Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДЕН"-"ДЕТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДЕН"-"ДЕТ")

Денга

ДЕНГА́ - мелкая рус. серебр. монета 14-18 вв. достоинством в 1/2 коп. Термин вост. происхождения. С 1796 слово стали писать в форме "деньга", до этого такая надпись иногда помещалась лишь на псковских монетах 15 - нач. 16 вв. Чеканка Д. началась в Москве в последней четверти 14 в., а с нач. 15 в. - и в др. рус. кн-вах (в Новгороде с 1420). Сперва из гривны (гривенки) серебра (204 г.) чеканили 200 Д., составляющих моск. счетный рубль. Постепенно, по мере того как создавалось централизованное гос-во, кн-ва утрачивали право чеканить собств. монету. После реформы 1534 чеканилась новая общегос. серебр. монета, вдвое тяжелее Д. - новгородка, к-рая позднее получила назв. "копейки". Т. о., с 1534 100 новгородок составляли моск. счетный рубль. Позднее копейка вытеснила из обращения Д., чеканка к-рой часто приостанавливалась. Но народ еще и в 17 в. вел счет на "Д.", называя копейку двумя Д. Начиная с 17 в. наряду с серебр. чеканилась Д. из меди: в 1700-1828 с надписью "Д." ("деньга"), с 1839 по 1916 с надписью "1/2 коп." (в 1849-67 - с надписью "денежка"), сохраняя в народе свое назв. В СССР монеты в 1/2 коп. чеканились в 1925, 1927 и 1928.

Денежка

ДЕ́НЕЖКА - мелкая разменная рус. медная монета достоинством в 1/2 копейки, нар.-обиходная уменьшит. форма от слова "денга". В 1849-67 чеканились монеты из меди весом 2,56 г и диам. 18 мм, на аверсе к-рых вместо гос. герба изображались вензели имп. (Николая I и Александра II) с короной, на реверсе - надпись "Д." и год.

Дени Викт. Ник

ДЕНИ́ (Денисов) Викт. Ник. (1893-1946) - график, засл. деят. иск-в РСФСР (1932), ученик Н. П. Ульянова. Мастер сатирич. графики, карикатурист. В печати рисунки Д. появляются с 1913 (ж. "Солнце России", "Рампа и жизнь", "Сатирикон" и др.). После 1917 иск-во Д. связано с рев-цией, он стоит у истоков создания сов. политич. плаката ("Капитал", "Учредительное собрание" - оба в 1919 - и др.). С 1921 постоянно выступает в "Правде", в карикатурах и шаржах разоблачая врагов нового об-ва. Патриотич. чувствами проникнуты произв. периода Вел. Отеч. войны ("Убей фашиста-изувера", 1942 и др.). Для Д. характерны тщательная разработка сюжета, внимание к деталям, создание парадоксальных, иногда фантастич. ситуаций, умение подчеркнуть смешные стороны изображаемых персонажей, передача портретного сходства. Все это достигается точностью рисунка, контрастным сопоставлением лаконичных цветовых пятен (черного и белого). Иск-во Д. в значит степени политизировано, отражает офиц. политику гос-ва, испытало влияние культа личности Сталина ("разоблачение" в ряде произв. троцкистско-бухаринских врагов народа; работы, посв. И. В. Сталину - "Трубка Сталина", 1930 и др.

Лит.: Забродина Ю. М. В. Н. Дени. Л., 1970; Свиридова Н. А. В. Н. Дени. М., 1978.

Деникин Ант. Ив

ДЕНИ́КИН Ант. Ив. (1872-1947) - ген.-лейтенант, один из вождей Белого движения. Из воен. семьи, внук крепостного крестьянина. Выпускник Академии ген. штаба, участник рус.-япон. войны. В 1914-17 командовал бригадой, дивизией, корпусом, был нач. штаба Ставки, главнокомандующим Зап. и Юго-Зап. фронтами. Поддержал ген. Л. Г. Корнилова в его конфликте с А. Ф. Керенским в авг. 1917, за что был арестован Врем. пр-вом. 19 нояб. 1917 бежал из Быховской тюрьмы на Дон, где создавалась Добровольческая армия. В ходе Первого кубанского (Ледяного) похода командовал дивизией, а после гибели Л. Г. Корнилова - Добровольческой армией. Под его началом эта армия освободила от красных Кубань и Сев. Кавказ. В янв. 1919 - апр. 20 - главнокомандующий Вооруж. силами Ю. России (Добровольческая, Донская, Кавказская, Туркестанская, Кубанская армии), к-рые в ходе наступления на широком фронте летом-осенью 1919 дошли до Орла, но затем потерпели поражение и были частично эвакуированы из Новороссийска в Крым. В эмиграции активной политич. деят-ностью не занимался, неоднократно объявлял себя противником орг-ции новой интервенции против Сов. гос-ва, продолжая подчеркивать свою ненависть к большевизму. Во время 2-й мировой войны жил на Ю. Франции, категорически отказался от поддержки нацистов, восхищался успехами Красной Армии, надеясь в то же время, что она повернет оружие против Сов. власти. С дек. 1945 жил в США, где умер и похоронен. Автор мн. опубл. работ, из к-рых наиб. значителен ист.-мемуарный труд "Очерки русской смуты" в 5-ти т. (1921-26; 1991, репринт).

А. И. Деникин

А. И. Деникин

Денисов Эдисон Вас.

