Статьи на букву "Ж" (часть 1, "ЖАБ"-"ЖИВ")
ЖАБОТИ́НСКИЙ Вл. (Зеев) Евг. (1880-1940) - писатель, поэт, драматург, публицист, политич. деятель. Учился в Ришельевской г-зии (Одесса), ун-тах Берна и Рима. Высшее образование завершил в Демидовском лицее (Ярославль). Печатался с 17 лет в газ. "Одесский листок" и "Одесские новости". В 1901-02 выступил как драматург (пост. пьес "Кровь" и "Ладно" в Одесском гор. т-ре). Получил известность как поэт и переводчик ("Бедная Шарлотта", "Ворон" Э. По, "Сказание о погроме" Х. Бялика). Наиб. славу принесла Ж. публицистич. деят-ность. Опубл. под псевд. Алталена (Альталена - в пер. с итал. "качели") в рус. печати сотни статей и фельетонов, гл. темой к-рых были русско-евр. отношения, проблемы жизни евреев в России. С 1903 активно участвовал в сионистском движении, делегат ряда Всемирных сионистских конгрессов; входил в ред. ж-лов "Еврейская жизнь" и "Рассвет". В нач. 1-й мировой войны в качестве корреспондента рус. газ. находился в Европе, возглавил Евр. легион в составе британских войск. После войны жил в Палестине, Германии, Франции; возглавил оппозиц. блок во Всемирном сионистском движении (т. н. ревизионисты), издавал на рус. яз. ж. "Рассвет". В 20-30-х гг. Ж. сотрудничал в рус. эмигрант. прессе, продолжал свою деят-ность как поэт, переводчик и прозаик. На рус. яз. написаны и опубл. пов. "Пятеро" и ром. "Самсон Назарей". Ум. в США во время лекционного турне; в 1964 прах Ж. перезахоронен в Израиле (Иерусалим) на горе Герцля. |
ЖАБОТИ́НСКИЙ Леон. Ив. (род. 1938) - тяжелоатлет, з. м. с. СССР (1964). Чемпион мира 1964-65, 1968, Европы 1966, 1968, неоднократный чемпион СССР в 1964-69. Рекордсмен мира в 1963-70. Установил 17 мировых рекордов. Знаменосец команды СССР на Олимп. играх 1968. Автор автобиографич. кн. "Сталь и сердце" (М., 1969). |
ЖА́ДОВСКАЯ Юл. Валериановна (1824-83) - писательница. Род. в дворянской семье. Воспитывалась в Костромском пансионе Прево-де-Люмьен (1833-40). С детства калека, Ж. в нач. 1840-х гг. пережила любовную драму (отец не дал согласие на ее брак с П. М. Перевлесским, бедным разночинцем, домашним учителем Ж., впоследствии изв. филологом). Печататься начала с 1841 и вскоре заявила о себе как талантливая поэтесса (2 сб. "Стихотворений", 1846, 1858). Автор ром. "В стороне от большого света" (1857), "Женская история" (1861) и др. прозаич. соч., не получивших, однако, признания критики. В 1862 вышла замуж за ярославского врача К. Б. Севена, и ее лит. деят-ность прекратилась. Осн. мотивы лирики Ж. (непонятая, отвергнутая, безнадежная, несостоявшаяся любовь, одиночество, однообразие жизни, судьба и т. д.) определены ее интимным опытом. Мн. ее стих. положены на музыку М. Глинкой, А. Даргомыжским, А. Варламовым, А. Гречаниновым и др. изв. Композиторами. (в т. ч. "Ты скоро меня позабудешь", "Я все еще его, безумная, люблю"). |
ЖАЛАКЯ́ВИЧЮС Витаутас Прано (1930-96) - режиссер и сценарист кино, работал на Литовской студии и на "Мосфильме". Преподавал на Высших сценарных курсах в Москве. Учился в Каунасском ун-те, окончил ВГИК (мастерская М. Чиаурели) в 1956. Дебютировал в 1957 короткометражным ф. "Утопленник" (по новелле П. Цвирки). Совм. с Ю. Фогельманом поставил комедию "Пока не поздно" (1958). Первая большая самостоят. работа - ф. "Адам хочет быть человеком" (1959, сценарий Ж. и В. Сириоса-Гиры), считающийся началом нового литов. кино; первые большие роли сыграли в нем актеры Паневежского драм. т-ра: Д. Банионис, В. Бледис, С. Петронайтис, Б. Бабкаускас, А. Масюлис, реж. т-ра Ю. Мильтинис. В ф. "Живые герои" (1960, гл. приз на МКФ в Карлови-Вари) Ж. - сценарист двух новелл, реж. одной и худ. рук. ф. в целом. Личность и история человека в эпоху великих потрясений - тема ф. Ж. "Хроника одного дня" (1963) и "Никто не хотел умирать" (1965, оба по собств. сценариям), продолжена в произв., построенных на ином ист. мат-ле: "Это сладкое слово - свобода" (1973, гл. приз на МКФ в Москве) и "Кентавры" (1979). Ф. Ж. отличают напряженность действия, крупные характеры, метафоричность киноязыка. Драматургия Ж. сохраняет его почерк и в сценариях, написанных для др. реж.: ф. "Чувства" (1968, А. Грикявичюса и А. Даусы), "Факт" (1981, А. Грикявичюса). Среди пост. Ж. также т/ф "Авария" (1975, по Ф. Дюрренматту) и "Рассказ неизвестного человека" (1981, по А. Чехову); ф. "Извините, пожалуйста" (1983), "Воскресный день в аду" (1987). Автор сценария ф. "Повесть непогашенной луны" (по пов. Б. Пильняка, реж. Е. Цымбал, 1990). Соч.: Время жить и время умирать // Экран-65. М., 1966; Разные слова об импульсах кинотворчества и о поисках живых цветов. М., 1969. Лит.: Демин В. В. Жалакявичюс. М., 1982. |
