Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАМ"-"ГЕД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАМ"-"ГЕД")

Гамма

ГА́ММА (от греч. γαμμα - третья буква греч. алфавита) - 1) Термин, широко распространенный в искусствознании, обозначающий определенную последовательность к.-л. однородных явлений, предметов, напр., красок ("красочная Г."), цветов ("цветовая Г.").

2) Назв. буквы греческого алфавита, обозначавшее в ср.-век. музыке звук "соль" (см. Алфавит музыкальный).

3) В музыке - поступенная восходящая или нисходящая последовательность звуков в пределах октавы. В Г. отражается звуковой состав ладовой системы (см. Лад), Г. - "формула, схема лада" (Б. В. Асафьев). Термин "Г." близок по смыслу термину "звукоряд". Виды Г. многообразны: пентатонная Г., включающая 5 звуков, диатоническая - 7 звуков, хроматическая - 12 звуков, четвертитоновая - 24 звука, целотонная - 6 звуков и др. Выделяется также ряд "именных" гамм, связанных в муз. культуре с определенной нац. традицией (венгерская или цыганская Г.), творчеством конкретного композитора (Г. Римского-Корсакова, представляющая собой последования тона и полутона), музыкальным произв. ("Загадочная Г." из хора Дж. Верди "Ave Maria") или отдельным оперным персонажем (Г. Черномора в опере Глинки "Руслан и Людмила", представляющая собой последование целых тонов). В муз. педагогике Г. явл. одной из основных технических формул для развития виртуозности инструменталистов и певцов.

Ган Ел. Анд

ГАН Ел. Анд. (урожд. Фадеева) (1814-42) - писательница. Псевд. Зенеида Р-ва. Из дворян. семьи. Мать Е. П. Блаватской, основательницы Теософич. об-ва, и В. П. Желиховской, дет. писательницы. Получила дом. образование. 16-ти лет вышла замуж. Дебютировала в печати в 1837. Автор романт. повестей, разрабатывающих гл. обр. тему жен. судьбы и во мн. опирающихся на собств. душевный опыт, отстаивающих право женщины на интеллектуальную деят-ность и свободный выбор супруга ("Идеал", 1837, "Утбалла", 1837, "Медальон", 1839, "Суд света", 1840, и др.). Пользовалась репутацией рус. Жорж Санд. Сотрудница "Б-ки для чтения" и "Отечественных записок". Ее романы завоевали в 30-е гг. огромную популярность, особенно в провинции.

Ганзен

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ганнибал Абр. Петр.

ГАННИБА́Л Абр. (Ибрагим) Петр. (ок. 1697-1781) - ген.-аншеф, воен. инж., прадед (по матери) А. С. Пушкина. Сын эфиоп. князя. В 1705 попал в качестве заложника в султанский сераль в Константинополе. В 1706 граф С. В. Рагузинский, выполнявший поручение Петра I по доставке в Россию из Турции мальчиков-арапов, привез Ибрагима в Москву. В 1707 при крещении получил имя своего крестного Петра I, но до 1733-37 именовался в документах Абр. Петровым, затем за ним была закреплена фам. Ганнибал. До 1717 Г. камердинер и секр. Петра I. В 1717-23 изучал воен.-инж. дело во Франции, в 1722 Петр I вызвал Г. в Россию, в 1723 прибыл в Петербург. Участвовал в инж. работах в Кронштадте. Преподавал в воен. школах математику и инж. дело. В 1724 пожалован в поручики бомбардирской роты Преображен. полка. В 1726 преподнес Екатерине I книгу об инж. иск-ве. Во время правления А. Д. Меншикова в 1727 попал в опалу, сослан в Казань под предлогом составления проекта реконструкции крепости, затем в Тобольск и на Китайскую границу на стр-во крепостей. В 1730 Анна Иоанновна произвела Г. в майоры Тобольского гарнизона, а затем в инж.-капитаны. В 1731 переведен в Пернов. В 1733 Г. вышел в отставку, поселился на мызе Каррикуле Ревельского у. С воцарением Елизаветы Петровны Г. вновь занялся инж. работами. В 1742 произведен в ген.-майоры, назначен Ревельским обер-комендантом. В 1745, а также в 1753-54 чл. комиссий по разграничению рос. земель со Швецией. В 1752 произведен в ген.-майоры от фортификации, назначен управлять строит. частью инж. ведомства; внес большой вклад в развитие воен.-инж. дела в России. В 1759 произведен в ген.-аншефы с назначением гл. дир. Ладожских каналов и комиссий Кронштадтск. и Рогеркинск. строений. В 1760 Г. пожалована Александровская лента. С 1762 в отставке. Последние годы жизни провел в одном из своих имений - Суйде, где и был похоронен. От второго брака с Христиной Шеберг Г. имел 9-х детей, среди к-рых - Осип Абр., дед А. С. Пушкина. Поэт интересовался судьбой своего прадеда и составил его биографию, а также изобразил в ром. "Арап Петра Великого".

Ганнушкин Петр Бор.

ГА́ННУШКИН Петр Бор. (1875-1933) - психиатр, основатель крупной школы отеч. психиатрии. Оконч. мед. ф-т Моск. ун-та (1848), ученик С. С. Корсакова и В. П. Сербского. Работал в Моск. ун-те и 1-м Моск. мед. ин-те. Создатель концепции малой психиатрии, учения о психопатиях (пограничных состояниях между психич. нормой и патологией). Разработал детальное описание основных типов патологич. характеров, рассматривая учение о характерах как "предмет дисциплины, находящейся на рубеже между психологией и психиатрией". Г. считал, что клиническое исследов. и лечение психопатий должно вестись в единстве с изучением конкретной социальной среды, в к-рой живут больные.

Соч.: Избранные труды. М., 1964.

