Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГЕР"-"ГЛА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГЕР"-"ГЛА")

Гершунова Люб. Вас.

ГЕ́РШУНОВА Люб. Вас. (род. 1947) - артистка балета. Окончила Новосиб. хореогр. уч-ще в 1967 (кл. В. Походеевой и А. Никифоровой). В 1967-89 артистка Новосиб. т-ра оперы и балета. Первая исполнительница партий: Фригия ("Спартак"), Кончита ("Юнона" и "Авось"), Франческа ("Моя Франческа"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"). Среди др. ролей: Сюимбике ("Сюимбике - птица счастья"), Маша ("Щелкунчик"), Леди Макбет ("Макбет"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Жизель (одноим. балет). Снималась в т/ф-концерте "Хореографич. новеллы". Хрупкая, изящная, женств. балерина лирико-романтич. плана (среди лучших ролей - Джульетта и Сильфида). Творчеству Г. и ее партнера А. Бердышева посвящен т/ф "История одного дуэта". С 1989 ведущая солистка Камерного т-ра совр. и классич. балета "Балет - Новосибирск".

Герье Влад. Ив

ГЕРЬЕ́ Влад. Ив. (1837-1919) - историк, проф. всеобщей ист. Моск. ун-та (1868-1904). Получил науч. подготовку в Моск. ун-те и ун-тах Германии. Один из представителей плеяды т. н. "всеобщих историков" (Т. Н. Грановский, П. Г. Виноградов, В. П. Бузескул, Е. В. Тарле и др.). Первым в России иссл. проблемы истории нового времени стран Запада на основе рус. и заруб. источников. Магистерская дисс. "Борьба за польский престол в 1733" (1862). С 1865 - доцент Моск. ун-та. Впервые в кон. 60-х гг. ввел систематические семинарские и практич. занятия для студентов-историков, что значительно улучшило их проф. подготовку (позже по курсу рус. истории это сделал С. М. Соловьев.).

В 1865-70-х гг. командирован во Францию, Германию, Италию с целью науч. разысканий (докт. дисс. "Лейбниц и его век", 1868, и доп. том "Отношение Лейбница к России и Петру Великому", 1871, осн. целиком на неизд. мат-лах Ганноверской б-ки; в этом же году изд. "Сб. писем и мат-лов Лейбница, относящихся к России и Петру Великому"; одновременно пер. на нем. яз. (Лейпциг, 1873), что, как и сам факт рус. публикации на основе заграничных арх. мат.-лов, не имело прецедентов в рус. культуре). Организовал в Москве Высшие жен. курсы (1872-88), заложившие основы жен. образования в России. Последоват. сторонник нем. идеализма, Г. значит. место уделял проблемам философии истории, под к-рой понимал "тот синтез, к-рым мыслящий человек охватывает всю совокупность истории человечества, ее ход и цель". С янв. 1916 Г. "бессменный председатель" Ист. об-ва при Моск. ун-те, в 1898-1904 также его рук. Неоднократно избирался в гласные Моск. гор. думы и губернского зем. собрания, устроитель попечительств о бедных. Чл. партии октябристов (1906), с 1907 чл. Госсовета по назначению. Активно поддерживал аграрную политику П. А. Столыпина. Ученики Г.: Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Е. Н. Щепкин и др.

Соч.: Французская революция 1789-91 в освещении И. Тэна. СПб., 1911; Франциск Апостол нищеты и любви. М., 1908; Западное монашество и папство. М., 1913-15. Т. 1-2; Философия истории от Августина до Гегеля. М., 1915.

Лит.: Лихачева Е. Мат-лы для истории жен. образования в России. СПб., 1893 Кн. 2; Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. Л., 1990.

В. И. Герье

В. И. Герье

Геслер Иоганн Вильгельм

ГЕ́СЛЕР Иоганн Вильгельм (1747-1822) - пианист, композитор, издатель. Обучался музыке у своего дяди И. Х. Киттеля - последнего ученика И. С. Баха. С 14-ти лет служил органистом в Эрфурте, затем концертировал по германским городам, в 1780 осн. в Эрфурте пост. концертное учреждение и муз. торговлю. В 1789 музицирует у рус. посланника в Вене вместе с В. Моцартом, в 1790 - в Дрездене, заслужив положит. отзыв "соперника". В 1791 упоминается среди "ныне здравствующих, снискавших славу совершенством исполнения".

В 1790-91 в Лондоне участвует в концертах под управлением И. Гайдна. С 1792 в России: 1792-94 - в Пб., с 1794 в Москве. В Пб. совм. с Д. Сарти организует концертные выступления с органом, хором и роговым оркестром, а также принимает участие в издат. деле И. Д. Герстенберга, публикует ряд своих соч. (Кантата на случай бракосочетания вел. кн. Александра Павловича, сонаты, вариации на рус. песни и др.). Первые годы в Москве Г. с огромным успехом выступает в фортепианных и органных концертах, оказав решающее влияние на увлечение В. Ф. Одоевского музыкой И. С. Баха. С появлением в Москве сольных пианистов - Фильда, И. Геништы и др. слава Г. стала меркнуть. Умер в бедности, оставив б. число фп. и органных соч.: сонаты, вариации на нар. темы, концерты, инструмент. ансамбли. Наиб. известностью пользовалась "Большая жига". Память об импровизациях Г. запечатлена в стихах И. И. Дмитриева "На игру г-на Геслера, славного органиста" (1793).

Лит.: Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. М., Л. 1929. Т. 2; Ройзман Л. Из истории органного иск-ва в России во 2-й пол XVIII столетия: [И. В. Гесслер] // Вопросы музыкально-исполнит. иск-ва. М., 1962. Вып. 3. С. 311-321.

Гессен Ал-др Эрнестович

ГЕ́ССЕН Ал-др Эрнестович (род. 1917) - архитектор-реставратор. Главная работа Г. - многолетняя скрупулезная реставрация дворца Петра I "Монплезир" в Петергофе, тяжело пострадавшего в 1941-44, но сохранившего свои конструкции и осн. худож. отделку. В ходе реставрац. работ при активном участии Г. художник-керамист Б. А. Мицкевич возродил технологию изготовления худож. изразцов с подглазурной росписью, широко применявшихся в отделке интерьеров Петровского времени. В числе важнейших работ Г.: реставрация деревянного павильона петровского времени "Вольер" и восстановление интерьеров разрушенного во время войны дворца Марли в Петергофе, полная реставрация деревянного Домика Петра I на Петровской наб. и Летнего дворца в Летнем саду, реставрация мраморных фасадов Мраморного дворца, освобождение от наслоений краски и реставрация каменной облицовки фасадов Казанского собора. Ряд проектов выполнил вместе со своей супругой Е. В. Казанской.

Г. - сторонник музеефикации сохранившихся и выявленных археологией эл-тов реставрируемого памятника. Принципиальная позиция Г. снискала ему уважение науч. общественности, но в то же время сделала неудобным для поклонников реконструкций: так, его проектные предложения по 1-й очереди реставрации Меншиковского дворца в Пб. были отвергнуты рук-вом Эрмитажа, Г. отстранен от работ, и в итоге подлинный фасад аннинского времени уничтожили, заменив реконструкцией фасада петровской эпохи.

