Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕГ"-"ДЕН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕГ"-"ДЕН")

Дегтярёв Степ. Аникиевич

ДЕГТЯШВ Степ. Аникиевич (1766-1813) - композитор, дирижер. Крепостной графа Н. П. Шереметева, вольная Д. вышла только в 1816. Муз. подготовку получил в певческой школе Шереметева, в хоре к-рого находился с 7 лет. Композицией занимался под рук. Д. Бортнянского, А. Сапиенцы и Дж. Сарти, консультировался у М. Полторацкого, посещал занятия в Моск. ун-те. В театре Шереметева в Кусково Д. выступал в одно время с П. Ковалевой-Жемчуговой в качестве драматич. актера и певца-тенора, позднее был певчим капеллы, капельмейстером. В функции Д. во время службы входило создание переводов франц. и итал. опер, составлявших осн. репертуар театра, а также при необходимости муз. вставок. После 1803 жил в Москве, последние годы жизни служил в Курской губернии. Известно ок. 150 его хоровых концертов (по атрибуции М. Г. Рыцаревой). Самое известное соч. - оратория "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" (1811), звучание к-рой соответствовало патриотич. настроениям времени. В 1818 оратория исполнялась в связи с открытием памятника Минину и Пожарскому в Москве. Муз. особенности сочинения определили характерные черты жанра, оказавшие большое влияние на хоровую музыку 19 в. С именем Д. связывается перевод на рус. язык, редактирование и публикация трактата В. Манфредини "Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки" (СПб., 1805).

Лит.: Елизарова Н. А. Театры Шереметевых. М., 1944; Рыцарева М. Г. Русская музыка в XVIII в. М., 1987; Горяйнов Ю. С. Степан Аникиевич Дегтярев (1766-1813). 2-е изд. Белгород, 1993.

Деепричастие

ДЕЕПРИЧА́СТИЕ - одна из неличных форм глагола, совмещающая признаки глагола и наречия и служащая для обозначения второстепенного действия (состояния или отношения), характеризующего осн. действие (состояние или отношение). В Д. сочетаются функции "второстепенного сказуемого" (А. А. Шахматов) и обособл. обстоятельства образа действия, времени, условия, причины и т. п., ср. Он работает, ничего не замечая (образ действия) и Работая, он ничего не замечает (время). Д. не имеют спрягаемых форм, наклонения, времени и лица, в силу чего обычно считаются неизменяемыми. Д. располагают категориями вида (ср. читая - прочитав) и залога, используясь гл. обр. в действ. залоге. Д. могут быть перех. и возвр. (ср. умывая лицо, умываясь), но возвратные Д. несов. вида страд. залога типа доставляясь практически не встречаются, а пассивные формы Д. сов. вида типа будучи доставлен употребляются редко. Вид Д., помимо собственно видовой характеристики, передает также временную соотнесенность второстепенного действия с осн., т. е. выражает значение относительного времени. Д. несовершенного вида обычно обозначают действие одновременное с основным (ср. читая, замечал..., читая, замечает...), а Д. совершенного вида - предшествующее ему (ср. прочитав, заметил..., прочитав, заметит), однако связь между видом Д. и типом выражаемой соотнесенности не является жесткой и может видоизменяться под воздействием различ. факторов.

Для образования Д. используются особые суффиксы, зависящие от вида глагола. Д. несов. вида образуются от основ наст. времени с помощью суффикса -а / -я (ср. визжат - визжа, несут - неся), Д. с суффиксом -учи / -ючи (ср. едучи, крадучись) и -в / -вш (ср. умер не болев) являются устар. или просторечными, сохраняясь в Д. будучи от глагола быть и нек-рых устойчивых выражениях (ср. живет припеваючи). От мн. глаголов несов. вида Д. не образуются (ср. бежать, лизать, беречь, врать и др.). Д. сов. вида образуются от основ прош. времени с помощью суффикса -в / ши / -вши (ср. узнал - узнав, замерз - замерзши, оделся - одевшись), а в отд. случаях - гл. обр. в качестве вариантов этих форм - и от основ наст. времени с помощью суффикса -а / -я (ср. увидя - увидев, прочтя - прочитав). У двувидовых глаголов форма Д. может использоваться для дифференциации видового значения, ср. исследовать - исследуя (несовершенный вид) и исследовав (совершенный вид).

Совр. Д. восходят к бывшим формам им. падежа кратких действ. причастий, определявших подлежащее. Этим объясняется требование совпадения субъектов Д. и осн. действия, нарушение к-рого делает предложение ненормативным, ср. Подъезжая к сией станции, у меня слетела шляпа. Вместе с тем Д. могут употребляться и в нек-рых типах предложений с неназв. субъектом, ср. Снявши голову, по волосам не плачут; Лежа в постели, вредно читать.

Лит.: Богуславский И. М. О семантич. описании рус. деепричастий: неопределенность или многозначность // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1977. № 3; Арбатский Д. И. О лексич. значении деепричастий // Вопр. языкознания. 1980. № 4.

Дежнёв Сем. Ив

ДЕЖНЁВ Сем. Ив. (ок. 1605-73) - мореход. Родился, предположительно, в г. Великий Устюг. Был на казачьей службе в Тобольске, а затем в Енисейске. Первые сведения о появлении Д. в Якутске относятся к 1638-39. Из Якутска в 1640-42 отправился в р-н рр. Яны и Индигирки. Вскоре совм. с М. Стадухиным Д. проплыл по Индигирке до Сев. Ледовитого ок. Следуя морем на В., проник в устье р. Алазеи. Летом 1643 добрался мор. путем до устья р. Колымы, где принял участие в основании Нижнеколымского острога. Это поселение стало отправной базой изв. мор. путешествия Д. вокруг Чукотского п-ова, цель к-рого состояла в поисках лежбищ моржей и достижении р. Анадырь. Под начальством Федота Алексеева (приказчика устюжского купца), изв. под фам. Попов, была организована торг.-промысловая экспед. Д., к к-рой он присоединился в качестве предст. гос. власти (сборщика ясака). Плавание летом 1647 не увенчалось успехом, т. к. льды загромоздили устье р. Колымы и помешали выходу в море. В 1648 эксп. вышла в повторное плавание на шести кочах, к ней присоединился коч Герасима Анкудинова. В пути два коча потерпели аварию и два пропали без вести. Остальные три, в т. ч. и коч Д., обогнув морем Чукотский п-ов с С., достигли прол. между Азией и Америкой, где коч Анкудинова разбился о скалы. Впоследствии Д. описал в своих челобитных крайнюю вост. оконечность Азии, на о-вах Диомида он видел эскимосов. В нач. окт. буря выбросила коч Д. на берег южнее устья Анадыря. По суше Д. добрался до р. Анадырь. Основав Анадырский острог (1649), обследовал басс. р. Анадырь, в Анадырском зал. открыл богатое лежбище моржей и организовал их промысел. В результате эксп. было доказано существование прол. между Азией и Америкой, открыт мор. путь вокруг сев.-вост. Азии, описаны Чукотский п-ов и р. Анадырь. Часть участников эксп. во главе с Поповым проникла на Камчатку, др. ч. на пропавших без вести кочах, предположит., достигла Аляски. В 1760-х - нач. 70-х гг. Д. неск. раз ездил с грузом моржового клыка и пушнины из Якутска в Москву, где был произведен в атаманы. Совершил неск. поездок по Сев.-Вост. Сибири. Умер в Москве. Именем Д. назв. крайняя вост. оконечность Азии (мыс Д.), хребет на Чукотке, бухта на зап. побережье Берингова моря и насел. пункт на Амуре.

