Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАА"-"ГАМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАА"-"ГАМ")

Гааз Фед. Петр.

ГАА́З Фед. Петр. (Фридрих Иозеф) (1780-1853) - врач. Род. в Бад-Мюнстерайфеле (Германия). Учился в Иенском и Геттингенском ун-тах. Работал врачом в Вене. С 1806 - в России. В 1807 назначен на должность ст. врача моск. госпиталя им. императора Павла I. С 1809 - на Кавказе, где в 1810 открыл и обследовал источники минеральных вод (т. н. "Воды Александра"), что привело к основанию курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск. Создатель новой отрасли рус. медицины - курортологии. Удостоен чина надворного советника и ордена Св. Владимира IV степени. В 1812 - военный врач. В марте 1825 назначен штадт-физиком, т. е. гл. врачом Москвы. Летом 1826 ушел в отставку. Гл. врач моск. тюрем - с 1828. С 1829 - секр. "Комитета попечительства о тюрьмах", неустанно заботился об улучшении содержания арестантов, добивался отмены телесных наказаний, снятия или облегчения кандалов на этапах, орг-ции тюремной больницы (1832), школ для детей арестантов. Г. возглавил Свято-Екатерининскую больницу для чернорабочих, занимался лечением больных в тюремных больницах Москвы и в пересыльной тюрьме на Воробьевых горах. В 1849 с одним из каторжных этапов через Москву прошел Ф. М. Достоевский, к-рый неоднократно с почтением упоминал имя Г. в "Дневнике писателя".

Имя Г. стало символом гуманного отношения к обездоленным. Его призыв "Спешите делать добро!" превратился в знамя российской благотворительности.

Лит.: Копелев Л. Святой доктор Федор Петрович. СПб., 1993.

Габай Ил. Янкелевич

ГАБА́Й Ил. Янкелевич (1935-73) - литератор, участник правозащитного движения в СССР. Учитель моск. ср. школ, сотр. ряда лит. редакций. С нач. 60-х гг. включился в правозащитное движение. В янв. 1967 впервые арестован за участие в демонстрации на Пушкинской пл. 5 дек. 1966 (в День Конституции); заключен в Лефортовскую тюрьму в янв. - апр., освобожден за отсутствием состава преступления. В янв. 1968 совм. с Ю. Ч. Кимом и П. И. Якиром подписал протест против приговора по делу Ю. Т. Галанскова, А. И. Гинзбурга, А. А. Добровольского и В. И. Лашковой, после чего уволен с работы; был разнорабочим в геол. эксп. Участвовал в изд. и распространении "Хроники текущих событий". По возвращении в Москву (окт. 1968) подвергался обыскам и допросам КГБ и прокуратурой. 19 мая 1969 арестован, этапирован в Ташкент. 19 янв. 1969 осужден (вместе с М. Джемилевым) Ташкентским горсудом к 3 годам общего режима по ст. 1901 УК РСФСР "Распространение клеветнич. измышлений против гос. и обществ. строя". Срок отбывал в Красноярском крае, освободился 19 мая 1972 и вновь включился в правозащитную деят-ность. В состоянии депрессии покончил с собой.

Габбе Там. Григ

ГА́ББЕ Там. Григ. (1903-60) - прозаик, драматург. Род. в семье воен. врача. Окончила словесный ф-т Ин-та истории иск-в в Ленинграде (1930). Лит. деят-ность начала в 1929. Первые книги (в соавт. с З. Задунайской) адресованы детям ("Повар на весь город", 1932), "Воспоминания американского школьника" (переработка кн. Т. Б. Бейли "История плохого мальчишки", 1930), "Гулливер у лилипутов" (по сюжету Дж. Свифта, 1931) и др. Наиб. изв. пьесы Г. созданы, как правило, на осн. сказок, нар. сказаний и легенд ("Хрустальный башмачок", 1941; "Город мастеров, или Сказка о двух горбунах", 1943; "Авдотья-рязаночка", 1946; и др.). Обрабатывала рус. и заруб. сказки. Выступала как критик и исследователь дет. лит-ры, вела большую ред. работу.

Габович Мих. Марк

ГАБО́ВИЧ Мих. Марк. (1905-65) - артист балета, педагог. Окончил Моск. театр. уч-ще в 1924 (ученик А. А. Горского, В. Д. Тихомирова). В 1924-52 артист Большого т-ра. Первый исполнитель на моск. сцене партий: Мигуэль ("Комедианты"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Владимир ("Кавказский пленник"), Андрий ("Тарас Бульба"), Принц ("Золушка"), Евгений ("Медный всадник"), Ма Личен ("Красный мак"), Ромео ("Ромео и Джульетта"). Среди ролей: Мато ("Саламбо"), Юноша ("Шопениана"), Солор ("Баядерка"), Дезире, Голубая Птица (обе - "Спящая красавица"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Базиль ("Дон-Кихот"), Альберт ("Жизель") и др. Классич. танцовщик с мужественной, благородной манерой танца, привлекат. внеш. данными, скульптурностью поз и тонким ощущением стиля, с отчетливым стремлением создать ясный психол. образ, не избегая его социальной оценки. Работал с изв. балетмейстерами Р. В. Захаровым, Л. М. Лавровским. Г. - первый пост. партнер Г. Улановой на моск. сцене. В 1952 совм. с А. М. Мессерером возобновил в Большом т-ре "Спящую красавицу". Автор ряда балет. сценариев и статей по вопросам балета. С 1951 педагог (в 1954-55 худож. рук.) Моск. хореогр. уч-ща; среди его учеников В. В. Васильев. Гос. премия СССР (1946, 1950). Нар. артист РСФСР (1951).

Соч.: Душой исполненный полет. М., 1966.

Лит.: Габович М. Статьи. Воспоминания о М. М. Габовиче. М., 1977.

М. М. Габович в роли Жана де Брена в балете "Раймонда" А. К. Глазунова

М. М. Габович в роли Жана де Брена в балете

Габрилович Евг. Иос.

ГАБРИЛО́ВИЧ Евг. Иос. (1899-1993) - прозаик и кинодраматург, по сценариям к-рого пост. ок. 40 ф., большинство к-рых стали заметным событием отечеств. киноиск-ва. С 1962 - проф. ВГИКа. Учился на юрид. ф-те Моск. ун-та. В кино с 1936. Первый сценарий Г. написан по его пов. "Тихий Бровкин" совм. с реж. Ю. Райзманом - ф. "Последняя ночь" (1936, гл. приз на Междунар. выставке в Париже, 1937). Мн. ф. Ю. Райзмана поставлены по сценариям Г.: "Машенька" (1942, совм. с С. Ермолинским), "Урок жизни" (1955, по сценарию Г. "Жена"), "Коммунист" (1957), "Твой современник" (1967), "Странная женщина" (1978). Совм. с реж. М. Роммом Г. написал сценарии к неск. его ф.: "Мечта" (1940, вып. - 1943), "Человек 217" (1945), "Убийство на улице Данте" (1956). Г. - автор сценариев мн. экранизаций: "Два бойца" (1943, по пов. Л. Славина "Мои земляки", реж. Л. Луков), "Возвращение Василия Бортникова" (1953, совм. с Г. Николаевой по ее ром. "Жатва", реж. Вс. Пудовкин), "Овод" (1955, по ром. Э.-Л. Войнич, реж. А. Файнциммер), "Два капитана" (1955, совм. с В. Кавериным по его ром., реж. В. Венгеров), "Воскресение" (1960, по ром. Л. Толстого, реж. М. Швейцер) и др. Совм. с реж. Г. Панфиловым написал сценарии двух его ф. - "В огне брода нет" (1967, гл. приз МКФ в Локарно, 1968) и "Начало" (1970, гл. приз МКФ в Венеции, 1971). Реж. И. Авербах по сценарию Г. пост. ф. "Монолог" (1973); ф. "Объяснение в любви" (1977, по сценарию П. Финна) снят по автобиогр. кн. Г. "Четыре четверти". По сценарию Г. совм. с А. Габриловичем снят ф. "Поздние свидания" (1980). Вместе с реж. С. Юткевичем Г. создает полит. ф. о В. И. Ленине, внося в биографич. эпизоды размышления об истории и современности: "Рассказы о Ленине" (новелла "Последняя осень", 1958), "Ленин в Польше" (1966), "Ленин в Париже" (1981). Также автор сценария сов.-нем. ф. "На пути к Ленину" (совм. с Х. Байерлем, реж. Г. Райш, ГДР, 1970). В док. ф. "В поисках правды" (1990, реж. П. Сатуновский) Г., Райзман и др. рассказывали об адм. ограничениях и цензурных запретах, с к-рыми сталкивалась их работа в кино, связ. с ленинской темой.

