Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Горький Максим

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Горький Максим

ГО́РЬКИЙ МАКСИ́М (наст. фам. и имя Пешков Ал. Макс.) (1868-1936) - писатель, деятель культуры. Одна из крупнейших фигур в отечеств. и мировой лит-ре 20 в. Из нижегородских мещан. Детство прошло в доме деда и "в людях". Его "университетами" стали два хождения по Руси (1888-89, 1891-92), знакомства с людьми разных социальных кругов и овладение десятками профессий. В 1884 пытался поступить в Казанский ун-т, но экзаменов не выдержал. Первое опубл. произв. - рассказ "Макар Чудра" (1892). Лит. успех принес рассказ "Челкаш" (1895), а сб. "Очерки и рассказы" (1898) - всерос. известность. Европ. слава укрепилась за Г. с выходом в свет его собр. соч. в 4-х тт. в изд-ве "Знание" (1900). Предреволюц. настроение эпохи отразилось в героях его "босяцких" и бытовых рассказов, героич. песен и легенд, людях беспокойного сердца, отвергших мир, где нет места свободному человеку, ратующих за пересоздание жизни по законам разума и справедливости, поддерживающих идею героич. бунта, способных противостоять и христ. смирению, и индивидуалистич. гордыне. "Песня о Буревестнике" (1901) была воспринята об-вом как зов "буреглашатая" рев-ции. Существ. место в раннем творчестве Г. заняла тема мещанства. По мысли Г., мещанство - строй души, в к-ром главенствовала погоня за собственностью ради собственности, добытой любой ценой ("Заметки о мещанстве", пьеса "Мещане", отмеченная Грибоедовской премией и с успехом поставленная МХТ). Драма "На дне" (1902, тоже отмеченная Грибоедовской премией; ее постановки превращались в антиправительств. демонстрации) вызвала споры, продолжавшиеся не одно десятилетие, о правде и лжи, приоритете истины или милосердия, соотношении активного и пассивного жизн. начал, жалости и человеч. достоинства. Проблема гражданско-мещанского в свете событий 1-й рус. рев-ции была поставлена и на мат-ле жизни рус. интеллигенции ("Дачники", 1904; "Дети солнца", 1905; "Варвары", 1905). На рубеже веков Г. выступил как организатор лит-ры (активный член кружка "Среда", рук. отдела беллетристики ж. "Жизнь", книгоизд-ва "Знание"). В 1902 Г. избран поч. академиком, но по распоряжению Николая II выборы объявлены недействительными, и в знак протеста складывают с себя это звание А. П. Чехов и В. Г. Короленко. 8 янв. 1905 Г. пытался остановить надвигающееся кровопролитие в Петербурге, написал воззвание "Ко всем русским гражданам и общественному мнению европ. гос-в" - призыв к борьбе с самодержавием. Был заключен в Петропавловскую крепость. В дни декабрьского вооруж. восстания находился в Москве, в 1906 организовал сбор средств в пользу рев-ции (в т. ч. в Берлине, Париже, США; отражение этих поездок - памфлеты "Мои интервью" и "В Америке"). Пиком лит. деят-ности этих лет стали пьеса "Враги" (1906) и ром. "Мать" (1907), к-рые впоследствии были оценены как первые произв. социалистического реализма.

С 1905 Г. связан с РСДРП (вышел из нее в 1917). В 1908 (совм. с А. А. Богдановым, В. А. Базаровым, А. В. Луначарским) вступил в конфликт с В. И. Лениным и Г. В. Плехановым; в духе идей богостр-ва написал пов. "Исповедь" (1908), где пытался соединить идеи рев. борьбы с новой пролетарской религией. После поражения 1-й рус. рев-ции (живя на Капри и в России) Г. написал цикл Окуровских повестей ("Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина"), романтич. "Сказки об Италии", сатирич. "Рус. сказки", автобиогр. повести "Детство" и "В людях", ряд рассказов, объединенных в 1923 в цикл "По Руси". В этих произв., отражающих раздумья Г. о судьбах и путях России, пафос рев. прокламаций соседствует с сатирой, нац. рус. характер предстает как поле битвы звериного и человеческого, азиатского и западного, мещанского и рев. начал (ср. со статьями тех лет "Разрушение личности", "О карамазовщине", "Несвоевременное" и др., а также б. поздними: "Революция и культура", 1918; "Несвоевр. мысли", 1918; "О рус. крестьянстве", 1922). С т. зр. Г. Россия нуждалась в социалистич. преобразованиях, но не была к ним готова, а рев-ция в этих условиях могла стать толчком к разрушению культуры, погоне за властью, а не началом созидания нового об-ва. В 1910-е гг. Г. издавал сб-ки пролетарских писателей, редактировал ж. "Летопись", организовал изд-во "Парус".

В 1918-21 Г. стоял во главе отечеств. культурного движения. При его участии организованы 1-й Рабоче-крест. ун-т, т-р "Нар. комедии" и Большой драматич. т-р в Петрограде, изд-во "Всемирная лит-ра". Г. редактировал ж. "Северное сияние". В 1921-31 жил гл. обр. за границей. В Берлине основал ж. "Беседа", публиковавший произв. рус. писателей, живших по обе стороны границы. На рубеже 20-30-х гг. рук. ж. "Наши достижения", "Лит. учеба", "За рубежом"; возглавил издание кн. серий "Жизнь замечат. людей", "Б-ка поэта", "История молодого человека", "История гражданской войны" и др.; стал инициатором создания в Москве в 1932 Ин-та мировой лит-ры и в 1933 Лит. ин-та (ныне оба - имени Г.). На 1-м Всес. съезде сов. писателей (1934) выступил с докладом и заключит. речью, в к-рых были сформулированы принципы социалистич. реализма. Особое культурное значение имели дружеские и деловые связи Г. с крупнейшими писателями мира.

В послерев. жизни Г. много неясного. Известно, что последние годы он провел под надзором НКВД. Его творчество этого периода отмечено обостренным интересом к истории России. Г. создает ряд лит. портретов, пишет автобиогр. пов. "Мои ун-ты", ром. о судьбах рус. капитализма "Дело Артамоновых" (1925), обширную "Жизнь Клима Самгина" - эпич. полотно, в к-ром сделана попытка показать движение рус. истории через сознание рефлектирующего интеллигента-индивидуалиста; серию пьес, среди к-рых наиб. значительна трилогия о судьбах рус. капиталистов в эпоху трех революций: "Егор Булычев и другие" (1931), "Достигаев и другие" (1933), "Васса Железнова" (1935). Был тесно связан с театр. жизнью России (вторая жена Г. - изв. актриса М. Ф. Андреева), морально и материально поддерживал на нач. этапе творч. пути мн. совр. отечеств. литераторов.

М. Горький. Худ. В. А. Серов. 1904

М. Горький. Худ. В. А. Серов. 1904

В начало словаря