Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГЛА"-"ГНЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГЛА"-"ГНЕ")

Главный педагогический институт

ГЛА́ВНЫЙ ПЕДАГОГИ́ЧЕСКИЙ ИНСТИТУ́Т - гос. высшее пед. заведение закрытого типа, учрежденное 23 дек. 1816 на базе реорганиз. Петерб. пед. ин-та (1804-16). Осуществлял подготовку учителей для г-зий, наставников для частных уч. заведений и пансионов, профессоров и преподавателей вузов. Курс обучения 6 лет. Имелось 3 отделения - филос. и юрид. наук, физич. и матем. наук, ист. и словесных наук. Выпуска ин-т не осуществил, все студенты были переведены в Петерб. ун-т (1819). После 10-летнего перерыва по уставу 30 сент. 1828 учрежден вновь. В авг. 1849 курс обучения сокращен до 4-х лет и ограничен физико-матем. и ист.-филол. ф-тами. Студенты ин-та (преим. воспитанники духовных семинарий, разночинная интеллигенция) обеспечивались казенным содержанием и общежитием. Состоялось 11 вып., численность окончивших составила 682 чел. По постановлению 15 нояб. 1858 закрыт.

Глагол

Статья большая, находится на отдельной странице.

Глаголица

Статья большая, находится на отдельной странице.

Глагольные междометия

ГЛАГО́ЛЬНЫЕ МЕЖДОМЕ́ТИЯ (междометно-глагольные слова) - класс неизменяемых и грамматически неоформленных слов, служащих для обозначения внезапного и быстрого действия: кувырк, прыг, стук, хлоп, цап, шмыг. Б. ч. Г. М. соотносятся с глаголами (преим. однократного способа действия) и представляют собой их усеченные основы: прыг - прыгнуть, шмыг - шмыгнуть, хлоп - хлопнуть. Г. М. не содержат приставок и глаг. суффиксов, они, как правило, односложны и оканчиваются на согл. Подобно междометиям, Г. М. могут служить эквивалентом предложения: Ахилла меня за сюртук... Трах! пола к черту (Лесков), но обычно употребляются в функции сказуемого, сохраняя глагольные подчинит. связи. Одиночные Г. М. функционально уподобляются глаголам прош. времени сов. вида: Я поскорее дверью хлоп. И спряталась за печку (Пушкин). Повторяющиеся Г. М. типа прыг-прыг-прыг, стук-стук-стук могут обозначать длит. прерывистое действие, передавая в этом случае значение несов. вида А слезы кап-кап - так и брызжут (Лесков). Такие Г. М. сближаются со звукоподражаниями. Г. М. в функции междометия и в функции сказуемого (глагольной формы) иногда рассматриваются как омонимы (М. М. Реформатский).

Науч. интерпретация Г. М. неоднозначна. Обычно их считают особыми экспрессивными ("ультрамгновенными" или "внезапно-мгновенными") формами прош. времени (А. М. Пешковский, А. Н. Гвоздев) и предполагают их родство с формами др.-рус. аориста, к-рые могли выражать сходное значение (А. А. Шахматов). Др. исследователи видят в Г. М. отглагольные междометия (М. А. Шелякин) или подчеркивают их промежуточный либо синкретич. характер, располагая "почти за пределами междометий на границе категории глагола" (В. В. Виноградов).

Лит.: Виноградов В. В. Русский язык (Грамматич. учение о слове). М., 1947; Реформатский А. А. Глагольные формы типа хлоп // Изв. АН СССР. Отделение лит-ры и яз. 1963. Вып. 2, Рус. грамматика. Т. 2. М., 1980; Земская Е. А. Междометно-глагольные слова // Рус. разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М., 1983.

Гладилин Анат. Тих.

ГЛАДИ́ЛИН Анат. Тих. (род. 1935) - прозаик. Обучался в Лит. ин-те им. Горького (1954-58). Первые повести и рассказы (50-е - 60-е гг.) - "Хроника времен Виктора Подгурского", "Бригантина поднимает паруса", "Идущий впереди", "Вечная командировка", "Первый день Нового года", "История одной компании" и др. - были посв. людям несложившихся судеб, ищущих достойного места в жизни, детям хрущевской "оттепели". Г. участвовал в создании серии "Пламенные революционеры", написав для нее повести "Евангелие от Робеспьера" (1970) и "Сны Шлиссельбургской крепости" (1974). Публикация за рубежом ром. "Прогноз на завтра" (1972) послужила толчком для вынужд. отъезда Г. за границу (1976). Герои "зарубежных" романов Г. "Прогноз" и "Большой беговой день" (1983) - те же неудачники, мечущиеся люди, жизнь к-рых уподоблена неизменному и бесцельному "беговому дню", уготованному механикой паразитирующего на них гос. и парт. аппарата. За рубежом вышли сб. рассказов "Репетиция в пятницу" (1988) и сб. путевых заметок, лит. портретов "Парижская ярмарка" (1980).

Гладильщиков Ник. Пав

ГЛАДИ́ЛЬЩИКОВ Ник. Пав. (1895-1980) - артист цирка, дрессировщик. В 1922 чемпион РСФСР по франц. борьбе. С 1923 выступал с номером "Борьба с медведем". В 1927 выпустил первый в истории отеч. цирка забавный аттракцион с группой животных. Демонстрировал дрессировку бурых медведей, львов, гиен, собак, крокодилов, домашних птиц. Помимо работы с группой животных, демонстрировал сольные номера, в т. ч. с дрессиров. удавом ("Борьба с удавом"). Вносил в работу эл-ты театрализации (номер оформлен в рус. стиле), нар. юмора. Работал в мягкой манере, отказавшись от нарочитого подчеркивания опасности. В 1964 оставил манеж.

Соч.: На арене - хищники. Архангельск, 1957.

