Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ж" (часть 2, "ЖИВ"-"ЖУР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж" (часть 2, "ЖИВ"-"ЖУР")

Живая и мёртвая вода

ЖИВА́Я И МЁРТВАЯ ВОДА́ - волшебное средство в сказках. Хранится где-то "за тридевять земель", в колодце, в особой посуде и т. д. Герой заставляет ворона (или др. помощника) добыть ее. На местонахождение ее может указывать Баба-Яга. С Ж. и М. В. связывают в сказках две последоват. операции: сначала после обрызгивания М. В. куски тела срастаются, после Ж. В. происходит полное оживление. Др. сказочная ситуация: противник героя владеет двумя бочонками - один с Ж. В. ("сильной"), другой с М. В. ("слабой"), из первого обычно пьет, чтобы обрести дополнит. силу, из второго поит противника, чтобы обессилить его. По совету сказочной помощницы герой меняет бочонки местами, благодаря этому побеждает обессилевшего противника. В поздней сказочной традиции четкое различение Ж. и М. В. размывается; иногда упоминается одна Ж. В. В осн. сказочных мотивов Ж. и М. В. лежат мифологич. представления о животворящей сущности воды, о воде как эквиваленте крови, но также и о воде как воплощении смерти.

"Живая церковь"

"ЖИВА́Я ЦЕ́РКОВЬ" - одна из орг-ций церк. "обновленцев" 1922-23. Возникла как первая группа либерального движения в рус. православной церкви, настроенная оппозиционно по отношению к антисов. деят-ности патриарха Тихона и осуждавшая его за подмену религии политикой. 16 мая 1922 состоялось учредит. собрание группы "Ж. Ц.", где была принята программа, предусматривавшая пересмотр церк. жизни в соответствии с требованиями современности. Было образовано Высш. церк. управление (ВЦУ) во главе с архиепископом Антонином (Грановским).

Первоначально группа объединяла белое духовенство и мирян. Деят-ность "Ж. Ц." характеризовалась как церковно-революционная, ставился вопрос об устранении от рук-ва церковью епископов-монахов, ликвидации монастырей, реорганизации церк. управления, введении брачного епископата. Именно за группой "Ж. Ц." и возникшими вслед за ней группами либерально-обновленческого движения "Союз церк. возрождения" и "Союз общин древлеапостольской церкви" (СОДАЦ) закрепилось общее назв. обновленческих.

Реформаторская деят-ность чл. "Ж. Ц." не получила поддержки большей части клириков и мирян. В авг. 1923 на пленуме ВЦУ группа "Ж. Ц." распущена одновременно с "Союзом церк. возрождения" и СОДАЦ; на их основе была создана орг-ция, получившая назв. Рос. православная церковь.

"Живой труп"

"ЖИВО́Й ТРУП" - образ, получивший широкую известность благодаря одноим. драме (1900) Л. Н. Толстого, герой к-рой, инсценируя самоубийство, уходит от семьи и прежней жизни; в перен. смысле - опустошенный человек.

Живокини Вас. Игн

ЖИВОКИ́НИ Вас. Игн. (1805-74) - драматический актер. В 1824 окончил Моск. театр. уч-ще. С 1825 - в Малом т-ре. Один из своеобразнейших актеров рус. т-ра, отличавшийся ярким стихийным комизмом и сценич. органичностью. Импровизац. манера актера, склонность к экспромтам, умение вступать в диалог с публикой, неуемная фантазия делали его игру неповторимой. Подчеркнутая условность, буффонада у Ж. могли соединяться с патетикой и даже драматизмом. Все это определяло многолетний успех актера у публики. Осн. роли: Митрофан ("Недоросль" Д. И. Фонвизина), Жовиаль ("Стряпчий под столом" Д. Т. Ленского), Подколесин ("Женитьба" Н. В. Гоголя), Расплюев ("Свадьба Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина), Рисположенский ("Свои люди - сочтемся" А. Н. Островского), Мордашев ("Аз и Ферт" П. С. Федорова), Гремио ("Укрощение строптивой" У. Шекспира), Шут ("Двенадцатая ночь" У. Шекспира), Арган ("Мнимый больной" и "Школа жен" Мольера), Юпитер (оперетта "Орфей в аду" Ж. Оффенбаха) и др.

Лит.: Дмитриев Ю. А. Василий Живокини. М., 1988.

"Живописец"

"ЖИВОПИ́СЕЦ" - сатирич. журнал; выходил с апр. 1772 по июнь 1773. Изд. Н. И. Новиковым, продолжая его предшествующие ж. (тема крепостничества, обличение галломании и невежества дворянства, забвение им своего социального долга и т. п.). В "Ж." также принимали участие Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, Екатерина II, Е. Р. Дашкова и др. Вопрос об авторстве самого Новикова в ряде случаев дискуссионен ("Отрывок путешествия в И. Т. ", "Письма к Фалалею" исследователями атрибутируются соотв. как Радищеву и Фонвизину, так и Новикову). Первое изд. "Ж." печаталось в кол-ве 636 экз. (1-я ч.) и 758 (2-я ч.); затем вышло еще 4 изд. (1773, 1775, 1781, 1793, последнее - тиражом 1200 экз.). Начиная с 3-го изд. "Ж." является скорее сб., включающим избр. ст. из "Ж." и "Трутня". Высказывались предположения, что это сб. соч. Новикова.

"Живописец". Еженедельное сатирическое обозрение. 1781. Титульный лист

«Живописец»

Живописность

ЖИВОПИ́СНОСТЬ - специфич. свойство пластич. иск-ва, в первую очередь живописи. Определяется соотношением объемов, форм, цветовых пятен, их интенсивностью и взаимодействием, ролью света и тени, фактурой письма; предполагает свободное взаимодействие всех составных живописного произв., превалирование цветового или светотеневого решения над четкостью линий рис. В широком смысле употребляется для определения живой выразительности, особой подвижности форм всех видов пластич. (графика, скульптура, архитектура) и иных иск-в.

Лит.: Вельфлин Г. Осн. понятия ист. иск-в: Пер. с нем. М.; Л., 1930.

