Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГОР"-"ГРА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГОР"-"ГРА")

Горчаков Ал-др Мих.

ГОРЧАКО́В Ал-др Мих. (1798-1883) - светлейший князь (1871), гос. деятель, дипломат, гос. канцлер (1867), поч. чл. Петерб. АН (1856). Воспитывался в Царскосельском лицее (однокашник А. С. Пушкина). С 1817 - на службе в Мин-ве иностр. дел. В 1820-22 участвовал в работе конгрессов Свящ. союза в Троппау, Лайбахе и Вероне, в 1822-54 служил в рос. посольствах в Лондоне, Риме, Берлине, Флоренции, Вене, Штутгарте, Франкфурте-на-Майне. Летом 1854 переведен в Вену, с весны 1855 - посланник при австр. дворе. Участвовал в Венской конференции послов, стараясь удержать Австрию, Пруссию и др. герм. гос-ва от присоединения к англо-франко-тур. коалиции, воевавшей против России (Крымская война 1853-56). В 1856 сменил К. В. Нессельроде на посту мин. иностр. дел. В 1856-63 стремился к пересмотру условий Парижского трактата 1856 путем сближения с Францией, но эти усилия были сорваны попытками Наполеона III использовать Польское восстание 1863-64 как средство давления на Россию. Умение вести искусную дипломатич. игру помогло Г. отвергнуть требование Великобритании и Австрии о созыве междунар. конференции по польск. вопросу (Г. пошел на сближение с Пруссией, оказавшей содействие России в подавлении восстания). Россия, в свою очередь, соблюдала нейтралитет и оказала дипломатич. поддержку Пруссии в войнах против Дании (1864), Австрии (1866), Франции (1870-71). Разгром Франции позволил Г. заявить об отказе России от выполнения ограничит. статей Парижского договора, ущемлявших ее суверенитет на Черном м. (циркуляр Г. от 19 окт. 1870). Решение России утвердила Лондонская конференция 1871. В 1873 Г. участвовал в создании "Союза трех императоров" (Россия, Германия и Австро-Венгрия), однако воспротивился попыткам канцлера Германии О. Бисмарка развязать новую войну против Франции (циркуляр Г. - май 1875). Пытался использовать "Союз" для решения ближневост. вопроса; сумел обеспечить нейтралитет европ. держав в рус.-тур. войне 1877-78. Победа рос. войск привела к подписанию Сан-Стефанского мира, вызвавшего протесты Великобритании и Австро-Венгрии. Г. вынужден был согласиться на проведение Берлинского конгресса, ставшего дипломатич. поражением России и "черной страницей" в служебной карьере канцлера. С 1879 Г. фактически отошел от дел, с 1882 в отставке.

Лит.: Киняпина А. С. А. М. Горчаков // Вопросы истории. 1997. № 12.

А. М. Горчаков

А. М. Горчаков

Горчаков Дм. Петр.

ГОРЧАКО́В Дм. Петр. (1758-1824) - князь, писатель. Происходил из старинного рода. Получил хорошее дом. образование. Находился на воен. и гражд. службе, участвовал в рус.-тур. войне 1768-74, во взятии Измаила (1790), в 1811-12 - правитель канцелярии М. И. Кутузова в Дунайской армии, до этого - прокурор в Псковской (1807) и Таврической (1807-10) губ. С 1813 - вице-губернатор, с 1815 - губернатор в Костроме. С 1816 - в отставке.

В печати выступил в 1780-е гг. как автор пользовавшихся успехом комич. опер ("Калиф на час", 1784, "Баба-Яга", 1786, и др.). В 1798 опубл. стихотв. комедию "Беспечный". В 1780-90-е гг. Г. близок к кругу Н. П. Николаева, выступает против Н. М. Карамзина, хотя сам пишет сентимент. Пов. "Пламир и Раида" (1796). Действ. чл. "Беседы любителей рус. слова", чл. Российской Академии с 1807.

Лит. симпатии Г. отразились в его многочисл. сатирах, к-рые составили ему репутацию "рус. Ювенала". Несмотря на автобиогр. мотивы, это сатиры на "порок" вообще, где традиц. эл-ты жанра соединяются с традициями сатир. эпистолы и дружеского послания ("Разговор. Он и я", 1790, "Беспристрастный зритель нынешнего века", 1794, "Послание к князю С. Н. Долгорукову", 1807, и др.). Создатель жанра рус. сатир, "ноэлей" ("Святки", нач. 1780-х гг.). Вольтеровские антиклерикальные мотивы, соединенные с гедонизмом, обусловили восприятие Г. как вольнодумца и атеиста. Ему атрибутировались современниками мн. не принадлежавшие ему соч. (так, А. С. Пушкин пытался приписать Г. "Гавриилиаду"). Мн. произв. Г. распространялись в списках. Их корпус окончательно не установлен.

Горчица

ГОРЧИ́ЦА - растение семейства крестоцветных, а также приправа, получаемая из его семян (жмыхов после отжимания масла). Использовалась с глубокой древности в Греции, Риме и на Руси (горошуха). Слово Г. общеслав.: грчица - укр., горчыця - белорус., горчица - болг. и т. д., происходит от прил. "горький". Приправу Г. готовят разл. способами - с добавлением сахара, соли, уксуса, пряностей. Самая острая - рус. Г., самая слабая - французская. На нашей терр. дикие виды Г. растут как сорняки. В культуре выращивают белую Г. (английскую), сарептскую, или сизую (наша и др. страны), абиссинскую (Африка). В России ее возделывают с 18 в., а до этого использовалась дикая Г.

