Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГЕН"-"ГЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГЕН"-"ГЕР")

Геннади Григ. Ник

ГЕННА́ДИ Григ. Ник. (1826-80) - библиограф. Род. в Пб., сын отставного чиновника Мин-ва иностр. дел, крупного помещика. Окончил Петербург. ун-т (1847). Сотр. в "Отечеств. записках", "Современнике" и др. периодич. изд. Составитель библиографич. пособий по мн. отраслям знания: истории, археологии, статистике, этнографии, истории рус. лит-ры. Первый библиограф Н. В. Гоголя (1853) и А. С. Пушкина (1854, 1858-59, 1860), автор одного из первых в мире нац. ретроспективных указателей библиографич. пособий - "Лит-ра рус. библиографий" (1858), давшей мат-л для построения истории библиографии в России до 1855. В соответствии с пониманием библиографии как книговедения включил в свой труд, кроме собственно библиографич. работ, также лучшие статьи по вопросам библиотечного дела, истории книги, полиграфич. произ-ва и т. п., впоследствии поставил вопрос о необходимости создания силами науч. общественности репертуара рус. книги. Справочную и научную ценность сохраняет др. фундамент. работа Г. - "Справочный словарь о рус. писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и Список рус. книг с 1725 по 1825" (1876-1906. Т. 1-3).

Геннадий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Генслер Ир. Геор.

ГЕ́НСЛЕР Ир. Геор. (род. 1930) - артистка балета, педагог. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1948 (ученица А. Вагановой, И. Вельского). В 1948-81 артистка т-ра им. Кирова. Первая исполнительница партий: Молодая цыганка ("Каменный цветок"), Гадитанская дева ("Спартак"), Придворная танцовщица ("Легенда о любви"), Цыганка ("Маскарад"), Лезгинка ("Горянка"). Среди др. ролей: Тереза ("Пламя Парижа"), Фанни ("Тропою грома"), Мерседес ("Дон-Кихот"), Катька ("Двенадцать"), Айша ("Гаянэ"), Половчанка ("Половецкие пляски"), а также характерные танцы в операх и балетах. Яркая и темпераментная танцовщица большого артистич. дарования, Г. в 1969-70 преподавала в Каире, в 1985 в Испании, с 1972 педагог Ленингр. хореогр. уч-ща, с 1983 преподает в Италии.

Географические открытия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Географический департамент

ГЕОГРАФИ́ЧЕСКИЙ ДЕПАРТА́МЕНТ - гл. картографич. учреждение в России. Осн. в 1739 при АН. В разное время во гл. Г. Д. Л. Эйлер, С. Я. Румовский, С. К. Котельников, в числе сотр. И. И. Исленьев, А. Д. Красильников, Ф. Черный. В 1745 под рук. Л. Эйлера вышел в свет "Атлас Российский", впервые созд. на осн. геодезич. съемок. В 1758-65, когда во гл. Г. Д. стоял М. В. Ломоносов, создано 60 карт. Гл. итог деят-ности Г. Д. - составление обобщ. карт. "Генеральная карта Российской империи, по новейшим наблюдениям и известиям сочиненная" (1776) и "Новая карта Российской империи, разделенная на наместничества, сочиненная в 1786 г.". В 1796 издан новый "Атлас Российской империи", состоявший из 52 карт, к-рый обобщил итоги географич. изучения страны в теч. 18 в. Всего Г. Д. создано 250 карт и планов. В 90-х гг. 18 в., когда возникла потребность в проведении масштабных съемочно-картографич. работ, с к-рыми не могла справиться АН, создано новое учреждение - Депо карт (1797), и в 1799 Г. Д. прекратил свое существование.

Георги Ив. Ив

ГЕО́РГИ Ив. Ив. (Иоганн Готлиб) (1729-1802) - этнограф, натуралист и путешественник. Чл. Петерб. АН (с 1776), акад. (с 1783). Род. в Померании. Окончил Упсальский ун-т (Швеция), ученик К. Линнея. В 1768-74 принимал участие в эксп. АН по изучению России. Посетил Ю.-В. России, Алтай, Байкал, Забайкалье, Урал, Поволжье. В 1772-73 исследовал и произвел съемку оз. Байкал, описал климат, флору и фауну его окрестностей. Осн. труд - "Описание всех в Российском гос-ве обитающих народов, также их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, украшений, забав, вероисповеданий и др. достопамятностей" (1776-1777. Ч. 1-3).

Георгиан Каринэ Артемовна

ГЕОРГИА́Н Каринэ Артемовна (род. 1944) - виолончелистка. Училась у отца А. Я. Георгиана (ученика А. А. Брандукова). Окончила Моск. конс. у М. Л. Ростроповича (1967). Лауреат Всероссийского (1961, 3-я премия), Всесоюзного (1965, 1-я премия), Междунар. им. Чайковского (1966, 1-я премия) конкурсов. С 1970 солистка Моск. филармонии. Игре Г. свойственны яркий темперамент, естественность, глубина тона. Много гастролировала за рубежом, выступая с ведущими оркестрами и дирижерами. Среди партнеров по ансамблю - Ю. Смирнов, О. Майзенберг, А. Аминтаева, В. Крайнев, О. Крыса, Б. Джуиранна, Ш. Минц. Выступает в трио с В. Третьяковым и П. Гилиловым. С 1980 живет в Лондоне, с 1982 проф. Высшей школы музыки в Детмонде (Германия). Первая исполнительница мн. соч., посвященных ей видными совр. композиторами (А. Шнитке, Э. Денисов, А. Хачатурян, К. Пендерецкий, Т. Мансурян и др.).

Георгианский стиль

ГЕОРГИА́НСКИЙ СТИЛЬ - общее название разл. стадий классицизма в англ. и амер. архитектуре периода царствования в Великобритании 4-х сменявших друг друга королей по имени Георг (1714-1830). В России Г. С., представленный творчеством Ч. Камерона, А. Менеласа, В. Гесте и садовых мастеров - творцов англ. парков, вливается в общий стиль рус. классицизма.