Живопись

ЖИ́ВОПИСЬ - вид изобразит. иск-ва, произв. к-рого создаются с помощью красок. Изображение (фигуративное или абстрактное) наносится на основу: холст, картон, бумагу, камень, стекло и т. п. Решающая роль в Ж. принадлежит цвету как средству худож. выразительности. По характеру применяемых красочных материалов Ж. подразделяется на масляную, акварель, темперу, энкаустику, мозаику, витраж и т. п. По назначению различают Ж. станковую, монументальную, театрально-декорационную. Ж. станковая имеет назв. от станка (мольберта), на к-ром создается картина. Готовая картина вставляется в раму и существует как самостоят. произв. независимо от окружения. Эта специфика станковой Ж. (фигуративной) определяет ее возможности более глубокой психол. разработки образов, сюжета. Ж. монументальная украшает экстерьеры или интерьеры архит. сооружений, должна соотноситься с ними (содержательно, масштабно, в цветовом решении), соответствовать их функц. назначению. Фигуративная монументальная Ж. тяготеет к масштабности тем и образов, требует большой обобщенности пластич. решения, строгой логики композиц. построения, большой свободы живописного яз.; рассчитана на длительное существование. Ж. театрально-декорационная используется в т-ре, включает в себя декорации, костюмы, грим, разл. бутафорию, предполагает творческое использование технич. достижений в обл. освещения (изменения цвета, тона и т. п.); призвана глубже раскрыть идейно-эстетич. замыслы спектакля. В фигуративной Ж. в зависимости от предмета изображения существует деление на жанры: портретный, ист., батальный, бытовой, пейзажный, натюрморт, анималистич. и т. д.

Лит.: Виппер Б. Р. Статьи об иск-ве. М., 1970; Советы мастеров: Живопись и графика / Сост. и автор примеч. А. С. Зайцев. Л., 1979; Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1984; Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. М., 1986; Беда Г. В. Живопись. М., 1986; Школа изобразит. иск-ва. М., 1986-93. Вып. 1-4.

Жигулин Анат. Ал

ЖИГУ́ЛИН Анат. Ал. (1930-2000) - поэт. Первые годы жизни Ж. прошли в воронежском с. Подгорном, где его отец работал нач. почты. Мать Ж., Е. М. Раевская, - из потомков поэта Вл. Ф. Раевского. Ребенком скитался по дорогам войны. В 1949, в год окончания ср. школы и поступления в Воронеж. лесотехнич. ин-т (закончил в 1960), арестован как один из рук. воронежской нелегальной орг-ции - Ком. партии молодежи. Вернулся в 1954. Первая опубл. кн. стихов Ж. "Огни моего города" (1959). Впечатления, связ. с работой на лесозаготовках и рудниках Колымского края, - в "северных" стихах (сб.: "Рельсы", 1963; "Память", 1964; "Полярные цветы", 1966; "Горящая береста", 1977; "Соловецкая чайка", 1979; "Жизнь, нечаянная радость", 1980 и др.). Особ. известностью пользовалось стих. "Бурундук". Ж. сказал о себе: "Я - последний поэт сталинской Колымы", что можно считать эпиграфом его автобиогр. пов. о пережитом "Черные камни" (1988).

Жизнева Ольга Анд

ЖИ́ЗНЕВА Ольга Анд. (1899-1972) - актриса кино. Окончила драматическую школу Гос. показательного т-ра и школу при Т-ре Корша в Москве. С 1920 работала в т-рах Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева. В кино с 1924. Снималась в ф. Я. Протазанова "Его призыв" (1925), "Закройщик из Торжка" (1925), "Процесс о трех миллионах" (1926), в ф. А. Роома "Привидение, которое не возвращается" (1929), "Строгий юноша" (1934). Героиня Ж. - молодая красивая женщина из бурж. или интеллигентной среды, умная, ироничная, равно уверенно чувствующая себя в жанровой стихии комедии и драмы.

Значит. вехой в творч. биографии Ж. стало ее участие в двух ф. воен. лет - "Во имя Родины" (по пьесе К. Симонова "Русские люди") В. Пудовкина и "Нашествие" (по пьесе Л. Леонова) А. Роома, где она исполнила возрастные роли рус. патриоток, жен и матерей в суровую годину вражеского нашествия.

С 1946 - актриса Т-ра-студии киноактера, продолжала сниматься в кино. Дважды сыграла Екатерину II - в ф. М. Шапиро и Н. Кошеверовой "Черевички" (по опере П. И. Чайковского, 1945) и в ф. М. Ромма "Адмирал Ушаков" (1953). Среди др. ролей: Огнева в ф. Л. Лукова "Разные судьбы" (1956), Извекова в ф. В. Басова "Первые радости" (1956) и "Необыкновенное лето" (1957), Мельникова в ф. С. Ростоцкого "Доживем до понедельника" (1968). Много снималась в экранизациях рус. прозы: "Дом с мезонином" (1960, по А. Чехову), "Гранатовый браслет" (1965, по А. Куприну), "По Руси" (1968, по А. Горькому), "Цветы запоздалые" (1969, по А. Чехову).

Лит.: Жаткин П. Жизнева. 2-е изд. М., 1928; Шкловский В. Ольга Жизнева. М., 1971; Долинский М. Ольга Жизнева // Актеры сов. кино. М., 1971. Вып. 7 (с фильмографией).

Жизневский Август Казимирович

ЖИЗНЕ́ВСКИЙ Август Казимирович (1819-96) - коллекционер. Окончил Моск. ун-т (1841), в Твери служил управляющим казенной палатой. В 1872 возглавил Тверской музей, созданный как выставка в 1866, и превратил его в богатое собрание с продуманной научной экспозицией и доскональной регистрацией всех предметов, опубликовал его богато иллюстрированное описание, в к-ром каждый предмет описан чрезвычайно подробно и к-рое и сегодня может служить образцом того, как должно составлять музейные каталоги.

"Жизнь замечательных людей" ("ЖЗЛ")

"ЖИЗНЬ ЗАМЕЧА́ТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕ́Й" ("ЖЗЛ") - популярная серия беллетризованных биографий. Первые опыты изд. такого рода серии предприняты В. П. Остроградским в 1891: "20 биографий образцовых рус. писателей. Для чтения юношества" и "Хорошие люди. Сб. рассказов", однако не получили дальнейшего распространения. Создателем "ЖЗЛ" является книгоиздатель Ф. Ф. Павленков (1839-1900). Всего им и его душеприказчиками выпущено в свет 198 биографий, составивших первую в России универсальную биогр. б-ку (изд. закончилось в 1915). "ЖЗЛ" возобновлена в 1933 по инициативе и непосредств. участии А. М. Горького (в 1939-42 не изд., в 1943 выходила под измененным назв. "Великие люди рус. народа", 14 вып., в 1944-45 - "Великие рус. люди", 14 вып., с 1946 прежнее назв.). С 1966 ред. серии "ЖЗЛ" ("Молодая гвардия") издает ист.-биогр. альм. "Прометей" (среди вып. нек-рые носили тематич. характер, напр., 10-й том посв. А. С. Пушкину). В 1990-х гг. переиздана "павленковская" серия.

