Статьи на букву "В" (часть 12, "ВСЕ"-"ВЯТ")
ВСЕ́ВОЛОЖСКИЙ Ив. Ал-др (1835-1909) - театр. деятель, обер-гофмейстер двора. Окончил Петерб. ун-т, служил атташе при канцелярии мин-ва иностр. дел в Париже. С 1881 по 86 - дир. петерб. и моск. имп. т-ров, в 1886-99 - дир. петерб. имп. т-ров, с 1899 - дир. Эрмитажа. Обладал незаурядными адм. способностями, особое внимание уделял муз. т-ру. Упразднил труппу итал. оп. в Пб., предпочтя отечеств. певцов, уделял большое внимание созданию пышно-постановочных, в первую очередь балет. спектаклей. По инициативе В. заказаны П. Чайковскому "Спящая красавица", "Пиковая дама", "Щелкунчик", "Иоланта", А. Глазунову - "Раймонда" и др. балеты. При этом В. недооценил музыку "Могучей кучки", препятствовал пост. пьес А. Островского. Драм. т-ры в период его рук-ва находились, несмотря на прекрасные актерские силы, в кризисном состоянии. Автор пьес "Марианна Ведель", "Сестры Саморуковы", соавтор (с М. Петипа) сценария "Спящей красавицы". В. принадлежат эскизы к этому и еще б. чем к 20 балетным постановкам. |
ВСЕЛЕ́НСКАЯ СУББО́ТА см. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"ВСЕМИ́РНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА" - изд-во, организов. по инициативе М. Горького (1918-23) с целью дать народу самые высокие образцы мировой классич. лит-ры в лучших переводах. Во гл. изд-ва стоял совет, в к-рый, кроме Горького, входили издатели И. П. Ладыжников, З. И. Гржебин, А. Н. Тихонов. Общее ред. рук-во осуществляла коллегия экспертов (Ф. Д. Батюшков, А. А. Блок, Ф. А. Браун, А. Л. Волынский, Н. С. Гумилев, Е. И. Замятин, А. Я. Левинсон, М. Л. Лозинский, А. Н. Тихонов, К. И. Чуковский) и ред. коллегия по изданию лит-р Востока (В. М. Алексеев, И. Ю. Крачковский, Н. Я. Марр, С. Ф. Ольденбург). Редакторами, составителями и переводчиками выпускаемых изд-вом книг были крупнейшие деятели культуры и иск-ва. При "В. Л." проводились семинары для поэтов и переводчиков под рук-вом Н. С. Гумилева, К. И. Чуковского и др. |
ВСЕ́НОЩНАЯ - всенощное бдение, церк. богослужение суточного круга, совершаемое накануне воскресных дней и отд. праздников. В. возникла в Византии в первые века христ. эры. Благоприятную почву для развития практика В. нашла в монастырях, где она продолжалась всю ночь с небольшими перерывами. В оформление муз.-поэтич. драматургии В. внесли значит. вклад святые Иоанн Златоуст (4 в.), Иоанн Дамаскин (8 в.), Феодор Студит (8-9 вв.). В. состоит из вечерни, утрени и часа первого (или из вел. повечерия и утрени), между ними по уставу полагается чтение из синаксаря, Деяний апостольских и писаний св. отцов В. содержит молитвословия как для чтения, так и для пения (антифонного и респонсорного). Песнопения делятся на неизменяемые, исполняемые постоянно (гимны, псалмы), и изменяемые, приуроченные к отдельным праздникам (тропари, стихиры). В году 52 воскресных В. и 7 праздничных. На Руси В. введена в 11 в. В кон. 6-7 в. в муз. оформление В. вводится многоголосие, а на рубеже 17-18 вв. - так наз. партесное пение. В 18 - нач. 19 в. композиторы создают на тексты В. хоровые произведения концертного характера, исполнение к-рых возможно и вне богослужения (А. Л. Ведель, С. А. Дегтярев). Со 2-й пол. 19 в. оформляется жанр "Всенощной" - циклического произведения, полностью оригинального или являющегося обработкой древ. распевов (П. И. Чайковский, М. М. Ипполитов-Иванов, А. А. Архангельский, А. Г. Гречанинов, П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов и др.). |
ВСЕРОССИ́ЙСКАЯ ЧРЕЗВЫЧА́ЙНАЯ КОМИ́ССИЯ ПО ЛИКВИДА́ЦИИ БЕЗГРА́МОТНОСТИ (ВЧКЛБ) - орг-ция при Наркомпросе РСФСР, руководившая в 20-30-х гг. обучением неграмотных и малограмотных. Образов. СНК РСФСР 19 июня 1920. ВКЧЛБ и чрезвычайные комиссии при уездных и губ. отделах нар. образования осуществляли большую работу по ликвидации неграмотности нас. от 8 до 50 лет, орг-ции пунктов и школ ликбеза, подготовке необходимых кадров преподавателей, изданию уч.-метод. пособий. В сент. 1930 вместо ВЧКЛБ образован центр. штаб ликбезпохода, прекративший свою деят-ность в связи с провозглашением всеобщего нач. обучения. |
