Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕД"-"ГЕН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГЕД"-"ГЕН")

Гедике Ал-др Фед

ГЕ́ДИКЕ Ал-др Фед. (1877-1957) - органист, пианист, композитор, педагог. Отец Г. преподавал орган в Моск. конс., дед и прадед также были органистами. Г. окончил Моск. конс. по фп. у Г. А. Пабста и В. И. Сафонова (1898). Учился композиции у А. С. Аренского, И. М. Ладухина, Г. Э. Конюса. Как композитор завоевал премию на Междунар. конкурсе А. Г. Рубинштейна (1900). С 1909 - проф. Моск. конс. по кл. фп., с 1919 - зав. кафедрой камерного ансамбля, с 1923 вел класс органа. Исполнит. стиль Г.-органиста сложился прежде всего под влиянием музыки Баха (Г. исполнил все его органные сочинения) и отличался интеллектуализмом, величавостью и глубиной мысли. В композиторском творчестве Г. преобладали академич. рационализм и вариационно-полифонич. склад мышления. Г. принадлежат 3 симфонии (1902, 1905, 1922), оперы "Виринея" (1915), "Жакерия" (1933), концерты для разл. инструментов, камерные ансамбли и мн. др. Известен прежде всего как автор многочисл. пед. пьес для фп. (1903-1947). Д-р иск-ведения (1946). Нар. артист РСФСР (1946). Гос. премия за исполнит. деят-ность (1947). Среди учеников Г. композитор М. Л. Старокадомский.

Лит.: А. Ф. Гедике. Сб. ст. и восп. М., 1960; А. Ф. Гедике. Нотографич. справочник / Сост. Г. К. Иванов. М., 1970.

А. Ф. Гедике

А. Ф. Гедике

Гедимин

ГЕДИМИ́Н, Гедиминас (ум. 1341) - вел. кн. литовский (с 1316). Проводил политику укрепления Литов. вел. кн-ва, сделал столицией Литвы Вильнюс (впервые упоминается в письмах Г. в 1323). Обладая сильной властью, Г. при принятии важных решений опирался на совет литов. знати. Вел борьбу с экспансией нем. рыцарей-крестоносцев на литов. и рус. земле. В 1325 заключил союз с польским королем Владиславом Локетком, выдав замуж за его сына Казимира свою дочь Альдону (Анну). Литов.-польское войско нанесло серьезное поражение крестоносцам под Половцами в 1331. Заключил с Ливонией в 1323 и 1338 торгово-полит. договоры. Оставаясь язычником, Г. проявлял веротерпимость по отношению к христ-ву, его сын Наримонт при жизни отца принял православие. Укреплял свое влияние на Руси: заключил союз с Тверью, выдав свою дочь Марию в 1320 за тверского кн. Дмитрия Михайловича, а в 1333 выдал свою дочь Айгусту (Анастасию) за будущего моск. вел. кн. Семена Ивановича. В 1326 заключил мирный договор с Новгородом, а в 1333-38 его сын Наримонт (Глеб) был служилым новгородским князем, получив в управление Ладогу, Орешек, Карельскую землю и пол-Копорья. Г. посылал войска на помощь Пскову против Ливонского ордена. Во времена Г. в состав Литов. вел. кн-ва входили Полоцкая и Турово-Пинская земли, Черная Русь. Г. вел борьбу за обладание Галицко-Волынской землей, где с 1340 княжил его сын Любарт, именовал себя "королем литовцев и рус.". Убит при осаде нем. крепости Баербург.

Лит.: Пашуто В. Т. Образование Литов. гос-ва. М., 1959.

Гедиминовичи

ГЕДИМИ́НОВИЧИ - группа княж. родов в России, потомки вел. кн. литов. Гедимина, выезжавшие в разное время из Литвы на Русь. У Гедимина было семь сыновей: Мондивид, Кориат, Ольгерд, Кейстут, Любарт, Евнутий. Наримонт (в крещении Глеб) в 1333-38 был служилым князем в Новгороде, затем вернулся в Литву. Его сыновья Юрий и вслед за ним Патрикей также охраняли сев. новгородские границы от шведов, а позднее возвратились в Литву. Два сына Патрикея, Федор и Юрий в нач. 15 в. выехали в Москву на службу к вел. кн. Василию Дмитриевичу. Сын Федора, Василий получил вотчину по р. Хованке и стал родоначальником кн. Хованских; сыновья Юрия, Василий и Иван именовались в честь деда Патрикеевыми. У Василия Юрьевича Патрикеева были сыновья Иван Булгак и Даниил Щеня, от к-рых пошли соотв. кн. Булгаковы и Щенятевы. Сын Ивана Булгака Михайла Голица стал родонач. княж. рода Голицыных, а его родной брат Андрей Курака - кн. Куракиных.

В 1482 поступил на службу к Ивану III правнук еще одного сына Гедимина, вел. кн. лит. Ольгерда, Федор Иванович Вельский, от к-рого пошел княж. род Вельских (Федор Вельский был внуком Владимира Ольгердовича Вельского и сыном Ивана Владимировича Вельского). В 1500 на моск. службу перешли вместе со своим княжеством кн. Трубецкие (от г. Трубчевска) Иван Юрьевич и его двоюродные племянники Андрей, Иван и Федор Ивановичи. Иван Юрьевич был правнуком Дмитрия Ольгердовича, сыном Юрия Михайловича; внуками брата последнего, Семена Михайловича, были кн. Андрей, Иван и Федор Ивановичи.

