Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДЕТ"-"ДИО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДЕТ"-"ДИО")

Детский дом

ДЕ́ТСКИЙ ДОМ - воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или утративших связь с ними, а также детей, нуждающихся в помощи и защите гос-ва, образованы в 1918 по декрету СНК, базой для них послужили существовавшие в России дет. приюты, подразделяются на дошкольные - для детей 3-7 лет и школьные - для детей 7-18 лет.

Детский отдел ГИЗа

ДЕ́ТСКИЙ ОТДЕ́Л ГИЗа (Гос. изд-ва, Госиздата) РСФСР - ГИЗ организован при Наркомпросе РСФСР посредством слияния крупнейших частных, кооперативных и ведомственных изд-в по постановлению ВЦИК от 21 мая 1919. Сразу же после создания ГИЗа началось изд. дет. книг, критериями отбора к-рых были идеологич. и пед. достоинства, а также худож. уровень. Функционировал до 1933, когда было создано изд-во "Детская литература" ("Детгиз"). Особое место в работе ДОГ занимала Ленинградская редакция, вошедшая в историю сов. дет. лит-ры как "академия Маршака". Сюда почти в полном составе вошла Студия дет. лит-ры, руководимая О. И. Капицей и С. Я. Маршаком, возникшая в Ленинграде при Ин-те дошкольного воспитания. Наиб. плодотворное время в истории Ленинградской редакции - кон. 20-х гг. С ней были связаны Т. Габбе, З. Задунайская, А. Любарская, Л. Чуковская и др.

Детский фольклор

ДЕ́ТСКИЙ ФОЛЬКЛО́Р - специфич. область устной традиц. культуры, включающая 2 осн. пласта. 1) Фольклор, исполняемый взрослыми для детей (колыбельные песни, пестушки, потешки), 2) Фольклор, функционирующий непосредственно в дет. среде, в нек-рой своей части дифференцированный по возрасту и полу его носителей. Наряду с жанрами, целиком принадлежащими дет. среде (дразнилки, страшилки, считалки), здесь значит. место занимают освоенные детьми виды и произв. "взрослого" фольклора: обрядовые, сатирич., скоморошные, небыличные песни, сказки, рассказы, загадки, пословицы, прибаутки. В произв. Д. Ф. нередко сохраняются архаич. мотивы и образы, мифологич. следы. Д. Ф. в широком понимании не может быть ограничен рамками словесного поэтич. творчества, он включает также разнообразные вербальные формы, не получающие завершенного худож. выражения (разл. виды словотворчества, "тайный язык", прозвища, поддевки и др.). Гл. особенность Д. Ф. - неразделенность словесного и акционального, поведенческого начала: словесные тексты обнаруживают свои значения в контексте живой деят-ности детей, в т. ч. творческой: музицирование, рисование, изготовление разного рода поделок, игры без слов или с минимальным словесным элементом и др. Д. Ф., сохраняя в своем составе значит. традиционный пласт, постоянно обогащается за счет новотворчества детей, в чем проявляются существенные особенности дет. психологии, миропонимания и этики, взаимоотношений в дет. мире.

Детское Село

ДЕ́ТСКОЕ СЕЛО́ - назв. Царского Села в 1918-37, сохраняется доныне как название железнодорожной станции. Связано с размещением во дворцах и особняках Царского Села после Революции многочисленных дет. колоний, председателем к-та которых была жена наркома просвещения Н. А. Луначарская-Розенель. Переименование состоялось 5 нояб. 1918, спустя неск. дней после убийства М. С. Урицкого, в связи с чем первоначально Д. С. называлось "Детское Село Урицкого", хотя официально такое назв. не вводилось. Встречающаяся в лит-ре информация о названии "Д. С. им. тов. Зиновьева" не соответствует действительности.

"Детское чтение для сердца и разума"

"ДЕ́ТСКОЕ ЧТЕ́НИЕ ДЛЯ СЕ́РДЦА И РА́ЗУМА" - первый рус. журнал для детей и юношества, издавался в 1785-89 Н. И. Новиковым как приложение к "Моск. ведомостям". Печатался по одному листу в неделю, 13 листов составляли часть (т. о. в год выходило 4 ч.), всего было издано 20 ч. Первые два года (ч. 1-8) в изд. преобладали короткие ст. разных жанров, чередующиеся между собой, в нач. каждой части печатался отрывок из Библии. С 1787 руководство "Д. Ч." перешло к Н. М. Карамзину и А. А. Петрову, осн. место в журнале начали занимать длинные переводные повести, в частности, карамзинские пер. сочинений С.-Ф. де Жанлис. В "Д. Ч." была опубл. первая оригинальная пов. Карамзина "Евгений и Юлия" (ч. 18). Для журнала были характерны идеи патриотич. воспитания (особенно в первые годы) и нравств. самоусовершенствования. Язык "Д. Ч." отличался простотой и естественностью, работа в журнале послужила Карамзину исходной точкой в его языковой реформе.