ЖАМЦАРА́НО Цыбен Жамцаранович (1880-1942) - ученый-монголовед, просветитель, обществ. и политич. деятель Бурятии и Монголии. Вольнослушатель (с 1902), затем преподаватель монг. яз. (1906-1907) С.-Петерб. ун-та; в 1910-е гг. - советник Рос. консульства по делам просвещения, и. о. советника по нар. образованию при пр-ве Автономной Монголии, потом - преподаватель Иркутского ун-та. В 1920-32 - в Монголии (ученый секр. К-та науки Монг. нар. республики). В 1932-37 - науч. сотр. Ин-та востоковедения АН СССР, д-р филол. наук (1936) - первый среди бурятских ученых. Ж. - основатель культурно-политич. объединения бурят. интеллигенции "Знамя бурятского народа" (1906), чл. партии левых эсеров (с 1917), пред. Центр. нац. К-та бурят-монголов (Бурнацкома; 1917-18), один из основателей (и видный деятель) Монг. нар.-рев. партии (1921), участник III Конгресса Коминтерна (от Монг. нар. рабочей партии). Ж. - издатель первой монг. газ. (с 1913) и первого монг. журнала (с 1914), переводчик (с рус. на монг. яз.) худож. и научно-популярной лит-ры, дир. первой светской школы в Урге (совр. Улан-Батор). Народнич. воззрения Ж. формировались с опорой на традиции общинного землепользования у бурят; сторонник консолидации всех монг. народов (вокруг Халха-Монголии) на основе буддийской религии и культуры, Ж. видел путь их экономич. развития социалистическим, но эволюционным, через гос. капитализм и кооперацию. Крупнейший собиратель фольклорно-этнографич. мат-лов, памятников письменности и материальной культуры бурят и монголов (включая народы Внутренней Монголии), опубл. лишь частично; автор оригинальных работ по бурят. эпосу, отд. вопросам монг. этнографии, монг. летописям 17 в. В авг. 1937 Ж. арестован НКВД по ложному обвинению, в нач. 1940 приговорен к 5 годам заключения. Ум. в Соль-Илецкой тюрьме. Соч.: Произв. нар. словесности бурят. Т. 1. СПб., 1913-1918; Т. 2. Л., 1930-1931; Монгольские летописи XVII в. М.; Л., 1936. Лит.: Цыбен Жамцарано: Жизнь и деят-ность: Доклады и тезисы научной конференции. Улан-Удэ, 1991. |
ЖАРГО́Н (франц. jargon) - 1) Форма яз., используемая определ. соц. группами населения преим. в сфере устного неформ. внутригруппового общения. Ж. является т. о. разновидностью социальных диалектов (см. Диалект, Подобно проф. яз. и арго, специфика Ж. ограничивается, как правило, лексикой (и фразеологией); фонетич. и грамматич. компоненты принадлежат родному яз. носителей Ж. Способы формирования жаргонной лексики включают в себя употребление иноязычных слов, не встречающихся в других формах данного яз., семантич. переосмысление или словообразоват. переоформление слов родного яз., реже - фонетич. искажение слов родного яз. Т. о., "номинативный компонент" Ж. достаточно близок к арготическому и отличается от последнего в осн. удельным весом способов изменения лексич. состава. Существуют явления, пограничные между Ж. и арго (напр., англ. "рифмованный сленг"). Очень близки к арго по способу искажения лексики разл. школьные Ж., часто основанные на всевозможных фонетич. изменениях слов родного яз. С др. стороны, Ж., отличающиеся от проф. яз. большим тематич. разнообразием лексики и ярко выраж. экспрессивной функцией, не всегда могут быть четко и однозначно отграничены от последних; зачастую Ж. возникают на базе проф. яз. Наиб. сложен вопрос (носящий во многом терминологич. характер) о разграничении Ж. и сленга, к-рому в отеч. лингв. традиции во многом соответствует термин "интержаргон", обозначающий совокупность жаргонной лексики (жаргонизмов), общей для мн. Ж. данного яз., понятной большей части нас. и проникающей постепенно в общенар. яз. Часто термин Ж. употребляется в расширит. смысле для обозначения неправильной (с точки зрения лит. яз.) речи. 2) Элементарный контактный яз.; часто является нач. стадией развития пиджина (см. Лит.: Жирмунский В. М. Нац. яз. и социальные диалекты. Л., 1936; Скворцов Л. И. Лит. яз., просторечие и жаргоны в их взаимодействии // Лит. норма и просторечие. М., 1977. |
ЖА́РОВ Ал-др Ал. (1904-84) - поэт. Род. в семье крестьянина. Учился в Можайском реальном уч-ще. Занимался в поэтич. семинаре В. Я. Брюсова в Моск. ун-те. Печатался с 1921. Принадлежал к плеяде комсомольских поэтов 20-х гг. (Сб-ки "Ледоход", 1923; "Здравствуй, жизнь", 1925; поэмы "Комсомолец", "Мастер Яков" и др.). Особенно популярна была лирич. поэма Ж. "Гармонь" (1926). Во время Вел. Отеч. войны воевал на флоте, писал патриотич. стихи, поэмы. В послевоен. годы стихи Ж. связаны с текущими событиями обществ. жизни, носят жизнеутверждающий характер. Песня Ж. "Взвейтесь кострами, синие ночи" (1922) стала на мн. годы гимном пионеров. |