Гладков Ген. Иг

ГЛАДКО́В Ген. Иг. (род. 1935) - композитор. В 1964 закончил Моск. консерваторию (кл. комп. В. Г. Фере). В кино с 1962 (науч.-попул. ф. "Тайны минувшего"). Работает преим. в обл. музыки к худож. и мультипликац. фильмам. Киномузыку Г. отличают яркость и выразительность мелодич. языка, способность создать через песню точный психол. портрет персонажа. Предпочитает муз. драматургию камерного типа, но в наиб. удачных работах осн. интонац. характеристика героя переходит в закадровую музыку и обретает функцию лейтмотива ("Собака на сене", т/ф 1977, реж. Я. Б. Фрид). Г. создает разноплановый и психологически достоверный муз. образ действ. лиц, используя для этого интонации романса, эстрадной песни, рок-музыки, а также стилизуя мелодич. яз. прошлых эпох. Использует разл. инструментальные составы, добиваясь оригинальности в аранжировках и выразительности тембрового колорита. Во многом благодаря запоминающейся музыке Г. имели успех мультипликац. ф. "Бременские музыканты", "По следам бременских музыкантов", "Как львенок и черепаха пели песню", "Голубой щенок" и др. Автор музыки к к/ф "Обыкновенное чудо" (1965, реж. Х. А. Локшина), "Джентльмены удачи" (1972, реж. А. И. Серый), "Точка, точка, запятая..." (1973, реж. А. Н. Митта), "Центровой из поднебесья" (1975, реж. И. С. Магитон), "Женщина, которая поет" (1979, реж. А. С. Орлов), "Дульсинея Тобосская" (1980, реж. С. С. Дружинина) и др.

Гладков Фед. Вас.

ГЛАДКО́В Фед. Вас. (1883-1958) - прозаик. Род. в семье крестьян-старообрядцев. Окончил Екатеринодарское пед. уч-ще, учительствовал в Забайкалье. Приехав в Тифлис для поступления в пед. ин-т, сблизился с социал-демократами, участвовал в рев. движении, был в ссылке. Начал печататься до рев-ции (повести "Удар", "Изгои", 1909). В 1920 ушел добровольцем в Красную Армию. С 1921 жил в Москве, входил в лит. группу "Кузница". Широкую известность принес Г. ром. "Цемент" (1925), посв. восстановлению завода, судьбам недавних участников гражд. войны, определяющих свое место в мирной жизни. "Цемент" находился у истоков т. н. "производственной" темы в послеокт. лит-ре. Г. - автор ром. "Энергия" (1932-38). В годы Вел. Отеч. войны корр. "Правды" и "Известий". В кон. жизни работал над циклом автобиогр. произведений: "Повесть о детстве" (1949); "Вольница" (1950); "Лихая година" (1954) В 1945-48 дир. Лит. ин-та им. М. Горького.

Ф. В. Гладков

Ф. В. Гладков

Глазенап Серг. Пав

ГЛАЗЕНА́П Серг. Пав. (1848-1937) - астроном, агроном, поч. чл. АН СССР (1929), Герой Труда (1932). Окончил Петерб. ун-т в 1870, затем учился в Германии; с 1877 преподавал в Петерб. ун-те (проф. в 1885-1924). В 1871-82 изучал спутники Юпитера, в 1882-97 занимался иссл. и вычислением орбит двойных и переменных звезд, в последние годы жизни работал над проблемами геофизич. методов нефтеразведки. Научно-популярные книги и уч. пособия Г. были широко известны и неоднократно переиздавались.

В 1880-х гг. приобрел имения Домкино и Скреблово на оз. Врёво в Лужском уезде Петерб. губ., где построил обсерваторию (не сохр.), школу для крестьян, посадил обширные яблоневые сады (лучшие в Петерб. губ.) и устроил образцовое пчеловодческое хозяйство. В 1890 организовал Рус. астрономич. об-во, в 1891 - Рус. об-во пчеловодства и стал их первым председателем. Ему принадлежит девиз "Нет сада без пасеки и нет плодов без пчел". Открыл не изв. ранее вредителя садов, назв. им рябиновой молью, и нашел средства борьбы с нею, а также с листоблошкой. В 1901 удостоен Золотой медали Всемирной выставки в Париже (за культуру яблок и пчеловодство). Ныне от садов Г. сохранилась незначит. часть, пасеки утрачены; перед его домом в Скреблове стоит памятник И. В. Мичурину.

Глазков Ник. Ив

ГЛАЗКО́В Ник. Ив. (1919-79) - поэт. Род. в г. Лысково Нижегородской обл. Окончил лит. ф-т Горьковского пед. ин-та (1942). Преподавал в селе Никольском рус. язык и лит-ру. Печатался с 1940. Первый сб. стихов - "Моя эстрада" (1957). Наиб. характерные стихи Г. (сб. "Поэтоград", 1962; "Незнаемые реки", 1975; "Вокзал", 1976; и др.) - в жанре иронич. лирики, построены на парадоксальном сочетании смешного и трогательного, сложного и примитивного. Кредо поэта - "Гимн клоуну" ("...Надо быть очень умным, чтоб сыграть дурака"). Стихи и поэмы Г. наиб. полно представлены в кн. "Автопортрет" (1984).

Глазунов Ал-др Конст.

ГЛАЗУНО́В Ал-др Конст. (1865-1936) - композитор, дирижер, педагог, муз.-обществ. деятель. Д-р музыки Оксфордского и Кембриджского ун-тетов (1907). Нар. артист Республики (1922). Творч. принципы Г., одного из выдающихся деятелей отеч. муз. иск-ва, формировались под сильным воздействием композиторов "Могучей кучки", особенно Бородина и Римского-Корсакова, с которым его связывала многолетняя дружба и под рук-вом к-рого Г. занимался с 1879. Был активным членом Беляевского кружка. С 1899 проф., с 1905 дир. Петербургской консерватории. С 1899 выступал в качестве дирижера в России, странах Зап. Европы и в США. С 1928 жил за границей; умер в Париже. В 1972 прах композитора перезахоронен в Некрополе Александро-Невской лавры.

Среди произв. Г. исключит. значение имеют 8 симфоний (9-я симф. не завершена), лучшие из к-рых - № 4 (1893), № 5 (1895), № 8 (1906) - развивают героико-эпич. традиции отечеств. симфонизма, а также симфонич. произв. "Стенька Разин", "Море", "Лес", "Весна". Яркость инструментального письма Г. проявилась и в жанре сольного концерта (скрипичный концерт, 1904 и др.). Традиционное для рус. композиторов обращение к фольклорному материалу разных народов приобрело у Г. важное художеств. значение при создании двух увертюр на греч. темы, "Финской фантазии", "Карельской легенды" и др.

