Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 13, "ГРУ"-"ГЮЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 13, "ГРУ"-"ГЮЛ")

Грубер Ром. Ильич

ГРУ́БЕР Ром. Ильич (1895-1963) - музыковед. Начальное муз. образование получил в Киеве. На формирование муз.-историч. взглядов Г. оказал влияние В. Г. Каратыгин, у к-рого Г. обучался в Петрограде в 1912-16. Учился по кл. фп. в Петроградской конс. у Н. Н. Позняковской. Окончил ф-т истории музыки Рос. ин-та истории иск-в (1922), где занимался у А. В. Преображенского, М. О. Штейнберга и Б. В. Асафьева, во многом определившего направление науч. исканий Г. Преподавал историю музыки в муз. техникумах Ленинграда, с 1931 - в Ленингр. конс. (с 1935 - проф., с 1936 - зав. кафедрой всеобщей истории музыки), в 1941-62 - в Моск. конс. (с 1943 - зав. кафедрой всеобщей истории музыки). Создал науч. школу, среди учеников - Ю. М. Хохлов, П. А. Вульфиус, Е. М. Орлова, Н. С. Николаева и др. Д-р иск-ведения (1947). В работах 20-х и 30-х гг. не избежал нек-рого влияния вульгарно-социологич. методологии. Автор капитального многотомного труда "История муз. культуры" (1941-59), охватывающего период от древнейших времен до нач. 16 в., а также др. книг и мн. статей.

Соч.: Проблема муз. воплощения // "De Musica". Пг., 1923; Установка музыкально-художеств. понятий в социально-экономич. плоскости // "De Musica". Л., 1925. Вып. 1.

Грузинский стиль

ГРУЗИ́НСКИЙ СТИЛЬ - неточный термин, встречающийся в непрофессиональных переводах с англ. языка. Грузия по-английски - Georgia (т. е. страна Св. Георгия), но англ. Georgian style означает "стиль королей Георгов" (см. Георгианский стиль), т. е. классицизм 18 в.

Грумм-Гржимайло Григ. Еф.

ГРУММ-ГРЖИМА́ЙЛО Григ. Еф. (1860-1936) - географ, востоковед, зоолог, исследователь Ср. и Центр. Азии. Вице-през. ГО СССР (1920-31), поч. чл. Географич. об-ва (с 1910). Род. в Петербурге. Окончил Петерб. ун-т (1884). В 1884-87 путешествовал в горной Бухаре, по Алтаю, Памиру, в Кашгарских горах, на Тянь-Шане. Результатом 4-летних иссл. явились работы "Очерк Припамирских стран" (1886), "Памир и его лепидоптерологич. фауна" (1890) и др. В 1886 путешествовал по Ср. Уралу. В 1889-90 возглавил эксп., организов. РГО в Центр. Азию, во время к-рой изучал Вост. Тянь-Шань, Джунгарию, Бэй-Шань, Нянь-Шань, Гоби ("Описание путешествия в Зап. Китай", 3 тт. 1896-1907, где дана также ист.-этнографич. характеристика исследованных обл.). Собрал богатейшие ботанич. и зоологич. коллекции. За эту эксп. РГО присудило Г.-Г. премию им. Н. М. Пржевальского (1891), а Парижская академия - премию им. П. А. Чихачева (1893). В 1903 путешествовал по Зап. Монголии и Туве, в 1908 - по Д. Востоку, в 1911 - по Туркмении, в 1912 - по Закавказью, в 1914 - по Сибири и Туве. Автор б. 200 работ, в т. ч. капитальной монографии "Зап. Монголия и Урянхайский край" в 4 кн. (т. 1-3, 1914-30). За первый том труда Г.-Г. присуждена премия им. А. А. Тилло РГО (1915). В нач. 30-х гг. Г.-Г. подвергся беспощадным идеологич. проработкам, поводом для нападок служили нек-рые положения его дорев. работ (напр., гипотеза Г.-Г. о присутствии в древнейшей Центр. Азии европеоидного "белого" антропологич. компонента - что теперь подтверждено археологически - использовалась для обвинений его в расизме). Г.-Г. был отправлен на пенсию и лишен возможности продолжать активную науч. деят-ность. Удостоен Серебр. медали РГО (1886) и Константиновской медали (1907). Именем Г.-Г. наз. ледник на Памире, перевал в горах Сихотэ-Алиня, один из ледников массива Богдо-Ола.

Грунт

ГРУНТ (в живописи) (нем. Grund - основа) - промежуточный слой, связующий основу (холст, дерево, картон и т. д.) и красочный слой худож. произв. Г. по составу компонентов делятся на меловые, гипсовые, известковые, а по характеру связующих - на клеевые, масляные, эмульсионные. Первое употребление Г. под живопись приписывают греч. живописцу Кратону. Г. бывают белые и цветные. Белыми Г. пользовались неск. столетий рус., визант., ранние итал., старые нем. художники, англ. портретисты и т. д. С сер. 16 в. получают распространение цветные (темные) Г. По белому Г. пишут обычно прозрачными красками. Цветные Г. удобны для корпусного письма. Г. могут быть одно- и многослойными. В кон. 19 в. появились фабричные масляные Г. и тогда же - рецепты эмульсионных клеемасляных Г., распространенных в 20 в. Для др.-рус. станковой живописи характерно использование белого клеевого Г. независимо от худож. школы (вплоть до 17 в.). Рус. художники использовали преим. темные Г., для 20 в. характерно применение разнообр. Г.

Лит.: Киплик Д. И. Техника живописи. М., Л., 1950; Гренберг Ю. И. Технология станковой живописи. М., 1982.

Группа 13

ГРУ́ППА 13 - объединение моск. художников, преим. графиков (1929-31), получило назв. по числу участников, объединенных близостью худож.-стилистич. задач в обл. рисунка и общностью мировосприятия. Организаторы - Н. В. Кузьмин и В. А. Милашевский. В состав входили Д. Д. Бурлюк, А. Д. Древин, Т. А. Маврина, Н. А. Удальцова и др.

Лит.: Художники группы "Тринадцать". Из истории художеств. жизни 1920-1930-х гг. / Автор и сост. вступ. ст. М. А. Немировская. М., 1986.

Грушевки

ГРУ́ШЕВКИ - см. Колокольчики.

"Грядущее"

"ГРЯДУ́ЩЕЕ" - пролетарский лит.-худож. журнал, выходил в Петрограде в 1918-21, орган Петроградск. пролеткульта. В редколлегию входили А. Маширов-Самобытник, И. Садофьев, В. Кириллов, П. Арский. Первый номер выпущен Союзом рабочих писателей под назв. "Иск-во и социализм", последние номера изд. Пролеткультом. Своей задачей журнал считал выявление пролет. творч. сил. В теоретич. отделе, где разрабатывались проблемы построения новой пролет. культуры, в резкой форме отрицались классич. наследие и преемственность традиций (ст. Ф. Калинина и П. Бессалько). В "Г." сотрудничали поэты М. Герасимов, В. Казин, А. Гастев, прозаики Вс. Иванов, А. Чапыгин, В. Шишков и др.

Гуашь

ГУА́ШЬ (итал. guazzo, франц. gouache - водяная краска) - краска, основу к-рой составляют тонко растертые пигменты с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и т. п.) и примесью белил, а также произв. иск-ва, выполненные этими красками. Г. отличают от акварели бархатистость, плотность и матовость тонов. Г. обладает большими декоративными возможностями. Г. широко применялась в ср. века в странах Европы и Азии (книжная миниатюра и т. д.). Как самостоят. технику в России Г. используют в 18 - нач. 19 в. (Ф. Толстой и др.). В кон. 19 - нач. 20 в. техника Г. в России достигает высокого уровня (В. Серов, А. Головин и мн. др).

