́ВСКИЙ Анд. Медардович (1862-1926) - воен. историк, ген. от инфантерии. Происходил из дворян Орловской губ. Окончил Орлов. воен. г-зию, Николаевское воен. уч-ще и Николаевскую Акад. Генерального штаба (в 1888). Во время рус.-японской войны командовал пехотным полком и бригадой. В дальнейшем занимал должности нач. 7-й пехотной дивизии, командира 30-го и 47-го корпусов и Добруджинской армии, 18-го корпуса, участвовал в 1-й мир. войне. С 1918 в Кр. Армии, в 1919 - нач. штаба 13-й армии, в 1922-26 - проф. Воен. акад. РККА. Автор ряда работ по воен. истории, среди них: "Оборона Севастополя" (СПб., 1904), "Подготовка России к мировой войне в международном отношении" (Л., 1926), "Мировая война 1914-1918 гг." (М., 1938-39. Т. 1-3) и др.

Зайончковский Петр Анд

ЗАЙОНЧКО́ВСКИЙ Петр Анд. (1904-83) - историк, проф. Моск. (1951-83) и Горьковского (1959-72) ун-тов, ответств. ред. ж. "Научные доклады высшей школы. Ист. науки" (1959-61), поч. чл. Амер. ассоциации историков (с 1967), чл. Британской акад. (с 1973). Род. в семье воен. врача, воспитывался в 1-м Моск. кадетском корпусе. В 1920-х гг. служил на ж. д., а затем до 1935 был рабочим на машиностроит. заводе в Москве. В 1937 окончил экстерном ист. ф-т Ин-та истории, философии и лит-ры. В 1940 защитил кандидатскую дисс. о Кирилло-Мефодиевском об-ве и начал преподавать в Моск. областном пед. ин-те. В 1941 ушел добровольцем в действующую армию, воевал под Сталинградом, на Курской дуге, на Правобережной Украине. В 1943 контужен и в следующем году демобилизован в звании гв. майора. В 1944-52 заведовал Отд. рукописей Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина, одновременно - доц. Моск. областного пед. ин-та. С 1948 преподаватель в МГУ, где в 1950 защитил докторскую дисс. о воен. реформе 1860-70-х гг. в России. В 1952-54 дир. Науч. б-ки им. А. М. Горького МГУ, в течение ряда лет возглавлял ее Ученый совет. Труды З. посв. внутр. политике, истории гос. учреждений, особенно армии, истории обществ., в т. ч. рев. движения, охватывают историю России от 40-х гг. 19 в. до нач. 20 в.

Зайцев Бор. Конст.

