Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 12, "ГРИ"-"ГРО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 12, "ГРИ"-"ГРО")

Григорьев Аполлон Ал-др.

ГРИГО́РЬЕВ Аполлон Ал-др. (1822-64) - поэт, прозаик, лит. и театр. критик. Род. в семье чиновника, учился на юрид. ф-те Моск. ун-та (1838-42), где вокруг него образовался кружок, куда входили К. Д. Кавелин, Я. П. Полонский, С. М. Соловьев, А. А. Фет и др. Г. сотрудничал во мн. журн., в 1850-55 - активнейший член т. н. "молодой редакции" "Москвитянина", в нач. 1860-х гг. принимал участие в ж. "Время" (1861-63) и "Эпоха" (1864). Выступил одним из создателей теории почвенничества. Считая иск-во цельным, синтетическим, "непосредственным" (т. е. органическим) пониманием жизни, полагал, что критика должна быть созвучна своему объекту. Поэтому Г. называл ее "органической" и при интерпретации иск-ва б. роль отводил интуитивизму. Его критич. работам свойственны внимание к нац. своеобразию лит-ры, целостный анализ произв., отождествление иск-ва с "правдой жизни". Среди наиб. характерных лит.-критич. статей Г. - "О комедиях Островского и их значении на сцене" (1855), "Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина" (1859), "Критич. взгляд на основы, значение и приемы совр. критики искусств" (1858) и др. Широкое распространение получила фраза Г. "Пушкин - наше все".

Глубоко эмоциональная лирика Г. - яркий образец романтич. поэзии, развивающей тему страдающего героя. Стихи Г. обнаруживают связь с нар.-песенной (в т. ч. и цыганской) фольклорной стихией и гор. романсом. Их высоко ценил А. Блок. В лирике Г. отчетливо проявилась тенденция к циклизации ("Борьба", 1857, "Одиссея последнего романтика" и др.). Г. также автор неск. поэм ("Олимпий Радин", "Venezia la Bella", "Вверх по Волге" и др.), повестей и рассказов.

Григорьев Евг. Ал-др.

ГРИГО́РЬЕВ Евг. Ал-др. (род. 1934) - кинодраматург, автор сценариев б. 20 ф. В 1963 окончил сценарный ф-т ВГИКа. Первый сценарий - "Наш дом" (1965, реж. В. Пронин). След. ф. - "Три дня Виктора Чернышева" (1968, реж. М. Осепьян) о жизни совр. молодежи вызвал острые дискуссии. Два больших сценария, составивших, по замыслу автора, кинодилогию "Отцы" ("Отцы, 1965" и "Отцы, 1966") смогли получить воплощение на экране лишь в кон. 80-х гг. Ф. соотв. - "Отцы" (1988, реж. А. Сиренко) и "Наш бронепоезд" (1989, реж. М. Пташук). Нравств. коллизии 60-х гг., сконцентриров. вокруг темы пересмотра прошлого и разрушения героич. мифов, оказались созвучны исканиям нашего времени. Среди ф. по сценариям Г. - "Своя земля" (1972, по пов. Ф. Абрамова, реж. П. Тодоровский), "Горячий снег" (по ром. Ю. Бондарева, совм. с Ю. Бондаревым и реж. Г. Егиазаровым), "Романс о влюбленных" (реж. А. Михалков-Кончаловский, гл. приз МКФ в Карлови-Вари, 1974). Две новеллы в киноальманахе по В. Шукшину "В профиль и анфас" - "Большая любовь Чередниченко Н. П." (диплом реж. А. Ефремова, 1976) и "Берега" (по рассказу "Осенью", реж. С. Сычев, 1977). Совм. с О. Никичем написан сценарий ф. "Иванцов, Петров, Сидоров "(1978, реж. К. Худяков). На Литовской к/ст. реж. А. Симоновым поставлен ф. "Отряд" (1984) о начале войны. По сценариям Г. (совм. с О. Никичем) созданы многосерийн. ф.-экранизации "Отцы и дети" (по Тургеневу, реж. В. Никифоров, 1983), "Знак беды" (по пов. В. Быкова, реж. М. Пташук, 1987), "Дубровский" (по Пушкину, реж. В. Никифиров, 1987), "Благородный разбойник Владимир Дубровский" (1989, т/ф и вариант для экрана), все на к/ст. "Беларусь-фильм". Там же - т/ф "Затишье" (по Тургеневу, реж. В. Четвериков, 1981).

Григорьев Иос. Фед

ГРИГО́РЬЕВ Иос. Фед. (1890-1949) - геолог, специалист по рудным месторождениям. Чл.-корр. АН СССР с 1939, д. чл. с 1946. Окончил Петроград. Горный ин-т в 1916. Преподаватель, проф. Ленингр. Горного ин-та и Моск. Горной академии. С 1918 работал в Геологич. к-тете (затем ЦНИИГРИ - Центр. науч.-иссл. геологоразведочный ин-т), занимаясь изучением полиметаллич. и оловянно-вольфрамовых месторождений. С 1933 - сотр., впосл. - дир. Геол. ин-та АН СССР. В 1939-46 - зам. пред. К-та по делам геологии при СНК СССР. Во время войны возглавлял Казахский филиал АН СССР. В 1945-47 - гл. геолог Комиссии по созданию отечеств. базы атомного сырья. Арестован 31 марта 1949 по сфабриков. "красноярскому делу", к к-рому было привлечено множество сов. геологов, обвинявшихся в сокрытии урановых месторождений на терр. Красноярского края и др. преступлениях. По офиц. версии приговорен в 1950 (дата окончания процесса) к "25 годам без права переписки" и через год скончался в лагере. По свидетельству очевидца, умер в камере после очередного допроса вскоре после начала следствия 14 мая 1949 (см. Репрессированные геологи. СПб., 1992. С. 45-46).

Григорьев Ник. Ал-др.

ГРИГО́РЬЕВ Ник. Ал-др. (1878-1919) - участник гражд. войны на Украине. Участник рус.-япон. и 1-й мир. войн, прошел путь от рядового до штабс-капитана, награжден золотым оружием, Георгиевский кавалер. В 1917 служил в войсках Центр. Рады, примыкал к социал-демократам, участвовал в деят-ности солдат. к-тов Юго-Зап. фронта, затем служил в войсках гетмана П. П. Скоропадского, в дек. 1917 поднял восстание в поддержку С. В. Петлюры в р-не Екатеринослава. В кон. янв. 1919 перешел на сторону Кр. Армии, приказом В. А. Антонова-Овсеенко по Укр. фронту от 18 февр. отряды Г. сведены в бригаду, получившую назв. "Заднепровская укр. сов. стрелковая бригада". Позже переформирована в 6-ю Укр. стрелковую дивизию, к-рая взяла Елисаветград, Николаев, Херсон и Одессу. Однако сов. командование относилось к Г. с подозрением: в части дивизии были направлены многочисл. политработники и секретные сотр. Особого отдела, малочисл. большевистские ячейки регулярно доносили о "ненадежных эл-тах", проводящих "политику замаскиров. контрреволюции". Между Г. и командованием фронта происходили конфликты по вопросу о продразверстке и дележе трофеев. Приказ о переброске войск Г. в Бессарабию на помощь "Венгерской революции" вызвал сопротивление командиров и войска, к-рые добивались отправки на Дон к Елисаветграду для борьбы против Добровольч. армии. Поводом для мятежа Г. стал провокационный ультиматум командующего 3-й Укр. армии от 7 мая 1919, написанный в оскорбит. тоне и не согласованный с командованием фронта. В "Универсале" к "народу украинскому, народу измученному" Г. назвал большевистский СНК Украины сборищем незаконных авантюристов, указал, что большевики "вместо земли и воли насильно навязывают коммуну, чрезвычайку и комиссаров с моск. обжорки", выдвинул лозунги "Власти Советов народа Украины без коммунистов", "свободы торговли", для осуществления к-рых призвал к походу на Киев. После безрезультатных переговоров Г. объявлен вне закона (за его голову К. Е. Ворошилов предложил 100 тыс. руб.). 9-12 мая Г. в стремит. наступлении занял Черкассы, Умань, Екатеринослав, Елисаветград, Херсон, Николаев, однако распыление сил на широком фронте, не оправдавшиеся надежды на присоединение армии Н. И. Махно, рассматривавшего Г. прежде всего как личного конкурента, привели к тому, что в кон. мая силы Г. были разбиты. Остатки войск Г. в сер. июня 1919 объединились с войсками Махно, по указанию которого 27 июля на митинге в с. Сентове Херсонской губ. Г. был убит.

