Статьи на букву "Д" (часть 10, "ДУМ"-"ДЯТ")
ДУ́МКИ - см. |
ДУМНО́В Вл. Вас. (1854-?) - издатель и книгопродавец. С 1885 рук. фирмы "Наследники бр. Салаевых" (женился на племяннице Фед. Салаева) в Москве. При Д. фирма была широко известна изданием школьных и гимназич. учебников и уч. пособий. В предрев. годы изд-во Д. выпускало 130-140 книг в год тиражом св. 1 млн. экз. В 1912 фирма Д. стала "т-вом на паях" с привлечением капиталов др. предпринимателей (В. И. Клочкова, И. Н. Кушнерева и др.). Выпускалась и худож. лит-ра (напр., собр. соч. Н. Гоголя в 4-х т., 9-е изд., 1888). После 1917 по заказу Наркомпроса выпускались учебники. В сер. 1920-х гг. выходили кн. серии "историко-лит. б-ка": "Родной язык в школе", "Общеобразовательные экскурсии", "Школьные праздники и памятные дни" и целый ряд монографий по разл. отраслям знаний. В 1926 товарищество влилось в изд-во "Работник просвещения". |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДУНА́Й ИВА́НОВИЧ - богатырь, герой былин и баллад. Отличит. черта его эпич. биографии - он перешел к князю Владимиру, оставив службу у Литовского короля; в сонм киевских богатырей был принят после поединка с Добрыней, закончившегося примирением. Гл. подвиг Д. И. - добывание невесты для Владимира: по поручению князя едет сватом к Литовскому королю; получив оскорбительный отказ, учиняет разгром и увозит силой. В заключит. части эпич. биографии Д. И. открываются архаич. (мифологич.) истоки образа: он - суженый девы-богатыря; победив ее в поединке, становится ее мужем; в пьяном состязании (условие - пробить стрелой кольцо на голове противника) убивает жену, беременную великим богатырем; в отчаянии бросается на нож - из крови его вытекает река Дунай. Этот последний мотив связывает былину и ее героя с кругом мифологич. представлений др. славян о Дунае. |
ДУРАКО́В Ник. Ал. (род. 1934) - хоккеист, з. м. с. СССР (1963). Самый популярный в мире нападающий в хоккее с мячом. С 1956 по 1973 входил в сб. команду СССР. Чемпион мира 1957, 1963, 1965, 1967, 1969, 1971, 1973. Чемпион СССР 1956, 1958-1960, 1962, 1966, 1968, 1971, 1974. Обладатель Кубка европ. чемпионов (1975). Самый результативный игрок чемпионата СССР за все годы. Лучший снайпер чемпионата СССР (1966, 1968-1969, 1971, 1973-1974). Всего в соревнованиях разл. ранга забил 1112 мячей, неоднократно был признан лучшим игроком первенств мира, входил в символич. сборные мира. На чемпионате мира 1969 объявлен спортивными журналистами "королем бенди". Виртуозно бегал на коньках, блестяще владел всеми технич. приемами, до совершенства довел иск-во паса и точного удара с любых положений. |
ДУ́РЕНЬ ИВА́НОВИЧ - типовой персонаж рус. фольклора, преим. сказок. Говорит и поступает невпопад; советы, относящиеся к прошлому, упорно применяет к настоящему, отчего попадает в нелепые ситуации и терпит неприятности: со словами "бог помочь", "носить вам - не переносить" обращается не к работающим, как ему советовали, а к похоронной процессии; плачет на свадьбе; желает старцу найти суженую; играет и пляшет на пожаре и заливает свинью, к-рую палит мужик; просит благословения у медведя, и тот едва не задирает его; улюлюкает при виде отряда солдат, и те забивают его до смерти. Д. И. страдает от того, что его доброжелательность и готовность услужить людям оказываются в вопиющем противоречии с реальными жизненными ситуациями. |
ДУРНОВО́ Ник. Ник. (1876-1937) - языковед, один из создателей слав. диахронич. фонологии. Род. в Москве. Учился в Омск. ун-те, где был учеником Ф. Ф. Фортунатова. По окончании унта Д. был в нем доц., позднее проф. В 1924-29 жил в Чехословакии. Д. занимался исследованием рус. и слав. диалектологии. Совм. с Д. Н. Ушаковым и Н. Н. Соколовым был автором "Диалектологической карты рус. яз. в Европе" (1914), к-рая послужила началом слав. лингвистич. географии. Автор первого в рус. лингвистике описания диалекта - иссл. говора с. Парфенки Рудского у. Моск. губ. В "Очерке истории русского яз." (1924) Д. разграничил диахронич. и синхронич. аспекты в лингвистич. иссл. Он сделал попытку иссл. проблемы фонологии на старослав. и праслав. материале. Основополагающей для слав. ист. фонологии стала кн. Д. "Введение в историю рус. яз." (1927). Д. был тесно связан научными интересами с Н. С. Трубецким, Р. О. Якобсоном и др. участниками Пражского лингвистич. кружка. 28 дек. 1933 Д. был арестован и осужден на 10 лет лагерей. Находился в Соловецких лагерях, 9 окт. 1937 повторно осужден и 27 окт. того же года расстрелян. |
ДУРНОВО́ Петр Ник. (1845-1915) - гос. деятель. Окончил курс наук Моск. Кадетского Корпуса в 1860, произведен в гардемарины, затем в мичманы, служил на флоте, окончил Военно-Юридич. Академию в 1870, назначен товарищем прокурора Кронштадтского Военно-Морского суда. С 1872 состоял на службе в Мин-ве юстиции, пользовался уважением, известностью как талантливый судебный деятель первого десятилетия существования реформированной судебной системы, занимал должности товарища прокурора Владимирск и Моск. окружных судов, прокурора Рыбинского и Владимир. окружных судов, товарища прокурора Киев. суд. палаты. В 1881 назначен управляющим судебного отдела Департамента гос. полиции мин-ва внутр. дел для дознаний о гос. преступлениях, в 1883 назначен вице-директором департамента гос. полиции, а так же исполняющим должность юрисконсульта по Мин-ву внутр. дел. В 1884, после командировки в Зап. Европу для изучения работы полиции крупных городов - Директор Департамента полиции и чл. Особого совещания о гос. охране, в 1885 участвовал в деятельности комиссии по пересмотру Устава фабричной и заводской пром-сти. В 1892 после скандала (желая доказать связь своей любовницы с испанским послом, при помощи своих агентов изъял ее письма, что стало известно Александру III) "в 24 часа" был уволен указом царя. С 1893 - сенатор, в 1894 назначен чл. Особого присутствия Сената для осуждения дел о гос. преступлениях. В 1900-05 - товарищ мин. внутр. дел, назначение на этот пост в правительств кругах связывали с тем, что, проиграв значит. сумму денег на бирже и не получив их от министра финансов С. Ю. Витте, Д. был по инициативе министра внутр. дел Д. С. Сипягина назначен товарищем, получив в свое распоряжение Департамент полиции. С 23 окт. 1905 по 22 апр. 1906 - мин. внутр. дел в Совете министров под председательством Витте, за это время стал статс-секретарем, действит. тайным советником, членом Гос. Совета, а его дочь - фрейлиной. После отставки Д. принимал активное участие в деят-ности Гос. Совета, возглавляя группу правых. Накануне и в нач. 1-й мировой войны имел репутацию "германофила", выступая за восстановление союза с Вильгельмом II. Объясняя свою позицию в поданной в 1914 царю записке, проницательно предвидел возможные последствия войны для России: неизбежные для неподготовленной к войне страны неудачи будут приписаны пр-ву, активизируется оппозиция в Думе, к-рая стимулирует рев. движение, выдвижение социалистич лозунгов, раздел земли, имущества, произойдет разложение уставшей от войны армии, когда ни законодат. учреждения, ни "оппозиционно-интеллигентские партии" не смогут удержать стихийное нар. движение, преодолеть анархию и т. д. В 1917 имя Д., воспринимавшегося как символ "старого порядка", получило невиданную известность в связи с захватом анархистами его дачи на Выборгской стороне в Пг. и превращением ее в центр левоэкстремистских сил. |
