Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГОР"-"ГРА")
ГОРЧАКО́В Дм. Петр. (1758-1824) - князь, писатель. Происходил из старинного рода. Получил хорошее дом. образование. Находился на воен. и гражд. службе, участвовал в рус.-тур. войне 1768-74, во взятии Измаила (1790), в 1811-12 - правитель канцелярии М. И. Кутузова в Дунайской армии, до этого - прокурор в Псковской (1807) и Таврической (1807-10) губ. С 1813 - вице-губернатор, с 1815 - губернатор в Костроме. С 1816 - в отставке. В печати выступил в 1780-е гг. как автор пользовавшихся успехом комич. опер ("Калиф на час", 1784, "Баба-Яга", 1786, и др.). В 1798 опубл. стихотв. комедию "Беспечный". В 1780-90-е гг. Г. близок к кругу Н. П. Николаева, выступает против Н. М. Карамзина, хотя сам пишет сентимент. Пов. "Пламир и Раида" (1796). Действ. чл. "Беседы любителей рус. слова", чл. Российской Академии с 1807. Лит. симпатии Г. отразились в его многочисл. сатирах, к-рые составили ему репутацию "рус. Ювенала". Несмотря на автобиогр. мотивы, это сатиры на "порок" вообще, где традиц. эл-ты жанра соединяются с традициями сатир. эпистолы и дружеского послания ("Разговор. Он и я", 1790, "Беспристрастный зритель нынешнего века", 1794, "Послание к князю С. Н. Долгорукову", 1807, и др.). Создатель жанра рус. сатир, "ноэлей" ("Святки", нач. 1780-х гг.). Вольтеровские антиклерикальные мотивы, соединенные с гедонизмом, обусловили восприятие Г. как вольнодумца и атеиста. Ему атрибутировались современниками мн. не принадлежавшие ему соч. (так, А. С. Пушкин пытался приписать Г. "Гавриилиаду"). Мн. произв. Г. распространялись в списках. Их корпус окончательно не установлен. |
ГОРЧИ́ЦА - растение семейства крестоцветных, а также приправа, получаемая из его семян (жмыхов после отжимания масла). Использовалась с глубокой древности в Греции, Риме и на Руси (горошуха). Слово Г. общеслав.: грчица - укр., горчыця - белорус., горчица - болг. и т. д., происходит от прил. "горький". Приправу Г. готовят разл. способами - с добавлением сахара, соли, уксуса, пряностей. Самая острая - рус. Г., самая слабая - французская. На нашей терр. дикие виды Г. растут как сорняки. В культуре выращивают белую Г. (английскую), сарептскую, или сизую (наша и др. страны), абиссинскую (Африка). В России ее возделывают с 18 в., а до этого использовалась дикая Г. |
ГОРШЕНКО́ВА Мария Ник. (1857-1938) - артистка балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1876 (ученица Л. Иванова, А. Богданова). В 1876-93 артистка Мариинского т-ра, с 1884 балерина. Среди партий: Аспиччия ("Дочь фараона"), Гамзатти ("Баядерка"), Воислава ("Млада"), Пахита ("Пахита"), Медора ("Корсар"), Китри ("Дон-Кихот"), Жизель ("Жизель"). В 1887-89 выступала в моск. Большом т-ре. Легкая, воздушная танцовщица, обладавшая редким мастерством баллона (особого рода прыжок на одной ноге). После ухода Е. Вазем со сцены Г. получила звание балерины, однако ей было нелегко соперничать с В. Цукки в актерском мастерстве, а с П. Леньяни в виртуозности. В 90-х гг. преподавала в Петерб. театр. уч-ще. |
ГОРШО́К - сосуд из обожженной глины. Г. различались формой и размерами. В России наиб. употребит. были: 1) корчага (юж.-рус. макитра) - большой и широкий Г. с узким дном, использовавшийся для приготовления кваса, пива, выгонки смолы, 2) Г. для приготовления щей (тамбовский естальник, рязанский егольник) - такой же формы, но меньших размеров, 3) кашник (для приготовления каши) - еще меньше. Маленькие Г. назывались махотками, малышами. Для хранения молока пользовались высокими узкогорлыми Г. - горлач, глечик, кринка. Для сухих продуктов применялись молостовы - Г., обвитые берестой. Форма и назв. частей Г. (пояс, плечи, горло) свидетельствуют об устойчивых аналогиях с человеч. телом. Этим подобием объясняется широкое использование Г. в обрядовой сфере. В родильных, свадебных, похоронных обрядах битье Г. символизировало переход человека в новый статус. На новоселье в Г. перевозился домовой вместе с сором или углями из старого дома. Большое распространение имели гадания с Г., в к-рый клали разл. предметы, символизирующие будущую судьбу. |