Дезидерата

ДЕЗИДЕРА́ТА (лат. desiderata - желаемое) - отсутствующее в б-ке издание, к-рое необходимо иметь в фонде. Д. выявляются по библиогр. источникам и разыскиваются комплектаторами б-ки. Д. являются не только изд., изначально отсутствующие в фонде, но и утраченные, дефектные и имеющиеся в недостаточном кол-ве экз. С соотв. значением термин используется и за пределами б-к.

Деизм

ДЕИ́ЗМ - общая характеристика ряда религиозно-филос. концепций, доктрин и теорий, построенных на понятии Бога, к-рый творит мир, но после этого больше не вмешивается в жизнь сотворенного. Родоначальником Д. считается лорд Чербери. Метафизич. обоснование его принципов можно обнаружить у Р. Декарта. Жестко различая три субстанции - Бога (совершенство), протяжения и мышления, Д. представил их как актуально-бесконечное, конечное и потенциально-бесконечное. Только в сотворенном, а значит, конечном и законосообразном мире имеют смысл законы механики (сохранения импульса), по к-рым, как был убежден Р. Декарт, существует Вселенная. Бог творит материю из ничего и сообщает ей опред. кол-во силы. Последняя не убывает и не прибавляется, ею и живет мертвая сама по себе материя. Сведение провиденциальной роли Бога к "первотолчку" в сочетании с пониманием материи как механизма оказалось настолько приемлемым для обществ. сознания эпохи, что сделало Д. органически вписавшейся в структуру гуманистич. Просвещения идеологией, рельефно выразившей в религ., этич., соц.-полит., космологич., филос. и др. формах дух новоевроп. рационализма. Ф. Вольтер, Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Ньютон, Г. Лейбниц, М. В. Ломоносов, ряд англ. материалистов, Д. Локк, Д. Юм, А. Шефтсбери, Д. Тиндаль, А. Н. Радищев, мн. декабристы в той или иной форме исповедовали Д. или склонялись к нему.

Д. сущностно противоположен пантеизму, являясь своеобразной вариацией теизма - Бог не только принципиально трансцендентен миру, он даже и не "появляется" в нем через свою волю, замысел, энергию (фактически мир оказывается "безбожным", "безблагодатным"). В рамках теизма Д. был протестом против господства идеи божеств. предопределения и потому своеобразным решением проблемы свободы воли. В этом плане Д. - порождение христ. культуры Запада. Более радикальным шагом стал атеизм, в частности - франц. материалистов, к-рому историч. соответствовала полная эмансипация естествознания, утрата им зависимости от религии и теологии. Вера в детерминизм супранатуралистич. сменилась верой в детерминизм естественный. П. Лаплас, оформивший идею последнего в терминах механики, так ответил Наполеону Бонапарту, удивленному отсутствием Бога в его науч. системе мирозданий: "Сир, я не нуждался в подобного рода гипотезе".

Деисусный чин

ДЕИСУ́СНЫЙ ЧИН - см. Иконостас.

Дейксис

ДЕ́ЙКСИС (от греч. δειζιζ - "указание") - указание как способ идентификации объекта (лица, предмета, места, момента времени, свойства, ситуации и т. д.) через его отношение к речевому акту, в к-ром о нем говорится; ср. я, ты, этот, здесь, сейчас. Посредством Д. происходит "перевод языка в речь" - связь абстрактных понятий с конкретными предметами и явлениями; ср. стол (вообще) и этот стол. Лекс. и грамматич. единицы, значение к-рых включает отсылку к говорящему или др. параметрам акта речи, считают особым типом языковых знаков, противопоставленным назывным словам типа дом, стол и др. Их наз. также "эгоцентрическими" (Б. Рассел), "индексальными", или "индексами" (Ч. С. Пирс), "подвижными определителями", или "шифтерами" (О. Есперсен, Р. О. Якобсон).

Выделяются три осн. типа Д.: 1) личный Д. - соотнесение участников обозначаемой ситуации с участниками акта речи, выражаемый личными местоимениями и формами лица глагола; ср. я читаю, ты читаешь, мы читаем, он читает и т. д.; 2) пространственный Д. - характеристика предмета по степени его пространственной близости к говорящему, выражаемый указат. местоимениями тот, этот, частицами вот, вон, местоименными наречиями здесь, там, сюда, туда, отсюда, оттуда; 3) временной Д. - соотнесение времени обозначаемой ситуации с моментом речи, выражаемый формами глагольного времени (ср. читал, читаю, буду читать) и обстоятельственными выражениями типа сейчас, тогда, завтра, на прошлой неделе, будущей зимой и т. п. К Д. относят также указание на то, что отсутствует в непосредственном восприятии, но присутствует в личном опыте говорящего или слушателя: ср. К тебе кто-то приходил (не известный ни говорящему, ни слушателю); Я знаю кое-кого из них (известных говорящему, но не известных слушателю); Звонил Петя (известный говорящему и слушателю). Разновидностью Д. считают и анафору ("контекстный Д."), которую можно рассматривать как указание на элементы контекста; ср. Стояли теплые весенние дни. Такие дни бывают в Москве в конце апреля (И. А. Бунин).

