Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДАН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДАН")

Давыдов Ал-др Дав

ДАВЫ́ДОВ (Карапетян) Ал-др Дав. (1849-1911) - певец. Обладал редким по красоте, от природы поставленным лирич. тенором. Выступал в драматич. и оперных спектаклях (на сцене Малого, Большого т-ров, в Моск. артистич. кружке), особенно много - в оперетте. Был известен как "король опереточных теноров", а также "король цыганского романса", прославился классич. исполнением романсов "Пара гнедых", "Нищая" и др. Пропагандировал также жанр мелодекламации.

Лит.: Дорошевич В. М. Саша Давыдов / Дорошевич В. М. Рассказы и очерки. М., 1966. С. 62-74.

Давыдов Ал-др Мих.

ДАВЫ́ДОВ Ал-др Мих. (Левинсон Израиль Моисеевич) (1872-1944) - певец (лирико-драм. тенор). Засл. арт. Респ (1924). Род. в семье учителя. Учился в Мелитопольском реальном уч-ще, не окончив его, уехал в Киев, где с 12 лет пел в хоре. В 1890-92 обучался пению у К. Эверарди. На оперной сцене дебютировал в 1889 в Екатеринославе, однако, не добившись успеха, перешел в оперетту. В 1892 вновь выступал на оперной сцене в Тифлисе. До 1900 выступал в Казани, Саратове, Нижнем Новгороде, Одессе, Харькове, Киеве, Вильно и Петерб. частной опере. В 1900-14 солист Петерб. Мариинского т-ра. Гастролировал в Москве (Большой т-р, 1911), Киеве, Будапеште, Монте-Карло, Вене, Берлине и Париже (1909, по приглашению Дягилева). Обладал не очень сильным, но ровным во всех регистрах голосом приятного мягкого тембра, природной музыкальностью, артистич. темпераментом. Репертуар певца включал 85 опер и 30 оперетт. Лучшие партии: Герман ("Пиковая дама" П. И. Чайковского, в этой роли конкурировал с И. В. Ершовым и Н. Н. Фигнером), Садко ("Садко" Н А Римского-Корсакова), Хозе ("Кармен" Ж. Бизе), Канио ("Паяцы" Р. Леонкавалло, на рус. сцене считался лучшим исполнителем), Миме ("Зигфрид" Р. Вагнера). В 1914-24 выступал на концертной эстраде, исполнял романсы П. И. Чайковского. В 1924-35 жил в Париже. В 1934 по желанию Ф. И. Шаляпина приглашен режиссером в парижский т-р "Опера комик" для пост. "Князя Игоря". Был также консультантом по худож. части в Рус. опере (Париж). С 1936 педагог в вечерней школе при Ленингр. т-ре оперы и балета им. С. М. Кирова.

Давыдов Вит. Сем

ДАВЫ́ДОВ Вит. Сем. (род. 1939) - хоккеист, з. м. с. СССР (1963), засл. тренер СССР (1979). Один из лучших защитников в истории сов. хоккея с шайбой. Чемпион Олимп. игр (1964, 1968, 1972). Чемпион мира (1963-70). Обладатель Кубка СССР (1972). Признан лучшим защитником чемпионата мира 1967.

Давыдов Вл. Ник

ДАВЫ́ДОВ Вл. Ник. (Горелов Ив. Ник.) (1849-1925) - драм. актер. Ученик И. В. Самарина. С 1867 на провинц. сцене. В 1880-86 и 1888-1924 - в Александрин. т-ре. В 1886-88 - в Т-ре Корша. В 1924 перешел в труппу Малого т-ра. Был рук. драм. курсов при Петерб. театр. уч-ще. Начав с выступлений в характерных ролях в комедии и оперетте, Д. стал уникальным по разнообразию ролей исполнителем, отличаясь детальной проработкой сценич. образов, аналитичностью, психологизмом, блестящим владением не только театр., но и цирк. и эстрад. приемами, соединяя драматич. и комедийные черты. Изв. театр. деятель П. Д. Боборыкин считал, что "по тонкости техники" равного Д. нет в Европе. Прославился переосмыслением ролей классич. репертуара и воплощением новых драматургич. образов в пьесах А. С. Грибоедова (Молчалин и Фамусов), Н. В. Гоголя (Осип и Городничий, Подколесин и Кочкарев), И. С. Тургенева (Мошкин и Кузовкин), А. В. Сухово-Кобылина (Муромский и Расплюев), А. Н. Островского (Бальзаминов, Подхалюзин, Любим Торцов, Хлынов, Шмага, Кнуров), Л. Н. Толстого (Аким, Митрич, третий муж), А. П. Чехова (Иванов, Чебутыкин, Фирс), А. М. Горького (Бессеменов и Лука), У. Шекспира (Шейлок и Фальстаф), Ж. Б Мольера (Гарпагон), П. Бомарше (Фигаро).

Давыдов Гаврил Ив

ДАВЫ́ДОВ Гаврил (Гаврило) Ив. (1781-1809) - рус. мореплаватель, гидрограф, исследователь рус. Америки и Курильских о-вов. После окончания Мор. корпуса в 1796-1800 гардемарином, а затем мичманом плавал на Балтике и в Сев. м. В 1802 поступил на службу в Рос.-Амер. компанию и в 1802-03 на шхуне "Св. Елизавета" плавал от Камчатки к Рус. Америке, проводил наблюдения природы и быта коренного нас. ряда о-вов. На судне "Св. Мария" вместе с Н. П. Резановым проплыл из Петропавловска в Новоархангельск (Рус. Америка). Командуя тендером "Авось", в 1807 совершил плавание к Курильским о-вам, юж. побережью о. Сахалин и о. Хоккайдо. Выполняя инструкцию Резанова, вместе с ком. судна "Юнона" лейтенантом Н. А. Хвостовым напал на япон. селения на Курильских о-вах. После возвращения в г. Охотск вместе с Хвостовым был арестован, бежал из-под ареста в Якутск, а оттуда доставлен в Петербург, где был освобожден. Во время рус.-швед. войны 1808-09 командовал канонерскими лодками в Финляндии. Был представлен к орд. Св. Владимира 4-й степени, однако награду отклонили из-за происшествия на Курильских о-вах. В результате несчастного случая утонул в Неве вместе с Хвостовым. Автор кн. "Двухкратное путешествие в Америку мор. офицеров Хвостова и Давыдова" (тт. 1, 2, 1810-12). Сохранились также записи о плавании на тендере "Авось" (в Публ. б-ке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). Именем Д. назв. остров в группе Алеутских о-вов (Берингово м.), бухта на о. Сахалин (Охотское м.) и озеро на арх. Александра (Тихий ок.).