ВСЕРОССИ́ЙСКИЙ УЧИ́ТЕЛЬСКИЙ СОЮ́З - всерос. союз учителей и деятелей нар. образования, осн. в апр. 1905. Имел отделения: Моск., Северное, Вятское, Томское и др. Состоялось 4 съезда, распался в 1909. Вновь возродился в февр. 1917. Рук-во союза выступало с резкой критикой большевистской платформы. Декретом ВЦИК от 23 дек. 1918 союз распущен как антисов. орг-ция. |
ВСЕСЛА́В БРЯЧИСЛА́ВИЧ (?-1101) - полоцкий князь из династии Изяславичей, сын Брячислава Изяславича, правнук Рогнеды. Правил полоцкой землей в 1044-1101. Нар. легенда связывала рождение В. Б. с чародейством и волхованием ("сего ради немилостивъ есть на кровьпролитье"). В своей полит. деят-ности часто выступал как противник киевских князей - потомков Ярослава Мудрого. В 1067 после кровопролитной битвы на р. Немиге под Минском (через 120 лет о ней вспоминал автор "Слова о полку Игореве") В. Б. был пленен. Освобожден через год восставшими киевлянами и посажен ими на киевский престол. В 1069 изгнан из Киева и на короткое время возвратился в Полоцк, в том же году вынужден бежать, по-видимому, в Тмутаракань. Вернувшись в Полоцк, В. Б. принял участие в полит. распрях Ярославичей. Нападение В. Б. на Новгород и Смоленск вновь привело к орг-ции карат. походов киевлян против Полоцка и полоцкой земли (1077-78, 1084). Деятельное участие в этих походах принимал Владимир II Мономах, вспоминавший впоследствии, что, взяв в 1084 Минск, он не оставил там "ни челядина, ни скотины". После смерти Всеслава Брячиславича в 1101 полоцкая земля поделена на уделы (волости) между его сыновьями - Давидом, Борисом, Глебом, Романом, Святославом и Ростиславом. Всеслав Брячиславич - вероятный прототип главного героя известной былины о Волхве Всеславиче. Лит. Алексеев Л. В. Полоцкая земля. М., 1966. |
ВСПОМОГА́ТЕЛЬНЫЕ УКАЗА́ТЕЛИ - элемент справочно-науч. аппарата кн., позволяющий быстро находить в изд. необходимую информацию по тому или иному вопросу или признаку и т. о. облегчающий пользование им (указатель имен, понятий, геогр. названий, учреждений и т. д., построенный по алфавитному принципу). Др. В. У. строятся по хронол., систематич. или иному принципу. Частным случаем являются В. У. к библиографии, значительно расширяющие поисковые возможности библиогр. пособия: алфавитный указатель авторов и заглавий, именной или предметный указатель и т. п. |
"ВСЯ́КАЯ ВСЯ́ЧИНА" - первый рус. сатир. журн., изд. в 1769-70 под негласным рук-вом и при участии имп. Екатерины II. Был ориентирован в первую очередь на англ. журналистику, в т. ч. на изд. Дж. Аддисона и Р. Стила. В нем участвовали А. О. Аблесимов, И. П. Елагин, Г. В. Козицкий, А. В. Храповицкий, А. П. Шувалов и др. В 1769 вышло 52 полулиста, в 1770 - 18 полулистов. Для "В. В." характерно сочетание обществ.-полит. и утопич. задач, свойственное деят-ности императрицы. Объясняя внутр. политику двора и проповедуя идею сословного мира, "В. В." должен был способствовать упрочению власти Екатерины, а высмеивание человеч. пороков - исправлять нравы. При помощи "В. В." Екатерина предполагала также воздействовать на формирование обществ. мнения, в связи с чем в 1-м номере содержался призыв к др. литераторам издавать свои ж., что привело вскоре к появлению целого ряда сатирич. изд. Вопреки замыслу Екатерины, они не пошли по пути, предложенному "В. В.". Между "В. В." и группой радикальных журн. во главе с "Трутнем" (изд. Н. И. Новиков) разгорелась полемика, затрагивающая как обществ.-полит. проблемы, так и вопросы эстетики, в т. ч. касающиеся сущности и задач сатиры. "В. В." отстаивала отвлеч. сатиру на нравы, тем самым требуя смягченной, "улыбательной" критики, и отрицала сатиру "на лицо", пропагандируемую "Трутнем" и оборачивающуюся обличением рус. об-ва. Результаты полемики были неблагоприятны для "В. В.", т. к. большинство ж. ("Адская почта" Ф. А. Эмина, "Смесь" и др.) оказалось на стороне "Трутня". |
ВТОРОКЛА́ССНЫЕ УЧИ́ТЕЛЬСКИЕ ШКО́ЛЫ - в дорев. России муж. и жен. уч. заведения, готовившие учителей для школ. Образованы в 1895. Срок обучения составлял 3 года. Открывались с разрешения училищного совета при Синоде и содержались на его средства. Право поступления имели подростки правосл. вероисповедания с образованием в объеме одноклассной церк.-приходской и нач. школы. Общий уровень подготовки был невысок, осн. внимание уделялось религ. воспитанию. Закрыты в 1918. |
ВТОРОСТЕПЕ́ННЫЕ ЧЛЕ́НЫ ПРЕДЛОЖЕ́НИЯ - см. |