В 1987 по пов. Г. "Платок на стене" реж. В. Григорьев на "Ленфильме" снял по своему сценарию ф. "Полет птицы".

Соч.: Избр. произв.: В 3 т. М., 1982-83; Приход луны: Киносценарии. М., 1987.

Лит.: Гольденберг М. Мир героев Е. Габриловича. М., 1981.

Е. И. Габрилович

Е. И. Габрилович

Гавот

ГАВО́Т (франц. gavotte, от прованс. gavoto - танец гавотов, жителей обл. Овернь во Франции) - старинный франц. нар. танец в умеренном темпе на 4/4 или 2/2, часто с затактом в 2/4. С 17 в. Г. стал придворным танцем, полным кокетливой грациозности; включался в оперы-балеты (Ж. Б. Люлли) и, в качестве отд. части, в сонаты и сюиты. В 18 в. Г. приобрел подвижный темп и трехчастную репризную форму. В России получил известность на ассамблеях Петра I, но не был столь популярен, как менуэт. Чайковский опоэтизировал Г. в "Танце баронесс" из балета "Спящая красавица" и орк. сюите № 1. В 20 в. возрождение Г. связано с неоклассицистскими тенденциями в комп. творчестве. Традицию рус. балетных Г. продолжили Глазунов в "Барышне-служанке", Прокофьев в "Ромео и Джульетте" и "Золушке". Орк. Г. есть в музыке Танеева (Концертная сюита для скр.), Прокофьева (Симфония № 1 "Классическая"), Шостаковича (Балетная сюита № 3); Г. для фп. - у Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича и др.

Гавриил

ГАВРИИ́Л (в миру Петров (Шапошников) Петр Петр.) (1730-1801) - религ. деятель и писатель. Сын священника. Учился в Славяно-греко-латинской академии (1741-53), служил справщиком в Моск. синодальной типографии (1754-58). В 1758 принял монашество, ректор Троице-Сергиевой дух. семинарии и наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1761-63 - ректор Славяно-греко-латинской академии, с 1763 - еп. Тверской. В 1770 поставлен во гл. С.-Петерб. и Ревельской епархий, в 1775 к ним присоединена Новгородская. Митрополит с 1783. Отрешен от звания Петерб. митрополита в 1799 за отказ принять от Павла I католич. Мальтийский крест (остался Новгор. митрополитом). Пользовался расположением Екатерины II, посв. ему выполненный ею совм. с придворными пер. ром. Ж.-Ф. Мармонтеля "Велизарий" (1768). Единств. депутат от духовенства в Комиссии для составления нового Уложения. Близкий придв. кругам, Г. вместе с тем большое внимание уделял религ. жизни, являясь одним из инициаторов возрождения монашества в кон. 18 в. Поддерживал Тихона Задонского, Паисия Величковского и его учеников, способствовал публикации осуществленного Паисием с учениками церк.-слав. пер. "Добротолюбия", сыграв тем самым значит. роль в распространении старчества в рус. церкви. Занимался вопросами просвещения духовенства, составил проект системы преподавания в рус. духовных школах (1798). Пользовался славой как проповедник; его ораторскую прозу высоко ценили Н. И. Новиков и А. П. Сумароков. Чл. Рос. Академии (с 1783), в отсутствие Е. Р. Дашковой занимал ее место в совете Академии, участвовал в создании академич трудов ("Словарь Академии Российской"). Был также чл. АН и АХ.

Гаврилин Валер. Ал-др

ГАВРИ́ЛИН Валер. Ал-др (1939-99) - композитор. Учился в спец. школе при Ленинградской конс. как кларнетист и композитор. С 1958 занимался в Ленинградской конс. сначала по композиции у О. А. Евлахова, закончил обучение как музыковед-фольклорист у Ф. А. Рубцова (1964). Г. тяготел к созданию вокальной музыки, его творчество тесно связано с рус. нар. песенной культурой, с жанрами гор. фольклора, с интонацией рус. говора. Среди его соч. - вокальные циклы "Немецкая тетрадь" (1, 2, 3), "Рус тетрадь", "Военные письма", "Вечерок" из альбома старой женщины". Г. интересно проявил себя как театр. композитор, создав музыку к 80 драматич. спектаклям, к балетам "Дом у дороги", "Подпоручик Ромашов", "Женитьба Бальзаминова" и к пользующемуся мировой известностью балету "Анюта". Создатель сложных музыкально-драматических композиций с хором (оратория "Скоморохи"). Одно из центр. соч. Г. - хоровое действо "Перезвоны (по прочтении В. Шукшина)". Автор популярных песен. Нар. артист РСФСР (1985), Гос. пр. СССР (1985).

Гаврилов Анд. Вл

ГАВРИ́ЛОВ Анд. Вл. (род. 1955) - пианист. Окончил Центр. муз. школу у Т. Е. Кестнер (1973), Моск. конс. (1978) и аспирантуру (1981) у Л. Н. Наумова. Лауреат Междунар. конкурсов им. Чайковского (1974, 1-я пр.) и ЮНЕСКО (1976, Братислава, 1-я пр.). В артистическом развитии Г. принял участие С. Т. Рихтер, высоко оценивший дарование молодого пианиста и давший совместно с ним цикл из 4-х концертов (16 клавесинных сюит Генделя в переложении для фп.). Г. владеет обширным репертуаром, основу к-рого составляет виртуозная романтич. музыка. Игре Г. свойственны стихийная виртуозность, пламенный темперамент и артистизм трактовки "Исламея" Балакирева, Вариаций фа мажор и 1-го концерта Чайковского, 8-й сонаты Прокофьева, Концерта для левой руки и "Ночного Гаспара" Равеля, 3-го концерта Рахманинова, 24-х этюдов Шопена. Г. интенсивно концертирует, с сер. 1980-х гг. выступает преим. за рубежом.

Лит.: Цыпин Г. М. Портреты сов. пианистов. М., 1990.