В 1526 выехал на службу к Василию III потомок мл. сына Гедимина, Евнутия (в крещении Ивана), - Федор Михайлович Мстиславский (от г. Мстиславля), от к-рого пошли князья Мстиславские. Сын Ольгерда, Ягайло (Владислав) - основатель польской королевской династии Ягеллонов.

Лит.: Веселовский С. Б. Гедиминовичи. Последние уделы в Сев.-Вост. Руси, в кн.: Ист. записки. Т. 22. М., 1947; Дворянские роды Росс. империи. Т. 2. СПб., 1995. С. 26-105.

Гедройц Сергей

ГЕДРО́ЙЦ Сергей (наст. имя Вера Игн.) (1876-1932) - поэт, прозаик. Род. в Киеве, училась на курсах П. Ф. Лесгафта в Петербурге. В 1892 за участие в нелегальном молодежном кружке выслана из Пб. в Орловскую губ., откуда бежала в Швейцарию, где окончила мед. ф-т Лозанского ун-та. По возвращении в Россию (1900) занималась мед. деят-ностью. Чл. петерб. "Цеха поэтов", журналу к-рого "Гиперборей" оказывала мат-льную поддержку. Автор сб. "Стихи и сказки" (1910), "Вег" (1913). Мн. стихи Г. отмечены влиянием теософии, обращены к фольклору. Особняком в ее творчестве стоит выдержанная в традиции гражд. поэзии пов. в стихах "Страницы из жизни заводского врача" (1910). В нач. 1930-х гг. опубл. беллетризов. мемуары Г. "Кафтанчик" (1930), "Лях" (1931), "Отрыв" (1931).

Гейден Логгин Петр.

ГЕ́ЙДЕН Логгин Петр. (Людвиг Сигизмунд Иаков) (1772 или 1773-1850) - флотоводец, адмирал (1833). По происхождению голландец. С 1795 - на рос. службе в чине капитан-лейт. Участник Средиземномор. похода под командованием Ф. Ф. Ушакова во время войны с Францией в 1798-1800, рус.-швед. войны 1808-09 и воен. действий под Данцигом (Гданьск) в 1813 против войск Наполеона I. В 1827 командовал эскадрой, перешедшей из Балт. м. в Средиземное, отличился в Наваринском сражении с тур.-егип. флотом. В рус.-тур. войне 1828-29 - главнокоманд. рос. флотом в Средиземном м., осуществлял блокаду Дарданелл. В 1830 - нач. 1-й дивизии Балт. флота, с 1834 - воен. губернатор Ревеля, одновременно с 1838 - ком. Ревельского порта. Именем Г. названы атолл в группе Маршалловых о-вов (Тихий ок.), бухта в Беринговом м. и гора на п-ове Камчатка.

Гейденрейх Ек. Ник

ГЕЙДЕНРЕ́ЙХ Ек. Ник. (Никодимовна) (1897-1982) - артистка балета и педагог. Окончила Петрогр. театр. уч-ще в 1915 (кл. К. Куличевской). В 1915-36 арт. Мариинского т-ра (т-ра им. Кирова). Среди ролей: Рамзея ("Дочь фараона"), Гамзатти ("Баядерка"), Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Царь-Девица ("Конек-Горбунок"), Фея Сирени ("Спящая красавица"). Преподавала в Ленингр. хореогр. уч-ще (1925-41), педагог-репетитор в Малом оп. т-ре (1936-41). В 1941 Г. репрессирована, лишена возможности жить в Ленинграде. В 1945-56 - одна из основательниц, первый рук. и педагог Перм. хореогр. уч-ща. В 1956-62 в Малом т-ре, в 1958 перенесла свою пост. "Шопенианы" в Большой т-р.

Гейрот Ал-др Фед

ГЕ́ЙРОТ Ал-др Фед. (1817-82) - журналист, издатель, историк. Сын проф. Медико-хирургич. Академии Ф. Ф. Гейрота. Воен. инж., топограф, в 1840-х гг. - в действ. армии на Кавказе. Ген.-майор (1862). В период бурного расцвета Петергофа - ст. советник Петергофского дворцового правления (1848-58). После отставки в 1858 посвятил себя журналистике, в т. ч. издавал ж-лы "Мирской вестник" (с 1863) и "Чтение для солдат" (1858-81). Автор первого путеводителя по Петергофу - научного описания истории и достопримечательностей летней имп. Резиденции.

Соч.: Описание Восточной войны в 1853-1855 гг. СПб., 1872; Описание Петергофа. СПб. 1868 (репр. изд. 1991).

Лит.: Иванов А. Первый историк Петергофа. [Буклет к 180-летию со дня рождения А. Ф. Гейрота]. СПб., 1997.

Гейтен Лид. Ник

ГЕ́ЙТЕН Лид. Ник. (1857-1920) - артистка балета. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1874 (кл. Г. Легата). В 1870-93 артистка Большого т-ра. Среди партий: Сванильда ("Коппелия"), Низия ("Царь Кандавл"), Сандрильона ("Волшебный башмачок"), Жизель ("Жизель"), а также роль Фанеллы в оп. "Немая из Портичи". Любимая балерина моск. зрителей 70-80-х гг., Г. обладала огромным темпераментом и выразит. мимикой, ее танец отличался грубоватой силой и волевым напором. В 1887 танцевала в оп. спектаклях лондон. "Ковент-Гардена", в 1890, 1893 на летних сценах в Пб., в 1894 с труппой в 60 чел. гастролировала по провинции. В 1895 в Москве открылся Летний т-р Г., где хозяйка-балерина выступала с отд. номерами.