Лит.: Рассудовская Н. М. Издатель Ф. Ф. Павленков. М., 1960.

Жилинский Дм. Дм

ЖИЛИ́НСКИЙ Дм. Дм. (род. 1927) - живописец, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1983), чл.-корр. АХ СССР (1978), учился в Моск. ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1944-46), в Моск. Гос. худож. ин-те (МГХИ) (1946-51) у А. М. Чернышева, П. Д. Корина, А. М. Грицая и др. Автор портретов и сюжетных (обычно портретных) композиций. Начинал в русле т. н. "сурового стиля". Творч. осмысление традиций иск-ва Др. Руси и Раннего Возрождения во многом объясняет технологич. поиски Ж. - работа по левкасу темперой. Характерны рациональность композиц. построения, использование локальных цветов, "классич." рисунок, внимание к деталям, созерцательность образов, символичность и метафоричность произв. в целом. Эволюционирует от монументальных и обобщенных образов к большей конкретизации и психологизму. Произв.: "Гимнасты СССР" (1964-65); "Портрет Н. М. Чернышева с семьей" (1970); "Играет Святослав Рихтер" (1983) и мн. др. Ведет пед. деят-ность: в МГХИ (1951-73), в Моск. полиграф. ин-те (с 1974; ныне Моск. Гос. ун-т печати). Оказал большое влияние на молодых художников 1970-х гг., особенно в распространении и осмыслении опыта иск-ва Возрождения.

Лит.: Шашкина М. Д. Жилинский. М., 1989.

Жилище

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жилле Никола Франсуа

ЖИЛЛЕ́ Никола Франсуа (1709-91) - франц. скульптор, учился в Королевской акад. живописи и скульптуры в Париже у Л. С. Адана, в 1746-52 стипендиат Франц. акад. в Риме, в 1757 избран академиком Парижской акад. С февр. 1758 по сент. 1777 руководил скульптурным классом АХ в С.-Петербурге. С 1765 - проф., с 1766 - советник, с 1767 - адъюнкт-ректор Петербургской АХ. Система преподавания Ж. давала его ученикам хорошие навыки как в работе с натуры, так и в композиции. За двадцать лет работы в академии из его класса вышли все крупнейшие русские скульпторы 2-й пол. 18 в. - Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, Ф. Г. Гордеев, И. П. Прокофьев.

По своим теоретич. воззрениям Ж. тяготел к классицизму, но его практические работы - "Аллегория живописи" (1758-60), бюст вел. кн. Павла Петровича (1765), бюст камергера И. И. Шувалова (1760-62), бюст П. И. Шувалова (1759) свидетельствуют о том, что он был еще всецело пленен кокетливой грацией рококо. Помимо портретов и мелкой пластики, Жилле работал в области декоративной скульптуры. В 1760-62 он исполнял "резные фигуры" для помещений нового Зимнего дворца, в 1770 - "резные свинцовые фигуры" для покоев вел. кн. Павла Петровича в Зимнем дворце. В созданных им четырех мраморных вазах сочетаются рокайльная грациозность силуэта с тяготением к симметрии, центричности и уравновешенности орнаментальных форм, свойственным классицизму (1774, 1775, Павловский дворец-музей). В 1778 вернулся во Францию и умер в Париже.

Жильяр Петр Анд

ЖИЛЬЯ́Р Петр Анд. (1879-1962) - педагог, швейцарец (из Женевы), наставник сына Николая II, цесаревича Алексея, также преподавал франц. язык всем детям императора (1905-18). Жил в Александровском дворце, постоянно был с царской семьей, вплоть до Тобольска и Екатеринбурга, где был с нею разлучен. Вернувшись на родину, опубликовал мемуары. В 1922 в Женеве женился на няне детей Николая II Александре Александровне Теглевой (1884-?), которая также была с царской семьей от Александровского дворца до Екатеринбурга.

Соч.: Император Николай II и его семья. Вена, 1921; репринт: М., 1991.

Жилярди Джованни Баттиста

ЖИЛЯ́РДИ Джованни Баттиста (1759-1819) - архитектор. По происхождению итальянец. В 1787-1817 работал в Москве. Стиль Ж. является переходным этапом от т. н. строгого классицизма к ампиру. Осн. постройки Ж. нач. 19 в.: Екатерининский ин-т (1802), Вдовий дом (1809-11) - перестроен после пожара в Москве 1812, Мариинская больница для бедных (1804-07), Александровский ин-т (1809-11).

Сын Ж. Доменико (Дементий Ив.) работал в Москве в 1810-32, воссоздавал ее после пожара 1812 (в стиле ампир). Осн. постройки: Опекунский совет, 1823-26, в соавторстве с А. Г. Григорьевым; жилые дома (Лукиных, Гагариных), усадьбы (Усачевых-Найденовых и Кузьминки).

Д. Б. Жилярди. Дом Луниных на Никитском бульваре в Москве

Д. Б. Жилярди. Дом Луниных на Никитском бульваре в Москве

Жирандоль

ЖИРАНДО́ЛЬ (франц. girandole) - подсвечник с радиальной расстановкой свечей и хрустальными подвесками, первоначально - фейерверк в форме "огненного колеса" и фонтан соотв. формы. Также - форма бриллиантовых серег с подвесками.

Жирмунский Викт. Макс.