Горшенкова Мария Ник

ГОРШЕНКО́ВА Мария Ник. (1857-1938) - артистка балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1876 (ученица Л. Иванова, А. Богданова). В 1876-93 артистка Мариинского т-ра, с 1884 балерина. Среди партий: Аспиччия ("Дочь фараона"), Гамзатти ("Баядерка"), Воислава ("Млада"), Пахита ("Пахита"), Медора ("Корсар"), Китри ("Дон-Кихот"), Жизель ("Жизель"). В 1887-89 выступала в моск. Большом т-ре. Легкая, воздушная танцовщица, обладавшая редким мастерством баллона (особого рода прыжок на одной ноге). После ухода Е. Вазем со сцены Г. получила звание балерины, однако ей было нелегко соперничать с В. Цукки в актерском мастерстве, а с П. Леньяни в виртуозности. В 90-х гг. преподавала в Петерб. театр. уч-ще.

Горшок

ГОРШО́К - сосуд из обожженной глины. Г. различались формой и размерами. В России наиб. употребит. были: 1) корчага (юж.-рус. макитра) - большой и широкий Г. с узким дном, использовавшийся для приготовления кваса, пива, выгонки смолы, 2) Г. для приготовления щей (тамбовский естальник, рязанский егольник) - такой же формы, но меньших размеров, 3) кашник (для приготовления каши) - еще меньше. Маленькие Г. назывались махотками, малышами. Для хранения молока пользовались высокими узкогорлыми Г. - горлач, глечик, кринка. Для сухих продуктов применялись молостовы - Г., обвитые берестой.

Форма и назв. частей Г. (пояс, плечи, горло) свидетельствуют об устойчивых аналогиях с человеч. телом. Этим подобием объясняется широкое использование Г. в обрядовой сфере. В родильных, свадебных, похоронных обрядах битье Г. символизировало переход человека в новый статус. На новоселье в Г. перевозился домовой вместе с сором или углями из старого дома. Большое распространение имели гадания с Г., в к-рый клали разл. предметы, символизирующие будущую судьбу.

Горыня

ГОРЫ́НЯ - сказочный богатырь, помощник (в б. ранних сюжетах противник) героя, один из сказочной триады: Дубыня, Горыня, Усыня. Г. в сказке связан с Горами и этим напоминает былинного Святогора, тоже архаич. героя, носителя огромной и опасной силы, слишком большой для него самого, не находящей положит. применения. Его отношения с Ильей Муромцем - подлинным героем былины носят двойств. характер (союзничество, но и вражда, опасность, исходящая от старшего богатыря). С др. стороны, имя Г. уводит к Змею Горынычу, в чьем имени сливается значение "гор" и "горения" (огненный змей). Видимо, как огненного змея нужно реконструировать и протоформу Г. и как имени, и как персонажа.

Горышин Глеб Ал-др.

ГОРЫ́ШИН Глеб Ал-др. (род. 1931) - прозаик. Окончил отд. журналистики филол. ф-та Ленингр. ун-та. Работал лит. сотрудником газ. "Молодежь Алтая", участвовал в эксп. и изыскательских партиях, жил на Д. Востоке. В 1977-81 - гл. ред. ж. "Аврора". Первая кн. рассказов "Хлеб и соль" (1958). Автор б. 30 книг, написанных в результате поездок по стране ("Земля с большой буквы", 1963, "Лица встречных" 1971, "Водопад", 1971, "Други мои", 1974, "Запонь", 1980, "Избранное" 1981). В последние годы важное место в творчестве Г. занимает экологич. тема: "Ладога", "Глядя в лицо Ладоги" (обе - 1989). Автор ст. и воспоминаний о И. Соколове-Микитове, М. Пришвине, М. Слонимском, В. Шукшине, Ф. Абрамове и др.

Горький Максим

Статья большая, находится на отдельной странице.

Госпиталь

ГО́СПИТАЛЬ (от лат. hospitalis - странноприимный, гостеприимный, франц. hospital - приют, убежище) - воен.-мед. учреждение для стационарного лечения военнослужащих. Его прообразом в России стало лечебное учреждение для раненых, осн. монахами Троице-Сергиева мон. в 1612. Первый "гошпиталь" открыт в 1707 на средства Монастырского приказа в Москве (ныне Центр. воен. госпиталь им. Н. Н. Бурденко). На т-ре боевых действий развертывались полевые Г., к-рые в рос. армии нач. 20 в. имели 10 коек для офицерского состава и 200 коек для нижних чинов. В первые годы стр-ва Кр. Армии все Г. в зависимости от числа коек делились на 5 классов (напр., Г. 1-го кл. имел от 50 до 70 коек, 5-го - 1200 коек и выше). В период Вел. Отеч. войны в действующей армии Г. по своему назначению подразделялись на хирургич. полевые подвижные, терапевтич. полевые подвижные, инфекц. полевые подвижные, сортировочно-эвакуац., контрольно-эвакуац., эвакуац. и Г. для лечения легкораненых (ГЛР). Многие пост. Г. - стационарные леч. учреждения Наркомата обороны - были эвакуированы в глубокий тыл. Одноврем. в тылу, согласно мобилизац. плану, развертывались Г. Наркомздрава. В наст. время осн. нагрузку по лечению военнослужащих несут гарнизонные Г.

