Статьи на букву "Г" (часть 7, "ГНЕ"-"ГОЛ")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГНОСЕОЛО́ГИЯ - филос. учение о познании. В самом общем виде можно говорить об эмпирич., рационалистич. и иррационалистич. Г. Они могут быть подразделены на "гностические", предполагающие возможность целостного и даже окончательного проникновения в истину, и агностические, утверждающие лишь поверхностное "знакомство" с Абсолютом, если существование такового вообще предполагается. Попытка преодолеть односторонности эмпиризма, рационализма, иррационализма предпринята в интуитивизме. В рамках европ. философии доминирующей является рационалистич. тенденция. В ее развитии можно выделить метафизич. позицию (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц) и позицию объективно-идеалистич. диалектики (Ф. Шеллинг и Г. В. Ф. Гегель). Гегель ввел в обл. теории познания культ.-ист. категории. Это дало возможность в дальнейшем появиться социологии познания, идея к-рой сформулирована К. Марксом, а в очищенном от "идеологичности" марксизма виде по-своему развита П. Сорокиным, М. Шелером, М. Парсонсом, К. Манхеймом. Против редукции познания к социальности или психологии выступает родоначальник феноменологии Э. Гуссерль. Идеи гегелевской "Феноменологии духа", в сочетании с разработками социологии познания, переосмысленные в свете представлений философии жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель) о специфич. методах познания культ.-ист. реалий (т. н. понимание), дают в результате культурологич. взгляд на познание (культурология, герменевтика, частично структурализм). В обл. Г. самобытная рус. религ. философия м. б. в общем виде охарактеризована как мышление в символах, смыслах, экзистенциалах и смыслообразах. Этот тип умозрения возникает как синтез идей нем. классич. философии, ориентиров. на понятийно-категориальное знание, свойств. православ. онтологич. символизму и символизму, характерному для постклассич. европ. метафизики. В типологии мышления рус. религ. филос. могут быть выделены след. моменты. 1) Метарациональный (металогический) интуитивизм. 2) Религ.-ориентиров. мистицизм, в рамках к-рого высшей формой интуициии признается мистич., осуществляемая в личном религ. опыте как таинственное в своей основе, однако символически выразимое духовное общение субъектов. Духовным центром познания мыслятся Христос (Логос) или София. 3) Идеал цельного знания, осн. на духовном опыте целостного чувственно-интеллектуально-волевого отношения к Истине. 4) Убежденность в творч. характере познания. Человек не просто "отражает" предмет (т. зр. эмпиризма, материализма, а также нек-рых форм религ. сознания, представляющих человека пассивным "проводником" божеств. Слова) и не просто воспроизводит, "реконструирует" предмет (человек, т. е. субъект, активен, предмет, т. е. объект, пассивен - т. зр. нем. классич. философии), но его мышление носит творческий, смыслообразуюгций характер, и формы познания (в своих ист. и логич. пределах) свободно конструируются человеком в опыте духовного общения. Критерий истины либо видится в соборности, либо представляется в принципе невыразимым и нерационализируемым в том смысле, что критерием свободы является сама свобода. Наиб. систематич. трудами в обл. Г. в рус. философии считаются работы С. Франка и Н. Лосского. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГОВОРЕ́НИЕ ЯЗЫКА́МИ - рус. (народное) назв. глоссолалии (калька с греч. γλωσσολαλια - от γλωσσα - язык, слово и λαλεω - лепетать), т. е. экстатич. произнесения каких-то бессмысл. ("заумных") текстов, к-рые осмысляются как тексты на иных языках (ангельском, индийском и т. п.). Практика "языкоговорения" распространена у сектантов, где культовая практика ориентирована на вызывание экстаза (соотв. типам экстаза глоссолалия может быть индивид. или коллективной). Это - "одержимость" с положит. "знаком", в отличие от одержимости бесами. Соотв. прообразом ее служит чудо Пятидесятницы, т. е. сошествие Святого Духа на Апостолов, проявившееся в том, что они заговорили на языках, им дотоле не известных (дар этот д. б. послужить распространению проповеди Слова Христова на разные языки, т. е. народы). Анализ этого события с богословско-лингвистич. т. зр. дан в книге о. С. Булгакова "Философия имени". Как позитивное явление Г. Я. вызывается нарочно (в этом - сходство с техниками вызывания экстаза в ряде вост. религий), в отличие от кликушества, икоты, т. е. одержимости нежелательной. Большое внимание к глоссолалии проявлялось в культуре нач. 20 в. в связи, с одной стороны, с религ. осмыслением слова у символистов (см. книгу А. Белого "Глоссолалия") и с др. - изучением "заумного" языка формалистами (ориентиров. на поэтич. практику футуристов). До того эта тема отражалась лишь у "этнографических" писателей (особенно у П. И. Мельникова-Печерского). Лит.: Коновалов Д. Г. Религ. экстаз в рус. мистич. сектантстве. Сергиев Посад, 1908; Белый А. Глоссолалия. Поэма о звуке. Берлин, 1922; Булгаков С. Философия имени Париж, 1953; Топоров В. Н. Об образце "говорения языками" в рус. мистич. традиции // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. М., 1988. Ч. 1. С. 160-164. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГО́ВОРОВ Леон. Ал-др. (1897-1955) - военный деятель, маршал Сов. Союза. Род. в дер. Бутырки. В 1916, будучи студентом Петроградского Политехнич. ин-та, был призван в армию и направлен в Константиновское арт. училище, после окончания к-рого в 1917 направлен в Томск на должность младшего офицера отдельной мортирной батареи в звании подпоручика. После демобилизации в 1918 работал в кооперации в г. Елабуга. Был мобилизован в Белую армию, но в 1919 с частью солдат бежал в Томск и в янв. 1920 вступил в Красную Армию. Командовал арт. дивизионом. После окончания Гражданской войны десять лет служил в 51-й Перекопской дивизии, командуя вначале дивизионом, а затем арт. полком. После этого был начальником арт. укрепленного района, командовал стрелковым корпусом. Одновременно с этим учился. Закончил в 1926 Арт. курсы усовершенствования, в 1930 Высшие академические курсы, в 1933 Военную академию им. Фрунзе и в 1938 Академию Генштаба, после чего преподавал в Арт. академии им. Дзержинского. Во время советско-финской войны - нач. штаба арт. 7-й армии. С 1940 зам. генерального инспектора арт. Красной Армии, а с мая 1941 нач. Арт. академии им. Дзержинского. В июле 1941 назначается начальником арт. Западного направления, потом начальником арт. Резервного фронта, заместителем командующего войсками Можайской линии обороны, начальником арт. Западного фронта. С окт. 1941 командовал 5-й армией на можайском направлении. В апр. 1942 Г. назначается командующим группой войск Ленинградского фронта, в июне - командующим фронтом и остается им до конца войны, с окт. 1944 также командующий 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов. После войны Г. командовал войсками Ленинградского военного округа, был главным инспектором Сухопутных войск, главным инспектором Вооруженных сил, командующим ПВО страны, заместителем министра обороны. Соч.: В боях за город Ленина. Л., 1945. Лит.: Бычковский Б. В. Команд. фронтом. М., 1974. |
ГОВОРУ́ХА-О́ТРОК Юр. Ник. (псевд. Ю. Николаев) (1850-96) - писатель, критик, публицист. Род. в дворянской семье. Учился в харьковской г-зии (не закончил). Принимал участие в народнич. движении, был арестован, неск. лет провел в Петропавл. крепости (1874-76) и Доме предварит. заключения (1876-77). Первые прозаич. публикации Г.-О. появились в нач. 1880-х гг. ("Эпизод из ненаписанного романа", 1880, "Развязка", 1882 и др.). Гл. герой его рассказов - человек, разочаровавшийся в народнич. идеалах и оказавшийся в состоянии глубокого кризиса (в резкой иронич. рецензии Н. К. Михайловского персонажи Г.-О. были названы "гамлетизированными поросятами"). В 1880-90-е гг. переходит на консервативно-охранит. позиции, сближается с поздними славянофилами. Активно сотрудничает в харьковской газ. "Южный край", газ. "Моск. ведомости". Автор мн. лит. и театр. рецензий, книг "Последние произв. гр. Л. Н. Толстого" (1890), "Очерки совр. беллетристики. В. Г. Короленко" (1893), "Тургенев" (1894). Эволюция, проделанная Г.-О., давала основание, с одной стороны, для обвинения его в идейном ренегатстве, а с др. - определения его как "лит. изгнанника" (В. В. Розанов), талантливого и глубокого мыслителя, не понятого "либералами". |