ЖИРМУ́НСКИЙ Викт. Макс. (1891-1971) - филолог (лингвист, лит-вед, фольклорист). Акад. АН СССР (1966), чл.-корр. многих заруб. акад. Окончил (1912) Петерб. ун-т, в 1917-19 - проф. Саратовского, с 1919 - Петрогр. ун-тов. Работал также в Пед. ин-те им. А. И. Герцена, в Ин-те рус. лит-ры, в Ин-те яз. и мышления АН СССР. В эвакуации в Ташкенте (1942-44) возглавлял Науч.-иссл. ист.-филол. ин-т при Среднеазиатском ун-те, сотрудничал и в др. науч. орг-циях Ташкента. По возвращении в Ленинград заведовал Западным отделом Ин-та лит-ры АН СССР, преподавал в ЛГУ. С 1957 - зав. сектором индоевроп. яз. Лен. отд. Ин-та языкознания АН. Начал с изуч. нем. и англ. лит-р кон. 18 в. и эпохи романтизма (первая монография - "Нем. романтизм и совр. мистика", СПб., 1914; магистерская дисс. - "Религиозное отречение в ист. нем. романтизма", 1921; докторская дисс. - "Байрон и Пушкин", 1924). Занимался проблемами сравнит. лит-ведения (монография "Гете в рус. лит-ре", 1937; ряд ст.). Продолжая идеи А. Н. Веселовского, рассматривал также развитие мировой лит-ры как единый процесс. Опубл. ряд работ по теории стиха: "Композиция лирич. стихотворений" (1921), "Рифма, ее ист. и теория" (1923), "Введение в метрику" (1925), о совр. поэзии (о Блоке, Брюсове, Маяковском; монографию "Творчество Анны Ахматовой", 1973).

Параллельно развиваются иссл. Ж. в обл. общего и герм. языкознания (диапазон интересов ученого простирается от древнейших форм герм. языков до совр. диалектологии). В 20-30 гг. Ж. интенсивно изучает этнографию, фольклор и диалекты сов. немцев; иссл. прервались в результате репрессий, к-рым подверглись сов. немцы (сам Ж. трижды - в 1933, 1935 и 1941 - арестовывался как "нем. шпион").

Важный аспект науч. творчества Ж. - фольклористика. Интерес к герм. фольклорно-эпич. традициям перерос со временем в широкие сравнит.-типологич. иссл. мировой эпики. Реализуя мысль А. Н. Веселовского о необходимости изучать книжные пам. эпоса на фоне живой, "еще поющейся" эпич. традиции, Ж. освоил ряд тюркских яз. и произвел широкомасштабное сравнит. иссл. тюркских эпич. традиций. Автор более 400 работ, своими фундаментальными трудами Ж. внес исключит. вклад в общее и сравнит. яз.-знание, ист. рус. и зап.-европ. лит-ры, в теорию и методологию лит-ведения и фольклористики, особенно в эпосоведение, в германистику, славистику, стиховедение. Ученый-энциклопедист, Ж. воспитал неск. поколений ученых в разл. областях филологии.

Соч.: Тюркский героич. эпос. Л., 1974; Общее и герм. яз. знание. Л., 1976; Теория лит. Поэтика. Стилистика. Л., 1977; Байрон и Пушкин. Пушкин и западные лит-ры. Л., 1978; Гете в рус. лит-ре. Л., 1981; Сравнит. лит-ведение. Восток и Запад. Л., 1979; Из истории западно-европейских лит-р. Л., 1981.

Жития святых

ЖИТИЯ́ СВЯТЫ́Х - повествования о почитаемых церковью святых; самый распространенный жанр др.-рус. литры. Ж. С. отличаются от биографий присущей им религ. целью - содержат призыв к подражанию и подвижничеству и раскрывают божеств. силу, действующую в описываемых подвигах и знамениях. Истоки апокрифич. деяния апостолов, акты и страдания мучеников, записки паломников о жизни анахоретов, панегирики, процветавшие при имп. дворах 4-5 вв., похвальные слова епископов своим предшественникам и т. д.

Древнейший сб. Ж. С. на Востоке принадлежит Дорофею, еп. Тирскому (4 в.) - "Сказание о 70 апостолах". Затем появились "Жития честных монахов" Александрийского патриарха Тимофея (4 в.), сб. Феодорита Киррского (5 в.), "Лимонарь" Иоанна Мосха.

Ж. С. на Руси появились в составе разл. сб.: миней, синаксарей, лимонарей и т. п. Уже биография св. Мефодия упоминает о переводе им "отеческих кн.", под к-рыми можно подразумевать и Ж. С. Первыми сб-ками Ж. С. были Месяцесловы, служебные Минеи. Затем появились греч. синаксари, получившие назв. "Пролог", а впоследствии жития собственно рус. святых. Древнейшие рус. агиографич. сказания - Ж. С. Бориса и Глеба, Феодосия Печерского составл. преп. Нестором в 12 в. В 16 в., в период расцвета рус. агиографии, под руководством митр. Макария были составлены "Великие Минеи-Четьи", в к-рые были внесены все имевшиеся к тому времени жития рус. святых, что привело к канонизации этих святых на соборах 1547-49, вызвало оживление в изучении преданий о святых и соборные иссл. их жизни. Итогом явились "Минеи" Германа Тулупова (1627-32) и Иоанна Милютина (1646-54), содержащие 100 житий рус. святых. Особое влияние оказали изд. в 1711-18 "Ж. С.", сост. св. Дмитрием Ростовским, к-рый пользовался сб. Метафраста, Великими Четьими-Минеями и др. пособиями; включил он и жития южнорус. святых. В 1759 вышли пересмотр. и исправл. "Ж. С." Дмитрия, ставшие любимым чтением благочестивых людей в России. Издавались разл. сокращенные и переработ. их изд., напр. "Избр. Ж. С.", кратко излож. по рук-ву "Четии-Минеи", "Рус. святые" Филарета, архиеп. Черниговского. Среди значительных произв. рус. житийной лит-ры - "Житие Александра Невского" (13 - нач. 16 в.).

Ж. С. также - источник сведений по историч. географии, областной истории, истории нравов, быта, верований и суеверий рус. народа, истории политич. идей и рус. гос-венности.

Лит.: Барсуков Н. П. Источники рус. агиографии. СПб., 1882; Толстой М. Кн. глаголемая Описание о рос. святых. М., 1888; Леонид, архим. Святая Русь. СПб., 1891; Дмитрий, архиеп. Тверской. Месяцеслов святых рус. М., 1893; Кадлубовский Арс. Очерки по ист. древнерус. лит. Ж. С. Варшава, 1902; Ключевский В. О. Древнерус. жития святых как ист. источник. М., 1988.

Житие Александра Невского. 16 в.

Житие Александра Невского. 16 в.