ДЕНИ́СОВ Эдисон Вас. (1929-96) - композитор, музыковед. Окончил Томское муз. уч-ще (1950, класс фп.), механико-математич. ф-т Томского унта (1952), Моск. конс. (1956, класс фп. В. С. Белова и курс композиции у В. Я. Шебалина), аспирантуру (1959). С 1960 - педагог Моск. конс. Д. - один из лидеров авангарда. Стилевые черты творчества Д. - рафинированный эстетизм и стремление к этическому началу. Из композиторов европейского авангарда Д. особенно близок к позднему А. Веберну и П. Булезу. В стиле, близком к Булезу (пуантилизм и линейная сонористика), написана кантата "Солнце инков" (1964), принесшая Д. мировую славу. Этапным соч. стали "Плачи" для сопрано, ударных и фп. (1968), воссоздающие древний похоронный обряд, в к-ром Д. объединил распев вокальной партии с пуантилизмом сопровождения. В вокальных и инструментальных ансамблях 60-х гг. Д. экспериментально разрабатывает принцип сонорно-тембровой драматургии: "Канты Катула" (1963), "Итальянские песни" на слова Блока (1964), "Crescendo и diminuendo" для арфы и 12-ти струнных (1965), "Пять историй о господине Кейнаре" на слова Б. Брехта (1966), "Ода" для кларнета, баритона и ударных (1968), "Романтическая музыка" для инструментального ансамбля (1968), "D-S-C-H" для кларнета, тромбона, виолончели и фп. (1969). Роль сонористики еще более возрастает в концертах 70-80-х гг.: виолончельном (1972), фортепианном (1974), флейтовом (1975), скрипичном (1977), для саксофона (1977), для флейты и гобоя (1979), для флейты и виолончели (1982) и для альта (1988). Скрипичному и особенно альтовому концертам присущи черты драматизма, свойственного и романсам ("Листья" на слова С. Танцера, 1978; "Боль и тишина" и "На повороте" на слова О. Мандельштама, 1979; "Пять стихотворений Баратынского"), подготовившим одно из значительных соч. Д. - "Реквием" на тексты поэмы Танцера. Реквием открывает новый период в творчестве Д., связанный с философско-религ. мотивами: Партита для скрипки с оркестром (1981), Камерная симфония (1982), Вариации на тему Й. Гайдна "Tod ist ein Langer Schlaf" для виолончели с оркестром (1982), Вариации на тему хорала Баха "Es ist Genug" для альта и фортепиано (1984) Резюмирующим моментом в творчестве Д явился поворот к православной духовности, нашедший выражение в произв. на стихи Б. Пастернака "Рождественская звезда" (1989), в трех отрывках из Нового Завета для контратенора, двух теноров, баритона, флейты и виолончели (1989) "История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа" на тексты Нового Завета и православной литургии (1994) - это монументальное творение в 7-ми частях.

Д. - автор ряда статей о творчестве соврем. композиторов.

Соч.: Струнные квартеты Белы Бартока // Музыка и современность. М., 1965. Вып. 3; Заметки об оркестровке Д. Шостаковича // Дмитрий Шостакович. Сб. М., 1967; Додекафония и проблемы совр. композиторской техники // Музыка и современность. М., 1969. Вып. 6; Стабильные и мобильные элементы, музыкальные формы и их взаимодействие // Теоретич. проблемы муз. форм и жанров. Сб. ст. М., 1971; Сонатная форма в творчестве С. С. Прокофьева // С. С. Прокофьев. Ст. и материалы. М., 1972; Ударные инструменты в современном оркестре. М., 1982; Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986.

Лит.: Холопов Ю. Н., Ценова В. С. Эдисон Денисов. М., 1993.

"Денница"

"ДЕННИ́ЦА" - лит. альманах романтич. ориентации. Изд. в Москве (1830-34, всего 3 кн.) М. А. Максимовичем. Среди сотр. - Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, И. В. Киреевский, Н. А. Полевой, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев и др.

Денотат

ДЕНОТА́Т (от лат. denotatus - "обозначенный") - объект языкового обозначения, реальный предмет или класс предметов как типовое представление предмета реальной действительности. Д. - факт индивид. восприятия действительности, однако в то же время он имеет общий, объективированный, "коллективизированный" характер, что обусловлено тем обст-вом, что в Д. находит отражение чувственно воспринимаемая объективная действительность, единая для всех людей. Лингвистич. термин Д. соответствует термину логики "референт". Отношение между словом и внеязыковым объектом наз. денотативным отношением, иначе денотативной связью или денотативной направленностью, а та часть содержательной структуры слова, к-рая отражает или содержит в себе денотативные отношения, наз. денотативным содержанием.

Лит.: Комлев М. Г. Компоненты содержательной структуры слова. М., 1969; Уфимцева. Типы словесных знаков. М., 1974; Колшанский Г. В. Лингво-гносеологич. основы языковой номинации // Языковая номинация. М., 1977. Т. 2.

Денщик

ДЕНЩИ́К - военнослужащий (нижний чин), назначенный в распоряжение генерала, офицера или воен. чиновника в качестве казенной прислуги. Впервые появились в 17 в. и назначались на один день (отсюда назв.). В дальнейшем служба Д. стала постоянной. Их число определялось спец. положением. Так, по Положению 1713 ген.-фельдмаршалу полагалось 16, полковнику - 6, капитану - 2, младшему офицеру - 1 Д.

День Господень

ДЕНЬ ГОСПО́ДЕНЬ (День Яхве, День гнева, День Страшного Суда) - одно из центр. понятий Библии и христ. религии. Представление о Д. Г. определяется понятием Суда.

Первые сведения о Д. Г. относятся в В. Завете к сер. 8 в. В период последнего расцвета Израильского (Северного) царства, при усилении религиозно-политич. иллюзий, Д. Г. в нар. представлении - "день света" для избранного народа, когда явится Бог и поразит всех врагов Израиля. Напротив, для пророка Амоса, Д. Г. - не день торжества Израиля, но день Суда над ним ("Горе желающим дня Господня!.. он - тьма, а не свет!", Ам 5:18, 8:9 - 10). Избранничество Израиля - не привилегия, но великая духовная ответственность пред всеми "племенами земными" (Быт 12:3), связанная с получением Откровения, к-рое должно храниться до наступления "полноты времен" (Гал 4:4) и быть критерием в личной и обществ. жизни (см. Лк 12:48). Израиль, не выполнивший возложенной на него миссии, будет поражен, и лишь для благочестивого "остатка" этот День станет днем духовного торжества (Ам 5:15, 9:8 - 10, Ис 4:3).

У пророка Софонии (ум. ок. 625), жившего в период общемировых потрясений (закат Ассирии, появление новых народов и цивилизаций), религ. кругозор расширяется: в ист. катаклизмах он усматривает знамение грядущего Страшного Суда Господня, распространяющегося на все народы. В преддверии этого дня человек должен испытать свою совесть, чтобы не быть испепеленным огнем Гнева. "День гнева - день сей, день скорби и тесноты..." (Соф 1:15) (Образы космич. катастрофы Софонии легли в основу гимна "Dies Irae, Dies ille...", написанного ок 1200 католич. монахом Фомой из Челано и вошедшего в состав заупокойной литургии - Реквиема). Пророк Малахия (5 в. до н. э.) возвестил, что наступлению Д. Г. будет предшествовать явление великого Вестника (Ангела Яхве) - нового пророка Илии (Мал 3:1:4:5). Им стал Иоанн Креститель.