ЖА́РОВ Мих. Ив. (1899-1981) - актер кино, снимавшийся б. чем в 60 ф. Окончил театр. студию в Москве в 1919, работал в т-рах Москвы, Баку и Казани. В 1931-37 актер Моск. камерного т-ра, с 1938 - в Малом т-ре. В кино - с 1924. Эпизодич. персонажи Ж. в немых ф. "Аэлита" (1924), "Папиросница от Моссельпрома" (1924), "Шахматная горячка" (1925), "Мисс Менд" (1926), "Человек из ресторана" (1927), "Дон Диего и Пелагея" (1928) и др. насыщены юмором, яркой бытовой характерностью, пластич. выразительны, излучают жизнелюбие и удаль. Первая большая роль в кино - Фомка Жиган в первом звуковом ф. "Путевка в жизнь" (1931, реж. Н. Экк). Выступал как в фильмах о современности: Зайцев в ф. "Три товарища" (1935, реж. С. Тимошенко), следователь в ф. "Ошибка инженера Кочина" (1939, реж. А. Мачерет), так и снятых на мат-ле рус. классич. литры: Кудряш в ф. "Гроза" (1934, по драме А. Островского, реж. Б. Петров), Смирнов в ф. "Медведь" (1938, по А. Чехову, реж. И. Анненский), Коваленко в ф. "Человек в футляре" (1939, по А. Чехову, реж. И. Анненский). Среди сатирич. персонажей, сыгранных с особой остротой и выразительностью, в репертуаре Ж. выделяется конторщик Дымба в ф. Г. Козинцева и Л. Трауберга "Возвращение Максима" (1937) и "Выборгская сторона" (1939). Сыграл Меншикова в ф. В. Петрова "Петр I" (1937, 1939), дьяка Гаврилу в ф. И. Савченко "Богдан Хмельницкий" (1941), военфельдшера Глобу в ф. В. Пудовкина "Во имя Родины" (1943, по пьесе К. Симонова "Русские люди"), а также Малюту Скуратова в ф. С. Эйзенштейна "Иван Грозный" (1 сер. - 1944, 2 сер. 1945, вып. - 1958) и др. В 1946 Ж. в качестве реж. поставил по сценарию бр. Тур комедию "Беспокойное хозяйство" и сыграл в ней роль (старшина Семибаба). Участвовал в первом стереоскопич. ф. "Счастливый рейс (машина 32-12)" (реж. В. Немоляев, 1949). В 1953 выступил на экране в одной из своих лучших театр. ролей - Прохора Храпова из драмы М. Горького "Васса Железнова": ф. реж. Л. Лукова перенес на экран спектакль Малого т-ра. Среди ф. 60-70-х гг.: "Каин XVIII" (1963, реж. Н. Кошеверова и М. Шапиро), "Старшая сестра" (1966, реж. Г. Натансон, по пьесе А. Володина). Сыграл участкового милиционера Анискина в ф. И. Лукинского "Деревенский детектив" (1968, по пов. В. Липатова) и в т/ф "Анискин и Фантомас" (1974), "И снова Анискин" (1978, реж. Ж. и В. Ивановы). Нар. артист СССР (1949), Гос. (Сталинские) премии СССР (1941, 1942, 1947) и др. правительств. награды. Соч.: Жизнь, театр, кино. М., 1967. Лит.: Меттер И. Михаил Жаров. М., 1939; Ефимов Н. Михаил Жаров. Л., 1940; Юренев Р. Михаил Жаров // Актеры сов. кино. М., 1964. Вып. 1. |
"ЖАР-ПТИ́ЦА" - лит.-худож. журнал (1921-26). Выходил в Берлине (в 1926 - в Париже) под ред. А. Э. Когана, из-за финансовых затруднений - нерегулярно; всего вышло 14 номеров, мн. из к-рых (особенно 14-й) ныне являются библиограф. редкостью. Стремясь к продолжению традиций "Мира иск-ва", "Аполлона", "Золотого руна" и т. п., журнал отличался высоким полиграф. уровнем (мелованная бумага, большое кол-во иллюстраций, заставок, виньеток и т. п.). В нем сотрудничали К. Бальмонт, Саша Черный, В. Набоков, Н. Тэффи, И. Бунин, В. Ходасевич, Б. Зайцев, М. Алданов, Е. Чириков, Г. Лукомский, С. Маковский и др. В каждом номере помещался обширный монографич. очерк о том или ином рус. художнике, оказавшемся в эмиграции. Изд. прекратилось из-за недостатка средств. |
ЖАР-ПТИ́ЦА - персонаж волшебных сказок. Отличит. признак - чудесное оперение (золотые перья): с появлением Ж.-П. все освещается ярким светом. Осн. мотивы: похищает из царского сада золотые яблоки; герою достается ее перо, он отправляется на поиски и с помощью чудесных помощников находит птицу; добывший Ж.-П. получает полцарства и царскую дочь; Ж.-П. спасает героя из рук Бабы-Яги и т. п. Атрибуты и свойства Ж.-П. (золотое оперение, излучаемое ею сияние) указывают на связь ее с мифич. солнечным царством, а также с огнем; возможны ассоциации с птицей Феникс, восстающей из пепла. Рус. версии о Ж.-П. изв. начиная с лубочных сказок 18 в. Встречается в лит-ре: П. П. Ершов "Конек-Горбунок" (1834); В. А. Жуковский "Сказка об Иване-царевиче и сером волке" (1845); Н. М. Языков "Жар-птица. Драматическая сказка" (1857), а также в музыке: И. Ф. Стравинский, балет "Жар-птица" (1910). |