Житков Бор. Степ

ЖИТКО́В Бор. Степ. (1882-1938) - писатель. Род. в Новгороде, в семье преподавателя математики, окончил естеств. отд. Новорос. ун-та и кораблестроит. отд. Петерб. политехнич. ин-та. Получив чин мичмана, отправлен в Англию - принимать моторы для самолетов. В первые годы после рев-ции жил в Одессе; с 1923 в Пг. Изв. к Ж. пришла после публ. первых рассказов для детей (сб-ки "Злое море", 1924 и "Морские истории", 1926). Этапной явилась для писателя кн. "Что я видел (Рассказы о вещах)", задум. им как "энциклопедия для дошкольника". Ставшая одной из лучших детских кн. "познават." характера, она принесла автору заслуж. популярность, однако заслонила собой единств. кн. для взрослых, к-рой Ж. дорожил, - роман "Виктор Вавич" (1926-36, ч. 1-3). В основе произв. - история нравств. падения двух молодых людей, один из к-рых решает идти служить в полицию, а второго, случайно арестов. жандармским управлением, вербуют в секретные сотрудники. Сам автор считал, что поднятые в романе проблемы актуальны для периода его создания, хотя формально время действия романа - нач. 20 в.

Жихарев Степ. Петр.

ЖИ́ХАРЕВ Степ. Петр. (1788-1860) - драматург и переводчик, мемуарист. Написал более 30 пьес и переводов, входил в число "просвещенных театралов", влиявших на репертуар и актерское иск-во. Гл. ценность в его наследии представляют воспоминания, вернее подневные записи 1805-07, позднее при публикации обогащенные автором за счет писем, рецензий, чужих мемуаров. "Записки современника" состоят из "Дневника студента" и "Дневника чиновника", к ним примыкают "Воспоминания старого театрала". Л. Н. Толстой черпал из "Записок современника" материал для изображения быта начала 19 в. в "Войне и мире".

В 1850-х гг. Ж. стал председателем Театрально-литературного к-та при Дирекции имп. т-ров. В 1854 написал пьесу "13 января 1897 года, или Предпоследняя репетиция трагедии "Димитрий Донской"", к-рая была представлена на казенной сцене в Петербурге и в Москве в январе 1856.

Жнивные песни и обряды

ЖНИ́ВНЫЕ ПЕ́СНИ И ОБРЯ́ДЫ - обряды, связанные с началом, ходом и завершением жатвы. В старом крестьянском быту жатва велась вручную, в осн. женщинами. Обряды были непосредственно включены в трудовой процесс. При нач. жатвы "первый" ("зажиночный") сноп торжественно вносили в дом, украшали венками, а позднее отдельно обмолачивали, зерна освящали и мешали с зерном для будущего сеяния. В конце жатвы ("дожинки") составляли нек-рую часть колосьев, "завивали" ее, называя "бородой", и посвящали Илье-бороде. Последний сноп вносили в дом. По окончании жатвы участники ее катались по полосе, приговаривая: "Жнивка, жнивка, отдай мою силку...". Магич. смысл обрядов заключается в том, чтобы вернуть земле ее плодоносные силы, а земледельцам - затрач. силы и сохранить здоровье.

Ж. П. пелись на отдыхе, при возвращении с поля, а также в процессе работы. Исполнение их отличается особым тембром, монотонностью и характерными выкриками - "гуканьями". Небольшие по объему Ж. П. описывают разл. моменты жатвы, возвращение домой, содержат упоминания об отд. шагах обрядов ("На нашей нивке сегодня дожинки"; "Уж мы вьем-вьем бороду"). В Ж. П. и О., выражающих гл. образом женские чувства, встречаются также мотивы замужества, отношений со свекровью, одиночества.

Жолтовский Ив. Влад

ЖОЛТО́ВСКИЙ Ив. Влад. (1867-1959) - арх., педагог, теоретик архитектуры; с 1909 - акад. архитектуры, Засл. деятель науки и техники РСФСР (1932); поч. чл. АН БССР (1947); действ. чл. АН СССР (1939-55), д. чл. Акад. стр-ва и архитектуры СССР (1956-59). Учился в Высшем худож. уч-ще (1887-98), изучал архитектуру в Италии (1910, 1923-26). На практике и в теории развивал идеи классич. архитектуры, гл. обр. эпохи Возрождения. Перевел и издал полный текст трактата об архитектуре А. Палладио. Для творчества Ж. характерны тонкое чувство пропорций, гармонич. соотношение частей здания, органичная связь с окружающей средой. Произв.: быв. особняк Тарасова на ул. Ал. Толстого (1909-10), участие в разработке ген. плана реконструкции Москвы (1918-23), жилые дома на Ленинском просп. (1949), ипподром (1951-55) - все в Москве, и др. Преподавал в Строгановском худож.-пром. уч-ще (1899-1932), во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1920-30) в Москве, с 1953 возглавлял архитектурную мастерскую-школу ин-та "Моспроект".

Лит.: Беседы акад. Жолтовского // Архитектура и стр-во Москвы. 1989. № 8. С. 12-15, 30.

И. В. Жолтовский

И. В. Жолтовский

"Жоржзандизм"

"ЖОРЖЗАНДИ́ЗМ" - в европ. лит-рах идеи женской эмансипации, связ. с социальным романом франц. писательницы Жорж Санд (псевд.; наст. имя Аврора Дюпен, в замужестве Дюдеван, 1804-76). Нач. популярности ее романов в России ("Лелия", "Индиана", "Жак", "Консуэло", "Орас" и др.) относится к 1840-м гг. Под непосредст. влиянием Ж. Санд написаны пов. Е. А. Ган "Идеал" (1837) и "Напрасный дар" (1842), А. В. Дружинина "Полинька Сакс" (1847), отчасти "Сорока-воровка" (1845) и "Кто виноват?" (1846) А. И. Герцена, роман А. Ф. Писемского "Боярщина" (1846) и др. Несомн. влияние идей Ж. Санд сказалось в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" (1826). Большое значение франц. писательницы в истории рус. самосознания признавали Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, В. Г. Белинский и др.