Гагарин Григ. Григ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гагарин Юр. Ал

ГАГА́РИН Юр. Ал. (1934-68) - летчик космонавт СССР, полковник; первый человек Земли, поднявшийся в космос. Род. в семье колхозника. В 1951 с отличием окончил ремесленное уч-ще г. Люберцы под Москвой и одноврем. школу раб. молодежи, в 1955 - Саратовский индустриальный техникум, в 1960 - 1-е Чкаловское военно-авиац. уч-ще, в 1968 - Военно-возд. академию им. Н. Жуковского в Москве. В 1960 зачислен в отряд космонавтов. 12 апр. 1961 впервые в мире совершил полет в космос на корабле-спутнике "Восток", облетев земной шар за 1 ч. 48 мин. Участвовал в обучении и тренировке экипажей космонавтов, руководил полетами космич. кораблей. Трагически погиб во время тренировочного полета. В его память г. Гжатск Смоленской обл. переименован в г. Гагарин, имя Г. присвоено Военно-возд. академии в Монино, кратеру на обратной стороне Луны. В 1968 учреждена Зол. медаль им. Г. Междунар. авиац. федерации (ФАИ).

Ю. А. Гагарин

Ю. А. Гагарин

Гагарины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гагемейстер Леонтий Андреянович

ГАГЕМЕ́ЙСТЕР Леонтий (Людовик) Андреянович (1780-1834) - мореплаватель. В 1795 добровольно поступил в воен.-мор. флот. В 1806-07 на шлюпе "Нева" совершил плавание из Кронштадта через Атлант., Инд., Тихий ок. в Русскую Америку. В 1808-09 исследовал берега Аляски и совершил плавание в сев. часть Тихого ок. В 1810 вернулся в Петербург. В 1812-15 - нач. Иркутского адмиралтейства, под его рук-вом начали впервые строить суда для плавания по Байкалу. Совершил два кругосветных плавания: в 1816-19 на корабле рос.-американской компании "Кутузов" с заходом в Русскую Америку; в 1828-30 на шлюпе "Кроткий", во время к-рого открыл в цепи Маршалловых о-вов атолл Меншикова. В 1817-18 возглавлял Рос.-Амер. компанию, организовал и возглавил работы по картированию побережья Аляски. С 1830 дир. уч. центра торг. мореплавания. В честь Г. назван о-в в Бристольской губе, на с.-з. берегу Сев. Америки, и пролив, отделяющий этот о-в от материка.

Гаген-Торн Нина Ив

ГА́ГЕН-ТОРН Нина Ив. (1900-86) - этнограф, фольклорист, писатель. Еще студенткой этнографич. отделения Географич. ин-та (1918-24) работала в Сев. науч.-промысловой эксп. В 1920-22 активно участвовала в деят-ности Вольной филос. ассоциации (Вольфила) в Петрограде. Работала в Комиссии по изучению плем. состава нас. России, в Ин-те народов Севера, с 1933 - в Ин-те этнографии АН СССР, секр. ред. ж. "Сов. этнография". Осенью 1936 арестована, по фальсифициров. обвинению приговорена к 5 годам лагерей, год провела на Колыме, затем отправлена в ссылку в Челябинскую обл. После войны вернулась в Ленинград, возобновила науч. деят-ность, в 1946 защитила канд. дисс. "Эл-ты одежды народов Поволжья как мат-л для этногенеза". В дек. 1947 арестована повторно, провела 5 лет в Темниковских лагерях в Мордовии, в янв. 1953 отправлена в "вечную ссылку" на Енисей. Весной 1954 освобождена по амнистии, в 1956 реабилитирована. С апр. 1955 по 1960 - в Ин-те этнографии Ленинграда. Написала автобиогр. пов. о первых эксп., мемуарные записки о Темниковских лагерях ("Второй тур"), иссл. о "Слове о полку Игореве" с т. з. этнографа и др. Значит. часть трудов не опубл.

Соч.: О "бабьем празднике" у ижор (Ленинградского района) // Сов. этнография. 1930. № 3. С. 69-79; Магич. значение волос и головного убора в свадебных обрядах Вост. Европы // Там же. 1933. № 5/6. С. 76-88; Женская одежда народов Поволжья (Мат-лы к этногенезу). Чебоксары, 1960; Анимизм в художеств. системе "Слова о полку Игореве" // Сов. этнография. 1974. № 6. С. 110-118.

Газданов Гайто Ив

ГАЗДА́НОВ Гайто Ив. (1903-71) - прозаик, журналист. Вырос в осетинской семье, петерб. дом к-рой был уголком рус. культуры и столичным прибежищем для земляков. Отец - лесничий. Учился в полтавском кадетском корпусе, харьковской г-зии. 16 лет вступил в Добровольч. армию, вместе с ней эвакуировался в Константинополь, затем переехал в Париж. Зарабатывал на жизнь трудом портового грузчика, мойщика паровозов, рабочего автомоб. з-да, шофера ночного такси. На рубеже 20-х - 30-х гг. посещал Сорбонну. Первые рассказы печатал в пражских ж. "Своими путями" и "Воля России", затем регулярно сотрудничал в парижских "Современных записках", а также во "Встречах" и "Числах", был чл. лит. содружества "Кочевье", вступил в масонскую ложу. Выступал со статьями по лит-ре, философии, религии. Известность приобрел с выходом в свет ром. "Вечер у Клэр" (1929), высоко оцен. Н. Оцупом, М. Осоргиным, М. Горьким. На писательское самоопределение Г. повлияли рус. лит-ра от Л. Толстого до И. Бабеля и Б. Пильняка и западный "эксперимент." дух: Г. сравнивали с М. Прустом, Ф. Кафкой. Опубл. ром. "История одного путешествия" (1935), "Полет" (1939), "Призрак Александра Вольфа" (1948), "Возвращение Будды" (1950), "Ночные дороги" (1940, 1952), "Пилигримы" (1954), "Пробуждение" (1966), ром. "Переворот" (неоконч., опубл. посм. 1972), б. 30 пов. и рассказов. Индивид. облик романам Г. придают специфич. конструктивные эл-ты: размытость фабульного ряда, опора композиции на свободный поток воспоминаний повествователя или рассказчика, авантюрный или детективный сюжет. Лучшими романами Г. критики называют "Историю одного путешествия" и "Ночные дороги".

Газель

ГАЗЕ́ЛЬ, газела (араб. газаль) - вид моноритмич. лирич. стих., распространенный в поэзии Бл. и Ср. Востока и Юго-Вост. Азии. Возникла из доислам. нар. лирич. песни и окончательно сформировалась к 13-14 вв. Представляет собой ряд двустиший, в 1-м из к-рых стихи зарифмованы, в последующих 2-й стих повторяет заданную рифму, а 1-й остается холостым. Схема Г.: aa ba ca. В араб. Г. чаще всего после рифмы следует редиф (слово или группа слов, повторяющиеся в неизм. форме). Каждое двустишие Г. должно содержать законч. мысль, в последнем двустишии - упоминаться тахаллус (псевд., лит. имя писателя, избр. или данное учителем). Европ. поэты обращались к Г. в стихах вост. тематики (И. В. Гете), рус. авторы восприняли эту форму через нем. посредничество. Первые Г. в России создает в 20-е гг. 19 в. П. Д. Ознобишин (пер. с араб. из Гафиза), затем в кон. 50-х гг. А. А. Фет переводит с нем. подражания Гафизу Г. Ф. Даумера. Оригин. Г. появляются в рус. поэзии только в 20 в.: вводит их в моду Вяч. Иванов ("Газелы о розе"), пишут Г. М. А. Кузмин и В. Я. Брюсов. Особенностями рус. Г. часто являются отсутствие редифа, а также введение добавочной обязат. рифмы, к-рая скрепляет строки, в классич. Г. остающиеся холостыми. Пример Г. (Брюсов):

Пылают летом розы, как жгучий костер,

Пылает летней ночью жестче твой взор.