Лит.: Якобсон Р. О. Шифтеры, глагольные категории и русский глагол // Принципы типологич. анализа языков разл. строя. М., 1972; Падучева Е. В., Крылов С. А. Дейксис: общетеоретич. и прагматич. аспекты // Языковая деят-ность в аспекте лингвистич. прагматики. М., 1984; Апресян Ю. Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная картина мира // Семиотика и информатика. М., 1986. Вып. 28.

Дейнека Ал-др Ал-др.

ДЕЙНЕ́КА Ал-др Ал-др. (1899-1969) - живописец, график, скульптор, педагог, Нар. худож. СССР (1963), д. ч. АХ СССР (1947). Учился во ВХУТЕМАСе (1920-25) у В. А. Фаворского, И. И. Нивинского и др. Работал в разл. жанрах и видах иск-ва, стремясь к созданию новых форм, неизменно проявляя стремление к монументализации. В ранний период мн. работает в журн. графике (журн. "Прожектор", "У станка" и др.). Живопись 20-30-х гг. отражает трудовой энтузиазм первых пятилеток или рев. героизм ("Перед спуском в шахту", 1926; "Текстильщицы", 1927; "Оборона Петрограда", 1927 и др.). Неизменен интерес Д. к теме спорта ("Вратарь", 1934; "Игра в мяч", 1927 и др.). Проникнут лиризмом ряд портретов, картина "Мать" (1933) и мн. др. Произв. периода Вел. Отеч. войны полны героич. пафоса, суровы и драматичны ("Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года"; "Оборона Севастополя", 1942 и т. д.). Много работал в монументальной живописи, экспериментировал в технике мозаики (мозаичные плафоны станции Моск. метрополитена "Маяковская", 1938-39; серия мозаик "Хорошее утро" и "Хоккеисты", 1959 и др.). Оставил важное для понимания иск-ва 20-30-х гг., в частности монументальной живописи, лит. наследие. Иск-во Д. - самобытное, ярко индивидуальное, в определ. время подвергавшееся критике за поиски в обл. формообразования, испытало влияние эпохи тоталитаризма, что нашло выражение в неск. одностороннем отражении сов. реалий 30-50-х гг. Оказал влияние на художников 2-й пол. 50-х гг. и послед. периода, особенно мастеров "сурового стиля".

Лит.: А. А. Дейнека: Альбом / Авт. вступ. ст. и сост. В. П. Сысоев. Л., 1982; Непарокомова И. "Люблю большие планы...": Худ. Александр Дейнека. М., 1987.

А. А. Дейнека. На стройке новых цехов. 1926

А. А. Дейнека. На стройке новых цехов. 1926

Действенный танец

ДЕ́ЙСТВЕННЫЙ ТА́НЕЦ - танцевально-муз. форма, органически связанная с развитием балетного сюжета. Д. Т. в 18 в. был основой пантомим. балетов. Пантомима в них главенствовала, но окрашивалась танцевальной пластикой. В эпоху балетного романтизма, подчиняясь процессам усложнения и совершенствования классич. танца, симфонизации музыки, Д. Т. приобрел структуру танцевальной сюиты. К кон. 19 в. в балетах М. Петипа окончательно сложилась форма Д. Т. - pas d’action (фр.), состоящая из антре (фр. entrée - выход), представляющего всех участников, адажио героев в сопровождении корифеев и кордебалета, вариаций и коды. В 1930-е гг. Д. Т. как сплав пантомимы и танца становится в сов. балете осн. средством создания хореодрамы. В кон. 1950-х гг. пантомима в балетах Ю. Н. Григоровича и И. Д. Вельского была окончательно растворена в танце, что дало возможность приблизить балет к его муз природе и строить хореографич. драматургию подобно муз.-симфонич. Д. Т. характерен для балета амер. балетмейстера Дж. Баланчина, выходца из России.

Действие

ДЕ́ЙСТВИЕ 1) В драматургии последоват. развитие событий, совокупность намерений, поступков героев, их характеров и сложившихся ситуаций, является основой построения драматургич. произв. Обычно отличают внешнее, насыщенное большим кол-вом событий и физич. поступков Д., и внутр., связанное с психологией и подтекстом пьесы Д. 2) Часть пьесы или спектакля, элемент композиц. построения драматургич. произв. Определяется пространственно-временными характеристиками пьесы и логикой развития драматургич. интриги.

Действительный студент

ДЕЙСТВИ́ТЕЛЬНЫЙ СТУДЕ́НТ - низшая уч. степень, присваиваемая лицам, окончившим ун-т. Введена 20 янв. 1819 в дополнение к ранее существовавшим уч. степеням: канд. ун-та, магистр, д-р. Д. С. получал право на соискание степени канд. ун-та лишь через год после окончания курса при условии представления письм. сочинения и сдачи экзаменов. По университетскому уставу степень Д. С. упразднялась, но это звание для выпускников ун-та сохранялось до 1884, когда окончившим учебу стали выдаваться дипломы 1-й и 2-й степени.

Декабристская литература

ДЕКАБРИ́СТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА - творчество участников декабрист. движения (А. А. Бестужев, Ф. Н. Глинка, П. А. Катенин, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский, В. Ф. Раевский, К. Ф. Рылеев и др.), а также ряда близких к ним писателей, не входивших в рев. орг. (Н.И. Гнедич, О. М. Сомов и др.). При всех индивид. различиях этих авторов можно говорить о единстве идейно-худож. принципов Д. Л., отразившей социально-политич., филос. и эстетич. идеи движения. Признавая огромное обществ. значение лит-ры, декабристы - дети века Просвещения - видели в ней прежде всего средство пропаганды передовых взглядов, воспитания современников в духе идеалов гражданственности и патриотизма. Отсюда их стремление осуществлять рук-во лит. движением, подчинить своему влиянию лит. орг-ции ("Вольное общество любителей российской словесности", кружок "Зеленая лампа" и др.) и периодич. издания ("Полярная звезда", "Мнемозина", "Соревнователь просвещения и благотворения", "Сын отечества", "Невский зритель" и т. д.). Отсюда попытки реставрации "высоких" жанров лит-ры прошлого - оды, трагедии, псалмодической лирики. Отсюда характерная для Д. Л. политически окрашенная трактовка проблемы личности, историч. и нац. темы, темы иск-ва. Представления о высокой гражд. миссии писателя - основа декабрист. оценки совр. лит. явлений (критика элегической школы, первой главы "Евгения Онегина", восторженное отношение к "Горю от ума"). Специфика худ. творчества декабристов - в совмещении рационалистич. традиций "просветительского классицизма" с нарастающими романтич. тенденциями новой эпохи. На скрещении этих линий возникло направление, получившее определение "революционный (гражд.) романтизм". После 1825 Д. Л. перестала существовать как широкое и цельное явление, однако ее идеи и принципы нашли продолжение и развитие в деятельности В. К. Кюхельбекера, Н. А. Бестужева, А. И. Одоевского и др., она оказала воздействие на творчество раннего М. Ю. Лермонтова, А. И. Полежаева, А. И. Герцена, Н. П. Огарева и проч.

