Статьи на букву "Г" (часть 13, "ГРУ"-"ГЮЛ")
ГРУ́БЕР Ром. Ильич (1895-1963) - музыковед. Начальное муз. образование получил в Киеве. На формирование муз.-историч. взглядов Г. оказал влияние В. Г. Каратыгин, у к-рого Г. обучался в Петрограде в 1912-16. Учился по кл. фп. в Петроградской конс. у Н. Н. Позняковской. Окончил ф-т истории музыки Рос. ин-та истории иск-в (1922), где занимался у А. В. Преображенского, М. О. Штейнберга и Б. В. Асафьева, во многом определившего направление науч. исканий Г. Преподавал историю музыки в муз. техникумах Ленинграда, с 1931 - в Ленингр. конс. (с 1935 - проф., с 1936 - зав. кафедрой всеобщей истории музыки), в 1941-62 - в Моск. конс. (с 1943 - зав. кафедрой всеобщей истории музыки). Создал науч. школу, среди учеников - Ю. М. Хохлов, П. А. Вульфиус, Е. М. Орлова, Н. С. Николаева и др. Д-р иск-ведения (1947). В работах 20-х и 30-х гг. не избежал нек-рого влияния вульгарно-социологич. методологии. Автор капитального многотомного труда "История муз. культуры" (1941-59), охватывающего период от древнейших времен до нач. 16 в., а также др. книг и мн. статей. Соч.: Проблема муз. воплощения // "De Musica". Пг., 1923; Установка музыкально-художеств. понятий в социально-экономич. плоскости // "De Musica". Л., 1925. Вып. 1. |
ГРУЗИ́НСКИЙ СТИЛЬ - неточный термин, встречающийся в непрофессиональных переводах с англ. языка. Грузия по-английски - Georgia (т. е. страна Св. Георгия), но англ. Georgian style означает "стиль королей Георгов" (см. Георгианский стиль), т. е. классицизм 18 в. |
ГРУММ-ГРЖИМА́ЙЛО Григ. Еф. (1860-1936) - географ, востоковед, зоолог, исследователь Ср. и Центр. Азии. Вице-през. ГО СССР (1920-31), поч. чл. Географич. об-ва (с 1910). Род. в Петербурге. Окончил Петерб. ун-т (1884). В 1884-87 путешествовал в горной Бухаре, по Алтаю, Памиру, в Кашгарских горах, на Тянь-Шане. Результатом 4-летних иссл. явились работы "Очерк Припамирских стран" (1886), "Памир и его лепидоптерологич. фауна" (1890) и др. В 1886 путешествовал по Ср. Уралу. В 1889-90 возглавил эксп., организов. РГО в Центр. Азию, во время к-рой изучал Вост. Тянь-Шань, Джунгарию, Бэй-Шань, Нянь-Шань, Гоби ("Описание путешествия в Зап. Китай", 3 тт. 1896-1907, где дана также ист.-этнографич. характеристика исследованных обл.). Собрал богатейшие ботанич. и зоологич. коллекции. За эту эксп. РГО присудило Г.-Г. премию им. Н. М. Пржевальского (1891), а Парижская академия - премию им. П. А. Чихачева (1893). В 1903 путешествовал по Зап. Монголии и Туве, в 1908 - по Д. Востоку, в 1911 - по Туркмении, в 1912 - по Закавказью, в 1914 - по Сибири и Туве. Автор б. 200 работ, в т. ч. капитальной монографии "Зап. Монголия и Урянхайский край" в 4 кн. (т. 1-3, 1914-30). За первый том труда Г.-Г. присуждена премия им. А. А. Тилло РГО (1915). В нач. 30-х гг. Г.-Г. подвергся беспощадным идеологич. проработкам, поводом для нападок служили нек-рые положения его дорев. работ (напр., гипотеза Г.-Г. о присутствии в древнейшей Центр. Азии европеоидного "белого" антропологич. компонента - что теперь подтверждено археологически - использовалась для обвинений его в расизме). Г.-Г. был отправлен на пенсию и лишен возможности продолжать активную науч. деят-ность. Удостоен Серебр. медали РГО (1886) и Константиновской медали (1907). Именем Г.-Г. наз. ледник на Памире, перевал в горах Сихотэ-Алиня, один из ледников массива Богдо-Ола. |
ГРУНТ (в живописи) (нем. Grund - основа) - промежуточный слой, связующий основу (холст, дерево, картон и т. д.) и красочный слой худож. произв. Г. по составу компонентов делятся на меловые, гипсовые, известковые, а по характеру связующих - на клеевые, масляные, эмульсионные. Первое употребление Г. под живопись приписывают греч. живописцу Кратону. Г. бывают белые и цветные. Белыми Г. пользовались неск. столетий рус., визант., ранние итал., старые нем. художники, англ. портретисты и т. д. С сер. 16 в. получают распространение цветные (темные) Г. По белому Г. пишут обычно прозрачными красками. Цветные Г. удобны для корпусного письма. Г. могут быть одно- и многослойными. В кон. 19 в. появились фабричные масляные Г. и тогда же - рецепты эмульсионных клеемасляных Г., распространенных в 20 в. Для др.-рус. станковой живописи характерно использование белого клеевого Г. независимо от худож. школы (вплоть до 17 в.). Рус. художники использовали преим. темные Г., для 20 в. характерно применение разнообр. Г. Лит.: Киплик Д. И. Техника живописи. М., Л., 1950; Гренберг Ю. И. Технология станковой живописи. М., 1982. |
ГРУ́ППА 13 - объединение моск. художников, преим. графиков (1929-31), получило назв. по числу участников, объединенных близостью худож.-стилистич. задач в обл. рисунка и общностью мировосприятия. Организаторы - Н. В. Кузьмин и В. А. Милашевский. В состав входили Д. Д. Бурлюк, А. Д. Древин, Т. А. Маврина, Н. А. Удальцова и др. Лит.: Художники группы "Тринадцать". Из истории художеств. жизни 1920-1930-х гг. / Автор и сост. вступ. ст. М. А. Немировская. М., 1986. |