Пьянит весенним утром расцветший миндаль,

Пьянит сильней, вонзаясь в тень ночи, твой взор.

Звезда ведет дорогу в небесную даль.

Дорогу знает к сердцу короче твой взор.

Газенбергер Вас.

ГАЗЕНБЕ́РГЕР Вас. (Иоганн-Эрнест-Вильгельм) (ок. 1805-65) - скульптор. Род. в Пруссии, ок. Петерб. АХ в 1832. С 1820-х гг. создавал модели форм всех кавалерийских полков русской армии. В 1829 образец был представлен Николаю I, ставшему гл. заказчиком Г. Обычно гипсовые, модели всадников в 1/4 величины Г. отливал по частям и монтировал на дерев. или металлич. каркас.

Осн. особенность моделей Г. - детальная проработка воен. мундиров и аксессуаров. На одну модель делалось до 300 мелких деталей. Фигуры лошадей лакировались с имитацией шерсти, эполеты, цепочки на упряжи делались из металла, мундир - из очеса ткани наст. мундира, что давало эффект фактуры ткани. Все холодное оружие вынималось из ножен. Огнестрельное оружие иногда тоже было действующим. Лица солдат были часто, по указаниям императора, портретны. Всего Г. сделал неск. сот разл. форм, гл. обр. гвард. полков.

Оригиналы моделей находились в личных комнатах Николая I в Александровском дворце Царского Села. При их реконструкции в кон. 19 в. модели были собраны в находящемся близ дворца павильоне Арсенал, затем в парадных залах дворца. Сохранилась небольшая часть в Артиллерийском музее в СПб и в Музее воен. формы одежды в Бахчиванжи (Подмосковье). Формы Г. воспроизводились в фарфоре, стекле и каслийском литье.

Лит.: Рогатнев А. С. Фигуры Газенбергера // Александровский дворец. История. Владельцы. Коллекции. Краткое содержание докладов IV Царскосельской научн. конференции. СПб., 1998.

Газета

ГАЗЕ́ТА - одно из осн. средств массовой информации, периодич. изд. в виде одного или неск. нескрепленных листов печатного материала. Как вид издания Г. отличается большим форматом - 1/2 (ин-фолио) или 1/4, частым выходом (от двух раз в день - утренним и вечерним выпуском - до 1 раза в неделю) и оперативностью публикуемых материалов. Как правило, в Г. отражаются и комментируются текущие события.

Термин "Г." происходит от названия итал. монеты - gazzetta, за к-рую продавались рукописные сводки новостей, появившиеся в 16 в. в Венеции. Как тип издания Г. сложилась в Европе в 17 в. В России прообразом Г. были рукописные известия "Вестовые письма, или Куранты" (1621). Первая рус. печатная Г. "Ведомости" была осн. в 1702 Петром I и являлась офиц. правительств. органом. В 1728 петровские "Ведомости" сменила Г. "Санкт-Петербургские ведомости" - орган АН, ставшая первым рус. регулярным периодич. изданием. С 19 в. в России стали выходить Г. ведомств. частные и местные (губ.). Появляются Г. спортивные, медицинские, технические, рекламные, юмористические. Зарождается социал-демократическая печать. После 1917 важнейшей функцией советской Г. становится идеологич., она становится инструментом пропаганды решений коммунистической партии. В конце 1980-х - нач. 90-х развитие гласности, офиц. признание в гос-ве многопартийности способствовали расширению типологии и тематики Г. Появляются Г. различных партий, независимые неформальные издания, возрождаются информационно-коммерческие Г. В нач. 90-х гг. в РФ зарегистрировано св. 2,4 тыс. Г.

Лит.: Есин Б. И. Рус. дореволюционная газета, 1702-1917. М., 1971; Его же. Рус. газета и газетное дело в России. Задачи и теоретико-методологич. принципы изучения. М., 1981; Овсепян Р. П. История новейшей отечеств. журналистики (февр. 1917 - нач. 90-х гг.). М., 1996.

Гайдай Леон. Иович

ГАЙДА́Й Леон. Иович (1923-93) - кинореж. Окончил театр-студию при Иркутском обл. драм. т-ре (1947) и ВГИК (1953, мастерская Г. В. Александрова). В 1958 пост. кинопамфлет "Жених с того света". Вышедший вскоре после "Карнавальной ночи" Э. Рязанова, ф. способствовал возрождению и развитию комедийного жанра. Режиссерская деятельность Г. в 1960-е гг. проходит в русле характерных для всего мирового кинематографа этого времени попыток возрождения Золотого века комедии, к-рые, за редким исключением, ни к чему не приводили. Однако Г. удалось совместить казалось бы несовместимое: оставаясь внутри своего времени, времени "положений абсурда", с блеском использовать "смеховую машинерию" Золотого века комедии. Для режиссуры Г. характерны легкость, остроумие, выверенная ритмичность, эксцентрика. Кинокритики усматривали в его ф. многочисл элементы "немой" комич. пантомимы. Эти особенности свойственны и последующим ф. Г.: "Пес Барбос и необыкновенный кросс" (1961), в к-ром впервые появляются актерские "маски", ставшие постоянными, и "Самогонщики" (1962). Гротесковые элементы пронизывают сюжет ф. "Деловые люди" (по О. Генри, 1963). Г. становится признанным мастером внешнего, живописного рисунка образа. Очередной ступенькой в освоении жанра для Г. стала картина "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965, одна из новелл в ф. - "Наваждение" - в этом же году получила приз МКФ). "Кавказская пленница" (1967) уже целиком строится на использовании актерских масок и трюковых погонь. По сути, это первая полнометражная комедия Г. и последняя, в к-рой участвовала знаменитая "тройка - актерская маска" Ю. Никулин, Е. Моргунов и Г. Вицин. "Бриллиантовая рука" (1968) - комедия, пародирующая детектив. С ф. "Двенадцать стульев" (1971, по роману И. Ильфа и Е. Петрова) в творч. Г. началась длительная полоса экранизаций: "Иван Васильевич меняет профессию" (1973, по пьесе М. Булгакова "Иван Васильевич"), "Не может быть!" (1975, по рассказам М. Зощенко), "Инкогнито из Петербурга" (1979, по комедии Н. Гоголя "Ревизор"). "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди" (1992) - последняя комедия Г. и интересная попытка выдающегося мастера сделать кино прежде всего за счет использования своих "фирменных" трюков и гэгов исключительно по правилам советской мифологии.

Из ф. Г. в современную русскую речь вошло рекордное количество крылатых фраз и выражений (из одного лишь ф. "Бриллиантовая рука" - более сотни). Многие песни из ф. Г. стали чрезвычайно популярными. В качестве автора или соавтора сценариев своих ф. Г. награжден Гос. премией (1970). Среди др. ф.: "Трижды воскресший" (1960), "За спичками" (1980), "Спортлото-82" (1982), "Частный детектив, или Операция "Кооперация" (1990).

Лит.: Фролов И. В лучах эксцентрики. М., 1991.