Декабристы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Декадентство

ДЕКАДЕ́НТСТВО (декаданс) (от фр. décadence, décadentisme - упадок, упадочничество) - общее понятие, обозначающее довольно распространенное во второй пол. 19 - нач. 20 вв. явление в обществ. сознании и психологии, вызванное кризисом традиционных гуманитарных идей и представлений, позитивистской философии, разочарованием в "земных" ценностях. В иск-ве Д. наиб отчетливо отразилось в творчестве "прерафаэлитов" (англ. поэтов и художников, объединившихся в 1848 в "Прерафаэлитское братство"), к-рые оказали влияние на таких англ. писателей, как О. Бердсли, А. Суинберн, О. Уайльд, в произв. франц. символистов (Ш. Бодлера, А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме и др.). В 1880-е гг. во Франции выходили журналы под назв. "Декадент" ("Le Décadent") и "Упадок" ("La Décadence"). Осн. черты "декадентского" иск-ва - неприятие обыденной реальности, принципиальная аполитичность, склонность к иррационализму и мистицизму, смутная тоска по неземному идеалу, тяготение к безграничному индивидуализму и аморализму, культ утонченного эстетизма, нарочитая неясность и загадочность образов, мотивы скепсиса и безнадежности, интерес к эротике, пристальное внимание к теме смерти и т. д. Филос. фундаментом служили идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, М. Нордау.

В России Д. как определенное умонастроение зародилось (не без влияния западноевр. Д.) в кон. 1880-х гг. Наиб. распространение и худож. выражение получило в 1890-е и 1900-е гг. Приметами "декадентского" иск-ва отмечены ранние произв. т. н. "старших" символистов: Н. М. Минского, Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуба, В. Я. Брюсова. Одним из самых характерных представителей рус. Д. (и как личность, и как поэт) считался А. М. Добролюбов. Мережковский так определил предпосылки возникновения Д.: "Никогда еще люди так не чувствовали сердцем необходимость верить и так не понимали разумом невозможность верить. В этом болезненном, неразрешимом диссонансе, этом трагич. противоречии, так же, как в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистич. потребности 19 века". Рус. Д. явилось выражением уходящей эпохи и в то же время предвестием обновления жизни и иск-ва. Декаденты, по словам К. Д. Бальмонта, "это люди, к-рые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося". Существенно, что уже во 2-й пол. 1890-х гг. "чистое" Д. воспринималось мн. сторонниками нового иск-ва (напр., Д. Мережковским, З. Гиппиус, В. Брюсовым и др.) как явление почти изжитое, преодоленное, совершенно отличное по своей сущности от нарождающегося символизма. Следует отметить, однако, что творчество символистов и в пору зрелости не было свободно от элементов Д. Отголоски "декадентского" мировосприятия ощутимы в прозе Л. Н. Андреева и т. н. "неонатуралистов" (М. П. Арцыбашева, А. Каменского и др.) периода "безвременья" после поражения первой рус. революции. На рубеже веков в обществ. сознании Д. обрело устойчивую негативную окраску: с ним связывались самые разнообразные проявления аморализма, пессимизма, вызывающей вульгарности и т. д.

Декан

ДЕКА́Н (от лат. decanus, первонач. - начальник десяти чел.) - руководитель ф-та в высшем уч. заведении. Избирается тайным голосованием на совете вуза (ф-та). В ср.-вековых католич. монастырях - должностное лицо из монахов, помогавшее аббату в управлении, в совр. католич. и англиканской церкви - старший священник, наблюдающий за группой приходов, лицо, возглавляющее дипломатич. корпус, тоже, что дуайен (франц. doyen).

Декламация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Декор

ДЕКО́Р (от лат. decoro - украшаю) - элемент отделки сооружения, интерьера или предмета, дополняющий форму, материал и осн. отделку. Является осн. средством выражения связи декорируемого с культурными ценностями, т. е. либо непосредственно выражает его смысловое содержание, либо применяется для обогащения, усиления или конкретизации последнего. Одновременно Д. организует внутр. структуру декорированного: акцентируя позиции, он подчеркивает, имитирует, трансформирует, скрывает или зрительно преодолевает конструкцию, форму и материал. Также Д. служит включению декорированного в ансамбль, выражая его внешние структурные связи.

Д. может быть выполнен как в материале осн. отделки (резьба по камню, дереву на гладком фоне того же материала, набивной рисунок на ткани), так и в любом ином (накладки, панно, рисунок), обычно заполняет композиционно важные зоны структуры (напр., фриз, десюдепорт, центр), но может распространяться по всей поверхности. Особенности Д. определяются стилем эпохи, и в то же время сам Д. участвует в формировании стиля.

Главная культурная функция Д. предполагает его преим. изобразительный характер и тип применяемых знаков: они обычно принадлежат универсальным языкам культуры. В европ. и рус. иск-ве нового времени это персонажи и сцены античной мифологии, Св. Писания, выступающие как аллегории, атрибуты, эмблемы, цветы, образующие особый язык культуры и т. п. В этой функции могут выступать пейзажи, трактуемые как символические изображения историч. событий и лиц, ставших культурными символами (но само слово "Д." в отношении историч. сцен и тем более портретов не применяется). Типичным средством передачи структурных функций Д. во все времена был орнамент. Неизобразительный Д. - напр., вставки или рамки др. материала, цвета или типа обработки - применяется как средство организации структуры и может обретать вторичные значения. Словом "Д." не принято называть объемные архитектурные элементы (шпиль, купол, колонну) и круглую скульптуру (напр., на фронтоне здания), хотя все они функционально схожи с Д.

