Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГНЕ"-"ГОЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГНЕ"-"ГОЛ")

Гнесины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гносеология

ГНОСЕОЛО́ГИЯ - филос. учение о познании. В самом общем виде можно говорить об эмпирич., рационалистич. и иррационалистич. Г. Они могут быть подразделены на "гностические", предполагающие возможность целостного и даже окончательного проникновения в истину, и агностические, утверждающие лишь поверхностное "знакомство" с Абсолютом, если существование такового вообще предполагается. Попытка преодолеть односторонности эмпиризма, рационализма, иррационализма предпринята в интуитивизме. В рамках европ. философии доминирующей является рационалистич. тенденция. В ее развитии можно выделить метафизич. позицию (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц) и позицию объективно-идеалистич. диалектики (Ф. Шеллинг и Г. В. Ф. Гегель). Гегель ввел в обл. теории познания культ.-ист. категории. Это дало возможность в дальнейшем появиться социологии познания, идея к-рой сформулирована К. Марксом, а в очищенном от "идеологичности" марксизма виде по-своему развита П. Сорокиным, М. Шелером, М. Парсонсом, К. Манхеймом. Против редукции познания к социальности или психологии выступает родоначальник феноменологии Э. Гуссерль. Идеи гегелевской "Феноменологии духа", в сочетании с разработками социологии познания, переосмысленные в свете представлений философии жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель) о специфич. методах познания культ.-ист. реалий (т. н. понимание), дают в результате культурологич. взгляд на познание (культурология, герменевтика, частично структурализм).

В обл. Г. самобытная рус. религ. философия м. б. в общем виде охарактеризована как мышление в символах, смыслах, экзистенциалах и смыслообразах. Этот тип умозрения возникает как синтез идей нем. классич. философии, ориентиров. на понятийно-категориальное знание, свойств. православ. онтологич. символизму и символизму, характерному для постклассич. европ. метафизики. В типологии мышления рус. религ. филос. могут быть выделены след. моменты.

1) Метарациональный (металогический) интуитивизм.

2) Религ.-ориентиров. мистицизм, в рамках к-рого высшей формой интуициии признается мистич., осуществляемая в личном религ. опыте как таинственное в своей основе, однако символически выразимое духовное общение субъектов. Духовным центром познания мыслятся Христос (Логос) или София.

3) Идеал цельного знания, осн. на духовном опыте целостного чувственно-интеллектуально-волевого отношения к Истине.

4) Убежденность в творч. характере познания. Человек не просто "отражает" предмет (т. зр. эмпиризма, материализма, а также нек-рых форм религ. сознания, представляющих человека пассивным "проводником" божеств. Слова) и не просто воспроизводит, "реконструирует" предмет (человек, т. е. субъект, активен, предмет, т. е. объект, пассивен - т. зр. нем. классич. философии), но его мышление носит творческий, смыслообразуюгций характер, и формы познания (в своих ист. и логич. пределах) свободно конструируются человеком в опыте духовного общения. Критерий истины либо видится в соборности, либо представляется в принципе невыразимым и нерационализируемым в том смысле, что критерием свободы является сама свобода. Наиб. систематич. трудами в обл. Г. в рус. философии считаются работы С. Франка и Н. Лосского.

Гобой

ГОБО́Й (от франц. hautbois - высокое дерево) - деревянный духовой инструмент. Состоит из конич. трубки, заканчивающейся небольшим раструбом, в к-рую вставляется трость (язычок), сделанная из двух тонких камышовых пластинок. Снабжен системой клапанов. Диапазон - h - g3. Имеет характерный пасторальный, певучий тембр. Нижние звуки резковаты ("гусь", по выражению Глинки), самые верхние - очень сдавлены. Инструмент хорошо приспособлен для исполнения длинных мелодич. фраз, т. к. расход воздуха - наименьший из всех духовых инструментов. Настройку Г. изменить трудно, ибо трость вставляется непосредственно в корпус, поэтому весь симфонич. оркестр настраивается обычно по гобою.

Г. известен с 17 в. Его предки - ср.-век. шалюмо и бомбарды. Старинные Г. имели ограниченные технич. возможности, звук их был б. сильным и пронзительным.

Из разновидностей Г. чаще всего встречается английский рожок - альтовый Г., к-рый звучит квинтой ниже обычного. Ранее встречались: Г. д’амур - альтовый (меццо-сопрановый) Г., близкий по конструкции и тембру англ. рожку, и геккельфон - баритоновый Г.

Г. - пост. участник симфонич. оркестра. Г. используется также в духовых оркестрах и, благодаря своему тембру, сходному с тембром пастушеского рожка, в оркестре рус. нар. инструментов.

Гобой

Гобой

Говенье

Статья большая, находится на отдельной странице.

Говорение языками

ГОВОРЕ́НИЕ ЯЗЫКА́МИ - рус. (народное) назв. глоссолалии (калька с греч. γλωσσολαλια - от γλωσσα - язык, слово и λαλεω - лепетать), т. е. экстатич. произнесения каких-то бессмысл. ("заумных") текстов, к-рые осмысляются как тексты на иных языках (ангельском, индийском и т. п.). Практика "языкоговорения" распространена у сектантов, где культовая практика ориентирована на вызывание экстаза (соотв. типам экстаза глоссолалия может быть индивид. или коллективной). Это - "одержимость" с положит. "знаком", в отличие от одержимости бесами. Соотв. прообразом ее служит чудо Пятидесятницы, т. е. сошествие Святого Духа на Апостолов, проявившееся в том, что они заговорили на языках, им дотоле не известных (дар этот д. б. послужить распространению проповеди Слова Христова на разные языки, т. е. народы). Анализ этого события с богословско-лингвистич. т. зр. дан в книге о. С. Булгакова "Философия имени". Как позитивное явление Г. Я. вызывается нарочно (в этом - сходство с техниками вызывания экстаза в ряде вост. религий), в отличие от кликушества, икоты, т. е. одержимости нежелательной. Большое внимание к глоссолалии проявлялось в культуре нач. 20 в. в связи, с одной стороны, с религ. осмыслением слова у символистов (см. книгу А. Белого "Глоссолалия") и с др. - изучением "заумного" языка формалистами (ориентиров. на поэтич. практику футуристов). До того эта тема отражалась лишь у "этнографических" писателей (особенно у П. И. Мельникова-Печерского).

Лит.: Коновалов Д. Г. Религ. экстаз в рус. мистич. сектантстве. Сергиев Посад, 1908; Белый А. Глоссолалия. Поэма о звуке. Берлин, 1922; Булгаков С. Философия имени Париж, 1953; Топоров В. Н. Об образце "говорения языками" в рус. мистич. традиции // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. М., 1988. Ч. 1. С. 160-164.

Говорной стих

Статья большая, находится на отдельной странице.

Говоров Леон. Ал-др.