Лит.: Киплик Д. И. Техника живописи. М., Л., 1950; Виннер А. В. Мат-лы живописи. М., 1954.

Губа Вл. Петр.

ГУБА́ Вл. Петр. (род. 1938) - композитор. Окончил в 1979 Киев. конс. (кл. Б. Н. Лятошинского). Первая работа в кино - ф. "Двое" (1964, реж. Л. М. Осыка). Киномузыку Г. отличает синтез разл. пластов укр. фольклора с совр. средствами муз. выразительности. Написал муз. б. чем к 70 ф., в т. ч. к эпич. или остро драматич. психол. лентам реж. Л. М. Осыки, посв. трагич. периодам в жизни укр. народа ("Каменный крест", 1968, "Захар Беркут", 1972, "Тревожный месяц вересень", 1977). Тяготеет к лейтмотивной муз. драматургии, соотнося муз. ряд с этапами развития реж. идеи. Широко применяет возможности тембра, оркестровки как средства развития муз. тем. Работает также в науч.-попул. и мультипликац. кино. Автор музыки к ф. "Всюду есть небо" (1967, реж. Н. П. Мащенко), "Каштанка" (т/ф, 1976, реж. Р. П. Балаян), "Белый башлык" (1975, реж. В. А. Савельев), "Бирюк" (1978, реж. Р. Г. Балаян), "Подарок на именины" (1991, реж. Л. М. Осыка) и др.

Губайдуллина София Асгатовна

ГУБАЙДУ́ЛЛИНА София Асгатовна (род. 1931) - композитор. Окончила Казанское муз. уч-ще по кл. фп. (1945) и Казанскую конс. (по фп. у Г. М. Коган, по композиции у А. К. Лемана), Моск. конс. по композиции у Н. И. Пейко (1959) и аспирантуру у В. Я. Шебалина (1962). В 70-х гг. наряду с А. Шнитке и Э. Денисовым - одна из видных представителей отечеств. муз. авангарда. Существенный компонент муз. языка соч. Г. - сонористика (серия соч. для ударных "Соната", "Музыка для клавесина и ударных", "Шум и тишина", "Юбиляции", "В начале был ритм"). Осн. тема творчества Г. - христианство в филос. осмыслении евангельской символики с позиций православия (Концерт для фп., флейты, фагота и камерного оркестра - Introitus, 1978), "На кресте" - для органа и виолончели (1979), "Сад радости и печали" - для флейты, альта и арфы (1979), "Радуйся" - соната для скрипки и виолончели (1981), "Семь слов" - партита для виолончели, баяна и струнного оркестра (1982). Г. также автор Скрипичного концерта "Offetorium" (1982), написанного на тему короля Фридриха Великого из "Муз. приношения" Баха, кантаты "Perception" для сопрано, баса и семи струнных инструментов (1983) и Симфонии "Stimmen… Verstummen" (1986), включающей эл-ты сценич. действа.

Лит.: Холопова В. Н., Рестаньо Э. Софья Губайдуллина. М., 1996.

Губенко Ник. Ник

ГУБЕ́НКО Ник. Ник. (род. 1941) - актер т-ра и кино, кинореж., сценарист, полит. деятель. Был рабочим сцены, актером вспомогат. состава Одесского т-ра юного зрителя (с 1958). В 1964 окончил актерский, а в 1970 режиссерский (мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой) ф-ты ВГИКа. Дебютировал как киноактер в роли Коли Фокина в ф. реж. М. Хуциева "Мне 20 лет" ("Застава Ильича", 1965). Последующие роли Г. показали его умение сочетать внешний контур образа и манеру поведения героя с постижением внутренних особенностей личности: Петя-дачник ("Последний жулик", 1967), Яша Барончик ("Первый курьер", 1968), Криворучко ("Подранки", 1976). С 1970 реж.-пост. к/ст "Мосфильм". Важнейшие реж. работы: "Пришел солдат с фронта" (по С. П. Антонову, 1972), правдиво показывающая жизнь послевоенной деревни, "Подранки" (1976, сценарий Г., гл. приз Всесоюзн. кинофестиваля, 1978), "Из жизни отдыхающих" (1980), "И жизнь, и слезы, и любовь" (1984, приз и диплом XVIII Всесоюзн. кинофестиваля и премия за лучшую режиссуру на Межд. фестивале кино, TV и видео в Рио-де-Жанейро), "Запретная зона" (1988).

Став после смерти А. Эфроса гл. реж. Театра на Таганке (1987), Г. способствовал возвращению в страну и в театр Ю. Любимова, а в 1989 торжеств. передал ему театр. Однако вскоре разразился конфликт, приведший к расколу труппы. Г. возглавил "Содружество актеров Таганки".

В начале 1990 Г. становится активным политиком левой ориентации. В 1989-92 - министр культуры. С 1996 - депутат Гос. думы от КПРФ, зам. пред. К-та по культуре.

Лит.: Аннинский Л. "Не верь войне, мальчишка..." // Кинематограф молодых. М., 1979; Богомолов Ю. Николай Губенко: Дар перевоплощения // Моск. новости. 27.07.1997.

Н. Н. Губенко

Н. Н. Губенко

Губер Эд. Ив

ГУ́БЕР Эд. Ив. (1814-47) - поэт, переводчик, журналист. Сын пастора. Окончил Саратовскую г-зию (1824-31) и Петерб. ин-т корпуса путей сообщения (1832-34), до 1839 служил воен. инженером, в 1839-42 - в Канцелярии главноуправляющего путей сообщения. В печати дебютировал в 1831. Поэзия Г. с характерными для нее мотивами разочарования, отчаяния, повышенной экспрессивностью - типичное проявление романтизма 1830-40-х гг. (сб. "Стихотворения", 1845; демонич. и богоборч. темы в поэме "Прометей", 1845). Г. впервые перевел на рус. яз. 1-ю часть "Фауста" И. В. Гете (опубл. 1838). Выступал критик и историк лит-ры. В 1840-42, 1846-47 пост. сотр. "Б-ки для чтения", а с 1847 - и "Санкт-Петербургских ведомостей".

Губернатор

ГУБЕРНА́ТОР - 1) В дорев. России - начальник вверенной губернии. Должность Г. учреждена Петром I в 1708, объединяла в себе адм., судеб. и воен. власть. Г. назначались из высш. слоев дворянства. Наставление 21 апр. 1764 представляло Г. как главу и хозяина губернии. При Екатерине II после крест. войны 1773-75 власть Г. была усилена, в 1775 издано "Учреждение для управления губерний". Г. подчинялись непосредственно императору, возглавляли губ. правление и др. органы управления губернией. С 1801 в нек-рые пограничные губернии, напр. Киевскую, Литовскую и др., стали назначать военных Г. По Наказу 1837 Г. признавались представителями верх. власти на местах. После 1857 обязанности гражд. и воен. Г. реально не различались. Земское положение 1864 предоставило Г. надзор за земским самоуправлением, земское положение 1890 дало им право вмешательства в земские дела. Положение о земских участковых начальниках предоставило Г. роль пред. губ. присутствия. Положение К-та министров от 22 июля 1866 предоставило Г. право общей и внезапной ревизии в гражд. ведомствах, право влиять на назначение чиновников гражд. ведомств, право пресечения деят-ности клубов, собраний и др. Положение Кабинета министров от 13 июля 1876 давало Г. право издавать обязат. постановления. Положение 1881 об усиленной охране дало Г. обширную карательную власть. По отношению к воен. чинам должнось Г. ставилась ниже нач. дивизии. После Февр. рев-ции 1917 вместо Г. назначался комиссар Врем. пр-ва. 2) В совр. гос-вах - высш. должностное лицо, возглавляющее адм. терр. или федерат. единицы. Во Франции должность Г. как представителя королевской власти введена в 16 в. и просуществовала до Вел. Франц. рев-ции кон. 18 в. В дальнейшем во Франции и в Великобритании Г. наз. высших чиновников в колониях. В США и странах Лат. Америки Г. - глава пр-ва в каждом из штатов. В Бельгии, Испании и нек-рых др. странах (в. т. ч. России после 1991) Г. - высшее должностное лицо высш. терр.-адм. единицы (провинции, департамента, губернии).