В Новом Завете Д. Г. означает День Христов, однако здесь, в земной истории, положено лишь начало его полному осуществлению в неведомый людям день Второго Пришествия (Деян 1; 11; Мф 24:42). С возникновением церкви в день Пятидесятницы многие думали, что Христос вернется немедленно или очень скоро (1 Фес 4:13, 2 Фес 3:6, 10). Вскоре стало ясно, что Второе Пришествие медлит, но не отменяется (2 Петр 3:10 и др.). В то же время ожидание конца истории не должно заслонять от верующего значение Воскресения Христова и Пятидесятницы: через них Христос уже во Славе, и потому христиане живут в сиянии Его Дня. Уже в апостольское время "Днем Господним" стал именоваться первый день недели (Откр 1:10, 1 Кор 16:2, Деян 20:7), т. е. воскресенье. Каждый раз он заставляет верных переживать величайшую в земной истории реальность Воскресения Христова, объединяет их с Ним в торжественно совершаемой Евхаристии и обращает к ожиданию Его пришествия во славе (1 Кор 11:26). "Гряду скоро! Аминь. Эй, гряди, Господи Иисусе!" (Откр 22:20).

Лит.: Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1965. С. 50-57; Светлев Э. [прот. А. Мень]. Вестники Царства Божия. Брюссель, 1972. С. 64-6, 216-220.

Деньер Генрих-Иоганн

ДЕНЬЕ́Р Генрих-Иоганн (Анд. Ив.) (1820-92) - художник-фотограф, портретист; изобретатель в обл. фототехники. Швейцарец по происхождению. Образование получил в Имп. АХ (1840-49), как вольноприходящий ученик занимался у К. П. Брюллова. В 1851 получил звание "неклассного художника"; в том же году открыл в Пб. "Дагерротипное заведение художника Деньера". Изобрел особый способ портретной съемки, при к-рой получал отпечатки с мягким контуром. Свои работы раскрашивал акварелью. С ним сотрудничали художники И. Н. Крамской, Н. И. Уткин, С. З. Зарянко, миниатюрист И. П. Раулов. В 1864 ателье размещалось на Невском проспекте "в доме Гр. Строганова, 19". Автор изв. портрета украинского поэта Т. Г. Шевченко, снятого 30 марта 1858 в Пб. после возвращения поэта из ссылки. Д. портретировал Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева, И. Е. Репина, И. И. Шишкина и др. знаменитых людей. В 1865-66 издал "Альбом фотографич. портретов августейших особ и лиц, изв. в России" (12 выпусков). На выставках в АХ в 1860, 1861 и 1865 Д. выставлял фотографич. портреты. В первом рус. иллюстр. ж. "Русский худож. листок" (1851-62) В. Ф. Тимма литографич. способом напечатаны мн. фотопортреты и работы Д. В 1860 ему пожаловано звание "фотографа Их Имп. Величеств". Работы Д. имеются в семейном альбоме имп. Александра II (1855-65), хранящемся в Центральном гос. архиве кинофотодокументов. Д. - пионер рус. театр. фотографии. Портрет Д. выполнил в 1883 худож. И. Н. Крамской. Похоронен в Пб. на Волковом лютеранском кладбище.

Лит.: Петерб. Некрополь. СПб., 1912. Т. 2. С. 38; Кондаков С. Н. Имп. академия художеств. СПб., 1914. Т. 2. С. 87; Шиманский С. Т. Г. Шевченко в фотографиях современников // Сов. фото. 1939. № 3. С. 4-6; Морозов С. Рус. худож. фотография. М., 1961. С. 29-33; Сабурова Т. Уникальная фотография // Наше наследие. 1989. № 11. С. 22.

Департамент

ДЕПАРТА́МЕНТ - структурная часть к.-л. гос. учреждения в России 18 - нач. 20 вв. (Д. Гос. совета, Сената, мин-в). Иногда Д. могли наз. и самостоятельные ведомства.

Здание Департамента уделов на Всероссийской худож.-промышленной выставке 1896 в Нижнем Новгороде

Здание Департамента уделов на Всероссийской худож.-промышленной выставке 1896 в Нижнем Новгороде

Депо манускриптов

ДЕПО́ МАНУСКРИ́ПТОВ - принятое в нач. 19 в. обозначение хранилища рукописей Имп. публичной б-ки.

Депозитки

ДЕПОЗИ́ТКИ - обиходное назв. рус. депозитных билетов 1840-1843 достоинством 3, 5, 10, 25, 50 и 100 руб., выпускавшихся Депозитной Кассой серебряной монеты при Гос. Коммерч. банке. Выпуск депозитных билетов должен был облегчить переход к постоянному серебр. стандарту и последующее внедрение в обращение нового вида денежных знаков - кредитных билетов, к-рыми предполагалось заменить ассигнации.