Георгий Михайлович

ГЕО́РГИЙ МИХА́ЙЛОВИЧ (1863-1919) - вел. князь, 3-й сын вел. кн. Михаила Николаевича. Был женат на греч. принцессе Марии Георгиевне, имел двух дочерей. В юные годы с отцом жил в Тифлисе. Согласно традициям имп. фамилии посвятил себя воен. службе. Был шефом 81-го пехотного и 5-го Кавказского стрелкового полков, из-за травмы колена оставил службу, но в 1915 при наступлении на Эрзерум руководил этой операцией. Во время 1-й мировой войны возглавлял к-тет по награждениям и лично вручал едва ли не все Георгиевские кресты.

Еще в детстве выказал неподобающее его титулу желание стать художником, за что был наказан. С 14 лет собирал нумизматич. коллекцию, в юности занимался археолог. раскопками в Армении и Турции. В дальнейшем щедро финансировал востоковедч. иссл. (напр., эксп. франц. ученого Мартиле, по заданию Г. М. собравшего огромную коллекцию вост. бронзы), занимался живописью, был членом АХ. Председатель Рус. генеалогич. об-ва. В 1895 был назначен Августейшим управляющим Рус. музея имп. Александра III и возглавлял музей с начала его орг-ции до 1917, с 1911 почти полностью посвятив себя этой работе. Передал в музей часть своих коллекций и б-ки, подготовил их каталоги. После революции б. ч. этих коллекций пропала, часть находится в Эрмитаже. Коллекции, остававшиеся в личной собственности Г. М., в т. ч. собранная Мартиле вост. бронза, почти полностью утрачены. 24 янв. 1919 Г. М. расстрелян большевиками в Петропавловской крепости, как заложник. Реабилитирован Верховным Судом 9 июня 1999.

"Георгий Седов"

"ГЕО́РГИЙ СЕДО́В" - ледокольный пароход. Построен в 1909 в Великобритании по заказу канадской зверобойной компании (наз. "Беотик"). В 1916 приобретен рос. пр-вом, направлен в Архангельск и наз. "Г. С." (в честь полярного исследователя Г. Я. Седова). Длина ок. 75 м, ширина ок. 11 м, водоизм. 3056 т. В 1930 в ходе эксп. на "Г. С." под рук. О. Ю. Шмидта изучена сев. часть Карского м., открыты о-ва Визе, Исаченко, Воронина, Шмидта и др. В 1937 "Г. С." остался на зимовку в Арктике, где был вовлечен в дрейф, продолжавшийся 812 дней. В ходе этого дрейфа пройден путь в 3300 миль, собран уникальный науч. мат-л. В 1941-42 "Г. С." входил в состав Беломор. воен. флотилии. Списан в 1967.

Лит.: Бадигин К. С. Три зимовки во льдах Арктики. М., 1960.

Георгия церковь в Старой Ладоге

ГЕО́РГИЯ ЦЕ́РКОВЬ в Старой Ладоге - памятник каменного др.-рус. зодчества новгородской школы 12 в. Предполагается, что церковь построена в честь победы новгородцев над шведами в 1165. По типу постройки - крестово-купольный четырехстолпный храм с тремя апсидами. Скрытая в толще западной стены лестница ведет на хоры. В 14 в. пристроен притвор. Одноглавая церковь членением стен и позакомарным покрытием напоминает крупные новгородские соборы 12 в.: Рождества Богородицы Антониева м-ря и Георгиевский Юрьева м-ря. Особый интерес представляют датируемые 1170 многокрасочные фрески в интерьере церкви "Чудо Св. Георгия", "Вознесение Христа" и др. Интерьер собора пострадал при установке иконостаса и реконструкциях 18-19 вв. В 1927 фрески были расчищены и закреплены экспедицией под рук-вом И. Грабаря. В 1960-х гг. церковь реставрирована.

Геральдика

ГЕРА́ЛЬДИКА (от позднелат. geraldus - глашатай) - спец. ист. дисциплина, занимающаяся изучением гербов. Г. зародилась в Зап. Европе с появлением дворянских родовых гербов и представляла собой систему знаний о форме герба, его цветах, содержании изображений, поскольку перед нач. рыцарского турнира его распорядитель (герольд) должен был оглашать отличит. черты рыцарского герба в доказательство права рыцаря участвовать в состязании. В 14 в. в Зап. Европе появились особые гос. учреждения - герольдии, к-рым было поручено составление гербов, поскольку пожалование гербов (вместе с титулами) стало прерогативой королевской или имп. власти. Герольдии вели учет, проверку, вносили изменения в уже существовавшие гербы. Появилась теоретич. Г., выработавшая особые строгие правила составления гербов. В Зап. Европе во 2-й пол. 17 - 1-й пол. 18 в. происходило выделение Г. как спец. ист. дисциплины, тесно связанной с генеалогией, нумизматикой, сфрагистикой и изучающей гербы как ист. источник.

В России рус. дворянские гербы появляются во 2-й пол. 17 в. (ранее существовали гербы городов и земель), в 1722 учреждена Герольдмейстерская контора, занимавшаяся их составлением и учетом. Однако еще в 1672 был создан т. н. "Титулярник", в к-ром описаны 33 герба земель и княжеств (перечислялись в полном титуле рус. царей). В 1785 А. Т. Князев издал первый рус. дворянский гербовник, в к-ром помещены 533 герба 379 родов. Науч. разработка вопросов Г. нач. в России с выходом в 1855 труда А. Б. Лакиера "Рус. геральдика". В 1913-14 в России издавался ж. "Гербовед". Во 2-й пол. 20 в. интерес к Г. вновь усилился. Г. включена в программы высшей школы, изданы соотв. уч. пособия. В 1960-1970-е гг. из Г. выделились новые дисциплины: фалеристика и вексиллология.

Лит.: Белинский В. Рус. геральдич. словарь. Вып. 1-2. СПБ., 1912-1913; Арсеньев Ю. В. Геральдика. М., 1908 (2 изд. - Ковров, 1997); Каменцева Е. И., Устюгов В. Н. Рус. сфрагистика и геральдика. 2 изд. М., 1974; Вспомогат. ист. дисциплины. Историография и теория. Киев, 1988. С. 161-71; Лакиер А. Б. Рус. геральдика. 2 изд. М., 1990; Борисов И. В. Рос. родовые гербы. М., 1995; Его же. Родовые гербы России. М. - Калининград, 1997; 275 лет геральдич. России: Мат-лы конференции. СПб., 1997.