Детскость

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дефис

ДЕФИ́С (от лат. divisio - разделение, расчленение, черточка) - знак в виде короткой горизонтальной черты, употребляемый в нек-рых типах слов (кое-кто, по-видимому) или между двумя словами, находящимися в отношениях определяемого и приложения (мать-старуха, попрыгун-кузнечик), для обозначения переноса слов со строки на строку. Функция переноса является первичной, отмечена уже в грамматике Л. Зизания (1596). Написание слов через Д. наз. полуслитным, или дефисным, и определяется, как правило, в словарном порядке. В случае, когда перечисляются части сложных слов, употребляется т. н. висячий Д.: фото-, теле-, радиомастерская, авто- и веломобили.

Децима

ДЕ́ЦИМА (от лат. decem - десять) - строфа из 10 стихов на 2 рифмы (схема рифмовки абабабабаб). Возникла в романской поэзии, по происхождению родственна сицилиане. Широкого распространения не получила. В испанской поэзии 15-17 вв. Д. наз. 10-стишие с рифмовкой аббаассddс. В рус. поэзии обращения к Д. единичны. Пример Д. (И. Бродский):

"Но море слишком чуждая среда,

чтоб верить в чьи-то странствия по водам.

Конечно, если не было там льда.

Похоже, Горбунов, твоим невзгодам

конца не видно. Видно, на года,

как вся эта история с исходом,

рассчитаны они… Невесть куда

все дальше побредешь ты с каждым годом,

туда, где с небом соткана вода.

К кому воззвать под этим небосводом?" <…>

Децимация

ДЕЦИМА́ЦИЯ (от лат. decimus - десятый) - в Др. Риме казнь каждого десятого воина легиона или армии в наказание за бегство с поля боя, сдачу крепости, трусость или невыполнение приказа. Провинившихся выстраивали в шеренги и ликторы выводили из строя каждого десятого. В древнейшую эпоху казнь производилась ударом камня по голове, позже воинов обезглавливали топором. Д. применялась относительно редко. Римляне обладали сильно развитым чувством долга перед гос-вом, поэтому в источниках не зафиксировано ни одной армии, осмелившейся воспротивиться проведению Д. Широко применялась Д. также в зап.-европейских армиях в 17-18 вв. В 1701 была введена в рус. армии: за бегство воинской части с поля боя или сдачу крепости командир подвергался смертной казни с конфискацией имущества, из всего остального личного состава казнили каждого десятого. В 19 в. Д. была отменена во всей Европе, в России после 1839 сохранились лишь ее остатки, к-рые полностью исчезли только в 1868.

Джаз

Статья большая, находится на отдельной странице.

Джевецкий Степ. Карл

ДЖЕВЕ́ЦКИЙ Степ. Карл. (1843-1938) - изобретатель, исследователь, автор ряда конструкций подводных лодок. В 1879 были спущены на воду две подводные лодки конструкции Д. (одноместная и четырехместная), вооруженные минными аппаратами и приводимые в движение мускульной силой через ножной привод. На второй лодке был впервые применен перископ. В 1880 разработал конструкцию первой подводной лодки с электрическим двигателем. Совм. с А. Н. Крыловым Д. предложил проект подводной лодки водоизмещением 120 т, с паровыми двигателями, рассчитанной на 12 чел. (проект получил 1-ю премию на Междунар. конкурсе в Париже в 1898). В 1907 по проекту Д. была построена подводная лодка "Почтовый" с единым двигателем для подводного и надводного хода. Д. известен и как конструктор воздушных винтов. В 1882 был избран товарищем пред. воздухоплавания отделения Рус. технич. об-ва. В 1892 переехал в Париж, где занялся предпринимательской деят-ностью.

Джемс Ричард

ДЖЕМС РИ́ЧАРД - см. Песни, записанные для Ричарда Джемса в 1619-20.

Дженкинсон Антони

ДЖЕ́НКИНСОН Антони (ум. в 1610) - англ. купец, путешественник, выполнявший ряд дипломатич. поручений, автор записок о России. В поисках новых рынков торговли много путешествовал по странам Европы, Азии и Африки. 4 раза бывал в России (1557, 1561, 1566 и 1571), а в 1558-59 и в 1562-64 с разрешения Ивана Грозного предпринял поездки через Россию в Иран и Среднюю Азию. Добившись расположения и доверия царя, неоднократно выполнял его личные поручения во время своих путешествий по юго-востоку Рус. гос-ва, в 1567 получил разрешение Ивана Грозного на установление монопольной торговли англичан при условии заключения союзного договора между Россией и Англией. Автор описаний своих путешествий, к-рые были изданы в 1866 и являются интересным источником по истории дипломатии и торговли Рус. гос-ва с Англией и гос-вами Азии и Ираном. Рус. пер. этих зап. был опубл. еще в 1882 в ж. "Сын Отечества".

Лит.: Англ. путешественники в Моск. гос-ве в XVI в. Л., 1937.

Джури Аделина Ант.

ДЖУ́РИ Аделина Ант. (1872-1963) - артистка и педагог балета. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1891 (кл. Х. Мендеса) и дебютировала в Большом т-ре в партии Эсмеральды. Однако вскоре уехала в Италию, где танцевала 2 сезона в миланской "Ла Скала". В 1894-1903 балерина Большого т-ра. Среди ролей: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Клермонд ("Звезды"), Падмана ("Брама"), Жизель ("Жизель"), Медора ("Корсар"), Раймонда ("Раймонда"), Аврора ("Спящая красавица"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"). Д. - виртуозная танцовщица итал. школы, одаренная хрупкой и холодноватой грацией. Рано оставив сцену из-за травмы, Д. мн. годы преподавала классич. танец в разл. моск. студиях и школах, в т. ч. в Моск. уч-ще (1926-47).

