Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Е" (часть 3, "ЕРЕ"-"ЕФР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е" (часть 3, "ЕРЕ"-"ЕФР")

Ерёма и Фома

ЕШМА И ФОМА́ - персонажи сатирич. нар. песен, сказок, лубочных картинок, повестей 17 в. Для всех текстов характерна манера последоват. параллелизма в описании обоих героев и их действий. Е. и Ф. - родные братья, очень похожие внешне, одинаково уродливые и одинаково глупые ("Лицом они еднаки, а приметами равны"; "Они волосом однаки и умом равны"; "Ерема был плешив, а Фома шелудив"; "Брюхаты, пузаты, одутловаты"; "Ерема-де был глуп, Фома неразумен"). Действия, совершаемые ими синхронно, но со своими оттенками, обнаруживают неизменно их беспомощность и неумение: они оказываются не годны ни на какое дело; за что бы они ни брались, всюду терпят неудачу: у них не получается с пахотой, с торговлей, рыбной ловлей и пр., все кончается тем, что их бьют, выталкивают, осмеивают, в итоге они тонут, оказавшись в дырявых лодках. Сатира в текстах о Е. и Ф. строится на гротеске, на малоправдоподобных ситуациях, на их заострении, с последоват. употреблением приема оксюморона ("Они ладно живали, хорошо хаживали: Ерема-то в рогоже, Фома в торнице"; "Пили-ели сладко - Ерема ел редьку, Фома чеснок"). Е. и Ф. стали нарицательными именами для обозначения пары глупых, неудачливых и неспособных к делу людей.

Еременко Анд. Ив

ЕРЕ́МЕНКО Анд. Ив. (1892-1970) - воен. деятель. Род. под Луганском. В 1913 призван в армию. Будучи командиром разведгруппы в период 1-й мир. войны, воевал в Галиции. После февр. 1917 стал чл. полкового комитета. С 1918 в РККА и РКП(б). В 1918 создал красногвардейский партизанский отряд, с янв. 1919 - зам. пред. и военком Марковского ревкома Луганской обл. В 1919-23 прошел путь от нач. разведки до пом. ком. кавалерийского полка. Прошел обучение в Военно-полит. академии и Воен. академии им. М. В. Фрунзе (1929-35). В предвоен. годы командовал дивизией, кавалерией, а затем механизиров. корпусом, участвовал в советско-польской войне 1939. Один из крупнейших военачальников в период Великой Отеч. войны. С июля 1941 командовал 4-й Ударной армией Зап. фронта. Был активным участником Сталинградской битвы 1942-43, командуя Юго-Зап. фронтом. В 1943-45 командовал фронтами: в янв. - апр. 1943 - Южным; в апр. - окт. 1943 - Калининским; в окт. - февр. 1944 - Прибалтийским, с лета 1944 - 4-м Прибалтийским; с марта 1945 - 2-м Укр. Был дважды тяжело ранен. После 1945 командовал Прикарпатским, Зап.-Сиб. фронтами и СКВО. Маршал Сов. Союза (1955). С 1958 - ген. инспектор Группы ген. инспекторов МО СССР. Награжден 5 орд. Ленина и др. сов. наградами. Герой Сов. Союза (1944). Ум. и похоронен в Москве.

Ересь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ерик

Е́РИК - устар. назв. небольшого и узкого, но достаточно глубокого протока реки или озера; рукава реки, ручья, притока. Р. Фонтанка - дельтовый приток Невы - называлась в годы стр-ва Петербурга Безымянным Е.

Ерихонка

ЕРИХО́НКА (шапка ерихонская) - предмет оборонит. вооружения др.-рус. воина. Имела вид остроконечного шлема (шишак), снабжен. металлич. наушами с боков, козырьками сзади и спереди, подвижной стрелкой. Отличалась богатой отделкой и обычно была принадлежностью воевод и др. лиц знатного происхождения.

Ерихонская шапка

Ерихонская шапка

"Ермак"