ВУЛЬГАРИ́ЗМЫ (от лат. vulgaris - простонародный) - грубое слово и или выражение, находящееся на нижней границе просторечия за пределами лит. лексики и фразеологии. К В. относятся слова харя, морда, рожа, рыло (вм. слова лицо), жрать, лопать, хавать (вм. есть), сдохнуть, околеть, окочуриться (вм. умереть), дрыхнуть (вм. спать). К В. относятся и такие выражения, как гадючий выползень, старая кляча, сукин сын, к чертям собачьим, на черта сдался (кто-либо кому-либо). В худож. лит-ре В. используются как стилистич. средство для стилизации речи. В толковых словарях рус. яз. В. сопровождаются особыми стилистич. пометами: в "Толковом словаре рус. яз." под ред. Д. Н. Ушакова - пометой вульг. (вульгарное слово), в четырехтомном "Словаре рус. яз." под ред. А. П. Евгеньевой - пометой груб.-прост. (грубо-просторечное слово или значение). Лит.: Сорокин Ю. С. "Просторечие" как термин стилистики // Докл. и сообщ. Филол. ин-та ЛГУ. 1949. Вып. 1; Филин Ф. П. О структуре совр. рус. лит. яз. // Вопр. языкознания. 1973. № 2; Федосов И. А. Функционально-стилистич. дифференциация рус. фразеологии. Ростов, 1977; Филин Ф. П. О просторечном и разговорном в лит-рном яз. // Филол. науки. 1979. № 2; Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980; Петрищева Е. Ф. Стилистически окрашенная лексика рус. яз. М., 1984. |
ВУЛЬГА́РНЫЙ СОЦИОЛОГИ́ЗМ - в лит.-ведении; методологич. принцип, являющийся следствием одностороннего толкования марксистского положения о классовой обусловленности историко-лит. процесса. В. С. устанавливал непосредств. зависимость творчества от экон. отношений и отдавал приоритет в объяснении осн. факторов творчества писателя его классовой принадлежности. Наиб. изв. представители В. С. - В. М. Шулятиков, В. А. Келтуяла (Историко-материалистич. изучение лит. произв., 1926), В. Ф. Переверзев (сб. "Лит.-ведение", 1928), В. М. Фриче (Социология иск-ва, 1926), теоретики Пролеткульта, ж. "На литературном посту" (Л. Авербах и др.), "На посту" (Г. Лелевич и др.), "ЛЕФ" (Б. Арватов и др.), РАППа. Утверждению В. С. способствовало догматич. истолкование идей Г. В. Плеханова. В 1928 В. С. был осужден как немарксистская методология (см. "Против механистич. лит.-ведения", 1930). Однако рецидивы В. С. давали о себе знать на всем протяжении истории сов. лит.-ведения, чему способствовали "канонизация" идей Ленина и постановления парт. органов по вопросам иск-ва. |
ВУЛЬГА́ТА - см. Библия. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ВХУТЕИ́Н - высший художн. ин-т (1922-30) в Ленинграде, на базе АХ; 1926-30 - в Москве, на базе ВХУТЕМАСа. Метод худож. обучения эволюционировал от методов ВХУТЕМАСа к б. традиц. формам обучения, ориентиров. гл. об. на подготовку худож.-станковистов. На базе В. осн. в Ленинграде худож. ин-т (с 1944 - ЛИЖСА), архит. ин-т в Москве. |
ВХУТЕМА́С - "Высшие гос. худож.-технические мастерские" - н.-и. и учебная орг-ция для подготовки архитекторов, художн. и мастеров декоративно-прикладного иск-тва. Основана в 1920 в Москве при слиянии Моск. уч-ща живописи, ваяния и зодчества и Строгановского уч-ща из возникших в 1918 "Свободных худож. мастерских". В 1926 г. реорганизована в "Высший худож.-технический ин-т" - ВХУТЕИН. ВХУТЕМАС готовил мастеров в основном конструктивистского и функционального направлений по методике, основанной на "объективно-формальной" системе. Работали арх., живописный, скульптурный, полиграфический ф-ты. Мастеров декоративно-прикладного иск-ва готовили на ф-тах керамики, текстиля, дерево- и металлообработки. Во ВХУТЕМАСе преподавали A. Веснин, М. Гинзбург, К. Истомин, Н. Ладовский, Л. Попова, А. Родченко, B. Татлин, А. Шевченко и др. Самый яркий период деятельности училища (1923-1926) совпал с пребыванием на посту ректора В. Фаворского. |
ВЫ́БОРЩИКИ - лица, уполномоченные избирателями для выборов главы гос-ва, членов представит. учреждений и пр. Ин-т В. возникает в случае, если нас. страны или какой-то его части предоставляется не прямое, а косвенное избират. право. В дорев. России ин-т В. применялся, напр., при проведении выборов в Гос. думу, депутаты к-рой выбирались губ. избират. собраниями, в состав к-рых входили В. от уездных съездов уполномоченного от волостей (т. е. крестьян и рабочих). Многоступенчатая избират. система (для рабочих она в итоге оказывалась трех-, а для крестьян - даже четырехъярусной) открывала администрации широкие возможности для "делания" выборов. |