Гантварг Мих. Ханонович

ГА́НТВАРГ Мих. Ханонович (род. 1947) - скрипач, дирижер, педагог. Окончил Ленингр. спец. муз. школу у Т. Ф. Березниковой, Ленинградскую конс. (1970) и аспирантуру (1972) у М. И. Ваймана. Лауреат Междунар. конкурса им. Паганини (Генуя, 1967), Всесоюзного конкурса (1969). В 1975-87 - концертмейстер и солист симф. оркестра Ленингр. филармонии. Г. - скрипач-виртуоз с ярким артистическим темпераментом, обладающий сильным воздействием на слушателей. Владеет обширным классич. репертуаром, часто исполняет произведения петерб. композиторов (А. Петрова, Вл. Успенского, Г. Корчмара, П. Геккера, Вл. Арзуманова, А. Асломазова). В 1987 организовал и возглавил камерный оркестр "Солисты Санкт-Петербурга", пользующийся успехом в России и за рубежом. С 1972 преподает в Ленингр. (С.-Петерб.) конс., среди его учеников - лауреаты Всесоюзн. и Междунар. конкурсов А. Гутников, А. Вайман, С. Левитин, Л. Коваленко. Засл. артист России (1991).

Лит.: Достовалова Е. "Я держу скрипку, словно гранату с сорванной чекой" // Смена. 1995. 9 июня.

Гапон Георг. Аполлонович

ГАПО́Н (Гапон-Новых) Георг. Аполлонович (1870-1906) - священник, руководитель демонстрации петерб. рабочих 9 янв. 1905, провокатор. Окончил полтавскую духовную семинарию (1893), в 1890 близок к толстовцам. В 1896 рукоположен в священники, с 1898 в Петербурге, в 1903 с санкции властей создал легальную рабочую орг-цию "Собрание рус. фабричных и заводских рабочих С.-Петербурга". В течение 1904 популярность Г. росла, численность его орг-ции достигла 8000 человек. В нач. янв. 1905 из-за увольнения неск. рабочих Путиловско-го з-да в Петербурге началась крупная забастовка. Г. предложил организовать массовую демонстрацию и вручить имп. Николаю II прошение об изменении полит. строя и улучшении условий жизни населения. В этот момент, несмотря на связи с полицией, Г. начал играть двойственную роль, призывая фактически к вооруж. бунту в случае отказа царя принять прошение. 9 янв. 1905 Г. возглавил колонну рабочих Нарвского р-на. После расстрела демонстрации выпустил обращение, являвшееся по содержанию нонсенсом для правосл. священника, в к-ром Г. благословил рус. народ на вооруж. насильств борьбу с властями. С помощью эсера П. И. Рутенберга бежал за границу. Вернувшись в Россию, в дек. 1905 безуспешно пытался восстановить свое влияние среди рабочих. Используя старые связи в полиции, попытался выдать ей за вознаграждение в 5000 руб. эсеровскую Боевую орг-цию, но был разоблачен и повешен эсерами на даче в Озерках под Петербургом 28 марта 1906.

Соч.: История моей жизни. М., 1990.

Лит.: Рутенберг П. М. Убийство Гапона. М., 1990; Кавторин В. В. Первый шаг к катастрофе. СПб., 1992.

Г. А. Гапон

Г. А. Гапон

Гаприндашвили Нона Терент.

ГАПРИНДАШВИ́ЛИ Нона Терент. (род. 1941) - шахматистка, засл. мастер спорта (1964), первый междунар. гроссмейстер среди женщин (1976) и первая женщина, к-рой присвоено звание междунар. гроссмейстера среди мужчин (1978), пятая в истории шахмат чемпионка мира (1962-78), первый лауреат шахматного приза "Оскар" среди женщин (1982), 5-кратная чемпионка СССР (1964, 1973/74, 1981, 1983, 1985), обладательница Кубка европ. чемпионок (1969, 1972), 10-кратная победительница женских шахматных олимпиад (1963-86, в составе сборной команды СССР), победительница многих междунар. турниров. Шахматистка универс. стиля как в позиц. игре, так и в тактич. осложнениях, отличается мастерством в разыгрывании эндшпиля.

Гарви Петр Абр.

ГА́РВИ Петр Абр. (наст. фам. Бронштейн) (1880-1944) - политич. деятель, публицист. Учился на юрид. ф-те Новорос. ун-та (Одесса), курса не кончил. В юности симпатизировал народникам, в 1899 вступил в РСДРП, чл. ее одесского к-та, вел рев. пропаганду среди рабочих. В 1902 арестован, сослан в Сибирь. В 1903 бежал, вскоре эмигрировал. Сторонник меньшевист. фракции в РСДРП. В кон. 1904 Г. вернулся в Россию для нелег. работы. Участник рев-ции 1905-07. Во 2-й пол. 1905 находился в Москве в кач-ве рук. меныневист. орг-ции на Пресне и секр. Пресненского Совета рабочих депутатов. Один из рук. декабрьского восстания в Москве, одним из последних покинул штаб восстания и чудом скрылся. В 1907 - канд. в чл. ЦК РСДРП, активно противодействовал преобладавшим в ЦК большевикам. После поражения рев-ции сторонник т. н. ликвидаторов. В 1911 окончил Петерб. ун-т. В годы 1-й мир. войны Г. занял "умеренно-интернационалистич. позицию". В марте 1917 приехал в Петроград, входил в состав меньшевист. рук-ва. В окт. 1917 демонстративно вышел из ЦК меньшевиков в знак протеста против резолюции о переговорах с большевиками, компромисс с к-рыми после Окт. переворота считал "капитуляцией". В 1918-21 в Одессе, ред. газ. "Южный рабочий", поддерживал тактику "третьей силы" - никакого сближения ни с большевиками, ни с теми, кто ведет с ними вооруж. борьбу. В 1921 арестован ВЧК, в 1923 выслан за границу. В эмигрант. с.-д. кругах Г. стал одним из лидеров правого течения. Сотрудничал в ж. "Социалистич вестник".

