Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 10, "ДУМ"-"ДЯТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 10, "ДУМ"-"ДЯТ")

Думки

ДУ́МКИ - см. Колокольчики.

Думнов Вл. Вас.

ДУМНО́В Вл. Вас. (1854-?) - издатель и книгопродавец. С 1885 рук. фирмы "Наследники бр. Салаевых" (женился на племяннице Фед. Салаева) в Москве. При Д. фирма была широко известна изданием школьных и гимназич. учебников и уч. пособий. В предрев. годы изд-во Д. выпускало 130-140 книг в год тиражом св. 1 млн. экз. В 1912 фирма Д. стала "т-вом на паях" с привлечением капиталов др. предпринимателей (В. И. Клочкова, И. Н. Кушнерева и др.). Выпускалась и худож. лит-ра (напр., собр. соч. Н. Гоголя в 4-х т., 9-е изд., 1888). После 1917 по заказу Наркомпроса выпускались учебники. В сер. 1920-х гг. выходили кн. серии "историко-лит. б-ка": "Родной язык в школе", "Общеобразовательные экскурсии", "Школьные праздники и памятные дни" и целый ряд монографий по разл. отраслям знаний. В 1926 товарищество влилось в изд-во "Работник просвещения".

Дунаевский Исаак Осипович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дунай Иванович

ДУНА́Й ИВА́НОВИЧ - богатырь, герой былин и баллад. Отличит. черта его эпич. биографии - он перешел к князю Владимиру, оставив службу у Литовского короля; в сонм киевских богатырей был принят после поединка с Добрыней, закончившегося примирением. Гл. подвиг Д. И. - добывание невесты для Владимира: по поручению князя едет сватом к Литовскому королю; получив оскорбительный отказ, учиняет разгром и увозит силой. В заключит. части эпич. биографии Д. И. открываются архаич. (мифологич.) истоки образа: он - суженый девы-богатыря; победив ее в поединке, становится ее мужем; в пьяном состязании (условие - пробить стрелой кольцо на голове противника) убивает жену, беременную великим богатырем; в отчаянии бросается на нож - из крови его вытекает река Дунай. Этот последний мотив связывает былину и ее героя с кругом мифологич. представлений др. славян о Дунае.

Дункан Айседора

ДУНКА́Н Айседора (Данкан Изадора) (1877-1927) - амер. танцовщица. Противница танцевальных школ и академич. условностей, Д. выступала за свободный танец, рожденный в единстве с природой и вдохновленной музыкой, стремясь к идеалам античности. Д. танцевала босой, в легкой тунике. Импровизации Д. возникали под звуки классич. музыки, не предназначенной для танца. Они состояли из естеств. движений: бега, ходьбы, прыжков, выразит. жестов и оказывали огромное эмоциональное воздействие на зрителей. Популярность пришла к ней в Европе. Первые выступления состоялись в Будапеште (1903), Берлине (1904), Москве и Петербурге (1904). Д. неск. раз возвращалась в Москву, где организовала дет. студию (1922), придавая танцу большое воспитат. значение. После ее отъезда из России (1924) студией руководила Ирма Д. (приемная дочь). Д. создала свои школы в Германии, Франции и США. В репертуаре Д. были симфонич. произв. Л. Бетховена, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, К. Глюка, а также рев. песни - "Марсельеза", "Интернационал", "Варшавянка". Ее иск-во оказало большое влияние на мировую хореографию, способствуя развитию танца модерн, созданию новой танцевальной лексики в пост. балетмейстеров М. М. Фокина, А. А. Горского, К. Я. Голейзовского. Была женой С. А. Есенина.

А. Дункан. Худ. Х. Клара

А. Дункан. Худ. Х. Клара

Дураков Ник. Ал

ДУРАКО́В Ник. Ал. (род. 1934) - хоккеист, з. м. с. СССР (1963). Самый популярный в мире нападающий в хоккее с мячом. С 1956 по 1973 входил в сб. команду СССР. Чемпион мира 1957, 1963, 1965, 1967, 1969, 1971, 1973. Чемпион СССР 1956, 1958-1960, 1962, 1966, 1968, 1971, 1974. Обладатель Кубка европ. чемпионов (1975). Самый результативный игрок чемпионата СССР за все годы. Лучший снайпер чемпионата СССР (1966, 1968-1969, 1971, 1973-1974). Всего в соревнованиях разл. ранга забил 1112 мячей, неоднократно был признан лучшим игроком первенств мира, входил в символич. сборные мира. На чемпионате мира 1969 объявлен спортивными журналистами "королем бенди". Виртуозно бегал на коньках, блестяще владел всеми технич. приемами, до совершенства довел иск-во паса и точного удара с любых положений.

Дурень Иванович

ДУ́РЕНЬ ИВА́НОВИЧ - типовой персонаж рус. фольклора, преим. сказок. Говорит и поступает невпопад; советы, относящиеся к прошлому, упорно применяет к настоящему, отчего попадает в нелепые ситуации и терпит неприятности: со словами "бог помочь", "носить вам - не переносить" обращается не к работающим, как ему советовали, а к похоронной процессии; плачет на свадьбе; желает старцу найти суженую; играет и пляшет на пожаре и заливает свинью, к-рую палит мужик; просит благословения у медведя, и тот едва не задирает его; улюлюкает при виде отряда солдат, и те забивают его до смерти. Д. И. страдает от того, что его доброжелательность и готовность услужить людям оказываются в вопиющем противоречии с реальными жизненными ситуациями.

Дурново Ив. Ник

ДУРНОВО́ Ив. Ник. (1834-1903) - гос. деятель. Род. в Черниговской губ., окончил Михайловское артиллерийск. уч-ще. Участвовал в Крым. войне. В 1863-1870 - губернатор Черниговской губ., в 1870-1882 - Екатеринославской губ. С 1882 товарищ мин. внутр. дел, в 1889-1895 - министр. В период работы министерства Д. были осуществлены "контрреформы": он стремился к ограничению компетенции органов земского и гор. самоуправления и постановке их под жесткий контроль гос-ва, к укреплению общинной системы, сохранению привилегий дворянства и др. С 1895 по 1903 пред. К-та министров. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

И. Н. Дурново

И. Н. Дурново

Дурново Ник. Ник

ДУРНОВО́ Ник. Ник. (1876-1937) - языковед, один из создателей слав. диахронич. фонологии. Род. в Москве. Учился в Омск. ун-те, где был учеником Ф. Ф. Фортунатова. По окончании унта Д. был в нем доц., позднее проф. В 1924-29 жил в Чехословакии.

Д. занимался исследованием рус. и слав. диалектологии. Совм. с Д. Н. Ушаковым и Н. Н. Соколовым был автором "Диалектологической карты рус. яз. в Европе" (1914), к-рая послужила началом слав. лингвистич. географии. Автор первого в рус. лингвистике описания диалекта - иссл. говора с. Парфенки Рудского у. Моск. губ. В "Очерке истории русского яз." (1924) Д. разграничил диахронич. и синхронич. аспекты в лингвистич. иссл. Он сделал попытку иссл. проблемы фонологии на старослав. и праслав. материале. Основополагающей для слав. ист. фонологии стала кн. Д. "Введение в историю рус. яз." (1927).

Д. был тесно связан научными интересами с Н. С. Трубецким, Р. О. Якобсоном и др. участниками Пражского лингвистич. кружка. 28 дек. 1933 Д. был арестован и осужден на 10 лет лагерей. Находился в Соловецких лагерях, 9 окт. 1937 повторно осужден и 27 окт. того же года расстрелян.

