Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВА"-"ЕЛА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е" (часть 1, "ЕВА"-"ЕЛА")

Евангелие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Евангелист

ЕВАНГЕЛИ́СТ (греч. ευαγγελιστηζ, букв. - благове́стник) - термин, указывающий на автора одного из 4 канонич. Евангелий - Матфея, Марка, Луку и Иоанна (в порядке расположения их книг в каноне Нового Завета). Из них Матфей и Иоанн входили в число Двенадцати апостолов, а Марк и Лука, согласно Иерониму Блаженному, принадлежали к "мужам апостольским" (второе поколение христиан). Церк. предание причисляет двух последних к апостолам "от Семидесяти", хотя относительно Луки известно, что он не был очевидцем служения Иисуса Христа (Лк 1: 1-3). Матфей (он же Левий - Мк 2:14; Лк 5:27) был первоначально сборщиком пошлин (мытарем) в Капернауме, а после Вознесения Учителя проповедовал Евангелие преимущественно иудеям Палестины. Предание говорит о его мученической смерти в Эфиопии. Согласно древней традиции Матфей записал беседы Иисуса по-еврейски, но этот первонач. текст не сохранился. Марк (его евр. имя Иоанн), родом из Иерусалима, был обращен в веру апостолом Петром, называющим его поэтому своим сыном (1 Петр 5:13); он проповедовал сначала с апостолом Павлом и Варнавой, а затем жил в Риме. Существует предание о его мученической кончине в Александрии, где он основал христ. церковь, став ее первым епископом. Лука, происходивший из языческой семьи Антиохии Сирийской, врач по первонач. роду занятий, стал впоследствии спутником апостола Павла, не покинув его и во время "первых уз" в Риме. О его кончине нет никаких сведений. Кроме Евангелия, основанного на рассказах очевидцев, ему принадлежит книга Деяний Апостольских. Апостол Иоанн Богослов, родом из Галилеи, любимый ученик Иисуса Христа, написал свое Евангелие, согласно св. Иринею Лионскому, в Ефесе. Предание говорит о его ссылке на о-в Патмос (Откр 1:9), об освобождении из нее и о естеств. смерти в собств. доме на рубеже 1-2 вв. глубоким старцем. Ему же приписывается кн. Откровение (Апокалипсис) и три т. н. Соборных послания.

В Др. Церкви название Е. было значительно шире и прилагалось ко всем проповедникам Слова Божия (Еф 4:11); здесь термин Е. указывает на одну из иерархич. степеней (наряду с апостолами, пророками и др.), позднее упраздненных. В отличие от православных и католиков, многие протестанты сохраняют древнее словоупотребление "Е.", относя его к своим миссионерам и наставникам, стремящимся возродить секуляризованное об-во евангельской проповедью.

Лит.: Толковая Библия. Т. 8-9. Стокгольм, 1987 (комментарии к Четвероевангелию); Мень А. Первые апостолы. М., 1998.

Евгений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Евдокимов Бор. Дм

ЕВДОКИ́МОВ Бор. Дм. (1923-79) - диссидент. Род. в семье бывшего офицера. Жил в Москве, учился на ист. ф-те МГУ. После войны перевелся на ист. ф-т ЛГУ и окончил его. В 1945, 1952, 1964 арестовывался сов. органами госбезопасности за антисов. деят-ность. По архивным данным НТС, с кон. 40-х гг. числился его членом. В 50-60-х публиковался в сов. печати. В 60-70-е гг. в ж. "Посев", "Грани" и др. эмигрантских изд. под разл. псевд. В 1968 написал монографию "Молодежь в рус. истории", к-рая вышла в изд-ве "Посев" под псевд. "И. Русланов" в 1972. В нач. 1970-х гг. радиокод Е. был расшифрован КГБ. В окт. 1971 Е. арестован в 4-й раз, а в июне 1972 заочно осужден на принудительное лечение в спецпсихбольнице как "невменяемый". Вместе с ним был арестован и его сын Р. Б. Евдокимов, в 1982-87 отбывший срок в сов. полит. лагерях. В тяжелейших условиях Днепропетровской и Казанской спецпсихбольниц Е. не отказался от своих убеждений, хотя неоднократно подвергался пыткам, принудительному кормлению во время голодовок. 24 апр. 1977 освобожден из спецпсихбольницы с диагнозом "рак легких". Выезд из СССР, несмотря на многочисл. приглашения на лечение в Австрию, ФРГ, Швейцарию, ему не был разрешен. Ум. в Ленинграде.

Евлогий

ЕВЛО́ГИЙ (в миру Вас. Сем. Георгиевский) (1868-1946) - экзарх Зап. Европы, митр. Родился в Тульской губ., в семье священника. В 1892 со степенью канд. богословия окончил Моск. Дух. академию. В 1895 принял монашеский постриг; иеромонах. Проделал типичную карьеру "ученого монаха": инспектор дух. семинарии во Владимире, в 1896-1902 архимандрит, ректор Холмской духовной семинарии. В 1903-05 еп. Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии. С 1905 самостоятельный еп. Холмский, с 1912 архиеп.; с 1914 архиеп. Волынский и Житомирский. Участник Поместного Собора 1917-18, Председатель Отдела богослужения, проповедничества и церк. иск-ва. В 1918 арестован С. В. Петлюрой, вывезен в Польшу, затем в Австрию и Румынию. В 1919 по требованию стран Антанты особожден; вернулся на Родину. Работал в Высшем Церк. Управлении в Новочеркасске и Екатеринославе. В 1920 эмигрировал в Сербию, с 1921 - врем. управляющий зап.-европейскими приходами РПЦ. С 1922 - митрополит. С 1927 - в оппозиции Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому), указом к-рого в 1930 уволен от управления и запрещен в священнослужении. В 1930 Е. перешел в юрисдикцию Константинопольской Патриархии. Основал в Париже правосл. Свято-Сергиевский Богословский ин-т. После окончания 2-й мировой войны воссоединился с РПЦ (1945) и был оставлен экзархом Зап. Европы. Автор мемуаров, являющихся важным источником по истории последних лет империи, эпохе Гражданской войны и церк. смуте 1920-1930-х гг. ("Путь моей жизни. Воспоминания митр. Евлогия, изложенные по его рассказам Т. Манухиной". Париж, 1947; М., 1994).