Гостеприимство

ГОСТЕПРИИ́МСТВО - 1) Универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте.

2) Социальный ин-т, обеспечивающий гостю прием и заботу. Г. особенно характерно для об-в, в к-рых не было надежной защиты со стороны официальных властей, в частности у кочевников-скотоводов и горцев. К Г. близок кавказский ин-т куначества (тюрск. "кунак" - гость). Г. и куначество различаются тем, что первое оказывается любому человеку и единовременно, второе же проявляется по отношению к знакомому и постоянно. В др. и ср.-век. мире Г. часто принимало формы международно-правового института защиты чужаков - торговцев, послов и др. (др.-греч. проксения), а также превращалось в своеобр. форму повинности нижестоящих содержать определенное время выстоящих и их гостей. Значение Г. для торговли отражено в синонимичности др.-рус. слов "гость" и "купец".

Гостиная

ГОСТИ́НАЯ - рус. назв. комнаты для приема гостей. Интерьер гостиной в России складывается с нач. 18 в. (Летний дворец и Марли Петра I). С сер. века разрабатывается спец. меблировка: при Екатерине II появились диваны, в т. ч. турецкий диван-тахта (диванная в Большом дворце Петергофа), что привело к появлению маленьких интимных гостиных, наз. "диванчик" (в доме Державиных в С.-Петербурге, в моск. доме А. Безбородко). Для больших гостиных К. Росси проектировал диваны с двумя сиденьями и одной спинкой, чтобы гостей можно было рассаживать "кружками". Если до 1830-х гг. мебель в гостиных расставлялась вдоль стен или между колонн, со столом перед диваном, то затем именно в гостиной появилась свободная планировка, и мебель передвинули в центр комнаты. В Г. (салоне, будуаре) появилась спец. мебель: кушетка ("рекамье"), козетка, диван с двумя сиденьями, соединенными узким центром, угловой диван - мебель должна легко вписываться в пространство, - изогнутый диванчик на двоих - secrette и на троих - discrette. Такое же разнообразие представляли собой и легкие столики - "бобики", ломберные, самоварные, раздвижные, складные, с крылышками и потайными ящиками - для рукоделия, маленькие письменные столики-бюро, муз. инструменты - арфы, салонные рояли, клавесины.

Г. оформлялись, как правило, в ист. стилях: классицизм, барокко, рококо, офиц. Г. могли быть выдержаны в стиле неоренессанса. Мастера интерьера в этой обл.: В. Бренна - гостиные Павловского и Гатчинского дворцов, К. Росси - гостиные Елагина и Михайловского дворца, А. Штакеншнейдер, Г. Боссе, М. Месмахер.

Гостиный двор

ГОСТИ́НЫЙ ДВОР - торг. комплекс со складами. Назв. происходит от слова "гость", "чужеземец", затем "чужеземец, привезший товар", затем "купец". Тип Г. Д. первоначально создается в виде площади с галереями (16-17 вв.), затем в виде здания с галереями по периметру и складами за ними и во внутр. дворе (18 в.). Галереи в виде аркад связывали между собой многочисл. лавки, принадлежавшие или сдававшиеся в аренду разл. купцам, и защищали покупателей от непогоды. Первый кам. Г. Д. подобного типа построен на стрелке Васильевского о-ва в Петербурге арх. Д. Трезини (сохр. незначит. часть с заложенной аркадой), облик этого и соседнего здания Двенадцати коллегий, первоначально имевшего также открытую аркаду, определил последующую архитектуру всех зданий ансамбля Стрелки, включая знаменитую Биржу. По типу, введенному Трезини, строились многочисл. Г. Д. Петербурга, старейший из к-рых - Большой Г. Д. (арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот, 1760-е гг.), являющийся поныне крупнейшим торг. зданием города. Смена арх. стилей мало повлияла на архитектуру Г. Д., отразившись гл. обр. на декоративных деталях. В эпоху классицизма Г. Д. подобного типа строились повсеместно в России, обычно, как и подобает торжищу, на гл. гор. площадях, реже - гл. улицах. Г. Д. играют важную роль в формировании арх. облика рус. городов. Классицистские Г. Д. иногда строились не с аркадой, а с колоннадами. Самым крупным комплексом Г. Д. этой эпохи является, по-видимому, Г. Д. в Костроме (10 корпусов на гл. площади и рядом с нею, 1789-1850). В последующий период их часто декорировали в рус. стиле при неизменности конструктивной основы, оказавшейся оптимальной, вплоть до изобретения многоэтажных универс. магазинов. Старые Г. Д. легко приспосабливаются для совр. торговли соединением отд. лавок в анфиладу торг. залов и обычно используются по прямому назначению.

