Статьи на букву "Е" (часть 2, "ЕЛА"-"ЕПИ")
ЕЛА́ГИН О́СТРОВ - дворцово-парковый ансамбль, имп. резиденция на одном из о-вов С. невской дельты. О-в носит имя одного из владельцев - И. П. Елагина. В 18 в. был построен кам. дом и устроен пейзажный парк. В 1818-22 дворец перестраивается знаменитым арх. К. Росси для вдовствующей имп. Марии Федоровны. Внешне дворец напоминает Александровский дворец Царского Села, но композиция с центр. овальным танцевальным залом и ротондной ц. св. Николая под ним не имеет прямых аналогий в рус. архитектуре. Особенно интересны столовый зал и "Фарфоровый кабинет" с цветной росписью по белому искусственному мрамору. Одновременно К. Росси построил остальные службы и павильоны этого ансамбля. Дворцовый комплекс Е. О. замечателен тем, что все постройки, дворцовые интерьеры и их обстановка созданы одним арх. Без переделок дворец, служивший одной из летних резиденций, просуществовал 100 лет. После рев-ции он стал музеем, но в 1929 закрыт, ч. убранства распродана, ч. попала в др. музеи. Пострадавший во время войны дворец был восстановлен в 1950-х гг., однако его убранство и ныне рассеяно, хотя дворец снова является музеем. Парк Е. О. (1820-е гг., мастер Дж. Буш) - шедевр романтич. англ. парка. Необычность его в том, что он расположен на о-ве. Вдоль берегов сделаны валы для зашиты от наводнений и по ним расположены аллеи. Внутри о-ва - множество связанных между собой прудов. Здесь мало лужаек - только обширный луг перед дворцом, где имп. семья устраивала гулянья на масленицу. Остальной парк - это тенистые рощи, пруды, протоки и виды вдаль за пределы о-ва. Знаменитая графиня Юлия Самойлова ввела в Пб. обычай ездить на пустынную зап. стрелку о-ва любоваться видом на Финский залив. |
ЕЛА́ГИН Сер. Ив. (1824-68) - военно-мор. историк, капитан I ранга (1866). Из дворян. Окончил Мор. кадетский корпус (1842). Служил на кораблях Балт. флота. С 1852 работал в Мор. ученом к-те, с 1854 рук. его канцелярией. Активно занимался разбором и систематизацией дел Архива морского мин-ва, положив начало созданию науч. труда по военной истории рус. флота (Ч. 1-5, 1865-75), продолженного после его смерти Ф. Ф. Веселаго; составил "Список судов Балтийского флота 1702-1725" (1867), автор "Ист. рус. флота: Период Азовский" (1864). |
ЕЛА́ГИНСКИЙ КРУЖО́К - формально неорганизованное объединение, сложившееся в 1760-х гг. вокруг И. П. Елагина. Членами Е. К. были Б. Е. Ельчанинов, Ф. А. Козловский, Д. И. Фонвизин; В. И. Лукин - наиб. последоват. выразитель идей кружка и его теоретик. Стремясь расширить рус. театр. репертуар и усилить воспитательное направление т-ра, чл. Е. К. обращались к переделкам зап.-европейских пьес, в связи с чем сформировалась практика "склонения на наши нравы". Подвергались переделке, а не просто переводу пьесы, знакомые по представлениям иностранных трупп в Петербурге и Москве, а также по впечатлениям путешественников, к этому времени часто бывавших в Париже. Необходимость переложения объяснялась в предисловиях к пьесам участников кружка. Ориентируясь на европ. театр, Е. К. культивировал в России жанр "слезной комедии". |
ЕЛА́НСКАЯ Клавдия Ник. (1898-1972) - актриса. Окончив 3 курса мед. ф-та Моск. ун-та, поступила во 2-ю студию МХТ. С 1924 - в труппе МХАТ. С первых шагов на сцене проявила себя как актриса предельной душевной искренности, силы и глубины сценич. переживания. Судьба рус. женщины была осн. темой Е., сумевшей показать внутр. чистоту Катюши Масловой ("Воскресение"), создать поэтич. образы Ольги ("Три сестры"), Катерины ("Гроза"), Параши ("Горячее сердце"), Анны Карениной. Комедийная сторона дарования Е. раскрылась в ролях Элины ("У врат царства" К. Гамсуна) и Мирандолины ("Хозяйка гостиницы"). В первой постановке "Дней Турбиных" Булгакова Е. создала полный женственности, обаяния и внутр. достоинства образ Елены. Среди ролей: Софья ("Горе от ума"), Юлия Тугина ("Последняя жертва"), Любовь Яровая, Мария Львовна ("Дачники") и др. |