Дурново Петр Ник

ДУРНОВО́ Петр Ник. (1845-1915) - гос. деятель. Окончил курс наук Моск. Кадетского Корпуса в 1860, произведен в гардемарины, затем в мичманы, служил на флоте, окончил Военно-Юридич. Академию в 1870, назначен товарищем прокурора Кронштадтского Военно-Морского суда. С 1872 состоял на службе в Мин-ве юстиции, пользовался уважением, известностью как талантливый судебный деятель первого десятилетия существования реформированной судебной системы, занимал должности товарища прокурора Владимирск и Моск. окружных судов, прокурора Рыбинского и Владимир. окружных судов, товарища прокурора Киев. суд. палаты. В 1881 назначен управляющим судебного отдела Департамента гос. полиции мин-ва внутр. дел для дознаний о гос. преступлениях, в 1883 назначен вице-директором департамента гос. полиции, а так же исполняющим должность юрисконсульта по Мин-ву внутр. дел. В 1884, после командировки в Зап. Европу для изучения работы полиции крупных городов - Директор Департамента полиции и чл. Особого совещания о гос. охране, в 1885 участвовал в деятельности комиссии по пересмотру Устава фабричной и заводской пром-сти. В 1892 после скандала (желая доказать связь своей любовницы с испанским послом, при помощи своих агентов изъял ее письма, что стало известно Александру III) "в 24 часа" был уволен указом царя. С 1893 - сенатор, в 1894 назначен чл. Особого присутствия Сената для осуждения дел о гос. преступлениях. В 1900-05 - товарищ мин. внутр. дел, назначение на этот пост в правительств кругах связывали с тем, что, проиграв значит. сумму денег на бирже и не получив их от министра финансов С. Ю. Витте, Д. был по инициативе министра внутр. дел Д. С. Сипягина назначен товарищем, получив в свое распоряжение Департамент полиции. С 23 окт. 1905 по 22 апр. 1906 - мин. внутр. дел в Совете министров под председательством Витте, за это время стал статс-секретарем, действит. тайным советником, членом Гос. Совета, а его дочь - фрейлиной. После отставки Д. принимал активное участие в деят-ности Гос. Совета, возглавляя группу правых. Накануне и в нач. 1-й мировой войны имел репутацию "германофила", выступая за восстановление союза с Вильгельмом II. Объясняя свою позицию в поданной в 1914 царю записке, проницательно предвидел возможные последствия войны для России: неизбежные для неподготовленной к войне страны неудачи будут приписаны пр-ву, активизируется оппозиция в Думе, к-рая стимулирует рев. движение, выдвижение социалистич лозунгов, раздел земли, имущества, произойдет разложение уставшей от войны армии, когда ни законодат. учреждения, ни "оппозиционно-интеллигентские партии" не смогут удержать стихийное нар. движение, преодолеть анархию и т. д. В 1917 имя Д., воспринимавшегося как символ "старого порядка", получило невиданную известность в связи с захватом анархистами его дачи на Выборгской стороне в Пг. и превращением ее в центр левоэкстремистских сил.

Дуров Лев Конст.

ДУ́РОВ Лев Конст. (род. 1931) - актер, режиссер. В 1954 окончил Школу-студию MXAT. В 1954-63 работал в ЦДТ. Первая его роль в т-ре - Афанасьев в спектакле "В добрый час" в пост. А. В. Эфроса, с к-рым был связан весь творч. путь Д.

В 1964-67 Д. - актер Моск. т-ра им. Ленинского Комсомола, где им создан ряд ролей в спектаклях Эфроса, в т. ч. Бутон ("Мольер" М. А. Булгакова, 1966).

В 1967 Д. вместе с режиссером и группой актеров перешел на работу в Моск. драматич. т-р на Малой Бронной. Здесь он сыграл свои лучшие роли и приобрел репутацию многожанрового актера. Осн. работы Д. в Т-ре на Малой Бронной: Чебутыкин ("Три сестры" А. П. Чехова, 1967, 1982), Тибальд ("Ромео и Джульетта" У. Шекспира, 1970), Снегирев ("Брат Алеша", по Ф. М. Достоевскому, 1972), Сганарель ("Дон Жуан" Ж.-Б. Мольера, 1973), Жевакин ("Женитьба" Н. В. Гоголя, 1975), Яго ("Отелло" У. Шекспира, 1979), Ноздрев ("Дорога" по "Мертвым Душам" и письмам Н. В. Гоголя, 1979), Генерал Иволгин ("Бесстыжая" по "Идиоту" Ф. М. Достоевского, реж. С. Женовач, 1995). После ухода из т-ра и трагич. смерти А. В. Эфроса Д. приложил много усилий для сохранения творч. уровня т-ра на Малой Бронной.

В 1990-х гг. Д. стал работать в антрепризных спектаклях: спектакли Моск. т-ра "Школа современной пьесы" "Миссис Лев" (Лев Толстой) (1995) и "С приветом, Дон Кихот" (Санчо Панса) (1996).

Дебютом Д.-постановщика был спектакль "Друг мой, Колька" (ЦДТ, 1960, совм. с А. В. Эфросом). В Т-ре на Малой Бронной он поставил спектакли "Жестокие игры" (1980), "А все-таки она вертится…" (1981), "Жиды города Питера" (1991), "Полонез Огинского" (1994), "Дорога в Нью-Йорк" (1995).

Д. приобрел широкую популярность как киноактер. Список его киноработ огромен, в т. ч. в к/ф "Дело "пестрых"" (1958), "Високосный год" (1961), "Я шагаю по Москве" (1963), "Пядь земли" (1964), "Время, вперед!" (1965), "Случай с Полыниным" (1970), "Старики-разбойники" (1971), "Земля, до востребования" (1972), "Четвертый" (1972), "Калина красная" (1974), "На ясный огонь" (1976), "Прощание" (1983); телефильмы: "Вся королевская рать" (1971), "Бумбараш" (1972), "Большая перемена" (1973), "Семнадцать мгновений весны" (1973) и мн. др.

Дурова Над. Анд

ДУ́РОВА Над. Анд. (псевд. Александров) (1783-1866) - писательница, первая в России женщина-офицер. Из дворян, дочь гусарского ротмистра, воспитывалась денщиком-гусаром. В 1806, переодевшись в мужское платье и выдав себя за помещичьего сына Александра Васильевича Дурова, бежала с проходившим через Сарапул казачьим полком в Гродно, где поступила в Конно-Польский уланский полк. За участие в Прусской компании награждена Георгиевским крестом. Узнав историю Д., Александр I произвел ее в корнеты Мариупольского гусарского полка и повелел именоваться Александровым. Участница Отеч. войны 1812 (в Бородинском сражении контужена), кампаний 1813-1814, нек-рое время была ординарцем М. И. Кутузова. В 1816 уволена в отставку в чине штабс-ротмистра. Как писательница дебютировала отрывком из записок, опубл. А. С. Пушкиным в "Современнике" (1836; отд. изд. под заглавием "Кавалерист-девица, происшествие в России", 1836) и принесшим Д. лит. славу. Линию мемуарных соч. Д. продолжили автобиографич. пов. "Год жизни в Петербурге, или Невыгоды третьего посещения" (1838) и "Записки Александрова. Добавление к Девице-кавалерист" (1839). Успех у современников имела и романтич. беллетристика Д. - "этнографич." пов. "Северный ключ" и "Нурмека" (обе 1839), светская пов. "Угол" (1840), фантастич. роман "Ярчук, собака-духовидец" (1840), близкая к "неистовой словесности" повесть "Павильон" (1840) и т. д. Сочинения Д. печатались в "Б-ке для чтения", "Отечественных записках", сб. "Сто рус. литераторов". После 1841 прекратила лит. деят-ность. Необыкновенная судьба Д. послужила осн. мн. произв. лит-ры и иск-ва (ром. Д. Л. Мордовцева "Двенадцатый год", 1885; пьеса А. К. Гладкова "Давным-давно", 1940 и др.).

Н. А. Дурова

Н. А. Дурова

Дуровы

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Дух христианина"

"ДУХ ХРИСТИАНИ́НА" - духовно-лит. ж. в СПб. (1861-65). Издавали священники Дм. Флоринский, Иоанн Заркевич, Иоанн Флеров, Ал-др Гумилевский. Выходил ежемес. объемом 10-12 печ. л. Особенностью изд. являлось то, что журн. год "Д. X." начинался в сент. Журнал состоял из трех разделов - уч.-лит., критико-библиогр. и смеси. Он был рассчитан на среднеобразованного светского читателя и придерживался апологетич. направления. В первом разд. публиковались пер. отд. книг Библии, слова, речи, поучения и беседы иерархов. Здесь же помещались ст., посв. вопросам обществ. развития. Критико-библиогр. разд. публиковал содержание кн. и мат-лов периодич. печати (дух. и светской) по богословию, истории, философии, а также новинок худож. лит-ры. В ж. помещались очерки и рассказы о быте духовенства, стихи дух. содержания и т. п. "Д. X." прекратил существование из-за недостатка подписчиков.