Григорьев Олег Евг

ГРИГО́РЬЕВ Олег Евг. (1943-92) - поэт. Род. в Вологодской обл., вырос в Ленинграде, учился в спец. школе при Академии Художеств. Автор детских стихов (сб. "Чудаки", 1971, "Витамин роста", 1980, "Говорящий ворон", 1989), отличающихся юмором, оригинальностью и непосредственностью восприятия мира. Стихи Г., принадлежащие лит. андеграунду 1970-80-х гг., публикуются только с нач. 1990-х гг. Для самобытного творчества Г., родственного в нек-рой степени эстетике обэриутов, характерно парадоксальное, но органичное сочетание черного юмора и гротеска с тонким лиризмом, нарочито огрубленного бытописательства с глубоким психологич. и социальным подтекстом, стилевого примитивизма с ясностью и выразительностью поэтич. языка. Устная традиция приписывала Г. авторство т. н. "садистских стишков" (своеобр. жанра дет. "страшного" фольклора). Лично и творчески был связан с "митьками" (см., напр., илл. А. О. Флоренского к произв. Г.).

Соч.: Среди камней живых. Стихи. М., 1990; Стихи. Рисунки. СПб., 1993.

Григорьев Петр Григ

ГРИГО́РЬЕВ Петр Григ. (1807-54) - актер и драматург. Играл на сцене Александрин. т-ра, с особым успехом - роли мещан и купцов, в к-рых, по словам В. Г. Белинского, был "верх возможного совершенства". Отличался стремлением к острой внешней характерности. Автор водевилей о Филатке и Мирошке ("Филатка и Мирошка - соперники, или Четыре жениха и одна невеста" и др.), в к-рых использовал приемы балагана и нар. фарса. Наиб. репертуарными стали комедии и водевили Г., написанные под влиянием "натуральной школы": "Провинциальный театр, или Отелло из Лоскутной линии" (1838), "Ямщики, или Как гуляет староста Семен Иванович" (1844), "Цирюльник на Песках и парикмахер с Невского проспекта" (1846), "Охотник в рекруты" (1846), "Хорош Петербург, да друзья одолели" (1847) и др.

Григорьев Петр Ив

ГРИГО́РЬЕВ Петр Ив. (1806-71) - актер и драматург. Начал выступления на сцене после окончания Петерб. театр. уч-ща в 1826. Играл водевильные роли, представляя типичные фигуры армейских офицеров, солдат, крестьян, уездных помещиков, а также, без особого успеха, - Чацкого, Фамусова, Скалозуба в "Горе от ума" А. С. Грибоедова, Ляпкина-Тяпкина в "Ревизоре" Н. В. Гоголя, Муромского в "Свадьбе Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина, Вышневского в "Доходном месте" А. Н. Островского. Появлялся в ист. ролях второго плана: Пимен - "Борис Годунов", Мнишек - "Дмитрий Самозванец" Н. А. Чаева, Нардын Нащокин - "Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве и стольничьей Нардын Нащокина дочке Аннушке" Д. А. Аверкиева, Жемчужный - "Опричник" И. И. Лажечникова. Один из известных водевильных драматургов 30-х - нач. 50-х гг.: "Актер и музыкант", "Андрей Степанович Бука", "Брат за брата, или Нет правил без исключения", "Дочь рус. актера", "Жена или карты", "Житейская школа", "Комедия с дядюшкой", "Макар Алексеевич Губкин, или Продолжение "Студента, артиста, хориста и афериста", "Петербургский анекдот с жильцом и домохозяином". Совр. сюжеты, узнаваемость персонажей, близость к бытовой комедии являлись отличит. чертами водевильной драматургии Г.

Григорьев Сер. Леон

ГРИГО́РЬЕВ Сер. Леон. (1883-1968) - балетный артист и реж. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1900, в 1900-12 артист кордебалета Мариинского т-ра. В 1905 окончил драм. курсы в Петербурге. В 1909-29 бессменный реж.-адм. трупп "Рус. сезоны" / "Русский балет Дягилева", ассистент М. Фокина в постановке ряда балетов, артист. Среди ролей: Шахрияр ("Шехерезада"), Купец ("Петрушка"), Рус. купец ("Волшебная лавка"). После смерти С. Дягилева пытался сохранить труппу, позже сотрудничал с "Русским балетом Монте-Карло" и "Оригинальным русским балетом". Обладая великолепной памятью, восстановил (вместе с женой Л. Чернышевой) на англ. сцене балеты "Жар-птица" (1954), "Сильфиды" ("Шопениана") (1955), "Петрушка" (1957). В 1953 выпустил в Лондоне богатую фактическим мат-лом кн. восп. "Балет Дягилева. 1909-1929".

Гридин Анат. Вас.

ГРИ́ДИН Анат. Вас. (род. 1929) - артист балета. Учился в хореографич. студии при Новосиб. т-ре оперы и балета, в к-ром танцевал в 1945-50. Окончил Ленингр. хореографич. уч-ще в 1952 (кл. Б. Шаврова). В 1952-84 (с перерывами) артист т-ра им. Кирова. Первый исполнитель партий: Северьян ("Каменный цветок"), Мако ("Тропою грома"), Визирь ("Легенда о любви"), Ванька ("Двенадцать"). Среди др. ролей: Ротбард ("Лебединое озеро"), фея Карабос ("Спящая красавица"), Ганс ("Жизель"), Гамаш ("Дон-Кихот"), Гренгуар ("Эсмеральда"), Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Командор ("Лауренсия"), Тибальд ("Ромео и Джульетта"), Красс ("Спартак"), Присыпкин ("Клоп"), а также характерные танцы в операх и балетах. Превосходный характерный танцовщик петерб.-ленингр. школы и балетный артист совр. формации, истинный соавтор балетмейстера, свой взрывной темперамент и резкие сценич. краски Г. умело корректировал интеллектом. Созданные им партии Северьяна и Визиря можно отнести к высшим достижениям сов. балета. В 1969-72 репетитор труппы "Хореографич. миниатюры", в 1984-89 педагог-репетитор т-ра им. Кирова. Преподавал в Варшавском Б. т-ре (1975-77), в Лейпцигской школе танца (1982-83).

Гридница

ГРИ́ДНИЦА (гридь - дружина) - в др.-рус. архитектуре отдельное большое помещение или часть постройки, входившая в состав княж. дворца и служившая для размещения гридей. Г. использовалась также для приемов, праздничных пиров. Упоминания о Г. сохранились в летописях и былинах.