ГОРЫ́НЯ - сказочный богатырь, помощник (в б. ранних сюжетах противник) героя, один из сказочной триады: Дубыня, Горыня, Усыня. Г. в сказке связан с Горами и этим напоминает былинного Святогора, тоже архаич. героя, носителя огромной и опасной силы, слишком большой для него самого, не находящей положит. применения. Его отношения с Ильей Муромцем - подлинным героем былины носят двойств. характер (союзничество, но и вражда, опасность, исходящая от старшего богатыря). С др. стороны, имя Г. уводит к Змею Горынычу, в чьем имени сливается значение "гор" и "горения" (огненный змей). Видимо, как огненного змея нужно реконструировать и протоформу Г. и как имени, и как персонажа. |
ГОРЫ́ШИН Глеб Ал-др. (род. 1931) - прозаик. Окончил отд. журналистики филол. ф-та Ленингр. ун-та. Работал лит. сотрудником газ. "Молодежь Алтая", участвовал в эксп. и изыскательских партиях, жил на Д. Востоке. В 1977-81 - гл. ред. ж. "Аврора". Первая кн. рассказов "Хлеб и соль" (1958). Автор б. 30 книг, написанных в результате поездок по стране ("Земля с большой буквы", 1963, "Лица встречных" 1971, "Водопад", 1971, "Други мои", 1974, "Запонь", 1980, "Избранное" 1981). В последние годы важное место в творчестве Г. занимает экологич. тема: "Ладога", "Глядя в лицо Ладоги" (обе - 1989). Автор ст. и воспоминаний о И. Соколове-Микитове, М. Пришвине, М. Слонимском, В. Шукшине, Ф. Абрамове и др. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГО́СПИТАЛЬ (от лат. hospitalis - странноприимный, гостеприимный, франц. hospital - приют, убежище) - воен.-мед. учреждение для стационарного лечения военнослужащих. Его прообразом в России стало лечебное учреждение для раненых, осн. монахами Троице-Сергиева мон. в 1612. Первый "гошпиталь" открыт в 1707 на средства Монастырского приказа в Москве (ныне Центр. воен. госпиталь им. Н. Н. Бурденко). На т-ре боевых действий развертывались полевые Г., к-рые в рос. армии нач. 20 в. имели 10 коек для офицерского состава и 200 коек для нижних чинов. В первые годы стр-ва Кр. Армии все Г. в зависимости от числа коек делились на 5 классов (напр., Г. 1-го кл. имел от 50 до 70 коек, 5-го - 1200 коек и выше). В период Вел. Отеч. войны в действующей армии Г. по своему назначению подразделялись на хирургич. полевые подвижные, терапевтич. полевые подвижные, инфекц. полевые подвижные, сортировочно-эвакуац., контрольно-эвакуац., эвакуац. и Г. для лечения легкораненых (ГЛР). Многие пост. Г. - стационарные леч. учреждения Наркомата обороны - были эвакуированы в глубокий тыл. Одноврем. в тылу, согласно мобилизац. плану, развертывались Г. Наркомздрава. В наст. время осн. нагрузку по лечению военнослужащих несут гарнизонные Г. |
ГОСТЕПРИИ́МСТВО - 1) Универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте. 2) Социальный ин-т, обеспечивающий гостю прием и заботу. Г. особенно характерно для об-в, в к-рых не было надежной защиты со стороны официальных властей, в частности у кочевников-скотоводов и горцев. К Г. близок кавказский ин-т куначества (тюрск. "кунак" - гость). Г. и куначество различаются тем, что первое оказывается любому человеку и единовременно, второе же проявляется по отношению к знакомому и постоянно. В др. и ср.-век. мире Г. часто принимало формы международно-правового института защиты чужаков - торговцев, послов и др. (др.-греч. проксения), а также превращалось в своеобр. форму повинности нижестоящих содержать определенное время выстоящих и их гостей. Значение Г. для торговли отражено в синонимичности др.-рус. слов "гость" и "купец". |