ДУ́РОВ Лев Конст. (род. 1931) - актер, режиссер. В 1954 окончил Школу-студию MXAT. В 1954-63 работал в ЦДТ. Первая его роль в т-ре - Афанасьев в спектакле "В добрый час" в пост. А. В. Эфроса, с к-рым был связан весь творч. путь Д. В 1964-67 Д. - актер Моск. т-ра им. Ленинского Комсомола, где им создан ряд ролей в спектаклях Эфроса, в т. ч. Бутон ("Мольер" М. А. Булгакова, 1966). В 1967 Д. вместе с режиссером и группой актеров перешел на работу в Моск. драматич. т-р на Малой Бронной. Здесь он сыграл свои лучшие роли и приобрел репутацию многожанрового актера. Осн. работы Д. в Т-ре на Малой Бронной: Чебутыкин ("Три сестры" А. П. Чехова, 1967, 1982), Тибальд ("Ромео и Джульетта" У. Шекспира, 1970), Снегирев ("Брат Алеша", по Ф. М. Достоевскому, 1972), Сганарель ("Дон Жуан" Ж.-Б. Мольера, 1973), Жевакин ("Женитьба" Н. В. Гоголя, 1975), Яго ("Отелло" У. Шекспира, 1979), Ноздрев ("Дорога" по "Мертвым Душам" и письмам Н. В. Гоголя, 1979), Генерал Иволгин ("Бесстыжая" по "Идиоту" Ф. М. Достоевского, реж. С. Женовач, 1995). После ухода из т-ра и трагич. смерти А. В. Эфроса Д. приложил много усилий для сохранения творч. уровня т-ра на Малой Бронной. В 1990-х гг. Д. стал работать в антрепризных спектаклях: спектакли Моск. т-ра "Школа современной пьесы" "Миссис Лев" (Лев Толстой) (1995) и "С приветом, Дон Кихот" (Санчо Панса) (1996). Дебютом Д.-постановщика был спектакль "Друг мой, Колька" (ЦДТ, 1960, совм. с А. В. Эфросом). В Т-ре на Малой Бронной он поставил спектакли "Жестокие игры" (1980), "А все-таки она вертится…" (1981), "Жиды города Питера" (1991), "Полонез Огинского" (1994), "Дорога в Нью-Йорк" (1995). Д. приобрел широкую популярность как киноактер. Список его киноработ огромен, в т. ч. в к/ф "Дело "пестрых"" (1958), "Високосный год" (1961), "Я шагаю по Москве" (1963), "Пядь земли" (1964), "Время, вперед!" (1965), "Случай с Полыниным" (1970), "Старики-разбойники" (1971), "Земля, до востребования" (1972), "Четвертый" (1972), "Калина красная" (1974), "На ясный огонь" (1976), "Прощание" (1983); телефильмы: "Вся королевская рать" (1971), "Бумбараш" (1972), "Большая перемена" (1973), "Семнадцать мгновений весны" (1973) и мн. др. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"ДУХ ХРИСТИАНИ́НА" - духовно-лит. ж. в СПб. (1861-65). Издавали священники Дм. Флоринский, Иоанн Заркевич, Иоанн Флеров, Ал-др Гумилевский. Выходил ежемес. объемом 10-12 печ. л. Особенностью изд. являлось то, что журн. год "Д. X." начинался в сент. Журнал состоял из трех разделов - уч.-лит., критико-библиогр. и смеси. Он был рассчитан на среднеобразованного светского читателя и придерживался апологетич. направления. В первом разд. публиковались пер. отд. книг Библии, слова, речи, поучения и беседы иерархов. Здесь же помещались ст., посв. вопросам обществ. развития. Критико-библиогр. разд. публиковал содержание кн. и мат-лов периодич. печати (дух. и светской) по богословию, истории, философии, а также новинок худож. лит-ры. В ж. помещались очерки и рассказы о быте духовенства, стихи дух. содержания и т. п. "Д. X." прекратил существование из-за недостатка подписчиков. |
ДУХОБО́РЫ или ДУХОБО́РЦЫ - рус. христ. секта, одно из направлений дух. христиан, возникшее во 2-й пол. 18 в. на Ю. России и Украины. Название Д. было дано этому движению екатеринославским епископом Амвросием, считавшим их борцами против Святого Духа. Д. вложили в него противоположный смысл и стали считаться "борцами за дух". Впервые Д. появились в Воронеж. губ. в среде гос. крестьян во главе с крестьянами С. Колесниковым и И. Побирохиным, затем распространились в Астраханской, Пензенской, Саратовской и др. губерниях. Д. отвергали правосл. церковь с ее храмами, иконами, пышностью богослужения и иерархией, считая все это извращением веры. Бог понимается Д. как пребывающая в мире "премудрость", "благо" и "любовь". Христос для Д. - простой человек, в к-ром воплотился божеств. разум. Библии Д. противопоставляли "Внутренние откровения". Святой книгой для них является т. н. "Животная книга" - собрание псалмов, соч. самими Д. и распространяющаяся в устной форме, т. к. "писаное слово мертво". Считали, что "живая икона - это человек", верили в бессмертие души, но отвергали ад и рай. Богослужебные собрания происходили в доме или в поле, во время их читались псалмы. Из обрядов Д. соблюдают свадебный и похоронный. Согласно ранним представлениям Д. люди наделены богом равенством и свободой, известны попытки Д. осуществить на практике обожествление имущества и отказ от института власти. При этом рук. Д. обладали неограниченной дух. и мирской властью и передавали ее по наследству. В царствование Александра I Д. были насильственно переселены в Таврическую губ. (р. Молочная), где они очень хорошо устроились, организовались и стали экономич. процветать, при этом стремясь осуществить на практике принцип общности имущества. Преследования Д. усилились при Николае I, они были выселены в Закавказье и жили там на положении ссыльных. В ответ на преследование пр-ва Д. высказали желание эмигрировать из России. В их поддержку организовалось широкое обществ. движение, в к-ром принял участие Л. Н. Толстой. В 1898 пр-во согласилось на переселение Д. за границу, и значит. их ч. (7,5 тыс. чел.) эмигрировала в Канаду. После Окт. рев-ции 1917 произошел распад общины. Небольшие группы Д. на Сев. Кавказе, в Рост., Тамбов., Оренбург. обл., Грузии, Азербайджане, на Д. Востоке, в Ср. Азии превратились в своеобразные этнич. группы со своими обычаями, фольклором и традициями. |