Соч.: Восп. социал-демократа. Нью-Йорк, 1946; Восп.: Петербург, 1906 г. Петербург - Одесса - Вена, 1912 г., Нью-Йорк, 1961, Рев. Силуэты, Нью-Йорк, 1962.

Гардемарин

ГАРДЕМАРИ́Н (от фр. garde-marine - морская гвардия) - чин в рос. ВМФ, установлен Петром I в 1716 для воспитанников ст. рот. Мор. академии при направлении во флот на практику. После практики Г. получали офицерский чин. Положение о Г. неоднократно менялось. В 1716-52 чин присваивался воспитанникам, окончившим Мор. академию, позже Мор. корпус (1860-82), а с 1906, в связи с опытом рус.-япон. войны, воспитанникам ст. классов Мор. корпуса, к-рые выпускались для годичной практики во флот. Чин соответствовал 13 и 14 классам "Табели о рангах". Отменен в 1917.

Гардин Вл. Рост.

ГА́РДИН Вл. Рост. (наст. фам. Благонравов) (1877-1965) - реж. и актер. С 1898 - актер провинц. сцены, с 1904 выступал в Петербурге (т-р В. Комиссаржевской) и Москве (т-р Ф. Корша), в 1908 организовал рус. т-р в Париже. В кино с 1913 - актер, сценарист и реж., работал для "Рус. золотой серии", был одним из основателей фирмы "В. Венгеров и К0". Наиб. известность из дорев. ф. Г. имели экранизации 1913 - "Ключи счастья" (по А. Вербицкой, совм. с Я. Протазановым), 1914 - "Дни нашей жизни" (по Л. Андрееву), "Анна Каренина" и "Крейцерова соната" (по Л. Толстому), "Привидения" (по Г. Ибсену), 1915 - "Война и мир" (по Л. Толстому, совм. с Я. Протазановым), "Дворянское гнездо" и "Накануне" (по И. Тургеневу), "Приваловские миллионы" (по Д. Мамину-Сибиряку), "Дикарка" (по А. Островскому), 1916 - "Барышня-крестьянка" (по А. Пушкину, совм. с О. Преображенской).

После Окт. рев-ции Г. работает в Моск. кинок-те, один из организаторов Госкиношколы (1919, ныне ВГИК). Участвовал в создании нового киножанра агитфильма, смело вводил док. съемку ("Девяносто шесть", "Серп и молот", "Голод… голод… голод…", "Особняк Голубиных"). Одним из первых ф.-спектаклей сов. кино была поставленная им "Железная пята" (1919, по ром. Д. Лондона, инсцениров. в Т-ре рев. сатиры, реж. Г. и В. Пудовкин). Г. пытался также воплотить на экране символич. "красную" драму "Поединок" ("Последняя ставка мистера Энниока", 1922, по мотивам А. Грина), "Призрак бродит по Европе" (1922, по мотивам Э. По), "Слесарь и канцлер" (1923, по пьесе А. Луначарского). Опираясь на традиции старой театр. и кинематографич. школы, Г. стремился создать и развлекат. кинорепертуар, в сер. 20-х гг. снимая мелодрамы (в т. ч. и "черные" - "Крест и маузер", "Медвежья свадьба"), детективы ("Четыре и пять", "Золотой запас"), ист.-биографич. фильмы (т. н. костюмные - "Поэт и царь", "Кастусь Калиновский"). Мн. из них имели успех у зрителя, но не у критики и авангардной режиссуры. С нач. 30-х гг. Г. вернулся к актер. профессии. Приход звука помог ему полноценно реализовать перед камерой незаурядный дар психологич. перевоплощения. Лучшие роли Г. - в ф. "Встречный" (1932, реж. Ф. Эрмлер и С. Юткевич), "Иудушка Головлев" (1934, реж. А. Ивановский), "Крестьяне" (1935, реж. Ф. Эрмлер). Нар. артист СССР (1947).

Соч.: Воспоминания. В 2 т. М., 1945-52; Жизнь и труд артиста. М., 1960.

Лит.: Иезуитов Н. Гардин. 10 лет. М., 1940; Ждан В. Нар. артист СССР В. Р. Гардин. М., 1951.

Гарднер

ГА́РДНЕР - марка рус. фарфора; завод основан под Москвой (село Вербилки Дмитровского уезда) в 1766 англичанином Френсисом Дж. Гарднером. Под рук-вом мастеров из Тюрингии на произв-ве высококачествен. изделий работали рус. рабочие. Наиб. известны оригинальные орденские сервизы, выпущенные по заказу Екатерины II: Георгиевский, Александро-Невский, Андреевский и Владимирский (1777-85), расписанные в осн. нем. художником И. Кестнером, работавшим у Г. в 1775-80. В нач. 19 в. предприятие обрело свой оригинальный стиль; наиб. известность фабрике принесли фигурки уличных типов; выпускались также чашки с портретами героев Отеч. войны 1812, сервизы с жанровыми сценами. С 1830-х гг. завод Г. выпускал также фаянс. Во 2-й пол. 19 в. наиб. интересной продукцией Г. были "трактирная" посуда с яркой росписью и фарфор в вост. вкусе, предназначавшийся для Средней Азии. С 1891 предприятие и право на марку были приобретены М. С. Кузнецовым, продолжавшим выпускать худож. изделия с маркой Г. Бывший завод Г. продолжает существовать и является одним из лучших фарфоровых предприятий России (известен как Дмитровский фарфоровый завод), но марка Г. после 1917 не применяется.

Гарин Н.