Подобно Чайковскому, Г. стал новатором в обл. классич. балета, создав три разл. в жанровом и стилевом отношении произв.: "Раймонда" (на сюжет ср.-век. провансальской легенды), "Барышня-служанка, или Испытание Дамиса" (на сюжет М. Петипа по картине А. Ватто), "Времена года" (хореографич. картина на сюжет М. Петипа). Тематич. богатство и разнообразие танцевальных ритмов в сочетании с подчеркнутой симфоничностью эпизодов обусловили сценич. долголетие этих балетов.

Г. также автор ряда произв. камерно-инструментального, преим. квартетного жанра, а также романсов, соч. для фп., органа, хора.

Лит.: Ганина М. А. Александр Константинович Глазунов. Жизнь и творчество. Л., 1961.

А. К. Глазунов

А. К. Глазунов

Глазунов Ил. Серг

ГЛАЗУНО́В Ил. Серг. (род. 1930) - живописец, график, художник театра, обществ. деятель, педагог. Нар. художник СССР (1980); учился в Ленингр. ин-те живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1951-57). Автор портретов, картин на ист. и актуальные совр. темы, не предполагающих однозначности трактовок. Реалистич. метод Г. не исключает использования коллажа, монтажа, совмещения разноврем. событий и героев. Характерно создание многочастных композиций, циклов, серий картин. Особое место в творчестве Г. занимают иллюстрации к соч. рус. классиков. Среди произв. Г.: "Легенда о царевиче Дмитрии" (1967), "Штурм града" (1969), "Возвращение блудного сына" (1977), "Мистерия XX века" (1977), "Портрет писателя В. Распутина" (1987), "Сто веков" (1988), илл. к роману Ф. М. Достоевского "Идиот" (1983), эскизы декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1983) и др.

Лит.: Илья Глазунов. Альбом / Авт. текста С. А. Высоцкий. М., 1986.

Глазуновы

ГЛАЗУНО́ВЫ - владельцы книгоиздат. и книготорг. фирмы в Москве, осн. купцом Матв. Петр. Г. (1757-1830), открывшим книжные лавки в Москве (1782) и Петербурге (1783), совладельцами к-рых стали его бр. Ив. Петр. (1762-1831) и Вас. Петр. Г. С 1790 издавали книги, выпустив всего 178 изд. Сын Ив. Петр., Ил. Ив. Г. (1786-1849), продолжив издат. дело отца, выпустил в 1831-49 98 книг. Сыновья И. И. Г. Ал-др Ил. (1829-96), Ив. Ил. (1826-89) и Конст. Ил. (1828-1914) выпустили в Петербурге и Москве в 1849-82 282 изд. (из них 44 принадлежат А. И. Г.). С 1890 петерб. фирму возглавил Ил. Ив. Г. (1856-1913). С самого нач. издат. деят-ность Г. носила универс. характер с отчетливой тенденцией к вып. капитальных изданий. Постепенно Г. сосредоточивают свое внимание гл. обр. на изд. учебников, атласов и соч. рус. писателей; выпускают также мн. книг англ. и нем. естествоиспытателей в пер. изв. рус. ученых - проф. Моск. ун-та, в т. ч. кн. Ч. Дарвина "О происхождении видов в царстве животном и растительном путем естеств. подбора, или О сохранении усовершенствованных пород в борьбе за существование" в пер. С. А. Рачинского (1864, 1865, 1873). В изд-ве Г. вышли "Собрание образцовых рус. сочинений в стихах и прозе" (1821-22), миниатюрное изд. "Евгения Онегина" (1837), первое изд. "Героя нашего времени" (1840), "Сочинения" М. Ю. Лермонтова в 2 т. (7 изданий), "Полное собр. соч." в 10 т. И. С. Тургенева (1883), "Сочинения" в 6 т. В. А. Жуковского (7-е изд., 1878; 8-е изд., 1885), "Сочинения, письма и избр. переводы" Д. И. Фонвизина (1866) и др. Издали также уч. пособия, книги для чтения, руководства для чтения А. К. Больмана ("Практические упражнения в алгебре...", 7 изданий), А. Д. Галахова ("История рус. словесности", 1883), П. В. Смирновского ("Теория словесности", 1883). К. Д. Ушинского ("Дет. мир и хрестоматия", 7-е изд. Ч. 1-2) и др. В 1803-1903 типография Г. выпустила ок. 900 изданий. Изд-во Г. просуществовало до кон. 1917.

Глама-Мещерская Ал-дра Як

ГЛА́МА-МЕЩЕ́РСКАЯ (БА́РЫШЕВА) Ал-дра Як. (1859-1942) - драм. актриса. Ученица В. В. Самойловой и И. В. Самарина. С 1879 на провинц. сцене, с 1880 - в Пушкинском т-ре (Москва), затем в т-рах Лентовского, Корша и Соловцова. Г.-М. обладала высокой актерской культурой, простотой, лиризмом, психол. тонкостью. Выступала с изв. театр. гастролерами (М. Писарев, Андреев-Бурлак). Оставив в 1895 сцену, занималась педагогикой. В 1937 опубл. "Воспоминания". Лучшие роли: Офелия - "Гамлет" У. Шекспира, Анна Петровна - "Иванов" А. П. Чехова, Фадетта - "Сверчок домашнего очага" Ш. Бирх-Пфейффер, Мария - "Материнское благословление, или Бедность и честь" А.-Ф. Деннери и Г. Лемуана.

Гласные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гласный

ГЛА́СНЫЙ - выборный, член гор. думы, магистрата, земского губернаторского или уездного собрания. В городах ин-т Г. был введен в 1785 при имп. Екатерине II "Грамотой на права и выгоды городов Рос. империи". Г. и организованные из их числа гор. магистраты и думы для обществ. управления имели довольно широкие правовые, финансовые, административные полномочия. Г. избирались из числа горожан - купцов, мещан, чиновников, лиц свободных профессий, имеющих недвижимую собственность (дома, строения, земельные участки) или приписанных к ремесл. или купеч. сословиям. Избирательные нормы для выборов Г. и их функции на протяжении 18-19 вв. существенно менялись. После реформы 1860-70-х гг. гор. думы стали гл. органом обществ. управления в городах. Число Г. увеличилось за счет расширения круга избирателей, снижения имуществ. ценза, получения права голоса горожанами неправослав. конфессий. В губ. и уездных земствах, введенных в ходе Земской реформы 1864, Г. как членам земских собраний принадлежали распорядит. власть и надзор за исполнит. органами - земскими управами. Уездных Г. избирали на волостных сходах или избират. собраниях, а губернских - из числа Г. уездных собраний. Законом строго устанавливалось число Г. в каждом собрании и их распределение по разрядам избирателей. Ин-т Г. просуществовал до 1917.

