Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ж" (часть 1, "ЖАБ"-"ЖИВ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж" (часть 1, "ЖАБ"-"ЖИВ")

Жаботинский Вл

ЖАБОТИ́НСКИЙ Вл. (Зеев) Евг. (1880-1940) - писатель, поэт, драматург, публицист, политич. деятель. Учился в Ришельевской г-зии (Одесса), ун-тах Берна и Рима. Высшее образование завершил в Демидовском лицее (Ярославль). Печатался с 17 лет в газ. "Одесский листок" и "Одесские новости". В 1901-02 выступил как драматург (пост. пьес "Кровь" и "Ладно" в Одесском гор. т-ре). Получил известность как поэт и переводчик ("Бедная Шарлотта", "Ворон" Э. По, "Сказание о погроме" Х. Бялика). Наиб. славу принесла Ж. публицистич. деят-ность. Опубл. под псевд. Алталена (Альталена - в пер. с итал. "качели") в рус. печати сотни статей и фельетонов, гл. темой к-рых были русско-евр. отношения, проблемы жизни евреев в России. С 1903 активно участвовал в сионистском движении, делегат ряда Всемирных сионистских конгрессов; входил в ред. ж-лов "Еврейская жизнь" и "Рассвет". В нач. 1-й мировой войны в качестве корреспондента рус. газ. находился в Европе, возглавил Евр. легион в составе британских войск. После войны жил в Палестине, Германии, Франции; возглавил оппозиц. блок во Всемирном сионистском движении (т. н. ревизионисты), издавал на рус. яз. ж. "Рассвет". В 20-30-х гг. Ж. сотрудничал в рус. эмигрант. прессе, продолжал свою деят-ность как поэт, переводчик и прозаик. На рус. яз. написаны и опубл. пов. "Пятеро" и ром. "Самсон Назарей". Ум. в США во время лекционного турне; в 1964 прах Ж. перезахоронен в Израиле (Иерусалим) на горе Герцля.

Жаботинский Леон. Ив

ЖАБОТИ́НСКИЙ Леон. Ив. (род. 1938) - тяжелоатлет, з. м. с. СССР (1964). Чемпион мира 1964-65, 1968, Европы 1966, 1968, неоднократный чемпион СССР в 1964-69. Рекордсмен мира в 1963-70. Установил 17 мировых рекордов. Знаменосец команды СССР на Олимп. играх 1968. Автор автобиографич. кн. "Сталь и сердце" (М., 1969).

Жадовская Юл. Валериановна

ЖА́ДОВСКАЯ Юл. Валериановна (1824-83) - писательница. Род. в дворянской семье. Воспитывалась в Костромском пансионе Прево-де-Люмьен (1833-40). С детства калека, Ж. в нач. 1840-х гг. пережила любовную драму (отец не дал согласие на ее брак с П. М. Перевлесским, бедным разночинцем, домашним учителем Ж., впоследствии изв. филологом). Печататься начала с 1841 и вскоре заявила о себе как талантливая поэтесса (2 сб. "Стихотворений", 1846, 1858). Автор ром. "В стороне от большого света" (1857), "Женская история" (1861) и др. прозаич. соч., не получивших, однако, признания критики. В 1862 вышла замуж за ярославского врача К. Б. Севена, и ее лит. деят-ность прекратилась. Осн. мотивы лирики Ж. (непонятая, отвергнутая, безнадежная, несостоявшаяся любовь, одиночество, однообразие жизни, судьба и т. д.) определены ее интимным опытом. Мн. ее стих. положены на музыку М. Глинкой, А. Даргомыжским, А. Варламовым, А. Гречаниновым и др. изв. Композиторами. (в т. ч. "Ты скоро меня позабудешь", "Я все еще его, безумная, люблю").

Жаков Олег Петр.

ЖА́КОВ Олег Петр. (1905-88) - актер кино. Учился в киномастерской ФЭКС (Фабрики эксцентричного актера) в Петрограде-Ленинграде и Ленингр. техникуме сценич. иск-в. Актер к/ст "Ленфильм" и студии киноактера при "Ленфильме". Снялся более чем в сотне картин. Один из самых популярных и любимых актеров 30-50-х гг.

Занимаясь в ФЭКС, сыграл эпизод в ф. "Шинель" (1926) и маленькую роль защитника баррикады в ф. "Новый Вавилон" (1929, реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг). Первая большая роль в кино - молодой радист Пухов ("Ледяная судьба", 1929, реж. Е. Петров).

Среди созд. им образов современников - радист Курт Шефер ("Семеро смелых", 1936, реж. С. Герасимов), командир рев. полка латыш Ян Драудин ("Мы из Кронштадта", 1936, реж. Е. Дзиган), финн Тойво Антикайнен ("За сов. Родину", 1937, реж. Р. и Ю. Музыканты), капитан Костров ("Подводная лодка Т-9", 1944, реж. А. Иванов), Федор Таланов ("Нашествие", 1945, Гос. (Сталинская) премия СССР, реж. А. Роом), партизан Янис ("Сыновья", 1946, реж. А. Иванов), доктор Рождественский ("Во имя жизни", 1947, реж. А. Зархи и И. Хейфиц), папаша Черви ("Семь братьев Черви", 1967, реж. Д. Пуччини), сов. полпред Сорокин ("Миссия в Кабуле", 1971, реж. Л. Квинихидзе), ученый, исследователь Байкала Бармин ("У озера", 1970, реж. С. Герасимов, написавший эту роль специально для Ж.), дед Матвей ("Фронт без флангов", 1975, и "Фронт за линией фронта", 1978, реж. И. Гостев). Среди редких у Ж. т. н. отрицательных ролей - неск. шедевров: доцент Воробьев ("Депутат Балтики", 1937, реж. А. Зархи и И. Хейфиц), Боровский ("Великий гражданин", 1938-39, реж. Ф. Эрмлер), убежденный противник сов. власти Дембович ("Ошибка резидента", 1968, реж. В. Дорман).

Лит.: Ягункова Л. Олег Жаков. М., 1973; Макарова Т. Мудрость таланта // Иск-во кино. 1980. № 5.

О. П. Жаков. Фотопроба к фильму "Иван Грозный", реж. С. М. Эйзенштейн

О. П. Жаков. Фотопроба к фильму

Жалакявичюс Витаутас Прано

ЖАЛАКЯ́ВИЧЮС Витаутас Прано (1930-96) - режиссер и сценарист кино, работал на Литовской студии и на "Мосфильме". Преподавал на Высших сценарных курсах в Москве.

