Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАН"-"ДЕГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДАН"-"ДЕГ")

Данько Ел. Як

ДАНЬКО́ Ел. Як. (1898-1942) - поэт, прозаик, драматург, художник и скульптор, сестра Н. Я. Данько. Род. в семье рабочего-железнодорожника. Училась живописи (в вечерних классах Моск. уч-ща живописи, ваяния и зодчества, в мастерской художников И. И. Машкова и Г. Рерберга). В годы войны и рев-ции служила в Союзе земств и городов, в учреждениях Наркомпроса, в 1910-24 была живописцем на Петрогр. фарфоровом з-де. Начало лит.-театр. работы относится к 1919 (постановки в дет. т-рах первых пьес Д.), с 1923 выступает с очерками и критич. статьями в журнале "Печать и революция" и др. Примечательна в истории отечеств. дет. лит-ры кн. Д. о фарфоре "Китайский секрет" (1929). По мотивам нар. и лит. сказок Д. написала ряд пьес для кукольного т-ра, а также пьесы "Буратино у нас в гостях" (1939) и "Побежденный Карабас" (1941), в к-рых развила сюжет изв. сказочной повести. Интерес представляют ее ст. "Иллюстрация в детской книге" (1928) и "Проблемы художеств. оформления детской книги" (1931).

Соч.: Воспоминания о Федоре Сологубе. Стихотворения. / Лица: Биогр. альманах. М., 1992. Вып. 1. С. 190-261.

Н. Я. и Е. Я. Данько. Анна Ахматова. Статуэтка

Н. Я. и Е. Я. Данько. Анна Ахматова. Статуэтка

Данько Нат. Як

ДАНЬКО́ (Данько-Алексеенко) Нат. Як. (1892-1942) - скульптор; сестра Е. Я. Данько, автор скульпт. одно- и многофигурных композиций, жанровых сцен, портретов, сосудов, выполненных преим. в фарфоре. Участвовала в создании агитац. произв. из фарфора. Характерны цельность силуэта, простота и плавность линий, использование цвета ("Работница, вышивающая красное знамя", 1918; "Красноармеец", 1919; "Портрет А. Ахматовой", 1924 и др.).

Лит.: Овсянников Ю. М. Скульптор в красном халате. М., 1965; Шмигельская Е. В. Скульптура малых форм в РФ. Л., 1982.

Даргомыжский Ал-др Сер.

ДАРГОМЫ́ЖСКИЙ Ал-др Сер. (1813-69) - композитор, создатель жанрово-бытовой нац. муз. драмы. Получил разностороннее домашнее муз. образование, позволившее сравнительно рано начать профессиональную деятельность. Важную роль в решении стать композитором сыграло знакомство и общение с М. И. Глинкой (1835). Позднее Д. оказал значительное воздействие на формирование композиторов "Могучей кучки". Активно сотрудничал в сатирич. журналах "Искра" и "Будильник". Создал ряд вокальных произведений на слова "искровцев", в т. ч. В. С. Курочкина.

В ранней опере Д. "Эсмеральда" (сюжет В. Гюго, 1841) еще заметны черты жанра большой французской оперы. В центральном произ. Д. - опере "Русалка" значительно возрастает роль ансамблей, важную выразительную нагрузку несут речитативы, весь мелодико-интонационный строй оперы естественно соединяет черты крестьянской песенности и городского романса. Все это говорит о рождении в "Русалке" нового для России типа оперы - жанрово-бытовой муз. драмы.

Опера "Каменный гость", написанная по одной из "Маленьких трагедии" А. С. Пушкина (1869), ставит принципиально новые задачи в решении оперного жанра. Отказавшись от традиц. эпизодов, развернутых арий, вокальных ансамблей, Д. воссоздает неизмененный лит. текст при помощи мелодизированного речитатива, интонационно гибко передающего тончайшие нюансы пушкинского стиха. Богатство муз. декламации Д. сыграло важную роль в дальнейшем развитии оперного иск-ва, оказав существенное влияние на М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева и др.

Значительны достижения Д. в сфере камерной песни и романса. Наряду с традиционными для рус. музыки элегией, балладой, ориентальным романсом композитор успешно работает в жанре муз.-сатирической песни ("Червяк", "Титулярный советник" и др.).

Три оркестровые пьесы - "Баба-Яга, или С Волги nach Riga" (1862), "Малороссийский казачок" (1864), "Чухонская фантазия" (1867) - написаны композитором в жанре муз. картин, привлекающих гротескностью, нарочитой характеристичностью в обрисовке персонажей и ситуаций, интересными оркестровыми приемами, в определенной мере предвосхищающими симфонические произв. А. К. Лядова.

Лит.: Пекелис М. С. А. С. Даргомыжский и его окружение. В 3 т. М., 1966-83.