ВЫВОРА́ЧИВАНИЕ ОДЕ́ЖДЫ - ритуальное действие, надевание одежды наизнанку. К таким действиям человек прибегал, когда понимал, что попал в иной мир, где все перевернуто, все наоборот (напр., если человек заблудился в лесу). Надев одежду наизнанку, он становился своим в чужом мире, в вывернутую одежду уже не могли войти порча, болезнь. В. О. было необходимо в местах, где обитала нечистая сила, - лес, баня и т. п. На левую сторону выворачивали одежду невесты, когда ее приводили в баню. Обычай местами соблюдается вплоть до кон. 20 в. в празднествах с эл-тами карнавала, участием ряженых. |
ВЫ́ВОРОТНОСТЬ - одна из условностей классич. балета, позволяющая приблизить человеч. тело к геометрич. линиям и тем свести к единству многообразие танцев, движений; необходимое проф. качество балетных артистов, к-рое помогает преодолевать ограниченность возможностей человеч. тела. Свободный разворот тазобедр. суставов, коленей и ступней увеличивает амплитуду движения ноги вверх, вперед, в сторону, назад, а также совершенствует эстетич. форму танца. |
ВЫ́ГОДСКИЙ Дав. Исаак. (1893-1943) - поэт, переводчик, лит-ровед, лит. критик. Двоюродный брат Л. С. Выготского. Род. в Гомеле. Окончил ист.-филологич. ф-т Петерб. ун-та (1917). Сотр. горьковских изданий: ж. "Летопись", газ. "Новая жизнь". В 1922 в Гомеле вышла его первая кн. - сб. стихов "Земля". С 1921 занимается в Петрограде научной работой, сотрудничает в Ин-те языков и лит-ры Запада, Ин-те речевой культуры и др. Пер. с 30 новых и древних, зап. и вост. языков, в т. ч. Марциала, Б. Келлермана, Г. Майринка, И. Бехера, Р. Браунинга, А. Теннисона, А. Барбюса, П. Вайян-Кутюрье, Х. Бялика, Максима Рыльского, Павло Тычину и др. После выхода в свет кн. "Лит-ра Испании и Лат. Америки. 1899-1929" (Л., 1929) наметилась его преимуществ. специализация в обл. испанской и латиноамериканских лит-р. В пер. В. вышли произв. испанских писателей: Висенте Бласко Ибаньес ("В поисках великого хана [Кристобаль Колон]", Л.; М., 1931; "Хутор", Л., 1935 и др.), Бенито Перес Гальдес ("Донья Перфекта", Л., 1935), Рамон Х. Сендер ("Магнит", М., 1933), стихи Гарсиа Лорки и Р. Альберти. Пер. на исп. яз. рус. лит. классику. В 1931-35 пред. Испано-Американского об-ва (Ленинград). Арестован 14 февр. 1938, обвинен в "подготовке террористич. актов"; ходатайства мн. писателей (М. Зощенко, Б. Лавренев, М. Слонимский, Ю. Тынянов, К. Федин, В. Шкловский) привели к относительно "мягкому" приговору (5 лет лагерей), однако слабый здоровьем писатель, не вынеся голода и непосильного труда, до окончания срока умер в Карлаге. Лит.: Фатхуллина Р. Мат-лы к биографии Давида Выготского // Лица: Биографич. альманах. № 1. М.; СПб., 1992. С. 78-110; Распятые: Писатели - жертвы политич. репрессий / Авт.-сост. З. Дичаров. Вып. 1. СПб., 1993. С. 127-136. |
ВЫ́КРЕСТ - лицо, принявшее христ-во, перешедшее в христ-во из др. религ. веры (иудаизм, ислам, буддизм и др.). |
ВЫ́РА - почтовая станция в 69 верстах от Пб. и 239 верстах от Пскова по Белорусско-Киевскому тракту, где в 1972 организован музей дорожного быта нач. 19 в. и героев пов. Пушкина "Станционный смотритель" ("Домик станционного смотрителя"). |
ВЫ́РУБОВА Анна Ал-др. (1884-1964) - фрейлина имп. Александры Федоровны, дочь обер-гофмейстера и главноуправляющего Е. И. В. канц. статс-секр. А. С. Танеева. В 1900 выдержала экзамен на дом. учительницу. С 1904 - фрейлина. В 1907 вышла замуж за старшего лейт. А. В. Вырубова, впоследствии полоцкого уездного предводителя дворянства. Развелась. Пользовалась особым расположением имп., была посредницей между царской семьей и Г. Е. Распутиным. В 1917 увезена А. Ф. Керенским из Царского Села, заключена на 5 мес. в Петропавловскую крепость. Впоследствии неоднократно подвергалась арестам; выйдя из заключения, жила безвестно в Петрограде. В 1920 бежала в Финляндию, где постриглась в монахини и провела в уединении 44 года. Умерла в возрасте 80 лет, похоронена в Хельсинки на правосл. кладбище. В 1927-28 в журн. "Минувшие годы" печатался "Дневник" А. А. Вырубовой, являвшийся лит. мистификацией. Его действит. авторы - А. Н. Толстой и историк П. Е. Щеголев (редактор 7-томного изд. "Падение царского режима"). В 1928 рижское изд-во "Ориент" выпустило кн. "Фрейлина Ее Величества", содержащую фальсифициров. "Интимный дневник и воспоминания" А. А. Вырубовой. Подлинные восп. В. изданы на фин. языке уже после смерти автора. |