ГОСТИ́НАЯ - рус. назв. комнаты для приема гостей. Интерьер гостиной в России складывается с нач. 18 в. (Летний дворец и Марли Петра I). С сер. века разрабатывается спец. меблировка: при Екатерине II появились диваны, в т. ч. турецкий диван-тахта (диванная в Большом дворце Петергофа), что привело к появлению маленьких интимных гостиных, наз. "диванчик" (в доме Державиных в С.-Петербурге, в моск. доме А. Безбородко). Для больших гостиных К. Росси проектировал диваны с двумя сиденьями и одной спинкой, чтобы гостей можно было рассаживать "кружками". Если до 1830-х гг. мебель в гостиных расставлялась вдоль стен или между колонн, со столом перед диваном, то затем именно в гостиной появилась свободная планировка, и мебель передвинули в центр комнаты. В Г. (салоне, будуаре) появилась спец. мебель: кушетка ("рекамье"), козетка, диван с двумя сиденьями, соединенными узким центром, угловой диван - мебель должна легко вписываться в пространство, - изогнутый диванчик на двоих - secrette и на троих - discrette. Такое же разнообразие представляли собой и легкие столики - "бобики", ломберные, самоварные, раздвижные, складные, с крылышками и потайными ящиками - для рукоделия, маленькие письменные столики-бюро, муз. инструменты - арфы, салонные рояли, клавесины. Г. оформлялись, как правило, в ист. стилях: классицизм, барокко, рококо, офиц. Г. могли быть выдержаны в стиле неоренессанса. Мастера интерьера в этой обл.: В. Бренна - гостиные Павловского и Гатчинского дворцов, К. Росси - гостиные Елагина и Михайловского дворца, А. Штакеншнейдер, Г. Боссе, М. Месмахер. |
ГОСТИ́НЫЙ ДВОР - торг. комплекс со складами. Назв. происходит от слова "гость", "чужеземец", затем "чужеземец, привезший товар", затем "купец". Тип Г. Д. первоначально создается в виде площади с галереями (16-17 вв.), затем в виде здания с галереями по периметру и складами за ними и во внутр. дворе (18 в.). Галереи в виде аркад связывали между собой многочисл. лавки, принадлежавшие или сдававшиеся в аренду разл. купцам, и защищали покупателей от непогоды. Первый кам. Г. Д. подобного типа построен на стрелке Васильевского о-ва в Петербурге арх. Д. Трезини (сохр. незначит. часть с заложенной аркадой), облик этого и соседнего здания Двенадцати коллегий, первоначально имевшего также открытую аркаду, определил последующую архитектуру всех зданий ансамбля Стрелки, включая знаменитую Биржу. По типу, введенному Трезини, строились многочисл. Г. Д. Петербурга, старейший из к-рых - Большой Г. Д. (арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот, 1760-е гг.), являющийся поныне крупнейшим торг. зданием города. Смена арх. стилей мало повлияла на архитектуру Г. Д., отразившись гл. обр. на декоративных деталях. В эпоху классицизма Г. Д. подобного типа строились повсеместно в России, обычно, как и подобает торжищу, на гл. гор. площадях, реже - гл. улицах. Г. Д. играют важную роль в формировании арх. облика рус. городов. Классицистские Г. Д. иногда строились не с аркадой, а с колоннадами. Самым крупным комплексом Г. Д. этой эпохи является, по-видимому, Г. Д. в Костроме (10 корпусов на гл. площади и рядом с нею, 1789-1850). В последующий период их часто декорировали в рус. стиле при неизменности конструктивной основы, оказавшейся оптимальной, вплоть до изобретения многоэтажных универс. магазинов. Старые Г. Д. легко приспосабливаются для совр. торговли соединением отд. лавок в анфиладу торг. залов и обычно используются по прямому назначению. |
ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́В - обобщающее понятие для обозначения учреждений, осн. функциями к-рых являются хранение и комплектование док. мат-лов, поступающих из ведомств, архивов и от отд. лиц, их учет, создание справочного аппарата и прочие виды деят-ности; с 1834 существовал Г. А. Рос. империи, упразднен в 1918. |
ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́В РОССИ́ЙСКОЙ ФЕДЕРА́ЦИИ (ГАРФ) - одно из крупнейших архивохранилищ страны. Орг-ция архива нач. в 1920 с создания 4-го отделения Гос. архива РСФСР для собирания печатных, рукописных и иллюстративных мат-лов по истории Окт. рев-ции. В 1925 отделение преобразовано в Архив Окт. рев-ции. Впоследствии наименование архива неоднократно менялось и утвердилось в форме Центр. гос. архива Окт. рев-ции СССР (ЦГАОР). В 1941 ему были переданы док-ты Центр. архива профдвижения и орг-ции труда, в 1961 - фонды Центр. гос. ист. архива в Москве. В том же году из него выделены мат-лы по истории нар. х-ва, образовавшие ЦГАНХ (Центр. Гос. архив нар. х-ва). В 1992 быв. ЦГАОР объединен с Центр. архивом РСФСР и получил наименование ГАРФ. В архиве хранится ок. 5 млн дел по истории рев. движения в России, Окт. рев-ции и гос. стр-ва в первые годы Сов. власти и период существования СССР: фонды учреждений полит. розыска и спец. судебно-следственных органов России, учреждений Врем. пр-ва и ряда полит. партий, высших органов гос. власти и гос. управления СССР (Центр. Исполнит. К.-та СССР, Верховного Совета СССР, Совета Нар. Комиссаров - Совета Мин-ров СССР и др.) и подведомственых им орг-ций и учреждений, а также фонды личного происхождения. |
ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́ВНЫЙ ФОНД - совокупность принадлежащих гос-ву док. мат-лов, отложившихся в гос. хранилищах за всю историю гос-ва. Образован в 1941. Ранее существовал единый гос. архивный фонд республики 1918-29, образованный декретом сов. пр-ва от 1 июня 1918 в ходе централизации архивного дела, предпринятой Сов. властью. |
ГОСУДА́РЬ - в дорев. России всякий светский владыка, верховный глава страны, а также император, царь или князь. В Др. Руси Г. - человек, облеченный властью. В древних письм. памятниках "господарь" и "государь" - рабовладелец и землевладелец. Памятники церк. письменности 11-14 вв. наз. Г. хозяина нивы или собственника челяди. С 14 в. подобную терминологию вводят офиц. памятники светского права. Судебники моск. периода наз. государским убийцей холопа, убившего своего хозяина. Памятники 17 в. избегают термина Г., заменяя его словом "боярин". В неофиц. разговорном яз. термин Г. долго сохранял свое первоначальное значение (до нынешних дней - в формулировке "милостивый Г."). С сер. 14 в. термин Г. применяется в политич. сферах, означая представителей верховной власти. Принятие титула Г. вел. моск. князьями совпало с покорением Константинополя тур. войсками, когда моск. князья остались единств. охранителями православия и на них стал переноситься ореол власти визант. императоров. Иван III приказал отчеканить титул Г. на печати и на монетах, он же прилагал все усилия к упрочению этого титула, соединяя с ним представления о неограниченности власти. Одновременно моск. Г. стремились перенять и междунар. влияние визант. императоров, стараясь сравняться с самыми влиятельными европ. властителями. Для этого была создана оценка чести Г., основывавшаяся на признаках родословности и полноты власти. Моск. Г. считали себя родословными и самодержцами, никем "не обдержимы" и правящими своим царством лишь по указанию божеств. велений. При Петре I эти притязания получили юрид. оформление. Титулом Г. в России было принято чествовать всех членов царской семьи. В обращении это слово ставилось перед саном: Г. Император, но перед именем Г. заменяло сан: "Государь Петр Великий". При нар. правлении именем Г. чествовали Новгород, так же как Псков наз. господином. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"ГО́ТО ПРЕДЕСТИНА́ЦИЯ" (лат. - "Божие предопределение") - 58-пушечный линейный корабль Азовского м., первый линейный корабль отеч. постройки. Название означало предопределенность для России иметь флот. Заложен в Воронеже в 1698, спущен на воду в 1700. Проект корабля составлен лично Петром I на осн. чертежа англ. корабля. Корма была украшена аллегорич. скульпт. изображениями и богатой резьбой, каюты отделаны ореховым деревом. После Прутского похода (1711) и заключения мира с турками, по к-рому Россия потеряла право иметь флот на Азовском м., "Г. П." был продан туркам. |