Гризайль

ГРИЗА́ЙЛЬ (франц. grisaille, от gris - серый) - техника исполнения произв. в монумент.-декоративной живописи, выполн. кистью одной краской (чаще черной или коричневой). На основе тональных отношений изображение в технике Г. создает имитацию скульпт. рельефа. Г. используется в росписях стен и перекрытий больших парадных помещений. В России Г. получила широкое распространение в архитектуре классицизма. Однако ранние примеры применения Г. относятся к Петр. времени (дворец А. Д. Меншикова, символич. изображения в угловых композициях плафона "Триумф Марса", 1711, изображения стихий на падугах зала Монплезира, худож. Ф. Пильман, кон. 1710-х гг., и центрального зала Б. Петергофского дворца, кон. 1720-х гг., воссозд.). Прекрасные образцы Г. представлены во дворце в Павловске (1803 и 1823, воссозданы), в Елагином дворце (1821-22, воссозд.), дворце гр. Бобринских (1825), Нарышкиных (1820-е гг.), в подмосковных усадьбах Архангельское, Останкино и т. д. Удачный пример совр. росписи Г. - серия плафонов новопостроенной гостиницы "Англетер" (арх. А. И. Прибульская, худож. С. Репин, И. Уралов, Н. Фомин, В. Сухов, 1989-90, Ленинград).

Лит.: Борзин Б. Ф. Росписи Петровского времени. Л., 1986; Антонова В. В. Живописцы-декораторы Скотти в России // Русское иск-во 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 в. М., 1979. С. 69-108.

Гризодубова Вал. Степ

ГРИЗОДУ́БОВА Вал. Степ. (1910/11-93) - летчица, Герой Сов. Союза (1938), Герой Соц. Труда (1986), полк. (1943). Род. в Харькове, дочь летчика и авиаконструктора С. В. Гризодубова. Впервые поднялась в воздух с отцом в 1911. Окончила Пензен. аэроклуб (1929). В Сов. Армии с 1936. 24-25 сент. 1938 в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой на самолете "Родина" (АНТ-37) совершила беспосадочный перелет из Москвы на Д. Восток, установив мировой женский рекорд дальности полета (за 26 часов 29 мин покрыто расстояние в 6450 км). В годы Вел. Отеч. войны Г. с марта 1942 командовала 101-м авиац. полком дальнего действия, затем 31-м гвард. бомбардировочным авиац. полком, оказывавшим помощь партизанским отрядам. Совершила ок. 200 боевых вылетов. После войны работала в гражд. авиации, имела многочисл. награды.

Грикуров Эд. Петр.

ГРИКУ́РОВ Эд. Петр. (1907-82) - дирижер и педагог. Учился на теоретико-композиторском отделении Тбилисской конс. по кл. фп. у А. И. Тулишвили и по кл. композиции у М. М. Ипполитова-Иванова и С. В. Бархударяна (1921-27). Окончил Ленинградскую конс. как дирижер (1933) и аспирантуру (1936) по кл. А. В. Гаука, после чего работал дирижером Оперной студии консерватории. В 1935-36 возглавлял Оркестр рус. нар. инструментов им. В. В. Андреева. С 1937 дирижер, в 1944-56 и 1964-68 гл. дирижер Ленингр. Малого т-ра оперы и балета. В 1956-60 - гл. дирижер Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова. Дирижер лирич. склада, ярко проявил себя в жанре лирической ("Манон", "Вертер", "Иоланта") и ряда драматич. ("Фальстаф", "Трубадур", "Катерина Измайлова") опер. Впервые на рус. сцене поставил "Сицилийскую вечерню" Верди и "Воеводу" Чайковского по восстановленной партитуре. Событием муз. жизни Ленинграда была постановка Г. в Малом оперном т-ре оперы Прокофьева "Война и мир" (1955). Дирижировал мн. спектаклями совр. Композиторов: "Молодая гвардия" Мейтуса, "Виринея" Слонимского, "Семь красавиц" и "Тропою грома" Караева. Выступал с симфонич. концертами, преподавал в Ленингр. конс., с 1971 проф. Нар. артист РСФСР (1957). Гос. премия СССР (1951).

Грим

ГРИМ - способ изменения внешности актера с помощью спец. средств: красок (собственно грима), париков, наклеек и т. д. Г. используется на сцене в разл. целях улучшения натуры, театрализации облика, характеристики персонажей. Большое значение имеет портретный грим как средство идентификации с реальной личностью. В вост. т-ре и нек-рых эксперим. постановках европ. т-ра Г. выполняет функцию, определяя соц. положение героя или принадлежность к опред. сценич. типу. В рус. т-ре было немало мастеров, в творчестве к-рых иск-во Г. имело огромное значение, - И. И. Сосницкий, В. В. Самойлова, А. П. Ленский (автор "Заметок о мимике и гриме"), К. С. Станиславский, С. Л. Кузнецов, М. А. Чехов и др.

Гримм

ГРИММ - семья архитекторов.

Дав. Ив. (1823-98) - один из создателей рус. стиля в архитектуре. Учился в Петришуле и в АХ у А. П. Брюллова. По окончании Академии в 1850-55 изучал памятники древнего зодчества в Грузии, Армении, Азербайджане, Малой Азии, будучи везде одним из первых профессион. архитекторов-исследователей, посетил также Зап. Европу. В 1859-60 издал "Памятники визант. архитектуры в Грузии и Армении". В 1860 составил проект храма Св. Владимира в Херсонесе Таврическом на остатках стен древнего храма, где Владимир принял крещение. Одним из первых Г. обратился к рус. формам 16-17 вв. (церковь св. Ольги в Михайловке под Стрельной, 1861) Тогда же по проекту Г. Боссе построил в романском стиле Реформатскую церковь в Петербурге. В 1860-80-х гг. строил церкви в Женеве, Ницце, Тифлисе, в имении Старожилово Рязанской губ., в Копенгагене, в Егерской слободе Гатчины, в Ливадии, Житомире, Воронеже, Вифлееме. Творч. путь Г. завершил проект великокняжеской усыпальницы при Петропавловском соборе в С.-Петербурге (1887). Создал также проект пам. Екатерине II в С.-Петербурге (1870-е гг.).

Герман Дав. (1865-1942) - сын Дав. Ив., мастер модерна и неорусского стиля. Профессор Ин-та гражд. инженеров. Автор многочисл. церковных и благотворит построек, в сов. время строил жилые дома, занимался пед. и исследоват. работой. Д. чл. Акад. архитектуры СССР. Строил в Петербурге, Рыбинске, Сочи (в т. ч. здания музея А. В. Суворова, совм. с А. И. фон Гогеном, и г-зии К. Мая в Петербурге).

Гримм Герм. Герм

ГРИММ Герм. Герм. (1905-59) - искусствовед, архитектор-проектировщик, педагог. Автор тр. по истории архитектуры и изобразительного иск-ва, знаток зап.-европ. иск-ва Возрождения 17-18 вв., осн. круг интересов связан с рус. архитектурой 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 в. (монографии о А. Захарове, А. Воронихине), составил ряд описаний пам. Петербурга - Петрограда.

Лит.: Левинсон-Лессинг В. Ф. Герман Германович Гримм. Сообщения Гос. Эрмитажа, вып. 19. Л. С. 68-69.

