Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "А" (часть 7, "АЛИ"-"АЛЬ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 7, "АЛИ"-"АЛЬ")

Алипанов Ег. Ипат.

АЛИПА́НОВ Ег. Ипат. (1800-60) - поэт-самоучка. Сын крепостного мастерового, получил вольную после публикации своих сб-ков в 1830 и 1831 и награждения их серебр. медалью Рос. Академией наук и по ее ходатайству. Работал на заводе, служил приказчиком, держал типографию, где в 1840 отпечатан первый сб. стихов Н. А. Некрасова "Мечты и звуки". В собств. творчестве (басни, песни и др.) гл. образом имитировал лит. образцы, сумев, при общем идиллич. изображении жизни простого народа, ввести впервые в рус. поэзию тему заводского труда. Автор водевиля "Ханский чай" (1835) и "Сказки о мельнике-колдуне" (1842).

"Алконост"

"АЛКОНО́СТ" - изд-во С. М. Алянского (1918-23). Выпускало преим. произв. символистов (гл. обр. А. Блока). Издания "А." отличались безупречным худ. вкусом и оригин. оформлением (художники: Ю. Анненков, создавший изд. марку, А. Головин, Н. Куприянов и др.) Известно шуточное псевдоаббревиатурное истолкование назв. изд-ва: "Алянский и компания. Новые стихи".

Логотип изд-ва "Алконост".

Логотип изд-ва

Алконост

АЛКОНО́СТ - сказочная райская птица с человеч. лицом, изв. по памятникам др-рус. лит-ры (Палея 14 в., азбуковники 16-17 вв.) и лубочным картинкам. Назв. и образ ее, впервые появившиеся в переводных памятниках, являются результатом недоразумения. В греч. источнике речь идет о зимородке (по-гречески "αλκιων"). При переписывании нач. слова слав. текста "алкионъ есть (птица)" превратились в "алконостъ".

Алла прима

А́ЛЛА ПРИ́МА (итал. - alla prima) - прием в акварели или малянной живописи, при к-ром картина (или ее часть) пишется без предварит. прописок и подмалевок, часто в один сеанс.

Аллегория

АЛЛЕГО́РИЯ (греч. αλληγόρεω - букв. "говорить иное, не то, что обозначают слова) - произвольное приписывание конкретному явлению нек-рого культурного смысла; возведение конкретного явления к абстрактной категории, воплощаемой в конкретном образе; персонификация категорий, конкретный образ, обозначающий абстрактную категорию (напр., изображение Невежества в виде человеч. фигуры с ослиными ушами есть аллегорич. изображение; соответств., фигура с ослиными ушами есть А., обозначающая Невежество).

В европ. культуре нового времени от Ренессанса до периода классицизма А. образуют универсальный метаязык культуры, восходящий к классич. древности и Средневековью, варьировавшийся с изменением стиля эпохи. Широко применялся в России кон. 17 - сер. 19 в.

Основой аллегорич. метаязыка является антич. мифология (в России 18 в. говорили "баснословие"); божество, правила изображения (иконографический тип) к-рого общеизвестны, персонифицирует понятие (чаще разл. понятия, т. к. аллегорич. знак, как и знак естественного языка, обычно полисемичен). Напр., изображение девы с цветами может обозначать Флору, к-рая олицетворяет весну, юность, восток и т. д., и эти значения метаязыкового знака выступают классификаторами (характеристиками) множества реальных конкретных явлений (напр., имп. Елизаветы).

В качестве аллегорич. подъязыков использовались также персонажи Свящ. Писания, антич. историч. персонажи, образы из классической лит-ры (напр., Армида) и даже ситуации, изображаемые сценами. Дифференциальными признаками знаков А. были спец. атрибуты, к-рые могли употребляться самостоятельно в качестве символов. Семантич. структура аллегорич. знака м. б. весьма сложной, включая неск. перекодировок на разных уровнях глубины. Часто А. образовывали сложные композиции в пределах сада или его участка, интерьера, фасада, т-р. действа, фейерверка и т. д.

Лит.: Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991; Силантьева Н. А., Яранцев В. Н. Автопортрет Павла I в интерьере // II Санкт-Петербург. музейные чтения: Время правления Павла I и двухсотлетие присвоения Гатчине городских прав, 10 июня 1996 г. СПб.: Гатчина, 1996.

Аллегретто

АЛЛЕГРЕ́ТТО (итал. allegretto - уменьшит. от allegro) - 1) обозначение темпа среднего между аллегро и анданте; 2) назв. муз. пьесы, обычно жизнерадостного характера, исполняемой в темпе А., в т. ч. части сонаты, симфонии.

Аллегро

АЛЛЕ́ГРО (итал. allegro - веселый, бодрый, радостный) - 1) обозначение быстрого темпа (см.); 2) название муз. пьес соответствующего характера и темпа; 3) название первых, реже заключит. частей сонат, симфоний и т. п., обычно соответствующее темпу А; 4) обозначение (в зап.-европ. музыке до 2-й пол. 18 в.) эмоц. тонуса (аффекта) муз. пьесы или ее раздела.

Алли-Вад

АЛЛИ́-ВАД (наст. имя и фам. Вадимов-Маркелов Ал-др Ал.) (1895-1967) - манипулятор, иллюзионист. В 1917-27 - драм. актер. В 1927 прошел курс обучения иллюзионистич. иск-ву в Германии. С 1928 иллюзионист на эстраде, с 1931 - в цирке. Изобрел ряд новых иллюзионист. трюков и номеров. Способствовал развитию на цирк. манеже иллюзионист. аттракционов с крупной аппаратурой; демонстрировал также трюки, осн. на манипуляции. Автор книг по истории и практике иллюзионист. иск-ва.

Соч.: Иск-во фокуса. М., 1958; Фокусы на клубной сцене. М., 1959; Фокусы для всех. М., 1962; От магов древности до иллюзионистов наших дней. М., 1966 (совм. с М. Тривасом); Репертуар иллюзиониста. М., 1967.

Аллигат

АЛЛИГА́Т (от лат. alligo - связываю, скрепляю) - разл. издания и (или) рукописи, объединенные владельцем в один том общим переплетом. Объединение А. образует конволют.

