Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Вход Господень в Иерусалим

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Вход Господень в Иерусалим

ВХОД ГОСПО́ДЕНЬ В ИЕРУСАЛИ́М - двунадесятый праздник, принадлежащий к торжествам подвижного годового цикла. Совершается в воскресенье, предшествующее Пасхе, и имеет несколько названий: Неделя Ваий ("Неделя пальмовых ветвей"), Неделя цветоносная, Вербное воскресенье. Он посвящен воспоминанию одного из ключевых событий евангельской истории: вернувшись в Иерусалим за шесть дней до Пасхи, Иисус Христос остановился на склоне Елеонской горы, в доме Лазаря, совершив на следующий день церемониальный вход в столицу Израиля. По описаниям евангелистов, Христос, сидя на молодом осле, в окружении апостолов, паломников и местных жителей, торжественно направился к столице, словно желая занять принадлежащий ему престол. Как законный представитель династии иудейских царей, Он удостаивается почестей. "Многие стелили свою одежду на дороге, а другие - ветви, срезанные с деревьев в поле. И шедшие впереди, и шедшие сзади кричали: "Осанна!" ("спасай нас!"). Да будет благословен Идущий во имя Господа! Да будет благословенно грядущее царство нашего отца Давида! Осанна в небесах! (Мк. 11, 8-11).

Подражая современникам Иисуса Христа, верующие издавна встречали это день с зелеными ветвями в руках. Христиане востока - с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей севера вайи поневоле заменяются вербами - первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на всенощном бдении, после чтения Евангелия. В народе получили распространение различные "вербные" обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ею домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот, есть вербную кашу, сваренную с едва распустившимися почками ивы и ее сережками, и др. В последнее время православный обычай приходить в храмы с вербами наблюдается у российских католиков.

В Московской Руси в день праздника совершался театрализ. обряд "шествия на осляти". Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона (1652-1658) и царя Алексея Михайловича. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского (Василия Блаженного) собора, в к-ром патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Лобном месте происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей, привозившихся из Персии. Затем, по сообщению гостя из Курляндии Якова Рейтенфельса, "царь, пешком, ведет лошадь (вместо осла), на которой сидит патриарх, за красный повод, в Кремль. Впереди же всех едет повозка, везомая лошадьми в великолепных попонах, на которых стоят искусственные деревья, обильно увешанные цветами и плодами. На ветвях их сидят несколько маленьких мальчиков, наряженных ангелами и весело приветствующих пением "осанна!"". Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Патриарх во время шествия осенял народ крестом. За ним шли церковные иерархи. Церемонию заключали гости. Шествие тихо приближалось к Спасским воротам. В это время начинался общий звон, как в Кремле, так и по всем многочисл. московским церквам, и продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. В 1683 "осля" под патриархом вел одиннадцатилетний Петр Алексеевич; затем, до 1693 включительно, его водили оба брата-соправителя, Петр и Иван, после чего свидетельства о шествии исчезают. Повзрослевший Петр уничтожил это действо, считая его для себя унизительным.

Богослужебные тексты праздника В. Г. И. содержатся в Триоди Постной и отд. изданиях.

Лит.: Забелин И. Домашний быт русских царей в 16 и 17 столет. 3-е изд. М., 1895; Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии (Падуя, 1680) // Чтения в об-ве истории и древностей Российских. М., 1906. Кн. 3; Богдашевский Д. И. Вход Господень в Иерусалим по сказанию евангелистов. СПб., 1911; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Т. 1. М., 1993. С. 584-587.

В начало словаря