Глебов Дм. Петр.

ГЛЕ́БОВ Дм. Петр. (1789-1843) поэт, переводчик. Из старинного дворянского рода. Воспитывался в Благородном пансионе при Моск. ун-те, позднее - чиновник Моск. архива Коллегии иностр. дел, участник Отеч. войны 1812, уволился со службы в 1829 в чине статского советника. Как поэт принадлежал позднему сентиментализму (элегии, романсы, патриотич. лирика, послания и т. д.). Сотр. "Вестника Европы", "Сына отечества". Сб. "Элегия и др. стихотворения" (1827). Широкую известность приобрела созданная Г. на основе переработки фольклорного источника песня "Скучно, матушка, мне сердцем жить одной" (1817, муз. А. Е. Варламова), в измененном виде ("Вдоль по улице метелица метет") и ныне сохраняющаяся в активном песенном репертуаре.

Глебова Мария Мих.

ГЛЕ́БОВА Мария Мих. (184?-1919) - актриса, антрепренер. Окончила Петерб. театр. уч-ще, после дебюта в роли Полины ("Доходное место") принята в труппу Александринского т-ра (1861), где прослужила до 1864. Исполняла водевильные роли, устав от к-рых перешла на провинц. сцену (Харьков, Одесса, Нижний Новгород, Казань и др.). Обладая прекрасными сценическими данными (красивый голос, выразит. внешность) и сильным драматич. темпераментом, с успехом выступила в ролях Катерины ("Гроза"), Кручининой ("Без вины виноватые"), леди Мильфорд ("Коварство и любовь") и др. В кон. 60-х и нач. 80-х гг. по неск. сезонов играла в Александринском т-ре, сезон 1883-84 служила в Москве в т-ре Лентовского. С 1891 работала в Киеве в труппе своего мужа Н. Соловцева, после смерти к-рого в 1902 возглавила его антрепризу.

Глебова-Судейкина Ольга Аф.

ГЛЕ́БОВА-СУДЕ́ЙКИНА Ольга Аф. (1885-1945) - актриса, художница. В 1902-05 училась на Имп. драматич. курсах в С.-Петербурге (у В. Н. Давыдова). В 1905-06 - в труппе Александринского т-ра (Аня - "Вишневый сад" А. П. Чехова; Художница - "Божий цветник" А. И. Косоротова). В 1906 принята в Драматический т-р В. Ф. Комиссаржевской (Берта в "Гедде Габлер" Г. Ибсена; Монахиня в "Сестре Беатрисе" М. Метерлинка и др.). В 1907 вышла замуж за С. Ю. Судейкина (брак был недолгим). В 1910-х гг. Г.-С. представляла модели петерб. модных ателье, стала одной из первых рус. манекенщиц. С 1910 - актриса Малого т-ра А. С. Суворина. Роль Путаницы ("Путаница, или 1840 год" Ю. Д. Беляева) принесла ей большой успех. Вокальные данные и пластичность Г.-С. проявились в спектакле-оперетте "Забава дев" и комич. опере "Возвращение Одиссея, или Женская верность" М. А. Кузмина. Г.-С. - одно из гл. действующих лиц в художественно-артистич. кабаре "Бродячая собака" и "Привал комедиантов", где выступала как драматич. актриса, танцовщица, занималась мелодекламацией и пантомимой. Занималась также живописью, вышивкой, делала кукол и работала с фарфором. Известна Г.-С. и как переводчица Ш. Бодлера, П. Верлена и др. франц. поэтов. С 1924 Г.-С. под предлогом орг-ции выставки своих работ уехала в Берлин, затем в Париж, где прожила до кон. жизни.

Г.-С. была одной из самых ярких фигур Серебряного века. Ей посвящали стихи Ф. К. Сологуб, М. А. Кузмин, А. А. Блок, В. В. Хлебников, И. Северянин, В. А. Рождественский и др. Несчастная любовь к Г.-С. юного драгунского офицера и поэта Вс. Князева послужила, по одной из версий, причиной его самоубийства в 1913. Многолетняя дружба связывала Г.-С. с А. А. Ахматовой. Ей посвящены стихотв. "Голос памяти" (1913), "Пророчишь, горькая, и руки уронила..." (1921), "Второе посвящение" к "Поэме без героя" (1945) и др. Тема Г.-С. - Путаницы, Коломбины - в "Поэме без героя", хронологич. реминисценции с трагич. смертью Вс. Князева позволяют считать Г.-С. героиней этого произв. Ахматовой.

Лит.: Мок-Бикер Э. Коломбина десятых годов... Париж; СПб., 1993.

Глинка Конст. Дм

ГЛИ́НКА Конст. Дм. (1867-1927) - почвовед, акад. (с 1927). Окончил Петерб. ун-т (1889). Ученик В. В. Докучаева, под рук-вом к-рого провел почвенное обследование в Полтавской (1884), Псковской (1899-1906), Новгородской (1903) и Смоленской (1902-03) губ. Организатор и рук. почвенно-географич. эксп. в Сибирь и Ср. Азию (1908-14). Составил первую почв. карту Азиатской части СССР. Автор работ по генезису и географии почв. Организатор Докучаевского почвенного комитета (1911); организатор и первый директор Почвенного ин-та им. В. В. Докучаева. Удостоен Зол. медали им. Ф. П. Литке РГО (1913).

Глинка Мих. Ив

ГЛИ́НКА Мих. Ив. (1804-57) - композитор, основоположник рус. классич. музыки. Учился в Петербурге в Благородном пансионе при Пед. уч-ще (1818-22), одновременно брал уроки игры на фп у Дж. Филда и Ш. Майера и на скрипке у Ф. Бема. Позднее учился вокалу под рук-вом Беллоли, теории музыки и композиции - З. Дена (1833-34). К 20-м гг. относится нач. период известности Г. как пианиста и певца, а также композитора (2 струнных квартета, фп. пьесы, романсы, в т. ч. "Не искушай", "Бедный певец").

Особая роль Г. в истории иск-ва связана с созданием произв., поднявших рус. музыку на общеевроп. уровень. Соединяя традиции зап.-европ. драматургии с принципами рус. муз. мышления, умело претворяя в собств. соч. интонац. богатство рус. нар. музыки, Г создал произв., определившие гл. направления последующего развития рус. музыки (композиторы "Могучей кучки", П. И. Чайковский).