ВЫСКА́ЗЫВАНИЕ - предложение, рассматриваемое в его коммуникативной функции, в конкретной речевой ситуации. В. как единица речевого общения отграничивается от предложения как единицы языка в двух аспектах. В содержат. плане В. представляет собой актуализацию предложения: оно к кому-то обращено, чем-то вызвано и имеет какую-то цель. С этой т. з. различают коммуникативное предназначение предложения, выраженное с помощью форм наклонения, модальных частиц и др., и его фактич. коммуникативную функцию в качестве высказывания, используемого говорящим для реализации своих конкретных коммуникативных намерений: "Предложение, утвердит. по своей природе, становится реальным утверждением лишь в контексте утвердит. высказывания" (М. Бахтин). В формальном плане термин "В." используют для обозначения любых интонационно оформленных речевых единиц, в т. ч. и не имеющих грамматич. оформления в кач-ве предложения: диалогич. реплик, состоящих из междометий и близких к ним слов, формул социального этикета и т. п. типа Ух ты! Ага! Ладно! Привет! До свидания. К числу параметров, отличающих В. от предложения, иногда относят и его актуальное членение, задаваемое порядком слов и интонацией. Лит.: Э. Бенвенист. Формальный аппарат высказывания // Э. Бенвенист. Общая лингвистика. М., 1974; Белошапкова В. А. Совр. рус. яз.: Синтаксис. М., 1977; Бахтин М. М. Высказывание как единица речевого общения // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 1985. |
ВЫСО́ТСКИЙ Мих. Тим. (ок. 1791-1837) - гитарист, композитор, педагог. Род. в семье крепостн. в имении М. М. Хераскова под Москвой. Учился игре на семиструнной гитаре у С. Н. Аксенова. В 1813 получил вольную и поселился в Москве. Выступал как гитарист-импровизатор. Является создателем рус. школы гитарной игры. По отзывам современников, иск-во В. отличалось кантиленностью тона, виртуозной техникой. В. - автор многочисл. вариаций на темы рус. нар. песен. Преподавал; издал "Практич. и теоретич. школу для гитары". Под впечатлением от игры В. М. Ю. Лермонтов написал стих. "Звуки" (1830). |
ВЫСО́ЧЕСТВО - титул членов царствующего дома и их жен. Согласно ст. 10-22 Учреждения об Императорской фамилии (1886), титул имп. В. носили: наследник цесаревич, вел. князья и вел. княжны - дети, братья, сестры и внуки императора в муж. поколении. Титул В. принадлежал правнукам императора в муж. поколении, в роде каждого правнука титул В. присваивался ст. сыновьям по праву первородства. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ВЫ́СТАВКИ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЕ - публичный показ худож. произв. В. Х. могут быть всемирные, междунар., в пределах страны, респ., обл., гор. и др. В. Х. различаются по отд. видам и жанрам иск-в, принадлежности к разл. направл. и группировкам, тематическим, гос. и частным коллекциям; срокам проведения (временные и постоянные), по кол-ву и составу участников. В. Х. могут быть офиц. и нелег. (персональные, групповые и т. д.). История В. Х. восходит к публ. показу художн. произв. в Др. Греции (6 в. до н. э.). В России первые регулярные В. Х. относятся к 18 в. (организованы АХ). В 1862 Россия впервые представила худож. отдел на Всемирной выставке в Лондоне. Крупнейшим событием в истории В. Х. явилась орг-ция Товарищества передвижных худож. выставок в 1871. Значит. роль в пропаганде и распространении изобразит. иск-ва принадлежит в 19 в. меценатам, коллекционерам, собирателям (бр. Третьяковы, С. И. Морозов, С. И. Щукин, И. С. Остроухов, А. П. Боголюбов и мн. др.). На рубеже 19-20 вв. выставочная деятельность активизируется: выставки "Мира искусства", "Союза русских художников", "Бубнового валета" и т. п., ретроспективные выставки ("Исторические портреты", 1870, "Русская портретная живопись за 150 лет", 1902, и т. д.). В 10-20-е гг. 20 в. - выставки гл. обр. художников новейших теч., нередко в ущерб традиц. рус. реалистич. иск-ву. Во 2-й пол. 20-40 - нач. 50-х гг. выставки свидетельствуют об усилении и полной политизации худож. культуры России, о сведении роли и значении иск-ва к воспит. функции, о распространении идеологии тоталитаризма. Новый этап развития отеч. иск-ва, связанный во многом с направлением "сурового стиля", находит отражение в серии В. Х. кон. 50-х - нач. 60-х гг. и завершается критикой нового направл. на выставке "30 лет МОСХ" (1963), очередным усилением гос.