Учился в Каунасском ун-те, окончил ВГИК (мастерская М. Чиаурели) в 1956. Дебютировал в 1957 короткометражным ф. "Утопленник" (по новелле П. Цвирки). Совм. с Ю. Фогельманом поставил комедию "Пока не поздно" (1958). Первая большая самостоят. работа - ф. "Адам хочет быть человеком" (1959, сценарий Ж. и В. Сириоса-Гиры), считающийся началом нового литов. кино; первые большие роли сыграли в нем актеры Паневежского драм. т-ра: Д. Банионис, В. Бледис, С. Петронайтис, Б. Бабкаускас, А. Масюлис, реж. т-ра Ю. Мильтинис. В ф. "Живые герои" (1960, гл. приз на МКФ в Карлови-Вари) Ж. - сценарист двух новелл, реж. одной и худ. рук. ф. в целом. Личность и история человека в эпоху великих потрясений - тема ф. Ж. "Хроника одного дня" (1963) и "Никто не хотел умирать" (1965, оба по собств. сценариям), продолжена в произв., построенных на ином ист. мат-ле: "Это сладкое слово - свобода" (1973, гл. приз на МКФ в Москве) и "Кентавры" (1979).

Ф. Ж. отличают напряженность действия, крупные характеры, метафоричность киноязыка. Драматургия Ж. сохраняет его почерк и в сценариях, написанных для др. реж.: ф. "Чувства" (1968, А. Грикявичюса и А. Даусы), "Факт" (1981, А. Грикявичюса). Среди пост. Ж. также т/ф "Авария" (1975, по Ф. Дюрренматту) и "Рассказ неизвестного человека" (1981, по А. Чехову); ф. "Извините, пожалуйста" (1983), "Воскресный день в аду" (1987). Автор сценария ф. "Повесть непогашенной луны" (по пов. Б. Пильняка, реж. Е. Цымбал, 1990).

Соч.: Время жить и время умирать // Экран-65. М., 1966; Разные слова об импульсах кинотворчества и о поисках живых цветов. М., 1969.

Лит.: Демин В. В. Жалакявичюс. М., 1982.

Жамцарано Цыбен Жамцаранович

ЖАМЦАРА́НО Цыбен Жамцаранович (1880-1942) - ученый-монголовед, просветитель, обществ. и политич. деятель Бурятии и Монголии. Вольнослушатель (с 1902), затем преподаватель монг. яз. (1906-1907) С.-Петерб. ун-та; в 1910-е гг. - советник Рос. консульства по делам просвещения, и. о. советника по нар. образованию при пр-ве Автономной Монголии, потом - преподаватель Иркутского ун-та. В 1920-32 - в Монголии (ученый секр. К-та науки Монг. нар. республики). В 1932-37 - науч. сотр. Ин-та востоковедения АН СССР, д-р филол. наук (1936) - первый среди бурятских ученых. Ж. - основатель культурно-политич. объединения бурят. интеллигенции "Знамя бурятского народа" (1906), чл. партии левых эсеров (с 1917), пред. Центр. нац. К-та бурят-монголов (Бурнацкома; 1917-18), один из основателей (и видный деятель) Монг. нар.-рев. партии (1921), участник III Конгресса Коминтерна (от Монг. нар. рабочей партии). Ж. - издатель первой монг. газ. (с 1913) и первого монг. журнала (с 1914), переводчик (с рус. на монг. яз.) худож. и научно-популярной лит-ры, дир. первой светской школы в Урге (совр. Улан-Батор). Народнич. воззрения Ж. формировались с опорой на традиции общинного землепользования у бурят; сторонник консолидации всех монг. народов (вокруг Халха-Монголии) на основе буддийской религии и культуры, Ж. видел путь их экономич. развития социалистическим, но эволюционным, через гос. капитализм и кооперацию. Крупнейший собиратель фольклорно-этнографич. мат-лов, памятников письменности и материальной культуры бурят и монголов (включая народы Внутренней Монголии), опубл. лишь частично; автор оригинальных работ по бурят. эпосу, отд. вопросам монг. этнографии, монг. летописям 17 в. В авг. 1937 Ж. арестован НКВД по ложному обвинению, в нач. 1940 приговорен к 5 годам заключения. Ум. в Соль-Илецкой тюрьме.

Соч.: Произв. нар. словесности бурят. Т. 1. СПб., 1913-1918; Т. 2. Л., 1930-1931; Монгольские летописи XVII в. М.; Л., 1936.

Лит.: Цыбен Жамцарано: Жизнь и деят-ность: Доклады и тезисы научной конференции. Улан-Удэ, 1991.

Жандармы

ЖАНДА́РМЫ (франц. gendarme от "gens d’arme" - вооруженные люди) - в ср. века Ж. называли тяжело вооруж. рыцарей, всадников, сопровождаемых оруженосцами, телохранителей франц. королей. Формирования Ж. считались отборными кавалерийскими частями. В кон. 18 в. они были преобразованы в части тяжелой кавалерии - кирасиров.

В России слово впервые появилось в 1792 для обозначения кавалерийской команды, сформиров. цесаревичем Павлом Петровичем (будущим имп. Павлом I) в составе его гатчинских войск. Впоследствии Ж. стали наз. служащих органов политич. контроля, а затем и сыска. С 1810 существовал корпус внутр. стражи, обслуживавший гражд. власти "при поимке воров и разбойников, в случае неповиновения власти, при взыскании податей и недоимок". В 1817 в составе этого корпуса были созданы жандармские дивизионы. В 1815 появились Ж. при войсках: сначала были созданы небольшие жандармские команды, находившиеся в распоряжении корпусных командиров, а вскоре вместо них Борисоглебский драгун. полк был преобразован в жандармский и на него возложены полицейские функции в армии. В 1836 был учрежден Отд. корпус Ж., ставший исполнит. органом III Отделения собственной Е. И. В. канцелярии и выполнявший функции политич. полиции. Шефом Ж. был глава III Отделения. Первым этот пост занял граф А. Х. Бенкендорф, в течение 17 лет являвшийся главноуправляющим III Отделением. После упразднения последнего в 1880 Отд. корпус Ж. перешел в ведение Мин-ва внутр. дел. Ликвидирован в 1917.

Знак железнодорожного жандарма

Знак железнодорожного жандарма

Жаргон

ЖАРГО́Н (франц. jargon) - 1) Форма яз., используемая определ. соц. группами населения преим. в сфере устного неформ. внутригруппового общения. Ж. является т. о. разновидностью социальных диалектов (см. Диалект, Профессиональные языки, Арго, Сленг). Носителями Ж. могут быть соц. группы разных типов: профессиональные, социально-классовые, возрастные, корпоративные и т. п. Разнообразием типов социальных групп Ж. отличаются от профессиональных языков; меньшей закрытостью этих групп и, как следствие, отсутствием тайной функции Ж. отличаются от арго.