ЕЛА́НЬ - поляна в лесу; луговая или полевая равнина; пастбище. Термин активен в образовании топонимов. |
ЕЛЕ́Й (греч. ελαιον от ελαια - ма́сличное дерево, олива) - оливковое масло, один из важнейших продуктов питания стран Ближнего Востока и Средиземноморья. Использовался (и используется) здесь также в качестве лампадного масла и ритуального жертвенного вещества (Быт 28:18; Исх 35:14), при освящении ветхозаветного храма (скинии) и духовенства (Исх 40 гл.; Лев 8 гл.), возведении на престол ("помазании") царей (1 Цар 10:1) и др. религиозных церемониях, обычно в сочетании с особыми благовонными веществами. В христ. церкви Е. употребляется при совершении некоторых таинств и т. н. треб (при погребении умерших, освящении дома) и других богослужебных обрядах. При благословении хле́бов на торжественном вечернем богослужении в канун праздника освящается и Е., которым после чтения Евангелия священник крестообразно помазует чело каждого молящегося в храме. Этот обряд называется елеопомазанием (народ часто именует его ошибочно "миропомазанием"). В церковном понимании Е. зримо символизирует собой преподаваемые верующим благодатные и укрепляющие дары Св. Духа. |
ЕЛЕ́НА ПА́ВЛОВНА (1806-73) - вел. княгиня, урожденная принцесса Фредерика-Шарлотта-Мария Вюртембергская (дочь принца Вюртембергского Павла), в России с 1823, с 1824 супруга вел. кн. Михаила Павловича. С детства предназначенная выйти замуж за рус. вел. князя, принцесса, получившая образование в Париже, изучала рус. язык и, приехав в Россию, приобрела уважение при дворе и в обществе энциклопедич. образованностью, обходительностью и энергией. В России ее наставником стал В. А. Жуковский, к-рый познакомил ее со знаменитыми рус. литераторами А. С. Пушкиным, И. А. Крыловым и др. Они стали постоянными гостями ее салона, к-рый, неоднократно меняя направление, был и литературным, и политическим, и музыкальным. Существовавший почти полвека, салон Е. П. неизменно оставался самым блестящим в столице. Е. П. покровительствовала русским ученым, художникам, музыкантам, писателям. До конца жизни она интересовалась всеми явлениями интеллект. жизни и содействовала развитию наук и искусств. В 1856, после смерти мужа, выступила инициатором освобождения крестьян на льготных условиях в своем имении Карловка (в Константиноградском у. Полтавской губ.). Содействовала вел. кн. Константину Николаевичу в подготовке документов реформы 1861 и, не принимая официально участия в гос. деятельности, помогала материально делу освобождения от крепостной зависимости. Е. П. была одной из основательниц Русского Музыкального об-ва и курсов и при нем, помещавшихся первоначально в ее дворце. Затем стала инициатором создания Петерб. консерватории с самым прогрессивным среди учебных заведений Уставом, классы к-рой (под рук. А. Г. Рубинштейна) открылись в 1858 в ее Михайловском дворце. Занималась благотворит. деят-ностью: в 1828 (после смерти имп. Марии Федоровны) заведовала Мариинским и Повивальным ин-тами. В годы Крымской войны Е. П. организовала помощь раненым, основала в СПб. женский ин-т св. Елены, Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия (прообраз об-ва Красного Креста), собирала вещи и медикаменты для фронта, направила в Севастополь отряд медиков во главе с Н. И. Пироговым; по замыслу Е. П. в 1885 в СПб. был создан Клинический ин-т для усовершенствования врачей - лечебно-благотворит. и одноврем. науч.-уч. заведение, носящее ее имя. В 1873 после ее смерти образовано Ведомство учреждений вел. кн. Е. П. |
ЕЛЕ́НА ПРЕМУ́ДРАЯ - героиня волшебных сказок, владычица чудесного царства, глава могущественной женской общины и т. п. Обладательница высшей мудрости и магич. силы. Герой, получив в руки магич. средства, вступает с нею в состязания и одерживает победу: прячется так, что Е. П. не может его найти с помощью своей волшебной книги (зеркала). Сюжет сказки разрабатывает популярную тему мирового фольклора - укрощение героем могущественной женщины как условие брака с ней (ср. с Василисой Прекрасной, или Премудрой). |