А. С. Даргомыжский

А. С. Даргомыжский

Дароносица

ДАРОНО́СИЦА - в правосл. церкви - переносной свящ. сосуд, в к-ром хранятся запасные св. дары. Д. содержится в алтаре церкви на престоле. При выносе из церкви Д. помещается в особую шелковую или бархатную сумку с нашитым на ней крестом и лентой, надеваемой свящ. на шею. Священник переносит Д. на груди, при этом его обязательно должен сопровождать причетник.

Дарохранительница

ДАРОХРАНИ́ТЕЛЬНИЦА (артофорий) - богослужебный сосуд или ковчег для хранения запасных святых даров, к-рые преподаются верующим на литургии преждеосвященных даров и больным. Наряду с евангелием и крестом дарохранительница является принадлежностью престола храма. В символическом толковании дарохранительница понимается как образ Голгофы, Гроба Господня, места Воскресения Иисуса Христа, стражи, которая приступила ко Гробу Спасителя, и, одновременно, ковчега Завета.

Для построения подобных сосудов использовались, как правило, золото и серебро, что связано с христианским восприятием драгоценного материала как священного, богоизбранного. Историч. развитие и типология формы Д. сегодня недостаточно изучены. В рус. традиции известны дарохранительницы в виде простого ящичка, "стружца", в виде голубя, символизирующего св. Дух и, наконец, в форме храма. Именно сосуды в форме храма принято считать общеупотребительною формою Д.

Дарский Мих. Евг

ДА́РСКИЙ (Псаров) Мих. Евг. (1865-1930) - драм. актер и реж. Учился в Петерб. ун-те. В 1884-98 актер и антрепренер на провинц. и частной сцене. В 1898-99 - актер МХТ. В 1902-24 - актер и реж. Александрин. т-ра (Акдрамы), занимался пед. деятельностью. Актер яркой индивидуальности, мощного темперамента, был типич. гастролером. Роли Гамлет, Шейлок ("Венецианский купец" У Шекспира), Уриель Акоста в одноим. пьесе К. Гуцкова, Борис Годунов ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого) и др. Как реж. Д. был последователем К. С. Станиславского, пытавшимся перенести опыт Худож. т-ра на сцену Александрин. т-ра ("Чайка" и др. пост.).

Дача

ДА́ЧА (от др.-рус. глагола дати) - в первонач. значении небольшая земельная собственность, дарованная царем (или данная по дележу). Отсюда значение "лесное угодье" (делянка). Петр I раздавал под Петербургом многочисл. Д. приближенным, предписывая устраивать усадьбы по образцовым проектам. Отсюда значение "загородный дом для летнего отдыха". В 19 в. выезд на Д. становится нормой мало-мальски обеспеченных слоев нас. Д., в отличие от усадьбы, не имела развитого сада и хоз. построек. Образ жизни на Д. был предельно свободен от требований этикета. Архитектура Д. ориентировалась на комфорт и обычно значительно опережала гор. архитектуру, предвосхищая новые стилистич. поиски. В сов. время привилегированные лица получали Д. в безвозмездное пользование от гос-ва.

Широко отражена в топонимике: многочисл. нас. пункты: Дачное, Дачная и т. п.; совх. "Белая Д." под Москвой, Д. - ист. назв. ч. г. Воронеж; Д. Дурново, Д. Долгорукова, Д. Головина и др. Д. в СПб.

Дашков Вас. Анд

ДАШКО́В Вас. Анд. (1819-96) - коллекционер, меценат, этнограф, музейный деятель. Закончил Моск. ун-т в 1836. Затем работал в Петрозаводске, где составил "Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях" (1842). В 1850-х гг. попечитель Моск. уч. округа. С 1867 - дир. моск. Румянцевского музея. На основе проведенной в 1867 "Русской этнографической выставки" создает Музей русской этнографии, впоследствим известный как "Дашковский этнографический музей" - подразделение Румянцевского музея.

На средства Д. опубл.: "Альбом" образцов крестьянской одежды по губерниям, два тома "Трудов" этнографического отдела Об-ва любителей естествознания, сб-ки работ по этнографии, труды И. Е. Забелина и др.

Дашков Дм. Вас.

ДАШКО́В Дм. Вас. (1788-1839) - гос. деятель, дипломат, литератор. Принадлежал к старинному, но незнатному дворянскому роду. По окончании Моск. университетского благородного пансиона (1801) служил в Моск. архиве Коллегии иностр. дел, Мин. юстиции (с 1810), Мин. иностр. дел (1816-26, в 1818-20 - второй советник посольства в Константинополе). С 1826 - товарищ мин. внутр. дел, с 1829 - мин. юстиции, в 1832-39 - мин. юстиции. С 1839 чл. Гос. совета и пред. Департамента законов. Играл видную роль в лит. жизни 10-х - нач. 20-х гг., на стороне карамзинистов участвовал в полемике с А. С. Шишковым и писателями его круга ("О легчайшем способе возражать на критики", 1811 и др.). Один из организаторов "Арзамаса", чл. Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств (1810-12, в 1811 избран его пред.). В ист. рус. поэзии вошел гл. обр. переводами греч. эпиграмм.