Гессен Иос. Вл

ГЕ́ССЕН Иос. Вл. (1865-1943) - публицист, юрист, полит. деятель. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1889). В юности примыкал к "Народной воле", в 1894 принял православие, служил в Мин-ве юстиции. С 1904 присяжный поверенный. Активный участник либер. движения нач. 1900-х гг., один из создателей и чл. Совета "Союза освобождения", один из основателей партии кадетов (1905) и чл. ее ЦК (с 1906). Деп. 2-й Гос. думы от Петербурга (1907). Совместно с П. Н. Милюковым редактировал парт. газ. "Народная свобода" (дек. 1905), "Речь" (с 1906). После Февр. рев-ции 1917 один из создателей "Союза рус. писателей", чл. Совета республики (Предпарламент), после окт. 1917 участвовал в антибольшевист. движении. С 1919 в эмиграции. С 1920 в Берлине издавал газ. "Руль", в 1921-1937 - сб. "Архив рус. революции" (Т. 1-22, репринт, - М., 1991-93). С 1936 жил в Париже, с 1941 в Нью-Йорке.

Соч.: История рус. адвокатуры. Т. 1-3. СПб.-П., 1914-16; В двух веках. Берлин, 1937. Годы изгнания. Paris, 1979.

Гессен Сер. Иос.

ГЕ́ССЕН Сер. Иос. (1887-1950) - философ и публицист неокантианской ориентации. Сын одного из лидеров кадетов, изв. рус. адвоката и публициста И. В. Гессена. Получил юрид. образование, изучал философию в Германии, где примкнул к неокантианцу Г. Риккерту. Вернувшись в Россию, занял каф. философии и педагогики в Томском ун-те. Писал по вопросам педагогики, связывая их с филос. проблемами (Основы педагогики. Берлин, 1923). После Окт. рев-ции эмигрировал, в теч. трех лет существования Рус. высшего пед. ин-та в Праге занимал в нем каф. педагогики. С 1939 в Польше.

Придерживаясь неокантианской интерпретации трансцендентализма, в терминах последнего искал среди прочего ответа на вопросы филос. антропологии (учения о личности). Был убежден, что личность "строится" посредством поисков человеком разрешения тех или иных сверхличных проблем, задаваемых трансцендентальным миром ценностей и смыслов ("третьим миром", наряду с физич. и психическим).

Как лит. критик Г. известен вдумчивым анализом осн. произв. Достоевского и Вл. Соловьева.

Соч.: Философия наказания // Логос. 1912-1913. Кн. 1-2; Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923.

Гесте Вас. Ив

ГЕ́СТЕ Вас. Ив. (Вильям) (1755-1832) - архитектор. Род. в Шотландии, приехал по приглашению Ч. Камерона в Софию (Царское Село) в 1784. Представил Екатерине II альбом проектов в стиле англ. классицизма, вследствие чего в 1795 стал арх. Таврической и Екатеринославской губерний. Составил проект Медико-хирургич. Академии в Екатеринославе (неосуществл., как и большинство проектов новороссийских потемкинских деревень). В нач. 19 в. реконструировал Ижорский з-д в Колпине под Петербургом, в 1806-18 строил в Петербурге первые чугунные мосты через Мойку, используемые до сих пор.

С 1809 Г. - архитектор Царского Села. Работы по его организации открыли собой новую эпоху в рус. градостроении. Совм. с Л. Руска Г. подготовил альбом образцовых фасадов для городов России, законодательно утвержденный Сенатом, в 1811 создал "Записку об орг-ции планировочного дела в России" и с этого времени 20 лет руководил составлением планов реконструкции неск. сот городов.

Гетерии

ГЕТЕ́РИИ (греч. εταιρειαι - товарищество) - в Др. Греции объединения (нечто среднее между партией и клубом), часто имевшие целью сопротивление действит. или возможной тирании; Г. второго типа характеризовались б. выраженной аристократич. тенденцией и в целом казались опасны не только для тирании, но и для демократии и вообще для существующего гос. устройства. Впоследствии Г. (Гетерия Филике) именовалось тайное об-во, осн. в 1795 с целью освобождения Греции от тур. владычества. Окончательно сформировалось как нелег. орг-ция в 1814, имело казну, управу, резиденцию в Одессе. В 1820 во гл. Об-ва встал ген. Росс. службы Ал-др Ипсиланти (1792-1828), возглавлявший в 1821 восстание против тур. ига, ставшее сигналом к началу Греч. нац.-освободит. рев-ции 1821-29.

Лит.: Арш Г. А. Этеристское движение в России. М., 1970.

Гетман

ГЕ́ТМАН (польск. hetman, от нем. Hauptmann - атаман, вожак, главарь; капитан) - 1) В Чехии, в период гуситских войн 1-й пол. 15 в., командующие таборитскими войсками. 2) В Польше первоначально - командующий наемными войсками, с 16 в. звание Г. пожизненно носили командующие всеми вооруж. силами гос-ва. В Речи Посполитой в 16-17 вв. в Польше и в Литве были коронные и польные Г. 3) На Украине в 16-17 вв. выборный глава реестровых и запорожских казаков. С 1654 управляли частью Левобережной Украины. После измены И. Выговского кандидатуры Г. согласовывались с рос. пр-вом, а после измены И. Мазепы фактически стали им назначаться. В 1764 должность Г. упразднена. 4) В 17 в. командующие вооруж. силами в Модавии. 5) Титул Г. был присвоен ставленнику Германии на Украине ген. П. П. Скоропадскому (1918; см. Гетманщина).

Гетманщина

ГЕ́ТМАНЩИНА - полуофиц. назв. Левобережной Украины с Киевом, принадлежавшей России после Андрусовского перемирия (1667). Правобережная часть оставалась под властью Речи Посполитой (1769). Пользовалась известной автономией, имела свою терр.-адм. систему, суд, финансы. Существовала до 1769. Также назв. диктатуры П. П. Скоропадского на Украине (1918). Режим Г. опирался на австро-герм. оккупац. войска, отличался жестким воен.-полиц. надзором и жестокостью при подавлении любого сопротивления. Г. была уничтожена в дек. 1918. Быт Киева периода Г. описан М. А. Булгаковым в ром. "Белая гвардия".