ЖДА́НОВ Юр. Тим. (1925-86) - артист балета, балетмейстер, педагог. Окончил Моск. хореогр. уч-ще в 1944 (класс Н. Тарасова), в 1964 ГИТИС. В 1944-68 солист Большого т-ра. Среди ролей: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Базиль ("Дон Кихот"), Альберт ("Жизель"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Ма Личен ("Красный мак"), Евгений ("Медный всадник") и др. Был партнером Г. Улановой, Р. Стручковой, Е. Максимовой. Снимался в кинобалетах "Ромео и Джульетта" и "Мастера рус. балета". Ж. были присущи холодновато-сдержанная, элегантная манера танца, строгое изящество линий, благородство внешнего облика. В 1971-76 худ. рук. концертного ансамбля "Классич. балет". Среди пост.: "Франческа да Римини" П. Чайковского (1973), концертные номера. В 1978-80 балетмейстер и педагог в Нац. т-ре в Праге. В 1981-86 педагог балетмейстерского ф-та ГИТИСа. |
ЖДАНО́ВИЧ Викт. Франц. (род. 1938) - спортсмен, фехтовальщик, з. м. с. СССР (1960). Первый сов. спортсмен, завоевавший олимп. первенство в личных соревнованиях по фехтованию. Олимп. чемпион 1960 в личных соревнованиях, 1960 и 1964 в командных соревнованиях по фехтованию на рапирах. Чемпион мира 1959, 1961-63 в командных соревнованиях. Чемпион СССР 1959. |
ЖЕБЕЛЁВ Сер. Ал-др. (1867-1941) - ученый, исследователь классич. древности. Выходец из мещанской среды, окончил классич. г-зию, в 1886 поступил в Петерб. ун-т., был учеником Ф. Ф. Соколова, от которого перенял интерес к конкретно-историч. исследованию док-тов. С 1903 - проф. ист.-филологич. ф-та Петерб. ун-та, с 1914 - чл.-корр. Рос. АН, в 1919 в течение полугода был ректором С.-Петерб. ун-та. Первые годы после Окт. рев-ции 1917 сохранял должность проф. и членство в АН, однако вскоре стал жертвой проводимых властями "чисток". В 1922 уволен из Петрогр. ун-та, в 1928 - из АН СССР, где его, однако, восстановили после вынужденного публичного покаяния. В 1932, опасаясь репрессий, Ж. сам пишет свою научную биографию под назв. "Автонекролог". Ум. в 1941 от голода во время Ленингр. блокады. Ж. сам считал себя историком-филологом. В ранних монографиях он рассматривал афинскую историю 231-229 гг. до н. э. и историю Греции в эпоху рим. господства в 1-3 вв. н. э.; в 20-е написал первые общие уч. пособия по истории Др. Греции, эллинизма и Рима (1920-23), а также "Введение в археологию" (1923). С 20-х гг. в творчестве Ж. преобладает тематика Сев. Причерноморья; в 1932-33 он выдвигает спорную гипотезу о крупном восстании скифских рабов на Боспоре в кон. 2 в. до н. э. (восстание Савмака). Итоговый труд Ж. - изд. посмертно сб. "Сев. Причерноморье. Иссл. и статьи по ист. Сев. Причерноморья в античную эпоху" (1953). Среди учеников Ж. - изв. ученые И. И. Толстой и А. И. Доватур. |
ЖЕ́ГИН (Шехтель) Лев Фед. (1892-1969) - художник, иск-вед. Род. в семье изв. арх. Ф. О. Шехтеля. Учился живописи в студии К. Ф. Юона, затем - в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. В кругу его близких знакомых были худож. М. Ф. Ларионов, В. Н. Чекрыгин, поэт В. В. Маяковский (первая кн. поэта "Я!" - 1913 - была оформлена Ж. совм. с Чекрыгиным), философ П. А. Флоренский, математик Н. Н. Лузин. Участвовал в различных худож. выставках ("Мир иск-ва", 1917-21, "Маковец", 1922-24, междунар. выставка в Венеции 1928-30 и др.). Ряд его произв. хранится в Третьяковской галерее и др. музеях. Одноврем. вел педагог. и худож.-оформит. работу. Еще в 20-х гг. Ж. занялся иссл. перспективы и композиции древней живописи, в частности рус. иконописи. Ж. было установлено, что при восприятии древней картины бросаются в глаза искажения в передаче перспективы: разного рода деформации, сдвиги, разрывы и разломы в изображении. Однако происходило это не от незнания худож. законов перспективы (этой ошибочной мысли придерживался, напр., А. Бенуа), но от иной перспективной системы изображения реальности (этот комплекс явлений определяется как "обратная перспектива") в древней живописи, к-рая характерна и для иск-ва примитива, детского рисунка. При этом, в частности, выявлялась следующая закономерность: семантически важная часть изображаемого объекта повернута к зрителю, а семантически неважная - подчиняется перспективным отклонениям. Реконструкции яз. этой системы и рассмотрению в связи с этим более общих проблем передачи пространства и времени в древней живописи и был посвящен итоговый труд Ж. "Язык живописного произведения". Провед. им анализ системы перспективных деформаций оказал неоценимую услугу не только теории иск-ва, но и семиотике, истории матер. культуры. |