Геральдика. Основные формы геральдических щитов: 1 - варяжский; 2 - византийский; 3 - германский; 4 - английский; 5 - итальянский; 6 - испанский; 7 - французский

Геральдика. Основные формы геральдических щитов: 1 - варяжский; 2 - византийский; 3 - германский; 4 - английский; 5 - итальянский; 6 - испанский; 7 - французский

Герасимов Дм

ГЕРА́СИМОВ Дм. (ок. 1465-?) - путешественник. Как переводчик в Посольском приказе побывал с посольскими поручениями в нек-рых странах Зап. Европы. Неоднократно плавал из Белого м. вокруг Скандинавии в Норвегию и Данию. В 1525 отправлен моск. кн. Василием Ивановичем в Рим послом к папе Клименту VII. Рассказы Г. - источник для описания Моск. гос-ва рим. писателем Павлом Иовием, зафиксировавшим предположение Г. о возможности прохода сев.-вост. путем из Сев. Ледовитого ок. в Тихий.

Герасимов Инн. Петр.

ГЕРА́СИМОВ Инн. Петр. (1905-85) - почвовед, геоморфолог и физико-географ, акад. с 1953. Окончил Ленинград. ун-т (1926). С 1929 работал в Почв. ин-те, с 1945 - в Ин-те географии АН СССР (с 1951 - дир.). Участник и рук. многочисл. эксп. в Казахстан, Ср. Азию, на Д. Восток и Урал. Путешествовал по Индии, Китаю, Японии, Бразилии, США, Зап. Европе и др. Науч. иссл. посв. почвоведению, географии почв, геоморфологии, палеографии, вопросам охраны и преобразования природы. Составил первую в СССР сводку по истории ледникового периода на терр. страны (1939, совм. с К. К. Марковым). Ред. почв. карт мира и СССР. Возглавлял редколлегию "Физико-географического атласа мира" (1964). За монографию "Очерки по физич. географии зарубежных стран" (1959) удостоен медали им. Н. М. Пржевальского ГО СССР (1960). Пред. Нац. к-та сов. географов (с 1953), вице-през. Междунар. об-ва почвоведов (1960-68), вице-през. Междунар. географич. союза (1952-1972), вице-през. Географич. об-ва СССР (1952-1966), през. Всес. об-ва почвоведов (1960-1971), поч. чл. мн. заруб. АН и науч. об-в.

Герасимов Мих. Прокофьевич

ГЕРА́СИМОВ Мих. Прокофьевич (1889-1939) - поэт. Сын ж.-д. рабочего; учился в самарском ж.-д. уч-ще. В 1905 - чл. боевой дружины железнодорожников. После ареста и тюремного заключения в 1907 уехал за границу, жил во Франции, Бельгии, Италии. Сменил много профессий. В 1913 в Париже вступил в "Лигу пролетарской культуры", организов. рус. эмигрантами. Печатался с 1913-14 в газ. "Пролетарии", "Правде". Вступил в переписку с М. Горьким, при содействии к-рого стихи Г. опубл. в "Сборнике пролетарских писателей" (1914 и 1917). В 1918 - основатель и пред. Самарского Пролеткульта, ред. ж. "Зарево заводов", в 1920 - один из основателей лит. группы "Кузница". Зам. пред. ВАПП (Всесоюзной Ассоциации Пролетарских Писателей). К 1-й годовщине Октября совместно с С. Есениным и С. Клычковым пишет "Кантату" (муз. И. Шведова), исполненную 7 нояб. 1918 на Красной площади в честь открытия мемор. доски "Павшим в борьбе за мир и братство народов". Для романтич. поэзии Г. (сб. "Вешние зовы", 1917; "Завод весенний", 1919; "Железные цветы", 1919; "Электрификация", 1922; поэма "Мона Лиза", 1924), как и для рассказов (сб. "Цветы под огнем", 1919), характерны тема классовой борьбы рабочих, поэтизация фабричного труда, мощь гиперболич. образов и сравнений. Г. - один из образцовых поэтов Пролеткульта, "поэт железа", автор "Песни о железе", стих. "Люблю я зарево вагранок...", "В купели чугуна", "Железные цветы", воспевал грохочущий, лязгающий мир металла, машин, цистерн, труб, проводов ("железные" - завод, весна, кровь, поэзия). Стих. "Черная пена" (1921), далее одноим. сб. - свидет-ва кризиса, пережитого Г. в связи с неприятием нэпа. В сб. "Земное сияние" (1927), "Бодрое утро" (1928), "Полет" (1930) - преодоление кризиса, жизнеутверждающие мотивы. В 1937 незаконно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Герасимов Сер. Аполлинариевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Герасимов Сер. Вас.

ГЕРА́СИМОВ Сер. Вас. (1885-1964) - живописец, график, педагог, нар. художник СССР (1958), д. ч. АХ СССР (1947). Учился в Строгановском худож.-промышл. уч-ще в Москве (1901-07), в Моск. уч-ще ваяния и зодчества (1907-12) у К. А. Коровина и С. В. Иванова, чл. объединений: "Маковец" (1922-25), Об-ва моск. художников (1926-29), Академии художеств России (1930-32), 1-й секр. правления Союза художников СССР (1958-64). В 20-е - нач. 30-х гг. пишет портреты крестьян, сдержанные по колориту, широкие по живописной манере ("Колхозный сторож", 1933); картины 30-40-х гг. на историко-рев. тему и крест. жизни решаются эпически, носят следы идеализации соц. об-ва ("Колхозный праздник", 1937 и др.). В 50-е гг. осн. внимание уделяет пейзажу, стремится к передаче гармонии мира, человека и природы. В них раскрываются высокие проф. качества художника - тонкого колориста, мастера передачи световоздушной среды, меняющихся состояний природы, продолжателя традиций рус. реалистич. пейзажа 2-й пол. 19 - нач. 20 в. (сер. "Можайские пейзажи", 1954 и др.). В 30-е - 50-е гг. иллюстрирует произв. отеч. классики, создает характерные нар. образы, обычно в технике тушевого рисунка, черной и цветной акварели ("Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова, 1933-36; "Дело Артамоновых" А. М. Горького, 1939-54; "Капитанская дочка" А. С. Пушкина, 1951). Преподавал в Худож. школе при типографии Тов-ва И. Д. Сытина (1912-24), в Гос. школе печатного дела Изобразит. отдела Наркомпроса при 1-й Образцовой типографии (1918-23), во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1920-29), Моск. полиграфич. ин-те (1930-36), Моск. гос. худож. ин-те им. В. И. Сурикова (1936-50).