Жостовская роспись

ЖО́СТОВСКАЯ РО́СПИСЬ - рус. нар. промысел худож. росписи металлич. подносов, реже др. изделий. Возник в сер. 18 в. на Урале (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), назв. получил по месту своего б. позднего распространения - д. Жостово Моск. обл. (1-я пол. 19 в.); тогда же промысел развивается рядом в дер. Троицкое, Новосильцево и др. Для произ-ва используется тонкая кровельная сталь, из к-рой штампуют нужные формы (круглые, овальные, прямоугольные), вальцуют для придания жесткости, грунтуют и трижды покрывают лаком, каждый раз просушивая в печах, затем расписывают масляными красками. Изделия уральских мастеров разнообразны по ассортименту (подносы, шкатулки, картины и т. п.), отличались богатством мотивов; на технику и мотивы подмосковных мастеров оказали влияние мастера лукутинских миниатюр. Роспись производится обычно в энергичной, свободной живописной манере по черному, реже красному, синему, зеленому, белому или серебристому фону; после росписи изделия вновь трижды покрывают бесцветным лаком и полируют. Наиб. распространены цветочные мотивы - букеты, натюрморты, гирлянды и т. д., заметна связь с характером рисунков набивных ситцев ивановских фабрик. Родоначальниками лакового дела на Урале были отец и сыновья Худояровы, знавшие секрет "хрустального" лака, крепостные горнозаводчиков Демидовых (18 - 1-я пол. 19 в.). Первые изделия Ж. Р. датируются 1870-80 (О. Ф. Вишняков, Е. Ф. Беляев и др.). На базе частных артелей образовалась Жостовская фабрика декор. росписи (1928), где сосредоточилось развитие промысла (мастера И. С. Леоньтьев, А. И. Лёзнов, А. П. Гогин, Н. С. и Д. С. Кледовы, П. С. Курзин и др.). В 1940-50-х гг. иск-во Ж. Р. испытывает значит. трудности, пагубное для ее специфики влияние станковизма и натурализма. Возвращение к исконным нар. традициям начинается с кон. 1950-х гг. (В. П. Градов, М. П. Савельев и др.).

Лит.: Коромыслов Б. И. Букет цветов. М., 1962; Его же. Жостовская роспись. М., 1977.

Жостовская роспись. Н. П. Антипов. Поднос "Букет на белом фоне"

Жостовская роспись. Н. П. Антипов. Поднос

Жуков Георг. Конст.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жуков Леон. Ал

ЖУ́КОВ Леон. Ал. (1890-1951) - артист балета, балетмейстер. Окончил Моск. театр. уч-ще в 1909 (кл. В. Тихомирова). В 1909-26, 1931-34, 1942-46 артист, в 1922-24 зав. балетом Большого т-ра. Среди его ролей: Жан де Бриен ("Раймонда"), Абдерахман ("Раймонда"), Базиль ("Дон Кихот"), Феб ("Эсмеральда"), Гренгуар ("Эсмеральда"), Франц ("Коппелия"), Конрад ("Корсар"), Дезире ("Спящая красавица"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Солор ("Баядерка"), Альберт ("Жизель"). Ж. был стройным и пластичным, легким и изящным классич. танцовщиком, превосходным партнером; в зрелые годы исполнял и характерные партии. В 1923 на сцене Большого т-ра показал 2 оригин. пост. на муз. Н. Римского-Корсакова: танцевально щедрое "Испанское каприччио" и менее удачную "Шехерезаду". В дальнейшем Ж. на сценах ряда городов страны возобновлял классич. спектакли, воспитывал кад-ры для балетных коллективов на Украине, в Татарии, Казахстане, Киргизии.

Жуковский Вал. Вл

ЖУКО́ВСКИЙ Вал. Вл. (1858-1918) - иранист. Окончил ф-т вост. яз. Петерб. ун-та (1880), получил степень магистра персидской словесности (1883), ученик В. Р. Розена, К. Г. Залемана, И. Н. Березина. Мат-лы по диалектам персид. яз. легли в основу докт. дисс, к-рая принесла автору европейскую известность. Результаты его работы изменили представление о языковой обстановке в Иране и о задачах диалектологич. работы в этой стране. Вместе с К. Г. Залеманом Ж. явился родоначальником петерб. иранистич. школы. С 1886 читал лекции. В 1902 Ж. избран деканом ф-та вост. яз., с 1904 дир. уч. отд-ния вост. яз., готовившего дипломатич. и консульских работников. В 1890 Археологич. комиссия командировала Ж. в р-н Мерва для обслед. местных развалин и историч. объектов по обоим берегам Мургаба. В 1894 издана его кн. "Древности Закаспийского края. Развалины старого Мерва" (СПб.), где впервые прослеживается развитие одного из крупнейших ср.-азиат. городов с 7 по 19 в. Значит. место в науч. наследии Ж. занимают тр. по иссл. персидской суфийской лит-ры, он подготовил изд. трех крупных ее пам., проанализировал ранние суфийские источники, обрисовал влияние суфийских наставников на нар. массы. Тр. Ж. по истории, лингвистике, лит-ре и диалектологии Ирана оказали большое воздействие на развитие этой отрасли знания в России и за рубежом.

Соч.: Али Аухадэддин Энвери: Мат-лы для его биографии и характеристики. СПб., 1883; Мат-лы для изуч. перс. наречий: В 3 ч. СПб., 1888-1922; Тайны единения с богом в подвигах старца Абу-Са’ида: Толкование на четверостишия Абу-Са’ида (Перс. тексты). СПб., 1899; Жизнь и речи старца Абу-Саида Мейхенейского. СПб., 1899; Образцы перс. нар. творч.: Песни певцов-музыкантов, песни свадебные, песни колыбельные, загадки, образцы разного содержания. СПб., 1902.

Жуковский Вас. Анд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жуковский Стан. Юлианович

ЖУКО́ВСКИЙ Стан. Юлианович (1873-1944) - живописец. Чл. "Союза рус. художников". Учился в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1892-1901), последние годы - в кл. И. И. Левитана. Уже в ранних произв. отчетливо выражен пафос пространства, простор, чувство природы ("Весенняя вода", 1893). Постепенно Ж. переходит от картины к этюду, от детального письма - к широкой, "эскизной" живописи, от красок приглушенной, сдержанной тональности - к открытому, яркому цвету. Выбирая для изображения самые простые объекты (освещенное солнцем крыльцо, цветущую клумбу, раскрытое в сад окно), Ж. использовал импрессионистич. приемы передачи света и воздуха, экспрессивный мазок - для создания в этюде определ. настроения ("Осенний вечер", 1905). Период зрелого творчества характеризуется широким письмом, глубоким проникновением в сущность рус. пейзажа ("Плотина", 1909). В 1900-е гг. тематика произв. Ж. ограничивается. Живопись этого периода, в к-рой художник обращается к описанию природы и интерьера, можно охарактеризовать как "усадебную лирику" ("Первые предвестники весны", 1910; "Радостный май", 1912).