ГА́РИН Н. (наст. фам. и имя Михайловский Ник. Георг.) (1852-1906) - писатель, инж., обществ. деятель. Род. в семье гвардейского офицера, впоследствии генерала (крестным отцом Г. был Николай I). Окончил Ришельевскую г-зию в Одессе; учился на юрид. ф-те Петерб. ун-та (с 1871), затем поступил в Ин-т инж. путей сообщения, к-рый окончил в 1878. В течение всей жизни Г. сочетал проф. инж. деят-ность с литературной. Вел изыскат. и строит. работы как инж.-путеец в Бессарабии, Закавказье, на Урале, в ср. полосе России, в Сибири, на юж. побережье Крыма, на Д. Востоке; был нач. партии науч. экспедиции РГО по изучению географии Сев. Кореи (1898-99). Г. считают одним из основателей Новосибирска.

В 1883 купил имение в Самарской губ. и пытался организовать рацион. х-во на основе общинного землепользования, но разорился (см. очерки "Несколько лет в деревне", 1890; "В сутолоке провинциальной жизни", 1900). В 1891, заложив имение, купил право на издание ж. "Русское богатство", где напечатал свое первое произв. - "Детство Темы" (1892). Впоследствии Г. разошелся с народнической редакцией журнала и покинул его (1899). С 1895 печатал свои произв. в "Мире Божьем"; в 1896 дал деньги на изд. газ. марксист. ориентации "Самарский вестник". К нач. 20 в. Г. сближается с лит. кружком "Среда", становится одним из сотрудников горьковского "Знания".

Рассказы и очерки Г. - эскизы, зарисовки "с натуры", "случаи" ("На ходу", 1893; "Карандашом с натуры", 1894; "Деревенские панорамы", 1895; "Картинки Волыни", 1897 и др., к к-рым примыкает пьеса Г. "Деревенская драма", 1904). В историю отечеств. лит-ры Г. вошел прежде всего как создатель автобиографич. трилогии ("Детство Темы", "Гимназисты", 1893, "Студенты", 1895, "Инженеры", неоконч.) - аналитич. рассказа о "четырех эпохах развития" человека его поколения, пытающегося определить свое жизненное назначение.

Н. Г. Гарин

Н. Г. Гарин

Гарин Эраст Пав

ГА́РИН Эраст Пав. (1902-80) - актер, реж. Закончил Высш. эксперимент. театр. мастерские (1926). В 1922-36 в Т-ре им. Мейерхольда, в 1936-49 - в Ленингр. т-ре комедии, с 1950 - в Т-ре-студии киноактера (Москва). Впервые снялся в ф. "Поручик Киже" (1934). Великолепный комик, владеющий эксцентрикой и пластикой, Г. создал сатирич. гротесковые образы: Подколесин ("Женитьба", 1937, сценарий Г., пост. его же и Х. А. Локшиной), Альфред Тараканов ("Музыкальная история", 1940, реж. А. В. Ивановский), жених ("Свадьба", 1944, по А. П. Чехову). Лучшая роль Г. - Король в ф. "Золушка" (1947, реж. Н. Н. Кошеверова, сценарий Е. Л. Шварца) - образ простака, верящего в чудеса, с его готовностью к добру, сочетающийся с внеш. выразит. рисунком роли (прыгающая походка, капризно-веселые интонации). Г. снимался также в др. ф. по сценариям Шварца (роль Каина XVIII в одноим. ф.).

Пост. ф. "Обыкновенное чудо" (1965, с Локшиной, играл роль короля); "Доктор Калюжный" (1939), "Принц и нищий" (1943), "Синегория" (1946), "Синяя птичка" (1955, роль Петухова), "Веселые расплюевские дни" (по А. В. Сухово-Кобылину, 1968, роль Тарелкина) - все с Локшиной. Играл в ф. "Джентльмены удачи" (1972), "Пошехонская старина" (1977). Среди др. ф.: "Иван Никулин - русский матрос", "Встреча на Эльбе", "Джамбул", "Ревизор", "Неоконченная повесть", "Девушка без адреса", "Ведьма" (т/ф), "Шли солдаты", "Русский сувенир", "Водяной", "Оптимистическая трагедия".

Лит.: Юткевич С. Э. Гарин - режиссер и артист из "стаи востроносых" // Иск-во кино. 1982. № 3.

Э. П. Гарин в роли Гулячкина ("Мандат" Н. Р. Эрдмана)

Э. П. Гарин в роли Гулячкина (

Гармоника

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гармония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гармонь

ГАРМО́НЬ - см. Гармоника.

Гарнизоные школы

ГАРНИЗО́НЫЕ ШКО́ЛЫ - уч. заведения низшего разряда для детей солдат при воинских частях. Первую Г. Ш. основал Петр I в 1721. Принимались мальчики 7-летнего возраста, к-рые обучались грамоте, арифметике, инж. делу, слесарным, плотничным, портняжным, сапожным и др. ремеслам. С 15 лет воспитанники зачислялись в армию. В 1798 Г. Ш. переименованы в воен.-сиротские отделения, в нач. 19 в. реорганизованы в кантонистские школы.

Гарнитура шрифта

ГАРНИТУ́РА ШРИ́ФТА - набор вариантов одного шрифта, сходных по рисунку, но различающихся начертанием и размером. Г. Ш. дифференцируются по ряду признаков, осн. из к-рых: ширина букв (выделяют одноширинные, разноширинные и смешанные гарнитуры), соотношение ширины осн. и соединит. штрихов (различают контрастные, умеренно-контрастные и неконтрастные гарнитуры), наличие и форма засечек (декоративных штрихов на кон. букв), форма закруглений, величина углов и т. д. Варианты одной гарнитуры при сохранении осн. перечисл. особенностей различаются по почерку - прописное, строчное, курсивное начертание, наклону - прямое или наклонное (вправо или влево) начертание, ширине - узкое, нормальное, широкое и т. д. начертание, насыщенности - светлое, полужирное и жирное начертание. Г. ш. различаются и по назначению: текстовые, плакатные, титульные и т. д.