Соч.: Герасимов С. М. Об искусстве (О традициях и новаторстве). М., 1973.

Лит.: Кравченко К. Сергей Васильевич Герасимов. М., 1985.

Герб

ГЕРБ (польск. herb, от нем. Erbe - наследство) - геральдически оформленный знак статуса (определение, введенное в науч. оборот сотрудниками Гос. Герольдии П. К. Корнаковым и М. Ю. Медведевым). Г. разделяются на государственные, земельные, корпоративные, личные, родовые, городские. Г. могут изображаться на знаменах, печатях, монетах, денежных знаках, в качестве знака собственности - на архитект. сооружениях, произв. иск-ва, утвари и пр. В Зап. Европе родовые и городские Г. появились в раннем средневековье. В России время возникновения Г. историками определяется по-разному - с домонг. периода до 17 в. Госуд. эмблематика зародилась в России в 15 в. - с появлением двуглавого орла на печати вел. кн. Ивана III. На протяжении неск. веков двуглавый орел оставался символом верховной власти. При царе Алексее Михайловиче геральдика получила в России офиц. признание и развитие, что повлияло и на оформление рос. герба, осн. вариант к-рого сложился к нач. 18 в. С Петровской эпохи и вплоть до 1917 гос. Г. неоднократно подвергался изменениям. В соответствии с Указом Президента Росс. Федерации от 30 нояб. 1993 гос. Г. России вновь стал двуглавый орел. По офиц. описанию совр. гос. Г. Рос. Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдич. щите; над орлом - три ист. короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.

Лит.: Герб и флаг России X-XX веков. М., 1997.

Герб Российской империи

Герб Российской империи

Гербек Роберт Иос.

ГЕ́РБЕК Роберт Иос. (1907-94) - артист балета, балетмейстер. После занятий в частной школе балета окончил веч. отд-ние Ленингр. хореогр. уч-ща (ученик В. А. Семенова, В. И. Пономарева и др.). В 1928-29 - в ансамбле И. Ф. Кшесинского; в 1930-62 артист т-ра им. Кирова. Первый исполнитель партий: Тибальд ("Ромео и Джульетта"), Заал ("Сердце гор"), Остап ("Тарас Бульба"), Красс ("Спартак"), Герт ("Тропою грома"). Среди др. ролей: Ли Шанфу ("Красный мак"), Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Абдерахман ("Раймонда"), Клод Фролло ("Эсмеральда"), Гико ("Гаянэ"), Ротбард ("Лебединое озеро"), Эспада ("Дон-Кихот"), Тарас Бульба (одноим. балет), а также характерные танцы в операх и балетах. Характерный и мимич. артист большого темперамента и четкого рисунка, Г. вошел в историю отеч. балета как первый исполнитель роли Тибальда, достигнувший в ней шекспировского размаха. В 1948-78 организатор и рук. ансамбля классич. балета при Новгородской филармонии. В 1961-71 гл. балетмейстер Ленингр. театра муз. комедии. Помимо редакций традиц. репертуара, пост. ряд ориг. спектаклей: "Тема с вариациями" (1961, на муз. П. Чайковского, Малый т-р), "Алые паруса" (1965, В. Юровский, т-р им. Джамиля), "Фея кукол" (1966, И. Байер, Т-р муз. комедии) и др. С 1954 (с перерывами) преподавал характерный танец в Ленингр. хореогр. уч-ще.

Гербель Николаус Фридрих

ГЕ́РБЕЛЬ Николаус Фридрих (ум. 1724) - архитектор "цесарской земли" (т. е. из Австрии или Южной Германии), работал в СПб. с 1719. Согласно док-там составил план застройки Адмиралтейского о-ва (1719), облицовывал камнем Зимнюю канавку (1720-21), продолжал строить начатые арх. Г. И. Маттарнови по своим проектам Партикулярную верфь (1719-24), Исаакиевскую ц. (1719-24), Кунсткамеру (1719-24), Мытный двор на Адмиралтейском о-ве (1720-21), дом графа П. И. Ягужинского на наб. Невы (1720-21), по своим проектам построил Конюшенный двор (1720-24), дом для царских поваров (1720-22), дом царского карлика Луки Частихина (1720-22). Как арх. Гл. полицмейстерской канцелярии Г. размерял улицы и отводил места под застройку на Адмиралтейском о-ве (1720-24) и исполнял множество др. работ на стр-ве СПб.

Герберштейн Сигизмунд

ГЕРБЕРШТЕ́ЙН Сигизмунд (1486-1566) - барон (1532), дипломат при доме правящей династии Габсбургов (Австрия). С детства владел виндским яз., на к-ром говорили славяне австр. Крайны. Получил образование в Венском ун-те. Участвовал в войнах Австрии с Венгрией и Венецией. Поступив на дипломатич. службу к имп. Свящ. Римской империи, ездил в качестве посла в Россию, Польшу, Венгрию, вел переговоры с тур. султаном. Впервые посетил Россию в 1517 с целью заключения антитур. договора. Несмотря на безрезультатность переговоров, Г. удалось установить дружеские отношения между Московией и империей. Вторая поездка в Москву состоялась в марте-нояб. 1526: вместе с имп. послом Нугаролем Г. от имени эрцгерцога Фердинанда стремился склонить Россию к подписанию мирного договора с Польшей, результатом чего стало продление перемирия с Польшей, срок к-рого истекал в 1527, на 6 лет. С 1532 Г. занимался изданием своих соч., в т. ч. "Записок о Московитских делах" (др. назв. - "Записки о Московии"), написанных на основе личных наблюдений и сведений, сообщенных Г. его рус. собеседниками. В отличие от др. иностр. путешественников, Г. знал рус. яз., имел возможность познакомиться и с рус. письм. источниками (летописями, актами. Судебником 1497 и др.), часть из к-рых до нас не дошла. Г. опубликовал в своей книге выдержки из рус. источников в своем переводе, снабдив их заголовками и комментариями. Соч. Г. содержит сведения о географии Моск. гос-ва, гос. управлении, полит. истории, идеологии, церкви и т. п. Особый интерес представляют сведения о народах С. и В. России.