ЗА́ЙЦЕВ Бор. Конст. (1881-1972) - писатель-прозаик, переводчик. Род. в Орле, в дворянской семье. Писать начал с 17 лет. В 1901 в Москве примкнул к лит. кружку "Среда" (Н. Д. Телешов, Л. Андреев и др.). Первый сб. рассказов ("Рассказы. Кн. 1-я") вышел в СПб. в 1906; за ним последовали "Рассказы. Кн. 2-я" (СПб., 1909) и "Рассказы. Кн. 3-я" (СПб., 1911). Для ранних произв. З., занимавшего промежуточное положение между реалистами и модернистами, характерны импрессионистич. письмо, музыкальность, всепроникающий восторженный, с годами все более грустный лиризм, эл-ты пантеизма и панпсихизма. Не имели большого успеха пьесы З. ("Верность", 1911; "Усадьба Ланиных", 1914), написанные под влиянием драматургии Чехова. Результатом поездок в Италию и увлечения ее культурой стали цикл очерков "Италия" (1907), позднее - переводы из Данте ("Ад", 1913-18, изд. в Париже в 1961), сб. прозаич. и драматич. новелл "Рафаэль" (М., 1922). Переводил З. также и с франц. яз. (Флобера). В 1917-23 жил в Притыкине, под Москвой. Потрясения революции и гражд. войны разрушили гармоничное пантеистич. мироощущение раннего З., явившись переломным моментом в его эволюции к православию. Ранний период его творчества завершился пов. "Голубая звезда" (1918). В 1921 З. подвергся кратковременному аресту, в 1923 эмигрировал (Германия, Италия, с 1924 - Франция). Активно сотрудничал в ведущих эмигрантских изд., много лет был пред. Парижского союза писателей и журналистов. Первый сб. рассказов за рубежом - "Улица Св. Николая" (Берлин, 1923). Осн. тема зарубежных произв. З. - воспоминания о России, раздумья о ее судьбах. Наряду с кн., отразившими недавнюю рус. действительность (сб. "Странное путешествие", 1927; пов. "Анна", 1929), З. создает и ряд произв., воскрешающих образ "Святой Руси" (биографии-жития "Алексей Божий человек", 1925, "Преподобный Сергий Радонежский", 1925; путевые очерки "Афон", 1928, "Валаам", 1936), романтизированные биографии рус. писателей ("Жизнь Тургенева", 1931; "Жуковский", 1951; "Чехов", 1954). Романы о жизни рус. интеллигенции на родине и в эмиграции ("Золотой узор", 1926; "Дом в Пасси", 1935) соприкасаются нек-рыми темами с автобиографич. тетралогией "Путешествие Глеба" (1937-53). З. оставил прекрасные мемуарные кн.: "Москва" (1939) и "Далекое" (1965). В наши дни началось возвращение этого большого писателя в культуру России, мн. его произв. переизданы на родине.

Лит.: Яков Зак. Статьи. Материалы. Воспоминания. М., 1980; Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. М., 1990.

Б. К. Зайцев

Б. К. Зайцев

Заклинский Конст. Евг

ЗАКЛИ́НСКИЙ Конст. Евг. (род. 1955) - артист балета. Окончил Ленингр. хореографич. уч-ще в 1974 (кл. А. Л. Кумысникова). С 1974 артист Т-ра им. Кирова. Первый исполнитель на отеч. сцене партий: Феб ("Собор Парижской Богоматери"), Дантес ("Пушкин"), Андрес ("Фея Рондских гор"), Осман ("Асият"), Солист ("Тема с вариациями"), Аполлон ("Аполлон Мусагет"); среди др. его ролей: Бог ("Сотворение мира"), Юноша ("Ленинградская симфония"), Купец ("Корсар"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Дезире ("Спящая красавица"), Альберт ("Жизель"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Солор ("Баядерка"). Элегантный классич. танцовщик, первоклассный партнер; снимался также в т/ф "Галатея", "Ковбои", "Фуэте", "Чаплиниана" и др.

Заклички

ЗАКЛИ́ЧКИ - разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магич. смысл ("Дождик, дождик, перестань!" и т. п.). З. сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны ("Весна, весна красная, приди, весна, с радостью...", "Кулик, кулик, замыкай зиму, отпирай весну…").

Закомара

ЗАКОМА́РА - полукруглое или килевидное завершение ч. наружной стены, обычно соответствует форме внутр. свода.

Закон Божий

ЗАКО́Н БО́ЖИЙ - основы православия; в дорев. России предмет преподавания в низших и средних уч. заведениях. В низших школах преподавалась священная история, объяснялось богослужение и катехизис. Детей обучали также молитвам. В уч-щах и г-зиях к перечисленному добавлялась история христианской церкви. К преподаванию З. Б. допускались преим. священнослужители РПЦ и лица, окончившие курс в дух. уч. заведениях (правосл. семинарии и академии); в исключительных случаях - правосл. педагоги, не прошедшие дух. школы. Наблюдение за преподаванием З. Б. лежало на местном архиерее, следившем за выполнением учениками долга исповеди и причастия и бывшем их дух. наставником. Часто преподаватель-иерей в учеб. заведениях, где имелись домовые ц., совершал там богослужения.