Аллилуев Сер. Як

АЛЛИЛУ́ЕВ Сер. Як. (1866-1945) участник рев. движения. Род. в Воронеж. губ. в семье безземельного крестьянина, служившего кучером; в 12 лет был отвезен в станицу Урюпино на заработки, работал торговцем в галантерейной и бакалейной лавке, рабочим в ж.-д. мастерских Уфы. В 1888 женился на 14-летней девушке, убежавшей из своей семьи.

С 1890 слесарь в Тифлисе, в 1896 вступил в с.-д. орг-цию, позже - большевик, вел рев. работу в Баку, Москве, Ростове-на-Дону. В 1904 познакомился с И. В. Сталиным, к-рый, бежав из ссылки, останавливался в доме А., в 1906 сослан в Архангельскую губ. Под предлогом необходимости хирургич. операции отпущен в Архангельск, откуда бежал в Москву. Вернувшись в Тифлис, взят на поруки, с семьей переехал в Петербург, при содействии Л. Б. Красина получил работу инж.-электрика в "Акц. об-ве электрич. освещения 1886 года", стал зав. кабельной сетью Петербурга. На квартире А. в 1911 останавливался Сталин, находившийся в Пб. в период между двумя ссылками. В марте 1917 Сталин, вернувшись из ссылки, поселился у А. как "член семьи". Во время гражд. войны А. на подпольной парт. работе на Украине, в Крыму, в 1921 чл. Ялтинского ревкома, затем - на хоз. работе, один из рук. программы ГОЭЛРО, участвовал в стр-ве Шатурской ГЭС, пред. об-ва "Ленэнерго". Автор восп. "Пройденный путь" (М., 1946; М., 1956).

Аллилуева Над. Сер.

АЛЛИЛУ́ЕВА Над. Сер. (1901-32) - жена И. В. Сталина, дочь С. Я. Аллилуева. Род. в Тифлисе, с 1907 г. - в Пб. Ее отец, учившийся 1 год грамоте в приходской школе, стремился дать детям хорошее образование, и в 1912 А. вслед за старшими братьями Павлом и Федором и сестрой Анной поступила в престижную 7-летнюю Петровскую жен. г-зию на Петроградской стороне; с 1916 в частной г-зии П. А. Макаровой. В Сталине, к-рый в 1917 поселился в семье А., увидела человека "нового поколения", героич. революционера. Посещала заседания 3-го Съезда Советов, была секретарем Наркомата национальностей, переехав в Москву, вступила в ВКП(б). После поездки со Сталиным на Юж. фронт в Царицыно, в 1919 вышла за него замуж, работала в личной канцелярии В. Н. Ленина, в редакции ж. "Революция и культура", участвовала в деятельности парт. орг-ции изд-ва "Правда". В 1926, возмущенная грубостью Сталина, уехала с детьми в Ленинград. В ответ на намерение Сталина приехать за ней сказала, что вернется ("Зачем тебе ехать, это будет слишком дорого стоить государству!"). С кон. 1920-х гг. училась в Пром. академии, специализируясь на создании синтетич. волокон. В ночь на 8 ноября 1932 покончила жизнь самоубийством. Существуют разл. версии мотивов этого поступка (конфликт со Сталиным, ревность), допускается также возможность ее убийства.

Аллилуева Свет. Иос.

АЛЛИЛУ́ЕВА Свет. Иос. (род. 1926) - дочь И. В. Сталина от брака с Н. С. Аллилуевой. Жила в Москве, с началом Вел. Отеч. войны была эвакуирована с семьями сов. руководства в Сочи, затем в Куйбышев, где окончила школу. Интересовалась лит-рой, иск-вом, в 1942, читая амер. журналы, впервые узнала о том, как погибла мать. Отношения с отцом испортились после его вмешательства в дружбу А. с кинодраматургом А. Я. Каплером (последний был арестован и провел 10 лет в ссылке и лагерях). По настоянию отца поступила на ист. ф-т МГУ. Закончила аспирантуру Акад. обществ. наук при ЦК КПСС, получив степень канд. филол. наук. В 1944 вышла замуж за И. Г. Мороза, с к-рым училась в ун-те. Сталин недолюбливал зятя, и через неск. лет А. получила в подарок по случаю развода открытый счет в банке. Нек-рое время состояла в браке с Ю. А. Ждановым (сыном А. А. Жданова). После смерти Сталина взяла фамилию матери. В дек. 1967, после кончины третьего мужа, Раджи Бриджа Сингха, выехала для его похорон в Индию. В СССР А. не вернулась, жила в США, где опубл. принесшие ей успех кн. "Двадцать писем к другу" и "Только один год". В 1970 вышла замуж за арх. В. Питерса, брак с к-рым расторгла в 1973. До 1983 жила в штатах Калифорния и Нью-Джерси, затем переехала в Великобританию. В нояб. 1984, получив в сов. посольстве в Лондоне разрешение, вернулась в СССР, поселилась в Тбилиси, где получила двухкомнатную квартиру, пенсию, служебную машину. В связи с конфликтом с сыном и дочерью (детьми от 1-го и 2-го брака), выехала в США, где опубл. "Книгу для внучек".