Соч.: Записки о Московии. М., 1988.

План Кремля. Гравюра из кн. "Записки о Московитских делах" С. Герберштейна

План Кремля. Гравюра из кн.

Гергиев Валер. Абисалович

ГЕРГИ́ЕВ Валер. Абисалович (род. 1953) - дирижер. Окончил Ленинградскую конс. (1977, кл. И. А. Мусина). Лауреат Всес. конкурса дирижеров (1976, 2-я премия), Межд. конкурса фонда Караяна (1977, 1-я премия). С 1977 дирижер Санкт-Петербург. Мариинского (быв. Кировского) т-ра оперы и балета; С 1988 - гл. дирижер. В 1981-85 одновременно гл. дирижер Гос. симфонич. оркестра Армении. Первые самостоят. работы в т-ре - "Мазепа", "Манон Леско", "Трубадур", "Дон Паскуале", "Лоэнгрин". Проводил фестивали: Мусоргского (с пост. "Бориса Годунова", "Хованщины", концертным исполнением неоконч. опер и др. соч.), Прокофьева (с пост. опер "Огненный ангел", "Игрок", "Любовь к трем апельсинам", "Война и мир" и возобновлением "Обручения в монастыре"), Римского-Корсакова (с пост. "Сказания о невидимом граде Китеже", "Кощея бессмертного", возобновлением "Псковитянки", исполнением симфонич. соч.). Впервые поставил в Мариинском т-ре "Катерину Измайлову" Шостаковича, возобновил постановку "Саломеи" Р. Штрауса, осуществил постановку "Парсифаля" Вагнера. Под его рук-вом поставлены балеты "Весна священная" и "Свадебка" Стравинского. Г. ввел в Мариинском т-ре практику променад-концертов оркестра с участием солистов и хора, на к-рых исполняются симфонич., ораториальная и оперная музыка. Г владеет огромным оперным и симфонич. репертуаром. Дирижированию Г. свойственны яркий темперамент, естественность фразировки, импровизационная свобода. Удостоен звания "Лучший дирижер года" (Лондон, 1995). Нар. артист России (1996). С 1997 параллельно с работой в Мариинском театре - пост. дирижер-гастролер в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк).

Герд Ал-др Як

ГЕРД Ал-др Як. (1841-88) - рус. педагог, основоположник методики преподавания естествознания как науч. дисциплины и метода практических и лабораторных работ. Гл. задача преподавания естествознания в ср. школе, по Г., заключается в формировании естественно-науч. мировоззрения. Автор "Учебника по зоологии" (ч. 1-2, 1877-83), "Краткого курса естествознания" (1878) и др. работ. Длит. время его учебник "Мир божий" (успел завершить лишь 1-ю часть) и методич. рук-во к нему "Предметные уроки в начальной школе" служили для учителей осн. пособиями по курсу неживой природы. В 1880-83 - эксперт по уч. части Петерб. гор. училищной комиссии.

Гердт Елиз. Пав

ГЕРДТ Елиз. Пав. (1891-1975) - артистка балета, педагог. Дочь П. А. Гердта. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1908 (кл. М. Фокина); в 1908-28 артистка Мариинского т-ра, с 1920 балерина. Первая исполнительница гл. партий в бал. "Шубертиана", "Красный вихрь", "Пульчинелла". Среди др. ролей: Аспиччия ("Дочь фараона"), Армида ("Павильон Армиды"), Мирта ("Жизель"), Фея Сирени, Аврора ("Спящая красавица"), Царь-Девица ("Конек-Горбунок"), Никия ("Баядерка"), Пахита (одноим. балет), Раймонда (одноим. балет). Балерина академич. стиля, миловидная, изящная, пластичная, Г. избегала внешних эффектов, скульптурная пластика ее поз и движений была величественна и совершенна. Безупречное сохранение традиций характерно и для Г.-педагога. Преподавала в Ленингр. хореогр. техникуме в 1928-34 (худож. рук. в 1929-30), в 1935-42, 1945-60 в Моск. хореогр. уч-ще и Большом т-ре. Среди ее учениц А. Шелест, М. Плисецкая, Р. Стручкова, Е. Максимова.

Е. П. Гердт с М. М. Плисецкой в классе

Е. П. Гердт с М. М. Плисецкой в классе

Гердт Зиновий Еф.

ГЕРДТ Зиновий Еф. (1916-96) - актер. Играть начал в 1932 в московском т-ре рабочей молодежи при электрозаводе им. Куйбышева. С 1937 Г. работал в т-ре кукол при Моск. Доме пионеров. В 1941 Г. ушел добровольцем на фронт, участвовал в Великой Отечеств. войне, получил тяжелое ранение, последствием к-рого стала хромота, надолго лишившая его возможности выступать на драматич. сцене. С 1945 Г. работал в Центр. т-ре кукол под рук. С. В. Образцова. Он был одним из создателей популярного спектакля "Необыкнов. концерт" (1946) и исполнял в нем роль Конферансье. Среди других ролей Г. - Адам в спектакле "Божественная комедия" (1961). Г. был исполнителем мн. ролей в кукольных представлениях для детей.

Роли Г. в кино: Кукушкин ("Фокусник", 1968), Паниковский ("Золотой теленок", 1968), Профессор ("Печки-лавочки", 1972), Дедушка ("Автомобиль, скрипка и собака Клякса", 1972), Эйнштейн ("Бегство мистера Мак-Кинли", 1975), Олег Григорьевич ("Ключ без права передачи", 1977), Сосед Шарапова ("Место встречи изменить нельзя", 1979) и др. Г. читал закадровый текст в фильмах "9 дней одного года" (1962), "Зигзаг удачи" (1968) и мн. др. Г. был большим мастером дубляжа. Его голос звучит в фильмах "Фанфан-Тюльпан", "Король Лир" (дубляж исполнителя гл. роли Ю. Ярвета) и др. В 1985 Г. сыграл роль Мефистофеля в телеспектакле М. М. Казакова "Фауст". В 1987 он исполнил роль Нормана в спектакле Моск. т-ра им. М. Н. Ермоловой "Костюмер", где его партнером был В. С. Якут. С 1994 до последних дней жизни Г. был постоянным ведущим нескольких телепрограмм.

Гердт Пав. Андр.

