Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Даниил

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Даниил

ДАНИИ́Л (кон. 15 в. - 1547) - митрополит Всея Руси. Происходил из знатного рязанского рода, постриженик Иосифо-Волоколамского мон. Не предназначался Иосифом Волоцким в преемники, однако по желанию вел. кн. Василия III избран игуменом в 1515. Д. следовал тем же принципам, что и Иосиф Волоцкий: ратовал за строгие правила монастырского общежития, сохранение земельных владений церкви. После смещения митрополита Варлаама поставлен в митрополиты в 1522. Эта смена означала переход вел. кн. Василия III к иосифлянам от нестяжателей. Д. поддерживал Василия во всех его начинаниях, в т. ч. и вызывавших резкое осуждение современников. С помощью Д. вел. кн. заманил в Москву и захватил сев. кн. Вас. Шемячича (1523). Д. совершил развод Василия с кн. Соломонией Сабуровой в нарушение церк. правил. Продолжая борьбу с нестяжателями, Д. добился осуждения на соборе 1531 Вассиана Патрикеева по обвинению в ереси. Дважды представал перед судом и дважды был обвинен в ереси знаменитый писатель Максим Грек (1525, 1531). Смерть Василия III пошатнула положение Д., после кончины правительницы Елены Глинской (1538) он столкнулся в борьбе за власть с боярской группировкой Шуйских. В 1539 его заставили подписать отречение от митрополии. Вернувшись в Волоколамский мон., Д. жил как простой монах вплоть до 1547. Похоронен там же. Д. известен как писатель и публицист, автор многочисл. посланий и поучений, чьи образованность и начитанность вызывали уважение современников. Д. касался самых широких тем: обличал еретиков, трактовал вопросы происхождения княж. и царской власти, рассуждал об обязанностях правителей и судей. Вместе с тем Д. показал себя умным и тонким сатириком, обличающим пороки современности. В посланиях Д. в числе проч. касается вопросов церк. управления. Д. часто и умело цитирует Свящ. писание, обращается также к соч. отцов церкви, слав. ораторов (Иларион, Евфимий Тырновский), произведениям переводной и слав. агиографии, греч. хроникам и рус. летописям, показывая себя при этом тонким наблюдателем, прекрасно знающим современную ему разговорную речь. Соч. Д. пользовались широкой популярностью и дошли во мн. списках, но нек-рые сохранились только в особом сб. (Гос. Публ. б-ка, СПб.), содержащем, как полагают исследователи, остатки архива митрополита. Д. принимал непосредственное участие в работе над летописями: под его руководством на осн. Моск. великокняжеских сводов 15 в. с использованием летописей др. княжений был создан грандиозный свод, известный под назв. Никоновской летописи, впоследствии легший в основу Лицевого свода Ивана Грозного и Степенной книги. Известны рукописи, сохранившие следы собственноручной ред. правки летописных и др. ист. материалов.

Изд. и Лит.: Дружинин В. Г. Неск. неизв. лит. памятников из сб-ка 16 в. // Летопись занятий Археографической комиссии. СПб., 1909. Вып. 21; Клосс В. М. Никоновский свод и рус. летописи. М., 1980; Памятники лит-ры Др. Руси, кон. 15 - нач. 16 вв. М., 1984.

-----------------------------------

ДАНИИ́Л (6 в. до н. э.) - в христ. традиции пророк, в иудейской традиции - ученик пророков, праведник, удостоенный Богом откровения о будущем. В юности Д. был уведен в вавилонский плен после разрушения Иерусалима Навуходоносором, был взят ко двору и воспитан для царской службы, однако сохранил верность своей религии. Став одним из первых царедворцев в Вавилоне, Д. прославился как мудрец и толкователь снов. Самое знаменитое толкование Д. - объяснение царю Валтасару таинственной надписи "мене, текел, упарсин", "исчислен, взвешен, разделен", появившейся на стене во время пира накануне убийства Валтасара. Надпись означала конец царства Валтасара - отсюда выражение "Валтасаров пир". Книга Д. написана на двух яз.: евр. и арамейском (с гл. 2, 4 по гл. 7, 28), датируется 2 в. до н. э. Пророчество Д. о четырех царствах (нововавилонском, мидийском, персидском и македонском, являющихся в видениях Д. в образах чудовищных животных) доведено до времени Антиоха IV Эпифана (175-163 до н. э.) и Маккавейской войны. ("Книга пророка Д." была хорошо известна рус. книжникам. Мотив четырех царств послужил основой для создания рус. государств. концепции "Москва - третий Рим"). Оно говорит о Божьем суде, гибели Антиоха, тяжелых временах и спасении. В книге Д. получил дальнейшее развитие образ Мессии - Сына Человеческого, идущего "с облаками небес", власть к-рого не прейдет и царство не погибнет.

Память пророка Д. (17/30 дек.) приходится на тот же день, к-рый ознаменован чудом спасения трех отроков (Анания, Азария и Мисаила), ввергнутых Навуходоносором в печь огненную. В это время обычно стоят сильные морозы. Эти обст-ва способствовали тому, что с днем Д. соединились представления об огне (жаре, печи) и холоде, что отразилось в распространенном увещевании "На Д. топи печь так, чтобы тепла на 2 дня хватило". Примета: Если на пророка Д. иней - ожидай теплых святок.

В начало словаря