Аллилуия

АЛЛИЛУ́ИЯ ("хвалите Яхве", "хвалите Господа") - библ. молитв. возглашение. В ветхозаветном богослужении - припев к псалмам и гимнам; возможно, первоначально - обращение чтеца к народу с приглашением восхвалить Господа. Как славословие Бога А. широко употребляется в иудейских молитвах. В нек-рых псалмах - трижды. Мн. псалмы в целом именуются "халлелами" т. е. переим. "хвалебными" псалмами. Когда псалмопевец говорит: "Семикратно в день прославляю Тебя" (Пс. 118, 164), он имеет в виду непрестанную хвалу Создателю (а не семикратное произнесение "А."!). Согласно Книге Апокалипсис, А. по окончании земной истории станет небесной песнью вечности (19 гл.). "Кроме аминь - это единств. еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его в тех звуках, в которых оно вдохновлено Богом" (Скабалланович М. Толковый Типикон. Киев, 1915. Вып. 3. С. 24). В правосл. богослужении употребляются т. н. аллилуарии - определ. стихи псалмов, к-рые произносятся (и поются) на литургии после чтения Апостола в сопровождении пения "А.". В др. церкви А. пели по-разному: дважды ("сугубая А.") и трижды ("трегубая А."), с прибавлением в обоих случаях единократного возгласа "Слава Тебе, Боже!". В первый раз это символически выражает догмат двух природ - (Божественной и человеческой), сочетавшихся в личности Иисуса Христа. Во втором случае хваление относится к Трем Лицам Св. Троицы, и затем прославляется Единый Бог, Троица во Единице (а не три бога). Такое исторически оправданное толкование дают патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский на Моск. соборах 1666 и 1667, закрепивших реформы патр. Никона, направленные на приведение рус. богослужения в соответствие с греч. традицией, где решительно возобладала тройственная А. Ранее на Руси сосуществовали обе основные традиции, вступая между собой в бесплодную полемику. Не согласившиеся с определениями собора старообрядцы ошибочно употребляют для прославления Св. Троицы "сугубую А.", понимая заключительный возглас "Слава Тебе, Боже" как рус. пер. слова А. (что филологически неверно). Отсюда, по их мнению, при троекратном пении А. и добавлении слов "Слава Тебе, Боже" происходит будто бы "четверение" А. Так А. стала одной из гл. причин рус. церк. раскола 17 в. Между тем "и трегубая, и сугубая А. одинаково древнего происхождения, и в обеих нет ничего неправославного (Голубинский Е. Е. К нашей полемике с старообрядцами. Частные вопросы. П. О песне "А." // Богословский вестн. 1892. № 5. С. 223).

Лит.: Деяния Моск. соборов 1666 и 1667 гг. М., 1881; Ключевский В. О. Псковские споры. V. Богословский спор. VI. Лит. полемика // Правосл. обозрение. 1872. № 12. С. 711-743; Малов Е., прот. Об "А." Вразумление старообрядцам // Правосл. собеседник. 1891. № 11. С. 187-208; № 12. С. 251-266.

Аллитерация

АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (ср.-век. лат. ad - к, при, litera - буква) - одно из важнейших средств орг-ции стихотв. фоники, звукового уровня стиха (т. н. инструментовки), разновидность звукового повтора - повторение одинаковых согласных (иногда подкрепленное смежными гласными), преим. в нач. слов. В нек-рых языковых традициях А. является стихообразующим фактором. В рус. стихе А. - элемент "орнаментальный", нестихообразующий (не исключено, что обилие А. в эпич. поэме В. А. Жуковского "Рустем и Зораб" имитирует традицию аллитерац. стиха и должно "скрепить" слишком свободный стих - белый разностопный ямб). Степень насыщенности текста А. может быть различной, от двукратного повтора каждой фонемы "Пирует Петр" до случаев, когда все слова стиха начинаются на одну и ту же согласную фонему ("Пора, перо покоя просит"; "Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень голубой"; "Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь" - все примеры из Пушкина). Столь же каноничны примеры аллитерированных стихотворений К. Д. Бальмонта: "Влага" (в каждом слове встречается "л") и "Челн томления" ("Чуждый чарам черный челн"). Семантизация А. чаще всего направлена на звукоподражание, звуковую изобразительность - А. фонем, напоминающих некий несловесный, природный звук: "Где он, бронзы звон" (Маяковский) или "[соловей] мелкой дробью вдруг по роще рассыпался" (Крылов), или у И. Северянина: "Элегантная коляска в электрическом биеньи / Элегантно шелестела по шоссейному песку" (по предположению исследователя раннего русского кино, имитирует жужжание кинопроектора), или "Слово о эль" (т. н. звуковой символизм В. Хлебникова. В определ. случаях А. может превращаться в анаграмму.

Алмаз

АЛМА́З - прозрачный драгоц. камень; минерал, представляющий собой видоизменение чистого углерода и превосходящий все др. драгоц. камни блеском и твердостью. Ограненный и отшлифованный А. наз. бриллиантом. В России А. впервые обнаружены в 1829 в бассейне р. Койвы на Ср. Урале. В 1886 рус. ученые Ерофеев и Лачинов впервые в истории обнаружили крупицы А. в составе каменного метеорита, найденного между Краснослободском и Новым Уреем. В 1887 в обломках метеорита, упавшего за Волгой, обнаружен крупный А., позже вставленный в золотое кольцо и ставший ценностью царской фамилии. В Алмазном фонде в Москве хранятся нек-рые из самых известных А.: "Орлов", "Шах", "Павел I" и др. Знаменитый камень "Орлов" ("Амстердам", "Лазарев") - самый замечательный из всех А., к.-л. найденных в Индии (199,6 карата); в 1773 приобретен кн. Г. Г. Орловым и подарен Екатерине П. Вставленный в резную серебр. оправу, венчает рос. державный скипетр. Алмаз "Шах" (88,7 карата) попал в Россию в 1829, привезен депутацией из Персии в качестве компенсации за убийство в Тегеране А. С. Грибоедова.

Алмазов Бор. Ник

АЛМА́ЗОВ Бор. Ник. (1827-76) - писатель. Принадлежал к др. дворянскому роду. Учился в 1-й моск. г-зии (1839-42), пансионе Эннеса (1842-48), на юрид. фак-те Моск. ун-та (1848-50), к-рый не закончил по материальным причинам. Служил в канцелярии попечителя Моск. уч. округа (1856-57), конторе Синодальной типографии (1857-61). Начал лит. деятельность как критик и фельетонист, выступавший под "лит. маской" Эраст Благонравов в ж. "Москвитянин", куда его пригласил Т. Н. Филиппов. Широкий резонанс приобрела ст. А., сторонника "чистого иск-ва", "Сон по случаю одной комедии" (1851), в к-рой лиризму Н. В. Гоголя была противопоставлена "объективность" комедии А. Н. Островского "Свои люди - сочтемся". В 1860-70-х гг. получил известность как автор юмористич. стихотворений (псевдоним Б. Адамантов) в "Искре", "Рус. вестнике", "Развлечении" и др. журналах (см. сб. А. "Диссонансы", 1863). Переводил соч. Ф. Шиллера, А. Шенье, впервые в России - нац. франц. эпос, ср.-век. "Песнь о Роланде" и др. Автор ряда крупных стихотв. произв. (кн. "Рассказы из жизни христ. подвижников", 1865), не имевших успеха.

Алов Ал-др Ал-др.