ГО́ВОРОВ Леон. Ал-др. (1897-1955) - военный деятель, маршал Сов. Союза. Род. в дер. Бутырки. В 1916, будучи студентом Петроградского Политехнич. ин-та, был призван в армию и направлен в Константиновское арт. училище, после окончания к-рого в 1917 направлен в Томск на должность младшего офицера отдельной мортирной батареи в звании подпоручика. После демобилизации в 1918 работал в кооперации в г. Елабуга. Был мобилизован в Белую армию, но в 1919 с частью солдат бежал в Томск и в янв. 1920 вступил в Красную Армию. Командовал арт. дивизионом. После окончания Гражданской войны десять лет служил в 51-й Перекопской дивизии, командуя вначале дивизионом, а затем арт. полком. После этого был начальником арт. укрепленного района, командовал стрелковым корпусом. Одновременно с этим учился. Закончил в 1926 Арт. курсы усовершенствования, в 1930 Высшие академические курсы, в 1933 Военную академию им. Фрунзе и в 1938 Академию Генштаба, после чего преподавал в Арт. академии им. Дзержинского. Во время советско-финской войны - нач. штаба арт. 7-й армии. С 1940 зам. генерального инспектора арт. Красной Армии, а с мая 1941 нач. Арт. академии им. Дзержинского. В июле 1941 назначается начальником арт. Западного направления, потом начальником арт. Резервного фронта, заместителем командующего войсками Можайской линии обороны, начальником арт. Западного фронта. С окт. 1941 командовал 5-й армией на можайском направлении. В апр. 1942 Г. назначается командующим группой войск Ленинградского фронта, в июне - командующим фронтом и остается им до конца войны, с окт. 1944 также командующий 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов. После войны Г. командовал войсками Ленинградского военного округа, был главным инспектором Сухопутных войск, главным инспектором Вооруженных сил, командующим ПВО страны, заместителем министра обороны.

Соч.: В боях за город Ленина. Л., 1945.

Лит.: Бычковский Б. В. Команд. фронтом. М., 1974.

Говоруха-Отрок Юр. Ник

ГОВОРУ́ХА-О́ТРОК Юр. Ник. (псевд. Ю. Николаев) (1850-96) - писатель, критик, публицист. Род. в дворянской семье. Учился в харьковской г-зии (не закончил). Принимал участие в народнич. движении, был арестован, неск. лет провел в Петропавл. крепости (1874-76) и Доме предварит. заключения (1876-77). Первые прозаич. публикации Г.-О. появились в нач. 1880-х гг. ("Эпизод из ненаписанного романа", 1880, "Развязка", 1882 и др.). Гл. герой его рассказов - человек, разочаровавшийся в народнич. идеалах и оказавшийся в состоянии глубокого кризиса (в резкой иронич. рецензии Н. К. Михайловского персонажи Г.-О. были названы "гамлетизированными поросятами"). В 1880-90-е гг. переходит на консервативно-охранит. позиции, сближается с поздними славянофилами. Активно сотрудничает в харьковской газ. "Южный край", газ. "Моск. ведомости". Автор мн. лит. и театр. рецензий, книг "Последние произв. гр. Л. Н. Толстого" (1890), "Очерки совр. беллетристики. В. Г. Короленко" (1893), "Тургенев" (1894). Эволюция, проделанная Г.-О., давала основание, с одной стороны, для обвинения его в идейном ренегатстве, а с др. - определения его как "лит. изгнанника" (В. В. Розанов), талантливого и глубокого мыслителя, не понятого "либералами".

Говорухин Стан. Сер.

ГОВОРУ́ХИН Стан. Сер. (род. 1936) - кинореж., сценарист. После окончания ВГИКа (1966, мастерская Я. Сегеля) на Одесской к/ст поставил ф. "Вертикаль" (1967, совм. с Б. В. Дуровым, дипломная работа Г.). В следующих фильмах Г. "День ангела" (1968), "Белый взрыв" (1969) четко работает драматургич. схема, ставшая после "Семи самураев" и "Великолепной семерки" классической. Качественно новая ступень в этом жанре - картина "Жизнь и удивит. приключения Робинзона Крузо" (по роману Д. Дефо, 1972). В "Контрабанде" (1975) реж. впервые обращается к жанру детектива и впервые же пробует свои силы в кач-ве сценариста собств. ф. 15-серийный т/ф "Место встречи изменить нельзя" (1979, по роману бр. Вайнеров "Эра милосердия") стал одним из наиб. популярных отечеств. фильмов, показателем чего стали многочисл. цитаты из ф. в разговорной речи. "Десять негритят" (1987) - экранизация классич. детектива Агаты Кристи. В мелодраме "Брызги шампанского" (1989, по повести Вяч. Кондратьева "Отпуск по ранению") наблюдается четкая сюжетная выстроенность, очевидная тяга реж. к классич. жанру. В этом ф., как и в картине "Место встречи изменить нельзя", Г. проявил себя мастером советского ретростиля. В дальнейшем Г. обращается к общ.-политич. жанру, что напрямую связано с его позицией как депутата Гос. Думы: "Так жить нельзя" (1990, полнометражный документально-публицистич. ф.) и "Россия, которую мы потеряли" (1992) вызвали неоднозначные отклики в прессе. Вернувшись после длительного перерыва к игровому кино, Г. снял ф. "Ворошиловский стрелок" (1999, по повести В. Пронина "Женщина по средам") - криминальную драму, в к-рой реж. обращается к теме "право и самосуд". Симпатии Г. явно склоняются к решению проблемы в пользу последнего. Среди др. ф.: "Ветер "Надежды"" (1977); "В поисках капитана Гранта" (1985, телесериал); "Александр Солженицын" (1993); "Криминальная революция" (1994).

Соч.: Я вру 10 раз в день // "Собеседник". 1990. № 27.

Лит.: Виленский М. Какого Говорухина мы потеряли // "Голос", 1992. № 34; Гловели Г. Новый "Краткий курс?" // "Культура", 1992, 6 июня; Радзиховский Л. Имитатор скорби // Искусство кино. 1994. № 11.

С. С. Говорухин

С. С. Говорухин

Гоголева Ел. Ник

ГО́ГОЛЕВА Ел. Ник. (1900-1993) - актриса, нар. артистка СССР (1949). Училась на драм. отд. Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонического об-ва. Дебютировала на сцене Малого т-ра в 1918 году в роли Джессики ("Венецианский купец"). С тех пор - в труппе т-ра. Актриса большой трагич. силы, отличающаяся высокой сценич. культурой, тщательной работой над словом, Г. всегда стремилась к яркой театральности, пластической выразительности. Особенных успехов добивалась в создании образов волевых, сильных героинь. Много играла в рус. классич. пьесах: Софья ("Горе от ума"), Негина ("Таланты и поклонники"), Аксюша ("Лес"), Лариса ("Бесприданница"), Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Надежда Монахова ("Варвары"), Кручинина ("Без вины виноватые"), а также в пьесах Шиллера (принцесса Эболи - "Дон Карлос", леди Мильфорд - "Коварство и любовь"), Шекспира (леди Макбет) и др., а также в пьесах совр. авторов - Лавренева, Корнейчука и др. Гос. премия (1947, 1948, 1949).