Гайдамаки

ГАЙДАМА́КИ (от тур. haydamak - нападать) - участники нар.-освободит. движения на Правобережной Украине и в Запорожье, выступали против религ. гнета шляхетской Польши в 18 в. Первое свидет-во о Г. в ист. источниках встречается в 1717. Движение возникло на Волыни и в Зап. Подолии, во 2-й четв. 18 в. перекинулось на Киевщину и Брацлавщину. Отряды Г. отличались маневренностью и стремительностью. Громили польск. и укр. шляхтичей, устраивали евр. погромы. В состав Г. входили укр. крестьяне, батраки-наймиты, мещане-ремесленники, рус. раскольники, польские крестьяне, беглые рус. солдаты, донские казаки, белорус. и молд. крестьяне. Часто вожаками и ядром гайдамацких отрядов становились запорожские казаки. Движение Г. находило поддержку и сочувствие со стороны крестьян и казаков Левобережной Украины, входившей в состав России, поэтому часто подавлялось царским пр-вом. Наиб. крупные восст. Г. - в 1734, 1750 и 1768.

Гайдар Арк. Петр.

ГАЙДА́Р Арк. Петр. (наст. фам. Голиков) (1904-41) - писатель. Род. в семье учителя, участника 1 мир. войны, детство провел в г. Арзамасе. В 13 лет включился в деят-ность рев. подполья, в 14 уходит добровольцем в Красную Армию. В 15 лет он уже командует ротой, затем - полком. Оконч. Киевские пехотные курсы и Высшую стрелковую школу в Москве, пытался поступить в Академию Ген. штаба, но был признан негодным для воен. службы из-за тяжелого нервного заболевания. В течение двух лет Г. пытался остаться в армии и демобилизовался только в 1924. К этому моменту относится начало лит. творчества. Первая повесть "В дни поражений и побед" (1925), основанная на автобиографич. мат-ле, успеха не имела. Б. удачным оказался рассказ "РВС" (1926), в работе над к-рым молодому автору помог К. Федин. С 1925 работает журналистом в Перми, Архангельске, Владивостоке, пишет прозу. Широкую известность ему приносит автобиографич. повесть "Школа" (1930) о событиях гражд. войны. С 1932 живет преимуществ. в Москве. В 30-е гг. Г., окончательно утвердившийся в своей "детской" писательской "специализации", пишет свои лучшие произведения - "Дальние страны" (1932), "Военная тайна" (1935), "Голубая чашка" (1936), "Судьба барабанщика", "Чук и Гек" (1939), "Тимур и его команда" (1940). В 1941 Г. - воен. корр. "Комсомольской правды", погиб в бою близ г. Канева на Украине.

В годы Советской власти Г. - человек-легенда. Романтическому мифу о Г., однако, противоречит его реальный облик - нервного, ранимого человека, мучимого комплексом вины (ср. дневниковую запись "Снились люди, убитые мною в детстве") и крайне болезненно реагирующего на критику своих произведений. Стиль Г. в разное время характеризовали то как реалистич., то как романтич. Светлый и прекрасный, но крайне хрупкий мир в произв. Г. требует от героев жертвенного порыва, подвига.

Много общаясь с детьми, Г. держался с ними на равных; он искренне полагал, что не может быть тем, недоступных для детей, - неслучайно педагоги подвергли критике рассказ "Голубая чашка", в центре к-рого - семейный разлад. На протяжении всей жизни Г. сохранял в себе "детские" черты - любовь к розыгрышам и веселым проделкам. Романтическая утопия Г. плохо выдерживала соприкосновение с жизнью. Сюжет повести "Тимур и его команда", где дети бескорыстно помогают всем нуждающимся в поддержке, превращая эту помощь в увлекательную игру, в реальной жизни был превращен в пародию: "тимуровское движение" постепенно выродилось в формальное мероприятие.

Соч.: Собр. соч.: В 4 т. М., 1979-1982.

Лит.: Путилова Е. О. О творчестве А. П. Гайдара: Очерки. Л., 1960; Фраерман Р. Любимый писатель детей. М., 1964; Гайдар Т. А. Голиков Аркадий из Арзамаса: Документы. Воспоминания. Размышления. М., 1988; Чудакова М. Сквозь звезды к терниям // Новый мир. 1990. № 4.

А. П. Гайдар

А. П. Гайдар

Гайдебуров Пав. Пав

ГАЙДЕБУ́РОВ Пав. Пав. (1877-1960) - актер и реж. В 1896-99 учился на юрид. ф-те Петерб. ун-та. С 1899 - на провинц. сцене. В 1903 вместе с Н. Ф. Скарской организовал общедоступный т-р при Литовском Нар. доме (Петербург). В 1905-28 рук. совм. с Н. Ф. Скарской Первого Передвижного драм. т-ра. Позднее работал в разных театр. коллективах. В 1944-60 - актер Моск. Камерного т-ра и т-ра им. Вахтангова; преподавал. Внес значит. вклад в дело просветит. т-ра, рассчит. на массовую аудиторию; следовал во мн. идеям Л. Н. Толстого о т-ре для народа. Как реж. Г. последователь Моск. Худож. т-ра, имел четкую репертуарную политику, тщательно готовил спектакли, был культурным, образованным художником. Особое пристрастие испытывал к классич. драматургии (пост. по произв. Пушкина, Гоголя, Островского, Л. Толстого, Чехова, Горького, Софокла, Шекспира, Шиллера, Мольера, Ибсена). Г.-актер стремился к психологич. разработке роли, реалистич. исполнению и театр. выразительности. Среди ролей: Хлестаков, Подколесин ("Женитьба"), Тихон ("Гроза"), Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова"), Царь Федор Иоаннович (одноим. драма А. К. Толстого), Петр ("Власть тьмы"), Звездинцев ("Плоды просвещения"), Сорин ("Чайка"), Трофимов ("Вишневый сад"), Старик в одноим. пьесе Горького, Гамлет, Тартюф, Уриель Акоста (одноим. драма К. Гуцкова), Освальд ("Привидения" Г. Ибсена), Гуль ("Он пришел" Д. Пристли) и др.

Гайдуки

ГАЙДУКИ́ (от венг. hajduk - пехотинец) - в 15-19 вв. - участники вооруж. борьбы южнослав. народов против тур. завоевателей. Обычно отряды Г. состояли из неск. десятков человек, возглавляемых харамбашами-воеводами, но иногда из 300 чел. и более. Г. устраивали засады на дорогах, убивали тур. чиновников, феодалов, нападали на торг. караваны, но в осн. движение носило нац.-освободит. и антифеод. характер и наредко сливалось с нар. восстаниями. Отряды Г. участвовали в Первом Сербском восстании 1804-13. Во время рус.-тур. войны 1877-78 Г. совместно с рус. войсками боролись за освобождение Болгарии, а затем влились в сформированную в это время болг. армию.

В России при Петре I Г. - конные слуги знати.

Гаккеншмидт Георг

ГАККЕНШМИ́ДТ Георг (наст. имя Георг Карл Юлиус) (1877-1968) - рус. спортсмен, проф. борец, атлет, теоретик спорта, создатель собств. школы физ. воспитания. Учился в Тартус. реальном уч-ще (до 1892). С 1895 работал на машиностроит. з-дах в Таллине. Занимался мн. видами спорта: велоспорт, тяжелая атлетика, борьба, легкая атлетика и др. В 1896-97 выступал под псевд. "Ленц" на нар. гуляниях в Эстонии с силовыми номерами. С 1898 тренировался в СПб. в кружке В. Ф. Краевского. Чемпион России и третий призер чемпионата Европы по тяж. атлетике (1898). Первый из рус. борцов чемпион Европы (1898) и первый рекордсмен мира среди рус. тяжелоатлетов (1898), первый рус. чемпион мира по борьбе среди профессионалов (1901). Г. успешно гастролировал в Австралии, США, Канаде, Зап. Европе. В историю мировой борьбы вошел как непобедимый "Русский Лев". В 1911 принял англ. подданство, жил в Лондоне. Покинув арену, много путешествовал, выступал в США, Англии, Германии с лекциями на филос. темы. Автор многочисл. работ по теории физ. культуры.