Дашкова Ек. Ром

ДА́ШКОВА Ек. Ром. (1743-1810) - обществ. и гос. деятель, писательница, княгиня. Племянница М. И. Воронцова, сестра А. Р. Воронцова и С. Р. Воронцова. Рано приобщившись к франц. просветительской лит-ре, увидела в вел. кн. Екатерине Алексеевне (будущей имп. Екатерине II), с к-рой познакомилась в 1758, черты идеального просвещенного монарха. Д. - одна из участниц переворота 1762, однако осуждающе отнеслась к убийству Петра III. Нек-рое разочарование Д. в Екатерине II и обида на нее (по мнению Д., императрица недостаточно оценила ее заслуги) охладили их взаимоотношения. В 1769-71 и 1775-82 Д. живет за границей, где общается с виднейшими представителями европ. культуры. Наибольший расцвет деят-ти Д. приходится на 1770-е гг. и особенно на 1780-е - нач. 90-х гг. В 1771 она выступила одним из создателей Вольного Росс. собрания при Моск. ун-те. В 1783-94 Д. - дир. Академии наук; много способствовала улучшению состояния Академии, заботилась об изданиях, осуществляемых Академией, об академической г-зии и т. д. В 1783 по инициативе Д. создана Российская академия, президентом к-рой она была до 1796, активно участвуя в ее деят-ти (в частности, в работе над "Словарем Академии Российской"). Под рук-вом Д. выходили журн. "Собеседник любителей росс. слова" (1783-84), "Новые ежемесячные соч." (1786-96), изд. "Росс. феатр или полное собр. всех росс. феатральных соч." (1786-94), в к-рых, наряду с воспеванием Екатерины II (ода Г. Р. Державина "Фелица" и др.), часто встречались сатир. картины рус. об-ва. Нек-рые публ. ("Вопросов..." Д. И. Фонвизина, обращенных к Екатерине II, "Вадима Новгородского" Я. Б. Княжина) вызывали недовольство царицы, отношения к-рой с Д. (в целом симпатизировавшей взглядам Н. И. Панина и его сторонников) носили сложный и напряженный характер. В 1796 Павел I отстранил Д. от всех занимаемых ею постов и выслал в деревню. Больше к обществ. деят-ти она не возвращалась. Д. - автор стихотворений (на рус. и франц. языках), пьес назидательного характера ("Тоисиоков, или Человек бесхарактерный", 1786; "Свадьба Фабиана, или Алчность к богатству", 1799), романа "Новая Евфимия" (1788), обществ.-политич. статей. Центральное место в лит. наследии Д. занимают ее "Записки" (1805-06) - одно из самых значительных мемуарных произведений 18 в., пронизанное идеей служения обществ. благу (впервые опубл. на англ. яз. в 1840, на рус. - А. И. Герценом в 1859).

Е. Р. Дашкова

Е. Р. Дашкова

Двенадцать коллегий

ДВЕНА́ДЦАТЬ КОЛЛЕ́ГИЙ - здание в Петербурге, построенное в 1722-42 архитекторами Д. Трезини и Т. Швертфегером. Предназначалось для рос. Сената, Синода и коллегий. Представляет собой 12 почти одинаковых корпусов, объединенных в одно здание и соед. аркадами. Архитектура воплощает упорядоченность и единство гос. власти. Сохранился зал заседаний Сената ("Петровский") 1730-х гг. При перестройке для ун-та арх. А. Щедрин в 1830-х гг. превратил верхнюю аркаду в коридор и создал Актовый зал.

Двери

ДВЕ́РИ - конструктивный элемент жилища, обеспечивающий связь с внешним миром. В крест. домах Д. делались из одного полотна (затвора), в богатых домах - двустворчатые, многостворчатые в лавках, магазинах. В церк. иконостасе делалось 3 Д.: сред. - царские Д. (или врата), по сторонам - сев. и юж. В сфере символич. представлений осн. функция Д. - служить своеобразным фильтром, пропускать "своих" и не пропускать "чужое", опасное для жизни людей. Усилить эту функцию призваны не только замки, ключи, засовы, но и разнообразные символич. средства: окрещивание Д., порогов, дверных косяков, выжигание крестов затепленной в ц. четверговой свечой. Для защиты от нечистой силы к порогу прибивали обломки косы, найденную конскую подкову, над Д. втыкали чертополох. Для защиты дома от молнии косяки Д. мазали молоком. В соотв. с представлениями о подобии дома человеческому телу, Д. входят в систему генитальной символики (ср. ворота, Ключ и замок). Открывание (мотив поломки женихом ворот в свадебных песнях) обозначает дефлорацию.

Двоеточие

ДВОЕТО́ЧИЕ (:) - знак препинания, применяемый в простом и в бессоюзном сложном предложении. Первые правила употребления Д. сформулированы в "Росс. грамматике" М. В. Ломоносова. В совр. рус. письм. речи употребление Д. регулируется действующими правилами пунктуации.

