Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 9, "ГОР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 9, "ГОР")

Горбаневская Нат. Евг

ГОРБАНЕ́ВСКАЯ Нат. Евг. (род. 1936) - поэт, участница правозащитного движения 1960-х - 70-х гг. Училась на филол. ф-те Моск., затем Ленингр. ун-та (закончила заочное отд. в 1964). Ранние стихи Г. получили поддержку и одобрение Б. М. Эйхенбаума, позже А. А. Ахматовой. Г. была дружна с ленингр. группой молодых поэтов (Бродский, Бобышев, Найман, Рейн), к-рым Ахматова в шутку говорила, что им недостает женского имени (подразумевая свою собств. роль в группе акмеистов).

Первая подборка стихов появилась в самиздатском ж. "Феникс" (1961). В 1965-68 в печати опубл. 9 стих. Впоследствии Г. исключила большинство ранних стихов из осн. собрания и на этом основании дезавуировала в спец. письме, переданном из Бутырской тюрьмы, сб. "Стихи" (Франкфурт-на-Майне, 1969), выпущенный без ее ведома на основе старых самиздатских подборок. Стихи тех лет Г. оформляла в виде небольших машинописных тетрадок, к-рые и стали композиц. основой последующих сборников, особенно трех первых - "Побережье" (1973, корректор И. Бродский), "Три тетради стихотворений" (1975) и "Перелетая снежную границу" (1979).

Участвовала в ряде акций демократич. движения, была инициатором и основателем ж. "Хроника текущих событий" (выходил с апреля 1968) - вероятно, наиб. значительного достижения движения (в год ее отъезда журнал поместил статью ""Хроника" о своем основателе"). 25 авг. 1968 была одной из 8 участников демонстрации против вторжения в Чехословакию. Не была осуждена вместе с остальными демонстрантами, т. к. кормила новорожденного ребенка, успела до ареста составить документ. книгу о демонстрации "Полдень. Дело о демонстрации авг. 1968 г. на Красной площади" (Франкфурт-на-Майне, 1970). Арестована 24 дек. 1969, присуждена к принудит. лечению в Казанской спец. психиатрич. больнице, освобождена 22 февр. 1972. В 1975 эмигрировала во Францию, с 1976 живет в Париже, работала в ж. "Континент", на радиостанции "Свобода"; с 1981 работает в газ. "Рус. мысль".

В лирике Г. большое место занимает политич. тематика, однако наиб. показательны те стихи, в к-рых эта линия сливается с традиц. лирич. темами, звучащими всегда трагично. Для Г. характерна игра на этимологич. или квазиэтимологич. связях, на паронимиях и аллитерациях. С этим, возможно, связана и особая роль темы музыки (еще в ранних стихах, написанных после ареста Бродского: "Мой сын мал. Он / говорит вместо "музыка" - "мука"). Хорошо разработана цитатная техника, вплоть до того, что нек-рые краткие стихотворения оказываются почти центонами. Последнее время Г. составляет автокомментарий к своим стихам, ориентированный прежде всего на указание "источников" (рабочее название "Где что плохо лежало"). В последних сборниках, особенно "Цвет вереска", - эксперименты с "расшатыванием" метра (в рамках классич. размеров).

Соч.: Побережье. Ann Arbor, 1973; Три тетради стихотворений. Bremen, 1975; Перелетая снежную границу. 1974-1978. Paris, 1979; Ангел деревянный. Ann Arbor, 1982; Чужие камни. NY., 1983; Переменная облачность. Paris, 1985; Где и когда. Paris, 1985; Цвет вереска. Эрмитаж. N. Y., 1993; Набор. М., 1996; Не спи на закате. Почти полное избранное. СПб., 1996; Кто о чем поет. М., 1997.

Горбатов Бор. Леонт.

ГОРБА́ТОВ Бор. Леонт. (1908-54) - прозаик. Род. в Донбассе в семье служащего. Учился в школе г. Бахмут (ныне Артемовск). Первый рассказ Г. "Сытые и голодные" - в газ. "Всесоюзная кочегарка" (Артемовск); (1922). Г. - один из организаторов объединения пролет. писателей Донбасса "Забой" (1924). С 1925 - в Москве, где, по словам Ю. Н. Либединского, "со всем пылом юности" отдался работе оргсекретаря РАППа. Службу в армии проходил в г. Аларицих на турецкой границе (1930-31). Впечатления армейской жизни - в кн. очерков "Горный поход" (1932). Пов. "Ячейка" (1928) - воспоминания комсомольской молодежи Донбасса. Ром. "Мое поколение" (1933). В нач. 30-х гг. в качестве корреспондента "Правды" Г. ездит по стране, создает очерки о людях труда (сб. "Коминтерн", 1932; "Мастера", 1933). В 1935 зимует на о. Диксон, в 1936 - снова в Арктике, совершив перелет над Сев. мор. путем (кн. рассказов "Обыкновенная Арктика", 1940). В годы Вел. Отеч. войны Г. - воен. корреспондент газ. "Правда", сотр. фронтовой печати (цикл очерков "Письма товарищу", 1941-44; письмо "О мире", 1945; пов. "Алексей Куликов - боец", 1942; "Рассказы о солдатской душе", 1943). Наиб. известность получила напечатанная в "Правде" романтико-патриотич. пов. "Непокоренные" (1943). Зиму 1945-46 Г. провел на Филиппинах и в Японии, о чем написал кн. "Человек из сословия эта" (1953). Вернулся к шахтерской теме в ром. "Донбасс", задуманном как эпопея, но незавершенном (1-я кн. - 1951). Г. - автор пьес "Юность отцов" (1944), "Закон зимовки" (1947), "Одна ночь" (1944, опубл. 1956) и неск. сценариев.

Горбачёв Мих. Сер.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Горбовский Глеб Яков

ГОРБО́ВСКИЙ Глеб Яков. (род. 1931) - поэт. Род. в Ленинграде в семье учителей. Отец был репрессирован. В годы Вел. Отеч. войны Г. мальчиком оказался в оккупации. В 1945 вернулся в Ленинград, учился в ремесленном уч-ще. Попал в колонию для малолетних преступников, откуда бежал на поиски отца (автобиогр. пов. Г. "Первые проталины"). Учился в полиграфич. техникуме. Сменил много профессий, был рабочим в геологич. эксп. на Сахалине, в Якутии и др. Печатается с сер. 50-х гг. Связан с плеядой молодых ленингр. поэтов-геологов. Первый сб. стих. - "Поиски тепла" (1960), затем - "Спасибо, земля" (1964). Стал известен в 60-х гг. как автор неопубл., почти нецензурных стих. (напр., цикл "Пивная пена") и песен, нек-рые из них (напр., "Когда качаются фонарики ночные") стали фольклорными. Поздняя лирика Г. - "Черты лица", 1982, "Отражения", 1986 и др. Пишет стихи для детей ("Городские вывески", 1964, "Разговоры", 1979, и др.). В 70-е гг. обратился к прозе (повести "Снег небесный", "Вокзал", "Под музыку дождя", "Плач за окном" и др.).