Гейченко Сем. Степ

ГЕ́ЙЧЕНКО Сем. Степ. (1903-1993) - музейный работник. Отец Г. служил в Полицейском управлении г. Петергофа. В 1924, будучи студентом отделения истории иск-в Ленингр. ун-та, Г. поступает в Петергофские дворцы-музеи, где работает до 1938 науч. сотрудником и хранителем, много занимается созданием архива и фототеки музея, экспозицией Нижней дачи Николая II вплоть до ее ликвидации как музея в 1936, принимает активное участие в составлении дворцовых описей. Автор серии путеводителей по дворцам-музеям Петергофа. Затем работал в Русском музее, Артиллер. музее, доме-музее И. Репина "Пенаты", в ИРЛИ. В 1941 арестован по ложному доносу, находился в лагере. С 1943 - на фронте, тяжело ранен под Новгородом. С апр. 1945 - дир. Гос. Пушкинского заповедника в с. Михайловском Псковской обл. Приняв пепелище разрушенной пушкинской усадьбы, полностью восстановил дом, парки, музейные экспозиции, устраивал Пушкинские праздники. Благодаря деят-ности Г. Пушкинский заповедник стал одним из самых притягательных "урочищ" рус. культуры. В совр. отечеств. культурном сознании Г. - образец музейного работника, подвижника и хранителя сокровищ Отечества.

Соч.: Петергофский Нижний дворец (б. дача Николая II). Л., 1929; Историко-бытовой музей XVIII века. Большой дворец. М.; Л., 1931; Последние Романовы в Петергофе: Нижняя дача. М.; Л., 1931; Последние Романовы в Петергофе: Путеводитель по Нижней даче и вагонам. М.; Л., 1932 (все - совм. с А. Шеманским); Большой дворец в Петергофе. Л., 1936; У Лукоморья. Л., 1986.

Гекзаметр

ГЕКЗА́МЕТР (от греч. ηεξαμετρον - шестимерный) - один из трех гл. размеров классической античной квантитативной метрики, 6-стопный дактиль, в к-ром стопы 1-4 могут заменяться стопами спондея; цезура, расположенная в пределах 3-й стопы, делит стих на два полустишия. Схема Г.: -UU-UU-/U|U-UU-UU-(U) (где - долгий слог, UU - два кратких слога, могущих заменяться одним долгим, / - цезура лат. Г., | - цезура греч. Г.).

В античной поэзии Г. самый употребит. Размер: эпос, идиллия, гимны, сатиры, послания, в сочетании с пентаметром (элегич. дистих) - элегии и эпиграммы. На рус. почве первую попытку метрич. имитации др.-греч. Г. предпринял Мелетий Смотрицкий в "Грамматике" (1619). В рус. силлабо-тонич. стихе Г. представляет собой белый (нерифмованный) 6-иктный дольник с жен. окончанием и цезурой после 3-го икта: "Гне́в, боги́ня, воспо́й, Ахилле́са, Пеле́ева сы́на" ("Илиада" в пер. Н. Гнедича). Г. был первым дольниковым размером, освоенным рус. поэзией, в таком виде описан в "Новом и кратком способе к сложению российских стихов" (1735) и использован в "Аргениде" (1751) и "Телемахиде" (1766) В. К. Тредиаковским, давшим ему название "дактило-хореический Г." (в соответствии со стопной теорией односложные междуударные интервалы интерпретировались как замена стоп дактиля стопами хорея). Вслед за Тредиаковским "рус. Г." разрабатывали: А. Востоков, А. Радищев, А. Воейков, А. Мерзляков, Н. Гнедич, А. Дельвиг, В. Жуковский, б. ч. в переводах и подражаниях, а также в оригин. стихотворениях на античные темы. В сер. 19 в. Г. утрачивает былую популярность, упрощается до правильного 6-стопного дактиля (И. Никитин, Н. Минский) и обретает рифму (Я. Полонский). Интерес к Г. (дактило-хореическому и правильному 6-стопному дактилю) ненадолго возрождается в нач. 20 в. (К. Бальмонт, Г. Шенгели и др.). В совр. поэзии Г. используется почти исключительно в пер. античных авторов.

Гектограф

ГЕКТО́ГРАФ - простейшее копиров. устройство, изобрет. в рус. подполье (М. И. Алисовым в 1869) и широко использовавшееся (наряду с мимеографом, шапирографом и иными подобными устройствами) как средство оперативной полиграфии. Принцип работы Г. основан на том, что текст, нанес. спец. красителем, переносится на поверхность желатино-глицериновой массы, а с нее - на бумажные листы; т. о. можно получить до 100 оттисков-копий.

Геловани Мих. Георг

ГЕЛОВА́НИ Мих. Георг. (1893-1956) - режиссер, киноактер. Учился в театр. студии в Тбилиси, в 1921-22 и 1936-39 актер Грузинского т-ра им. Руставели. В кино с 1924. Снимался в груз. ф., в осн. в характерных, комедийных, гротесковых ролях, в т. ч.: поэт ("Хабарда") и мин. бурж. пр-ва Ростом ("Последний маскарад"); в ф. реж. М. Чиаурели; Кирилэ, колх. счетовод, скрытый враг строителей новой жизни в ф. реж. И. Шенгелая "Золотая долина". В 1924 Г. - на ст. "Армен-фильм" совм. с М. Бархударяном пост. ф. "Злой дух", в к-ром исполнил одну из гл. ролей. В дальнейшем среди реж. работ Г. - ф. "Молодость побеждает" (1929), "Дело доблести" (1931), "Настоящий кавказец" (1934) и др., все - на мат-ле современности.