Двор

ДВО́Р 1) - часть пространства (в городе и селе), принадлежащая одной группе пользователей: а) принадлежащий одной семье комплекс жилых и хоз. построек (изба, клеть и т. п.). Во 2-й пол. 17 - нач. 18 вв. - единица податного обложения. На рус. Севере преобладали крытые Д., где дом и хоз. строения представляли единый комплекс под одной крышей. В ср. и юж. России Д. были открытыми (постройки удалены от дома). Д. огораживался забором. Пространство перед домом наз. чистым Д. и здесь устраивался палисадник. За домом располагался черный, или задний Д., где устраивался хлев (скотный Д.), курятник. В Сибири Д. наз. собств. скотный Д. На задворках (на максим. расстоянии от дома) размещались овин и гумно; б) Д. дворянской семьи - усадьба дворянская; в) Д. владетельной особы: "Ярославов Д." (дворище) в Новгороде - старая княж. резиденция на Торг. стороне (до 12 в.); г) Д. коллективного владельца: Ганзейский Д. в Новгороде - на Торг. стороне, принадлежал ганзейским купцам; аналог. - Готский Д. и т. д.; д) часть пространства в городе, примыкающая к многоквартирному жилому дому и используемая совместно его обитателями. Д. в старых гор. кварталах могли запираться и оберегались дворниками; е) казенное или обществ. здание или заведение (Монетный, Литейный, Печатный, Гостиный, Посольский и проч. Д.).

2) группа пользователей двора, не связанных с владельцем сем. узами, но зависимых от него: а) боярский Д. - совокупность слуг и воен. послужильцев боярина; б) княж. Д. - с 14 в. совокупность служилых людей, соотв. прежней "дружине"; в) Государев Д. - отборные служилые люди, поставляющие кадры для замещения гос. должностей, верхушка феод. об-ва (со 2-й пол. 15 в.); г) Императорский Д. - чл. имп. семьи и лица, имеющие придворные звания (кавалеры и дамы). Состав, структура и обычаи рос. имп. Д. окончательно сформировались в период пребывания на престоле Николая I.

Дворец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дворецкий

ДВОРЕ́ЦКИЙ - в 15-17 вв. боярин, ведающий (в 16-17 вв. - номинально) дворцовым хоз-вом (соотв. зап.-европ. мажордому); в 18-19 вв. - зависимый чел. (крепостной или наемный), ведающий господским хоз-вом.

Дворжецкий Владислав Вацлав

ДВОРЖЕ́ЦКИЙ Владислав Вацлав. (1939-78) - актер кино. Окончил театр. студию при Омском дет. т-ре, с 1955 на сцене этого т-ра. Дебютировал в кино в ф. А. А. Алова и В. Н. Наумова "Бег" (1971) в роли ген. Хлудова; создал трагич. образ человека, потерявшего веру в свои идеалы и в самого себя. Д. глубоко осмысливает характер своего героя и в последующих ролях: "граф" Карабанов ("Возвращение св. Луки", 1971), пилот Бертон ("Солярис"), Орлов ("Нам некогда больше ждать"), ученый Александр Ильин ("Земля Санникова"), Радулан ("Зарубки на память") - все 1973, Ярослав Гайдаш ("До последней минуты", 1974). Последняя роль - т/ф "Однокашники" (1978). Среди др. ф.: "За облаками небо", "Возврата нет", "Открытая книга", "Легенда о Тиле", т/ф. "Капитан Немо", "Встречи на далеком меридиане".

Лит.: Ширяев Ю. Вл. Дворжецкий. М., 1976.

Дворик

ДВО́РИК - широко распространенный термин в топонимии рус. равнинных черноземных обл., где он обозначает определ. тип насел. пунктов, небольшой пос., располож. по обеим сторонам дорожного тракта, ямскую ст. (Орловские Дворики, Чернореченские дворики по тракту Москва - Горький; Зоринские Д., Сешковы Д. в Курской обл.).

Дворище

ДВОРИ́ЩЕ - место, где стоит (или стоял) двор. В Новгороде на Торг. стороне - Ярославово Д., Петрятино Д., где кн. Всеволод Мстиславич поставил ц. Ивана на Опоках, в актовом мат-ле 15-16 вв. Д. - объект зем. сделок.

Дворник

ДВО́РНИК - работник при доме, обязанный охранять дом, поддерживать чистоту и порядок во дворе и на улице перед домом. В дорев. России Д. был уважаемым человеком, носил спец. знак отличия - бляху, нередко являлся осведомителем полиции. В сов. время - одна из самых "непрестижных" профессий, на чем основана изв. шутка: "старший помощник младшего дворника", подчеркивающая низкий (и фактич. невозможный) статус объекта разговора. Популярная профессия маргиналов-интеллигентов 1970-80-х гг. ("поколение дворников и сторожей"). Традиционно в России в качестве Д. нанимали татар, отличавшихся трезвостью и чистоплотностью.