Митрополит Евлогий

Митрополит Евлогий

Евпатий Коловрат

ЕВПА́ТИЙ КОЛОВРА́Т - полулегендарный богатырь, рязанский боярин, герой "Повести о разорении Рязани Батыем" (1-я пол. 14 в.). Согласно повести после взятия Рязани Батыем (1237) Е. К. появляется в городе, собирает дружину (около 1700 чел.), бросается вслед Батыю и начинает битву. Он один уничтожает полчища врагов, побеждает в поединке татарского богатыря Хостовруда, но в конце концов гибнет. Анализ сюжета, образа Е. К. и стилистики повествования позволяет предположить, что за эпизодом "Повести..." стоит фольклорное произв. переходного типа от былины к историч. песне, своеобразно соединяющее историч. конкретику с эпич. вымыслом. В образе Е. К. выражены одновременно трагич. характер событий и несгибаемый нар. оптимизм.

Евразийство

ЕВРАЗИ́ЙСТВО - течение обществ. мысли, появившееся в Рус. Зарубежье в нач. 20-х гг. 20 в. Идейными предтечами евразийцев были славянофилы, особенно поздние - Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев. На формирование концептуальных основ Е. оказали влияние воззрения В. И. Ламанского, О. Шпенглера.

Оформление и прокламирование евразийских взглядов ознаменовалось выходом в 1921 в Софии сборника "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев", авторами к-рого были П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, кн. Н. С. Трубецкой и Г. В. Флоровский. В последующем, с 1922 по 1931, вышел еще ряд сб. статей, в т. ч. четыре - под названием "Евразийский временник". В них были опубликованы статьи Г. В. Вернадского, М. В. Шахматова, В. Н. Ильина, Л. П. Карсавина, Я. Д. Садовского, кн. Д. П. Святополк-Мирского и др. Заметным явлением в процессе становления и развития евразийских взглядов стал сборник "Россия и латинство" (1922). В 1926 увидела свет брошюра "Евразийство", ставившая целью всесторонне охарактеризовать программу евразийцев (в философском, политическом, социальном, религиозном и др. аспектах).

Евразийцы рассматривали Россию как "Евразию", как синтез Европы и Азии с выраженным преобладанием черт последней; результатом этого синтеза является некий "третий мир", наделенный чертами, свойственными особому культурному типу. Носители евразийских взглядов выражали глубокое разочарование достижениями (в первую очередь в духовной сфере) западной цивилизации. Залогом процветания будущей России они считали незыблемость устоев православия.

Идеи Е. нашли в 20-е гг. сторонников и в сов. России. По мнению П. Н. Савицкого, евразийские (или близкие к ним) настроения были свойственны таким сов. литераторам, как Л. М. Леонов и К. А. Федин. В кон. 20 в. носителем евразийских взглядов в России был Л. Н. Гумилев.

В некоторых отношениях воззрения евразийцев были близки сменовеховским (взгляд на рус. революцию, на большевизм, на сов. власть). Будучи явлением сложным, многоплановым, Е. сыграло заметную роль в духовной и обществ. жизни рус. эмиграции первой волны, оказало влияние на формирование идеологии солидаризма, а также взгляды младороссов.

К нач. 30-х гг. Е. попало в полосу кризиса, обусловленного как глубокими внутр. разногласиями (уход из движения многих его отцов-основателей и возобладание откровенно просоветски настроенных личностей, например С. Я. Эфрона), так и деят-ностью зарубежной резидентуры ОГПУ (летом 1926 под Москвой был инсценирован "Евразийский съезд", на к-рый "тайно" ездил П. Н. Савицкий).

Лит.: Исход к Востоку: Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921; На путях. Берлин, 1922; Россия и латинство. Берлин, 1923; Трубецкой Н. С. История, культура, язык. М., 1995.

Евреинов Ив. Мих.

ЕВРЕ́ИНОВ Ив. Мих. (наст. имя Иоанн Родилгус) (1694-1724) - геодезист и путешественник. Выходец из Швеции. Обучался в Моск. школе математич. и навигацких наук и Морской академии в Пб. (1718). В 1719-21 (вместе с Ф. Ф. Лужиным) послан Петром I на Камчатку и Курильские о-ва для картирования этих р-нов. Впервые определил координаты 33 пунктов Сибири и Камчатки, а также 14 о-вов сев. ч. Курильской гряды. Карта Е. была первой картой Сибири и дальневост. р-нов России, осн. на инструмент. съемке. Позже работал топографом в Вятке.

Евреинов Ник. Ник

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Европеец"

"ЕВРОПЕ́ЕЦ" - "журнал наук и словесности", изд. в Москве И. В. Киреевским в 1832. В числе участников В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, А. С. Хомяков, Н. М. Языков и др. Закрыт после выхода в свет 2 в связи с публ. ст. издателя "Девятнадцатый век".

Евстигнеев Евг. Ал-др.

ЕВСТИГНЕ́ЕВ Евг. Ал-др. (1926-92) - актер. Окончил Горьковское театр. уч-ще (1951), Школу-студию МХАТ (1956). Работал в Обл. т-ре драмы им. А. В. Луначарского в г. Владимире (1951-55, роли в спектаклях по пьесам "Разлом" Б. А. Лавренева, "Ревизор" Н. В. Гоголя, "Ромео и Джульетта" В. Шекспира). В 1957-70 в Моск. т-ре "Современник" исполнил роли в спектаклях "Вечно живые" по В. Розову, "Никто" по Э. де Филиппо, "Голый король" по Е. Шварцу и др. С 1971 во МХАТе, где был занят в пьесах М. С. Рощина, Л. Г. Зорина, А. П. Чехова, В. Арро и др. В последний год жизни блестяще исполнил роль Глова в спектакле "Игроки XXI века" (АРТель артистов С. Юрского, 1992, пьеса С. Ю. Юрского по произв. Н. В. Гоголя). Театр. работы Е. отличались высоким мастерством, точностью рисунка и характеристик играемых персонажей.