А́ЛОВ (ЛА́ПСКЕР) Ал-др Ал-др. (1923-83) - кинорежиссер. В 1951 окончил реж. ф-т ВГИКа (мастерская И. Савченко) вместе с В. Наумовым, с к-рым тогда же, при завершении после смерти своего учителя ф. "Тарас Шевченко" (были ассистентами реж.), началось их творч. содружество (были также сценаристами большинства своих ф.). Последний совм. ф. - "Берег" по ром. Ю. Бондарева (1983-84). После смерти реж. В. Наумов снял док. ф. "Алов" по собств. сценарию (1986). О совм. пост. см.: Наумов В. Н.

Алпатов Мих. Вл

АЛПА́ТОВ Мих. Вл. (1902-86) - иск-вед, педагог, д-р иск-ведения, д. ч. АХ СССР (1954). Труды А. относятся к лучшим в отечеств. искусствознании ("Худ. значение Павловска", 1954; "Этюды по истории рус. иск-ва", 1967; "Сокровища рус. иск-ва 11-16 вв.", 1971; "Андрей Рублев", 1972; "Этюды по всеобщей истории иск-в", 1979 и др.). Преподавал во ВХУТЕИНе, МГУ, ГИТИСе, МИФЛИ, Акад. архитектуры СССР и мн. др. уч. заведениях. Гос. пр. СССР (1974).

Алтаев Ал

АЛТА́ЕВ Ал. (наст. имя и фам. Марг. Вл. Ямщико́ва, урожд. Ро́котова) (1872-1959) - прозаик, мемуаристка. Род. в семье т-р. деятеля и издателя (потомка живописца Ф. С. Рокотова). Окончила г-зию в Новочеркасске (1885), училась в СПб. на Фребелевских пед. курсах и в Рисовальной школе. Принимала участие в рев. движении. Впервые выступила в печати в 1889 - рассказ "Встреча нового года". После Окт. революции лит. творчество сочетала с ред. работой в газетах и журналах. Ее воспоминания "Памятные встречи" посвящены деятелям рус. иск-ва кон. 19 - нач. 20 в. Известна прежде всего как создатель множества беллетризов. биографий ист. деятелей (в т. ч. в соавт. с дочерью Л. А. Ямщиковой, выступавшей под псевд. Арт. Феличе).

Алтаистика

АЛТАИ́СТИКА - раздел сравнительно-ист. языкознания; изучение алтайских яз. и разработка проблем их общности на основе сходства лексич. и грамматич. эл-тов, объяснимых как генетич. родством (Г. Рамстедт, И. Бенцинг, Н. Н. Поппе и др.), так и заимствованием и типологич. сходством (Дж. Клоусон, A. M. Щербак и др.). Иссл. сравнит. фонетики, морфологии и лексики этих языков, посв. также многочисл. тр. В. Котвича, Рамстедта, М. Рясянена, Г. Дерфера, В. И. Цинциус, О. П. Суника.

Основоположник алтайской теории (шире - урало-алтайской, осн. на типологич. сходстве) - швед. офицер Ф. И. Табберт-Страленберг (первая классификация уральских - финно-угорских и самодийских, и алтайских - тюркских, монг., тунгусо-маньчжурских яз. в кн.: "Сев. и Вост. часть Европы и Азии", 1730. К кон. 20 в. доказанным является родство языков внутри уральской группы, для алт. яз. оно остается гипотетичным. С др. стороны, иссл. Котвича дают основания для вывода об обратном процессе расхождения когда-то близкородств. тюр. и монг. яз. (Н. А. Баскаков).

В алт. яз. семью включаются рядом ученых также корейский и япон. языки. Несомненны в любом случае ареальные связи между тюрк. и монг., монгол. и тунгусо-маньчжурскими яз. и велика вероятность ист. контактов между этими ареалами и ареалами корейского и япон. языков. В перспективном развитии А. включает в круг своего иссл. также проблемы истории и культуры народов Алтая.

Лит.: Рамстедт Г. Введение в алтайское языкознание. Морфология. М., 1957; Котвич В. Исследование по алтайским языкам. М., 1962; Баскаков Н. А. Алтайская семья языков и ее изучение. М., 1981; Старостин С. А. Алтайская проблема и происхождение япон. языка. М., 1991.

Алтарь

АЛТА́РЬ (слав. олтарь, лат. altaria, altare; этимология термина неясна: возможно, от adoleo - воскурять [благовония], сожигать или alo - кормить, питать; традиц. толкование - возвышенный жертвенник - фиксирует лишь внеш. особенность А.) - 1) жертвенник, ветхозаветный или языческий, чаще всего каменный, на котором сожигались приносимые Богу (богам) жертвы; 2) у др. христиан (1-2 вв.) особый стол, за к-рым происходила агапа ("вечеря любви") - воскресная ночная трапеза, завершавшаяся преломлением хлеба и благословением чаши (евхаристией), в подражание Тайной Вечере Христа и апостолов. Позднее А. стали называть престол храма, на к-ром совершается таинство евхаристии (в этом смысле назв. А. сохр. у католиков и протестантов). Данное значение зафиксировано, напр., в словосочетании "принести жертву на А. Отечества"; 3) пространство вокруг престола в вост. части храма (собственно А. правосл. храма в совр. словоупотреблении), находящееся на высоте солеи. В нем расположены семисвечник, унаследованный от Иерусалимского храма, кафедра епископа, или "горнее место" (перед престолом), жертвенник для приготовления к евхаристии, места для священников и ризница. В др. храмах пространство А. отделялось от осн. части храма невысокой кам. оградой или решетчатой перегородкой (как и в католич. и протестантских храмах), к к-рой позднее подвешивались иконы Христа и Богоматери. В России к 15 в. на этом месте постепенно сформировалась высокая стена, именуемая иконостасом, наглухо изолировавшая А. от молящихся. Симеон Солунский символически связывает А. с важнейшим отделением Иерусалимского храма: "А. образует собою святое святых, сущее превыше небес, и небо". С др. стороны, А. "в особенности изображает" гробовую пещеру, окружающую со всех сторон Гроб Христов, символизируемый престолом (Разговор о св. священнодействиях... Гл. 66, 104). Согласно литургич. толкованиям, "алтарное возвышение устрояется по подобию пренебесного жертвенника: как там служат ангелы Божии, так и во святом А. земные иереи (священники) поставлены всегда предстоять и служить Господу... Алтарное возвышение есть место престольное и указывает на Второе пришествие, так как сидящий на престоле имеет судить живых и мертвых". "Малый олтарь" - др.-рус. назв. скевофила́кия, или сосудохранилища - отд. придела визант. храма, где совершался протесис - первое приготовление евхаристич. даров.

