Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Геннадий

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Геннадий

ГЕННА́ДИЙ (Гонозов) (ум. 1505) - архиепископ новгородский, церк. и политич. деятель, создатель полного библейского кодекса, автор посланий. Сохранившееся в одном летописном известии его родовое прозвище, Гонозов, дает право говорить о принадлежности Г. к старинному боярскому роду. В 70-х - начале 80-х гг. 15 в. он был архимандритом моск. Чудова м-ря, причем в спорах между Иваном III и митрополитом Геронтием поддерживал вел. кн. Назначенный в 1484 архиеп. новгородским, Г. должен был проводить великокняжескую политику в недавно присоединенном к Москве Новгороде. Вскоре, однако, между Г. и вел. кн. обнаружились серьезные разногласия из-за крупных земельных владений архиеп. кафедры. Их отношения стали ухудшаться, и смещенный в 1504 по воле Ивана III с архиеп. кафедры Г. вернулся в Чудов м-рь, где умер в следующем году в опале.

Одним из важнейших направлений деят-ности Г. в кач-ве архиепископа была забота о создании условий для образования рус. духовенства. Забота о просвещении связывалась с его борьбой против московско-новгородской ереси (т. н. "жидовствующих"), в к-рой соратником Г. являлся Иосиф Волоцкий. Лит. полемика велась силами "лит. кружка", созданного при новгородском архиепископском дворе. Большинство созданных там посланий 80-х - нач. 90-х гг. 15 в. имеют целью убедить моск. митрополита и других иерархов решительно и беспощадно расправиться с еретиками, не устраивая с ними "прений о вере". Публичные богословские дебаты, по мнению Г., могут привести к обратным результатам, т. к. "люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорить". С этой целью в Москву были отосланы "Речи посла цесарева", где он хвалит испанскую инквизицию и "шпанского" короля, решительные действия к-рого по отношению к еретикам должны послужить примером рус. властям. Одноврем., чтобы лучше теоретич. вооружить адресатов своих посланий, Г. направлял им церковно-полемич. и астрономич. литру, к-рой в своих целях умело пользовались "еретики". При дворе Г. были написаны также "Слово кратко" в защиту церковных имуществ, наиболее яркий памятник публицистики "воинствующих церковников", введение к Пасхалии, рассуждение "О летах седмыя тысячи" (в связи с истечением в 1492 г. седьмой тысячи лет от "сотворения мира" и ожидавшимся суеверными людьми "концом мира" и "вторым пришествием" Иисуса Христа), а также выполнен ряд переводов. С именем Г. связывается также "Повесть о белом клобуке", созданная, по-видимому, уже в следующем столетии. Однако главным итогом науч.-филологич. деят-ности возглавляемого Г. кружка стало создание названной его именем "Геннадиевской Библии 1499 г." - первого в России полного библейского кодекса.

Изд.: Акты исторические. СПб., 1841. Т. 1. № 104; Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. № 113, 119; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М., Л., 1955. № 12, 13, 16, 18, 19, 22.

Лит.: Грандицкий М. Геннадий архиепископ Новгородский // Православное обозрение. М., 1878, ч. 2, 1880, ч. 3; Копреева Т. Н. Западные источники в работе новгородских книжников конца XV - начала XVI в. // Федоровские чтения. 1979. М., 1982. С. 140-152; Кротов Я. История "жидовствующих" // Истина и жизнь. Христ. журнал. М., 1995. № 12. С. 36-45.

Заставка из Геннадиевской Библии. 1499

Заставка из Геннадиевской Библии. 1499

В начало словаря