Горбунов Ив. Фед

ГОРБУНО́В Ив. Фед. (1831-95) - актер и литератор. Дебютировал в Малом т-ре в 1854. С 1855 - на сцене Александрин. т-ра. Лирико-комедийный актер, удачно передававший бытовые манеры персонажей и черты внеш. характерности. Среди ролей: Кудряш - "Гроза", Афоня - "Грех да беда на кого не живет", Гриша - "Воспитанница", Ипполит - "Не все коту масленица", Мухояров - "Правда хорошо, а счастье лучше" (все А. Н. Островского), Кутейкин - "Недоросль" Д. И. Фонвизина, Тугоуховский - "Горе от ума" А. С. Грибоедова, второй мужик - "Плоды просвещения" Л. Н. Толстого, Ваня - "Ночное" М. А. Стаховича. Лит. деят-ность начал в т. н. "Молодой редакции" "Москвитянина", рук. А. Н. Островским, влияние к-рого он испытал и как литератор, и как актер. Г. пишет жанр. сцены и осн. на житейских наблюдениях рассказы (сб. "Сцены из народного быта"), наиб. известные - "Постоялый двор", "Самодур", "На реке". Выступал также как чтец-рассказчик собств. произв. Собирал мат-лы по истории рус. т-ра, опубл ряд ст. о рус. актерах.

Горбунов-Посадов Ив. Ив

ГОРБУНО́В-ПОСА́ДОВ Ив. Ив. (наст. фам. - Горбунов) (1864-1940) - издатель, педагог, редактор, писатель. С 1897 руководил изд-вом "Посредник", к-рое возникло в Петербурге в 1884 по инициативе Л. Н. Толстого, под рук. В. Г. Черткова и П. И. Бирюкова. Осн. цель "Посредника" - пропаганда взглядов Л. Н. Толстого и "толстовцев" в виде доступной для народа по цене худож. и нравоучит. лит-ры. Издания "Посредника" печатались в типографии И. Д. Сытина, взявшего на себя также и их распространение. В "Посреднике" вышел ряд произведений Л. Н. Толстого и его "Круг чтения", книги В. М. Гаршина, В. Г. Короленко, М. Горького, Г. Торо, Р. Эмерсона и др. Л. Н. Толстой принимал активное участие в работе "Посредника". С 1898 Г.-П. выпускал в "Посреднике" "Б-ку для детей и юношества". Кроме того, "Посредник" издавал книжные серии "Деревенская жизнь и крестьянское хозяйство" (лит-ра прикладного характера), "Для интеллигентного читателя" (популяризация толстовского учения), ж. под ред. Г.-П. - "Маяк", "Свободное воспитание" и др. Г.-П. опубликовал ряд собств. нравств.-назидат. и нар. рассказов. После Окт. рев-ции Г.-П. рук. до 1925 изд-вом "Посредник", выпускавшим в осн. дет. лит-ру и назидат. произв. Л. Н. Толстого, и работал в системе нар. образования.

Лит.: Сорок лет служения людям. Сб. статей, посвящ. обществ.-лит. и книгоиздат. деят-ности И. И. Горбунова-Посадова. М., 1925; Чертков В. Г. Издательство "Посредник" и его сотрудники // Антюхин Г. В. Друзья Л. Н. Толстого Г. А. Русанов и В. Г. Чертков. Воронеж., 1983.

Горданов Вяч. Вяч.

ГОРДА́НОВ Вяч. Вяч. (1902-83) - кинооператор. Окончил в 1927 Ленингр. фотокинотехникум (ЛИКИ), где преподавал в 1933-38. На "Ленфильме" снял, вместе с др. операторами 14 картин, в т. ч. "Адрес Ленина" (1929) - дебют Г., "Фриц Бауэр" (1930), "Плотина" (1932) и "Беглец" (1932), в к-рых Г. вместе с реж. В. Петровым и худож. Н. Суворовым уделил большое внимание изобразит. стороне ф., стремясь использовать выразит. возможности киноиск-ва: ракурс, освещение, применение различной оптики, возможности светотени и т. д. Работы Г. рубежа 20-х - 30-х гг. развивают традиции, залож. на "Ленфильме" в сер. и кон. 20-х гг. операторами А. Москвиным и С. Беляевым, к-рые вместе с Г. считаются основателями широко изв. ленингр. школы операторского мастерства. Среди др. ф. - "Гроза" (1934, приз МКФ в Венеции, 1934), "Петр Первый" (1-я сер., совм. с В. Яковлевым, 1937), "Маскарад" (1941, реж. С. Герасимов), "Академик Иван Павлов" (совм. с М. Магидом, Л. Сокольским, Е. Кирпичевым, реж. Г. Рошаль, 1949).

С 1937 активно участвует в работе сектора по освоению цветных киносъемок на "Ленфильме" и в 1940 вместе с оператором М. Магидом снимает короткометражный цветной эксперимент. ф. "Осень". Все годы войны снимал бои на Ленингр. фронте и жизнь осажденного города.

Соч.: Люди, профессия, жизнь // Иск-во кино. 1983. № 1.

Лит.: Кинооператор В. Горданов. Л., 1973.

Гордеев Вяч. Мих.

ГОРДЕ́ЕВ Вяч. Мих. (род. 1948) - артист балета и балетмейстер. Окончил Моск. хореографич. уч-ще в 1968 (кл. П. Пестова). В 1968-89 ведущий танцовщик Большого т-ра. Первый исполнитель партии Принца ("Деревянный принц"). Среди др. ролей: Базиль ("Базиль"), Щелкунчик ("Щелкунчик"), Дезире ("Спящая красавица"), Спартак ("Спартак"), Альберт ("Жизель"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Ферхад ("Легенда о любви"), Клавдио ("Любовью за любовь"), Сергей ("Ангара"), Юноша ("Шопениана"). Виртуозный танцовщик, обладающий упругим прыжком и четким вращением, Г., шлифуя мелкие движения, придавал им особое изящество. В дуэтах с партнершей (ею в 1975-85 неизменно была Н. Павлова) его танец обретал мягкость и лиризм. За внешей сдержанностью героев Г. часто скрывалась юнош. непосредственность. Был хореографом (совм. с Б. Барановским) и исполнителем гл. роли в т/ф-концерте "Поэмы" на муз. Ф. Листа (1981). С 1984 худож. рук. и директор ансамбля "Моск. балет" - Моск. т-р "Русский балет". Поставил около 30 хореографич. миниатюр.