Гость

ГОСТЬ - купец, торговавший в разных городах и чужих странах, иноземный купец. Общеслав. вероятно, индоевроп. (ср. гость, нем. Gast - гость и т. д.) слово. Первоначально - приезжий купец. На Руси до 16 в. крупные купцы объединялись в особые привилегированные корпорации: "Московское сто", "Ивановское сто", "Сурожане" и др. В кон. 16 - нач. 18 в. Г. - член высш. привилегированной корпорации купцов. Осн. привилегии Г.: освобождение от тягловых повинностей, свободный проезд за границу для торговли, подсудность непосредственно царю. В 20-х гг. 18 в. Г. включены в купеч. сословие.

Лит.: Голикова Н. Б. Численность, состав и источники пополнения гостей в кон. XVI - 1-й четв. XVIII в. // Рус. город. М., 1988; Перхавко В. Б. Гости-сурожане // Вопросы истории. 1993. № 6.

Заморские гости. Худ. Н. К. Рерих

Заморские гости. Худ. Н. К. Рерих

Государственный архив

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́В - обобщающее понятие для обозначения учреждений, осн. функциями к-рых являются хранение и комплектование док. мат-лов, поступающих из ведомств, архивов и от отд. лиц, их учет, создание справочного аппарата и прочие виды деят-ности; с 1834 существовал Г. А. Рос. империи, упразднен в 1918.

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́В РОССИ́ЙСКОЙ ФЕДЕРА́ЦИИ (ГАРФ) - одно из крупнейших архивохранилищ страны. Орг-ция архива нач. в 1920 с создания 4-го отделения Гос. архива РСФСР для собирания печатных, рукописных и иллюстративных мат-лов по истории Окт. рев-ции. В 1925 отделение преобразовано в Архив Окт. рев-ции. Впоследствии наименование архива неоднократно менялось и утвердилось в форме Центр. гос. архива Окт. рев-ции СССР (ЦГАОР). В 1941 ему были переданы док-ты Центр. архива профдвижения и орг-ции труда, в 1961 - фонды Центр. гос. ист. архива в Москве. В том же году из него выделены мат-лы по истории нар. х-ва, образовавшие ЦГАНХ (Центр. Гос. архив нар. х-ва).

В 1992 быв. ЦГАОР объединен с Центр. архивом РСФСР и получил наименование ГАРФ.

В архиве хранится ок. 5 млн дел по истории рев. движения в России, Окт. рев-ции и гос. стр-ва в первые годы Сов. власти и период существования СССР: фонды учреждений полит. розыска и спец. судебно-следственных органов России, учреждений Врем. пр-ва и ряда полит. партий, высших органов гос. власти и гос. управления СССР (Центр. Исполнит. К.-та СССР, Верховного Совета СССР, Совета Нар. Комиссаров - Совета Мин-ров СССР и др.) и подведомственых им орг-ций и учреждений, а также фонды личного происхождения.

Государственный архивный фонд

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АРХИ́ВНЫЙ ФОНД - совокупность принадлежащих гос-ву док. мат-лов, отложившихся в гос. хранилищах за всю историю гос-ва. Образован в 1941. Ранее существовал единый гос. архивный фонд республики 1918-29, образованный декретом сов. пр-ва от 1 июня 1918 в ходе централизации архивного дела, предпринятой Сов. властью.

Государственный совет

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СОВЕ́Т - высшее. гос. учреждение Рос. империи 19 - нач. 20 в. Образован в 1810 в результате преобразования созданного в 1801 Непременного Совета. Члены Г. С. и его пред. назначались императором. В состав Г. С. по должности входили министры. До 1906 Г. С. играл роль законосовещат. органа при монархе. В 1906 Г. С. реформирован и получил законодат. права, равные правам Гос. думы. Половина членов Г. С. по-прежнему назначалась императором, а остальные выбирались губ. земскими собраниями, съездами выборщиков от губ. дворян. об-в, Академией наук, ун-тами и правосл. духовенством, представительными орг-циями буржуазии в соотв. с установленными квотами. Преобразовывая Г. С., самодержавие стремилось создать в его лице противовес Думе. Установленный законом 1906 порядок формирования Г. С. обеспечил абсолютное преобладание в нем представителей наиб. консервативной части правящих кругов. После Февр. рев-ции Г. С. фактически прекратил существование.

Лит.: Щетков В. Г. Госсовет в России. М., 1904; Левенсон М. Л. Гос. совет. 2 изд. М., 1915.

