Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 11, "ГРА"-"ГРИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 11, "ГРА"-"ГРИ")

"Грани"

"ГРА́НИ" - журнал лит-ры, иск-ва, науки и обществ.-полит. мысли; выходит с июля 1946 в изд-ве "Посев" (Франкфурт-на-Майне, ФРГ). Осн. Е. Р. Романовым - представителем послевоен. эмиграции из СССР в беженском лагере "Ди-Пи" в Менхенгофе близ Касселя; ред. "Г." до 1961; в 1962-82 ред. Н. Тарасова, затем - Р. Н. Редлих и Н. Н. Рутыч, в 1984-86 - Г. Владимов, порвавший с "Посевом" вследствие конфликта, с 1986 - Е. А. Самсонова-Бредбарт, одновременно возглавляющая изд-во "Посев". С журналом сотрудничали В. Завалишин, Б. Филиппов, В. Марков; развитие отношений со старой эмиграцией обусловило появление здесь произв. И. Бунина, Б. Зайцева. Широкую известность журнал приобрел с сер. 50-х гг., когда НТС приступил к массовому вывозу из СССР соч. "самиздата" (б-во произв. печаталось без предварит. согласия авторов). Так, в "Г." опубл. подпольные журн. "Феникс" (1961), "Синтаксис", "Сфинксы" (1965), произв. И. Бродского, А. Галича, А. Солженицына, Н. Коржавина, А. Синявского, В. Максимова, Г. Владимова и др., впоследствии эмигрировавших из СССР. В "Г." печатались также А. Ахматова, Ю. Даниэль, Ю. Галансков, Е. Гинзбург, Б. Окуджава, В. Солоухин, Л. Бородин и др.; здесь впервые опубликован полный текст "Мастера и Маргариты" М. Булгакова, эмигрантские соч. З. Гиппиус, М. Цветаевой, труды философов рус. зарубежья - С. Левицкого, Н. Лосского, П. Вышеславцева и др. Нек-рые из опубликованных в "Г." произведений позднее выходили отд. книгами в изд-ве "Посев". Общим направлением журнала является идея рос. государственности.

Гранин Дан. Ал-др.

ГРА́НИН Дан. Ал-др. (наст. фам. Герман) (род. 1919) - писатель. Родился в г. Волынь Курской обл., в семье лесника. Окончил Ленингр. Политехнич. ин-т (1940), работал на Кировском заводе и в первые дни войны ушел добровольцем в народное ополчение. В дальнейшем воевал в пехоте, потом танкистом, войну закончил в Вост. Пруссии командиром роты тяжелых танков. Печатается с 1949. Широкую известность приобрел в годы "оттепели", когда в его произведениях отразились настроения демократич. интеллигенции ("Искатели", 1954; "Иду на грозу", 1962).

В 1970-80-х гг. писатель обращается к худож.-документ, прозе: пов. "Эта странная жизнь" (1974) - о выдающемся ученом А. А. Любищеве, "Клавдия Вилор" (1976) и др. "Блокадная книга" (1977-81), написанная в соавторстве с А. М. Адамовичем), построена на основе воспоминаний, дневников и писем жителей блокадного Ленинграда. В ней с беспрецедентной для сов. лит-ры полнотой и правдивостью рассказывалось о трагедии блокады, что породило естеств. для того времени сложности с публикацией. В 1987 опубликовал докум. пов. "Зубр", открыв широкому кругу соотечественников имя крупного рос. ученого-генетика Н. В. Тимофеева-Ресовского.

Др. произв.: ром. "Картина" (1980), "Бегство в Россию" (1994).

Г. - активный общественный деятель и публицист демократич. направления.

Гранка

ГРА́НКА - столбец типографского набора, предназнач. для верстки; листе оттиском столбца набранного текста, предназнач. для корректуры.

Грановский Тим. Ник

ГРАНО́ВСКИЙ Тим. Ник. (1813-55) - историк и обществ. деятель, проф. всеобщей истории Моск. ун-та (1839-55). Из помещ. семьи. Учился в пансионе Кистера в Москве, в 1831-35 - студент юрид. ф-та Петерб. ун-та. В 1836-39 в Берлине готовился к проф. званию. Углубл. интересу к философии способствовало общение с Н. В. Станкевичем. С 1839 читал в Моск. ун-те первый в России курс лекций по истории зап.-европ. средневековья. Быстро приобрел симпатии студентов, став в их глазах "идеалом профессора истории" (Б. Н. Чичерин). Г. прославили также публичные лекции (1843-44, 1845-46, 1851). Заняв выдающееся положение среди молодых проф.-западников, Г. стал одной из центр. фигур обществ. движения 1840-х гг., активным участником полемики со славянофилами и сторонниками охранит. идеологии. Был близким знакомым В. Г. Белинского, другом А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Г. распространял в русском об-ве осн. на философии Гегеля идею всеобщей истории (органич. частью к-рой, по мнению западников, являлась и история России) как закономерного и прогрессивного движения к гуманности. Лекции Г. были исполнены уважения к науке, веры в практич. значение истории - "наставницы народов и отд. лиц". Мягкий, деликатный, обладавший "тактом сердца", Г. постоянно общался с молодежью, став для нее и нравств. примером душевной чистоты и преданности обществ. идеалам. Науч. наследие "первого рус. медиевиста" (кроме опубл. курсов лекций) - дисс. магистерская "Волин, Иомсбург и Винета" (1845) и докторская "Аббат Сугерий" (1849), ст. "О родовом быте древних германцев" (1855), цикл критич. статей по совр. историографии, незаконч. учебник по всеобщей истории. В той или иной мере учениками Г. - создателя прочной традиции в отечеств. ист. науке - были П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, С. В. Ешевский, Б. Н. Чичерин, И. К. Бабст, В. И. Герье.

Соч.: Полное собр. соч. в 2 т. СПб., 1905; Лекции по истории средневековья. Сост. С. А. Асиновская. М., 1986.

Лит.: Грановский Тимофей Николаевич: Библиография, 1828-1967 // Под ред. С. С. Дмитриева. Вступит. очерки С. С. Дмитриева, Е. В. Гутновой; сост.: Е. Е. Бланк, Г. Я. Дорошевич, К. С. Куйбышева, В. А. Громов. М., 1969.

Т. Н. Грановский. Худ. П. Захаров. 1845

Т. Н. Грановский. Худ. П. Захаров. 1845

Гранпа

ГРАНПА́ (фр. grand pas, букв. - большой шаг, танец) - сложная многочастная танцевально-муз. форма, зародившаяся в эпоху романтизма и получившая завершение в творчестве М. Петипа. Построение Г. подобно сонатной форме в музыке: антре (экспозиция), адажио и вариации (разработка) и кода. В Г. хореография обобщенно-поэтически выражает внутр. содержание балета. Танцев. темы симфонически развиваются, переплетаются, противоборствуют и т. д. Таковы Г. в "Баядерке", "Раймонде", "Спящей красавице", "Лауренсии". Исполняются совм. солистами, корифеями, кордебалетом.

Граф

ГРАФ (нем. Graf) - родовой дворянский титул. В ср.-век. Европе Г. - крупный феодал. С теч. времени стал наследств. или дарованным монархом дворянским титулом. В России титул Г. введен Петром I. Первоначально (с 1701) возведение в графское достоинство происходило от имени императора Священной Рим. империи. Первым собственно рос. Г., получившим титул от Петра I (1706), был фельдм. Б. П. Шереметев (удостоен этого титула за подавление Астраханского восст. 1705-1706).