Лит.: Горелов М. И. Станислав Юлианович Жуковский: Жизнь и творчество. М., 1982.

Жулева Ек. Ник

ЖУ́ЛЕВА (НЕБОЛЬСИНА́) Ек. Ник. (1830-1905) - драматич. актриса. Брат ее, Г. Н. Жулев, актер Александринского театра, был известным сатириком из круга "Искры" (печатался чаще всего под псевдонимом "Скорбный поэт"), автором и исполнителем куплетов. В 1840-47 училась в Моск. и Петерб. театр. уч-щах. С 1847 - в труппе Александринского т-ра. Эмоциональность, привлекательность и обаяние актрисы проявились в водевилях "с переодеванием" (Габриэль - "Девушка-гусар" Ф. А. Кони, Лелев - "Гусарская стоянка" В. Н. Орлова и др.), а вокальные данные позволяли ей выступать также и на оперной сцене. Одноврем. играла в драматич. и мелодраматич. репертуаре, увлекая зрителей простотой, искренностью, трогательностью, "переполненностью чувствами" (Офелия, Амалия - "Тридцать лет, или Жизнь игрока" В. Дюканжа и Дино, Эсмеральда - "Эсмеральда, или Четыре рода любви" Ш. Бирх-Пфейфер, Донна Анна - "Каменный гость" А. С. Пушкина). Высшие творч. достижения Ж. относятся к 60-80-м гг., когда она переходит на амплуа "грандам" и "благородных матерей", демонстрируя удивительное чувство стиля, изысканность манер, импозантность, а также комич. характерность и достоверность образов (в т. ч. в пьесах А. Н. Островского - Турусина, Чебоксарова, Мурзавецкая, Гурмыжская). Оригин. и умное дарование Ж. позволило ей пережить неск. театр. эпох и в течение полувека пользоваться любовью зрителей. Благородство ее манер, умение держаться современники объясняли еще и тем, что Ж. была не только актрисой, но и светской дамой, женой генерала Небольсина. По существующим правилам при их женитьбе либо она должна была покинуть сцену, либо он пожертвовать карьерой. Генерал вышел в отставку.

Др. роли: Лиза - "Горе от ума" А. С. Грибоедова, Анна Андреевна - "Ревизор" Н. В. Гоголя, Дарья Васильевна - "Провинциалка" И. С. Тургенева, Резцова - "Гувернер" В. А. Дьяченко, Бурденко - "Раздел" А. Ф. Писемского, Столбцова - "Новое дело" Вл. И. Немировича-Данченко, Адриенна Лекуврер в одноим. пьесе Э. Скриба.

Журавлёв Фирс Сер.

ЖУРАВЛЁВ Фирс Сер. (1836-1901) - живописец-жанрист. Род. в Саратове, в семье мастерового. Учился в АХ (с 1855, вольнослушатель), где близко познакомился с И. Н. Крамским. Как участник "бунта четырнадцати" в 1863 покинул АХ, стал одним из основателей "Артели художников". В 1860-е гг. создал ряд произв., относящихся к реалистич. направлению рус. живописи и сближавших его с передвижниками ("Извозчик на постоялом дворе", 1865; "Дети-нищие", 1860-е гг.; "Знахарка", 1868). В 1874 за полотно "Перед венцом" получил звание акад. В нек-рых работах проявилась сатирич. направленность ("Купеческие поминки", 1876). В 1880-е гг. создает отдельные человеческие "типы", отличаясь меткостью наблюдений, хорошо построенной живописной формой ("Носильщик", 1880-е гг.). В творчестве Ж. нашла воплощение тема рус. женской красоты ("Русская красавица" 1880-е гг.; "Боярышня", 1880-е гг.). Преподавал в рисовальной школе Об-ва поощрения художников (1866, 1871-72).

Лит.: Савинов А. Н. Ф. С. Журавлев. М.; Л., 1963.

Журавленко Пав. Макс.

ЖУРАВЛЕ́НКО Пав. Макс. (1877-1948) - певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1939). Род. в крестьянской семье. Окончил Елисаветградское нар. уч-ще, работал писцом в окружном суде. С 1906 - в Москве, брал уроки пения у А. Секар-Рожанского. В 1911 дебютировал в Казани. В 1912-18 солист петрогр.-ленингр. Т-ра оперы и балета и Малого оперного т-ра. Обладая мощным, ровным во всех регистрах голосом, отличавшимся гибкостью и подвижностью, наиб. ярко проявил себя в острохарактерных комедийных и сатирич. партиях. Среди его многочисл. (ок. 100) партий: Фарлаф ("Руслан и Людмила" М. И. Глинки), Варлаам ("Борис Годунов" М. П. Мусоргского), Додон, Салтан ("Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане" Н. А. Римского-Корсакова), Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини). В 1918-21 был постоянным партнером Ф. И. Шаляпина, к-рый проходил с Ж. партии Токмакова ("Псковитянка" Н. А. Римского-Корсакова), Санчо Пансы ("Дон Кихот" Ж. Массне), Дона Бартоло ("Севильский цирюльник" Дж. Россини). Выступал в концертах и опереттах. Награжден орд. Трудового Красного Знамени (1939). Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках (прах перенесен с Волкова лютеранского кладб.).

Журавский Анд. Вл

ЖУРА́ВСКИЙ Анд. Вл. (1882-1914) - географ, биолог, этнограф. Основоположник науч. освоения Крайнего Севера. Учился в Петерб. ун-те. Студентом предпринял первое путешествие на Печору (1902); до 1914 организовал свыше 30 эксп. в Большеземельскую тундру; руководил созданием естеств.-испыт. станции АН в Усть-Цильме (1906) и Печорской с.-х. опытной станции (1911). Иссл. севообороты, обработку почвы, культуру болот, картофелеводство, плодоводство, птицеводство в условиях Арктики; собрал ценный материал по геологии Печерского края; проводил этнографич. иссл. культуры и быта ненцев; открыл 11 стоянок кам. века в Большеземельской тундре. Награжден Серебр. медалью ГО СССР (1904), медалью им. Н. М. Пржевальского ГО СССР (1905). Трагически погиб от руки уголовника.

Журавский Дм. Петр.