В. М. Гордеев

В. М. Гордеев

Гордеев Фед. Гордеевич

ГОРДЕ́ЕВ Фед. Гордеевич (1744-1810) - скульптор. Представитель классицизма. Худож. образование получил в Имп. АХ в С.-Петербурге (1759-67, с 1802 - ректор). Продолжил образование в Париже (1767-72) у скульптора Ж. Б. Лемуана, затем в Риме. Барочная патетика ранней манеры Г. сменяется ясностью, спокойствием и благородством классицистич. форм, преобладавших в зрелый период творчества мастера. Осн. произв.: "Прометей" (гипс, 1769, и бронза); рельефы фасадов и интерьеров дворца в Останкино (1794-98); рельефы Казанского собора в С.-Петербурге (1804-07); надгробия Н. Голицыной (1780) и А. Голицына (1788). Рук. установкой памятников имп. Петру I (скульптор Э. М. Фальконе) и фельдм. А. В. Суворову (скульптор М. Козловский), отливкой бронзовых статуй для фонтанов в Петергофе.

Лит.: Рогачевский В. М. Ф. Г. Гордеев. М., 1960.

Ф. Г. Гордеев. Надгробие Н. М. Голицыной. 1780

Ф. Г. Гордеев. Надгробие Н. М. Голицыной. 1780

Гордин Арк. Моис.

ГО́РДИН Арк. Моис. (1913-97) - историк рус. лит-ры пушкинского времени, взаимосвязей лит-ры и иск-ва 19 - нач. 20 в., теоретик и практик музейного дела. Окончил ЛГПИ (1935). Работал в Ленингр. отд. Учпедгиза (1938-41), возглавил редакцию рус. лит.-ры. Привлек к работе над учебниками и уч. пособиями М. К. Азадовского, Б. В. Томашевского, Н. П. Андреева, П. Н. Медведева, В. Е. Евгеньева-Максимова, Э. Ф. Голлербаха, Л. В. Щербу и др. В 1940 рук. созданием первой мемориальной экспозиции в Доме-музее Пушкина в Михайловском. В 1941-42 - лектор Дома Красной армии. Объезжал с лекциями передовые части Ленингр. фронта, был вывезен из блокадного города по льду Ладоги. В 1943-45 - доц. Нижнетагильского учительского ин-та, одновременно дир. ср. школы и преподаватель рус. лит-ры. В 1945-49 в качестве науч. руководителя восстанавливал Пушкинский заповедник. В ходе кампании "борьбы с космополитизмом" уволен с работы. Преподавал в веч. школе, на заочном филол. ф-те ЛГПИ (1950-56), зам. дир. по науч. части Всесоюзного музея Пушкина в 1957-63.

Соч.: Пушкин в Михайловском: Лит. экскурсии. Л., 1939; В. Г. Белинский в портретах, иллюстрациях, документах. Л., 1951; Пушкинский заповедник. М.; Л., 1952; Н. В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах. Л., 1959; А. С. Грибоедов и В. Г. Белинский в портретах, иллюстрациях, документах. Л., 1955; И. А. Крылов и В. Г. Белинский в портретах, иллюстрациях, документах. Л., 1966; Крылов в Петербурге. Л., 1969; Пушкин в Псковском крае. Л., 1970; По пушкинским местам. Л., 1971; А. Блок в портретах, иллюстрациях, документах. Л., 1973; Пушкинский Петербург. Л., 1974; Путешествие в пушкинский Петербург (совм. с М. А. Гординым). Л., 1983; "Волшебные места, где я живу душой". Л., 1986; Александр Блок и рус. художники. Л., 1969; Пушкин в Михайловском. Л., 1989; Пушкинский век. СПб., 1995.

Гордлевский Вл. Ал-др.

ГОРДЛЕ́ВСКИЙ Вл. Ал-др. (1876-1956) - востоковед-тюрколог, специалист по яз., лит-ре, фольклору и истории тюркских народов. Акад. (1946). Одним из первых Г. обратился к проблеме тур. заимствований в арабском яз., анализу др. лексики караимов на осн. старых переводов Библии. Значит. работа была проделана Г. в обл. изучения тюркизмов в рус. яз., о чем свидетельствует его участие в подготовке к печати "Толкового словаря рус. языка" под ред. Д. Н. Ушакова. Изучал иранистику, арабистику, исламоведение и их историографию. Всеобщее признание получили ист. работы Г., где наряду с описанием событий проводится глубокий анализ соц.-экономич. жизни народов. Спец. работы посв. экономике Турции. Автор серии очерков по истории востоковедения. Мн. сделал для создания вост. фондов Публичной б-ки Ленинграда, где проработал 16 лет зав. отделом. Св. 40 лет занимался пед. деят-ностью.

Соч.: Грамматика турецкого языка. 1928; Избр. сочинения. М., 1960-68. Т. 1-4.

Лит.: Библиография печатных работ чл.-корр. АН СССР, проф. В. А. Гордлевского (К 70-летию со дня рождения). М., 1946; К 75-летию: Сб. статей. М., 1963. С. 49-51.

Горе

ГО́РЕ - персонаж нар. песен и сказок. Изображается как существо мифол. природы ("зародилось от сырой земли", "из-под камешка из-под серого", "из-под кустышка с-под ракитова"), с нищенским обликом ("в лаптишечки... пообулося", "в рогозиночки... понаделося", "тонкой лычинкой подпоясалось"). Г. привязывается к доброму молодцу, нарушившему патриархальные нормы быта, оторвавшемуся от своей среды, мешает ему вернуться к обычной жизни, отклоняет от брака, дает советы ("в горе жить - некручинну быть"). Преследование доброго молодца Г. описывается в символ. картинах (за "соколом" гонится "черный ворон", на "рыбу-щуку" набрасывается "невод" и т. д.). Герой либо укрывается от Г. в монастыре, либо Г. загоняет его в могилу и тогда закапывает и оплакивает молодца. Есть также песни о том, как Г. преследует девушку, доводя ее до гибели. В образе Г. персонифицируется несчастная судьба, доля человека.

Фольклорные представления и мотивы, связанные с образом Г., преломились в лит. произв. 17 в. - "Повести о Горе-Злосчастии".