Духоборы

ДУХОБО́РЫ или ДУХОБО́РЦЫ - рус. христ. секта, одно из направлений дух. христиан, возникшее во 2-й пол. 18 в. на Ю. России и Украины. Название Д. было дано этому движению екатеринославским епископом Амвросием, считавшим их борцами против Святого Духа. Д. вложили в него противоположный смысл и стали считаться "борцами за дух". Впервые Д. появились в Воронеж. губ. в среде гос. крестьян во главе с крестьянами С. Колесниковым и И. Побирохиным, затем распространились в Астраханской, Пензенской, Саратовской и др. губерниях. Д. отвергали правосл. церковь с ее храмами, иконами, пышностью богослужения и иерархией, считая все это извращением веры. Бог понимается Д. как пребывающая в мире "премудрость", "благо" и "любовь". Христос для Д. - простой человек, в к-ром воплотился божеств. разум. Библии Д. противопоставляли "Внутренние откровения". Святой книгой для них является т. н. "Животная книга" - собрание псалмов, соч. самими Д. и распространяющаяся в устной форме, т. к. "писаное слово мертво". Считали, что "живая икона - это человек", верили в бессмертие души, но отвергали ад и рай. Богослужебные собрания происходили в доме или в поле, во время их читались псалмы. Из обрядов Д. соблюдают свадебный и похоронный. Согласно ранним представлениям Д. люди наделены богом равенством и свободой, известны попытки Д. осуществить на практике обожествление имущества и отказ от института власти. При этом рук. Д. обладали неограниченной дух. и мирской властью и передавали ее по наследству. В царствование Александра I Д. были насильственно переселены в Таврическую губ. (р. Молочная), где они очень хорошо устроились, организовались и стали экономич. процветать, при этом стремясь осуществить на практике принцип общности имущества. Преследования Д. усилились при Николае I, они были выселены в Закавказье и жили там на положении ссыльных. В ответ на преследование пр-ва Д. высказали желание эмигрировать из России. В их поддержку организовалось широкое обществ. движение, в к-ром принял участие Л. Н. Толстой. В 1898 пр-во согласилось на переселение Д. за границу, и значит. их ч. (7,5 тыс. чел.) эмигрировала в Канаду. После Окт. рев-ции 1917 произошел распад общины. Небольшие группы Д. на Сев. Кавказе, в Рост., Тамбов., Оренбург. обл., Грузии, Азербайджане, на Д. Востоке, в Ср. Азии превратились в своеобразные этнич. группы со своими обычаями, фольклором и традициями.

Духов день

ДУ́ХОВ ДЕНЬ - 50-й день после Пасхи, или первый понедельник после Троицы. Д. Д. тесно связан с предшествующей неделей, завершая или продолжая мн. обряды, начало к-рых приурочено к Семику или Троице. Так, нередко именно в Д. Д. развивают венки, топят троицкую березку. Продолжением купальско-троицкой обрядности, основанной на культе зеленеющей земли, можно считать концентрирующиеся вокруг Д. Д. представления и обряды, связанные с образом русалки. В Смоленской губ. считали, что русалки до Д. Д. живут в воде, а на Д. Д. выходят на берега, в леса и рощи, в зеленую ниву. Поэтому, начиная с Д. Д. в течение всей недели (называемой обычно русалкой), опасно одному проезжать (проходить) через засеянное рожью поле, в Д. Д. опасно купаться. В Д. Д. иногда справляли "проводы русалки", что рассматривалось как окончательные проводы весны. Полагали, что "с Духова дня не с одного неба, а и из-под земли тепло идет", т. е. настает настоящее лето. "Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке". Под Д. Д. орловские крестьяне приносили дань полевику: пару яиц и краденого старого безголового петуха. Существовало глубокое убеждение, что в Д. Д. Земля - именинница, почему запрещалось рыть или копать землю на протяжении суток. Верили, будто перед солнечным восходом на Д. Д. мать сыра-земля открывает свои тайны и можно "наслушивать клады".

Духовенство

ДУХОВЕ́НСТВО - служители культа, совершающие религ., церк. обряды, проповедующие вероучение. В правосл. и католич. церквях Д. делится на черное (монахи, к-рые только и могут занимать высшие церк. должности, рукополагаться в епископский сан) и белое (немонашествующее). В России Д. появилось одновр. с принятием христ-ва. Глава рус. церкви избирался константинопольским патриархом. Епископы и архиепископы избирались собором рус. архиереев при согласовании с князьями. В 1448 рус. церковь получила самостоятельность, стала автокефальной. Митрополит стал избираться собором рус. епископов при участии светской власти (князей). В 1589 собор учредил патриаршество в России и присвоил главе рус. церкви титул патриарха Моск. и всея Руси. Образованность Д. определила его участие в гос. и культ. жизни России. В мон. было положено начало рус. летописанию. За счет земельных пожалований, покупки земли и захвата "черных" земель архиерейские кафедры и монастыри со временем стали крупными землевладельцами. С 17 в. установился наследств. порядок занятия свободных священнич. мест и белое Д. постепенно превратилось в замкнутое сословие. В 1721 было ликвидировано патриаршество, управление церковью перешло Святейшему Синоду во главе с гос. чиновником - обер-прокурором. В 1764 была произведена секуляризация церк. земель, к-рые вместе с нас. (13,8% всех крестьян России) перешли в собственность гос-ва. К нач. 20 в. церковь владела большим движимым и недвижимым имуществом. В 1912 насчитывалось 110,5 тыс. чел. белого Д. и 91,5 тыс. чел. черного Д. С 1917 рус. Д. стало подвергаться жесточайшим репрессиям. Атеистич. идеология Сов. гос-ва заранее предопределяла возможности существования Д. лишь как "терпимой" категории граждан. Лишь с началом Вел. Отеч. Войны положение Д. в СССР улучшилось. Однако хрущевские гонения вновь заставили Д. вспомнить 1920-1930-е гг. С началом реформ в сер. 1980-х гг. ("перестройки") положение Д. стало меняться, а его представители начали принимать более активное участие в культ. и политич. жизни СССР и России.

Духовная академия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Духовная академия Казанская

ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ КАЗА́НСКАЯ - высшее духовное уч. заведение. Основанная в 1723 в Казани архиерейская элементарная школа была преобразована в 1732 в семинарию по образцу и подобию Киевской духовной А. Из этой же А. были приглашены и первые учителя. В семинарии преподавали риторику, философию и богословие, позднее ввели историю, географию, математику и новые языки. В 1797 семинария была преобразована в А. с высш. богословским курсом. Для пополнения образования воспитанники А. посещали ун-т, где слушали лекции по предметам, не преподававшимся в А. В 1818 А. была закрыта. Вновь Д. А. К. была открыта в 1842 сначала в Спасском монастыре, а затем в спец. загородном помещении. Общий строй академич. жизни определялся уставом 1814, общим для всех дух. А. Отличит. чертой Д. А. К. являлось преподавание турецко-тат., араб., монг. и калмыцкого языков.

Духовная академия Киевская

ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ КИ́ЕВСКАЯ - берет свое начало от киево-братской школы, осн. в 1615 для изучения классич яз., риторики, богословия и нек-рых предметов элементарного образования. В 1631 киевский митрополит Петр Могила преобразовал ее в высшее уч. заведение - киево-могилянскую коллегию, где преподавались слав., греч. и лат. яз., нотное пение, катехизис, арифметика, поэзия, риторика, философия и богословие. Ученики делились на восемь кл. Каждую субботу воспитанники упражнялись в диспутах. В 1701 коллегия была переименована в Академию, введены языки франц., нем. и евр., естеств. история, география, математика, нек-рое время преподавались также архитектура и живопись, высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и рус. риторика. В соответствии с "Духовным регламентом" (1721) в Д. А. К. были дополнительно включены алгебра, геометрия, механика, оптика. Осн. обучением в А. была лекция. Д. А. К. сыграла важную роль в истории рус. просвещения 18 в. Отсюда вышли известные обществ. деятели. Ее воспитанники становились учителями Моск. славяно-греко-латинской Академии, С.-Петерб. Александро-Невской Академии, Казанской Академии, учреждали семинарий нар. школы. Нек-рые воспитанники продолжили свое образование за границей, поступили в Моск. ун-т, мед.-хирургич. уч-ще. С открытием Моск. ун-та в 1755 Д. А. К. начала терять свое былое значение культ. центра Украины и России, постепенно становясь чисто дух. уч. заведением. В 1817 была закрыта, открыта вновь в 1819 в том же братском мон. на началах устава 1814 уже в качестве Духовной Академии. В 1920 Д. А. К. была закрыта.