Петербургский дворник с женой. Фото. 1912

Петербургский дворник с женой. Фото. 1912

Дворовый

ДВОРО́ВЫЙ - персонаж нар. демонологии, хозяин двора. Образ Д. чаще всего сливается с образом домового. Там, где Д. самостоят. персонаж, его осн. функция - забота о домашнем скоте и дворовых постройках. Как и домовой, может принимать облики чел. (похож на хозяина), собаки, ужа, змеи.

Дворовый человек

ДВОРО́ВЫЙ ЧЕЛОВЕ́К - в 18 - пер. пол. 19 вв. крепостной, живущий в господском доме, обслуживающий помещика и его семью.

Дворцовая площадь

ДВОРЦО́ВАЯ ПЛО́ЩАДЬ - главная площадь Петербурга - столицы Рос. империи. Осн. часть системы центр. площадей города. Формирование арх. облика Д. П. проходило с сер. 18 до сер. 19 в. Осн. площади - запроектированный В. В. де Растрелли кур д’онёр здания Зимнего дворца (1754-62). Проект до конца не был осуществлен. С 1780-х гг. противоположная сторона площади по проекту арх. Ю. М. Фельтена застраивалась по дугообразной линии, среди этих построек особенно замечательны были два дома А. Д. Ланского и здание Вольного Экономич. об-ва на углу Невского пр. В 1819-29 арх. К. И. Росси построил по этой дуге здание Гл. штаба, включившее в себя старые постройки, с монумент. двойной аркой. В 1830-34 по проекту арх. О. Монферрана в центре площади установлена Александровская колонна. Триумфальная арка Росси и Александровская колонна художественно завершили ансамбль площади, выразив идею победы рус. народа в Отеч. войне 1812. В 1837-43 на вост. стороне площади по проекту арх. А. П. Брюллова было построено здание Гл. штаба гвард. корпуса. Дворцовая пл. поражает своими перспективами, раскрывающимися к Адмиралтейству, Сенату, Марсову полю, на Неву. Относящиеся к разным эпохам и стилевым формам здания Д. П. создают цельный и гармоничный архит. ансамбль с четко разработ. орг-цией пространства, пропорциональностью членения архит. объемов, единством ведущей идеи - прославления России.

Лит.: Пилявский В. М. Дворцовая площадь. Л.; М., 1958.

Дворцовая площадь в С.-Петербурге.

Дворцовая площадь в С.-Петербурге.

Дворяне

ДВОРЯ́НЕ - (с 12 в.) в удельно-княжеской Руси - младшие (в отличие от бояр) члены двора князя. В 14-15 вв. им соответствуют "дети боярские". С оформлением во втор. пол. 15-16 вв. великокняж. двора как особой служилой корпорации термин "Д." стал означать чл. этой корпорации (в противоположность городовым детям боярским). В 17 в. термин "Д." получает всеобщее распространение, заменяя все др. обозначения служилых людей - феодалов. Указ о вольности дворянской 1762 и особенно Жалованная грамота рос. дворянству 1785 завершают оформление дворянства как привилегир. корпоративного сословия Рос. империи с комплексом особых прав и вольностей (освобождение от обязат. службы, от телесных наказаний, монопольное право на владение наследными землями, на занятие ряда гос. должностей и т. п.). Несмотря на то, что согласно Табели о рангах получение определ. классных чинов давало права личного и потомств. дворянства, в 18-19 вв. решительно преобладало старинное потомств. дворянство, гордившееся своей родословной. В состав рос. дворянства включались и предст. нерус. феодалов тат., груз., польск., нем. происхождения. С 19 в. идет прогрессирующий упадок дворянства, связанный с разложением помещичьего землевладения, особенно после реформы 1861, активизацией "третьесловного" класса разночинцев. Тем не менее вплоть до рев-ции Д. сохраняли господств. положение в адм., воен. и придворной сферах. См. также ст. Дворянство.

Дворянские институты

ДВОРЯ́НСКИЕ ИНСТИТУ́ТЫ - с 1830 х гг. до кон. 19 в. закрытые (мужские) общеобразоват., уч.-воспитат. заведения, готовившие к поступлению в ун-т. Учреждены в Москве (1833), Вильнюсе (1838), Пензе (1843), Нижнем Новгороде (1844) и др. городах. Осн. предметы изучения: свящ. и церк. история, рос. грамматика и словесность, языки (лат., франц., нем.), география, математика, история, физика, черчение, рисование.

Дворянство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Двугривенный

ДВУГРИ́ВЕННЫЙ (от гривна) - рус. разменная монета достоинством в 20 коп. Чеканилась из серебра с 1760. В 1931-91 Д. чеканились в медно-никелевом сплаве.

Двунадесятые праздники

ДВУНАДЕСЯ́ТЫЕ ПРА́ЗДНИКИ - см. Праздники христианские.