ДУ́ХОВ ДЕНЬ - 50-й день после Пасхи, или первый понедельник после Троицы. Д. Д. тесно связан с предшествующей неделей, завершая или продолжая мн. обряды, начало к-рых приурочено к Семику или Троице. Так, нередко именно в Д. Д. развивают венки, топят троицкую березку. Продолжением купальско-троицкой обрядности, основанной на культе зеленеющей земли, можно считать концентрирующиеся вокруг Д. Д. представления и обряды, связанные с образом русалки. В Смоленской губ. считали, что русалки до Д. Д. живут в воде, а на Д. Д. выходят на берега, в леса и рощи, в зеленую ниву. Поэтому, начиная с Д. Д. в течение всей недели (называемой обычно русалкой), опасно одному проезжать (проходить) через засеянное рожью поле, в Д. Д. опасно купаться. В Д. Д. иногда справляли "проводы русалки", что рассматривалось как окончательные проводы весны. Полагали, что "с Духова дня не с одного неба, а и из-под земли тепло идет", т. е. настает настоящее лето. "Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке". Под Д. Д. орловские крестьяне приносили дань полевику: пару яиц и краденого старого безголового петуха. Существовало глубокое убеждение, что в Д. Д. Земля - именинница, почему запрещалось рыть или копать землю на протяжении суток. Верили, будто перед солнечным восходом на Д. Д. мать сыра-земля открывает свои тайны и можно "наслушивать клады". |
ДУХОВЕ́НСТВО - служители культа, совершающие религ., церк. обряды, проповедующие вероучение. В правосл. и католич. церквях Д. делится на черное (монахи, к-рые только и могут занимать высшие церк. должности, рукополагаться в епископский сан) и белое (немонашествующее). В России Д. появилось одновр. с принятием христ-ва. Глава рус. церкви избирался константинопольским патриархом. Епископы и архиепископы избирались собором рус. архиереев при согласовании с князьями. В 1448 рус. церковь получила самостоятельность, стала автокефальной. Митрополит стал избираться собором рус. епископов при участии светской власти (князей). В 1589 собор учредил патриаршество в России и присвоил главе рус. церкви титул патриарха Моск. и всея Руси. Образованность Д. определила его участие в гос. и культ. жизни России. В мон. было положено начало рус. летописанию. За счет земельных пожалований, покупки земли и захвата "черных" земель архиерейские кафедры и монастыри со временем стали крупными землевладельцами. С 17 в. установился наследств. порядок занятия свободных священнич. мест и белое Д. постепенно превратилось в замкнутое сословие. В 1721 было ликвидировано патриаршество, управление церковью перешло Святейшему Синоду во главе с гос. чиновником - обер-прокурором. В 1764 была произведена секуляризация церк. земель, к-рые вместе с нас. (13,8% всех крестьян России) перешли в собственность гос-ва. К нач. 20 в. церковь владела большим движимым и недвижимым имуществом. В 1912 насчитывалось 110,5 тыс. чел. белого Д. и 91,5 тыс. чел. черного Д. С 1917 рус. Д. стало подвергаться жесточайшим репрессиям. Атеистич. идеология Сов. гос-ва заранее предопределяла возможности существования Д. лишь как "терпимой" категории граждан. Лишь с началом Вел. Отеч. Войны положение Д. в СССР улучшилось. Однако хрущевские гонения вновь заставили Д. вспомнить 1920-1930-е гг. С началом реформ в сер. 1980-х гг. ("перестройки") положение Д. стало меняться, а его представители начали принимать более активное участие в культ. и политич. жизни СССР и России. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ КАЗА́НСКАЯ - высшее духовное уч. заведение. Основанная в 1723 в Казани архиерейская элементарная школа была преобразована в 1732 в семинарию по образцу и подобию Киевской духовной А. Из этой же А. были приглашены и первые учителя. В семинарии преподавали риторику, философию и богословие, позднее ввели историю, географию, математику и новые языки. В 1797 семинария была преобразована в А. с высш. богословским курсом. Для пополнения образования воспитанники А. посещали ун-т, где слушали лекции по предметам, не преподававшимся в А. В 1818 А. была закрыта. Вновь Д. А. К. была открыта в 1842 сначала в Спасском монастыре, а затем в спец. загородном помещении. Общий строй академич. жизни определялся уставом 1814, общим для всех дух. А. Отличит. чертой Д. А. К. являлось преподавание турецко-тат., араб., монг. и калмыцкого языков. |
ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ КИ́ЕВСКАЯ - берет свое начало от киево-братской школы, осн. в 1615 для изучения классич яз., риторики, богословия и нек-рых предметов элементарного образования. В 1631 киевский митрополит Петр Могила преобразовал ее в высшее уч. заведение - киево-могилянскую коллегию, где преподавались слав., греч. и лат. яз., нотное пение, катехизис, арифметика, поэзия, риторика, философия и богословие. Ученики делились на восемь кл. Каждую субботу воспитанники упражнялись в диспутах. В 1701 коллегия была переименована в Академию, введены языки франц., нем. и евр., естеств. история, география, математика, нек-рое время преподавались также архитектура и живопись, высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и рус. риторика. В соответствии с "Духовным регламентом" (1721) в Д. А. К. были дополнительно включены алгебра, геометрия, механика, оптика. Осн. обучением в А. была лекция. Д. А. К. сыграла важную роль в истории рус. просвещения 18 в. Отсюда вышли известные обществ. деятели. Ее воспитанники становились учителями Моск. славяно-греко-латинской Академии, С.-Петерб. Александро-Невской Академии, Казанской Академии, учреждали семинарий нар. школы. Нек-рые воспитанники продолжили свое образование за границей, поступили в Моск. ун-т, мед.-хирургич. уч-ще. С открытием Моск. ун-та в 1755 Д. А. К. начала терять свое былое значение культ. центра Украины и России, постепенно становясь чисто дух. уч. заведением. В 1817 была закрыта, открыта вновь в 1819 в том же братском мон. на началах устава 1814 уже в качестве Духовной Академии. В 1920 Д. А. К. была закрыта. |
ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ МОСКО́ВСКАЯ - в истории Д. А. М. различают 4 периода. В 1685 явились в Москву братья Лихуды и открыли сначала в Богоявленском мон., а затем и в Заиконоспасском школу, в к-рой преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика на лат. и греч. яз. Это была в зародыше Славяно-греко-лат. Академия со схоластич. направлением преподавания. Со временем преподавание на лат. яз. было упразднено, но А. склоняется к зап. просвещению и остается таковой в продолжение всего периода (1700-75). Развитию и становлению данного направления содействовал и сам Петр I, и образованные люди того времени. Наставники, а нередко и ученики вызывались из Киева. Науки преподавались на лат. яз. Во главе А. стояли ректор и префект, первый наблюдал за наставником и преподаванием, второй - за учениками. Предметы преподавания: богословие, философия (по Аристотелю), физика, метафизика, психология, метеорология, риторика. Наставники А. кроме преподавания экзаменовали лиц, определяемых на священно- и церковно-служительские места, принимали участие в исправлении слав. перевода Библии (1712-47). Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев. Наиболее способные воспитанники проходили академич. курс за 12-13 лет, иные же в продолжение 15 лет едва достигали филос. кл., бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном кл. оставались по 10 лет. Своего расцвета Д. А. М. достигает в 1755-1814 под протекторатом митрополита Платона. Были выведены новые предметы обучения: церк. и гражд. история, рус. церк. история, церк. право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицины, церк. устав и пение, новые языки. Митрополит Платон положил конец влиянию Киевской Академии на жизнь и системы обучения Д. А. М. Постепенно Славяно-греко-лат. Академия утрачивает свое былое значение общеобразоват. школы, поставлявшей в правительств. учреждения на гос. службу молодежь со знанием лат. яз., и превращается в высш. сословно-духовное уч. заведение. В 1814 Моск. славяно-греко-лат. Академия была преобразована в духовную и переведена в Троице-Сергиеву лавру. Новая А. внесла большой вклад в разработку богословской, церк.-ист. и филос. наук, в перевод отцов церкви на рус. яз. В 19 - нач. 20 вв. Д. А. М. - один из центров отечеств. философской мысли. Закрыта в 1919. Воссоздана в 1946. Готовит священнослужителей и богословов. |
ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУ́РГСКАЯ - берет свое начало от слав. школы в 1721 согласно Высочайшему повелению при Александро-Невском мон., учрежденной для обучения "азбуке, письму, арифметике, грамматике, псалтирии, толкованию евангельских блаженств". В 1726 переименована в Славяно-греко-лат. семинарию с преподаванием богословия, философии, риторики, красноречия, истории, географии и новых яз. Ученики набирались из разных сословий, их число доходило до 100. Они писали и произносили проповеди, упражнялись в диспутах. В 1788 семинария была переименована в гл. семинарию, куда вызывались лучшие воспитанники из др. семинарий, в 1797 в преподавание ввели церк. историю, механику, естест. историю и эксперим. физику. Семинария была преобразована в Александро-Невскую Академию, доп. введены медицина, муз. и поэтич. упражнения вне класса, открыты физич. и минералогич. кабинеты, в 1809 преобразована в С.-Петерб. духовную Академию - первое высшее духовное учреждение. Были введены ученые степени д-ра, магистра и канд. богословия. Была закрыта в 1918, возрождена в 1946 как Ленингр. Д. А. (с 1991 - С.-Петерб.). Находится в феодоровском корпусе Александро-Невской лавры. |
ДУХО́ВНАЯ СЕМИНА́РИЯ - традиц. название ср. уч. заведения для подготовки духовенства. В России начали появляться после изд. Духовного регламента (1721), предписывавшего архиереям устраивать при своих домах школы. Реформой 1808 был введен устав Д. С., согл к-рому они были отнесены к ср. уч. заведениям. Готовили священников, а также воспитанников, впоследствии поступающих в дух. академии. Программы шестилетнего курса обучения менялись после реформ 1867-69 и 1884. Первые четыре кл. были общеобразовательными, а богослов. науки изучались в 5 и 6 кл. К 1917 Д. С. имелись в большинстве епархий Рус. Православ. Церкви (в т. ч. и в США, в нек-рых епархиях их было по 2). Д. С. прекратили существование в 1918. Ч. из них была преобразована в богословско-пастырские школы (курсы, уч-ща), просуществовавшие до 1920-х гг. Вновь Д. С. (8) были открыты во второй пол. 1940-х гг., к 1965 их осталось 3 (в Загорске, Ленинграде, Одессе). С кон. 1980-х гг. они вновь начали открываться (в Киеве, Тобольске, Ставрополе и др.). Курс обучения в Д. С. в наст. время - 4 года. В Грузинской Правосл. Церкви есть Мцхетская Д. С. (с 1963). Армянская Церковь ранее имела Д. С. в каждой епархии, в наст. время существует одна в Эчмиадзине. Д. С. Католич. церкви до 1918 были в России в каждой епархии. После Вел. Отеч. войны они остались только в Риге и Каунасе. В наст. время Д. С. есть в Хмельницкой обл., готовится открытие еще неск. Греко-католич. (Униатская) церковь в наст. время имеет Д. С. во Львове, Ужгороде и др. городах. Существует евангелическо-лютеранская Д. С. в Риге, баптистская в Москве, адвентистская в Тульской обл. В иудаизме уч. заведение, аналогичное Д. С., наз. иешибот (с 1956 есть в Москве), в мусульманстве - медресе (в СССР имелось в Бухаре, в наст. время открыто также в Баку и др. городах). Лит.: Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX ст. Вильна, 1908-09; Сорокин В., проф.-прот., Бовкалло А. А., Галкин А. К. Дух. образование в Рус. Правосл. Церкви при Святейшем Патриархе Моск. и всея России Тихоне // Вестн. Ленингр. Дух. Академии. 1990. № 3. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДУХО́ВНЫЕ СТИХИ́ - вид устной поэзии, лироэпич. и лирич. песни христ.-религ. содержания. Источниками их служили чаще всего книжные и устные сказания, легенды, апокрифы, жития. Из эпич. Д. С. наиболее известны: о Голубиной книге (стих представляет последовательную серию вопросов и ответов о происхождении мира, явлений и предметов природы, живых существ, социальных отношений и др.), о Егории Храбром (о мучениях и подвигах героя во имя "святой веры"), о Федоре Тироне (на тему змееборства), о Дмитрии Солунском (с мотивами борьбы против татарского нашествия и освобождения полонянок), об Анике-воине, об Алексее, чел. божьем (песенная обработка жития святого). Эпич. Д. С. на Рус. Севере испытали стилистич. и сюжетное влияние былин и постоянно входили в репертуар сказителей. Из лироэпич. Д. С. следует назвать: о Страшном суде, Грешной душе, Плач Адама, они исполнялись каликами, певцами-нищими. Д. С. лирич. получили особенное распространение в старообрядческой и сектанской среде. |
ДУХО́ВНЫЕ УЧЕ́БНЫЕ ЗАВЕДЕ́НИЯ - дают богословское образование и готовят служителей религ. культов. В России первое уч-ще для подготовки правосл. свящ. осн. по указу Ярослава Мудрого в Новгороде при епископской кафедре. Однако в последующие столетия дух. уч. заведения развития не получили. Подготовка клириков правосл. церкви велась лишь в нек-рых братских школах при монастырях. Единственной богословской школой была Киевская дух. академия. В кон. 17 в. в Москве открылась Славяно-греко-лат. академия, в к-рой также готовили кадры священнослужителей. В 1721 Петр I издал "регламент Дух. коллегии", обязывающей епископов "иметь в своих домах школы для приготовления свящ." (получили назв. архиерейских школ). Архиерейские школы с 8-летней программой обучения во 2-й четв. 18 в. стали наз. семинариями. В 1797 осн. Казанская и С.-Петерб. дух. академии, получившие в 1809 статус высших дух. уч. заведений, в 1814 - Моск. дух. академия. В России функционировали также римско-ка-толич. академия, католич. коллегии и семинарии, протестантский богосл. ф-т Юрьевского ун-та, мусульманские уч. заведения в Казани, Оренбурге, Уфе, Бухаре, Ташкенте и др. За годы сов. власти деят-ность дух. уч. заведений значительно сократилась, в наст. время происходит активное возрождение. |