Закуп

ЗА́КУП - зависимое нас. Др. Руси. З. - лицо, отрабатывающее ссуду, долг (купу). Зависимость устанавливается договором, сопровождаемым выдачей господином З. денег, подлежащих возврату, если З. пожелает уйти от хозяина. Зависимость З. срочная, предполагающая самую разнообразную работу на господина. Вопрос о происхождении З. решается неоднозначно. Одни исследователи считают, что З. - это в большинстве случаев недавний смерд, лишенный средств произ-ва и вынужденный экономич. необходимостью искать заработка у крупного землевладельца, другие - что это "люмпен-пролетарий" на рус. почве, превратившийся в результате состоявшегося договора в полураба.

Закушняк Ал-др Як

ЗАКУШНЯ́К Ал-др Як. (1879-1930) - артист-чтец. Род. в семье мелкого служащего. Выступал на мн. сценах и эстрадных площадках южных городов, в провинц. театральных труппах. С 1907 в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской, где исполнял роли в пьесах Ибсена, Метерлинка и др. Впервые как чтец выступил в Одессе в 1910 с "Вечерами интимного чтения" (рассказы А. П. Чехова, В. Г. Короленко) (до 1914 провел 190 вечеров). В Москве работал в ХПСРО (Худож.-просветит. союзе рабочих орг-ций, 1918-20). В 1924 выступил с "вечерами рассказа" - чтением лит. композиций по произв. "Египетские ночи" А. С. Пушкина, "Воскресение" Л. Н. Толстого, "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя и др. Оригинальная разработка принципов худож. чтения, глубокое усвоение предшествующей традиции были абсолютно новаторскими в иск-ве худож. чтения. З. был также одним из пионеров этого жанра на радио.

Соч.: Вечера рассказа: Воспоминания. М., 1940.

Лит.: Верховский Н. Ю. Кн. о чтецах: Очерки развития сов. иск-ва худож. чтения. М.; Л., 1950.

Зал

ЗАЛ (ЗА́ЛА) (франц. salle - зал, комната) - парадное помещение, превосходящее размерами и отделкой др., предназначенное для размещения большого кол-ва людей. З. располагается обычно либо по центру здания, либо в спец. выступе-ризалите или флигеле. Для улучшения пропорций З. делается зачастую "двусветным" - высотой в два этажа. Первоначально во дворцах и домах был один З. с сикрестической функцией - для приема гостей с пиром и танцами (Монплезир). Затем залы разделились по назначению: в Демидовском дворце в СПб., построенном О. Монферраном (1835-37), устроены танцевальный, столовый З. и "Малахитовый" - парадная гостиная. Примеры использования залов: тронный, танцевальный, с хорами для оркестра и зрителей, концертный зал, театральный, музейные. Разл. залы использовались как столовые в зависимости от кол-ва приглашенных гостей, а также как помещения для концертного исполнения муз. произв., художеств. выставок.

Вид Тронного зала в Зимнем дворце. Худ. Е. Ф. Крендовский. Нач. 1830-х гг.

Вид Тронного зала в Зимнем дворце. Худ. Е. Ф. Крендовский. Нач. 1830-х гг.

Залом

ЗАЛО́М - преграда на пути свадебного поезда (в широком смысле - вне ритуала, вообще всякая преграда, поваленные деревья и т. п.). Иногда ее ставят недоброжелатели, колдуны и она сулит несчастье, если ее не убрать. Иногда же преграду ставят лишь для того, чтобы заставить поезжан выкупить (обычно ценой угощения) право проезда. З. наз. также "заборы" (слово, обозначающее прежде всего забор или то звено забора, ту жердь, к-рую можно открыть), а также "заставы". Последнее не только ассоциирует путь свадебного поезда с характерным пространством былины (застава богатырская, соответственно граница "своей земли"), но и становится одной из важнейших тем в приговорах дружки (преодоление опасных препятствий). Процесс перехватывания свадьбы именуется также "околишна" (вероятно, из сочетания типа "околишная подать" или "пошлина"), "перенять свадьбу" (ср. укр. название "перейма"), а также "заложить". По мнению Д. К. Зеленина, отсюда происходит употребление этого глагола в значении "выпивать" - что сомнительно, т. к. первоначально, видимо, "заложить / закладывать за воротник" (как салфетку) относилось скорее к жесту опрокидывания рюмки, а не к угощению парней, "заложивших" (дорогу).