Лит.: Соч. блаженного Симеона, архиеп. Фессалоникийского // Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1856 (М., 1994). Голубинский Е. История алтарной природы… // Правосл. Обозрение, 1912. № 11.

Алтарь

Алтарь

Алтын

АЛТЫ́Н (от тат. алты - шесть) - с 14 в. счетная денежная единица Моск. Руси (первое упоминание - в договоре Дмитрия Донского), равен 6 деньгам. Во 2-й пол. 17 - нач. 18 в. чеканилась монета А. ("алтынник"). Есть единичное упоминание о золотом А. - монете весом в 6 гран (татар. происхождение, 16 в.). В дальнейшем А. наз. монета достоинством в 3 коп. (отсюда и пятиалтынный - 15 коп.).

Алупка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Алфавит

АЛФАВИ́Т - от назв. первых двух букв греч. А. - альфа и бета (новогреч. вита), совокупность букв, принятых в к.-л. письменности и расположенных в установл. порядке; то же, что азбука. В письм. памятниках слово употребляется с 16 в., в совр. лит. яз. б. предпочтительно, чем азбука (этим словом обозначают по преим. кириллический, рус. А.). Порядок слов, соответствующий расположению букв в А., наз. алфавитным порядком. Совр. рус. А. включает 33 буквы и 4 начертательных подалфавита: по 2 рукописных и 2 печатных (прописная и строчная в каждом случае) написания для каждой буквы.

ТАБЛИЦА АЛФАВИТОВ

ТАБЛИЦА АЛФАВИТОВ

Алфавит музыкальный

АЛФАВИ́Т МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ - последовательность букв, используемых для обозначения звуков разл. высоты. Впервые применен в Др. Греции ок. 3 в. до н. э. В Европе в период раннего ср.-вековья буквы лат. алфавита постепенно вытеснили из практики обозначения звуков греч. буквы. Со временем число букв в А. м. свелось к 7 нач. буквам лат. алфавита (по числу 7 тонов диатонич. звукоряда). Наряду с ними существуют слоговые, введенные в практику в нач. 11 в. итал. музыкантом Гвидо д’Ареццо. Россия познакомилась с обеими системами в 17 в., в период перехода от знаменной нотации к линейной, причем слоговые обозначения были переведены на кириллицу и закрепились в музыкантской практике (прежде всего в обучении), а буквенные остались латинскими и применялись преим. в теории. Соотношение букв. и слоговых назв. звуков: А - ля, В - си бемоль (в англояз. странах - си), С (произносится "це") - до, D - ре, Е ("э") - ми, F - фа, G ("гэ") - соль, Н ("ха") - си. Добавление к лат. букве окончания is равнозначно добавлению к слоговому назв. слова "диез", напр., Cis - до диез., а добавление к лат. букве окончания es (к гласной - s) - слову "бемоль", напр. Des - pe бемоль, As - ля бемоль (последнее не применяется только к звуку си бемоль, обозначаемому по традиции буквой В). Назв. тональностей в А. м. включают букв. обозначение осн. тона и лат. наименование лада: Dur (мажор) и moll (минор), причем назв. мажорной тональности пишется с прописной, а минорной - со строчной буквы. Напр., Ais-Dur ("аис дур") - ля диез мажор, Es-moll ("эс моль") - ми бемоль минор. Различие в букв. обозначении звука си в англояз. и неанглояз. странах нередко рождает путаницу, что вынуждает прибегнуть к доп. обозначению опуса. А. м. применяется также при указании строя инструментов, напр., валторна in F ("ин эф", т. е. валторна в строе фа). Примеры употребления А. м., в рус. поэзии: "На флейте я твержу дуэт А-moll’ный" (Грибоедов. Горе от ума), "Твой брат С-moll’ную сонату / Наигрывает за стеной" (А. Белый. Э. К. Метнеру), "Лепные хоры и верхи / Оштукатурены це-дуром" (Пастернак. "Высокая болезнь").

В связи с распространением электрон. инструментов, связаных между собой единым "языком", принята единая, сквозная нумерация октав, начинающаяся с 0 (нуля). Функционируют 2 системы таких обозначений: 1-я включает в себя весь слышимый диапазон частот в 10 октав; во 2-й, б. распространенной, кол-во октав совпадает с суммарным диапазоном муз. инструментов и октавы обозначаются последоват. нумерацией от баса вверх. Диапазон фп. клавиатуры для электронного инструмента соответствует А0 (ля субконтроктавы) - С8 (до пятой октавы). Центральное "до" 1-й октавы обозначается как С; буквой В, в соответствии с англояз. традицией, обозначается си бекар.

Лит.: Грубер Р. И. История муз. культуры Т. 1. Ч. 2. М.; Л., 1941.

Алфёров Ник. Фед

АЛФЁРОВ Ник. Фед. (1783-1840-е гг.) - рус. архитектор, гравер, рисовальщик. Помощник А. Воронихина в постройке Казанского собора в Пб. (1800-е гг.). Автор церкви в Казани (1817-23). Написал первое рук-во по технике офорта.

Алчевская Христина Дан

АЛЧЕ́ВСКАЯ Христина Дан. (1841-1920) - укр. педагог-просветитель, библиограф, поэтесса. Осн. в 1862 в Харькове первую в России частную воскресную школу и руководила ею св. 50 лет. При участии А. впервые в России создана уч. "Книга для взрослых" (1899-1900); соавтор библиографич. труда "Что читать народу?" (1884-1906. Т. 1-3), содержавшего обзор св. 4 тыс. книг по всем отраслям знания, - настольной книги для учителей и учащихся частных воскресных школ в конце 19 в.