Смена парадигм европ. культуры в сер. 19 в. повлекла за собой частичную десемантизацию изобразительного Д., в к-ром при этом продолжают применяться и традиц. мотивы и сюжеты. В совр. словоупотреблении Д. обычно означает украшение как таковое, безотносительно к наличию смысла, а слово "декоративный" ("украшающий") может приобретать негативный оттенок (излишества, маскировки и т. п.). См. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство

ДЕКОРАТИ́ВНО-ПРИКЛАДНО́Е ИСКУ́ССТВО - обл. пластич. иск-в; создание худож. изделий, имеющих практич. назначение в обществ. и частном быту. К Д.-П. И. относятся разл. утварь, мебель, одежда, ткани, орудия труда, игрушки, оружие и т. д. Со 2-й пол. 19 в. утвердилась классификация по мат-лам или техникам исполнения (текстиль, фарфор, дерево или резьба, роспись, вышивка, ковка, чеканка, инкрустация, литье и т. п.), связанная с важной ролью конструктивно-технологич. нач. в Д.-П. И. его непосредств. связью и зависимостью от произв-ва. Д.-П. И. принадлежит одноврем. к сферам материального и духовного. Д.-П. И. эстетически насыщает окружающую чел. среду, воспринимается во взаимосвязи с архит. пространством, образуя худож. комплекс. Д.-П. И. возникло в глубокой древности, его история тесно связана с худож. ремеслом, худож. пром-стью и худож. конструированием. Становление, развитие и смена стилей в Д.-П. И. происходит синхронно с эволюцией др. видов иск-в и архит. Развитие в 19 в. массового машинного произв-ва негативно сказалось на худож. качестве предметов Д.-П. И., и художники разл. стран противопоставили машинному произ-ву изготовление уникальных вещей. Значит. роль здесь принадлежит в Великобритании - мастерским У. Морриса, в Германии - "Дармштадтской колонии художников", в России - кружку С. И. Мамонтова, талашкинским мастерским и др.

Лит.: Аркин Д. Иск-во бытовой вещи. М., 1932; Рус. декоративное иск-во. / Под ред. А. И. Леонова. М., 1962-65. Т. 1-3; Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Рус. интерьер XVIII-XIX вв. Л., 1977; Салтыков А. Б. Избр. тр. М., 1982; Пронина И. А. Декоративное иск-во в Академии Художеств: Из истории рус. худож. шк. XVII - перв. пол. XIX вв. М., 1983; Худож. убранство рус. интерьера XIX в.: Очерк-путеводитель. Л., 1986; Иск-во ансамбля: "Худож. предмет - интерьер - архитектурная среда / Сост. науч. ред. М. А. Некрасова. М., 1988.

Декоративно-прикладное искусство. Хохломская роспись. И. А. Иванов. Панно "Жар-птица"

Декоративно-прикладное искусство. Хохломская роспись. И. А. Иванов. Панно

Декоративно-прикладное искусство. Вологодское кружево

Декоративно-прикладное искусство. Вологодское кружево

Делиль Гийом

ДЕЛИ́ЛЬ Гийом (1675-1726) - франц. географ, картограф. Брат Ж. Н. Делиля. Чл. Парижской АН (с 1702). Интересовался рус. картографией и использовал ее достижения в своих работах. По поручению Петра I составил карту Каспийского моря, на к-рой впервые дал его истинные положение и конфигурацию. В 1700-14 издал всемирный атлас на осн. новых материалов, критически пересмотрев картогр. представления своего времени; полностью переработал карту Африки; впервые дал более верные пропорции Средиземного моря, устранив ошибку в долготе, к-рая сохранилась на геогр. картах еще со времен К. Птолемея. При подготовке карты Татарии (1706) пользовался картой Н. Витсена, составленной на осн. рус. чертежей 17 в., в т. ч. карты Сибири рус. картографа П. Годунова.

Делиль Жозеф Никола

ДЕЛИ́ЛЬ Жозеф Никола (1688-1768) - франц. астроном и географ. Брат Г. Делиля. Чл. Парижской АН (с 1719). Чл. Петерб. АН (1726-47) и директор астрон. обсерватории в СПб. В 1737 измерил базисную линию в 21,5 км между Петергофом и Дубками (по льду Финского зал.). В 1739-40 заведовал геогр. деп. Петерб. АН. Сыграл неблаговидную роль в задержке составления "Атласа Российского", к-рый был издан лишь в 1745, после отстранения Д. от руководства геогр. деп. Тайно отправил во Францию большое кол-во подлинников и копий карт России, часть к-рых опубл. позже без согласия Петерб. АН.

"Дело"

"ДЕ́ЛО" - журнал (С.-Петербург, 1866-88). Офиц. ред. до 1880 Н. И. Шульгин, издатель и фактич. редактор Г. Е. Благосветлов, в 1880 П. В. Быков. Был продолжением закрытого пр-вом в 1866 журн. "Рус. слово"; до 1887 сохранял демократич. направление. Радикальный журн., направление к-рого в разные годы определялось деят-ностью Н. В. Шелгунова и П. Н. Ткачева, публицистов и беллетристов рев.-демократич. и народнич. ориентации (Н. Ф. Бажин, Г. И. Успенский, Ф. М. Решетников, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. К. Шеллер-Михайлов, В. В. Берви-Флеровский, Л. И. Мечников и др.). Находился под предварит. цензурой. После 1880 в "Д. "сменилось неск. ред. (Н. В. Шелгунов, К. М. Станюкович, Д. Н. Цертелев и др.), но журн. все более терял подписчиков, пока не закрылся.

Дело

ДЕ́ЛО - в архивоведении классификац. понятие для обозначения совокупности документов, относящихся к опред. направлению или вопросу деят-ности учреждения и помещ. в одну обложку, или комплекс делопроиз-ва по одному вопросу.

Делоне Вад. Ник

ДЕЛОНЕ́ Вад. Ник. (1947-82) - поэт, активный участник диссидентского движения в СССР. С детства увлекался философией, историей, лит-рой. С 18 лет начал писать стихи и прозу. Школу окончил экстерном. Был студентом филологич. ф-та МГПИ им. Ленина. С 15 лет принимал участие в молодежных выступлениях на Пушкинской пл., где познакомился с молодыми литераторами из объединения "Смелость. Молодость. Образ. Глубина" - СМОГ. За общение со смогистами был исключен из ВЛКСМ и ин-та. Пытался вместе с В. Буковским создать дискуссионный клуб творческой молодежи в 1966, но эта идея была пресечена МК ВЛКСМ. В янв. 1967 принял участие в молодежной демонстрации протеста, организованной В. Буковским, В. Хаустовым и др. против ареста КГБ Ю. Галанскова, В. Дашковой и др. Привлечен к уголовной отв., осужден по ст. 190 3 УК РСФСР к одному году лишения свободы в ИТЛ условно. В авг. 1968 участвует в демонстрации на Красной пл. в Москве Н. Горбаневской, П. Литвинова, В. Дремлюги и др. против оккупации ЧССР войсками Варшавского договора и подавления "Пражской весны" 1968. Осужден к 2 годам 6 мес. лишения свободы в исправительно-трудовой колонии общего режима. После отбытия срока эмигрировал. Стихи Д. печатались в рус. самиздате и в рус. прессе на Западе ("Континент", "Рус. мысль" и пр.). Умер в Париже.