Дзержинский Ив. Ив

ДЗЕРЖИ́НСКИЙ Ив. Ив. (1909-78) - композитор. Учился в 1-м Моск. муз. техникуме по фортепиано у Б. Л. Яворского (1925-29), в муз. техникуме им. Гнесиных по композиции у М. Ф. Гнесина, в 1932-34 в Ленинградской конс. по композиции у П. Б. Рязанова и Б. В. Асафьева. Центральное соч. Д. - опера "Тихий Дон" (по роману М. Шолохова), поставленная сначала в Ленинграде (1935, Малый оперный театр), а затем почти во всех муз. театрах СССР. В опере использован крестьянский, солдатский, рев. фольклор. Музыка оперы отличается свежим мелодизмом, удачной драматургией, включающей массовые песенные формы. Опера была провозглашена официозной сов. критикой в качестве крупнейшего достижения реалистической сов. музыки - в противопоставление опере Д. Д. Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова"), объявленной "сумбуром вместо музыки". Последующие оперы Д. (их 10), однако, не достигли уровня "Тихого Дона", и лишь опера "Судьба человека" (также по рассказу Шолохова, 1961), сочетавшая вокальные номера, прозаич. текст и кинокадры отличалась силой трагедийного накала и большого эмоционального воздействия. Д. - автор 3 фортепианных концертов, вокальных циклов, песен и др. Нар. артист РСФСР (1977).

Лит.: Томпакова О. М. Иван Иванович Дзержинский: Очерк жизни и творчества. Л., 1964.

Дзержинский Феликс Эдмунд

ДЗЕРЖИ́НСКИЙ Феликс Эдмунд. (1877-1926) - деятель коммунистич. партии и сов. гос-ва. Род. в имении Дзержиново Виленской губ. Польский шляхтич. Добровольно ушел из 8-го класса Виленской г-зии (1896). С 1894 участвовал в с.-д. кружках. Входя в рук-во социал-демократич. партии королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ), выступал с интернационалистских позиций, был гл. инициатором присоединения СДКПиЛ к РСДРП. Являлся противником включения в программные принципы партии права нации на самоопределение вплоть до отделения. На 4 Объединит. съезде РСДРП (1906) избран в ЦК партии от СДКПиЛ. Работая в рус. регионах и на общепартийных форумах, до кон. 1911 активно поддерживал большевиков. В 1911-12 был на стороне Гл. правления СДКПиЛ в конфликте с оппозицией (т. н. "разламовцы"), ориентировавшейся на большевист. центры (вопросы: аграрный, нац., принципы партийного строительства). До ареста 1912 не изменил позиции. Февр. рев-ция застала Д. в Бутырской тюрьме (всего в тюрьмах, на каторге и ссылке провел 11 лет). После освобождения примкнул к большевикам. Делегат 7 (Апрельской) конференции (в дискуссии по нац. вопросу выступил против ленинской концепции права наций на самоопределение), 6 съезда РСДРП(б), где избран в ЦК. Поддерживал курс Ленина на насильств. захват власти. Чл. ВРК при Петросовете. Во время Окт. рев-ции рук. большевист. войсками, занявшими Гл. почтамт и телеграф. На 2 Всерос. съезде Советов избран в През. ВЦИК. 7 (20) дек. 1917 по предложению Ленина возглавил гл. карательный орган новой власти - "Чрезвычайную комиссию по борьбе с контреволюцией и саботажем" (с 1922 - ОГПУ), к-рой руководил до кон. жизни. Д лично руководил раскрытием и подавлением мн. антибольшевистских заговоров ("К-т спасения родины и свободы", "Офицерский центр", "Союз возрождения" и др.). Во время дискуссий о Брестском мире поддерживал "левых коммунистов", являясь сторонником рев. войны. Во время левоэсеровского мятежа (июль 1918) посажен под дом. арест своим заместителем и не принимал непосредств. участия в его подавлении. В годы Гражданской войны выдвинул идею использования концлагерей для изоляции и трудового воспитания "враждебных элементов". Во время сов.-польской войны (лето 1920) вошел в состав Врем. рев. к-та Польши (фактически - правительства). Позиция к-та по нац. и аграрному вопросам во многом содействовала консолидации польского общества на антибольшевистских позициях. С 1921 Д. - нарком путей сообщения и пред. Комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК. В борьбе с беспризорностью активно использовал кадры ВЧК - ОГПУ. Содействовал созданию дет. приемников, домов и колоний. С февр. 1924 - пред. ВСНХ, с июня 1924 - кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б). В хоз. деят-ности отстаивал принципы НЭПа, не отказываясь полностью от идеи использования принудит. труда. Будучи противником троцкистско-зиновьевской оппозиции, считал недопустимым использование против партийных оппозиционеров гос. карательных органов. 20 июля 1926 в предынфарктном состоянии выступил, по настоянию И. Сталина, на объединенном пленуме ЦК и ЦКК, посв. борьбе с троцкистами. В тот же день умер от разрыва сердца.