Заломов Петр. Анд

ЗАЛО́МОВ Петр. Анд. (1877-1955) - участник рев. движения в России. Род. в семье рабочего. Работал на механич. заводе Курбатова в Нижнем Новгороде, с нач. 90-х гг. участвовал в рев. движении, в 1901 избран в состав Нижегородского комитета РСДРП, был одним из организаторов социал-демократич. орг-ции в Сормове. По инициативе З. 1 мая 1902 в Сормове состоялась праздничная демонстрация, во время к-рой он нес впереди колонны красное знамя с лозунгом "Долой самодержавие!". Представ перед судом в Москве за организов. демонстрацию, З. произнес смелую рев. речь и был приговорен к пожизненной ссылке в Вост. Сибирь.

Личность З. послужила прототипом для образа Павла Власова в ром. М. Горького "Мать". Горький переписывался с находившимся в Сибири З., к-рый прислал также писателю ряд своих рев. стихотворений. При финансовой помощи Горького в марте 1905 З. бежал: он нанял крестьянина-извозчика, к-рый довез его до Красноярска, откуда З. по ж. д. отправился в европейскую часть России. В 1905-06 нелегально жил в Киеве, Пб., Москве; летом 1905 занимался в Пб. поисками оружия, привезенного из-за границы и, как выяснилось, затопленного у берегов Финского залива. В период рев-ции не определил своего формального статуса между большевиками и меньшевиками. Изготавливал металлич. оболочки для ручных бомб, т. н. "македонок", обучал стрельбе рабочие дружины, в окт. 1917 рук. отрядом дружинников, охранявших митинги в Моск. ун-те, во время декабрьских боев руководил медицинским отрядом, затем боевой группой на Пресне. Встречался в Куоккале (Репино) с М. Горьким. Поселился вместе с женой в городке Судже Калужской губ.

Весной 1917 участвовал в создании Советов в Курской губ., после Окт. рев-ции по его инициативе был создан "уездный Совнарком", в к-ром З. стал "уездным комиссаром труда", избирался делегатом на II Всерос. съезд Советов крестьянских депутатов. Во время гражд. войны арестовывался как сов. активист гайдамаками, войсками А. И. Деникина, подвергался избиениям, тяжело болел. В 1925 по решению ЦК принят в ВКП (б) без кандидатского стажа; участвовал в колхозном движении в Курской губ., являлся чл. правления колхоза "Красный Октябрь". В 20-30-е гг. З. работал над "Воспоминаниями" (М., 1947) и автобиографич. пов. "Петька из Вдовьего дома", опубл. посмертно после лит. обработки. До сер. 1941 жил в г. Судже, затем в Москве, где и умер.

Замараев Гавриил Тихонович

ЗАМАРА́ЕВ Гавриил Тихонович (1758-1823) - скульптор. Окончил АХ, был в 1774-84 пенсионером в Париже. Работал в Москве, выполнил барельефы ротонды Сената (арх. М. Ф. Казаков), Странноприимного дома гр. Шереметева (арх. Дж. Кваренги), центр. портика восстановленного после 1812 здания Моск. ун-та (арх. Д. И. Жилярди), дворца в Останкине и др.; ему приписывается барельеф садового фасада дома А. П. Хрущева. Выполненные З львиные маски на замковых камнях использованы во множестве зданий Москвы.