ДУХОВЫ́Е МУЗЫКА́ЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕ́НТЫ - муз. инструменты, в к-рых звучащим телом является воздушный столб, заключенный в трубку инструмента, а его колебания возникают при вдувании воздуха исполнителем. В зависимости от способа духовые инструменты делятся на две основные группы - деревянные духовые и медные духовые. Названия групп свидетельствуют о материале, из к-рого изготовлялись инструменты. В настоящее время нек-рые деревянные духовые инструменты делаются из металла, эбонита, пластмасс. У деревянных духовых инструментов звук возникает с помощью спец. язычка (трости), либо вследствие расчленения струи воздуха о край инструмента (принцип свистка). Высота звука меняется клапанами на отверстиях в корпусе инструмента, открывание клапанов укорачивает длину воздушного столба и, следоват., повышает звук. У медных духовых инструментов исполнитель, меняя напряжение губ, заставляет звучать (выделяет) тот или иной звук натурального (обертонового) ряда, к-рый может быть понижен при помощи вентилей или кулисы, удлиняющих трубку инструмента. Осн. части большинства Д. М. И. весьма разнообразны и определяются мн. факторами - формой инструментов, материалом, мензурой (отношение длины трубки к диаметру) и т. д. В целом медные духовые инструменты имеют более сильный и яркий звук, что определяется не столько материалом, сколько способом звукоизвлечения. Деревянные духовые инструменты более подвижны и податливы для тонкой нюансировки. Все Д. М. И. используются как сольные и ансамблевые, входя в состав разл. оркестров, образуют также самостоятельный духовой оркестр. |
ДУХО́НИН Ник. Ник. (1876-1917) - ген.-лейтенант, нач. штаба верховного главнокомандующего (сент. 1917), последний и. о. верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской республики (нояб. 1917). Из потомственных дворян Смоленской губ. Окончил Киевский Владимирский кадетский корпус, 3-е военное Александровское уч-ще (1896), по окончании к-рого в чине подпоручика выпущен в лейб-гвардии Литовский полк 1-й бригады 3-й Гв. пех. дивизии. В 1902 окончил Николаевскую академию Ген. штаба. В штабах Императорской Армии занимал следующие должности: ст. адъютант штаба 42-й пех. дивизии (1904-06), пом. ст. адъютанта штаба Киевского военного округа (1906-07), штаб-офицера для поручений при штабе округа (1907-08), преподавателя военных наук в Киевском военном училище (1908-11). В дек. 1911 произведен в чин полковника. С сент. 1912 - ст. адъютант штаба Киевского военного округа. Участник Первой мировой войны. В авг. 1914 принял командование 165-го пех. Луцкого полка 1-й бригады 42-й пех. дивизии. В дек. 1915 произведен в чин ген.-майора. В 1916-17 занимал должность ген. квартирмейстера штаба Юго-Зап. фронта, с июня 1917 - нач. штаба фронта. В авг. 1917 принял должность нач-ка штаба Зап. фронта, с сент. 1917 - нач. штаба верховного главнокомандующего. После бегства из Ставки 1 нояб. 1917 А. Ф. Керенского, как старший по должности принял на себя исполнение обязанностей верховного главнокомандующего. 9 нояб. 1917 отстранен от должности постановлением СНК за отказ вступить в переговоры с противником о перемирии. 19 нояб. 1917 приказал освободить из Быховской тюрьмы ген. от инфантерии Л. Г. Корнилова и др. арестованных по его делу. 20 нояб. 1917 убит толпой солдат на могилевском вокзале. |
ДУШЕГРЕ́Я (епанечка, боры, телогрейка, перо, перышко, коротенька) - короткая пелерина (кофта) на лямках, охватывала спину и грудь и застегивалась спереди на крючок, а сзади собиралась складками. Д. шили из парчи, шелка и плюша, отделывая края золотым позументом. Утепленные Д. подбивали льняными или пеньковыми очесами (ватой), они были коротенькими, на спине закладывались плотные складки-валики. Холодные Д. делали на подкладке, они были длиннее и по крою напоминали косоклинный сарафан. В 19 в. Д. была широко распространена в купеч. и мещанской среде, преим. на Севере, и входила в праздничный комплект девичьей одежды. Носили Д. поверх сарафана. |
"ДУШЕПОЛЕ́ЗНОЕ ЧТЕ́НИЕ" - ежемес. богословский журнал, изд. В 1860-1917 в Москве объемом 10-12 печ. л. Возник по инициативе священника А. И. Ключарева (в монашестве Амвросий, архиеп Харьковский) и при активном содействии Филарета, митр. Моск. Ж. ориентировался гл. обр. на духовенство, был призван служить подспорьем для составления поучений и проповедей, для чего в нем постоянно публиковались ст. вероучит. и нравоучит. содержания, в к-рых обращалось внимание на явления совр. обществ. жизни. В этом разделе активно сотрудничал преосв. Виссарион, еп. Костромской. На его страницах печатались тр., относящиеся к вопросам изучения Священного Писания, творений Отцов Церкви, а также материалы церковно-ист. характера, сведения о церк. жизни в России и на правосл. Востоке, рассказы и очерки о жизни духовенства. С 1899 в виде приложения к "Д. Ч." издавалось "Полное собр. резолюций Филарета, митр. Московского". |
ДУ́ШЕЧКА - прозвище героини одноим. рассказа (1899) А. П. Чехова, бесхитростной и доброй женщины, полностью растворяющейся в предмете своей любви, живущей целиком его заботами и мыслями; часто нарицательное назв. доверчивой, недалекой и несамостоятельной женщины (шире - человека вообще). Л. Толстой считал, что Чехов в этом рассказе, желая высказать насмешку, воспел истинное призвание женщины. |
ДУЭ́ЛЬ (от лат. duellum - война) - поединок с применением оружия, парный бой, происходящий по определенным правилам и имеющий целью восстановление чести, достоинства, а в нек-рых случаях - разрешение спора. Д. представляет собой процедуру, обусловленную установленными правилами, ритуальными моментами, к-рые заблаговременно согласовываются противниками или их представителями (секундантами). В России Д. появилась в Петровскую эпоху под влиянием европ. традиции и наиб. распространения достигла в 1-й пол. 19 в. Изначально Д. подвергалась запретам, нарушения к-рых влекли за собой уголовную ответственность, предполагавшую серьезные наказания, вплоть до смертной казни. Характерный пример - содержание "Патента о поединках и начинании ссор", составлявшего гл. 49 "Устава воинского" (1716). В 19 в. изв. распространение получила практика т. н. "четверной дуэли", в ходе к-рой после противников стреляли их секунданты (напр., поединок В. В. Шереметьева и А. П. Завадовского, а затем А. И. Якубовича и А. С. Грибоедова). Среди наиб. изв. в истории России Д. - поединки подпоручика Семеновского полка, чл. Сев. об-ва К. П. Чернова и флигель-адъютанта В. Д. Новосильцева; А. С. Пушкина и Ж. Ш. Дантеса-Геккерна; М. Ю. Лермонтова и Н. С. Мартынова; Н. С. Гумилева и М. А. Волошина; А. И. Гучкова и А. А. Уварова, А. И. Гучкова и полк. С. Н. Мясоедова и др. |