Гжельская керамика

ГЖЕ́ЛЬСКАЯ КЕРА́МИКА - гончарные, фаянсовые и фарфоровые изделия керамич. предприятий в окрестностях г. Гжель Моск. обл., одного из старейших центров развития худож. керамики в России. Гжель славится изделиями с 16 в. В 18 в. на осн. местных высококачеств. глин было создано произ-во многокрасочной рус. майолики. В кон. 18 в. развивается произ-во полуфаянса, в 1-й четв. 19 в. произ-во фарфор. изделий. Изделия Гжели украшаются обычно подглазурной или надглазурной росписью синего (кобальт) цвета по белому фону, реже золотом по синему фону. Во 2-й пол. 19 в. яркая ручная роспись вытесняется механизиров. способом украшения - печатью и т. п. В 20-30-е гг. все осн. произ-ва Гжели специализируются на выработке кирпича, труб, кафеля, технич. фарфора. Традиции Г. К. медленно возрождаются с 30-х гг., в 1945-55 восстанавливается вся местная худож. система. Значит. роль в этом процессе принадлежит А. Б. Салтыкову. 50-70-е гг. отмечены расширением стилистич. границ иск-ва Гжели. В 80-90-е гг. сохраняются традиц. худож. принципы, одновременно заметно усиливается декоративность росписи, измельченность и усложненность форм. Ассортимент Г. К. - чашки, чайники, сахарницы, квасники, кувшины, графины и т. п., мелкая пластика - фигурки людей и животных, мн. из к-рых несут в себе теплоту и непосредственность нар. юмора. Широко известны произв. художников Л. П. Азаровой, Т. С. Дунашевой, Т. С. Ереминой, В. Г. Розанова, А. Н. Федотова и др.

Лит.: Пруслина К. Н. Рус. керамика (кон. 19 - нач. 20 в.). М., 1974; Дулькина Т. И., Григорьева Н. С. Керамика Гжели 18-20 вв. Л., 1988; Гжель / Авт. текста Т. И. Дулькина. М., 1989.

Гжельская керамика

Гжельская керамика

Гзелль Георг

ГЗЕЛЛЬ Георг (1673-1740) - швейц. живописец, учился в Вене, работал в Голландии, откуда по приглашению Петра I в 1717 приехал в СПб. Работал в разных живописных жанрах (портреты, натюрморты, религ. картины, плафоны). Из сохранившихся работ - портрет гр. П. А. Толстого (1720-е гг.), иконы с изображениями апостолов для лютеранской церкви св. Петра (1729), картины на еванг. сюжеты в Петропавловском соборе (1730-31). Мастер среднего европ. уровня, Г. создавал натюрморты, к-рые украшали покои как во дворцах, так и в домах частных лиц и оценивались современниками как "превосходные" (Я. Штелин). Менее уверенно Г. чувствовал себя в плафонной живописи (плафоны на темы триумфа России в Приемной и Тронной Летнего дворца Петра I, 1725-27). Поскольку место придворного живописца было занято, Г. довольствовался выполнением отд. гос. и частных заказов. Поступив на службу в новоучрежденную Академию наук (1725), писал раритеты Кунсткамеры - "Портрет великана Буржуа" (1720-е гг.), "Портрет бородатой женщины" (1734) и т. п. С 1726 преподавал рисунок в академ. г-зии, а с 1732 - в Рисовальной палате АН. Среди его учеников - знаменитый впоследствии рисовальщик петерб. видов М. И. Махаев.

Лит.: Коваленская Н. Н. Рус. живопись первой половины 18 века // История рус. иск-ва. Т. V. М., 1960; Малиновский К. В. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. Т. I. М., 1990.

Гиацинтова Софья Вл

ГИАЦИ́НТОВА Софья Вл. (1895-1982) - актриса, режиссер. Дебютировала на сцене МХТ в 1911 в роли Служанки ("У жизни в лапах" К. Гамсуна); была в группе молодежи, к-рая вошла в 1-ю студию МХТ под руководством Л. А. Суллержицкого и Е. Б. Вахтангова. В МХТ работала до 1924: Маша ("Нахлебник" И. С. Тургенева, 1912), Пелагея ("Будет радость" Д. С. Мережковского, 1916), Митиль ("Синяя птица" М. Метерлинка, 1917) и др. Ее роли в 1-й студии, преобразов. в 1924 во МХАТ 2-й: Ида ("Праздник мира" Г. Гауптмана, 1913), Фея ("Сверчок на печи" Ч. Диккенса, 1914), Мария ("Двенадцатая ночь" В. Шекспира, 1917, 1933), Кеккина ("Бабы" К. Гольдони, 1929), Сима ("Страх" А. Н. Афиногенова, 1929), Нелли ("Униженные и оскорбленные" по Ф. М. Достоевскому, 1932) и др. В 1938-58 Г. - актриса и режиссер (в 1951-56 - гл. режиссер) Моск. т-ра им. Ленинского комсомола. В числе ее ролей: Нора ("Нора" Г. Ибсена, 1939), Леонарда ("Валенсианская вдова" Лопе де Вега, 1940), Наталья Петровна ("Месяц в деревне" И. С. Тургенева, 1944), тетя Тася ("Годы странствий" А. Н. Арбузова, 1954), Раневская ("Вишневый сад" А. П. Чехова, 1955) и др. Реж. деят-ность Г. начала во МХАТе 2-м, поставив спектакль "Бабы" (1929, совм. с С. Г. Бирман и Л. И. Дейкун) и "Двенадцатая ночь" (1933, совм. с В. В. Готовцевым). В т-ре им. Ленинского комсомола поставила спектакли "Нора" (1939, совм. с И. Н. Берсеневым), "Месяц в деревне" (1944), "Годы странствий" (1954, совм. с В. Р. Соловьевым), "Вишневый сад" (1955) и др. С 1958 Г. - в Моск. драматич. т-ре им. К. С. Станиславского, участвовала в спектаклях и др. моск. т-ров (Мать в спектакле Т-ра им. Ленинского комсомола "104 страницы про любовь", 1964, реж. А. В. Эфрос, и др.).

Гилельс Эмиль Григ

ГИ́ЛЕЛЬС Эмиль Григ. (1916-85) - пианист, педагог. С пяти лет учился игре на фп. у Я. И. Ткача (ученика франц. пианиста Р. Пюньо). В 1929 дал первый концерт в Одесской конс.; в 1930-35 обучался там у Б. М. Рейнгбальд. После ошеломляющего выступления на Первом Всесоюзн. конкурсе муз. исполнителей в Москве (1933, 1-я премия) критика подчеркивала в игре Г. черты нового исполнит. стиля - "поразительную цельность натуры, не знающей рефлексии, простоту и ясность мышления", "несгибаемую волю", "бьющую через край энергию", безграничность виртуозных возможностей и огромную силу воздействия на аудиторию. Обучение у Г. Г. Нейгауза в Школе высш. мастерства при Моск. коне. (1935-38) обогатило образно-эмоцион. палитру Г. Междунар. конкурсы пианистов в Вене (1936, 2-я премия) и особенно в Брюсселе (им. Э. Изаи, 1938, 1-я пр.), а с 1945 - широкие заруб. гастроли принесли Г. славу одного из лидеров мирового пианизма. В обширном репертуаре Г. - фп. концерты Бетховена, Чайковского, Брамса, Рахманинова, Прокофьева, Шумана, позднее Моцарта. Показателен цикл концертов "История фп. сонаты", проведенный в ряде городов в нач. 1960-х гг. Г. впервые исполнил ряд соч. совр. отечеств. композиторов (в т. ч. посв. ему) - Прокофьева, Хачатуряна, Вайнберга, Кабалевского. Выступал в фп. ансамбле с Я. Заком, Я. Флиером, в трио с Л. Коганом и М. Ростроповичем, с Квартетом им. Бетховена. С годами в пианизме Г. появились лаконизм и классич. законченность.