Гоголь Ник. Вас.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гогоцкий Сильвестр Сильвестр.

ГОГО́ЦКИЙ Сильвестр Сильвестр. (1813-89) - философ и педагог. Окончил Киев. дух. академию (1837), где затем преподавал иностр. языки и филос. дисциплины. В 1851-86 - проф. Киев. ун-та. "Философский лексикон" (т. 1-4, 1857-59), составленный Г. под сильным влиянием франц. "Словаря филос. наук" (Париж, 1844-50), заслонил для современников и потомков немалый вклад Г. в пробуждение самостоят. филос. мысли в России. Ранее И. В. Киреевского он отметил стремление зап. философии свести "духовные истины" к "рассудочным формам"; подверг критике идею прогресса, к-рой "освящаются самые вопиющие злоупотребления воли"; указал на нигилистич. тенденции в диалектике Гегеля и т. д. Мн. работы Г. связаны с проблемами воспитания и образования, целью к-рых должна стать "глубокая гармония между знанием природы и человеч. самосознанием". Он считал, что в системе наук философия занимает центр. место, т. к. "стремится к познанию безусловного начала вещей, их внутр. связи и отношения к этому началу", но, полагая, что как мышление не может ни дать, ни заменить нам жизни, так философия не может сменить и заменить религии".

Соч.: Критический взгляд на философию Канта. Киев, 1847; Об историческом развитии воспитания у народов древнего мира. СПб., 1854; Обозрение системы философии Гегеля. Киев, 1860; Введение в историю философии. Киев, 1871.

Годунов Ал-др Бор.

ГОДУНО́В Ал-др Бор. (1949-95) - артист балета. Окончил Латв. хореографич. уч-ще в 1967 (кл. А. Капалиса), совершенствовался у А. Ермолаева. В 1967-71 артист хореографич. концертного ансамбля "Молодой балет". В 1971-79 артист Большого т-ра. Среди партий: Клавдио ("Любовью за любовь"), Каренин ("Анна Каренина"), Хозе ("Кармен-сюита"), Юноша ("Шопениана"), Зигфрид ("Лебединое Озеро"), Базиль ("Дон Кихот"), Спартак ("Спартак"). В авг. 1979 после гастролей в Нью-Йорке отказался вернуться в СССР. Исполнял в "Америк. т-ре балета" (1980-82), "Лондонском фестивальном балете", "Балете 20 века" и др. труппах ведущие партии в традиц. балетах и совр. спектаклях Д. Баланчина, Р. Пети, Х. Лимона, А. Эйли. Классич. танцовщик героич. плана с впечатляющими внеш. данными и мужественно-мощной манерой танца, создал галерею незаурядных, свободолюбивых образов. С успехом исполнил драм. роли в отеч. ("Синяя птица", "31 июня") и амер. ("Свидетель", "Денежная дыра") к/ф.

Годунов Бор. Фед

ГОДУНО́В Бор. Фед. (ок. 1558-1605) - царь (с 17 февр. 1598). Происходил из рода костромских бояр, ставших впоследствии вяземскими мелкопоместными дворянами. Рано лишившись отца, Б. Г. подростком был взят ко двору благодаря заботам его дяди - опричника, а затем постельничего Дмитрия Г. Был рындой (телохранителем царевичей Ивана и Федора). Его карьере способствовал брак с дочерью Малюты Скуратова Марией (Марфой). Положение Б. Г. при дворе упрочилось после того, как он породнился с царской семьей - его сестра Ирина была выдана замуж за сына Ивана Грозного, впоследствии царя Федора Иоанновича. С 1580 - боярин. При Федоре Иоанновиче постепенно стал фактич. единоличным правителем гос-ва. После того, как пресеклась династия Рюриковичей, в 1598 был избран на царство Земским собором. При Б. Г. шла дальнейшая колонизация Сибири, Ср. Поволжья, строились крепости на юж., зап., сев. рубежах страны, развивалась внешн. торговля. Было выплачено денежное довольствие служилым людям, укреплены вооруж. силы посредством привлечения на свою сторону провинциальных дворян, увеличения количества стрельцов и т. д. Пытался улучшить экономическое положение России, преодолеть хозяйств. трудности, правда, безуспешно. В 1601 начался голод, способствовавший росту внутриполитической напряженности, обострению социальн. противоречий и, как следствие, началу Смуты. При Б. Г. интенсивно развивались отношения с Западом: на рус. службу приглашались иностранцы (воины-наемники, медики и др.), дворянские отпрыски отправлялись на учебу за границу, немецким купцам, переселенным из Ливонии, были дарованы разные милости. Б. Г. ввел ряд новшеств (построил водопровод в Кремле, поощрял брадобритие).

Появление в 1604 в пределах России самозванца с войском существенно осложнило положение Б. Г., в значит. мере обусловило начало гражданской войны. В ходе борьбы с Лжедмитрием I скоропостижно скончался. Провозглашенный царем малолетний сын Б. Г. Федор вскоре был убит (1605). По мнению мн. современников и потомков, Б. Г. был выдающимся гос. деятелем, волею судьбы не сумевшем в полной мере реализовать свои возможности.

Лит.: Скрынников Р. Г. Борис Годунов. М., 1983.

Б. Ф. Годунов

Б. Ф. Годунов

Годунов Петр Ив

ГОДУНО́В Петр Ив. (?-1670) - стольник и воевода, служил в Тобольске. В 1667 под рук-вом Г. составлен "Чертеж" - наиб. ранняя из известных карт Сибири, подводившая итог рус. географич. сведениям о Сибири того времени. Она представляет достаточно реальную схему гидрографич. сети Сибири и Д. Востока с указанием важнейших городов и племен, населяющих ее отд. р-ны. Общие очертания материка еще сохраняют прямоугольную форму. Карта неоднократно копировалась и служила в свое время гл. источником картографич. сведений о Сибири. Г. составил также "Ведомость о Китайской земле и глубокой Индеи" (опубл. СПб., 1899), к-рая вошла в списки мн. хронографов и была переведена на новогреч. яз. "Ведомость" содержит разнообр. мат-лы о Китае, охватывающие широкий круг вопросов географич. и этнографич. характера.

"Гой еси!"

"ГОЙ ЕСИ́!" - формульное междометие (сост. из восклицания "гой", "ой" и формы второго лица глагола быть в др.-рус. и старослав. яз.), употребляется в рус. фольклоре в прямой речи при обращении или как призыв к кому-л. из персонажей, с оттенком ободрения, надежды на поддержку и др. ("Ой ты гой еси, добрый молодец!"). Рус. поэты употребляли междометие в подражаниях нар. песне ("Ох ты гой еси, Волга, мать родная" - А. С. Пушкин; "Ах ты гой еси, правда-матушка" - А. К. Толстой). Междометие в его разл. вариациях получило характер самостоят. формулы со знаком фолькл. архаики. Одно время применялась для насмешливо-пародийной характеристики произв. псевдо-фольклора ("Ах ты гой еси, подавай такси!").