Давыдов Денис Вас.

ДАВЫ́ДОВ Денис Вас. (1784-1839) - военный деятель, герой Отечеств. войны 1812, поэт, писатель. Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование. В 1801 начал службу в Кавалергардском полку. За сатирические стихи, не понравившиеся Александру I, был переведен из столицы в Белорусский гусарский полк. В 1806 заботами влиятельных друзей был возвращен в СПб. и зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк. Вскоре добился перевода в действующую армию в качестве адъютанта П. И. Багратиона. Отличился в сражениях под Вольфсдорфом, при Прейсиш-Элау, в шведской и турецкой кампаниях. В 1808 в печати появились его первые стихи.

Отечеств. войну 1812 встретил в качестве ком. батальона Ахтырского гусарского полка. Предложил командованию сформировать партизанские отряды, сам возглавил такой отряд из гусар и казаков. Получил известность как отважный и удачливый партизан (об этом периоде своей жизни написал в очерке "Дневник партизанских действий 1812 года"). Участвовал в Заграничных походах рус. армии 1813-14. С 1820 - в отпуске; с 1823 - в отставке. Серьезно занялся литературным творчеством, стал членом лит. об-ва "Арзамас". Жил в Москве и подмосковной деревне. В 1826 по предложению имп. Николая I ненадолго вернулся на воен. службу, участвовал в рус.-персидской войне 1826-28, в подавлении польского восстания 1830-31. Затем снова подал в отставку. С 1832 до конца жизни жил в своем имении в Симбирской губ., лишь изредка посещая СПб., Москву, Саратов, Симбирск. Вошел в историю рус. литературы как создатель своеобразного жанра поэзии - гусарской лирики, а также как автор мемуарных очерков.

Д. В. Давыдов. Худ. К. Гимпельн

Д. В. Давыдов. Худ. К. Гимпельн

Давыдов Ив. Ив

ДАВЫ́ДОВ Ив. Ив. (1774-1863) - филолог, писатель, педагог, акад. Петерб. АН (с 1841). Происходил из небогатой дворянской семьи, учился в Тверском дворянском уч-ще, за особ. успехи был направлен в Моск. ун-т (1808-12). В 1814 - магистр, в 1815 - д-р словесных наук. С 1814 преподавал в Благородном пансионе при ун-те, где создал б-ку и руководил лит. об-вом. Не прерывая занятий в пансионе, с 1817 Д. стал проф. Моск. ун-та по латин. словесности и философии; одновр. он читал курс высшей алгебры. С 1831 возглавлял каф. рус. словесности. В 1820-30-е гг. Д. создал ряд учебников ("Греческая грамматика", "Учебная книга латинского языка", "Начальные правила русской грамматики", "Чтения о словесности" и т. д.). В нач. 1830-х гг. под влиянием М. Г. Павлова увлекался идеями Ф. В. Шеллинга, что отразилось на его педагогич. деятельности. В 1830-40-е гг. Д., одновременно с преподаванием в ун-те, был инспектором в Александровском сиротском и Лазаревском ин-тах. В "Об-ве любителей российской словесности" Д. был пред. и ред. его трудов. В 1847 назначен в СПб. директором Гл. пед. ин-та (до 1858) и чл. Гл. правления училищ. С 1858 - сенатор. Автор тр.: "О согласовании воспитания с развитием душевных способностей" (1834), "Письма о воспитании" (1837), "Опыт общесравнительной грамматики русского языка" (1852), "Об изучении древних языков, преимущественно латинского" (1852) и др.

Давыдов Карл Юльевич

ДАВЫ́ДОВ (Давидов) Карл Юльевич (1838-89) - виолончелист, композитор, дирижер, педагог. Концертировал в России и за рубежом с 1852. Вслед за старшим братом Ал-дром, изв. математиком, автором популярных учебников алгебры, геометрии и тригонометрии, Д. окончил математич. ф-т Моск. ун-та, но стал проф. музыкантом. Был солистом и концертмейстером ряда оркестров, в т. ч. знаменитого лейпцигского Гевандхауза. С 1860 - проф. Лейпцигской консерватории. Вернувшись в Россию, стал в 1862 проф. Петерб. консерватории, а с 1876 - ее директором, вплоть до возвращения А. Г. Рубинштейна в 1887. Солист имп. двора, основатель и глава рус. классич. виолончельной школы. Его учениками были, в частности, А. В. Вержбилович и К. Э. Глен. Автор симфонич. поэмы "Дары Терека", "Фантазии на рус. темы для виолончели с оркестром", опер, 4 концертов, многочисл. сольных произв. Составитель "Школы для виолончели" (1888). Жена Д. Ал-дра Арк. - издательница журнала для самообразования "Мир Божий".

Давыдов Степ. Ив

ДАВЫ́ДОВ Степ. Ив. (1777-1825) - композитор, дирижер, педагог. Муз. образование получил в Придворном хоре (1786-95). Благодаря проявленной "редкой способности к сочинению" был определен для занятий композицией к Д. Сарти (1795-1801) в звании "пансионера". В 1800-04 и 1806-10 - капельмейстер Петерб. т-ров, учитель пения в театр. школе, в 1814-24 в тех же должностях в Москве. Первые соч. для т-ра - балеты "Увенчанная благость" (1801) и "Жертвоприношение благодарности" (1802), пост. И. В. Вальберхом. Автор опер "Леста, днепровская русалка" (1805) и "Русалка" (1807) как продолжений переводных опер венского комп. Ф. Кауэра "Днепровская русалка", ч. 1 и 2 (1803, 1804). Сотрудничал с чл. державинской "Беседы...": музыка к трагедии "Ирод и Мариамна" Г. Р. Державина (1808), "Электра и Орест" А. Грузинцова (1809), "Амбоар и Оренгцеб или Нашествие моголов" П. А. Корсакова (1814) и др. В период антинаполеоновской борьбы с огромным успехом ставились в Москве его дивертисменты: "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" (1815), "1 мая, или Гулянье в Сокольниках" и "Гулянье на Воробьевых горах" (оба в 1816), "Праздник жатвы" (1823) и др. Д. "единственный соперник Бортнянского по духовной части", по словам знатоков, написал Полную Литургию Иоанна Златоуста, 12 четырехголосных и 4 двухорных концертов (песня из к-рого "Среди долины ровныя" на стихи А. Мерзлякова стала народной).