В кино с 1957 (ф. "Поединок"). В осн. исполнял роли в комедийных ф., в широком диапазоне худож. средств - от сатиры (нач. пионерлагеря Дынин в ф. "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", 1964) до приемов эксцентрики и трагикомедии. Среди киноролей: реж. ("Берегись автомобиля", 1966), Калачев ("Зигзаг удачи", 1968), Корейко ("Золотой теленок", 1968), Корзухин ("Бег", 1971), дядя ("Любимая женщина механика Гаврилова", 1982) и мн. др.

Лит.: Закржевская Л. Евгений Евстигнеев. М., 1968; Артист. Книга о Евг. Евстигнееве. М., 1994.

Е. А. Евстигнеев в фильме "Скверный анекдот"

Е. А. Евстигнеев в фильме

Евтушенко Евг. Ал-др.

ЕВТУШЕ́НКО Евг. Ал-др. (до 1944 носил фам. отца - Гангнус) (род. 1933) - поэт. Род. на ст. Зима Иркутской обл. в семье геолога. Учился в Лит. ин-те им. Горького (1952-54), был исключен за активную защиту романа В. Д. Дудинцева "Не хлебом единым". Первая кн. - "Разведчики грядущего" (1952), со 2-го сб-ка "Третий снег" (1955) кн. выходят почти ежегодно. Сформировался как поэт новой волны в пору обществ. подъема после смерти И. В. Сталина. Лидер молодой поэзии (наряду с Р. И. Рождественским, А. А. Вознесенским), поднявшейся на эстраду для "громкого" разговора с аудиторией на остро злободневные темы. Сам Е. отмечал "резкую антикультовую направленность" этой поэзии, ее отвращение к "барабанному" патриотизму и нац. ограниченности. Наиб. "опасные" стихи Е. ("Наследники Сталина", "Бабий Яр") долгое время не могли быть включены ни в один сб. В кон. 50 - нач. 60-х гг. Е. подвергался разносной критике (см. ст. "В погоне за дешевым успехом", "Куда ведет хлестаковщина" и др.). Поездка на Печору приобщила Е. к жизни сплавщиков, моряков, лесорубов, матросов. Е. побывал во мн. странах мира, его заруб. циклы (вошли в сб-ки "Катер связи", 1966; "Дорога номер один", 1972; "Утренний народ", 1978 и др.) носят подчеркнуто репортажный характер. Е. - автор 14 поэм (первая - "Станция Зима", 1955). Самые известные из них - "Братская ГЭС" (1965), "Казанский университет" (1970), "Ивановские ситцы" (1976), "Северная надбавка" (1977), "Мама и нейтронная бомба" (1982). На основе произв. Е. построены Тринадцатая симфония и симфонич. поэма "Казнь Степана Разина" Д. Шостаковича; популярны песни на его стихи ("В нашем городе дождь", "Не спеши", "Уходят матери", "Хотят ли русские войны" и др.) Автор ром. "Ягодные места" (1981) и др. прозаич. произв.; кн. критич. статей и эссе "Талант есть чудо неслучайное" (1980), переводов (гл. образом из груз. поэтов). Сценарист, актер и реж. ф. по собств. сценариям (в т. ч. "Похороны Сталина").

Евфимий Чудовский

ЕВФИ́МИЙ ЧУ́ДОВСКИЙ (?-1705) - инок Чудова мон. в Москве, ученик и соратник Епифания Славинецкого, справщик Моск. печатного двора. Выходец из киевской дух. школы, принимал участие в деле исправления старых рус. богослужебных кн., содействуя т. о. подготовке и проведению церк. реформ патриарха Никона. Много занимался пер. с греч. яз.: перевел соч. Дионисия Александрийского, Кирилла Иерусалимского и др. Гл. соч. Е. Ч. - "Остен" (впервые изд. в Казани в 1865) написано в защиту правосл. учения о времени пресуществления св. даров. Большинство трудов Е. Ч. сохранилось только в рукописях.

Евфросинья Полоцкая

ЕВФРОСИ́НЬЯ Полоцкая (Предслава) (ок. 1100 - по новым данным, ок. 1167) - св. (память 23 мая / 5 апр.), полоцкая княжна, внучка полоцкого кн. Всеслава Брячиславича, деятель культуры, просветительница. В возрасте 12 лет ушла из дому и постриглась в монахини. В детстве, временно пребывая в Софийском соборе, "нача книгы писати своими руками". Основала два мон. в Полоцке, мужской мон. Богородицы и женский Спасский мон. При женском мон. создала б-ку-школу для обучения девочек грамоте. Активно участвовала в политич. жизни Полоцка во время ссылки полоцких князей в Византию (1129-32). Просветит. деят-ность Е. П. получила широкую известность за пределами Полоцкой земли, содействуя развитию письменности, иск-ва и монумент архитектуры. Сама переписывала книги, составляла летопись, писала стихи, переводила с греч. яз. С именем Е. П. связаны пам. др.-рус. культуры: Спасский собор Евфросиньевского мон. (построен между 1152 и 1159 полоцким зодчим Иоанном), крест Е. П., изготовл. по ее заказу для Спасского мон. полоцким мастером Лазарем Богшей в 1161, а также икона Богоматери (Одигитрии) Эфесской, выдающееся произв. византийской станковой живописи, к-рую она подарила мужскому мон. Богородицы. В 1239 перед этой иконой в Торопце венчался Александр Невский. В старости Е. П. совершила паломничество в Иерусалим, где и ум. В 1187 ее мощи были перенесены в Киев и захоронены в Киево-Печерской лавре. Впоследствии мощи Е. П. были перевезены в Спасский собор Ефросиньевского мон. в Полоцке. В память о Е. П. сложено Житие, есть служба, включающая стихиры, канон и др. песнопения. Древнейший список стихиры Е. П. датируется кон. 12 в., составлен писцом Иоанном. Полный текст службы дошел до наших дней в рукописях 16-17 вв., текст Жития - в рукописях 15-17 вв.