-парт. контроля в обл. культуры. Во 2-й пол. 70-80-х гг. В. Х. проводятся как молодежные: "Наш современник", "Сов. Россия" и т. д.; проходит ряд В. Х., портрета, натюрморта, пейзажа. С сер. 70-х гг. организуются выставки работ неформ. художн. (выставки Тов-ва эксперимент. выставок, Ленинград, 1975-76, "Новая реальность", выставка работ студии Э. Белютина, Москва, 1990, и др.); расширяются контакты за рубежом ("Париж - Москва, 1979; "Москва - Париж", 1981, "Территория искусств", Ленинград, 1990, и др.). В. Х. приобретают все б. проблемный, концептуальный характер, раскрывая пути развития отеч. и заруб. иск-ва, творчество направлений, групп или отд. мастеров ("Советское иск-во 20-30-х гг.", 1988; "Виктор Михайлович Васнецов", ЦВЗ, 1990-91; "Другое иск-во", 1991 и т. д.). Лит.: Выставки советского изобразительного ис-ва: Справ.: В 5 т. М., 1965-81; Малахов Н. Отечеств. иск-во на выставках за рубежом. М., 1980. |
ВЫ́СШИЕ ЖЕ́НСКИЕ КУ́РСЫ - высшие жен. уч. заведения до 1917 в России. Возникли в 60-х гг. 19 в. В 1869 открыты Аларчинские курсы в Петербурге и Лубянские в Москве. В 1872 открыты В. Ж. К. проф. В. Н. Герье в Москве, в 1876 они начали действовать в Казани и в 1878 - в Киеве. В Петербурге в 1878 учреждаются Бестужевские В. Ж. К. В 1886 прием на В. Ж. К. в России по распоряжению Мин-ва нар. просвещения прекращается. В кон. 19 - нач. 20 в. нек-рые курсы в Москве и Петербурге вновь начинают действовать, открываясь также в Одессе, Казани, Харькове, Варшаве, Киеве, Тбилиси, Новочеркасске, Томске (1905-16). Существовали на благотворит. средства. Выпускницы получали право преподавать в жен. ср. уч. заведениях и в мл. классах муж. ср. школ. |
ВЫХОДНЫ́Е РО́ЛИ - маленькие роли, имеющие неск. слов или бессловесные. |
ВЫШЕСЛА́ВЦЕВ Бор. Петр. (1877-1954) - философ, деятель рус. религ. возрождения. В 1899 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та, занялся адвокатурой, но вскоре примкнул к кружку, руководимому видным представителем философии права в России П. И. Новгородцевым. Слушал лекции П. Наторпа и Г. Когена в Марбурге. В 1914 защитил дисс. "Этика Фихте" и получил каф. философии в Моск. ун-те; преподавал также в Моск. коммерч. ин-те и Нар. ун-те А. Л. Шанявского. Неприятие рационализма, онтологизм и интуитивизм, проявившиеся уже в первой работе В., свидетельствуют о его глубинной связи с осн. традицией рус. философии. Участие в работе Вольной акад. духовной культуры свело его с Н. А. Бердяевым, содружество с к-рым продолжалось и после высылки обоих философов из России в 1922. В Берлине сблизился с христ. молодежным союзом (ИМКА), работал в изд-ве "ИМКА-Пресс". Ред. изв. сб. "Проблемы рус. религиозного сознания" (Берлин, 1924). Вскоре переехал в Париж, где вместе с Н. А. Бердяевым издавал ведущий орган рел.-филос. мысли рос. эмиграции - ж. "Путь". Член Религиозно-филос. акад. и проф. Богословского ин-та в Париже. Осн. темы его творчества - социальная философия и филос. антропология. Проявлял интерес к психоаналитич. школе К. Г. Юнга, используя, в частности, ее концептуальный аппарат для изучения опыта христ. подвижников. В 1935 в организов. Религиозно-филос. акад. богословском диспуте защищал софиологич. учение о. Сергия Булгакова от осуждения его Моск. Патриархией как еретич. После войны жил в Женеве, где и скончался. Соч.: Этика преображенного Эроса. М., 1994. |
ВЫШЕСЛА́ВЦЕВА Анна Агафон. (1818-95) - актриса. Род. в семье крепостных актеров нижегородской труппы Н. Г. Шаховского. Семья В. выкуплена вместе с труппой антрепренерами Климовым и Распутиным в 1827, при орг-ции театра в Нижнем Новгороде, с к-рыми связана вся актерская судьба В. Отличалась пылким темпераментом, даром перевоплощения, простотой и естественностью сценич. существования. Наиб. успех снискала в ролях Луизы ("Коварство и любовь"), Амалии ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа), Терезы ("Тереза, или Женевская сирота" Дюканжа). |