"ЕРМА́К" - первый линейный ледокол рус. Арктич. флота, назван в честь Ермака Тимофеевича. Построен на з-де Армстронга в Ньюкасле (Великобритания) в 1898 по проекту и под наблюдением адм. С. О. Макарова. Дл. 97, 56 м, шир. 21,64 м, водоизмещ. 8730 т, машина 10 т. индикаторных сил. По замыслу С. О. Макарова, ледокол мог дать возможность пройти к Сев. полюсу и составить карты Сев. Ледовитого океана, а в случае необходимости и осуществить проводку Сев. мор. путем воен. кораблей в Тихий ок. В 1899 "Е." совершил неск. пробных плаваний в р-не Шпицбергена, дойдя до 81°28' с. ш. и пройдя во льдах 230 миль. Результаты этих плаваний изложены в кн. С. О. Макарова ""Ермак" во льдах" (1901). В 1901 "Е." совершил очередное плавание в полярных широтах, но неблагоприятная ледовая обстановка не дала возможности продвинуться к полюсу. В 1902 "Е." превращен в портовый ледокол и стал работать в Финском зал. по обслуживанию Петерб. порта. В 1934 "Е." вернулся в Арктику для обслуживания карских и ленских эксп. Ежегодно проводил суда в Карском м. и м. Лаптевых. В 1938 участвовал в снятии с льдины дрейфующей станции "Сев. полюс". В том же году при работе по освобождению из льдов ледокольных пароходов "Седов", "Садко" и "Малыгин" поставил для своего времени рекорд свободного плавания, достигнув 83°06' с. ш.

Ермак Тимофеевич

ЕРМА́К ТИМОФЕ́ЕВИЧ (?-1585) - казачий атаман, предводитель похода в Сибирь, положившего начало завоеванию Сибири Рус. гос-вом. В 1558 купцы и промышленники Строгановы получили первую жалованную грамоту на "камские изобильные места", в 1574 - грамоту на земли за Уралом по р. Тура и Тобол и разрешение строить крепости на Оби и Иртыше. Ок. 1577 Строгановы пригласили Е. с отрядом для охраны своих владений от нападений сиб. хана Кучума.

В 1579 (или в 1581) войско Е. (5 полков числом ок. 1650 чел., с 3 пушками, 300 пищалями и др.) двинулось в глубь Сибири по рекам на лодках из р-на Соль-Камская. К осени 1582 Е. вышел в центр. р-ны Сиб. ханства, в сент. разбил крупное татар. войско царевича Маметкула, а 23-25 окт. в 3-дневном сражении на берегу Иртыша на мысе Подчуваш разгромил гл. силы Кучума, остатки к-рых откочевали в степь. 26 окт. 1582 Е. занял столицу Сиб. ханства Кашлык (в 17 км от Тобольска), после чего были заняты мн. р-ны по Оби и Иртышу. В ночь на 6 авг. 1585 войско Кучума у р. Вагай внезапным нападением уничтожило небольшой рус. отряд, возглавляемый самим Е. По преданию, раненый Е. пытался переплыть реку (или доплыть до своего струга), но утонул из-за тяжелой кольчуги. Остатки его дружины под командованием М. Мещеряка отступили из Кашлыка.

Личность Е. и смелость его предприятия сделали его героем нар. преданий, казачьих историч. песен, сев.-рус. былин, в к-рых ему приписываются качества богатыря и деяния, к-рые он не совершал. В преданиях и песнях Е. оказывается атаманом донских, терских и яицких казаков, он собирает казачий круг и решает идти на Сибирь, а по др. версиям, зовет в разбойный поход на Волгу и Хвалынское (Каспийское) м., а также участвует в осаде Казани и играет гл. роль во взятии города. После всех подвигов он отправляется к Ивану Грозному и просит принять от него Сибирские земли; царь прощает казакам их разбойные дела и дарит им Дон с землями. Предания и песни, сочетающие ист. реалии с вымыслом, отражают настроения казачьей вольницы 16-17 вв., стремление к независимой жизни и утопич. надежды на возможность договора с царской властью. В былинах Е. рисуется юным богатырем, к-рый в отсутствие в Киеве др. богатырей один отправляется против татар, бьется с ними, но не может их одолеть. На помощь Е. является Илья Муромец, и они вместе побеждают татар. Вторичная фольклорная судьба Ермака, мифологизированная в традиции, связана с "исторической" лит-рой (напр. "Князь Серебряный" А. К. Толстого), и прежде всего с думой К. Ф. Рылеева, ставшей песней ("Ревела буря, дождь шумел..."), ср. "провиденциальную" роль этой песни в к/ф "Чапаев".

Ерменёв Ив. Ал

ЕРМЕНЁВ Ив. Ал. (1746 - после 1797) - график, живописец-жанрист. Сын придворного конюха, с 4-летнего возраста взят в услужение к имп. Елизавете Петровне, обучен франц. языку, с 1760 приставлен для совместных игр к цесаревичу Павлу Петровичу, на всю жизнь сохранившему к Е. доброе расположение. Получил худ. образование в Петерб. АХ у С. Торелли (1761-67) и, в качестве пенсионера цесаревича, в Корол. акад. живописи и скульптуры в Париже (1775-88). К свадьбе Павла Петровича с Натальей Алексеевной поднес ему аллегорич. рис. "Алтарь Гименея", Екатерине II - аллегорию "Благоденствие России". От парижского периода сохранилось пять рис. В сер. 1780-х гг. Е. жил среди обитателей парижского дна, в 1788 увезен своим другом Ф. В. Каржавиным в Россию, но вновь появился в Париже в 1789, был свидетелем взятия Бастилии. В 1790-х гг. жил и работал в С.-Петербурге. Судьба Е. после гибели Павла I неизвестна.