Горельеф

ГОРЕЛЬЕ́Ф (франц. haut-rélief - букв. "высокий рельеф") - вид скульптуры, в к-ром изображение выступает над плоскостью фона б. чем на половину своего объема. Г. чаще встречается в архитектуре, но может существовать самостоятельно. Для Г. используются камень, бронза, дерево и т. п. В одном произв. нередко применяются рельефы разной высоты, создающие неск. планов. Г. успешно использовались в античную эпоху (метопы Парфенона в Афинах, 5 в. до н. э.; Пергамкий алтарь, 2 в. до н. э. и т. д.). Пример сочетания низкого рельефа с Г. в эпоху Возрождения - "Райские двери" Флорентийского баптистерия (1425-52). В Др. Руси Г. встречаются в 14-15 вв. в церк. и светской архитектуре, в качестве украшения крестов (фигура Христа на кресте Никольского погоста близ Ростова Великого, 14 в.,), икон (Г. "Чудо Георгия о змие", 16 в. Широкое распространение Г. получает в России 18 - 1-й пол. 19 в. Превосходный пример сочетания разл. видов рельефа - скульптурный декор, в т. ч. иконостаса Петропавловского собора (1722-26). Иск-вом Г. владели такие крупные мастера, как Ф. Г. Гордеев, И. П. Мартос, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др. Сер. и 2-я пол. 19 в. отмечены созданием И. П. Витали колоссальных Г. зап. и юж. фронтонов Исаакиевского собора. Г. используют во 2-й пол. 19 в. М. М. Антокольский, М. О. Микешин и др. Модерн рубежа веков вызвал к жизни разнообразие форм скульптуры, в т. ч. и Г. Иск-во Г. получает широкое распространение в 1930-50-е гг., в тематике наблюдаются разнообразные проявления культа личности. 1960-80-е гг. открывают новый этап в использовании Г.

Горемыкин Ив. Логгинович

ГОРЕМЫ́КИН Ив. Логгинович (1839-1917) - гос. деятель. Происходил из старин. дворян. рода. Крупный землевладелец Новгород. губ. Начал службу в канцелярии 1-го департамента Сената. В 1864 - комиссар по крест. делам в Царстве Польском. С 1873 - в Мин-ве внутр. дел. С 1891 - товарищ мин. юстиции, с 1894 - сенатор. 2 апр. 1895 назначен товарищем мин. внутр. дел, 15 окт. того же года - мин. внутр. дел. Проводил политику контрреформ (принял репрессивные меры в отношении печати, произвел пересмотр судеб. уставов и т. д.). С 1899 - чл. Гос. совета. С 24 апр. по 8 июля 1906 и в 1914-16 вновь - пред. Совета министров. Добился роспуска 1-й Гос. думы. Занимал враждебную позицию по отношению к Гос. думе и "прогрессивному блоку".

И. Л. Горемыкин

И. Л. Горемыкин

Горенки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Горенштейн Фридрих Наум

ГОРЕНШТЕ́ЙН Фридрих Наум. (род. 1932) - прозаик, драматург. Отец - проф. политэкономии, погиб в ГУЛАГе. Детство Г. прошло на Украине, во время войны - на Кавказе в дет. доме. Был строит. рабочим (1949). После окончания Днепропетровского горного ин-та (1955) - инж. на шахтах Урала и Украины. В нач. 60-х гг. вольнослушатель на Высш. сценарных курсах (семинар В. Розова). Первый рассказ Г. "Дом с башенкой" (ж. "Юность", 1962) привлек внимание критиков жестко-реалистичной манерой письма. В теч. 15 лет Г. работал в осн. как сценарист худож. фильмов (написал 17 сценариев, по 8 из них сняты фильмы). Стал известен после выхода на экран ф. "Солярис" (совм. с А. А. Тарковским) и "Раба любви" (с Н. С. Михалковым). Участвовал в составлении альм. "Метрополь" (1979), куда входил отрывок из его пов. "Ступени" (о религ. исканиях в СССР).

Гл. произв. Г. написаны в 60-70-е гг. до вынужденного отъезда за границу (1980): пов. о шахтерах "Зима 53-го года" (1965), ром. о любви, нравств. вине и ответственности перед собой и другими ("Искупление", 1967), о человеке как части системы внеслужебных и обществ. отношений ("Место", 1969-76), ром.-притча "Псалом" (1975). В эмиграции создан ром. "Попутчики" (1983).

Г. - мастер остросюжетного ("Три встречи с М. Ю. Лермонтовым") и остросатирического ("Искра" и др.) рассказа, драмы идей ("Споры о Достоевском", 1973, "Бердичев", 1976, "Детоубийца", 1985). В своих произведениях Г. хочет показать, что "в самых темных душах не совсем еще погас Божий огонек" ("В кошелочке"), проклинает антисемитизм и утверждает веру в Россию. С 1981 живет в ФРГ (Берлин).

Горин-Горяинов Бор. Анат.

ГО́РИН-ГОРЯ́ИНОВ Бор. Анат. (1883-1944) - актер, нар. артист СССР. Род. в Петербурге, в семье артиста Александринского т-ра Анат. Мих. Г.-Г. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1904). С 1901 Г.-Г. играл в проф. труппах Гатчинского, затем Василеостровского т-ров, а сразу же после ун-та поступил в труппу М. М. Бородая в Киеве. Вскоре он вернулся в Петербург и поступил в труппу Нового т-ра (труппу Л. Б. Яворской), с к-рой выехал на гастроли в Москву, Баку, Одессу, а затем за границу (Венгрия, Сербия). В 1908 Г.-Г. получил приглашение в труппу Моск. т-ра Ф. А. Корша, где работал до 1911, пока не получил дебюта в Александринском т-ре. Начинал с ролей молодых героев и фатов: Арман Дюваль ("Дама с камелиями"), Сирано ("Сирано де Бержерак"), Миловзоров ("Без вины виноватые"), Фердинанд ("Коварство и любовь") и как исключение - Васька Пепел ("На дне"). В Александринском т-ре Г. дебютировал в роли Балагалаева ("Завтрак у предводителя"), в 1912 получил роль Хлестакова ("Ревизор"), а в 1913 - роли Фигаро ("Женитьба Фигаро") и Глумова ("На всякого мудреца довольно простоты"). За ними последовали Хиггинс ("Пигмалион"), Буланов ("Лес), граф Любин ("Провинциалка"), Болингброк ("Стакан воды"), Казарин ("Маскарад"), Тарелкин ("Смерть Тарелкина"). В послеокт. период Г.-Г. выступает как один из ведущих мастеров, виртуозный лицедей, владеющий магией перевоплощения, позволяющей забывать о возрасте (в нач. 20-х гг. он одновременно играет Крутицкого в спектакле "Не было ни гроша, да вдруг алтын", Фадинара в "Соломенной шляпке" и Митрофана в "Недоросле", а также Барона в "На дне" и кавалера Рипафрата в "Трактирщице"). С 1923 Г.-Г. прочно занимает "возрастные" позиции (Цезарь в "Цезаре и Клеопатре" Шекспира, Журден в "Мещанине во дворянстве" Мольера, Мурзавецкий в "Волках и овцах" Островского, Звездинцев в "Плодах просвещения" Л. Толстого, Фамусов в "Горе от ума" Грибоедова, Расплюев в "Свадьбе Кречинского" Сухово-Кобылина и др.). В 1933 Г.-Г. становится сорежиссером Б. Сушкевича в спектакле "Дон-Кихот" (Малая сцена ГОСдрамы), в 1934 вместе с реж.-дебютантом В. Дудиным выпускает спектакль "Чужой ребенок", где играет роль Караулова. Огромное значение имела для Г.-Г. встреча в 1934 с молодым реж. В. П. Кожичем, по-новому раскрывшим дарование изв. актера (Счастливцев в "Лесе", Нароков в "Талантах и поклонниках" - обе Островского, и др.). От эвакуации в Новосибирск Г.-Г. отказался и скончался в блокадном Ленинграде.