В 1938 впервые в сов. кино исполнил роль И. В. Сталина в ф. М. Чиаурели "Великое зарево", снятом на Тбил. студии. В той же роли снялся в ф.: "Человек с ружьем" С. Юткевича, "Выборгская сторона" Г. Козинцева и Л. Трауберга, "Ленин в 1918 году" М. Ромма, "ВалерийЧкалов" М. Калатозова, "Оборона Царицына" бр. Васильевых.

В послевоен. годы Г. участвует в ф. М. Чиаурели "Клятва" (гл. приз МКФ в Венеции, 1946), "Падение Берлина" (гл. приз МКФ в Карлови-Вари, 1950) и "Незабываемый 1919-й год" (гл. приз МКФ в Карлови-Вари, 1952), где фигура вождя становится в центр экранного повествования, а помпезная монументальность призвана передать, по замыслу авторов, непреходящее величие и сверхчеловеческую мудрость "отца народов". В 1942-48 - в труппе МХАТа, выступал на сцене в роли Сталина.

Лит.: Чиаурели М. Воплощение образа великого вождя // Иск-во кино. 1947. № 1.

М. Г. Геловани

М. Г. Геловани

Гельман Ал-др Исаакович

ГЕ́ЛЬМАН Ал-др Исаакович (род. 1933) - драматург, сценарист (кино). Учился в Кишиневском ун-те, работал на произ-ве, на стройке, был журналистом, корреспондентом ленингр. газет. В кино с 1971. Совм. с Г. Балуевым автор сценариев неск. док. ф., поставл. на Ленингр. студии документальных фильмов, в т. ч.: "Вся сталь Абакумова" (1971), "Скорый Москва - Ленинград" (1972, оба - реж. Н. Обухович), "Необходимый Меньшиков" (1973, реж. Н. Снегина). Дебют в худож. кино - ф. "Ночная смена" (1971, совм. с Т. Калецкой, реж. Л. Менакер, "Ленфильм"). По сценарию Г. и Т. Калецкой сняты также ф. "Ксения, любимая Федора" (1974, реж. В. Мельников, "Ленфильм") и "Считайте меня взрослым" (1974, реж. Д. Крупко, к/ст им. Горького).

В 1975 реж. С. Микаэлян снял по сценарию Г. на "Ленфильме" ф. "Премия" (гл. приз МКФ в Авеллино, 1976), ставший заметным событием обществ. жизни. На том же сюжетном мат-ле - пьеса Г. для т-ра "Протокол одного заседания". Ф. "Обратная связь" (1977, реж. В. Трегубович, сценарий Г. по его одноим. пьесе) продолжил тему нравств. неблагополучия на произ-ве, во властных структурах и т. д. О "групповом эгоизме" (выражение Г.) повествуют и др. пьесы, сделавшиеся лит. основой для ф., поставл. в 70-80-е гг., сценарии для к-рых написаны самим драматургом: "Мы, нижеподписавшиеся" (2 сер., т/ф, реж. Т. Лиознова, 1980), "Зина-Зинуля" (1986, по пьесе "Зинуля", реж. П. Чухрай). В 1990 реж. Д. Долинин на Ленингр. к/ст "Панорама" снял ф. "Мы странно встретились" по пьесе Г. "Скамейка" с А. Калягиным и И. Муравьевой в гл. ролях. Г. также автор сценария т/ф "Неудобный человек" (1979, совм. с П. Мовчаном), док. видеоф. "Репетиция" (1991, реж. А. Гелейн - о событиях в Тбилиси 9 апр. 1989).

Гельмерсен Григ. Петр.

ГЕЛЬМЕРСЕ́Н Григ. Петр. (1803-85) - рус. геолог, акад. Петерб. АН (с 1850), ген.-лейт. корпуса горных инженеров, член-учредитель РГО. Род. в Дукерсгофе (Эстония), окончил Дерптский (ныне Тартуский) ун-т (1825) и Петерб. горный ин-т (1838). Дир. Петерб. горного ин-та (1865-1872), один из организаторов и первый дир. Геолог. к-та (1882). Иссл. проводил в европ. части России, Ср. Азии и предгорьях Алтая. Составил ряд карт, в т. ч. одну из первых геол. карт европ. части России (1841). Удостоен Демидовской пр. Петерб. АН (1842), Зол. медали (1860) и Константиновской мед. ИРГО (1865).

Гельфрейх Вл. Георг

ГЕЛЬФРЕ́ЙХ Вл. Георг. (1885-1967) - архитектор, ведущий мастер "сталинского ампира". Закончил АХ под рук-вом Л. Н. Бенуа. В 1918-35 проф. АХ в Ленинграде; с 1935 жил в Москве, в 1959-67 проф. Моск. Всесоюзного художественно-промышл. уч-ща. В 1911-39 работал совм. с В. А. Щуко: Пропилеи Смольного (1923-25) в Ленинграде, задающие единственность точки зрения на него; новое здание Б-ки им. В. И. Ленина (1928-40) в Москве; драм. т-р им. Горького (1930-35) в Ростове-на-Дону, объем к-рого подобен гигантскому трактору. В 1933-34 совм. с В. А. Щуко и Б. М. Иофаном разработал проект Дворца Советов в Москве (на месте храма Христа Спасителя), размеры к-рого должны были превзойти все существующие сооружения (его должна была увенчать колоссальная статуя Ленина с помещениями внутри; не осуществл.). Строил Большой Каменный мост в Москве (1936-38, совм. с В. А. Щуко и М. А. Минкусом), Всесоюзную сельскохозяйств. выставку (1939, совм. с др.). Псевдоклассич. идеи Г. более всего претворил в осуществленных проектах ряда станций Моск. метрополитена (1943-44; Сталинская премия 1946) и высотных зданий столицы (1945-53), первым из к-рых стало Мин-во иностр. дел (совм. с Минкусом; Сталинская премия 1949). Творчество Г. было эталонным для сов. архитектуры его времени и с максимальной полнотой представляло все стилевые стадии, осн. функциональные типы построек и глубинные семантические категории эпохи.