ЕЛЕО́НСКАЯ Ел. Ник. (1873-1951) - фольклорист, этнограф, ученица В. Ф. Миллера и его непосредств. сотрудница в двух изв. изд.: "Былины новой и недавней записи. Из разных мест России" (под ред. В. Ф. Миллера при ближайшем участии Е. и А. В. Маркова. М., 1908); "Ист. песни рус. народа 16-17 вв." (Пг., 1915; Е. на титуле не указана). Чл. комиссии по нар. словесности этнографич. отдела Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, издавшей статьи и кн. Е.: "К изучению заговора и колдовства в России", Вып. 1, Шамординская пустынь, 1917; "Нек-рые замечания о пережитках первобытной культуры в рус. нар. сказках", 1906; "Представление "того света" в рус. нар. сказке", 1913 (о роли локальных влияний и инноваций, использовании в сказке др. жанров - заговора, загадки и т. п.). Занималась взаимосвязями лит-ры и фольклора ("Народная книга", 1908; "Жуковский - переводчик сказок", 1913). Постоянный сотрудник "Этнографич. обозрения", Е. печатала рец. практически на все гл. сб. сказок и тр. по сказке, заговору и др. жанрам. Основным ее вкладом в фольклористику стало первое науч. издание частушек с прекрасным аппаратом: "Сб. великорусских частушек" (под ред. Е. М., 1914), положившее начало изучению этого жанра. Ее работу "Нек-рые замечания по поводу сложения сказок" (1912) называли в числе работ, предвосхищающих "Морфологию сказки" В. Я. Проппа. После 1917 почти никаких печ. работ Е. обнаружить не удалось. Кн. "Сельскохозяйственная магия" ("Мемуары Этногр. отд. Об-ва любит. естеств., антропол. и этногр.", вып. 3. М., 1929) осталась ненапечатанной и сохранилась только в корректуре (напечатана в 1994). В 20-30-е гг. занималась народной игрушкой, подготовила сб. "Игрушка народов СССР", также оставшийся неизданным, печатала в ж. "Игрушка" заметки чисто информативного или практического характера. Соч.: Сказка, заговор и колдовство в России: Сб. тр. М., 1994. Лит.: Азадовский М. К. История русской фольклористики. Т. 2. М., 1963. С. 304, 306. |
ЕЛЕОПОМА́ЗАНИЕ - обряд, совершаемый в правосл. ц. на празничном всенощном бдении. Во время литии происходит благословение хлебов, пшеницы, вина и елея (оливкового масла, употребляемого для горения в лампадах перед иконами). Этим елеем во время поклонения стоящей среди церкви иконе праздника (после чтения Евангелия) свящ. крестообразно помазует чело подходящих, произнося при этом: "Во имя Отца и Сына и Св. Духа". |
ЕЛЕОСВЯЩЕ́НИЕ (соборование) - одно из семи таинств правосл. ц. Его ритуал состоит в смазывании елеем - освящ. оливковым или деревянным маслом - крестообразно с обеих сторон лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук больного, сопровождаемом чтением молитв. По учению правосл. ц. на больного т. о. призывается "благодать Божия", исцеляются болезни тела и немощи души. Е. также дарует больному отпущение тех грехов, в к-рых он не успел раскаяться. По обычаю Е. в России издавна совершались почти исключительно над больными, считавшимися безнадежными. Католич. ц. не признает за Е. исцеляющего воздействия, видит в нем лишь успокоительное напутствие умирающему. Церковь считает, что таинство Е. было установлено Иисусом Христом, т. к. подобным образом врачевали апостолы. Происхождение Е. может быть связанно с ритуалами др. лечебной магии. По правосл. правилам Е. совершается над больным, находящимся в сознании, и может быть повторено над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же болезни. Нельзя совершать Е. над младенцами, а также над здоровыми людьми, жизни к-рых угрожает опасность, включая осужденных на смертную казнь. Е. полагалось проводить собором из 7 священников (отсюда разг. назв. Е. - соборование), однако на практике ритуал осуществляется одним священнослужителем. |