Ф. Э. Дзержинский

Ф. Э. Дзержинский

Дзиган Еф. Львов

ДЗИГА́Н Еф. Львов. (1898-1981) - кинорежиссер. Окончил киношколу им. Б. Чайковского (1926). В кино с 1924, был ассистентом Вс. И. Пудовкина при работе над ф. "Механика головного мозга", пом. оператора, актером.

Реж. дебют состоялся в 1928 на тбилисской студии - ист.-рев. мелодрама "Первый корнет Стрешнев" (совм. с М. Э. Чиаурели). Антиклерикальной символикой пропитан второй ф. тбилисского периода - "Бог войны" (1929). Как мн. реж. его поколения, Д. привлекали острые политич. темы ("Суд должен продолжаться", 1931, "Женщина", 1932). В те годы он работал не только на грани с публицистикой, но и в док. кино.

Этапным для Д. стал ф. по сценарию Вс. В. Вишневского "Мы из Кронштадта" (1936), сумевший воплотить в кинематографе монумент. патетику лит. основы. От сценариста пришло на экран романтич. восприятие рев. духа матросского братства, коллективный герой и надличностный эпохальный сюжет. Вместе с Вишневским Д. добивался мощного эмоционального воздействия сюжетных кульминаций, сгущая стилевую напряженность по законам монтажного кино. В условиях звукового кино 30-х гг. ф. "Мы из Кронштадта", оставшийся вершиной реж. мастерства Д. (Гл. приз. Междунар. выставки в Париже, 1937), логически завершил направление, у истоков к-рого стоял "Броненосец "Потемкин". Д. снял много ист.-рев. и патриотич. ф. самого разного уровня, был одним из отцов т. н. оборонного жанра. С 1937 преподавал во ВГИКе.

Среди др. ф.: "Если завтра война" (совм. с Л. Анци-Полонским, Г. Березко, Н. Карамзинским, 1938), "Первая Конная" (сценарий Вс. Вишневского, 1941), "Пролог" (сценарий А. П. Штейна, 1956), "Железный поток" (по ром. А. Серафимовича, сценарий Д. и А. Первенцева, 1967).

Соч.: Жизнь и фильмы. Статьи. Свидетельства. Воспоминания. Размышления. М., 1981.

Лит.: "Мы из Кронштадта". Сб. М., 1968; Андриканис Е. Ефим Дзиган // Иск-во кино. 1982. № 7.

Диакритика

ДИАКРИ́ТИКА (диакрити́ческий знак) (от греч. διακριτικοζ - служащий для различения) - подстрочный, надстрочный, реже внутристрочный знак, применяющийся гл. обр. в буквенных и отчасти слоговых типах письма для изменения или уточнения значения отд. знаков. В рус. письме Д. используется при написании гласных букв И, й и Ё, ё. Активно употребляется в разл. системах транскрипции (знаки ударения, мягкости согласных, слоговости сонантов и т. п.). Одни и те же Д. в разных языках могут иметь разл. значение (напр., обозначение умлаута в нем. яз., титло для обозначения сокращенного написания слова в слав. и др. письменностях).

Диалект

ДИАЛЕ́КТ (от греч. διαλεκτοζ - разговор, говор, наречие) - разновидность данного языка, употребляемая ограниченной группой людей, связанных терр., проф. или социальной общностью. Территориальные Д. характеризуются относительным единством системы (фонетической, грамматической, лексической). Обычно выделяют ядро диалекта - центр средоточия осн. его особенностей. Проблемы Д. разрабатываются моск. диалектологической школой и лингвогеографами ленинградской школы. Социальные Д. - проф. языки, арго, сленги и т. п. См. Диалектное различие.

Диалектизм

ДИАЛЕКТИ́ЗМ - слово или устойчивое сочетание в лит. яз., к-рое не входит в его лит. систему, а является принадлежностью одного или нескольких говоров рус. общенац. яз. Выделяют лексико-фонетические (павук, грабиль), лексико-словообразовательные (певень, блюдка), лексические (ветух - "месяц", древулить - "болтать"), лексико-семантические (веснушка - "лихорадка") Д., которые имеют, как правило, синонимы в рус. лит. яз. Этнографизмы, т. е. слова, обозначающие локальные этнографич. реалии, обычно общелитературных синонимов не имеют. Д. используются в качестве стилистич. средства в худож. лит-ре.

Диалектика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диалектический материализм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диалектное различие

ДИАЛЕ́КТНОЕ РАЗЛИ́ЧИЕ - соотносительные элементы строя отд. говоров. Понятие разработано Р. И. Аванесовым и его учениками. Легло в основу теории картографирования, реализованной в диалектологическом атласе рус. языка. Детальная классификация изоглосс этого атласа послужила основанием для нового диалектного членения рус. яз., разработанного представителями моск. диалектологической школы К. Ф. Захаровой и В. Г. Орловой.