Губерния

ГУБЕ́РНИЯ - осн. единица адм.-терр. деления России 18 - нач. 20 в. Г. образованы указом Петра I от 18 дек. 1708, разделившим всю страну на 8 Г.; впоследствии при самом Петре I и при его ближайших преемниках число Г. неуклонно возрастало (к 70-м гг. 18 в. Россия разделялась уже на 23 Г.), а орг-ция губ. управления неоднократно претерпевала значит. изменения. Губ. реформа Екатерины II (1775) разделила страну на 50 Г. (наместничеств) с таким расчетом, чтобы на каждую приходилось от 300 до 400 тыс. ревизских душ. В Г. создана развитая система бюрократии и сословных учреждений, выполнявших адм. и суд. функции. Г. делились на уезды, на терр. к-рых проживало от 20 до 30 тыс. ревизских душ. В 19 в. за счет сокращения размеров ранее образованных Г. и присоединения к империи новых земель кол-во Г. продолжало увеличиваться. К нач. 20 в. их было уже 97. Главой губ. администрации являлся губернатор, к-рый управлял подведомственной ему терр. с помощью губ. правления, разл. к-тов, комиссий и присутствий. После создания в 1802 министерств Г. фактически оказались подчиненными Мин-ву внутр. дел. Нек-рые Г. (преим. на окраинах) объединялись в б. крупные адм.-террит. единицы - наместничества и генерал-губернаторства, возглавлявшиеся соответственно наместниками или генерал-губернаторами. В результате реформ 60-70-х гг. 19 в. во мн. Г. и уездах были созданы органы самоуправления (губ. и уездные земства). Февр. рев-ция внесла значит. изменения в устройство местной, в т. ч. губернской, администрации, однако мн. звенья последней продолжали существовать в прежнем виде. Старый аппарат управления на местах сломан полностью лишь в результате Окт. рев-ции. Деление страны на Г. сохранялось до кон. 1920-х гг.

Губернские учёные архивные комиссии

ГУБЕ́РНСКИЕ УЧЁНЫЕ АРХИ́ВНЫЕ КОМИ́ССИИ - местные архивные учреждения, являвшиеся одновременно местными ист. об-вами. Созданы в процессе орг-ции архивного дела в России на осн. "Положения о губ. ист. архивах и ученых архивных комиссиях" от 13 апр. 1884. Первые ГУАК созданы в Рязани, Тамбове, Твери и Орле. Гл. задачей комиссий являлась орг-ция местных архивов. ГУАК издавала "Труды", "Известия", "Сборники", содержавшие богатый ист. мат-л, описи и обзоры архивов, родословные, биографии местных уроженцев, путеводители и др. Упразднены в нач. 1920-х гг. в ходе проведения архивной реформы.

Лит.: Самешенко В. Н. История архивного дела в дорев. России. М., 1984.

Гудзенко Сем. Петр.

ГУДЗЕ́НКО Сем. Петр. (1922-53) - поэт. Начал писать стихи с 15 лет. По окончании десятилетки переехал в Москву, где в 1939 поступил в ИФЛИ. В июле 1941 добровольцем ушел на фронт, был рядовым, бойцом парашютно-десантной части, после ранения - в красноармейской фронтовой печати; вместе с войсками 2-го Укр. фронта участвовал в освобождении Венгрии, Чехословакии. Первая кн. стихов Г. "Однополчане" (1944). Тема войны и фронтового братства - в сб. "После марша" (1947), "Битва" (1948). Результат многочисл. поездок по стране и послевоен. впечатлений - в кн. "Закарпатские стихи" (1948) и поэме "Дальний гарнизон" (1950). В 1962 изданы "Армейские записные книжки" Г.

С. П. Гудзенко

С. П. Гудзенко

Гуканье

ГУ́КАНЬЕ - протяжный возглас ("гу!", "ау", "у-у-у"), ритуальный по своей природе, к-рым завершаются стихи и строфы нек-рых обрядовых песен (чаще веснянок, также купальских, жнивных). Восклицание характеризуется скачком на октаву и сверх октавы или долгим глиссандо до квинты и более. Особый эффект от Г. возникал, когда группы исполнителей располагались в разных концах деревни либо за деревней - на берегу реки, на опушке леса, на возвыш. местах: они перекликались веснянками; когда одна группа кончала, другая подхватывала, и Г. непрерывно разносилось, словно эхо, по обширному пространству. Г. наз. также лепет младенца.

Гулак-Артемовский Сем. Степ

ГУЛА́К-АРТЕМО́ВСКИЙ Сем. Степ. (1813-73) - композитор, певец, актер, драматург. Учился в Киевской дух. семинарии, пел в церковных хорах. В 1838 в числе др. певчих был отобран Глинкой для Придворной певч. капеллы. Готовился к выступлению на оперной сцене сначала в России (под рук-вом Глинки), затем в Италии. В 1841 дебютировал в Оперном т-ре (Флоренция). В 1842-64 - солист оперы в Петербурге, в 1864-65 - солист Большого т-ра (Москва).

Автор ряда песен, романсов, в т. ч. на стихи Т. Г. Шевченко, другом к-рого Г.-А. был в течение ряда лет, а также музыки к водевилям ("Ночь накануне Иванова дня", 1852), драматич. спектаклям ("Кораблекрушители", 1853) и проч. Самое известное соч. Г.-А. - опера "Запорожец за Дунаем", созд. на собств. либретто (1863), в к-рой композитор воссоздает национальный колорит, используя материал украин. нар. песен.

Лит.: Кауфман Л. С. С. С. Гулак-Артемовский. М., 1973.

Гуль Ром. Бор.

ГУЛЬ Ром. Бор. (1896-1986) - писатель, журналист. Сын юриста, пензенского домовладельца, помещика Саранского уезда. Г. окончил классич. г-зию, два года проучился на юрид. ф-те Моск. ун-та (его увлек курс И. А. Ильина). В 1914 мобилизован, окончил Моск. офицерскую школу, был определен в Пензенский зап. полк; весной 1917 воевал на Юго-Зап. фронте. Вступил в Добровольч. армию, солидаризируясь с ее лозунгом созыва Учредительного собрания. В составе корниловского ударного полка проделал Ледяной поход. Разочаровался в войне, после ранения вышел из армии, поселился в Киеве. Нем. адм. вывезла пленного Г. в Германию. В лагере Г. написал "Ледяной поход (с Корниловым)". Осн. мысль - о тяжелой бессмыслице гражд. войны, о неоправданной жестокости с обеих сторон. Книги Г. сочувственно встретили М. Горький, А. Белый, отрицательно - в эмиграции и в России. В Берлине Г. сотрудничал в периодич. изд., писал худож. прозу и ст. по лит-ре. В Берлине им написаны: "Генерал БО" (о Савинкове и Азефе), "Тухачевский", "Красные маршалы". В 1922-24 участвовал в "сменовеховской" газете "Накануне", разделяя иллюзии движения. Крах "сменовеховства" сделал Г. врагом большевизма. В июне 1933 Г. арестовали гитлеровцы. Результатом стала кн. "Ораниенбург. Что я видел в гитлеровском концентрационном лагере" (1937). В 1933-38 жил в Париже, сотрудничал в эмигрант. печати (ж. "Последние новости", "Совр. записки", "Иллюстрированная Россия", др.). Окончил кн. по истории большевист. террора - "Дзержинский" (1936). В годы 2-й мир. войны крестьянствовал. После окончания войны написал автобиогр. ром. "Конь рыжий". В 1949 помог "невозвращенцу" В. А. Кравченко, автору кн. "Я выбрал свободу", провести защиту в процессе по обвинению его в дезинформации о сов. действительности. С 1956 в США. Издавал ж. "Народная правда", был ред. "Нового журнала". Работал гл. ред. нью-йоркского отдела радиостанции "Свобода".