ГРУ́ШЕВКИ - см. |
"ГРЯДУ́ЩЕЕ" - пролетарский лит.-худож. журнал, выходил в Петрограде в 1918-21, орган Петроградск. пролеткульта. В редколлегию входили А. Маширов-Самобытник, И. Садофьев, В. Кириллов, П. Арский. Первый номер выпущен Союзом рабочих писателей под назв. "Иск-во и социализм", последние номера изд. Пролеткультом. Своей задачей журнал считал выявление пролет. творч. сил. В теоретич. отделе, где разрабатывались проблемы построения новой пролет. культуры, в резкой форме отрицались классич. наследие и преемственность традиций (ст. Ф. Калинина и П. Бессалько). В "Г." сотрудничали поэты М. Герасимов, В. Казин, А. Гастев, прозаики Вс. Иванов, А. Чапыгин, В. Шишков и др. |
ГУА́ШЬ (итал. guazzo, франц. gouache - водяная краска) - краска, основу к-рой составляют тонко растертые пигменты с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и т. п.) и примесью белил, а также произв. иск-ва, выполненные этими красками. Г. отличают от акварели бархатистость, плотность и матовость тонов. Г. обладает большими декоративными возможностями. Г. широко применялась в ср. века в странах Европы и Азии (книжная миниатюра и т. д.). Как самостоят. технику в России Г. используют в 18 - нач. 19 в. (Ф. Толстой и др.). В кон. 19 - нач. 20 в. техника Г. в России достигает высокого уровня (В. Серов, А. Головин и мн. др). Лит.: Киплик Д. И. Техника живописи. М., Л., 1950; Виннер А. В. Мат-лы живописи. М., 1954. |
ГУБА́ Вл. Петр. (род. 1938) - композитор. Окончил в 1979 Киев. конс. (кл. Б. Н. Лятошинского). Первая работа в кино - ф. "Двое" (1964, реж. Л. М. Осыка). Киномузыку Г. отличает синтез разл. пластов укр. фольклора с совр. средствами муз. выразительности. Написал муз. б. чем к 70 ф., в т. ч. к эпич. или остро драматич. психол. лентам реж. Л. М. Осыки, посв. трагич. периодам в жизни укр. народа ("Каменный крест", 1968, "Захар Беркут", 1972, "Тревожный месяц вересень", 1977). Тяготеет к лейтмотивной муз. драматургии, соотнося муз. ряд с этапами развития реж. идеи. Широко применяет возможности тембра, оркестровки как средства развития муз. тем. Работает также в науч.-попул. и мультипликац. кино. Автор музыки к ф. "Всюду есть небо" (1967, реж. Н. П. Мащенко), "Каштанка" (т/ф, 1976, реж. Р. П. Балаян), "Белый башлык" (1975, реж. В. А. Савельев), "Бирюк" (1978, реж. Р. Г. Балаян), "Подарок на именины" (1991, реж. Л. М. Осыка) и др. |
ГУБАЙДУ́ЛЛИНА София Асгатовна (род. 1931) - композитор. Окончила Казанское муз. уч-ще по кл. фп. (1945) и Казанскую конс. (по фп. у Г. М. Коган, по композиции у А. К. Лемана), Моск. конс. по композиции у Н. И. Пейко (1959) и аспирантуру у В. Я. Шебалина (1962). В 70-х гг. наряду с А. Шнитке и Э. Денисовым - одна из видных представителей отечеств. муз. авангарда. Существенный компонент муз. языка соч. Г. - сонористика (серия соч. для ударных "Соната", "Музыка для клавесина и ударных", "Шум и тишина", "Юбиляции", "В начале был ритм"). Осн. тема творчества Г. - христианство в филос. осмыслении евангельской символики с позиций православия (Концерт для фп., флейты, фагота и камерного оркестра - Introitus, 1978), "На кресте" - для органа и виолончели (1979), "Сад радости и печали" - для флейты, альта и арфы (1979), "Радуйся" - соната для скрипки и виолончели (1981), "Семь слов" - партита для виолончели, баяна и струнного оркестра (1982). Г. также автор Скрипичного концерта "Offetorium" (1982), написанного на тему короля Фридриха Великого из "Муз. приношения" Баха, кантаты "Perception" для сопрано, баса и семи струнных инструментов (1983) и Симфонии "Stimmen… Verstummen" (1986), включающей эл-ты сценич. действа. Лит.: Холопова В. Н., Рестаньо Э. Софья Губайдуллина. М., 1996. |
ГУ́БЕР Эд. Ив. (1814-47) - поэт, переводчик, журналист. Сын пастора. Окончил Саратовскую г-зию (1824-31) и Петерб. ин-т корпуса путей сообщения (1832-34), до 1839 служил воен. инженером, в 1839-42 - в Канцелярии главноуправляющего путей сообщения. В печати дебютировал в 1831. Поэзия Г. с характерными для нее мотивами разочарования, отчаяния, повышенной экспрессивностью - типичное проявление романтизма 1830-40-х гг. (сб. "Стихотворения", 1845; демонич. и богоборч. темы в поэме "Прометей", 1845). Г. впервые перевел на рус. яз. 1-ю часть "Фауста" И. В. Гете (опубл. 1838). Выступал критик и историк лит-ры. В 1840-42, 1846-47 пост. сотр. "Б-ки для чтения", а с 1847 - и "Санкт-Петербургских ведомостей". |