Духовная академия Московская

ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ МОСКО́ВСКАЯ - в истории Д. А. М. различают 4 периода. В 1685 явились в Москву братья Лихуды и открыли сначала в Богоявленском мон., а затем и в Заиконоспасском школу, в к-рой преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика на лат. и греч. яз. Это была в зародыше Славяно-греко-лат. Академия со схоластич. направлением преподавания. Со временем преподавание на лат. яз. было упразднено, но А. склоняется к зап. просвещению и остается таковой в продолжение всего периода (1700-75). Развитию и становлению данного направления содействовал и сам Петр I, и образованные люди того времени. Наставники, а нередко и ученики вызывались из Киева. Науки преподавались на лат. яз. Во главе А. стояли ректор и префект, первый наблюдал за наставником и преподаванием, второй - за учениками. Предметы преподавания: богословие, философия (по Аристотелю), физика, метафизика, психология, метеорология, риторика. Наставники А. кроме преподавания экзаменовали лиц, определяемых на священно- и церковно-служительские места, принимали участие в исправлении слав. перевода Библии (1712-47). Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев. Наиболее способные воспитанники проходили академич. курс за 12-13 лет, иные же в продолжение 15 лет едва достигали филос. кл., бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном кл. оставались по 10 лет. Своего расцвета Д. А. М. достигает в 1755-1814 под протекторатом митрополита Платона. Были выведены новые предметы обучения: церк. и гражд. история, рус. церк. история, церк. право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицины, церк. устав и пение, новые языки. Митрополит Платон положил конец влиянию Киевской Академии на жизнь и системы обучения Д. А. М. Постепенно Славяно-греко-лат. Академия утрачивает свое былое значение общеобразоват. школы, поставлявшей в правительств. учреждения на гос. службу молодежь со знанием лат. яз., и превращается в высш. сословно-духовное уч. заведение. В 1814 Моск. славяно-греко-лат. Академия была преобразована в духовную и переведена в Троице-Сергиеву лавру. Новая А. внесла большой вклад в разработку богословской, церк.-ист. и филос. наук, в перевод отцов церкви на рус. яз. В 19 - нач. 20 вв. Д. А. М. - один из центров отечеств. философской мысли. Закрыта в 1919. Воссоздана в 1946. Готовит священнослужителей и богословов.

Духовная академия Санкт-Петербургская

ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУ́РГСКАЯ - берет свое начало от слав. школы в 1721 согласно Высочайшему повелению при Александро-Невском мон., учрежденной для обучения "азбуке, письму, арифметике, грамматике, псалтирии, толкованию евангельских блаженств". В 1726 переименована в Славяно-греко-лат. семинарию с преподаванием богословия, философии, риторики, красноречия, истории, географии и новых яз. Ученики набирались из разных сословий, их число доходило до 100. Они писали и произносили проповеди, упражнялись в диспутах. В 1788 семинария была переименована в гл. семинарию, куда вызывались лучшие воспитанники из др. семинарий, в 1797 в преподавание ввели церк. историю, механику, естест. историю и эксперим. физику. Семинария была преобразована в Александро-Невскую Академию, доп. введены медицина, муз. и поэтич. упражнения вне класса, открыты физич. и минералогич. кабинеты, в 1809 преобразована в С.-Петерб. духовную Академию - первое высшее духовное учреждение. Были введены ученые степени д-ра, магистра и канд. богословия. Была закрыта в 1918, возрождена в 1946 как Ленингр. Д. А. (с 1991 - С.-Петерб.). Находится в феодоровском корпусе Александро-Невской лавры.

Духовная семинария

ДУХО́ВНАЯ СЕМИНА́РИЯ - традиц. название ср. уч. заведения для подготовки духовенства. В России начали появляться после изд. Духовного регламента (1721), предписывавшего архиереям устраивать при своих домах школы. Реформой 1808 был введен устав Д. С., согл к-рому они были отнесены к ср. уч. заведениям. Готовили священников, а также воспитанников, впоследствии поступающих в дух. академии. Программы шестилетнего курса обучения менялись после реформ 1867-69 и 1884. Первые четыре кл. были общеобразовательными, а богослов. науки изучались в 5 и 6 кл. К 1917 Д. С. имелись в большинстве епархий Рус. Православ. Церкви (в т. ч. и в США, в нек-рых епархиях их было по 2). Д. С. прекратили существование в 1918. Ч. из них была преобразована в богословско-пастырские школы (курсы, уч-ща), просуществовавшие до 1920-х гг. Вновь Д. С. (8) были открыты во второй пол. 1940-х гг., к 1965 их осталось 3 (в Загорске, Ленинграде, Одессе). С кон. 1980-х гг. они вновь начали открываться (в Киеве, Тобольске, Ставрополе и др.). Курс обучения в Д. С. в наст. время - 4 года. В Грузинской Правосл. Церкви есть Мцхетская Д. С. (с 1963). Армянская Церковь ранее имела Д. С. в каждой епархии, в наст. время существует одна в Эчмиадзине. Д. С. Католич. церкви до 1918 были в России в каждой епархии. После Вел. Отеч. войны они остались только в Риге и Каунасе. В наст. время Д. С. есть в Хмельницкой обл., готовится открытие еще неск. Греко-католич. (Униатская) церковь в наст. время имеет Д. С. во Львове, Ужгороде и др. городах. Существует евангелическо-лютеранская Д. С. в Риге, баптистская в Москве, адвентистская в Тульской обл. В иудаизме уч. заведение, аналогичное Д. С., наз. иешибот (с 1956 есть в Москве), в мусульманстве - медресе (в СССР имелось в Бухаре, в наст. время открыто также в Баку и др. городах).

Лит.: Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX ст. Вильна, 1908-09; Сорокин В., проф.-прот., Бовкалло А. А., Галкин А. К. Дух. образование в Рус. Правосл. Церкви при Святейшем Патриархе Моск. и всея России Тихоне // Вестн. Ленингр. Дух. Академии. 1990. № 3.

Духовник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Духовные стихи

ДУХО́ВНЫЕ СТИХИ́ - вид устной поэзии, лироэпич. и лирич. песни христ.-религ. содержания. Источниками их служили чаще всего книжные и устные сказания, легенды, апокрифы, жития. Из эпич. Д. С. наиболее известны: о Голубиной книге (стих представляет последовательную серию вопросов и ответов о происхождении мира, явлений и предметов природы, живых существ, социальных отношений и др.), о Егории Храбром (о мучениях и подвигах героя во имя "святой веры"), о Федоре Тироне (на тему змееборства), о Дмитрии Солунском (с мотивами борьбы против татарского нашествия и освобождения полонянок), об Анике-воине, об Алексее, чел. божьем (песенная обработка жития святого). Эпич. Д. С. на Рус. Севере испытали стилистич. и сюжетное влияние былин и постоянно входили в репертуар сказителей. Из лироэпич. Д. С. следует назвать: о Страшном суде, Грешной душе, Плач Адама, они исполнялись каликами, певцами-нищими. Д. С. лирич. получили особенное распространение в старообрядческой и сектанской среде.

Духовные учебные заведения

ДУХО́ВНЫЕ УЧЕ́БНЫЕ ЗАВЕДЕ́НИЯ - дают богословское образование и готовят служителей религ. культов. В России первое уч-ще для подготовки правосл. свящ. осн. по указу Ярослава Мудрого в Новгороде при епископской кафедре. Однако в последующие столетия дух. уч. заведения развития не получили. Подготовка клириков правосл. церкви велась лишь в нек-рых братских школах при монастырях. Единственной богословской школой была Киевская дух. академия. В кон. 17 в. в Москве открылась Славяно-греко-лат. академия, в к-рой также готовили кадры священнослужителей. В 1721 Петр I издал "регламент Дух. коллегии", обязывающей епископов "иметь в своих домах школы для приготовления свящ." (получили назв. архиерейских школ). Архиерейские школы с 8-летней программой обучения во 2-й четв. 18 в. стали наз. семинариями. В 1797 осн. Казанская и С.-Петерб. дух. академии, получившие в 1809 статус высших дух. уч. заведений, в 1814 - Моск. дух. академия. В России функционировали также римско-ка-толич. академия, католич. коллегии и семинарии, протестантский богосл. ф-т Юрьевского ун-та, мусульманские уч. заведения в Казани, Оренбурге, Уфе, Бухаре, Ташкенте и др. За годы сов. власти деят-ность дух. уч. заведений значительно сократилась, в наст. время происходит активное возрождение.