Диалог

ДИАЛО́Г (др.-греч. διαλογοζ - разговор) - беседа между двумя или неск. лицами. В античности диалогическая форма характерна для ряда лит. жанров (драматургия, поэзия). В диалогич. форме написаны многие произв. античных философов и историков (Платона, Аристотеля, Ксенофонта, Цицерона, Диона Хризостома, Тацита и др.) и даже соч. по экономике (напр., соч. Ксенофонта и Марка Теренция Варрона). В эпоху Возрождения и Просвещения Д. широко использовался в богословских и научных диспутах, филос., искусствоведческих и культурологических трудах ("Племянник Рамо" Д. Дидро и др.).

Диахрония

ДИАХРОНИ́Я - ист. аспект функционирования и исследования языка. Понятие восходит к Ф. де Соссюру, различавшему в "Курсе общей лингвистики" ось единовременности и ось последовательности яз. явлений и, соответственно, две лингвистики: синхронную или статическую и диахроническую или эволюционную. При этом Соссюр имеет в виду "две перспективы диахронической лингвистики" (Часть пятая "Курса..."). Первая из них "соответствует действительному ходу событий". Ею пользуются "при написании любой главы историч. грамматики", опираясь на критику доступную источ. Названному "проспективному методу" противопоставлено "ретроспективное иссл.", требующее реконструкции явлений. Ретроспективный метод, фактически приравненный Соссюром к сравнит.-ист. языкознанию, и обусловливает ограничение, по к-рому на оси последовательности "нельзя рассматривать больше одной вещи сразу". Этим же объясняется, почему "объектом диахронич. лингвистики является в первую очередь фонетика". Противопоставление двух диахроний у Соссюра обычно ускользает от внимания исследователей, обвиняющих женевского лингвиста в абсолютизации синхронической, "статичной точки зрения" на язык. Дихотомия, "расчленение" синхронии и диахронии не абсолютны (в т. ч. по Соссюру), поскольку сохраняется принцип тождества элементов системы во времени и пространстве. Однако явления, рассматриваемые "диахронич. лингвистикой", представляют собой "событие" и "не принадлежат обязательно к одному языку" (гл. 3, Часть первая "Курса..."). Термин Д. применяется также в лит-ведении наряду с термином "синхрония".

Лит.: Слюсарева Н. А. Теория Ф. де Соссюра в свете совр. лингвистики. М., 1975; Соссюр Ф. Труды по языкознанию. Под ред. А. А. Холодовича. М., 1977.

Дибич-Забалканский Ив. Ив

ДИ́БИЧ-ЗАБАЛКА́НСКИЙ Ив. Ив. (Иоганн Карл Фридрих Антон) (1785-1831) - воен. деятель, ген.-фельдмаршал, граф; до 1801 служил в прусской армии. В войнах 1812-14 - на штабных должностях, в 1823 - нач. Гл. штаба, в 1829 - главнокомандующий армией, действующей против Турции на Балканском п-ове. Отказавшись от традиц. распыления сил для осады крепостей, Д.-З. совершил смелый стратегич. марш-маневр через Балканы и вышел на дальние подступы к Стамбулу, что заставило Османскую империю поспешно заключить выгодный для России Адрианопольский мир. Назначен главнокомандующим войсками против польских повстанцев. Умер от холеры.

И. И. Дибич-Забалканский

И. И. Дибич-Забалканский

Дивертисмент

ДИВЕРТИСМЕ́НТ (франц. divertissement - увеселение, развлечение) - 1) Театр. представление, состоящее из разножанровых номеров (вокальных, муз. и декламационных), не связанных единым сюжетом. Д. появился в 17 в., но его истоки уходят в нар. представления эпохи итал. Возрождения (14-16 вв.). В практику рус. т-ра вошел во 2-й пол. 18 в. Особое распространение получили нар.-патриотические Д. Д. Вальберха и Ш. Дидло (совм. с А. Л. Огюстом) времен Отеч. войны 1812. 2) Часть балетного спектакля, представляющая сюиту танцевальных номеров виртуозного или сюжетного характера. Используется как прием, создающий определенную атмосферу спектакля, рисующий характеры действующих лиц, нар. массы. Обычно Д. завершает па-де-де гл. героев. Формой танцевального Д. в совершенстве владел М. Петипа. В его балетах Д. оттеняет драматизм последующего действия или является торжественным апофеозом спектакля. 3) Муз. Д. обозначает инструментальное произв., служащее гл. обр. развлекательным целям. Состоит из неск. частей и предназначается для разл. инструментальных составов (от одного инструмента до камерного ансамбля и оркестра).

Дивизион

ДИВИЗИО́Н (франц. division - разделение) - 1) Организац. единица в артиллерии, самостоят. (отд. Д.) или являющаяся подразделением в составе части. В рус. армии кон. 19 в. в состав Д. входило 2-3 артиллерийские батареи. В вооруж. силах Д. артиллерийских (ракетных) частей, а также в частях ВВС имеют разл. специализацию: огневые Д., технич. Д., разведывательные и т. д. 2) Подразделение в кавалерийских частях рус. и ряда иностр. армий 19 - 20 вв., состоявшее, как правило, из 2-3 эскадронов. 3) Во время Гражд. войны в Сов. России в 1918-20 отд. воинская авиац. или воздухоплават. часть, состоявшая из неск. отрядов. 4) В ВМФ - организац. единица, подразделение, входящее в состав боевой части (БЧ) на кораблях 1-го ранга. 5) В ВМФ России - тактич. соединение, состоящее из боевых кораблей одного ранга: 2-го, 3-го и 4-го или из вспомогательных судов и др. плавательных средств флота.