С 1938 Г. преподавал в Моск. конс., с 1952 - проф. Пред. фп. жюри первых четырех Междунар. конкурсов им. Чайковского, член жюри мн. др. конкурсов. Лауреат Гос. премии СССР (1946), Нар. артист СССР (1954), лауреат Лен. премии (1962), Герой Соц. Труда (1976); Почет. чл. Королевской Академии музыки в Лондоне (1967) и др.

Лит.: Дельсон В. Ю. Эмиль Гилельс. М., 1959; Хентова С. М. Эмиль Гилельс. М., 1967; Рабинович Д. А. Портреты пианистов. М., 1970; Цыпин Г. М. Портреты сов. пианистов. М., 1982; Баренбойм Л. А. Эмиль Гилельс. М., 1990.

Э. Г. Гилельс

Э. Г. Гилельс

Гилилов Пав. Львович

ГИЛИ́ЛОВ Пав. Львович (род. 1950) - пианист, педагог. Окончил Спец. муз. школу при Ленингр. конс. у Л. И. Зелихман (1968), Ленингр. конс. (1973) и аспирантуру (1975) у М. Я. Хальфина. Лауреат Всерос. конкурса (1972), Междунар. конкурсов им. Ф. Шопена (Варшава, 1975) и им. Ф. Бузони (Больцано, 1978, 1-я премия). Преподавал в Петрозаводской конс. (1975), Ленингр. конс. (1976-78), Кельнской высшей школе музыки (с 1980), где заведует кафедрой фп. Концертировал во мн. странах мира, выступая с ведущими оркестрами и дирижерами. Игре Г. свойственны поэтич. одухотворенность, лиризм, воля, совершенство технич. воплощения. Среди партнеров Г. - Р. Амояль, М. Майский, Б. Пергаменщиков, Д. Ситковецкий, Т. Циммерман и др. С 1995 выступает в трио с В. Третьяковым и К. Георгиан.

Гильдия

ГИ́ЛЬДИЯ (от нем. gilde - корпорация), в широком смысле - ассоциация, в ср. века - форма объединения ремесленников и торговцев. Впервые Г. упоминаются в источниках 8 в. Впоследствии Г. наз. в осн. купеч. корпорации. Впервые в России термин Г. употребляется в регламенте Коммерц-коллегии (1719). Регламент Гл. магистрата (1721) предписывал обязат. создание Г. во всех городах, при этом мелкие и крупные торговцы входили в состав двух Г. В 20-70-е гг. 18 в. сохранилось деление на три Г., различие между ними носило имуществ., а не сословный характер. В 70-80-х гг. 18 в. гильдейское купечество освобождалось от уплаты подушной подати и рекрутской повинности. В 1785 купцы 1-й Г. получили преим. право вести загран. торговлю, 2-й и 3-й Г. - заниматься мелкой торговлей. С развитием капиталистич. отношений роль гильдейского купечества падала. С 1873 существовали две Г., а с 1898 гильдейские свид-ва приобретались в осн. лицами, желающими получить купеч. сословные права.

Гильфердинг Ал-др Фед

ГИЛЬФЕРДИ́НГ Ал-др Фед. (1831-72) - славист (филолог, историк, фольклорист, этнограф). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та. Как ученый и обществ. деятель сложился под влиянием моск. славянофилов, сторонник идей панславизма. Осн. науч. интересы: проблемы этнич. и полит. истории, языков, быта балтийских славян; история и культура зап. и юж. славян; славяне в древности; индоевропейское сравнит. языкознание; фольклор. В историю рус. фольклористики и этнографии вошел как собиратель былин и исследователь живой эпич. традиции на Севере. Его эксп. по следам П. Н. Рыбникова, давшая блестящие результаты и стоившая ему жизни (умер, заболев во время повторной поездки, в Каргополе), оказала решающее влияние на орг-цию работ и методику собирания былин и изучение сказительского иск-ва (см.: "Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом").

Гиляров Ал. Никитич

ГИЛЯ́РОВ Ал. Никитич (1856-1938) - философ. Сын Н. П. Гилярова-Платонова. До 1887 - приват-доцент Моск. ун-та, затем - проф. Киев. ун-та. Платоник, испытал влияние панпсихизма Г. Т. Фехнера. Считал задачей философии согласование и примирение "двух вечно враждующих в нашей жизни начал - истины ума и истины сердца". Разрабатывал космологич. проблемы, развивал систему "синехологии", близкую к построениям рус. "космистов".

Гиляров-Платонов Никита Петр.

ГИЛЯ́РОВ-ПЛАТО́НОВ Никита Петр. (1824-87) - философ и публицист. В 1848 закончил Моск. духовную академию, где преподавал в 1848-55. Изд. и ред. консерват. газ. "Современные известия" (1867-87). По обществ. взглядам близок к славянофилам, участвовал в их изд. "Рус. беседа", "День", "Москва", "Русь". Критиковал философию И. В. Гегеля, стремясь показать ее крайний рационализм, порождавший у околофилософской общественности обратную реакцию - безграничное преклонение перед эмпирич. фактами, открывшее дорогу атеизму и материализму. В лит. критике высоко оценивал творчество близких ему по духу писателей ("Семейная хроника и воспоминания С. Аксакова", 1856; "О новой повести г-жи Кохановской", 1859; и др.). В ней встречаются отрицат. отзывы о М. Ю. Лермонтове и А. С. Пушкине, что позволяло обвинить Г.-П. в "эстетич. нигилизме". Автор воспоминаний ("Из пережитого". М., 1886).

Гиляровский Влад. Ал

ГИЛЯРО́ВСКИЙ Влад. Ал. (псевд. Дядя Гиляй) (1853, по др. сведениям 1855-1935) - журналист, прозаик, поэт. Принадлежал к роду, восходящему к запорожским казакам. Учился в Вологодской г-зии. В 1871 отправился в странствия по России, переменил множество профессий, приобретя богатейший жизненный опыт. С 1882 работал журналистом, завоевал всерос. славу "короля репортеров" (Г., напр., был единственным, кто описал трагич. события на Ходынском поле). Он и сам стал моск. достопримечательностью, и его квартира ("в Столешниках у Гиляя") была хорошо известна в Москве. С сер. 80-х гг. выступал как автор рассказов. Кн. очерков и рассказов "Трущобные люди" (1887; тираж был уничтожен) посвящена описанию жизни людей "дна", проникнута гуманистич. духом сочувствия к страданиям отверж. слоев об-ва. В 90-е гг. издал кн. стихов "Забытая тетрадь", публиковал также стихи в годы 1-й мир. войны. На склоне лет Г. написал кн. воспоминаний "Москва и москвичи" (1926), "Мои скитания" (1928), "Записки москвича" (1931), "Друзья и встречи" (1934), в к-рых, в частности, отразились впечатления о встречах со знаменитыми современниками, воссозданы колоритные картины жизни старой Москвы и ее обитателей. Мемуары Г. обладают не только фактич. и бытописат., но и лит. ценностью.