Подобно проф. яз. и арго, специфика Ж. ограничивается, как правило, лексикой (и фразеологией); фонетич. и грамматич. компоненты принадлежат родному яз. носителей Ж. Способы формирования жаргонной лексики включают в себя употребление иноязычных слов, не встречающихся в других формах данного яз., семантич. переосмысление или словообразоват. переоформление слов родного яз., реже - фонетич. искажение слов родного яз. Т. о., "номинативный компонент" Ж. достаточно близок к арготическому и отличается от последнего в осн. удельным весом способов изменения лексич. состава. Существуют явления, пограничные между Ж. и арго (напр., англ. "рифмованный сленг"). Очень близки к арго по способу искажения лексики разл. школьные Ж., часто основанные на всевозможных фонетич. изменениях слов родного яз. С др. стороны, Ж., отличающиеся от проф. яз. большим тематич. разнообразием лексики и ярко выраж. экспрессивной функцией, не всегда могут быть четко и однозначно отграничены от последних; зачастую Ж. возникают на базе проф. яз. Наиб. сложен вопрос (носящий во многом терминологич. характер) о разграничении Ж. и сленга, к-рому в отеч. лингв. традиции во многом соответствует термин "интержаргон", обозначающий совокупность жаргонной лексики (жаргонизмов), общей для мн. Ж. данного яз., понятной большей части нас. и проникающей постепенно в общенар. яз.

Часто термин Ж. употребляется в расширит. смысле для обозначения неправильной (с точки зрения лит. яз.) речи.

2) Элементарный контактный яз.; часто является нач. стадией развития пиджина (см. Контактные яз.).

Лит.: Жирмунский В. М. Нац. яз. и социальные диалекты. Л., 1936; Скворцов Л. И. Лит. яз., просторечие и жаргоны в их взаимодействии // Лит. норма и просторечие. М., 1977.

Жаров Ал-др Ал

ЖА́РОВ Ал-др Ал. (1904-84) - поэт. Род. в семье крестьянина. Учился в Можайском реальном уч-ще. Занимался в поэтич. семинаре В. Я. Брюсова в Моск. ун-те. Печатался с 1921. Принадлежал к плеяде комсомольских поэтов 20-х гг. (Сб-ки "Ледоход", 1923; "Здравствуй, жизнь", 1925; поэмы "Комсомолец", "Мастер Яков" и др.). Особенно популярна была лирич. поэма Ж. "Гармонь" (1926). Во время Вел. Отеч. войны воевал на флоте, писал патриотич. стихи, поэмы. В послевоен. годы стихи Ж. связаны с текущими событиями обществ. жизни, носят жизнеутверждающий характер. Песня Ж. "Взвейтесь кострами, синие ночи" (1922) стала на мн. годы гимном пионеров.

Жаров Мих. Ив

ЖА́РОВ Мих. Ив. (1899-1981) - актер кино, снимавшийся б. чем в 60 ф. Окончил театр. студию в Москве в 1919, работал в т-рах Москвы, Баку и Казани. В 1931-37 актер Моск. камерного т-ра, с 1938 - в Малом т-ре. В кино - с 1924. Эпизодич. персонажи Ж. в немых ф. "Аэлита" (1924), "Папиросница от Моссельпрома" (1924), "Шахматная горячка" (1925), "Мисс Менд" (1926), "Человек из ресторана" (1927), "Дон Диего и Пелагея" (1928) и др. насыщены юмором, яркой бытовой характерностью, пластич. выразительны, излучают жизнелюбие и удаль. Первая большая роль в кино - Фомка Жиган в первом звуковом ф. "Путевка в жизнь" (1931, реж. Н. Экк). Выступал как в фильмах о современности: Зайцев в ф. "Три товарища" (1935, реж. С. Тимошенко), следователь в ф. "Ошибка инженера Кочина" (1939, реж. А. Мачерет), так и снятых на мат-ле рус. классич. литры: Кудряш в ф. "Гроза" (1934, по драме А. Островского, реж. Б. Петров), Смирнов в ф. "Медведь" (1938, по А. Чехову, реж. И. Анненский), Коваленко в ф. "Человек в футляре" (1939, по А. Чехову, реж. И. Анненский).

Среди сатирич. персонажей, сыгранных с особой остротой и выразительностью, в репертуаре Ж. выделяется конторщик Дымба в ф. Г. Козинцева и Л. Трауберга "Возвращение Максима" (1937) и "Выборгская сторона" (1939). Сыграл Меншикова в ф. В. Петрова "Петр I" (1937, 1939), дьяка Гаврилу в ф. И. Савченко "Богдан Хмельницкий" (1941), военфельдшера Глобу в ф. В. Пудовкина "Во имя Родины" (1943, по пьесе К. Симонова "Русские люди"), а также Малюту Скуратова в ф. С. Эйзенштейна "Иван Грозный" (1 сер. - 1944, 2 сер. 1945, вып. - 1958) и др.

В 1946 Ж. в качестве реж. поставил по сценарию бр. Тур комедию "Беспокойное хозяйство" и сыграл в ней роль (старшина Семибаба). Участвовал в первом стереоскопич. ф. "Счастливый рейс (машина 32-12)" (реж. В. Немоляев, 1949). В 1953 выступил на экране в одной из своих лучших театр. ролей - Прохора Храпова из драмы М. Горького "Васса Железнова": ф. реж. Л. Лукова перенес на экран спектакль Малого т-ра. Среди ф. 60-70-х гг.: "Каин XVIII" (1963, реж. Н. Кошеверова и М. Шапиро), "Старшая сестра" (1966, реж. Г. Натансон, по пьесе А. Володина). Сыграл участкового милиционера Анискина в ф. И. Лукинского "Деревенский детектив" (1968, по пов. В. Липатова) и в т/ф "Анискин и Фантомас" (1974), "И снова Анискин" (1978, реж. Ж. и В. Ивановы). Нар. артист СССР (1949), Гос. (Сталинские) премии СССР (1941, 1942, 1947) и др. правительств. награды.

Соч.: Жизнь, театр, кино. М., 1967.

Лит.: Меттер И. Михаил Жаров. М., 1939; Ефимов Н. Михаил Жаров. Л., 1940; Юренев Р. Михаил Жаров // Актеры сов. кино. М., 1964. Вып. 1.

"Жар-птица"

"ЖАР-ПТИ́ЦА" - лит.-худож. журнал (1921-26). Выходил в Берлине (в 1926 - в Париже) под ред. А. Э. Когана, из-за финансовых затруднений - нерегулярно; всего вышло 14 номеров, мн. из к-рых (особенно 14-й) ныне являются библиограф. редкостью. Стремясь к продолжению традиций "Мира иск-ва", "Аполлона", "Золотого руна" и т. п., журнал отличался высоким полиграф. уровнем (мелованная бумага, большое кол-во иллюстраций, заставок, виньеток и т. п.). В нем сотрудничали К. Бальмонт, Саша Черный, В. Набоков, Н. Тэффи, И. Бунин, В. Ходасевич, Б. Зайцев, М. Алданов, Е. Чириков, Г. Лукомский, С. Маковский и др. В каждом номере помещался обширный монографич. очерк о том или ином рус. художнике, оказавшемся в эмиграции. Изд. прекратилось из-за недостатка средств.