Дайджест

ДА́ЙДЖЕСТ (от англ. digest) - изд., содержащее перепечатки произв., опубл. прежде в др. изд.; лит. сб., печатающий попул. произв. в сокращении, или изд. (периодич. или типа альманаха), воспроизводящее самые интересные (программные, сенсационные и т. д.) публикации из периодич. печати.

Дактилология

ДАКТИЛОЛО́ГИЯ (от греч. δακτυλοζ - "палец") - система кодирования букв алфавита пальцевыми жестами, одно из средств общения глухонемых (наряду с жестовой речью). Общение при помощи Д. (дактильную речь) в обучении глухих первым стал применять исп. монах Педро Понсе де Лион (16 в.), а первый дактильный алфавит, созданный специально для обучения глухих, разработал и опубликовал Ж. П. Бонет (Мадрид, 1620). Создание и распространение рус. Д. связано с В. И. Флери, автором первой рус. книги по сурдопедагогике "Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе" (СПб., 1835). Рус. Д. представляет собой систему жестов одной руки (в отличие от, напр., английской - двуручной). Дактильная речь обязательно сопровождается синхронной устной артикуляцией. Д. является вспомогат. системой жестового общения, позволяющей передавать имена собственные, редкие слова (в частности, науч. термины), при необходимости уточнять значения жестов. Д. - обязательный элемент обучения глухонемых письменной речи.

Лит.: Гейльман И. Ф. Дактилология. Л., 1981; Зайцева Г. Л. Дактилология. Жестовая речь. М., 1991.

Дактиль

ДА́КТИЛЬ (греч. δακτυλοζ, букв. - палец) - в силлабо-тонич. системе стихосложения - метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге; сильное место обычно заполняется ударным, слабые - безударными слогами (схема Д.: ДактильДактильДактиль, где Дактиль - ударный слог, Дактиль - безударный). Кол-во стоп определяет размер дактилич. стиха (напр. 3-стопный Д.: "Сти́х, как моне́ту, чека́нь", Н. А. Некрасов). В Д., как и в др. 3-сложных размерах, часто встречаются сверхсхемные ударения; пропуски схемных ударений редки, исключ. составляет лишь 1-я стопа Д., в к-рой сильное место может считаться произвольным ("Производи́тель рабо́т / Акционе́рной компа́нии", Н. А. Некрасов). В рус. стихосложении Д. как самостоят. стопу "нисходящего метра" впервые выделил М. В. Ломоносов ("Письмо о правилах рос. стихотворства", 1739), за ним - В. К. Тредиаковский. Первые Д. на рус. яз. появляются на рубеже 17 - 18 вв. в стихотв. экспериментах иностранцев (И. Г. Спарвенфельд), затем - рус. поэтов (А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский и др.). В 18 в. Д. - основной из 3-сложных размеров; наиб. распространены 2- и 4-стопники, в этот же период появляется разностопный Д. (Н. М. Карамзин). С нач. 19 в. Д. уступает лидирующее положение др. размерам (первонач. - амфибрахию), сохраняясь в стихах с нар. тематикой и - наряду с амфибрахием и анапестом - в балладе; преимущественно разрабатываются 3- и 4-стопники (В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов и др.), в этот же период впервые появляется вольный Д. (Н. И. Гнедич). В сер. 19 в. традиции 3-стопного Д. сохраняются в песен. и романс. лирике (А. А. Фет, В. С. Курочкин), но наиб. употребительным становится чистый 4-стопник и чередование 3- и 4-стопных Д., тяготеющие к повествоват. содержанию (Н. А. Некрасов, И. С. Никитин, А. Н. Апухтин, К. К. Случевский). В нач. 20 в. Д. окончательно утрачивает свою популярность среди 3-сложных размеров; доля его в совр. поэзии крайне незначительна.

Далматов Вас. Пант.

ДАЛМА́ТОВ Вас. Пант. (1852-1912) - драм. актер. После выступлений в провинции и на частных моск. сценах поступил в 1884 в Александрин. т-р. Образованный, работоспособный, вдумчивый актер, сочно и сдержанно игравший характерные роли, великолепный в амплуа "фата". "Он проявлял неотразимое мужское кокетство, его сексуализм прикрывался блестящей иронией ума, горячее чувство преподносилось в обжигающей холодом морозной оболочке" (Кугель). Однако Д. не удавались героич. роли, хотя он в них выступал нередко. Покинув в 1895 имп. т-р, некоторое время играл на разных площадках, в 1901 Д. вновь вернулся на Александринскую сцену, где проработал до конца жизни. Роли: Хлестаков ("Ревизор" Н. В. Гоголя), Агишин ("Женитьба Белугина" А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева), Ракитин ("Месяц в деревне" И. С. Тургенева), Кречинский ("Свадьба Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина), Иоанн ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Звездинцев ("Плоды просвещения" Л. Н. Толстого), Обрезков ("Живой труп" того же автора), Боркин ("Иванов" А. П. Чехова), Гаев ("Вишневый сад" того же автора), Молотов ("Фимка" В. Н. Трахтенберга), Бенедикт ("Много шума из ничего" У. Шекспира), Гамлет, Король Лир и др.

Даль Вл. Ив

ДАЛЬ Вл. Ив. (псевд. Казак Луганский) (1801-72) - прозаик, поэт, лексикограф, этнограф. Сын врача, датчанина по происхождению. Воспитывался дома, затем в Петерб. Мор. корпусе (1814-19), до 1826 служил на флоте. Окончил мед. ф-т Дерптского ун-та (1826-29), был врачом (участник турецкой и польской кампаний), позднее - чиновник особых поручений воен. губернатора Оренбургского края (1833-1840), зав. особой канцелярией министра внутр. дел (до 1849), управляющий удельной конторой в Н. Новгороде (1849-59), с 1859 в отставке, в 1838 избран чл.-корр. Петерб. АН по естеств. отделению за собрание коллекции флоры и фауны. Лит. известность Д. принес сборник "Русские сказки..." (1832) - свободное переложение фольклорных сюжетов, отличающихся сатирич. характером, сказовой манерой повествования, широким использованием нар. фразеологии. Эта линия творчества писателя была продолжена сборником "Были и небылицы" (4 т., 1836-39), писал Д. и сказки для детей. В 1840-е гг. Д. примыкает к натуральной школе (повесть "Павел Алексеевич Игривый", 1847; очерки "Уральский казак", 1842; "Русский мужик", 1845 и др., участие в "Физиологии Петербурга" с очерком "Петербургский дворник"). Автор имевших успех книг рассказов для народа "Солдатские досуги" (1843) и "Матросские досуги" (1853). Близкий по симпатиям к славянофилам, Д. в 1840-50-х гг. сотрудничал в изд. разл. ориентации - "Библиотеке для чтения", "Литературной газете", "Москвитянине", "Отечественных записках", "Современнике", "Русской беседе". На протяжении всей жизни Д. собирал лексикографические, этнографические, фольклорные материалы, составившие книги "О поверьях, суевериях и предрассудках рус. народа" (1845-46, отд. изд. 1880), "Пословицы рус. народа" (1861-62), "Толковый словарь живого великорусского языка" (4 т., 1863-66). Кроме того, собранные Д. песни были переданы П. В. Киреевскому и И. П. Сахарову, сказки - А. Н. Афанасьеву, лубочные картинки опубликованы Д. А. Ровинским. За свой "Словарь", отразивший во все полноте состав рус. языка 19 в. и до сих пор являющийся незаменимым пособием для каждого интересующегося рус. языком и его историей, писатель был избран почетным акад. Петерб. АН (1863).