ГО́ФМАН Викт. (Виктор-Бальтазар-Эмиль) (1884-1911) - поэт, прозаик, критик, переводчик. Род. в семье мебельного фабриканта, австр. подданного. Писал и публиковал стихи уже в гимназич. годы. В 1902 сблизился с В. Я. Брюсовым и К. Д. Бальмонтом, испытав сильное влияние обоих. В 1903-08 учился на юрид. ф-те Моск. ун-та. В 1904 (фактически в янв. 1905) вышел первый сб. стихов Г. "Книга вступлений. Лирика. 1902-1904". Второй (и последний прижизн. поэтич.) сб. - "Искус" (СПб., 1910). Порвав с семьей, Г. занимается журнальной критикой, к-рую расценивает сам как "лит. поденщину", переводами, начав в то же время писать импрессионистскую прозу ("Любовь к далекой. Рассказы и миниатюры. 1909-1911". СПб., 1912). Под влиянием переутомления и неудовлетворенности результатами своего творчества Г. в нач. июля 1911, находясь в Париже, в состоянии неврастенич. депрессии покончил с собой. Оценивался современниками как один из наиб. талантливых поэтов в младшем поколении символистов. Соч.: Соб. соч.: В 2 т. М., 1917 (2-е изд.: М., 1918). Лит.: Айхенвальд Ю. В. Гофман // Айхенвальд Ю. Силуэты рус. писателей. 2-е изд. М., 1913. Вып. 3; Ходасевич В. В. Гофман: (К 25-летию со дня смерти) // Возрождение. 1936. № 4042; Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С. 368-369. |
ГО́ФМАН Модест Людвигович (1887-1959) - поэт, критик, литературовед. Сын чиновника. Окончил 1-й Петерб. кадет. корпус (1905), учился на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та (1905-10), где вошел в поэтич. "Кружок молодых" (С. Городецкий, В. Пяст и др.); тогда же сблизился с Вяч. Ивановым и др. поэтами-символистами. В 1907 - секр. ж. "Оры", во время полемики о "мистич. анархизме" издал в поддержку Вяч. Иванова брошюру "Соборный индивидуализм". Автор поэтич. сб. "Кольцо. Тихие песни скорби" (СПб., 1907) и "Гимны и оды" (СПб., 1910), интересный экспериментами по использованию античных размеров в рус. стихе. Составитель и ред. изв. антологии "Книга о рус. поэтах последнего десятилетия" (СПб., 1909), где был также автором вступ. статьи и очерков о З. Гиппиус, Д. Мережковском, Ф. Сологубе, А. Блоке, С. Городецком. С нач. 10-х гг. отходит от поэтич. творчества, специализируясь в обл. истории и теории лит-ры; активно участвует в работе пушкинского семинария С. А. Венгерова. В 1917-19 работает в Чернигове. Ред. полного собр. соч. Е. А. Баратынского (т. 1-2. Пг., 1914-15), опубл. дневник А. Н. Вульфа и док-ты из архива Вревских ("Пушкин и его современники", вып. 21-22. Пг., 1916), неопубл. стихотворений А. А. Дельвига (Пг., 1922), А. С. Пушкина (Неизданный Пушкин. М.; Пг., 1923). Остро поставил вопросы текстологич. работы в пушкиноведении ("Пушкин. Первая глава науки о Пушкине". 2-е изд. Пг., 1922). Выехав в авг. 1922 в Париж для переговоров с известным специалистом А. Ф. Онегиным о судьбе его собрания, в СССР не вернулся. Автор мн. книг по истории рус. лит-ры на рус. и франц. языках. Соч.: Поэзия К. Ф. Рылеева. Чернигов, 1917; Пушкин. Его общественно-политич. взгляды и настроения. Чернигов, 1918; А. С. Пушкин. Чернигов, 1919; Деревня в произведениях Некрасова. Чернигов, 1919; Пушкинский музей А. Ф. Онегина в Париже. Париж, 1926; Пушкин: Психология творчества (Вторая глава науки о Пушкине). Париж, 1928; Пушкин - Дон-Жуан. Париж, 1935. |
ГО́ФМАН Эрнст Карлович (1801-71) - рус. путешественник и геолог, исследователь Урала. Учился в Дерптском (Тартуском) ун-те. В 1823-26 участвовал в кругосветном путешествии О. Коцебу. Читал лекции по геологии и минералогии в Дерптском (1833-36), Киевском (1837-42), Петерб. (1845-63) ун-тах, совмещая преподавание с исследоват. деят-ностью. Изучал геологию Украины, Крыма, Урала и золотоносные россыпи Вост. Сибири. В 1847 возглавил первую эксп. Рус. географич. об-ва на Северный Урал, к-рая открыла хребет Пай-Хой, собрала ценные сведения по геологии, растительности, животному миру, этнографии, а также провела геол. съемку обследованных р-нов. Мат-лы, собр. в 1853-59 для составления геологич. карт уральских горных округов, опубл. в "Горном журнале" (1865-68). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГРАВИРОВА́НИЕ (от франц. graver - вырезать, восходит к лат. grave - тяжело, глубоко) - техника нанесения углубл. рисунка на твердые мат-лы: драгоценные и полудрагоценные камни, стекло и металл - с помощью резцов или травлением кислотами. Г. на металлич. изделиях широко встречается гл. обр. в отделке оружия и доспехов, в России применялось мастерами Оружейной палаты с 16 в. Г. на стекле и хрустале распространилось в России с нач. 18 в.: цветы, гротескные орнаменты, гербы, портреты, аллегорич. сцены на кубках и т. п.; позже (кон. 19 - нач. 20 в.) широко встречается в иск-ве витража. Произведения, исполненные печатанием с гравированной доски, наз. гравюрой. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГРАДИ́ЦЦИ - итал. живописцы, работавшие в России. Пьетро (ок. 1700 - ок. 1770) - плафонный и театр. живописец из Вероны. В 1752 приехал с сыном Франческо в С.-Петербург. В 1753 исполнил плафон в аванзале Зимнего дворца, затем плафоны "Вакх и Ариадна" в антикамере и "Олимп" в Картинном зале Б. Царскосельского дворца, расписывал падуги в галерее Летнего дворца на Мойке, плафоны в большом зале, в антикамере и "в опочивальне Ея имп. величества - в двух покоях" нового Зимнего дворца. "Его живопись отличается хорошей композицией, его колорит приятен, но его экспрессия вялая", - писал изв. иск-вовед Я. Штелин. Наряду с плафонной живописью, занимался и оформлением театр. постановок. Летом 1762 вернулся в Венецию, где в янв. 1763 избран проф. АХ за картину "Нахождение Моисея". Франческо (1729-93) - сын Пьетро, учился у отца, приехал вместе с ним в Россию и первые 6 лет помогал ему в написании плафонов и театр. декораций. В 1758 приглашен в АХ при АН, где должен был "два раза в неделю обучать рисовального и живописного художества учеников и подмастерьев", а также компоновать и рисовать предназнач. для гравирования инвенции и поправлять пробные отпечатки. С 1759 живописец при великокняж. театре в Ораниенбауме, в 1762 определен в придворную службу как "Е. И. В. первый живописец, архитектор и театр. инженер". Эту должность он занимал 30 лет, оформил за это время б. 50 оперных и балетных спектаклей (т. е. практически всех, бывших при дворе в правление Екатерины II). В 1762-63 написал 22 пейзажные и фигурные десюдепортные картины в новый Зимний дворец. Лит.: Успенский А. И. Словарь художников, в XVIII веке писавших в императорских дворцах. М., 1913; Малиновский К. В. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. Т. 1. М., 1990; Энциклопедический словарь "Музыкальный Петербург. XVIII век". Кн. I. Спб., 1996. |
ГРАДОНАЧА́ЛЬНИК - должностное лицо в системе местной администрации дорев. России, управлявшее на правах губернатора особой терр. единицей, в состав к-рой входил город и прилегавший к нему р-н (градоначальство). Ин-т Г. создан в 1862. Обычно Г. возглавлял полицию в столицах - в Петербурге и в Москве, в крупных портовых городах (Одесса, Севастополь и др.). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"ГРАЖДАНИ́Н" - лит.-полит. газ.-журн. (Петербург, 1872-79, 1882-1914). Осн. кн. В. П. Мещерским, к-рый негласно официально рук. изд-вом. В 1873-74 офиц. изд. - Ф. М. Достоевский, опубл. в "Г." "Дневник писателя". Сотр. "Г.": К. П. Победоносцев, Н. Н. Страхов, А. Ф. Писемский, Н. С. Лесков, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, А. Н. Апухтин, Вас. И. Немирович-Данченко и др. "Г." занимал крайне правую охранит. позицию и оказывал влияние на правит. политику. |
ГРАЖДА́НСКАЯ А́ЗБУКА - см. |