Одна из осн. заслуг Г. связана с созданием рус. классич. оперы. Два произведения - "Жизнь за Царя" ("Иван Сусанин", 1836) и "Руслан и Людмила" (по Пушкину, 1842) - многоплановые, со сложными сюжетными коллизиями и яркими муз.-драматич. характеристиками, проложили пути развития отечеств. историч., драматич., эпич., сказочной и т. п. оперы. Новаторство муз. драматургии Г. связано с открытиями в обл. муз. языка, формированием новых оперных форм (рондо Фарлафа), соблюдением подчеркнутого равновесия в соотношении ариозных и речитативных эпизодов (партия Сусанина), созданием сложной системы интонац. связей, индивидуализиров. муз. характеристик. Неизменной у Г. остается точность при воплощении разнонац. образов ("польский акт" в "Жизни за Царя", вост. сюита в 4-м действии "Руслана").

Г. - автор неск. программных симфонич. произв., открывающих осн. пути развития рус. симфонизма: оркестр. фантазии "Камаринская" (1848), написанной в жанре вариаций на темы двух нар. песен - свадебной и плясовой, а также двух увертюр - "Арагонская хота" (1845) и "Воспоминание о летней ночи в Мадриде" (1851), созданных по испанским впечатлениям, обнаруживающих блестящее оркестр. мастерство композитора. Значит. роль в творчестве Г. сыграл "Вальс-фантазия" (первоначально - для фп., окончат. оркестровая ред., 1856), во многом послужившая прообразом вальсовой симфонич. и балет. музыки Чайковского.

Не утратили популярности вплоть до кон. 20 в. ставшие классическими романсы Г. на стихи Пушкина, Жуковского, Дельвига и др. поэтов: в жанре рус. песни ("Ах ты, душечка, красна девица"), элегии ("Сомнение"), баллады ("Ночной смотр"), воссоздающие черты "восточного" ("Не пой, красавица, при мне"), испанского ("Я здесь, Инезилья") или итал. ("Венецианская ночь") мелоса и др.

Соч.: Глинка М. И. Записки. Л., 1953.

Лит.: Асафьев Б. В. Глинка. М.; Л., 1950.; Ливанова Т. Н., Протопопов В. В. Глинка: Творческий путь: В 2 т. М., 1955; Цуккерман В. А. "Камаринская" Глинки и ее традиции в русской музыке. М., 1955.

М. И. Глинка

М. И. Глинка

Глинка Сер. Ник

ГЛИ́НКА Сер. Ник. (1776-1847) - мемуарист, поэт, прозаик, драматург, журналист. Брат Ф. Н. Глинки. Из дворянской семьи. Учился в петерб. Сухопутном шляхетном корпусе (1782-94), служил в гвардии (1795-1800). В 1812 первым вступил в Моск. ополчение. Автор патриотич. ист. драм ("Сумбека, или Падение Казанского ханства", 1807 и др.), поэм ("Пожарский и Минин", 1807). Выступал как прозаик ("Рус. историч. и нравоучит. повести", 1810; и др.), переводчик, в частности, Юнга ("Юнговы ночи", 1803), историк ("Рус. история", 3-е изд. 1823-25), мемуарист ("Записки о 1812 годе", 1836; и др.). В 1808-20 и 1824 изд. журн. "Рус. вестник", в к-ром проповедовал идею самобытного развития России, идеализировал ее прошлое, противопоставлял русское европейскому. Патриотич. пафос журнала обусловил его популярность в период Отеч. войны, ставшей кульминационным моментом в жизни и лит. деят-ности Г. Внимание современников привлекала и неординарная личность Г. - восторженность, бескорыстие, альтруизм.

Глинка Фед. Ник

ГЛИ́НКА Фед. Ник. (1786-1880) - поэт, прозаик, публицист; декабрист. Брат С. Н. Глинки. Из дворян. Воспитывался в петерб. 1-м кадетском корпусе (1798-1802). Участник рус.-фр. войн 1805-06, Отеч. войны 1812 и заграничных походов. Впечатления от этих событий легли в основу "Писем рус. офицера" (1808, 1815-16), принесших Г. лит. успех (к той же эпохе возвращался и в позднейших соч. - "Очерках Бородинского сражения", 1839 и др.). С 1818 полковник, в 1819-22 - чиновник по особым поручениям при петерб. ген.-губернаторе М. А. Милорадовиче. С 1816 участник и один из рук. околодекабристской масонской ложи "Избранного Михаила", с 1816 член, а в 1819-25 пред. "Вольного об-ва любителей российской словесности". Член "Союза Спасения" (с 1816), а затем "Союза Благоденствия" (1818-21), где играл одну из ведущих ролей, примыкая к умеренному крылу. В 1826 находился под следствием, переведен в гражданскую службу и выслан в Петрозаводск под надзор полиции; в 1830 переведен в Тверь, с 1835 в отставке. Для раннего творчества Г. характерна связь с традицией 18 в., сочетание гражданственности и нравоучительности (тираноборч. трагедия "Вильзен, или Освобожденная Голландия", 1808; незаверш. ист. ром. "Зинобий Богдан Хмельницкий, или Освобожденная Малороссия", 1817-19; псалмодическая и иносказательно-дидактич. лирика - сб. "Опыты священной поэзии", 1826 и "Опыты аллегорий, или Иносказат. описаний в стихах и в прозе", 1826). В ссылке создает описат. поэмы "Дева карельских лесов" (1828) и "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (1830). В позднем творчестве Г. на передний план выдвигается философ. лирика, усиливаются религ.-мистич. мотивы ("Духовные стихотворения", 1839; поэма "Иов. Свободное подражание священной книге Иова", 1834 и "Таинств. капля", 1840-е гг.). В годы Крымской войны (1853-56) создал популярные патриотич. стихотворения. Г. - автор текстов изв. песен, ставших народными, - "Тройка" ("Вот мчится тройка удалая", 1824) и "Узник" ("Не слышно шуму городского", 1831).

Ф. Н. Глинка

Ф. Н. Глинка

Глинская Ел. Вас.