В. А. Гиляровский

В. А. Гиляровский

Гиммер Ник. Ник

ГИ́ММЕР Ник. Ник. (лит. псевд. Суханов) (1882-1940) - полит. деятель, публицист. По окончании 1-й моск. г-зии (1901) уехал в Париж, где вошел в круг революционеров. Вернувшись в Москву, поступил на ист.-филол. ф-т Моск. ун-та, участвовал в работе эсеровской орг-ции; был осужден. Участник рев-ции 1905-07. В 1906 восстановился в ун-те (на экон. отд. юрид. ф-та), исследовал аграрные проблемы, активно публиковался, в т. ч. в народнич. ж. "Рус. богатство". В 1910 на 3 года выслан в Архангельск, где занимался также статистикой. С 1911 сотрудничал в ж. "Современник", с 1914 его ред.; примкнул к меньшевикам-ликвидаторам. После закрытия журнала Г. перешел в созд. в 1915 М. Горьким ж. "Летопись". С мая по февр. 1917 Г. жил в Петрограде на нелегальном положении, редактировал журналы и работал как экономист в Мин-ве земледелия. В дни Февр. рев-ции 1917 - чл. Исполкома Петросовета, чл. ВЦИК 1-го и 2-го созывов; с мая 1917 - член меньшевист. партии. Выступал за объединение с большевиками, выдвигал лозунг "диктатуры рев. демократии". В мае 1917 - июле 1918 - один из ред. газ. "Новая жизнь". После окт. 1917 - чл. ВЦИК 3-го и 4-го созывов, 14 июня 1918 вместе с др. меньшевиками и эсерами исключен из ВЦИК. В июле 1918 - авг. 1921 работал над "Записками о революции", вызвавшими острую дискуссию в печати. В 1920 работал в сов. экономич. учреждениях на Урале, в Екатеринбурге; в дек. 1920 заявил о несогласии с позицией меньшевиков, поддержал НЭП. Позднее от политич. деят-ности отошел. 20 июля 1930 арестован, в марте 1931 на процессе "Союзного бюро ЦК меньшевиков" по сфальсифициров. обвинению приговорен к 10 годам лишения свободы. После многочисл. протестов и голодовки в марте 1935 сослан в Тобольск. В сент. 1937 вновь арестован, обвинен в связях с герм. разведкой, расстрелян по приговору воен. трибунала.

Лит.: Корников А. А. Судьба росс. революционера: Н. Н. Суханов - человек, политик, мемуарист. Иваново, 1997.

Гимн

ГИМН - в Др. Греции универсальная форма общения с божеством - молитва, состоящая из обращения к Богу, указания на его могущество, упоминания о почестях, оказанных богу, и заканчивающаяся просьбой. Термин также был общим и для др. торжеств. песен, исполнявшихся в честь к.-л. Бога или героя. Христианство выработало свои принципы сложения Г., тексты к-рых содержали обращение к Богу или к святым. Изв. гимнографы вост.-христианской церкви: Роман Сладкопевец, Иоанн Дамаскин. Позднее термин "Г." стал применяться практически по отношению ко всем песнопениям богослужения. В 19 в. Г. утрачивает исключительно религ. значение, приобретая характер светской торжеств. песни. Г. может существовать и как отд. произведение, и как часть крупных циклич. соч. - симфоний, опер, ораторий и т. п. (финальный хор "Славься" из оперы Глинки "Жизнь за Царя"). Самостоят. значение приобретает Г. в качестве офиц. муз.-поэтич. эмблемы гос-ва, полит. движения, воинской части, партии и др.

Гос. Г. - эл-т офиц. гос. символики (наряду с флагом и гербом). В нач. 19 в. в России наиб. часто исполнялись в качестве нац. Г. "Коль славен наш Господь в Сионе" (Д. С. Бортнянский, сл. М. М. Хераскова), мелодию к-рого до 1917 вызванивали Кремлевские куранты, известный торжеств. полонез "Гром победы, раздавайся", написанный в честь взятия Измаила (1790) (муз. О. А. Козловского, слова Г. Р. Державина), написанный в 1916 Г. "Молитва русских" (муз. англ. гос. Г. "Боже, храни короля" комп. Г. Кэри, слова В. А. Жуковского).

В 1833 создан первый офиц. Г. Рос. гос-ва "Боже, Царя храни" (муз. А. Ф. Львова, слова В. А. Жуковского), бывший Г. России до 1917. Первым Г. Советского гос-ва (до 1944) был "Интернационал" (муз. П. Дегейтера, сл. Э. Потье), ставший затем Г. КПСС. В 1944 создан новый Г. СССР (муз. А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана). Новая редакция текста и музыки Г. утверждена в 1977. После распада СССР (1991) Г. России стала "Патриотическая песня" М. И. Глинки (наз. также "Хвалебной песней") в аранжировке А. П. Петрова.

Гимназия

ГИМНА́ЗИЯ (от лат. gymnasium - место для упражнений) - среднее общеобразоват. уч. заведение. Г. возникли в 16 в. в Германии. В России первая петерб. академич. Г. основана в 1726 при Петерб. АН и просуществовала до 1805, делилась на 2 отд.: немецкую (из 3 классов) и латинскую (из 2 классов). В 1733 в программу вошли греч. яз., риторика и логика, в 1770-е гг. в старших классах обучали основам математики и естеств. наук. Кол-во учащихся было невелико (в 1737 - 18 учеников). В 1758 надзор за академич. Г. поручен М. В. Ломоносову, к-рый открыл в ней рус. классы. Г. при Моск. ун-те основана в 1755 и существовала до 1812, делилась на 2 отделения (для дворян и разночинцев) и 4 школы: рос. (3 кл. - грамматика, стихотворство, красноречие), лат. (2 кл. - грамматика, синтаксис лат. языка), науч. (3 кл. - арифметика, геометрия и география) и европ. языков. В нач. 19 в. в Г. было 900 учащихся. Казанская Г. (открыта в 1758) была ориентирована на изучение вост. языков. В 1788 закрыта, в 1798 открыта с др. программой.

По "Уставу учебных заведений, подведомственных ун-тетам" (1804) Г. стали осн. типом ср. школы в России, в них принимались выпускники уездных училищ, независимо от сословной принадлежности, кроме крепостных. В 1828 введены сословные ограничения при приеме, в Г. в осн. могли учиться дети дворян и чиновников. По "Уставу учебных заведений и прогимназий" (1864) открывались три типа Г.: классич. с греч. и лат. языками с небольшим кол-вом часов на физику и естествознание, классич. с лат. языком, реальные без изучения древних языков с большим объемом преподавания естествознания и физики. Были также основаны прогимназии с сокращ. курсом обучения. В 60-е гг. открыты жен. Г. По "Уставу гимназий и прогимназий Мин-ва нар просвещения" (1871) единств. типом Г. признавалась 7-классная классич. Г. с 8-летним курсом обучения (7-й класс делился на 2 года) с преподаванием греч. и лат. языков. В 1914 принят новый уч. план для Г. После 1917 Г. как тип учеб. заведения был ликвидированы. С кон 1980-х гг. предпринимаются попытки возрождения гимназич. образования в России.