Депортация

ДЕПОРТА́ЦИЯ (от лат. deportatio - изгнание, ссылка) - высылка как отдельных лиц, так и целых народов, признанных офиц. властью социально опасными, из мест постоянного проживания. В первые годы Сов. власти большевистская ссылка носила индивидуальный характер - эсеры, меньшевики, анархисты и т. п. на срок от 1 до 2 лет по решению Коллегии ВЧК. К 1922 сроки увеличиваются до 3-5 лет, место - губ. города в европ. части России. Впоследствии сроки все более возрастают вместе с отдаленностью места высылки. Начиная с 1927, Д. подвергались троцкисты - настоящие и мнимые. В 1929-33 в связи с насильственной коллективизацией деревни миллионы крестьян депортировались в отдаленные р-ны СССР. При ГУЛАГе создается спецуправление по закреплению выживших крестьян. Убийство в 1934 С. М. Кирова послужило предлогом для Д. ок. 100. 000 жителей Ленинграда - бывших дворян, "неблагонадежных" и подозреваемых участников зиновьевской оппозиции. С 1936 от сов. границ вглубь страны, на восток и север ссылались представители нерусских народов, т. к. они имели родственников по ту сторону границы и могли помешать советизации пограничных с СССР гос-в. Так, были депортированы представители желтой расы в Ср. Азию из их исконных земель, отторгнутых Россией у Китая в 1859-60, финны, эстонцы, латыши, литовцы, поляки и пр. Опустевшие дома заселялись русскими, спецпереселенцами. Из аннексированных терр. СССР в 1939-41 НКВД вывез в Сибирь сотни тыс. жителей, в т. ч. рус. эмигрантов. Рук-во всеми Д. осуществлял ген. ГБ И. Серов. В Сибири спецпереселенцев определяли на работу в сельхозы и т. п. орг-ции. Было депортировано поляков более 1 000 000 чел., сотни тысяч прибалтов, граждан Румынии и т. п. В 1941 Политбюро ЦК ВКП(б), следуя убеждению, что лояльность к власти определяется национально-расовой принадлежностью, ликвидировали Автономную Сов. Республику немцев Поволжья и депортировали этнич. немцев (вместе с разнонац. членами семей) в Сибирь и Ср. Азию (Казахстан). С 1941-44 подверглись Д. немцы, финны, калмыки, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкары и крымские татары. АССР мцхетов была ликвидированы без всякого Указа. В нек-рых случаях погибло до 40% сосланных. Д. проводились глубокой ночью, с изъятием паспортов и др. документов. Спецпереселенцам под страхом расстрела запрещалось покидать определ. им место жительства. Оставшиеся терр. подвергались русификации. Указ от 9 янв. 1957 не восстановил в правах крымских татар, мцхетов и немцев Поволжья, к-рым запрещалось возвращаться на свои земли после освобождения из ссылки.

В 1942-45 в Сибирь, наряду с сотнями тысяч сов. военнопленных, ссылались жители терр. СССР, находившихся под оккупацией немцев, граждане стран Вост. Европы, в т. ч. рус. эмигранты и т. д. После советизации Маньчжурии в авг.-сент. 1945 Д. подверглись находившиеся там китайцы, японцы и рус. эмигранты.

Дербенёв Вад. Клавдиевич

ДЕРБЕНЁВ Вад. Клавдиевич (род. 1934) - кинооператор, кинорежиссер. В 1957 закончил ВГИК. Работал оператором на к/с "Молдова-фильм". Первый снятый ф. "Атаман Кодр" (1959). В этом и ф. "Колыбельная" (1960) и "Человек идет за солнцем" (1962) - реж. М. Калика - Д. показал себя мастером экспрессивной и вместе с тем лирической манеры, используя острые ракурсы, резкие светотени, деформационные изображения, смелые колористич. решения. Совм. с В. Карасевым и А. Чировым снял ф. "Горизонт" (1964). С 1963 (ф. "Путешествие в апрель") выступает одновременно как реж. Наиб. успеха добился пост. ф. "Последний месяц осени" (1965, приз на II Всес. кинофестивале 1966, приз на VII МКФ в Мар-Дель-Плата, 1966, гл. приз на VII Междунар. киновстрече ф. для детей и юношества в Каннах, 1966). Ставит в осн. ф.-балеты (совм. с Ю. Григоровичем): "Женщина в белом" (1981, по одноим. ром. У. Коллинза, также соавтор сценария), "Тайна "Черных дроздов" "(1983, по ром. А. Кристи "Карман, полный ржи", также соавтор сценария), "Змеелов" (1985, по одноим. ром. Л. Карелина).

Среди ф.: "Рыцарь мечты" (1968, по мотивам произв. А. Грина, оператор и соавтор сценария), "Балерина" (1969, реж. и оператор), "Воскресный музыкант" (1971, реж. и соавтор сценария), "Гончарный круг" (1973, реж. и соавтор сценария), "По следу властелина" (1969, реж. и соавтор сценария), "Охота на сутенера" (1990), "Дом свиданий" (1991).

Деревенская проза

ДЕРЕВЕ́НСКАЯ ПРО́ЗА - значительное, духовно и эстетически действенное тематическое направление в лит-ре 1960 - нач. 1980-х гг., осмысляющее драматич. судьбу крест-ва, рус. деревни в 20 в., отмеченное обостренным вниманием к вопросам традиции, нар. нравственности, к взаимоотношениям человека и природы. Заявившая о себе в "Вологодской свадьбе" (1962) А. Яшина, особенно сильно в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" ("Не стоит село без праведника") (1963), эта проза представлена произведениями В. Белова, В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Липатова, В. Астафьева, Е. Носова, Б. Можаева, В. Распутина, В. Личутина и др. авторов. Создаваемая в эпоху, когда страна стала преим. городской и уходит в небытие веками складывавшийся крест. уклад, Д. П. пронизана мотивами прощания, "последнего срока", "последнего поклона", разрушения сельского дома, а также тоской по утрачиваемым нравств. ценностям, упорядоченному патриарх. быту, единению с природой. В большинстве своем авторы книг о деревне - выходцы из нее, интеллигенты в первом поколении: в их прозе жизнь сельских жителей осмысляет себя. Отсюда - лирич. энергия повествования, "пристрастность" и даже нек-рая идеализация рассказа о судьбе рус. деревни.

Деревня

ДЕРЕ́ВНЯ - с 14-15 вв. осн. тип. рус. сельского поселения. Этимология не ясна; возможно, значение слова восходит к месту поселения в "деревах", т. е. в лесах. Термин вытеснил прежнее "село" (с 15 в. село - гл. обр. поселение с господским двором и церковью). В большинстве р-нов Сев.-Вост. и Сев. Руси Д. 15 в. - малодворное поселение (2-5 дворов), имеющее полный комплекс с.-х. угодий. Многодворные Д. - только в высокоплодородных р-нах (Владимирское Ополье). Вновь поставленное поселение наз. починком. Поселение, оставленное хозяевами, но сохранившее культ. пашню, - пустошью. В 16-17 вв. наблюдается рост числа дворов в Д. - до неск. десятков, с 17 в. - первые сведения о зем. уравнит. переделах, широко распространившихся в 18-19 вв.