ГУБЕРНА́ТОР - 1) В дорев. России - начальник вверенной губернии. Должность Г. учреждена Петром I в 1708, объединяла в себе адм., судеб. и воен. власть. Г. назначались из высш. слоев дворянства. Наставление 21 апр. 1764 представляло Г. как главу и хозяина губернии. При Екатерине II после крест. войны 1773-75 власть Г. была усилена, в 1775 издано "Учреждение для управления губерний". Г. подчинялись непосредственно императору, возглавляли губ. правление и др. органы управления губернией. С 1801 в нек-рые пограничные губернии, напр. Киевскую, Литовскую и др., стали назначать военных Г. По Наказу 1837 Г. признавались представителями верх. власти на местах. После 1857 обязанности гражд. и воен. Г. реально не различались. Земское положение 1864 предоставило Г. надзор за земским самоуправлением, земское положение 1890 дало им право вмешательства в земские дела. Положение о земских участковых начальниках предоставило Г. роль пред. губ. присутствия. Положение К-та министров от 22 июля 1866 предоставило Г. право общей и внезапной ревизии в гражд. ведомствах, право влиять на назначение чиновников гражд. ведомств, право пресечения деят-ности клубов, собраний и др. Положение Кабинета министров от 13 июля 1876 давало Г. право издавать обязат. постановления. Положение 1881 об усиленной охране дало Г. обширную карательную власть. По отношению к воен. чинам должнось Г. ставилась ниже нач. дивизии. После Февр. рев-ции 1917 вместо Г. назначался комиссар Врем. пр-ва. 2) В совр. гос-вах - высш. должностное лицо, возглавляющее адм. терр. или федерат. единицы. Во Франции должность Г. как представителя королевской власти введена в 16 в. и просуществовала до Вел. Франц. рев-ции кон. 18 в. В дальнейшем во Франции и в Великобритании Г. наз. высших чиновников в колониях. В США и странах Лат. Америки Г. - глава пр-ва в каждом из штатов. В Бельгии, Испании и нек-рых др. странах (в. т. ч. России после 1991) Г. - высшее должностное лицо высш. терр.-адм. единицы (провинции, департамента, губернии). |
ГУБЕ́РНИЯ - осн. единица адм.-терр. деления России 18 - нач. 20 в. Г. образованы указом Петра I от 18 дек. 1708, разделившим всю страну на 8 Г.; впоследствии при самом Петре I и при его ближайших преемниках число Г. неуклонно возрастало (к 70-м гг. 18 в. Россия разделялась уже на 23 Г.), а орг-ция губ. управления неоднократно претерпевала значит. изменения. Губ. реформа Екатерины II (1775) разделила страну на 50 Г. (наместничеств) с таким расчетом, чтобы на каждую приходилось от 300 до 400 тыс. ревизских душ. В Г. создана развитая система бюрократии и сословных учреждений, выполнявших адм. и суд. функции. Г. делились на уезды, на терр. к-рых проживало от 20 до 30 тыс. ревизских душ. В 19 в. за счет сокращения размеров ранее образованных Г. и присоединения к империи новых земель кол-во Г. продолжало увеличиваться. К нач. 20 в. их было уже 97. Главой губ. администрации являлся губернатор, к-рый управлял подведомственной ему терр. с помощью губ. правления, разл. к-тов, комиссий и присутствий. После создания в 1802 министерств Г. фактически оказались подчиненными Мин-ву внутр. дел. Нек-рые Г. (преим. на окраинах) объединялись в б. крупные адм.-террит. единицы - наместничества и генерал-губернаторства, возглавлявшиеся соответственно наместниками или генерал-губернаторами. В результате реформ 60-70-х гг. 19 в. во мн. Г. и уездах были созданы органы самоуправления (губ. и уездные земства). Февр. рев-ция внесла значит. изменения в устройство местной, в т. ч. губернской, администрации, однако мн. звенья последней продолжали существовать в прежнем виде. Старый аппарат управления на местах сломан полностью лишь в результате Окт. рев-ции. Деление страны на Г. сохранялось до кон. 1920-х гг. |
ГУБЕ́РНСКИЕ УЧЁНЫЕ АРХИ́ВНЫЕ КОМИ́ССИИ - местные архивные учреждения, являвшиеся одновременно местными ист. об-вами. Созданы в процессе орг-ции архивного дела в России на осн. "Положения о губ. ист. архивах и ученых архивных комиссиях" от 13 апр. 1884. Первые ГУАК созданы в Рязани, Тамбове, Твери и Орле. Гл. задачей комиссий являлась орг-ция местных архивов. ГУАК издавала "Труды", "Известия", "Сборники", содержавшие богатый ист. мат-л, описи и обзоры архивов, родословные, биографии местных уроженцев, путеводители и др. Упразднены в нач. 1920-х гг. в ходе проведения архивной реформы. Лит.: Самешенко В. Н. История архивного дела в дорев. России. М., 1984. |
ГУ́КАНЬЕ - протяжный возглас ("гу!", "ау", "у-у-у"), ритуальный по своей природе, к-рым завершаются стихи и строфы нек-рых обрядовых песен (чаще веснянок, также купальских, жнивных). Восклицание характеризуется скачком на октаву и сверх октавы или долгим глиссандо до квинты и более. Особый эффект от Г. возникал, когда группы исполнителей располагались в разных концах деревни либо за деревней - на берегу реки, на опушке леса, на возвыш. местах: они перекликались веснянками; когда одна группа кончала, другая подхватывала, и Г. непрерывно разносилось, словно эхо, по обширному пространству. Г. наз. также лепет младенца. |