Р. Б. Гуль

Р. Б. Гуль

Гуляев Вад. Ник

ГУЛЯ́ЕВ Вад. Ник. (род. 1947) - артист балета. Окончил Ленигр. хореографич. уч-ще в 1966 (кл. Н. Зубковского). В 1966-89 артист т-ра им. Кирова. Первый исполнитель партий: Ромео ("Ромео и Юлия"), Адам ("Сотворение мира"), Юноша ("Горянка"), Ржевский ("Гусарская баллада"), Андрес ("Фея Рондских гор"), Хлестаков ("Ревизор"), Автандил ("Витязь в тигровой шкуре"), Тиль Уленшпигель ("Тиль Уленшпигель"), Пушкин ("Пушкин"). Среди ролей: Принц ("Золушка"), Принц ("Зачарованный принц"), Юноша ("Шопениана"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Осман ("Горянка"), Квазимодо ("Собор Парижской богоматери"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Альберт ("Жизель"), Базиль ("Дон-Кихот"). Гибкий, пластичный танцовщик, тонко чувствующий стиль. Наиб. удачи Г. - в совр. хореографии. Постоянно выступал в творч. дуэте с Н. Большаковой, в т. ч. с творч. вечерами из миниатюр К. Голейзовского, Л. Якобсона, Д. Брянцева, Л. Лебедева, М. Бежара. В 1987 Г. окончил балетмейстерское отделение Ленингр. конс. (кл. О. Виноградова), с 1989 преподает в Японии.

Гуляй-Город

ГУЛЯ́Й-ГО́РОД - в 16-17 вв. на Руси подвижное укрепление, составл. из дерев. щитов на колесах и полозьях, иногда в неск. ярусов. В Зап. Европе ему соответствовал вагенбург, широко применявшийся в ср.-век. войнах. Внутри Г.-Г. располагались воины и орудия. Г.-Г. использовался как в полевой войне, так и при осаде крепостей. Выразит. описание Г.-Г. - во "Временнике" дьяка Ивана Тимофеева (нач. 17 в.)

Гуменник

ГУМЕ́ННИК (гуменный) - в традиц. нар. верованиях дух гумна. Связан с огнем, обладает злобным характером. Мстит нерадивому хозяину тем, что поджигает гумно. В новогодних гаданиях судили о будущей жизни по тому, какие звуки издает Г.

Гумилёв Лев Ник

ГУМИЛЁВ Лев Ник. (1912-92) - историк, географ. Сын Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. В 1934 поступил на ист. фак-т Ленинградского ун-та. Неоднократно арестовывался органами ОГПУ. В 1938 осужден на 5 лет лагерей. В 1944 уходит на фронт. После демобилизации экстерном сдает экзамены и получает университетский диплом, в 1948 защищает канд. дисс. "Подробная политич. ист. первого хазарского каганата". В 1949 последовал новый арест - до 1956.

Основной областью научных интересов Г. первоначально была история кочевых тюркских и монгольских народов. Еще в лагере Г. начал писать монографию "Хунну", опубликов. в 1960. В 1961 защитил докт. дисс. "Древние тюрки 6-8 вв." (издана в 1967). Далее последовали "Открытие Хазарии" (1965), "В поисках вымышленного царства" (1970), "Хунны в Китае" (1974). Рассчитанные не только на специалистов, но и на массового читателя книги были написаны ярко и увлекательно, знакомили с совершенно незнакомым ист. материалом.

В разных периодич. изданиях, начиная с середины 1960-х гг., Г. публикует статьи, посвященные проблемам связи этногенеза с природными условиями, в дальнейшем выступает с публичными лекциями. Широкую известность получила его статья "Этногенез и атмосфера" ("Природа", 1970, № 1-2), публикация к-рой обозначила расхождения Г. с офиц. наукой. В 1974 Г. защитил докт. дисс. по географии, к-рая, однако, не была утверждена тогда Всесоюзным аттестационным к-том (ВАК).

Большая книга Г. "Этногенез и биосфера Земли" не могла быть напечатана, однако была депонирована тремя выпусками в ВИНИТИ (Всесоюзный ин-т научно-технич. информации). Огромное кол-во заказов повлекло за собой запрет на копирование, но труд Г. продолжал расходиться и в самиздате. Лишь с началом перестройки он был напечатан большим тиражом. В 1989 вышла кн. "Древняя Русь и Великая Степь", а затем и др. книги, в т. ч. собр. сочинений.

В своей трактовке русской истории Г. близок к евразийству. Историки, однако, отмечают, что для его работ характерно пренебрежительное отношение к источникам, не согласующимся с его концепциями. Упрощенно-профаническое изложение взглядов Г. часто служит основой для публицистич. построений полумистич. свойства.

Гумилёв Ник. Степ

ГУМИЛЁВ Ник. Степ. (1886-1921) - поэт, прозаик, драматург, переводчик, теоретик иск-ва. Род. в Кронштадте в семье мор. врача. Первые стихи опубликовал в 1902, во время учебы в тифлисской г-зии; в 1905, будучи учеником выпускного класса Николаевской царскосельской г-зии, издал сб. стихов "Путь конкистадоров". С 1906 жил в Париже, издавал ж. "Сириус", переписывался с В. Я. Брюсовым, к-рого считал своим учителем, печатался в "Весах". В 1908 изд. сб. "Романтические цветы" и возвращается в Россию. Заводит многочисл. лит. знакомства, посещает собр. на "башне" Вяч. И. Иванова, печатает прозу и крит. ст. в газ. "Русская мысль"; поступает на романо-герм. отделение Петерб. ун-та. В 1909 принимает активное участие в создании ж. "Аполлон", где становится зав. лит. отделом, участвует в деят-ности "Об-ва ревнителей худож. слова". В 1910 женится на А. А. Горенко (Ахматовой); в этом же году выходит сб. Г. "Жемчуга". В раннем творчестве тяготел к символизму (хотя и отвергал эстетич. концепции младших символистов). Особ. успех у современников имели стих. Г. на экзотич. темы ("Озеро Чад" и др.); в послед. творчестве Г. экзотика займет значит. место (поэма "Мик", сб. "Шатер"). Г. совершил неск. путешествий в Африку в 1908-13, последнее - в качестве нач. этнографич. эксп. АН. В нач. 10-х гг. Г. отходит от символизма, организует "Цех поэтов", а в 1912 возглавляет группу акмеистов, участвует в создании ж. "Гиперборей". Во время 1-й мир. войны Г. - кавалерийский разведчик, награжден двумя Георгиевскими крестами. С июня 1917 в Париже, в распоряжении нач. рус. экспедиц. корпуса. В 1915 выходит сб. "Колчан". В 1918 возвращается в Россию, издает сб. "Костер" и "Фарфоровый павильон"; разводится с Ахматовой и женится на А. Н. Энгельгардт. Активно включается в лит. жизнь: входит в ред. "Всемирной литры", возобновляет "Цех поэтов", ведет занятия в многочисл. кружках и студиях. В 1921 Г. избран пред. Петрогр. отделения "Союза Поэтов". В авг. того же года Г. арестован по обвинению в участии в контррев. заговоре и расстрелян без суда. Место погребения неизвестно. Последний стих. сб. Г. - "Огненный столп" вышел уже после его смерти. В позднем творчестве Г. утверждаются гуманистич. идеалы и традиции рус. классич. лит-ры 19 в.; вместе с тем Г. обновляет старые формы реализма, предвосхищая в нек-рых произв. ("Заблудившийся трамвай", "У цыган") поэтику сюрреализма. Творчество Г. оказало огромное влияние на рус. поэзию - как на сов. (Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий, В. М. Саянов и др.), так и рус. зарубежья (Г. В. Иванов, Г. В. Адамович, И. В. Одоевцева и др.). С нач. 30-х гг. имя Г. как "контрреволюционера" было вычеркнуто из офиц. истории лит-ры, с 1986 наследие поэта получило право на легальное существование.