В. И. Даль

В. И. Даль

Даль Олег Ив

ДАЛЬ Олег Ив. (1941-81) - актер кино и т-ра. Окончил уч-ще им. Щепкина в 1963. Работал в т-ре "Современник" (1963-77), в т-ре на М. Бронной (1977-78), в Малом т-ре (1980). Первая кинороль - Алик Крамер в ф. "Мой младший брат" (1962) - экранизация пов. В. Аксенова "Звездный билет" - одухотворенный, восторженный, немного нелепый мальчик. Сходные роли интеллигентных мальчиков (одетых в воен. форму, но тоже неск. нелепых) Д. сыграл в ф. "Женя, Женечка и "катюша" "(1967) и "Хроника пикирующего бомбардировщика" (1968). В 1971 реж. Г. Козинцев пригласил Д. сыграть роль шута в ф. "Король Лир", где проявилась способность актера к острому гротеску. Комедийная грань таланта Д. сверкнула в ф. Л. Гайдая "Не может быть!" (по мотивам рассказов М. Зощенко), где Д. был водевильно-изящен и виртуозно смешон в дуэте с С. Крючковой. Углубл. психологизма достиг Д. в ф. И. Хейфица "Плохой хороший человек" (экранизация пов. А. Чехова "Дуэль"), где мягкий, слабовольный Лаевский находится в состоянии вечной нравств. дуэли с жестким, сильным фон Кореном (В. Высоцкий). Но и герой Д. мог быть жестким и даже жестоким, что доказала роль Сергея в ф. А. Эфроса "В четверг и больше никогда" (1978). В одной из ролей, сыгранных незадолго до внезапной смерти, - образе Зилова в т/ф В. Мельникова "Отпуск в сентябре" (экранизация пьесы А. Вампилова "Утиная охота") Д. обнаружил трагич. грань своего дарования. Среди др. ф.: "Звезда пленительного счастья" (1975), "Приключения принца Флоризеля" (1980), "Незваный друг" (1981).

Лит.: Галаджева Н. Олег Даль. М., 1989.

Дальский Мамонт Викт.

ДА́ЛЬСКИЙ (Неёлов) Мамонт Викт. (1865-1918) - драм. актер. Учился в Харьк. ун-те. В 1885 начал выступать на провинц. сцене. Прекрасные внеш. данные, виртуозное владение голосом, выразит. пластика и мощный темперамент сделали Д. заметным исполнителем ролей героич. плана: Гамлет, Незнамов, Чацкий, Отелло, Дон-Карлос, Фердинанд, Уриель Акоста. Приподнятость тона, пафос, бунтарство, необузданность страстей, анархизм были свойственны как представляемым Д. персонажам, так и самому актеру - типичному гастролеру. Именно поэтому после пребывания в Александрин. т-ре (1890-1900) актер возвращается на сцены провинц. и частных т-ров. А. Кугель назвал талант Д. "жестким", имея в виду раскрытие собств. темы артистом в ролях беспощадных и властных героев. Роли: Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского), Хлестаков ("Ревизор" Н. В. Гоголя), Колычев ("Василиса Мелентьева" А. Н. Островского и С. А. Гедеонова), Белугин ("Женитьба Белугина" А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева), "Самозванец" ("Борис Годунов" А. С. Пушкина), Василий ("Каширская старина" Д. Н. Аверкиева), Рогожин (инсценировка "Идиота" Ф. М. Достоевского), Шейлок ("Венецианский купец" У. Шекспира), Карл ("Разбойники" Ф. Шиллера), Поза ("Дон-Карлос" Ф. Шиллера), Теодоро ("Собака садовника" Лопе де Вега), Кин ("Кин, или Гений и беспутство" А. Дюма).

Лит.: Крыжицкий Г. К. Мамонт Дальский. Л., М., 1965.

Дальстрой ОГПУ-НКВД-МВД СССР

ДАЛЬСТРО́Й ОГПУ-НКВД-МВД СССР - строительство на северо-востоке Сибири, а также предприятие, занимавшееся добычей и переработкой золотоносных полезных ископаемых в басс. р. Колымы руками заключенных. Комплекс Дальстроя осн. ОГПУ в 1932-33 на берегу Охотского моря и в верховьях р. Колымы. С передачей в 1934 функций ОГПУ НКВД Д. был подчинен наркому, а впоследствии - министру внутр. дел СССР. Гл. задача функционирования Дальстроя - дешевая добыча золота, самые крупные резервы к-рого в СССР находились в р-не р. Колымы. Добыча угля, заготовка леса и т. д. осуществлялись лишь для обеспечения жизнедеятельности Дальстроя, в т. ч. для стр-ва городов для вольнонаемных (Магадан и пр.), тысяч км жел. дорог и шоссе и пр. Д. имел собств. флотилию, совершавшую 12-15 рейсов в навигацию, перевозившую в трюмах за рейс до 9 тыс. заключенных. В 1939-53 в Дальстрой поступало ежегодно 400-500 тыс. чел., разгружавшихся в портах Ванино, Джурма и пр. Очень высокая смертность среди них сохраняла стабильную численность "населения" Д. в 2-3 млн. чел. Нач. Д. в. 1934-37 Берзин расстрелян как "враг народа". Его зам. и нач. УСВИТЛАГа подполковник Гаранин, организатор и руководитель т. н. расстрельной "тройки" Дальстроя, уничтожившей 26 тыс. заключенных в 1937-39, расстрелян в 1939 как "враг народа". В 1938-39 нач. Д. - Павлов, в 1940 - Вишневецкий, приговоренный впоследствии к 15 годам лагерей, в 1940-48 - ген. Никишев, к-рый в 1945 принимал на Колыме делегацию Сената США во главе с вице-президентом Г. Уоллесом. Делегация, не заметив ни одного заключенного, покинула Колыму в восхищении от приема и уровня культуры Никишева и его жены Грибасовой - нач. женских лагерей. После ухода Никишева в 1948 на пенсию его сменил (до 1953) Митронов. В 1953 в ходе расформирования ГУЛАГа Дальстрой передан из ведения МВД СССР в ведение Мин. горнорудной пром-сти СССР.