ГУЛА́К-АРТЕМО́ВСКИЙ Сем. Степ. (1813-73) - композитор, певец, актер, драматург. Учился в Киевской дух. семинарии, пел в церковных хорах. В 1838 в числе др. певчих был отобран Глинкой для Придворной певч. капеллы. Готовился к выступлению на оперной сцене сначала в России (под рук-вом Глинки), затем в Италии. В 1841 дебютировал в Оперном т-ре (Флоренция). В 1842-64 - солист оперы в Петербурге, в 1864-65 - солист Большого т-ра (Москва). Автор ряда песен, романсов, в т. ч. на стихи Т. Г. Шевченко, другом к-рого Г.-А. был в течение ряда лет, а также музыки к водевилям ("Ночь накануне Иванова дня", 1852), драматич. спектаклям ("Кораблекрушители", 1853) и проч. Самое известное соч. Г.-А. - опера "Запорожец за Дунаем", созд. на собств. либретто (1863), в к-рой композитор воссоздает национальный колорит, используя материал украин. нар. песен. Лит.: Кауфман Л. С. С. С. Гулак-Артемовский. М., 1973. |
ГУЛЯ́ЕВ Вад. Ник. (род. 1947) - артист балета. Окончил Ленигр. хореографич. уч-ще в 1966 (кл. Н. Зубковского). В 1966-89 артист т-ра им. Кирова. Первый исполнитель партий: Ромео ("Ромео и Юлия"), Адам ("Сотворение мира"), Юноша ("Горянка"), Ржевский ("Гусарская баллада"), Андрес ("Фея Рондских гор"), Хлестаков ("Ревизор"), Автандил ("Витязь в тигровой шкуре"), Тиль Уленшпигель ("Тиль Уленшпигель"), Пушкин ("Пушкин"). Среди ролей: Принц ("Золушка"), Принц ("Зачарованный принц"), Юноша ("Шопениана"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Осман ("Горянка"), Квазимодо ("Собор Парижской богоматери"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Альберт ("Жизель"), Базиль ("Дон-Кихот"). Гибкий, пластичный танцовщик, тонко чувствующий стиль. Наиб. удачи Г. - в совр. хореографии. Постоянно выступал в творч. дуэте с Н. Большаковой, в т. ч. с творч. вечерами из миниатюр К. Голейзовского, Л. Якобсона, Д. Брянцева, Л. Лебедева, М. Бежара. В 1987 Г. окончил балетмейстерское отделение Ленингр. конс. (кл. О. Виноградова), с 1989 преподает в Японии. |
ГУЛЯ́Й-ГО́РОД - в 16-17 вв. на Руси подвижное укрепление, составл. из дерев. щитов на колесах и полозьях, иногда в неск. ярусов. В Зап. Европе ему соответствовал вагенбург, широко применявшийся в ср.-век. войнах. Внутри Г.-Г. располагались воины и орудия. Г.-Г. использовался как в полевой войне, так и при осаде крепостей. Выразит. описание Г.-Г. - во "Временнике" дьяка Ивана Тимофеева (нач. 17 в.) |
ГУМЕ́ННИК (гуменный) - в традиц. нар. верованиях дух гумна. Связан с огнем, обладает злобным характером. Мстит нерадивому хозяину тем, что поджигает гумно. В новогодних гаданиях судили о будущей жизни по тому, какие звуки издает Г. |
ГУМИЛЁВ Лев Ник. (1912-92) - историк, географ. Сын Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. В 1934 поступил на ист. фак-т Ленинградского ун-та. Неоднократно арестовывался органами ОГПУ. В 1938 осужден на 5 лет лагерей. В 1944 уходит на фронт. После демобилизации экстерном сдает экзамены и получает университетский диплом, в 1948 защищает канд. дисс. "Подробная политич. ист. первого хазарского каганата". В 1949 последовал новый арест - до 1956. Основной областью научных интересов Г. первоначально была история кочевых тюркских и монгольских народов. Еще в лагере Г. начал писать монографию "Хунну", опубликов. в 1960. В 1961 защитил докт. дисс. "Древние тюрки 6-8 вв." (издана в 1967). Далее последовали "Открытие Хазарии" (1965), "В поисках вымышленного царства" (1970), "Хунны в Китае" (1974). Рассчитанные не только на специалистов, но и на массового читателя книги были написаны ярко и увлекательно, знакомили с совершенно незнакомым ист. материалом. В разных периодич. изданиях, начиная с середины 1960-х гг., Г. публикует статьи, посвященные проблемам связи этногенеза с природными условиями, в дальнейшем выступает с публичными лекциями. Широкую известность получила его статья "Этногенез и атмосфера" ("Природа", 1970, № 1-2), публикация к-рой обозначила расхождения Г. с офиц. наукой. В 1974 Г. защитил докт. дисс. по географии, к-рая, однако, не была утверждена тогда Всесоюзным аттестационным к-том (ВАК). Большая книга Г. "Этногенез и биосфера Земли" не могла быть напечатана, однако была депонирована тремя выпусками в ВИНИТИ (Всесоюзный ин-т научно-технич. информации). Огромное кол-во заказов повлекло за собой запрет на копирование, но труд Г. продолжал расходиться и в самиздате. Лишь с началом перестройки он был напечатан большим тиражом. В 1989 вышла кн. "Древняя Русь и Великая Степь", а затем и др. книги, в т. ч. собр. сочинений. В своей трактовке русской истории Г. близок к евразийству. Историки, однако, отмечают, что для его работ характерно пренебрежительное отношение к источникам, не согласующимся с его концепциями. Упрощенно-профаническое изложение взглядов Г. часто служит основой для публицистич. построений полумистич. свойства. |