Гельцер Вас. Фед

ГЕ́ЛЬЦЕР Вас. Фед. (1841-1909) - артист балета, педагог. Отец Е. В. Гельцер. Окончил экстерном Моск. театр. уч-ще в 1856, был принят в Большой т-р (прослужил до 1906). Среди его многочисл. ролей: Иванушка ("Конек-Горбунок"), Марцелина ("Тщетная предосторожность"), Ганс ("Жизель"), Бирбанто ("Корсар"), Царь нубийский ("Дочь фараона"), Квазимодо ("Эсмеральда"), Фея Карабос ("Спящая красавица"), Клод Фролло ("Дочь Гудулы"), а также спец. написанная для него партия Малайца в оп. "Песнь торжествующей любви". Г. - уникальный мастер реалистич. балетной пантомимы, близкий по манере к стилю моск. Малого т-ра. Был одинаково убедителен в комедийных, характерных и трагедийных ролях. Свою коронную партию Иванушки-дурачка исполнил б. 300 раз. В 1894-1901 реж. балетной труппы, с 1889 преподавал пластику на драм. курсах Моск. театр. уч-ща, а с 1898 жестикуляцию и мимику в балетных классах того же уч-ща. Один из авторов сценария балета "Лебединое озеро".

Гельцер Ек. Вас.

ГЕ́ЛЬЦЕР Ек. Вас. (1876-1962) - балерина. Дочь В. Ф. Гельцера. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1894 (кл. Х. Мендеса). В 1894-96 артистка Большого т-ра, в 1896-98 танцует в петерб. Мариинском т-ре и совершенствуется у Х. Иогансона. В 1898-1934 балерина Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Евника ("Евника и Петроний"), Рыбачка ("Любовь быстра"), Саламбо ("Саламбо"), Тао Хоа (Красный мак). Среди др. ролей: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Сванильда ("Коппелия"), Сандрильона ("Волшебный башмачок"), Наяда ("Наяда и рыбак"), Тереза ("Привал кавалерии"), Аврора ("Спящая красавица"), Раймонда ("Раймонда"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Медора ("Корсар"), Китри ("Дон-Кихот"), Эсмеральда ("Эсмеральда"). В 1910 участвует в "Рус. сезоне" и гастролирует в Брюсселе и Берлине, в 1911 в Англии и США. С 1935 концертировала во мн. городах страны, последнее ее выступление в 1944. Г. называли "самой русской из балерин". Акад. каноны классич. танца, к-рые всегда утверждала Г., сочетались у нее с природным демократизмом, наступательно-страстным жизнелюбием, стремлением жить на сцене согласно правде чувств. Иск-во Г. - целая эпоха в жизни балета Большого т-ра: от освоения балетов М. Петипа через искания А. Горского к премьере хореографич. спектакля новой эстетики - балета "Красный мак".

Е. К. Гельцер в роли Раймонды в балете "Раймонда" А. К. Глазунова

Е. К. Гельцер в роли Раймонды в балете

Гемма

ГЕ́ММА - резной драгоц. или полудрагоц. камень с выпуклым (камея) или вогнутым (инталия) изображением; инталии обычно использовались в качестве печатей. Собрания Г. (глиптотеки) существовали уже в древности, впоследствии интерес к Г. снова возник в эпоху Возрождения, и Г. до нынешнего времени сохраняют (в характере изображений) существ. черты классич. стиля.

Генеалогическая классификация языков

Статья большая, находится на отдельной странице.

Генеалогия

ГЕНЕАЛО́ГИЯ - спец. ист. дисциплина, занимающаяся изучением происхождения и истории родов, семей и отд. лиц, установлением родств. связей, фактов биографий. Предания и записи Г. изв. у разных народов с глубокой древности. Составлялись родословия (нередко вымышл.) царей, героев, военачальников и т. д. в странах Др. Востока, у древних греков, римлян. Г. играла важную роль в ср.-век. Европе, поскольку от древности рода обычно зависело положение дворян в системе феод. иерархии. Напр., при приеме в рыцарский орден требовались доказательства "благородного" происхождения кандидата в рыцари по линии отца и матери, необходимо было представить 8 (иногда 16) гербов по каждой линии. Составлением генеалогич. деревьев (родословных) занимались особые гос. учреждения, герольдии, к-рые также составляли новые гербы, вели учет дворянских родов и т. д. В 18 в. наряду с практич. Г. появляется Г. как науч. дисциплина, доставляющая историку сведения биогр. характера, помогающая разобраться в имуществ., полит., соц. отношениях. С кон. 18 в. в ряде европ. стран вводится преподавание Г. В 19 в., помимо Г. дворянства, начинается изучение истории бурж. родов, а в 20 в. и др. соц. слоев. Вместо генеалогич. деревьев и сменивших их генеалогич. таблиц теперь в Г. используются генеалогич. росписи, где каждый чл. рода получает свой номер (под первым номером значится родонач., все остальные по нисходящей), изучение набора номеров, имеющихся в росписях любых двух чл. рода, дает точное представление о степени их родства.