Лит.: Алешинцев И. А. История гимназич. образования в России (XVIII - XIX вв.). СПб., 1912; Ганелин Ш. И. Очерки по истории ср. школы в России 2-й пол XIX в. 2 изд. М., 1954; Константинов Н. А. Очерки по истории ср. школы. Гимназии и реальные училища с кон. XlX в. до Февр. рев-ции 1917 г. 2 изд. М., 1956.

Гимнастёрка

ГИМНАСТЁРКА - 1) Форменная рубаха, первоначально предназначенная для гимнастич. упражнений. В рус. армии - форменные рубахи, покроем соответствовавшие рус. нац. рубашке-косоворотке, введены в 1870-е гг. и получили широкое распространение как летняя повседневная, а затем полевая форменная одежда. В Кр. Армии форменная рубаха получила офиц. назв. Г. в 1935, с незначит. изменениями покроя существовала до 1970. 2) Назв. ткани, употреблявшейся в России в нач. 20 в. для изготовления полевой форменной одежды.

Гимнастика

ГИМНА́СТИКА (от gumnázo - тренирую, упражняю) - система спец. физич. упражнений, направл. на укрепление здоровья, совершенствование двигат. способностей человека, гармонич. физич. развитие. Различают Г. спортивную, художественную, лечебную и др. В 1881 создана Междунар. федерация Г. (ФИЖ). Спорт. Г. представлена на 1-х Олимп. играх в 1896. ФИЖ проводит чемпионаты мира (с 1905) и Европы (с 1955) по спорт. Г. Соревноват. программа по спорт. Г. включает шесть осн. видов у мужчин (упражнения на перекладине, кольцах, параллельных брусьях, коне, вольные упражнения и опорные прыжки) и четыре у женщин (упражнения на бревне, разновысоких брусьях, опорный прыжок и вольные упражнения).

В России Г. возникла в 19 в., а первое Рус. гимнастич. об-во основано в 1881 в Москве (среди учредителей - В. А. Гиляровский и А. П. Чехов). Впервые приняв участие в Олимп. играх 1952, сов. гимнасты заняли прочное ведущее место в мировом спорте. Широко изв. имена выдающихся сов. гимнастов В. И. Чукарина, Л. Г. Латыниной, Ю. Е. Титова (многолетний през. ФИЖ), Л. И. Турищевой, Н. Е. Андрианова и мн. др., неоднокр. чемпионов мира и Олимп. игр. С 1963 ФИЖ проводит чемпионаты мира по худож. Г., к-рая включает комплекс физич. упражнений с разл. предметами (лентами, мячом, обручем, скакалкой, булавой) и без предметов, выполняемых под музыку одной или неск. участницами. С 1984 худож. Г. включена в программу Олимп. игр.

Г. цирковая - цирковой жанр, включающий в себя демонстрацию упражнений на разл. спец. снарядах и аппаратах, разделяется на партерную (упражнения на аппаратах и снарядах, установленных на манеже) и воздушную.

Гинзбург Григ. Ром

ГИ́НЗБУРГ Григ. Ром. (1904-61) - пианист, педагог. Отрочество и юность провел в доме Гольденвейзеров. Окончил Моск. конс. (1924) и аспирантуру (1928) у А. Б. Гольденвейзера. Лауреат 1-го Междунар. конкурса пианистов им. Шопена (Варшава, 1927, 4-я премия). С 1928 преподавал в Моск. конс. (с 1935 - проф.). Много концертировал в СССР и за рубежом. Игре Г. была свойственна редкостная виртуозность, "влюбленность в красоту, в чувственную прелесть звучания" (Г. М. Коган), филигранно отточенное мастерство. Исполнял соч. Моцарта, Бетховена, Листа, Шопена, фп. транскрипции (в т. ч. собств. виртуозные обработки оркестр. соч. Листа, Грига, Россини). Г. принадлежит заслуга возрождения на эстраде 4-го концерта и ряда миниатюр А. Г. Рубинштейна, концерта А. С. Аренского. Пропагандировал произв. мн. сов. композиторов. Среди учеников Г. - Г. Б. Аксельрод, С. Л. Доренский, А. Г. Скавронский, М. Полляк, А. А. Николаев. Засл. деятель иск-ва РСФСР (1946).

Соч.: Статьи, воспоминания, материалы. М., 1984.

Лит.: Рабинович Д. А. Портреты пианистов. 2-е изд. М., 1970.

Гинзбург Евг. Сем

ГИ́НЗБУРГ Евг. Сем. (1907-77) - мемуаристка, мать В. П. Аксенова. Преподавала историю в ср. и высшей школе, в 1937 репрессирована вместе с мужем, видным деятелем Коммунистич. партии. Автор книги "Крутой маршрут" (1967, 1980), в к-рой рассказано о судьбе человека, взращенного и раздавленного определ. гос. системой. Одна из самых изв. на Западе рус. книг, первая публикация на родине - в ж. "Даугава" (1988. № 7-12; 1989. № 1-5).

Соч.: Крутой маршрут: В 2 т. Рига., 1989.

Гинзбург Лидия Як

ГИ́НЗБУРГ Лидия Як. (1902-90) - литературовед, критик, прозаик. Д-р филол. наук. Род. в Одессе. Окончила словесный ф-т Ин-та истории иск-в в Ленинграде (1926), преподавала в вузах города. Во время Вел. Отеч. войны участвовала в работе Ленингр. радиокомитета. Печаталась с 1926, автор романа "Агентство Пинкертона" (1932), книг о М. Ю. Лермонтове, В. Г. Белинском, "Былом и думах" А. И. Герцена, статей о рус. поэзии 19-20 вв. В кн. "О лирике" (1964), "О психологич. прозе" (1976), "О лит. герое" (1979) на обширном мат-ле отечеств. и зарубежной лит-ры Г. раскрывает проблемы моделирования характера в худож. творчестве, изображения человека в лирике, документ. жанрах, психологич. прозе. В сб. "О старом и новом" (1982), "Лит-ра в поисках реальности" (1987), "Человек за письменным столом" (1988) наряду со статьями представлена худож. проза Г., отмеченная психологич. анализа, раскрытием душевного мира человека в экстремальных ситуациях ("Записки блокадного человека"), воспоминания об А. Ахматовой, Э. Багрицком, Н. Заболоцком, Н. Олейникове, Ю. Тынянове.

Гинкас Кама Миронович

ГИ́НКАС Кама Миронович (род. 1941) - режиссер. Окончил Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии (реж. курс Г. А. Товстоногова) в 1968. Был реж. в красноярском Т-ре юного зрителя им. Ленинского Комсомола (спектакли "Гамлет", "451° по Фаренгейту" (оба - 1971, и др.). В Ленинграде поставил "Монолог о браке" (Т-р комедии, 1973) и моноспектакль В. Гвоздицкого "Пушкин и Натали" (1979).