ВЫ́ШИВКА - вид декор.-прикладного иск-ва; изображение выполняется при помощи иглы или вышивальной машины на разл. тканях, коже, войлоке и др. мат-ле льняными, хлопчато-бум., шелковыми, шерстяными, металлич. (золото, серебро) нитями. Мат-лом для В. могут быть волос, бисер, жемчуг и т. п. Разновидностью В. являются аппликации из тканей, одежды, предметов дом. обихода. В. бывает ручная и машинная. Может выполняться по счету нитей и тогда тесно связана со структурой ткани. В. бывает ажурная, строчная; ажурная В. включает мережки, белую строчку, цветную перевить, стяги и т. д.; тамбурная В., свободная гладь, белая гладь и т. д. Возникновение В. восходит к др. времени и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Разл. источники (археол., изобразит. иск-ва и т. д.) свидетельствуют о наличии В. в Вавилоне, Греции, Риме и т. д. Высоким иск-вом В. славился Китай, широко применялась В. в Индии. Исключит. роскошью отмечена В. Византии, в осн. предметов церк. назначения. В России известны золотошвейные узоры с изображением птиц, барсов, цветов и т. п. в 16-17 вв. В 18-19 вв. золотошвейные промыслы существовали в Твер. и Нижегор. губ. Высокое мастерство техники исполнения и разнообразие узоров отличало торжокские изделия (г. Торжок). Их использовали для оформления зол. В. парадных царских одежд. Строчевышивальные промыслы развиваются в 19 в. в Новг., Иванов., Твер., Ряз., Владимир. губ. Новгородская крестецкая белая строчка применяется на разл. изделиях из белого полотна, является белой ажурной В. Для крестецких вышитых изделий характерен геом. узор. Нижегор. строчевая В. сравнивается с штофом, кружевами, характеризуется особой прозрачностью и мягкостью. Отличит. особенность мастерской В. (Владимир. обл.) - белая и цветная гладь. Белая и цветная строчка со сложным узором на прозрачных тканях получила распространение в Иванов. обл. В Калуж. обл. (г. Таруса) развивается особый сквозной вид В. - цветная перевить. 2-я пол. 19 в. отмечена развитием В. в условиях фабричного произв-ва, что не всегда благоприятно сказывалось на продолжении традиций. Для 20 в. характерно совмещение использования ручной и фабричной В. В 70-80-х гг. на терр. России продолжают развиваться разные виды В. Лит.: Богуславская И. Я. Рус. нар. вышивка. М., 1972; Рус. вышивка и кружево. М., 1985. |
ВЬЮ́НИШНЫЕ ПЕ́СНИ - исполнялись в составе обходного обряда вьюнишника, обычно в субботу или воскресенье Фоминой (послепасхальной) недели. В. П. адресовались молодым супругам (обвенчавшимся прошедшей зимой) - вьюницу и вьюнице (отсюда названия обряда и песен) и содержали восхваление дома молодых, к-рый описывался в идеализир. формах, в символич. образах ("соловей гнездо завил", "пчелы ярые шумят, много меду наносят"; постель, роскошно убранная, столы, заставл. яствами, и пр.) рисовались согласие, достаток, счастье молодой семьи. В. П. содержали также наставления молодой - вьюнице, как ей жить в новом доме. Обязат. были требования одаривания "окликальщиков" и угрозы (в случае отказа) увести коней, запереть молодку в хлев и т. п. |
ВЯЗА́НИЕ - 1) связывание, завязывание узлов: в вост.-славян. традиц. мировоззрении символизирует соединение, контакт, включение в соц. структуру; узел - воплощение идеи силы, крепости, его завязывание синонимично замыканию. Завязывание узлов служит в кач-ве оберега; с др. стороны, это действие может означать и "сдерживание" силы, лишение способностей и используется во вредоносной магии; 2) создание полотна, сетей и т. п. плетением петель, образуемых накидыванием или переплетением нити или завязыванием на ней узелков. В. может быть ручным и производиться пальцами, спицами (дерев., металлич., костяными), крючком, челноком и др., а также механич. (машинным). Мат-лом могут служить шерсть, шелк, козий пух, растит. волокна. Примитивное В. пальцами появилось на раннем этапе развития человеч. об-ва; в Европе В. на спицах, по одним данным, появилось уже в Др. Греции, по др., возникло в Италии или в Испании в 13 в. В ср. века особенно широко распространилось в Сев. и Сред. Европе, где вязаная одежда вошла в нац. костюмы. В Вост. Европе, в т. ч. на Руси, В. распространялось