ГЕРДТ Пав. (Пав.-Фридрих) Андр. (1844-1917) - артист балета, педагог. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1864 (ученик М. Петипа, Х. Иогансона). В 1864-1916 артист Мариинского т-ра, с 1866 первый танцовщик. Первый исполнитель партий: Дезире ("Спящая красавица"), принц Коклюш ("Щелкунчик"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Абдерахман ("Раймонда"), Дамис ("Испытание Дамиса"), Рауль ("Синяя борода"). Среди его др. ролей: Рудольф ("Дева Дуная"), Люсьен ("Пахита"), Феб, Гренгуар ("Эсмеральда"). На сцене Мариинского т-ра исполнил б. 100 ролей и характерных танцев в балетах и операх. Там же пост. бал. "Сильвия" (1901, комп. Л. Делиб, совм. с Л. Ивановым) и "Жавотту" (1902, К. Сен-Санс). В 1880-1904 преподавал в Петерб. театр. уч-ще, среди его учениц А. Ваганова, В. Трефилова, А. Павлова, Т. Карсавина. Стройный, белокурый, голубоглазый, Г. был словно создан для ролей балет. героев. Созд. Г. партия Дезире во мн. является его творч. портретом. Его мужественно-благородный и элегантный стиль танца на долгие годы стал эталоном муж. исполнительства в петерб. балете. Г. был великолепным мимич. артистом и превосходным кавалером, желанным партнером мн. балерин - от А. Транцевой и Е. Вазем до В. Цукки, П. Леньяни, А. Павловой.

Герино Теодор

ГЕРИНО́ Теодор (1808 - после 1845) - франц. танцовщик и балетмейстер. В 1834-45 работал в России. Дебютировал в Пб. в балете "Дафнис, или Клятвопреступник" (балетм. А. Блаша). Исполнил роль графа Альмавивы в бал. "Альмавива и Розина". Славился исполнением итал. танца сальтарелла, где блистал быстротой, ловкостью и грациозностью движений. С 1838 выступал в моск. Большом т-ре. Партнер Е. Санковской в романтич. балете. Среди ролей: Джеймс в "Сильфиде", Рудольф в "Деве Дуная", Райдаг-бей в "Морском разбойнике" и др. Иск-во Г. высоко ценил В. Г. Белинский.

Герман Ал. Юр.

ГЕ́РМАН Ал. Юр. (род. 1938) - кинорежиссер. Сын писателя Ю. Германа. В 1960 окончил ф-т Ленингр. театр. ин-та им. А. Н. Островского (курс Г. А. Товстоногова). После ин-та работал в БДТ им. М. Горького. В кино с 1964 на к/ст "Ленфильм". Был вторым реж. на ф. В. Венгерова "Рабочий поселок" (1965). Затем совм. с реж. Г. Ароновым поставил ф. "Седьмой спутник" (1967, по рассказу Б. Лавренева). "Феномен" режиссера Г. начался с его первого самостоят. ф. "Операция "С Новым годом!"" (по рассказу Ю. Германа). Все в этом ф. было непривычно для нашего кино тех лет: и плохо одетые, усталые партизаны; и явное сочувствие одному из центр. персонажей ф., Лазареву - человеку, бежавшему в партиз. отряд из нем. плена, трагич. интонация, отсутствие показной бодрости. Ф. обвинили в "искажении образа героич. времени и сов. народа" и положили "на полку" (вышел на экраны через 15 лет, в 1986, под назв. "Проверка на дорогах"). С трудом проходил "инстанции" и следующий ф. Г. - "Двадцать дней без войны" (по пов. К. Симонова). На экране воскресал тыловой Ташкент 1943. Чтобы воссоздать подлинную картину времени, Г. изучил много нем. и отечеств. воен. хроник, фотографий и т. п. Офиц. возмущение вызвало приглашение на центр. роль (воен. корр. Лопатина) комедийного актера Ю. Никулина, создавшего на экране драматич. образ. Картина вышла на экран в 1976 только благодаря содействию К. Симонова. В 1982 Г. поставил ф. "Начальник опергруппы" (по мотивам ром. Ю. Германа "Лапшин"). Изображая наш угрозыск 1935, Г. избежал детективного или приключенческого поворота и, изучив по хроникам и фотографиям эпоху, создал фильм, гл. героем к-рого стало Время, показанное жестко, без прикрас. Фильм был запрещен, пока Г. не доснял неск. кадров в начале и конце фильма, чтобы придать событиям видимость воспоминаний человека, к-рый в те годы был ребенком. Под назв. "Мой друг Иван Лапшин" фильм в 1985 вышел на экран. В 1999 на экраны вышел ф. "Хрусталев, машину!"

Лит.: Липков А. Проверка на дорогах // Новый мир. 1987. № 2; Карахан Л. Алексей Герман // Фильмы, судьбы, голоса: Ленингр. экран. Л., 1990; Жежеленко М. На пути от сценария к фильму // Там же.

Герман Юр. Пав

ГЕ́РМАН Юр. Пав. (1910-67) - прозаик, драматург, киносценарист. Род. в Риге в семье военного, мать - преподавательница рус. яз. Учился в Курском техникуме сценич. иск-ва, работал на металлич. заводе, в многотиражке "Голос бумажника". Участник Вел. Отеч. войны на Сев. флоте, был воен. корр. ТАСС.

Первый рассказ опубл. в 1928. В 1931 вышли ром. Г. "Рафаэль из парикмахерской", "Вступление". Популярностью пользовался роман "Наши знакомые" (1936) - история женщины, отмеченная вниманием к реалиям быта, интимной стороне жизни.

Осн. герои Г. - чекисты и врачи, к-рым посвящены рассказы о Н. И. Пирогове, пов. "Подполковник медицинской службы" (1949), трилогия о д-ре Влад. Устименко, его друзьях и недругах: "Дело, которому ты служишь", "Дорогой мой человек", "Я отвечаю за все" (1958-65).

Г. - автор ист. ром. из петровской эпохи "Россия молодая" (1952), воспоминаний о М. Горьком и В. Мейерхольде, к-рый поставил спектакль по инсценировке ром. "Вступление". По сценариям Г. сняты ф. "Семеро смелых" (1936, в соавт. с С. Герасимовым), "Доктор Калюжный" (1939), "Пирогов" (1947), "Дело Румянцева" (1955), "Дорогой мой человек" (1958), "Верьте мне, люди" (1964) и др. По мотивам прозы Г. его сыном А. Германом сняты ф. "Проверка на дорогах", "Мой друг Иван Лапшин".