Двусложные размеры

ДВУСЛО́ЖНЫЕ РАЗМЕ́РЫ - двудольные размеры, двусложники - в силлабо-тонич. системе стихосложения - размеры, осн. на стопах, состоящих из 2 слогов (отсюда назв.) - хорей и ямб. В рус. силлабо-тонич. стихе ритм Д. Р. основан на чередовании слабых (безударных) и сильных (ударных) позиций, слоговой объем каждой из к-рых равен единице. Такое чередование позиций в четном (ямб) или нечетном (хорей) порядке образует "первичный ритм" Д. Р. Поскольку ср.-статистич. объем слова в рус. яз. превышает 2 слога, в Д. Р. часты пропуски метрич. ударений (пиррихии), в результате чего одни сильные позиции стиха более стремятся к ударности, др. - менее, образуя "вторичный ритм". Последнее сильное место в рус. стихе обязат. занято ударным слогом слова любого слогового объема, т. к. концевое ударение определяет границу стиха. Остальные сильные места могут быть заняты безударными или ударными слогами любых слов. Так, напр., "вторичный ритм" 5-стопного ямба проявляется помимо обязат. ударности 10-го слога в преим. сильноударности 2-го и 6-го слогов и преим. слабоударности 4-го и 8-го ("По не́вскому грани́ту иль на ба́ле...", А. С. Пушкин). Такой ярко выраженный ритм прослеживается на всем протяжении истории рус. стиха в хорее с четным кол-вом стоп и в ямбе с нечетным кол-вом стоп. "Четные" ямбы и "нечетные" хореи, в к-рых не совпадают два указанных закона, дают более сложный "вторичный ритм", меняющийся от эпохи к эпохе (напр., в 4-стопном ямбе "Изволила Елизавет" - 18 в. и "Адмиралтейская игла" - нач. 19 в.). Слабые места в Д. Р. могут быть заняты безударными слогами любых слов или ударными слогами односложных слов, в последнем случае возникают сверхсхемные ударения (спондеи), в рус. стихе они нечасты (напр., "Шве́д, ру́сский ко́лет, ру́бит, ре́жет…", А. С. Пушкин). Д. Р. более популярны, чем 3-сложные, из Д. Р. более распространены в рус. поэзии ямбич., менее - хореич. На основе одинакового "первич. ритма" ямб и хорей могут чередоваться в пределах стихотв. текста (двусложники с переменной анакрузой). В редких случаях Д. Р. чередуются с 3-сложными, образуя сложную полиметрич. композицию.

Двусоставное предложение

ДВУСОСТА́ВНОЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ - конструктивно-синтаксич. тип простого предложения, грамматич. основу к-рого составляет сочетание двух гл. чл. предложения - подлежащего и сказуемого. Осн. разновидность Д. П. составляют предложения, в к-рых связь гл. чл. предложения имеет формальное выражение в виде согласования сказуемого с подлежащим в одноименных категориях: числе, роде и лице. В таких предложениях подлежащее выступает в форме именит. падежа, а сказуемое включает в свой состав личные (спрягаемые) формы глагола или формы причастий и прилагательных, ср. Мальчик гуляет; Дверь была закрыта; Мы уезжаем; Отец болен. При отсутствии согласования связь между подлежащим и сказуемым остается формально не выраженной и проявляется прежде всего в порядке слов и интонации, ср. А она кричать; Книги - моя страсть; Наша задача - учиться. В таких предложениях возможны колебания в определении их гл. чл. и в самом отнесении предложения к Д. П. Таковы предложения типа: Невозможно решить эту задачу; Пассажиров в вагоне было трое; У нас завтра экзамен; Гости в саду.

Лит.: Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в совр. рус. языке. М., 1986.

Двустишие

ДВУСТИ́ШИЕ (ди́стих) - простейшая форма строфы, состоящая из 2 стихов одинакового (араб. бейт) или разл. (элегич. дистих) ритмич. строения, в системах стихосложения, имеющих рифму, обычно рифмующихся между собой. Как сост. часть Д. может входить в более крупные строфы. В рус. виршевой поэзии 17 - нач. 18 вв. оно было единственно употребит. строфой. В поэзии 19 в. Д., наряду с четверостишием, является осн. строфич. формой эпич. стиха, осваивающего новые размеры. Д. равной длины в рус. стихе более употребительны, чем неравной, последние в большей степени характерны для сатирич. поэзии или для имитации антич. стиха (напр., элегич. дистиха). Д. может выступать и как самостоят. стих в малых жанрах (эпиграммах, эпитафиях и т. д.). Пример Д. (А. С. Пушкин):

Гляжу, как безумный, на черную шаль,

И хладную душу терзает печаль.

Когда легковерен и молод я был,

Младую гречанку я страстно любил <…>

Двухклассные начальные училища

ДВУХКЛА́ССНЫЕ НАЧА́ЛЬНЫЕ УЧИ́ЛИЩА - школы повыш. типа с 5- и 6-летним сроком обучения, возникли в 70-х гг. 19 в. в ряде крупных сел, в нек-рых уездных городах, больших ж.-д. станциях. Первые 3 года считались 1-м классом и полностью соотв. курсу нач. школы, 2-й класс составляли 4-й и 5-й годы обучения. В программу 2-го кл. входили рус. яз., арифметика, физика, история, геометрия, черчение, ряд необязат. предметов (ремесла, гимнастика, огородничество и т. д.). Учились в осн. дети крестьян, мелких торговцев и кустарей. После 1917 преобразованы в школы 1-й и 2-й ступени.