Гарнихфельт фон Леонард

ГА́РНИХФЕЛЬТ (Харнигфелт) Леонард фон (ум. 1738) - голландский садовых дел мастер. Приехал в Россию в 1710, работал в Петергофе в 1715-38. В 1716 Г. составил эскизный план Верхнего сада. Осуществил декоративное оформление зеленого массива Нижнего парка (фигурную подстрижку деревьев и кустарников), занимался разбивкой партерных цветников со сложным узором, в 1714-23 разбил перед Монплезиром сад в голландском стиле. В 1723 организовал в Петергофе первую в России садовую школу, к-рая сыграла важную роль в развитии рус. паркостроения в 18 в. и где, помимо грамоты, учили "садовым работам и чертежам, разрисовыванию партеров и цветников, обсаживанию разными деревьями и буксбомом, размножению плодовых деревьев, скарпированию террасов, застиланию как оных, так и разных фигур дерном, стрижению шпалер и разными манирами елевых пирамид, содержанию оранжерей и теплиц".

Гартман Вик. Ал-др.

ГА́РТМАН Вик. Ал-др. (1834-73) - архитектор, рисовальщик, театр. декоратор, иллюстратор и художник-прикладник. Один из основоположников "рус. стиля", или т. н. "петушиного" стиля в архитектуре, выражавшегося в декорировании зданий мотивами деревянной резьбы или вышивок. Пользовался поддержкой В. В. Стасова. Г. собирал и изучал предметы рус. крест. быта, построил "Теремок" в Абрамцево. Под впечатлением рисунков Г., выставленных в АХ в 1874, М. П. Мусоргский написал симфонич. сюиту "Картинки с выставки".

Гаршин Всев. Мих.

ГА́РШИН Всев. Мих. (1855-88) - писатель. Род. в семье военного. После окончания г-зии поступил в Горный ин-т (1874). Лит. деят-ностью занимался с 1876. В 1877 ушел добровольцем на рус.-тур. войну, был ранен, вскоре опубл. в ж. "Отечеств. записки" первый рассказ "Четыре дня". В нем и в др. рассказах "военного цикла" ("Трус", 1879; "Из воспоминаний рядового Иванова", 1883) война изображается под несомненным влиянием Л. Н. Толстого как бессмысленная бойня, к-рую не может выдержать сознание интеллигента, человека "потрясенной совести". Драма столкновения этого сквозного для гаршинского творчества типа со злом в его бытовых, будничных формах раскрывается в рассказах ("Происшествие", 1878; "Художники", 1879; "Ночь", 1880; "Надежда Николаевна", 1885). В рассказах-притчах "Attalea princeps" (1880) и "Красный цветок" (1883) конфликт героя со "всем злом мира" приобретает обобщенно-филос. универсальный смысл и трагич. напряжение. Под влиянием толстовских идей о "непротивлении злу" написаны "Сказание о гордом Аггее" (1886) и рассказ "Сигнал" (1887). Не принимая террористич. борьбы народников и ответной жесткости правительств. мер, Г. ужасался "крови с обеих сторон". В 1880 безрезультатно вступался за И. Млодецкого, стрелявшего в мин. М. Т. Лорис-Меликова. После казни Млодецкого Г. в состоянии сильного душевного расстройства помещен в психиатрическую лечебницу, где в марте 1888 покончил с собой, бросившись в пролет лестницы. Смерть и похороны Г. вызвали большой обществ. резонанс. Причиной трагедии Г. И. Успенский назвал "существеннейшие язвы совр. строя жизни". О личности и творчестве Г. высоко отзывались И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко. Героем рассказа "Припадок" (1888) А. П. Чехов сделал человека "гаршинской закваски", назвав гл. его чертой "великолепное чутье к боли вообще".

В. М. Гаршин

В. М. Гаршин

Гастев Ал. Капитонов

ГА́СТЕВ Ал. Капитонов. (1882-1941) - поэт. Род. в семье суздальского учителя. Получил в Суздале общее и ср.-технич. образование, поступил в Моск. учит. ин-т, откуда был исключен за орг-цию студенч. выступлений. Вскоре арестован и сослан в Вологодскую губ., откуда бежал за границу. В Париже работал слесарем на заводах, учился в Высшей школе социальных наук. В 1906 - делегат IV (Стокгольмского) съезда РСДРП. Вернулся в Пг. после Февральской рев-ции. В 1917-18 - секретарь ЦК Всерос. Союза рабочих-металлистов. Выступал в печати с 1903. В 1918 в Пг. вышла первая книга Г. "Поэзия рабочего удара" (наиб. полные изд. - 1923 и 1926, с предисловием автора; пер. на иностр. яз.). Г. - один из наиб. талантливых пролет. поэтов предрев. и первых послеокт. лет. Б. популярность приобрели его стих. в прозе "Мы растем из железа", "Гудки", "Рельсы", прославляющие индустр. мощь, единство рабочих в борьбе и труде. Поэзии Г. свойственны пролеткультовские гиперболы, отвлеченный индустриализм. Дал исполинский образ рабочего, к-рый "растет из железа"; изображение России будущего как фантастич. царства технич. мысли, грандиозных строек. Писал также науч. и публицистич. ст. по вопросам развития совр. трудовой культуры. В 1920 отошел от лит. деят-ности, отдавая все силы своему "последнему художеств. произв." - осн. им в Москве Центр. ин-ту труда при ВЦСПС (ЦИТ). Работая здесь, Г. предвосхитил нек-рые идеи возникшей позже науки об управлении - кибернетики. Незаконно репрессирован (1938); реабилитирован посмертно.

Гатцук Ал. Ал

ГАТЦУ́К Ал. Ал. (1832-91) - издатель, археолог, историк и публицист. Выпускал в Москве "Крестный календарь" - первый в России частный и общедоступный календарь (печ. до 1918). В 1875-90 изд. "Газету Гатцука", в к-рой опубл. не менее 700 биографий выдающихся рус. и иностр. гос. деятелей, знаменитых ученых, где сотрудничали Н. С. Лесков, Я. П. Полонский, А. Н. Майков, Ф. И. Буслаев, Н. И. Костомаров, А. Ф. Писемский и др. В прил. к газ. выпускал "Парижские моды" и переводные ром. и пов. Изд-во Г. функционировало при наследниках Г. до 1918.