Евхаристия

ЕВХАРИ́СТИЯ (греч. ευχαριστια - благодарение) - одно из таинств в христианском культе. Истоки Е. восходят к др. обычаям совместных трапез при совершении жертвоприношений еще в языч. религиях. В иудаизме и раннем христ-ве Е. была благодарственной молитвой, а с 1 в. н. э. заняла центр. место в литургии и состояла в том, что верующие вкушали освященные хлеб и вино, в к-рых воплощаются "тело и кровь" Христа, и тем самым приобщались к Господу. В православии и католицизме все верующие вкушают хлеб и вино (в католицизме долгое время вкушался только хлеб), причем правосл. едят квасной хлеб, а католики - пресный. Лютеране не признают "пресуществления", допуская только соприсутствие тела и крови Христа, и считают Е. не таинством, а обрядом, символизирующим дух. единство верующих. В нек-рых протестантских конфессиях (евангельские христиане, баптисты, адвентисты и др.) специфич. формой Е. является "хлебопреломление". Е. предшествует чтение Св. писания, а также молитвы и пение. Она совершается в момент произнесения слов "…сотвори хлеб сей честное тело Христа твоего, а еже в чаше сей - честную кровь Христа твоего преломив Духом Твоим Святым. Аминь!" Как правило, Е. происходит только в храме.

Раннехристианский символ Евхаристии. Кон. 2 - нач. 3 в.

Раннехристианский символ Евхаристии. Кон. 2 - нач. 3 в.

Егеря

ЕГЕРЯ́ (от нем. Jager - охотник, стрелок) - 1) вид легкой пехоты в европейских армиях 18-20 вв. Назв. появилось в Германии в 17-18 вв. Сначала в бранденбургских войсках т. н. отличные стрелки, а затем в Пруссии команды из бывших лесничих. Е. вооружались нарезными ружьями, кинжалами, вели прицельный огонь, действовали рассыпным строем, использовались для прикрытия флагов, охвата флангов противника, поддержки кавалерии. В России Е. появились в 1761. Организац. структура этих войск неоднократно изменялась. В 1788 существовали конноегерские полки.

2) Специалисты-охотники в охотничьих х-вах, наблюдающие за соблюдением правил охоты и обслуживающие любителей.

Египтология

ЕГИПТОЛО́ГИЯ - комплексная научная дисциплина, изучающая историю и культуру Др. Египта. Развитию Е. дали толчок египетские эксп. Наполеона (1798-1801) и дешифровка иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном (1822). Последний был избран чл. Рос. АН даже раньше (1826), чем стал франц. акад. Первыми рус. профессиональными египтологами, стоявшими на уровне передовой европейской науки, были В. С. Голенищев и О. Э. Лемм. Свою школу создал в первые десятилетия 20 в. Б. А. Тураев. В 19 - нач. 20 в. были собраны крупные гос. и частные коллекции египетских пам. - Египетских Музеума АН в Кунсткамере, Тураева, Н. П. Лихачева (ныне все в Гос. Эрмитаже), В. С. Голенищева (ныне в моск. Музее изобразит иск-ва) и др. Послерев. годы были тяжелым для Е. периодом как в силу причин общего характера, так и из-за смены поколений (смерть Лемма, Тураева и ряда его учеников, эмиграция Голенищева). Крупнейшей фигурой в 20-30-х гг. стал В. В. Струве, написавший ряд превосходных работ по разным периодам истории Египта и подготовивший первое поколение совр. египтологов. В 1933 Струве выдвинул концепцию рабовладельч. строя в гос-вах Др. Востока, ставшую официально принятой теоретич. базой любых иссл. в обл. Е. В результате в поздних работах самого Струве и особенно его последователя В. И. Авдиева вместо анализа фактов и их теоретич. обобщений на протяжении десятилетий господствовало догматич. объяснение фактов с позиций "единственно верной" теории. Сов. Е. в этот период в центр изучения Египта ставила интерес к социально-экономич. проблемам, развивалась по линии все большей ориентации на свидетельства пам. Послевоен. годы стали вершиной творчества М. Э. Матье (религия, иск-во), И. М. Лурье (правовые отношения), И. Г. Лившица (религия, эпиграфика), В. В. Павлова (иск-во); тогда же были подготовлены важнейшие труды Ю. Я. Перепелкина, опубл. позднее. В 1961-62 в Египте работала Нубийская эксп. АН СССР под рук. Б. Б. Пиотровского - единств. за всю историю отеч. Е. В 1950-70-е гг. публ. ряд кн. Н. С. Петровского и М. А. Коростовцева, посв. грамматике египетского яз. В 1960-е гг. в науку пришло новое поколение ученых. Благодаря тр. О. Д. Берлева и Е. С. Богословского в значит. мере была реконструирована орг-ция египетского об-ва Ср. и Нового царств. Огромное значение имела публикация книг Перепелкина, посв. Старому царству и реформам Эхнатона. С 1980-х гг. наметилась переориентация на иссл. проблем, связанных с глубинными пластами египетского мировоззрения.