ЖУРА́ВСКИЙ Дм. Петр. (1810-56) - статистик, обществ. деятель. Окончил Петерб. кадетский корпус. После непродолжит. военной службы служил в Мин-ве гос. имуществ, был управляющим саратовскими имениями графа Л. А. Нарышкина, в 1845-52 - чиновник особых поручений при киевском ген.-губернаторе; затем ученый секретарь статистич. комиссии при Киевском ун-те. Среди научных трудов Ж.: монография "Об источниках и употреблении статистич. сведений" (СПб., 1846), трехтомное "Статистич. описание Киевской губ." (СПб., 1856). Один из классиков рус. статистики 19 в., современникам Ж. был также известен как "практический аболиционист", разработавший проект постепенного освобождения крестьян от крепостной зависимости и предпринимавший попытки его реализации в имениях графа Перовского (так, нуждаясь сам, тратил свои сбережения на выкуп крестьян). Н. С. Лесков, называвший Ж. "борцом de facto за право человека в России в самую глухую пору", после смерти ученого подготовил его письма о крестьянской реформе к печати, однако осуществить изд. не удалось.

Журнал

ЖУРНА́Л (от фр. journal - дневник, газета) - 1) Дневник или ведомость ежедн. регистрации к.-л. событий или результатов той или иной деятельности.

2) Периодич. текстовое изд. в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала определ. формата. Содержание Ж. определяется его тематикой и читат. назначением. В отличие от газ., Ж. отражает информацию по своему профилю выборочно, аналитич. и за сравнительно больший период времени - от недели до полугода. Первый рос. Ж. появился во 2-й четверти 18 в. как приложение к газ. "Санкт-Петербургские ведомости" - "Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях" (1728-42). Расцвет Ж. в России пришелся на 2-ю пол. 19 - нач. 20 в. В 60-е гг. 19 в. русские лит. Ж. становятся общественно-литературными, органами различных политических и общественных направлений. В это же время получают развитие отраслевые Ж. - сельскохозяйственные, технические, педагогические, медицинские и др. От "толстых" Ж. отпочковываются театральные, музыкальные, художественные. Расширяется сеть журналов универсального содержания ("Нива", "Родина", "Журнал для всех" и др.), детские, для самообразования ("Вестник знания", "Вокруг света" и др.). Появляются Ж.-манифесты по литературным и эстетическим проблемам ("Новый путь", "Весы", "Золотое руно", "Аполлон" и др.).

После 1917 сложилась система Ж., издававшихся партийными, государственными, научными и обществ. организациями и др. Как и газеты, Ж. в большинстве своем являлись выразителями офиц. политики гос-ва. Однако, вместе с этим, ряду Ж. удавалось публиковать мат-лы, выходящие за рамки офиц. идеологии (особ. интенсивным этот процесс стал в 60-е гг., в период т. н. "оттепели"), что неизменно поддерживало на высоком уровне читательский интерес к журнальной продукции. После 1985 Ж., наряду с другими средствами массовой информации, становятся инструментом гласности, активно способствуют ее расширению. В "толстых" Ж. публикуются запрещенные ранее художественные произведения. Постепенно происходит расслоение отечественных Ж. на издания для интеллектуальной части об-ва и массовые издания. В нач. 1990-х гг. в России издавалось около 5 тыс. Ж.

Лит.: Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2 т. Л., 1950-65; Берков П. Н. История рус. журналистики 18 в. М.; Л., 1952; Есин Б. И. История русской журналистики 19 в. М., 1989; Грабельников А. А. История российской журналистики 20 в. Теорет. курс авторизов. изложения. М., 1995; Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февр. 1917 - нач. 90-х гг.). М., 1996.

Титульный лист журнала "Трутень" за май 1769

Титульный лист журнала

"Журнал для всех"

"ЖУРНА́Л ДЛЯ ВСЕХ" - ежемес. иллюстр. научно-попул. и лит. ж. демократич. направл. Изд. в Петерб. в 1896-1906. В 1896-97 ред.-издатель Д. А. Генике. С 1897 фактически, а с 1899 и юридич. ред.-издатель - изв. певец и обществ. деятель В. С. Миролюбов. Сначала "Ж. Д. В." был предназначен для нар. чтения и гл. место в нем занимали отделы религ.-нравств. и сельского хоз-ва. Затем в нем появились научные отделы и отдел библиогр. В худож. отдел были привлечены А. Чехов, М. Горький, И. Бунин, К. Станюкович, А. Куприн, В. Короленко, Д. Мамин-Сибиряк, В. Вересаев, Л. Андреев и др. В 1903 обществ. позиция "Ж. Д. В." изменилась: заметную роль в нем стал играть критик Волжский (А. С. Глинка), что в 1904 вызвало коллективный протест В. Вересаева, Л. Андреева, А. Серафимовича, В. Дмитриевой, И. Белоусова и отделение от Миролюбова писателей-"знаньевцев". После ухода Волжского из "Ж. Д. В." в 1905 "Ж. Д. В." стал одним из прогресс. демократич. изд.; осенью 1906 закрыт в административном порядке. Миролюбов пытался продолжить изд. под др. названиями ("Народная весть", нояб. - дек. 1906; "Трудовой путь", 1907-08; "Наш журнал", февр. 1908), но за ред.-издат. деят-ность привлечен к судеб. ответственности и в 1908 вынужден уехать за границу.

"Журнал министерства народного просвещения"

"ЖУРНА́Л МИНИСТЕ́РСТВА НАРО́ДНОГО ПРОСВЕЩЕ́НИЯ" (1834-1918) - ежемес. ж., публикующий известия рус. и иностр. ученых и учебных заведений, ст. по истории просвещения и образования, ст. и отчеты рус. ученых (А. Н. Веселовского, И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. И. Буслаева, А. Х. Востокова, Т. Н. Грановского, Д. И. Менделеева, И. И. Лобачевского, А. А. Шахматова и др.) Был продолжением "Записок, изд. от Департамента нар. просвещения" (1825, 1827, 1829 - по одной книжке в год), еще ранее - "Периодич. сочинений об успехах нар. просвещения" (1803-19) и "Журнала департамента нар. просвещения" (1811-24).

Редакторы: А. В. Никитенко (до 1860), К. Д. Ушинский (1860-63), Ю. С. Рехневский (1864-67), А. И. Георгиевский (1868-70), Е. М. Феоктистов (1871-82), Л. Н. Майков (1883-90) и др.

Предыдущая страница Следующая страница