ЖЕЗЛ - палка, трость, посох. С древнейших времен - символ достоинства высших представителей светской и церковной власти. Термин Ж. на Руси известен с 11 в. (Остромирово Евангелие). Ж. - неизменный атрибут царя, короля и вел. князя в миниатюрах Лицевого свода (16 в.): палка с Т-образным навершием. С посохом (Ж.) ходили Иван III и Иван IV, а также церк. иерархи. Символика Ж. (посоха) связана, видимо, с образом пастыря, пасущего свое стадо (пастушеский посох). В 18 - нач. 20 в. Ж. - знак достоинства ген.-фельдмаршала, изображаемого на портретах с Ж. (цилиндрич. формы, с украшениями) в руке. Применяется также как праздничный атрибут церемониймейстера. |
ЖЕЙМО́ Янина Болеславовна (1909-87) - актриса. С 3-летнего возраста выступала в цирке в семейной "Труппе Жеймо", позже - на эстраде. В 1925-1929 училась в киномастерской ФЭКС (Фабрики эксцентричного актера) у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга, стремившихся воспитать актера синтетич. типа. Первая роль - мальчишка-газетчик Мишка в комедийном ф. "Мишка против Юденича" (1925). Участвовала в ф. "Шинель" (1926), "Братишка" (1926), "С. В. Д." (1927), "Новый Вавилон" (1929) и др. Лаконично, эмоционально и броско исполняла эпизодич. роли в разных стилях - от эксцентрич. клоунады до романтич. героики. 30-е гг. стали наиб. плодотворными в творчестве Ж. Не только талант и мастерство, но и особые внешние данные - очень маленький рост, почти детское лицо - стали источником худож. своеобразия актрисы. В лирич. драме "Песня о счастье" (1934) сыграла одну из осн. ролей - юной Анук. В комедиях "Разбудите Леночку" (1934) и "Леночка и виноград" (1936) создала эксцентрич. образ 12-летней школьницы. В бытовой комедии "Горячие денечки" (1935) образовала вместе с Н. Черкасовым блестящую комедийную пару. Наиб. полно выразила артистич. индивидуальность Ж. роль Аси-Пуговицы - одной из 3-х героинь ф. "Подруги" (1935), глубоко драматический образ отличался в исполнении Ж. разнообразием красок и оттенков, соединяя лирику, характерность и эксцентрику. В годы Вел. Отеч. войны Ж. принимала участие в ф. "Белорус. новеллы" (1942), "Два бойца" (1943) и др. Широкую известность принес Ж. образ героини в ф.-сказке "Золушка" (1947). В 1949-56 Ж. играла в Т-ре-студии киноактера, участвовала в дублировании заруб. фильмов. Среди др. ф.: "Шел солдат с фронта" (1939, Фроська), "Доктор Калюжный" (1939, Оля), "Приключения Корзинкиной" (1941, Корзинкина). Лит.: Павлова М. Янина Жеймо. М., 1980; Трауберг Л. Янина Жеймо. М., 1990. |
ЖЕЛЕ́ЗНЫЙ ВЕК - посл. стадия археол. периодизации первобытной истории. В рамках эпохи металла Ж. В. следует за бронзовым и является последней стадией в принятой периодизации. Время появления жел. орудий труда в отд. регионах земного шара различается: в Америке - лишь с прибытием европейцев, в Африке железо стало первым металлом, бронзовый век отсутствовал. В Европе начало Ж. В. относится к 1100 до н. э. и связывается обычно с падением царства хеттов (совр. терр. Сирии и Турции), владевших секретом выплавки железа. В Зап. Европе Ж. В. делится на два периода: гальштат (12-5 вв. до н. э.) и латен (5 в. до н. э. - 1 в. н. э.). Иногда к нему же относят эпоху великого переселения народов (4-6 вв. н. э.). На терр. Вост. Европы (в пределах бывшего СССР) Ж. В. датируется 1 тыс. до н. э. - 1 тыс. н. э. Его конец, совпадая с нач. периодом средневековья, весьма условен и приходится преим. на 2-ю пол. - кон. 1-го тыс. Ист. события Ж. В., нашедшие отражение в археол. мат-ле, получили новое освещение в письм. источниках. Становятся изв. назв. народов, обитавших на юге Вост. Европы, - скифов, сарматов, гуннов и др., балт. и финно-угор. племен лесной и лесостепной полосы. В рамках Ж. В. протекала история формирования и развития слав. этноса, др.-рус. народности и государственности. |
ЖЁЛТЫЙ БИЛЕ́Т - обиходное назв. документа, выдававшегося в дорев. России столичной полицией проституткам и узаконивавшего их право заниматься своим ремеслом. |