ДУЭ́Т (от итал. duetto, от лат. duo - два) - 1) Наиб. распространенный вид вокального, в первую очередь оперного ансамбля. В опере 18-19 вв. сложились устойчивые формы Д., а также тематические и фактурные клише, с помощью к-рых воплощались эмоциональные характеристики типовых драматургических ситуаций. Гл. типами были "Д.-диалог" (напр., Д. Виолетты и Жермона из "Травиаты" Верди) и "Д. согласия" (напр., Д. Лизы и Полины из "Пиковой дамы" Чайковского). Обладая относительной автономностью, Д. легко вычленялся из общей структуры оперы и мог исполняться отдельно в качестве концертного номера. С развитием оперной драматургии эволюционировал и Д., превращаясь из закругленного номера в развернутую драматическую сцену (например, заключительная сцена оперы "Евгений Онегин"). Расцвет камерного Д. приходится на 19 в. (Д. Шумана, Брамса, в России - Глинки, Чайковского). Камерные Д. часто предназначались для любительского музицирования. Д. - типичный ансамбль в кантате (например, у И. С. Баха) и в оперетте; 2) Изредка встречающееся название пьесы для двух исполнителей-инструменталистов с партиями равной трудности и значимости (например, Концертный Д. Стравинского для скрипки и фортепиано). Название Д. иногда носили и трио-сонаты в 18 в. (не включался в счет голосов генерал-бас); 3) Творческий союз двух исполнителей (напр., фортепианный Д; актерский Д., танцевальный Д.); 4) Редко встречающееся назв. полифонической пьесы с равнозначными двумя партиями-голосами (напр., 4 Д. в "Упражнении для клавира" И. С. Баха). |
ДЫМ - один из признаков жилья, освоенного человеком пространства ("Дом пахнет дымом, гроб ладаном"). Метонимически обозначает дом, семью, хозяйство: "У нас счет по дымам (по избам)". По характеру Д. определяли погоду: Д. столбом - к ведру, морозу; Д. клубом (волоком) - к ненастью. По Д. гадали о судьбе, замужестве (в какую сторону потянет дым, оттуда жди жениха). "На Благовещенье под дымом не сидят" (запрещено готовить горячее и спать в избе). |
ДЫ́МОВ Осип (Перельман Осип Исидорович) (1878-1959) - писатель. Отец - выходец из Германии. Учился в Белостокском реальном уч-ще, окончил Петерб. лесной ин-т (1902). Сотрудничал в ж. "Театральное слово", "Сатирикон", газ. "Свободная мысль", "Утро", "Русь" Первая пьеса - "Голос крови" (1903). Выпустил сб. импрессионистич. рассказов "Солнцеворот" (1905), "Земля зовет", "Рассказы" (1910), "Новые голоса" (1912) и кн. юмористич. рассказов "Веселая печаль" (1911). "Печальный весельчак" из "Сатирикона", Д. был автором лирич. новелл, худож. мир к-рых составляли "клочки" событий, настроений, переживаний. К. И. Чуковский назвал этот мир "мистицизмом обыденности". Д. - автор ром. "Бегущие кресты. Великий человек" (1911) - о столичной жизни праздноболтающего умирающего об-ва, пребывающего в состоянии непреходящего тяжелого полубреда, а также мелодрам из жизни интеллигенции: "Каин" (1905), "Долг" (1907), "Жертва" (1915), наиб. известна "Ню. Трагедия каждого дня" (1909), пьес из евр. истории и совр. быта: "Голос крови" (1903), "Слушай, Израиль!" (1907), "Певец своей печали" (1914), "Вечный странник" (1913) и др. После отъезда из России стал писать на идиш. Заметной страницей в мемуарной лит-ре эмиграции стала кн. Д. "Что я помню". |
ДЫ́НЬКА - декор. украшение столбов, колонок, наличников окон, дверных порталов, напоминающее по форме дыню. Д. использовались в рус. архитектуре 13-17 вв. (ц. Пророка, Ярославль, 17 в. и др.). |
ДЬЯ́ВОЛ, ДИА́ВОЛ - падший ангел, к-рый до своего падения был одним из высших ангелов в небесной иерархии (Синонимы: сатана, нечистый дух, демон, бес, Вельзевул, князь тьмы, Люцифер, Фосфор, Велиар и проч.). За горделивое послание против Творца он и увлеченные им духи были низвержены с "неба" и обречены на конечную погибель как отчужденные от источника истинного бытия, т. е. Бога-Творца. Злым этот высший ангел стал в своем свободном самоопределении. Поскольку ангельские дух. сущности обладают тварной вечностью неизменностью, дьявол - неизменный носитель зла, для к-рого принципиально невозможно покаяние, а следовательно и прощение. Нераскаянность дьявола выражается в безнадежной борьбе против Бога и Его творения. Он - источник зла, греха, страдания, смерти и неустроенности в тварном мире. В начале Библии, в книге Бытия, Д. появляется в образе змея, обольщающего первых людей. Проклятого за это Богом Д. и его слуг ожидает погибель в "последние времена", после решительной битвы, описанной в кн. Откровения (Апокалипсисе), где он изображен в образе Дракона. Д. под разными именами - широко распространенный персонаж в фольклоре. В худож. лит-ре представлен в спекулятивно переосмысленных, часто облагороженных образах (И. В. Гете, Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Т. Манн, М. А. Булгаков и пр.). Лит.: Амфитеатров А. Дьявол в быте, легенде и в лит-ре Средних веков. Ташкент, 1993; Роббинс Р. Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996; Якушева Г. В. Фауст и Мефистофель вчера и сегодня. М., 1998; Махов А. Е. (автор-составитель). Сад демонов. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М., 1998. |
ДЬЯ́КИ - наименование одной из категорий приказных людей в Рус. гос-ве 16-17 вв. Сам термин Д. получил распространение еще в удельный период. Тогда Д. наз. лица, выполнявшие разного рода канцелярские функции при дворах князей и крупных землевладельцев. В Москве в 15 в. при великокняж. казне состоял казенный Д. Часть Д. выходила из числа лично зависимых людей, холопов. После образования Рус. централиз. гос-ва и с возникновением приказной системы управления Д. составили высший слой приказных людей центрального и местного административного аппарата. Д. являлись ближайшими помощниками судей (т. е. нач. приказов), сами возглавляли разл. приказы в Москве, приказные избы на местах, назначались товарищами к воеводам. Во второй пол. 16 в. сформировалась категория думных Д., участвовавших в работе Боярской думы. За свою службу Д. получали и денежные оклады (в 17 в. размеры этих окладов колебались от 600 четей земли и 60 руб. денег до 100 четей земли и 215 руб.). Д. комплектовались преим. из числа приказных служителей низкого ранга (подъячих), нередко являлись выходцами непосредственно из дворянства, высших слоев посадского нас. Будучи представителями складывавшейся рос. бюрократии, Д., как и приказные люди в целом, были включены в структуру служилого сословия, пользовались его правами и привилегиями. |