Голбец

ГОЛБЕ́Ц - в сев. и сиб. рус. избах - пространство между стеной и печью, где устраивались кладовая, вход в подполье и лестница на полати. В нек-рых р-нах Г. наз. само подполье или погреб. Г. также наз. дерев. памятник в виде домика на могиле. Все значения этого слова так или иначе связаны со специфич. формами захоронения: в Г. или под Г. хоронили некрещеных младенцев, закапывали последы и выкидыши.

Голгофа

ГОЛГО́ФА (греч., эллинизиров. форма евр. Gulgolet и арам. gulgalta) - букв. "череп" (Суд 9:53), а также "голова" в значении "человек", "лицо", "особа" (Исх 38:26). Метафорически это слово прилагалось к горам и холмам, походившим на человеч. череп. В новозаветном повествовании - место распятия Иисуса Христа, расположенное в р-не пригородных садов и могил к сев.-зап. от Иерусалима, за старой гор. стеной, "вне врат" (Евр 13:12; т. н. Эфраимские ворота), но недалеко от города (Ин 19:20) и большой дороги (Мк 15:29, упоминание о "проходящих"), вероятно, примыкавшее к пустынному карьеру для добывания камня. "И привели Его на место Г., что значит - "Лобное место"" (Мк 15:22). Позорная смерть Христа вне пределов города, рано ставшая символом бездомности и бесприютности христиан в этом мире (Евр 13:14), соотносится также и с ветхозаветными очистит. обрядами, при совершении к-рых тела закланных жертвенных животных удаляли за сакральную границу стана или, позднее, города (Исх 29:14; Лев 6:30; 16:27; ср. Евр 13:11-12). Ср.-век. иконография часто делала фоном сцены Распятия гор. стену Иерусалима. Т. о. слово Г. и у евангелистов представляет собой просто обозначение холма, круглого, как череп. Но уже др.-христ. богословие связало Г. с местом погребения (черепом) Адама, провиденциально оказавшимся прямо под Крестом, чтобы кровь Христова (Второго Адама), стекая на него, телесно омыла Адама и в его лице все человечество от скверны первородного греха. "Распятие Господне находится с вост. стороны храма Воскресения на камне, - сообщает в своем "Хождении" др.-рус. паломник игумен Даниил (1104-1107). - Оно было высоко, выше копья. Камень же тот был круглый, вроде маленькой горки. А посреди того камня, на самом верху, высечена скважина локтя два глубиной, круглая, в ширину меньше пяди: тут был водружен Крест Господень. В земле же под этим камнем лежит голова первозданного Адама. А во время Распятия Господня, когда Господь наш Иисус Христос предал Свой дух на Кресте, ... разошелся тот камень над головой Адама. И через ту расселину кровь и вода из ребер Владыки сошли на голову Адама и омыли все грехи рода человеческого. И есть расселина эта на камне том и до сегодняшнего дня" (Памятники литры Др. Руси: XII в. М., 1980. С. 37). Это символич. взаимоотношение нашло устойчивое воплощение в правосл. иконографии Распятия. Г. также рассматривается как "пуп земли", сакральный "центр мира" (Иез 5: 5; ср. Пс 73: 12). В настоящее время храм Воскресения (Анастасис) объединяет в себе Г. и Гроб Господень (пещеру Воскресения).

Голгофский крест. Рис. из рукописи ок. 1675

Голгофский крест. Рис. из рукописи ок. 1675

Голейзовский Касьян Яр.

ГОЛЕЙЗО́ВСКИЙ Касьян Яр. (Карлович) (1892-1970) - артист балета, балетмейстер. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1909 (кл. М. Фокина), принят в Мариинский т-р. В 1910-18 артист Большого т-ра. В 1917 организовал свою студию (в 1922-25 "Моск. Камерный балет"), где помимо концертных программ пост. спектакли: "Арлекинада" (1919, комп. С. Шаминад), "Саломея" (1922, Р. Штраус), "Фавн" (1922, К. Дебюсси), "Смерть Изольды" (1923, Р. Вагнер) и др. Вернувшись в Большой т-р, поставил там балеты "Иосиф Прекрасный" (1925, Василенко), "Теолинда" (1925, Ф. Шуберт), "Смерч" (1927, Б. Бер). Несмотря на репутацию яркого новатора и лидера моск. балетной молодежи, Г. все реже удавалось реализовать свои замыслы на столичной сцене, лишь в 1931 в Худож. балете - "Листиана" (Ф. Лист) и "Кармен" (Ж. Бизе) и в 1933 в Большом - "Чарда" (Б. Бер) и "Дионис" (А. Шеншин). Затем долгие годы работы на эстраде. Обществ. признание пришло к Г. в 1960-е гг. Он поставил в Большом т-ре цикл хореогр. миниатюр, спектакли "Скрябиниана" (1962) и "Лейли и Меджнун" (1964, С. Баласанян), в моск. "Молодом балете" - "Мимолетности" (1968, С. Прокофьев). Вошел в историю отеч. балета как своеобр. личность редкой эрудиции и культуры и в то же время неистощимой фантазии и энергии. В его оригин. пластическом мире графич. рисунок танца сочетался со скульптурностью поз.

К. Я. Голейзовский

К. Я. Голейзовский

Голенищев Вл. Сем

ГОЛЕНИ́ЩЕВ Вл. Сем. (1856-1947) - первый рус. египтолог, крупнейший специалист по егип. филологии, коллекционер, первый хранитель егип. собрания Эрмитажа, автор ок. 50 науч. работ. Открыл (и частично опубл.) большее, чем любой египтолог мира, кол-во лит. текстов ("Сказка о потерпевшем кораблекрушение", "Поучение гераклеопольского царя", "Пророчество Нефертити", "Путешествие Унуамона", "Гимны царским диадемам"), а также др. важнейшие папирусы ("Ономастикойн Г.", "Моск. математич. папирус", "Повесть о несчастии"). Унаследовав от отца многомиллионный капитал, собрал одну из лучших в мире коллекций егип. памятников. Разоренный спекуляциями одного из родственников, был вынужден продать коллекцию и покинуть Россию в 1915; стремясь сохранить коллекцию для своей родины, уступил ее моск. Музею изящных иск-в на гораздо менее выгодных условиях, чем могли предложить заруб. музеи. За границей жил в Ницце и Каире; создал первую в Египте кафедру египтологии, где на протяжении 30 лет занимался подготовкой нац. кадров, став тем самым основателем целой школы. Г. первым обратился к изучению егип. синтаксиса; многотомное иссл. на эту тему не опубл. Занимался также клинописными текстами. Работая в египтологии б. 75 лет, успел стать живой легендой и умер за рабочим столом в возрасте 91 года. Архив Г. в Париже.