Жар-птица

ЖАР-ПТИ́ЦА - персонаж волшебных сказок. Отличит. признак - чудесное оперение (золотые перья): с появлением Ж.-П. все освещается ярким светом. Осн. мотивы: похищает из царского сада золотые яблоки; герою достается ее перо, он отправляется на поиски и с помощью чудесных помощников находит птицу; добывший Ж.-П. получает полцарства и царскую дочь; Ж.-П. спасает героя из рук Бабы-Яги и т. п. Атрибуты и свойства Ж.-П. (золотое оперение, излучаемое ею сияние) указывают на связь ее с мифич. солнечным царством, а также с огнем; возможны ассоциации с птицей Феникс, восстающей из пепла. Рус. версии о Ж.-П. изв. начиная с лубочных сказок 18 в. Встречается в лит-ре: П. П. Ершов "Конек-Горбунок" (1834); В. А. Жуковский "Сказка об Иване-царевиче и сером волке" (1845); Н. М. Языков "Жар-птица. Драматическая сказка" (1857), а также в музыке: И. Ф. Стравинский, балет "Жар-птица" (1910).

Жданов Анд. Ал-др.

ЖДА́НОВ Анд. Ал-др. (1896-1948) - сов. гос. и парт. деятель. Род. в Мариуполе в семье инспектора нар. уч-щ. Из дворян. С 1912 участвовал в с.-д. кружках. В марте 1916 - чл. Тверского к-та РСДРП(б). В 1917 мобилизован в армию. В тыловых частях вел антивоен. пропаганду. В годы Гражд. войны - на сов. и парт. работе. Делегат IX съезда РКП(б) (1920). С 1922 пред. Тверского губисполкома. В 1924-34 - секр. Нижегородского губкома, а затем - крайкома ВКП(б). Активно участвовал в проведении коллективизации. На XVI съезде ВКП(б) (1930) избран чл. ЦК. С 1934 (XVII съезд) секр. ЦК. После убийства С. М. Кирова (1934) возглавил Ленингр. парторг-цию. С 1935 - канд. в чл. Политбюро. Способствовал "чисткам" и репрессиям в Ленингр. регионе. Уже в предвоен. годы наметилась "специализация" Ж. по идеологич. надсмотру за обществ. науками и иск-вом (речь на I Всес. съезде писателей, редактирование учебников по истории СССР и новой истории, выступления по поводу изд. "Краткого курса истории ВКП(б)". На XVIII съезде ВКП(б) (1939) Ж. выступил с докладом об изменениях в уставе партии. После съезда - чл. Политбюро. В годы войны - чл. Воен. совета Сев.-Зап. направления и Ленингр. фронта, ген.-полковник (1944). Награжден орденами Суворова и Кутузова 1-й степени. С 1944 работал в Москве секр. ЦК. Занимался вопросами идеологии. Постепенно стал одним из наиб. близких фаворитов Сталина. В 1946-48 играл самую активную роль в кампаниях травли и преследования выдающихся представителей науки и иск-ва. Противостоял группировке Берия - Маленкова и опирался на выдвинутую и поддерживаемую им группу способных руководителей, выходцев из Ленинграда (А. Кузнецов, Н. Вознесенский и др.). Внезапная кончина Ж. позволила его противникам организовать т. н. "Ленингр. дело".

А. А. Жданов

А. А. Жданов

Жданов Юр. Тим

ЖДА́НОВ Юр. Тим. (1925-86) - артист балета, балетмейстер, педагог. Окончил Моск. хореогр. уч-ще в 1944 (класс Н. Тарасова), в 1964 ГИТИС. В 1944-68 солист Большого т-ра. Среди ролей: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Базиль ("Дон Кихот"), Альберт ("Жизель"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Ма Личен ("Красный мак"), Евгений ("Медный всадник") и др. Был партнером Г. Улановой, Р. Стручковой, Е. Максимовой. Снимался в кинобалетах "Ромео и Джульетта" и "Мастера рус. балета". Ж. были присущи холодновато-сдержанная, элегантная манера танца, строгое изящество линий, благородство внешнего облика. В 1971-76 худ. рук. концертного ансамбля "Классич. балет". Среди пост.: "Франческа да Римини" П. Чайковского (1973), концертные номера. В 1978-80 балетмейстер и педагог в Нац. т-ре в Праге. В 1981-86 педагог балетмейстерского ф-та ГИТИСа.

Жданович Викт. Франц.

ЖДАНО́ВИЧ Викт. Франц. (род. 1938) - спортсмен, фехтовальщик, з. м. с. СССР (1960). Первый сов. спортсмен, завоевавший олимп. первенство в личных соревнованиях по фехтованию. Олимп. чемпион 1960 в личных соревнованиях, 1960 и 1964 в командных соревнованиях по фехтованию на рапирах. Чемпион мира 1959, 1961-63 в командных соревнованиях. Чемпион СССР 1959.

Жебелёв Сер. Ал-др.

ЖЕБЕЛЁВ Сер. Ал-др. (1867-1941) - ученый, исследователь классич. древности. Выходец из мещанской среды, окончил классич. г-зию, в 1886 поступил в Петерб. ун-т., был учеником Ф. Ф. Соколова, от которого перенял интерес к конкретно-историч. исследованию док-тов. С 1903 - проф. ист.-филологич. ф-та Петерб. ун-та, с 1914 - чл.-корр. Рос. АН, в 1919 в течение полугода был ректором С.-Петерб. ун-та. Первые годы после Окт. рев-ции 1917 сохранял должность проф. и членство в АН, однако вскоре стал жертвой проводимых властями "чисток". В 1922 уволен из Петрогр. ун-та, в 1928 - из АН СССР, где его, однако, восстановили после вынужденного публичного покаяния. В 1932, опасаясь репрессий, Ж. сам пишет свою научную биографию под назв. "Автонекролог". Ум. в 1941 от голода во время Ленингр. блокады.

Ж. сам считал себя историком-филологом. В ранних монографиях он рассматривал афинскую историю 231-229 гг. до н. э. и историю Греции в эпоху рим. господства в 1-3 вв. н. э.; в 20-е написал первые общие уч. пособия по истории Др. Греции, эллинизма и Рима (1920-23), а также "Введение в археологию" (1923). С 20-х гг. в творчестве Ж. преобладает тематика Сев. Причерноморья; в 1932-33 он выдвигает спорную гипотезу о крупном восстании скифских рабов на Боспоре в кон. 2 в. до н. э. (восстание Савмака). Итоговый труд Ж. - изд. посмертно сб. "Сев. Причерноморье. Иссл. и статьи по ист. Сев. Причерноморья в античную эпоху" (1953). Среди учеников Ж. - изв. ученые И. И. Толстой и А. И. Доватур.