ЕЛИЗАВЕ́ТА (Елисавета, Элла) ФЁДОРОВНА (1864-1918) - вел. кн., супруга вел. кн. Сергея Александровича, сестра имп. Александры Федоровны, урожд. принцесса Гессен-Дармштадская. Прославилась благотворительной деятельностью: была бессменной председательницей об-ва Красного Креста в России, в 1896 учредила Елизаветинскую общину сестер милосердия в Петербурге, для к-рой в 1901 построила церковь великомученика Пантелеймона. В имении Ильинское под Москвой построила больницу и школу. Занималась воспитанием племянников, Марии Павловны и Дмитрия Павловича, к-рому передала свой дворец в Петербурге. После гибели мужа основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где провела последние годы. Трагически погибла в Алапаевске, прах перенесен в Иерусалим в ц. св. Марии Магдалины, построенную ее супругом. Причислена к лику святых мучениц Русской Православной Церкви. |
ЕЛИСЕ́ЕВ Ал-др Вас. (1859-95) - путешественник и антрополог. Окончил Мед.-хирургич. акад. в Пб. (1882). Изучал Сев. и Сев-Зап. европейской России, путешествовал по Швеции, Норвегии и Финляндии. Получил широкую изв. как иссл. Малой Азии и Африки. Совершил путешествия по Египту и Аравии (1881), по Аравии, Алжиру, Тунису и Малой Азии (1884-87), по Судану (1893) и Абиссинии (1895). Удостоен серебряной медали Рус. геогр. об-ва (1886). Соч.: По белу свету: В 4 т. 2-е изд. СПб., 1901-04. |
ЕЛИСЕ́ЕВ Сер. Григ. (1889-1975) - японовед; исследователь иск-ва Д. Востока. Учился в Берлине, затем окончил (первым из европейцев) Токийский имп. ун-т (1908-12) и аспирантуру при нем. С 1916 - приват-доц. Петерб. ун-та; официальный переводчик при мин-ве иностр. дел; вице-през. Дальневост. секции Торговой палаты; пред. Японской секции Об-ва изучения Востока; секр. Дальневост. секции Археол. об-ва и после его реогранизации - самый молодой из действ. чл. Гос. Акад. истории мат. культуры. Пом. проф. Ин-та истории иск-в, сотрудник Азиатского музея. В 1920 - секр. ф-та филологии, истории и вост. яз. Петрогр. ун-та. В мае-июне 1920 на короткое время арестован ЧК "за отца" (т. е. из-за своей принадлежности к изв. купеч. семье); угрожали ему и новым арестом. Летом 1920 на лодке контрабандистов Е. бежал с семьей морем в Финляндию. Сотр. Музея Гимэ, преподаватель Сорбонны (1921-32) и Школы живых вост. яз. (1922-30) в Париже. В 1932-33 приглашен для чтения пробных лекций в Гарвардский ун-т (США), командирован в ознакомит. поездку по подчиненным Гарварду христ. колледжам Китая, вновь посещает Японию. С 1934 (до 1956) - дир. Гарвардского ин-та "Яньцзин" и проф. дальневост. яз. в Гарвардском ун-те. За 23 года работы создал в Гарварде крупнейший центр синологии и японоведения. Основал выходящий поныне "Гарвардский ж. азиатских исследований". Квалифицируется как основоположник исследования Д. Востока в США, "отец американского японоведения" (иногда вообще как "первый высококвалифициров. японовед на Западе"). Большинство специалистов по Д. Востоку в США являются учениками либо Е., либо его учеников. Особую роль сыграл в годы 2-й мир. войны, организовав массовое обучение воен. специалистов япон. яз. (в то время в России подавляющее большинство японоведов сидело в лагерях или было расстреляно). В 1957 переехал в Париж, где до последних лет жизни читал лекции в Сорбонне. Поч. чл. Франц. ин-та Д. Востока (1940), Королевского Азиатского об-ва Великобритании и Ирландии (1955), кавалер ордена Почетного легиона (1946). През. Американского об-ва востоковедения (1954-55). Соч.: Тюремный дневник (май-июнь 1919 г.); Воспоминания о Петрограде (1919-20) и побег в Финляндию // Уроки гнева и любви. СПб., 1993. Вып. 4. С. 9-44. |
ЕЛЬЧАНИ́НОВ Ал-др Викт. (1881-1934) - священник, деятель Рус. Правосл. Церкви за рубежом; педагог. Род. в г. Николаеве, в семье офицера из старинного дворянского рода. Учился в г-зии в Тифлисе вместе с П. А. Флоренским и В. Ф. Эрном, с к-рыми его и в дальнейшем связывала тесная дружба. Окончил (1904) ист. отделение Петерб. ун-та, затем поступил одноврем. в Моск. ун-т и Моск. дух. академию. Сблизился с деятелями рус. религиозного возрождения: Вяч. Ивановым, Тернавцевым, Цветковым, Свенцицким и др. В 1904-05 участвовал в Братстве христ. борьбы, читал Евангелие на заводах рабочим. В 1906-07 состоял секр. Моск. рел.