ЖЕЛЯ́БОВ Анд. Ив. (1851-81) - революционер, народник, один из рук. "Народной воли". Из семьи крепостных крестьян (дворовых). В 1869 поступил на юридич. ф-т Новорос. ун-та в Одессе. В окт. 1871 организовал студенч. волнения, поводом для к-рых послужило оскорбление преподавателем студента, был исключен из ун-та и выслан из Одессы. В восстановлении в ун-т ему отказали "во избежание зловредного влияния на студентов". Поступил учителем в семью богатого сахарозаводчика Киевск. губ. С. Яхненко; женился на его дочери (1873). Посещал "Киевскую коммуну", встречался с деятелями "Громады". По возвращении в Одессу вступил в близкий к "чайковцам" кружок Ф. В. Волховского (осень 1873). В кон. 1874 при разгроме кружка арестован, весной 1875 освобожден под залог. В 1875-77 жил с семьей в Одессе и в Крыму "одной жизнью с народом": учительствовал, занимался с. х-вом. В июне 1877 арестован и доставлен в дом предварит. заключения в Петерб., судился по "процессу 193-х". Оправдан за неимением улик в янв. 1878 и вновь "исчез" - жил в деревне, "действовал в народе". В кон. 1878, в разгар арестов, казней и ссылок среди революционеров Юга России, появляется в Одессе, порывает с семьей, переходит на нелегальное положение. По предложению М. Ф. Фроленко приглашен на Липецкий съезд политиков-террористов (июнь 1879), был его секр. и активным участником, показал себя решит. сторонником создания рев. орг-ции и террора как одного из средств политич. борьбы. На Воронежском съезде (июнь 1879) принят в орг-цию "Земля и воля" и фактически возглавил движение политиков-террористов. После раскола "Земли и воли" (июнь - авг. 1879) - чл. Исполнит. к-та "Нар. воли", его признанный лидер. Сыграл решающую роль в объединении сил террористов, в создании рабочих, студенч., воен. орг-ций "Нар. воли", в разработке ее программных док-тов, в изд. народовольч. "Рабочей газеты". Активно участвовал в подготовке неск. покушений на царя: под г. Александровском (нояб. 1879), взрыва в Зимнем дворце (февр. 1880), на Каменном мосту в Петерб. (авг. 1880). Организатор покушения на Александра II 1 (13) марта 1881, накануне к-рого, 27 февр. (11 марта) 1881, был арестован. Узнав о гибели царя, потребовал, чтобы его приобщили к делу 1 марта. Пытался использовать судебный процесс для изложения причин возникновения, целей и программы "Нар. воли". Вместе с др. первомартовцами повешен на Семеновском плацу в присутствии публики. По восп. товарищей, Ж., "сложная и богато одаренная от природы натура" (Л. Дейч), был образован, обладал огромной энергией, ораторским талантом, способностью вести за собой. На суде назван "вожаком-злодеем". |
ЖЕЛЯБУ́ЖСКИЙ Юр. Анд. (1888-1955) - кинорежиссер и оператор. Сын актрисы М. Ф. Андреевой. Учился в Петерб. технол. ин-те. В кино с 1915 (ассистент оператора в частных фирмах); оператор и сорежиссер А. Санина в ф. "Девы горы" (1918-19), оператор лучшего фильма А. Санина "Поликушка" (1919, вып. 1922). К тому же периоду относятся первые авторские работы Ж.: сценарист, реж. и оператор ф. "Царевич Алексей" (по ром. Д. Мережковского, 1918), "Новое платье короля" и "Девочка со спичками" (по Х. К. Андерсену, 1919). Как оператор работал в чрезвычайно широком диапазоне: первые опыты "субъективной камеры" в "Поликушке" и хроник. съемка политич. событий, культпросветкино (знаменитый "Гидроторф" и др.) и игровое агиткино. В 1919-21 Ж. поставил и снял сер. агитфильмов, частью по своим сценариям, имевшим разную жанровую окраску: кроме чистых агиток ("Чем ты был?", "Народ - сам кузнец своего счастья", "Паны-налетчики", "Помогите!") тут были комич. ("Сон Тараса", "Домовой-агитатор") и мелодраматич. сюжеты ("Дети - цветы жизни"), фрагменты хроники ("Война войне"). В игровых фильмах, сделанных в 20 - нач. 30-х гг., Ж. стремился совмещать обе кинопрофессии. Кинематографист старой школы, в своих фильмах он неизменно ориентировался на нового зрителя. Охотно ставил экранизации лит. произв. ("Морозко", 1924; "Коллежский регистратор", совм. с И. Москвиным, 1925; "Кто ты такой?" по мотивам ром. Дж. Лондона, 1927; "Победа женщины" по пов. Н. Лескова, 1927), не пренебрегал актуальным драматич. мат-лом ("Человек родился", 1928), а также чисто развлекат. жанром ("Папиросница от Моссельпрома", 1924, "Дина Дза-Дзу", 1926, "В город входить нельзя", 1928, "Лавры мисс Элен Грей", 1935). Предпочитал работать с проф. сценаристами (Ф. Оцепом, О. Леонидовым, А. Ржешевским, В. Добровольским, В. Шершеневичем), однако при этом ориентировался на именитых театр. актеров-мхатовцев (И. Москвина, Л. Леонидова, К. Еланскую, В. Массалитинову, Б. Ливанова). Уже в 20-х гг. одновременно с игровыми Ж. снимал видовые фильмы, принимал деятельное участие в первых сов. мультфильмах, как объемных ("Приключения Болвашки", 1927), так и рисованных ("Кток", 1927). Со 2-й пол. 30-х гг. перешел в науч.-популярное кино; с сер. 40-х гг. сосредоточился на искусствоведч. фильмах о рус. художниках, экспериментируя с техникой цвета (последний фильм о В. Серове снял в 1953). Проф. кафедры операторского мастерства во ВГИКе. Среди ф.: "Метель" (1919, оператор), "Аэлита" (1924, оператор), "Просперити" (1932, реж. и оператор). Соч.: Иск-во оператора. М.; Л., 1932; Изобразит. композиция фильма. М., 1960. Лит.: Соболев Р. П. Юрий Желябужский. М., 1963. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЖЕМЧУГО́ВА-КОВАЛЁВА Прасковья Ив. - см. |