Горн

ГОРН (от нем. Horn - рог) - 1) Медный духовой инструмент без вентильного механизма, т. е. извлекающий звуки только натурального звукоряда. Др. назв. - фанфара, иногда - рожок. Обычно используется для подачи звуковых сигналов в армии, при проведении разл. рода спорт. и торжеств. мероприятий. Представляет собой металлич. цилиндрово-коническую трубку с чашеобразным мундштуком, таким же, как у трубы, и раструбом. Строй Г. зависит от длины инструмента. Часто встречаются ансамбли из неск. Г. В сов. эпоху Г. был (наряду с красным знаменем и красным галстуком) одним из символов пионерского движения.

2) Семейство медных духовых инструментов, сконструированных мастером А. Саксом в 1850-х гг. (саксгорны, флюгельгорны). Ведут свое происхождение от ср.-век. рожков. В наст. время употребляются в осн. в духовых оркестрах.

Горница

ГО́РНИЦА - 1) Комната на чердаке (вышка, светелка, терем). 2) Святочная игра: выбранная пара ходит с песней, целуется, после чего выбирает из сидящих очередную пару себе на смену.

Горнозаводские школы

ГОРНОЗАВО́ДСКИЕ ШКО́ЛЫ - уч. заведения нач. и повыш. типа (18-19 вв.) при горных заводах, готовившие квалифициров. рабочих и технич. персонал для горной пром-сти. Положили начало проф.-технич. образованию в России. Первоначально подготовка рабочих осуществлялась на Олонецких заводах. В 1721 первые Г. Ш. открылись на Урале. В 1724 функционирует Екатеринбургская школа повыш. типа. В Г. Ш. принимали детей "нижних чинов и рабочих людей" горного ведомства старше 7 лет. Действовали 4 осн. типа Г. Ш.: 1) начальная (словесная) с обучением грамоте, чтению, письму, пению, 2) арифметическая с преподаванием разделов арифметики, геометрии, тригонометрии, черчения, основ горнозаводского дела, 3) немецкая (Екатеринбург), где наряду с нем. яз. изучали физику, технику и механику, 4) латинская - для детей высш. технич. персонала, высш. духовенства и иностр. специалистов. С 1847 открыты школы при заводах и окружные уч-ща, куда зачислялись выпускники заводских школ. В 1879 Г. Ш. переданы Мин-ву просвещения и преобразованы в 2-классные нач. и гор. уч-ща.

Горностаев Ал. Макс.

ГОРНОСТА́ЕВ Ал. Макс. (1808-62) - архитектор, создатель нац. рус. стиля, акад. архитектуры (1838), проф. АХ (1849). В 1826 сопровождал П. П. Свиньина (издателя "Отечеств. записок") в поездке от Соловков до подмоск. Коломны, делая виды России (Альбом "Картины России", изд. 1839). С 1829 - арх. ученик ведомства Царскосельск. дворц. правления, где работал до 1831 с В. П. Стасовым (в т. ч. построил Дет. домик для детей имп. Николая I на островке в Собств. садике у Александровского дворца), затем работал с А. П. Брюлловым на постройке Михайловского т-ра в С.-Петербурге. Исполнял частные заказы на гор. дома и дачи. В нач. 1840-х гг. настоятель Троице-Сергиевой пустыни о. Игнатий (Брянчанинов) рекомендовал Г. игумену Валаамского мон. Дамаскину, и с этого времени Г. работал на постройке храмов на Валааме - храм Всех Святых (храм-маяк при входе в бухту), ц. Св. Николая Чудотворца на Крестовом о-ве, Предтеченский и др. храмы. Тогда же он строит ц. Св. Сергия Радонежского, келейный корпус с надвратной церковью и др. в Троице-Сергиевой приморской пустыни, создав ее парадный вид со стороны Петергофской дороги. В 1850-х гг. Г. построил в С.-Петербурге у Аничкова моста подворье Троице-Сергиевой лавры с 2-мя храмами и свое самое крупное произв. - Успенский собор в Гельсингфорсе, близкий по арх. решению к ц. Всех Святых на Валааме. В кон. 1850-х гг. работал в Никольском (ц. Св Иоанна Златоуста в редком романо-визант. стиле) и Успенском мон. Старой Ладоги. Автор храмовых и монастырских построек в Суздале (где создал памятник-усыпальницу кн. Дм. Пожарского в Спасо-Евфимиевском мон. в стилистич. традициях Суздальской архитектуры), в Пинске, Мценске, Тамбовск и Тульск. губ., Соловецком мон. В последние годы жизни работал в Александро-Невской лавре. Созданный Г. рус. стиль представляет собой оригин. направление, развивавшее нац. черты рус.-визант. стиля.

Горностаева Вера Вас.

ГОРНОСТА́ЕВА Вера Вас. (род. 1929) - пианистка, педагог, публицист. Окончила Моск. конс. (1952) и аспирантуру (1955) по кл. фп. Г. Г. Нейгауза. Г. пришла к. исполнит деят-ности, по ее собств. выражению, "через педагогику" (в 1950 лауреат Междунар. конкурса муз.-исполнителей в Праге, 2-я премия). Со 2-й пол. 60-х гг. Г. концертирует, б. активно демонстрируя содержательность исполнит. программ, яркость образно-поэтич. концепций. С 1955 Г. - преподаватель Муз-пед. ин-та им. Гнесиных, с 1959 - Моск. конс. (с 1966 - проф.). Среди учеников Г. - А. Слободяник, С. Кручин, П. Егоров, Д. Иоффе, А. Палей, Э. Анджапаридзе. Г. - автор статей о С. Рихтере, Г. Нейгаузе, М. Плетневе, Ю. Башмете, о проблемах муз. исполнительства. Нар. артистка РСФСР (1988).

Лит.: Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. М., 1990.