ГУМНО́ - место, куда свозят убранный хлеб и где его молотят. Обычно расположено на задворках рядом с овином, где хлеб сушится. Посреди Г. устраивается ток. Считалось, что хозяином Г. является гуменник. Г. - одно из мест обитания нечистой силы. Гадание в полночь у Г. считалось самым "сильным". |
ГУ́РВИЧ Ал-др Гаврилович (1874-1954) - биолог, создатель термина "биологич. поле". Окончил Мюнхенский ун-т в 1897, до 1906 работал в Страсбурге и Берне. В 1907-18 - проф. Высших жен. курсов в Петербурге, в 1918-24 - ун-та в Симферополе, в 1924-29 - Моск. ун-та. В 1930-45 работал во Всесоюзном ин-те эксперимент, медицины, в 1945-48 - дир. Ин-та эксперимент. биологии Академии медицинских наук СССР. Автор трудов по цитологии, эмбриологии, биофизике, теоретич. биологии. В 1912-22 впервые ввел в эмбриологию понятие морфогенетич. (биологич.) поля, позднее разрабатывал его теорию с целью объяснить характер и направленность развития организмов. В 1923 открыл митогенетич. лучи - сверхслабое ультрафиолетовое излучение живых тканей, стимулирующее деление клеток (митоз) посредством цепных химич. реакций. Гос. премия (1941). Понятие биологич. поля, введенное Г., вошло в мировую биологию уже в 1920-х гг. В совр. понимании это - принцип описания биологич. системы, поведение частей к-рой определяется их положением в ней. С 1960-70-х гг. выражение "биополе" вошло в культурный обиход с широким значением фактора воздействия организмов друг на друга. Соч.: Теория биологического поля. М., 1944. Лит.: Александр Гаврилович Гурвич. [Сборник]. М., 1970 [с библ.]. |
ГУРЕ́ВИЧ Арон Вл. (1876-1902) - философ и социолог. После окончания моск. г-зии учился на филос. ф-те в Берлине, а через неск. семестров переехал в Цюрих к Р. Авенариусу. В 90-е гг. находился под сильным влиянием П. Лаврова (встречался с ним в Париже) и Г. Зиммеля. Гносеологич. и социологич. статьи этих лет позднее печатались в "Вопросах философии и психологии" и др. журн. В дальнейшем, под влиянием Ф. Ницше, к-рое особенно чувствуется в его докт. дисс. "К истории понятия уважения и теории нравственных чувств", и А. Бергсона (его идеи Г. стал пропагандировать еще тогда, когда Бергсон не был известен за пределами Франции), мировоззрение Г. меняется, он испытывает разочарование в позитивизме и критицизме. У Г. складывается своеобр. религ.-мистич. доктрина, изложенная, однако, эскизно, в черновых записках. Г. был одним из первых, кто самостоятельно прошел путь умств. трансформации (позитивизм - неокантианство - мистицизм), общий для мн. рос. идеалистов нач. 20 в. "Уже одно это дает ему право быть отмеченным в истории русской мысли" (С. Франк). После смерти Г. его публикации и черновики изд. в отд. томе. |
ГУРЕ́ВИЧ Люб. Як. (1866-1940) - писательница, критик, историк театра, переводчик. Отец - Я. Г. Гуревич, ред. изв. в России ж. "Русская школа", дир. знаменитой г-зии. Окончила Высшие жен. (Бестужевские) курсы (1888). В 1891-98 - ред.-изд. ж. "Северный вестник", сыгравшего большую роль в становлении рус. символизма; здесь же печатались проза, ст. о лит-ре и т-ре самой Г. Осн. ист.-лит. и критич. работы Г. собраны в сб. "Лит-ра и эстетика" (1912). С 1890-х гг. занималась гл. обр. театроведением. Была сторонницей и пропагандистом Моск. худож. т-ра и эстетики К. Станиславского. Редактировала книги Станиславского, в т. ч. "Моя жизнь в иск-ве", написала восп. о нем. Автор кн. "Творчество актера" (1927), "История рус. театрального быта" (1939). Перевела "Дневник" М. Башкирцевой, "Стихотворения в прозе" Ш. Бодлера, произв. Г. Мопассана, А. Франса. |
ГУРИЛЁВ Ал-др Львович (1803-58) - композитор, скрипач, пианист, педагог. Выходец из семьи крепостных, получил вольную в 1831. Осн. жанр творчества - песни и романсы, широко распространенные и у профессионалов, и у любителей. Произв. Г. отличаются богатством настроений, яркой мелодичностью. Писал на стихи Лермонтова, Кольцова, Фета и др. Наиб. изв. романсы Г. - "Разлука" ("На заре туманной юности"), "И скучно, и грустно", "Однозвучно гремит колокольчик". Среди произв. др. жанров - вариации, вальсы, мазурки и др. фп. сочинения. Г. занимался также собиранием и обработкой рус. муз. фольклора ("47 рус. нар. песен", предназнач. для бытового музицирования). Лит.: Асафьев Б. В. Рус. музыка от нач. XIX столетия. Л., М., 1930. С. 56-104; Тынянова Е. К биографии Гурилева // Сов. музыка. 1946. № 9; Васина-Гроссман В. А. Рус. классич. романс XIX в. М., 1956; Алексеев А. Д. Рус. фортепианная музыка, от истоков до вершин творчества. М., 1963. С. 68-70. |