Дельвиг Ант. Ант.

ДЕ́ЛЬВИГ Ант. Ант. (1798-1831) - барон, поэт, критик, журналист. Из обрусевших эстляндских дворян. В 1811-17 воспитывался в Царскосельском лицее, где началась его дружба с А. С. Пушкиным. В 1814 дебютировал в печати патриотич. одой "На взятие Парижа"; автор "Прощальной песни воспитанников имп. Царскосельского лицея" (1817), ставшей лицейским гимном. По окончании учебы на службе в Департаменте горных и соляных дел, Мин-ве финансов, с 1821 - в Публич. б-ке. Активный участник лит.-обществ. жизни; посещает собрания связанных с декабризмом орг-ций ("Священная артель", "Зеленая лампа", масонская ложа "Избр. Михаила"). Член Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств (1818) и Вольного об-ва любителей рос. словесности (1819), где примыкает к левому крылу. В кон. 1810-х гг. вместе с А. С. Пушкиным, Е. А. Баратынским, В. К. Кюхельбекером составляет т. н. "союз поэтов" - лит. кружок, провозгласивший идеалы дружеского единения, независимости, наслаждения радостями жизни. С 1825 издавал альманах "Сев. цветы", а с 1830 и "Лит. газету", в к-рой выступил против коммерциализации лит-ры, писателей-эпигонов и т. д.; в кон. 1830 вследствие обвинений в неблагонадежности отстранен властями от редактирования газеты. Как поэта Д. отличает стойкий интерес к антич. культуре и рус. нар.-поэтич. традициям. Ведущие жанры его творчества - идиллия, построенная как на антич., так и на совр. рус. мат-ле, а также лит. песня, воссоздающая черты подлинной фольклорной поэтики ("Как за реченькой слободушка стоит", 1828 и др.). Мн. из "рус. песен" Д. приобрели широкую популярность ("Пела, пела пташечка", 1824, полож. на музыку А. Г. Рубинштейном; "Соловей мой, соловей", 1825, муз. А. А. Алябьева; "Не осенний частый дождичек", 1829, муз. М. И. Глинки и др.). В 1829 вышел сб. Д. "Стихотворения".

А. А. Дельвиг

А. А. Дельвиг

Делянов Ив. Дав

ДЕЛЯ́НОВ Ив. Дав. (1818-97) - граф, гос. деятель, поч. чл. Петерб. АН. Род. в Москве в знатной армянской семье. В 1854 назначен управляющим делами секретного комитета о раскольниках. С 1858 - попечитель Петерб. уч. округа, а в 1861 - дир. деп-та мин-ва народного просвещения. В 1861-82 дир. Публичной б-ки, совмещая эту должность с др. (попечитель уч. округа, товарищ министра нар. просвещения, статс-секретарь, чл. Гос. совета, главноупр. Собств. Е. И. В. Канц. по учреждениям имп. Марии). Деят-ность Д., безусловно, способствовала развитию б-ки, хотя нек-рые мероприятия нач. 1880-х гг. выглядели как установление политич. слежки за читателями. В 1882-97 - министр нар. просвещения. Под его началом в 1884 принят нов. устав рос. ун-тов, ограничивший их автономию, открыт ун-т в Томске; пересмотрены учебные планы классических гимназий; расширен курс преподавания др. языков; обращено большее внимание на техн. и пром. образование - открыт Харьковский технологич. ин-т; выработано положение о средних и низших техн. и пром. училищах; открыт ряд техн. училищ. Д. установил процентную норму приема евреев в учебные заведения, в 1887 выпустил печально знаменитый циркуляр "о кухаркиных детях", в к-ром предписывалось не принимать в г-зии "детей кучеров, прачек, мелких лавочников". В 1886 были закрыты высшие женские курсы, в 1889 в Пб. они стали действовать вновь, но по переработанным правилам. В 1888, по случаю 50-летнего юбилея гос. службы, Д. возведен в графское достоинство. По отзывам современников Д. был человеком добрым и многим помогал, тем не менее репутация консерватора и даже обскуранта была им вполне заслужена.

Лит.: Рождественский С. В. Ист. обзор деят-ности мин-ва народного просвещения. СПб., 1902.

Дементьев Ал-др Ал-др.

ДЕМЕ́НТЬЕВ Ал-др Ал-др. (род. 1941) - балетмейстер. Брат Анат. Ал-др. Д. Окончил балетмейстерское отделение Ленингр. конс. в 1968 (педагог Ф. Лопухов). В 1969-71 стажировался в Большом т-ре, где поставил балет "Рус. сказка" (1972, комп. М. И. Чулаки) с учениками Моск. хореогр. уч-ща. В 1971-73 гл. балетмейстер Горьк. т-ра оперы и балета. Постановки: "Антоний и Клеопатра" (1972, Э. Лазарев), "Петрушка" (1973, И. Ф. Стравинский). В 1973-82 гл. балетмейстер Новосиб. т-ра оперы и балета. Среди пост.: "Кармен-сюита" (1976, Ж. Бизе - Р. К. Щедрин), "Ярославна" (1977, Б. И. Тищенко), "Тщетная предосторожность" (1979, П. Гертель). С 1983 гл. балетмейстер Свердл. / Екатеринб. т-ра оперы и балета. Пост.: "Макбет" (1983, К. Молчанов), "Комиссар" (1985, Г. Банщиков), "Двенадцать стульев" (1987, Г. И. Гладков), "Петрушка" (1989, новая ред.), ряд концерт. номеров. Работает преим. в жанре действенного балета с четко выстроенной сценарной драматургией.

Дементьев Анат. Ал-др.