Деревня Федоскино

Деревня Федоскино

Деревце обрядовое

ДЕ́РЕВЦЕ ОБРЯ́ДОВОЕ - деревце, срубленное или (реже) растущее, обычно украшенное, фигурирует во многих обрядах, как календарных, так и семейных. Сюда относится прежде всего березка, которую завивают (т. е. из ее веток делают венки) в обрядах на троицкой неделе. И термины и обрядовые действия напоминают о ритуалах с др. растительными символами: последний сноп, николина (велесова и т. п.) борода. Европ. традиции "майского дерева" в России не было, но нек-рые весенние ритуалы так или иначе связаны с деревьями (напр., веснянки в нек-рых местах поют с возвышенностей, с крыш или с деревьев). Особый вариант Д. О. - срубленное и украшенное дерево, представляющее собой один из вариантов свадебной красоты. Здесь тоже обнаруживаются мотивы общие, в частности, с последним снопом (красоту могут, напр., хранить после обряда за или под образами). По крайней мере, в песнях красоту могут разбрасывать по полям - ср. календарные обряды, в к-рых деревце может выступать как простейшая форма обрядового чучела (в частности, ветка дерева - "кукушка" в обряде "похороны кукушки"), хотя обычно чучело делают более "миметическим". В конечном счете этот символ отражает мифологич. мировое дерево (так, свадебное использование деревца базируется на представлении об изоморфности или даже тождестве мирового дерева как модели вселенной - человеку, микрокосму).

Особняком стоит такое календарное дерево, как рождественская (позже - новогодняя) елка. При всем несомненном мифологизме этого обряда нужно учесть, что в России, как и в Вост. Европе, он является очень поздним заимствованием (не ранее 19 в.). При этом в России, в отличие, напр., от Словакии этот обряд остался чисто городским и не попал в деревню, где мог бы обрасти новыми мифологич. и ритуальными ассоциациями. Ср. намеренную архаизацию (или фольклоризацию) у Б. Л. Пастернака: "Надо, чтоб елкою святочной / Вечность средь комнаты стала" ("Зимние праздники"), ср. и нек-рую "ритуализацию" в назв. рассказа Ф. М. Достоевского "Елка и свадьба".

Деревянное зодчество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Деревянные духовые музыкальные инструменты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Держава

ДЕРЖА́ВА - 1) Гос-во, осуществляющее самост., независимую политику. 2) Власть монарха. 3) Знак самодержавной власти, владычества, выполненный в виде зол. шара, к-рый венчали крест или корона. Одна из царских регалий. Как символ верховной власти Д. известна с древних времен. Так, напр., ее изображение встречается на монетах рим. имп. Августа (27 до н. э. - 14 н. э.). В качестве эмблемы монаршей власти в Россию Д. пришла из Польши. Оттуда же появилось и ее древнее назв. - яблоко (яблоко царского чина, вседержавное яблоко). Впервые при церемониальном ритуале Д. употреблена в 1605 во время венчания Лжедмитрия I на царство. При офиц. торжеств. приемах Д. помещалась на спец. подножие и располагалась у первого окна палаты или тронного зала слева от государя.

Держава императорская. 1762

Держава императорская. 1762

Державин Гаврила Ром

ДЕРЖА́ВИН Гаврила Ром. (1743-1816) - писатель и гос. деятель. Род. в бедной дворянской семье, в 1759-62 учился в Казанской гимназии. С 1762 служил в гвардейском Преображенском полку, первый офицерский чин получил в 1772. Во время крест. войны под водительством Е. И. Пугачева принимал активное участие в действиях правительств. войск. С 1777 Д. на статской службе в Сенате. С 1784 Олонецкий, в 1785-89 Тамбовский губернатор. В 1791-93 Д. статс-секретарь императрицы Екатерины II, с 1793 - сенатор. Впоследствии Д. занимал посты президента Коммерц-коллегии, Гос. казначея, министра юстиции. С 1803 в отставке. В служебной деятельности, к-рую очень ценил, что отразилось в его "Записках", Д. проявлял "ревностность", честность, справедливость, при этом был крайне неуступчив, что приводило его к столкновению с вышестоящими лицами, включая Екатерину II, Павла I и Александра I.

Лит. деятельность Д. началась еще во время службы в Преображенском полку (большинство произв. не сохранилось). В 1776 выходит его первый сб. "Оды, сочиненные и переведенные при горе Читалагае", отмеченный влиянием М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова. Во 2-й. пол. 1770-хгг. Д. сближается с поэтами львовского кружка (В. В. Капнистом, Н. А. Львовым, И. И. Хемницером). В 1780-е гг. в поэзии Д. значит. место занимает образ Екатерины II, воспеваемой под именем Фелицы (одноим. ода принесла ему репутацию крупнейшего поэта эпохи). Неоднократно Д. писал и в жанре духовной оды ("Бог", 1780-84). Однако позднее он разочаровался в императрице и в поисках положит. героя обратился к фигурам П. А. Румянцева и А. В. Суворова ("Водопад", 1791-94, "Снегирь", 1800).

Новаторство поэзии Д. состоит в первую очередь в соединении в одном стих. разных тем и тональностей (одических и сатирич. - "Видение мурзы", 1783-84; "Вельможа", 1794, гражданственных и философских - "Водопад"), эмоциональности, сравнит. простоте языка. Лирика Д. во многом автобиографична, в ней создается образ лирического "я", раскрываемого в неск. аспектах: бытовом, биографич. и мировоззренческом, к-рому свойственны ощущение смерти, подстерегающей человека ("На смерть князя Мещерского", 1779) и одновременно чувств. наслаждение красотой жизни (сб. "Анакреонтические песни", 1804; горацианские оды). В последние годы жизни Д., окруженный ореолом славы, обращается к драматургии (трагедии, комич. оперы и др.). Хотя сам он высоко ценил свои драматич. опыты, у современников они успеха не имели. Среди прозаич. соч. Д. - "Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина" (1812-13), "Объяснения на сочинения Державина..." (1809-10), "Рассуждение о лирич. поэзии или об оде" (1805-15). В 1808 опубл. собр. соч. Д. в 4 т. С 1807 в его доме происходят регулярные лит. собрания, затем преобразованные в лит. общ-во "Беседа любителей рус. слова" (1811).

Г. Р. Державин

Г. Р. Державин

Держиморда

ДЕРЖИМО́РДА - персонаж комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" (1836). Имя его стало нарицательным для грубого, неумного, исполнительно-ревностного и беззастенчивого администратора, не брезгующего полицейскими методами.