Горнфельд Арк. Георг

ГО́РНФЕЛЬД Арк. Георг. (1867-1941) - теоретик лит-ры, критик, переводчик. Род. в семье нотариуса. Окончил Симферопольскую г-зию. В 1886-91 учился на юрид. ф-те Харьковского ун-та, посещал лекции А. А. Потебни по теории словесности, оказавшие на него огромное науч. и нравств. воздействие. В 1891-93 изучал философию, психологию и эстетику в Берлинском ун-те. Дальнейшая жизнь Г. связана с Петербургом. Значит. период лит. деят-ности Г. определялся его близостью к ред. ж. "Рус богатство" (1895-1918), он был чл. редакции (с 1904) и одним из ведущих критиков. Г. высоко ценили Н. К. Михайловский и В. Г. Короленко, хотя по взглядам и кругу интересов он не во всем совпадал с осн. направлением журнала. Гл. специальность Г. - поэтика, проблемы толкования худож. произв., психология творчества, его "механизмы" (сб. статей "Пути творчества", 1922, "Муки слова", 1927). В статьях и рецензиях проявляется чуткость автора к процессам совр. лит-ры, но определ. скепсис, склонность к теоретич. аналитике не позволяли ему полностью разделить принципы и декларации к.-л. лит. течения. Г. оставил мн. работ о рус. (С. Аксакове, А. Пушкине, Ф. Тютчеве, Л. Толстом, А. Чехове, В. Короленко, М. Горьком, Л. Андрееве и др.) и зап.-европ. (Г. Гейне, В. Гюго, И. Тэн, Ч. Диккенс, П.-Л. Курье, Ф. Ницше) авторах. В 1915 впервые перевел на рус. яз. ром. Ш. де Костера "Легенда об Уленшпигеле".

Горовиц Вл. Самойлович

ГО́РОВИЦ Вл. Самойлович (1904-89) - пианист, один из величайших виртуозов 20 в. Обладал артистич. качествами личности ярко романтич. склада - бурным "демоническим" темпераментом, стихийным динамич. напором, обостренным звукоощущением, импровизационностью, индивид. интонированием. Родом из Бердичева. Ученик В. В. Пухальского, С. В. Тарновского и Ф. М. Блуменфельда. По окончании Киев. конс. (1921) много концертировал в разл. городах СССР. В 1925 выехал с гастролями за границу, с 1928 в США. В течение долгой и плодотворной творч. жизни трижды оставлял концертную деят-ность (1936-38, 1953-65, 1967-74) и трижды возвращался на эстраду с новыми качествами мастерства. Интенсивно гастролировал (особенно в 1-й период американской жизни и после 1953). В нач. 1930-х гг. число его концертов за год достигало ста, по кол-ву выпущенных пластинок он опережал большинство совр. пианистов. Г. поражал энергией и масштабностью игры, глубиной чувства, рельефностью деталей (хотя в 1930-е гг. критики отмечали стремление Г. к внешним эффектам). В молодости основу репертуара составляли произв. Листа, Чайковского, Рахманинова, Скрябина. В 1939-53 Г. значительно расширил репертуарный диапазон (сонаты Бетховена, циклы Шумана, соч. Шопена). После 2-й мир. войны первым в Америке сыграл 6-ю, 7-ю, 8-ю сонаты С. С. Прокофьева, 2-ю и 3-ю сонаты Д. Б. Кабалевского, дал жизнь на концертной эстраде сонате С. Барбера, произв. М. Клементи, К. Черни. В 1953 сыграл концерт по случаю 25-летия со дня своего дебюта в Карнеги-Холле, ставший последним перед 12-летней паузой. Отказавшись от выступлений на эстраде, Г. начал интенсивно записываться на пластинки (записи сонат Бетховена, Скрябина, Д. Скарлатти, Клементи, рапсодии Листа, соч. Шуберта, Шумана, Мендельсона, Рахманинова, "Картинки с выставки" Мусоргского в его собств. транскрипции). После возобновления Г. в 1965 концертной деят-ности критика отметила значит. внутр. трансформацию его игры, приведшую к углублению интерпретаций. После 4-х лет частых сольных выступлений наступила новая 5-летняя пауза в исполнит. практике Г., однако, отмечая 50-летие своего американского дебюта, Г. сыграл концерты в больших городах США и в Карнеги-Холле (первый в творч. жизни Г. Шопеновский вечер). В 1979 Г. провел концерты, посв. своему 75-летию, в 1983 с триумфом выступил в Лондоне, в 1986 - в Москве и Петербурге. Педагогикой систематически не занимался, однако для двух талантливых учеников - Г. Граффмана и Б. Джайниса им было сделано исключение.

Лит.: Коган Г. М. Владимир Горовиц // Вопросы пианизма. Избр. статьи. М., 1968. С. 350-352; Григорьев Л. Г., Платек Я. М. Совр. пианисты. М., 1990.

Город

ГО́РОД - один из осн. типов культурного пространства, к-рому присуще соединение трех основных функций: административного, религиозного (позже - культурного) и торгового центра. Ср.-век. Г. складывался вокруг крепости, служившей резиденцией, где был патрональный собор. Окружающие посады также обносились укреплениями. На главной гор. площади были расположены собор, дворец владет. лица или главы администрации, торг. В отличие от др. насел. пунктов, Г. имел орган самоуправления, в России со времен Петра I функции Г. предполагали наличие гарнизона, развитие в нем ремесел и промышленности, возникновение уч. и благотворит. заведений, а позднее - т-ра и др. учреждений культуры. Г. возникают, как правило, на пересечениях торг. путей, в стратегически важных точках или вокруг сакральных центров. В дальнейшем градообразующими факторами стали ун-ты и промышл. предприятия. Однако чисто промышленное поселение без др. функций полноценным Г. стать не может. Накопление культурных ценностей, воплощаемое самой планировкой и архитектурой Г., делает его "выразителем сменяющихся культур" и придает ему ист. и художеств. уникальность. Поэтому исторический Г., даже потерявший свои функции, не всегда исчезает, но становится Г. - музеем. В России Г. делились на заштатные, уездные, губернские и столичные. Эта классификация в др. терминологии сохраняется до сих пор. В 20 в. наряду с Г. появились поселки городского типа (пгт), к-рые, несмотря на большую численность местного населения, не выполняли полноценных функций Г. (см. Градостроение).