В России сбором, проверкой и утвреждением дворянских родословий ведал с сер. 16 в. Разрядный приказ, в к-ром был составлен "Государев родословец" (1555). Палата родословных дел при Разрядном приказе (1682-1700), где была создана в 1687 т. н. Бархатная книга с родословиями наиб. знатных служилых родов, позднее - Герольдмейстерская контора (с 1722), а затем Департамент герольдии (с 1848). Вопросы дворянской Г. занимали видное место в работах М. М. Щербатова, Н. М. Карамзина, П. М. Строева, П. В. Долгорукова, А. Б. Лобанова-Ростовского, Л. М. Савелова. Обобщающим генеалогич. трудом явилась "Рос. родословная книга" (Ч. 1-4. 1854-1857), написанная П. В. Долгоруковым. В 1906 Л. М. Савелов в Моск. археол. ин-те стал читать курс Г. В 1895 было осн. Рус. генеалогич. об-во, а в 1905 - Ист.-родословное об-во в Москве. В сов. период крупные иссл. по истории кл. служилых землевладельцев создал С. Б. Веселовский, по истории новгородского боярства - В. Л. Янин, родословные книги 16-17 вв. изучались М. Е. Бычковой. Помимо традиционных генеалогич. иссл. по истории дворянства в СССР, изучались вопросы Г. крестьянства (А. И. Копанев, В. А. Александров, Н. Е. Носов), торг.-пром. фамилий (А. А. Введенский, А. А. Аксенов, М. М. Громыко) и др. соц. групп. Г. тесно связана с геральдикой, сфрагистикой, источниковедением.

Генерал

ГЕНЕРА́Л (от лат. generalis - общий, главный) - воин. звание или чин лиц высш. командного состава вооруж. сил. В России впервые упоминается в 1657 применительно к Агею Алексеевичу Шепелеву, имевшему титул "думного генерала". Петр I ввел употребление чина Г. как дополнение к названию должности в армии: Г.-фельдцейхмейстер, Г.-кригскомиссар, Г.-аншеф и т. д. Их число определялось "Табелью о рангах". В кон. 19 - нач. 20 в. звание Г. подразделялось на т. н. полных Г. (Г. от инфантерии, кавалерии, артиллерии, инженер-Г.) и неполных: Г.-майор, Г.-лейтенант. Существовали также высш. чины: Г.-адмирал и Г.-фельдмаршал, а также поч. звание Г.-адъютант. В наст. время существуют звания Г.-майор, Г.-лейтенант, Г.-полковник и Г. армии.

Генерал-адмирал

ГЕНЕРА́Л-АДМИРА́Л - высшее звание в рос. флоте, соответствовал ген.-фельдмаршалу в сухопутных войсках. Первым Г.-А. был Ф. М. Апраксин, поставленный Петром I в 1708 во главе рос. флота. С 1762 звание Г.-А. как почетное носил наследник престола, позднее имп. Павел I, в дальнейшем оно присваивалось вел. князьям Константину Николаевичу и Алексею Александровичу. После 1908 не присваивалось.

Лит.: Беломор А. Ген.-адмиралы рус. флота // Мор. сборник. 1909. № 4.

Генерал-адъютант

ГЕНЕРА́Л-АДЪЮТА́НТ - первоначально лицо, выполнявшее адъютантские обязанности при императоре или ген.-фельдмаршале. Должность Г.-А. учреждена Петром I в 1711. С нач. 19 в. - поч. звание, указывавшее на принадлежность его обладателя к Свите Е. И. В., высшее в ряду прочих свитских званий. С кон. 19 в. из числа "обычных" Г.-А. выделялись Г.-А. при особе его величества (их предшественники являлись носителями спец. свитского звания - "генерал, состоящий при особе императора"), принадлежность к к-рым считалась наиб. почетной. Звание Г.-А. давалось императором высшим воен. чинам в виде особого отличия. Функции Г.-А. заключались в выполнении разнообр. спец. поручений царя, в т. ч. - дежурство при дворе. С 1762 дежурные Г.-А. имели право устно объявлять высочайшие повеления. Обычно лица, имевшие звание Г.-А., занимали еще к.-л. должности в воен. или гражд. иерархии.

Генерал-аншеф

ГЕНЕРА́Л-АНШЕ́Ф - воин. звание генералов рус. армии, введенное Уставом воинским (1716), к-рый определял Г.-А. как главнокомандующего, по рангу равного фельдмаршалу, со 2-й пол. 18 в. - ниже фельдмаршала. По Уставу 1796-97 заменено званием генерала рода войск (Г. от инфантерии, Г. от артиллерии и т. д.).

Генерал-бас

ГЕНЕРА́Л-БАС (итал. basso generale - букв. общий бас) - 1) Басовый голос с цифровкой, обозначавшей интервальное расстояние верхних голосов по отношению к басу. 2) Импровизационная практика аккомпанемента по цифрованному басу, когда клавир (обычно клавесин или орган), исполнял верхние голоса, а бас дублировался клавиром и к.-л. струнным инструментом (виола, виолончель) или клавиром и группой инструментов в оркестре. Время широкого распространения Г.-Б. (1600-1750) обычно называют "эпохой Г.-Б.". 3) Назв. закрепленного в трактатах по Г.-Б. учения о построении и соединении аккордов, представлявшего собою ранний этап формирования учения о гармонии. В России кон. 18 - 1-й пол. 19 в. - синоним понятия "гармония".