Де Роберти Евг. Вал

ДЕ РОБЕ́РТИ (де Кастро де ла Серда) Евг. Вал. (1843-1915) - философ и социолог, назв. современниками "пламенным позитивистом". Воспитанник Александровского лицея. Слушал курсы в ряде заруб. ун-тов. Один из пионеров рус. социологии ("Политико-экономич. этюды. СПб., 1869), подвергался критике со стороны др. ее зачинателей, напр. П. Л. Лаврова. После цензурных запретов (гл. Св. Синода К. П. Победоносцев потребовал двойной цензуры, светской и дух., для соч. Д. Р.) перебрался в Париж, где стал чл. местного Об-ва социологии, активно сотрудничая в позитивистских журн. Участник первых пяти мир. конгрессов социологии. Мн. печатался по проблемам совр. философии, этики и социологии на франц. яз. Работы Д. Р. внимательно рецензировались в рус. печати, нек-рые переводились - "Новая постановка основных вопросов социологии" (1909), "Понятия и законы вселенной" (1914). Вместе с другом, М. М. Ковалевским, участвовал в орг-ции Рус. школы общественных наук в Париже и первой отеч. социологич. кафедры Психоневрологич ин-та.

Д. Р. - сторонник "социального психизма", напоминающего в исходных посылках социологизм Э. Дюркгейма. Прошел все стадии эволюции социологич. позитивизма от О. Конта до новейших форм - энергетизма, махизма и др. Был сторонником "почетного компромисса" всех школ позитивизма. К марксизму и неокантианству относился резко негативно. Обществ. жизнь (или "надорганическое явление") есть, по Д. Р., особое проявление мир. энергии - "социальный психизм", к-рый конкретизируется в огромном многообразии психич. взаимодействий людей, среди них наиболее важными являются "социальные действия", к-рые придают системность, организованность и законосообразность "надорганич." миру. Адекватное знание этих характеристик - путь к успешному предвидению и рациональным соц. реформам, а не стихийному приспособлению. Основным социологич. законом Д. Р. считал эволюционно-функциональную зависимость четырех обширных видов неорганич. знания как исходной функции социума (или коллективного психич. опыта), мировоззрения (философии, религии) как функции знания, искусства как функции мировоззрения, практич. деятельности (экономики, политики, технологии и т. п.) как функции всех ранее перечисленных видов. Полагая, что "Социальный психизм" пронизывает все построение, Д. Р. настойчиво защищал социологич. монизм идеалистич. толка. В свете вычлененных им зависимостей он ставил множество конкретных вопросов - о технике, творчестве, любви, свободе, личности и др. В посл. годы сводил общую теорию социологии к этике, основываясь на признании универсальности этич. норм. Оказал большое влияние на представителей социологич. неопозитивизма (П. Сорокин, А. Звоницкая, кстати, Д. Р. - автор данного термина). По политич. взглядам Д. Р. - кадет умер. толка. Самодержавный деспотизм оценивал как варварство, предлагая самодержавию жесткие конституц. рамки.

Соч.: Социология. СПб., 1880; Прошедшее философии. М., 1886. Т. 1-2.

Лит.: Ковалевский М. М. Страница из истории нашего общения с западной философией // Вестник Европы. 1915. № 6. Социологич. мысль в России. Л., 1978.

Дебец Георг. Францевич

ДЕ́БЕЦ Георг. Францевич (1905-69) - антрополог, этнограф, археолог. Выпускник Иркутского ун-та, в 1927 Д. поступил в аспирантуру Ин-та антропологии при МГУ, с 1932 - ст. н. сотр этого Ин-та, с 1941 - д-р биологич. наук, с 1944 - проф. Провел громадную работу по сбору, систематизации и обработке музейных антропологич. коллекций. Исключительно широка география обследованных районов СССР (почти все народы страны). С 1964 в теч. ряда лет работал в Афганистане, обследовал там 86 антропологич. групп, отличаясь всегда особой тщательностью обработки мат-ла, которую он в осн. производил сам. Разработал широко изв. классификацию человеческих рас. Сыграл важную роль в определении принципов использования антропологич. мат-ла как ист. источника для разработки сложных комплексных проблем этногенеза и ранних этапов этнич. истории. Широта науч. кругозора снискала Д. исключит. уважение среди коллег как в нашей стране, так и за рубежом.