Духовые музыкальные инструменты

ДУХОВЫ́Е МУЗЫКА́ЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕ́НТЫ - муз. инструменты, в к-рых звучащим телом является воздушный столб, заключенный в трубку инструмента, а его колебания возникают при вдувании воздуха исполнителем. В зависимости от способа духовые инструменты делятся на две основные группы - деревянные духовые и медные духовые. Названия групп свидетельствуют о материале, из к-рого изготовлялись инструменты. В настоящее время нек-рые деревянные духовые инструменты делаются из металла, эбонита, пластмасс.

У деревянных духовых инструментов звук возникает с помощью спец. язычка (трости), либо вследствие расчленения струи воздуха о край инструмента (принцип свистка). Высота звука меняется клапанами на отверстиях в корпусе инструмента, открывание клапанов укорачивает длину воздушного столба и, следоват., повышает звук.

У медных духовых инструментов исполнитель, меняя напряжение губ, заставляет звучать (выделяет) тот или иной звук натурального (обертонового) ряда, к-рый может быть понижен при помощи вентилей или кулисы, удлиняющих трубку инструмента.

Осн. части большинства Д. М. И. весьма разнообразны и определяются мн. факторами - формой инструментов, материалом, мензурой (отношение длины трубки к диаметру) и т. д. В целом медные духовые инструменты имеют более сильный и яркий звук, что определяется не столько материалом, сколько способом звукоизвлечения. Деревянные духовые инструменты более подвижны и податливы для тонкой нюансировки. Все Д. М. И. используются как сольные и ансамблевые, входя в состав разл. оркестров, образуют также самостоятельный духовой оркестр.

Духонин Ник. Ник

ДУХО́НИН Ник. Ник. (1876-1917) - ген.-лейтенант, нач. штаба верховного главнокомандующего (сент. 1917), последний и. о. верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской республики (нояб. 1917). Из потомственных дворян Смоленской губ. Окончил Киевский Владимирский кадетский корпус, 3-е военное Александровское уч-ще (1896), по окончании к-рого в чине подпоручика выпущен в лейб-гвардии Литовский полк 1-й бригады 3-й Гв. пех. дивизии. В 1902 окончил Николаевскую академию Ген. штаба. В штабах Императорской Армии занимал следующие должности: ст. адъютант штаба 42-й пех. дивизии (1904-06), пом. ст. адъютанта штаба Киевского военного округа (1906-07), штаб-офицера для поручений при штабе округа (1907-08), преподавателя военных наук в Киевском военном училище (1908-11). В дек. 1911 произведен в чин полковника. С сент. 1912 - ст. адъютант штаба Киевского военного округа. Участник Первой мировой войны. В авг. 1914 принял командование 165-го пех. Луцкого полка 1-й бригады 42-й пех. дивизии. В дек. 1915 произведен в чин ген.-майора. В 1916-17 занимал должность ген. квартирмейстера штаба Юго-Зап. фронта, с июня 1917 - нач. штаба фронта. В авг. 1917 принял должность нач-ка штаба Зап. фронта, с сент. 1917 - нач. штаба верховного главнокомандующего. После бегства из Ставки 1 нояб. 1917 А. Ф. Керенского, как старший по должности принял на себя исполнение обязанностей верховного главнокомандующего. 9 нояб. 1917 отстранен от должности постановлением СНК за отказ вступить в переговоры с противником о перемирии. 19 нояб. 1917 приказал освободить из Быховской тюрьмы ген. от инфантерии Л. Г. Корнилова и др. арестованных по его делу. 20 нояб. 1917 убит толпой солдат на могилевском вокзале.

Душегрея

ДУШЕГРЕ́Я (епанечка, боры, телогрейка, перо, перышко, коротенька) - короткая пелерина (кофта) на лямках, охватывала спину и грудь и застегивалась спереди на крючок, а сзади собиралась складками. Д. шили из парчи, шелка и плюша, отделывая края золотым позументом. Утепленные Д. подбивали льняными или пеньковыми очесами (ватой), они были коротенькими, на спине закладывались плотные складки-валики. Холодные Д. делали на подкладке, они были длиннее и по крою напоминали косоклинный сарафан. В 19 в. Д. была широко распространена в купеч. и мещанской среде, преим. на Севере, и входила в праздничный комплект девичьей одежды. Носили Д. поверх сарафана.

"Душеполезное чтение"

"ДУШЕПОЛЕ́ЗНОЕ ЧТЕ́НИЕ" - ежемес. богословский журнал, изд. В 1860-1917 в Москве объемом 10-12 печ. л. Возник по инициативе священника А. И. Ключарева (в монашестве Амвросий, архиеп Харьковский) и при активном содействии Филарета, митр. Моск. Ж. ориентировался гл. обр. на духовенство, был призван служить подспорьем для составления поучений и проповедей, для чего в нем постоянно публиковались ст. вероучит. и нравоучит. содержания, в к-рых обращалось внимание на явления совр. обществ. жизни. В этом разделе активно сотрудничал преосв. Виссарион, еп. Костромской. На его страницах печатались тр., относящиеся к вопросам изучения Священного Писания, творений Отцов Церкви, а также материалы церковно-ист. характера, сведения о церк. жизни в России и на правосл. Востоке, рассказы и очерки о жизни духовенства. С 1899 в виде приложения к "Д. Ч." издавалось "Полное собр. резолюций Филарета, митр. Московского".

Душечка

ДУ́ШЕЧКА - прозвище героини одноим. рассказа (1899) А. П. Чехова, бесхитростной и доброй женщины, полностью растворяющейся в предмете своей любви, живущей целиком его заботами и мыслями; часто нарицательное назв. доверчивой, недалекой и несамостоятельной женщины (шире - человека вообще). Л. Толстой считал, что Чехов в этом рассказе, желая высказать насмешку, воспел истинное призвание женщины.

Дуэль

ДУЭ́ЛЬ (от лат. duellum - война) - поединок с применением оружия, парный бой, происходящий по определенным правилам и имеющий целью восстановление чести, достоинства, а в нек-рых случаях - разрешение спора. Д. представляет собой процедуру, обусловленную установленными правилами, ритуальными моментами, к-рые заблаговременно согласовываются противниками или их представителями (секундантами). В России Д. появилась в Петровскую эпоху под влиянием европ. традиции и наиб. распространения достигла в 1-й пол. 19 в. Изначально Д. подвергалась запретам, нарушения к-рых влекли за собой уголовную ответственность, предполагавшую серьезные наказания, вплоть до смертной казни. Характерный пример - содержание "Патента о поединках и начинании ссор", составлявшего гл. 49 "Устава воинского" (1716). В 19 в. изв. распространение получила практика т. н. "четверной дуэли", в ходе к-рой после противников стреляли их секунданты (напр., поединок В. В. Шереметьева и А. П. Завадовского, а затем А. И. Якубовича и А. С. Грибоедова). Среди наиб. изв. в истории России Д. - поединки подпоручика Семеновского полка, чл. Сев. об-ва К. П. Чернова и флигель-адъютанта В. Д. Новосильцева; А. С. Пушкина и Ж. Ш. Дантеса-Геккерна; М. Ю. Лермонтова и Н. С. Мартынова; Н. С. Гумилева и М. А. Волошина; А. И. Гучкова и А. А. Уварова, А. И. Гучкова и полк. С. Н. Мясоедова и др.

Дуэт

ДУЭ́Т (от итал. duetto, от лат. duo - два) - 1) Наиб. распространенный вид вокального, в первую очередь оперного ансамбля. В опере 18-19 вв. сложились устойчивые формы Д., а также тематические и фактурные клише, с помощью к-рых воплощались эмоциональные характеристики типовых драматургических ситуаций. Гл. типами были "Д.-диалог" (напр., Д. Виолетты и Жермона из "Травиаты" Верди) и "Д. согласия" (напр., Д. Лизы и Полины из "Пиковой дамы" Чайковского). Обладая относительной автономностью, Д. легко вычленялся из общей структуры оперы и мог исполняться отдельно в качестве концертного номера. С развитием оперной драматургии эволюционировал и Д., превращаясь из закругленного номера в развернутую драматическую сцену (например, заключительная сцена оперы "Евгений Онегин"). Расцвет камерного Д. приходится на 19 в. (Д. Шумана, Брамса, в России - Глинки, Чайковского). Камерные Д. часто предназначались для любительского музицирования. Д. - типичный ансамбль в кантате (например, у И. С. Баха) и в оперетте;

2) Изредка встречающееся название пьесы для двух исполнителей-инструменталистов с партиями равной трудности и значимости (например, Концертный Д. Стравинского для скрипки и фортепиано). Название Д. иногда носили и трио-сонаты в 18 в. (не включался в счет голосов генерал-бас);

3) Творческий союз двух исполнителей (напр., фортепианный Д; актерский Д., танцевальный Д.);

4) Редко встречающееся назв. полифонической пьесы с равнозначными двумя партиями-голосами (напр., 4 Д. в "Упражнении для клавира" И. С. Баха).