С 1981 Г. работает в моск. т-рах ("Пять углов", Т-р им. Моссовета, 1981, "Вагончик", МХАТ, 1982, "Гедда Габлер", Т-р им. Моссовета, 1983, "Блондинка", ГИТИС, 1985, "Тамада", МХАТ, 1986 и др.). С 1989 - реж. Моск. т-ра юного зрителя ("Записки из подполья", 1991, "Казнь декабристов", 1995, "Золотой петушок", 1998).

В 1998 Г. поставил моноспектакль О. Табакова "Комната смеха" (т-р-студия под рук-вом О. Табакова). Тяготеющий к нестандартным, подчас спорным решениям, в т. ч. спектаклей по произв. отечеств. классики (Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов), Г. поставил также ряд спектаклей в Финляндии и Германии.

С 1989 начинается междунар. известность Г. Его работы за рубежом: "Палата № 6" (Шведск. т-р "Лилла", Финляндия, 1989), опера В. Кобекина "НФБ" по "Идиоту" Ф. Достоевского (Церковь в г. Локкум, Германия, 1995), "Жизнь прекрасна. Утро" (по "Даме с собачкой" А. П. Чехова) (т-р Пикку-Лиллак, Хельсинки, 1995), "Макбет" (Городск. т-р Хельсинки, 1996), "Чайка" (актерский курс Шведск. театр. академии, Хельсинки, 1997).

"Гиперборей"

"ГИПЕРБОРЕ́Й" - ежемесячник стихов и критики. Изд. в Петербурге с окт. 1912 по дек. 1913 М. Л. Лозинским при непосредств. участии Н. С. Гумилева и С. М. Городецкого. Журн. ставил целью "обнародование новых созданий" в обл. совр. поэзии. Отдел критики включался не всегда, состоял из неск. мини-рецензий на поэтич. сб-ки, анонимные или подписанные инициалами (их авторами были издатели журн.) Сотр. "Г." - гл. обр. чл. "Цеха поэтов", хотя "Г." не отдавал предпочтения ни одному поэтич. "методу". Все ведущие сотр. "Г." и его ред. были одновременно сотр. журн. "Аполлон".

Гиппиус Вл. Вас.

ГИ́ППИУС Вл. (Вольдемар) Вас. (псевд. Вл. Бестужев, Вл. Нелединский) (1876-1941) - поэт, педагог, критик, прозаик. Из обрусевшей нем. семьи, родственник З. Н. Гиппиус. Окончил петерб. г-зию (1895), ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1901). Публиковался с 1892. В 1897 издал сб. стихов "Песни". В кон. 90-х гг. Г. отошел от декадентства, усилились его религ.-мистич. настроения. С 1904 - преподаватель Пб. жен. г-зии М. Н. Стоюпиной, затем - Тенишевского уч-ща. Учитель О. Э. Мандельштама и В. В. Набокова. С кон. 900-х гг. сотрудничал в ж. "Новая жизнь", "Русская мысль", "Голос жизни" и др. Сб. "Возвращение" (1912) свидетельствует о переходе Г. от пессимизма и эгоцентризма к приятию мира в его трагич. дисгармонии. В газ. "Речь" публиковал ист.-лит. статьи, автор кн. "Пушкин и христианство" (1915) и религ.-филос. стихотв. произв. ("Ночь в звездах", 1915, "Влюбленность", 1916, "Томление духа", 1916). По замыслу Г., все его поэтич. книги должны были составить трил. "Завет". После 1917 работал в театр. отделе Наркомпроса, преподавал. В 1922 опубл. поэму "Лик человеческий".

Гиппиус Евг. Вл

ГИ́ППИУС Евг. Вл. (1903-85) - музыковед, фольклорист. Учился на этнолого-лингвистич. отделении Петроградского ун-та (1920-24). Окончил Ин-т истории иск-в (1924), композиторский ф-т Ленингр. конс., где занимался у М. О. Штейнберга (композиция), Б. В. Асафьева (история музыки), Н. А. Малько (дирижирование), аспирантуру при Ин-те истории иск-в (у Б. В. Асафьева). Участвовал во мн. музыкально-фольклорных эксп. по разл. областям СССР. Основатель (1927) и науч. руководитель (до 1934) Фонограммархива АН СССР, где сосредоточены записи фольклора. В 1939-41 - зав. кафедрой нар. музыки Ленингр. конс., в 1944-49 - Моск. консерватории. В 1931-52 ст. науч. сотрудник Ин-та этнографии АН СССР, в 1959-63 - Ин-та истории иск-в в Москве. Автор ок. 100 печатных работ (в т. ч: "Песни Пинежья", 1937, кн. 2-я совм. с Э. В. Эвальд, - классич. публикация рус. фольклора). Создатель науч. школы в фольклористике. Д-р искусствоведения (1958).

Соч.: Проблема муз. фольклора // Сов. музыка. 1933. № 6; Крест. лирика. Л., 1935 (совм. с Э. В. Эвальд); Карельская нар. песня // Сов. музыка. 1940. № 9 (совм. с Э. В. Эвальд); Сов. фольклористика за 30 лет // Сов. этнография. 1947. № 4 (совм. с В. И. Чичеровым); О рус. нар. подголосочной полифонии в кон. 18 - нач. 19 в. // Там же. 1948. № 2; Рус. нар. песни. М., 1957.