ЖЕМЧУ́ЖНИКОВ Ал. Мих. (1821-1908) - писатель. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Племянник А. А. Перовского (А. Погорельского). Учился в 1-й петерб. г-зии (1835); окончил уч-ще правоведения (1841). Служил в Сенате, в Мин-ве юстиции (с 1847), в Гос. канцелярии (с 1849), с 1855 - пом. статс-секр. Гос. совета. В 1858 вышел в отставку. Начал лит. деят-ность в ж. "Современник" (1850). К этому времени вместе с бр. Вл. и Ал-дром, а также двоюродным братом А. К. Толстым создает образ и специфич. тексты Козьмы Пруткова. Комедия "Фантазия" (совм. с А. К. Толстым), поставленная в Александринском т-ре (1851), вызвала недовольство Николая I и была запрещена. С 1854 до нач. 60-х гг. активно печатается в разл. периодич. изд. Возобновляет лит. деят-ность лишь с сер. 1870-х гг. Подлинное признание пришло к Ж. в 80-90-х гг., после издания сб-ков "Стихотворения" (1892), "Песни старости" (1900), "Прощальные песни" (1908), в к-рых Ж. воспринимается как один из патриархов рус. поэзии, сохранивший ее высокие идеалы (наряду с А. Н. Майковым, А. А. Фетом и Я. П. Полонским). |
ЖЕНА́ - супруга, в др.-рус. яз. и в поэтич. речи - "женщина". Как и в случае с корнем муж-, в этом слове сочетаются специальное, брачное и более общее возрастное значение. Особенно любопытный пример находим в старослав. тексте Евангелия от Иоанна (4:17). Отвеща жена и рече ему: не имам мужа, где слово Ж. употреблено в широком значении (в рус. пер.: "Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа"), а муж - в более узком, "супруг". О соотношении значений "супруга" и "женщина" и возрастном значении термина см. в ст. " |
ЖЕ́НСКИЕ ГИМНА́ЗИИ - ср.-общеобразоват. уч. заведения в дорев. России, подразделявшиеся на г-зии Ведомства учреждений имп. Марии (мариинские), г-зии Мин-ва нар. просвещения и частные г-зии. В г-зии Ведомства имп. Марии принимались девочки всех сословий, достигшие 8-летнего возраста. В 1879 для всех мариинских г-зий утверждена единая программа обучения, уч. курсы в них приближались к курсу ин-тов благородных девиц; обучение было платным. Ж. Г. Мин-ва нар. просвещ. состояли из приготовительного, 7 осн. классов, 8-го педагогич. Учиться в них могли девочки всех сословий и вероисповеданий. Закончившим 7 классов выдавался аттестат на звание учительницы начальной школы, окончившим 8 классов - домашней учительницы; они же могли поступать на Высш. жен. курсы без экзаменов; обучение также было платным. Частные Ж. Г., предназначенные в осн. для состоят. родителей, в целом придерживались программ, установл. Мин-вом нар. просвещ. |
ЖЕ́НСКИЕ УЧИ́ЛИЩА - уч-ща Ведомства имп. Марии, уч-ща Мин-ва нар. просвещения и епархиальные уч-ща, находившиеся в ведении Синода. Мариинские Ж. У. включали в себя: а) ср. жен. учебн. заведения, открывавшиеся в 1862 по инициативе И. А. Вышнеградского, позднее переименованы в г-зии; б) платные Ж. У. с 4-годичным сроком обучения. Открывались с 1887 для девочек из низших слоев об-ва с 6-годичным сроком обучения (1-й разряд) и с 3-годичным сроком обучения (2-й разряд). В 1870 реорганизованы: первые - в жен. г-зии, вторые - в жен. прог-зии; содержались в осн. на пожертвования частных лиц, городских купеч. и мещанских об-в и т. п. |
"ЖЕ́НСКИЙ ВЕ́СТНИК" - журнал, издававшийся в СПб. в 1866-68. Ред.-изд. А. Б. Массарош; фактич. редакторы И. А. Благовещенский и А. К. Шеллер-Михайлов. "Ж. В." пытался после закрытия "Современника" и "Рус. слова" стать их преемником. Когда стали выходить "Отеч. записки" и "Дело" под новой редакцией, "Ж. В." прекратил свое существование. |
ЖЁРНОВ - мельничный камень с насечкой или наковкой, расходящейся из центра. Верхний Ж. - подвижный (бегун, вышник); нижний - неподвижная основа (снасть, постав). В центре соединены осью (веретеном). Зерно насыпали под веретено (в вечею). Домашний Ж. устанавливался в одном из задних углов, к-рый получил название "жернова угла". Под новый год гадали с Ж. об имени жениха: в ячею засовывали иголку и толковали издаваемые Ж. звуки. |