Творчество Е. - пример своеобразного социального сентиментализма, характерного для рус. изобразит. иск-ва и лит-ры кон. 18 в. Осн. работа - загадочная серия из 8 акварелей "Нищие", обнаруженная А. Н. Бенуа в 1901 в Эрмитаже. Персонажи Е. исполнены большой эмоц. силы, аскетич. достоинства. Серия "Нищие" исполнена Е. в юности, в Петербурге (по-видимому, в 1764-65) и тогда же поднесена 10-летнему Павлу Петровичу, сохранившему акварели в личном собрании.

Лит.: Савинов А. Н. И. А. Ерменев. Л., 1982; Гаврилова Е. И. Неприкаянный художник Иван Ерменев // Императрица Мария Федоровна: Личность. События. Коллекции: Краткое содержание докладов IV научной конф. "Павловские чтения". СПб., 1999.

Ермилов Вл. Вл

ЕРМИ́ЛОВ Вл. Вл. (1904-65) - критик, лит-вед. Род. в Москве, сын журналиста и педагога. Из 5-го кл. г-зии ушел на активную комсомольскую работу. Окончил ф-т обществ. наук Моск. ун-та (1924) и Ин-т красной профессуры (1931). Печатался с 1920. В 1920-21 Е. ред. комсомольской газ. "Юношеская правда". В 1924 командирован на Урал в качестве ред. комсомольской газ. "На смену", организует уральскую ассоциацию пролет. писателей. В 1926-29 - ред. ж. "Молодая гвардия", с 1928 - один из секр. РАПП и самых активных его адептов; в 1932-38 - гл. ред. ж. "Красная новь", в 1946-50 - гл. ред. "Литературной газеты" (о стиле работы Е. в "Литературной газете" см. в кн. В. Астафьева "Зрячий посох").

Осн. работы Е. 30-х гг.: "Михаил Кольцов" (1935), "Серго Орджоникидзе" (1936), "Мечта Горького" (1936), "О гуманизме Горького" (1941), "О счастье и мужестве (Творчество А. Малышкина)" (1940), статьи о В. Маяковском, В. Катаеве и др. В 40-е гг. Е. - один из самых активных идеологов парт. доктрины, автор мн. "проработочных" ст. и "установочных" брошюр ("Прекрасное - это наша жизнь!", 1949; "Против реакционных идей в творчестве Достоевского", 1948; "Сов. лит-ра - борец за мир", 1950). Ему принадлежат разносные оценки кн. А. Твардовского "Родина и чужбина", стихов Л. Мартынова и др. В 40-60-е гг. выступил с монографиями, посв. рус. писателям 19 в.: "А. П. Чехов" (1946), "Драматургия А. П. Чехова" (1948), "Н. В. Гоголь" (1952), "Гений Гоголя" (1959), "Толстой-художник и роман "Война и мир" (1961), "Роман Л. Н. Толстого "Анна Каренина" (1963). В кн. "Ф. М. Достоевский" (1956) Е. отказался от своих прежних оценок писателя и охарактеризовал его как великого реалиста и гуманиста. Как правило, в истолковании классиков Е. ставил своей задачей приспособить их творчество к нуждам господств. в данное время идеологии и успешно этого добивался. Знаменит, помимо прочего, словами Маяковского в предсмертном письме: "Не доругался с Ермиловым". Е. приписывается авторство фразы "Маразм крепчал".

Ермола

ЕРМО́ЛА - др.-рус. зодчий, строитель ц. Св. Григория, епископа армянского. Церковь построена в 1535-36 в Хутынском мон. под Новгородом. В кон. пространной записи о возведении храма летописец сообщает: "А мастеры делали тверския земли, болшому имя Ермола". Ц. Григория до наших дней не сохранилась. Изв. ее многочисл. изображения 16-18 вв. Остатки здания открыты археол. раскопками. Это был ярусный столпообразный храм-колокольня на 8-гранном основании, с галереей, охватывавшей его со всех сторон. Др. постройки мастера Е. неизвестны.