Н. С. Гумилёв

Н. С. Гумилёв

Гумно

ГУМНО́ - место, куда свозят убранный хлеб и где его молотят. Обычно расположено на задворках рядом с овином, где хлеб сушится. Посреди Г. устраивается ток. Считалось, что хозяином Г. является гуменник. Г. - одно из мест обитания нечистой силы. Гадание в полночь у Г. считалось самым "сильным".

Гурвич Ал-др Гаврилович

ГУ́РВИЧ Ал-др Гаврилович (1874-1954) - биолог, создатель термина "биологич. поле". Окончил Мюнхенский ун-т в 1897, до 1906 работал в Страсбурге и Берне. В 1907-18 - проф. Высших жен. курсов в Петербурге, в 1918-24 - ун-та в Симферополе, в 1924-29 - Моск. ун-та. В 1930-45 работал во Всесоюзном ин-те эксперимент, медицины, в 1945-48 - дир. Ин-та эксперимент. биологии Академии медицинских наук СССР.

Автор трудов по цитологии, эмбриологии, биофизике, теоретич. биологии. В 1912-22 впервые ввел в эмбриологию понятие морфогенетич. (биологич.) поля, позднее разрабатывал его теорию с целью объяснить характер и направленность развития организмов. В 1923 открыл митогенетич. лучи - сверхслабое ультрафиолетовое излучение живых тканей, стимулирующее деление клеток (митоз) посредством цепных химич. реакций. Гос. премия (1941).

Понятие биологич. поля, введенное Г., вошло в мировую биологию уже в 1920-х гг. В совр. понимании это - принцип описания биологич. системы, поведение частей к-рой определяется их положением в ней. С 1960-70-х гг. выражение "биополе" вошло в культурный обиход с широким значением фактора воздействия организмов друг на друга.

Соч.: Теория биологического поля. М., 1944.

Лит.: Александр Гаврилович Гурвич. [Сборник]. М., 1970 [с библ.].

Гуревич Арон Вл

ГУРЕ́ВИЧ Арон Вл. (1876-1902) - философ и социолог. После окончания моск. г-зии учился на филос. ф-те в Берлине, а через неск. семестров переехал в Цюрих к Р. Авенариусу. В 90-е гг. находился под сильным влиянием П. Лаврова (встречался с ним в Париже) и Г. Зиммеля. Гносеологич. и социологич. статьи этих лет позднее печатались в "Вопросах философии и психологии" и др. журн. В дальнейшем, под влиянием Ф. Ницше, к-рое особенно чувствуется в его докт. дисс. "К истории понятия уважения и теории нравственных чувств", и А. Бергсона (его идеи Г. стал пропагандировать еще тогда, когда Бергсон не был известен за пределами Франции), мировоззрение Г. меняется, он испытывает разочарование в позитивизме и критицизме. У Г. складывается своеобр. религ.-мистич. доктрина, изложенная, однако, эскизно, в черновых записках. Г. был одним из первых, кто самостоятельно прошел путь умств. трансформации (позитивизм - неокантианство - мистицизм), общий для мн. рос. идеалистов нач. 20 в. "Уже одно это дает ему право быть отмеченным в истории русской мысли" (С. Франк). После смерти Г. его публикации и черновики изд. в отд. томе.

Гуревич Люб. Як

ГУРЕ́ВИЧ Люб. Як. (1866-1940) - писательница, критик, историк театра, переводчик. Отец - Я. Г. Гуревич, ред. изв. в России ж. "Русская школа", дир. знаменитой г-зии. Окончила Высшие жен. (Бестужевские) курсы (1888). В 1891-98 - ред.-изд. ж. "Северный вестник", сыгравшего большую роль в становлении рус. символизма; здесь же печатались проза, ст. о лит-ре и т-ре самой Г. Осн. ист.-лит. и критич. работы Г. собраны в сб. "Лит-ра и эстетика" (1912). С 1890-х гг. занималась гл. обр. театроведением. Была сторонницей и пропагандистом Моск. худож. т-ра и эстетики К. Станиславского. Редактировала книги Станиславского, в т. ч. "Моя жизнь в иск-ве", написала восп. о нем. Автор кн. "Творчество актера" (1927), "История рус. театрального быта" (1939). Перевела "Дневник" М. Башкирцевой, "Стихотворения в прозе" Ш. Бодлера, произв. Г. Мопассана, А. Франса.

Гурилёв Ал-др Львович

ГУРИЛЁВ Ал-др Львович (1803-58) - композитор, скрипач, пианист, педагог. Выходец из семьи крепостных, получил вольную в 1831. Осн. жанр творчества - песни и романсы, широко распространенные и у профессионалов, и у любителей. Произв. Г. отличаются богатством настроений, яркой мелодичностью. Писал на стихи Лермонтова, Кольцова, Фета и др. Наиб. изв. романсы Г. - "Разлука" ("На заре туманной юности"), "И скучно, и грустно", "Однозвучно гремит колокольчик". Среди произв. др. жанров - вариации, вальсы, мазурки и др. фп. сочинения.

Г. занимался также собиранием и обработкой рус. муз. фольклора ("47 рус. нар. песен", предназнач. для бытового музицирования).

Лит.: Асафьев Б. В. Рус. музыка от нач. XIX столетия. Л., М., 1930. С. 56-104; Тынянова Е. К биографии Гурилева // Сов. музыка. 1946. № 9; Васина-Гроссман В. А. Рус. классич. романс XIX в. М., 1956; Алексеев А. Д. Рус. фортепианная музыка, от истоков до вершин творчества. М., 1963. С. 68-70.

Гурко Вл. Иос.

ГУ́РКО (ГУ́РКО-РОМЕ́ЙКО) Вл. Иос. (1795-1852) - военачальник, ген. от инфантерии (1851). Службу начал в 1810 в лейб-гвардии Семеновском полку, в составе к-рого участвовал в войнах с Наполеоном: командир 3-го егерского полка, нач. штаба 5-го пех. корпуса. В 1827 откомандирован в распоряжение И. Ф. Паскевича на Кавказ. За отличие при взятии Эривани и др. сражениях награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и получил чин ген.-майора. Участвовал в подавлении Польского восстания 1830-31, отличился при штурме Варшавы, удостоен орд. Св. Георгия 3-й степени. С 1842 командующий войсками на Кавк. линии. С 1845 - нач. штаба Отд. Кавк. корпуса, назначен нач. всех резервных и запасных войск армии и гвардии.