ГЛИ́НСКАЯ Ел. Вас. (?-1538) - вел. княгиня, 2-я жена вел. кн. Василия III (1526), мать царя Ивана IV Грозного. Дочь литов. выходца кн. Вас. Львовича Глинского. После смерти мужа фактич. правительница гос-ва. Продолжала полит. курс Василия III, провела денеж. реформу (1535). Уделяла большое внимание укреплению рубежей гос-ва, при Г. сооружены стены и башни Китай-города в Москве (1535-38). Война с Литвой при Г. почти не изменила границы России. Обладала властным, честолюбивым нравом; большим влиянием на нее пользовался фаворит кн. И. Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский. По нек-рым сведениям, Г. была отравлена.

Лит.: Тихомиров М. И. Записка о регентстве Е. Глинской и боярском правлении 1533-1547 гг. // Ист. записки. Т. 46. М., 1954.

Глиптика

ГЛИ́ПТИКА (от древнегреч. γλυπτω - вырезать на камне, дереве и т. п.) - иск-во резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного иск-ва. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями, амулетами и украшениями. Геммы с вогнутыми (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких или твердых пород вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами. Древнейшие произв. Г. созданы в Месопотамии и Др. Египте в 4 тыс. до н. э. Это гл. обр. цилидр. печати-инталии, оттиски к-рых дают развернутые многофигурные композиции на разл. темы. На геммах Крита (3-2 тыс. до н. э.) впервые появляются портретные изображения людей. Высокого расцвета достигло иск-во Г. в Др. Греции и Риме. В 5-4 вв. до н. э. складываются классич. формы античной Г., все большее значение приобретает использование резчиком декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания. К лучшим образцам античной Г. относится т. н. Камея Гонзага, выполненная в 3 в. до н. э. в Александрии Египетской. На ней с исключит. иск-вом из трехслойного сардоникса вырезан парный портрет египетского царя Птолемея Филадельфа и его супруги Арсинои. В ср. века Г. развивалась гл. обр. на Востоке. В Зап. Европе иск-во Г. возрождается в эпоху Ренессанса, гл. обр. итал. мастерами. Новый подъем иск-ва Г. связан с эпохой классицизма (18 - нач. 19 в.). В России выдающиеся мастера Г. - резчики А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов. В России также развивалось коллекционирование античных и ср.-век. образцов Г. Так, Екатериной II была приобретена большая коллекция античных гемм. В 19 в. иск-во Г. постепенно приходит в упадок.

Глиэр Рейнгольд Морицевич

ГЛИЭ́Р Рейнгольд Морицевич (1874-1956) - композитор, дирижер, педагог, муз.-обществ. деятель. Окончил Моск. конс. в 1900 (по композиции - кл. Ипполитова-Иванова, по гармонии - кл. Аренского, по полифонии - кл. Танеева). Дир. Киев. конс. (1914), проф. Моск. конс. (1920-41). Нар. артист СССР (1938). Нар. артист Аз. ССР (1934) и Узб. ССР (1937). Д-р иск-ведения (1941). Среди учеников Г. - Прокофьев, Мясковский, Лятошинский, Ревуцкий, Ан. Александров, Давиденко и др.). Развивал классич. традиции рус. музыки, гл. обр. ее лирико-эпич. аспекты. Сдержанно-выразит. музыка Г. выделяется естественностью, нац. определенностью тематизма, лаконичностью форм. Осн. творч. достижения Г. связаны с жанром балета; наиб. известны "Красный мак" (1927) и "Медный всадник" (1949). Наряду с рус. песенностью, широко претворял в своих соч. интонации азербайджанского (опера "Шахсенем и Гариб", 1927), украинского (симфонич. картина "Запорожцы" по Репину, 1921) и узбекского (опера "Лейли и Меджнун", в соавт. с Т. Садыковым, 1940) фольклора. Симфонич. произв. отличаются стремлением к программной четкости замысла, эпичности, картинностью образов (симфония № 3 "Илья Муромец", 1911). Большой популярностью пользуется написанный Г. в форме вокализа Концерт для голоса с оркестром (1943) - первое в мировой музыке соч. данного жанра.

Лит.: Бэлза И. Ф. Р. М. Глиэр. М., 1962.

P. M. Глиэр

P. M. Глиэр

Глоссолалия

ГЛОССОЛА́ЛИЯ - см. Говорение языками.

Глоттохронология

ГЛОТТОХРОНОЛО́ГИЯ (от греч. γλωσσα - язык, χρονοζ - время и λογοζ - слово, учение; лексикостатистика) - раздел сравнительно-историч. яз-знания, изучающий время дивергенции (расхождения) и степень близости друг другу родств. языков на основании определения скорости яз. изменений. Глоттохронологич. иссл. проводятся в осн. на лексич. мат-ле, наиб. распространенным методом является лексикостатистика (статистич. изучение изменения осн. словарного состава), часто вместо б. точного термина "лексикостатистич. Г." употребляются в качестве синонимов термины Г. и "лексикостатистика".

В 1948-52 амер. языковед М. Сводеш выдвинул и обосновал на мат-ле ряда языков гипотезу о постоянной скорости изменения базовой лексики. Сразу же после возникновения Г. подверглась серьезной критике, что, в свою очередь, способствовало развитию и модификации ее методики. Был разработан специальный, достаточно сложный математич. аппарат с целью учесть разнообр. процессы и закономерности яз. развития, в т. ч. возможности регенерации в языке исконного слова, утраченного на к.-л. этапе, заимствования из родств. языков в результате контактов и др. Так, С. А. Старостин разработал методику подсчета корней, сохраняющихся в текстах определ. длины (этимостатистика). Особую модель определения времени распада праязыка на основании распределения исконной лексики родств. языков по частоте предложили М. В. Арапов и М. М. Херц.

Лит.: Климов Г. А. О лексикостатич. теории М. Сводеша // Вопросы теории языка в совр. зарубежной лингвистике. М., 1961; Новое в лингвистике. Вып. 1. М., 1960; Арапов М. В., Херц М. М. Математич. методы в историч. лингвистике. М., 1974; Иванов Вяч. Вс. Глоттохронология. - Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Глубоковский Ник. Никанор.