Гримм Дав. Дав

ГРИММ Дав. Дав. (1864-1941) - ученый-правовед, обществ. деятель. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1885). Зачислен в канц. 4-го суд. департамента Сената и в то же время оставлен при ун-те для подготовки к проф. званию на кафедре гражд. права. В 1887 командирован в Берлин для изучения римского права. По возвращении в Россию в 1889 избран приват-доц. каф. римского права Дерптского ун-та, с 1891 - в Уч-ще правоведения. После защиты магистерской дисс. "Очерки по учению об обогащении" (вып. 1-3, 1893) - приват-доцент Петерб. ун-та. Одновременно в 1895-1906 преподавал в Александровской воен.-юрид. академии по каф. энциклопедии права, подготовил издание курса "Энциклопедия права". С 1899 - исполняющий должность экстраординарного проф. Петерб. ун-та, после присуждения в 1900 степени д-ра права за иссл. "Юрид. отношения и субъективное право" (т. 1-2, СПб., 1897) избран в 1901 ординарным проф. ун-та и Уч-ща правоведения, в 1901-04, 1906-10 декан юрид. ф-та, в 1910-11 ректор ун-та. В 1904--05 - инспектор классов Уч-ща правоведения, а с 1906 также декан юрид. ф-та Высших жен. курсов.

В февр. 1907 избран чл. Гос. совета от АН и ун-тов, являлся пред. академич. группы (6 чел.) и группы прогрессистов. В 1912 выбыл по жребию, но вновь избран на 9 лет. В 1913 против желания переведен в Харьковский ун-т ординарным проф., что исключало возможность совмещения преподават. и гос. деят-ности. После публикации работы "Представители ун-тов в Гос. совете" (1913) в 1914 уволен из ун-та, причислен к Мин-ву нар. просвещения и признан не подлежащим выбытию из чл. Гос. совета. Г. - ред. ж. "Вестник Европы", автор неоднократно издававшихся "Лекций по истории римского права" и "Лекций по догме римского права", избирался чл. ЦК Конституционно-демократич. партии, чл. бюро Прогрессивного блока (с авг. 1915), входил в масонские орг-ции. В мае-июне 1917 тов. мин. просвещения Врем. пр-ва. После окт. 1917 участвовал в деят-ности подпольного Врем. пр-ва, в антибольшевистских орг-циях. 5 сент. 1919 арестован Петрогр. ЧК, вскоре освобожден, уехал в Киев, где читал лекции в ун-те. С 1920 в эмиграции, проф. Рус. юрид. ф-та в Праге (1920-27), Тартуского ун-та (1927-34), чл. Гл. Совета Росс. Центр. Объединения (до нояб. 1927).

Гримм Эрвин Дав

ГРИММ Эрвин (Ал-др) Дав. (1870-1940) - историк, брат Д. Д. Гримма. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та, оставлен при ф-те для приготовления к проф. званию. Автор иссл. "Гракхи, их жизнь и общая деят-ность" (СПб, 1894). В 1896-98 приват-доцент Казанского ун-та, в апр.-окт. 1897 в ходе загран. науч. командировки работал в б-ках Берлина, Парижа, Рима, подготовив магистерскую дисс. "Иссл. по истории развития римской императорской власти". С 1899 - приват-доцент Петерб. ун-та, с 1903 экстраординарный, с 1907 ординарный проф. всеобщей истории, читал курсы по истории ср. веков, по проблемам рев. событий 18-19 вв. во Франции, опубл. кн. "Мирабо" (1908), "Полит. воззрения Ипполита Тэна" (1908), "Рев-ция 1848 года во Франции" (ч. 1-2, 1908). В 1908-10 - проректор, а в 1911-18 - ректор Петерб. ун-та. Во время 1-й мир. войны выступал в печати по вопросам междунар. положения России, сотрудничал в газ. "Русская Воля", участвовал в подготовке многотомной серии док-тов "Россия и союзники в борьбе за цивилизацию" (вышли т. 1-3, М., 1916). 11 дек. 1917 избран на новый срок на должность ректора, в окт. 1918 ушел в отставку, сославшись на ухудшение состояния здоровья. 10 окт. уехал на Юг, 12 окт. его квартира была обыскана и опечатана ЧК. С осени 1918 - на Украине, до марта 1920 пом. управляющего отд. пропаганды (ОСВАГ) при Особом Совещании при Верх. главнокомандующем Вооруж. силами на Юге России А. И. Деникине. С 1920 проф. ист.-филол. ф-та Софийского ун-та. Вместе с проф. К. Н. Соколовым выпускал в 1921 альм. "Рус. сборники", посв. новейшей истории России и европ. гос-в. В 1925 под воздействием идей "сменовеховства" возвратился в Сов. Россию, работал в Наркомате иностр. дел, в Ин-те востоковедения. С 1933 в Академии истории мат-льной культуры, участвовал в составлении вузовских учебников. В публицистич. статьях выступал с "разоблачением" эмиграции (перепечатаны в ст. Эмиграция и интервенция. Сб. ст., М.; Л., 1929).

Грин Ал-др Степ

ГРИН Ал-др Степ. (наст. фам. Гриневский) (1880-1932) - писатель, прозаик. Род. в г. Слободском Вятской губ. в семье ссыльного поляка. В 1896 уходит из дома, зарабатывая на жизнь в качестве переписчика рукописей, лесоруба, золотоискателя, матроса, шпагоглотателя в бродячем цирке и др. Поступает добровольцем на военную службу, примкнув к эсерам, дезертирует; два года провел в тюрьме, три раза был в ссылке.

Первый рассказ Г. - агит. брошюра "Заслуга рядового Пантелеева" (1906). Подпись "А. С. Грин" впервые появляется в 1908 под рассказом "Апельсины". Первый сборник рассказов Г. - "Шапка-невидимка" (1908). С 1912 живет в Петрограде, печатается в журналах. Проза Г. остросюжетна и динамична; Г. тяготеет к экзотике, фантастике, необычной фабуле, наследуя Э. По, Р. Стивенсону, Ф. Куперу, Брет Гарту, Г. Уэллсу, традициям приключенч. беллетристики. Основные произведения Г. написаны в 20-е гг. Это повесть-феерия "Алые паруса" (1923), романы "Блистающий мир" (1924), "Бегущая по волнам" (1928), "Джесси и Моргиана" (1929), новелла "Крысолов" и мн. др. Г. создал особую худож. реальность, к-рая, опираясь на традиции зап.-европ. романтич. прозы, отражала окружающую писателя действительность. События разворачиваются в вымышленном пространстве "приморских городов" Гель-Гью, Зурбагана, Лисса и Гертона, в к-рых угадываются черты Севастополя, Феодосии и других городов Крыма, где с 1924 живет Г. Центральная тема прозы 20-х гг. - "парение духа". Герои Г. готовы принять чудесное как необходимый элемент многомерного мира, движимого таинственными силами. Г. настаивал на восприятии своих романов, как "символических", а не фантастических.

В 30-е гг. Г. живет в г. Старый Крым, работает над "Автобиографической повестью", к-рая осталась незаконченной.

Поначалу советская критика усматривала в творчестве Г. апологетику рев. романтики и развенчание буржуазности, тем не менее издание полного собр. соч. Г. в 1929 было прекращено. С 1941 его книги перестают печатать, в 1950 Г. посмертно обвиняют в космополитизме. Стараниями К. Г. Паустовского и Ю. Олеши имя Г. было возвращено в литературу в конце 50-х гг. В 60-70-е гг. творчество Г. переживает пик популярности, при этом его книги начинают восприниматься как лит-ра, адресованная юношеству. Произведения Г. стали неисчерпаемым источником "романтич." клише периода "оттепели".