Лит.: Древний Египет. М., 1960. С. 92 (библиогр. трудов Г. и работ о нем); Выдающийся рус. востоковед В. С. Голенищев. М., 1987.

Голенищев-Кутузов Арс. Арк

ГОЛЕНИ́ЩЕВ-КУТУ́ЗОВ Арс. Арк. (1848-1913) - поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1871). Служил в Гос. канцелярии, затем - управляющим Дворянским и Крест. банками (с 1884), управляющим канцелярией и секр. имп. Марии Федоровны (с 1895). Его стих. постоянно появляются в печати с 1869. В нач. 1870-х гг. сблизился с В. В. Стасовым и М. П. Мусоргским, к-рый создал на стих. Г.-К. два вокальных цикла ("Без солнца", 1874; "Песни и пляски смерти", 1875-77). Уже первый сб. "Затишье и буря" (1878) принес Г.-К. известность и репутацию поборника "чистого искусства"; в 1880-х гг. он воспринимался как салонный и аристократич. поэт, наследующий пушкинскую ясность и гармоничность. Мн. стих. Г.-К., положенные на муз. А. С. Аренским, Ц. А. Кюи, С. В. Рахманиновым, стали популярными романсами ("Пред иконой", "День отошел", "Летняя ночь" и др.). В 1894 В. С. Соловьев назвал Г.-К. поэтом "буддийских настроений", а в культуре 20 в. он рассматривается как ранний предшественник символист. поэзии. С 1891 чл.-корр., с 1900 - поч. академик АН.

Голи кабацкие

ГО́ЛИ КАБА́ЦКИЕ - типовой собират. образ рус. фольклора: бездомные, завсегдатаи кабаков, пропойцы. В былинах Г. К. описываются как настроенные на бунтарские дела, противостоящие боярскому лагерю: Илья Муромец, поссорившись с Владимиром князем, идет на киевские улицы, угощает Г. К. вином и совместно с ними устраивает в городе погром.

Голике Ром. Ром

ГО́ЛИКЕ Ром. Ром. (1849-?) - изд. и типограф. В 1903 вместе с Артуром Ив. Вильборгом основал в С.-Петербурге акционерное т-во с целью выпуска худож. изданий, объединив свои типолитографию и фотоцинкографию. Особенно знаменита типография "Р. Голике и А. Вильборг", ставшая одним из образцовых полиграфич. предприятий России (ныне типография им. Ив. Федорова). Здесь печатался ж. "Аполлон". В изданиях т-ва активно участвовали изв. рус. художники А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, И. Э. Грабарь, Е. Лансере, Г. И. Нарбут, Л. О. Пастернак и др. Т-во выпустило "Хаджи-Мурат" Л. Н. Толстого с илл. Е. Лансере (1916, 1918), "Русская школа живописи" (1904) и "Царское Село в царствование имп. Елисаветы Петровны" А. Н. Бенуа (1910), "Пиковая дама" А. С. Пушкина с рис. А. Н. Бенуа (1911, 1917) и др., всего ок. 50 назв. на высоком полиграфич. уровне. В 1918 т-во национализировано.

Голиков Вад. Сер.

ГО́ЛИКОВ Вад. Сер. (род. 1932) - реж. Окончил в 1955 филос. ф-т Ленингр. ун-та, в 1963 - реж. ф-т Ленингр. гос. ин-та театра, музыки и кинематографа (кл. Г. А. Товстоногова). В 1965-67 руководил Казан. ТЮЗом, в 1967-69 - ленингр. обл. Мал. драм. т-ром. После успешной пост. "Что делать?" (по Н. Г. Чернышевскому, 1967) и др. работ его приглашают в Ленингр. акад. т-р комедии гл. реж. В своих спектаклях он неизменно находит неожиданное реж. Решение: в пост. "Село Степанчиково" (по Ф. М. Достоевскому, 1970) появляется персонаж "Сноска", дающий ист.-филол. комментарий к действию, в пост. непритязат. комедии Э. В. Брагинского и Э. Рязанова "Сослуживцы" (1971) каждый персонаж приобретает двойника, хрестоматийные персонажи (напр., Параша в "Горячем сердце" А. Н. Островского, 1973) получают неожид. трактовку, в пьесу "Одна ночь" Е. Л. Шварца (1975) вводятся импровизиров. воспоминания актеров о жизни в блокаде. Г. охотно обращается к забытым или никогда не ставившимся в России произв.: "Тележка с яблоками" Б. Шоу (1972), "Романтики" Э. Ростана (1974). С 1976 работает в Ленингр. акад. т-ре драмы им. Пушкина ("Плоды просвещения" Л. Н. Толстого, 1978), Мал. драм. т-ре ("Так это было" по В. Елисеевой, 1979), ленингр. т-ре им. Лен. комсомола ("Роман и Юлька" Г. Н. Щербаковой, 1981). Своеобр. спектакль с участием социолога и фрагментами из "Ромео и Джульетты" оставался в течение мн. сезонов наиб. попул. молодежным представлением. В 1987-89 Г. рук. Ленингр. обл. т-ром драмы и комедии. Спектакли этого периода отличаются острой публицистичностью и филос. глубиной: "Солярис" по С. Лему (1988), "Прощай, Иуда!" И. Иредынского (1988), "Белые одежды" В. Дудинцева (1989). Лучшие работы Г. связаны со студенч. т-ром Ленингр. ун-та, где осуществлена первая в Ленинграде пост. одноакт. пьес Л. Петрушевской ("Девочки, к вам пришел ваш мальчик", 1979), а также филос. притчи А. Володина ("Две стрелы", 1979), ист. параболы в стихах П. Вайса ("Марат-Сад", 1983) с участием артистов БДТ А. Толубеева и С. Лосева. Г. преподает в Ленингр. гос. ин-те театра, музыки и кинематографа, руководит реж. курсом.

Др. работы: "Да здравствует король!" (1972), "Маленькое окно на великий океан" (1972), "Мужчины, носите мужские шляпы" (1975), "Ремонт" (1976 и 1987), "Не был, не состоял, не участвовал" (1983), "Надежда империи" (1984).