ЖЕТЕ́ (франц. jeter - "бросать, кидать") - в балете: движения, исполняемые броском ноги, прыжок с ноги на ногу. Прыжки Ж. многообразны по форме и широко используются в сценич. танце. |
ЖЕТО́НЫ (франц. jeton) - знаки разл. формы, изготовл. из металла или иного мат-ла. В ист. цивилизации изв. Ж., дававшие право на получение обеда, хлеба, дров, прохода или проезда (напр., через гор. ворота, мосты), отчасти выполнявшие функции денег и "карточек" совр. периода рос. ист.; счетные Ж., игральные Ж., используемые в игорных домах. Ж. выпускались с целью увековечения событий - памятные Ж., к-рые отличаются от такого же рода медалей только своими меньшими размерами и более низким рельефом изображений (часто в качестве подарка по случаю разл. праздников). Чеканились коронационные Ж., обычно из драгоц. металлов. Часто Ж. указывают на принадлежность к к.-л. об-ву. В наст. время выпускают рекламные Ж., Ж. для замены общегос. монеты в торг. и игральных автоматах, в турникетах метро, таксофонах. В нек-рых случаях на Ж. может указываться его номинал. |
ЖЖЁНОВ Георг. Степ. (род. 1915) - актер. Учился в эстрадно-цирковом техникуме в Ленинграде и одновременно работал акробатом. В 1933 вместе с Г. Смирновым создал эффектный номер каскадерской акробатики. В 1935 окончил Ленингр. театральное уч-ще (курс И. Хейфица и А. Зархи, мастерская С. Герасимова). Впервые снялся в немом ф. "Ошибка героя" (1933, Пашка Ветров). В 1938 арестован по ложному обвинению, вплоть до 1954 был в тюрьмах, лагерях, ссылках (с перерывом в 1946-47). В 1954 полностью реабилитирован. Эти годы нашли свое отражение в автобиогр. прозе Ж. С 1968 работает в моск. Т-ре им. Моссовета. Среди его многочисл. ролей: Вилли Старк ("Вся королевская рать", 1971, т/ф), генерал Тимерин в трилогии "Путь в "Сатурн"" (1967), "Конец "Сатурна"" (1967), "Бой после победы" (1972), летчик Тимченко ("Экипаж", 1979), генерал Бессонов ("Горячий снег", 1973); фронтовой шофер ("Балтийское небо", 1974), инженер Муромцев ("Человек, которого я люблю", 1967), Автоинспектор ("Берегись автомобиля", 1966) и мн. др. Одно из главных достоинств образов, созданных Ж., - абсолютная достоверность героев. Звездным часом для актера стало исполнение гл. роли Зарокова-Тульева в ф. реж. Вениамина Дормана "Ошибка резидента" (1968), "Судьба резидента" (1970), "Возвращение резидента" (1982), "Конец операции "Резидент"" (1986). В ряду наград, завоеванных актером, - Гос. премия РСФСР (1975, за исполнение роли в ф. "Горячий снег"), Большой приз к/ф "Созвездие" за вклад в отеч. киноиск-во (1992); в 1996 аналогичный приз фестиваля "Кинотавр". В 1997 Ж. - лауреат премии Рос. киноакадемии "Ника" с формулировкой "За Честь и Достоинство". Среди др. ф.: "Чапаев" (1934), "Комсомольск", (1938, Маврин), "Выбор цели" (1975, Зубавин) и др. Автор ряда лит. произв. Соч.: Омчагская долина. М., 1988; От "Глухаря" до "Жар-птицы": Пов. и рассказы. М., 1989. |
"ЖИВА́Я ЖИЗНЬ" - распространенная в нач. 20 в. худож.-филос. формула, означающая предпочтение жизни в ее полноте и живой диалектике схемам рационалист. систем. Выработалось два противоположных ее понимания. Первое было высказано участниками ж. "Ж. Ж." (Москва, нояб. 1907 - февр. 1908). Ред. указывала на преемств. "Ж. Ж." от "Нового пути", "Вопросов жизни" и "Века"; журнал ставил своей задачей "служить по мере сил торжеству живой жизни". Единств. источником сил, необходимых для этого торжества, признавалась религия. В программу ж. "Ж. Ж." входило требование освещать вопросы развития "нового религ. сознания", отношения христ-ва к социализму и анархизму, пересмотреть "аскетич. отношение к миру", стать "энциклопедией живого и совр. апологетич. богословия". Второе понимание формулы содержится в филос.-критич. иссл. "Ж. Ж." В. Вересаева, под влиянием ницшеанства исходившего из мысли о совр. "больном" мире и несоверш. человеке как мат-ле, из к-рого самим же людям надлежит создать социально "здоровое" об-во и "живого" - социально активного и биологически полноценного человека. 1-ю часть книги, посв. филос. жизни Ф. Достоевского и Л. Толстого, Вересаев завершал словами о том, что будущему свободному человечеству предстоит в титанич. трудах "добыть силу жизни". Ее 2-я часть "Аполлон и Дионис" ("О Нищете") завершалась притчей, содержащей гимн жизни и человеку, ее мужественному творцу: "…есть жизнь, есть радость и сила, ...жизнь и счастье на земле - не ложь, не обманчивый призрак...". |