Дивизия

ДИВИ́ЗИЯ (от лат. divisio - разделение) - осн. тактич-е соединение в армиях большинства гос-в. В рус. армии 18 в. Д. постоянного состава не имели. В нач. 19 в. были сформированы первые пехотные и кавалерийские Д. постоянного состава, делившиеся на бригады, а с 1819 - артиллерийские Д. (упразднены после Крымской войны). К нач. 1-й мировой войны пехотная Д. рус. армии состояла из двух бригад пехоты (всего 26 батальонов), ей придавалась артиллерийская бригада (6 батарей, 48 орудий). Кавалерийская Д. состояла из неск. полков. В Красной Армии в Гражд. войне были стрелковые Д. (в составе трех бригад), кавалерийские Д. В ходе воен. реформы 20-х гг. Д. получили новую орг-цию: стрелковая Д. стала состоять из трех стрелковых полков (9 батальонов), артиллерийского полка и т. д. С 1939 формируются мотострелковые Д., с 1940 - моторизованные и танковые Д. К нач. Вел. Отеч. войны в составе сухопутных войск Красной Армии числилось более 300 Д., содержавшихся по штатам мирного времени. В ходе войны штатный состав Д. неоднократно менялся. В ВМФ Д. - соединение кораблей одного или неск. рангов. Во времена парусного флота Д. состояла из линейных кораблей, фрегатов и мелких судов и делилась на флотские экипажи. В рус. паровом флоте как тактич. соединения боевых кораблей Д. были созданы после войны с Японией. На Балтике были две минные Д. - каждая из неск. дивизионов миноносцев. В ходе 1-й мировой войны была создана Д. подводных лодок, Д. тральщиков. В сов. ВМФ Д. - с 1951.

Диглоссия

ДИГЛОССИ́Я (греч. διζ - "дважды" и γλωσσα - "язык") - специфическая социолингвистич. ситуация сосуществования в об-ве двух языков или двух форм одного языка, характеризующаяся: а) строго дополнительным распределением функциональных сфер применения языка (языковых форм); б) разной престижностью языка (языковых форм) и сознательным отношением к этому участников языковой ситуации. В качестве примера Д. обычно приводятся существование димотики и кафаревусы в новогреч. яз., сосуществование классического арабского и местных арабских диалектов в Магрибе и др. Термин введен Ч. Фергюсоном, к-рый в качестве необходимых признаков Д. выделял также близкородственные отношения между языковыми формами, участвующими в ситуации, и строго лит., книжный характер престижной формы. В наст. время при более широком подходе к Д. эти требования не считаются обязательными. Д. часто выводится за пределы многоязычных ситуаций и противопоставляется многоязычию.

Для истории рус. яз. указываются обычно две диглоссийные ситуации: 1) церковнославянско-рус. Д. в др.-рус. период; 2) франко-рус. Д. для высших слоев рус. об-ва во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв.

Лит.: Белл Р. Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы. М., 1980; Успенский Б. А. Языковая ситуация Киевской Руси и ее значение для истории рус. лит. яз. М., 1983.

Дидло Шарль Луи

ДИДЛО́ Шарль Луи (1767-1837) - франц. артист, балетмейстер, педагог. Род. в Стокгольме, учился в Париже у Ж. Лани и Ж. Деге. С 1786 - первый танцовщик придворной труппы в Стокгольме. В 1787-91 выступал в Лондоне с труппой Ж.-Ж. Новерра, в Бордо - с Ж. Добервалем. В 1792-1801 - танцовщик и балетмейстер Лиона, Парижа и Лондона. В 1801-11 и 1816-29 работает в СПб., в 1812-15 - в Лондоне. Исполнительский стиль Д. отличался благородством и грациозностью. В 1788 дебютировал как хореограф в Лондоне, но расцвет его балетмейстерской деят-ности относится к рус. периоду. Сыграл большую роль в становлении рус. балетного иск-ва. На сцене Эрмитажного и Большого т-ров Д. ставил балеты на мифологич., ист., жанровые и сказочные сюжеты, дивертисменты с разнохарактерными танцами. Танцевальные поэмы Д. "Зефир и Флора" (1804, 1808), "Амур и Психея" (1809), "Ацис и Галатея" (1816) предвещали наступление романтизма. Он активно использовал постановочную технику "полетов", "низвержений" для создания фантастической атмосферы. Героями знаменитых пантомимных балетов на ист. сюжеты были борцы за свободу и справедливость ("Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники", 1817; "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов", 1819 и др.). На сюжеты восхищавшегося им А. С. Пушкина Д. поставил балет "Кавказский пленник, или Тень невесты" и танцы в балете "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" (пост. А. Л. Огюста по балету А. П. Глушковского, 1824). Продолжая реформы Новерра, Д. заботился о соответствии музыки, пластики, оформления и костюмов содержанию спектакля. Велика и роль Д.-педагога, значительно поднявшего уровень рус. балетного исполнительства (с 1804 руководил Петерб. театр. школой). Среди его учеников М. Иконина, А. Новицкая, А. Глушковский, М. Данилова, А. Истомина, А. Лихутина, Е. Телешова, Н. Гольц и др.