А. С. Грин

А. С. Грин

Гринберг Мария Израилевна

ГРИ́НБЕРГ Мария Израилевна (1908-78) - пианистка, педагог. Игре на фп. училась в Одессе у Д. С. Айзенберга (до 1925). Окончила Моск. конс. в 1933 по кл. К. Н. Игумнова, в 1935 - аспирантуру (до 1931 занималась в кл. Ф. М. Блуменфельда). Лауреат 2-го Всесоюзн. конкурса муз.-исполнителей (1935, 2-я премия). Исполнит. иск-во Г. отличает высочайший уровень артистизма, бисерный блеск техники, сила и своеобразие художеств. мысли. Обширный репертуар Г. помимо традиц. фп. классики включал и редко исполняемые соч. Г. Ф. Телемана, К. Г. Грауна, А. Солера, А. К. Сейшаса и др. полузабытых авторов 18 в. Пропагандировала музыку сов. композиторов, в т. ч. сонаты С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского, Д. Д. Шостаковича, М. С. Вайнберга, А. Л. Локшина и др. Г. выступала в ансамбле с Н. Л. Дорлиак, А. Л. Доливо. С 1959 преподавала в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (с 1970 - проф.). Засл. артистка РСФСР (1961).

Лит.: Мильштейн Я. С. Мария Гринберг. М., 1958; Коган Г. М. Избр. статьи. М., 1968. С. 443-446; Рабинович Д. А. Портреты пианистов. М., 1970.

Гринденко Тат. Тих.

ГРИНДЕ́НКО Тат. Тих. (род. 1946) - скрипачка. Училась у А. Козловичера в Харькове, затем в Ленинграде у Б. А. Сергеева. Окончила Центр. муз. школу Моск. конс. (1971) и аспирантуру (1973) у Ю. И. Янкелевича. Лауреат конкурса 9-го Всемирного фестиваля (София, 1968, 1-я премия), Всесоюзного конкурса (1969, 1-я премия), Междунар. конкурсов им. Чайковского (Москва, 1970, 4-я премия), им. Г. Венявского (Познань, 1972, 1-я премия). Отличается широким исполнит. репертуаром - от добаховой эпохи до традиц. джаза и новейшего "поставангарда", везде проявляя тонкое ощущение стиля, непосредственность и артистизм. Создала самобытный коллектив - "Академию старинной музыки" с аутентичной манерой исполнения, в к-ром играет на виоль д’амур и ребеке. Солистка рок-группы "Бумеранг". Часто исполняет музыку А. Шнитке, А. Пярта, В. Мартынова, В. Сильвестрова и др. Среди ее пост. партнеров - А. Любимов, Г. Кремер, В. Смирнов.

Лит.: Шохман Г. Своим путем // Муз. жизнь. 1991. № 21/22.

Гриневицкий Игн. Иоахимович

ГРИНЕВИ́ЦКИЙ Игн. Иоахимович (1856-81) - народоволец. Окончил г-зию в Белостоке (1875), затем учился в Технологич. ин-те в Петербурге, входил в польск. и рус. рев. кружки. С 1879 чл. "Народной воли". В 1880 исключен из ин-та. Вел пропаганду среди рабочих и студентов, был одним из организаторов "Рабочей газеты" и наборщиком в ее подпольной типографии. Участвовал в подготовке убийства Александра II: 11 марта 1881 бросил вторую бомбу, смертельно ранившую императора и его самого.

Гринченко Бор. Дм

ГРИ́НЧЕНКО Бор. Дм. (1863-1910) - укр. писатель, критик, историк, этнограф, лексикограф, публицист. Род. в семье помещика, отставного офицера. Нач. образование получил дома, затем учился в Харьковском реальном уч-ще, из к-рого в 1879 исключен за чтение нелегальной лит-ры. С 1881 работал учителем, в 1894-1900 служил в Черниговском земстве. В 1902 переехал в Киев и занялся журналист., а также науч. и обществ. работой. Сотр. ж. "Киевская старина", с 1905 ред. газ. "Громадьска думка", с 1906 - ж. "Новая громада". В 1906-09 предс. Киевского обществ.-пед. союза. Начиная с 1880-х гг. написал большое кол-во рассказов, пов., пьес, сб. стихов, публицистич. и науч. статей. В истории языкознания Г. известен гл. обр. как участник подготовки и издания "Словаря украинского языка" (Киев, 1907-09). Этот четырехтомный словарь (68 тыс. статей) относится к типу двуязычных переводных словарей. Составлен чл. ред. "Киевской старины" и был по тому времени наиб. полным собранием укр лексики, к-рая в нем толкуется с помощью эквивалентов рус. яз. или путем объяснения соотв. понятий и предметов. Ок. трети лексич. мат-ла, включенного в словарь, принадлежит Г., он же написал предисловие и отредактировал все тома. Еще до выхода в свет словарь был отмечен премией Петерб. АН (1906). Г. также автор уч. пособий по укр. яз. для школы, ст. по укр. лексикографии и правописанию.

Соч.: Писания. Т. 1-2. Киів, 1903-05; Драми і комедіі. Т. 1-2. Киів. 1909; Твори. Т. 1-2. Киів, 1963.

Грипич Ал. Львович

ГРИ́ПИЧ Ал. Львович (1891-1983) - актер, учился в школе Об-ва поощрения художеств, в петерб. студии Мейерхольда (1913). В 1919 на фронте создал любит. т-р. В 1921-1922 один из организаторов Литовского т-ра. Здесь подготовил "Смерть Тарелкина" А. В. Сухово-Кобылина (1922) в гротескном стиле, подражая интерпретации В. Мейерхольда 1917. После закрытия т-ра руководит Петрогр. т-ром новой драмы, где вновь обращается к "Смерти Тарелкина" (1922), трактуя ее на этот раз в экспрессионистич. плане. В 1924 по рекомендации Мейерхольда приглашен рук. Т-ра Революции. Этапными для становления сов. т-ра являются его воплощения двух пьес Б. Ромашова: "Волшебный пирог" (1925) и "Конец Криворыльска" (1926). В 1926 уходит из Т-ра Революции, работает в Одессе, Казани, Орехово-Зуеве. Последовательно пропагандируя драматургию Вс. Иванова, В. Киршона, Б. Ромашова, Н. Погодина, А. Афиногенова, Ю. Олеши, И. Бабеля, обращается и к рус. классике: "Гроза" А. Н. Островского (1928), "Вишневый сад" А. П. Чехова (1929). К кон. 20-х гг. отказался от принципов условного, гротескного т-ра, став приверженцем жизнеподобного, психологич. иск-ва. Вел. Отеч. война застала Г. в Баку, где он возглавил местный рус. драматический т-р. С 1948 рук. Саратовским т-ром драмы. В 1948-51 пост. пьесы А. Софронова, Б. Ромашова, В. Вишневского, А. Корнейчука, бр. Тур, инсценировку Н. Г. Базилевского по "Американской трагедии" Т. Драйзера, второй вариант "Вишневого сада" (1950) и "Лес" А. Н. Островского (1949). Затем работает в Воронеж. т-ре: "Ревизор" Гоголя (1952), "Горе от ума" Грибоедова (1958), в Моск. т-ре-студии киноактера, Куйбыш. т-ре и др. Спектаклям Г. присущи точный социальный анализ, высокая реж. культура, внимание к индивидуальности актера. Его реж.-пед. талант помогал М. Астангову, Д. Орлову, В. Белокурову и др. В 1930-е гг. Г. преподавал в ГИТИСе, с 1962 вел студию пантомимы. Автор мемуаров (неопубл.).

Соч.: Учитель сцены // Встречи с Мейерхольдом. М., 1967. С. 114-120; Воспоминания о М. Ф. Астангове // Михаил Астангов. М., 1971. С. 249-257.