Замок

ЗА́МОК - укрепл. жилище феодала. Слово "замок" заимствовано из польск. яз. в 17 в. Польск. zamek является семантич. калькой ср.-верхненем. sloss - "крепость, замок". З. возводится в труднодоступной местности (напр., на о-вах, в излучинах рек, на высоких холмах, в горах). Наиб. распространение З. получили в Зап. Европе в 9-14 вв. Первонач. З. представлял собой дерев. башню, обнес. палисадом и окруж. валом и рвом. Постепенно З. стал превращаться в сложный комплекс оборонит. кам. сооружений. Массивные стены с башнями затрудняли доступ к донжону - гл. башне, служившей жилищем и последним оплотом защиты. Входы в З. закрывались воротами и опускавшимися железными решетками, иногда перед ними вырывались рвы с разборными или подъемными мостами. В 15-16 вв. в связи с развитием артиллерии З. теряет военное значение крепости, в его композиции гл. роль начинает играть дворцовое здание. В дальнейшем З. вытесняются городскими и загородными дворцово-парковыми комплексами. На Руси З. представляли собой дерев. дворцы, окруженные бревенчатой оградой. Известны также кам. З.: Андрея Боголюбского близ г. Владимира и др. Остатки кам. З. 12-16 вв. сохранились на терр. Белоруссии, Украины, в Азербайджане, в Грузии.

Замок (в архитектуре)

ЗАМО́К (в архитектуре) - замковый камень (замковый кирпич) - камень или кирпич, к-рый замыкает вершину свода или арочный проем; нередко декоративно оформлен скульптурой или орнаментом.

Замуэль Герман Рафаилович

ЗАМУЭ́ЛЬ Герман Рафаилович (род. 1941) - артист балета, балетмейстер, педагог. Окончил Ленингр. хореографич. уч-ще в 1960 (кл. А. Л. Кумысникова). В 1960-82 артист Ленингр. Малого т-ра, первый исполнитель партий: Дроссельмейер ("Щелкунчик"), Мацак ("Гаянэ"), Ален ("Тщетная предосторожность"), Карди ("Овод"). Среди его др. ролей: Рошфор ("Три мушкетера"), Ренэ ("Фадетта"), Тулуз Лотрек ("В манере Лотрека"). У яркого гротескового танцовщика З. рано обнаружилась склонность к балетмейстерской деят-ности. В 1967 окончил балетмейстерское отд-ние Ленингр. конс. (кл. Ф. В. Лопухова), в 1969 в Одессе поставил свой 1-й балет "Княгиня Волконская" (комп. Ю. В. Знатоков), в том же году "2-й концерт для фп. с оркестром" (Д. Д. Шостакович) в Ленингр. "Камерном балете". Наиб. значительные спектакли поставлены З. в Малом т-ре: миниатюра-гротеск "В манере Лотрека" (1971, Б. Архимандритов), экспрессивно-символич. "Кармен-сюита" (1972), полный ироничной выдумки "Дон Дуан, или Любовь к геометрии" (1973, Е. Иршаи), лирически-шутливый "Браво, Фигаро!" (1976, Д. Россини) и др. В 1983 З. переезжает в США, где в Питсбурге возобновляет "Дон Жуана" (1986) и ставит бессюжетную "Шуманиану" (1987). С 1989 педагог и хореограф в школе англ. Королевского балета в Лондоне.

Замятин Евг. Ив

ЗАМЯ́ТИН Евг. Ив. (1884-1937) - писатель-прозаик, лит. критик. Род. в Лебедяни в семье священника. Окончил (1908) кораблестроит. ф-т Петерб. Политехнич. ин-та. Студентом участвовал в рев. движении, сидел неск. месяцев в одиночке, выслан в Лебедянь под надзор полиции. Нелегально вернулся в СПб., снова выслан в 1911, жил в Лахти и Сестрорецке, где и начал проф. писать (пов. "Уездное", изд. в 1913). Лит. работу продолжал по возвращении в СПб., на лечении в Николаеве и в новой ссылке в Кеми (пов. "На куличках", 1914, "Алатырь", 1915, рассказы). В марте 1916 З. как морской инж. командирован в Англию для наблюдения за стр-вом ледоколов по рус. заказам; пишет там пов. "Островитяне" (1918). Вернувшись в сент. 1917 в Россию, З. погружается в обществ., издат., преподават. работу. Сотрудничает в горьковской "Новой жизни", в правлении Союза деятелей худ. культуры, в изд-вах "Всемирная лит-ра", "Алконост", "Петрополис" и др. В нач. 20-х гг. - активный сотрудник ж. "Записки мечтателей", "Дом иск-в", "Совр. Запад", "Рус. современник". Из семинара З. по технике худ. прозы при Петрогр. Доме иск-в родилось объединение молодых писателей "Серапионовы братья" - одно из интереснейших явлений в лит-ре нач. века. Как теоретик и лит. критик З. утверждал принципы "неореализма", реализованные им в рассказах "Мамай" (1921), "Пещера" (1922), "Рассказ о самом главном" (1924) и др.