ГРАЖДА́НСКИЙ ШРИФТ - вариант кириллич. письма, графически приближенный к латинице (совр. начертание рус. букв). Окончательно утвержден Петром I в 1710 после долгой подготовит. работы (деят-ность типографии Ильи Копиевича). Первая кн., напечат Г. Ш., появилась в 1708. Введение Г. Ш. связано с реформой азбуки. Он отличался графич. простотой по сравнению с ранее существовавшим слав. кириллич. алфавитом, начертания букв приближены к распростр. в Европе лат. шрифту "антиква". Цифровые значения букв отменялись, вводилась араб. цифровая система. Г. Ш. не имел лишних букв, исключались надстрочные знаки (см. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГРАММЕ́МА - минимальная, т. е. далее неделимая, единица плана содержания, функционирующая как одно из противопоставл. друг другу значений, образующих грамматич. категорию. По кол-ву образующих их Г. все грамматич. категории можно разделить на двучленные, трехчленные и многочленные. В совр. рус. яз. к двучленным категориям относится, напр., число (ед. / множ.), к трехчленным - род (мужской / женский / средний), к многочленным - падеж (им. / род. / дат. / вин. / тв. / предл). Г. мн. грамматич. категорий потенциально неоднозначны. Наряду с осн. значением у них м. б. и маргинальные значения, реализующиеся в опред. типах контекстов. Так, Г. 2-го лица прежде всего обозначает "адресата речи" (Ты медленно ходишь), но может обозначать и "неопределенное лицо", что нередко наблюдается в пословицах при отсутствии подлежащего (Упустишь огонь - не потушишь). Модификация осн. значения Г. нередко возникает в результате сочетаемости с лексич. значением определенного типа. Напр., Г. множ. числа стандартно обозначает раздельное множество предметов (Дети принесли игрушки), но у существительных, обозначающих вещество, эта же Г. указывает на сорта или разновидности данного вещества (минеральные и фруктовые воды, сухие и полусухие вина). Нек-рые лексич. значения вообще не сочетаются с теми или др. Г. к.-л. грамматич. категории. Так, в рус. яз., как и в др. яз., не сочетаются с Г. множеств. числа имена абстрактных понятий типа старость, злость, охлаждение, обеспечение и т. п. Каждая Г., будучи единицей плана содержания, соотнесена с определ. единицей плана выражения. Единица плана выражения, соотносимая с одной Г., называется морфемой. Единицу плана выражения, соотносимую с неск. Г. разных грамматич. категорий, наз. флективной морфемой, или флексией. Напр., в глагольной словоформе перечитываешь показатель -ыва- является морфемой, соотнесенной с Г. несоверш. вида, а показатель -ешь - флексией, соотнесенной с Г. 2-го лица и единств. числа. В частном случае как морфема, так и флексия м. б. нулевой. Так, в словоформе дом нулевой является флексия, соотнесенная с Г. им. падежа и единств, числа. Г., как и грамматич. категории, не являются константной (постоянной) единицей языка. Напр., в очень мн. языках зафиксированы относительно позднее появление Г. будущего времени и утрата Г. двойств. числа. Этот процесс приводит к перестройке соответств. грамматич. категорий. |
ГРА́МОТА - деловой документ и письмо как офиц., так и частного происхождения на Руси 10-12 вв. Заимств. из греч. множ. числа - чтение и письмо. Термин пришел из Византии, где Г. обозначали послания, указы, письм. док-ты. Г. писались на досках, лубе-бересте, пергаменте, а с 14 в. - на бумаге. Древнейшая дошедшая до нас подлинная Г. на пергаменте - жалованная Г. кн. Мстислава Владимировича, данная новгор. Юрьеву монастырю на землю (12 в.). Сохранились и б. ранние берестяные Г. Развитие феод. отношений на Руси привело к появлению множества Г., осн. часть к-рых составляют акты. Особую группу Г. составляют т. н. судные Г. 14-15 вв., представляющие собой судебные кодексы Новгородской и Псковской феод. республик. С 18 в. термин "Г." перестает широко употребляться в связи с введением пр-вом Петра I новой зап.-европ. номенклатуры док-тов. После реформы 1861 б. значение имели уставные Г., определявшие взаимоотношения помещиков и освобожденных крестьян. В 19 в. получила распространение выдача Г. на чин, звание, титул и т. п. |