Ю. П. Герман

Ю. П. Герман

Германистика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гермоген

ГЕРМОГЕ́Н (в миру Ермолай) (ок. 1530-1612) - церк. и полит. деятель. Патриарх Моск. и всея Руси (с 1606). Происходил из донских казаков. С 1579 - священник в Казани; в 1587 принял иночество, затем - игумен и архимандрит казанского Спасо-Преображенского мон., с 1589 епископ. Как митрополит Казанский и Астраханский (с 1589) активно проводил христианизацию нерус. народов Поволжья, создавая слободы "новокрещенцев". Вел активное церк. стр-во; автор "Сказания о явлении иконы Казанской Богоматери". Обладая жестким, непреклонным характером и сильной волей, чуждый компромиссам, Г. в годы оккупации поляками Москвы стал подлинным нац. героем. После низложения Василия Шуйского (июль 1610) решительно выступил против планов подчинения России польск. королю. Находясь в захваченной поляками Москве, Г. обратился к рус. народу с воззваниями, в к-рых призывал встать на защиту Отечества. Призывы Г. сыграли значит. роль в подъеме нац.-освободит. движения. Г. категорически отказался выполнить требование поляков выступить с осуждением Первого, а затем Второго ополчения, собранных для спасения Москвы. Умер от голода в заточении за неск. мес. до освобождения Москвы войсками К. М. Минина и кн. Д. М. Пожарского. Канонизирован Рус. правосл. церковью.

Лит.: Кедров С. Жизнеописание святейшего Гермогена, патриарха Моск. и всея России. М., 1912.

Патриарх Гермоген. Миниатюра 17 в.

Патриарх Гермоген. Миниатюра 17 в.

Геронтий

ГЕРО́НТИЙ (? - ум. 1489) - четвертый автокефальный митрополит Моск. Поставлен на митрополию 1473 из епископов Коломенских. Поддерживал удельных князей, отстаивал старые права и привилегии церкви, стремился к независимости церк. орг-ции от великокняж. власти. В условиях 70-80-х гг. 15 в. оппозиция Г. носила консервативный характер и была объективно направлена против создания сильного централизов. гос-ва. В 1480 Г. поддержал Ивана III в критич. дни стояния на Угре. В свою очередь, Иван III, проводя политику гос. стр-ва, вынужден был считаться с Г. и до самой смерти последнего не смог заменить его на митрополичьей кафедре. Г. был последним рус. иерархом, пытавшимся бороться с усиливавшейся гос. властью.

Лит.: Лурье Я. С. Идеологич. борьба в публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960.

Герстенберг Иоганн Даниэль

ГЕРСТЕНБЕ́РГ Иоганн Даниэль (1758-1841) - книго- и нотоиздатель и книготорговец. Изучал юриспруденцию в Лейпцигском ун-те (1782-86), одновременно занимаясь музыкой. Издание неск. собств. муз. соч. упрочило Г. в намерении заняться книжным делом. В 1786-88 - дом. управитель д-ра Элизена в Киеве, вместе с ним в 1791 переехал в Пб. С 1792 (первонач. с И. В. Геслером) основал кн. торговлю, затем книгопечатание в типографии И. Шнора; завязал партнерские связи с Зоммером (Лейпциг), Андре (Франкфурт-на-Одере) и др. В Пб. издавал: "Санктпетербургские врачебные ведомости" (1792-94), "Санктпетербургский муз. журнал", "Песенник, или Полное собрание старых и новых российских нар. и прочих песен для ф-но" в 3-х ч. (1797-98); соч. И. Гайдна, В. Моцарта, в т. ч. клавир "Волшебной флейты" (неполн.), М. Клементи, б. число руководств для обучения музыке; "Карманные книжки для любителей музыки" (1795, 1796), в к-рых печатались ноты соч. рус. композиторов Д. С. Бортнянского, И. Е. Хандошина, О. А. Козловского и др. После 1799, передав фирму Ф. Дитмару, возвратился в Германию, продолжив издат. деят-ность в осн. им фирмах в Готе и Хильдесхейме, существующих до наст. времени.

Герцен Ал-др Ив

Статья большая, находится на отдельной странице.

Герцык Аделаида Казимировна

ГЕ́РЦЫК (ЛУ́БНЫ-ГЕ́РЦЫК) Аделаида Казимировна (в замужестве Жуковская) (1874-1925) - поэт, прозаик, переводчик. Сестра Е. К. Герцык. Род. в г. Александрове Моск. губ., получила дом. и гимназич. образование в Москве. Дружила с поэтами Вяч. Ивановым, М. Волошиным, М. Цветаевой, философами Н. Бердяевым, Л. Шестовым, С. Булгаковым, собиравшимися в ее моск. квартире - своеобр. лит.-филос. салоне 1910-х гг. С 1907 выступала со стихами в периодич. изд. Единств. сб. Г. "Стихотворения" (1910), насыщенный религ. филос. символикой и фольклорными мотивами, получил высокую оценку символистской критики. Оставила автобиогр. и мемуарную прозу, печатавшуюся в 1900-10 в журн. "Рус. мысль", "Сев. записки" и др. изд. Пер. произв. Дж. Рескина, Ф. Ницше и др. заруб. философов.

Герцык Евг. Казимировна

ГЕ́РЦЫК (ЛУ́БНЫ-ГЕ́РЦЫК) Евг. Казимировна (1878-1944) - переводчик, лит. критик, мемуарист. Сестра А. К. Герцык. Окончила ист.-филол. отд. Высших жен. курсов И. Герье в Москве (1905). Сильное воздействие на Г. в ее эстетич. и рел.-филос. исканиях оказал Вяч. Иванов. Переводила Ф. Ницше ("Помрачение кумиров", 1900, 2-е изд. - 1902, под назв. "Сумерки кумиров"; "Утренняя заря", 1901; "Несвоевременные размышления", 1905), Т. Гомперца ("Греч. мыслители". Т. I. СПб., 1911 - совм. с Д. Жуковским), У. Джеймса, С. Лагерлеф, Ж. К. Гюисманса, А. де Мюссе. Выступала с критич. статьями в "Вопросах жизни" и "Золотом руне". С 1936 писала воспоминания (частично опубл. в 1973 за рубежом), в к-рых мн. страницы, посв. встречам с Н. Бердяевым, С. Булгаковым, М. Гершензоном, М. Волошиным, о. Павлом Флоренским, Л. Шестовым, служат ценнейшим источником по истории худож. и духовных движений нач. века. Мн. работы Г. (в т. ч. иссл. об Э. По, эссе, автобиогр. заметки, дневники, письма) не опубл.