-филос. об-ва. Написал ст. в ж. "Новый путь" (февр. 1903) о мистицизме М. М. Сперанского, а также совместно с П. А. Флоренским главу о православии в сб. "История религии", к-рый вышел под ред. Е. (М., 1909). Разочарованный системой обучения в Моск. дух. академии, Е. вернулся в Тифлис и там преподавал в г-зии В. А. Левандовского, где применялись самые совр. методы педагогики. В 1916 женился на дочери Левандовского Тамаре Владимировне (1897-1934), впоследствии ставшей известным мастером иконописи. В 1921 эмигрировал, с 1922 жил на юге Франции. Один из рук. Рус. студенч. христ. движения (РСХД), к-рое он понимал как "собрание и собирание всего живого и честного в Ц., всех тех, кто принимает христ-во не как традицию, не как слова, не как быт, а как жизнь". В 1926 Е. по настоянию своего старшего друга и наставника о. Сергия Булгакова становится священником. Е. проявил себя выдающимся дух. наставником, чья проповедь находила особый отклик в среде молодежи. Скончался в Париже вскоре после своего перевода из Ниццы в Парижский кафедральный собор. Образ исключит. пастыря, "воплощавшего в себе органич. слиянность смиренной преданности Православию, простоты детской веры со всей утонченностью рус. культурного предания" (о. С. Булгаков), гармоничного, созидающего, требовательного прежде всего к себе, - сохранился бы только в благодарной памяти друзей и дух. детей, если бы в первый же год после его смерти вдовой не была составлена по письмам и дневниковым заметкам кн. "Записи свящ. Е.", по издании имевшая необычайный успех и остающаяся до сих пор "одним из лучших руководств по нравственному богословию и христ. жизни" (Н. М. Зернов). Соч.: Записи свящ. А. Ельчанинова. Париж, 1935; М., 1992 (нем. пер. - 1964, англ. пер. - 1967). |
ЕЛЬЧАНИ́НОВ Богдан Евг. (1744-70) - писатель, переводчик. Происходил из старинной дворянской семьи. Учился в Киево-Могилянской акад., затем служил в Сухопутном шляхетном корпусе. Участвовал в русско-турецкой войне 1768-74, на к-рой и погиб. В 1764-65 входил в "елагинский кружок", с идеями к-рого связано его творчество. Перевел драмы Д. Дидро "Отец семейства" и "Побочный сын". В 1764 перелагает на "рус. нравы" комедию Вольтера "Шотландка, или Вольный дом" (под заглавием "Награжденная добродетель"). Большой успех имела оригин. комедия Е. "Наказанная вертопрашка" (1767), в к-рой он попытался создать образ положит. героя. |
ЕМЕ́ЛЯ-ДУРА́К - персонаж сказки, специфический нац. герой, родственный мн. качествами Иванушке-дурачку ("третьему", на первый взгляд неумелому, но на поверку самому удачливому сыну). Гиперболич. лентяй, лежебока, все время проводит на печи ("Сидит на печке, сморкается да на кулак сопли мотает"), мотивирует отказ от любых дел словами: "Я ленюсь!", "Спать очень хочу". Вынужденный пойти на реку за водой, Е. неожиданно обретает фантастич. успех: нечаянно пойманная им щука обещает - в награду за освобождение - чудесную помощь. Произнося магич. формулу "По щучьему веленью, по моему хотенью", Е. обеспечивает успех любому своему желанию, не прикладывая рук (сами идут ведра с водой; топор рубит деревья; сани отвозят дрова; дубина бьет недругов; печь несет Е. к царю и т. д.). Первая ч. сказки полна комич. подробностей, Е. изображается здесь с явной насмешкой ("иронич. удачник"). Во второй ч. Е. преображается в сказочного доброго молодца: он выполняет трудные задачи и женится на царской дочери. |
ЕНГИБА́РОВ Леон. Георг. (1935-72) - арт. цирка, клоун-мим. В 1959 по окончании Гос. уч-ща циркового иск-ва начал работать в Армянском цирковом коллективе. Уже в самом нач. творч. пути проявилась яркая индивидуальность артиста как мастера пантомимы. Первоклассный акробат, жонглер и эквилибрист, в своих репризах значит. место отводил пародии. Исполняя свои номера на высочайшем уровне, всегда оставался в рамках созданного им образа, в к-ром соединение комич. и грустного начал создавало особый эффект. Е. был чрезвычайно пластичен, виртуозно владел жестом, движением. Почти все номера Е. - сюжетные