К кон. 19 в. в России учтено 310 графских родов, в т. ч. ок. 70 пресекшихся в муж. линии. Титул Г. ликвидирован декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 нояб. 1917.

Лит.: Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена. Л., 1991.

Графема

ГРАФЕ́МА (от греч. γραπηε - "пишу") - минимальная единица графич. системы языка, обобщение понятия "буква" (т. е. буква во всем многообразии ее допустимых начертаний). В зависимости от типа письма Г. могут обозначать звук, слог, морфему, слово или даже фразу. Термин "Г.", как и "фонема", введен в науч. оборот И. А. Бодуэном де Куртенэ, к-рый настаивал на необходимости строгого разграничения не только буквы и звука, но звука и фонемы, буквы и Г., графики и орфографии. В совр. языкознании термины "Г." и "буква" часто употребляются как синонимичные.

Графика

ГРА́ФИКА (греч. γραφικη - писать, рисовать) - 1) Совокупность начертательных средств письменности, система соотношений между графемами и фонемами в фонемографич. письме. 2) Раздел яз-знания, изучающий соотношение между графемами и фонемами. Осн. принцип рус. Г. - позиционный (слоговой), к-рый состоит в том, что единицей письма и чтения в рус. яз. является графич. слог (буквосочетание). 3) Вид изобразит. иск-ва, включающий рисунок как самостоят. обл. творчества и разл. виды его воспроизведения или размножения. Изображение в Г. наносится карандашом, углем, мелом, кистью, пером или серебр. штифтом и м. б. оттиснуто на специально обработ. металлич. досках (см. Линогравюра), шелке (шелкография) или воспроизводится с помощью механич. печатных процессов. Произв. Г. чаще всего создаются на бумаге, реже на ткани, камне, стекле и т. д. Роль цвета в Г. менее значительна, чем в живописи. На грани Г. и живописи находятся гуашь, акварель, пастель. Г. бывает станковая (как самостоят. вид иск-ва), книжная, предназначенная для иллюстрирования и оформления книги. Г. широко используется в плакате, в газ.-журнальной периодике, а также в прикладной Г. (дипломы, марки, афиши, оформление разл. рода упаковочных мат-лов и т. д.). С иск-вом Г. связана письменность, кн. шрифт. Нач. иск-ва Г. относится к эпохе неолита и бронзового века (первые изображения - рисунки на скалах и стенах пещер).

Граффити

ГРАФФИ́ТИ (от итал. graffiti - то, что нацарапано) - знаки, рисунки, надписи, процарап. острым предметом (обычно металлич. или костяным) на камне, стенах зданий, керамике, пряслицах, металле, кости. Большинство др.-рус. Г. - надписи разнообр. содержания на стенах храмов ("Господи, помози рабу своему Феодору", "Спаси кагана нашего", "Петр писал" и др.). Несмотря на запрет Устава кн. Владимира "резать на стенах", Г. сохранились в др.-рус. храмах Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка, Галича. Вопреки распростран. мнению о "вольном" содержании Г., б-во текстов - богослужебного, памятного, поминального характера, они воспроизводят пост. формулы, цитаты из Свящ. Писания, молитв. возгласы, записи о чьей-л. смерти. Известны и надписи, имеющие важное ист. значение: сообщения о мире между князьями, о покупке княгиней "Бояновой" земли, о смерти кн. Ярослава Мудрого (София Киевская), автографы художников и мастеров (София Новгородская), запись имен мастеров строителей на вкладном камне (София Полоцкая), запись о судебном иске (ц. Пантелеймона в Галиче). Значит. интерес представляют надписи фольклорного (загадка о "колоколе" 12-13 вв. в Софии Новгородской), а также бытового и лит. характера ("Сава со мною шел из торгу, избил меня", 14 в., Новгород, "Адам первый человек вста от мертвых", 11 в., Новгород). Надписи часто сопровождаются рисунками крестов, человеч. фигур, животных, птиц, эл-тами орнамента, имеющими аналоги среди украшений рукописных книг.

Г. на стенах храмов демонстрируют особый тип ср.-век. текста, занимающий пограничное положение в иерархии жанров книжно-письм. культуры. Во мн. надписях отразились местные яз. и графико-орфографич. особенности. Палеография Г., опирающаяся на кн. письмо, обладает тем не менее характерными признаками. По формальным приметам Г. тесно связаны с новгородскими берест. грамотами. Социальный состав авторов Г. широк (особенно в Новгороде): князья, дружинники, церковно-княж. администрация, духовенство, боярство, простые прихожане. Есть надписи, сделанные женщинами. Г. (в т. ч. многочисл. азбуки, среди них древнейшая кириллич. 11 в. в Софии Киевской, глаголич. надписи 11 - нач. 12 в.) - прямое свидет-во распространения письм. культуры в разл. слоях др.-рус.об-ва.

Лит.: Рыбаков Б. А. Рус. датированные надписи 11-14 вв. М., 1964; Высоцкий С. А. Др.-рус. надписи Софии Киевской. 11-14 вв. Киев, 1966; Его же. Ср.-век. надписи Софии Киевской. Киев, 1976; Его же. Киевские граффити 11-17 вв. Киев, 1985; Медынцева А. А. Др.-рус. надписи новгородского Софийского собора. М., 1978; Рождественская Т. В. Др.-рус. эпиграфика 10-15 вв. Уч. пособие. СПб., 1991.

Грач Эд. Дав

ГРАЧ Эд. Дав. (род. 1930) - скрипач, дирижер. Его педагогами были: в Одессе - В. Мордович, в Новосибирске - И. А. Гутман. Окончил Моск. конс. у А. И. Ямпольского, аспирантуру - у А. И. Ямпольского и Д. Ф. Ойстраха. Лауреат Междунар. конкурсов в Будапеште (1949, 1-я премия), им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1955, 3-я премия), им. П. И. Чайковского (1962, 5-я премия). С 1953 гастролирует по стране и за рубежом. Исполнитель романтич. склада, виртуозно владеет инструментом, обладает стихийным темпераментом, экспрессией. Выступал в ансамбле с З. Долухановой, А. Ивановым-Крамским, В. Жуком, участник трио совместно с Е. Малининым и И. Шаховской. Постоянно выступает в дуэте с женой, пианисткой А. Малолетковой. В репертуаре Г. свыше 30 концертов соврем. композиторов, из них 20 исполнены впервые и посвящены Г. Организовал студенч. камерный оркестр "Московия", с к-рым выступает в качестве дирижера. Нар. артист СССР, проф. Моск. консерватории.

Лит.: Цыпин Г. М. Солисты и дирижеры // Муз. жизнь. 1994. № 5.

Гребёнка Евг. Пав

ГРЕБЁНКА Евг. Пав. (1812-48) - укр. и рус. писатель. Из дворян. Окончил Нежинскую г-зию высш. наук. Служил в 8-м Малоросс. казачьем полку, с 1834 в Петербурге, поступил в канцелярию Комиссии дух. уч-щ. С 1838 преподаватель рус. яз. и словесности (Дворянский полк, 2-й Кадетский корпус и др.). Как прозаик начал с подражаний Н. В. Гоголю (цикл "Рассказы пирятинца", 1837, и др.), впоследствии близок к натуральной школе (повести "Кулик", 1841, "Приключения синей ассигнации", 1847), участник альм. "Физиология Петербурга" (1845). Популярностью пользовался ист. ром. Г. "Чайковский" (1843). Русскоязычная поэзия Г. типична для романтизма 1830-х - 40-х гг. "Песня" ("Молода еще девица я была", 1841) и "Черные очи" ("Очи черные, очи страстные", 1843) стали известными песнями. Г. - переводчик на укр. язык "Полтавы" А. С. Пушкина (опубл. 1836).