Грифон

ГРИФО́Н - фантастич. чудовище с львиным туловищем, орлиными крыльями, головой орла или льва. Изображения Г. известны в иск-ве Др. Востока и античности на монетах, шлемах, вазах и т. д., скульптурными Г. украшались здания, были распространены в скифском иск-ве, в качестве геральдич. или декоративного мотива использовались в ср. века и позднее. В Россию изображение Г. пришло с Востока вместе с легендой о Г. как о надежных стражах. В Петербурге Г. особенно часто украшаются здания, мосты в 1-й трети 19 в. (Михайловский дворец, 1819-25, скульптор С. С. Пименов, Кофейный домик, 1826, Александринский театр, 1828-32, скульптор В. И. Демут-Малиновский, Банковский мост, 1825, скульптор Н. П. Соколов, и др.).

Лит.: Нестеров В. В. Львы стерегут город. Л., 1971.

Грицай Ал. Мих.

ГРИЦА́Й Ал. Мих. (род. 1914) - живописец, педагог. Нар. художник СССР (1974), д. чл. АХ СССР (1964), учился в Ленингр. АХ (1932-39) у И. И. Бродского и В. Н. Яковлева. Мастер лирич. и эпич. пейзажа, продолжатель традиций рус. пейзажной живописи 2-й пол. 19 в. В творчестве Г. (кон. 40 - нач. 50-х гг.) преобладает романтич. восприятие природы, воплотившееся в ряде эпич. полотен ("В Жигулях. Бурный день", 1948-50, и др.). В картинах 2-й пол. 50-х гг. заметно усиливается декоративное звучание цвета ("Летний Сад. Ленинград", 1956). Для произв. 60-80-х гг. характерна лирич. интонация, усложняется гамма настроений, Г. стремится передать в скромных мотивах непреходящую ценность бытия, одухотворенность природы ("Весенняя земля", 1965-81). Автор ряда портретов, жанровых композиций. Пед. деят-ность связана с МГХИ им. В. И. Сурикова (1948-74).

Лит.: Глобачева С. И. А. Грицай. М., 1971.

Грицюс Йонас Аугустинович

ГРИ́ЦЮС Йонас Аугустинович (род. 1928) - кинооператор. В 1949-54 учился на операторском ф-те ВГИКа. В студенч. годы работал ассистентом оператора А. Москвина в ф. "Над Неманом рассвет" (1953, "Ленфильм" и Литовская к/ст), затем неск. лет работал на "Ленфильме" - сначала ассистентом оператора ("Овод" А. Файнциммера, 1955), потом вторым оператором ("Чужая родня" М. Швейцера, 1955, "Дон-Кихот" Г. Козинцева, 1957, "Рассказы о Ленине" С. Юткевича, 1957). С 1957 Г. работает на Литовской к/ст. В качестве оператора-постановщика снимает ф. В. Жалакявичюса, А. Жебрюнаса, Р. Вабаласа и др. Среди них наиб. значит. - новелла "Последний выстрел" (реж. А. Жебрюнас, в ф. "Живые герои", 1960), "Канонада" (1961, реж. А. Жебрюнас и Р. Вабалас), "Девочка и эхо" (1964, по рассказу Ю. Нагибина "Последний день каникул", реж. А. Жебрюнас). Широкую известность получил ф. В. Жалакявичюса "Никто не хотел умирать", снятый Г. (1965). Г. - мастер "пейзажной лирики". Снимал шекспировские ф. Г. Козинцева "Гамлет" (1964) и "Король Лир" (1970). В черно-белом кадре оператор добивается предельной эмоц. выразительности и многообразия оттенков. На "Ленфильме" Г. снимает также сов.-амер. ф. "Синяя птица" (по пьесе М. Метерлинка, реж. Джордж Кьюкор, 1976). Из ф., снятых Г. на Литовской к/ст: "Лестница в небо" (по ром. М. Слуцкиса, реж. Р. Вабалас, 1967), "Обмен" (по пов. Ю. Трифонова, реж. Р. Вабалас, 1977), ф. реж. А. Жебрюнаса "Приключения Калле-сыщика" (по пов. А. Линдгрен, 1976), "Путешествие в рай" (по новелле Г. Зудермана "Путешествие в Тильзит", 1981), "Богач, бедняк" (по ром. И. Шоу, 1983), "Игра хамелеона" (по пьесе Ж.-П. Сартра "Только правда"), "Отряд" (1984, реж. А. Симонов).

Лит. Меркель М. В сто сорок солнц… М., 1968. С. 39-40, 97; Грицюс Й. Рядом с первым: (Интервью) // Гербер А. Беседы в мастерской. М., 1981; Операторы сов. художественного кино. М., 1982.

Гришин Евг. Ром

ГРИ́ШИН Евг. Ром. (род. 1931) - конькобежец, з. м. с. (1952), засл. тренер СССР (1973), лучший спринтер мира 50-х - нач. 60-х гг. Олимп. чемпион Зимних Олимп. игр 1956 и 1960 на дистанциях 500 и 1500 м. Чемпион Европы 1956 (в многоборье). Десятикратный чемпион СССР 1956-65 на дистанциях 500 и 1500 м. Многократный рекордсмен мира в 1955-68 на дистанциях 500, 1000 и 1500 м. Участник 4-х Зимних Олимп. игр (1956-68). Первый конькобежец, пробежавший 500 м быстрее 40 сек. Знаменосец олимп. команды СССР на Зимних Олимп. играх 1964. В нач. 50-х гг. один из лучших сов. велогонщиков на треке. Автор кн. "500 метров", "Или - или".

Громов Мих. Мих.

ГРО́МОВ Мих. Мих. (1899-1985) - летчик, ген.-полковник авиации (1944), Герой Сов. Союза (1934), засл. летчик СССР, проф. (1937). Род. в Твери, в семье врача. Окончил теоретич. курсы им. Жуковского при Высшем техн. уч-ще (1917). С 1918 в Кр. Армии, окончил школу летчиков (1918). После войны был инструктором-летчиком и летчиком-испытателем. В 1934 за установление мир. рекорда дальности полета по замкнутой кривой на расст. свыше 12 тыс. км удостоен звания Героя Сов. Союза. В 1937 вместе с А. Б. Юмашевым и С. А. Данилиным совершил знаменитый перелет Москва - Сев. полюс - Сан-Джасинто (США). В 1940-41 нач. Летно-исслед. ин-та. С дек. 1941 участвовал в Вел. Отеч. войне в должностях ком. авиадивизии (до февр. 1942), ком. ВВС Калининск. фронта (февр.-март 1942), команд. 3-й (до мая 1943) и 1-й (до июня 1944) воздушными армиями. С июня 1944 нач. Гл. управления боевой подготовки фронт. авиации, с 1946 зам. команд. Дальней авиацией. Впоследствии работал на отв. постах в Министерстве авиац. пром-сти. Награжден 5-ю орденами Ленина, 4-мя орд. Кр. Знамени, орд. Суворова 2-й ст. и Отеч. войны 1-й ст., 3-мя орд. Кр. Звезды и медалями. Г. - первый из сов. летчиков, получивший награду Междунар. авиац. федерации (ФАИ) - медаль де Лаво (1937). Автор кн. "Через всю жизнь" (1986).