ГО́ГОЛЕВА Ел. Ник. (1900-1993) - актриса, нар. артистка СССР (1949). Училась на драм. отд. Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонического об-ва. Дебютировала на сцене Малого т-ра в 1918 году в роли Джессики ("Венецианский купец"). С тех пор - в труппе т-ра. Актриса большой трагич. силы, отличающаяся высокой сценич. культурой, тщательной работой над словом, Г. всегда стремилась к яркой театральности, пластической выразительности. Особенных успехов добивалась в создании образов волевых, сильных героинь. Много играла в рус. классич. пьесах: Софья ("Горе от ума"), Негина ("Таланты и поклонники"), Аксюша ("Лес"), Лариса ("Бесприданница"), Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Надежда Монахова ("Варвары"), Кручинина ("Без вины виноватые"), а также в пьесах Шиллера (принцесса Эболи - "Дон Карлос", леди Мильфорд - "Коварство и любовь"), Шекспира (леди Макбет) и др., а также в пьесах совр. авторов - Лавренева, Корнейчука и др. Гос. премия (1947, 1948, 1949). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГОГО́ЦКИЙ Сильвестр Сильвестр. (1813-89) - философ и педагог. Окончил Киев. дух. академию (1837), где затем преподавал иностр. языки и филос. дисциплины. В 1851-86 - проф. Киев. ун-та. "Философский лексикон" (т. 1-4, 1857-59), составленный Г. под сильным влиянием франц. "Словаря филос. наук" (Париж, 1844-50), заслонил для современников и потомков немалый вклад Г. в пробуждение самостоят. филос. мысли в России. Ранее И. В. Киреевского он отметил стремление зап. философии свести "духовные истины" к "рассудочным формам"; подверг критике идею прогресса, к-рой "освящаются самые вопиющие злоупотребления воли"; указал на нигилистич. тенденции в диалектике Гегеля и т. д. Мн. работы Г. связаны с проблемами воспитания и образования, целью к-рых должна стать "глубокая гармония между знанием природы и человеч. самосознанием". Он считал, что в системе наук философия занимает центр. место, т. к. "стремится к познанию безусловного начала вещей, их внутр. связи и отношения к этому началу", но, полагая, что как мышление не может ни дать, ни заменить нам жизни, так философия не может сменить и заменить религии". Соч.: Критический взгляд на философию Канта. Киев, 1847; Об историческом развитии воспитания у народов древнего мира. СПб., 1854; Обозрение системы философии Гегеля. Киев, 1860; Введение в историю философии. Киев, 1871. |
ГОДУНО́В Ал-др Бор. (1949-95) - артист балета. Окончил Латв. хореографич. уч-ще в 1967 (кл. А. Капалиса), совершенствовался у А. Ермолаева. В 1967-71 артист хореографич. концертного ансамбля "Молодой балет". В 1971-79 артист Большого т-ра. Среди партий: Клавдио ("Любовью за любовь"), Каренин ("Анна Каренина"), Хозе ("Кармен-сюита"), Юноша ("Шопениана"), Зигфрид ("Лебединое Озеро"), Базиль ("Дон Кихот"), Спартак ("Спартак"). В авг. 1979 после гастролей в Нью-Йорке отказался вернуться в СССР. Исполнял в "Америк. т-ре балета" (1980-82), "Лондонском фестивальном балете", "Балете 20 века" и др. труппах ведущие партии в традиц. балетах и совр. спектаклях Д. Баланчина, Р. Пети, Х. Лимона, А. Эйли. Классич. танцовщик героич. плана с впечатляющими внеш. данными и мужественно-мощной манерой танца, создал галерею незаурядных, свободолюбивых образов. С успехом исполнил драм. роли в отеч. ("Синяя птица", "31 июня") и амер. ("Свидетель", "Денежная дыра") к/ф. |
ГОДУНО́В Петр Ив. (?-1670) - стольник и воевода, служил в Тобольске. В 1667 под рук-вом Г. составлен "Чертеж" - наиб. ранняя из известных карт Сибири, подводившая итог рус. географич. сведениям о Сибири того времени. Она представляет достаточно реальную схему гидрографич. сети Сибири и Д. Востока с указанием важнейших городов и племен, населяющих ее отд. р-ны. Общие очертания материка еще сохраняют прямоугольную форму. Карта неоднократно копировалась и служила в свое время гл. источником картографич. сведений о Сибири. Г. составил также "Ведомость о Китайской земле и глубокой Индеи" (опубл. СПб., 1899), к-рая вошла в списки мн. хронографов и была переведена на новогреч. яз. "Ведомость" содержит разнообр. мат-лы о Китае, охватывающие широкий круг вопросов географич. и этнографич. характера. |