Гребенщиков Георг. Дм

ГРЕБЕНЩИКО́В Георг. Дм. (1883-1964) - прозаик. Из семьи алтайских старообрядцев. В отрочестве 8 лет провел "в людях". Печатался с 1906, стал видным организатором и ред. сибирской периодики, участвовал в горьковских ж. "Современник" и "Летопись". Вошел в лит-ру открытием природы, бытового уклада, религ., нац. и нравств. устоев коренных народов Алтая. Тема Г. - трудный переход от патриархальности к культуре. Известность ему принесли 2 тома пов. и рассказов "В просторах Сибири" (1913, 1915), к-рые вместе с неск. выпущ до эмиграции (1920) книгами ("В горных далях", "Степь да небо", "Змей Горыныч", "Родник в пустыне", "Семилетие") составили 6-томное парижское собр. соч. Г. (1922)

В течение долгой жизни за рубежом (Турция, Франция, США) Г. не прекращал попыток создать "землю обетованную" (так, в штате Коннектикут Г. организовал поселение Чураевка, создал собств. изд-во "Алатас"). Г. - автор сказания "Радонега", эпич. сказки "Златоглав", автобиографич. пов. "Егоркина жизнь" (всего б. 10 кн.). Начатый в 1913-17 ром.-эпопея "Чураевы", должный, по замыслу Г., в 12-ти частях символически изобразить ступени духовного прохождения "по храму всего мира", остался незаконч. (изд. 7 частей: "Чураевы", "Спуск в долину", "Веления Земли", "Трубный глас", "Сто племен со единым", "Океан Багряный", "Лобзание Змия").

Гребень

ГРЕ́БЕНЬ - продолговатая пластинка с рядом зубьев, использовался для расчесывания волос, льна, пеньки. Головной Г. делался из рога (панциря черепахи) и служил также украшением. Г. для приготовления мычек и кудели был деревянным (обычно кленовым).

Связь Г. с волосами обусловила его символику. В волшебной сказке Г. относится к числу магич. предметов: брошенный за спину Г. превращается в лес, непроходимую чащу. В обрядах Г. - неотчуждаемая принадлежность гл. персонажа. Завладеть Г. девушки (причесать ее) - эвфемизм овладения ею. В гаданиях Г. кладется под подушку для того, чтобы жених пришел и причесал.

Гребнев Анат. Бор.

ГРЕ́БНЕВ Анат. Бор. (род. 1923) - кинодраматург. Род. в Тбилиси. В 1949 окончил театроведч. ф-т ГИТИСа. Был театр. критиком, журналистом, работал в газ. "Сов. культура" и "Сов. искусство". Принадлежит к поколению т. н. "шестидесятников". Для киносценариев Г. "Ждите писем" (1960), "Дикая собака динго" (1962, оба - реж. Ю. Карасик), "Июльский дождь" (реж. М. Хуциев, 1967), отмеч. лиричностью и оптимизмом, храктерны типичные в те годы признаки т. н. "дедраматизации": борьба как с "железным сценарием", осн. на крепком сюжете, так и с театр. условностью, бесфабульностью, стремление отразить "поток жизни". В эпоху "застоя" творчество Г. становится жестче, социально острее, сохраняя прежний гуманизм ("производств. фильм" "Старые стены", 1974, реж. В. Трегубович, "школьный фильм" "Дневник директора школы", 1975, реж. Б. Фрумин). В сценариях Г. 1980-х гг. появляются обличит. публицистич. ноты ("Частная жизнь", 1982, реж. Ю. Райзман, где герой - номенклатурный работник - едва не превратился в "винтик" партаппарата, не понимающий интересов окружающих до тех пор, пока его не лишили должности и он не столкнулся с "частной жизнью"). Проблема цены успеха, нравств. оскудения и невозвратимых потерь в погоне за богатством, комфортом и внешним успехом - в сценариях ф. "Время желаний" (1984, реж. Ю. Райзман), "Успех" (1985, реж. Е. Худяков). В сценарии ф. "Прохиндиада" (1985, реж. В. Трегубович) Г. изображает "деятельного бездельника". Автор сценариев ф. "Процесс" (1989, реж. А. Симонов), "Прохиндиада-2" (реж. А. Калягин, 1994) и др., в т. ч. "Вы мне писали", 1977, "Утренний обход", 1980, "Эти старые молодые годы", 1990.

Лит.: Богомолов Ю. Портрет времени // Гребнев А. Киноповести разных лет. М., 1990.

Гревиль Анри

ГРЕВИ́ЛЬ Анри (наст. имя Алиса Флери) (1842-1902) - франц. беллетристка, писавшая "русские" романы. Проживала в России в 1857-72. Приехала в Россию с отцом, Жаном Флери, преподававшим франц. яз. в Уч-ще правоведения и Петерб. ун-те. Служила гувернанткой, изучила рус. яз. В 19 лет организовала школу для крестьян в Смоленской губ. Закончила Высшие жен. курсы. Замужем за Эмилем Дюраном, переводчиком И. С. Тургенева, А. Н. Островского и др. Написала более 10 романов из русской жизни, к-рые опубл в "Journale de Saint-Petersbourg", затем по рекомендации Тургенева - в парижском ж. "Revue des Deux Mondes" и отдельными изданиями. Произв. Г., отличающиеся скрупулезной точностью в описаниях как высшего света, так и крест. быта, пользовались большой популярностью. Как писал о ней изв. критик Л. Леже в 1878 г., "давая Франции возможность лучше узнать Россию, г-жа Анри Гревиль заслужила признательность обеих наций".

Грегори Иоганн Готфрид

ГРЕ́ГОРИ Иоганн Готфрид (?-1675) - драматург, основатель первого рус. т-ра. Род. в Мерзебурге (Германия), был на военной службе в Швеции и Польше. В 1658 приехал в Москву учителем при нем. церк. школе. Стал пастором "офицерской" лютеранской церкви, но, не поладив с ее настоятелем, уехал в Германию для сбора пожертвований. В Штутгарте издал стихи о России (1667). После 1668 Г. возвратился в Москву, стал пастором новой церкви, при к-рой открыл бесплатную школу для детей без различия сословий и вероисповедания, и основал домашний театр для представления пьес духовно-нравств. содержания. Узнав об этом, царь Алексей Михайлович через боярина Матвеева приказал Г. "учинить комедию, а на комедии действовать из Библии книгу Эсфири и для того действа устроить храмину вновь" (в с. Преображенском под Москвой). Г. собрал в Москве 64 чел., "детей разных чинов… иноземцев" и стал с ними разучивать написанную им на нем. яз. пьесу "Артаксерксово действо". На рус. яз. текст переводили в большой спешке неск. переводчиков Посольского приказа, в нек-рых местах они правили текст, приближая его к совр. им событиям. Первое представление состоялось 17 окт. 1672 и длилось 10 часов. Впоследствии спектакль неоднократно возобновлялся. Между 2 и 9 февр. 1673 при дворе была представлена "Комедия из книги Иудифь", или "Олоферново действо". Текст изобилует многочисл. полонизмами и украинизмами, неустраненными германизмами. Обе пьесы были разделены на 7 действий, действия - на "сени" (явления), имели пролог. Г. предусматривал и "междосение" (интермедию), сочетая в своих произв. эл-ты комического и трагического, высокий библ. пласт и бытовые эпизоды. Спектакли, судя по док-там, отличались пышностью и богатством оформления, их обслуживало не менее 200 чел. Актерами были молодые люди из Нем. слободы и рус. отроки. 16 июня 1673 была набрана рус. труппа. Спектакли сопровождались музыкой, пением, танцами, сохранились ноты для "Иудифи". Тексты др. пьес Г. до нас не дошли, известно, что в нояб. 1673 были поставлены его пьесы о Товии (на библ. сюжет) и о Егории Храбром (на темы жития Георгия Победоносца).