Громова Нат. Ив

ГРО́МОВА Нат. Ив. (1892-1987) - музейный работник. Род. в семье дир. классич. г-зии в Иркутске, окончила Казанский худож. ин-т. В 1914-17 добровольно работала сестрой милосердия в действующей 4-й армии. В 1930-х гг. преподавала ручное ткачество в Техникуме кустарных произ-в Ленинграда (быв. Уч-ще барона Штиглица), в 1932-42 ст. науч. сотр. Гос. Эрмитажа, в 1942-45 работала в колхозе "Красный берег" Костромской обл., в 1945-61 - ст. науч. сотр. Павловского дворца-музея (в 1947-56 - гл. хранитель). Придя в Павловск на пепелище дворца, лично участвовала в графич. фиксации сохранности натурных фрагментов отделки дворца и павильонов, осуществляла фиксацию реставрац. работ и т. п. Развивала принципы научн. реставрации, разработанные А. И. Зеленовой. Деят-ность Г. в качестве гл. хранителя Павловска завершилась открытием 1-й очереди возрожденного музея в 1956. Отличавшаяся исключит. работоспособностью, Г. до кон. жизни продолжала науч. работу в Павловске. Гос. премия РСФСР (1972).

Гроот

ГРО́ОТ - нем. живописцы, работавшие в России в 18 в., братья.

Георг Кристоф (Христофор) (1716-49) - работал в России в 1741-49 в качестве придворного живописца, в 1743 назначен хранителем живописи во всех имп. дворцах. В своих работах - серии небольших конных портретов имп. Елизаветы Петровны с арапчонком (1743), вел. кн. Петра Федоровича (ок. 1744) и вел. кн. Екатерины Алексеевны (ок. 1744), как и в портретах В. А. Шереметевой (1746), П. Б. Шереметева (1747), И. Г. Лестока (до 1747), - Г. выступает как художник рококо в его нем. варианте. Для лучших портретов кисти Г. - Я. Весселя (ок. 1740), В. Левендаля с супругой (1740), В. В. Долгорукова (1745), А. Б. Куракина (ок. 1747) - характерна изобразит. точность, выразит. психологич. характеристика портретируемых. Последняя работа Г. - образа для иконостаса церкви Б. Царскосельского дворца: "Тайная вечеря", "Христос Вседержитель" и "Богоматерь с младенцем". Произв. Г. высоко ценились современниками и неоднократно копировались как иностр., так и рус. художниками. Его учеником был И. П. Аргунов.

Иоганн Фридрих (1717-1800) - первый живописец-анималист ("зверописец") в России, где он работал в 1747-1800. В 1748-62 исполнил серию из 46 анималистич. картин для паркового павильона Монбижу в Царском Селе. В 1763 избран членом Петерб. АХ, спустя 2 года - академиком, в 1766 - советником, в 1774 - "почетным вольным общником". С 1763 Г. руководил в АХ классом "живописи зверей и птиц". В анималистич. жанре у него не было конкурентов в России на протяжении полувека. Работы Г. - продолжателя традиций голландского, фламандского и нем. иск-ва - в кон. 19 в. во множестве украшали имп. охотничий дом в Ящере (т. н. "Гротовый дом"), ныне его картины находятся в музее-заповеднике Царское Село (его произв. оформлена, в частности, Парадная столовая Екатерин. дворца), в Гос. Рус. музее, Третьяковской галерее, Эрмитаже и др. музеях.

Лит.: Мюллер А. Иностр. живописцы и скульпторы в России в 18 в. М.; Пг, 1925; Бардовская Л. В. Коллекция картин И. Ф. Гроота в Екатерининском дворце-музее // Памятники культуры. Новые открытия: 1977. М., 1977; Малиновский К. В. Записки Якоба Штелина об изящных иск-вах в России. Т. I. М., 1990; Маркина Л. А. Семья нем. живописцев Гроот: Работы в Германии и России // Памятники культуры. Новые открытия. 1993. М., 1994.

Гроссман Вас. Сем

ГРО́ССМАН Вас. Сем. (1905-64) - писатель. Окончил мех.-математич. ф-т Моск. ун-та (1929). До 1932 работал в Донбассе, затем переехал в Москву. Первые рассказы и пов. "Глюкауф" из жизни шахтеров опубликовал в 1934. Ром. "Степан Кольчугин" (1937-40) о формировании характера молодого рабочего в предреволюционные годы. В 1941-45 был фронтовым корреспондентом газ. "Красная звезда". Пов. "Народ бессмертен" (1942) принадлежит к числу первых правдивых книг о войне. Эпический ром. "За правое дело" (1952) был подвергнут в печати разносной критике, однако после смерти Сталина в переработанном виде он был оценен скорее положительно. Вторая книга романа под названием "Жизнь и судьба" была предложена Г. редакции ж. "Октябрь" в 1960. Через неск. мес. в квартире Г. состоялся обыск, в ходе к-рого рукопись была изъята сотрудниками КГБ. По сохранившемуся у С. Липкина экземпляру роман был напечатан в 1980 в Швейцарии. В СССР роман был напечатан в 1988 в ж. "Октябрь". Посмертно же опубликована пов. "Все течет" (в 1970 во Франкфурте-на-Майне, Германия; в 1989 в СССР).

В. С. Гроссман

В. С. Гроссман

Гроссман Леон. Петр.

ГРО́ССМАН Леон. Петр. (1888-1965) - писатель, историк рус. лит-ры и театра, проф., д-р филологич. наук, автор б. 360 науч. работ и худож. произведений. Уроженец Одессы, выпускник Ришельевского лицея, учился в Сорбонне, закончил юрид. ф-т Одесского ун-та, где преподавал в 1911-21. В 1912-15 работал в Петербурге, где началась его активная лит. деят-ность. В период гражд. войны, когда Одесса стала на короткое время прибежищем интеллектуальной элиты, в доме Г. собирались М. Волошин, А. Толстой, Э. Багрицкий. С 1921 Г. жил в Москве, преподавал в Высшем Лит.-худож. ин-те им. Брюсова, состоял уч. секретарем лит. секции Гос. Академии худож. наук. Мн. преподавал в моск. пед. ин-тах.

Сфера науч. интересов Г. - рус. лит-ра 19 - нач. 20 в. (Пушкин, Лесков, Сухово-Кобылин, Тургенев, Чехов). Одним из первых изучал творч. наследие Достоевского, убедив А. Г. Достоевскую издать семейную переписку. Как литературовед Г. занимался реконструкцией культуры прошлого, писал свободно и живо, со знанием эпохи, конструируя увлекат. сюжет (даже придуманные им художеств. "мемуары" воспринимаются как подлинные). Создал жанр "романа-исследования", сделавший литературоведение не только науч. изысканием, но и прекрасной худож. прозой, привлекшей внимание широкой публики к историко-лит. проблемам. Расцвет творчества Г. приходится на 1920-е гг., в 1928 выпущено 5-томное собр. соч. ученого-беллетриста.

Наиб. известны кн. "Пушкин" (1939) и "Достоевский" (1962, обе - в серии "Жизнь замечат. людей"), "Преступление Сухово-Кобылина" (1938), "Роман Нины Заречной" (1967). Среди работ о т-ре: "Пушкин в театр. креслах" (1926), "Алиса Коонен" (1930), "Театр Сухово-Кобылина" (1940). Г. - автор небольших романов из трех эпох рус. об-ва, в к-рых предстают Пушкин, Достоевский и Гаршин: "Записки д’Аршиака", "Рулетенбург" и "Бархатный диктатор" (все - 1932). Официозная критика, усмотревшая в этих произв. любование об-вом прошлого и восхваление аристократич. морали, заставила Г. надолго замолчать. В его позднейших работах ощущается внутр. цензура (переизд. "Записок д’Аршиака", предполагавшееся в 1960, и в монографии "Достоевский", 1962).

Работы Г. издавались в Англии, США, Италии, Польше, Чехословакии, однако на родине многочисл. соч. Г. 1910-20-х гг. практически забыты.