Х. Д. Алчевская

Х. Д. Алчевская

Алчевский Ив. Ал

АЛЧЕ́ВСКИЙ Ив. Ал. (1876-1917) - певец (лирико-драмат. тенор). Сын Х. Д. Алчевской. В 1901 дебютировал на сцене Мариинского т-ра; одновременно совершенствовал вокальное и сценич. мастерство под рук. Ф. В. Литвина, Я. М. Решке и О. О. Палечека. В 1907-08 - солист частной оперы Зимина, в 1908-10 пел на сцене "Гранд-опера" (Париж), с 1910 - солист одновременно Большого и Мариинского т-ров. Выступал в разл. городах России, а также на крупнейших сценах Европы и Америки. Сильный голос и разносторонняя одаренность проявились в создании образов Германа, Дон Жуана в "Каменном госте", Ромео, Садко, принесших А. мировую славу. Выдающийся камерный певец, пропагандировал произв. молодых авторов: С. Прокофьева, М. Гнесина и др. В 1909 организовал в Москве кружок "Кобзарь", в к-ром исполнялись произв. укр. композиторов. Выступал также в качестве симф. дирижера, реж., драм. актера, пианиста.

Лит.: Яголим Б. Вдохновенный мастер: Жизнь и творчество И. А. Алчевского // Сов. музыка. 1949. № 10.

Альбанов Валериан Ив

АЛЬБА́НОВ Валериан Ив. (1881-1919) - штурман полярной экспедиции Г. Л. Брусилова на шхуне "Св. Анна" (1912-14). Весной 1914 с частью экипажа прошел пешком по дрейфующим льдам от "Св. Анны" до Земли Франца-Иосифа. А. и матрос А. Э. Конрад (два уцелевших участника похода) подобраны эксп. Г. Я. Седова на мысе Флора. Доставил единств. сведения о судьбе эксп. Брусилова и сохранил нек-рые ее науч. мат-лы. Переход А. описан в его кн. "На юг, к Земле Франца-Иосифа" (1917). А. - прототип штурмана Климова из ром. В. А. Каверина "Два капитана", в к-ром использованы фрагменты подлинного дневника А.

Лит.: Подвиг штурмана В. И. Альбанова: (Зап. В. И. Альбанова о путешествии летом 1914). 2 изд., М., 1954.

"Альбертов" талер

"АЛЬБЕ́РТОВ" ТА́ЛЕР - серебр. монета (без обозначения номинала), выпущена в 1753 в связи с провозглашением герцога Шлезвиг-Гольштейнского - будущего имп. Петра III - наследником рос. престола. На аверсе "А." Т. - погрудный портрет герцога с круговой надписью на нем. яз.: "Петр Божьей милостью вел. князь всероссийский". На реверсе в центре двуглавый орел под одной имп. короной без скипетра и державы, но с орд. Андрея Первозванного; на груди орла - рос. гос. герб, но без орд. Андрея Первозванного, и герб Шлезвиг-Гольштейна. По кругу - дата чеканки (1753) и надпись "Наследник норвежский, герцог шлезвиг-гольштейнский, стормарнский и дитмарсенский, граф ольденбургский и дельменгорстский". Др. пример иностр. монет, имеющих отношение к истории России, - серебр. монеты достоинством в талер и 1/2 талера, чеканенные в 1798 в княжестве Иевер по спец. разрешению Павла I, имевшего титул кн. Иеверского. На аверсе монет в центре - гербовая композиция: на плечах гербового орла рос. гос. герба надета лента с гербом княжества Иевер. По кругу надпись на нем. яз.: "Под сенью твоих крыльев". На реверсе - обозначение номинала: гос. талер (или "полуталер"), дата чеканки в венке (1798) и надпись по кругу: "Фридерика-Августа-София, принцесса ангальской династии, правительница Иевера".

Альбов Мих. Нилович

А́ЛЬБОВ Мих. Нилович (1851-1911) - писатель. Род. в семье дьякона. Закончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1873-79). Участвовал в рус.-тур. войне в качестве фельдшера (1877-78). Лит. деятельностью занимался с гимназ. лет (соучеником А. был будущий писатель, его друг и соавтор К. С. Баранцевич). Ред. ж. "Слово" (1881), "Сев. вестник" (1891-95), газ. "Приднестровский край" (1897-99). Автор романов и повестей "Пшеницыны" (1873), "День итога" (1879), "Конец Неведомой улицы" (1881-82), "Ряса" (1883); наиб. известна трил. "День да ночь" (1890-1903). Гл. герои А. - обычно "тусклые серые люди", жители петерб. окраин, склоняющиеся под бременем жизненных обст-в. Взгляд А. на действительность безрадостно-пессимистичен. Особенности худож. атмосферы и психологизма произв. А. давали основание рассматривать его как продолжателя Ф. М. Достоевского, бытописателя "бедных" людей и предшественника А. П. Чехова с темой "хмурых" людей.

Альбом

Статья большая, находится на отдельной странице.

Альманах

АЛЬМАНА́Х (от араб. альманах - календарь) - первоначально календари-справочники, вбиравшие в себя сведения и статьи разл., затем определ. тематич. содержания. Чисто лит. А. - непериодич. или однократные сб-ки произв. разных жанров и разных авторов, иногда объедин. по тематике, направлению и т. п. Появились во Франции в 18 в. (первый - "Альманах муз", назв., повторен. изв. рус. А., 1916, и заслужившим обстоят. рецензию О. Э. Мандельштама). Первый рус. А. - "Российский Парнас" М. М. Хераскова (1771). Мода на А. началась с изд. Карамзина "Аглая" (1-2, 1794-95) и "Аониды" (1-3, 1796-98). В нач. 19 в. А. играли огромную роль. А. С. Пушкин назвал А. "представителями нашей словесности". В 20-х - 1-й пол. 30-х гг. 19 в. А. в значит. мере ассоциируются с "дилетантизмом" и с "аристократич." лит-рой, им противостояли регулярные журналы. Наиб. известны А. этого времени - "Полярная звезда" (Бестужева и К. Ф. Рылеева), "Мнемозина" (В. К. Кюхельбекера и В. Ф. Одоевского), "Сев. цветы" (Пушкинский круг), "Невский Альманах", "Новоселье" (А. выходили и в провинции, на окраинах - на Украине, напр., "Молодик"). В 1840-е гг. А. в значит. мере сменяется "Сборниками" (мода на них отчасти вызвана цензурой, затруднявшей изд. журналов): "Физиология Петербурга", "Петерб. сборник" и т. п. (включая эмигрантские "Полярную звезду", "Ист. сб-к" и др. изд. заруб. типографий). Эта тенденция преобладала до кон. 19 - нач. 20 вв., включая сб. "Рус. символисты" Брюсова и "Знание". В 20 в. традиция А. возобновляется (напр. "Шиповник", "Земля", "Свиток", "Горн", "Жатва"), однако роль А. все же существенно уступает журналам. Возрождается и полиграфич. иск-во А., появляются роскошно изд. А., стилизующие изд. эпохи расцвета А. Возрождается назв. мн. А. "классич." периода ("Сев. цветы", "Урания" (лит. сб.), "Полярная звезда" (уже третья - хотя и не А., а журнал периода рев-ции 1905). Появляются ежегодные А. ("Год XVI" (XVII, XVIII и т. д. - соотв. 1933, 34, 35, считая от 1917); в 1950-90-х гг. и др. - "День поэзии", "Лит. Москва", "Тарусские страницы".