Грейги

ГРЕ́ЙГИ - династия воен.-морских деятелей.

Самуил Карлович (1735-88) - флотоводец, адмирал, выходец из Шотландии. До перехода на рус. службу в 1764 сражался с французами в период Семилетней войны. На Балт. флоте командовал разными кораблями, участвовал в рус.-турецкой войне 1768-74, в частности, в Чесменском сражении (1770). За заслуги возведен в потомственное дворянство, награжден орденом св. Георгия 2-й степени. В 1775 на линейном корабле "Исидор" доставил в Кронштадт захваченную А. Г. Орловым самозванку княжну Тараканову. В последующем был гл. командиром Кронштадского порта, командовал эскадрой Балт. флота, отличился в рус.-шведской войне 1788-90. Умер на борту боевого корабля. Г. - автор ряда новшеств и усовершенствований в конструкциях и сооружении кораблей рус. флота.

Ал. Самуилович (1775-1845) - флотоводец, адмирал, ученый, сын С. К. Грейга. Морскому делу учился в Англии, совершил походы в Индию и Китай, служил волонтером на кораблях англ. флота, плавал на судах Ост-Индской компании. С 1798 - командир линкора "Ретвизан", участвовал в сражениях с французами и голландцами, награжден орденом св. Георгия 4-й степени. Впоследствии многократно принимал участие в морских сражениях, выполнял ответственные дипломатические миссии, занимался научно-конструкторской деятельностью, способствовал всемерному уреплению гл. базы Черноморского флота - Севастополя. В 1834-39 возглавлял Комитет по строительству Пулковской обсерватории. Был чл. Гос. Совета, почетным членом Петербургской АН. Его сын Самуил Алексеевич Г. - ген.-адъютант, сенатор, член Гос. совета, в 1878-80 министр финансов Рос. империи.

Лит.: Крючков Ю. С. А. С. Грейг. М., 1984; Его же. С. К. Грейг. М., 1988.

Греков Бор. Дм

ГРЕ́КОВ Бор. Дм. (1882-1953) - историк, акад. АН СССР (1935). С 1901 учился в Варшавском ун-те, в 1905 перевелся в Моск. ун-т, к-рый окончил в 1907. С 1914 - проф. там же. Г. - организатор науч. работы в СССР. С 1930-х гг. глава сов. ист. науки. В 1937-53 - дир. Ин-та истории АН СССР, в 1946-51 дир. Ин-та славяноведения АН СССР. В 1946-53 акад.-секр. Отделения истории и философии АН СССР. Сформировался как историк в нач. 20 в., в 20-х - нач. 30-х гг. принял марксизм и в дальнейшем боролся за утверждение марксист. понимания ист. процесса. Для творчества Г. характерны широта науч. интересов, глубокое знание источников и спец. лит-ры. В первых науч. трудах, посв. истории Новгорода 15-17 вв., Г. сосредоточил внимание на соц.-экон. стороне феод. отношений и изучении внутр. процессов, происходивших в феод. вотчине Софийского собора. С нач. 30-х гг. важнейшая тема иссл. - история вост. славян и Киевской Руси. Концепция Г. - первая сов. концепция рус. истории. Согласно ей рост производит. сил, прежде всего в земледелии, вызвал распад первобытно-общинного строя и, минуя рабовладение, привел к возникновению феод. отношений на Руси, зарождение к-рых он первоначально относил к 9 в., а позднее - к 6-7 вв. Также изучал историю рус. крестьянства ("Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в."), зап. и юж. славян (особенно их правовые кодексы - "правды"), существ. проблемы истории России 18-19 вв., рус.-монг. отношений, разл. историографич. сюжеты, связанные с иссл. значения работ классиков марксизма для понимания рус. истории. Велика роль Г. в публикации источников и развитии источниковедения. Преподавал также в Петербурге-Петрограде, Перми, Симферополе.

Соч.: Избр. труды. Т. 1-4. М., 1957-60.

Греков Митр. Бор.

ГРЕ́КОВ Митр. Бор. (до 1911 Мартыщенко Митр. Пав.) (1882-1934) - живописец, баталист. Учился в Одесском худож. уч-ще (1898-03), Петерб. АХ (1903-11) у Ф. А. Рубо. С 1931 жил в Москве. В картинах Г. - основоположника сов. батальной живописи - запечатлены воен. события Сев. войны 1700-20, эпохи наполеоновских войн, эпизоды рус.-тур. компании 1877-78, 1-й мир. войны, гражданской войны на Ю. России и т. п. Характерны правдивость и достоверность в изображении событий, разработка психологич. характеристик персонажей ("В отряд к Буденному", 1923; "Тачанка", 1927; "Трубачи Первой Конной армии", 1934; и др.). Г. - инициатор создания совр. отечеств. диорам и панорам. В честь Г. названа студия воен. художников в Москве.

Лит.: Тимошин Г. А. М. Б. Греков. М., 1961; М. Б. Греков в воспоминаниях современников. Л., 1966; Левандовский С. Н. М. Б. Греков. Л. 1982.

М. Б. Греков

М. Б. Греков

Гремина Нина Сем

ГРЕ́МИНА Нина Сем. (1888-1960) - артистка балета и педагог. Окончила в 1915 драм. студию О. Рахмановой в Одессе; в Москве училась в 1917-18 в балетной студии М. Мордкина. В 1918 вместе с композитором Н. Рахманиновым создала студию "Драм. балет", к-рой бессменно руководила до ее закрытия в 1941. Первая исполнительница партий в спектаклях студии: Акробатка ("Сказка города"), Дикая невольница ("Неволя"), Солистка ("Вальсы"), Кикимора ("Козлоногие"), Невеста ("Похождение трех") и др.

Деят-ность студии-мастерской "Драмбалет" (Гос. т-р драм. балета) оказала влияние на становление отеч. балет. т-ра и педагогики. Здесь преподавали хореографы и артисты балета Большого т-ра: А. Горский, А. Мессерер, Л. Лащилин, И. Смольцев; артисты 1-й студии МХАТ: С. Бирман, М. Успенская, В. Попов и др. Здесь ставили спектакли хореографы: К. Голейзовский, Н. Холфин, Н. Фореггер, Н. Глан, Л. Редега, Н. Болотов, Е. Менес, Э. Мэй в содружестве с реж. С. Михоэлсом и Р. Симоновым. Своей задачей рук. студии ставили воспитание "танцующего актера", а также выявление смысла и оправдания хореографич. действия, считая, что танец и пластика сами по себе еще не могут осуществить театр. зрелища. Танец же должен служить "одним из средств для воплощения драм. темы", раскрытие к-рой возможно только при тесном содружестве "автора, композитора, драм. режиссера-постановщика, балетмейстера и актера-танцовщика". Провозглаш. студией понятность и доступность хореогр. зрелища, отказ от нарочитой условности традиц. балета было явлением прогрессивным для своего времени. Концепция определялась самим назв. студии-мастерской, к-рая, в свою очередь, дала назв. целому направлению развития сов. хореографии 30-50-х гг.