Жегин Лев Фед

ЖЕ́ГИН (Шехтель) Лев Фед. (1892-1969) - художник, иск-вед. Род. в семье изв. арх. Ф. О. Шехтеля. Учился живописи в студии К. Ф. Юона, затем - в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. В кругу его близких знакомых были худож. М. Ф. Ларионов, В. Н. Чекрыгин, поэт В. В. Маяковский (первая кн. поэта "Я!" - 1913 - была оформлена Ж. совм. с Чекрыгиным), философ П. А. Флоренский, математик Н. Н. Лузин. Участвовал в различных худож. выставках ("Мир иск-ва", 1917-21, "Маковец", 1922-24, междунар. выставка в Венеции 1928-30 и др.). Ряд его произв. хранится в Третьяковской галерее и др. музеях. Одноврем. вел педагог. и худож.-оформит. работу. Еще в 20-х гг. Ж. занялся иссл. перспективы и композиции древней живописи, в частности рус. иконописи. Ж. было установлено, что при восприятии древней картины бросаются в глаза искажения в передаче перспективы: разного рода деформации, сдвиги, разрывы и разломы в изображении. Однако происходило это не от незнания худож. законов перспективы (этой ошибочной мысли придерживался, напр., А. Бенуа), но от иной перспективной системы изображения реальности (этот комплекс явлений определяется как "обратная перспектива") в древней живописи, к-рая характерна и для иск-ва примитива, детского рисунка. При этом, в частности, выявлялась следующая закономерность: семантически важная часть изображаемого объекта повернута к зрителю, а семантически неважная - подчиняется перспективным отклонениям. Реконструкции яз. этой системы и рассмотрению в связи с этим более общих проблем передачи пространства и времени в древней живописи и был посвящен итоговый труд Ж. "Язык живописного произведения".

Провед. им анализ системы перспективных деформаций оказал неоценимую услугу не только теории иск-ва, но и семиотике, истории матер. культуры.

Жезл

ЖЕЗЛ - палка, трость, посох. С древнейших времен - символ достоинства высших представителей светской и церковной власти. Термин Ж. на Руси известен с 11 в. (Остромирово Евангелие). Ж. - неизменный атрибут царя, короля и вел. князя в миниатюрах Лицевого свода (16 в.): палка с Т-образным навершием. С посохом (Ж.) ходили Иван III и Иван IV, а также церк. иерархи. Символика Ж. (посоха) связана, видимо, с образом пастыря, пасущего свое стадо (пастушеский посох). В 18 - нач. 20 в. Ж. - знак достоинства ген.-фельдмаршала, изображаемого на портретах с Ж. (цилиндрич. формы, с украшениями) в руке. Применяется также как праздничный атрибут церемониймейстера.

Жеймо Янина Болеславовна

ЖЕЙМО́ Янина Болеславовна (1909-87) - актриса. С 3-летнего возраста выступала в цирке в семейной "Труппе Жеймо", позже - на эстраде. В 1925-1929 училась в киномастерской ФЭКС (Фабрики эксцентричного актера) у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга, стремившихся воспитать актера синтетич. типа. Первая роль - мальчишка-газетчик Мишка в комедийном ф. "Мишка против Юденича" (1925). Участвовала в ф. "Шинель" (1926), "Братишка" (1926), "С. В. Д." (1927), "Новый Вавилон" (1929) и др. Лаконично, эмоционально и броско исполняла эпизодич. роли в разных стилях - от эксцентрич. клоунады до романтич. героики. 30-е гг. стали наиб. плодотворными в творчестве Ж. Не только талант и мастерство, но и особые внешние данные - очень маленький рост, почти детское лицо - стали источником худож. своеобразия актрисы. В лирич. драме "Песня о счастье" (1934) сыграла одну из осн. ролей - юной Анук. В комедиях "Разбудите Леночку" (1934) и "Леночка и виноград" (1936) создала эксцентрич. образ 12-летней школьницы. В бытовой комедии "Горячие денечки" (1935) образовала вместе с Н. Черкасовым блестящую комедийную пару. Наиб. полно выразила артистич. индивидуальность Ж. роль Аси-Пуговицы - одной из 3-х героинь ф. "Подруги" (1935), глубоко драматический образ отличался в исполнении Ж. разнообразием красок и оттенков, соединяя лирику, характерность и эксцентрику. В годы Вел. Отеч. войны Ж. принимала участие в ф. "Белорус. новеллы" (1942), "Два бойца" (1943) и др. Широкую известность принес Ж. образ героини в ф.-сказке "Золушка" (1947). В 1949-56 Ж. играла в Т-ре-студии киноактера, участвовала в дублировании заруб. фильмов.

Среди др. ф.: "Шел солдат с фронта" (1939, Фроська), "Доктор Калюжный" (1939, Оля), "Приключения Корзинкиной" (1941, Корзинкина).

Лит.: Павлова М. Янина Жеймо. М., 1980; Трауберг Л. Янина Жеймо. М., 1990.

Железный век

ЖЕЛЕ́ЗНЫЙ ВЕК - посл. стадия археол. периодизации первобытной истории. В рамках эпохи металла Ж. В. следует за бронзовым и является последней стадией в принятой периодизации. Время появления жел. орудий труда в отд. регионах земного шара различается: в Америке - лишь с прибытием европейцев, в Африке железо стало первым металлом, бронзовый век отсутствовал. В Европе начало Ж. В. относится к 1100 до н. э. и связывается обычно с падением царства хеттов (совр. терр. Сирии и Турции), владевших секретом выплавки железа. В Зап. Европе Ж. В. делится на два периода: гальштат (12-5 вв. до н. э.) и латен (5 в. до н. э. - 1 в. н. э.). Иногда к нему же относят эпоху великого переселения народов (4-6 вв. н. э.). На терр. Вост. Европы (в пределах бывшего СССР) Ж. В. датируется 1 тыс. до н. э. - 1 тыс. н. э. Его конец, совпадая с нач. периодом средневековья, весьма условен и приходится преим. на 2-ю пол. - кон. 1-го тыс. Ист. события Ж. В., нашедшие отражение в археол. мат-ле, получили новое освещение в письм. источниках. Становятся изв. назв. народов, обитавших на юге Вост. Европы, - скифов, сарматов, гуннов и др., балт. и финно-угор. племен лесной и лесостепной полосы. В рамках Ж. В. протекала история формирования и развития слав. этноса, др.-рус. народности и государственности.

Жёлтый билет

ЖЁЛТЫЙ БИЛЕ́Т - обиходное назв. документа, выдававшегося в дорев. России столичной полицией проституткам и узаконивавшего их право заниматься своим ремеслом.