ДЕМЕ́НТЬЕВ Анат. Ал-др. (род. 1942) - балетмейстер. Брат Ал-др. Ал-др. Д. Окончил балетмейстерское отд. Ленингр. конс. в 1974 (педагог П. Гусев). С 1974 - балетмейстер, с 1979 гл. балетмейстер Саратовского т-ра оперы и балета. Среди пост.: "Овод" (1975, комп. А. Чернов), "Собор Парижской богоматери" (1977, Ц. Пуни, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр), "Материнское поле" (1977, К. Молдобасанов), "Александр Невский" (1978, С. С. Прокофьев), "Ромео и Джульетта" (1980, С. С. Прокофьев), "Гамлет, принц Датский" (1982, Р. Габичвадзе), "Сотворение мира" (1983, А. П. Петров), ""Юнона" и "Авось"" (1984, А. Л. Рыбников), "Тысяча и одна ночь" (1984, Ф. Амиров), "Баллада двадцатых годов" (1987, Г. Шумилов). Д. стремится к синтезу совр. и классич. танца, к метафоричности хореогр. образов, освобождая свои балеты от бытовой приземленности. С 1975 педагог Саратовского хореографич. уч-ща.

Дементьев Анд. Дм

ДЕМЕ́НТЬЕВ Анд. Дм. (род. 1928) - поэт. Род. в семье агронома. Учился в Калининском пед. ин-те. По совету С. С. Наровчатова перешел в Лит. ин-т им. М. Горького (закончил в 1952). Печатается с 1948. Работал в ред. газ. и радио, писал очерки, репортажи. Первый сб. "Лирические стихи" (1955). Стихи Д. ("Рядом ты и любовь", 1976; "Рожденье дня", 1978; "Азарт", 1983, Гос. премия СССР, 1985; "Характер", 1986; "Снег в Иерусалиме", 1993 и др.) - о "болях и радостях" любви, о природе. В 1981-92 Д. - гл. редактор ж. "Юность".

А. Д. Дементьев

А. Д. Дементьев

Дементьев Ник. Ив

ДЕМЕ́НТЬЕВ Ник. Ив. (1907-35) - поэт. Род. в семье учителя. Учился в Высшем лит.-худож. ин-те им. В. Я. Брюсова и на лит. ф-те Моск. ун-та (1924-28). Первые стихи - в 1924. В 1927 на страницах ж. "Молодая гвардия" состоялся поэтич. диалог Э. Г. Багрицкого с Д.: "Разговор с комсомольцем Николаем Дементьевым" - "Ответ Эдуарду" ("К мечтателям нынешний век не жесток") - о взаимоотношениях поколений, о судьбе романтизма в жизни и поэзии. Первый сб. стихов - "Шоссе энтузиастов" (1930). В нач. 30-х гг. ездил по стране с бригадой газ. "Правда". Отдал дань "техницизму" в поэзии (научно-популярный очерк в стихах "Рождение атома азота", поэма "Город", 1931-32). В 1933 - сб. "Овладение техникой" (под ред. Э. Г. Багрицкого). Известность получили рассказы в стихах "Пастух", "Новый метод", "Таня", "Закон" и особенно поэма "Мать". Главное в жизни Д. уловил М. Светлов, что Д. "всегда находился в состоянии комсомольской окрыленности" и любовь к человеку "сделал постоянным своим состоянием".

Дементьевы

ДЕМЕ́НТЬЕВЫ - братья, футболисты.

Ник. Тимофеевич (род. 1915) - полусредний нападающий, з. м. с. (1947). Чемпион СССР 1940, 1952, 1953. Играл за сборную команды Москвы и СССР. Обладатель Кубка СССР 1946, 1947, 1950. Отличный техник, владел мастерством точной и хитрой передачи, умело поражал ворота, часто с дальних дистанций. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1957).

Петр Тимофеевич (род. 1913) - полусредний нападающий, з. м. с. (1946). В 1932-52 выступал в "Динамо" (Л), "Зенит" (Л), "Крылья Советов" (М) и "Динамо" (К) (почти везде - капитан). Играл за сборные Ленинграда и СССР. Небольшого роста (163 см), юркий, Д. был непревзойденным мастером дриблинга. Обладал большой скоростью, колоссальной работоспособностью и тонким чувством игровой ситуации. Награжден двумя орденами "Знак Почета" (1937, 1957).

Демерцов Фед. Ив

ДЕМЕРЦО́В Фед. Ив. (1762-1823) - архитектор, с 1814 - проф. архитектуры. Крепостной кн. Никиты Трубецкого, закончил солдатскую "Школу художеств" при Артиллерийском и инженерном кадетском корпусе в Петербурге, по окончании - преподаватель гражданской архитектуры. В 1784 получает вольную, в 1786 - офицерский чин, т. е. дворянство. Служит в Артиллерийском департаменте с 1798 под началом А. А. Аракчеева. Брак с кн. А. Н. Трубецкой породнил Д. с А. С. Строгановым, меценатом, затем президентом АХ.

Крупнейшие постройки Д. не сохранились: перестроен Новый Арсенал, уничтожены собор св. Сергия Радонежского "Всей русской артиллерии" и Входоиерусалимская церковь, имение А. А. Аракчеева "Грузино". Авторство Д. в др. случаях долго оставалось неизвестным: знаменитые интерьеры Строгановского дворца и дача А. С. Строганова на Малой Невке приписывались А. Н. Воронихину, комплексы казарм и лазареты Семеновского и Преображенского полков - Ф. И. Волкову, разработавшему образцовые проекты. На домах архитектора и Аракчеева охранные надписи: "Памятник архитектуры. Архитектор неизвестен". Единственная доска с именем Д. укреплена на здании Второго (Артиллерийского) кадетского корпуса.

Демидова Алла Сер.

ДЕМИ́ДОВА Алла Сер. (род. 1936) - актриса. В 1960 окончила экономич. ф-т МГУ, в 1964 - Театральное уч-ще им. Б. В. Щукина. Актерскую деят-ность начала в студенческом театре МГУ. С 1964 Д. - актриса моск. т-ра на Таганке. Ее первая роль здесь - Миссис Мун в спектакле "Ссора мистера Кэттла с миссис Мун" (реж. С. Г. Бирман). Д. стала одной из ведущих актрис театра, возглавляемого Ю. П. Любимовым. В числе немногих она сохранила верность принципам, провозглашенным создателем труппы, в самые трудные годы существования театра. Осн. театральные работы Д. созданы в театре на Таганке. Среди них: госпожа Сун ("Добрый человек из Сезуана", 1964), участие в спектаклях "Антимиры", "10 дней, которые потрясли мир", "Павшие и живые" (все - 1965), Эльмира ("Тартюф", 1968), Боженцкая ("Час Пик", 1970), Гертруда ("Гамлет", 1971), Кабаниха ("Бенефис", 1973), Василиса Милентьевна ("Деревянные кони", 1974), Лена Лукьянова ("Обмен", 1976), Раневская ("Вишневый сад", 1976), Маша ("Три сестры", 1981), Марина Мнишек ("Борис Годунов", 1988), Федра ("Федра" М. И. Цветаевой, 1988), Электра ("Электра", 1992) и др.