Егорий Храбрый

ЕГО́РИЙ ХРА́БРЫЙ - герой эпич. дух. стихов. В основе их - апокрифич. сказания о мученичестве Св. Георгия. Одну часть дух. стиха составляет сюжет о мучениях Е. X., к-рым подвергает его царь-язычник Дектиан (т. е. Диоклетиан), и о фантастической его стойкости. Во 2-й части Е. X., после 33-летнего заточения, оказывается на Руси, где насаждает христианскую веру и совершает культ. подвиги (раздвигает горы, строит дороги, запрещает волкам есть скот), затем совершает чудо - освобождает из плена мать и сестер, возвращая их нормальный облик, и убивает Диктиана (при этом ударом копья заставляет землю поглотить потоки царской крови). В др. дух. стихе Е. Х. выступает героем-змееборцем, освобождающим девушку от змея. Здесь мотивы книжной легенды о "чуде св. Георгия со змеем", получившие также отражение в др.-рус. церковной живописи, соединились с героич. мотивами нар. эпоса о богатыре-змееборце.

Егоров Ал-др Ильич

ЕГО́РОВ Ал-др Ильич (1883-1939) - воен. деятель. Из мещан Самарской губ. В годы 1-й мировой войны командовал ротой, батальоном и полком. 5 раз ранен. С 1904 примыкал к эсерам. В 1917 - левый эсер. За политич. деят-ность уволен из армии и отдан под суд (май 1917). После Окт. рев-ции произведен в полковники (нояб. 1917). Депутат 2 Всерос. съезда Советов, избран во ВЦИК. Работал в комиссии по демобилизации старой армии, участвовал в разработке декрета о создании РККА. Возглавлял комиссию по отбору офицеров в Кр. Армию (1918). Был принципиальным сторонником создания армии на строго регулярной основе. После мятежа левых эсеров в июле 1918 публично заявил о разрыве с ними и вступил в РКП(б). С авг. 1918 - на фронтах Гражд. войны. Действовал против П. Краснова и А. Деникина. Как командующий армией участвовал в обороне Царицына (1918-19). С июля 1919 Е. назначен командующим Южным фронтом. Активно используя крупные кавалерийские соединения, одним из инициаторов создания к-рых он являлся, Е. добился поражения противника. В качестве командующего Ю.-Зап. фронтом руководил разгромом остатков деникинских войск на Украине. После Гражд. войны командовал войсками ряда округов. Участвовал в проведении воен. реформы 1924-25. В 1925-26 - воен. атташе в Китае. С 1931 - нач. Штаба РККА, с 1935 - нач. Генштаба. С 1935 - Маршал Сов. Союза. С мая 1937 - 1-й зам. наркома обороны. Сторонник реорганизации РККА на основе массированного использования техники. Принимал участие в разработке теории "глубокой операции". В янв. 1938 назначен командующим Закавказским ВО. Вскоре арестован по ложному обвинению и расстрелян.

Егоров Вл. Евг

ЕГО́РОВ Вл. Евг. (1878-1960) - художник т-ра и кино. Работал в МХАТе, оформляя спектали К. Станиславского: "Драма жизни", "Жизни человека" (оба - 1907), "Синяя птица" (1908) и др. С 1915 в кино в ф. "Рус. золотой серии". Наиб. значит. из дорев. работ - в ф. Вс. Мейерхольда "Портрет Дориана Грея" (1915). Е. - мастер яркой, броской, эффектной декорации, смысл к-рой часто вбирала одна укрупненная первоплановая деталь. Нередко он "сочинял" декорации прямо в павильоне, руководя рабочими, расставлявшими архитектурные детали, строил декорации, рассчит. на строго определ. точку съемки, мизансцену, расположение актера в пространстве. В 30-40-е гг. больше внимания стал уделять эскизам. Лучшие работы Е. в сов. кино - "Мы из Кронштадта" (1936), "Суворов" (1940), "Кутузов" (1943), "Адмирал Нахимов" (1944-46). Среди ф.: "Закройщик из Торжка" (1925), "Крылья холопа", "Мисс Менд" (оба - 1926), "Ледяной дом" (1927-28), "Иудушка Головлев") (1934), "Тринадцать" (1937), "На подмостках сцены" (1956).

Лит.: Куманьков Е. Владимир Евгеньевич Егоров. М., 1965.

Егоров Дм. Фед

ЕГО́РОВ Дм. Фед. (1869-1931) - математик. Чл.-корр. (с 1924), поч. чл. (с 1929) АН СССР. Окончил Моск. ун-т (1891), впоследствии преподавал там же (с 1903 - проф.) С 1922 - през. Моск. математич. об-ва. Дир. Ин-та математики и механики МГУ с момента его основания (1922). Лидер Моск. математич. школы. Осн. тр. посв. дифференциальной геометрии, теории интегральных уравнений, вариационному исчислению и теории функций действительного переменного; автор "теоремы Е.". Будучи верующим, Е. выступал решительным защитником права ученого на свободу совести и филос. убеждений, а в 1930 публично заявил, что "не что-либо другое, а навязывание стандартного мировоззрения является подлинным вредительством". Подвергся травле как "реакционер-церковник" и "буржуазный ученый", в дек. 1930 арестован и сослан в Казань, где вскоре умер. Чл. Франц. математич. об-ва. Засл. деят. науки РСФСР.

Егорова Люб. Ник

ЕГО́РОВА Люб. Ник. (Ал-др.) (1880-1972) - артистка и педагог балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1898 (кл. Э. Чеккети), позднее совершенствовалась у М. Н. Горшенковой и А. Х. Иогансон. В 1898-1917 артистка Мариинского т-ра, с 1914 балерина. Среди ее ролей: Франческа ("Франческа да Римини"), Наила ("Ручей"), Жизель ("Жизель"), Аврора ("Спящая красавица"), Раймонда ("Раймонда"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"). С 1918 жила во Франции, в 1922 танцевала Аврору в "Русском балете Дягилева". В 1923 открыла школу балета в Париже, среди ее учеников: С. Шварц, Ж. Шарра, Ю. Алгаров, Ж. Скибин. В 1937-38 руководила труппой "Ballets de le jeunesse", позже преподавала в Датском Королевском и Лондонском интернациональных балетах. Мягкий лиризм и особая нежность пластики Е. открывались не сразу - критики упрекали ее в отсутствии индивидуальности и темперамента. Однако когда через 20 лет на той же сцене взошла звезда Г. Улановой, то природу ее таланта сравнивали прежде всего с дарованием Е.