ГЛУБОКО́ВСКИЙ Ник. Никанор. (1863-1937) - изв. рус. богослов и ученый-филолог. Род. в семье сельского священника Вологодской губ. Окончил Моск. дух. академию (1889), магистр богословия (1891, дисс. "Блаженный Феодорит, еп. Киррский. Его жизнь и лит. деят-ность. Церковно-ист. иссл.". М., 1890), д-р богословия (1898; "Благовестие Св. Апостола Павла по его происхождению и существу. Библейско-богословское иссл.". Спб., 1897). С 1890 преподаватель Св. Писания Нового Завета Воронежской дух. семинарии. С 1891 занимал каф. Св. Писания Нового Завета в С.-Петерб. дух. академии (с 1894 проф.). В 1906 принимал активное участие в деят-ности Предсоборного присутствия, в 1907-08 - Особых совещаний при Св. Синоде по вопросу о реформе духовной школы и органов церк. управления. С 1911 чл. Училищного Совета при Св. Синоде. В 1917 участвовал в работе Предсоборного Совета. Принимал участие в подготовке и редактировании Правосл. Богословской Энциклопедии.

Поч. чл. Киев., Моск. и Каз. дух. академий, Моск. и Петрогр. археологич. ин-тов и д. чл. Об-ва истории и древностей российских при Моск. унте, Православного Палестинского об-ва и т. д. С 1914 чл.-корр. АН.

С 1918 проф. Петрогр. ун-та, одновременно с 1920 проф. Петрогр. Богословского ин-та. В авг. 1921 Г. выехал в Финляндию. В 1922 читал лекции в Пражском, затем в Белградском ун-тах. С 1923 заведовал каф. Св. Писания Нового Завета на Богословском ф-те Софийского ун-та. Осн. науч. интересы Г. были сосредоточены на учении Апостола Павла. Г. - автор ряда статей о духовно-пед. деят-ности, проблемах прихода в Русской Правосл. Церкви, а также пер. ряда иссл. зап. богословов на рус. яз. Интерес представляет его эпистолярное наследие.

Лит.: Игнатьев А. Памяти проф. Н. Н. Голубоковского // Журнал Моск. Патриархии. 1966. № 8. С. 57-77 (там же список трудов).

Глупов

ГЛУ́ПОВ (город) - гротескный образ абсурдного, тоталитарно-бюрократич. об-ва, подавляющего личность. Образ города Глупова создан в ряде рассказов М. Е. Салтыкова-Щедрина нач. 1860-х гг. ("Наши глуповские дела" и др.) и нашел худож. завершение в сатире "Истории одного города" (1869-70).

Глушко Вал. Петр.

ГЛУШКО́ Вал. Петр. (1908-89) - специалист в обл. ракетно-космич. техники, основоположник отеч. жидкостно-реактивного двигателестроения, акад. АН СССР (1958), дважды Герой Соц. Труда (1956, 1961). С 1924 публиковал науч.-популярные и науч. работы по космонавтике. По окончании учебы в Ленингр. ун-те работал в Газодинамич. лаб. (1929-33), затем в Реактивном НИИ (1934-38), реорганизов. в ОКБ (1941) и переименов. в ГДЛ-ОКБ (в 1941-74 - гл. конструктор). С 1974 ген. конструктор. Конструктор первого в мире электротермич. ракетного двигателя, первого отеч. жидкостного ракетного двигателя, реактивных двигателей для ракетносителей "Восток", "Космос", "Протон" и мн. др. Награжден Зол. медалью им. К. Э. Циолковского АН СССР (1958), дипломом им. Поля Тиссандье (ФАИ), Междунар. академии астронавтики (1976). Гл ред. первой в мире энциклопедии "Космонавтика" (1980). Гос. премия (1967, 1984), Лен. премия (1957).

Глушковский Адам Пав

ГЛУШКО́ВСКИЙ Адам Пав. (1793-1870) - артист балета, балетмейстер. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1809, ученик И. Вальберха и Ш. Дидло. До 1811 на петерб. сцене. С 1812 первый танцовщик и балетмейстер моск. балетной труппы, руководитель моск. школы, с к-рой эвакуировался из города перед нашествием французов. Возглавлял моск. балет до 1839, на сцене до 1831. Исполнял роли виртуозного характера, в к-рых его сравнивали с Дюпором, затем перешел на пантомимный и характерный репертуар. Среди ролей: Зефир ("Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным"), Язон ("Медея и Язон"), Вержи ("Рауль-Синяя Борода"), Рауль ("Рауль де Креки") и др. Г. бережно переносил на моск. сцену балеты Вальберха и Дидло. Ставил балеты-дивертисменты на нар.-патриотич. тему: "Филатка с Федорой у качелей под Новинским" (1815), "1 мая, или Гулянье в Сокольниках" (1816), "Торжество Россиян, или Бивак под Красным" (1816), "Казаки на Рейне" (1817) и др. Ставил также балеты на сюжеты рус. лит-ры: "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника" (1821), "Праздник гарема" (по мотивам "Бахчисарайского фонтана", 1827), "Черная шаль, или Наказанная неверность" (1831). Среди учеников Г.: Т. Иванова-Глушковская, А. Воронино-Иванова, сестры Д. и В. Лопухины и др. Оставил воспоминания о Дидло. Книга Г. "Воспоминания балетмейстера" (опубл. в 1940) содержит бесценные сведения по истории рус. балета.

А. П. Глушковский

А. П. Глушковский

Гмелин Иоганн Георг

ГМЕ́ЛИН Иоганн Георг (1709-55) - натуралист и путешественник. Дядя С. Г. Гмелина. В 1727 приехал из Германии в Петербург, где начал заниматься при АН естеств. историей (с 1731). В 1733 участвовал в качестве натуралиста в составе 2-й Камчатской эксп. Беринга - Чирикова. В 1747-69 АН издала 4 тт. его труда "Флора Сибири", где описано 1178 видов растений, произрастающих в Сибири, и дано изображение 294 из них. В 1747 уехал в Тюбинген (Германия). В 1751-52 опубл. в Геттингене соч. "Путешествие по Сибири с 1733 по 1743 гг.", где содержатся новые сведения о природе и населении Сибири.

Гмелин Самуэль Готлиб

ГМЕ́ЛИН Самуэль Готлиб (1745-74) - путешественник, чл. Петерб. АН (с 1767). Племянник И. Г. Гмелина. Родился в Тюбингене. В 1767 приглашен в СПб. В 1768-74 совершил по поручению АН путешествие по басс. Дона, низовьям Волги, Кавказу, берегам Касп. моря. В соч. "Путешествие по России для исследования трех царств естества" (3 чч., в 4 кн., 1771-85) даны ценные сведения о природе посещенных мест, описано много новых животных, в т. ч. дикая лошадь-тарпан.