Гатчина

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Гаудеамус"

"ГАУДЕА́МУС" (лат. gaudeamus - "будем веселиться (радоваться)", нач. слова студенч. песни, зародившейся в ср. века и в новое время приобретшей характер междунар. студенч. гимна) - еженед. иллюстриров. журн. лит-ры, иск-ва, науки и студенч. жизни. Изд. в Пб. с янв. по апр. 1911 (всего 11 номеров). Ред. В. П. Фридолин и Г. Н. Брехнев, пост. сотр. - В. И. Нарбут, Г. И. Нарбут, И. Воронко, С. Розенталь. Хотя редакция привлекала к сотрудничеству мн. крупных литераторов - А. А. Блока, М. А. Волошина, Вяч. И. Иванова, С. М. Городецкого, А. А. Ахматову, М. А. Кузмина и др., изд. прекратилось, видимо, из-за конфликта в редколлегии (как объявлялось в посл. номере) и "индифферентного отношения молодежи к вопросам чистого иск-ва".

Гаук Ал-др Вас.

ГА́УК Ал-др Вас. (1883-1963) - дирижер, композитор, педагог. В 1917 окончил Петрогр. конс. по кл. фортепиано (у Е. Ф. Дауговет), композиции (у В. П. Калафати и Я. Витола) и дирижирования (у Н. Н. Черепнина). Концертмейстер, затем дирижер Петроградского т-ра муз. драмы. В 1920-31 балетный дирижер Ленингр. т-ра оперы и балета, где был первым исполнителем балетов Шостаковича ("Золотой век" и "Болт") и Стравинского ("Пульчинелла" и "Байка про лису, петуха, кота да барана"). Дирижировал симфонич. концертами в Филармонии. В 1931-33 Г. - гл. дирижер Ленингр. филармонии. В 1936-41 - гл. дирижер Гос. симфонич. оркестра СССР. В 1933-36 дирижер, а в 1953-62 - гл. дирижер Большого симфонич. оркестра Всесоюзного радио. Впервые после долгого перерыва исполнил в СССР ряд монументальных произв. Берлиоза (Реквием, Траурно-триумфальная симфония, "Ромео и Юлия", "Гарольд в Италии"), восстановил по сохранившимся оркестровым партиям уничтоженную автором партитуру и исполнил Первую симфонию Рахманинова. Первый исполнитель мн. произв. сов. авторов - Мясковского, Шапорина, Шостаковича, Хачатуряна и др. Преподавал в Ленинградской (1927-33), Тбилисской (1941-43) и Московской (с 1948) консерваториях. Создатель отечеств. дирижерской школы. Среди учеников Г. - выдающиеся дирижеры: Е. Мравинский, А. Мелик-Пашаев, Е. Микеладзе, Е. Светланов, Э. Грикуров, Н. Рабинович, М. Тавризиан и др. Нар. артист РСФСР (1957). Автор симфонии, симфониетты, увертюры и др. соч.

Лит.: Гаук Александр Васильевич: Мемуары. Избр. ст. Восп. современников. М., 1975.

Гаухман-Свердлов Марксэн Як

ГА́УХМАН-СВЕ́РДЛОВ Марксэн Як. (1929-97) - художник кино. В 1954 окончил архитект. ф-т Ин-та им. Репина. Первая самост. работа - ф. "Мишель и Мишутка" (1960). Своеобразие Г.-С. определилось в ф. "В огне брода нет" (1967, в содружестве с реж. Г. Панфиловым, оператором Дм. Долининым). Работая в ф. Г. Панфилова и др. реж. - "Начало" (1969), "Прошу слова" (1974), "Тема" (1978), "Валентина" (1980), Г.-С. внимательно и порой неожиданно раскрывал взаимоотношения человека и вещи. Те же черты - в ф. на ист. материале: "Моя жизнь" (1970), "Жизнь Жанны д’Арк" (1972, неосущ.), "Принц и нищий", "Нос" (оба - 1977), "Жизнь Берлиоза" (3 сер., 1961), и др. В содружестве с реж. С. Соловьевым - "Чужая белая и рябой" (1986), "Асса" (1987), "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" (1989), "Дом под звездным небом" (1991), нередко следуя традициям иконописи, примитива, худож. авангарда 20-х гг. Среди др. ф.: "Начальник Чукотки" (1966), "Странные взрослые" (1974), "Первый рейс" (1976), "Дети как дети" (1978). Работы в т-ре: "Микрорайон" (1963, Ленингр. т-р им. Ленсовета), "Долги наши" (1973, МХАТ), "Аэропорт" (совм. с М. Смирновым, 1977, Ленингр. гос. акад. т-р им. А. С. Пушкина).

Лит.: Лавров Р. Марксэн Гаухман-Свердлов. Л., 1982; Кузнецова В. Архитектор изображения // Иск-во кино. 1987. № 6.

Гауш Ал-др Фед

ГА́УШ Ал-др Фед. (1873-1943) - рус. живописец, энтузиаст сохранения историч. городской среды. Участник художеств. выставок "Мира иск-ва" и "Союза рус. художников". С 1912 - хранитель Музея старого Петербурга.

Гафт Вал. Иос.