Галактионов Степ. Фил

ГАЛАКТИО́НОВ Степ. Фил. (1779-1854) - график. Образование получил в имп. АХ в С.-Петербурге (1785-1800) у М. М. Иванова и Сем. Ф. Щедрина. Преподавал там же в 1817-54. Работал в технике резцовой гравюры в сочетании с офортом. Один из первых отеч. мастеров литографии. Манера Г. отличается стремлением к точности в изображении природы и архит. сооружений (Виды С.-Петербурга, 1821-24, 12 литографий по собств. рис.).

Галансков Юр. Тим

ГАЛАНСКО́В Юр. Тим. (1939-72) - активный участник диссидентского и правозащитного движения в СССР, один из первых авторов отечеств. самиздата и тамиздата, участник послевоен. подполья НТС на терр. СССР, поэт. Род. в Москве в семье рабочего. С ранней юности жил на собств. заработки, работал электриком в т-ре. За "непартийные взгляды" был исключен с ист. ф-та МГУ, продолжал образование на веч. отделении Моск. историко-архивного ин-та. Работал в Лит. музее. Являлся активным участником вольных чтений стихов молодежи на Пушкинской пл. у памятника В. Маяковскому, где в 1960 прозвучала его поэма "Человеч. манифест". В 1961 принял участие в одном из первых самиздатовских изданий - поэтич. сб. "Феникс". Пытался создать пацифистскую орг-цию СССР, составил проекты устава и программы Всемирного Союза Сторонников Всеобщего Разоружения. Один из организаторов "митинга гласности" на Пушкинской пл. 5 дек. 1965, за что подвергся аресту. Один из организаторов второго правозащитного митинга 5 дек. 1966. В 1966 составил второй крупный самиздатовский сб. обществ.-полит. док-тов и поэтич. мат-лов "Феникс-66". Передавая самиздат на Запад, сблизился с НТС и в 1966 вступает в него. 19 янв. 1967 арестован, предстал перед судом, вместе с В. И. Лашковой, А. И. Гинзбургом и А. П. Добровольским Г. приговорен к 7 годам исправит.-трудового лагеря по ст. 70 УК РСФСР. В лагере 17-а (пос. Озерный, Мордовской АССР) Г. принял участие в голодовках в защиту А. И. Гинзбурга, боролся против злоупотреблений лагерной администрации. В лагерной больнице перенес тяжелую операцию, в результате перитонита 4 ноября 1972 скончался. В память о нем 30 октября с 1972 отмечается как День Памяти сов. полит. заключенных. В 1992 останки Г. перезахоронены в Москве на Ваганьковском кладбище. На Западе Г. много печатался в "Гранях", "Посеве" и др. журналах.

Лит.: Юрий Галансков (сб.). Франкфурт-на-Майне, 1980.

Галахов Ал. Дм

ГАЛА́ХОВ Ал. Дм. (1807-92) - критик и педагог. Из дворян. Окончил уездное уч-ще (г. Сапожок), Рязанскую г-зию (1822), физико-матем. ф-т Моск. ун-та (1826). Служил в Моск. цензурном к-тете (1827), преподавал рус. яз. и словесность в Александровском жен. уч-ще (с 1837), Николаевском сиротском ин-те (с 1839), рук. каф. рус. словесности при Николаевской академии Ген. штаба (с 1856), проф. историко-филолог. ин-та (1865-82), чл. Ученого к-тета Мин-ва нар. просвещения (с 1863), член-корр. АН. Как критик и педагог сформировался под влиянием В. Г. Белинского, в 1840-х гг. - пост. сотр. "Отечественных записок". Известность приобрел как составитель кн. "Полная рус. хрестоматия, или Образцы красноречия и поэзии, заимствованные из лучших отечеств. писателей" (2 т., 1842), "Русская хрестоматия для детей" (1843), "Ист. хрестоматия церковного славянского и рус. языка" (1848), "История рус. словесности, древней и новой" (2 т., 1863), бывших не одно десятилетие уч. пособиями для ср. уч. заведений. Автор б. числа критич. ст., восп. и пов. ("Старое зеркало", 1845, "Ошибка", 1856 и др.).

Галера

ГАЛЕ́РА - тип низкобортного парусно-гребного воен. судна, широко распространенного в ср. века на Средиземном м., а позднее - и на др. морях Европы. Г. имела длину до 50 м, снабжалась тараном. Весла располагались в один ряд, число гребцов на одно весло в 18 в. доходило до 5-7 м. Длина весла - 10-16 м. Г. имела 2-3 мачты с косыми или четырехугольными парусами. В 16-18 вв. Г. вооружалась неск. орудиями, наиб. крупное ставилось на носу. В России Г. введены Петром I (есть сведения, что еще в кон. 15 в. был проект постройки Г. в Ивангороде) и сыграли большую роль в боевых действиях на Балт. м. в ходе Сев. войны 1700-21, позднее широко применялись в войнах со Швецией и Турцией. С кон. 18 в. Г. уступили место др. типам парусно-гребных судов. Разновидность Г. - скампавея - отличалась меньшими размерами.

Галера

Галера

Галерея

ГАЛЕРЕ́Я (франц galerie) - 1) Длинное узкое крытое светлое помещение или часть здания, реже - отд. сооружение, ограниченное (обычно с одной из продольных сторон) колоннами, столбами или аркадой, также длинный балкон, проходящий вдоль здания. Часто Г. соединяют разновременные части здания или центральной объем и флигеля (классич. композиция рус. усадебного дома). В рус. архитектуре Г. часто делались застекленными. Г. назывался также очень большой зал со множеством окон-дверей, расположенный вдоль анфилады (Светлая Г. Растрелли в Екатерининском дворце). В отличие от др. типов дворцового интерьера, Г. может быть дугообразной в плане или изгибаться под углом. Др. важное отличие Г. - необходимость движения вдоль нее для ее восприятия, невозможного в полной мере с одной точки. Поэтому Г. в замках и дворцах либо оформляли сюжетными сериями картин (напр., в России - Чесменская Г. Гатчинского дворца), шпалер или скульптур, либо использовали для размещения коллекций картин, статуй и др. произв. иск-ва, связанных между собой только их расположением и соединением в одном помещении, - отсюда перенос значения слова "Г." на любые собрания худож. произв. в помещениях разл. формы. Г. получили в России широкое распространение в архитектуре барокко и классицизма, старейшими из существующих являются Г. дворца Петра I Монплезир в Петергофе. В виде Г. строились также самостоятельные парковые павильоны, в к-рых прогуливалась публика, защищенная от дождя и солнца: мраморная пристань - Г. со статуей Венеры в Летнем саду времен Петра I, не сохр., знаменитая Камеронова Г. в Царском Селе, Сибирская мраморная Г. (Палладиев мост) - там же. 2) В т-ре - верхний ярус зрит. зала (галерка), долгое время не имевший сидячих мест, иногда также места, кругообразно располож. вокруг лож. 3) На кораблях - балкон вокруг кормы судна, предназначенный для капитана или адмирала. 4) Перен.: длинный ряд, вереница (напр., Г. лит. героев).