Лит.: Кельнер Д. Верное наставление в сочинении генерал-баса. М., 1791; Черни К. Письма к двенадцатилетней ученице, или Рук-во к изучению игры на фп. СПб., 1842; Кольбе О. Краткое рук-во к изучению генерал-баса. СПб., 1875.

Генерал-губернатор

ГЕНЕРА́Л-ГУБЕРНА́ТОР - высший правительств. чиновник, возглавлявший генерал-губернаторство, в состав к-рого входили одна или неск. губерний. В ряде случаев Г.-Г. были одновременно и командующими воен. округов. Должность учреждена в кон. 18 в. По губ. реформе 1775 Г.-Г. являлся "государевым наместником" и обладал широкими полномочиями, по своему положению приравнивался по рангу к министру и имел право личного доклада императору, непосредств. обращения в Сенат, право изменения, отмены или дополнения постановлений губернаторов.

Генерал-инспектор

ГЕНЕРА́Л-ИНСПЕ́КТОР - одна из высших воен. должностей в России с 1731, учреждена для наблюдения за состоянием и обучением войск, позднее Г.-И. стал начальником рода войск. В Сов. Армии - должность в Гл. инспекции Мин-ва обороны (в воен. среде иронич наз. "райская группа").

Генералиссимус

ГЕНЕРАЛИ́ССИМУС (лат. generalissimus - самый главный) - высш. воинское звание в вооруж. силах нек-рых стран (Австрия, Франция, Россия), присваиваемое в исключ. случаях. В России пожаловано кн. Ф. Ю. Ромодановскому (1695-96) и воеводе А. С. Шеину за успешные действия под Азовом (1696). Официально введено в 1716 Уставом воинским. 12 мая 1727 присвоено кн. А. Д. Меншикову, 11 нояб. 1740 - принцу Антону Ульриху Брауншвейгскому и 28 окт. 1799 - А. В. Суворову. В СССР звание Г. введено 26 июня 1945 и, согласно Уставу, присваивалось за руководство всеми Вооруж. Силами страны в воен. период. Единств. носителем этого звания был И. В. Сталин.

Лит.: Зубарев А., Егоршин В. О высш. воинском звании генералиссимус // Воен.-ист. журнал. 1983. № 3.

Генерал-квартирмейстер

ГЕНЕРА́Л-КВАРТИРМЕ́ЙСТЕР - высшая штабная должность в рос. армии с нач. 18 в. С 1701 до кон. 18 в. замещалась только во время войны, затем стала постоянной. Обязанности Г.-К.: изучение местности, орг-ция расположения и передвижения войск, рук-во стр-вом укреплений, подготовка карт, рук-во разведкой, ведение записей о воен. походах и т. д. Для решения этих задач в 1711 при Г.-К. создана квартирмейстерская часть, преобразованная в 1763 в Ген. штаб. Во 2-й пол. 19 в. должность Г.-К. введена в штабах воен. округов, где они являлись ближайшими помощниками нач. штабов. Должность Г.-К. существовала до 1-й мир. войны.

Генерал-лейтенант

ГЕНЕРА́Л-ЛЕЙТЕНА́НТ - воинское звание, следующее за званием генерал-майора, в Табели о рангах соответствовало 3-му классу. В Советской Армии введено в 1940.

Генерал-майор

ГЕНЕРА́Л-МАЙО́Р - первое воинское звание высш. офицерского состава, в Табели о рангах соответствовало 4-му классу. В Советской Армии введено в 1940.

Генерал-полковник

ГЕНЕРА́Л-ПОЛКО́ВНИК - воин. звание высш. офицерского состава, следующее за званием генерал-лейтенанта. В рус. армии отсутствовало. Введено в Сов. Армии 7 мая 1940.

Генерал-фельдмаршал

ГЕНЕРА́Л-ФЕЛЬДМА́РШАЛ - высшее воинское звание в сухопутной армии России. Введено в 1699 Петром I. Всего в России было 64 Г.-Ф. Среди них - Б. П. Шереметев, П. С. Салтыков, П. А. Румянцев, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, А. И. Барятинский, Д. А. Милютин и др.

Генерал-фельдцейхмейстер

ГЕНЕРА́Л-ФЕЛЬДЦЕЙХМЕ́ЙСТЕР (от нем. Feldzeugmeister - нач. артиллерийско-технич. снабжения) - титул и дожность гл. нач. артиллерии в России в 1699-1909. С 1798 Г.-Ф. обычно являлся членом имп. фамилии.

"Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества"

"ГЕНЕРА́ЛЬНОЕ УЧРЕ́ЖДЕНИЕ О ВОСПИТА́НИИ ОБО́ЕГО ПО́ЛА Ю́НОШЕСТВА" - офиц. декларация об изменении существовавшей и орг-ции новой системы воспитания и образования в России в 18 в. Утверждена 12 марта 1764 по проекту И. И. Бецкого. Отражает пед. воззр. автора и отчасти Екатерины II, по поручению к-рой была составлена. В декларации предусматривалась орг-ция закрытых уч. заведений. К декларации прилагалось "Краткое наставление о воспитании детей от рождения их до юношества".

Гензельт Адольф Львович

ГЕ́НЗЕЛЬТ Адольф Львович (1814-89) - пианист, педагог, композитор. По национальности немец. Учился игре на фп. у И. Н. Гуммеля в Веймаре, теории музыки и композиции - у З. Зехтера в Вене. В 1836 начал концертировать в Берлине. С 1838 жил в Пб., где занимался гл. обр. преподаванием игры на фп. С 1857 - инспектор музыки жен. уч. заведений. В 1872-75 редактировал муз. ж. "Нувеллист". В 1887-88 - проф. Петербургской конс.