Торжественное заседание Государственного совета. Худ. И. Е. Репин

Торжественное заседание Государственного совета. Худ. И. Е. Репин

Государь

ГОСУДА́РЬ - в дорев. России всякий светский владыка, верховный глава страны, а также император, царь или князь. В Др. Руси Г. - человек, облеченный властью. В древних письм. памятниках "господарь" и "государь" - рабовладелец и землевладелец. Памятники церк. письменности 11-14 вв. наз. Г. хозяина нивы или собственника челяди. С 14 в. подобную терминологию вводят офиц. памятники светского права. Судебники моск. периода наз. государским убийцей холопа, убившего своего хозяина. Памятники 17 в. избегают термина Г., заменяя его словом "боярин". В неофиц. разговорном яз. термин Г. долго сохранял свое первоначальное значение (до нынешних дней - в формулировке "милостивый Г."). С сер. 14 в. термин Г. применяется в политич. сферах, означая представителей верховной власти. Принятие титула Г. вел. моск. князьями совпало с покорением Константинополя тур. войсками, когда моск. князья остались единств. охранителями православия и на них стал переноситься ореол власти визант. императоров. Иван III приказал отчеканить титул Г. на печати и на монетах, он же прилагал все усилия к упрочению этого титула, соединяя с ним представления о неограниченности власти. Одновременно моск. Г. стремились перенять и междунар. влияние визант. императоров, стараясь сравняться с самыми влиятельными европ. властителями. Для этого была создана оценка чести Г., основывавшаяся на признаках родословности и полноты власти. Моск. Г. считали себя родословными и самодержцами, никем "не обдержимы" и правящими своим царством лишь по указанию божеств. велений. При Петре I эти притязания получили юрид. оформление. Титулом Г. в России было принято чествовать всех членов царской семьи. В обращении это слово ставилось перед саном: Г. Император, но перед именем Г. заменяло сан: "Государь Петр Великий". При нар. правлении именем Г. чествовали Новгород, так же как Псков наз. господином.

Готика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Готика русская

ГО́ТИКА РУ́ССКАЯ - условный архитектурный термин, определяющий своеобр. тип столпообразных шатровых храмов, появившихся в России в 16 в., характерный для моск. зодчества. Лучший образец - ц. Вознесения в с. Коломенское под Москвой. Храм, построенный в 1532 в честь рождения у царя Василия III сына Ивана - будущего Ивана Грозного, стал прообразом мн. провинц. церквей, обладая характерными особенностями: оригинальными орнаментами кирпичной кладки шатра, западноевроп. рисунком капителей, треугольными вимпергами, карнизами. Р. Г., в б. широком смысле слова, иногда определяют тенденции рус. иск-ва 15-17 вв., проявившиеся в России после "предвозрождения" (термин Д. С. Лихачева) - эпохи Андрея Рублева. Термин "Р. Г." может применяться также иногда для определения нац. исканий В. Баженова и др. ранних романтиков (см. Псевдоготика).

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском

"Гото предестинация"

"ГО́ТО ПРЕДЕСТИНА́ЦИЯ" (лат. - "Божие предопределение") - 58-пушечный линейный корабль Азовского м., первый линейный корабль отеч. постройки. Название означало предопределенность для России иметь флот. Заложен в Воронеже в 1698, спущен на воду в 1700. Проект корабля составлен лично Петром I на осн. чертежа англ. корабля. Корма была украшена аллегорич. скульпт. изображениями и богатой резьбой, каюты отделаны ореховым деревом. После Прутского похода (1711) и заключения мира с турками, по к-рому Россия потеряла право иметь флот на Азовском м., "Г. П." был продан туркам.

Гофман Викт.

ГО́ФМАН Викт. (Виктор-Бальтазар-Эмиль) (1884-1911) - поэт, прозаик, критик, переводчик. Род. в семье мебельного фабриканта, австр. подданного. Писал и публиковал стихи уже в гимназич. годы. В 1902 сблизился с В. Я. Брюсовым и К. Д. Бальмонтом, испытав сильное влияние обоих. В 1903-08 учился на юрид. ф-те Моск. ун-та. В 1904 (фактически в янв. 1905) вышел первый сб. стихов Г. "Книга вступлений. Лирика. 1902-1904". Второй (и последний прижизн. поэтич.) сб. - "Искус" (СПб., 1910). Порвав с семьей, Г. занимается журнальной критикой, к-рую расценивает сам как "лит. поденщину", переводами, начав в то же время писать импрессионистскую прозу ("Любовь к далекой. Рассказы и миниатюры. 1909-1911". СПб., 1912). Под влиянием переутомления и неудовлетворенности результатами своего творчества Г. в нач. июля 1911, находясь в Париже, в состоянии неврастенич. депрессии покончил с собой. Оценивался современниками как один из наиб. талантливых поэтов в младшем поколении символистов.

Соч.: Соб. соч.: В 2 т. М., 1917 (2-е изд.: М., 1918).

Лит.: Айхенвальд Ю. В. Гофман // Айхенвальд Ю. Силуэты рус. писателей. 2-е изд. М., 1913. Вып. 3; Ходасевич В. В. Гофман: (К 25-летию со дня смерти) // Возрождение. 1936. № 4042; Анненский И. Книги отражений. М., 1979. С. 368-369.