Гурко Иос. Вл

ГУ́РКО (ГУ́РКО-РОМЕ́ЙКО) Иос. Вл. (1828-1901) - военачальник, ген.-фельдм. (1894), ген.-адъютант (1877). Воспитывался в Пажеском корпусе, службу начал в 1846 корнетом в лейб-гвардии Гусарском полку. В 1862 зачислен в Свиту Е. И. В. С 1866 ком. 4-го гусарского Мариупольского полка. С 1875 командует 2-й гв. Кавалер. дивизией. Участник рус.-тур. войны 1877-78: в начале кампании - нач. передового отряда, овладел Тырновым перевалом, затем взял Казанлык и Шипку. Перейдя Малые Балканы, рос. части под командованием Г. нанесли туркам ряд поражений. В операциях под Плевной Г. командовал кавалерией Зап. отряда и всей гвардией, один из инициаторов похода через Балканы, к-рый проходил в очень сложных погодных и боевых условиях. Спустившись в Софийскую долину, отряд Г. одержал победы в неск. столкновениях с войсками Сулеймана-паши. За отличия Г. удостоен Георгия 2-й степени. В 1879-80 петерб. ген.-губернатор, в 1882-83 - врем. одесский ген.-губернатор и нач. Одесского ВО. В 1883-94 командовал Варшавским ВО и варшавский ген.-губернатор (проводил политику русификации края). С 1894 в отставке.

Гуро Ел. Генриховна

ГУРО́ Ел. Генриховна (1877-1913) - поэт, прозаик, художник. Род. в Петербурге в семье военного. В 1890 поступила в рисовальную школу Об-ва поощрения художников. Худож. образование продолжила в мастерской Я. Ф. Ционглинского в 1903-05, где встретилась с М. В. Матюшиным, к-рый стал ее мужем и единомышленником. В 1905 Г. и Матюшин перешли в школу Е. Н. Званцевой, где занимались у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского, в 1910 образовали худож. об-во "Союз молодежи". Персональные выставки Г. прошли уже после ее смерти (в 1913-14 и 1919). Как литератор Г. дебютировала в 1905 в "Сб. молодых писателей" (рассказ "Ранняя весна"). Первая кн. стихов, рассказов и пьес Г. "Шарманка", иллюстриров., как и все послед. публикации, самой Г., вышла в 1909. Тогда же Г. знакомится с литераторами - символистами и будущими кубофутуристами. Вместе с мужем Г. принимает активное участие в организац. и теоретич. оформлении кубофутуризма, сотрудничает в сб. "Садок судей", "Союз молодежи". В 1914 опубл. кн. Г. "Небесные верблюжата", в к-рой воплотился созданный ею миф о жизни и смерти несуществовавшего сына. Творчество Г. во многом обособлено от поэзии кубофутуристов, несмотря на то, что она была одним из идеологов движения. Характерное для футуристов стремление к синтезу видов иск-ва, стилей, форм и жанров, к поиску "нового" худож. языка сочетается в произв. Г. с импрессионистичностью, поиском утрач. "механистической" цивилизацией гармонии человека и мира, что приближает Г. к ее предшественникам - символистам.

Гурт

ГУРТ (нем. Gurt - пояс) - боковая поверхность, ребро монеты, к-рое соответственно оформлялось, чтобы предупредить злонамеренное обрезывание металла в процессе обращения. Гурчение - процесс нанесения знаков на ребро монеты в целях защиты ее от порчи и подделки. Состоянию Г. монеты, особенно серебр. и золотой, гос-во придает особ. значение. Характер Г. часто служит критерием подлинности, а его хорошее состояние - показателем степени сохранности монеты. Выпуклые надписи по Г. появились на краях серебр. монет (талеров) во Франции - в 1577, в Англии, Дании, Швеции - в 50-70-х гг. 17 в. В России с 1710 делались выпуклые гуртовые надписи, обозначавшие монетный двор и номинал, а также наносились узоры. С 1798 на Г. стали обозначать пробу металла, с 1810 - лигатурный вес, с 1886 - содержание в монете чистого серебра и инициалы монетных мастеров. С нач. 19 в. гуртовые надписи стали вдавленными. Сов. монеты достоинством в 1 руб. и 50 коп. 1961, не имевшие спец. оформленного Г., были через нек-рое время изъяты из обращения и заменены монетами с надписями на Г. В наст. время обработка Г. осуществляется только для различения номиналов или в декор. целях.

Гурченко Людм. Марк

ГУ́РЧЕНКО Людм. Марк. (род. 1935) - актриса. Закончила актерский ф-т ВГИКа в 1958. Начала сниматься в 1956: эпизодич. роль комсомолки-агитатора в ф. "Дорога", Таня Балашова в ф. "Сердце бьется вновь". Дебют Г. в кино - роль клубного работника Лены Крыловой в кинокомедии Э Рязанова "Карнавальная ночь" (1958), где раскрылся ее эстрадный дар, музыкальность, пластичность, неординарные вокальные данные, - принес Г. огромный успех и в то же время определил на годы судьбу Г. в кино: она получала приглашения в осн. на "муз." и характерные роли: Таня ("Девушка с гитарой", 1958), шансонетка Аграфена Заволжская ("Корона Российской империи", 1971), Ниниш ("Табачный капитан", т/ф, 1972), Лолита ("Цирк зажигает огни", 1972) и др. Ряд ролей этого периода, однако, обнаруживает мастерство быстрого и точного портретирования, углубленность психол. анализа: Соня ("Балтийское небо", 1960), Мария Плещеева ("Рабочий поселок", 1965), Соловьева ("Дорога на Рюбецаль", 1970), Глафира ("Открытая книга", 1975). Переломным для Г. стал ф. В. Трегубовича "Старые стены" (1975), где она сыграла гл. роль. Угадав за стереотипом деловой женщины человечность своей героини, обделенной простым житейским счастьем, Г. положила этой ролью начало целой галерее жен. характеров, отмеч. внутр. цельностью, душевной силой, скрытой за внеш. усталостью отчаянной верой в обязательность счастья. Лейтмотивом образов, созданных Г. во 2-й пол. 1970-80-х гг., становится тема ожидания и надежды: Ника ("Двадцать дней без войны", 1976), Тамара Васильевна ("Пять вечеров", 1978), Тая ("Сибириада", 1978), Люба ("Вторая попытка Виктора Крохина", 1978), Вера ("Вокзал для двоих", 1982), Лариса Юрьевна ("Полеты во сне и наяву", 1983). Таланту Г. свойственны разнообразие красок, эксцентричность и интуиция, стремление к новизне, броскость с точным ощущением границ собств. стиля, ироничность и искренность (гл. роль в ф. "Любимая женщина механика Гаврилова", 1981; эпизодич. роль в ф. "Познавая белый свет", 1978). Соединяя черты драм. актрисы и эстрадной "звезды", Г. и на эстраде (особенно телевизионной) выявила после своего "второго рождения" новый творч. диапазон ("Бенефис Людмилы Гурченко", видеоф., 1978; "Песни воен. лет", видеоф., 1980; "Любимые песни", видеоф., 1980). Среди др. ф.: "Роман и Франческа", "Гулящая", "Укротительница велосипедов", "Человек ниоткуда", "Женитьба Бальзаминова", "Строится мост", "Мой добрый папа", "Тень", "Дети Ванюшина", "Открытая книга", "Сентимен. роман", "Красавец-мужчина", "Обратная связь", "Рецепт ее молодости", "Любовь и голуби".