Лит.: Смирнов-Сокольский Н. П. Рус. лит. альманахи и сборники 18-19 вв. М., 1956; Лит.-худож. альм. и сборники. Библиография. Т. 1-3. М., 1957-59.

"Альманах библиофила". 1929

Альманах

Альперовы

АЛЬПЕ́РОВЫ - семья цирк. артистов, клоунов. Сер. Сер. А. (1859-1923). Выступал в разл. цирк. жанрах с 10 лет. Позже дебютировал как клоун (пс. Макс-Адольф). В 1895 с артистом Б. Мухницким (пс. Бернардо) создал клоунский дуэт "А. - Бернардо" ("А. - Белый клоун"), в репертуаре к-рого были буффонадные классич. антре, включающие и материалы на злобу дня. С 1910 партнер А. - его сын Дм. Сер. (1895-1948). Продолжили традицию классич. буффонадного клоунского дуэта, дополняя выступления сатирич. и публицистич. репертуаром. После смерти отца Дм. Сер. выступал как соло-клоун, затем в дуэте с разл. партнерами в качестве Рыжего клоуна.

Соч.: Альперов Д. На арене старого цирка. М., 1936; По афише - Альперов и партнеры, клоуны-буфф // Сов. цирк, 1918-1938. Л.; М., 1938.

Лит.: Дмитриев Ю. Цирк в России. М., 1977.

Альпинизм

АЛЬПИНИ́ЗМ - вид спорта, восхождение на труднодоступные вершины. Назв. получил от горной системы Альпы, на к-рые сначала в осн. совершались восхождения. Годом зарождения А. считается 1786, когда швейцарцы М. Паккар и Ж. Бальма поднялись на Монблан в центре Европы. Рус. альпинисты начали с восхождения на Монблан в 1802 (Дортензен); в 1829 они покоряют гл. вершины Кавказа - Эльбрус и Арарат, а затем и Казбек. В 1877 возникают альпинист. содружества в Одессе, Москве, Пб. В 1933 Евг. Абалаков покорил первый из 4 расположенных на терр. страны семитысячников - пик Коммунизма (7495 м). Гл. восхождение совершено летом 1982: покорен Эверест (8848 м) по новому, считавшемуся недоступным маршруту (за 6 дней 11 альпинистов побывали на Эвересте, превысив рекорд, установл. индийской эксп., - 9 спортсменов, взошедших на Эверест). Первым из сов. альпинистов вступил на эту гору ленингр. инж. Вл. Балыбердин (нач. эксп. Е. И. Тамм, ст. тренер - А. Г. Овчинников).

Альпинизм. Альпинистское снаряжение: 1 - ледоруб; 2 - трикони; 3 и 4 - скальные и ледовые крючья

Альпинизм. Альпинистское снаряжение: 1 - ледоруб; 2 - трикони; 3 и 4 - скальные и ледовые крючья

Альт

АЛЬТ (от лат. altus - высокий) - 1) низкий дет. голос; 2) очень высокий муж. голос, использовавшийся в церк. пении 14-16 вв. (позднее заменен дет. А., затем женским котральто); 3) партия в хоре, исполняемая низкими женск. голосами - контральто или меццо-сопрано; 4) в музыке 4-голосного склада 2-й сверху по высоте голос, находящийся между сопрано и тенором; 5) муз. инструменты разл. типов, сопоставимые по диапазону и тембру с А.: а) струнный смычковый инструмент из семейства скрипичных, по форме совпадает со скрипкой, отличаясь неск. большими размерами, низким диапазоном и густым тембром. Непременный участник симф. оркестра и струнного квартета, частый партнер и в др. инструмент. ансамблях, А. сравнительно редко выступает как сольный концертный инструмент. В России известен с 18 в. И. Е. Хандошкин - автор первого рус. соч. с участием А. ("Шесть старинных песен с приложеными к оным вариациями для альто-виолы", 1786). Неоконч. соната для А. и фагота имеется в наследии М. И. Глинки. Соната того же состава - последнее крупное соч. Д. Д. Шостаковича (1975). Выдающиеся отечеств. альтисты: Р. Б. Баршай, Ю. А. Башмет; б) альтовые разновидности ряда духовых инструментов: альтгорн (из семейства флюгельгорнов) входит в состав духового оркестра, исполняет один из средних аккомпанирующих голосов; саксофон-А. (из семейства саксофонов, используется в джазе как солирующий и ансамблевый инструмент). Существуют также альтовые флейта, кларнет (бассетгорн), гобой (англ. рожок), труба и тромбон; в) альтовые балалайка и домбра в оркестре рус. нар. инструментов. Здесь дополнение "альтовый" указывает на б. низкий строй данный разновидности инструмента (исключение: альтовый тромбон, звучащий выше обычного).

Альт

Альт

Альтани Ипполит Карл

АЛЬТА́НИ Ипполит Карл. (1846-1919) - дирижер, хормейстер. Окончил Петерб. конс. (1866) по кл. скрипки (Г. Венявский) и по классу композиции (А. Г. Рубинштейн, Н. И. Заремба). В 1882-1906 гл. дир. Большого т-ра. Под его рук. состоялись первые представления опер "Мазепа" и "Алеко", а также в Москве - "Бориса Годунова", "Пиковой дамы", "Иоланты", "Снегурочки", "Реквиема" Верди и др.