Гренадеры

ГРЕНАДЕ́РЫ - разновидность пехоты в европ. армиях, первоначально - специально подобранные солдаты, обученные метанию ручных гранат. Позднее - части для действий в голове колонны и на флангах при наступлении и обороне. К нач. 19 в. назв. "Г." превратилось в почетное. В России Г. появились в 1694. В 1704 по указу Петра I роты Г. были включены в штат всех пехотных и кавалерийских полков. В 1708-25 и в 1756-1917 существовали гренадерские полки (после отмены в 1763 метания ручных гранат так наз. отборные части). Отличит. особенность формы Г. - изображение горящей гранаты на головных уборах, пуговицах, лядунках (патронных сумках) и пряжках.

Лит.: Гренадерские и пехотные полки. 2 изд. СПб., 1909.

Гренадеры: 1 - гренадер пехотного полка, 1756-61; 2 - рядовой Гренадерского генералиссимуса князя Суворова полка, 1855

Гренадеры: 1 - гренадер пехотного полка, 1756-61; 2 - рядовой Гренадерского генералиссимуса князя Суворова полка, 1855

Грех

Статья большая, находится на отдельной странице.

Греч Ник. Ив

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гречанинов Ал-др Тих.

ГРЕЧАНИ́НОВ Ал-др Тих. (1864-1956) - композитор. Род. в Москве. В 1881-90 учился в Моск. конс. у Н. Д. Кашкина, В. И. Сафонова, Г. А. Лароша, Н. А. Губерта, А. С. Аренского, С. И. Танеева (теоретич. дисциплины), в 1890-93 - в Петерб. конс., к-рую окончил по кл. композиции у Римского-Корсакова. Вел пед. работу в муз. школе Гнесиных, руководил дет. хоровыми коллективами. Участвовал в основании Муз. секции Этнографич. об-ва при Моск. ун-те. Много работал в области духовной правосл. музыки. Сотрудничал с К. С. Станиславским при создании музыки к спектаклям Художеств. т-ра ("Царь Федор Иоаннович", 1898; "Снегурочка", 1900; и др.). В 1925 эмигрировал во Францию, с 1939 жил в США, умер в Нью-Йорке. Среди соч. оперы ("Добрыня Никитич", 1901; "Сестра Беатриса" по М. Метерлинку, 1910; "Женитьба" по Н. В. Гоголю, 1946); симфонич. и камерно-инструмент. произв., в т. ч. симфонии, квартеты; ряд хоровых и инструмент. произв. для детей. Большое значение имеют его обработки рус. нар. песен и духовные произв. (литургии, "Страстная седмица" и др.); кн. "Моя жизнь" (1934). Сочиненный Г. после Февр. рев-ции Гимн свободе послужил основой для муз. позывных "Радио Свобода", вещавшего на Россию.

Лит.: Тюнеев Б. А. А. Т. Гречанинов. Биографич. очерк // Рус. муз. газета. 1911. № 11-12; Список сочинений А. Т. Гречанинова. М., 1924; Александров Ю. Страницы жизни // Сов. музыка. 1964. № 10; Нелидова-Фивейская Л. Последние годы // Там же.

Греческий крест

ГРЕ́ЧЕСКИЙ КРЕСТ - христ. символ, распространенный в Вост. Европе: равноконечный крест. Осн. форма (в плане) крестово-купольных храмов. Типичный план для традиц. рус. церквей, одноглавых и пятиглавых. В Зап. Европе распространен удлиненный крест.

Гречин Петр

ГРЕ́ЧИН Петр (Олисей Гречин) (2-я пол. 12 в. - 1231) - иконописец, мастер настенной живописи. Упомянут в летописи под 1196 как автор росписей ц. Положения ризы и пояса Богоматери на Пречистенских воротах новгор. Детинца. Церковь обрушилась в 1745. Археологич. раскопками выявлены остатки усадьбы, принадлежавшей во 2-й пол 12 - нач. 13 в. священнику Олисею Гречину, к-рый был также художником-иконописцем. Есть основания считать, что летописный Г. и изв. по берестяным грамотам Олисей Гречин - одно и то же лицо, Олисей Петрович Г., занимавший видное место в церк. иерархии Новгорода. Существует предположение о том, что он возглавлял артель живописцев, расписавших в 1199 Спасо-Преображенскую церковь на Нередице.

Гржебин Зиновий Исаевич

ГРЖЕ́БИН Зиновий Исаевич (1869-1929) - издатель. В 1905 - отв. ред. сатирич. еженедельника "Жупел", сотрудничал в ж. "Адская почта". В 1906 "Жупел" был запрещен, а Г. отбыл тюремное заключение. В 1906 совм. с С. Ю. Копельманом создал в Петербурге изд-во "Шиповник", ориентиров. на широкие читат. круги и объединившее писателей символист. и реалистич. направлений. Издатели привлекли к сотрудничеству лучшие лит. и худож. силы: Л. Андреева, Ф. Сологуба, Б. Зайцева, И. Бунина, А. Толстого, А. Блока, B. Брюсова, А. Белого, К. Бальмонта, C. Сергеева-Ценского и др. В худож. отделе сотрудничали И. Билибин, М. Добужинский, А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих, С. Чехонин. Лицо изд-ва определял лит.-худож. альм. "Шиповник" (26 сб-ков в 1907-17). Изд-во знакомило читателей с совр. писателями Запада (Метерлинком, Флобером, Мопассаном, Д’Аннунцио, Уэллсом), издавало "Б-ку иностр. писателей", "Сев. сборники" (произв. Гамсуна, Стриндберга, Лагерлеф и др.), книги по философии, иск-ву, обществ.-полит. лит-ру. После переезда изд-ва в Москву в 1917 Г. отошел от активного участия в его деят-ности. В 1918 - один из соучредителей изд-ва "Всемирная лит-ра". Весной 1919 организовал собств. "Изд-во З. И. Гржебина", задуманное как универсальное, с широкими культурно-просветит. задачами (выпуск книг по всем отраслям знания для читателей разл. уровня подготовки - сер. "Жизнь мира"). Общее рук-во изд-вом осуществляли М. Горький, А. И. Бенуа, С. Ф. Ольденбург, В. А. Десницкий-Строев, А. П. Пинкевич, к сотрудничеству в нем были привлечены виднейшие ученые. В 1918-19 Г. скупил соч. Мережковского, Гиппиус, Ремизова, Гумилева, Кузмина и др., приступил к изд. "Б-ки рус. классиков" в 100 т. под ред. А. Блока, М. Горького, Н. Гумилева, К. Чуковского. 10 янв. 1920 "Изд-во З. И. Гржебина" заключило договор с Госиздатом на издание ряда книг за границей. В 1920 Г. легализовал в Германии свою фирму, добился значит. льгот и развернул широкую издат. деятельность в Берлине, затем в Стокгольме и Лейпциге. На высоком полиграфич. уровне было выпущено б. 50 книг, в т. ч. произв. рус. классиков и совр. писателей, науч. труды, дет. книги, науч.-популярная лит-ра.