Желябов Анд. Ив

ЖЕЛЯ́БОВ Анд. Ив. (1851-81) - революционер, народник, один из рук. "Народной воли". Из семьи крепостных крестьян (дворовых). В 1869 поступил на юридич. ф-т Новорос. ун-та в Одессе. В окт. 1871 организовал студенч. волнения, поводом для к-рых послужило оскорбление преподавателем студента, был исключен из ун-та и выслан из Одессы. В восстановлении в ун-т ему отказали "во избежание зловредного влияния на студентов". Поступил учителем в семью богатого сахарозаводчика Киевск. губ. С. Яхненко; женился на его дочери (1873). Посещал "Киевскую коммуну", встречался с деятелями "Громады". По возвращении в Одессу вступил в близкий к "чайковцам" кружок Ф. В. Волховского (осень 1873). В кон. 1874 при разгроме кружка арестован, весной 1875 освобожден под залог. В 1875-77 жил с семьей в Одессе и в Крыму "одной жизнью с народом": учительствовал, занимался с. х-вом. В июне 1877 арестован и доставлен в дом предварит. заключения в Петерб., судился по "процессу 193-х". Оправдан за неимением улик в янв. 1878 и вновь "исчез" - жил в деревне, "действовал в народе". В кон. 1878, в разгар арестов, казней и ссылок среди революционеров Юга России, появляется в Одессе, порывает с семьей, переходит на нелегальное положение. По предложению М. Ф. Фроленко приглашен на Липецкий съезд политиков-террористов (июнь 1879), был его секр. и активным участником, показал себя решит. сторонником создания рев. орг-ции и террора как одного из средств политич. борьбы. На Воронежском съезде (июнь 1879) принят в орг-цию "Земля и воля" и фактически возглавил движение политиков-террористов. После раскола "Земли и воли" (июнь - авг. 1879) - чл. Исполнит. к-та "Нар. воли", его признанный лидер. Сыграл решающую роль в объединении сил террористов, в создании рабочих, студенч., воен. орг-ций "Нар. воли", в разработке ее программных док-тов, в изд. народовольч. "Рабочей газеты". Активно участвовал в подготовке неск. покушений на царя: под г. Александровском (нояб. 1879), взрыва в Зимнем дворце (февр. 1880), на Каменном мосту в Петерб. (авг. 1880). Организатор покушения на Александра II 1 (13) марта 1881, накануне к-рого, 27 февр. (11 марта) 1881, был арестован. Узнав о гибели царя, потребовал, чтобы его приобщили к делу 1 марта. Пытался использовать судебный процесс для изложения причин возникновения, целей и программы "Нар. воли". Вместе с др. первомартовцами повешен на Семеновском плацу в присутствии публики. По восп. товарищей, Ж., "сложная и богато одаренная от природы натура" (Л. Дейч), был образован, обладал огромной энергией, ораторским талантом, способностью вести за собой. На суде назван "вожаком-злодеем".

Желябужский Юр. Анд

ЖЕЛЯБУ́ЖСКИЙ Юр. Анд. (1888-1955) - кинорежиссер и оператор. Сын актрисы М. Ф. Андреевой. Учился в Петерб. технол. ин-те. В кино с 1915 (ассистент оператора в частных фирмах); оператор и сорежиссер А. Санина в ф. "Девы горы" (1918-19), оператор лучшего фильма А. Санина "Поликушка" (1919, вып. 1922). К тому же периоду относятся первые авторские работы Ж.: сценарист, реж. и оператор ф. "Царевич Алексей" (по ром. Д. Мережковского, 1918), "Новое платье короля" и "Девочка со спичками" (по Х. К. Андерсену, 1919). Как оператор работал в чрезвычайно широком диапазоне: первые опыты "субъективной камеры" в "Поликушке" и хроник. съемка политич. событий, культпросветкино (знаменитый "Гидроторф" и др.) и игровое агиткино. В 1919-21 Ж. поставил и снял сер. агитфильмов, частью по своим сценариям, имевшим разную жанровую окраску: кроме чистых агиток ("Чем ты был?", "Народ - сам кузнец своего счастья", "Паны-налетчики", "Помогите!") тут были комич. ("Сон Тараса", "Домовой-агитатор") и мелодраматич. сюжеты ("Дети - цветы жизни"), фрагменты хроники ("Война войне"). В игровых фильмах, сделанных в 20 - нач. 30-х гг., Ж. стремился совмещать обе кинопрофессии. Кинематографист старой школы, в своих фильмах он неизменно ориентировался на нового зрителя. Охотно ставил экранизации лит. произв. ("Морозко", 1924; "Коллежский регистратор", совм. с И. Москвиным, 1925; "Кто ты такой?" по мотивам ром. Дж. Лондона, 1927; "Победа женщины" по пов. Н. Лескова, 1927), не пренебрегал актуальным драматич. мат-лом ("Человек родился", 1928), а также чисто развлекат. жанром ("Папиросница от Моссельпрома", 1924, "Дина Дза-Дзу", 1926, "В город входить нельзя", 1928, "Лавры мисс Элен Грей", 1935). Предпочитал работать с проф. сценаристами (Ф. Оцепом, О. Леонидовым, А. Ржешевским, В. Добровольским, В. Шершеневичем), однако при этом ориентировался на именитых театр. актеров-мхатовцев (И. Москвина, Л. Леонидова, К. Еланскую, В. Массалитинову, Б. Ливанова).

Уже в 20-х гг. одновременно с игровыми Ж. снимал видовые фильмы, принимал деятельное участие в первых сов. мультфильмах, как объемных ("Приключения Болвашки", 1927), так и рисованных ("Кток", 1927). Со 2-й пол. 30-х гг. перешел в науч.-популярное кино; с сер. 40-х гг. сосредоточился на искусствоведч. фильмах о рус. художниках, экспериментируя с техникой цвета (последний фильм о В. Серове снял в 1953). Проф. кафедры операторского мастерства во ВГИКе. Среди ф.: "Метель" (1919, оператор), "Аэлита" (1924, оператор), "Просперити" (1932, реж. и оператор).

Соч.: Иск-во оператора. М.; Л., 1932; Изобразит. композиция фильма. М., 1960.

Лит.: Соболев Р. П. Юрий Желябужский. М., 1963.

Жемчуг

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жемчугова-Ковалёва Прасковья Ив

ЖЕМЧУГО́ВА-КОВАЛЁВА Прасковья Ив. - см. Шереметева.

Жемчужников Ал. Мих.

ЖЕМЧУ́ЖНИКОВ Ал. Мих. (1821-1908) - писатель. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Племянник А. А. Перовского (А. Погорельского). Учился в 1-й петерб. г-зии (1835); окончил уч-ще правоведения (1841). Служил в Сенате, в Мин-ве юстиции (с 1847), в Гос. канцелярии (с 1849), с 1855 - пом. статс-секр. Гос. совета. В 1858 вышел в отставку. Начал лит. деят-ность в ж. "Современник" (1850). К этому времени вместе с бр. Вл. и Ал-дром, а также двоюродным братом А. К. Толстым создает образ и специфич. тексты Козьмы Пруткова. Комедия "Фантазия" (совм. с А. К. Толстым), поставленная в Александринском т-ре (1851), вызвала недовольство Николая I и была запрещена. С 1854 до нач. 60-х гг. активно печатается в разл. периодич. изд. Возобновляет лит. деят-ность лишь с сер. 1870-х гг. Подлинное признание пришло к Ж. в 80-90-х гг., после издания сб-ков "Стихотворения" (1892), "Песни старости" (1900), "Прощальные песни" (1908), в к-рых Ж. воспринимается как один из патриархов рус. поэзии, сохранивший ее высокие идеалы (наряду с А. Н. Майковым, А. А. Фетом и Я. П. Полонским).