В знаменитом манифесте "Я боюсь" ("Дом иск-в. Сб. 1", Пб., 1921) З. предсказал в ближайшем будущем господство в лит-ре "юркой школы" приспособленцев и одописцев, "исполнительных и благонадежных чиновников", тогда как "неюркие" писатели принуждены будут умолкнуть. Власти не простили ему бунтарства: в авг. 1922 он подвергся 2-му (1-й был в 1919) кратковременному аресту и едва не выслан из страны вместе с группой виднейших представителей интеллигенции. Тщетны были попытки З. опубликовать ром.-антиутопию "Мы" (написан в 1920; на родине впервые изд. в ж. "Знамя", 1988, № 4-5), добиться пост. законченной в 1928 ист. трагедии "Аттила". В кон. 20-х гг. развернулась травля З. в прессе как "антисоветчика" и "врага" (главное "преступление" - издание романа "Мы" в сокращенном виде в Праге). Его совсем перестали печатать, ранее изданное изымалось из б-к. В окт. 1931 с помощью М. Горького З. выехал за границу. С февр. 1932 жил в Париже, сохраняя сов. гражданство. Писал киносценарии, рассказы, очерки-воспоминания, роман "Бич божий" (не окончен, 1-я ч. издана после смерти З., 1939). Посмертно опубликована кн. критич. ст. и воспоминаний "Лица" (Нью-Йорк, 1955). Похоронен на кладб. Тийе близ Парижа. Возвращение произв. З. на родину началось только в период "перестройки и гласности".

Е. И. Замятин. Рис. Ю. Анненкова

Е. И. Замятин. Рис. Ю. Анненкова

Западничество

ЗА́ПАДНИЧЕСТВО - в широком смысле слова З. - направление рус. обществ. мысли, "признающее духовную солидарность России и Зап. Европы, как нераздельных частей одного культурно-историч. целого, имеющего включить в себе все человечество" (В. Соловьев). Западниками в этом смысле можно считать Петра I, М. В. Ломоносова, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева и вообще всех "ориентированных на Европу" мыслителей, литераторов, гос. и обществ. деятелей, в том числе и современных.

В конкретно-историч., более узком смысле З. - антитеза славянофильству, одно из основных (наряду со славянофильством) направлений либеральной рус. обществ. мысли 1840-50-х гг. Западники осмысливали состояние России в царствование Николая I как застой и настаивали на необходимости "сдвинуться с места", критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, конституционного преобразования гос. строя. В этом они были едины со славянофилами, но расходились с последними в вопросе о направлении предстоящего движения. З. считали историю России частью общемирового историч. процесса, что означало необходимость следования по западноевропейскому пути. К З. принято относить таких разных мыслителей и литераторов, как П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев и др. Соответственно можно выделить умеренное (либеральное) и радикальное (рев.-демократич.) крыло. Главными печатными органами З. были журналы "Отечественные записки", "Современник", "Русский вестник". Взгляды западников получили развитие в рус. либеральной мысли кон. 19 - нач. 20 в.

Запой

ЗАПО́Й (пропой) - общее название разл. этапов первой пол. свадьбы, или одного из этих этапов (напр., последнего перед девичником). Все они, восходящие к языч. обряду жертвоприношения, носят прежде всего юридич. характер и ориентированы на "торговую" символику, в данном случае - пропивание покупки.

Зарубин Вас. Мих.