Гофман Модест Людвигович

ГО́ФМАН Модест Людвигович (1887-1959) - поэт, критик, литературовед. Сын чиновника. Окончил 1-й Петерб. кадет. корпус (1905), учился на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та (1905-10), где вошел в поэтич. "Кружок молодых" (С. Городецкий, В. Пяст и др.); тогда же сблизился с Вяч. Ивановым и др. поэтами-символистами. В 1907 - секр. ж. "Оры", во время полемики о "мистич. анархизме" издал в поддержку Вяч. Иванова брошюру "Соборный индивидуализм". Автор поэтич. сб. "Кольцо. Тихие песни скорби" (СПб., 1907) и "Гимны и оды" (СПб., 1910), интересный экспериментами по использованию античных размеров в рус. стихе. Составитель и ред. изв. антологии "Книга о рус. поэтах последнего десятилетия" (СПб., 1909), где был также автором вступ. статьи и очерков о З. Гиппиус, Д. Мережковском, Ф. Сологубе, А. Блоке, С. Городецком. С нач. 10-х гг. отходит от поэтич. творчества, специализируясь в обл. истории и теории лит-ры; активно участвует в работе пушкинского семинария С. А. Венгерова. В 1917-19 работает в Чернигове. Ред. полного собр. соч. Е. А. Баратынского (т. 1-2. Пг., 1914-15), опубл. дневник А. Н. Вульфа и док-ты из архива Вревских ("Пушкин и его современники", вып. 21-22. Пг., 1916), неопубл. стихотворений А. А. Дельвига (Пг., 1922), А. С. Пушкина (Неизданный Пушкин. М.; Пг., 1923). Остро поставил вопросы текстологич. работы в пушкиноведении ("Пушкин. Первая глава науки о Пушкине". 2-е изд. Пг., 1922). Выехав в авг. 1922 в Париж для переговоров с известным специалистом А. Ф. Онегиным о судьбе его собрания, в СССР не вернулся. Автор мн. книг по истории рус. лит-ры на рус. и франц. языках.

Соч.: Поэзия К. Ф. Рылеева. Чернигов, 1917; Пушкин. Его общественно-политич. взгляды и настроения. Чернигов, 1918; А. С. Пушкин. Чернигов, 1919; Деревня в произведениях Некрасова. Чернигов, 1919; Пушкинский музей А. Ф. Онегина в Париже. Париж, 1926; Пушкин: Психология творчества (Вторая глава науки о Пушкине). Париж, 1928; Пушкин - Дон-Жуан. Париж, 1935.

Гофман Эрнст Карлович

ГО́ФМАН Эрнст Карлович (1801-71) - рус. путешественник и геолог, исследователь Урала. Учился в Дерптском (Тартуском) ун-те. В 1823-26 участвовал в кругосветном путешествии О. Коцебу. Читал лекции по геологии и минералогии в Дерптском (1833-36), Киевском (1837-42), Петерб. (1845-63) ун-тах, совмещая преподавание с исследоват. деят-ностью. Изучал геологию Украины, Крыма, Урала и золотоносные россыпи Вост. Сибири. В 1847 возглавил первую эксп. Рус. географич. об-ва на Северный Урал, к-рая открыла хребет Пай-Хой, собрала ценные сведения по геологии, растительности, животному миру, этнографии, а также провела геол. съемку обследованных р-нов. Мат-лы, собр. в 1853-59 для составления геологич. карт уральских горных округов, опубл. в "Горном журнале" (1865-68).

Гоц Мих. Рафаилович

ГОЦ Мих. Рафаилович (1866-1906) - полит. деятель. Гимназистом участвовал в деят-ности народовольческих кружков в Москве (1885). Учился в Моск. ун-те. В 1886 за участие в группе "Нар. воли" арестован и сослан в адм. порядке в Вост. Сибирь. В марте 1889 во время вооруж. столкновения между ссыльными и солдатам в Якутске был ранен и приговорен к каторжным работам. В 1899 вернулся в европ. Россию, вскоре выехал в Париж, потом в Женеву. Один из учредителей партии эсеров. В эмиграции участвовал в создании ж. "Вестник рус. рев-ции" и газ. "Рев. Россия" - центр. органа партии эсеров; входил в состав ее ЦК со дня основания, внес большой вклад в ее теоретич., изд.-лит. и организац. деят-ность. В 1903 арестован в Неаполе по требованию рос. пр-ва, заключен в тюрьму, где тяжело болел, после освобождения разбит параличом, но и прикованный к постели продолжал руководить парт. делами. 26 авг. 1906 Г. скончался в Берлинском хирургич. госпитале.

Лит.: Шишко Л. Э. М. Р. Гоц (памяти дорогого друга) // Былое. 1906. № 11; Еремин А. И. Судьба Михаила Гоца // Вопросы истории. 1998. № 2.

М. Р. Гоц

М. Р. Гоц

Грабарь Иг. Эмм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гравирование

ГРАВИРОВА́НИЕ (от франц. graver - вырезать, восходит к лат. grave - тяжело, глубоко) - техника нанесения углубл. рисунка на твердые мат-лы: драгоценные и полудрагоценные камни, стекло и металл - с помощью резцов или травлением кислотами. Г. на металлич. изделиях широко встречается гл. обр. в отделке оружия и доспехов, в России применялось мастерами Оружейной палаты с 16 в. Г. на стекле и хрустале распространилось в России с нач. 18 в.: цветы, гротескные орнаменты, гербы, портреты, аллегорич. сцены на кубках и т. п.; позже (кон. 19 - нач. 20 в.) широко встречается в иск-ве витража. Произведения, исполненные печатанием с гравированной доски, наз. гравюрой.

Гравюра

Статья большая, находится на отдельной странице.