Гмыря Бор. Ром

ГМЫ́РЯ Бор. Ром. (1903-69) - певец (бас). Окончил Харьковскую конс. (1939, кл. П. В. Голубева). Солист Харьковского т-ра оперы и балета (1936-39), Украинского т-ра оперы и балета им. Шевченко в Киеве (с 1939). Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов (1939, 2-я премия). Вокальному искусству Г., обладавшего редкостным по красоте бархатным голосом широкого диапазона, была свойственна высокая исполнит. культура, сочетание интеллектуализма, тонкого владения стилистикой исполняемого произв. и теплоты выражения. В оперном репертуаре Г. были партии Сусанина, Собакина, Годунова, Сальери, Мефистофеля и др. Как камерный певец Г. не знал себе равных, и его нередко сравнивали с Шаляпиным. Много гастролировал по СССР. Нар. артист СССР (1951). Гос. премия за концертно-исполнит. деят-ность (1952).

Лит.: Стебун И. И. Бор. Ром. Гмыря. Киев, 1960; Бор. Гмыря: Статьи. Дневники. Письма. Воспоминания. М., 1988.

Гнедич Ник. Ив

ГНЕ́ДИЧ Ник. Ив. (1784-1833) - поэт, переводчик, прозаик, театр. деятель. Из дворян. В 1793 поступил в Полтавскую дух. семинарию, образование продолжил в Харьковском коллегиуме (окончил в 1800), Моск. ун-тетском благородном пансионе и Моск. ун-те (1800-02). В 1803 переехал в СПб. и поступил на службу в Департамент нар. просвещения (1803-17). С 1811 служит в Публичной б-ке, а с 1814 - также и в Гос. канцелярии. В 1802-03 выступил в печати с пов. "Мориц, или Жертва мщения", ром. "Дон Коррадо де Геррера, или Дух мщения и варварства гишпанцев", пер. "республиканской трагедии" Ф. Шиллера "Заговор Фиеско в Генуе" и др. Широкую известность принесли Г. перевод свободолюбивой оды франц. поэта Тома "Общежитие" (1804) и оригин. стих. "Перуанец к испанцу" (1805) - одно из значит. явлений рус. поэзии. В 1807 приступил к гл. делу жизни - пер. "Илиады" (полн. опубл. в 1829). Ориентация на античную культуру в значит. мере определила характер всей лит. деят-ности Г. Его речь "Рассуждение о причинах, замедляющих успехи нашей словесности" (1814) - манифест рус. неоклассицизма; гомеровский сюжет он разрабатывает в стих. "Сетование Фетиды на гробе Ахиллеса" (1815), создает поэму "Рождение Гомера" (1816), в идиллии "Рыбаки" (1822) сближает рус. нар. быт и характер с античными. Архаик по убеждениям, Г. действовал в русле предромантич. движения к формированию нац.-самобытной культуры. Идеи народности, гражданственности, высокого предназначения иск-ва ("Речь о назначении поэта", 1821) - ведущие в его критич. деят-ности, заметно повлиявшей на формирование декабристской эстетики. Активный участник лит. жизни, Г. в начале своего пути был близок к "Вольному об-ву любителей словесности, наук и художеств", позднее - к кружкам Г. Р. Державина и А. Н. Оленина. В 1818 поч. член, в 1821 - вице-през. Вольного об-ва любителей российской словесности. Чл. Росс. Академии (1811). Как переводчик и педагог играл видную роль в театр. жизни. Лит. деят-ность завершил сб. "Стихотворения" (1832).

Гнедич Петр Петр.

ГНЕ́ДИЧ Петр Петр. (1855-1925) - писатель, драматург, критик, историк иск-ва. Род. в семье служащего, двоюродный племянник Н. И. Гнедича, дальний родственник А. С. Грибоедова. Учился в АХ (1875-79; не окончил). С кон. 1870-х гг. сотр. в ж. "Нива", "Осколки" и "Ежегодник императорских театров". Автор многочисл. юмор. и бытовых рассказов, к-рые сравнивали с чеховскими, и фельетонных натуралистич. романов "Китайские тени" (1894), "Туманы" (1899), "Купальные огни" (1900) и др. Из многочисл. драм Г. наиб. популярностью пользовались одноактная комедия "Горящие письма" (1899) и ист. мелодрамы "Холопы" (1907) и "Декабрист" (1909). В пьесах Г. играли М. Н. Ермолова, М. Г. Савина, А. И. Сумбатов-Южин. Известен также как переводчик Шекспира ("Гамлет", "Укрощение строптивой), автор "Истории искусств" (1897). Оставил "Книгу жизни" (опубл. посм. 1929).

Гнедич Тат. Григ

ГНЕ́ДИЧ Тат. Григ. (1907-76) - переводчик, поэт. Из рода Н. И. Гнедича. В 1934 окончила ист.-филол. ф-т ЛИФЛИ, в 1941 - аспирантуру Ленингр. ун-та. С мая 1942 - переводчик в Ленингр. штабе партизанского движения. Была репрессирована. Гл. труд Г. - пер. поэмы Дж. Байрона "Дон Жуан" (закончен в 1947 в тюрьме) - послужил основой сценич. воплощения "Дон Жуана" в Ленингр. т-ре комедии под рук. Н. П. Акимова (1962). Единств. кн. оригин. стихов Г. - "Этюды. Сонеты" (1977). Много работала с молодыми поэтами, переводчиками.

Гнедов Василиск

ГНЕ́ДОВ Василиск (наст. имя Вас. Ил.) (1890-1978) - поэт. Учился в среднетехнич. уч-ще в Ростове-на-Дону, Чугуевском воен. уч-ще. В 1913 - один из лидеров петерб. "Ассоциации эгофутуризма", выступал на футуристич. вечерах вместе с В. Хлебниковым и Д. Бурлюком. Автор поэтич. сб. "Гостинец сентиментам" (1913) и "Смерть иск-ву" (1913). Для поэзии Г., тяготеющей к кубофутуризму, характерны эксперименты в обл. синтаксиса и словотворчества. В "Поэме конца" (сб. "Смерть иск-ву"), состоявшей из одного назв. и чистой страницы, Г. предвосхитил "музыку молчания" Дж. Кейджа и нек-рые принципы авангардистской драматургии.

Предыдущая страница Следующая страница