"ГОЙ ЕСИ́!" - формульное междометие (сост. из восклицания "гой", "ой" и формы второго лица глагола быть в др.-рус. и старослав. яз.), употребляется в рус. фольклоре в прямой речи при обращении или как призыв к кому-л. из персонажей, с оттенком ободрения, надежды на поддержку и др. ("Ой ты гой еси, добрый молодец!"). Рус. поэты употребляли междометие в подражаниях нар. песне ("Ох ты гой еси, Волга, мать родная" - А. С. Пушкин; "Ах ты гой еси, правда-матушка" - А. К. Толстой). Междометие в его разл. вариациях получило характер самостоят. формулы со знаком фолькл. архаики. Одно время применялась для насмешливо-пародийной характеристики произв. псевдо-фольклора ("Ах ты гой еси, подавай такси!"). |
ГОЛБЕ́Ц - в сев. и сиб. рус. избах - пространство между стеной и печью, где устраивались кладовая, вход в подполье и лестница на полати. В нек-рых р-нах Г. наз. само подполье или погреб. Г. также наз. дерев. памятник в виде домика на могиле. Все значения этого слова так или иначе связаны со специфич. формами захоронения: в Г. или под Г. хоронили некрещеных младенцев, закапывали последы и выкидыши. |
ГОЛЕНИ́ЩЕВ Вл. Сем. (1856-1947) - первый рус. египтолог, крупнейший специалист по егип. филологии, коллекционер, первый хранитель егип. собрания Эрмитажа, автор ок. 50 науч. работ. Открыл (и частично опубл.) большее, чем любой египтолог мира, кол-во лит. текстов ("Сказка о потерпевшем кораблекрушение", "Поучение гераклеопольского царя", "Пророчество Нефертити", "Путешествие Унуамона", "Гимны царским диадемам"), а также др. важнейшие папирусы ("Ономастикойн Г.", "Моск. математич. папирус", "Повесть о несчастии"). Унаследовав от отца многомиллионный капитал, собрал одну из лучших в мире коллекций егип. памятников. Разоренный спекуляциями одного из родственников, был вынужден продать коллекцию и покинуть Россию в 1915; стремясь сохранить коллекцию для своей родины, уступил ее моск. Музею изящных иск-в на гораздо менее выгодных условиях, чем могли предложить заруб. музеи. За границей жил в Ницце и Каире; создал первую в Египте кафедру египтологии, где на протяжении 30 лет занимался подготовкой нац. кадров, став тем самым основателем целой школы. Г. первым обратился к изучению егип. синтаксиса; многотомное иссл. на эту тему не опубл. Занимался также клинописными текстами. Работая в египтологии б. 75 лет, успел стать живой легендой и умер за рабочим столом в возрасте 91 года. Архив Г. в Париже. Лит.: Древний Египет. М., 1960. С. 92 (библиогр. трудов Г. и работ о нем); Выдающийся рус. востоковед В. С. Голенищев. М., 1987. |
ГОЛЕНИ́ЩЕВ-КУТУ́ЗОВ Арс. Арк. (1848-1913) - поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1871). Служил в Гос. канцелярии, затем - управляющим Дворянским и Крест. банками (с 1884), управляющим канцелярией и секр. имп. Марии Федоровны (с 1895). Его стих. постоянно появляются в печати с 1869. В нач. 1870-х гг. сблизился с В. В. Стасовым и М. П. Мусоргским, к-рый создал на стих. Г.-К. два вокальных цикла ("Без солнца", 1874; "Песни и пляски смерти", 1875-77). Уже первый сб. "Затишье и буря" (1878) принес Г.-К. известность и репутацию поборника "чистого искусства"; в 1880-х гг. он воспринимался как салонный и аристократич. поэт, наследующий пушкинскую ясность и гармоничность. Мн. стих. Г.-К., положенные на муз. А. С. Аренским, Ц. А. Кюи, С. В. Рахманиновым, стали популярными романсами ("Пред иконой", "День отошел", "Летняя ночь" и др.). В 1894 В. С. Соловьев назвал Г.-К. поэтом "буддийских настроений", а в культуре 20 в. он рассматривается как ранний предшественник символист. поэзии. С 1891 чл.-корр., с 1900 - поч. академик АН. |
ГО́ЛИ КАБА́ЦКИЕ - типовой собират. образ рус. фольклора: бездомные, завсегдатаи кабаков, пропойцы. В былинах Г. К. описываются как настроенные на бунтарские дела, противостоящие боярскому лагерю: Илья Муромец, поссорившись с Владимиром князем, идет на киевские улицы, угощает Г. К. вином и совместно с ними устраивает в городе погром. |
ГО́ЛИКЕ Ром. Ром. (1849-?) - изд. и типограф. В 1903 вместе с Артуром Ив. Вильборгом основал в С.-Петербурге акционерное т-во с целью выпуска худож. изданий, объединив свои типолитографию и фотоцинкографию. Особенно знаменита типография "Р. Голике и А. Вильборг", ставшая одним из образцовых полиграфич. предприятий России (ныне типография им. Ив. Федорова). Здесь печатался ж. "Аполлон". В изданиях т-ва активно участвовали изв. рус. художники А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, И. Э. Грабарь, Е. Лансере, Г. И. Нарбут, Л. О. Пастернак и др. Т-во выпустило "Хаджи-Мурат" Л. Н. Толстого с илл. Е. Лансере (1916, 1918), "Русская школа живописи" (1904) и "Царское Село в царствование имп. Елисаветы Петровны" А. Н. Бенуа (1910), "Пиковая дама" А. С. Пушкина с рис. А. Н. Бенуа (1911, 1917) и др., всего ок. 50 назв. на высоком полиграфич. уровне. В 1918 т-во национализировано. |