Игра Г. отличалась виртуозностью, совершенством отделки, особо мягким туше. Основу репертуара составляли пьесы композиторов-романтиков (Вебер, Шопен, Лист). Современники высоко ценили искусство Г.-пианиста, среди его почитателей - Балакирев, Шуман, Лист. Г. - автор множества муз. произв., в т. ч. обработок рус. нар. песен и соч. рус. композиторов (Глинки, Чайковского, Даргомыжского) и др., оперных транскрипций. Нек-рые соч. Г. исполнял А. Г. Рубинштейн. Среди учеников Г. - В. В. Стасов, И. Ф. Нейлисов, Н. С. Зверев.

Соч.: На многолетнем опыте основанные правила преподавания фортепианной игры. СПб., 1868.

Лит.: Алексеев А. Д. Русские пианисты. М., Л., 1948.

Геништа Иос. Иос.

ГЕНИ́ШТА (ЕНИШТА) Иос. Иос. (Осип Осип.) (1795-1853) - композитор, пианист, педагог. Сын переселившегося в Россию чеш. музыканта И. Ф. Геништы. Образование получил в Благородном пансионе при Моск. ун-те. Музыкой занимался у И. В. Геслера. В Москве славился как педагог и просвещ. человек, давал уроки муз. в семьях Трубецких, Веневитиновых, Ушаковых, был дружен с Н. Погодиным, И. И. Дмитриевым, М. Глинкой, участвовал в муз. вечерах, пропагандируя классич. музыку (И. С. Баха, Л. Бетховена и др.). В доме З. Н. Волконской исполнил для А. С. Пушкина свою элегию "Погасло дневное светило" (1826). На стихи А. С. Пушкина написал также "Черкесскую песню" (1823) и "Черную шаль" (1829). Автор муз. оперы-водевиля "Сюрприз" (Большой т-р, 1829), "Опыт артистов, или Авось удастся" (совм. с Верстовским и Мих. Виельгорским, Большой т-р, 1825), "Старый гусар, или Пажи Фридриха II" (совм. с Л. Маурром, А. Алябьевым, Ф. Шольцем, там же, 1831). Популярностью пользовался "рыцарский романс" Г. - "Младый Рогер свой острый меч берет" (на стихи В. А. Жуковского). Его сонаты, ноктюрны, фантазии, квартеты, обработки нар. песен долгое время входили в пед. репертуар.

Генкель Вас. Евг

ГЕ́НКЕЛЬ Вас. Евг. (Вильгельм Эдуард) (1825-1910) - издатель. С 1853 выпускал в Пб. дет. книги, в 1854 вступил в издат. компанию с сыном А. Ф. Смирдина, А. А. Смирдиным. Под маркой фирмы "А. Смирдин и К0" выпустил произв. ряда рус. и зарубеж. писателей, ж. "Рус. библиография" (с 1858 - "Рус. библиографич. листок"), "Гирлянда" и др.

Генко Анат. Нестор.

ГЕ́НКО Анат. Нестор. (1896-1941) - лингвист, этнограф и историк Кавказа. Окончил в 1920 Петрогр. ун-т по отделению классич. и армяно-груз. филологии. С 1921 - сотр. НИИ сравнит. истории лит-ры и яз. Запада и Востока при Петрогр. Гос. ун-те, некрое время работал в Яфетич. ин-те и в Гос. Акад. истории материальной к-ры (1924-29), с 1922 - сотр. (уч. хранитель, уч. специалист, зав. Кавказским кабинетом) Азиатского музея (Ин-та востоковедения) АН. С 1936 - зав. организов. им же Кавказского кабинета Ин-та этнографии АН СССР.

Первые статьи Г. посв. др.-греч. и др. яз. М. Азии (лидийскому, ликийскому), а также древнегруз. письменности; затем Г. сосредоточился на иссл. яз. горских народов Кавказа (абхазского, адыгейского, кабардинского, убыхекого, абазинского, ингушского, бацбийского, табасаранского, лезгинского, цахурского и др.). Здесь он часто выступал пионером, давая строго науч. описание того или иного яз. или диалекта, создавая алфавиты для бесписьменных яз. Взгляды Г. как лингвиста формировались под влиянием его учителя - Н. Я. Марра, однако уже в 1926 он решительно отмежевался от крайностей "марризма". Г. также занимался этнографией и историей народов Кавказа, для чего широко использовал античные, тюркояз., арабские источники. Читал мн. годы как доцент, затем проф. курсы по языкам, истории и этнографии Кавказа в ЛГУ, Ленингр. Вост. ин-те и Ленингр. ин-те истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ). Впервые арестован 10 апр. 1938, 10 янв. 1940 освобожден "в связи с прекращением дела". Повторно арестован 4 окт. 1941, 26 дек. умер от голода во внутр. тюрьме НКВД. Мн. его труды остались в рукописи, нек-рые похищены или использованы в чужих работах без соотв. ссылок.

Соч.: Из культурного прошлого ингушей // Зап. Коллегии востоковедов. Л., 1930. Т. 5. С. 681-763; Арабская карта Чечни эпохи Шамиля // Зап. Ин-та востоковедения АН СССР. Л., 1933. Т. 2, ч. 1. С. 21-36; Цахурский (цахский) алфавит / Предисл. В. Хулуфлу. Баку, 1934; Абазинский язык: Грамматич. очерк наречия таланта. М., 1955.

Предыдущая страница Следующая страница