Голиков Ив. Ив

ГО́ЛИКОВ Ив. Ив. (1886/87-1937) - мастер палехской миниатюры, засл. деят. иск-в РСФСР (1933). Учился и работал в иконописных мастерских с. Палех, Москвы, Петербурга. Сыграл важную роль в развитии и становлении иск-ва лаковой миниатюры с. Палех: используя традиции строгановской школы и палехской иконописи 18 в., создал индивид. стиль, к-рый характеризуют смелость и разнообразие композиц. приемов, ритмичность и динамика, экспрессивный рис., неожиданные декор. живописные решения. В тематике отдает предпочтение сценам битв, охот, праздников, навеянных сюжетами рус. нар. былин, сказок, праздников ("Битва", 1927, "Тройка", 1931 и т. п.). Успешно работал в книжной иллюстрации и монумент. живописи, используя синтетич. характер нар. иск-ва ("Слово о Полку Игореве", 1935, илл. к произв. Пушкина, Лермонтова и др., 1930-е гг.). Оказал влияние на б. круг мастеров-палешан (Д. М. Тургин, А. С. Баранов и др.), преподавал в Палехском худож. уч-ще.

Голикова Тат. Ник

ГО́ЛИКОВА Тат. Ник. (род. 1945) - артистка балета. Окончила Моск. хореографич. уч-ще в 1965 (кл. С. Мессерер). В 1965-88 ведущая балерина Большого т-ра. Первая исполнительница партий Геро ("Любовью за любовь"), Люська ("Золотой век"). Среди др. ролей: Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Царь-Девица ("Конец-Горбунок"), Мехменэ-Бану ("Легенда о любви"), фея Сирени ("Спящая красавица"), Эгина ("Спартак"), Кити ("Анна Каренина"), Генриетта ("Раймонда"). Классически строгий, холодновато-сдержанный танец Г. сочетал экспрессию четких движений и красоту скульптурных поз. Наиб. ярко артистизм и пластич. выразительность балерины раскрылись в спектаклях Ю. Григоровича.

Голицын Ал-др Мих.

ГОЛИ́ЦЫН Ал-др Мих. (1718-83) - князь, воен. деятель и дипломат, ген.-фельдм. (1770), мл. сын ген.-фельдм. М. М. Голицына. Получил воен. подготовку в австр. армии. Находился на дипломатич. службе (в свите посольства А. И. Румянцева в Константинополе, посол в Саксонии). Камергер при вел. кн. Екатерине Алексеевне (1744). Участник Семилетней войны 1756-63, в 1759 командовал левым флангом рос. армии в сражении при Кунерсдорфе, был ранен. Во время рус.-тур. войны 1768-74 - главнокомандующий рос. армией (1768-69). В апр. 1769 разбил тур. войска под Хотином, хотя самой крепостью овладеть не смог и был отозван в С.-Петербург. До прибытия сменившего его П. А. Румянцева одержал победу над атаковавшей тур. армией, в результате чего рус. войска заняли Хотин, а затем Яссы. Петерб. ген.-губернатор (1769), сенатор (1775).

Голицын Ал-др Ник

ГОЛИ́ЦЫН Ал-др Ник. (1773-1844) - князь, гос. деятель. Систематич. образования не получил, в 9 лет зачислен в пажи, был участником детских игр и юношеских забав вел. кн. Александра Павловича (буд. имп. Александр I). При Павле I выслан в Москву. После воцарения Александра I (1801) вызван в Петербург, назначен обер-прокурором 1-го департамента Сената, затем обер-прокурором Синода (1803). Сопровождал Александра I в Эрфурт для свидания с Наполеоном (1808). В 1810 стал также управляющим иностр. исповеданиями и чл. Гос. совета, в 1816 - мин. нар. просвещения. С 1817, при объединении мин-в духовных дел и нар. просвещения, играл видную роль в ряде обществ. благотворит. орг-ций (попечитель Вольного об-ва любителей рос. словесности - 1816, Человеколюбивого об-ва - 1817 и др.). В молодости отличался равнодушием к религии, слыл вольтерьянцем. По собств. признанию, в "тесном кругу тогдашних прелестниц" посмеивался над странной случайностью, превратившей его в главу православия. Но вскоре взгляды и образ жизни Г. резко изменились. Он превратился в ханжу, демонстрировал набожность и благочестие, по примеру императора увлекся мистикой. Мистицизм насаждался в России через Библейское об-во, през. к-рого Г. был в 1813-24, сочувствовал скопчеству, покровительствовал мистич. секте Е. Ф. Татариновой, участвовал в ее молитв. собраниях и т. д. "Просвещения гонитель" (А. С. Пушкин), Г. на посту министра пресекал любое проявление вольномыслия. Назначенные попечителями уч. округов М. Л. Магницкий и Д. П. Рунич учинили разгром Казанского и Петерб. ун-тов. Синод начал превращаться в "ведомство правосл. исповедания". Рост мистицизма вызвал недовольство мн. церк. деятелей. В 1824 вследствие интриг А. А. Аракчеева, архимандрита Фотия и петерб. митрополита Серафима Г. уволен в отставку с поста министра и президента Библейского об-ва, при сохранении должности главноуправляющего над Почтовым деп. (с правами министра). Николай I поручил Г. разбирать бумаги покойного брата, уезжая из столицы, доверял попечению Г. своих детей. Канцлер всех рос. орденов (1830), пред. Гос. совета (1839-41). В 1842 ушел в отставку и уехал в крымское имение.

Лит.: Валуев П. А. Рассказы кн. А. Н. Голицына. Александр I и его время. Записаны Ю. Н. Бартневым // Рус. старина. 1884. Т. 41.

А. Н. Голицын

А. Н. Голицын

Голицын Бор. Ал

ГОЛИ́ЦЫН Бор. Ал. (1654-1714) - князь, гос. деятель, дядька-воспитатель Петра I, комнатный стольник (1676), кравчий (1682), судья Астраханского и Казанского приказов (1683). Боярин (1690), последний из рода Голицыных, получивший это звание. Пользовался расположением молодого Петра, был его преданным сторонником, первым начал дружить с иностр. офицерами, привел ко двору Ф. Лефорта и П. Гордона. В 1689 способствовал приходу Петра I к власти, дал ему "корону в руки". Оберегая честь рода, спас от смертной казни двоюродного брата кн. В. В. Голицына, фаворита царевны Софьи. Сопровождал Петра I в его путешествиях в Архангельск (1693 и 1694). Во время Великого посольства 1697-98 вместе с Л. К. Нарышкиным и П. И. Прозоровским входил в Совет, управлявший Россией. С началом Сев. войны 1700-21 после поражения рос. войск под Нарвой успешно формировал в Москве драгунские полки регулярной кавалерии. Астраханское восстание 1705 выявило самовластие и корыстолюбие Г., способствовавшего разорению жителей края. В 1707 Петр уволил его в отставку, но сохранил привязанность к своему воспитателю: в 1713 он прислал страдавшему от подагры князю "возило" - кресло на колесах собств. работы. За год до смерти Г. постригся в монахи. По отзывам современников, отличался солидным образованием, был "человек ума великого, а особливо остроты, но к делам непреложной, понеже любил забавы, а особливо склонен был к питию" (Б. И. Куракин).

Голицын Валериан Мих.