Дым

ДЫМ - один из признаков жилья, освоенного человеком пространства ("Дом пахнет дымом, гроб ладаном"). Метонимически обозначает дом, семью, хозяйство: "У нас счет по дымам (по избам)". По характеру Д. определяли погоду: Д. столбом - к ведру, морозу; Д. клубом (волоком) - к ненастью. По Д. гадали о судьбе, замужестве (в какую сторону потянет дым, оттуда жди жениха). "На Благовещенье под дымом не сидят" (запрещено готовить горячее и спать в избе).

Дымковская игрушка

ДЫ́МКОВСКАЯ (ВЯ́ТСКАЯ) ИГРУ́ШКА - рус. нар. худож. промысел гончарных изделий, зародился в Дымковской слободе близ города Вятка, связан со старинным местным обрядовым весенним праздником "свистуньей", превратившимся в 19 в. в ярмарку, для к-рой выделывали незамысловатые игрушки. Сырье для Д. И. - красная глина, смешанная с песком, после обжига заготовку опускают в раствор мела и расписывают анилиновыми или темперными красками, сусальным золотом. Для росписи Д. И. характерно контрастное сочетание цветов, простой геометрич. орнамент, фантастичность деталей, жизнерадостность. Д. И. изображают животных, всадников, дам в кринолинах иногда гротесковыми формами. В кон. 19 в. промысел приходит в упадок. В 1919 создана игрушечная мастерская, в 1942 - цех "Кировский художник". Мастера - А. А. Мезорина, Е. А. Кошкина, Е. И. Косс-Деньшина и др.

Лит.: Перминова Н. И. Дымковская расписная. Горький, 1979.

Дымковская игрушка. Е. И. Косс-Деньшина. Павлин. 1969

Дымковская игрушка. Е. И. Косс-Деньшина. Павлин. 1969

Дымов Осип

ДЫ́МОВ Осип (Перельман Осип Исидорович) (1878-1959) - писатель. Отец - выходец из Германии. Учился в Белостокском реальном уч-ще, окончил Петерб. лесной ин-т (1902). Сотрудничал в ж. "Театральное слово", "Сатирикон", газ. "Свободная мысль", "Утро", "Русь" Первая пьеса - "Голос крови" (1903). Выпустил сб. импрессионистич. рассказов "Солнцеворот" (1905), "Земля зовет", "Рассказы" (1910), "Новые голоса" (1912) и кн. юмористич. рассказов "Веселая печаль" (1911). "Печальный весельчак" из "Сатирикона", Д. был автором лирич. новелл, худож. мир к-рых составляли "клочки" событий, настроений, переживаний. К. И. Чуковский назвал этот мир "мистицизмом обыденности". Д. - автор ром. "Бегущие кресты. Великий человек" (1911) - о столичной жизни праздноболтающего умирающего об-ва, пребывающего в состоянии непреходящего тяжелого полубреда, а также мелодрам из жизни интеллигенции: "Каин" (1905), "Долг" (1907), "Жертва" (1915), наиб. известна "Ню. Трагедия каждого дня" (1909), пьес из евр. истории и совр. быта: "Голос крови" (1903), "Слушай, Израиль!" (1907), "Певец своей печали" (1914), "Вечный странник" (1913) и др. После отъезда из России стал писать на идиш. Заметной страницей в мемуарной лит-ре эмиграции стала кн. Д. "Что я помню".

Дынька

ДЫ́НЬКА - декор. украшение столбов, колонок, наличников окон, дверных порталов, напоминающее по форме дыню. Д. использовались в рус. архитектуре 13-17 вв. (ц. Пророка, Ярославль, 17 в. и др.).

Дьявол

ДЬЯ́ВОЛ, ДИА́ВОЛ - падший ангел, к-рый до своего падения был одним из высших ангелов в небесной иерархии (Синонимы: сатана, нечистый дух, демон, бес, Вельзевул, князь тьмы, Люцифер, Фосфор, Велиар и проч.). За горделивое послание против Творца он и увлеченные им духи были низвержены с "неба" и обречены на конечную погибель как отчужденные от источника истинного бытия, т. е. Бога-Творца. Злым этот высший ангел стал в своем свободном самоопределении. Поскольку ангельские дух. сущности обладают тварной вечностью неизменностью, дьявол - неизменный носитель зла, для к-рого принципиально невозможно покаяние, а следовательно и прощение. Нераскаянность дьявола выражается в безнадежной борьбе против Бога и Его творения. Он - источник зла, греха, страдания, смерти и неустроенности в тварном мире. В начале Библии, в книге Бытия, Д. появляется в образе змея, обольщающего первых людей. Проклятого за это Богом Д. и его слуг ожидает погибель в "последние времена", после решительной битвы, описанной в кн. Откровения (Апокалипсисе), где он изображен в образе Дракона. Д. под разными именами - широко распространенный персонаж в фольклоре. В худож. лит-ре представлен в спекулятивно переосмысленных, часто облагороженных образах (И. В. Гете, Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Т. Манн, М. А. Булгаков и пр.).

Лит.: Амфитеатров А. Дьявол в быте, легенде и в лит-ре Средних веков. Ташкент, 1993; Роббинс Р. Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996; Якушева Г. В. Фауст и Мефистофель вчера и сегодня. М., 1998; Махов А. Е. (автор-составитель). Сад демонов. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М., 1998.

Дьяки

ДЬЯ́КИ - наименование одной из категорий приказных людей в Рус. гос-ве 16-17 вв. Сам термин Д. получил распространение еще в удельный период. Тогда Д. наз. лица, выполнявшие разного рода канцелярские функции при дворах князей и крупных землевладельцев. В Москве в 15 в. при великокняж. казне состоял казенный Д. Часть Д. выходила из числа лично зависимых людей, холопов. После образования Рус. централиз. гос-ва и с возникновением приказной системы управления Д. составили высший слой приказных людей центрального и местного административного аппарата. Д. являлись ближайшими помощниками судей (т. е. нач. приказов), сами возглавляли разл. приказы в Москве, приказные избы на местах, назначались товарищами к воеводам. Во второй пол. 16 в. сформировалась категория думных Д., участвовавших в работе Боярской думы. За свою службу Д. получали и денежные оклады (в 17 в. размеры этих окладов колебались от 600 четей земли и 60 руб. денег до 100 четей земли и 215 руб.). Д. комплектовались преим. из числа приказных служителей низкого ранга (подъячих), нередко являлись выходцами непосредственно из дворянства, высших слоев посадского нас. Будучи представителями складывавшейся рос. бюрократии, Д., как и приказные люди в целом, были включены в структуру служилого сословия, пользовались его правами и привилегиями.

Дьякон

ДЬЯ́КОН, ДИА́КОН (греч. διακονοζ - "слуга", "служитель") - в древнехристианских общинах пом. возглавляющего евхаристич. собрание епископа, административные полномочия к-рого (собственно архидьякона) ставили его зачастую над свящ. (особенно на Западе). Первое упоминание о Д. - в посланиях ап. Павла (Филип 1:1 и 1 Тим 3:8 - 13). Церк. традиция, генетически возводящая совр. дьяконат к "семи мужам" кн. Деяний Апостольских (6 2 - 6, - совсем не названных здесь Д.!), в научном отношении очень уязвима.