Соч.: О "Тантале" Вячеслава Иванова // Вопросы жизни. 1905, № 12; Бесоискатели в тихом омуте // Золотое руно. 1909. № 2-3; Воспоминания. Париж, 1973.

Лит.: Цветаева А. Из воспоминаний // Звезда. 1985. № 2. С. 172-174.

Гершензон Мих. Осипович

ГЕРШЕНЗО́Н Мих. Осипович (1869-1925) - историк рус. лит-ры и обществ. мысли, философ, публицист. Вышел из мещанско-купеч. евр. семьи; гимназич. образование получил в Кишиневе. В 1887-89 учился в Берлине, а затем - на ист.-филол. ф-те Моск. унта. Молодость Г. исполнена трудов, напряженной умственно-духовной жизни и мат-льных лишений - об этом свидетельствует его кн. "Письма к брату" (1927). В 1895 опубл. работа Г. ""Афинская полития" Аристотеля и "Жизнеописания" Плутарха" (в 1893 удостоена Зол. медали). По окончании ун-та много работает в обл. педагогики, истории рус. лит-ры и освободит. движения. Г. первым подошел к изучению мн. ценнейших архивных мат-лов (архив декабриста М. Ф. Орлова и его семьи, А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огаревой), приобрел в 1899 в Берлине пушкинские мат-лы (на средства книгоиздателя К. Т. Солдатенкова). На осн. не известных ранее архивных док-тов написаны многие иссл. Г., в т. ч. кн. "Грибоедовская Москва" (1914). Диапазон его интересов весьма широк: декабризм, славянофильство, западничество, многообр. направления умств. исканий рус. интеллигенции: "Социально-политич. взгляды А. И. Герцена" (1906); "История молодой России" (1908); "П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление" (1908); "Жизнь В. С. Печерина" (1910); "Ист. записки. (О рус. об-ве)" (1910); "Образы прошлого" (1912); "Декабрист Кривцов и его братья" (1914). Анализ творчества А. С. Пушкина в широком культурном контексте - в кн. "Мудрость Пушкина" (1919) и "Статье о Пушкине" (1926). Как методик и пушкинист Г. опирался на интуицию и "вчувствование" в эпоху и творчество писателя. Издавал серии томов "Рус. Пропилеи" (1915-16. Т. 1-4, 6) и "Новые Пропилеи" (1923. Т. 1), содержавшие публикации ист.-лит. мат-лов. Мировоззрение Г. оформилось в духе "религ. народничества", соединив традиции либерально-демократич. обществ. мысли 19 в. и нек-рые тенденции религ.-филос. мысли нач. 20 в. Сотр. в ж. "Научное слово" (1903-05) и "Вестник Европы" (1907-08), сблизившись с литераторами символист. круга. В 1909 выступил инициатором и участником сб. "Вехи", где поместил ст. "Творч. самосознание", неск. филос.-ист. трудов: "Тройственный образ совершенства" (1918), "Видение поэта" (1919), "Мечта и мысль И. С. Тургенева" (1919), "Гольфстрем" (1922), "Ключ веры" (1922), "Судьбы еврейского народа" (1922). Напряженно размышляя о судьбах культуры в кризисную эпоху, мечтал о духовном обновлении личности, освобождении от окаменевших доктрин и нравств. законов, о возвращении к живому, непосредств. переживанию бытия (спор с Вяч. Ивановым в кн. "Переписка из двух углов", 1921, где причудливо соединились "утопич. анархизм" и скепсис Г. в отношении культуры и цивилизации).

М. О. Гершензон

М. О. Гершензон

Гершун Ал-др Львович

ГЕРШУ́Н Ал-др Львович (1868-1915) - физик; науч. рук. (с 1912) Росс. об-ва оптич. и механич. произв-ва. Тр. посв. прикладной геом. и физ. оптике, электромагнетизму и радиоактивности. Инициатор создания оптич. произв-ва в России, создатель ряда оптич. приборов для флота (дальномеров, прицелов и др.)

Гершуни Григ. Андр.

ГЕРШУ́НИ Григ. Андр. (1870-1908) - один из лидеров эсеровской партии, теоретик тактики террористич. борьбы с самодержавием; литератор. Не окончив г-зии, поступил на фармацевтич. курсы при Киев. ун-те. Работал в Минске фармацевтом-провизором. С кон. 90-х гг. примкнул к революционерам. После кратковрем. ареста познакомился в 1900 с Е. К. Брешко-Брешковской. Участвовал в деят-ности "Рабочей партии политич. освобождения России", редактировал программную брошюру орг-ции "Свобода", в к-рой выдвигалась задача подготовки и развертывания террористич. борьбы. Осенью 1901 уехал за границу, участвовал в образовании эсеровской партии. Встав во гл. Боевой орг-ции (1902), Г. организовал первые крупные террористич. акты эсеров: убийство мин. внутр. дел Сипягина (1902), уфимск. губернатора Богдановича (1903), покушение на Харьков. губернатора Оболенского (1902). В мае 1903 арестован, в марте 1904 приговорен к смертной казни, замен. пожизн. каторгой. В дек. 1905 переведен из Шлиссельбурга в Акатуй (Сибирь), откуда бежал осенью 1906. В февр. 1907 участвовал в партийном съезде (Таммерфорс). Выступал за блок с кадетами и против межфракц. борьбы в Гос. думе, но продолжал настаивать на сохранении террора в качестве центр. задачи. Решительно защищал Е. Азефа от обвинений в провокаторстве. В марте 1908 умер от саркомы. Автор ряда брошюр и статей, мемуаров, опубл. в 1907, а также стих. в прозе "Разрушенный мол" (1901), к-рое нек-рое время приписывалось М. Горькому.

Предыдущая страница Следующая страница