ГАФТ Вал. Иос. (род. 1935) - актер. В 1957 окончил Школу-студию МХАТ (курс В. О. Топоркова). В 1957-58 работал в Т-ре им. Моссовета. В 1959 Г. сыграл роль Ученого в спектакле Моск. т-ра Сатиры "Тень". В 1961-64 - актер Моск. драматич. т-ра на Малой Бронной, где участвовал в спектаклях "Аргонавты" (1961), "Мать" (1963), "Визит дамы" (1964). С 1965 начинается сотрудничество Г. с А. В. Эфросом, в спектаклях к-рого он сыграл след. роли: Евдокимов ("104 страницы про любовь", 1965), Маркиз Д’Орсиньи ("Мольер", 1966), Штурмовик ("Страх и отчаяние в Третьей империи", 1966) (все в Моск. т-ре им. Ленинского Комсомола), Колобашкин ("Обольститель Колобашкин", 1967), Отелло ("Отелло", 1977) (в Т-ре на Малой Бронной), Герман в т/ф "Таня" (1974). В 1968 Г. сыграл роль графа Альмавивы в спектакле Т-ра Сатиры "Женитьба Фигаро". С 1969 Г. работает в Моск. т-ре "Современник", является одним из ведущих актеров. Среди его ролей: Шамраев ("Чайка", 1970), Адуев-старший ("Обыкновенная история", 1970), Сатин ("На дне", 1971), Глумов ("Балалайкин и К0", 1974), Лопатин ("Из записок Лопатина", 1975), Генрих IV ("Генрих IV", 1975), Фирс ("Вишневый сад", 1977, 1997), Людовик XIV ("Кабала святош", 1981), Вершинин ("Три сестры", 1982), Городничий ("Ревизор", 1986), Джордж ("Кто боится Вирджинии Вульф", 1988), Рахлин ("Кот домашний средней пушистости", 1989), Элиэзер ("Трудные люди", 1993), Хиггинс ("Пигмалион", 1994) и др.

Кинематографич. деят-ность Г. начал в 1956 в ф. М. М. Ромма "Убийство на улице Данте". Он снимался в ф. "Русский" сувенир" (1959), "Семейное счастье" (1969), "На всю оставшуюся жизнь" (1975), "Дневной поезд" (1976), "Повесть о неизвестном актере" (1977), "Здравствуйте, я ваша тетя" (1978), "Кентавры" (1979), "Гараж" (1980), "О бедном гусаре замолвите слово" (1980), "Гонки по вертикали" (1983), "Пиры Валтасара" (1985), "Фуэте" (1986), "Визит к Минотавру" (1987), "Забытая мелодия для флейты" (1988), "Воры в законе" (1989), "Визит дамы" (1989), "Небеса обетованные" (1991), "Затерянный в Сибири" (1991), "Анкор, еще анкор" (1992), "Казанская сирота" (1997) и др.

Г. - автор многочисл. широко изв. эпиграмм, посв. его коллегам.

В. И. Гафт

В. И. Гафт

Гацисский Ал-др Сераф.

ГАЦИ́ССКИЙ Ал-др Сераф. (1838-93) - земский деятель, историк, краевед. Окончил Казанский ун-т (1861). Служил секр. Нижегородского губ. статистич. к-та (1865-93 с перерывами); пред. Нижегородской ученой архивной комиссии (с 1887). Изданные Г. труды ("Нижегородский сборник", 1867-90; "Люди нижегородского Поволжья", 1887; "Нижегородский летописец", 1886; "Действия Нижегородской губ. ученой архивной комиссии", 1887-90 и мн. др.) содержат ценные данные для изучения быта, экон. состояния и истории края, отражая идеи областничества.

Лит.: Ст. в память А. С. Гацисского. Н.-Новгород, 1897; Александров К. Д. (сост.). А. С. Гацисский: Сб. Горький, 1939.

Гвардия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гвоздев Ал. Ал-др.

ГВО́ЗДЕВ Ал. Ал-др. (1887-1939) - лит-вед и театровед. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1913). Вел преподават. работу в Петерб. и Томском ун-тах, Ленингр. пед. ин-те им. А. И. Герцена. Возглавлял сектор т-ра Ин-та истории иск-в (Ленинград). Стоял у истоков рос. т-роведения, сформулировал основы методологии ист. изучения спектакля. Активно занимался совр. драм. и муз. т-ром, был последоват. сторонником Вс. Мейерхольда. Автор ряда фундамент. трудов по истории т-ра и лит-ры, среди к-рых: "О смене театральных систем", "О театре", "Театр эпохи феодализма", "Западноевропейский театр на рубеже 19 и 20 столетий", "Из истории театра и драмы", "Театр имени Вс. Мейерхольда", "Художник в театре", "Театр послевоенной Германии", "История западноевропейской лит-ры. Средние века и Возрождение".

Гвоздев Ал-др Ник

ГВО́ЗДЕВ Ал-др Ник. (1892-1959) - языковед, русист, член-корр. АПН РСФСР (1945), проф. Куйбышевского пед. ин-та, автор б. 70 науч. трудов. После окончания Моск. ун-та (1918) - учитель рус. яз. и лит-ры в Пензе. Писал о проблемах дет. речи, рус. диалектологии, методике преподавания рус. яз в ср. школе. Тема докт. дисс. - "Формирование у ребенка грамматического строя родного языка" (1943). В 1947-52 создал обобщающие тр. по проблемам совр. рус. лит. яз. ("О фонологич. средствах рус. языка", "Основы рус. орфографии", "Очерки по стилистике рус. языка"). Итоговая кн. Г. "Совр. рус. лит. яз." выдержала неск. изд. Осн. вклад Г. в русистику связан с разработкой проблем фонологии, морфонологии и орфографии. Был одним из видных представителей щербовского направления в фонологии.

Соч.: Вопросы изучения дет. речи. М., 1961; Избр. работы по орфографии и фонетике. М., 1963; Совр. рус. лит. яз. Ч. 1, 2. М., 1974.

Лит.: Скобликова Е. Науч. деят-ность Александра Николаевича Гвоздева // Гвоздев А. Н. Избр. работы по орфографии и фонетике. М., 1963. С. 5-24; Ухмылина Е. В. А. Н. Гвоздев - фонетист и фонолог // Вопросы рус. языкознания. Куйбышев, 1976. С. 3-15.

Гвоздев Кузьма Ант.