медленно, но к 19 в. прочно вошло в обиход, в т. ч. крестьянский. У рус. существовали разные традиц. способы В. с кол-вом спиц от 1 до 6 и б.; иногда спицы имели ушко для нитей посередине, сургучный шарик на кон. (при В. пуховых платков). В. - преим. женское занятие; у рус. вязали обычно чулки (носки), рукавицы (вяряги, варежки), кружева, реже шарфы, платки, пояса, скатерти, обувь. В. шапок, свитеров и др. предметов одежды - новое для рус. явление, заимствованное из стран Сев. Европы. Перед В. шерстяные нити скручивают (сучат), связанную вещь причесывают железным гребнем с мелкими зубчиками. Традиц. рус. узор на шерстяных носках - синие и красные нити (стрелки) по обеим сторонами подошвы вверх на белом фоне - "стрельчатые чулки". Оренбург. и пензен. платки казачки вязали из козьего пуха, прочесанного крупным и мелким гребнем и спряденного на маленьких веретенах в тонкие нити. В. крючком в Европе появилось поздно и применялось поначалу для изготовления предметов роскоши. В России крючком вязали кружева. Станок для В. изобретен в Англии Уильямом Ли (1589), после чего В. превратилось в промышл. отрасль. Тем не менее ручное В. широко распространено в быту у рус.; вручную часто вяжут и кружева. |
ВЯ́ЗЕМСКИЙ Пав. Петр. (1820-88) - князь, историк, археограф. Сын П. А. Вяземского. Воспитанник Петерб. ун-та, впоследствии пом. попечителя Петерб. (1856-59), попечитель Казанского (1859-62) уч. округа, нач. Гл. управления по делам печати (1881-83). Его пребывание на этом посту отмечено нападками на периодич. печать и изд. значительно ограничивших ее права "Врем. правил о печати" (1882). С 1883 - сенатор по Деп. герольдии. Увлекался историей и палеографией. Основатель Об-ва любителей др. письменности (1877) и первый его пред. Целью Об-ва было изд. рус. рукописных памятников. При нем существовал музей, осн. к-рого составили коллекции В. Автор восп. о Пушкине, книг "Замечания на "Слово о полку Игореве" (1875) и "Слово о полку Игореве". Исследование о вариантах" (1877) и др., а также связанных с М. Ю. Лермонтовым мистификаций "Лермонтов и г-жа Гоммер де Гелль в 1840 г." (1887) и "Письма и записки Оммер де Гелль" (опубл. 1933). |
ВЯЗЬ - 1) декор. письмо, буквы которого связываются в непрерывный орнамент; использовалось для украшения заглавий в рукописных и старопечатных кн., чаще в нач. текста; 2) см. |
ВЯ́ТИЧИ - 1) один из племенных союзов восточных славян ("...а Вятъко седе съ родомъ своимъ по Оце, от него же прозвалася вятичи"), заселявший в 8-10 вв., по данным археологии, басс. верх. течения Оки выше Калуги. Позже терр. В. охватила ср. Оку вплоть до ряз. земли. Известны и сравнит. хорошо изучены погребальные пам. (курганы), сел. поселения и города (Карачев, Воротинск, Колтеск, Мосальск, Серенск) 8-13 вв. Специфич. этнографич. признаком жен. убора В. 11-13 вв. считаются семилопастные височные кольца. С 12 в. область В. входила в состав черниговской земли. Назв. группировки, по-видимому, восходит к имени одного из древнейших слав. подразделений - венетов. Вместе с летописным упоминанием о приходе ее "от ляхов", позволяет высказать предполож. о ее зап. происхождении; 2) название жителей, уроженцев г. Вятки Вятской губ. |
ВЯ́ТКИН Бор. Петр. (1913-93) - артист цирка, клоун. Работу в цирке начал в 1930 униформистом. С 1932 выступал в разл. цирковых жанрах, как гимнаст, акробат, эквилибрист, а также в кач-ве коверного клоуна с разными партнерами. С 1941 продолжал выступать с акробатич. номером, соло-коверный. С 1946 полностью переходит на работу коверным, создав к этому времени свой клоунский образ - весельчака-балагура, человека неутомимой энергии, огромной работоспособности, обладающего большим чувством юмора. Мастер словесной репризы, В. постоянно включал в репертуар злободневные клоунады, в к-рых в ярких сатирич. тонах высмеивал совр. пороки. Существ. роль в сценках и репризах В. играла дрессиров. собака Манюня. В течение ряда лет артист в работал Ленингр. цирке в содружестве с реж. Г. С. Венециановым. В цирке работал и сын В. Бор. Бор. (род. 1949) - силовой жонглер. В 1968 окончил Гос. уч-ще циркового и эстрадного иск-ва. Соч.: Жизнь клоуна. Л., 1975. Лит.: Кривенко Н. В. Арена, как солнечный диск. М., 1970; Поляков В. Весь вечер на манеже. М., 1971. |