Градицци

ГРАДИ́ЦЦИ - итал. живописцы, работавшие в России. Пьетро (ок. 1700 - ок. 1770) - плафонный и театр. живописец из Вероны. В 1752 приехал с сыном Франческо в С.-Петербург. В 1753 исполнил плафон в аванзале Зимнего дворца, затем плафоны "Вакх и Ариадна" в антикамере и "Олимп" в Картинном зале Б. Царскосельского дворца, расписывал падуги в галерее Летнего дворца на Мойке, плафоны в большом зале, в антикамере и "в опочивальне Ея имп. величества - в двух покоях" нового Зимнего дворца. "Его живопись отличается хорошей композицией, его колорит приятен, но его экспрессия вялая", - писал изв. иск-вовед Я. Штелин. Наряду с плафонной живописью, занимался и оформлением театр. постановок. Летом 1762 вернулся в Венецию, где в янв. 1763 избран проф. АХ за картину "Нахождение Моисея".

Франческо (1729-93) - сын Пьетро, учился у отца, приехал вместе с ним в Россию и первые 6 лет помогал ему в написании плафонов и театр. декораций. В 1758 приглашен в АХ при АН, где должен был "два раза в неделю обучать рисовального и живописного художества учеников и подмастерьев", а также компоновать и рисовать предназнач. для гравирования инвенции и поправлять пробные отпечатки. С 1759 живописец при великокняж. театре в Ораниенбауме, в 1762 определен в придворную службу как "Е. И. В. первый живописец, архитектор и театр. инженер". Эту должность он занимал 30 лет, оформил за это время б. 50 оперных и балетных спектаклей (т. е. практически всех, бывших при дворе в правление Екатерины II). В 1762-63 написал 22 пейзажные и фигурные десюдепортные картины в новый Зимний дворец.

Лит.: Успенский А. И. Словарь художников, в XVIII веке писавших в императорских дворцах. М., 1913; Малиновский К. В. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. Т. 1. М., 1990; Энциклопедический словарь "Музыкальный Петербург. XVIII век". Кн. I. Спб., 1996.

Градоначальник

ГРАДОНАЧА́ЛЬНИК - должностное лицо в системе местной администрации дорев. России, управлявшее на правах губернатора особой терр. единицей, в состав к-рой входил город и прилегавший к нему р-н (градоначальство). Ин-т Г. создан в 1862. Обычно Г. возглавлял полицию в столицах - в Петербурге и в Москве, в крупных портовых городах (Одесса, Севастополь и др.).

Градостроение

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Гражданин"

"ГРАЖДАНИ́Н" - лит.-полит. газ.-журн. (Петербург, 1872-79, 1882-1914). Осн. кн. В. П. Мещерским, к-рый негласно официально рук. изд-вом. В 1873-74 офиц. изд. - Ф. М. Достоевский, опубл. в "Г." "Дневник писателя". Сотр. "Г.": К. П. Победоносцев, Н. Н. Страхов, А. Ф. Писемский, Н. С. Лесков, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, А. Н. Апухтин, Вас. И. Немирович-Данченко и др. "Г." занимал крайне правую охранит. позицию и оказывал влияние на правит. политику.

Гражданская азбука

ГРАЖДА́НСКАЯ А́ЗБУКА - см. Реформы азбуки и правописания.

Гражданский шрифт

ГРАЖДА́НСКИЙ ШРИФТ - вариант кириллич. письма, графически приближенный к латинице (совр. начертание рус. букв). Окончательно утвержден Петром I в 1710 после долгой подготовит. работы (деят-ность типографии Ильи Копиевича). Первая кн., напечат Г. Ш., появилась в 1708. Введение Г. Ш. связано с реформой азбуки. Он отличался графич. простотой по сравнению с ранее существовавшим слав. кириллич. алфавитом, начертания букв приближены к распростр. в Европе лат. шрифту "антиква". Цифровые значения букв отменялись, вводилась араб. цифровая система. Г. Ш. не имел лишних букв, исключались надстрочные знаки (см. Реформы азбуки и правописания). Для печатания церк.-богослуж. книг по-прежнему использовался кириллич. алфавит. Г. Ш. печатались книги светского содержания. Претерпев нек-рые изменения, Г. Ш. остается в употреблении до наст. времени.

Грамматическая категория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Граммема

ГРАММЕ́МА - минимальная, т. е. далее неделимая, единица плана содержания, функционирующая как одно из противопоставл. друг другу значений, образующих грамматич. категорию. По кол-ву образующих их Г. все грамматич. категории можно разделить на двучленные, трехчленные и многочленные. В совр. рус. яз. к двучленным категориям относится, напр., число (ед. / множ.), к трехчленным - род (мужской / женский / средний), к многочленным - падеж (им. / род. / дат. / вин. / тв. / предл).

Г. мн. грамматич. категорий потенциально неоднозначны. Наряду с осн. значением у них м. б. и маргинальные значения, реализующиеся в опред. типах контекстов. Так, Г. 2-го лица прежде всего обозначает "адресата речи" (Ты медленно ходишь), но может обозначать и "неопределенное лицо", что нередко наблюдается в пословицах при отсутствии подлежащего (Упустишь огонь - не потушишь). Модификация осн. значения Г. нередко возникает в результате сочетаемости с лексич. значением определенного типа. Напр., Г. множ. числа стандартно обозначает раздельное множество предметов (Дети принесли игрушки), но у существительных, обозначающих вещество, эта же Г. указывает на сорта или разновидности данного вещества (минеральные и фруктовые воды, сухие и полусухие вина). Нек-рые лексич. значения вообще не сочетаются с теми или др. Г. к.-л. грамматич. категории. Так, в рус. яз., как и в др. яз., не сочетаются с Г. множеств. числа имена абстрактных понятий типа старость, злость, охлаждение, обеспечение и т. п. Каждая Г., будучи единицей плана содержания, соотнесена с определ. единицей плана выражения. Единица плана выражения, соотносимая с одной Г., называется морфемой. Единицу плана выражения, соотносимую с неск. Г. разных грамматич. категорий, наз. флективной морфемой, или флексией. Напр., в глагольной словоформе перечитываешь показатель -ыва- является морфемой, соотнесенной с Г. несоверш. вида, а показатель -ешь - флексией, соотнесенной с Г. 2-го лица и единств. числа. В частном случае как морфема, так и флексия м. б. нулевой. Так, в словоформе дом нулевой является флексия, соотнесенная с Г. им. падежа и единств, числа.