Соч.: Мое взрослое детство. М., 1982.

Лит.: Кичин В. Людмила Гурченко. М., 1987.

Л. М. Гурченко и О. В. Басилашвили в кинофильме "Вокзал для двоих"

Л. М. Гурченко и О. В. Басилашвили в кинофильме

Гурьев Дм. Ал-др.

ГУ́РЬЕВ Дм. Ал-др. (1751-1825) - граф (1819), гос. деятель, сенатор (1799), чл. Гос. совета (с 1810). С 1772 служил в гвардии, с 1786 при дворе. При создании мин-в (1802) назначен тов. (зам.) первого мин. финансов гр. А. И. Васильева, в 1806-25 мин. уделов, с 1810 мин. финансов; в период управления Г. Мин-вом финансов увеличены старые и введены новые налоги, прекратилась безудержная эмиссия ден. знаков и даже проведено изъятие из обращения части ассигнаций с целью повысить их курс. Однако ожидаемого результата эти меры не принесли. При Г. учреждены Гос. коммерч. банк (1817), Экспедиция заготовления гос. бумаг (1818), приняты новые внешнеторг. тарифы (1816, 1819 и 1822) и Соляной устав.

Г. был большим гурманом и знатоком кулинарного иск-ва (широко известен своим рецептом приготовления каши, получившей назв. "гурьевской").

Гусар

ГУСА́Р (польск. husar) - представитель одного из видов кавалерии. По венгерским законам один из 20 новобранцев должен был стать кавалеристом. Впервые наименование Г. появилось в Венгрии в 1458 как назв. особых конных отрядов дворянского ополчения, в 16 в. заимствовано поляками для наименования особых частей тяжелой дворянской конницы. Регулярные гусарские полки формировались в кон. 17 - нач. 18 в. во Франции, Австрии и Пруссии и использовались в качестве легкой конницы для действий в тылу и на флангах противника, ведения разведки и преследования. Сохраняли свое значение до сер. 19 в., к кон. 19 в. различия между отд. родами кавалерии стерлись, а назв. Г. оставалось по традиции в нек-рых армиях. В России отд. формирования частей Г. из иностранцев создавались с 1634 по образцу польск. Г. В нач. 18 в. формировались небольшие иррегулярные отряды Г. (в 1741-59 - полки) из сербов, молдаван, валахов и др. выходцев из соседних с Россией стран. В 1765 после ликвидации укр. Слободского казачьего войска созданы поселенные полки Г. из быв. казаков. В 1783-84 все полки Г. получили наименование легкоконных и превратились в регулярные. Наименование "Г." восстановлено в 90-х гг. 18 в. В 1825 существовало 14 полков Г. (1/3 всей кавалерии). В 1882 все армейские полки Г. были переименованы в драгунские. В 1907 восстановлено наименование полков Г., к-рых к 1917 существовало: 2 гвард. и 18 армейских. Г. имели особую форму: доломан - куртку со стоячим воротником и шнурами, ментик - короткую куртку, обшитую мехом, меховую шапку с султаном или кивер, чакчиры - рейтузы, расшитые шнуром, и низкие сапоги; вооружение: сабля, карабин, пистолеты. Г. в России существовали до 1917.

Гусары: 1 - рядовой Ахтырского гусарского полка, 1812-16; 2 - обер-офицер лейб-гвардии Гусарского полка, 1911

Гусары: 1 - рядовой Ахтырского гусарского полка, 1812-16; 2 - обер-офицер лейб-гвардии Гусарского полка, 1911

Гусев Викт. Мих.

ГУ́СЕВ Викт. Мих. (1909-44) - поэт, драматург. Род. в семье служащих. После школы поступил в студию Театра Революции, но с 1926 учился на Высших лит. курсах, после закрытия к-рых перешел в Моск. ун-т на ф-т лит-ры и иск-ва. Первое стих. "Волга" (1927) - в газ. "Молодой ленинец". Первая кн. стихов - "Поход вещей" (1929) и последующие сб. ("Герои едут в колхоз", 1931, "Слово бригадира", 1930, и др.) - отразили впечатления от поездок по стране, передавали господствующую в то время интонацию оптимизма, бодрости, героики и патетич. воодушевления. Эти настроения свойственны и пьесам в стихах: "Слава" (1936), "Дружба" (1938), "Весна в Москве" (1941), к-рые ставились во многих т-рах и самодеят. коллективами. Широкую известность получили ф. по киносценариям Г.: "Свинарка и пастух" (1941), "В шесть часов вечера после войны" (1944). Популярными стали песни на стихи Г.: "Полюшко-поле", "Были два друга" и др.

Гусев Петр Анд

ГУ́СЕВ Петр Анд. (1904-87) - артист и педагог балета, балетмейстер. Окончил Петрогр. театр. уч-ще в 1922 (кл. В. Пономарева). В 1922-35 артист Гос. академич. т-ра оперы и балета, в 1945-50 худож. рук. балета. Среди его ролей: Иван-царевич ("Жар-птица"), Амун ("Египетские ночи"), Люсьен ("Пахита"), Асак ("Ледяная дева"), Жером ("Пламя Парижа"), Молодой кули ("Красный мак"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Дезире ("Спящая красавица"). В 1932-35 также танцевал партии Франца ("Коппелия") и Петра ("Светлый ручей") в Малом оперном т-ре. В 1935-45 артист Большого т-ра, позже педагог и худож. рук. балета. Среди др. ролей: Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Жан де Бриен ("Раймонда), Абдерахман ("Раймонда"), Менерс ("Алые паруса"). Г.-танцовщик отличался смелостью, ловкостью, мужественностью, прежде всего в совр. хореографии. Выступления Г. в дуэте с О. Мунгаловой, позже с О. Лепешинской становились сенсацией, его называли "королем поддержки". В дальнейшем Г. ставил новые и восстанавливал старые балеты, активно способствовал новаторским исканиям отечеств. балета. Среди пост.: "Семь красавиц" (1951, комп. К. Караев, Баку). Г. руководил балетными коллективами Малого опер. т-ра (1960-62), Новосиб. т-ра оперы и балета (1962-66), ленингр. "Камерного балета" (1967-69). В 1958-60 педагог балетмейст. курсов в Китае, организует хореографич. уч-ще в Шанхае и Кантоне, классич. балет в Пекине, ставит первые кит. балеты, в к-рых совмещаются нац. и классич. танцы. В 1967-83 возглавлял балетмейст. отделение Ленингр. конс.

Гусев-Оренбургский Сер. Ив

ГУ́СЕВ-ОРЕНБУ́РГСКИЙ Сер. Ив. (наст. фамилия Гусев) (1867-1963) - писатель. Род. в купеч. семье. Окончил Уфимскую духовную семинарию, 6 лет работал деревен. священником. Писать начал под впечатлением творчества Г. Успенского. Ранние произв. Г.-О. продолжали традиции народнич. беллетристики. Рассказы "Миша", "Кахетинка", "Агасфер", "Пастырь добрый" свидетельствовали о глубоком знании жизни деревни. После снятия сана и разрыва с офиц. церковью Г.-О. посвятил себя лит-ре, сблизился с М. Горьким, стал чл. изд-ва "Знание". Наиб. значит. произв. Г.-О. - пов. "Страна отцов" (1905). Ее бунтующий герой, сбросивший духовный сан, полон сил и надежды на обновление жизни. Современники высоко оценили пов. "В глухом уезде" (1912). После Окт. рев-ции эмигрировал в Нью-Йорк. Наиб. значит. произв. позднего периода - ром. "Страна детей".