Жена

ЖЕНА́ - супруга, в др.-рус. яз. и в поэтич. речи - "женщина". Как и в случае с корнем муж-, в этом слове сочетаются специальное, брачное и более общее возрастное значение. Особенно любопытный пример находим в старослав. тексте Евангелия от Иоанна (4:17). Отвеща жена и рече ему: не имам мужа, где слово Ж. употреблено в широком значении (в рус. пер.: "Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа"), а муж - в более узком, "супруг". О соотношении значений "супруга" и "женщина" и возрастном значении термина см. в ст. "муж". Однако симметрия двух корневых (этимологич.) гнезд жена, женщина - муж, мужик, мужчина - неполная: термину мужик стилистически (с точки зрения лит. яз.) и прагматически (т. е. в деревенском и просторечном словоупотреблении) соответствует баба, слово, этимологич. не связанное с корнем жен-. Ж. имеет тот же оттенок "поэтизма" и архаизма, что и муж.

Жених

ЖЕНИ́Х - нареченный, суженый, будущий супруг; мужской персонаж свадебного обряда. Именование применяется, начиная с засватания, сговора (но в отношении Ж. нет общепринятых терминов типа "сговоренка" и т. п.) в течение свадьбы или же (как в случае с невестой) до реализации брака (венчания, первой брачной ночи или свадебного дня). В расширенном смысле Ж. - "юноша, которого пора женить" (обычно иронически - заметим, что в таком употреблении слова невеста этого оттенка нет), и более конкретно: ухажер, тот кто ухаживает за женщиной с намерением жениться на ней (даже и до обручения). В отличие от большинства европ. языков, где назв. Ж. образовано от слова со значением невеста, рус. слово "Ж." является отглагольным образованием: "тот, кто женится" (отсюда, видимо, и возможность только что описанного семантич. расширения: "тот, кто намеревается жениться"). Характерно, что в старославянском возник окказионализм "невестник", представляющий собой кальку с греч. яз., изобретенную при попытке точно передать одно место в Евг. от Иоанна (3:39): Имеющий невесту есть Ж. - в греч. оригинале здесь этимологич. игра. В перен. смысле - ожидающий мига сочетания с объектом своего вожделения; в рус. словоупотреблении нередко встречается в добродушно-иронич. смысле ("нарядный, как жених").

Жених и жена. Рис. из рукописного букваря 17 в.

Жених и жена. Рис. из рукописного букваря 17 в.

Женские гимназии

ЖЕ́НСКИЕ ГИМНА́ЗИИ - ср.-общеобразоват. уч. заведения в дорев. России, подразделявшиеся на г-зии Ведомства учреждений имп. Марии (мариинские), г-зии Мин-ва нар. просвещения и частные г-зии. В г-зии Ведомства имп. Марии принимались девочки всех сословий, достигшие 8-летнего возраста. В 1879 для всех мариинских г-зий утверждена единая программа обучения, уч. курсы в них приближались к курсу ин-тов благородных девиц; обучение было платным. Ж. Г. Мин-ва нар. просвещ. состояли из приготовительного, 7 осн. классов, 8-го педагогич. Учиться в них могли девочки всех сословий и вероисповеданий. Закончившим 7 классов выдавался аттестат на звание учительницы начальной школы, окончившим 8 классов - домашней учительницы; они же могли поступать на Высш. жен. курсы без экзаменов; обучение также было платным. Частные Ж. Г., предназначенные в осн. для состоят. родителей, в целом придерживались программ, установл. Мин-вом нар. просвещ.

Женские училища

ЖЕ́НСКИЕ УЧИ́ЛИЩА - уч-ща Ведомства имп. Марии, уч-ща Мин-ва нар. просвещения и епархиальные уч-ща, находившиеся в ведении Синода. Мариинские Ж. У. включали в себя: а) ср. жен. учебн. заведения, открывавшиеся в 1862 по инициативе И. А. Вышнеградского, позднее переименованы в г-зии; б) платные Ж. У. с 4-годичным сроком обучения. Открывались с 1887 для девочек из низших слоев об-ва с 6-годичным сроком обучения (1-й разряд) и с 3-годичным сроком обучения (2-й разряд). В 1870 реорганизованы: первые - в жен. г-зии, вторые - в жен. прог-зии; содержались в осн. на пожертвования частных лиц, городских купеч. и мещанских об-в и т. п.

"Женский вестник"

"ЖЕ́НСКИЙ ВЕ́СТНИК" - журнал, издававшийся в СПб. в 1866-68. Ред.-изд. А. Б. Массарош; фактич. редакторы И. А. Благовещенский и А. К. Шеллер-Михайлов. "Ж. В." пытался после закрытия "Современника" и "Рус. слова" стать их преемником. Когда стали выходить "Отеч. записки" и "Дело" под новой редакцией, "Ж. В." прекратил свое существование.

Жёрнов

ЖЁРНОВ - мельничный камень с насечкой или наковкой, расходящейся из центра. Верхний Ж. - подвижный (бегун, вышник); нижний - неподвижная основа (снасть, постав). В центре соединены осью (веретеном). Зерно насыпали под веретено (в вечею). Домашний Ж. устанавливался в одном из задних углов, к-рый получил название "жернова угла". Под новый год гадали с Ж. об имени жениха: в ячею засовывали иголку и толковали издаваемые Ж. звуки.

Жестокий романс

ЖЕСТО́КИЙ РОМА́НС - вид нар. песен, получил особ. распростр. в гор. ("мещанской") и крест. среде со 2-й пол. 19 в.; сохраняет популярность в фольклорном репертуаре. Отличается от класс. нар. песни системой поэтич. средств, во многом сближаясь с лит. стих. формами. В основе мн. текстов Ж. Р. - стихи и песни, соч. поэтами 18-19 вв., попадавшие через популярные песенники, лубочные изд., вплоть до кон. 20 в., в нар. среду, подвергшиеся адаптации и разнообразным, подчас кардин. переделкам. Преобладают в Ж. Р. сюжеты мелодраматич. характера. Постоянные мотивы несчастной любви, измены, тяжело переживаемой обманутой девушкой ("Что же ты топчешь ногами Безвинную душу мою?"), загубл. молодой жизни, самоубийства ("Девица, девица, кто тебя бросил в шумные волны реки?"), похорон ("Наденьте вы желтое платье. Положьте меня вы во гроб"). В песнях семейно-бытового содерж. домашние конфликты оказываются непримиримыми, подчеркнуто острыми ("сестры-соперницы", мотивы клеветы, преследования, кровосмесит. связи), завершаются кровавыми развязками (муж убивает жену, жена сжигает или топит мужа; популярная песня: "Как на кладбище Митрофаньевском / Отец дочку зарезал свою"). По жанровым особенностям ряд песен Ж. Р. справедливо относят к поздним балладам: "Морячка", "Мальвина", "Убийство купеческой дочери" и др. Некоторые тексты Ж. Р. сближаются с традиц., а также т. н. "блатным" (воровским) фольклором. Из песен послерев. времени наиб. популярными были "Кирпичики", "Маруся отравилась".