пантомимы-новеллы, герои к-рых по-цирковому эксцентричны и в то же время очень трогательны. В 1964 получил 1-ю пр. на Междунар. конкурсе клоунов в Праге - кубок им. Эдуарда Басса. Работал на эстраде (сп. "Звездный дождь", "Причуды клоуна"), снимался в кино (гл. роль в ф. "Путь на арену", "Причуды клоуна", в худ. и док. ф. "Тени забытых предков", "Знакомьтесь, Леонид Енгибаров", "Ожерелье для моей любимой", "2 Леонид 2" и др.), занимался лит. деят-ностью. Соч.: Первый раунд. Ереван, 1971; Последний раунд. Ереван, 1984. Лит: Благов Ю. Наши клоуны. М., 1977; Дмитриев Ю. Знаменитые клоуны. Киев, 1989; Румянцева Н. Клоун и время. М., 1989; Славский Р. Леонид Енгибаров. М., 1989. |
ЕНЕ́Й Евг. Евг. (1890-1971) - художник кино. По нац. венгр. Учился в Будапештской АХ по спец. арх. В составе отряда венгров-интернационалистов участвовал в гражд. войне. В кино с 1923. Совместно с В. Е. Егоровым работал в ф. "Красные партизаны" (1924, реж. В. К. Висковский). Входил в ФЭКС. Постоянно работал с реж. Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом, оператором А. Москвиным. Вместе с Н. Г. Суворовым считается основателем "ленингр. школы худ. кино". Был мастером выразит. архитектурной орг-ции пространства, умелым производственником. Воссоздавал атмосферу минувших эпох в ф. "Шинель" (1926), "С. В. Д." (1927), "Новый Вавилон" (1929). Постоянно обращался к теме Пб. - Пг. - Ленинграда, раскрывая его многоликий образ в ф. "Чертово колесо" (1926), "Катька Бумажный ранет" (1926, реж. Ф. М. Эрмлер), "Обломок империи" (1929, реж. Ф. М. Эрмлер). В ф. "Трилогия о Максиме" ("Юность Максима", 1935; "Возвращение Максима", 1937) тепло и лирично показал образ предрев. питерской раб. окраины. В 1938 репрессирован и выслан из Ленинграда. К работе в кино вернулся лишь в годы войны. Позднее работал преим. в экранизациях зап.-европ. классич. литры реж. Г. М. Козинцева: "Дон Кихот" (1957), "Гамлет" (1964), "Король Лир" (1971). Среди ф.: "Одна" (1931), "Пирогов" (1947), "Белинский" (1951), "Овод" (1955), "Катерина Измайлова" (1967) и др. Лит:: Кузнецова В. Евгений Еней. Л., 1966. |
ЕПАНЧА́ (от тюрк. japuga, japunga - плащ, бурка) - 1) Старинная рус. одежда, длинный широкий мужской плащ без рукавов, часто из дорогой материи с украшениями, упоминается с 12 в. В петровской армии Е. являлась составной частью обмундирования (до появления шинелей). Е. делалась из сукна и нередко украшалась галуном, кружевами, шелковой строчкой или хрустальными пуговицами. Женская короткая шубка-безрукавка в 18-19 вв. называлась "епанечкой". 2) Полость в санях или повозке, подстилка под седло. В б. широком смысле - любое покрывало, а также круглый, четырехугольный верх дома, печи и др. объектов. |
"ЕПАРХИА́ЛЬНЫЕ ВЕ́ДОМОСТИ" - церк. период. изд., носившее офиц. характер. Издание их началось с 1860, и к нач. 20 в. они издавались почти во всех епархиях, один - три раза в месяц объемом 1-2 печ. л. "Е. В." состояли из двух ч. - офиц. и неофиц. Первая служила для высочайших указов, публичных правительств. распоряжений, грамот и рескриптов, относящихся к духовенству, указов и распоряжений Св. Синода, а также распоряжений епархиальных властей, отчетов и протоколов местных епархиальных учреждений (Дух.-уч. заведений, епархиальных комитетов Православного Миссионерского об-ва, богоугодных заведений и т. п.). В неофиц. ч. часто содержались сведения по епархиальной статистике, мат-лы по церк. ист. и археологии, заметки о религ. и нравств. состоянии народа, сведения о местных ересях, жизнеописания иерархов и подвижников и пр. Иногда помещалась хроника епархиальной жизни, публиковались мат-лы, посв. местным праздникам, месточтимым иконам, храмам и т. п. В "Е. В." периодически публиковались заметки о пастырской практике, образцовые проповеди, внебогослужебные беседы и т. п. Большая ч. "Е. В." прекратила свое существование в 1917-18, в нек-рых епархиях в нач. 1920-х гг. В сер. 1920-х гг. "Е. В." издавались обновленцами в нек-рых епархиях. После Вел. Отеч. войны издавались лишь в Рижской епархии (1948-50). С кон. 1980-х гг. возобновилось изд. "Е. В." во мн. епархиях (часто имеют разл. назв.). |