Лит.: Соколов Н. Капельмейстер рус. оперы // Сов. музыка. 1971, № 11. С. 158-160.

Альтерация

АЛЬТЕРА́ЦИЯ (от лат. alteratio - изменение; нем. Alterierung) - в музыке: любое изменение высоты к.-л. звука без изменения его названия. Знаки А. в традиц. нотации: повышение осн. звука на полтона обозначается при помощи знака Альтерация - диез, на целый тон - Альтерация дубль-диез; понижение осн. звука на полтона обозначается при помощи знака Альтерация - бемоль, на целый тон - Альтерация - дубль-бемоль. Отказ от А. обозначается знаком Альтерация - бекар. Систематическое применение А. в тональной музыке обозначается путем выставления знаков А. в начале нотной строки вслед за ключом (так наз. ключевые знаки) либо в процессе развертывания пьесы при смене тональности (модуляция). Т. н. случайные знаки А. обычно действуют только на протяжении того такта, где они появляются, и следующая тактовая черта автоматически отменяет их.

Применяют также понятия ладовой и модуляционной А. Ладовая А. - повышение или понижение неустойчивых ступеней лада с целью обострения их тяготения к устойчивым ступеням. Тоны и аккорды, возникшие в результате ладовой А., называют альтерированными. Модуляционная А. указывает на изменение самих устойчивых ступеней с наступлением новой тональности.

Расцвет А. как доминирующего фактора в гармонич. системе связан с эпохой романтизма. Приемы ладовой А. - приметы авторского письма мн. рус. композиторов (Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Лядова, Рахманинова, Скрябина, Мясковского, Прокофьева, Шостаковича и др.).

Лит.: Аэрова Ф. Ладова альтерация. Киев, 1962; Способин И. Лекции по курсу гармонии. М., 1968.

Альтернанс

АЛЬТЕРНА́НС (франц. alternance - чередование) - правило чередования рифмов. стихов с муж. и жен. окончаниями (см. Клаузула), состоящее в том, что стихи с однородными окончаниями могут стоять рядом только тогда когда они рифмуются между собой (напр., можно рифмовать ААвв, но нельзя - аавв или ААВВ; прописные буквы - жен. рифмы, строчные - мужские). Правило А. установилось во франц. поэзии 16 в. и вместе с "правилом рифмич. цепей", по к-рому между двумя стихами на одну рифму могут находится стихи не б. чем на одну иную рифму, ограничивало способы возможных рифмовок. Из франц. эти правила перешли в немецкое, а оттуда - в рус. стихосложение. В России принцип чередования муж. и жен. рифм впервые установлен М. В. Ломоносовым в "Оде на взятие Хотина" и сопровождавшем ее "Письме о правилах рос. стихотворства" (1739). Эпоха классицизма требовала строгого соблюдения правила А. Согласно А., недопустимы: белые стихи с однородными окончаниями (напр., гекзаметр); рифмов. стихи с однородными окончаниями (напр., сплошные муж. рифмы в пер. В. А. Жуковского поэмы "Шильонский узник" Байрона); строфы, начинающиеся и кончающиеся однородными окончаниями (напр., "Фонтан" Ф. И. Тютчева); стык однородных окончаний на границах строф. Особенно строго соблюдался А. в канонич. строфах и твердых стихотв. формах (секстине, октаве, сонете и др.). Нарушения правила А., редкие в 18 в., в нач. 19 в. становятся обычными, и к кон. столетия А. перестает быть обязательным.

Альтман Нат. Исаевич

А́ЛЬТМАН Нат. Исаевич (1889-1970) - живописец, график, скульптор, театр. художник. Род. в Виннице, 4 года учился в Одесском худож. уч-ще. Живя в 1911 в Париже, посещал студию Марии Васильевой. Париж. впечатления оказали б. влияние на творчество. А. Приехав в 1912 в Пб., А. вскоре приобретает известность как рисовальщик и живописец (графич. серии "Евр. графика", "Картинки Натана Альтмана", и др.); живопись с контрастными сочетаниями ярких тонов, декоративностью, насыщ. светом (преим. портрет, где удачно сочетал оригин. формы выразительности с глубоким психологизмом, напр. знаменитый портрет Анны Ахматовой).

После Окт. рев-ции 1917 преподает, организует музеи и выставки, оформляет массовые праздники, делает ряд скульпт. работ в рамках ленинского плана монумент. пропаганды (А. Луначарский, С. Халтурин, В. Рентген). В 1920 создает бронзовый бюст В. И. Ленина, положив тем самым начало т. н. худож. Лениниане. Пишет портреты М. Горького, С. Есенина, В. Вересаева, А. Толстого. С нач. 20-х гг. выступает как театр. художник; сотрудничает с Вахтанговым ("Гадибук", студия "Габима") и Грановским ("Уриель Акоста", ГОСЕТ), соединяя легкие лаконичные конструкции с красочными предметами быта. В 1921 оформляет программный для рев. т-ра спектакль - "Мистерию-Буфф" В. В. Маяковского на арене Моск. госцирка. В 1928-35, живя в Париже, продолжает работать как живописец и театр. художник (в т. ч. спектакль "Бронепоезд 14-69" в Т-ре интернацион. действия).

Вернувшись в Ленинград, работал преим. для т-ра (спектакли по пьесам У. Шекспира "Король Лир", "Отелло", "Гамлет", в оформлении к-рых ср. век. колорит создавали лаконичные фрагменты зодчества, шпалеры с изображением сцен охоты и сражений; оформление спектакля "Маскарад" по М. Ю. Лермонтову); создал также эскизы костюмов к к/ф "Дон Кихот". Автор серии "театр. картин" (60-е гг.).

Альтшулер Модест Исаакович

АЛЬТШУ́ЛЕР Модест Исаакович (1873-1963) - виолончелист, дирижер. В 1894 окончил Моск. конс. по кл. виолончели А. Э. Глена. Один из организаторов и участник "Моск. трио". С кон. 90-х гг. - в США. Основал в Нью-Йорке Рус. симфонич. об-во, руководил его оркестром, способствуя популяризации рус. музыки. Под управлением А. впервые в США исполнены все соч. А. Н. Скрябина, о к-ром А. оставил восп. Автор кн. мемуаров (1956).

Предыдущая страница Следующая страница