Дамаев Вас. Петр.

ДАМА́ЕВ Вас. Петр. (1878-1932) - певец (лирико-драм. тенор). Род. в крестьянской семье, был пастухом. В детстве сам научился играть на скрипке в церк. хоре. С 1903 в Москве брал уроки пения у А. Успенского и пел в церк. хоре. В 1904-05 учился в Моск. муз.-драм. уч-ще (кл. М. Медведева), позднее продолжал заниматься пением у А. Успенского. В 1908-20 - солист Моск. оперы С. Зимина. В 1909, 1911 и 1913 участвовал в "Русских сезонах" в Париже и Лондоне. В. 1922-24 пел в т-ре "Аквариум" (с 1926 возглавлял труппу этого т-ра) и в "Свободной опере Зимина". В 1928-30 - худож. рук. и солист передвижной Моск. обл. оперы. Гастролировал по России, а также за рубежом (1913 в Монте-Карло). Обладал гибким, ровным, красивым от природы голосом мягкого тембра и необыкновенной силы (С. Дягилев называл певца "русским Таманьо"), абс. слухом и феномен. муз. памятью. Репертуар певца включал св. 50 партий (особенно ему удавались рус. нар. образы). Лучшие партии: Торопка, Садко, Михайло Туча, Левко, Хозе, Отелло, Канио. С 1906 выступал как камерный певец с концертами, в к-рых преобладали романсы рус. композиторов и нар. песни.

Дамаскин Дм

ДАМАСКИ́Н (Семёнов-Руднев) Дм. (1737-95) - церк. деятель и писатель. Учился в Слав.-греко-лат. акад. (1752-61). В 1766 в качестве инспектора при семинаристах послан в Геттингенский ун-т. Перевел на нем. яз. начало Нестеровой летописи, издал (с доп. и приложениями) в 1772 в Готе трактат Феофана Прокоповича "Об исхождении Духа Святого". После возвращения в Россию (1772) - проф. философии и ректор Слав.-греко-лат. акад (1778-82), в 1783-94 - епископ Нижегородский. В 1778 в Вольном Рос. собрании при Моск. ун-те (членом к-рого состоял) подготовил "Собр. разных соч. в стихах и прозе" М. В. Ломоносова (т. 1-3), отмеч. высоким науч. уровнем. Д. пользовался репутацией свободомыслящего человека и широкой известностью как проповедник.

Дан Фед. Ил

ДАН (Гурвич) Фед. Ил. (1871-1947) - один из лидеров партии меньшевиков. Род. в Пб., окончил мед. ф-т Дерптского ун-та. В рев. движении с 1894, участвовал в орг-ции "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Неоднократно подвергался арестам и ссылкам, с 1903 - в эмиграции, занимался парт. журналистикой. Дважды (1905, 1913) амнистировался, возвращался в Россию. В годы 1-й рус. рев-ции активно работал в меньшевистских изд. После февр. 1917 вернулся из Иркутска, где проходил службу в качестве воен. врача, в Петроград, стал одним из лидеров Совета, ред. газ. "Известия Петроградского Совета, рабочих и солдатских депутатов". Выступал за продолжение участия России в 1-й мир. войне, за поддержку Врем. пр-ва и союз с кадетами, за создание коалицион. пр-ва. Осенью 1917 настаивал на неотложном решении Предпарламентом и пр-вом вопросов о мире и земле. Как чл. ЦИК Советов открыл 2-й Всерос. съезд Советов 25 окт. 1917. Активно участвовал в переговорах о создании однородного социалистич. пр-ва. В 1918 издавал газ. "Вперед", в 1920 депутат Моссовета. Критиковал большевистскую диктатуру и террор. Подвергался арестам, 1 год провел в заключении. В янв. 1922 под угрозой нового тюремного заключения или ссылки выехал за границу. В Германии опубл. кн. воспоминаний о своем пребывании в Сов. России "Два года скитаний" (Берлин, 1922), редактировал ж. "Социалистический вестник". После прихода к власти в Германии нацистов переехал в Париж. В февр. 1940 вышел из ред. журн. и сложил полномочия пред. Заграничной делегации РСДРП в связи с несогласием с позицией парт. большинства о целесообразности воен. поражения "сталинского режима". С 1940 в США, с 1941 издавал журнал "Новый путь". Автор кн. "Происхождение большевизма" (Нью-Йорк, 1946). Умер в Нью-Йорке.

Дангулов Савва Артемович

ДАНГУ́ЛОВ Савва Артемович (род. 1912) - писатель. Начинал как газетчик-очеркист. Работал в Наркомате иностр. дел, газ. "Красная звезда". В годы войны - воен. корреспондент на Западном, Воронежском, Южном фронтах. После войны - на дипломатич. работе за рубежом, позднее - гл. ред. журналов "Иностранная лит-ра" и "Советская лит-ра". Автор ром. "Дипломаты" (1967), "Кузнецкий мост" (кн. 1-3, 1972-79), "Пятнадцать дорог на Эгль" (1975), "Заутреня в Рапалло" (1980), "Государева почта" (1983), где Д. рассказал о своих поисках архивов Джона Рида, А. М. Коллонтай, Ф. Нансена.