Стремясь расширить дело, Г. отклонился от договора с Госиздатом, за что был обвинен в сознат. завышении цен на книги, в финансовых махинациях и т. п. По этому вопросу была создана спец. комиссия ЦК РКП(б) во главе с Г. Е. Зиновьевым. 2 марта 1921 Госиздат ликвидировал свой договор с "Изд-вом З. И. Гржебина". 3 окт. 1921 Политбюро ЦК по письму В. Р. Менжинского выдало Г. разрешение уехать с семьей за границу, где изд-во Г. продолжало работать вплоть до кон. 1923, выпустив труды по новейшим проблемам физики с привлечением к ред. и авторской работе крупных заруб. ученых, сер. книг по рус. иск-ву и др. Последние годы жизни Г. провел в Париже, продолжая заниматься издат. деят-ностью.

Грибачёв Ник. Матв

ГРИБАЧЁВ Ник. Матв. (1910-92) - поэт, публицист. Выходец из крестьян Брянской обл. По окончании гидромелиорат. техникума работал в изыскательских партиях на Севере. С 1932 - на журналист. работе. В годы Вел. Отеч. войны воен. корр. Первый сб. стихов - "Северо-Запад" (1935). Фронтовые стихи - в сб. "По дорогам войны". После войны - поэмы о людях колхозной деревни, темы борьбы за мир ("Америка, Америка", "Письмо из Парижа", "Стрелка секундомера"). Активно работал как журналист-международник, публицист: один из авторов кн. "Лицом к лицу с Америкой" о поездке Н. С. Хрущева в США (1959), автор кн. "Орбита века" (1961), "Свет, тени, дорога" (1966), "Выбор века" (1969) и др. В течение ряда лет был ответств., а затем гл. ред. ж. "Сов. Союз". Работал в руководящих органах Союза писателей СССР. Во всех обл. своей деят-ности последовательно проводил принципы парт. политики (см. также "День бегущий. Писатель и время", 1976). Одно из последних изданий стихов Г. - "Секунды, дни, годы" (1982).

Грибоедов Ал-др Сер.

ГРИБОЕ́ДОВ Ал-др Сер. (1790, по др. данным 1795-1829) - драматург, поэт, дипломат, музыкант. Род. в старинной дворянской семье. Первонач. образование получил дома, затем учился в Моск. университет. Благородном пансионе, а в 1806-12 - в Моск. ун-те, где закончил словесное и юрид. отделения; занимался на физ.-мат. ф-те. В 1812 поступил в Моск. (позднее перешел в Иркутский) гусарский полк, однако в воен. действиях не участвовал. С 1817 на службе в Коллегии иностр. дел. За участие в дуэли удален из Петербурга, получив назначение секр. рус. миссии в Персии (1818). В 1822 переведен в Тифлис в штат главноуправляющего Грузией А. П. Ермолова. С 1823 находился в длит. отпуске в России. В кон. 1825 вернулся на Кавказ, где в 1826 из-за своих многолетних и обширных связей с декабристами был арестован и доставлен в Петербург. Провел под следствием четыре месяца, но сумел отвести подозрения в причастности к заговору (вопрос о принадлежности Г. к тайным об-вам до сих пор открыт). Возвратясь на Восток, участвовал в заключении Туркманчайского договора. Награжден чином статского советника. Был назначен послом в Персию (1828), что воспринял как "полит. ссылку". Погиб жертвой заговора, приведшего к нападению фанатиков-персов на рус. миссию в Тегеране.

Лит. деят-ность Г. начал в университет. годы (стих., пародийная пьеса "Дмитрий Дрянской" - не сохранилась). В 1814 опубликовал в ж. "Вестник Европы" корреспонденции на воен. темы. В петерб. пору (1815-18) сблизился с театр. кругами. Участвуя в лит. полемиках, выступил противником карамзинистской эстетики, поборником принципов простоты, естественности и вместе с тем возвышенности иск-ва. В 1815 дебютировал на петерб. сцене комедией "Молодые супруги", автор комедий "Своя семья, или Замужняя невеста" (1817, с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким), "Студент" (1817, совм. с П. А. Катениным), "Притворная неверность" (1818, совм. с А. А. Жандром) и "Горе от ума" (1821-24). Вершина творчества Г. и одно из лучших произв. отечеств. лит-ры, эта пьеса была при жизни автора не разрешена к постановке и к печати (пост. 1831, опубл. 1833), но получила широкое распространение в списках, в частности, использовалась декабристами в пропагандист. целях. Комедия запечатлела центр. обществ.-ист. конфликт преддекабрист. эпохи - столкновение старой и новой России, развивая при этом "вечную" тему борьбы свободолюбивого героя с косной средой. В эстетич. отношении комедия занимает промежуточное положение, сохраняя связи с рационалистич. традицией и вместе с тем открывая эпоху новой реалистич. лит-ры, на развитие к-рой (как и рус. самосознания в целом) она оказала существ. воздействие. Многочисл. цитаты из "Горя от ума" стали крылатыми словами, а образы - нарицательными.

В виде планов и фрагментов дошли драматич. произв. Г., посв. темам Востока ("Грузинская ночь", 1826-27, и др.) и рус. истории (драма о 1812 годе и др.).

А. С. Грибоедов

А. С. Грибоедов

Гривенник

ГРИ́ВЕННИК (от "гривна") - рус. разменная монета достоинством в 10 коп. Появилась в обращении в 1701 при Петре I, чеканилась из серебра, во 2-й пол. 18 в. Г. превратился в обычную мелкую серебр. монету. В 19-20 вв., за исключением периода 1918-20, Г. чеканился ежегодно. Назв. Г. или гривна было на серебр. монетах до 1796, со времени Павла I (1796-1801) - "10 копеек". Со 2-й пол. 18 в. до 1839 чеканился Г. (10 коп.) из меди. До 1867 проба Г. соответствовала полноценным серебр. монетам, позже - только 500-й пробы. В 1931-91 в СССР Г. чеканились в медно-никелевом сплаве. Назв "Г." до сих пор сохранилось в обиходе как назв. монеты достоинством в 10 коп.