Держинская Ксения Георг

ДЕРЖИ́НСКАЯ Ксения Георг. (1889-1951) - певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. СССР (1937). Род. в семье преподавателя математики. В 1907 окончила пед. курсы Киевской жен. г-зии. В 16 лет брала уроки пения (в теч. 4-х лет) у Ф. Паш, неверно определившей ее голос как меццо-сопрано. В 1911-12 обучалась пению в Пб. у Е. Терьян-Коргановой, давшей точное определение голосу Д. В 1914 совершенствовалась в Берлине у чешской певицы и педагога М. Маллингер (ученица П. Виардо). В 1915-48 солистка моск. Большого т-ра. Гастролировала по России и в Париже (1926, т-р "Гранд-Опера"). Обладала необычайным по красоте, силе и ровности голосом широкого диапазона, сочного и мягкого тембра, отличалась отточенной вокальной техникой, выразительностью, высокой артистич. культурой и яркой сценич. внешностью. Лучшие среди 25 партий ее репертуара: Ярославна ("Князь Игорь" А. П. Бородина), Наташа ("Русалка" А. С. Даргомыжского), Мария ("Мазепа" П. И. Чайковского), Лиза ("Пиковая дама" П. И. Чайковского; в истории рус. оперного т-ра исполнение этой роли признано классическим). Выдающаяся камерная певица, в 1924 вместе с А. Неждановой и Н. Обуховой принимала участие в первом радиоконцерте. В 1935-36 и 1943-47 преподавала в студии Большого т-ра, в 1941-43 занималась с солистами Ташкентского оперного т-ра. В 1947-51 преподавала в Моск. конс. (проф., декан вокального ф-та до 1949).

К. Г. Держинская

К. Г. Держинская

Дерибас Иосиф Мих.

ДЕРИБА́С Иосиф (Осип) Мих. (1749-1800) - рус. адмирал, по нац. испанец, род. в Неаполе. Получил хорошее образование, особенно в области иностр. языков. В 1769 познакомился в Ливорно с начальником Рос. войск и флота на Средиземном м. А. Г. Орловым-Чесменским. По предложению гр. Орлова Д. перешел на рус. службу, участвовал в рус.-тур. войне (1768-74). С приездом кн. Потемкина в Новороссийскую крепость Д. обратил на себя внимание, участвовал в завоевании Крыма (1783-84). Особо Д. отличился в рус.-тур. войне 1787-91 при особе главнокомандующего Екатеринославской армией, участвовал во взятии Березанской и Хаджибейской крепостей. Предложил усилить Черномор. гребную флотилию за счет подъема и ремонта затопленных тур. судов; составил план штурма Измаила, одобренный А. В. Суворовым. Д. участвовал в переговорах о мире между Россией и Турцией и в качестве депутата подписал Ясский мирный договор 29 дек. 1791 в чине ген.-майора гребной флотилии. В 1793 Д. получил чин вице-адмирала. В это время Д. выработал и отстоял план построения города-крепости в Хаджибее, будущей Одессы, стр-во к-рой началось в 1794. Павел I прервал стр-во, а Д. отозвал в 1797 в Петербург, и более Д. в Одессу не возвращался. Назначенный ген.-кригскомиссаром в 1799 Д. произведен в адмиралы и назначен управляющим лесным департаментом. Автор проекта учреждения Кронштадта. В 1800 удален из лесного департамента за злоупотребления в лесных доходах, но вскоре назначен пом. вице-президента Адмиралтейств-коллегий. Похоронен в Александро-Невской Лавре. Главная улица Одессы назв. в честь устроителя и первого начальника города Дерибасовской.

Деривация

ДЕРИВА́ЦИЯ - процесс образования языковых единиц (дериватов) путем усложнения исходных единиц.

Термин "Д." введен Е. Куриловичем в 30-е годы для описания словообразовательных отношений. В словообразовании лексической Д. наз. такое соотношение производящей и производной основ, при к-ром они различаются лексич. значением, напр., камень - каменщик, летать - летчик. Случаи, когда лексич. значения производящей и производной основ тождественны, но слова различаются синтаксич. значением (относятся к разным частям речи) квалифицируются как синтаксич. Д., напр.: белый - белизна (оба слова обозначают белый цвет, но относятся к разным частям речи), хороший - хорошо, автомобиль - автомобильный. В совр. лингвистике значение термина существенно расширилось, под Д. часто понимается не только словообразование, но и словоизменение и вообще процессы образования в языке любых вторичных знаков, в т. ч. предложений.

В лексич. семантике Д. могут называть изменение (расширение) исходного значения слова; его внешних формальных изменений при этом не происходит. Вторичные значения, возникающие в результате семантич. Д., выявляются из контекстного окружения деривата. Ср. напр. дом - жилище (в виде отдельно стоящей постройки), дом - жилище (в виде квартиры или комнаты в многоквартирном доме), дом - любая постройка (Что это за дом? - Больница), дом - родина (мой дом - Сибирь), дом - сфера обитания (Земля - наш общий дом, Их домом стал космос), дом - царская или королевская династия (дом Романовых, дом Бурбонов), ср. также недавнее переосмысление в рус. языке слова перестройка.

В синтаксисе термин Д. может обозначать нек-рые типы трансформационных отношений.

Лит.: Курилович Е. Деривация лексическая и деривация синтаксическая. В его кн.: Очерки по лингвистике. М., 1962; Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. М., 1974; Кубрякова Е. С., Панкрац Ю. Г. О типологии процессов деривации. В кн.: Теоретические аспекты деривации. Пермь, 1985.

Дерунов

ДЕРУНО́В - сатирич. тип богатеющего купца-приобретателя, созд. М. Е. Салтыковым-Щедриным в прозаич. цикле "Благонамеренные речи" (1872-76).

Дерунов Конст. Ник

ДЕРУНО́В Конст. Ник. (1866-1929) - библиограф, библиотековед. Дважды (1887-88) арестовывался за участие в народовольческих кружках, под гласным надзором полиции жил в Ярославле, затем работал в б-ках Москвы и Петербурга, автор трудов "Примерный библиотечный каталог. Избр. лит. по всем отраслям знания" (1906, 2-е изд. 1908-11. 4. 1-2), "Жизненные задачи библиографии. Итоги и уроки прошлого рус. библиографии за 200 лет", "Типичные черты в эволюции русской общественной библиотеки" (1919) и др.