Дандарон Бидия Дандарович

ДАНДАРО́Н Бидия Дандарович (1914-74) - тибетолог, буддолог, крупнейший буддийский религ. деятель в послевоен. годы на терр. России. Считался "перерожденцем", т. е. новым воплощением Джаягсы Гэгэна, хамбо-ламы одного из монастырей в Гумбуме на сев.-вост. Тибета. Преследования со стороны местных бурятских властей вынудили его уехать в Ленинград, где он учился в Ин-те авиаприборостроения, одновременно посещая лекции тибетолога А. И. Вострикова. В 1937 арестован, отправлен в один из сиб. лагерей, где участвовал в работе нелегального кружка философов-неокантианцев и сам возглавил группу, занимавшуюся буддийской филос. и йогой. В 1943 выпущен на поселение, откуда бежал. Повторно арестован в 1948, в заключении до 1956. В 1956-72 - сотрудник Бурятского Ин-та обществ. наук (БИОН). За эти годы издал ряд важных статей по вопросам психологии и религии буддизма, переводы буддийских текстов, описания Тибетского фонда БИОНа, и т. п. Его труды высоко ценил Ю. Н. Рерих.

Как буддийский религ. деятель замечателен тем, что первый обратил свою проповедь к европейцам, вскоре среди его учеников появляются жители Москвы, Ленинграда и др. городов России, прибалт. республик. Это явилось одной из причин особой неприязни к нему со стороны местных властей. 31 авг. 1972 Д. арестован по ложному обвинению. Нар. судом Окт. р-на г. Улан-Удэ приговорен к 5 годам заключения, в лагере подвергался преследованиям, умер (в интерпретации учеников "ушел в самадхи") 26 окт. 1974. Последователями Д. в Петербурге издается религ.-филос. журнал "Гаруда".

Соч.: Краткий тибетско-рус. словарь. М., 1959 (совм. с Ю. М. Парфионовичем, Б. В. Семичовым); Описание тибетских рукописей и ксилографов: в 2 вып. Улан-Удэ, 1960-1965; Махамудра как объединяющий принцип буддийского тантризма // Гаруда. 1993. № 1. С. 3-13.

Данелия Георг. Ник

ДАНЕ́ЛИЯ Георг. Ник. (род. 1930) - кинорежиссер. В 1955 окончил Моск. архит. ин-т, в 1959 - Высш. реж. курсы при "Мосфильме", где поставил два короткометр. ф.: "Васисуалий Лоханкин" и "Тоже люди" (по отрывку из романа Л. Н. Толстого "Война и мир"). Дебютировал в 1960 ф. "Сережа" (совм. с И. В. Таланкиным, по повести В. Ф. Пановой, гл. приз на XII МКФ в Карлови-Вари, 1960 и др.). Заметным явлением стал ф. "Я шагаю по Москве" (1963). Созд. в содружестве со сценаристом Г. Ф. Шпаликовым, с Н. С. Михалковым в гл. роли, ф. воспринимался как манифест молодого кино 60-х гг. Уже в первых ф. обнаружились характ. черты поэтики Д.: установка на сюжет и актера, психологизм, своеобразие авторской интонации, в основе к-рой - сплав лирики и юмора. Работая в диапазоне комедийных жанров, Д. тяготеет к полижанровым структурам. В ф. "Тридцать три" (1965) лирич. комедия соединяется с сатирой, в "Не горюй!" (1969, по мотивам романа К. Тилье "Мой дядя Бенжамен") - мелодрама с трагикомедией, в "Совсем пропащем" (1973, по мотивам повести М. Твена "Приключения Гекльберри Финна") - бытовая драма с гротеском и буффонадой. Во втор. пол. 70-х гг. Д. успешно работает в жанре ф.-портрета "Афоня" (1975), "Мимино" (1977, гл. приз X МКФ в Москве, 1977 и др.), "Осенний марафон" (1979, гл. приз на XXVII МКФ в Сан-Себастьяне, 1979 и др.). В ф. "Слезы капли" (1982) и "Кин-дза-дза" (1986) появилась новая для Д. тенденция к метафоричности, включению в сюжет эл-тов фантастики. В ф. "Паспорт" (1990) Д. возвращается к жанру бытовой лирич. комедии. Д. - автор и соавтор сценариев большинства своих ф., а также ф. "Джентльмены удачи" (реж. А. И. Серый). Снимался в эпизодах ф. "Не горюй", "Осенний марафон". Др. ф.: "Путь к причалу" (1962), "Орел и решка" (1995), ряд сюжетов журн. "Фитиль" (1967-70). Гос. премия СССР (1978), Гос. премия РФ (1996).

Лит.: Георгий Данелия. Сб. М., 1982; Демин В. Георгий Данелия. М., 1986.

Даниил

Статья большая, находится на отдельной странице.

Даниил Александрович

ДАНИИ́Л АЛЕКСА́НДРОВИЧ (1261-1303) - моск. князь, сын Александра Невского, родоначальник моск. князей. Ок. 1276 получил от брата, вел. кн. Дмитрия, в удел Москву. В 1300 присоединил Коломну и ряд волостей, в 1303 получил по завещанию кн. Ивана Дмитриевича Переславль-Залесский. Положил начало росту Моск. княжества. Канонизирован Рус. правосл. церковью.

Даниил Заточник

ДАНИИ́Л ЗАТО́ЧНИК - предполагаемый автор соч., сохранившегося в двух ред. ("Моление" и "Слово"), датировка к-рого колеблется от 40-50-х гг. 12 в. до 1-й пол. 13 в. Оно построено в форме послания кн. (Ярославу Всеволодовичу в "Молении" и Ярославу Владимировичу в "Слове"). Относительно реального адресата Д. З. у иссл. нет единого мнения; скорее всего, это сын Всеволода III Большое Гнездо - Ярослав, княживший в Переяславле-Суздальском в 1213-36. Послание связывают с лит. традицией Владимиро-Суздальской земли. Д. З. - человек, попавший когда-то по неизв. причине в немилость у князя, лишившийся своего статуса, от князя зависимый. Предполагают, что Д. З. был сослан (заточен) на оз. Лаче в сев.-вост. Руси или стал заложником какой-то кабальной работы. Он хочет обратить внимание князя на свою житейскую мудрость и ум, к-рые считает гл. человеч. достоинствами. При этом Д. З. с нек-рым оттенком лести превозносит могущество князя, в то же время иронизируя над собой. Нет единого мнения, какая из ред. ("Моление" или "Слово") первоначальна. Они различаются идейно. В "Молении" сильнее звучат антибоярские настроения автора. Тема ума и глупости трансформируется в тему мудрых советников (думцев), к-рые, по мысли Д. З., необходимы сильному князю. Свою мудрость Д. З. демонстрирует цитатами из Библии, сб-ков афоризмов, переводных визант. пов. и др., причем книжные выражения сочетает с нар. поговорками ("мирскими притчами"), иногда нарочито грубыми. Текст несет следы балагурства (внутр. рифмы, оксюморона и др.), что, по мнению Д. С. Лихачева, связывает стиль Д. З. со скоморошьей традицией, выражающей литературную позицию автора. В соч. проявляется редкое для 13 в. индивид. начало, что позволило В. Г. Белинскому назвать Д. З. первым рус. интеллигентом.