Гривна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Григоренко Петр Григ

ГРИГОРЕ́НКО Петр Григ. (1907-83) - участник правозащитного движения в СССР, ген.-майор (1959). Участник боев на р. Халхин-Гол в 1939 в должности ст. пом. нач. оперативного отд. штаба фронтовой группы. В 1940-44 служил в штабе Дальневост. фронта, в 1944-45 - в действующей армии, был ранен. Войну закончил полковником, в должности нач. штаба дивизии. В 1945-61 - на преподават. и науч. работе в Воен. Академии им. М. В. Фрунзе. Чл. Коммунистич. партии в 1928-64. Доцент, канд. воен. наук. 7 сент. 1961 на парт. конф. Ленинского р-на Москвы выступил с речью, направл. против партноменклатуры, после чего отстранен от должности и отправлен для прохождения службы на Д. Восток. В 1962-64 - нач. оперативного отд. штаба армии Дальневост. округа. 25 авг. 1964 постановлением Сов. Мин. СССР "лишен звания ген.-майор, как дискредитировавший себя и недостойный в связи с этим звания генерала" и исключен из списков офицерского состава Вооруженных Сил СССР. 7 нояб. 1963 основал "Союз борьбы за возрождение ленинизма", целью к-рого было восстановление внутрипарт. демократии и власти Советов, распространял среди знакомых листовки оппозиц. содержания. В 1964 арестован и на основании фальсифицирован. мед. заключения Ин-та психиатрии им. Сербского помещен в спец. психиатрич. больницу в Ленинграде, где находился в 1964-65. В 1965-69 работал в Москве инж.-строителем, выступал в самиздате, участвовал в движении за восстановление прав крымских татар. Подписывал открытые письма в защиту полит. заключенных Ю. Галанскова, В. Буковского и др., в защиту историка А. М. Некрича, против ввода войск в ЧССР и т. п. 7 мая 1969 арестован в Ташкенте по ст. 1901 "Распространение клеветнич. измышлений, порочащих сов. гос -во и обществ. строй". Суд.-мед. экспертизой, проведенной в авг. 1969 в Ташкенте, признан вменяемым и в окт. 1969 перевезен в Москву в Ин-т психиатрии им. Сербского. 19 нояб. 1969 суд.-мед. экспертизой под рук. проф. Д. Р. Лунца признан "невменяемым". С июня по ноябрь 1969 подвергался избиениям. 25 февр. 1970 признан виновным Ташкентским гор. судом в преступлениях, предусмотренных соответственно ст. 701 и 1901, как "невменяемый" освобожден от уголов. наказания и помещен для принудит. лечения в спец. психиатрич. больницу Казани. В 1975 освобожден. В 1977 по приглашению родственников выехал в США для лечения, тогда же лишен сов. гражданства. Автор мемуаров.

Григорий

ГРИГО́РИЙ (в миру Ник. Кир. Чуков) (1870-1955) - митрополит, один из видных деятелей дух. образования. Род. в Петрозаводске. Окончил Петерб. Дух. академию (1895), магистр (1926) и д-р (1949) богословия. С 1895 Олонецкий епарх. наблюдатель церк.-приходских школ. С 1897 священник, с 1907 протоиерей. Добился значит. увеличения кол-ва церк.-приходских школ и улучшения уровня преподавания в них. В 1911-18 ректор Олонецкой Дух. семинарии (в Петрозаводске). С 1918 жил в Петрограде, настоятель университетской церкви, с 1921 - Казанского собора. С 1920 ректор и проф. Петрозаводского Богосл. ин-та, к преподаванию в к-ром привлек представителей корпорации Дух. академии и ун-та. В 1922 арестован по делу о "противодействии изъятию церк. ценностей" и находился в заключении до 1923. С 1924 служил в Ленингр. храмах. В 1925-28 ректор Высших Богосл. курсов. В 1935 выслан в Саратов. В 1942 пострижен в монашество. С 1942 архиеп. Саратовский, с 1944 - Псковский, с 1945 митрополит Ленинградский и Новгородский. Будучи пред. Учебного комитета при Св. Синоде, содействовал открытию двух академий и восьми духовных семинарий в СССР.

Соч.: Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова // Минувшее. Вып. 15. М., СПб., 1994. С. 521-618.

Лит.: Сорокин В. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и его церковно-просветит. деят-ность // Богословские труды. Сб., посвященный 175-летию Ленинградской Духовной академии. М., 1986. С. 96-142; Сб. 29. М., 1989. С. 127-181.

Григорий Цамблак

ГРИГО́РИЙ ЦА́МБЛАК (1364 - после 1419) - болг. общеслав. и рус. писатель, гимнограф, церковно-полит. деятель. Ученик Евфимия Тырновского. Игумен Дечанского мон., протопресвитер Патриаршей кельи в Константинополе, игумен Плинаирского мон. близ Константинополя, протопресвитер и проповедник Молдовалахской церкви в Сучаве. В 1414, под давлением литов. кн. Витовта, поставлен митрополитом Киевским и "всея Руси". Избрание было признано незаконным. Однако, несмотря на последовательное отлучение двумя патриархами, "лже-митрополит" Г. Ц. возглавляет в 1418 делегацию правосл. церкви на 16-м Вселенском соборе в Констанце. Автор б. 40 произв. - ист. сказаний, житий, похвальных слов-посланий, гимнографич. текстов, среди них: Жития Стефана Сербского (Дечанского), Иоанна Нового (Сучавского), похвальные слова митрополиту Киприану ("Киевскому и всея Руси"), Евфимию Тырновскому, отцам Констанцкого собора, св. апостолам, св. великомученикам и т. д. Жития написаны Г. в стиле "плетения словес", для к-рого характерны риторические приемы: рифмовка окончаний, повторяющиеся синтаксич. конструкции, обилие метафор, сравнений, осн. на символич. значении тех или иных слов. Г. Ц. написал также цикл минейных и триодных (связанных с календарными праздниками и праздниками пасхального цикла) проповедей, охватывающий все главные праздники года.

К гимнографич. произв. Г. Ц. относятся службы Иоанну Новому, Стефану Сербскому, стихиры-осьмогласники на Успение Богородицы "Денесе владычица и богородица", новая редакция службы на освящение новопостроенного храма. В Сев.-Вост. Руси тр. Г. Ц. получили широкое распространение вскоре после его смерти (20-е гг. 15 в.). Здесь сложился и многокр. переписывался сб. произв Г. Ц., состоящий из 18 текстов.

Лит.: Яцимирский А. И. Из истории славянской проповеди в Молдавии. СПб., 1906.

Григорович Викт. Ив

ГРИГОРО́ВИЧ Викт. Ив. (1815-76) - славист, один из первых проф. слав. филологии в России. Окончил Кременецкий лицей, затем учился в Харьковском и Дерптском ун-тах. В 1838 в связи с учреждением в ряде рос. ун-тов каф. истории и лит-ры слав. наречий направлен в Казанский ун-т для подготовки к работе в нем в качестве проф. такой кафедры. В 1842 защитил магистерскую дисс. "Опыт изложения лит-ры славян в ее важнейших эпохах" и получил право преподавать славистич. дисциплины. В 1844-47 совершил поездку по слав. землям, находившимся под тур. владычеством, собирая пам. южнослав. письменности. Мн. из его находок существенно обогатили источниковедческую базу славистики (Мариинское евангелие, Хиландарские листки, Паримийник, Охридский апостол и др.). Опубликовал путевые заметки из этой поездки ("Очерк путешествия по Европейской Турции", 1848). По возвращении в Россию продолжил науч. и пед. работу в Казанском (1847-63), Моск. (1848-49, на период отставки О. М. Бодянского) и Новоросс. (1865-75, Одесса) ун-тах. Науч. наследие Г. включает гл. обр. издания и описания др. пам. слав. письменности, а также многочисл. ст., посв. церковнослав. яз. Был одним из первых славистов, обратившихся к изучению вопроса о диалектной основе старослав. яз. В трудах по истории славян широко использовал визант. источники ("О Сербии в ее отношениях к соседним державам, преимущественно в 14 и 15 столетиях", 1859, и др.).

Соч.: Собр. соч. (1864-76). Под ред. и с биографическим очерком М. Г. Попруженко. Одесса, 1916.