Л. Н. Егорова в роли Аспиччии в балете Ц. Пуни "Дочь фараона"

Л. Н. Егорова в роли Аспиччии в балете Ц. Пуни

Егорьевские песни

ЕГО́РЬЕВСКИЕ ПЕ́СНИ - исполнялись в Егорьев день (23 апр. ст. ст.), считавшийся нач. весеннего тепла. В этот день совершался обязательный обряд первого выгона скота в поле (практически выгон мог происходить раньше или позже), при этом скотину ударяли вербными ветками, сохраненными от вербного воскресенья; совершалось ритуальное кормление скотины особым хлебом. Значительное место занимали обряды оберега скота от падежа и диких зверей. Спец. обряды были также обращены к пастухам, совершались магич. обходы стада. Е. П. носили характер "окликания Егория": "Егорий ты наш храбрый!.. Ты спаси нашу скотину в поле и за полем... От зверя хищного..." В песнях подробно описывались опасности, подстерегающие скотину, и соответственно излагались просьбы к Егорию предупредить от них. Е. П. исполнялись во время обходов крест. дворов и включали просьбы исполнителей о подарках за добрые пожелания, мотивы благодарности ("Дай тебе Бог... двести телушек") либо угроз и проклятий скупым хозяевам ("В тартарары провалиться, Назад поворотиться...").

Единорог

ЕДИНОРО́Г ("инрог") - 1) Геральдическая фигура в виде животного с одним рогом, часто изображаемая на гербах; в 16-17 вв. фигурой Е. украшались рус. пушки.

2) Во 2-й пол. 18 в. Е. наз. длинные дальнобойные гаубицы (введенные в рус. артиллерию П. И. Шуваловым, в гербе к-рого был Е.). Эти орудия стреляли разрывными снарядами и картечью и хорошо зарекомендовали себя в ряде сражений на суше и на море.

"Ёж"

"ЁЖ" - ежемесячный лит. ж. для школьников ср. возраста. Издавался в 1928-35 (в 1930-32 - двухнедельный) в Москве. Ж. редактировали Н. Олейников, С. Я. Маршак, к-рые привлекли к участию в нем лучших детских писателей: Д. Хармса, А. Введенского, Б. С. Житкова, В. В. Бианки, Н. И. Заболоцкого, К. И. и Н. К. Чуковских и др. С кон. 1929 ж. подвергался регулярным нападкам социологич. критики за якобы вредное влияние на детей. В 1935 последовали аресты отв. секр. Д. Е. Рахмиловича и секр. Г. Д. Левитиной (расстреляны), затем разгром детского сектора "Детиздата", в ходе к-рого ж. был закрыт.

"Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие"

"ЕЖЕМЕ́СЯЧНЫЕ СОЧИНЕ́НИЯ К ПО́ЛЬЗЕ И УВЕСЕЛЕ́НИЮ СЛУ́ЖАЩИЕ" - первый в России ежемесячный научно-популярный и лит. ж. Издавался в янв. 1755 - дек. 1764 в Пб. АН. Первонач. тираж 2000 экз. с 1758 уменьшился до 1200. Ред. акад. Г. Ф. Миллер. В "Е. с..." печатались ст. по гуманитарным и естеств. наукам, а также богословско-религ. мат-лы. Среди первых - "Опыт новейшия истории о России" Г. Ф. Миллера (1762), "О др., ср. и новом стихотворении рос." В. К. Тредиаковского (1755) и др. В нем помещались также рецензии на разл. кн., стихотворные и прозаич. произв., пер. (в частности, повести Ф. Вольтера). "Е. с..." не были органом к.-л. одной культурно-обществ. группы, в нем сотрудничали авторы разл. ориентации, в т. ч. И. П. Елагин, Г. В. Козицкий, М. В. Ломоносов, А. А. Нартов, С. А. Порошин, А. А. Ржевский, А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский, М. М. Щербатов.

Ежов Вал. Ив

ЕЖО́В Вал. Ив. (род. 1921) - сценарист. В 1951 окончил ВГИК. С нач. 50-х гг. активно работал в кино, создал сценарии в широком жанровом и тематич. диапазоне. Автор сценариев ист.-рев. ф. "Золотой дом" (1959), "Красные колокола" (1-я серия дилогии, 1982), "Первая Конная" (1984); на молодежную тему: "Своя голова на плечах" (1960), "Мужской разговор" (1969), "Точка отсчета" (1980), "Все могло быть иначе" (1982); политич.: "Это сладкое слово свобода" (1972); фантастич.: "Лунная радуга" (1983); историко-биографич.: "Человек с планеты Земля" (1959); комедийных: "Ляна" (1955), "Течет Волга" (1963), "Тридцать три" (1965), "Цветы луговые" (1980). Особое место в творчестве Е. занимала спортивная тема ("Наши чемпионы", 1953; "Чемпион мира", 1954), в русле к-рой состоялось творч. содружество Е. с реж. В. Садовским, поставившим по его сценариям спорт. ф. "Одиннадцать надежд" (1975), "Девушка и Гранд" (1981), "Все решает мгновение" (1979), "Соперницы" (1985), "Мой лучший друг генерал Василий, сын Иосифа" (1991). По сценариям Е. сняты такие известные ф., как "Крылья" (1966), "Дворянское гнездо" (1969), "Белое солнце пустыни" (1970). Вершиной сценарного творчества Е. стали сценарии к ф. "Баллада о солдате" (1959) и "Сибириада" (1978).