ГОЛИ́ЦЫН Валериан Мих. (1802-59) - князь, племянник А. Н. Голицына, титулярый советник (1825), камер-юнкер (1825), декабрист. Воспитывался в иезуитском пансионе, частных пансионах Петербурга и Москвы, Пажеском корпусе. Прапорщик лейб-гвардии Преображенского полка (1821), поручик (1823), выйдя в отставку (1824), поступил в Деп. внешней торговли. Чл. Сев. об-ва (1823, принят А. В. Поджио). Знал о намерении декабристов ввести республиканское правление и о существовании Юж. об-ва. Арестован 23 дек. 1825, осужден по 8-му разряду, приговорен к бессрочной ссылке в Сибирь. Летом 1826 отправлен в Киренск Иркутской губ. В 1829 определен рядовым на Кавказ, участвовал в рус.-тур. войне 1828-29, затем служил в Астрахани. Прапорщик (1837), на гражд. службе в Ставрополе (1838). С 1839 - в центр. России, с 1843 жил в своем имении в Тульской губ. По амнистии 1856 Г. возвращен княж. титул. В 1856-57 - на службе (коллежский регистратор). В 1857 унаследовал состояние своего дяди по матери А. И. Толстого и титул гр. Остермана. Ум. от холеры. Д. С. Мережковский сделал Г. одним из гл. героев ром. "Александр I".

Голицын Вас. Вас.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Голицын Дм. Ал

ГОЛИ́ЦЫН Дм. Ал. (1734-1803) - князь, дипломат, ученый и писатель, поч. чл. Петерб. АН (1778), академий Брюсселя, Стокгольма, Берлина, чл. Вольного экон. об-ва. С 1754 служил в Коллегии иностр. дел, с 1780 при рос. посольстве в Париже. Посол во Франции (1762-68), в Голландии (1768-98). Друг Вольтера и Дидро, посетитель франц. салонов и собраний у Мирабо, Г. с первых лет царствования имп. Екатерины II стал связующим звеном между нею и "князьями философии". Вел переговоры с Э. М. Фальконе о сооружении памятника Петру I в Петербурге. Приобрел рукопись и выпустил в Гааге три посм. соч. Гельвеция "О человеке", опубл. также "Историю войны между Россией и Турцией..." Кералио (1773). Написал "Трактат, или Сокр. метод, описание минералов" на франц. яз., 1794, (выдержал 4 изд.), был пред. Иенского минералогич. об-ва, к-рому завещал свою коллекцию. Петерб. АН анонимно выпустила труд Г. "Физическое описание Таврич. обл." (1785). Автор филос. работы "Защита г. Бюффона от несправедливых и недостойных нападок гг. Делюка и Сажа" (1793). Серьезно интересовался экон. теорией и политикой, давал советы вице-канцлеру А. М. Голицыну и имп. Екатерине II по вопросам экон. политики, подчеркивал, что принудит. труд и отсутствие у крестьян права собственности оказывают отрицат. влияние на развитие экономики и культуры России. В интересах дворянства требовал отмены крепостного права, постепенного освобождения крестьян от личной зависимости за выкуп и предоставления им собственности на движимое имущество. Земля, по мысли Г., должна остаться у помещиков, а крестьяне должны иметь право покупать или арендовать ее. Потрясенный Франц. рев-цией, Г. в 1796 выпустил книгу "О духе экономистов, или Экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы легли в основу франц. революции" (на франц. яз.). Автор убеждал государей Европы, что учение физиократов - лучшая защита "алтаря, трона, собственности". Сохранились многочисл. письма Г., воссоздающие интеллектуальную жизнь Европы 2-й пол. 18 в. Сын Г., Дмитрий Дмитриевич (1770-1840) - католич. священник, миссионер в Сев. Америке.

Голицын Дм. Мих.

ГОЛИ́ЦЫН Дм. Мих. (1665-1737) - князь, гос. деятель. Брат М. М. Голицына (старшего) и М. М. Голицына (меньшого), двоюр. брат В. В. Голицына. Комнатный стольник Петра I (1686), капитан Преображенского полка (1694). В 1697 отправлен в Италию "для науки воинских дел". В 1701 - посланник в Константинополе. В 1704-06 находился с отрядом в Польше для помощи союзнику России в Сев. войне курфюрсту Августу Саксонскому. В 1707-18 - киевский воевода, затем губернатор. В 1718-22 през. Камер-коллегии, сенатор. В 1723 по делу П. П. Шафирова лишен чинов и званий, подвергнут домашнему аресту; прощен по ходатайству имп. Екатерины I. После смерти Петра выступил против кандидатуры Екатерины I на рос. престол. Чл. "Верховного тайного совета" (1726-30), наиб. "сильная персона" среди "верховников". През. Коммерц-коллегии и сенатор при Петре II; после его смерти (1730) предложил пригласить в Россию герцогиню курляндскую Анну Ивановну. Автор т. н. "кондиций" (1730), ограничивавших власть императрицы. В 1736 привлечен к суду, обвинен в служебных злоупотреблениях, приговорен к смертой казни, замененной заключением в Шлиссельбургскую крепость, где вскоре умер.

Аристократ, человек гордый и надменный, Г. был высоко образован и умен. Понимая необходимость расширения связей с Зап. Европой, в быту строго придерживался старых моск. устоев. В Киеве вокруг Г. сложилась школа переводчиков из духовной академии. Выполненные ими переводы полит. и ист. соч. составили основу богатейшей б-ки Г., хранившейся в подмоск. имении Архангельское (насчитывала ок. 6 тыс. книг: летописцы, хронографы, синопсисы, переводы на рус. яз. трудов Н. Макиавелли, Г. Гроция, Д. Локка и др., книги на нем., голл., исп., англ. и швед. языках). Петр I высоко ценил Г., не раз обращался к нему с поручениями о переводах книг. После ареста владельца б-ка конфискована, разошлась по учреждениям и частным рукам.

Лит.: Корсаков Д. А. Из жизни рус. деятелей XVIII в. Казань, 1869.

Голицын Мих. Ал-др.

ГОЛИ́ЦЫН Мих. Ал-др. (1804-60) - князь, дипломат, коллекционер и библиофил. Дипломатич. поездки давали Г. возможность составить обширное собрание, включавшее картинную галерею, коллекцию скульптуры и предметов прикладного иск-ва и б-ку. На основе собрания Г. (где, среди проч., были произв. Тициана, Караваджо, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) наследники по его завещанию создали Голицынский музей в Москве, торжественно открытый 26 янв. 1865 (помещался в 5 залах моск. дома Г.). Голицынский музей стал одним из культурных центров Москвы кон. 19 в., ежегодно его посещало более 3 тыс. чел. Неоднократно издавались каталоги музея и б-ки. В 1886 коллекция была приобретена Имп. Эрмитажем.