Городецкая роспись

ГОРОДЕ́ЦКАЯ РО́СПИСЬ - вид рус. нар. живописи, возникшей в 1860-х гг. в р-не г. Городец Нижегородской губ., сменившей украшения скобчатой резьбой изделий крест. быта. Наивысшего расцвета Г. Р. достигает в 1880-х гг. Среди предметов, расписываемых Городецкими мастерами, - ковши, мочесники, дет. игрушки, мебель, разделочные доски (донца - сидения), подставки, в к-рые вставляли гребень, и с к-рого пряли в Нижегородском крае, в отличие от прялок на Севере. В 19 в. совершенствовались технич. приемы, графич. стиль сменяется живописной техникой. Характерной особенностью Г. Р. являются цв. фоны: желтые, голубые, красные, зеленые и т. д., красочное сочетание крупных пятен. В осн. изображения сохраняют плоскостный характер, вместо светотени все б. роль начинают играть переходные оттенки. Совершенствование технич. приемов способствовало изменению тематики Г. Р.: фантастич. сюжеты и сказочные персонажи сменяются изображением сцен совр. жизни. Среди талантливых мастеров Г. Р. 2-й пол. 19 - нач. 20 в. - Л. Мельников, В. Лебедев, И. Мазин, Е. Крюков и др. Их произв. отличают острая наблюдательность, выявление типического, оттенок мягкой иронии. В кон. 19 в. в иск-ве Г. Р. заметны признаки упадка. В 1936 городецкие мастера объединились в артель "Стахановец" в Курцеве для изготовления дет. мебели и декоративных панно. Во время Вел. Отеч. войны промысел Г. Р. практически не развивался, в 1954 возродился в артели "Городецкая роспись". Худож. изделия Г. Р. пользуются во 2-й пол. 20 в. большим спросом в России и за рубежом.

Лит.: Коновалов А. Е. Городецкая роспись. М., 1988; Жегалова С. К. Рус. нар. живопись. М., 1975; Рус. прялки. Л., 1970.

Городецкий Сер. Митрофан

ГОРОДЕ́ЦКИЙ Сер. Митрофан. (1884-1967) - поэт, критик, переводчик. Род. в Петербурге, в семье писателя-этнографа. В 1902-07 учился на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та, изучал рус. фольклор. Известность Г. принесла кн. стихов "Ярь" (1906), в к-рой поэт обращался к сюжетам из слав. мифологии ("Славят Ярилу", "Стрибог", "Яга" и др.). С 1906 по 1912 Г. последовательно примыкал к символизму, мистич. анархизму, акмеизму, выступая с многочисл. эстетич. "манифестами", часто излишне категоричными и поверхностными (так, притчей во языцех стала фраза, открывающая одну из подобных статей: "Всякий поэт должен быть анархистом. Потому что как же иначе?"). Автор поэтич. сб. "Перун" (1907), "Дикая воля" (1908), "Русь" (1910) и др., повестей и рассказов ("Кладбище страстей", 1909; "Дни любви", 1914; и др.). Вместе с Н. С. Гумилевым Г. - основатель "Цеха поэтов". С энтузиазмом принял 1-ю мир. войну, писал патриотич. стихи, сотрудничал в изд-ве "Лукоморье". 1917 встретил на Кавказе, куда попал как воен. корр. газ. "Русское слово". С 1920 активно сотрудничает с большевиками, зав. отделом агитации Кавказского отделения РОСТА, входит в политуправление Касп., затем Балт. флотов. С 1922 - в Москве, зав. лит. частью Т-ра Революции, Т-ра им. Моссовета, Большого т-ра. В 1924 создает моск. "Цех поэтов", до кон. 20-х гг. выпускает неск. поэт. сб. ("Серп", 1921; "Миролом", 1923; "Грань", 1929). В 30-х гг. занимается переводами, пишет оперные либретто, преподает в Лит. ин-те.

Городище

ГОРОДИ́ЩЕ - остатки древнего укрепл. поселения. На терр. Вост. Европы такие поселения повсеместно появлялись в раннем жел. веке (прибл. в нач. 1 тыс. до н. э.) и существовали до средневековья. Как правило, устраивались на высоких площадках, на мысах при слиянии рек или оврагов. В ранний период защиту поселения обеспечивали подрезанные склоны естеств. всхолмлений. Неск. позже возникли сложные по своей конфигурации искусств. укрепления в виде валов и рвов (одного или неск.), изолировавших внутр. жилое пространство от прилегавшей местности. Дополнит защитой служил частокол по гребню вала. В 1 тыс. н. э. рядом с укрепл. поселениями возникали открытые поселения - т. н. селища, жители к-рых в минуту опасности могли укрыться за стенами городка. Нередко на площадке Г. устраивались языч. святилища. В целом данный тип поселения свойствен как дослав. (скифскому, балтскому, финскому) населению, так и славянам. В эпоху Др. Руси нек-рые Г. становились важным эл-том гор. топографич. структуры (Киев, Смоленск, Витебск и др.).

Городков Бор. Ник

ГОРОДКО́В Бор. Ник. (1890-1953) - геоботаник и географ. Окончил Петерб. унт-т (1914). С 1920 в Ботанич. музее АН СССР. Исследователь природы Арктики и сев. р-нов СССР. Труды по ботанико-географич. и геоморфологич. районированию Сев. Арктики, по эволюции и динамике ландшафтов. За иссл. басс. р. Пур и водораздела Пур - Обь в 1923-24 удостоен медали им. Н. М. Пржевальского ГО СССР. В честь Г. назв. горная вершина и ледник на Полярном Урале.

Городницкий Ал. Моис.

ГОРОДНИ́ЦКИЙ Ал. Моис. (род. 1933) - поэт, автор-исполнитель, один из первых рос. бардов, стоявших у истоков авторской песни в СССР. В 1941-45 с семьей в эвакуации в Омске. В февр. 1947 поступил в студию лит. творч. Дворца пионеров и школьников, к-рой руководил лит-вед Е. Г. Эткинд (с ним занимались Б. Н. Никольский, В. П. Аксенов и др.). В 1957 окончил Горный ин-т им. Г. В. Плеханова; по проф. геофизик. Автор песен (соч. с 1953), ставшихсвоеобр. выражением эпохи кон. 50-х - нач. 60-х гг.: "Атланты", "Соловки", "Пират, забудь о стороне родной" и др. Работал в геолого-разведочных экспедициях на Игарке, Иртыше, в Ср. Азии, в мор. геологоразведке на судах АН СССР. С кон. 60-х гг. выступал вместе с аккомпаниаторами М. Кане (Ленинград), М. Столяром (Москва). С нач. 70-х гг. в Москве. С 1971 многократный пред. жюри Всес. фестиваля авт. песни им. В. Грушина под Куйбышевом.

Городничий

ГОРОДНИ́ЧИЙ - представитель местной администрации в дорев. России. В 17 в. Г. осуществлял функции полиции в городе, наблюдал за состоянием гор. учреждений. В городах могло быть неск. Г., к-рые назначались воеводой из местных дворян и детей боярских. После преобразования обл. администрации в 1775-82 Г. выполняли обязанности нач. полиции в уездных городах. Функции Г. были чрезвычайно широкими: они отвечали за обеспечение обществ. безопасности, рассматривали маловажные судебные дела и т. п. Г. обычно назначались из числа уволенных в отставку офицеров. Должность Г. упразднена в 1862.