ДЬЯ́КОН, ДИА́КОН (греч. διακονοζ - "слуга", "служитель") - в древнехристианских общинах пом. возглавляющего евхаристич. собрание епископа, административные полномочия к-рого (собственно архидьякона) ставили его зачастую над свящ. (особенно на Западе). Первое упоминание о Д. - в посланиях ап. Павла (Филип 1:1 и 1 Тим 3:8 - 13). Церк. традиция, генетически возводящая совр. дьяконат к "семи мужам" кн. Деяний Апостольских (6 2 - 6, - совсем не названных здесь Д.!), в научном отношении очень уязвима. В наст. время Д. - представитель низшей, первой степени церк. иерархии, "служитель слова Божия", богослужебные обязанности к-рого состоят преим. в громком чтении Св. Писания ("благовествовании"), возглашении от лица молящихся ектений, каждении храма. Церк. устав предусматривает его помощь совершающему проскомидию свящ. Д. не имеет права совершать ни одно богослужение и даже самостоятельно облачаться в свои богослужебные одежды, но должен каждый раз испрашивать на это "благословение" священнослужителя. Чисто вспомогательная богослужебная функция Д. подчеркивается возведением его в данный сан на литургии после евхаристич. канона (и даже на Литургии Преждеосвященных даров, не содержащей евхаристич. канона) (По желанию правящего архиерея это может происходить и в иное время). Он лишь "служитель (слуга) при священнодействии" или "левит" (Симеон Солунский). В бедных сельских приходах свящ. может обходиться совсем без Д. Бытовое обращение - "о. Д." или "о. имярек", либо же просто по имени и отчеству. Термин "Д.", без уточнения ("просто" Д.), указывает на его принадлежность к белому духовенству. Представитель того же низшего ранга в черном духовенстве (монашествующий Д.) именуется "иеродьякон" (букв. "священнодьякон"). Представитель второго (и последнего) ранга дьяконата среди белого духовенства - "протодьякон" ("первый Д."), исторически-старший (в богослужебном аспекте) среди неск. Д., служащих вместе в большом храме (соборе). Наградой в наст. время является и сам чин протодьякона, поэтому в одном соборе может быть более одного протодьякона. Первый среди неск. иеродьяконов (в мон.) наз. "архидьякон" ("старший Д."). Постоянно служащий с архиереем иеродьякон также обычно возводится в сан архидьякона. В 1-4 вв. существовал ин-т дьяконисс ("служительниц"), чьи обязанности состояли, гл. образом, в уходе за больными женщинами, в подготовке женщин к крещению и в служении свящ. при их крещении "для благоприличия". Св. Епифаний Кипрский подробно объясняет особенное положение дьяконисс в связи с их участием в этом таинстве, решительно исключая их при этом из участия в Евхаристии. К клирикам они не приравнивались. Возрождение ин-та дьяконисс в зап. христ-ве наблюдается с 19 в. В 1911 предполагалась к открытию первая община дьяконисс в Москве. Лит.: Зом Р. Церк. строй в первые века христ-ва. М., 1906. С. 196-207; Троицкий С. В. Диакониссы в Православной Церкви. СПб., 1912; Кирилл (Гундяев), архим. К вопросу происхождения диаконата // Богословские тр. М., 1975. Сб. 13. С. 201-207. |
ДЬЯ́КОНОВ Иг. Мих. (1915-1999) - лингвист и историк, исследователь культур Др. Востока. Род. в Петрограде. Оконч. в 1938 филолог. ф-т ЛГУ. С 1936 (по 1959) - сотр. Гос. Эрмитажа. Преподавал на каф. семитологии ЛГУ (1940-41, 1945-50). Во время войны - военный переводчик, участвовал в освобождении сев. Норвегии. С 1953 до конца жизни - сотр. Ленингр. отд. Ин-та Востоковедения АН СССР. Отв. секретарь оргкомитета Междунар. конгресса востоковедов в Москве (1960). Начав как ассириолог, Д. со временем стал ведущим в мире специалистом по древнему Ближнему Востоку в целом. Как лингвист он исследовал афразийские (семито-хамитские), индоевропейские, хуррито-урартский, шумерский и эламский языки, географич. охват его историч. и филологич. занятий простирался от Средиземноморья до Средней Азии, их временной диапазон - от 3 тыс. до н. э. до первых веков н. э. Д.-историк разработал оригинальную концепцию социально-экономич. развития древних ближневосточных об-в, уделив особое внимание процессу становления в них производящего хоз-ва и ранних форм государственности. Д. достиг больших успехов в дешифровке неизв. систем ближневосточного письма. Публиковал древние тексты и переводы произведений древневосточной словесности. Создал разветвленную историко-филологич. школу специалистов-ближневосточников. Важнейшие труды: "Развитие земельных отношений в Ассирии" (Л., 1949, канд. дисс.), "История Мидии от древнейших времен до конца 3 века до н. э." (М., Л., 1956), "Обществ. и госуд. строй древн. Двуречья" (М., 1959, докт. дисс.), "Эпос о Гильгамеше" ("О все видавшем")" (М., Л., 1961, перевод, предисловие, комментарий), "Языки древн. Передней Азии" (М., 1967), "Архаические мифы Востока и Запада" (М., 1991, англ. перевод издан в Швеции), "Пути истории" (М., 1994). Вышла также "Книга воспоминаний" (СПб., 1995). Д., не будучи членом АН СССР (РАН), состоял академиком Британской АН, почетным членом Американского востоковедного общества, Королевского Азиатского об-ва Великобритании, Азиатского об-ва Франции, Американской Академии иск-в и Академии естеств. наук РФ. Лит.: Якобсон В. А. Божьей милостью (К 80-летию И. М. Дьяконова) // Петербургское востоковедение. Вып. 6. 1994. С. 631-636; Милибанд С. Д. Библиографич. словарь отечеств. востоковедов. Кн. I. М., 1995. С. 412-413. |
ДЬЯ́КОНОВ Мих. Мих. (1907-54) - востоковед, археолог, специалист по истории иск-ва и культуры стран Бл. и Ср. Востока, переводчик, д-р ист. наук (1946), проф. (1949), засл. деят. науки Тадж. ССР (1951), чл. Союза писателей СССР. Род. в Пб. в семье банковского служащего. В 1921 семья переехала в Осло. В 1924-25 Д. начал учиться в ун-те Осло, продолжил образование в Ленинграде, где в 1930 окончил ф-т языка материальной культуры ЛГУ. Поступив в 1931 в Эрмитаж, он под рук-вом А. Я. Якубовского закончил аспирантуру и в 1937 защитил кандидатскую дисс. по скульпт. группе "Ширванский бронзовый водолей 1206 г.". В 1938 Д. - зав. отделом Востока Эрмитажа. Перевел поэму Фирдоуси "Шах-намэ", написал кн. о Фирдоуси, проявил себя как зрелый литературовед и опытный знаток рукописей. Принимал участие в археологич. раскопках Ср. Азии. В 1941-44 сражался в рядах Сов. Армии. После демобилизации в мае 1944 направлен в МГУ, где до окт. 1945 был зам. декана ист. ф-та. В 1945 Д. возвращается в Ленинград, работает в Ленингр. отделении Ин-та истории материальной культуры, в 1951-53 его зав. В 1946 защитил докторскую дисс. "История др. Ирана" - первый обобщающий отеч. труд по истории Ирана от древнейших времен до арабского завоевания (опубл. в 1951). С 1946 Д. ближайший сотрудник А. Ю. Якубовского в орг-ции и проведении полевых работ Согдийско-таджикской археологич. эксп., а после смерти А. Ю. Якубовского в 1953 - ее нач. Проведенные под его рук. раскопки на городищах Калаи-Мир, Кей-Кобад шах, Мунчактепе, Тупхона (7 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э.) положили начало археологич. изучению Ю. Таджикистана и выдвинули Д. в первые ряды среднеазиатских историков-археологов. Принимал непосредств. участие в раскопках Пянджикента и изучении открытой там настенной живописи. Выдающееся научное значение имеет возглавленная им работа по расшифровке хоз. документов, найденных при раскопках др. столицы Парфии Нисы (Туркмения). Вел активную пед. деят-ность в ЛГУ и АХ, МГУ, в аспирантуре АН СССР. Соч.: Ширванский бронзовый водолей 1206 г. // Памятники эпохи Руставели. Л., 1938. С. 247-254; Фирдоуси. Жизнь и творчество. М., Л., 1940; Очерк ист. др. Ирана. М., 1961; Избр. пер. М., 1985 (совм. с И. М. Дьяконовым). |
ДЮБЮ́К Ал-др Ив. (1812-97) - пианист, композитор, педагог. Член Артистического кружка, осн. в 1865 Н. Г. Рубинштейном и А. Н. Островским, в состав к-рого входил и В. Ф. Одоевский. Учился у Дж. Фильда, позднее стал изв. педагогом по фп., развивающим традиции учителя. Выступал с концертами, его игрой восхищался П. И. Чайковский. В 1866-72 - проф. Моск. конс. (в классе Д. занимались Н. Д. Кашкин, Г. А. Ларош, Н. С. Зверев и др.). Как фп. композитор Д. работал преим. в жанрах переложения (среди них - песни Ф. Шуберта, "Соловей" А. А. Алябьева, песни и романсы моск. цыган и др.), вариации (в т. ч. на тему "Венецианского карнавала" Н. Паганини); выпустил сб. фп. пьес для начинающих "Детский муз. вечер" и др. Автор мн. песен и романсов (в т. ч. на слова А. В. Кольцова, П. Беранже). Написал школу "Техника фп. игры" (1866, при жизни Д. издавалась 4 раза), оставил воспоминания о Дж. Фильде (1848). Лит.: Алексеев А. Д. Рус. фортепианная музыка, от истоков до вершин творчества. М., 1963. |
ДЮМА́ Ал-др (Дюма-отец) (1802-70) - франц. писатель, автор многочисл. всемирно известных и любимых в России историко-авантюрных трил. ("Три мушкетера", 1844; "Королева Марго", 1845 и др.), а также приключенч. ("Граф Монте-Кристо", 1845-46) романов и др. произв. В 1888 совершил путешествие в Россию ("Из Парижа в Астрахань", 5 тт., 1858). В СПб. был гостем графа Г. А. Кушелева-Безбородко, встречался с Д. В. Григоровичем, И. И. Панаевым, Н. А. Некрасовым. |
ДЮПЕРРО́Н Георг. Ал-др (Георг. Викт. Вильгельм) (1877-1934) - обществ. деятель рус. и сов. спорт. движения, секр. Рос. олимп. к-та, чл. Междунар. олимп. к-та, изв. публицист, библиограф и теоретик рус. спорта. С юности занимался мн. видами спорта (коньки, велоспорт, футбол, легкая атлетика и т. д.). Окончил Петерб. ун-т (1900). Работал (1906-30) в Публ. б-ке Пб.-Ленинграда. Один из организаторов и активный деятель многочисл. петерб. спорт. кружков и об-в в кон. 19 - нач. 20 вв. Предс. Всерос. союзов (футбольного, 1916, легкой атлетики, 1915). Секр. Рос. (19) и чл. Междунар. (1913-15) олимп. к-тов. Сотрудник мн. дорев. спорт. ж.: "Самокат" (с 1895), "Спорт" (с 1900) и др. С 1902 изд.-ред. ж. "Спорт". Первый рус. журналист, освещавший Олимп. игры 1900 в Париже. Автор более 200 работ по истории и теории физич. культуры и спорта, методич. разработок по физич. воспитанию. Составил первую на рус. яз. "Библиографию спорта и физич. развития" (1915). После 1917 работал преподавателем во мн. уч. заведениях и в Ин-те физич. культуры в Ленинграде. Один из создателей сов. системы физич. воспитания. В 1925 вышел его тр. "Теория физич. культуры". |
ДЮПО́Р Луи Антуан (1781, по др. данным 1783-1853) - франц. артист, балетмейстер. С детства работал в труппе своего дяди П. Дюпора, гастролировал в США, затем перешел в труппу А. Пласида, выступавшую в 1790-х гг. в Париже. Учился в школе парижской Оперы у Ж. Деге, а в 1801 дебютировал в Опере, покорив публику виртуозным исполнением прыжков и пируэтов. В старые роли Д. вставлял собственные танцы с образцами новейшей техники, что вызвало критику традиционалистов. Здесь же начал постановочную деят-ность, показав балеты "Ацис и Галатея" (1805) и "Фигаро, или Напрасная предосторожность" (1807). В 1808-12 гастролировал в России, выступал в балетах Ш. Дидло: "Пастух и Гамадриада", "Амур и Психея", "Зефир и Флора"; в "Дезертире", поставленном Добервалем-Ле Пиком, "Одному обещана, а другому досталась" Вальберха. В. Пб. поставил балеты "Венера и Адонис, или Мщение Марса", "Севильский цирюльник", "Суд Париса", "Мелеодор и Зюлима", "Соланжская роза", дивертисмент "Праздник доброго помещика". Д. танцевал с Е. И. Колосовой, М. И. Даниловой, Ж. Сенклер, Делиль. С 1812 Д. работал в Вене, где среди др. спектаклей поставил "Тщетную предосторожность". В 1817 выступал в неаполитанском т-ре "Сан-Карло", с 1819 - в Лондоне, где сочинил балет "Адольф и Матильда", после чего возвратился в Вену. Работал в т-ре до 1840-х гг. |
ДЮР Ник. Осипович (1807-1839) - актер и композитор. В 1816-29 обучался в Петерб. театр. уч-ще - сначала в балетном классе у Ш. Дидло, затем в драматич. у А. А. Шаховского. С 1829 - в труппе Петерб. т-ра. Обладал уникальным синтетич. талантом танцовщика, вокалиста и драматич. актера, что наиб. полно выразилось в водевильном репертуаре. Блестящая техника, иск-во трансформации и имитации, естественность и веселость принесли Д. огромный успех публики и титул "короля водевиля". Среди наиб. популярных ролей: Жовиаль ("Стряпчий под столом" Д. Т. Ленского), Падчерицын ("Хороша и дурна, и глупа, и умна" Ленского и "Крестный отец" П. С. Федорова), Эдуард ("Артист" Э. Скриба), Макао Губкин ("Студент, артист, хорист и аферист" Ф. А. Кони) и др. Был первым исполнителем ролей Молчалина и Хлестакова. Написал музыку к ряду спектаклей, издал 3 т. водевильных куплетов. |
ДЯ́ТЬКОВСКИЙ ХРУСТА́ЛЬНЫЙ ЗАВО́Д - предприятие по изготовлению сортовой (столовой) стеклянной посуды и изделий из хрусталя. Осн. в 1790 И. А. Мальцевым в г. Дятьково Брянской обл. К сер. 19 в. завод снабжал не только юг России, но и Болгарию и Турцию. Осн. вид продукции - высокохудож. хрусталь, изделия с нацветом и ассортимент массовой столовой посуды. Славилась гутная посуда с яркой расцветкой и цветочным орнаментом. После 1917 неоднократно реконструировался, в 1970-е гг. производил 4-ю часть всех хрустальных изделий СССР. Ассортимент - столовая посуда с отделкой, декор. посуда, разл. сувениры с отделкой - матовой гравировкой, рисунком алмазной гранью. Художники Е. С. Шувалов, М. В. Грабарь, В. Я. Шевченко и мн. др. Лит.: Гаспирович Н. И., Рачук Е. Г. Дятьковский хрусталь. Альбом. М., 1980. |