Ш. Дидло

Ш. Дидло

Диез

ДИЕ́З - см. Альтерация.

Дизель

ДИЗЕ́ЛЬ - оригинальная твердая стихотв. форма, созд. в 10-х гг. 20 в. И. Северяниным. Представляет собой десятистишие, напис. на 2 рифмы, в к-ром 1-й стих повторяется затем как 5-й и 10-й, заключительный. Схема Д.: аббаабабба (подчеркнуты повторяющиеся стихи). Пример Д.:

Ветер ворвался в окно

Ветер осенний,

Полный сирени...

Мы не видались давно,

Ветер ворвался в окно,

Полный видений...

Скучно и в сердце темно:

Нет воскресений

Прежних мгновений...

Ветер ворвался в окно.

Дикий Ал. Денис.

ДИ́КИЙ Ал. Денис. (1889-1955) - режиссер, актер. В 1909-12 занимался на курсах драмы актрисы МХТ C. В. Халютиной. В 1910 по конкурсному экзамену был принят в число сотрудников МХТ. В 1910 сыграл роль Никиты в спектакле "Власть тьмы" на курсах С. В. Халютиной, в 1911 - роль Мишки в спектакле "Ревизор" (МХТ). В 1911 принят на драматич. курсы МХТ, участвовал в сп. "Живой труп" (Судейский, Цыган) и "На дне" (Алешка). В 1912-14 Д. - руководитель сценич. образования на Пречистенских рабочих курсах В 1912 начинает работу в 1-й студии МХТ (с 1924 - МХАТ 2-й) В 1914-17 Д. служит в действующей армии В 1918 принят в труппу МХТ Его роли в это время: Львов ("Иванов"), Джон Пирибингль ("Сверчок на печи"), Герцог Иоанн ("Эрик XIV") (все - 1-я студия, 1922) и др.

В нач. 20-х гг. Д. стал заниматься режиссурой. Первые его опыты были в спектаклях, поставленных Е. Б. Вахтанговым и Б. М. Сушкевичем. В 1925 он ставит во МХАТе 2-м сп. "Блоха" Е. И. Замятина (по Н. С. Лескову). В 1927 Д. уходит из МХАТа 2-го. В 1927-28 Д. - худож. рук. Моск. драматич. т-ра (бывший т-р Корша) и одновременно режиссер Т-ра Революции. В 1927 Д. ставит в Большом т-ре оперу С. С. Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", в 1928 - сп. "Человек с портфелем" в т-ре Революции.

В 1928-29 Д. совершил поездку в Сирию и Палестину. Он поставил сп. "Клад" ("Золотоискатели") по Шолом-Алейхему (1928) и "Корона Давида" ("Кудри Авессалома") П Кальдерона (1929) в т-ре "Габима" в Тель-Авиве.

Был худож. руководителем Свердловского драматич. т-ра (1931-32), Театрально-литературной мастерской (в 1935 переименована в Т-р-студию п/р А. Дикого, 1931-36).

В 1936 назначен худож. руководителем БДТ им. Горького. В БДТ Д. поставил спектакли "Матросы из Каттаро" Ф. Вольфа (1936), "Большой день" В. Киршона, "Моцарт и Сальери", "Русалка", "Сцены из рыцарских времен" А. С. Пушкина, "Мещане" М. Горького (1937).

В 1941 Д. вступил в труппу Т-ра им. Евг. Вахтангова и эвакуировался с т-ром в Омск, где поставил спектакли "Перед заходом солнца" (1941), "Олеко Дундич", "Русские люди" (1942) и сыграл роль Ивана Горлова в спектакле "Фронт" (реж. Р. Н. Симонов).

В 1944 Д. переведен в труппу Малого т-ра, где поставил спектакль "Мещане" (1946) и др. В сер. 40-х гг. началась активная актерская деят-ность Д. в кино. Он снялся в ролях Кутузова (к/ф "Кутузов", реж. Петров, 1944), Нахимова ("Адмирал Нахимов" В. Пудовкина и "Пирогов" Г. Козинцева, оба - 1947), Сталина ("Третий удар" И. Савченко, "Рядовой Александр Матросов" Л. Лукова, 1948, "Сталинградская битва" В. Петрова, 1949).

С 1952 Д. работал в Моск. драматич. т-ре им. А. С. Пушкина. Здесь он осуществил свою последнюю реж. работу - "Тени" по М. Е. Салтыкову-Щедрину (1953).

А. Д. Дикий

А. Д. Дикий

Диктатор

ДИКТА́ТОР (лат. dictator, от dicto - диктовать, предписывать) - в Др. Риме высшее должностное лицо, облеченное всей полнотой гос. власти, назначавшееся в чрезвычайных ситуациях по решению сената на срок не более 6 мес. В широком смысле - властный человек, обладающий неогранич. полномочиями. В истории России известен случай попытки введения должности Д. в ее изначальном смысле (С. П. Трубецкой был избран Д. декабристами накануне восстания 14 дек. 1825).