Гиппиус Зин. Ник

ГИ́ППИУС Зин. Ник. (в замужестве Мережковская) (1869-1945) - поэт, прозаик, критик, драматург, публицист, обществ. деятель. Род. в Тульской губ., в семье юриста. В 1889 вышла замуж за Д. С. Мережковского, к-рый годом ранее способствовал ее поэтич. дебюту в ж. "Северный вестник", вошла в круг писателей-символистов. В 1890-е гг. Г. сотрудничала активно в "Сев. вестнике", а также в др. журналах неомодернистской ориентации: "Мир искусства", "Весы"; выступала как прозаик, поэт, критик (псевд. Антон Крайний). Стих. 90-х гг. стали поэтич. манифестами раннего символизма ("Песня", "Посвящение" и др.). В квартире Г. и Мережковского в т. н. "доме Мурузи" на Литейном просп. возникает известный в столице лит. салон. В кон. 90-х гг. Г. увлекается обществ.-религ. деят-ностью, отстаивая и пропагандируя вместе с мужем идеи "обновленного христианства": "охристианивание" мира, "освящение" плотского наравне с духовным и т. д. В творчестве Г. ее искания выразились, в частности, в попытке создания "новой молитвы" (стих. "Нескорбному учителю", "За Дьявола Тебя молю, Господь...", "Христу" и др.). В 1901 Г. - один из инициаторов Религ.-философ. собраний, в 1904 - фактич. ред. ж. "Новый Путь". После рев. событий 1905 обращается к полит. проблемам, связывая их с надеждой на "религиозную общественность". В 1906-08, во время первого длит. пребывания во Франции (до этого Г. и Мережковский совершили неск. заграничных поездок), Г. пишет филос.-публицистич. работы, посв. проблемам насилия и власти. После возвращения в Россию Г. публикует два ром. из задуманной трил., в к-рой намеревалась показать "галерею обществ. типов" России на рубеже веков ("Чертова кукла", 1911; "Роман-царевич", 1912). В 1914-17 салон Мережковских на Сергеевской ул. играл заметную роль в обществ. и худож. жизни Петрограда. Восторженно принявшая Февр. рев-цию, Г. после событий Октября оплакала ее крушение и прокляла "новую власть" (сб. "Последние стихи", 1918). В кон. 1919 Г. и Мережковский бегут из Петрограда, в 1920 нелегально переходят польскую границу. До июля 1920 Г. живет в Минске, Вильно, Варшаве; участвует в орг-ции изд-ва "Свобода", пишет полит. стихи и публицистику. Летом Г. и Мережковский уезжают в Париж. В 10-е - 20-е гг. уделяет много сил и времени полит. деят-ности, пытаясь организовать бойкот Сов. России. Сотрудничает в эмигрантских изд. (в ж. "Совр. записки", "Иллюстриров. Россия", газ. "Общее дело", "Последние новости", "Звено", "Руль" и др.), учреждает ж. "Новый корабль", организует лит.-филос. об-во "Зеленая лампа", в 1928 участвует в Белградском конгрессе писателей в изгнании. В эмиграции Г. опубл. поэтич. кн. ("Стихи. Дневник 1911-21", 1922; "Сияния", 1938), мемуары ("Живые лица", 1925), петрогр. дневники ("Синяя книга", 1928), работала над кн. "Дмитрий Мережковский". Для современников Г. была воплощением идеала женщины, сложившегося в эстетике рус. декадентства.

З. Н. Гиппиус

З. Н. Гиппиус

Гирлянда

ГИРЛЯ́НДА (от итал. ghirlanda) - сплетенные вместе растительные побеги, цветы и плоды и их изображение. Живые Г. применялись во время садовых празднеств. Обычное украшение зданий в классицизме, барокко, ренессансе и др.

Гиршман Вл. Осипович

ГИ́РШМАН Вл. Осипович (1867-1937) - моск. фабрикант, меценат. Коллекционер рус. живописи и предметов декоративно-прикладного иск-ва кон. 19 - нач. 20 в. Был дружен с В. А. Серовым, рисовавшим портреты его супруги Генриэтты Г. (1885-1970), К. А. Сомовым и др. художниками "Мира иск-ва". В Париже, вэмиграции, открыл антикварный магазин и выставочную галерею, а Г. Л. Гиршман написала воспоминания о В. Серове и др. художниках.

Гитара

ГИТА́РА (от греч.κιτηαρα - кифара) - струнный щипковый инструмент. Предком Г. была средневековая лютня. Г. появилась в Испании в 14 в. (отсюда назв. классической Г. - "испанская"). К 18 в. стабилизировалось количество струн (6) и строй по квартам с терцовым расстоянием между двумя группами струн. Вплоть до наших дней популярность Г. непрерывно растет, и в настоящее время это единств. инструмент, к-рый используется во всем мире для бытового музицирования, что во многом объясняется простотой овладения начальными приемами игры. На грифе Г. расположены лады - порожки, которые облегчают нахождение звука и обеспечивают чистоту интонации. Играют на Г. щипком пальцев, иногда плектром (медиатором). Звук Г. - негромкий, поэтому она редко включалась в состав оркестра. В 20 в. благодаря исполнителям-виртуозам (напр., А. Сеговия) техника игры претерпела большие изменения, и Г. стала полноправным солирующим инструментом.

Существует неск. разновидностей Г. Гавайская Г. - при игре на ней струны прижимаются металлической пластинкой, а инструмент располагается на коленях. 12-струнная Г. имеет 6 резонирующих струн. В России в 19 - нач. 20 в. и отчасти в Польше (к-рая тогда входила в состав России) получила распространение 7-струнная Г. кварто-терцового строя - (т. н. русская Г., к-рая широко применялась для аккомпанемента бытовых романсов и в цыганских хорах ("Поговори-ка ты со мной, подруга семиструнная..." - слова одного из известнейших романсов на слова Ап. Григорьева). Среди выдающихся рус. гитаристов и авторов произв. для 7-струнной Г. - А. О. Сихра, М. Т. Высоцкий, С. Н. Аксенов, В. И. Морков.

Во 2-й пол. 20 в. появились электрогитары, на которых колебания струны с помощью адаптера преобразуются в электрические и далее усиливаются и изменяются разл. устройствами. Корпус таких инструментов утратил свойства резонатора и стал чисто декоративным (отсюда сленговое название "доска"). Динамич. диапазон электрогитары, как и др. электронных инструментов, беспределен. Звук электрогитары изменяется с помощью разного рода электронных преобразователей - т. н. "эффектов". В то же время появилась бас-Г. - электроинструмент с гитарной техникой, но имеющий 4 струны, настроенные как у контрабаса.

Лит.: Стахович М. А. История семиструнной гитары. СПб., 1864; Русанов В. А. Гитара в России: в 2 вып. М., 1899-1901; Иванов М. Ф. Рус. семиструнная гитара. М.; Л., 1948; Вольман Б. Л. Гитара в России. Л., 1961; Вольман Б. Л. Гитара и гитаристы. Л., 1968.

Гитары шести- и семиструнная

Гитары шести- и семиструнная

Главное архивное управление (ГАУ)

ГЛА́ВНОЕ АРХИ́ВНОЕ УПРАВЛЕ́НИЕ (ГАУ) - центр. гос. орган управления архивным делом. Образовано под названием Гл. управления архивным делом в ходе предпринятой сов. пр-вом в 1918 централизации архивного дела; до 1922 подчинялось нар. комиссариату просвещения. С 1922 в подчинении През. ВЦИК. В 1929 переименовано в Центр. архивное управление. С 1936 переходит в подчинение наркомата внутр. дел, затем - МВД. Окончательно оформляется как ГАУ при МВД. Такой статус ГАУ определил закрытый характер работы архивных учреждений и крайне затрудненный доступ в них исследователям.

Лит.: Максасов В. В. История и орг-ция архивного дела в СССР (1917-1945 гг.). М., 1969.

Главное предложение

ГЛА́ВНОЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ - см. Сложное предложение.

Главные народные училища

ГЛА́ВНЫЕ НАРО́ДНЫЕ УЧИ́ЛИЩА - нач. уч. зав. повыш. типа. Первое открылось в 1782 в СПб. Дир. - один из создателей системы нар. уч-щ педагог Ф. И. Янкович де Мириево. Принимались дети всех сословий, кроме крепостных. Первые два класса соответствовали курсу малого нар. уч-ща. В 3-4-х классах преподавались физика, механика, геометрия, естеств. история, история, архитектура, 2-я часть арифметики. Желающие изучали лат. и новые языки. Курс обучения составлял 5 лет. В 1804 преобразованы в г-зии.

Предыдущая страница Следующая страница