В наст. время Д. - представитель низшей, первой степени церк. иерархии, "служитель слова Божия", богослужебные обязанности к-рого состоят преим. в громком чтении Св. Писания ("благовествовании"), возглашении от лица молящихся ектений, каждении храма. Церк. устав предусматривает его помощь совершающему проскомидию свящ. Д. не имеет права совершать ни одно богослужение и даже самостоятельно облачаться в свои богослужебные одежды, но должен каждый раз испрашивать на это "благословение" священнослужителя. Чисто вспомогательная богослужебная функция Д. подчеркивается возведением его в данный сан на литургии после евхаристич. канона (и даже на Литургии Преждеосвященных даров, не содержащей евхаристич. канона) (По желанию правящего архиерея это может происходить и в иное время). Он лишь "служитель (слуга) при священнодействии" или "левит" (Симеон Солунский). В бедных сельских приходах свящ. может обходиться совсем без Д. Бытовое обращение - "о. Д." или "о. имярек", либо же просто по имени и отчеству.

Термин "Д.", без уточнения ("просто" Д.), указывает на его принадлежность к белому духовенству. Представитель того же низшего ранга в черном духовенстве (монашествующий Д.) именуется "иеродьякон" (букв. "священнодьякон"). Представитель второго (и последнего) ранга дьяконата среди белого духовенства - "протодьякон" ("первый Д."), исторически-старший (в богослужебном аспекте) среди неск. Д., служащих вместе в большом храме (соборе). Наградой в наст. время является и сам чин протодьякона, поэтому в одном соборе может быть более одного протодьякона. Первый среди неск. иеродьяконов (в мон.) наз. "архидьякон" ("старший Д."). Постоянно служащий с архиереем иеродьякон также обычно возводится в сан архидьякона.

В 1-4 вв. существовал ин-т дьяконисс ("служительниц"), чьи обязанности состояли, гл. образом, в уходе за больными женщинами, в подготовке женщин к крещению и в служении свящ. при их крещении "для благоприличия". Св. Епифаний Кипрский подробно объясняет особенное положение дьяконисс в связи с их участием в этом таинстве, решительно исключая их при этом из участия в Евхаристии. К клирикам они не приравнивались. Возрождение ин-та дьяконисс в зап. христ-ве наблюдается с 19 в. В 1911 предполагалась к открытию первая община дьяконисс в Москве.

Лит.: Зом Р. Церк. строй в первые века христ-ва. М., 1906. С. 196-207; Троицкий С. В. Диакониссы в Православной Церкви. СПб., 1912; Кирилл (Гундяев), архим. К вопросу происхождения диаконата // Богословские тр. М., 1975. Сб. 13. С. 201-207.

Дьяконов Иг. Мих.

ДЬЯ́КОНОВ Иг. Мих. (1915-1999) - лингвист и историк, исследователь культур Др. Востока. Род. в Петрограде. Оконч. в 1938 филолог. ф-т ЛГУ. С 1936 (по 1959) - сотр. Гос. Эрмитажа. Преподавал на каф. семитологии ЛГУ (1940-41, 1945-50). Во время войны - военный переводчик, участвовал в освобождении сев. Норвегии. С 1953 до конца жизни - сотр. Ленингр. отд. Ин-та Востоковедения АН СССР. Отв. секретарь оргкомитета Междунар. конгресса востоковедов в Москве (1960). Начав как ассириолог, Д. со временем стал ведущим в мире специалистом по древнему Ближнему Востоку в целом. Как лингвист он исследовал афразийские (семито-хамитские), индоевропейские, хуррито-урартский, шумерский и эламский языки, географич. охват его историч. и филологич. занятий простирался от Средиземноморья до Средней Азии, их временной диапазон - от 3 тыс. до н. э. до первых веков н. э. Д.-историк разработал оригинальную концепцию социально-экономич. развития древних ближневосточных об-в, уделив особое внимание процессу становления в них производящего хоз-ва и ранних форм государственности. Д. достиг больших успехов в дешифровке неизв. систем ближневосточного письма.

Публиковал древние тексты и переводы произведений древневосточной словесности. Создал разветвленную историко-филологич. школу специалистов-ближневосточников. Важнейшие труды: "Развитие земельных отношений в Ассирии" (Л., 1949, канд. дисс.), "История Мидии от древнейших времен до конца 3 века до н. э." (М., Л., 1956), "Обществ. и госуд. строй древн. Двуречья" (М., 1959, докт. дисс.), "Эпос о Гильгамеше" ("О все видавшем")" (М., Л., 1961, перевод, предисловие, комментарий), "Языки древн. Передней Азии" (М., 1967), "Архаические мифы Востока и Запада" (М., 1991, англ. перевод издан в Швеции), "Пути истории" (М., 1994). Вышла также "Книга воспоминаний" (СПб., 1995). Д., не будучи членом АН СССР (РАН), состоял академиком Британской АН, почетным членом Американского востоковедного общества, Королевского Азиатского об-ва Великобритании, Азиатского об-ва Франции, Американской Академии иск-в и Академии естеств. наук РФ.

Лит.: Якобсон В. А. Божьей милостью (К 80-летию И. М. Дьяконова) // Петербургское востоковедение. Вып. 6. 1994. С. 631-636; Милибанд С. Д. Библиографич. словарь отечеств. востоковедов. Кн. I. М., 1995. С. 412-413.

Дьяконов Мих. Мих.

ДЬЯ́КОНОВ Мих. Мих. (1907-54) - востоковед, археолог, специалист по истории иск-ва и культуры стран Бл. и Ср. Востока, переводчик, д-р ист. наук (1946), проф. (1949), засл. деят. науки Тадж. ССР (1951), чл. Союза писателей СССР. Род. в Пб. в семье банковского служащего. В 1921 семья переехала в Осло. В 1924-25 Д. начал учиться в ун-те Осло, продолжил образование в Ленинграде, где в 1930 окончил ф-т языка материальной культуры ЛГУ. Поступив в 1931 в Эрмитаж, он под рук-вом А. Я. Якубовского закончил аспирантуру и в 1937 защитил кандидатскую дисс. по скульпт. группе "Ширванский бронзовый водолей 1206 г.". В 1938 Д. - зав. отделом Востока Эрмитажа. Перевел поэму Фирдоуси "Шах-намэ", написал кн. о Фирдоуси, проявил себя как зрелый литературовед и опытный знаток рукописей. Принимал участие в археологич. раскопках Ср. Азии. В 1941-44 сражался в рядах Сов. Армии. После демобилизации в мае 1944 направлен в МГУ, где до окт. 1945 был зам. декана ист. ф-та. В 1945 Д. возвращается в Ленинград, работает в Ленингр. отделении Ин-та истории материальной культуры, в 1951-53 его зав. В 1946 защитил докторскую дисс. "История др. Ирана" - первый обобщающий отеч. труд по истории Ирана от древнейших времен до арабского завоевания (опубл. в 1951). С 1946 Д. ближайший сотрудник А. Ю. Якубовского в орг-ции и проведении полевых работ Согдийско-таджикской археологич. эксп., а после смерти А. Ю. Якубовского в 1953 - ее нач. Проведенные под его рук. раскопки на городищах Калаи-Мир, Кей-Кобад шах, Мунчактепе, Тупхона (7 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э.) положили начало археологич. изучению Ю. Таджикистана и выдвинули Д. в первые ряды среднеазиатских историков-археологов. Принимал непосредств. участие в раскопках Пянджикента и изучении открытой там настенной живописи. Выдающееся научное значение имеет возглавленная им работа по расшифровке хоз. документов, найденных при раскопках др. столицы Парфии Нисы (Туркмения). Вел активную пед. деят-ность в ЛГУ и АХ, МГУ, в аспирантуре АН СССР.

Соч.: Ширванский бронзовый водолей 1206 г. // Памятники эпохи Руставели. Л., 1938. С. 247-254; Фирдоуси. Жизнь и творчество. М., Л., 1940; Очерк ист. др. Ирана. М., 1961; Избр. пер. М., 1985 (совм. с И. М. Дьяконовым).

Дюбюк Ал-др Ив

ДЮБЮ́К Ал-др Ив. (1812-97) - пианист, композитор, педагог. Член Артистического кружка, осн. в 1865 Н. Г. Рубинштейном и А. Н. Островским, в состав к-рого входил и В. Ф. Одоевский. Учился у Дж. Фильда, позднее стал изв. педагогом по фп., развивающим традиции учителя. Выступал с концертами, его игрой восхищался П. И. Чайковский. В 1866-72 - проф. Моск. конс. (в классе Д. занимались Н. Д. Кашкин, Г. А. Ларош, Н. С. Зверев и др.). Как фп. композитор Д. работал преим. в жанрах переложения (среди них - песни Ф. Шуберта, "Соловей" А. А. Алябьева, песни и романсы моск. цыган и др.), вариации (в т. ч. на тему "Венецианского карнавала" Н. Паганини); выпустил сб. фп. пьес для начинающих "Детский муз. вечер" и др. Автор мн. песен и романсов (в т. ч. на слова А. В. Кольцова, П. Беранже). Написал школу "Техника фп. игры" (1866, при жизни Д. издавалась 4 раза), оставил воспоминания о Дж. Фильде (1848).