ГУ́РКО (ГУ́РКО-РОМЕ́ЙКО) Вл. Иос. (1795-1852) - военачальник, ген. от инфантерии (1851). Службу начал в 1810 в лейб-гвардии Семеновском полку, в составе к-рого участвовал в войнах с Наполеоном: командир 3-го егерского полка, нач. штаба 5-го пех. корпуса. В 1827 откомандирован в распоряжение И. Ф. Паскевича на Кавказ. За отличие при взятии Эривани и др. сражениях награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и получил чин ген.-майора. Участвовал в подавлении Польского восстания 1830-31, отличился при штурме Варшавы, удостоен орд. Св. Георгия 3-й степени. С 1842 командующий войсками на Кавк. линии. С 1845 - нач. штаба Отд. Кавк. корпуса, назначен нач. всех резервных и запасных войск армии и гвардии. |
ГУ́РКО (ГУ́РКО-РОМЕ́ЙКО) Иос. Вл. (1828-1901) - военачальник, ген.-фельдм. (1894), ген.-адъютант (1877). Воспитывался в Пажеском корпусе, службу начал в 1846 корнетом в лейб-гвардии Гусарском полку. В 1862 зачислен в Свиту Е. И. В. С 1866 ком. 4-го гусарского Мариупольского полка. С 1875 командует 2-й гв. Кавалер. дивизией. Участник рус.-тур. войны 1877-78: в начале кампании - нач. передового отряда, овладел Тырновым перевалом, затем взял Казанлык и Шипку. Перейдя Малые Балканы, рос. части под командованием Г. нанесли туркам ряд поражений. В операциях под Плевной Г. командовал кавалерией Зап. отряда и всей гвардией, один из инициаторов похода через Балканы, к-рый проходил в очень сложных погодных и боевых условиях. Спустившись в Софийскую долину, отряд Г. одержал победы в неск. столкновениях с войсками Сулеймана-паши. За отличия Г. удостоен Георгия 2-й степени. В 1879-80 петерб. ген.-губернатор, в 1882-83 - врем. одесский ген.-губернатор и нач. Одесского ВО. В 1883-94 командовал Варшавским ВО и варшавский ген.-губернатор (проводил политику русификации края). С 1894 в отставке. |
ГУРО́ Ел. Генриховна (1877-1913) - поэт, прозаик, художник. Род. в Петербурге в семье военного. В 1890 поступила в рисовальную школу Об-ва поощрения художников. Худож. образование продолжила в мастерской Я. Ф. Ционглинского в 1903-05, где встретилась с М. В. Матюшиным, к-рый стал ее мужем и единомышленником. В 1905 Г. и Матюшин перешли в школу Е. Н. Званцевой, где занимались у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского, в 1910 образовали худож. об-во "Союз молодежи". Персональные выставки Г. прошли уже после ее смерти (в 1913-14 и 1919). Как литератор Г. дебютировала в 1905 в "Сб. молодых писателей" (рассказ "Ранняя весна"). Первая кн. стихов, рассказов и пьес Г. "Шарманка", иллюстриров., как и все послед. публикации, самой Г., вышла в 1909. Тогда же Г. знакомится с литераторами - символистами и будущими кубофутуристами. Вместе с мужем Г. принимает активное участие в организац. и теоретич. оформлении кубофутуризма, сотрудничает в сб. "Садок судей", "Союз молодежи". В 1914 опубл. кн. Г. "Небесные верблюжата", в к-рой воплотился созданный ею миф о жизни и смерти несуществовавшего сына. Творчество Г. во многом обособлено от поэзии кубофутуристов, несмотря на то, что она была одним из идеологов движения. Характерное для футуристов стремление к синтезу видов иск-ва, стилей, форм и жанров, к поиску "нового" худож. языка сочетается в произв. Г. с импрессионистичностью, поиском утрач. "механистической" цивилизацией гармонии человека и мира, что приближает Г. к ее предшественникам - символистам. |
ГУРТ (нем. Gurt - пояс) - боковая поверхность, ребро монеты, к-рое соответственно оформлялось, чтобы предупредить злонамеренное обрезывание металла в процессе обращения. Гурчение - процесс нанесения знаков на ребро монеты в целях защиты ее от порчи и подделки. Состоянию Г. монеты, особенно серебр. и золотой, гос-во придает особ. значение. Характер Г. часто служит критерием подлинности, а его хорошее состояние - показателем степени сохранности монеты. Выпуклые надписи по Г. появились на краях серебр. монет (талеров) во Франции - в 1577, в Англии, Дании, Швеции - в 50-70-х гг. 17 в. В России с 1710 делались выпуклые гуртовые надписи, обозначавшие монетный двор и номинал, а также наносились узоры. С 1798 на Г. стали обозначать пробу металла, с 1810 - лигатурный вес, с 1886 - содержание в монете чистого серебра и инициалы монетных мастеров. С нач. 19 в. гуртовые надписи стали вдавленными. Сов. монеты достоинством в 1 руб. и 50 коп. 1961, не имевшие спец. оформленного Г., были через нек-рое время изъяты из обращения и заменены монетами с надписями на Г. В наст. время обработка Г. осуществляется только для различения номиналов или в декор. целях. |