Галич

ГА́ЛИЧ - эпич. город, упоминается в нек-рых былинах, нередко вместе с Волынью (Волынцем). В былинном Г. одни ученые видят след воспоминаний о Галицкой земле 12-13 вв., др. связывают с б. поздним временем, когда ист. Г. (др.-рус. город 10-13 вв., столица Галицкого княж-ва с 1144, Галицко-Волынского с 1199, в 1241 разрушен монголо-татарами, ныне город в Ивано-Франковской обл. на Украине, сохранивший остатки 10 белокаменных храмов 12-13 вв. и частично перестроенную церк. Пантелеймона 12 в.) был уже отторгнут от Руси. Наиб. устойчивы и содержательны упоминания Г. в былине о Дюке. Герой былины, родом из Г., приезжает в Киев, ведет себя здесь вызывающе, всячески подчеркивая превосходство своего города над стольным Киевом в богатстве, роскоши, устройстве. Кн. Владимир посылает Добрыню в Г. опровергнуть похвальбу Дюка и описать его имущество, но Добрыня находит в Г. необычайную роскошь. Из содержания былины можно заключить, что Г. воспринимается как находящийся в чужой земле. Очевидно, что образ былинного Г. и описание его непомерного богатства - чистая условность, характерная для эпоса.

Галич Ал-др Арк

ГА́ЛИЧ Ал-др Арк. (наст. фам. Гинзбург) (1918-77) - поэт, драматург, автор-исполнитель песен. Род. в Днепропетровске, в 1923 семья переехала в Москву. В 1935 поступил в Оперно-драматич. студию К. С. Станиславского, в 1940 перешел в моск. театр-студию, открывшийся спектаклем "Город на заре". Во время войны Г. был одним из организаторов и участников Комсомольского фронтового т-ра. Послевоен. пьесы Г. "Вас вызывает Таймыр" (1948, совм. с К. Ф. Исаевым), "За час до рассвета" (1957), "Пароход зовут "Орленок" (1958) и др. шли на мн. сценах страны. По сценариям Г. пост. популярные ф. "Верные друзья", "Государственный преступник", "Дайте жалобную книгу" и др. Пьеса Г. "Матросская тишина", репетиции к-рой уже заканчивались, была запрещена офиц. цензурой.

С нач. 1960-х гг. появляются песни Г., расходившиеся в магнитофонных записях и в самиздатовских сборниках. Первые из них ("Леночка", "Физики") выглядят просто забавными шутками, но объектом иронии в них оказываются вещи, над к-рыми в СССР иронизировать было не принято. "Песни Галича - рассказы, новеллы, повести в стихах, с законченным и, бывает, анекдотическим сюжетом, с глубоко и точно раскрытым характером главного героя", - писал Е. Эткинд о песнях "Веселый разговор", "Больничная цыганочка", "Красный треугольник". В послехрущевское время, когда с "оттепелью" было покончено, в песнях Г. все определеннее звучат гражд. мотивы - антисталинизм, неприятие сов. системы идеологич. ценностей, открытые насмешки над партноменклатурой ("Баллада о Вечном огне", "Прощание с гитарой", песни про Клима Петровича Коломейцева). В 1968 в Новосибирском академгородке состоялся его концерт "самодеятельной песни". После исполнения песни "Памяти Пастернака" многотысячный зал молча встал. Это было последнее публичное выступление Г., однако его песни становились все более популярными. Получают распространение в "магнитоиздате" песни цикла "Литераторские мостки", посв. трагич. судьбам отечеств. интеллигенции, поэма "Кадиш" (памяти польского педагога Я. Корчака) и др. В 1969 во Франкфурте вышел сб. Г. "Песни". 29 декабря 1971 Г. исключен из Союза писателей, а затем (заочно) и из Союза кинематографистов. В 1974 вынужден покинуть страну. Жил в Норвегии, затем в Париже. Выступал с концертами, вел передачу на радио "Свобода". Умер от удара электрич. током у себя в квартире.

Галич Ал-др Ив

ГА́ЛИЧ (Говоров) Ал-др Ив. (1783-1848) - философ и психолог, один из первых представителей рус. шеллингианства. Г. - сын священника из Орлов. губ., учился в духовной семинарии и Петерб. пед. ин-те. В 1808 в числе лучших студентов послан в Германию для подготовки к проф. званию. С 1813 - проф. Петерб. пед. ин-та (с 1819 - Петерб. ун-та). Параллельно в 1814-15 преподавал латынь в Царскосельском лицее, был в числе учителей Пушкина. В 1821, после разгрома Петерб. ун-та, осуществленного Магницким и Руничем, отстранен от преподавания по обвинению в безбожии. Ему ставилось в вину, что он якобы предпочитал Шеллинга Св. Духу, а Канта Христу, однако до 1837 за ним оставалось жалованье экстраординарного проф., а затем предоставлено место нач. архива при провиантском департаменте. Потрясенный пожаром, уничтожившим в 1840 его рукописи, в т. ч. две крупные неопубл. работы ("Всеобщее право" и "Философия истории человечества"), Г. впал в депрессию, запил и до кон. жизни не вернулся к лит. и науч. деят-ности. Осн. тр.: "История философских систем" (1819), "Опыт науки изящного" (1825) - одна из первых в России работ по эстетике, "Картина человека, опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий" (1834) - систематич. свод антропологич. знаний эпохи. Вслед за Шеллингом Г. утверждал идею единства мира, тождество объекта и субъекта, критиковал франц. мат-лизм 18 в., однако отрицательно относился к мистич. склонностям Шеллинга, критиковал искусственность его натурфилософских построений, проявляя значит. самостоятельность при решении вопросов психологии и антропологии.

Лит.: Никитенко А. А. И. Галич. СПб., 1869; Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Соч. М., 1989.

Галлер Лев Мих.

ГА́ЛЛЕР Лев Мих. (1883-1950) - воен.-мор. деятель, адмирал (1940). По окончании Мор. уч-ща плавал на кораблях Балт. флота. Участвовал в 1-й мир. войне. Признал Сов. власть. В 1932-35 - нач. Мор. сил Балт. м., в 1935-37 - командующий Балт. флотом, в 1938-40 - нач. Гл. Мор. штаба, в 1940-45 - зам. наркома ВМФ по кораблестроению, в 1945-48 - нач. Воен.-мор. академии кораблестроения и вооружения им. А. Н. Крылова. В 1948 необоснованно репрессирован, умер в заключении. Реабилитирован посмертно.

Галоп

ГАЛО́П (франц. galop, букв. - обозначение скачкообразного аллюра лошади) - двухдольный бальный танец, осн. на стремит. прыжковом перемещении взявшихся за руки пар. Жизнерадостный характер отражается в ритмике и мелодике Г., в несложной фактуре и простейших аккордах сопровождения. Г. получает распространение начиная с 1820-х гг. Обычно является заключит. общим танцем на балу. Широко применяется в балете и особенно в оперетте. Среди авторов попул. Г. - И. Штраусы (отец и сын), Э. Вальдтейфель, И. Ланнер, Ф. Обер, Ж. Оффенбах, одним из известнейших Г. к-рого является Инфернальный Г. с мелодией канкана из оперетты "Орфей в аду" (1858). Г. писали также Ф. Шуберт, М. Глинка, Ф. Лист. Высокохудожеств. образцы Г. - в балетах П. Чайковского ("Спящая красавица", "Щелкунчик"), С. Прокофьева ("Золушка"). Характер Г. присущ ряду тем в симфонич. произв. Прокофьева (финал 6-й симфонии) и Д. Шостаковича (финал Б. симфонии и др.), черты Г. нередки в песнях и инструмент. соч. для детей.