ГВО́ЗДЕВ Кузьма Ант. (1882 - после 1956) - один из лидеров легального рабочего движения. Работал в Тихорецких ж.-д. мастерских, примыкал к эсерам, неоднократно арестовывался. С 1909 в Петербурге, участник создания и пред. Союза металлистов. С нач. 1-й мировой войны меньшевик-оборонец. С сент. 1915 пред. "рабочей группы" при Центр. Воен.-пром. к-те (ЦВПК) (создана с целью установления отношений соц. партнерства между рабочими и предпринимателями). Готовил проведение массового рабочего антиправительств. шествия, к-рое планировалось на день открытия Гос. думы - 14 февр., но 27 янв. полиция арестовала большинство членов "рабочей группы". Г. арестован 25 февр., помещен в тюрьму "Кресты"; освобожден восставшими 27 февр. После февр. переворота - чл. Исполкома и Бюро Петрогр. Совета рабочих и солдат. депутатов, позднее чл. ВЦИК. С 5 мая - тов. (зам.) мин., с 25 сент. - мин. труда Врем. пр-ва. 25 окт. арестован в Зимнем дворце и помещен в Петропавловскую крепость. После освобождения входил в состав подпольного Врем. пр-ва. Весной 1918 участвовал в антибольшевист. движении по созданию Собрания уполномоченных фабрик и заводов, но вскоре отошел от политики. С 1920 работал в Всерос. Совете нар. хоз-ва. В 1931 приговорен коллегией ОГПУ к 10 годам лишения свободы, в 1941 - еще к 8 годам. Освобожден в 1956, реабилитирован в 1989.

Ге Ник. Ник

ГЕ Ник. Ник. (1831-94) - живописец. Учился в Киевском и Петерб. ун-тах. В 1850 поступил в АХ, где занимался под рук-вом П. В. Басина. За картину "Волшебница Андорская вызывает тень царя Самуила" получил Зол. медаль АХ. В 1857-63 - пенсионер АХ в Италии, работал в Риме, Флоренции. В 1870 возвратился в Россию, жил в Петербурге, с 1876 - на хуторе в Черниговской губ. Первая работа, выставл. в России, - "Тайная вечеря" (1863). Сблизившись с передвижниками, стал чл.-учредителем Товарищества передвижных художеств. выставок. Обогатив идеями романтизма традиц. для академизма евангельскую тему, придал ей внутр. драматизм и эмоц. насыщенность ("Вестники воскресения", 1867; "Что есть истина?", 1890; "Голгофа", 1893). Г. создал ряд ист. полотен, полных глубокого филос. содержания и гражд. пафоса ("Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", 1871). Автор галереи портретов современников: И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. И. Костомарова, А. И. Герцена, скульпт. бюстов В. Г. Белинского, Л. Н. Толстого.

Лит.: Н. Н. Ге. Письма. Статьи. Критика. Восп. современников. М., 1978; Арбитман Э. Н. Жизнь и творчество Н. Н. Ге. Саратов, 1972; Порудоминский В. И. Н. Ге. М., 1970; Верещагина А. Г. Николай Николаевич Ге. [Альбом]. Л., 1988.

Н. Н. Ге. "Голгофа"

Н. Н. Ге.

Геденштром Матв. Матв

ГЕДЕНШТРО́М Матв. Матв. (ок. 1780-1845) - путешественник. В 1808-10 возглавлял эксп. по съемке и иссл. Новосибирских о-вов. Описал берег между устьями Яны и Колымы, совершил поездки по Якутии и Забайкалью. Впоследствии служил чиновником в Петербурге, Иркутске, Верхнеудинске, Томске. Создал (вместе с Пшеницыным) первые инструментально обоснов. карты Новосиб. о-вов.

Гедеонов Ал-др Мих.

ГЕДЕО́НОВ Ал-др Мих. (1790-1867) - театр. деятель. Участник Отеч. войны 1812, отличился при осаде Данцига, взят в адъютанты герцогом Александром Вюртембергским; уволен в чине майора в 1816. В 1834-58 - дир. имп. т-ров. Добился увеличения ассигнований на театры, сокращал расходы, значит. улучшил адм.-хоз. часть. Облегчил положение актеров - вдовы и сироты стали получать пенсии. Ввел практику исполнения иностр. опер на рус. языке. Хотя в эти годы в репертуаре т-ров появились пьесы Гоголя, Тургенева, Островского, Г. не был сторонником их постановки; против его воли была поставлена и первая рус. опера "Жизнь за царя" (1836). С течением времени осн. внимание уделял развитию балета в ущерб драме. С 1858 - обер-гофмейстер имп. двора. Современники оценивали деятельность Г. неоднозначно. В одном письме М. И. Глинка заметил: "Дело известное, что иск-ва для Гедеонова не существует".

Гедеонов Степ. Ал-др.

ГЕДЕО́НОВ Степ. Ал-др. (1818-78) - историк, иск-вовед, драматург и театр. деятель. Сын А. М. Гедеонова. С 1848 - в Риме, пом. кн. Г. П. Волконского в Археологич. комиссии для приискания древностей, где многое сделал для пополнения коллекций рус. музеев. После приобретения им знаменитой коллекции Кампана вернулся в СПб., где работал над ее размещением в Эрмитаже. Создал проект нового устройства Эрмитажа; назначен первым его директором в 1863. При активном участии Г. изданы многочисл. каталоги; облегчен допуск копиистов и широкой публики к сокровищам Эрмитажа. В 1867-75 - дир. имп. т-ров, поднял значение итал. оперы. Автор пьес "Смерть Ляпунова" (1845, тогда же поставлена) и "Василиса Мелентьева" (переданной А. Н. Островскому, кардинально переделавшему все, за искл. сюжета), опер. либретто и ист. работ.

Соч.: Варяги и Русь: В 2 т. СПб.. 1876.

Предыдущая страница Следующая страница