ЗАРУ́БИН Вас. Мих. (1894-1972) - сов. разведчик. Род. в Москве в семье железнодорожника. В 14 лет, после окончания двухкл. уч-ща, отдан в мальчики в торговую фирму Лыжина, после этого служил конторщиком и одновременно учился. В 1914-17 воевал на фронте. За пацифистскую агитацию направлен в штрафную роту. В 1918-20 в рядах Кр. Армии. С 1920 в органах ВЧК, участвовал в борьбе с бандитизмом. В 1923 назначен нач. экономич. отд. ОГПУ во Владивостоке, где организовал борьбу с контрабандой наркотиков и оружия из Европы в Китай. С 1925 во внешней разведке; из 23 лет службы 13 - на нелегальной работе в разл. странах. В 1925 направлен в Китай под прикрытием технич. сотр. генконсульства. В 1926 резидент в Финляндии. В 1927 З. и его жена Елизавета Юльевна направляются в Данию и Германию на нелегальную работу. В 1929 назначен резидентом нелегальной разведки во Франции, где находился до 1933. Возглавлявшаяся им резидентура наладила получение мат-лов также по Германии.

В 1934 З. вместе с женой выехал в Берлин рук. нелегальной резидентуры; здесь провел ряд ценных вербовок иностранцев, успешно руководил нелегальной резидентурой, приложил мн. сил и энергии для создания антифашистских групп. Направлявшаяся в Москву информация о планах и намерениях Гитлера получила высокую оценку Центра. В том же году отозван в Москву в центр. аппарат разведки; в нач. 1940 Берия предъявил ему, в составе группы др. разведчиков, нелепое обвинение в сотрудничестве с гестапо. По воспоминаниям очевидцев, З. отвечал "железному наркому" с большим достоинством; благодаря мужественному поведению З. и его семья избежали репрессии.

Осенью 1941 З. направлен резидентом "легальной" разведки в США. Перед отъездом принят Сталиным, к-рый поставил перед З. гл. задачу: следить за тем, чтобы правящие круги США не закончили войну сепаратным миром с нацистской Германией.

В сент. 1944 получил звание комиссара госбезопасности, в июле 1945 - ген-майора. По возвращении на Родину назначен зам. нач. внешней разведки; с 1948 на пенсии. Награжден двумя орд. Ленина, двумя орд. Кр. Знамени, орд. Кр. Звезды и мн. медалями.

Зарудный Ив. Петр.

ЗАРУ́ДНЫЙ Ив. Петр. (ум. 1727) - архитектор, живописец, скульптор, декоратор. Был неграмотен. Автор знаменитого пам. ранней петровской архитектуры барокко "Меншиковой башни" (ц. Архангела Гавриила, 1704-97, Москва), отличавшейся невиданным дотоле обилием декор. скульптуры, высеченной из камня. З. - возможный автор фасада дома Аверкия Кириллова на Берсеневской наб. в Москве (1700-е гг.). По его проекту были воздвигнуты Триумфальные ворота (1721) по случаю заключения Ништадтского мира для "вшествия" Петра I в Москву. Искусный резчик, блестяще овладевший приемами укр., польск. и австр. декор. иск-ва, З. был самым популярным мастером по изготовлению иконостасов, к-рые с 17 в. превращаются в гл. ч. внутр. убранства храма, связанную с его особыми литургич. функциями. В 1716 строил иконостас для ц. Меншикова дворца на о-ве Котлине, в 1719 - иконостас для Преображенского собора в Ревеле (ныне Таллинн). Иконостас Петропавл. собора (1722-26), выполненный З. по чертежам Д. Трезини, свидетельствует о свободном владении З. репертуаром барочной орнаментики, к-рую арх. сочетал с нац. традициями.

И. П. Зарудный. Церковь Архангела Гавриила в Москве

И. П. Зарудный. Церковь Архангела Гавриила в Москве

Заручение

ЗАРУЧЕ́НИЕ - то же, что обручение (термин носит фольклорный характер).

Предыдущая страница Следующая страница