-----------------------------------

ГОЛИ́ЦЫН Мих. Ал-др. (1687-1775) - князь, отставной майор. Вырос в ссылке в Арханг. крае, где находился вместе с отцом и дедом, фаворитом царевны Софьи Алексеевны В. В. Голицыным. После смерти деда и возвращения семьи из ссылки (1714) послан Петром I учиться в Сорбонну. Одно время служил во флоте. За границей тайно вступил в брак с иностранкой католич. исповедания. В 1725 Синод развел его с женой, обвинил в принятии католичества и наложил епитимью. Имп. Анна Ивановна вызвала Г. ко двору и заставила исполнять "подлую должность" придворного шута (1732-40). По преданию, Г. обязан был подавать императрице квас, потому и получил прозвище Квасник. В 1739 Анна Ивановна устроила в знаменитом "ледяном доме" "потешную свадьбу" Г. и своей любимой шутихи Евдокии Ивановны Бужениновой. Анна Леопольдовна ликвидировала ин-т благородных шутов. Г. оставил службу и уехал в родовое имение. Превратности судьбы Г. привлекали внимание писателей (см. "Ледяной дом" И. И. Лажечникова, "Квасник и Буженинова" Ю. М. Нагибина).

Голицын Мих. Мих. меньшой

ГОЛИ́ЦЫН Мих. Мих. (меньшой) (1684-1764) - князь, гос. деятель, ген.-адмирал (1756), брат Д. М. Голицына и М. М. Голицына (старшего). Обучался мор. делу на судах голл. флота. Начал службу в 1703. С 1717 участвовал в Сев. войне. В сражении при Гренгаме (1720) командовал отрядом галер. Советник Адмиралтейств-коллегий (1726), переведен на гражд. службу и назначен през. Юстиц-коллегии (1727-32), сенатор (1728). В 1738 ему поручено стр-во флотилии на Дону, но за два года не построил ни одного корабля. Астраханский губернатор (1740-41), посол в Персии (1745-48). С 1748 - главнокомандующий флотом, вице-през. (1749) и през. (1756) Адмиралтейств-коллегий, петерб. губернатор (1753). Занимался стр-вом канала в Кронштадте, начатого еще при Петре I, облицовкой камнем берегов рек и каналов в С.-Петербурге. С 1762 в отставке.

ГОЛИЦЫН Мих. Мих. старший

ГОЛИ́ЦЫН Мих. Мих. (старший) (1675-1730) - князь, полководец, ген.-фельдм. (1725), брат Д. М. Голицына и М. М. Голицына (меньшого). С 11 лет на воен. и придворной службе. Барабанщик Семеновского полка (1687), комнатный стольник Петра I (1687). Участник Азовских походов 1695-96, разгрома стрельцов близ Воскресенского мон. (1698), мор. похода Петра I до Керчи (1699). В годы Сев. войны (1700-1729) сражался под Нарвой (1700), руководил осадой и штурмом Нотебурга (крепости Орешек, 1702). В 1708 одержал победу над шведами при местечке Добром, отличился в бою при д. Лесной. Во время Полтавской битвы (1709) Г. командовал гвардией; после сражения первым настиг остатки швед. армии под Переволочной и вместе с А. Д. Меншиковым заставил их сложить оружие. Участвовал во взятии Выборга (1710), воевал на Украине, вместе с Петром I был в Прутском походе (1711). Команд. войсками в Юж. Финляндии (1714-21), участвовал в мор. сражении при Гангуте, одержал победу над швед. флотом у о-ва Гренгам. В 1723-28 команд. войсками на Украине. През. Воен. коллегии (1728), чл. Верх. тайного совета, сенатор (1730). При вступлении на престол имп. Анны Ивановны вместе с братом Дмитрием участвовал в замыслах "верховников" и составлял "кондиции". Был удален от двора и вскоре умер.

М. М. Голицын (старший)

М. М. Голицын (старший)

Голицын Ник. Бор.

ГОЛИ́ЦЫН Ник. Бор. (1794-1866) - князь, виолончелист, переводчик, мемуарист. По заказу Г. Бетховен написал увертюру "Освещение дома" и три посв. князю струнных квартета (оп. 127, 130, 132, т. н. "голицынские"). Получил домашнее образование, с 1810 служил в квардии, в Отеч. войну 1812 отличился при Бородине и в др. сражениях. С 1826 служил на Кавказе при А. П. Ермолове и И. Ф. Паскевиче. В 1832-35 в Мин-ве финансов. Блестящий исполнитель-виолончелист, друг Л. Бетховена, пропагандист его творчества. Автор кн. "Записки, или Восп. о походах 1812, 1813 и 1814 гг." (М., 1938), неск. богословских работ о возможном соединении католич. и правосл. церквей, в т. ч. "О возможном соединении Рус. церкви с Западною..." (Париж, 1859), комедии "Губернаторская ревизия" (1845), стихов на франц. яз., вошедших в сб. "Essais poetiques" (1839).

Голицын Ник. Сер.

ГОЛИ́ЦЫН Ник. Сер. (1809-92) - князь, воен. историк, ген. от инфантерии (1880). Окончил Царскосельский лицей (1826), служил в Гв. Ген. штабе. Участник рус.-тур. войны 1828-29 и подавления польск. восстания 1830-31. Адъюнкт-проф. (1831), проф. (1834), нач. кафедры стратегии и воен. истории Воен. академии (1838-48). Дир. Уч-ща правоведения (1848). В 1850-51 - чл. воен.-цензурного и воен.-ученого к-тов, в 1852-55 - ред. газ. "Рус. инвалид". В 1857-64 руководил воен.-статистич. работами офицеров Ген. штаба, под его ред. издано описание 25 губ. России. С 1867 пост. чл. Воен.-ученого к-та Гл. штаба. С 1880 в оставке. Автор "Всеобщей воен. истории" (т. 1-15, 1872-78), "Рус. военной истории" (ч. 1-2, 1877-78), "Вел. полководцы истории" (ч. 1-2, 1875) и др. Чл. швед. Академии воен. наук.

Лит.: Бескровный Л. Г. Очерки воен. историографии России. М., 1962.

Голицын Юрий Ник

ГОЛИ́ЦЫН Юрий Ник. (1823-72) - князь, музыкант, потомок М. М. Голицына. Сын Н. Б. Голицына. С ранних лет посвятил себя музыке. Организовал большой хор (в 1842 из крепостных, в 1860-е гг. из любителей-добровольцев), с к-рым в качестве дирижера дал св. 500 концертов в России и за границей; исполнял рус. духовную и светскую музыку, нар. песни. В 1858 анонимно поместил заметки в герценовском "Колоколе", о чем стало известно имп. Александру II. Выслан из Петербурга в Козлов, в 1860 бежал за границу. Появление Г. в Лондоне описано А. И. Герценом в ч. 7 "Былого и дум". Герцен называл князя "крупным характеристическим обломком всея Руси". В 1862 Г. вернулся в Россию. Автор ок. 60 вокальных произв. и двух оркестровых фантазий; записок "Прошедшее и настоящее" (1870).

Предыдущая страница Следующая страница