Г., как и грамматич. категории, не являются константной (постоянной) единицей языка. Напр., в очень мн. языках зафиксированы относительно позднее появление Г. будущего времени и утрата Г. двойств. числа. Этот процесс приводит к перестройке соответств. грамматич. категорий.

Грамота

ГРА́МОТА - деловой документ и письмо как офиц., так и частного происхождения на Руси 10-12 вв. Заимств. из греч. множ. числа - чтение и письмо. Термин пришел из Византии, где Г. обозначали послания, указы, письм. док-ты. Г. писались на досках, лубе-бересте, пергаменте, а с 14 в. - на бумаге. Древнейшая дошедшая до нас подлинная Г. на пергаменте - жалованная Г. кн. Мстислава Владимировича, данная новгор. Юрьеву монастырю на землю (12 в.). Сохранились и б. ранние берестяные Г. Развитие феод. отношений на Руси привело к появлению множества Г., осн. часть к-рых составляют акты. Особую группу Г. составляют т. н. судные Г. 14-15 вв., представляющие собой судебные кодексы Новгородской и Псковской феод. республик. С 18 в. термин "Г." перестает широко употребляться в связи с введением пр-вом Петра I новой зап.-европ. номенклатуры док-тов. После реформы 1861 б. значение имели уставные Г., определявшие взаимоотношения помещиков и освобожденных крестьян. В 19 в. получила распространение выдача Г. на чин, звание, титул и т. п.

"Гранат"

"ГРАНА́Т" (Энциклопедический словарь Гранат) - рус. универсальная энциклопедия, издававшаяся в Москве. "Г." сумел выдержать конкуренцию с популярной энциклопедией Брокгауза и Ефрона. Первые 6 изд. "Г." вышли в 8-9 тт. (1891-1903). Наиб. широкое распространение получило 7-е, перераб. изд. словаря в 58 тт., выходивших в 1910-48 (т. 56 в печати не появился). После 7-го было еще 6 стереотипных перепечаток. Издатели - братья Ал-др Наумович (1861-1933) и Игнатий Наумович (1863-1941) Гранат. В 1892 они организовали изд-во "А. и И. Гранат и К°", выкупив право на издание словаря у т-ва "А. Гарбель и К°". В 1917 на базе изд-ва было учреждено АО "Рус. библиогр. ин-т бр. A. и И. Гранат и К°" (в 1939 влилось в Гос. ин-т "Сов. энциклопедия").

В создании "Г." принимали участие изв. ученые и обществ. деятели: B. Д. Бонч-Бруевич, М. М. Ковалевский, И. И. Мечников, П. Н. Милюков, В. А. Мякотин, К. А. Тимирязев, М. Н. Покровский, Е. В. Тарле, М. И. Туган-Барановский и др. Помимо статей, составляющих основное содерж. словаря, его особенностью являются многочисл. "текстовые прибавления" к основным статьям: целые монографии, словари, статистич. и хронологич. обзоры, библиогр. указатели. Возникнув задолго до 1917, "Г." затем издавался в новых историч. условиях. Принадлежность словаря двум эпохам - дореволюционной и советской - не могла не отразиться на его содержании. В нем можно найти различные трактовки социально-экономич. понятий и явлений. Словарь бр. Гранат во многом сохраняет свою справочную и научную ценность и в настоящее время.

Лит.: Кауфман И. М. "Энциклопедич. словарь" Гранат // Кауфман И. М. Русские энциклопедии. М., 1960. Вып. 1. С. 72-78; Белов С. В. Изд-во братьев А. и И. Гранат // Книга: Исслед. и материалы. М., 1975. Сб. 31. С. 71-87.

"Энциклопедический словарь Гранат". 1910-48

«Гранат»

Гранатова-Шлыкова Тат. Вас.

ГРАНА́ТОВА-ШЛЫ́КОВА Тат. Вас. (1773-1863) - крепостная актриса. Театр.-балетное образование получила в театр. школе гр. Шереметевых (кл. Ш. Ле Пика). Выступала в комедиях, операх и балетах, исполняя разл. роли, а также танцы: Анетты ("Анетта и Любен"), Креузы ("Медея и Язон"), Королевны ("Инесса де Кастро"). В 1803 получила вольную, но оставалась у Шереметевых до кон. своих дней.

Т. В. Гранатова-Шлыкова. Худ. Н. И. Аргунов

Т. В. Гранатова-Шлыкова. Худ. Н. И. Аргунов

Предыдущая страница Следующая страница