Ермолаев Ал. Ник

ЕРМОЛА́ЕВ Ал. Ник. (1910-75) - артист и педагог балета, балетм. Окончил Ленингр. театр. уч-ще в 1926 (кл. В. Пономарева). В 1926-30 артист ГАТОБ в Ленинграде. Среди его ролей: Вайю ("Талисман"), Зимняя птица ("Ледяная дева"), Божок ("Красный мак), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Базиль ("Дон Кихот"). В 1930-58 солист Большого т-ра. Среди его ролей: Альберт ("Жизель"), Ганс ("Жизель"), Филипп ("Пламя Парижа"), Актер ("Светлый ручей"), Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Абдерахман ("Раймонда"), Ля Шанфу ("Красный мак"), Рипафратта ("Мирандолина"), Евгений ("Медный всадник"), Северьян ("Сказ о каменном цветке"). Дарование Е., его виртуозно-рекордные комбинации прыжков и вращений, энергичный, героич. стиль танца раздвигали границы классич. хореографии. С годами нарочитая спортивность ушла, зато яснее проявились музыкальность, артистизм, умение резкими штрихами нарисовать психологич. портрет своего героя. В балетмейстерских опытах Е. в Минске - "Соловей" (комп. М. Крошнер, 1939, совм. с Ф. Лопуховым) и "Пламенные сердца" (В. Золотарев, 1955) - было много выдумки и фантазии, стремления расширить рамки танц. лексики. В 1961-75 Е. - педагог (в 1968-72 - худ. рук.) Моск. хореогр. уч-ща, одновременно педагог-репетитор Большого т-ра. В высокой репутации моск. школы мужского классич. танца 1960-70-х гг. значительная роль Е. несомненна.

Лит.: Алексей Ермолаев: Сб. ст. М., 1974; Алексей Ермолаев: Статьи. Воспоминания. М., 1982.

А. П. Ермолаев в роли Филиппа в балете Б. В. Асафьева "Пламя Парижа"

А. П. Ермолаев в роли Филиппа в балете Б. В. Асафьева

Ермолай-Еразм

ЕРМОЛА́Й-ЕРА́ЗМ (Ермолай Прегрешный) (сер. 16 в.) - др.-рус. писатель и публицист. В 40-е гг. Е. жил в Пскове, в нач. 50-х перебрался в Москву. Под 1555 в Никоновской летописи он упомянут как "протопоп Спасской и дворца Ермолай", в 60-х гг. постригся в монахи под именем Еразма. Как на писателя на него впервые обратили внимание в 1546 во время посещения Иваном Грозным Пскова. В это время шла работа по созданию жизнеописаний рус. святых (Великие Минеи Четии). Инициатор этого грандиозного начинания митр. Макарий привлек к нему Е., к-рым были написаны три произв. Точно установлены два: "Повесть о Петре и Февронии" и "Повесть о епископе Василии", написанные к собору 1547, на к-ром были канонизированы муромские святые. Началом 50-х гг. (как полагают исследователи) датируется "Моление к царю", в к-ром Е. жалуется на притеснения со стороны царских вельмож. Сыграло свою роль и то, что Макарий не включил в Минеи Четии "Повесть о Петре и Февронии Муромских", видимо, из-за ее расхождения с церк. каноном. Та же участь постигла "Повесть о Василии". Нет известий об активном участии Е. в придворной и политич. жизни того времени, однако сохранившиеся публицистич. произв. показывют, что Е. живо реагировал на все вопросы, занимавшие современников.

В публицистике Е. призывает царя быть сильным, строгим, но справедливым. Основой гос-ва, осн. создателем благосостояния об-ва Е. считал крест-во. В трактате "Благохотящим царем правительница" Е. предлагает реформу податей, системы землепользования и др. меры, к-рые, по его мнению, должны облегчить положение крестьян. Морально-этич. проблемам посв. поучения Е. "Главы о увещевании утешительным царем..." Е. принадлежат богослов. соч., он тщательно разрабатывал проблему троичности божества, его "Книга о Троице" была очень популярна и много переписывалась. Наиб. значит. произв. Е. "Повесть о Петре и Февронии" кардинально отличается от принятых тогда агиографич. канонов. Источник рассказа о муромских святых - нар. сказка, сочетающая мотивы змееборчества (подвиг, совершенный князем до женитьбы) и ист. мудрой девы, получающей хорошего жениха. Е. превратил это устное предание в захватывающий рассказ о любви простой крестьянки к князю. Ярко выраженный новеллистич. характер произв. сближает его с повествоват. лит-рой 2-й пол. 15 в., а трактовка образов гл. героев во мн. предвещает особенности др.-рус. пов. 17 в.

Лит.: Дмитриева Р. П. Пов. о Петре и Февронии. Л., 1979; Памятники лит-ры Др. Руси, кон. XV - первая половина XVI вв. М., 1984.