В 1992 спектакль "Федра" в постановке Р. Г. Виктюка с Д. в гл. роли был возобновлен в петербургском т-ре "Русская Антреприза" им. А. А. Миронова. В 1992 Д. создала собственный антрепризный театр, получивший название "Театр и А". Здесь созданы спектакли "Квартет" Х. Мюллера, (1993), "Медея" по пьесамХ. Мюллера и Еврипида (1996; реж. обоих спектаклей Т. Терзопулос).

Д. много снималась в кино. Осн. роли: Студентка ("Ленинградская симфония", 1957), Ольга Берггольц ("Дневные звезды", 1966), Мария Спиридонова ("Шестое июля"), Женя ("Степень риска"), Ангелика ("Щит и меч") - все 1968, Юлия фон Мекк ("Чайковский", 1969), Аркадина ("Чайка", 1970), Леся Украинка ("Иду к тебе", 1970), Катя ("Ты и я", 1971), Елизавета Петровна ("Зеркало", 1974), Лицо от автора ("Пиковая дама", 1984) и др. В 1988 Д. вместе с камерным оркестром "Виртуозы Москвы" под рук. В. Т. Спивакова исполнила "Реквием" А. А. Ахматовой.

Демидовы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Демобилизация

ДЕМОБИЛИЗА́ЦИЯ (от франц. démobilisation) - перевод вооруж. сил и всех отраслей экономики с воен. положения на мирное. Предусматривает сокращение вооруж. сил до штатов мирного времени, возвращение в х-во имущества, изъятого по мобилизации, и т. д. В результате Д. 1921-24 числ. сов. Вооруж. сил сократилась с 5,5 млн. до 562 тыс. ч., при Д. 1945-48 гг. - с 11,4 млн. до 2,9 млн. ч.

Демократия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Демон

ДЕ́МОН (от греч. δαιμονοζ - дух, гений, рок и даже душа усопшего, в греч. мифологии - способствующий или препятствующий человеку в осуществлении его намерений; в христ. религии - дьявол, злой дух. Негативный образ Д. не был обязательно характерен для античного мировосприятия (хотя иногда присутствовал; напр., Д. у этрусков). Как существа промежуточного порядка Д. играли большую роль в магич. и мистич. представлениях. (Лит. см. при статье Дьявол)

Демос

ДЕ́МОС - 1) В Др. Греции - население области (или сама обл.), а также общность полноправных граждан гос-ва (в противоположность рабам и чужеземцам). Часто Д. наз. народ в аспекте противопоставления "высшему" слою населения - аристократам; 2) Население (народонаселение) - естественно-исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе произв-ва и воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей, гл. материальный компонент человеческого об-ва. На каждом этапе развития последнего Д. характеризуется конкретными социально-временными и пространственно-территориальными параметрами.

Демут-Малиновский Вас. Ив

ДЕ́МУТ-МАЛИНО́ВСКИЙ Вас. Ив. (1779-46) - скульптор-монументалист. Сын петерб. резных дел мастера. Учился в АХ (1785-1800) у М. И. Козловского. Получил Большую зол. медаль за барельефы для памятника Петру I перед Михайловским замком (Инж. замок) в СПб. Пенсионер АХ в Риме (1803-06). С 1807 - академик. С 1808 преподавал в АХ (с 1836 - ректор). Для творчества Д.-М. характерно соединение традиций классицизма с естественностью, жизненностью в передаче образа. Осн. произв.: скульпт. группа "Похищение Прозерпины" перед зданием Горного ин-та (СПб., кам., 1809-11), барельефы Михайловского дворца (СПб., гипс, кам., 1823-25), скульпт. группа на арке Главного штаба (СПб., листовая медь, 1827-28), надгробие М. И. Козловского (мрамор, 1802, музей гор. скульптуры, СПб.).

В. И. Демут-Малиновский. Похищение Прозерпины Плутоном. Скульпт. группа у портика Горного ин-та. 1809-11

В. И. Демут-Малиновский. Похищение Прозерпины Плутоном. Скульпт. группа у портика Горного ин-та. 1809-11

"Демьянова уха"

"ДЕМЬЯ́НОВА УХА́" - назв. басни И. А. Крылова (1813); в широком смысле выражение обозначает нечто назойливо предлагаемое или навязываемое в чрезмерном кол-ве.

Денарий

ДЕНА́РИЙ, дина́рий (дина́р) (от лат. denarius) - 1) В Римской империи - осн. серебр. монета, равная 10 медным ассам (а также налог, собираемый с католиков в пользу папы Римского - Д. Св. Петра). Рим. Д., обнаруженные на древнейшей слав терр., м. б. использованы в качестве платежного средства и средства внутр. обращения древнейших славян; 2) В средние века Д. - самая распространенная монета; местные названия: в Англии - пенни, в Германии - пфенниг, во Франции - денье и т. п. Чеканились многочисл. светскими и духовными правителями феод. Европы 11 - нач. 12 вв. Практически одновременно с сокращением ввоза арабских серебр. дирхемов в 60-70-е гг. 10 в. на Руси появляются первые зап.-европ. Д., интенсивный приток к-рых в осн. из Германии и Англии обеспечивал стабильное товарно-денежное обращение на Руси в 11-12 вв. Прекращение поступления Д. в первые десятилетия 12 в. привело при общем росте товарно-денежных отношений в 12 в. к усилению меновой торговли и использованию новых средств обращения в др.-рус. мелкорозничной торговле - товаро-денег (меха белки и куницы, бусы и т. п.); 3) медные монеты Львова - гл. города Галицкой Руси, чеканившиеся в 1350-82 и имевшие чисто номинальное достоинство: вес их колебался от 0,4 до 1,5 г.

Предыдущая страница Следующая страница