ГО́ЛИКОВ Вад. Сер. (род. 1932) - реж. Окончил в 1955 филос. ф-т Ленингр. ун-та, в 1963 - реж. ф-т Ленингр. гос. ин-та театра, музыки и кинематографа (кл. Г. А. Товстоногова). В 1965-67 руководил Казан. ТЮЗом, в 1967-69 - ленингр. обл. Мал. драм. т-ром. После успешной пост. "Что делать?" (по Н. Г. Чернышевскому, 1967) и др. работ его приглашают в Ленингр. акад. т-р комедии гл. реж. В своих спектаклях он неизменно находит неожиданное реж. Решение: в пост. "Село Степанчиково" (по Ф. М. Достоевскому, 1970) появляется персонаж "Сноска", дающий ист.-филол. комментарий к действию, в пост. непритязат. комедии Э. В. Брагинского и Э. Рязанова "Сослуживцы" (1971) каждый персонаж приобретает двойника, хрестоматийные персонажи (напр., Параша в "Горячем сердце" А. Н. Островского, 1973) получают неожид. трактовку, в пьесу "Одна ночь" Е. Л. Шварца (1975) вводятся импровизиров. воспоминания актеров о жизни в блокаде. Г. охотно обращается к забытым или никогда не ставившимся в России произв.: "Тележка с яблоками" Б. Шоу (1972), "Романтики" Э. Ростана (1974). С 1976 работает в Ленингр. акад. т-ре драмы им. Пушкина ("Плоды просвещения" Л. Н. Толстого, 1978), Мал. драм. т-ре ("Так это было" по В. Елисеевой, 1979), ленингр. т-ре им. Лен. комсомола ("Роман и Юлька" Г. Н. Щербаковой, 1981). Своеобр. спектакль с участием социолога и фрагментами из "Ромео и Джульетты" оставался в течение мн. сезонов наиб. попул. молодежным представлением. В 1987-89 Г. рук. Ленингр. обл. т-ром драмы и комедии. Спектакли этого периода отличаются острой публицистичностью и филос. глубиной: "Солярис" по С. Лему (1988), "Прощай, Иуда!" И. Иредынского (1988), "Белые одежды" В. Дудинцева (1989). Лучшие работы Г. связаны со студенч. т-ром Ленингр. ун-та, где осуществлена первая в Ленинграде пост. одноакт. пьес Л. Петрушевской ("Девочки, к вам пришел ваш мальчик", 1979), а также филос. притчи А. Володина ("Две стрелы", 1979), ист. параболы в стихах П. Вайса ("Марат-Сад", 1983) с участием артистов БДТ А. Толубеева и С. Лосева. Г. преподает в Ленингр. гос. ин-те театра, музыки и кинематографа, руководит реж. курсом. Др. работы: "Да здравствует король!" (1972), "Маленькое окно на великий океан" (1972), "Мужчины, носите мужские шляпы" (1975), "Ремонт" (1976 и 1987), "Не был, не состоял, не участвовал" (1983), "Надежда империи" (1984). |
ГО́ЛИКОВ Ив. Ив. (1886/87-1937) - мастер палехской миниатюры, засл. деят. иск-в РСФСР (1933). Учился и работал в иконописных мастерских с. Палех, Москвы, Петербурга. Сыграл важную роль в развитии и становлении иск-ва лаковой миниатюры с. Палех: используя традиции строгановской школы и палехской иконописи 18 в., создал индивид. стиль, к-рый характеризуют смелость и разнообразие композиц. приемов, ритмичность и динамика, экспрессивный рис., неожиданные декор. живописные решения. В тематике отдает предпочтение сценам битв, охот, праздников, навеянных сюжетами рус. нар. былин, сказок, праздников ("Битва", 1927, "Тройка", 1931 и т. п.). Успешно работал в книжной иллюстрации и монумент. живописи, используя синтетич. характер нар. иск-ва ("Слово о Полку Игореве", 1935, илл. к произв. Пушкина, Лермонтова и др., 1930-е гг.). Оказал влияние на б. круг мастеров-палешан (Д. М. Тургин, А. С. Баранов и др.), преподавал в Палехском худож. уч-ще. |
ГО́ЛИКОВА Тат. Ник. (род. 1945) - артистка балета. Окончила Моск. хореографич. уч-ще в 1965 (кл. С. Мессерер). В 1965-88 ведущая балерина Большого т-ра. Первая исполнительница партий Геро ("Любовью за любовь"), Люська ("Золотой век"). Среди др. ролей: Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Царь-Девица ("Конец-Горбунок"), Мехменэ-Бану ("Легенда о любви"), фея Сирени ("Спящая красавица"), Эгина ("Спартак"), Кити ("Анна Каренина"), Генриетта ("Раймонда"). Классически строгий, холодновато-сдержанный танец Г. сочетал экспрессию четких движений и красоту скульптурных поз. Наиб. ярко артистизм и пластич. выразительность балерины раскрылись в спектаклях Ю. Григоровича. |
ГОЛИ́ЦЫН Ал-др Мих. (1718-83) - князь, воен. деятель и дипломат, ген.-фельдм. (1770), мл. сын ген.-фельдм. М. М. Голицына. Получил воен. подготовку в австр. армии. Находился на дипломатич. службе (в свите посольства А. И. Румянцева в Константинополе, посол в Саксонии). Камергер при вел. кн. Екатерине Алексеевне (1744). Участник Семилетней войны 1756-63, в 1759 командовал левым флангом рос. армии в сражении при Кунерсдорфе, был ранен. Во время рус.-тур. войны 1768-74 - главнокомандующий рос. армией (1768-69). В апр. 1769 разбил тур. войска под Хотином, хотя самой крепостью овладеть не смог и был отозван в С.-Петербург. До прибытия сменившего его П. А. Румянцева одержал победу над атаковавшей тур. армией, в результате чего рус. войска заняли Хотин, а затем Яссы. Петерб. ген.-губернатор (1769), сенатор (1775). |
ГОЛИ́ЦЫН Бор. Ал. (1654-1714) - князь, гос. деятель, дядька-воспитатель Петра I, комнатный стольник (1676), кравчий (1682), судья Астраханского и Казанского приказов (1683). Боярин (1690), последний из рода Голицыных, получивший это звание. Пользовался расположением молодого Петра, был его преданным сторонником, первым начал дружить с иностр. офицерами, привел ко двору Ф. Лефорта и П. Гордона. В 1689 способствовал приходу Петра I к власти, дал ему "корону в руки". Оберегая честь рода, спас от смертной казни двоюродного брата кн. В. В. Голицына, фаворита царевны Софьи. Сопровождал Петра I в его путешествиях в Архангельск (1693 и 1694). Во время Великого посольства 1697-98 вместе с Л. К. Нарышкиным и П. И. Прозоровским входил в Совет, управлявший Россией. С началом Сев. войны 1700-21 после поражения рос. войск под Нарвой успешно формировал в Москве драгунские полки регулярной кавалерии. Астраханское восстание 1705 выявило самовластие и корыстолюбие Г., способствовавшего разорению жителей края. В 1707 Петр уволил его в отставку, но сохранил привязанность к своему воспитателю: в 1713 он прислал страдавшему от подагры князю "возило" - кресло на колесах собств. работы. За год до смерти Г. постригся в монахи. По отзывам современников, отличался солидным образованием, был "человек ума великого, а особливо остроты, но к делам непреложной, понеже любил забавы, а особливо склонен был к питию" (Б. И. Куракин). |
ГОЛИ́ЦЫН Валериан Мих. (1802-59) - князь, племянник А. Н. Голицына, титулярый советник (1825), камер-юнкер (1825), декабрист. Воспитывался в иезуитском пансионе, частных пансионах Петербурга и Москвы, Пажеском корпусе. Прапорщик лейб-гвардии Преображенского полка (1821), поручик (1823), выйдя в отставку (1824), поступил в Деп. внешней торговли. Чл. Сев. об-ва (1823, принят А. В. Поджио). Знал о намерении декабристов ввести республиканское правление и о существовании Юж. об-ва. Арестован 23 дек. 1825, осужден по 8-му разряду, приговорен к бессрочной ссылке в Сибирь. Летом 1826 отправлен в Киренск Иркутской губ. В 1829 определен рядовым на Кавказ, участвовал в рус.-тур. войне 1828-29, затем служил в Астрахани. Прапорщик (1837), на гражд. службе в Ставрополе (1838). С 1839 - в центр. России, с 1843 жил в своем имении в Тульской губ. По амнистии 1856 Г. возвращен княж. титул. В 1856-57 - на службе (коллежский регистратор). В 1857 унаследовал состояние своего дяди по матери А. И. Толстого и титул гр. Остермана. Ум. от холеры. Д. С. Мережковский сделал Г. одним из гл. героев ром. "Александр I". |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГОЛИ́ЦЫН Дм. Ал. (1734-1803) - князь, дипломат, ученый и писатель, поч. чл. Петерб. АН (1778), академий Брюсселя, Стокгольма, Берлина, чл. Вольного экон. об-ва. С 1754 служил в Коллегии иностр. дел, с 1780 при рос. посольстве в Париже. Посол во Франции (1762-68), в Голландии (1768-98). Друг Вольтера и Дидро, посетитель франц. салонов и собраний у Мирабо, Г. с первых лет царствования имп. Екатерины II стал связующим звеном между нею и "князьями философии". Вел переговоры с Э. М. Фальконе о сооружении памятника Петру I в Петербурге. Приобрел рукопись и выпустил в Гааге три посм. соч. Гельвеция "О человеке", опубл. также "Историю войны между Россией и Турцией..." Кералио (1773). Написал "Трактат, или Сокр. метод, описание минералов" на франц. яз., 1794, (выдержал 4 изд.), был пред. Иенского минералогич. об-ва, к-рому завещал свою коллекцию. Петерб. АН анонимно выпустила труд Г. "Физическое описание Таврич. обл." (1785). Автор филос. работы "Защита г. Бюффона от несправедливых и недостойных нападок гг. Делюка и Сажа" (1793). Серьезно интересовался экон. теорией и политикой, давал советы вице-канцлеру А. М. Голицыну и имп. Екатерине II по вопросам экон. политики, подчеркивал, что принудит. труд и отсутствие у крестьян права собственности оказывают отрицат. влияние на развитие экономики и культуры России. В интересах дворянства требовал отмены крепостного права, постепенного освобождения крестьян от личной зависимости за выкуп и предоставления им собственности на движимое имущество. Земля, по мысли Г., должна остаться у помещиков, а крестьяне должны иметь право покупать или арендовать ее. Потрясенный Франц. рев-цией, Г. в 1796 выпустил книгу "О духе экономистов, или Экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы легли в основу франц. революции" (на франц. яз.). Автор убеждал государей Европы, что учение физиократов - лучшая защита "алтаря, трона, собственности". Сохранились многочисл. письма Г., воссоздающие интеллектуальную жизнь Европы 2-й пол. 18 в. Сын Г., Дмитрий Дмитриевич (1770-1840) - католич. священник, миссионер в Сев. Америке. |
ГОЛИ́ЦЫН Дм. Мих. (1665-1737) - князь, гос. деятель. Брат М. М. Голицына (старшего) и М. М. Голицына (меньшого), двоюр. брат В. В. Голицына. Комнатный стольник Петра I (1686), капитан Преображенского полка (1694). В 1697 отправлен в Италию "для науки воинских дел". В 1701 - посланник в Константинополе. В 1704-06 находился с отрядом в Польше для помощи союзнику России в Сев. войне курфюрсту Августу Саксонскому. В 1707-18 - киевский воевода, затем губернатор. В 1718-22 през. Камер-коллегии, сенатор. В 1723 по делу П. П. Шафирова лишен чинов и званий, подвергнут домашнему аресту; прощен по ходатайству имп. Екатерины I. После смерти Петра выступил против кандидатуры Екатерины I на рос. престол. Чл. "Верховного тайного совета" (1726-30), наиб. "сильная персона" среди "верховников". През. Коммерц-коллегии и сенатор при Петре II; после его смерти (1730) предложил пригласить в Россию герцогиню курляндскую Анну Ивановну. Автор т. н. "кондиций" (1730), ограничивавших власть императрицы. В 1736 привлечен к суду, обвинен в служебных злоупотреблениях, приговорен к смертой казни, замененной заключением в Шлиссельбургскую крепость, где вскоре умер. Аристократ, человек гордый и надменный, Г. был высоко образован и умен. Понимая необходимость расширения связей с Зап. Европой, в быту строго придерживался старых моск. устоев. В Киеве вокруг Г. сложилась школа переводчиков из духовной академии. Выполненные ими переводы полит. и ист. соч. составили основу богатейшей б-ки Г., хранившейся в подмоск. имении Архангельское (насчитывала ок. 6 тыс. книг: летописцы, хронографы, синопсисы, переводы на рус. яз. трудов Н. Макиавелли, Г. Гроция, Д. Локка и др., книги на нем., голл., исп., англ. и швед. языках). Петр I высоко ценил Г., не раз обращался к нему с поручениями о переводах книг. После ареста владельца б-ка конфискована, разошлась по учреждениям и частным рукам. Лит.: Корсаков Д. А. Из жизни рус. деятелей XVIII в. Казань, 1869. |
ГОЛИ́ЦЫН Мих. Ал-др. (1804-60) - князь, дипломат, коллекционер и библиофил. Дипломатич. поездки давали Г. возможность составить обширное собрание, включавшее картинную галерею, коллекцию скульптуры и предметов прикладного иск-ва и б-ку. На основе собрания Г. (где, среди проч., были произв. Тициана, Караваджо, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) наследники по его завещанию создали Голицынский музей в Москве, торжественно открытый 26 янв. 1865 (помещался в 5 залах моск. дома Г.). Голицынский музей стал одним из культурных центров Москвы кон. 19 в., ежегодно его посещало более 3 тыс. чел. Неоднократно издавались каталоги музея и б-ки. В 1886 коллекция была приобретена Имп. Эрмитажем. ----------------------------------- ГОЛИ́ЦЫН Мих. Ал-др. (1687-1775) - князь, отставной майор. Вырос в ссылке в Арханг. крае, где находился вместе с отцом и дедом, фаворитом царевны Софьи Алексеевны В. В. Голицыным. После смерти деда и возвращения семьи из ссылки (1714) послан Петром I учиться в Сорбонну. Одно время служил во флоте. За границей тайно вступил в брак с иностранкой католич. исповедания. В 1725 Синод развел его с женой, обвинил в принятии католичества и наложил епитимью. Имп. Анна Ивановна вызвала Г. ко двору и заставила исполнять "подлую должность" придворного шута (1732-40). По преданию, Г. обязан был подавать императрице квас, потому и получил прозвище Квасник. В 1739 Анна Ивановна устроила в знаменитом "ледяном доме" "потешную свадьбу" Г. и своей любимой шутихи Евдокии Ивановны Бужениновой. Анна Леопольдовна ликвидировала ин-т благородных шутов. Г. оставил службу и уехал в родовое имение. Превратности судьбы Г. привлекали внимание писателей (см. "Ледяной дом" И. И. Лажечникова, "Квасник и Буженинова" Ю. М. Нагибина). |
ГОЛИ́ЦЫН Мих. Мих. (меньшой) (1684-1764) - князь, гос. деятель, ген.-адмирал (1756), брат Д. М. Голицына и М. М. Голицына (старшего). Обучался мор. делу на судах голл. флота. Начал службу в 1703. С 1717 участвовал в Сев. войне. В сражении при Гренгаме (1720) командовал отрядом галер. Советник Адмиралтейств-коллегий (1726), переведен на гражд. службу и назначен през. Юстиц-коллегии (1727-32), сенатор (1728). В 1738 ему поручено стр-во флотилии на Дону, но за два года не построил ни одного корабля. Астраханский губернатор (1740-41), посол в Персии (1745-48). С 1748 - главнокомандующий флотом, вице-през. (1749) и през. (1756) Адмиралтейств-коллегий, петерб. губернатор (1753). Занимался стр-вом канала в Кронштадте, начатого еще при Петре I, облицовкой камнем берегов рек и каналов в С.-Петербурге. С 1762 в отставке. |
ГОЛИ́ЦЫН Ник. Бор. (1794-1866) - князь, виолончелист, переводчик, мемуарист. По заказу Г. Бетховен написал увертюру "Освещение дома" и три посв. князю струнных квартета (оп. 127, 130, 132, т. н. "голицынские"). Получил домашнее образование, с 1810 служил в квардии, в Отеч. войну 1812 отличился при Бородине и в др. сражениях. С 1826 служил на Кавказе при А. П. Ермолове и И. Ф. Паскевиче. В 1832-35 в Мин-ве финансов. Блестящий исполнитель-виолончелист, друг Л. Бетховена, пропагандист его творчества. Автор кн. "Записки, или Восп. о походах 1812, 1813 и 1814 гг." (М., 1938), неск. богословских работ о возможном соединении католич. и правосл. церквей, в т. ч. "О возможном соединении Рус. церкви с Западною..." (Париж, 1859), комедии "Губернаторская ревизия" (1845), стихов на франц. яз., вошедших в сб. "Essais poetiques" (1839). |
ГОЛИ́ЦЫН Ник. Сер. (1809-92) - князь, воен. историк, ген. от инфантерии (1880). Окончил Царскосельский лицей (1826), служил в Гв. Ген. штабе. Участник рус.-тур. войны 1828-29 и подавления польск. восстания 1830-31. Адъюнкт-проф. (1831), проф. (1834), нач. кафедры стратегии и воен. истории Воен. академии (1838-48). Дир. Уч-ща правоведения (1848). В 1850-51 - чл. воен.-цензурного и воен.-ученого к-тов, в 1852-55 - ред. газ. "Рус. инвалид". В 1857-64 руководил воен.-статистич. работами офицеров Ген. штаба, под его ред. издано описание 25 губ. России. С 1867 пост. чл. Воен.-ученого к-та Гл. штаба. С 1880 в оставке. Автор "Всеобщей воен. истории" (т. 1-15, 1872-78), "Рус. военной истории" (ч. 1-2, 1877-78), "Вел. полководцы истории" (ч. 1-2, 1875) и др. Чл. швед. Академии воен. наук. Лит.: Бескровный Л. Г. Очерки воен. историографии России. М., 1962. |
ГОЛИ́ЦЫН Юрий Ник. (1823-72) - князь, музыкант, потомок М. М. Голицына. Сын Н. Б. Голицына. С ранних лет посвятил себя музыке. Организовал большой хор (в 1842 из крепостных, в 1860-е гг. из любителей-добровольцев), с к-рым в качестве дирижера дал св. 500 концертов в России и за границей; исполнял рус. духовную и светскую музыку, нар. песни. В 1858 анонимно поместил заметки в герценовском "Колоколе", о чем стало известно имп. Александру II. Выслан из Петербурга в Козлов, в 1860 бежал за границу. Появление Г. в Лондоне описано А. И. Герценом в ч. 7 "Былого и дум". Герцен называл князя "крупным характеристическим обломком всея Руси". В 1862 Г. вернулся в Россию. Автор ок. 60 вокальных произв. и двух оркестровых фантазий; записок "Прошедшее и настоящее" (1870). |