Ежов Ник. Ив

ЕЖО́В Ник. Ив. (1895-1940) - сов. гос. и парт. деятель, генеральный комиссар Гос. безопасности, нарком внутр. дел СССР в 1936-38. Из семьи рабочего. Образование нач. Чл. РСДРП(б) с 1917. В 20-х гг. - на ответственной работе в центр. аппарате партии. С 1929 секретарь ЦК ВКП(б). В 1934-35 принимал участие в расследовании обстоятельств убийства С. М. Кирова, результатом чего стали массовые репрессии в Ленинграде. В дек. 1936 назначен наркомом ВД СССР. В рамках политич. курса сов. партийно-гос. рук-ва, возглавляемого И. В. Сталиным, стал организатором невиданного по масштабам террора против гос., хоз., парт. и воен. кадров, рядовых граждан. По прямым указаниям Е. и при его личном участии при допросах широко практиковались издевательства, пытки, насилие и др. незаконные методы ведения следствия. В дек. 1938 назначен на пост наркома водного транспорта СССР. 10 апр. 1939 по указанию Л. П. Берия Е. арестован по сфабрикованному обвинению в гос. измене. Содержался в Сухановской особой тюрьме НКВД. На суде отказался от данных под пытками на предварительном следствии показаний, заявив о своей преданности партии и И. В. Сталину. Расстрелян в Москве.

"Стальные ежовы рукавицы". Рис. Б. Ефимова из ж. "Крокодил". 1937. № 34

Ежов Ник. Ив

Екатерина I Алексеевна

ЕКАТЕРИ́НА I АЛЕКСЕ́ЕВНА (урожд. Марта Скавронская) (1684-1727) - вторая жена Петра I, рос. императрица. Дочь прибалтийского крестьянина, католичка. После смерти отца жила в Мариенбурге, находилась в услужении у суперинтенданта Глюка. Предположительно была выдана замуж за шведского драгуна. Во время Сев. войны была захвачена шведскими войсками. Жила у Б. П. Шереметева, впоследствии у А. Д. Меншикова. С 1705 - фактич. жена Петра I, приняла православие (крестным отцом ее был царевич Алексей). В 1707 тайно обвенчалась с царем. В 1712, после Прутского похода, в к-ром она сопровождала Петра I, торжественно обвенчана с царем еще раз и объявлена "истинной и законной государыней". Награждена орденом св. Екатерины, учрежденным в ее честь. Поддерживала Петра в его начинаниях, оказывала на него, по мнению многих современников, благотворное влияние. В 1724 торжественно коронована Петром в Москве. В браке с Петром имела двух детей - Анну и Елизавету (будущую имп. Елизавету Петровну). После смерти Петра I, не оставившего завещания, была возведена на престол А. Д. Меншиковым, П. И. Ягужинским, П. А. Толстым и др., однако желанием и способностями к управлению не обладала. Учредила Верховный тайный совет. Умерла в С.-Петербурге.

Императрица Екатерина I

Императрица Екатерина I

Екатерина II Алексеевна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Екатерина Павловна

ЕКАТЕРИ́НА ПА́ВЛОВНА (1788-1819) - вел. княгиня, четвертая дочь имп. Павла I и его супруги Марии Федоровны. Была любимой внучкой имп. Екатерины II и любимой сестрой императора Александра I. Воспитание Е. П., как и всех ее сестер, происходило под руководством бабушки, которая сама определяла наставников великих княжон и направление их образования. Первым претендентом на руку Е. П. был австр. император Франц I, однако этому браку противился Александр I. Так же были отвергнуты и другие кандидаты в супруги: принц Баварский, принц Вюртембергский, австр. эрцгерцог Фердинанд, принц Леопольд Кобургский. В 1809 Е. П. вышла замуж за принца Петра Георга Ольденбургского, к-рый вскоре был назначен управляющим путями сообщения и ген.-губернатором Твери, и поселилась с супругом в этом городе. Одним из ближайших друзей Е. П. в это время стал Н. М. Карамзин, к-рый по ее просьбе написал для Александра I свою известную записку "О старой и новой России" и, гостя в Твери, читал Е. П. по вечерам свою "Историю Государства Российского". Когда в 1812 началась война с Наполеоном, Е. П. сформировала на свои средства егерский батальон, носивший ее имя и участвовавший во всех крупных операциях войны. Овдовевшая в том же 1812, вел. княгиня в 1813-15 сопровождала Александра I в воен. походах, принимала, как советник брата, участие в Венском конгрессе; путешествовала в герцогство Ольденбург, Голландию и Англию. В 1816 Е. П. вышла замуж за своего двоюродного брата - принца Вильгельма Вюртембергского, в том же году вступившего на престол Вюртемберга. Основными направлениями ее благотворительной деят-ности стали воспитание и образование. Королева Е. П. оставила по себе добрую славу не только в Вюртемберге, но и в России. Ей посвящали свои стихи Г. Р. Державин и В. А. Жуковский, отозвавшийся на кончину Е. П. трогательной элегией.

От брака Е. П. с Георгом Ольденбургским осталось двое сыновей: рано умерший Фридрих Павел Александр (1810-29) и Петр Георг Ольденбургский (1812-81), в России звавшийся Петром Георгиевичем, известный благотворитель и меценат, один из образованнейших людей своего времени. От второго брака Е. П. с королем Вюртембергским остались две дочери - Мария Фредерика (1816-87) и София (1818-77).

Лит.: Божерянов И. Великая княгиня Екатерина Павловна... Биографич. очерк. СПб., 1888; Пушкин Е. И. Письма великой княгини Екатерины Павловны. Тверь, 1888.

