Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Гармоника

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Гармоника

ГАРМО́НИКА, гармонь, гармония (от греч. αρμονικοζ - созвучный, стройный, гармоничный) - родовое назв. клавишно-пневматических муз. инструментов, звуки к-рых образуются от колебаний т. н. проскакивающих металлич. язычков при подаче на них воздуха. Имеет множество разновидностей:

1) Губная Г. - коробочка длиной 15-20 см, внутри разделенная на ячейки (канальцы), куда вмонтированы язычки. Звуки рождаются при подаче воздуха на канальцы непосредственно губами. Сконструирована в 1821 в Берлине 16-летним Х.-Ф. Бушманом. В России губная Г. стала дет. игрушкой и почти исчезла из обихода; в наст. время ее используют при исполнении песен в стиле "кантри".

2) Г. ручная (гармонь, гармошка) - самый популярный в России муз. инструмент. Изобретена в Вене Ф. Дамианом в 1829. Первые известия о распространении Г. в рус. крестьянской среде относятся к сер. 19 в. Г. состоит из двух полукорпусов, соединенных гофрированным мехом. На правом полукорпусе - мелодические клавиши (чаще в виде кнопок), на левой - клавиатура для басов и "готовых", т. е. вызываемых одной клавишей, аккордов аккомпанемента. Клавиши приводят в движение клапаны, открывающие доступ воздуха к соответствующим язычкам (голосам). Последние прикреплены к планкам с прорезями, причем в двух комплектах, с обеих сторон планки. В зависимости от состава этих комплектов голосов, их размещения на планке и движения воздуха одна и та же мелодич. клавиша может давать на сжим и разжим меха либо два разных звука (Г. т. н. "немецкого" и "русского" строев), либо один и тот же звук (такова механика самой распространенной сейчас хроматич. Г. - "хромки"). В дерев. среде на Г. исполнялись плясовые наигрыши, аккомпанемент к частушкам. Необыкновенно сильное увлечение гармонью держалось в России б. 100 лет. Нек-рые исполнители достигали в игре на Г. значит. виртуозности и выступали в концертах (П. Е. Невский, Я. Ф. Орланский-Титаренко и др.). Популярность Г. привела к созданию областных модификаций Г. (тульская, саратовская, касимовская, белобородовская, череповка, "черепашка" и пр.). Широкое распространение Г. в России сделало ее нар. инструментом и - наряду с балалайкой и гуслями - одним из муз. символов России. Чайковский ввел Г. в состав симф. оркестра (2-я сюита). Стравинский и Шостакович использовали в своих соч. характерные для аккомпанемента на Г. гармонич. обороты (в балете "Петрушка"). Возникает спец. лит-ра для хроматической Г. - баяна, в т. ч. в жанре сонаты (две сонаты для баяна Н. Я. Чайкина, 1944, 1964), игра на баяне становится предметом преподавания в консерваториях, возникает школа баянистов-концертантов (Ю. И. Казаков, А. И. Полетаев и др.). Однако вплоть до кон. 20 в. в деревне немало людей стремятся перенять игру на Г. традиционно фольклорным путем.

3) Среди других разновидностей Г. - ножная Г., или фисгармония, с клавиатурой, как у фп., и подачей воздуха от мехов, приводимых в движение ногами (разновидность маленького органа); "мелодика", в к-рой игра на клавишах осуществляется, как в ручной Г., а подача воздуха происходит непосредственно дыханием; аккордеон с клавиатурой для правой руки по типу фп. и др.

Лит.: Новосельский А. А. Книга о гармонике. М.; Л., 1939; Благодатов Г. И. Рус. гармоника. М., 1960; Мирек А. М. Из истории баяна и аккордеона. М., 1967; Его же. Справочник по гармоникам. М., 1968.

Гармонь двухрядная "хромка"

Гармонь двухрядная

В начало словаря