Даниил Романович

ДАНИИ́Л РОМА́НОВИЧ (1201-64) - князь Галицкий, король (с 1253), сын кн. Романа Мстиславича. В 1206, после смерти отца перевезен матерью из Галича во Владимир-Волынский, затем в Краков. Нек-рое время жил в Венгрии, занимал галицкий княжеский стол. Участвовал в битве с монголо-татарами на р. Калке в 1223, был ранен. К 1227 утвердился на Волыни, начал борьбу за присоединение к своим владениям Галиции. С переменным успехом сражался с черниговцами, киевлянами, венграми, поляками, литовцами. В 1235 заключил договор с Венгрией, а через нек-рое время - с Мазовией. В 1245 близ г. Ярослав (на левом берегу р. Сан) выиграл битву у рыцарского венгро-польского войска, действовавшего в союзе с дружинниками черниговского кн. Ростислава Михайловича, давнего соперника Д. Р. Ездил в Золотую Орду к хану Батыю, признал свою зависимость от Сарая, согласился выплачивать дань татарам. Заключил мир с вел. кн. Литовским Миндовгом, участвовал в борьбе за наследство австрийского герцога Фридриха II Бабенберга. На протяжении практически всей своей полит. карьеры боролся с боярской оппозицией, противостоял католической экспансии Запада, предпринимал попытки создания действенного союза, способного противостоять монголо-татарам. Д. Р. был единственным из рус. князей, обладавших королевским титулом - в 1254 был коронован римским аббатом в г. Дорогичин. Умер в г. Галиче, погребен в г. Холм.

Даниил Чёрный

ДАНИИ́Л ЧЁРНЫЙ (ок. 1360-1430) - др.-рус. живописец. Работал совм. с "содругом и сопостником" Андреем Рублевым во Владимирском Успенском соборе (1408), Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры и Спасском соборе Андроникова монастыря (1420-е гг.). Во фресках Владимирского собора исследователи склонны относить к Д. Ч. живопись юж. нефа, в к-рой проявляется более тесная связь с традициями 14 в.: смелый, свободный, но не очень правильный рисунок, грузные фигуры с чисто рус. лицами, асимметричн. формы при ярко выраженном, глубоко искреннем чувстве простосердечия ("Лоно Авраамово", лики праведников, Богоматерь с ангелами, юный Иоанн Креститель с Товием и др.). С Андреем Рублевым сближает общая идея гуманности, отсутствие византийской суровости, акцентирование неотвратимости кары и возмездия (иконы иконостаса Троице-Сергиевой лавры - "Тайная вечеря", "Преподание вина"). Все атрибуции гипотетичны, т. к., разумеется, нет ни одной подписной работы.

Лит.: Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Брюсова В. Г. Андрей Рублев. М., 1995.

Даниил Черный. Андрей Рублев. Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире. 1408

Даниил Черный. Андрей Рублев. Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире. 1408

Данилевский Григ. Петр.

ДАНИЛЕ́ВСКИЙ Григ. Петр. (1829-90) - укр. и рус. писатель. Род. в патриархальной укр. поместной семье. Окончил Моск. дворянский ин-т (1841-46), камеральное отделение юридич. ф-та Петерб. ун-та (1846-50). Служил в мин-ве нар. просв. (1850-57). Командировки позволили Д. познакомиться с многочисл. рус. и укр. ист. документами, впоследствии использованными им в своих романах. С 1869 - чл. совета по делам печати, сотрудник и ред. "Правительственного вестника". Известность Д. принесли романы из эпохи отмены крепостного права: "Беглые в Малороссии" (1862) и "Воля" (1863). Злободневными были и др. произв. Д. 60 - нач. 70-х гг. (романы "Новое место", 1867, "Девятый вал", 1874 и др.). С сер. 70-х гг. ведущим в творчестве Д. стал ист. роман, к-рый и сделал его популярным писателем ("Мирович", 1875, "На Индию при Петре", 1880, "Княжна Тараканова", 1883, "Сожженная Москва", 1886, "Черный год", "Пугачевщина", 1888-89). Интересуясь не столько ист. эпизодом и частным человеком, сколько его героем, Д. часто исторически недостоверен, однако его романы занимательны, построены на запутанной интриге и отличаются тщательно выписанными бытовыми подробностями, сообщающими убедительность частному человеку прошлого.

Данилевский Ник. Як

Статья большая, находится на отдельной странице.

Данилов Мих. Вас.

ДАНИ́ЛОВ Мих. Вас. (1722 - после 1790) - философ. Происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Нач. образование получил у дер. пономаря. Окончил Пб. чертежную школу (1743). Занимался устройством разл. фейерверков и иллюминаций в Риге, Москве и СПб. В 1783 издал "Письма к приятелю, содержащие в себе краткие, но полезные и любопытства достойные для человека материи" - сб. филос. эссе, написанных в характерном для 18 в. эпистолярном жанре и посв. проблемам морали, сущности Бога, понятию души и ее бессмертия. Аргументацию положений своего труда - типичного образца просветит. поучения - Д. черпал из лит. и бытовых примеров, опираясь на суждения "здравого смысла".

Данилов монастырь

ДАНИ́ЛОВ МОНАСТЫ́РЬ - см. Монастыри в России.

Данилова Ал-дра Дионисьевна

ДАНИ́ЛОВА Ал-дра Дионисьевна (род. 1904) - артистка и педагог балета. Окончила Петрогр. театр. уч-ще в 1921 (ученица О. И. Преображенской, Е. П. Гердт). В 1921-24 - артистка ГАТОБ, среди ее ролей: Фея Сирени ("Спящая красавица"), па-де-труа ("Лебединое озеро"), Митра ("Жизель"), Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Жар-птица ("Жар-птица") и др. Покинула родину в 1924. В 1925-29 Д. - солистка "Русского балета Дягилева", танцует ведущие партии в балетах "Барабо", "Пастораль", "Триумф Нептуна", "Стальной скок", "Аполлон Мусагет", "Песнь соловья", "Жар-птица". В 1933-51 прима-балерина "Рус. балета в Монте-Карло"; первая исполнительница гл. партий в балетах "Голубой Дунай", "Фантастическая симфония", "Парижское веселье", "Испанское каприччио", "Концертные танцы", "Сомнамбула" и др. В 50-х гг. Д. гастролирует, в 1954-56 возглавляет собств. труппу, затем читает лекции в США, ставит танцы в спектаклях "Метрополитен Опера" и классич. балеты в разл. труппах. В 1964-89 преподает в созданной Д. Баланчиным "Школе амер. балета" (Нью-Йорк). Петроградская критика отмечала легкость и четкость танца, незаурядную устойчивость в движениях молодой Д., к-рая в 1930-40-х гг. была одной из виднейших танцовщиц мирового балета.