Грот

ГРОТ (итал grotte) - парковое сооружение или интерьер, имитирующее или символически обозначающее естеств. пещеру. В Европе Г. широко использовались в садово-парковой архитектуре 17-18 вв., в России Г. получают распространение в 18 в. Один из первых Г. был создан в Летнем саду, неск. позднее в парках Царского Села, усадьбы Кусково под Москвой и мн. др. В отделке Г. использовались туф, мор. камни, раковины и т. д.

Грот Конст. Карлович

ГРОТ Конст. Карлович (1815-93) - гос. и обществ. деятель. Брат Я. К. Грота. В 1835 окончил Царскосельский лицей. Службу начал в придворном ведомстве, затем в Мин-ве внутр. дел. В 1853-61 - самарский губернатор, ввел акцизный сбор с вина, преобразовал тюрьмы в губ. и уездных городах, открыл к-т по улучшению быта крестьян и др. В 1861-69 дир. департамента податей и сборов (впоследствии - неокладных сборов) Мин-ва финансов. Участвовал в составлении положения о земских учреждениях (1864) и нового городового положения (1870). С 1870 чл. Гос. совета. Основатель и пред. врачебно-гимнастич. об-ва в Петербурге (1869). Участник и пред. междунар. тюремного конгресса в Стокгольме в 1878. В 1881-82 зав. тюремным ведомством на правах министра. В 1881-95 пред. попечительства о слепых. За короткий срок попечительство сумело собрать средства на создание 21 уч-ща, 2-х убежищ (врем. приютов) и 3-х лечебниц для слепых. На собств. средства выстроил мастерские для взрослых слепых в Петербурге. С 1893 пред. Об-ва содействия физич. развитию (ОСФР). В 1906 перед зданием школы для слепых детей в Петербурге сооружен пам. Г. (скульптор М. М. Антокольский).

Грот Ник. Як

ГРОТ Ник. Як. (1852-99) - философ, психолог. Сын Я. К. Грота. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та. Преподавал философию в Нежине и Новороссийске, в 1886 занял каф. философии в Моск. ун-те и вскоре возглавил Моск. психол. об-во. Личность Г. и его практич. деят-ность по популяризации философии в России б. значительны, чем его не очень определ. филос. взгляды, в к-рых он, по словам Л. М. Лопатина, "постоянно пытался найти середину между крайностями, гармонически примирить противоположные тенденции разл. филос. школ". Взгляды Г. сформировались под влиянием А. Шопенгауэра, идеи к-рого он активно пропагандировал до сер. 90-х гг. (принцип мировой воли). В обл. психологии им была развита своеобразная теория "психического оборота" перехода от внеш. впечатлений к внутр. представлениям, а от них, и через волевые стремления, снова к внеш. движениям, для описания этого "оборота" Г. считал возможным применить закон сохранения энергии. Позднее, выйдя за рамки филос. позитивизма, Г. развивал идеи "монодуализма" (впоследствии этот термин использовали Н. Бердяев и С. Франк) как единства и борьбы активной "силы-духа" и пассивной "силы-материи". Отсюда вытекало "космическое" понимание идеи прогресса как постепенного торжества духа над косной материей, а свободы воли - как возможности выбирать между подчинением своему "животному началу" и "следованием внушениям всемирного духа". Одна из заслуг Г. - определение независимой позиции в основ. им. в 1889 ж. "Вопросы философии и психологии" - первом рус. филос. журнале, получившем широкое распространение и способствовавшем развитию самосознания рус. об-ва через свободный и самостоятельный труд мысли.

Соч.: О науч. значении пессимизма и оптимизма как мировоззрений. Одесса, 1884; О душе в связи с совр. учениями о силе. Одесса, 1886; Осн. моменты в развитии новой философии. М., 1893; Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности. М., 1889; Критика понятия прогресса. М., 1898; Философия и ее общие задачи. СПб., 1904.

Грот Як. Карлович

ГРОТ Як. Карлович (1812-93) - филолог, акад. Петерб. АН (с 1856), автор работ по рус., швед. и фин. лит-ре, по скандинавской мифологии и фольклору, по рус. языку и орфографии. В русистике известен в осн. как исследователь и нормализатор орфографии и лексикограф. В 1873 опубл. кн. "Спорные вопросы рус. правописания от Петра Великого доныне", в к-рой отстаивал построение орфографии на "этимологическом" (в позднейшей терминологии - морфологическом) принципе со значит. уступками традиционному. Не имея цели реформировать правописание, Г. предпринял попытку его унифицикации, для чего по поручению АН разработал пособие для школы "Рус. правописание" (1-е изд. - 1889). Хотя орфография "по Г." носила консервативный характер и почти не вводила новых написаний, а лишь заменяла вариантные, колеблющиеся едиными, в рус. об-ве она была оценена неоднозначно, приживалась с трудом, возобладала лишь в нач. 20 в. и продержалась до реформы 1917-18. С 1891 Г. состоял редактором "Словаря русского языка", издававшегося 2-м отд. АН (т. н. "Словарь Г. - Шахматова"), стараясь придать этому изданию нормативный характер.

Соч.: Грот Я. К. Филологические разыскания. СПб., 1899. Т. 1-2.

Лит.: Щенников Е. П. Значение трудов Я. К. Грота в истории рус. правописания. Куйбышев, 1956.

Гротеск

ГРОТЕ́СК (от итал. grotta - пещера) - 1) Римский орнаментальный мотив, найденный в эпоху Возрождения при раскопках др.-рим. зданий, развалины к-рых в народе именовались гротами. Композиция Г. всегда симметрична, ось симметрии наз. "канделябр". Г., осн. обычно на форме листа аканта, представляет собой причудливое сочетание растений, животных, химер, масок и т. д. Пример - пилястры "Лоджий Рафаэля". 2) Перен. - преувеличенное, искаженное, фантастическое.

Грош

ГРОШ (от лат. grossus - большой) - назв. монет, имевших хождение в разн. странах в разл. времена. Г. достоинством в неск. денариев стали чеканить в кон. 12 в. в итал. городах (Генуя, Венеция, Флоренция). Во Франции с 1266 Людовик IX чеканил Г. весом в ср. ок. 4,2 г в г. Туре. Турские Г. вскоре распространились в Зап. Европе (Нидерландах, Германии и др. странах под разл. назв. - гро, гроссо, грош, грошен). Чеканка пражских Г. (после 1300) оказала значит. влияние на ден. обращение и монетное дело соседних с Чехией стран, в частности, на создание монетной системы Галицкой Руси. В 14 - нач. 16 в. пражские Г. были осн. монетами в ден. обращении на терр. Украины. В России впервые Г. чеканились в 1654 из меди и равнялись 2 коп. В 18 - нач. 19 в. Г. наз. монеты достоинством в 2 коп. После ден. реформы Е. Ф. Канкрина (1839-43) Г. стали наз. денгу в связи с вып. двуязычных рус.-польск. монет, т. к. польский Г. приравнивался к 1/2 коп.

В 1759-62 серебр. монеты достоинством в 1, 2, 3, 6 и 18 Г. чеканились для нужд рус. войск в Вост. Пруссии. На аверсе монет в 1 и 2 Г. помещены коронованный двуглавый орел и круговая надпись "Серебряная монета", на реверсе - надпись "1 грош (или 2 гроша) королевства Пруссии" (обе надписи на нем. языке). На аверсе монет достоинством в 3, 6 и 18 Г. - погрудный портрет Елизаветы Петровны и круговая надпись "Елизавета I Божьей милостью императрица всероссийская", на реверсе - герб королевства Пруссии с наложенным на него обозначением номинала монеты (в фигурном щитке), дата чеканки и круговая надпись "Монета королевства Пруссии" на нем. языке.

Предыдущая страница Следующая страница