ЕПАРХИА́ЛЬНЫЕ УЧИ́ЛИЩА - средние жен. уч. заведения в России; открывались с 1843 в епархиях, гл. обр. для дочерей правосл. духовенства, для к-рых обучение было бесплатным. Находились в ведении Св. Синода, финансировались на сборы от ц., отчислений от свечных заводов и др. Уч. курс был близок к курсу жен. г-зий. Выпускницы могли работать учительницами нач. школ. |
ЕПА́РХИЯ (греч. επαρχια - область, провинция) - церк.-адм. округ, в духовных делах управляемый архиереем, состоящий из неск. благочиний, в свою очередь подразделяющихся на отдельные приходы. Назв. заимствовано у греко-рим. провинций, управлявшихся в гражд.-адм. отношении епархами. В Киевской Руси первое деление на Е. было проведено в 10 в. при кн. Владимире Святом. В дальнейшем Е. была единицей не только церк.-адм., но также и обл. деления России (разграничение Е. по губ. в России было проведено в 1787). Е. подразделяются на митрополии, архиепископии и епископии. До 1917 епарх. архиерей назначался имп. по избранию Св. Синода, перед ним и отчитывался. Управление Е. осуществлялось архиереем с помощью викария, духовной консистории, благочинных, епарх. попечительства о бедных духовного звания и пр. Ныне епархиальные архиереи назначаются постановлением Патриарха Моск. и Всея Руси и Св. Синода. Начиная с 1860 в Е. РПЦ стали издаваться выходившие периодически 2 раза в месяц или еженедельно офиц. "Епархиальные ведомости" (см.). К нач. 19 в. в России было 36 Е., к 1917 - 63. По данным на 16 июня 1991, число Е., находящихся в юрисдикции РПЦ на терр. бьшшего Сов. Союза и за рубежом, - 108. Е. являются осн. единицей церк.-адм. устройства также во всех др. 14 автокефальных правосл. ц., в католич. и англиканской ц. |
ЕПИСКОПА́Т - собират. название высшей (третьей) степени священства православной церк. иерархии. Представители Е., именуемые также обобщенно архиереями или иерархами, в наст. время распределены, в порядке административного старшинства, по следующим рангам. Епископ - самостоят. и полномочный представитель "местной церкви" - возглавляемой им епархии, именуемой поэтому епископи́ей. Его отличит. внебогослужебная одежда - ряса, черный клобук и посох. Обращение - Ваше Преосвященство. Особая разновидность - т. н. "викарный епископ" (лат. vicarius - заместитель, наместник), являющийся лишь помощником правящего архиерея большой епархии (митрополии). Он состоит в его непосредств. ведении, исполняя поручения по делам епархии, и носит титул по одному из городов на ее территории. Викарный епископ в епархии может быть один (в С.-Петербургской митрополии, с титулом "Тихвинский") или несколько (в Московской митрополии). Архиепископ (старший епископ) - представитель второго ранга Е. Правящий епископ обычно возводится в этот сан за какие-либо заслуги или по истечении определ. времени (в качестве награды). От епископа он отличается только наличием жемчужного крестика, нашитого на черном же клобуке (над лбом). Обращение - Ваше Высокопреосвященство. Митрополит - в христианской Римской империи - епископ митрополии, главного города области или провинции (диоцеза). Митрополит может быть и главой Церкви, не имеющей статуса патриархата (Русской Церковью до 1589 управлял митрополит с титулом сначала Киевский, а затем Московский). Сан митрополита в наст. время даруется архиерею либо в качестве награды (после сана архиепископа), либо в случае перевода на кафедру, обладающую статусом митрополии (С.