А. Д. Данилова

А. Д. Данилова

Данилова Мария Ив

ДАНИ́ЛОВА Мария Ив. (1793-1810) - артистка балета. Ученица Е. И. Колосовой и Ш. Дидло. С детских лет проявляла редкие танц. и артистич. способности, ученицей выступала на сценах петерб. т-ров. Частые дебюты 16-летней Д. в 1808-09 объяснялись приездом в Пб. знаменитого Л. Дюпора, выбравшего ее своей партнершей. Д. исполняла роли Психеи ("Амур и Психея"), Венеры ("Любовь Венеры и Адониса"), Розины ("Севильский цирюльник") и др. Во время репетиции полетов в балете "Амур и Психея", Д., после сильного толчка, ощутила боль в груди. Началось горловое кровотечение, но на др. день Д. танцевала Психею, после чего болезнь стала прогрессировать. Через неск. месяцев Д. умерла. Петербуржцы посвящали своей любимице поэмы, стих., о ней слагались легенды.

Данилова Нат. Вл

ДАНИ́ЛОВА Нат. Вл. (1905-85) - артистка балета, балетм., педагог. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1924 (класс А. Я. Вагановой). В 1924-35 артистка ГАТОБ / Т-ра им. Кирова. В 1939-50 и 1954-67 гл. балетм. этого т-ра (в 1950-54 гл. балетм. Харьк. т-ра оперы и балета). Д. ставила произведения рус. и заруб. классики, балеты сов. композиторов. Лучшая работая Д. - балет "Читра" (1960, комп. Рабиндранат Тагор). Среди др. ее пост.: в Куйбышеве "Тщетная предосторожность" (1948, П. Гертель), "Бахчисарайский фонтан" (1949, Б. В. Асафьев), "Семь красавиц" (1955, К. Караев), "Легенда о любви" (1958, Г. Г. Крейтнер), "Утес" (1959, Э. Л. Лазарев), "Тропою грома" (1960, К. Караев), "Снегурочка" (1965, П. И. Чайковский); в Харькове "Юность" (1951, М. И. Чулаки), "Лауренсия" (1952, А. А. Крейн). В 60-70-е гг. худ. рук. балетной студии при Куйбышев. т-ре.

Даниэль Юлий Марк

ДАНИЭ́ЛЬ Юлий Марк. (псевд. Ник. Аржак) (1925-88) - прозаик, поэт. Из семьи писателя. Стал солдатом по окончании школы; в 1944 демобилизован по тяжелому ранению. Окончил филологич. ф-т Моск. обл. педагогич. ин-та. Учительствовал в Калуге, Москве. Первая повесть "Бегство" к читателям изд-ва "Детская литература" не дошла, оказавшись под запретом (1958). В 1957-65 жил переводами со славян., кавказ. языков и языка идиш. Оригинальные соч. публиковал за границей, за что в 1965 был арестован, в 1966 - приговорен к 5 годам лагерей строгого режима. Совм. с А. Синявским (псевд. Абрам Терц) добился ведения политич., а не уголовного, как было принято, процесса. В 1970 Д. освобожден без права возвращения в Москву; местом жительства избрал Калугу. Новые пер. был вынужден печатать под фам. Ю. Петров. Оригинальное прозаич. творчество составили рассказы "Руки" (1956-58), "Человек из МИНАПа" и принесшие Д. широкую мировую известность повести "Говорит Москва" (1960-61), "Искупление" (1963). В 1971 за границей опубл. лагерные стихи Д.

Данко

ДА́НКО - герой рассказа М. Горького "Старуха Изергиль", вырвавший из своей груди сердце и освещающий им людям путь к свободе; образ-символ абсолютной самоотверженности и альтруизма, отвечающий официально провозглашенным ценностям коммунистической морали; неоднократно использовался в сов. иск-ве как основа музыкальных, балетных и др. произв.

Дансантность

ДАНСА́НТНОСТЬ (фр. dansant - танцевальный) - термин определяет танцевальность музыки, когда ясность метро-ритма, заразительность мелодии создают условия для соч. и исполнения танца.

"Дантист"

"ДАНТИ́СТ" (от фр. dentiste - зубной врач, не имеющий в отличие от стоматолога высшего спец. образования) - так в нач. 19 в. в России наз. полицейских солдат, мастеров рукоприкладства; позднее это назв. распространилось на помещиков, исправников и пр., бивших крестьян и людей иных "подлых" званий "по зубам". Впервые употреблено, по-видимому, Гоголем в "Мертвых душах"; встречается у Некрасова, Щедрина, Тургенева.

Дань

ДАНЬ - контрибуция, побор. Одна из форм подчинения и эксплуатации, возникшая еще в рамках родоплем. строя, к-рая обеспечивала благосостояние плем. знати и ее окружения. Ранняя ист. Др. Руси богата событиями, раскрывающими отношения Д. как внутри вост.-слав. племен, так и между ними и иноязыч. соседями. Д., как правило, взималась с уже покоренного или находившегося под угрозой воен. подчинения или разорения населения, зачастую со временем превращаясь в регулярно взимаемый налог. При этом содержание и формы Д. были различны. В утверждении Д. в качестве общегос. подати огромную роль сыграло тат.-монг. нашествие и иго. В 1245 было оформлено взимание Д. и обязательство воинской повинности в Юж. Руси. Причем впервые на Руси осн. плательщиками Д. были гор. жители, чего не было в домонг. период. В 1259 дошла очередь и до Сев.-Зап. земель. В 14-15 вв. в источниках не проводится грани между княж. Д. и тат. "выходом". Уплата "выхода" осуществлялась через посредство великокняж. власти. Д., взимавшаяся для уплаты "выхода", автоматич. становилась княж. собственностью в случае падения власти Орды на Руси. Этой оговоркой обычно сопровождаются все указания относительно уплаты тат. "выхода" или "Д.".

Предыдущая страница Следующая страница