Поэтич. язык Ж. Р. окрашен повыш. эмоциональностью, манерностью, изобилует стереотипами, заимств. из сентимент., душещипат. поэзии ("оковы любви", "огонь, пылающий в крови"; стихи типа: "Шутя тобою наслаждался, Шутя и жизнь твою сгубил"). Большинство исследователей критически относились к Ж. Р., видя в его популярности свидетельство упадка нар. эстетики, угасания классич. фольклорной культуры, насаждения пошлых, "мещанских" вкусов. Однако в последние дестилетия начинает преобладать отношение к Ж. Р. как к заметному, закономерно сложившемуся явлению фольклорной культуры нового времени.

Жестокие романсы. Худ. Н. М. Прянишников

Жестокие романсы. Худ. Н. М. Прянишников

Жете

ЖЕТЕ́ (франц. jeter - "бросать, кидать") - в балете: движения, исполняемые броском ноги, прыжок с ноги на ногу. Прыжки Ж. многообразны по форме и широко используются в сценич. танце.

Жетоны

ЖЕТО́НЫ (франц. jeton) - знаки разл. формы, изготовл. из металла или иного мат-ла. В ист. цивилизации изв. Ж., дававшие право на получение обеда, хлеба, дров, прохода или проезда (напр., через гор. ворота, мосты), отчасти выполнявшие функции денег и "карточек" совр. периода рос. ист.; счетные Ж., игральные Ж., используемые в игорных домах. Ж. выпускались с целью увековечения событий - памятные Ж., к-рые отличаются от такого же рода медалей только своими меньшими размерами и более низким рельефом изображений (часто в качестве подарка по случаю разл. праздников). Чеканились коронационные Ж., обычно из драгоц. металлов. Часто Ж. указывают на принадлежность к к.-л. об-ву. В наст. время выпускают рекламные Ж., Ж. для замены общегос. монеты в торг. и игральных автоматах, в турникетах метро, таксофонах. В нек-рых случаях на Ж. может указываться его номинал.

Жжёнов Георг. Степ

ЖЖЁНОВ Георг. Степ. (род. 1915) - актер. Учился в эстрадно-цирковом техникуме в Ленинграде и одновременно работал акробатом. В 1933 вместе с Г. Смирновым создал эффектный номер каскадерской акробатики. В 1935 окончил Ленингр. театральное уч-ще (курс И. Хейфица и А. Зархи, мастерская С. Герасимова). Впервые снялся в немом ф. "Ошибка героя" (1933, Пашка Ветров). В 1938 арестован по ложному обвинению, вплоть до 1954 был в тюрьмах, лагерях, ссылках (с перерывом в 1946-47). В 1954 полностью реабилитирован. Эти годы нашли свое отражение в автобиогр. прозе Ж.

С 1968 работает в моск. Т-ре им. Моссовета. Среди его многочисл. ролей: Вилли Старк ("Вся королевская рать", 1971, т/ф), генерал Тимерин в трилогии "Путь в "Сатурн"" (1967), "Конец "Сатурна"" (1967), "Бой после победы" (1972), летчик Тимченко ("Экипаж", 1979), генерал Бессонов ("Горячий снег", 1973); фронтовой шофер ("Балтийское небо", 1974), инженер Муромцев ("Человек, которого я люблю", 1967), Автоинспектор ("Берегись автомобиля", 1966) и мн. др. Одно из главных достоинств образов, созданных Ж., - абсолютная достоверность героев. Звездным часом для актера стало исполнение гл. роли Зарокова-Тульева в ф. реж. Вениамина Дормана "Ошибка резидента" (1968), "Судьба резидента" (1970), "Возвращение резидента" (1982), "Конец операции "Резидент"" (1986). В ряду наград, завоеванных актером, - Гос. премия РСФСР (1975, за исполнение роли в ф. "Горячий снег"), Большой приз к/ф "Созвездие" за вклад в отеч. киноиск-во (1992); в 1996 аналогичный приз фестиваля "Кинотавр". В 1997 Ж. - лауреат премии Рос. киноакадемии "Ника" с формулировкой "За Честь и Достоинство".

Среди др. ф.: "Чапаев" (1934), "Комсомольск", (1938, Маврин), "Выбор цели" (1975, Зубавин) и др. Автор ряда лит. произв.

Соч.: Омчагская долина. М., 1988; От "Глухаря" до "Жар-птицы": Пов. и рассказы. М., 1989.

"Живая жизнь"

"ЖИВА́Я ЖИЗНЬ" - распространенная в нач. 20 в. худож.-филос. формула, означающая предпочтение жизни в ее полноте и живой диалектике схемам рационалист. систем. Выработалось два противоположных ее понимания. Первое было высказано участниками ж. "Ж. Ж." (Москва, нояб. 1907 - февр. 1908). Ред. указывала на преемств. "Ж. Ж." от "Нового пути", "Вопросов жизни" и "Века"; журнал ставил своей задачей "служить по мере сил торжеству живой жизни". Единств. источником сил, необходимых для этого торжества, признавалась религия. В программу ж. "Ж. Ж." входило требование освещать вопросы развития "нового религ. сознания", отношения христ-ва к социализму и анархизму, пересмотреть "аскетич. отношение к миру", стать "энциклопедией живого и совр. апологетич. богословия". Второе понимание формулы содержится в филос.-критич. иссл. "Ж. Ж." В. Вересаева, под влиянием ницшеанства исходившего из мысли о совр. "больном" мире и несоверш. человеке как мат-ле, из к-рого самим же людям надлежит создать социально "здоровое" об-во и "живого" - социально активного и биологически полноценного человека. 1-ю часть книги, посв. филос. жизни Ф. Достоевского и Л. Толстого, Вересаев завершал словами о том, что будущему свободному человечеству предстоит в титанич. трудах "добыть силу жизни". Ее 2-я часть "Аполлон и Дионис" ("О Нищете") завершалась притчей, содержащей гимн жизни и человеку, ее мужественному творцу: "…есть жизнь, есть радость и сила, ...жизнь и счастье на земле - не ложь, не обманчивый призрак...".

Предыдущая страница Следующая страница