Десерт

ДЕСЕ́РТ (франц dessert) - сладкое блюдо, фрукты и т. п., подаваемые в конце обеда. Слово заимств в кон. 18 в. Еще в словаре 1795 писалось "дессер" (от франц. глагола desservir - убирать со стола, т. е. последнее блюдо). Термин Д. вытеснил рус. слово "пирожное", долго бытовавшее в просторечии для обозначения любого сладкого блюда ("А пирожное было бланманже..." - А. С. Пушкин, "Барышня-крестьянка"). Наряду с последним бытовали слова "заедки" ("На другом столе были расставлены заедки" - П. И. Мельников-Печерский, "В лесах") и "постольник" ("Десерт, или постольник, - последняя подача к окончанию стола, состоящая из овощей и всяких конфет - В. Левшин, "Словарь поваренный", 1797).

Десникий Сем. Еф.

ДЕСНИ́КИЙ Сем. Еф. (1740-89) - писатель, юрист, философ, представитель рус. Просвещения. Из мещан. Учился в Троицкой духовной семинарии, университетской гимназии (1759-60), Моск. и Академическом ун-тах (1760-61), ун-те г. Глазго (1761-67). С 1767 Д. преподавал юриспруденцию в Моск. ун-те, выступал как переводчик и комментатор англ. юридич. лит-ры. В публичных речах, рассматривая историю права, затрагивал вопросы происхождения власти, семьи, собственности и др. В 1768 для Комиссии для составления нового Уложения подготовил "Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи", нек-рые идеи к-рого созвучны "Наказу" Екатерины II.

Десницкая Агния Вас.

ДЕСНИ́ЦКАЯ Агния Вас. (1912-92) - филолог и лингвист, имеющий многочисл. работы в разл. областях языкознания, организатор науки, педагог. Окончила в 1913 ЛГПИ. С 1933 работала в Ин-те языкознания АН (при реорганизации менял названия), в т. ч. в 1963-76 - директор Ленинградского отд. ин-та, в 1976-88 - зав. отделом, в 1988-92 - советник при дирекции. С 1964 чл.-корр. АН СССР. Преподавала в ЛГПИ (1935-37, 1942-45), в 1-м Ленинградском ин-те иностр. языков (1945-47), в ЛГУ (1947-92), где с 1949 проф. каф. общего языкознания, а с 1957 руководила работой созданного по ее инициативе албанского отделения.

Лингвист-германист по образованию, Д. рано проявила интерес к проблемам компаративистики, овладев для этого материалом других индоевропейских языков - др.-греческого и латинского, санскрита, слав. языков, кельтских, хеттологии и, наконец, албанского языка. Основательная историко-языковая подготовка послужила в дальнейшем прекрасной базой возникновения новых науч. интересов - в обл. общего языкознания, балканистики, албанской филологии, истории языкознания и социолингвистики. Опубл. свыше 180 работ, в т. ч. "Чередование гласных в германских яз." (1937), "Вопросы изучения родства индоевропейских языков" (1956), "Албанский яз. и его диалекты" (1968), "Наддиалектные формы устной речи и их роль в истории яз." (1970), "Сравнительное языкознание и история языка" (1984), "Албанская литература и албанский язык" (1987). Интересовалась гуманитарными аспектами языкознания, связью языка с историей народа, историей общества, взаимосвязями яз. и лит-ры, яз. и фольклора, яз. и этнографии. Занималась также проблемами албановедения и балканистики, воспитав неск. поколений албанистов и став признанным главой отеч. школы албановедения.

Десюдепорт

ДЕСЮДЕПО́РТ (франц. dessus de porte - над дверью) - наддверное панно, декоративная живописная или скульптурная композиция, расположенная над дверным проемом и конструктивно связанная с ним, равно как с худож. оформлением всей плоскости стены. Широкое распространение Д. получил в архитектуре барокко и последующих стилей 17-19 вв.

Десятина

ДЕСЯТИ́НА - 1) Подать, взимавшаяся в Др. Руси в пользу церкви. Введена Уставом кн. Владимира по византийскому образцу. Для сбора Д. назначались особые лица - десятильники. 2) Мера земельной площади. В писцовых книгах 16 в. - только для лесных угодий, позднее - для измерения площади вообще. В 17 в. и позднее казенная Д. равна 2400 кв. саженям (80 в длину, 30 в ширину), т. е. прибл. 1,12 га. Реже употреблялась Д. в 3200 кв. сажен и 3025 кв. сажен ("круглая"). Д. делилась на две четверти, как осн. ед. измерения земельной площади существовала до введения метрич. системы.

Десятский

ДЕСЯ́ТСКИЙ - в Киев. Руси нач. десятки в княж. дружине, низший выборный человек (от десятки дворов) в уезде и на посаде при проведении губ. и земской реформ 1-й пол. 16 в. Формально Д. избирались общиной, но нередко при непосредственном участии местного дворянства. Д. в осн. занимались делами адм.-полицейского характера. С учреждением земской полиции в 1818-19 Д. вошли в состав низших полицейских чинов. Согласно Положению о земской полиции 1837, Д. выступает как представитель низшего исполнит. звена полиции в деревне, избираемый гос. и удельными крестьянами. С кон. 19 в. Д. выбирались сел. сходом, но чаще ими становились верные слуги местных дворян-землевладельцев. Д. выполняли свои обязанности под началом волостных старшин.

Детерминант

ДЕТЕРМИНА́НТ - распространитель предложения (второстепенный чл.), относящийся ко всему составу предложения, располагающийся обычно в его абсолютном начале. Д. могут выражать субъектно-объектные и обстоятельств. значения, ср. Сыну исполнился год; Мне весело; С детьми много хлопот; Здесь его ценят; На улице холодно. В соответствии с их значением различают детерминирующие дополнения и обстоятельства.

Д. характеризуются ослабленной синтаксич. связью с остальным составом предложения и способностью употребляться в предложениях любой структуры - двусоставных и односоставных, глагольных и неглагольных, ср. У нее болит голова; У нее сданы экзамены; У нее трое детей; У нее бессонница. С позиции актуального членения предложения Д. обычно входят в его тему.

Лит.: Шведова Н. Ю. Детерминирующий объект и детерминирующее обстоятельство как самостоятельные распространители предложения // Вопросы языкознания, 1964, № 6; Рус. грамматика. М., 1980. Т. 2; Бабайцева В. В. Система членов предложения в совр. рус. яз. М., 1988.

Детерминизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дети боярские

ДЕ́ТИ БОЯ́РСКИЕ - с 13-14 вв. младшая дружина князей, образовавшая низший слой служилых феодалов. Со 2-й пол. 15 в. выделяются дворовые Д. Б., составляющие государев полк. В 16 в. Д. Б. по моск. списку получают назв. "дворян". Осн. масса Д. Б. 16-17 вв. - городовые Д. Б., несшие службу со своим "городом" (уездом), владельцы поместий среди руки и маленьких вотчин, обязанные являться в поход со своими воен. слугами, с полным вооружением и припасами (со 100 четвертей пашни - один конный воин). Периодически они призывались на смотры, где определялась их служебная годность, уточнялись поместные денежные оклады. В кон. 17 - нач. 18 вв. термин Д. Б. выходит из употребления, уступив место термину "дворянин".

Детинец

ДЕТИ́НЕЦ - назв. топографически обособленной укрепленной части др.-рус. города (внутренняя крепость). Располагался на возвышенности (Кремль, Верхний Замок, Замковая гора) в отличие от Подола - нижней части города, Д. - административный центр (княж. дворцы, церковные здания и т. д.).

Московский детинец-кремль.13-14 вв.

Московский детинец-кремль.13-14 вв.

"Детская литература"

"ДЕ́ТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА" - 1) Крупнейшее в стране гос. изд-во, выпускающее книги для детей дошкольного и школьного возраста. Создано в 1933 на базе изд-в "Мол. гвардия" и "Худож. лит-ра". В 1936 передано ЦК ВЛКСМ (наз. "Детиздат"), с мая 1941 - Наркомпросу РСФСР ("Детгиз"). С 1963 - при Гос. комитете по печати РСФСР (с 1991 - РФ). Активное участие в орг-ции изд-ва принимали М. Горький, С. Маршак, К. Чуковский. "Д. Л." массовыми тиражами издает классиков рус. и заруб. лит-ры, произв. совр. писателей всех жанров; выпускает альм. "Мир приключений", "Хочу все знать", "Глобус", дет. календарь, "Круглый год" и др., а также серии: "Отрочество", "Золотая библиотека", "Школьная библиотека", "Библиотека приключений и научной фантастики", "Мои первые книжки" и др. При "Д. Л." существует Дом детской книги, созд. в 1950 и изучающий читательские интересы детей и подростков.

2) Критико-библиогр. журнал. Выходил в Москве в 1932-41 (издатели: Критико-библиогр. ин-т (1932-36), ЦК ВЛКСМ (1936-41). Периодичность: в 1932 - 3 раза в мес, с 1933-35 - ежемесячно, в 1936-41 - 2 раза в мес, в 1941 вышло 5 номеров. В "Д. Л." печатались ст., рец., посв. текущей лит-ре, велись теоретические дискуссии. Среди авторов "Д. Л." - писатели, критики, ученые, педагоги. Много внимания уделялось изд. рус. классики для детей, вопросам оформления дет. книг, задачам дет. чтения. Изд. было прекращено с нач. войны. Вновь выходит в Москве с 1966. Гл. ред. - С. П. Алексеев. В 1966-69 - орган СП РСФСР, в 1970-91 - СП СССР и СП РСФСР. Исследует проблемы детства, печатает теоретические и обзорные статьи, посв. истории, теории и совр. состоянию дет. и классической рус. и зарубежной лит-р.

Детская речь

ДЕ́ТСКАЯ РЕЧЬ - речь детей дошкольного и младшего школьного возраста (примерно до 8-9 лет). Систематическое изучение Д. Р. началось в сер. 19 в. В 1-й пол 20 в. оно велось в рамках психологии, гл. обр. в аспекте установления связи между речевым и умственным развитием, и имело целью прежде всего предотвращение речевой патологии. С сер. 20 в. Д. Р. изучается психолингвистикой на мат-ле дневниковых записей спонтанной речи детей и результатов специально поставленных экспериментов. Периоду Д. Р. предшествует лепет и гуление - предречевые формы развития ребенка, во время к-рых формируются моторные возможности органов, участвующих в порождении речи, определяются первые коммуникативные проявления ребенка, происходит первичное становление сигнификативной функции языка. К 2-3 годам фонемные структуры родного языка, как правило, полностью освоены, но нормативная артикуляция часто еще не сложилась: в этот период несформировавшиеся звуки в речи ребенка заменяются уже сформировавшимися, обычно наиб. близкими к ним артикулярно. Усвоение супрасегментной фонетики предшествует усвоению сегментной и происходит еще на довербальных стадиях. Формирование системы словоизменения определяется системой родного языка. Частотные грамматические категории усваиваются раньше, чем редкие. Грамматика ребенка в период становления носит гиперрегулярный характер, нормативные формы могут заменяться ненормативными, но образованными по более частотным моделям. Развитие синтаксиса происходит от двусловных высказываний к более длинным, выделяются субъект, объект, предикат. Прежде всего усваивается прямой порядок слов. После 3 лет в речи ребенка начинают появляться сложноподчиненные предложения. В процессе усвоения системы словообразования ребенок проходит период расширенного дет. словотворчества, заменяя имеющееся в языке слово словообразовательной инновацией, созданной по определенной модели. До 5 лет в речи ребенка почти нет синонимических рядов (из-за твердого привязывания названия к обозначаемому предмету или явлению). Позднее всего усваиваются слова с отвлеченными и метафорическими значениями, фразеологизмы. Овладение монологич. речью происходит на поздних этапах развития речевой способности. В Д. Р. много черт, общих с речью в период ее распада (при афазии). Грамматика Д. Р. имеет определенное сходство с грамматикой пиджинов. Изучение Д. Р. важно не только для установления закономерностей развития ребенка, но и для постижения общелингвистич. и психолингвистич. механизмов, реализующихся в речи нормативных носителей языка. Данные, полученные при изучении онтогенеза языка и речи, используются при построении теорий происхождения языка, при исследовании языка в филогенезе. Традиция изучения Д. Р. в отеч. лингвистике заложена А. Н. Гвоздевым, чей скрупулезный дневник наблюдений за речью сына до сих пор является ценным, иногда единств. источником изучения становления речи на рус. языке.

Лит.: Чуковский К. И. От двух до пяти. М., 1958; Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961; От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. Саратов, 1981; Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1981.

Предыдущая страница Следующая страница