Галстук

ГА́ЛСТУК (от нем. Halstuch) - предмет мужского туалета, род шейного платка. В рус. костюме Г. появился после реформ Петра I и в течение 18 в. был, в осн., светлым платком. В 1829 в России издана переведенная с франц. книга, описывавшая 40 фасонов повязывания Г. Были Г. парадные и повседневные, сделанные из фуляра - мягкой шелковой ткани, шелковой тафты, кашемира, теплые дорожные, летние батистовые и т. д. Характер Г. показывает на портретах официальность или художеств. раскованность изображенного. Плоский ленточный Г. стали носить в России во 2-й пол. 19 в., когда официальными стали исключительно черные, белые или светлосерые Г., при этом цвет и фасон Г. регламентировался этикетом в соответствии с временем дня, местом и ситуацией. В наст. время Г. - необходимая часть офиц. муж. костюма, цвет, рисунок и фактура выбираются в сочетании с тканью костюма.

Галуппи Бальдассаре

ГАЛУ́ППИ Бальдассаре (1706-1785) - итал. комп. Занимался в конс. "Инкурабили", по композиции - у А. Лотти. Многочисл. оперы Г. ставились с кон. 1720-х гг. в театрах Венеции, затем - в др. городах Италии. В 1741-43 работал в Лондоне, где его оперы также шли с успехом. С 1748 - пом., а с 1762 - капельмейстер Собора св. Марка в Венеции. В 1765-68 - капельмейстер итал. оперы в Пб., учитель Д. Бортнянского. Среди обширного вокально-хорового и инструмент. творчества Г. - мессы, реквием, кантаты светские и духовные (б. 100 опер "Лунный мир", "Деревянный философ", "Покинутая Дидона", "Король-пастух", "Ифигения в Тавриде" (пост. в Пб.).

Гальперин Лев Сол

ГАЛЬПЕ́РИН Лев Сол. (1886-1938) - художник, скульптор. Род. в Подольской губ. в состоят. евр. семье. В 1908-09 в Одессе самостоятельно занялся скульптурой. С 1910 - в Париже, где учился, в частности, у Э. А. Бурделя. Активно участвовал в деят-ности Рус. академии в Париже, в изд. ж. "Гелиос". Посл. нач. 1-й мир. войны жил в Турции, Греции, Египте, Палестине, Австрии, работал преим. как скульптор. В кон. 1921 вернулся в Россию. До 1928 жил в Москве, неск. лет работал художником в Центр изд-ве народов СССР. В ленингр. период (1928-34) Г. занимался почти исключительно живописью и графикой. Участвовал в выставке "Художники РСФСР за 15 лет" (июль 1932). В 1931 оформил дет. книжку Ю. Владимирова "Самолет". В худож. среде Ленинграда Г. - пропагандист принципов зап.-европ., прежде всего франц. худож. культуры. В 1932-34 сблизился с группой учеников и последователей К. С. Малевича, особенно с В. М. Ермолаевой, бывал на встречах художников у нее дома. Арестован в один день с Ермолаевой, 25 дек. 1934, обвинен в антисов. агитации (его рис., изображавшие В. И. Ленина, следователи признали карикатурой, также следствие установило, что у Г. были рисунки, изображавшие Сталина и Ленина нагишом, - впоследствии уничтоженные). 29 марта 1935 приговорен "тройкой" к 5 годам лагеря. Отбывал срок в Карлаге, затем - Дмитлаге Моск. обл. Умер 5 февр. 1938 в Москве, в свидет-ве, выданном ЗАГСом, поясняется: "Причина смерти - расстрел". Немногие сохранившиеся работы Г. демонстрировались в февр. 1994 в Музее Анны Ахматовой в СПб. (общая выставка с двумя др. забытыми мастерами - В. Калужиным и О. Фридманом).

Лит.: Лев Соломонович Гальперин, 1886-1938. Каталог выставки. СПб., 1994.

Гамалея Ник. Фед

ГАМАЛЕ́Я Ник. Фед. (1859-1949) - микробиолог, поч. академик (1949) АН СССР. Окончил Новорос. ун-т в Одессе (1880) и Военно-мед. Академию в Петербурге (1883). Занимался у Л. Пастера (1886) изучением метода прививок от бешенства и в том же году совм. с И. И. Мечниковым организовал в Одессе бактериологич. станцию. Обнаружил вирус чумы крупного рогатого скота, исследовал бешенство, туберкулез, холеру (докт. дисс., 1892). В 1898 открыл бактериолизины - вещества, разрушающие бактерии. В 1899 создал в Одессе бактериологич. ин-т. Боролся с эпидемией чумы в Одессе в 1901-02, с холерой на юге России, разработал комплекс санитарно-гигиенич. мероприятий против холеры и вакцинацию от нее. В 1908 доказал, что сыпной тиф передается вшами и в 1910 обосновал дезинсекцию как метод профилактики тифа и борьбы с ним. В 1910-13 издавал ж. "Гигиена и санитария".

В 1912-28 - науч. рук. Ин-та оспопрививания в Петербурге-Петрограде-Ленинграде, в 1930-31 руководил Центр. ин-том эпидемиологии и бактериологии в Москве, затем до кон. жизни - проф. 2-го Моск. мед. ин-та.

Гамбс

ГАМБС - семейная мебельная фирма в Петербурге. Глава семьи Генрих Г. (1765-1831) прибыл из Германии в 1790-х гг. вместе со своим учителем, знаменитым Д. Рентгеном. Вскоре он открыл собств. мастерскую на паях с И. Оттом. Вначале Г. подражал Рентгену, фирма выполняла также очень популярную в России мебель "жакоб" - в сочетании красного дерева с бронзой, наложенной тонкими полосками. Для широкого круга покупателей был открыт магазин. С 1800-х гг. фирма начала выпускать оригинальные изделия по рис. А. Н. Воронихина и К. И. Росси. В 1809-10 Г. обставлял дворцы в Гатчине и в Павловске, позднее сформировал собственный легкий, рациональный классический почерк: красное дерево с небольшим кол-вом позолоченных накладок в местах крепления. В 1820-30-х гг. Г. изготовлял мебель для Александровского дворца в Царском Селе и дворца "Коттедж" в Петергофе, где он впервые применил мотивы готики, руководствуясь рисунками А. Менеласа.

Сыновья Г. Г. - Петр Г. и Эрнест Г. - продолжили дело отца, используя в своей работе все направления историзма и выполняя заказы таких архитекторов, как А. И. Штакеншнейдер, обставляя аппартаменты имп. дворцов, в осн., в стиле рококо.

Гл. достоинство гамбсовой мебели состояло в ее прочности и удобстве, само ее название стало синонимом добротности и практичности. Многочисл. предметы фирмы Г. вошли в обиход и стали характерной особенностью рус. дворянского быта сер. 19 в. Фирма была закрыта в 1860-х гг. Мебель "Г." стала широко известна совр. соотечественнику благодаря роману Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев".

Предыдущая страница Следующая страница