Лит.: Срезневский И. И. На память об О. М. Бодянском, В. И. Григоровиче и П. И. Прейсе, первых преподавателях славянской филологии // Записки Имп. Академии наук, т. 31, кн. 1. СПб., 1878. С. 82-127; Александров А. И. Виктор Иванович Григорович, профессор славянских наречий. Казань, 1901; Сергеев А. В. К оценке науч. деят-ности В. И. Григоровича // Вопросы историографии всеобщей истории, вып. 1. Казань, 1964. С. 43-57.

Григорович Дм. Вас.

ГРИГОРО́ВИЧ Дм. Вас. (1822-99) - писатель. Сын рус. дворянина и француженки. Учился в моск. частной гимназии и пансионе (1832-36), затем в Петерб. инж. уч-ще (1836-40, вместе с Ф. М. Достоевским) и АХ (1840-42). Служил в канцелярии Петерб. Б. т-ра. Человек необыкновенно общительный, Г. быстро приобрел широкий круг знакомств. Очерк "Петербургские шарманщики", опубл. в сб. "Физиология Петербурга", сделал имя Г. известным, а пов. "Деревня" (1846) и "Антон Горемыка" (1847) - антикрепостнич. произв., стоявшие у истоков реалистич. лит-ры о простонародье, поставили его в ряд наиб. значит. писателей "натуральной школы". "Проселочные дороги" (1852), "Рыбаки" (1853), "Переселенцы" (1855) имели умеренный успех, но в истории рус. лит-ры рассматриваются как наиб. плодотворные попытки создать ром. из нар. жизни. В 1858-59 Г. совершил путешествие вокруг Европы ("Корабль "Ретвизан", 2 ч., 1859, 1863); в 1860-х гг. отошел от лит. деят-ности. С 1864 - секр. Об-ва поощрения художников. Опубл. впервые "Описи предметов, имеющих преимущественно художеств. значение", находящихся в имп. резиденциях - Царском Селе и Гатчине. Возвратился к лит. деят-ности в 1880-х гг. Из написанного им в этот период наиб. значительна пов. "Гуттаперчевый мальчик" (1883), ставшая хрестоматийной в кругу дет. чтения, и "Лит. воспоминания" (1892-93).

Д. В. Григорович. Автопортрет. 1840-е гг.

Д. В. Григорович. Автопортрет. 1840-е гг.

Григорович Юр. Ник

ГРИГОРО́ВИЧ Юр. Ник. (род. 1927) - арт. балета, балетмейстер. Окончил Ленингр. хореографич. уч-ще в 1946 (ученик Б. Шаврова, А. Лопухова). В 1946-61 артист т-ра им. Кирова. Среди партий: Ретиарий ("Спартак"), Жером ("Пламя Парижа"), Ли Шан-фу ("Красный мак"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Северьян ("Каменный цветок"), Половчанин ("Половецкие пляски"), Ганс ("Жизель"), Шурале ("Шурале"). Здесь Г. осуществлены постановки балетов "Каменный цветок" (1957) и "Легенда о любви" (1961), положившие начало новому этапу в развитии отеч. хореографич. иск-ва. С 1964 гл. балетмейстер Большого т-ра. Среди пост.: "Щелкунчик" (1966), "Спартак" (1968), "Иван Грозный" (1975), "Ангара" (1976, А. Эшпай), "Ромео и Джульетта" (1979), "Золотой век" (1982, Д. Шостакович), а также новые ред. классич. спектаклей: "Спящая красавица" (1963, 1973), "Лебединое озеро" (1970), "Раймонда" (1984), "Баядерка" (1991). В своих оригин. балетных постановках и редакциях традиц. спектаклей Г. сложные и актуальные нравств. проблемы решает в формах хореографич. симфонизма, где главенствует развитой классич. танец. На спектаклях Г. выросло несколько поколений мастеров балета, в т. ч. И. Колпакова и А. Осипенко в Ленинграде, Е. Максимова, В. Васильев, Н. Бессмертнова, М. Лавровский в Москве.

"Золотой век". Балетмейстер Ю. Н. Григорович

Григорович Юр. Ник

Григорьев Ал-др Дм

ГРИГО́РЬЕВ Ал-др Дм. (1874-1940) - фольклорист, историк лит-ры, диалектолог. Окончил Моск. ун-т, преподавал в разл. годы в Моск., Варшав., Томском ун-тах. В 1922 уехал за границу, жил и работал в Чехословакии. Выдающимся достижением Г. явились его экспедиции 1899-1901, охватившие б-во рус. поселений в Поморье, на Пинеге, Кулое, Мезени. Г. выявил и детально зафиксировал живую эпич. традицию в этих р-нах Рус. Севера. 3 тт. его собр. "Архангельские былины и историч. песни" (М.; СПб.; Прага, 1904-1939) - самое крупное по объему издание рус. нар. эпоса (ок. 450 текстов былин, ист. песен, баллад со множеством вариантов; б. число нотных расшифровок записей с фонографа), оснащ. богатым науч. аппаратом и статьями, содержащими ценнейшие сведения о бытовании эпоса и сказителях, среди к-рых - ряд выдающихся мастеров (в т. ч. М. Д. Кривополенова).

Григорьев Анд. Ал-др.

ГРИГО́РЬЕВ Анд. Ал-др. (1883-1968) - географ, акад. (с 1939). Окончил Петерб. ун-т (1907). Учился в Берлин. и Гейдельбергском ун-тах (1908). В 1909-16 работал в отделе географии Энциклопедич. словаря Брокгауза и Ефрона. С 1918 - проф. организов. по его инициативе первого в стране высшего географич заведения - Географич ин-та в Петрограде, в 1925-36 - проф. Ленингр. ун-та. Инициатор создания при АН промышленно-географич. отдела Комиссии по изучению производит. сил России (1918), преобразов. (1931) в Ин-т географии АН СССР (до 1951 - дир. этого ин-та). Член многих отеч. и зарубеж. науч. об-в. Иссл. проводил в Большеземельскойтундре (1904, 1921), на Юж. Урале (1923), в Якутии (1925-26), на Кольском п-ове (1928, 1930, 1932). Дал комплексную географич. характеристику обследуемых территорий. Автор работы "Вечная мерзлота и древнее оледенение" (1930). Предложил термин "морфологич. структура" для обозначения наиб. крупных тектонич. обусл. черт рельефа Земли (1935), выделил зону взаимодействия всех оболочек земного шара и назвал ее географич. оболочкой ("Опыт аналитич. характеристики состава и строения физ.-географич. оболочки земного шара", 1937). В 1938, 1939, 1942 выпустил серию очерков под назв. "Опыт характеристики осн. типов физ.-географич. среды", а затем в 1946 - монографию "Субарктика", где впервые в мире дана развернутая характеристика комплексного физ.-географич. процесса по осн. поясам Земли. В 1943 в ст. "Закон интенсивности физ.-географич. процесса" сформулировал первый общий осн. закон, охватывающий весь комплекс физ.-географич. явлений на суше, к-рый был уточнен в работе "Нек-рые итоги разработки новых идей в физич. географии" (1946). Сформулировал периодич. закон в географич. зональности (совм. с М. И. Будыко, 1956). Ред. всех изданий Ин-та географии. Гл. ред. Краткой географич. энциклопедии (1960-66). Среди др. трудов: "Развитие физ.-географич. мысли в России (19 - нач. 20 в.)" (1961), "Развитие теоретич. проблем сов. физич. географии (1917-34)" (1965) и др. Удостоен Золотой медали им. Н. М. Пржевальского (1928) и Б. золотой медали ГО СССР (1965).

Предыдущая страница Следующая страница