-Петербургская, Крутицкая). Отличительная особенность - белый клобук с жемчужным крестиком. Обращение - Ваше Высокопреосвященство. Экзарх - название церковно-иерархич. степени, встречающееся с 4 в. Первоначально этот титул носили представители только самых видных митрополий, а также чрезвычайные уполномоченные константинопольских патриархов, посылавшиеся ими в епархии с особыми поручениями. В России этот титул впервые был усвоен в 1700, после смерти патр. Адриана, местоблюстителю патриаршего престола Стефану Яворскому. Экзархом именовался и глава Грузинской ц. (с 1811) в период вхождения ее в состав РПЦ. В 60-80-е гг. 20 в. некоторые заграничные приходы РПЦ были объединены по территориальному признаку в экзархаты Западноевропейский, Среднеевропейский, Центрально- и Южноамериканский. Управлявшие иерархи могли быть в сане ниже митрополита. Особое положение занимал митрополит Киевский, носивший титул "Патриарший Экзарх Украины". В наст. время титул экзарха носит только митрополит Минский ("Патриарший Экзарх всея Беларуси"). Патриарх - представитель высшего административного ранга Е., - глава, иначе предстоятель, автокефальной ц. Характерная отличит. особенность - белый головной убор (куколь) с укрепленным над ним жемчужным крестиком. Официальный титул главы РПЦ - "Святейший Патриарх Московский и всея Руси". Обращение - Ваше Святейшество. Лит.: Устав об управлении Русской Православной Церкви. М., 1989. |
ЕПИТИМЬЯ́ - добровольное исполнение христианином опред. "дел благочестия", предписанных ему духовником за грехи в результате предшествовавшей исповеди. К ним относятся каждодневная продолжит. молитва и поклоны, паломничество по святым местам, дополнительный (сверх предписанного церковным уставом) пост, денежная или иная жертва на церковные нужды и др. Православное канонич. право определяет Е. не как наказание или карательную меру за совершенные грехи, но как "врачевание духовное". При этом важно учитывать, что Е. не составляет безусловной необходимости при совершении исповеди. Степень и продолжительность Е. обусловлена тяжестью греховных преступлений, но зависит от усмотрения духовника. Суровые Е., предусмотр. древними канонами (долговременное отлучение от причастия, даже предписание молиться не в храме, а на паперти и др.), в наст. время не употребляются. Над исполнившим Е. читается особая "Молитва над разрешаемым от запрещения", через к-рую он полностью восстанавливается в своих "церковных правах". В дореволюционной России существовала, кроме того, Е., налагаемая гражд. судом на основании уголовных законов за вероотступничество, святотатство, ложную присягу и нек-рые тяжкие моральные преступления. В отличие от Е., предписанной духовником, она имела опред. значение наказания. Способы ее исполнения и контроль осуществлялись епархиальными властями, получавшими решение суда. Лит.: Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. II. С. 1106-1122. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЕПИФА́НИЙ СЛАВИНЕ́ЦКИЙ (? - 1675) - писатель, переводчик, филолог, педагог, ученый-энциклопедист, гуманист. По одним данным, он был украинцем, по другим - белорусом. Образование получил в братской школе в Киеве. Затем стал иноком Киево-Печерского мон. В 1642-49 в Киево-братской коллегии преподавал греч. и лат. яз. В 1649 по вызову царя Алексея Михайловича приехал в Москву, где занимался пед. и переводч. деят-ностью, был пом. патриарха Никона по исправлению церк. книг. Преподавал греч. и лат. яз. и риторику в открывшейся при Патриаршем дворе Чудовской школе. Написал св. 50 проповедей. Придерживался греч. ориентации. До нас дошло ок. 40 силлабич. книжных песен Е. С. эпич. характера. Он также автор гимнологич. духовных песен, переписывавшихся в рукописн. песенниках 17-18 вв. Переводил Библию и соч. "отцов церкви", а также "Новый атлас Блеу" с изложением учения Коперника, "Курс анатомии" Андрея Везалия (рукопись утрачена), "Историю" Фукидида и мн. др. книг. С именем Е. С. связан замеч. пам. пед. мысли 17 в. - "Гражданство обычаев детских" (пер. трактата Эразма Роттердамского). В нем систематически описывается жизнь ребенка во всех его внешних проявлениях, излагаются 164 правила поведения в школе, за столом, при встрече с др. людьми и разговорах, играх, затрагиваются вопросы мимики, одежды, гигиены детей. Особенно четко в этом соч. выражена мысль о связи умств., нравств. и физич. воспитания. Ратовал за расширение школьного образования в России. |