Диктатура

ДИКТАТУ́РА (от лат. dicto - диктовать, предписывать) - диктаторская власть, т. е. неограниченная власть одного человека или группы лиц, а также - определенного класса или сословия ("диктатура пролетариата", "диктатура буржуазии", "диктатура крупных собственников" и т. п.). Как правило, Д. не имеет четких правовых рамок, часто носит воен. характер.

Дикуль Вал. Ив

ДИ́КУЛЬ Вал. Ив. (род. 1948) - артист цирка, силовой жонглер. В результате тяжелой травмы (перелом позвоночника) оказался прикованным к постели. Проявив большое мужество и силу воли, на основе разработанной им самим восстановительной системы, смог полностью излечиться от тяжелого недуга, а также помог вылечиться большому кол-ву больных. В 1969 выступил с номером "Силовой жонглер", в к-ром работает с рекордными весами: жонглирует гирями (80 кг) и шарами (40 кг). В положении "борцовский мост" удерживает пирамиду общим весом около тонны. Удерживает на плечах спец. эстакаду, на к-рую въезжает легковой автомобиль. Жизни Д. посв. док. ф. "Пирамида" (сцен. Л. Рошаля, реж. А. Иванкин). С 1988 Д. - дир. Центра реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями детского церебрального паралича. Участвовал в гастролях в Чехословакии, Бразилии, Франции.

Соч.: Как стать сильным. М., 1990 (совм. с А. Зиновьевой).

Лит.: Графов Э. Сюжет о силе и добре // Сов. культура. 1983. 29 марта; Залесский М. Силач номер один // Наука и жизнь. 1983. № 8; Рошель Л. Пирамида (Сценарий). М., 1989.

Димитрий Ростовский

ДИМИ́ТРИЙ РОСТО́ВСКИЙ (Туптало Дан. Саввич) (1651-1709) - церк. деятель и писатель. Учился в Киево-Могилянской акад. (1662-65), в 1668 пострижен в монахи, в 1677-78 жил в Литве В разные годы Д. Р. был проповедником, затем игуменом ряда укр. монастырей, с 1683 нек-рое время жил в Киево-Печерской лавре. В 1689 в составе свиты гетмана И. Мазепы посетил Москву. В 1701 Д. Р. назначен митр. Сибирским (из-за болезни не занял митрополичью кафедру и жил в Москве), с 1702 - митр. Ростовский. В Ростове учредил школу для детей всех сословий, где ввел в преподавание греч. и лат. яз. По культурной ориентации Д. Р. был латинствующим, близок Стефану Яворскому, в вопросе о пресуществлении Святых Даров поддерживал Сильвестра Медведева. Трудолюбивый писатель, рассматривающий лит. творчество как разновидность монашеского подвига (лит. занятия есть "оправдание" делами). По мироощущению и отношению к писательству он являлся характерным представителем вост.-слав. барокко кон. 17 в. Автор панегирич. силлабич. стих. (канты и псалмы), школьных драм ("Рождественская драма"), полемич. богословских трактатов ("Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их и изъявлении, яко вера их не права, учение их душевредно и дела их не богоугодны", 1709), многочисл. проповедей. Осн. труд Д. Р. - составление "Четьих-Миней" (изд. кн. 1-4, 1689-1705). "Четьи-Минеи" Д. Р. стали наиб. распростр. в 18-19 вв. сводом житий святых, чтимых Правосл церковью (в 18 в. выдержали 10 изд.). Через них позднейшая словестность приобщалась к традициям др.-рус. агиографии, тем самым они оказали существ. (хотя и косвенное) влияние на новую рус. культуру. В 1757 причислен к лику святых.

Дионис

ДИО́НИС - в греч мифологии сын Зевса и фиванской царевны Семелы, бог производящей природы, виноделия, а также театр. иск-ва и поэтич. вдохновения. Род. преждевременно и отец доносил его, зашив в своем бедре. В нек-рых обл. Греции справлялись праздники в честь Д., священные обряды к-рых носили оргиастический характер. В Аттике это были Большие (Великие) и Малые Дионисии. Одним из элементов культа Д. была обрядовая "песнь о козле", из к-рой возникла эллинская трагедия (tragōdia - песнь о козле). Самый распространенный эпитет Д. - Вакх (этимология неясна; латинизированная форма - Бахус), нарицательно означает также вино и пьяное веселье. В таком значении данное имя часто встречается в рус. лит-ре (А. С. Пушкин "Пирующие студенты", "Вакхическая песня"; О. Мандельштам - "Золотистого меда струя из бутылки текла" и др.). Карнавализованные шествия с Бахусом составляли важнейшую часть ритуала Всепьянейшего собора и больших празднеств при Петре I. Изображение Д. или Вакханалий в оформлении интерьеров и фасадов 18-19 вв. в России служило знаком веселья, изобилия, полноты жизни. У Павла I образ Д., многократно повторяемый в его дворцах, по-видимому, воплощает его представление о самом себе. Важный след в рус. культуре оставило пристальное изучение истории дионисийских культов Вяч. Ивановым (Дионис и прадионисийство. Баку, 1982).

Дионисий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница