Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 8, "ГОЛ"-"ГОП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 8, "ГОЛ"-"ГОП")

Голицына Евд. Ив

ГОЛИ́ЦЫНА Евд. Ив. (1780-1852) - урожд. Измайлова, жена кн. Сергея Михайловича Г. (1774-1859), выданная замуж повелением Павла I. Воспитывалась в Москве дядей, сенатором М. М. Измайловым, ведавшим стр-вом и реставрацией Моск. Кремля. Хозяйка лит. салона в Петербурге, красавица, известная под именем "Princesse Nocturne" ("Ночная принцесса"), адресат молодого А. С. Пушкина ("Краев чужих неопытный любитель...", "Простой воспитанник природы" и др.), на формирование личности к-рого оказала заметное влияние. Известна своим крайним патриотизмом, проявившимся как во время Отеч. войны 1812, так и в критике "Истории Гос-ва Российского" Н. М. Карамзина. Она принимала по ночам об-во литераторов, в осн. близких к об-ву "Арзамас", и ученых, т. к. Г. серьезно занималась математикой и философией. Под рук-вом акад. М. В. Остроградского Г. написала кн. "Об анализе силы". Не найдя себе места в николаевской России, княгиня последние десятилетия жила в Париже, где продолжала свои занятия и издавалась, но умерла в Петербурге. По ее завещанию были установлены награды воспитанникам воен. уч. заведений.

Е. И. Голицына. Худ. Л.-Э. Виже-Лебрён

Е. И. Голицына. Худ. Л.-Э. Виже-Лебрён

Голицына Нат. Петр.

ГОЛИ́ЦЫНА Нат. Петр. (1741-1837) - княгиня, урожд. графиня Чернышева, прототип "Пиковой дамы" А. С. Пушкина. Дет. годы провела в Англии, где получила прекрасное образование. В 1766 получила от Екатерины II первый приз - бриллиантовую розу за успешное участие в придворной карусели. Выйдя замуж за бригадира кн. Владимира Борисовича Голицына, умело управляла его имениями и заметно увеличила семейное состояние. До последних дней жизни сама распоряжалась хоз-вом и держала в подчинении всю семью и сына, кн. Дмитрия Владимировича Г. (1771-1844), моск. ген.-губернатора (1820-44). Своенравная княгиня пользовалась огромным влиянием в об-ве: ей представляли всех невест на выданье, а молодые офицеры, надев эполеты, приезжали к ней, как к начальству. Энергичной и умной Г. оказывали уважение все государи - от Екатерины II до Николая I. В коронацию имп. Александра I награждена орденом св. Екатерины, а в 1806 по просьбе дочери, графини Софьи Строгановой (1775-1845), назначена статс-дамой. Похоронена в Москве.

Голландские сады

ГОЛЛА́НДСКИЕ САДЫ́ - небольшие регулярные сады, основу художеств. композиции к-рых образуют яркие цветники, наряду с чем присутствуют мраморные скульптуры, фонтаны, зеленые кабинеты, крытые аллеи, разнообразные небольшие павильоны. Содержательно Г. С. выражают представления о мире, присущие эпохе барокко. В России Г. С. получили широкое распространение при Петре I, очень их любившем, став образцом для рус. сада европ. типа. Первые такие сады часто устраивали приглашенные из Голландии мастера: Я. Роозен (Летний сад), Л. Гарнихфельт (Петергоф). Из Голландии также привозили цветы, прижившиеся в рус. садовой культуре: розы, тюльпаны, нарциссы, гвоздики. Проекты Г. С. предлагались как образцы для устройства новых садов.

Хотя самые знаменитые сады Петровской эпохи - Летний сад и Петергоф - испытали также сильное воздействие франц. садовой культуры, они остаются Г. С. в своей основе, и справедливо признать, что из Г. С. выросло рус. садово-парковое иск-во (хотя этот источник забыт и обычно эти сады именуют теперь французскими). Сады в голландском вкусе продолжали устраивать и позже, даже в пору абсолютного господства англ. парков (напр., 4 Г. С. у дворца в Гатчине, созданных при Павле I). Г. С. и привезенные из Голландии цветы, наряду с морской терминологией, голландской живописью и бело-сине-красным флагом, стали органичным вкладом в рус. культуру.

Лит.: Лихачев Д. С. Поэзия садов. М., 1991.

Голлербах Эрих Фед

ГОЛЛЕРБА́Х Эрих Фед. (1895-1942) - библиофил, литературовед, искусствовед, художник-иллюстратор, писатель. Род. в Царском Селе, в обрусевшей нем. семье булочника-кондитера. Учился на естеств. отд. физ.-матем. ф-та Петерб. ун-та. В 1915 выступил в печати как поэт. Г. работал в Худож.-ист. комиссии дворцов Царского Села (1917-18). Опубл. первый сов. путеводитель "Детскосельские дворцы-музеи и парки", в к-ром половина текста дословно заимствована из труда С. Н. Вильчковского "Царское Село" (1910). В 1921-24 Г. работал в Рус. музее, один из организаторов Ленингр. об-ва библиофилов (1923). В 20-30-е гг. сотрудничал в сов. печати как литератор и худож. критик, печатал статьи о текущей худож. и лит. жизни. В 1933 арестован по сфальсифициров. обвинению во "вредит. деятности" ("дело Иванова-Разумникова"), до 1935 - в заключении. Опубл. ряд проблемных иссл., сыгравших важную роль в развитии отеч. иск-ведения: "История гравюры и литографии в России" (1923), "Портретная живопись в России. XVIII век" (1923), "Иск-во эпохи Возрождения и Нового времени" (1929), "Пути новейшего иск-ва на Западе и у нас" (1930) и др. Выпустил альбомы "А. С. Пушкин в портретах и иллюстрациях" (1937), "М. Ю. Лермонтов в портретах и иллюстрациях" (1941) и др. Автор изд. для библиофилов - "Портреты" (1926), "Город муз" (1927), монографий и статей о кн. графиках - М. В. Добужинском, Г. И. Нарбуте, М. А. Кирнарском. Г. погиб при эвакуации из блокадного Ленинграда, уже переехав через Ладожское оз.

Лит.: Мартынов П. Н. Полвека в мире книг. Л., 1969; Берков П. Н. История сов. библиофильства. М., 1971.

Голова

ГОЛОВА́ - наименование ряда адм. и воен. должностей в дорев. России. В вооруж. силах Рус. гос-ва 16-17 вв. существовали должностии стрелецкого Г. (командовал 500 стрельцами), пушкарского Г. (нач. гор. артиллерии), осадного Г. (отвечал за подготовку города к осаде) и др. В тот же период термин Г. применялся и для обозначения должностных лиц, выполнявших разл. управленч. функции: Г. "соляной" ведал казенной добычей соли, Г. "объезжий" руководил полиц. службой в городах и пр. "Жалованная грамота городам" (1785) учредила должность гор. Г., стоявшего во гл. органов гор. сословного самоуправления - Общей думы и Шестигласной думы. После гор. реформы 1870 гор. Г. руководили работой созданных в ходе реформы нов. органов гор. самоуправления - гор. дум. и гор. управ. Гор. Г. избирались гор. думами и утверждались в губ. городах - мин. внутр. дел, в прочих - губернатором. В Москве и Петербурге они назначались императором по представлению мин. внутр. дел из числа кандидатов, выдвигавшихся думами. В мелких городах, где гор. думы не образовывались, их функции выполняли гор. Г.

Голованов Ник. Сем

ГОЛОВА́НОВ Ник. Сем. (1891-1953) - дирижер, пианист, композитор. В 1900-09 учился в Моск. синодальном уч-ще у В. Орлова и А. Кастальского, затем работал дирижером Синодального хора. Окончил Моск. конс. как композитор у М. Ипполитова-Иванова и С. Василенко (1914). С 1915 - помощник хормейстера Большого т-ра, в 1919 дебютировал там как дирижер оперы "Сказка о царе Салтане". В 1919-28 и 1930-36 - дирижер, в 1948-53 гл. дирижер Большого т-ра, в 1937-53 - художеств. рук. и гл. дир. симфонич. оркестра Всесоюзного радио. Постоянно обращаясь к творчеству Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Чайковского и др. рус. композиторов, Г. великолепно чувствовал особенности оперного спектакля и своей энергией, неуемным темпераментом, организаторскими способностями и активностью немало способствовал популяризации рус. классики и соч. совр. авторов. Дирижировал также симфонич. концертами (первый исполнитель 5-й, 6-й и 22-й симфоний Н. Я. Мясковского). Как пианист-аккомпаниатор много выступал с женой, певицей А. В. Неждановой. В 1925-29 и в 1943-44 - проф. оркестрового и оперного классов Моск. конс. Нар. артист СССР (1948). Гос. премия СССР (1946, 1949, 1950, 1951). Автор двух опер, симфонии и др. сочинений.

Лит.: Гозенпуд А. А. Рус. сов. театр (1917-1941). Л., 1963; Хайкин Б. Бурный талант // Сов. музыка. 1968. № 8; Меньков А. Н. С. Голованов - интерпретатор "Бориса Годунова" М. П. Мусоргского // Муз. исполнительство и современность. М., 1988. Вып. 1.

Головин Ал-др. Як

ГОЛОВИ́Н Ал-др. Як. (1863-1930) - живописец, художник театра. В 1881 поступил в моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества на арх. отделение, но "любовь к живописи пересилила интерес к зодчеству". С кон. 1890-х гг. сближается с объединением "Мир иск-ва" (его чл. с 1902). В нач. творч. пути Г. пишет жанровые картины, портреты, натюрморты, занимается кн. графикой, мн. внимания уделяет декоративно-прикладному иск-ву. В 1900 вместе с К. А. Коровиным Г. оформил Рус. павильон на Всемир. выставке в Париже, где получил золотую медаль по отделу прикладного иск-ва и серебряную - за майолики. В 1900 Г. дебютирует как художник в Большом т-ре (оформление оп. К. Керещенко "Ледяной дом"). В мае 1901 по приглашению дир. имп. т-ра В. А. Теляковского переезжает в Пб., становится гл. консультантом дирекции по худож. вопросам. При участии Г. на муз. и драм. сценах созданы многочисл. спектакли: оперы и балеты М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, пьесы И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Ф. К. Сологуба, Ж. Б. Мольера, Г. Ибсена, Г. Д’Аннунцио и мн. др. Оперой М. Мусоргского "Борис Годунов" в декорациях Г. открылись "Рус. сезоны" С. П. Дягилева (1908). Для "Русских балетных сезонов" Г. оформил "Жар-птицу" И. Стравинского (1910). В содружестве с В. Мейерхольдом созданы спектакли "У врат царства" К. Гамсуна (1908), "Дон-Жуан" Ж. Б. Мольера (1910), балет на музыку К. В. Глюка "Орфей" (1911), "Заложники жизни" Ф. Сологуба (1912), "Гроза" А. Островского (1916), опера "Каменный гость" А. Даргомыжского (1917), замысел пост. оперы С. Прокофьева "Игрок" (1917), "Маскарад" М. Лермонтова (1917) - последняя премьера имп. т-ра. Последние театр. эскизы Г., уже тяжело больной, выполнил к спектаклям МХТ "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П. О. Бомарше (1927) и "Отелло" У. Шекспира (1930). Г. - автор ряда портретов деятелей рус. культуры - Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова (1912), Н. К. Рериха (1906), М. А. Кузмина (1910), В. Э. Мейерхольда (1917), неск. автопортретов.

Головин Конст. Фед

ГОЛОВИ́Н Конст. Фед. (1843-1913) - писатель, выступавший под псевд. К. Орловский. Из старинного дворянского рода. Учился в Пажеском корпусе, окончил юрид. ф-т Петерб ун-та (1859-62). Служил во II отделении Собственной Е. И. В. Канцелярии (с 1863) и Мин-ва гос. имущества (с 1878). Один из наиб. активных сотр. ж. "Русский вестник". Приобрел известность как автор антинигилистич. романов ("Вне колеи", 1882, "Молодежь", 1887-89 и др.). Заметную роль в жизни Петербурга играли "среды" в доме Г., в нач. 20 в. превратившиеся во влиятельный полит. салон. Полит. и обществ. позиция сторонника земско-дворянской оппозиции отразилась в его кн. "Рус. роман и рус. об-во" (1897).

Головин Ник. Ник

ГОЛОВИ́Н Ник. Ник. (1875-1944) - воен. историк, ген.-лейтенант Ген. штаба (1917). Окончил Пажеский корпус (1894) и Николаевскую академию Ген. штаба (1900). В 1894-97 служил в лейб-гвардии Конно-арт. бригаде, в 1901-1902 - в 37-й пех. и 2-й гв. пех. дивизиях, в 1903-1904 - в штабе войск гвардии и Петерб. Воен. округа, в 1905 - в Варшавской крепости, на разл. штабных должностях. В 1905-09 и. д. зав. передвижением войск Петерб. и Двинского р-нов, чл. Об-ва ревнителей воен. знаний. Занимался популяризацией отеч. истории, автор кн. "Моя первая рус. история в рассказах для детей" (СПб., М., 1905, переизд. - М., 1993). В 1907 защитил дисс. по воен. психологии, экстраординарный (с 1909 ординарный) проф. Николаевской академии Ген. штаба. В 1914 ком. 20-го драгунского Финляндского полка, позднее - ком. лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Участник Галицийского сражения (авг.-сент. 1914). С нояб. 1914 - ген.-квартирмейстер штаба 9-й армии, с окт. 1915 - и. д. нач. штаба 7-й армии. Участвовал в разработке св. 30 армейских операций, в т. ч. Брусиловского прорыва 1916. С апр. 1917 нач. штаба Румын. фронта. Участвовал в переговорах о предоставлении помощи Белому движению. С лета 1919 - нач. штаба Сиб. армии, руководил обороной Омска, автор Петропавловской наступательной операции (1919). В окт. 1919 эвакуирован в Токио. В 1920 переехал во Францию. Автор иссл. "Из истории кампании 1914 г. на Рус. фронте", (Прага - Париж, 1925-1940), "Танки в минувшую войну и в будущую" (Прага, 1925), "Наука о войне" (Париж, 1938), "Воен. усилия России в мировой войне" (Париж, 1940) и др., изд. на разных яз. В 1927 организовал Высшие зарубежные воен.-науч. курсы систематич. изучения воен. дела, предназначавшиеся для чл. Рус. общевоинского союза (РОВС). Способствовал открытию филиалов курсов в Белграде и Брюсселе. Сторонник активной борьбы против Сов. России и видный чл. РОВС. В 1920-23 входил в состав конспиративной орг-ции "Центр действия". После оккупации Франции герм. войсками в 1942 служил в Управлении делами рус. эмигрантов, сотрудничал в газ. "Парижский вестник". Поддерживал ген. А. А. Власова, способствовал пополнению власовских батальонов рус. офицерами из РОВС.

Головин Фед. Ал

ГОЛОВИ́Н Фед. Ал. (1650-1706) - граф (1701) - гос. и воен. деятель, дипломат, ген.-адмирал (1699), ген.-фельдм. (1700). Составил и заключил Нерчинский договор 1689 с Китаем. Участник Азовского похода 1696, командовал первой рус. эскадрой на Азовском м. Был вторым (после Ф. Лефорта) полномочным послом "Великого посольства" в Зап. Европу (1697-98). В 1697-1700 ближайший сотрудник Петра I, кот-й называл Г. своим другом. Иностранцы нередко именовали его "первым министром". С 1700 возглавлял Посольский приказ. Участвовал в создании росс. флота, совм. с Петром I вел секретные переговоры о заключении договоров с Саксонией и Данией (1699). Вместе с П. Б. Возницыным подготовил посольство Е. И. Украинцева в Константинополь для заключения мира с Турцией. В 1699 назначен нач. Воен.-мор. приказа. В том же году первый кавалер ордена Андрея Первозванного. В 1700 начальник Посольск. приказа, одновр. ведал Ямским приказом и Оружейной, Золотой и Серебряной палатами. Ввел гербовый сбор в России. Принимал участие в орг-ции рус. регулярной армии. Заведовал моск. Школой математич. и навигацких наук (с 1701) - первым спец. мор. учеб. заведением в стране. В 1701 сопровождал Петра I в Биржи (Курляндия), где был подтвержден союз между Петром I и Августом II, в 1704 подписал рус.-польский договор. В канцлерство Г. была создана система пост. рос. представителей за границей, под его рук-вом определена рус.-тур. граница на Кубани и в Поднепровье (1703-05).

Головкин Гавриил Ив

ГОЛО́ВКИН Гавриил Ив. (1660-1734) - гос. деятель, граф Священной Римской империи (1707), граф Рос. империи (1709), родственник Н. К. Нарышкиной - матери Петра I. С 1676 состоял при молодом Петре, сопровождал его в поездках, в т. ч. за границу, в военных походах. Пользовался доверием царя. С 1706 стоял во главе Посольской канцелярии и Посольского приказа, с 1718 - през. Коллегии иностр. дел. С 1709 - гос. канцлер, с 1717 - сенатор. После смерти Петра I продолжал играть заметную роль в политич. жизни России, был сторонником Анны Ивановны, ее 1-м кабинет-министром. Имел репутацию искушенного царедворца, одного из богатейших людей империи (в частности, владел Каменным о-вом в С.-Петербурге). По мнению современников, отличался чрезвычайной скупостью.

Головкина Соф. Ник

ГОЛО́ВКИНА Соф. Ник. (род. 1915) - артистка балета, педагог. Окончила Моск. хореограф. уч-ще в 1933 (кл. А. Чекрыгина). В 1933-59 ведущая балерина Большого т-ра. Среди ролей: Раймонда ("Раймонда), Аврора ("Спящая красавица"), Китри ("Дон-Кихот"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Мария, Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Никия ("Баядерка"), Царь-Девица ("Конец-Горбунок"), Светлана ("Светлана"), Лиза ("Тщетная предосторожность"), Диана Мирель ("Пламя Парижа"), Сванильда ("Коппелия"), Параша ("Медный всадник"), Хозяйка Медной горы ("Сказ о каменном цветке") и др. Г. всегда умело акцентировала эффектные хореографич. позы, а ее высокотехничный и динамичный танец утверждал героико-оптимистич. стиль исполнения классич. и совр. балетов. Сильные духом и бесстрашные героини Г. представали женщинами земными, жизнерадостными, ни в чем не знающими поражений. С 1960 директор и педагог классич. танца Моск. хореографич. уч-ща. Среди ее учениц Н. Бессмертнова, Н. Сорокина, А. Михальченко. Нар. артистка СССР (1973). Гос. премия СССР (1947).

Головнин Ал-др Вас.

ГОЛОВНИ́Н Ал-др Вас. (1821-86) - гос. деятель, поч. чл. Петерб. АН (1861). Сын В. М. Головнина. Окончил с зол. медалью Александровский лицей (1839). В 1843-48 секр. Особенной канцелярии Мин-ва внутр. дел, в 1848-59 служил в Гл. мор. штабе, один из рук. ж. "Морской сборник". Содействовал посылке в 1850-х гг. экспедиций литераторов и ученых с целью изучения быта народов России. Убежденный сторонник необходимости всесторонних преобразований соц. и гос. устройства страны, один из видных представителей т. н. либеральных бюрократов, участник подготовки мн. реформ 1860-70-х гг. В 1861-66 мин. нар. просвещения. Участвовал в подготовке ун-тского устава 1863, устава гимназий, врем. правил печати 1865. После покушения Д. В. Каракозова на имп. Александра II (1866) уволен с поста министра. Занимался сбором ист. док-тов о царствовании имп. Александра II.

Соч.: Записки для немногих // Вопросы истории. 1996. № 1-2, 4-6, 9-10; 1997. № 1-11.

Лит.: Рождественский С. В. Ист. обзор деят-ности Мин-ва нар. просвещения. СПб., 1902.

Головнин Вас. Мих.

ГОЛОВНИ́Н Вас. Мих. (1776-1831) - мореплаватель, вице-адмирал (1830), чл.-корр. Петерб. АН (1818). Окончил Мор. шляхетный кадет. корпус (1793). В 1795-1801 служил на Балт. флоте, участвовал в ряде походов и сражений. В 1802-06 стажировался в англ. флоте. В 1807-09 совершил кругосветное плавание на шлюпе "Диана", по приходе в Петропавловск-Камчатский обследовал и нанес на карту Курильские и Шантарские о-ва. На о. Кунашир схвачен японцами, неск. лет провел в плену. В 1817-19 совершил 2-е кругосветное плавание на шлюпе "Камчатка". Пребывание в Японии и кругосветные путешествия описал в книгах "Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812, 1813 годах. С приобщением замечаний его о японском гос-ве и народе" (ч. 1-3, 1816), "Путешествие шлюпа "Диана" из Кронштадта в Камчатку в 1807-1809 гг." (1819), "Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе "Камчатка" в 1817, 1818, 1819 гг." (ч. 1-2, 1822). Сокращ. описание путешествий Г. переиздано в его "Соч." (1949). В 1821 Г. назначен пом. дир. Мор. корпуса, с 1823 ген.-интендант флота. За 8 лет под его рук-вом построено св. 200 кораблей, в т. ч. 10 первых в России пароходов. Воспитал плеяду мореплавателей, среди к-рых Ф. П. Литке, Ф. П. Врангель и др. Именем Г. наз. пролив в Курильской островной гряде, мыс и гора на Новой Земле, мыс на п-ове Ямал.

Лит.: Давыдов Е. В. Головнин. М., 1968.

Головной убор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Головня Анат. Дм

ГОЛОВНЯ́ Анат. Дм. (1900-82) - кинооператор. Учился в Гос. техникуме кинематографии. Был ассистентом А. Левицкого. С 1925 постоянно снимал ф. Вс. Пудовкина.

Г. - оператор острой экспрессивной графич. манеры. Для выявления эмоц.-смыслового содержания кадра использовал ракурс, четкое распределение света и тени. Умело передавал мат-льность, плотность, фактурность объекта, особенно в портретных кадрах. Снимал в осн. проф. актеров, особо выделяя свойства их психофизич. фактуры (ф. Пудовкина "Мать", 1926, "Конец Санкт-Петербурга", 1927, "Потомок Чингисхана", 1929). В 30-40-е гг. снимал сложные в постановочном отношении ист. ф. "Минин и Пожарский" (1939), "Суворов" (1941), "Адмирал Нахимов" (1947), "Жуковский" (1950, три последних - совм. с Т. Лобовой).

С 1934 преподавал в ВГИКе. Автор кн. и статей по теории операторского иск-ва.

Среди ф.: "Шахматная горячка", "Механика головного мозга" (оба - 1925), "Дезертир" (1933), "Пир в Жирмунке" (1941), "Неуловимый Ян" (1943, два последних - совм. с Т. Лобовой). Гос. премия СССР (1947, 1951).

Лит.: Голдовская М. А. Д. Головня // Десять операторских биографий. М., 1978. Вып. 1.

Головщина

ГОЛОВЩИ́НА - в домонг. Руси "головничество", плата за голову, т. е. за убийство, пеня убийцы в пользу родственника убитого. По мнению ряда исследователей, такого рода компенсации постепенно приходили на смену кровной мести в архаич. об-вах. Зачастую они сосуществовали с кровной местью. "Русская Правда" дает альтернативу: "аще не будет кто мьстя". Термин Г. существовал в Моск. Руси 14-17 вв., а также в землях Сев.-Зап. Руси, встречался в Новгородской и Псковской судных грамотах (запись о душегубстве 1435), бытовал и в Вел. кн-ве Литовском, в состав к-рого вошли мн. др.-рус. земли. На Руси 14-17 вв. термин Г. известен и в значении убийства, уголовного дела об убийстве, им обозначался также и определ. вид пошлины с человека.

Голос

ГО́ЛОС (в музыке) - 1) (певческий) - способность воспроизводить муз. звуки разл. высоты, ограниченные определ. диапазоном, посредством физиологич. голосового аппарата, где различают три отдела: органы дыхания, гортань с голосовыми связками и артикуляц. аппарат с системой резонаторных полостей, с помощью к-рого образуются гласные и согласные звуки. Особое значение имеют также грудной и головной резонаторы, придающие Г. характерный тембр, звонкость, силу и полетность. У необученного певца тембр Г. меняется на разл. участках шкалы диапазона, хорошо обученный с помощью спец. упражнений (постановки Г.) певец умеет сохранить единство тембра своего Г. во всем его диапазоне и при любых переходах из регистра в регистр. Г. подразделяются на мужские (бас, баритон, тенор), женские (контральто, меццо-сопрано, сопрано) и детские (альт, дискант), совпадающие по диапазону с женскими. Каждый голос индивидуален, и на практике нередко артисты успешно справляются с партиями, предназнач. для др. голоса: басы поют баритоновую партию (Шаляпин пел Демона), баритоны - басовую, меццо-сопрано часто поют контральтовые партии, т. к. контральто встречаются редко. Г. условно разделяются по характеру: мягкие и нежные наз. лирическими, мощные, с металлич. оттенком - драматическими. Различают и смешанный тип Г. - лирико-драматический, а также буффо (комический) и характерный (со специфич. тембром). Подвижность Г. придает ему характеристику - колоратурный (в наст. время колоратурой обычно обладают только высокие сопрано, в отличие от 18 - нач. 19 в., когда колоратуру развивали во всех голосах). В нотации вокального соч. композитор обычно указывает общий тип Г. (сопрано, тенор, бас и т. п.), лишь в редких случаях конкретизируя его характер. Практика транспонирования вокального соч. в др. тональность позволяет исполнять произв., написанные для высоких Г., - низкими, и наоборот.

2) Одна из мелодич. линий, входящих в структуру многоголосия. Прообраз Г. в многоголосии - реальный Г. певца или хоровая партия. Совокупность мелодизированных Г. образует многоголосную фактуру, а характер их движения формирует тот или иной тип голосоведения: устойчивое число Г. и их относит. равноправие (самостоятельность) свойственны полифоническому многоголосному (см. Полифония), выделение одного (обычно верхнего) Г. в качестве ведущего - гомофонно-гармоническому (см. Гомофония) складу.

3) Партия отд. инструмента в оркестровом соч. или отд. группы голосов (например, теноров) в хоровом соч., выписанная на отд. листы из партитуры для разучивания и исполнения.

4) Мотив, мелодия песни (устар.), отсюда выражение: петь словесный текст на Г. какой-либо известной песни.

Лит.: Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии. В 3 вып. М., 1937; Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. М., Л., 1952; Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л., 1967; Дмитриев Д. Б. Основы вокальной методики. М., 1968; Назаренко И. К. Иск-во пения. М., 1968.

Голощёкин Давид Сем

ГОЛОЩЁКИН Давид Сем. (род. 1944) - джазовый музыкант и композитор. Начинал концерт. деят-ность как солист-пианист в джаз-оркестре И. В. Вайнштейна. В 1969 Г. создал инструмент. ансамбль, в измененном составе существующий до наст. времени (пост. солистка-вокалистка - Э. Трафова). В репертуаре ансамбля - классич. джазовые композиции и произв. Г., к-рый выступает солирующим музыкантом на неск. инструментах (ф-но, флюгельгорн, скрипка). Творч. манера Г. тяготеет к импровизац. джазу классич. стиля, что позволило музыканту неоднократно выступать в ансамблях ("jam-sessions") с ведущими джаз. музыкантами мира (Д. Эллингтон, Д. Гиллеспи и др.).

Г. одним из первых в России стал работать над синтезом джаза и "серьезной" музыки. В 1974 впервые выступил солистом в посв. ему "Концерте для симфонического оркестра, трех электрогитар и солирующих инструментов" С. М. Слонимского. В 1988 Г. открыл в СПб. "Джаз-филармоник-холл" - первую джаз. филармонию в России. Ведет джаз. программы на радио, ТВ, организует конкурсы молодых джаз. музыкантов, гастроли зарубежных джазменов. Автор муз. к драм. спектаклям и к/ф. Засл. арт. России (1990).

"Голубая роза"

"ГОЛУБА́Я РО́ЗА" - худож. объединение, назв. по одноим. выставке, открывшей новый этап в истории рус. иск-ва. В выставке (1907, Москва, организована журналом "Зол. руно") приняли участие А. А. Арапов, П. Д. Бромирский, В. П. Дриттенпрейс, И. А. Кнабе, Н. П. Крымов, В. П. Кузнецов, А. Т. Матвеев, В. Д. и Н. Д. Милиоти, Н. П. Рябушинский, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, Н. П. Феофилактитов, А. В. Фонвизин. Определ. общность в творчестве участников позволяет рассматривать их иск-во как сложное и многоликое течение. На становление стиля группы б. влияние оказало творчество В. Э. Борисова-Мусатова, упорное стремление участников Г. Р. к обновлению живописного языка нашло отражение в плоскостной и декор. стилизации, мягкости цветовой гаммы, обращении к ориентализму. Глубокий лиризм образов отразил мистико-символистские искания рус. иск-ва нач. 20 в.

Лит.: Мастера "Голубой розы". Каталог выставки. М., 1925.

Голубинский Фед. Ал-др.

ГОЛУБИ́НСКИЙ Фед. Ал-др. (1797-1854) - протоиерей, богослов, проф. Моск. дух. академии. После окончания дух. академии в 1818 вплоть до своего ухода из нее преподавал историю философии, читал курсы лекций по метафизике, этике. Считается родоначальником отеч. духовно-академич. традиции в философии и философии религии. Но суждение о его взглядах основано лишь на воспоминаниях современников и записях слушателей его лекций, опубл. в 1884. На формирование воззрений Г. повлияли филос. и теологич. идеи протестантизма, а также рационализм зап.-европ. философии. Г. выстроил свою систему метафизики, где вопросы богословия органически связаны с филос. проблемами. Цель метафизики - утверждать истины догматические, а система философии становится введением к богословию, философией религии. В богопознании необходимо переходить от мира, от человека, от осознания своей личности к Богу (эту идею впоследствии будет развивать В. И. Несмелов), а потом возвращаться к ясному познанию конечного, целей, отношений, т. е. от философии идти к богословию, а от богословия - к учению о мире. Философия должна проследить, как осн. нити закономерностей сходятся в Боге, должна возбуждать в человеке потребность искания Божеств. мудрости. Вера, по Г., не должна препятствовать филос. размышлениям, т. к. они потверждают и объясняют ее. Концепция Г. подготовила появление осн. принципов апологетики в рус. православии, преемниками Г. стали столпы академич. мысли 19 в. В. Д. Кудрявцев-Платонов и А. И. Введенский.

Соч.: Лекции по умозрительному богословию. М., 1884; Лекции по философии. М., 1884. Вып. 1-2.

Голубки

ГОЛУБКИ́ - см. Колокольчики.

Голубкина Анна Сем

ГОЛУ́БКИНА Анна Сем. (1864-1927) - скульптор, училась в классах А. О. Гунста и О. М. Волхина (1889-90), Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1891-94), Высшем худож. уч-ще АХ (1894-95), в студии В. Коларосси (Париж, 1895). В 1897-99 работала в собств. мастерской в Париже, пользовалась советами О. Родена, совершала поездки в Париж и Лондон (1903-04) с целью изучения работы в мраморе; активный участник рус. рев. движения (1905-1907). Автор произв., воплотивших тему пробуждения нар. самосознания ("Железный", 1897; "Идущий", 1903; "Раб", 1909 и др.). Г. принадлежит первый в рус. иск-ве пам. К. Марксу (1905). Мн. произв. Г. 1900-10-х гг. созвучны стилю модерн, в них нашли отражение стремление художника передать таинств. проявления природы и жизни человека, поиски символич. решений ("Туман", 1899; "Волна" - горельеф на фасаде здания МХАТа, 1901; "Земля", 1905 и т. д.). Конфликт духовного и материального - тема большинства произв. Г., несущих в себе обычно печать драматизма. Центр. место в творчестве Г. занимает портрет, отразивший сложность духовных переживаний людей переходной эпохи, смятение чувств, вечную тему борьбы добра и зла (В. Г. Чертков, 1926; Л. Н. Толстой, 1927; и др.). Импрессионистич. текучесть скульптурных форм (бронза, дерево, мрамор) у Г. всегда соответствует эмоц. состояниям портретируемых. Важное значение для осмысления иск-ва скульптуры имеет кн. Г. "Неск. слов о ремесле скульптора" (М., 1923).

Лит.: А. С. Голубкина. Письма. Неск. слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., 1983.

А. С. Голубкина. Портрет Л. Н. Толстого

А. С. Голубкина. Портрет Л. Н. Толстого

Голубов Вл. Ильич

ГО́ЛУБОВ Вл. Ильич (1908-48) - театр. критик. В 1931 окончил Ленингр. ин-т инж. сообщения; с 1925 регулярно публиковал статьи по вопросам т-ра и балета под псевд. В. Глинский, В. Потапов и др. Один из первых с кон. 1930-х гг. критиковал отеч. драмбалет за обеднение танц. языка, подмену содержания балета его сюжетом. Автор (совм. с А. Бассехесом) сценария балета "Милица". С 1945 отв. секретарь ж. "Театр". Трагически погиб вместе с С. Михоэлсом в Минске в янв. 1948. Книга Г. "Танец Галины Улановой" (первая монография о балерине, 1948) вышла посмертно.

Голубовская Над. Иос.

ГОЛУБО́ВСКАЯ Над. Иос. (1891-1975) - пианистка, клавесинистка, педагог. В 1900-10 училась у А. А. Розановой, неск. уроков получила у А. Н. Есиповой. Занималась в классах ансамбля А. К. Глазунова и Ф. М. Блуменфельда, аккомпанировала скрипачам в кл. Л. С. Ауэра (сыграла с юными Я. Хейфецем и М. Полякиным многие скрипичные сонаты Бетховена), вокалистам в кл. Н. А. Ирецкой. С 1915 интенсивно концертировала как солистка и ансамблистка (в 1916-33 - в ансамбле с певицей З. П. Лодий, с 1931 - со скрипачом М. Б. Рейсоном.) С 1932 выступала как клавесинистка. Исполнит. иск-во Г. отличали тонкий вкус, глубина понимания разл. стилей, гармоничное сочетание непосредственно-интуитивного и худож.-аналитич. начала. В репертуаре Г. богаче всего представлены произв. 18-19 вв. (Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шуман и др.). С 1920 преподавала в Ленингр. конс. (с 1935 - проф.); в 1941-44 - зав. каф. Свердловской, в 1945-63 - консультант Таллинской конс. Среди воспитанников Г. - В. В. Нильсен, М. В. Карандашова, А. З. Угорский, Е. В. Шишко. Г. - автор ряда соч. для фп., в т. ч. каденций к концертам Гайдна, Моцарта, Бетховена, транскрипций и обработок, а также кн. "Иск-во педализации" (1967), ряда статей (часть опубл. в кн.: О муз. исполнительстве, 1985). Засл. артистка РСФСР (1937).

Лит.: Бронфин Е. Ф. Надежда Иосифовна Голубовская // В фортепианных классах Моск. конс. Л., 1968; Коган Г. М. Вопросы пианизма: Избр. статьи. М., 1968. С. 426-427.

Голубой мундир

ГОЛУБО́Й МУНДИ́Р - в 19 - нач. 20 в. иносказат. название жандарма.

Гольденвейзер Ал-др Бор.

ГОЛЬДЕНВЕ́ЙЗЕР Ал-др Бор. (1875-1961) - пианист, композитор, педагог, муз. деятель, публицист. Окончил Моск. конс. по кл. фп. (1896) у П. А. Пабста (ранее занимался у А. И. Зилоти) и по кл. комп. (1897) у М. М. Ипполитова-Иванова. Занимался контрапунктом у А. С. Аренского и С. И. Танеева. Для духовного развития молодого музыканта б. значение имело общение с Л. Н. Толстым, для формирования Г. как пианиста - контакты с С. В. Рахманиновым, А. Н. Скрябиным, Н. К. Метнером. С 1906 творч. жизнь Г. тесно связана с Моск. конс. (в 1906-61 - проф. по кл. фп.; в 1936-59 - зав. каф. фп.; в 1918-19 - помощник дир., в 1919-22 - проректор, в 1922-24 - ректор, в 1932-34 - зам. дир., в 1939-42 - дир.). Г. - активный участник перестройки муз. образования после рев-ции, автор многочисленных статей и докладов о разработке системы подготовки музыкантов. Видный представитель моск. школы пианизма, выступал как солист и ансамблист. Интерпретации Г. отличались глубоким проникновением в замысел автора, тонким чувством стиля, бережным отношением к деталям текста. Г. воспитал б. 200 музыкантов; среди них: С. Е. Фейнберг, Г. Р. Гинзбург, Л. И. Ройзман, Т. П. Николаева, Д. А. Башкиров, Д. Д. Благой, З. А. Сосина, Л. Н. Берман, Р. В. Тамаркина, Я. Р. Гинзбург, А. Л. Каплан, Л. М. Левинсон, композиторы С. А. Евсеев, Д. Б. Кабалевский, В. В. Нечаев, В. Г. Фере. Г. известен как редактор соч. И. С. Баха, В. Скарлатти, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шумана, Ф. Листа, П. И. Чайковского, а также автор опер "Пир во время чумы" (1942), "Певцы" (1942-43), "Вешние воды" (1946-47), кантаты "Свет Октября" (1948); соч. для оркестра: увертюра (1895-97), 2 рус. сюиты (1946); кам.-инстр. соч., пьес, романсов для голоса с фп. Оставил воспоминания о Л. Н. Толстом ("Вблизи Толстого". Т. 1-2. 1922-23; 2-е изд. - 1959), о Рахманинове (1957), о Танееве (1952). Муз.-пед. взгляды Г. обобщены в ст.: "О муз. исполнительстве" (1958), "Советы мастера", "Об исполнительстве. О редактировании" (обе - 1965) и др. Автор кн. Исполнит. комментариев "32 сонаты Л. Бетховена" (1966). Д-р иск-ведения (1940). Нар. артист СССР (1946). Гос. премия СССР (1947).

Лит.: Николаев А. А. Исполнит. и пед. принципы А. Б. Гольденвейзера // Мастера советской пианистич. школы: Очерки. М., 1954; Гольденвейзер А. Б. Статьи, мат-лы, воспоминания. М., 1969.

А. Б. Гольденвейзер

А. Б. Гольденвейзер

Гольдштейн Бор. Эмм

ГОЛЬДШТЕ́ЙН Бор. Эмм. (1921-87) - скрипач, педагог. Начал заниматься в Одессе у П. С. Столярского, продолжил занятия в Москве у А. И. Ямпольского в Особой дет. группе при Моск. конс., где учился у Л. М. Цейтлина, окончил у К. Г. Мостраса (1953). С 11 лет вел активную концертную деят-ность. Лауреат Всесоюзного (1933) и Междунар. конкурсов: им. Г. Венявского (Варшава, 1935) и им. Э. Изаи (Брюссель, 1937). Его игрой восхищались Я. Хейфец, Н. Мильштейн, Г. Пятигорский, Ж. Тибо, И. Сигетти. С 1941 - солист Моск. филармонии. В 1948-53 - преподаватель Муз. уч-ща при Моск. конс., с 1959 - Муз.-пед. уч-ща им. Гнесиных, где среди его учеников был З. Брон. Г. - первый исполнитель Концертного аллегро Глиэра, концерта О. Фельцмана, Концертной фантазии и посв. Г. сонаты № 2 Г. Фрида, концерта и сонаты А. Рзаева, Арии Г. Галынина, а также ред. б. 100 муз. произв. Его партнерами по ансамблю были A. Каплан, Я. Флиэр, Э. Селькина, B. Петрушанский, Н. Вальтер, И. Козловский, А. Гедике, Г. Баринова, Р. Баршай, Л. Евграфов. С 1974 жил в Германии (Ганновер), с 1976 - проф. Высш. муз. школы в г. Вюрцбурге. Успешно гастролировал в странах Зап. Европы с дочерью Ю. Гольдштейн-Манц, выступал с ведущими оркестрами мира. На последнем концерте в Израиле в 1987 продемонстрировал "безупречный вкус, блеск и законченность техники, своеобразие фразировки и артикуляции, неповторимое обаяние звука".

Лит.: Сорокер Я. П. Борис Гольдштейн. Иерусалим, 1989.

Гольцев Вик. Ал-др.

ГО́ЛЬЦЕВ Вик. Ал-др. (1850-1906) - критик, публицист. Род. в дворянской семье. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1872). Активный земский деятель, входил в партию "Народное право" (1893-94; подвергался арестам). В кон. жизни стал чл. кадетской партии.

Лит. деят-ность начал в кон. 1870-х гг. Сотрудничал как публицист и критик в ж. "Вестник Европы", "Рус. богатство", "Дело" и др., с 1885 - фактич. ред. ж. "Рус. мысль", где опубл. осн. критич. и публицистич. работы. По филос. взглядам близок позитивизму. Автор теоретич. работ о природе иск-ва (сб. "Об искусстве", 1890), статей о Н. А. Некрасове, Н. А. Добролюбове, А. П. Чехове, В. Г. Короленко и др. Отстаивая обществ. задачи иск-ва, Г. отдавал должное литераторам разл. эстетич. позиций (А. А. Фет, А. А. Григорьев). Личность Г., его грандиозный темперамент привлекали внимание мн. писателей (Чехов, Короленко, Г. И. Успенский), делая его центром разл. кружков и обществ.

В. А. Гольцев

В. А. Гольцев

Голявкин Вик. Влад

ГОЛЯ́ВКИН Вик. Влад. (род. 1929) - прозаик, дет. писатель. Окончил худож. уч-ще в Сталинабаде (Душанбе) (1953) и Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде (1960). Печатается с 1958. Автор книг, повестей, рассказов "Тетрадки под дождем" (1959), "Мой добрый папа" (1964), "Рисунки на асфальте" (1965), "Ты приходи к нам, приходи" (1968), "Привет вам, птицы" (1969), "Полосы на окнах" (1971), "Удивительные дети" (1972), "Обыкновенные дела" (1981), "Любовь и зеркало" (1991) и др., а также ром. для взрослых "Арфа и бокс" (1969). Герои почти всех книг Г. - дети, через призму восприятия к-рых показаны люди и события. Сатирич. рассказ Г. "Юбилейная речь", публикация к-рого в ж. "Аврора" (1981, № 12) совпала с 75-летием Л. И. Брежнева, вызвал большой обществ. резонанс, что привело к репрессивным мерам в отношении редколлегии журн. и его ред. В. В. Торопыгина. Г. - автор киносценариев "Мой добрый папа" и "Слон и Боба"; иллюстратор нек-рых своих книг.

Гомофония

ГОМОФО́НИЯ - вид многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие и подчинением последних развитию главного. Г. противопоставляется полифонии, к-рой свойственно равноправие голосов. С др. стороны, Г. и полифония вместе, как виды многоголосия, противопоставляются монодии - одноголосию без сопровождения.

Лит.: Мазель Л. А. О мелодии. М., 1952; Асафьев Б. В. Муз. форма как процесс. Л., 1963; Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ муз. произв. Эл-ты музыки и методика анализа малых форм. М., 1967.

Гонзага Пьетро ди Готтардо

ГОНЗА́ГА (Гонзаго) Пьетро ди Готтардо (1751-1831) - живописец, мастер театрально-декорат. живописи, создатель парков. Учился в Венеции и Милане. Испытал влияние Дж. Лиранези (итал. архитектор и гравер 18 в.). С 1792 работал в России. Декорат. живопись Г. изобилует иллюзионистич. эффектами, стирающими грань между реальной архитектурой и росписями (галерея Гонзаго и другие фрески на фасадах дворца в Павловске, 1822-23, сохр. небольшие фрагменты; плафон Большого зала, впервые исполнен по эскизу в 1950-х гг.); по свидетельствам современников, собаки пытались вбежать, а птицы влететь в созданное иллюзорное пространство Гонзаговых фресок. Там же Г. продолжил создание парка, романтически развивая принципы англ. парков. Пейзажи Г. театрализованы, он ставит отд. деревья, купы и рощи так, что гуляющий видит их как бы в центре сценич. площадки, границы и задник к-рой образованы остальной растительностью, и при движении в центр сцены выдвигаются новые "герои", а прежние сливаются с "кулисами", этот процесс взаимопереходов непрерывен, постоянно выдвигая что-то в центр пространства и соответственно внимания. Планировка дорожек предельно проста, действо развертывается в отдалении от зрителя, постоянно ощущающего себя на границе сцены или картины и устремляющегося все дальше в манящую даль, недосягаемую, как мечта. Эти пейзажи районов "Белой березы" и "Парадного поля" Павловского парка - гимн стихиям Воздуха и Земли. В том же парке Г. создал Новошалейные пруды - каскад скрытых среди густых зарослей в глубоких оврагах прудов с неподвижными водами (их можно назвать гимном Воде и Земле; эстетика этого р-на парка переходна от английского парка к следующим формам пейзажных парков), и Красную долину вдоль р. Славянки, обрамленную вековыми деревьями и уходящую в бесконечность. Работы Г. в Павловске завершили художеств. открытие рус. пейзажа.

Г. создал также многочисл. иллюзорные архит. декорации для т-ров, гл. обр. в С.-Петербурге (сохр. лишь декорации для т-ра в Архангельском). Устраивались спектакли, состоявшие только из созерцания его декораций, медленно сменявшихся перед изумленными зрителями.

Лит.: Гонзага Пьетро Готтардо: Жизнь и творчество, 1751-1831. Моногр. иссл. С. Я. Сыркиной и соч. М., 1974. С. 259-263; Пьетро Гонзаго: Выставка произведений / Гос. Эрмитаж. Л., 1980.

Гончаренко Олег Георг

ГОНЧАРЕ́НКО Олег Георг. (1931-86) - спортсмен, конькобежец, з. м. с. (1953). Первый сов. конькобежец - победитель мирового первенства. Абс. чемп. мира (1953, 1956, 1958), Европы (1957, 1958), СССР (1956, 1958). Бронзовый призер зимних Олимпийских игр 1956 на дистанциях 5000 и 10000 м.

Гончаров Анд. Дм

ГОНЧАРО́В Анд. Дм. (1903-79) - график, живописец. Нар. художник РСФСР (1979), чл.-корр. АХ СССР (1973). Учился в Москве в частных студиях, в Гос. свободных худож. мастерских и ВХУТЕИНе (1918-27) у И. И. Машкова, А. В. Шевченко, В. А. Фаворского, П. Я. Павлинова. Мастер станковой гравюры и книжной графики. Автор илл. к произв. рус. и заруб. лит-ры. В оформлении книги реализовал идею синтеза всех ее эл-тов, создавал эмоционально насыщенные образы, выявлял живописные возможности черно-белой гравюры, работал преим. в области ксилографии (илл. к произв. В. Шекспира, 1956-57; А. П. Чехова - "Вишневый сад", 1964; Ф. М. Достоевского, 1970; и др.), а также станковой, монументальной и театр.-декорат. живописи. Участвовал в оформлении станций Моск. метрополитена, павильонов ВДНХ СССР, сов. павильонов на междунар. выставках. Преподавал во ВХУТЕИНе, Моск. ин-те прикладного и декорат. иск-ва (с 1947), Моск. полиграфич. ин-те и др.

Соч.: Об иск-ве графики. М., 1960; Художник и книга. М., 1964.

Лит.: Холодковская М. З. А. Гончаров. М., 1961.

Гончаров Вас. Мих.

ГОНЧАРО́В Вас. Мих. (1861-1915) - режиссер, сценарист. До 1907 - ж.-д. чиновник. Автор сценария "Стенька Разин" (1907), по к-рому снят первый рус. худож. ф. "Понизовая вольница" (1908). Один из первых проф. рус. кинорежиссеров. В жанре ист. лубка снял ф.: "Ермак Тимофеевич - покоритель Сибири" (1909), "Смерть Иоанна Грозного" (1909), "Воцарение дома Романовых" (1913). В жанре киноиллюстрации классики - "Песня про купца Калашникова" (1909), "Русалка" (1910), "Генерал Топтыгин" (1910), "Преступление и наказание" (1910). В "песенном" жанре - "Ухарь-купец" (1909), "Ванька-ключник" (1909), "Хаз-Булат" (1913). Наиб. успеха достиг в больших киноиллюстрациях. Г. принадлежит первый рус. кинобоевик "Оборона Севастополя" (1911), в к-ром ему удалось организовать масштабные натурные съемки. Впервые в структуру худож. ф. включены док. кадры, снимались подлинные участники Севастоп. обороны. Задуманный как монархич. агитка, ф. объективно стал рассказом о героизме рус. воинов и жителей Севастополя. Среди др. ф. - "Чародейка", "Жизнь и смерть Пушкина", "Коробейники" (по Некрасову), "Наполеон в России", "Пасхальная картинка из времен царя Алексея Михайловича" (все - 1910), "Покорение Кавказа" (1913).

Лит.: Лихачев Б. История кино в России. Л., 1927; Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963.

Гончаров Ив. Ал.-др.

ГОНЧАРО́В Ив. Ал.-др. (1812-91) - писатель. Род. в Симбирске в купеч. семье. Окончил словесный ф-т Моск. ун-та (1834) Служил чиновником на родине, затем в С.-Петербурге. С 1835 сблизился с семьей художника Н. А. Майкова, был дом. учителем его детей А. Н. и В. Н. Майковых, входил в лит. кружок Майковых, помещал в рукописных журналах кружка свои первые произв. - стихи и повести. В 1842 написал очерк "Иван Савич Поджабрин" (опубл. 1848). В 1846 познакомился с В. Г. Белинским, имевшим на Г. большое влияние, сблизился с кругом литераторов ж. "Современник" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, П. В. Анненков и др.), где опубл. первый ром. "Обыкновенная история" (1847), в к-ром отчетливо проявились объективность таланта Г. и его способность пластически-живописного воспроизведения мира - конфликт восторженного юноши-романтика и умудренного жизнью скептика, практического человека. Ром. был воспринят как "страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму" (Белинский) и в то же время укор "арифметическому здравому смыслу" (В. П. Боткин). В 1852 Г. на два года отправляется в кругосветное путешествие (кн. путевых очерков "Фрегат Паллада", 1858). С 1855 Г. становится цензором, впоследствии ред. официозной газ. "Северная почта", чл. Гл. управления по делам печати. В качестве цензора Г. способствовал публикации нек-рых изв. произв. ("Тысяча душ" А. Ф. Писемского, "Село Степанчиково и его обитатели" Достоевского) и в то же время неоднокр. вступал в конфликты с радикальной печатью ("Современник", "Русское слово"). В 1859 появляется второй ром. Г. "Обломов", работа над к-рым шла б. десяти лет. В образе гл. героя ром. воплощены черты нац. характера и психологии. Современники усматривали в Обломове то "нежную, любящую" высокую поэтическую натуру (А. В. Дружинин), то "байбака"-помещика, представителя выросшей на почве крепостного права "обломовщины" (Н. А. Добролюбов). Третий ром. Г. "Обрыв" (1869) создавался ок. 20 лет. В многосторонней картине рус. жизни, нарисованной Г. (столица и провинция, любовь, семья, взаимоотношения поколений, проблемы иск-ва), наиб. споры вызвал образ "нигилиста" Марка Волохова, в к-ром демокр. критики (М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. В. Шелгунов, А. М. Скабичевский) увидели карикатуру на молодое поколение. Попытки Г. объясниться с критикой и публикой ("Предисловие к роману "Обрыв", 1869, "Намерения, задачи и идеи романа "Обрыв", 1872) не были доведены до печати. Г. вошел в историю рус. культуры также как автор значит. критич. статей, среди к-рых - классич. разбор комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" ("Мильон терзаний", 1872), "Заметки о личности Белинского" (1881), размышления о собств. творчестве "Лучше поздно, чем никогда" (1879).

И. А. Гончаров

И. А. Гончаров

Гончарова Нат. Сер.

ГОНЧАРО́ВА Нат. Сер. (1881-1962) - живописец, график, художник театра. В 1899 поступила в моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества на отд. живописи, где встретилась с будущим супругом и творч. единомышленником М. Ларионовым. В ранний период испытала влияние фовизма ("Автопортрет с желтыми лилиями", 1907). Принимала участие в выставках ж. "Золотое руно", объединений "Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Мишень". Осн. внимание уделяла темам, связанным с жизнью рус. деревни и города. Гротескная экспрессия, доведенный до максимального напряжения цвет, рубленые формы сближают жанровые произв. Г. с лубком ("Уборка хлеба", 1907, "Мытье холста", 1910, "Крестьяне, собирающие яблоки", 1911). Для творчества Г. характерно стремление к преодолению станковизма, поиск новых худож. возможностей в монументально-декорат. живописи и плакате ("Портрет Ларионова и его взводного", 1910-11). Сочувствовала идеям футуризма и синтетич. кубизма ("Натюрморт с окороком", "Фабрика", "Велосипедист", все - нач. 1910-х гг.), вместе с Ларионовым стала создателем т. н. лучизма и рус. примитивизма. В 1914 написала цикл литографий "Мистич. образы войны", свидетельствующие о родстве творчества Г. с экспрессионизмом. В 1914-24 Г. - одна из центр. фигур дягилевских "Рус. сезонов". Среди крупнейших европ. художников (в т. ч. П. Пикассо), сотрудничавших с дягилевской антрепризой в этот период, авторитет Г. был огромен. "Золотой петушок" перевернул всю совр. декорацию, весь подход к ней" (М. Цветаева). Для "Рус. сезонов" Г. оформила балеты "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова (1914), "Литургия" (1914, не осущ.), "Испания" на муз. Ж. Бизе (1916), "Свадебка" (1923) и "Жар-птица" (1926) И. Стравинского. В др. т-рах ею оформлены спектакли "Веер" К. Гольдони (1914, Камерный т-р), "Романтич. приключения итальянской балерины и маркиза" (1931, балетная труппа Б. Романова, Нью-Йорк), "Золушка" на муз. К. Эрланже (1938, Ковент-Гарден, Лондон), "Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского (1940, "Рус. балеты", Париж) и др. С 1914 жила в Париже.

Гончарство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гоппе Герман Дм

ГО́ППЕ Герман Дм. (1836-85) - издатель, типограф. Книгопродавец в европ. кн. фирмах, Г. в нач. 60-х гг. по приглашению М. О. Вольфа приехал в Петербург для заведования нем. отделением его кн. магазина. Прослужив здесь до 1867, Г. (совм. с Германом Корнфельдом) осн. в Петербурге собств. изд-во. Единственное изд. - "Всеобщая адресная книга С.-Петербурга" (1867-68) С 1867 изд-во Г. выпускало "Всеобщий календарь". С 1870 изд-во Г. начало выпускать также "календари-ежедневники". С учетом ситуации на кн. рынке Г. приступает к изд. журналов мод "Моды и новости" (1867-68), "Модный свет и модный магазин". Это позволило приступить в 1869 к выпуску гл. детища Г. - еженед. журн. "Всемирная иллюстрация", в к-ром новым и самым важным явился худож. отдел. Тираж журнала в 1878 достиг 11000 экз., в нем участвовало б. 50 художников, на него работало 12 граверных мастерских. В 1869-78 журнал поместил на своих страницах почти 7000 рис. Г. привлек к сотрудничеству И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина. "Всемирная иллюстрация" выходила до 1889 и послужила той полиграфич. базой, на к-рой создавались подарочные, роскошно изд. альбомы изд-ва Г.: "Альбом 200-летнего юбилея Петра Великого" (1872), "Альбом рус. сказок и былин" (1875), "Иллюстриров. описание Всероссийской художеств.-промышл. выставки в Москве" (1898), "Венчание рус. государей на царство. Начиная с царя Михаила Федоровича до Императора Александра III" (1883). Изд-во Г. выпускало также сер. науч.-попул. книжек "Б-ка моих старших детей", романы Майн-Рида, ж. "Огонек" (1879-81, среди авторов Г. П. Данилевский, Вс. В. Крестовский, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, А. А. Фет). После смерти Г. изд-во, руководимое Э. Д. Гоппе, братом Германа Дм., просуществовало до 1914.

Предыдущая страница Следующая страница