Соч.: Палеоантропология СССР. М., Л., 1948. (Труды ИЭ (Ин-та этнографии) АН СССР. Т. 4); Антропологич. иссл. в Камчатской обл. М., 1951. (Тр. ИЭ АН СССР. Т. 17); О нек-рых направлениях изменений в строении человека совр. вида. М., 1960; Краниометрия, методика антропологических иссл. М., 1964 (совм. с В. П. Алексеевым); Антропологич. иссл. в Афганистане // Сов. этнография. 1967. № 4. С. 75-93.

Де-визу

ДЕ-ВИ́ЗУ (лат de visu - своими глазами, визуально) - библиогр. термин, означающий, что информация об изд. почерпнута не из библиогр. источников, а при непосредств. ("визуальном") ознакомлении с изд. Необходимость в просмотре изд. Д. возникает в тех случаях, когда нужно получить подробную характеристику изд., отсутствующую в библиогр. источниках, или когда возникают сомнения в точности описания.

Девичник

ДЕВИ́ЧНИК - свадебный обряд накануне дня венчания (прощание невесты с подружками). Исполняются т. н. девичьи песни - в основном причитания, подчеркивается разлука с подружками, потеря любимой подружки (невесты), расставание с отчим домом, изменение судьбы, потеря воли, но есть и праздничные мотивы. Часто на Д. приезжает и жених с парнями. В отличие от мальчишника, Д. - обряд строго обязательный. Иногда здесь же, на Д. выполняются и др. обряды (расплетание косы, баня).

Девичные песни

ДЕВИ́ЧНЫЕ ПЕ́СНИ - свадебные песни, исполняемые на девичнике: в них содержатся гл. обр. трагич. мотивы разлуки с подружками (и с т. зр. подружек - утрату лучшей подружки - невесты), потеря воли и др.

Девки

ДЕ́ВКИ (деви́цы, де́вицы, ср. красна девица) - половозрастная группа брачноспособных девушек, в идеале физически девственных (соблюдение девственности требовалось до брака, об этом свидетельствуют обряды, связанные с первой брачной ночью), такая же ритуально и социально значимая группа, как и парни. Ритуальные роли Д.: исполнение мн. календарных обрядов (в т. ч. тех весенних, к-рые не исполняются искл. детьми), участие в свадьбе в качестве подружек невесты. В этом случае девки выступают как группа, дважды "отдающая" невесту: входя в группу невесты, они отдают ее группе (часто и деревне) жениха, а как младшие, незамужние они отдают свою бывшую "подруженьку" в число замужних (жен, женщин, баб). Ритуальное и ритуализованное поведение девиц ориентировано на их будущую свадьбу, игры и развлечения представляют собой социально приемлемые формы общения с парнями, ухаживания, ведущего к браку. Посиделки (супрядки и т. п.) - приготовление приданого. Даже в календарном обряде мн. свадебных (или шире - инициационных) мотивов, включая и такой важный момент, как гадание о браке. В б. узком употреблении - крест. девушка, дворовая девушка, также - развратная женщина ("уличная девка").

Девриен Альфред Фёд

ДЕВРИЕ́Н Альфред Фёд. (1842 - после 1918) - издатель и книгопродавец. Род. в Лозанне. В 1872 основал в Пб. изд-во, специализирующееся на выпуске с.-х. и науч. лит-ры, переводных соч. и тр. рус. ученых П. А. Костычева, И. А. Стебута, В. А. Остафьева и др. В изд-ве Д. вышли: "Настольная книга русского сельского хозяина", "Справочная кн. рус. сельского хозяина", "Полная энциклопедия рус. сельского хозяйства" (Т. 1-11), сер. кн. о знаменитых путешественниках, многотомное изд. "Россия. Полное географич. описание нашего отечества. Настольная и дорожная кн. под ред. П. П Семенова-Тян-Шанского и др.". Изд-во Д. существовало до 1918.

Дегтярёв Вас. Ал

ДЕГТЯШВ Вас. Ал. (1879/80-1949) - конструктор стрелкового оружия. Родился в Туле, в семье потомственных оружейников. В 11 лет поступил на Тульский оружейный завод. С 1901 в армии, слесарь оружейной мастерской при Офицерской стрелковой школе в Ораниенбауме. В 1906 Д. прикомандировывается к В. Г. Федорову. Их многолетнее сотрудничество оказало огромное влияние на становление Д. как конструктора. В 1908 Д. переводится на Сестрорецкий оружейный завод. В 1918 Д. переводится на Ковровский завод. Здесь он создает свой первый образец автоматического оружия - пулемет ДП обр. 1927 и его модификации: авиационный ДА и танковый ДТ. В июне 1935 на вооружение принимается пистолет-пулемет ППД образца 1934, модернизированный в 1938 и 1940. В 1939 на вооружение принимается крупнокалиберный пулемет ДШК, сконструированный совместно с Г. С. Шпагиным. Тогда же им создан станковый пулемет ДС-39, оказавшийся неудачным. В 1941 Д. сконструировал противотанковое ружье ПТРД калибра 14,5 мм, ставшее мощным средством борьбы с танками. В 1944 на вооружение принимается пулемет РПД под патрон обр. 1943.

Предыдущая страница Следующая страница