Екатеринбург

ЕКАТЕРИНБУ́РГ - город на Ср. Урале, располож. по берегам р. Исеть (приток Тобола). Основан в 1721 В. Н. Татищевым (офиц. датой основания Е. считается 1723, когда начал работать Казенный металлургич. завод и началась интенсивная городская застройка). Город и крепость при нем назв. в честь имп. Екатерины I. Назв. коррелирует с назв. "Санкт-Петербург", обозначая новый крупный промышленный центр как г.-проводник европейской культуры. В Е. находились Уральское горное управление, горнозаводская школа, монетный двор, чеканивший медную монету, гранильная фабрика, прославившаяся своими худож. изделиями из камня. В 1781 Е. вошел в состав Пермского наместничества и стал центром Екатеринбургской обл. С 1796 Е. - уездный город Пермской губ. Во 2-й пол. 19 в. Е. стал крупным промышленным и транспортным центром европейской России. К нач. 20 в. Е. становится значит. культурным центром, с 1907 начались ежегодные оперные антрепризы, в 1912 построен т-р на 1200 мест. В 1924-91 город наз. Свердловском, в честь Я. М. Свердлова; здесь были построены крупные машиностроительные и металлообрабатывающие заводы. В годы Вел. Отеч. войны город являлся важной военно-промышленной базой.

Планировка города определяется его расположением в междуречье Исети и ее притока Пышмы. Перегороженные неск. плотинами реки образуют в городе цепь прудов, протянувшуюся на 20 км. В эпоху классицизма город получил регулярный генеральный план, составленный арх. М. П. Малаховым (1804, корректирован в 1829 и 1845), многолетняя деятельность к-рого определила классич. застройку гор. среды. Позже Е. застраивался многочисл. зданиями в неоренессансе и модерне, сов. период оставил интересные конструктивистские ансамбли: Городок чекиста (1931, И. П. Антонов, В. Д. Соколов и др.), Дом Контор (1930, В. И. Смирнов), Втузгородок (1929-39), Соцгород Уралмаша (1929-40). В 1919-20 установлен монумент в память героев рев-ции и гражд. войны (реконструир. 1959), в 1927 - пам. Я. М. Свердлову, позже воздвигнуты пам-ки наркому тяжелой промышленнности Г. К. Орджоникидзе и В. И. Ленину.

С Е. связаны судьбы деятелей отеч. науки и культуры: изобретателя И. И. Ползунова, писателей Ф. М. Решетникова, Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. П. Бажова, А. К. Денисова-Уральского.

Е. вошел в рус. историю и как город, в к-ром в 1918 были расстреляны последний рос. имп. Николай II и его семья, причисленные РПЦ к лику святых.

Екельчик Юр. Израилевич

ЕКЕ́ЛЬЧИК Юр. Израилевич (1907-56) - кинооператор. В 1931 окончил операторский ф-т Киевского киноин-та. Первый вышедший ф. Е. - "Хрустальный дворец" (совм. с А. Панкратовым, 1934). Уже в ранних работах заявили о себе эффектность, изобретательность, тональное богатство операторской манеры Е. Особенно интересной была его работа в ф. "Строгий юноша", за которую он был обвинен в формализме. А. Довженко привлек Е. к съемкам ф. "Иван" (совм. с Д. Демуцким и М. Глидером, 1932). Офиц. признание пришло к Е. за работу в ф. "Щорс" (1939) и "Богдан Хмельницкий" (1941). Его изобразит. стилистика стала проще, строже, лаконичнее при сохранении романтич. приподнятости, тяготении к условности. Е. показал себя мастером съемок батальных и массовых сцен, что проявилось в съемках ф. "Партизаны в степях Украины" (1943). К ранней манере Е. вернулся в ф. "Весна" (1947). Работа Е. в ф. "Сталинградская битва" (1949) была уникальной по масштабности, но абстрактной и "холодной". Е. особенно много сделал для разработки приемов обобщения фона ради выделения первоплановых элементов кадра. Им проведены первые в нашей стране широкоэкранные съемки. Работу над ф. "Первый эшелон" (1956) Е. помешала закончить болезнь (снял только натуру); ее завершил С. Урусевский. Др. ф.: "Свадьба" (1944), "Ревизор" (1952), "Мы с вами где-то встречались" (1954) и др.

Лит.: Ильин Р. Юрий Екельчик. М., 1962.

Ектенья

ЕКТЕ́НЬЯ (ЕКТЕ́НИЯ) (от греч. εκτενη - напряженное, прилежное моление, позднейшая форма εκτενης - прилежный, усердный) - особая по структуре и назначению христ. молитва, разделенная на ряд кратких отрывочных прошений. Они сопровождаются пением еще более кратких молитвенных восклицаний: "Господи, помилуй!", "Подай, Господи!" и др. Этим приемом достигается постоянное возбуждение внимания верующих. Прошения Е. возглашаются дьяконом (или священником, если он служит один) и заключаются священническим возгласом. В зависимости от цели и содержания существует несколько видов ектеньи: "Великая Е.", "Малая Е.", "Сугубая (т. е. усиленная) Е.", "Заупокойная Е." и др. При совершении таинств и треб произносятся особые Е. с прошениями индивидуального характера. Православные греки называют "Е." лишь "Сугубую Е.".

Лит.: Ектении малая, сугубая, просительная и об умерших с кратким объяснением. Пермь, 1991; Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. М., 1995; Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. П. М., 1995.

Елагин Ив. Венедиктович

ЕЛА́ГИН Ив. Венедиктович (наст. фам. Матвеев) (1918-87) - поэт, один из популярнейших авторов эмиграции "второй волны". Род. во Владивостоке в семье литератора. Оказавшись в оккупированном Киеве, выехал в 1943 в Германию, в 1950 перебрался в США. С 1970 - проф. Питтсбургского ун-та. Первый сб. стихов "По дороге оттуда" выпустил в Мюнхене в 1947. В дальнейшем регулярно печатался в эмигрантской периодике (гл. обр. в нью-йоркском "Новом журнале"). Помимо серьезных лирич. стихов писал также стихотв. политич. фельетоны. В России произв. Е. публикуются с кон. 80-х гг.

Предыдущая страница Следующая страница