Городовой

ГОРОДОВО́Й - рядовой полиции в городах дорев. России, служивший по вольному найму.

Московские городовые кон. 19 - нач. 20 в.

Московские городовые кон. 19 - нач. 20 в.

Городские училища

ГОРОДСКИ́Е УЧИ́ЛИЩА - уч. заведения повыш. типа для детей мелкой гор. буржуазии в 17-18 вв. в Зап. Европе. В России муж. Г. У. образованы по положению от 31 мая 1872 на базе уездных уч-щ. Обучение платное, размер платы определялся инспектором нар. уч-щ в соответствии с мест. условиями. Срок обучения - 6 лет, изучались закон божий, чтение, письмо, рус. яз., арифметика, практическая геометрия, география, отеч. и всеобщая история, нек-рые прикладные ремесла. Выпускники имели право поступать только в низшие проф. школы или на пед. курсы при нек-рых Г. У. В 1912 Г. У. преобразованы в высш. нач. уч-ща.

Горожанин

ГОРОЖА́НИН - житель города, чл. гор. общины. В Др. Руси Г. именовались чаще всего по имени города (киянин, полочанин и т. п.). Термины "гражданство", "гражданский" встречаются в др.-рус. переводных текстах как противоположность воинству и сел. жителям, а также духовному чину ("Закон Гражданский" - Законы градские византийских императоров). С 16 в. Наиб. обычное назв. Г. - посадские люди, т. е. члены гор. тяглой посадской общины. В 18-19 вв. - житель города, он же - гражданин. Термин "гражданин" постепенно приобрел др. обществ. звучание: чл. об-ва, народа, гос-ва. Юридич. положение Г. определялось Жалованной грамотой городам 1785 и Городовыми положениями 1870 и 1892.

Горохова Гал. Евг

ГОРО́ХОВА Гал. Евг. (род. 1938) - сов. спортсменка, фехтовальщица, з. м. с. СССР (1960), канд. ист. наук (1973). Олимп. чемпионка (1960, 1968, 1972) в командных соревнованиях. Чемпионка мира 1958, 1961, 1963, 1965, 1966, 1970, 1971 в командных соревнованиях. Чемпионка СССР 1960, 1961, 1963, 1965, 1966, 1970. Гос. тренер по фехтованию.

Горсей Джером

ГОРСЕ́Й Джером (Еремей Ульянов) (? - ум. не ранее 1626) - англ. торг. агент, выполнявший в 1573-91 (с перерывами) ряд дипломатич. поручений в России. Благодаря расположению и доверию нек-рых моск. бояр, и прежде всего Б. Ф. Годунова, сумел получить как агент англ. "Моск. компании" ряд привилегий, в 1580 стал управляющим моск. конторой этой компании. Однако при ведении дел был далеко не бескорыстен. В 1591 Г. покинул Россию и вернулся в Англию. Впоследствии избирался депутатом парламента. Г. - автор ряда соч. о России: "Путешествие Горсея", "Описание коронации Федора Иоанновича", "Второе и третье посольство к русскому царю", "Письма к Георгу Берлею о России".

Соч.: Зап. о России. XVI - нач. XVII в. М., 1990.

Горская Розалия Григ

ГО́РСКАЯ Розалия Григ. (наст. фам. Файнберг) (1891-1984) - оперная певица (лирико-колоратурное сопрано). Окончила Петерб. конс. (кл. С. И. Гладкой) в 1913. Солистка Киев. оперы (1913-15), в 1915 дебютировала в Петрогр. нар. доме, в 1918-49 - солистка Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова и одновременно (до 1933) Ленингр. Малого оперного т-ра. Обладала чудесным голосом и отличной колоратурой, пела множество партий, соотв. ее голосу (Виолетта и Лакме, Снегурочка и Шемаханская царица), проявляя тонкую музыкальность и большую артистичность, став достойной партнершей Ф. Шаляпина, Л. Собинова, Д. Смирнова, Бакланова и др. выдающихся артистов. Впервые исполнила на рус. сцене партии Констанцы ("Похищение из сераля" В. Моцарта) и Софи ("Кавалер розы" Р. Штрауса). Преподавала в Ленингр. конс. (1948-51) и муз. уч-ще при ней (с 1946 почти до своей кончины). Засл. артистка РСФСР (1933).

Горские школы

ГО́РСКИЕ ШКО́ЛЫ - созданы по Уставу Мин-ва просв. (20 окт. 1859), хотя нек-рые возникли еще в 1-й пол. 19 в. для обучения детей нац. меньшинств Сев. Кавказа. Обучение велось на рус. яз. Г. Ш. были начальные и окружные; программы обучения в них во мн. сходны с программами нач. уездных уч-щ.

Горский Ал-др Ал

ГО́РСКИЙ Ал-др Ал. (1871-1924) - артист балета, педагог, балетмейстер. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1889 (кл. М. Петипа). В 1889-1900 артист Мариинского т-ра. В 1896-1900 преподавал в Петерб. театр. уч-ще, для выпускного спектакля к-рого поставил балет "Клоринда". С 1900 артист и режиссер, с 1902 балетмейстер моск. Большого т-ра. Здесь за 20 лет Г., помимо капитальных ред. "Лебединого озера", "Жизели", "Баядерки", "Щелкунчика" и др., осуществил ряд оригин. пост. Среди них: "Дочь Гудулы" (1902, комп. А. Симон), "Саламбо" (1910, А. Аренде), "Любовь быстра!" (1913, Э. Григ), "Евника и Петроний" (1915, Ф. Шопен), "Пятая симфония" (1916, А. Глазунов), "Вечно живые цветы" (1922, Б. Асафьев). Творчество Г., составившее целую эпоху моск. балета, было противоречивым. Стремясь преодолеть условность классич. балета, Г. придавал гл. значение сюжетной драматургии спектакля, подчиняя ей драматургию муз. и хореографическую. Даже традиц. балеты превращались у него в почти бытовые мелодрамы с возможно точным соблюдением примет изображаемой эпохи. С др. стороны, Г. старался приблизить иск-во хореографии к интересам и вкусам совр. зрителя. Оказал несомненное влияние на крупнейших мастеров моск. балета - Е. Гельцер, С. Федорову, М. Мордкина и др. С 1902 преподавал в Моск. театр. уч-ще, среди его учеников: А. Абрамова, Л. Банк, А. Мессерер, М. Габович. Созданный Г. по мотивам спектакля М. Петипа балет "Дон-Кихот" (1900) - одно из классич. творений отечеств. хореографич. театра.

Предыдущая страница Следующая страница