Лит.: Алексеев А. Д. Рус. фортепианная музыка, от истоков до вершин творчества. М., 1963.

Дюма Ал-др

ДЮМА́ Ал-др (Дюма-отец) (1802-70) - франц. писатель, автор многочисл. всемирно известных и любимых в России историко-авантюрных трил. ("Три мушкетера", 1844; "Королева Марго", 1845 и др.), а также приключенч. ("Граф Монте-Кристо", 1845-46) романов и др. произв. В 1888 совершил путешествие в Россию ("Из Парижа в Астрахань", 5 тт., 1858). В СПб. был гостем графа Г. А. Кушелева-Безбородко, встречался с Д. В. Григоровичем, И. И. Панаевым, Н. А. Некрасовым.

Дюперрон Георг. Ал-др

ДЮПЕРРО́Н Георг. Ал-др (Георг. Викт. Вильгельм) (1877-1934) - обществ. деятель рус. и сов. спорт. движения, секр. Рос. олимп. к-та, чл. Междунар. олимп. к-та, изв. публицист, библиограф и теоретик рус. спорта. С юности занимался мн. видами спорта (коньки, велоспорт, футбол, легкая атлетика и т. д.). Окончил Петерб. ун-т (1900). Работал (1906-30) в Публ. б-ке Пб.-Ленинграда. Один из организаторов и активный деятель многочисл. петерб. спорт. кружков и об-в в кон. 19 - нач. 20 вв. Предс. Всерос. союзов (футбольного, 1916, легкой атлетики, 1915). Секр. Рос. (19) и чл. Междунар. (1913-15) олимп. к-тов. Сотрудник мн. дорев. спорт. ж.: "Самокат" (с 1895), "Спорт" (с 1900) и др. С 1902 изд.-ред. ж. "Спорт". Первый рус. журналист, освещавший Олимп. игры 1900 в Париже. Автор более 200 работ по истории и теории физич. культуры и спорта, методич. разработок по физич. воспитанию. Составил первую на рус. яз. "Библиографию спорта и физич. развития" (1915). После 1917 работал преподавателем во мн. уч. заведениях и в Ин-те физич. культуры в Ленинграде. Один из создателей сов. системы физич. воспитания. В 1925 вышел его тр. "Теория физич. культуры".

Дюпор Луи Антуан

ДЮПО́Р Луи Антуан (1781, по др. данным 1783-1853) - франц. артист, балетмейстер. С детства работал в труппе своего дяди П. Дюпора, гастролировал в США, затем перешел в труппу А. Пласида, выступавшую в 1790-х гг. в Париже. Учился в школе парижской Оперы у Ж. Деге, а в 1801 дебютировал в Опере, покорив публику виртуозным исполнением прыжков и пируэтов. В старые роли Д. вставлял собственные танцы с образцами новейшей техники, что вызвало критику традиционалистов. Здесь же начал постановочную деят-ность, показав балеты "Ацис и Галатея" (1805) и "Фигаро, или Напрасная предосторожность" (1807). В 1808-12 гастролировал в России, выступал в балетах Ш. Дидло: "Пастух и Гамадриада", "Амур и Психея", "Зефир и Флора"; в "Дезертире", поставленном Добервалем-Ле Пиком, "Одному обещана, а другому досталась" Вальберха. В. Пб. поставил балеты "Венера и Адонис, или Мщение Марса", "Севильский цирюльник", "Суд Париса", "Мелеодор и Зюлима", "Соланжская роза", дивертисмент "Праздник доброго помещика". Д. танцевал с Е. И. Колосовой, М. И. Даниловой, Ж. Сенклер, Делиль. С 1812 Д. работал в Вене, где среди др. спектаклей поставил "Тщетную предосторожность". В 1817 выступал в неаполитанском т-ре "Сан-Карло", с 1819 - в Лондоне, где сочинил балет "Адольф и Матильда", после чего возвратился в Вену. Работал в т-ре до 1840-х гг.

Дюр Ник. Осипович

ДЮР Ник. Осипович (1807-1839) - актер и композитор. В 1816-29 обучался в Петерб. театр. уч-ще - сначала в балетном классе у Ш. Дидло, затем в драматич. у А. А. Шаховского. С 1829 - в труппе Петерб. т-ра. Обладал уникальным синтетич. талантом танцовщика, вокалиста и драматич. актера, что наиб. полно выразилось в водевильном репертуаре. Блестящая техника, иск-во трансформации и имитации, естественность и веселость принесли Д. огромный успех публики и титул "короля водевиля". Среди наиб. популярных ролей: Жовиаль ("Стряпчий под столом" Д. Т. Ленского), Падчерицын ("Хороша и дурна, и глупа, и умна" Ленского и "Крестный отец" П. С. Федорова), Эдуард ("Артист" Э. Скриба), Макао Губкин ("Студент, артист, хорист и аферист" Ф. А. Кони) и др. Был первым исполнителем ролей Молчалина и Хлестакова. Написал музыку к ряду спектаклей, издал 3 т. водевильных куплетов.

Дягилев Сер. Пав

ДЯ́ГИЛЕВ Сер. Пав. (1872-1929) - художеств. и театральный деятель. Родился в Новгородской губернии. В 1896 закончил юридич. ф-тет Санкт-Петербургского ун-та, одноврем. занимаясь в консерватории по классу Н. А. Римского-Корсакова. С 1899 по 1901 состоял на службе в Дирекции Имп. т-ров и подготовил выпуск "Ежегодника имп. т-ров". Ред. (вместе с А. Н. Бенуа) ж. "Мир иск-ва" и один из создателей одноим. художеств. объединения. Организатор "Историко-художеств. выставки рус. портретов" в 1905, выставки худ. рус. школы в Осеннем Салоне в Париже в 1906 и др. Антрепренер ежегодных выступлений рус. артистов, т. н. "Рус. сезонов" в Париже (с 1907). Организатор симфонич. концертов в Париже в 1907, в к-рых участвовали Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, А. Глазунов, Ф. Шаляпин. С оперной и балетной труппами Д. выезжал в Париж, Лондон, Сев. и Ю. Америку. Среди артистов: А. Павлова, Т. Карсавина, Е. Гельцер, М. Фокин; В. Нижинский был ведущим танцовщиком в 1909-13. Оперные и балетные спектакли оформляли такие выдающиеся худ., как А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, Н. Рерих, Н. Гончарова и др. Спектакли, получившие авангардную постановку, сценографию, музыкальное и изобразит. оформление, относятся к выдающимся образцам мирового театрального иск-ва нач. 20 в., они оказали большое влияние на театральную жизнь Европы и способствовали воссозданию балетного иск-ва. На основе антрепризной труппы "Рус. сезонов" Д. в 1911 организует "Рус. балет", начавший свои выступления в 1913 и существовавший до 1929. Д. скончался 19 авг. 1929 в Венеции.

С. П. Дягилев

С. П. Дягилев

Дятьковский хрустальный завод

ДЯ́ТЬКОВСКИЙ ХРУСТА́ЛЬНЫЙ ЗАВО́Д - предприятие по изготовлению сортовой (столовой) стеклянной посуды и изделий из хрусталя. Осн. в 1790 И. А. Мальцевым в г. Дятьково Брянской обл. К сер. 19 в. завод снабжал не только юг России, но и Болгарию и Турцию. Осн. вид продукции - высокохудож. хрусталь, изделия с нацветом и ассортимент массовой столовой посуды. Славилась гутная посуда с яркой расцветкой и цветочным орнаментом. После 1917 неоднократно реконструировался, в 1970-е гг. производил 4-ю часть всех хрустальных изделий СССР. Ассортимент - столовая посуда с отделкой, декор. посуда, разл. сувениры с отделкой - матовой гравировкой, рисунком алмазной гранью. Художники Е. С. Шувалов, М. В. Грабарь, В. Я. Шевченко и мн. др.

Лит.: Гаспирович Н. И., Рачук Е. Г. Дятьковский хрусталь. Альбом. М., 1980.

Предыдущая страница Следующая страница