ГУ́РЬЕВ Дм. Ал-др. (1751-1825) - граф (1819), гос. деятель, сенатор (1799), чл. Гос. совета (с 1810). С 1772 служил в гвардии, с 1786 при дворе. При создании мин-в (1802) назначен тов. (зам.) первого мин. финансов гр. А. И. Васильева, в 1806-25 мин. уделов, с 1810 мин. финансов; в период управления Г. Мин-вом финансов увеличены старые и введены новые налоги, прекратилась безудержная эмиссия ден. знаков и даже проведено изъятие из обращения части ассигнаций с целью повысить их курс. Однако ожидаемого результата эти меры не принесли. При Г. учреждены Гос. коммерч. банк (1817), Экспедиция заготовления гос. бумаг (1818), приняты новые внешнеторг. тарифы (1816, 1819 и 1822) и Соляной устав. Г. был большим гурманом и знатоком кулинарного иск-ва (широко известен своим рецептом приготовления каши, получившей назв. "гурьевской"). |
ГУ́СЕВ Викт. Мих. (1909-44) - поэт, драматург. Род. в семье служащих. После школы поступил в студию Театра Революции, но с 1926 учился на Высших лит. курсах, после закрытия к-рых перешел в Моск. ун-т на ф-т лит-ры и иск-ва. Первое стих. "Волга" (1927) - в газ. "Молодой ленинец". Первая кн. стихов - "Поход вещей" (1929) и последующие сб. ("Герои едут в колхоз", 1931, "Слово бригадира", 1930, и др.) - отразили впечатления от поездок по стране, передавали господствующую в то время интонацию оптимизма, бодрости, героики и патетич. воодушевления. Эти настроения свойственны и пьесам в стихах: "Слава" (1936), "Дружба" (1938), "Весна в Москве" (1941), к-рые ставились во многих т-рах и самодеят. коллективами. Широкую известность получили ф. по киносценариям Г.: "Свинарка и пастух" (1941), "В шесть часов вечера после войны" (1944). Популярными стали песни на стихи Г.: "Полюшко-поле", "Были два друга" и др. |
ГУ́СЕВ Петр Анд. (1904-87) - артист и педагог балета, балетмейстер. Окончил Петрогр. театр. уч-ще в 1922 (кл. В. Пономарева). В 1922-35 артист Гос. академич. т-ра оперы и балета, в 1945-50 худож. рук. балета. Среди его ролей: Иван-царевич ("Жар-птица"), Амун ("Египетские ночи"), Люсьен ("Пахита"), Асак ("Ледяная дева"), Жером ("Пламя Парижа"), Молодой кули ("Красный мак"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Дезире ("Спящая красавица"). В 1932-35 также танцевал партии Франца ("Коппелия") и Петра ("Светлый ручей") в Малом оперном т-ре. В 1935-45 артист Большого т-ра, позже педагог и худож. рук. балета. Среди др. ролей: Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Жан де Бриен ("Раймонда), Абдерахман ("Раймонда"), Менерс ("Алые паруса"). Г.-танцовщик отличался смелостью, ловкостью, мужественностью, прежде всего в совр. хореографии. Выступления Г. в дуэте с О. Мунгаловой, позже с О. Лепешинской становились сенсацией, его называли "королем поддержки". В дальнейшем Г. ставил новые и восстанавливал старые балеты, активно способствовал новаторским исканиям отечеств. балета. Среди пост.: "Семь красавиц" (1951, комп. К. Караев, Баку). Г. руководил балетными коллективами Малого опер. т-ра (1960-62), Новосиб. т-ра оперы и балета (1962-66), ленингр. "Камерного балета" (1967-69). В 1958-60 педагог балетмейст. курсов в Китае, организует хореографич. уч-ще в Шанхае и Кантоне, классич. балет в Пекине, ставит первые кит. балеты, в к-рых совмещаются нац. и классич. танцы. В 1967-83 возглавлял балетмейст. отделение Ленингр. конс. |
ГУ́СЕВ-ОРЕНБУ́РГСКИЙ Сер. Ив. (наст. фамилия Гусев) (1867-1963) - писатель. Род. в купеч. семье. Окончил Уфимскую духовную семинарию, 6 лет работал деревен. священником. Писать начал под впечатлением творчества Г. Успенского. Ранние произв. Г.-О. продолжали традиции народнич. беллетристики. Рассказы "Миша", "Кахетинка", "Агасфер", "Пастырь добрый" свидетельствовали о глубоком знании жизни деревни. После снятия сана и разрыва с офиц. церковью Г.-О. посвятил себя лит-ре, сблизился с М. Горьким, стал чл. изд-ва "Знание". Наиб. значит. произв. Г.-О. - пов. "Страна отцов" (1905). Ее бунтующий герой, сбросивший духовный сан, полон сил и надежды на обновление жизни. Современники высоко оценили пов. "В глухом уезде" (1912). После Окт. рев-ции эмигрировал в Нью-Йорк. Наиб. значит. произв. позднего периода - ром. "Страна детей". |
ГУ́СЕВСКИЙ ХРУСТА́ЛЬНЫЙ ЗАВО́Д - завод в г. Гусь-Хрустальный Владимирской обл., основан специалистом в обл. стеклоделия А. В. Мальцевым. Выпуск продукции уже в течение первого года достиг 500 тыс. изделий из простого или цветного стекла (стаканы, штофы, рюмки, кувшины, графины и т. д.). Тогда же начали варить хрусталь, делая копии с богемских образцов. Позднее своеобразие форм и декора, любовь к растит. орнаменту и высокое качество изделий в целом обеспечивают ГХЗ успех на междунар. выставках. Опыт и мастерство на заводе передавались из поколения в поколение династиями рус. мастеров. К семейным династиям относятся Травкины, Зубановы, Разумеевы и пр. Начиная с 1910 завод начал производить прессованные изделия, кол-во и ассортимент к-рых расширялся после рев-ции. В 1940-50-х гг. худож. уровень во многом определялся общими тенденциями тоталитарной эпохи. В 1960-80-е гг. ГХЗ - крупнейшее предприятие страны по выпуску стеклянной посуды и изделий из хрусталя, общий выпуск составлял до 65 млн. штук изделий цветного и бесцветного, прессованного или прессованного с добавкой, выдувного, окраш. окислами редкозем. элементов и т. д. стекла. Традиции рус. стеклоделия поддерживают в кон. 20 в. талантливые мастера и художники - Курилов, Муратов, Рогов, Филатов, Корнеев, Пивоваров, Верин, Ибрагимов и др. Лит.: Прокофьев Е. П. Гусевский хрустальный завод. Л., 1970; Казакова Л. В. Гусь-Хрустальный. М., 1973; Дулькина Т. И., Ашорина Н. А. Русская керамика и стекло 18-19 веков. М., 1978. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГУ́ТМАН Нат. Гр. (род. 1942) - виолончелистка, педагог. Окончила Моск. конс. у Г. С. Козолуповой в 1964 и аспирантуру при Ленингр. конс. у М. Л. Ростроповича. Лауреат Всесоюзного (1961, 1-я премия) и Междунар. Конкурсов им. Дворжака (Прага, 1961, 1-я премия), им. Чайковского (1962, 3-я премия), камерных ансамблей (Мюнхен, 1967, 1-я премия). С 1962 гастролирует по стране и за рубежом. Игре Г. свойственны легкость, естественность и импровизационность, артистизм. Владеет обширным репертуаром, включающим все осн. классич. произв. мн. совр. соч. (в т. ч. посв. ей и ею впервые исполненная соната А. Шнитке). Часто выступала с С. Рихтером, с мужем О. Каганом. Ее пост. партнеры - Э. Вирсаладзе, А. Любимов, Ю. Башмет, А. Наседкин. С 1967 преподает в Моск. конс. (с 1997 - проф.). В память мужа с 1990 ежегодно проводит в Германии "О. Каган-фестиваль на Регернзее" (Вильбальд-Кройт). |
ГУ́ТНИКОВ Бор. Львович (1931-86) - скрипач, педагог. Ученик И. Налбандяна, Л. Сигал. В 1954 окончил Ленингр. конс. у Ю. И. Эйдлина, в 1958 - аспирантуру. В 1953 завоевал 1-е место на Всемирном фестивале в Бухаресте. Лауреат Междунар. конкурсов скрипачей им. И. Славика и Ф. Ондржичека (Прага, 1957, 1-я премия), им. М. Лонг и Ж. Тибо (Париж, 1957, 1-я премия), им. Чайковского (1962, 1-я премия). С 1958 преподавал в Ленингр. конс., с 1973 - проф., с 1977 - зав. кафедрой. Мировая слава пришла к Г. после победы на конкурсе им. Чайковского. Его игра покоряла блестящей техникой, артистизмом, безупречным чувством стиля, редкой красотой звука. Выступал в ансамбле с П. Серебряковым, М. Вайманом, И. Браудо, Ю. Крамаровым, В. Буяновским, постоянными его партнерами были Л. Печерская и Э. Жохова. Репертуар Г. включал в себя не только произв. для скрипки 17-20 вв., но и соч. Хиндемита, Бартока, Равеля, Бриттена, Стравинского, Берга, Прокофьева, Шостаковича. Часто исполнял произв. ленингр. композиторов Б. Арапова, В. Салманова, А. Петрова, Ю. Фалика, С. Слонимского, Л. Пригожина, Е. Барыбина, мн. из к-рых посвящены Г. Соч.: Об искусстве скрипичной игры. Л., 1988. |
ГУЧКО́В Ал-др Ив. (1862-1936) - полит. и гос. деятель. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1886). Был главой крупной моск. торг. фирмы, чл. правления мн. акционерных компаний. Будучи человеком исключит. темперамента, участвовал во мн. рискованных предприятиях: ездил в Малую Азию во время армянской резни, участвовал в англо-бурской войне на стороне буров, был ранен в ногу, попал в плен к англичанам. В качестве уполномоченного Кр. Креста находился на театре воен. действий в период рус.-япон. войны, попал в плен при Мукдене. В 1905 один из основателей и рук. "Союза 17 октября", деп. Гос. думы 3-го созыва от Москвы, затем ее пред. Вызвал на дуэль П. Н. Милюкова, дрался с графом А. А. Уваровым, за что одну неделю провел в заключении. Участвовал в скандально известной дуэли с полк. С. Н. Мясоедовым. Во время 1-й мир. войны - пред. Центр. военно-пром. к-та, чл. Особого совещания по обороне. 2 марта 1917 вместе с В. В. Шульгиным ездил в Псков и привез отречение Николая II. Со 2 марта по 30 апр. 1917 - воен. и мор. мин. в 1-м составе Врем. пр-ва. Был причастен к выступлению ген. Л. Г. Корнилова. После Окт. 1917 поддерживал Белое движение, оказал помощь ген. М. В. Алексееву в формировании Добровольч. армии, нек-рое время находился на нелег. положении в Кисловодске. В нач. 1919 по поручению ген. А. И. Деникина возглавил миссию в Зап. Европе. Остался в эмиграции в Париже. Был чл. Парламентского к-та, работал в заруб. Кр. Кресте. |
ГЮЛЛЕ́НЬ-СОР Фелицата Вирджиния (1805-60) - франц. артистка, балетмейстер и педагог. Ученица Ж. Кулона. Участвовала в парижской постановке балета Ш. Дидло "Зефир и Флора" (1815). В 1823-39 работала в моск. балете. Для открытия Большого т-ра в 1825 поставила дивертисмент "Торжество муз" и балет "Сандрильона". Выступала в балетах Вальберха, Дидло, Глушковского. Поставила балеты "Астольф и Жоконд" (1829), "Забавы султана" (1834), "Фенелла" (1836), "Влюбленная баядерка" (1836), "Розальба, или Маскарад муз" (1839), перенесла на сцену Большого т-ра балет Ф. Тальони "Сильфида". Ее ученицы: Т. Карпакова и Е. Санковская. Под влиянием Г.-С. развивались дарования Т. Глушковской, А. Ворониной-Ивановой, Д. Лопухиной. |