Гусевский хрустальный завод

ГУ́СЕВСКИЙ ХРУСТА́ЛЬНЫЙ ЗАВО́Д - завод в г. Гусь-Хрустальный Владимирской обл., основан специалистом в обл. стеклоделия А. В. Мальцевым. Выпуск продукции уже в течение первого года достиг 500 тыс. изделий из простого или цветного стекла (стаканы, штофы, рюмки, кувшины, графины и т. д.). Тогда же начали варить хрусталь, делая копии с богемских образцов. Позднее своеобразие форм и декора, любовь к растит. орнаменту и высокое качество изделий в целом обеспечивают ГХЗ успех на междунар. выставках. Опыт и мастерство на заводе передавались из поколения в поколение династиями рус. мастеров. К семейным династиям относятся Травкины, Зубановы, Разумеевы и пр. Начиная с 1910 завод начал производить прессованные изделия, кол-во и ассортимент к-рых расширялся после рев-ции. В 1940-50-х гг. худож. уровень во многом определялся общими тенденциями тоталитарной эпохи. В 1960-80-е гг. ГХЗ - крупнейшее предприятие страны по выпуску стеклянной посуды и изделий из хрусталя, общий выпуск составлял до 65 млн. штук изделий цветного и бесцветного, прессованного или прессованного с добавкой, выдувного, окраш. окислами редкозем. элементов и т. д. стекла. Традиции рус. стеклоделия поддерживают в кон. 20 в. талантливые мастера и художники - Курилов, Муратов, Рогов, Филатов, Корнеев, Пивоваров, Верин, Ибрагимов и др.

Лит.: Прокофьев Е. П. Гусевский хрустальный завод. Л., 1970; Казакова Л. В. Гусь-Хрустальный. М., 1973; Дулькина Т. И., Ашорина Н. А. Русская керамика и стекло 18-19 веков. М., 1978.

Гусли

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гутман Нат. Гр.

ГУ́ТМАН Нат. Гр. (род. 1942) - виолончелистка, педагог. Окончила Моск. конс. у Г. С. Козолуповой в 1964 и аспирантуру при Ленингр. конс. у М. Л. Ростроповича. Лауреат Всесоюзного (1961, 1-я премия) и Междунар. Конкурсов им. Дворжака (Прага, 1961, 1-я премия), им. Чайковского (1962, 3-я премия), камерных ансамблей (Мюнхен, 1967, 1-я премия). С 1962 гастролирует по стране и за рубежом. Игре Г. свойственны легкость, естественность и импровизационность, артистизм. Владеет обширным репертуаром, включающим все осн. классич. произв. мн. совр. соч. (в т. ч. посв. ей и ею впервые исполненная соната А. Шнитке). Часто выступала с С. Рихтером, с мужем О. Каганом. Ее пост. партнеры - Э. Вирсаладзе, А. Любимов, Ю. Башмет, А. Наседкин. С 1967 преподает в Моск. конс. (с 1997 - проф.). В память мужа с 1990 ежегодно проводит в Германии "О. Каган-фестиваль на Регернзее" (Вильбальд-Кройт).

Гутников Бор. Львович

ГУ́ТНИКОВ Бор. Львович (1931-86) - скрипач, педагог. Ученик И. Налбандяна, Л. Сигал. В 1954 окончил Ленингр. конс. у Ю. И. Эйдлина, в 1958 - аспирантуру. В 1953 завоевал 1-е место на Всемирном фестивале в Бухаресте. Лауреат Междунар. конкурсов скрипачей им. И. Славика и Ф. Ондржичека (Прага, 1957, 1-я премия), им. М. Лонг и Ж. Тибо (Париж, 1957, 1-я премия), им. Чайковского (1962, 1-я премия). С 1958 преподавал в Ленингр. конс., с 1973 - проф., с 1977 - зав. кафедрой. Мировая слава пришла к Г. после победы на конкурсе им. Чайковского. Его игра покоряла блестящей техникой, артистизмом, безупречным чувством стиля, редкой красотой звука. Выступал в ансамбле с П. Серебряковым, М. Вайманом, И. Браудо, Ю. Крамаровым, В. Буяновским, постоянными его партнерами были Л. Печерская и Э. Жохова. Репертуар Г. включал в себя не только произв. для скрипки 17-20 вв., но и соч. Хиндемита, Бартока, Равеля, Бриттена, Стравинского, Берга, Прокофьева, Шостаковича. Часто исполнял произв. ленингр. композиторов Б. Арапова, В. Салманова, А. Петрова, Ю. Фалика, С. Слонимского, Л. Пригожина, Е. Барыбина, мн. из к-рых посвящены Г.

Соч.: Об искусстве скрипичной игры. Л., 1988.

Гучков Ал-др Ив

ГУЧКО́В Ал-др Ив. (1862-1936) - полит. и гос. деятель. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1886). Был главой крупной моск. торг. фирмы, чл. правления мн. акционерных компаний. Будучи человеком исключит. темперамента, участвовал во мн. рискованных предприятиях: ездил в Малую Азию во время армянской резни, участвовал в англо-бурской войне на стороне буров, был ранен в ногу, попал в плен к англичанам. В качестве уполномоченного Кр. Креста находился на театре воен. действий в период рус.-япон. войны, попал в плен при Мукдене. В 1905 один из основателей и рук. "Союза 17 октября", деп. Гос. думы 3-го созыва от Москвы, затем ее пред. Вызвал на дуэль П. Н. Милюкова, дрался с графом А. А. Уваровым, за что одну неделю провел в заключении. Участвовал в скандально известной дуэли с полк. С. Н. Мясоедовым. Во время 1-й мир. войны - пред. Центр. военно-пром. к-та, чл. Особого совещания по обороне. 2 марта 1917 вместе с В. В. Шульгиным ездил в Псков и привез отречение Николая II. Со 2 марта по 30 апр. 1917 - воен. и мор. мин. в 1-м составе Врем. пр-ва. Был причастен к выступлению ген. Л. Г. Корнилова. После Окт. 1917 поддерживал Белое движение, оказал помощь ген. М. В. Алексееву в формировании Добровольч. армии, нек-рое время находился на нелег. положении в Кисловодске. В нач. 1919 по поручению ген. А. И. Деникина возглавил миссию в Зап. Европе. Остался в эмиграции в Париже. Был чл. Парламентского к-та, работал в заруб. Кр. Кресте.

Гюллень-Сор Фелицата Вирджиния

ГЮЛЛЕ́НЬ-СОР Фелицата Вирджиния (1805-60) - франц. артистка, балетмейстер и педагог. Ученица Ж. Кулона. Участвовала в парижской постановке балета Ш. Дидло "Зефир и Флора" (1815). В 1823-39 работала в моск. балете. Для открытия Большого т-ра в 1825 поставила дивертисмент "Торжество муз" и балет "Сандрильона". Выступала в балетах Вальберха, Дидло, Глушковского. Поставила балеты "Астольф и Жоконд" (1829), "Забавы султана" (1834), "Фенелла" (1836), "Влюбленная баядерка" (1836), "Розальба, или Маскарад муз" (1839), перенесла на сцену Большого т-ра балет Ф. Тальони "Сильфида". Ее ученицы: Т. Карпакова и Е. Санковская. Под влиянием Г.-С. развивались дарования Т. Глушковской, А. Ворониной-Ивановой, Д. Лопухиной.

Предыдущая страница Следующая страница