Ермоленко-Южина Нат. Степ

ЕРМО́ЛЕНКО-Ю́ЖИНА Нат. Степ. (урожденная Плуговская, сценич. псевд. Ермоленко; по мужу Южина) (1881-1937) - певица (драматическое сопрано). Пению обучалась с 1900 в Киеве у М. В. Зотовой, затем в Петербурге, позднее совершенствовалась в Париже у П. Видаля и в Италии. В 1901-04, 1910 и с 1915 до начала 20-х гг. солистка Мариинского театра, в 1906-08, 1913 и 1916 - Большого театра. Гастролировала по России и за рубежом (Милан, Париж). В 1908 участвовала в первом "Русском сезоне" С. П. Дягилева. С 1924 жила в Париже, эпизодически выступая в Гранд-опера и в концертах. Обладала выдающимся по силе и красоте голосом широкого дыхания, позволявшим петь и меццо-сопрановые партии (Кармен, Марина Мнишек). Имела яркую сценич. внешность. Исполнение Е.-Ю. отличалось высокой культурой. Лучшие партии: Ярославна, Лиза, Юдифь, а также партии вагнеровского репертуара. Заслуженная артистка республики (1920).

Лит.: Энгель Ю. Письма о московской опере // Русская музыкальная газета. 1908. № 37.

Ермолов Ал. Петр.

ЕРМО́ЛОВ Ал. Петр. (1777-1861) - воен. и гос. деятель, ген. от инфантерии и артиллерии. Из старинного дворянского рода. По материнской линии состоял в родстве с Д. В. Давыдовым и Н. Н. Раевским. Учился в Благородном пансионе при Моск. ун-те. Еще ребенком записан в Преображенский полк. Службу начал в 1791, участвовал в Польской кампании (1794), в Персидском походе (1796). В 1798 арестован как один из создателей и участников Смоленского политич. кружка, провел нек-рое время в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, был исключен из службы и сослан в Кострому. После смерти имп. Павла I помилован указом его преемника. Продолжил военную карьеру, отличился в сражениях против войск Наполеона (1805-07), зарекомендовал себя храбрым и искусным артиллерийским офицером. В период Отеч. войны 1812 занимал ряд высоких постов в рус. армии, участвовал в Бородинском сражении (лично возглавил штыковую атаку на Курганную высоту, отбил ее у неприятеля), в сражении при Малоярославце (здесь Е. вновь продемонстрировал личную храбрость - водил войска в атаку), в ряде др. боев. Во время Заграничных походов 1813-14 командовал артиллерией союзных армий, дивизией, корпусом. С 1816 - ком. Отдельного Грузинского (с 1820 - Кавказского) корпуса, главнокомандующий Грузией, посол в Персии. Осуществлял колонизацию Кавказа, способствовал организационному включению горного Дагестана, Чечни, др. р-нов Кавказа в состав империи. Основал крепость Грозный. С 1827 - в отставке. С 1831 жил в Москве, стал чл. Гос. совета.

А. П. Ермолов

А. П. Ермолов

Ермолова Map. Ник

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ермоловы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ернштедт Вик. Карлович

Е́РНШТЕДТ Вик. Карлович (1854-1902) - филолог-классик, византинист. В 1875 окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та, где и работал с 1877, с 1884 - там же проф. С 1893 - адъюнкт Рос. АН, с 1898 - ординарный акад. Проявил особую одаренность в области текстологии и палеографии. Е. впервые установил правильное родословие рукописей малых аттич. ораторов (магист. дисс. "Об основах текста Андокида, Исея, Динарха, Антифонта и Ликурга", 1878) и издал речи Антифонта. Труд об отрывках комедий Менандра из коллекции Порфирия (Успенского) принес ему докторскую степень ("Порфириевские отрывки из аттич. комедии", 1891), а углубленные занятия визант. сборниками пословиц (с 1893) и особенно (совм. с В. Г. Васильевским) изд. Кекавмена (1896) упрочили его имя в византиноведении. Школа Е. дала нашей науке таких филологов, как М. Н. Крашенников и Г. Ф. Церетели, к-рому Е. передал и свой интерес к зарождавшейся тогда папирологии.

Соч.: Сб. статей по классич. филологии Виктора Карловича Ернштедта. СПб., 1907.

Лит.: Церетели Г. Ф. Памяти Виктора Карловича Ернштедта // Зап. классич. отд. имп. Рус. археол. об-ва. СПб., 1904, Т. I. С. I-XI; Жебелев С. А. В. К. Ернштедт: (Некролог) // Журнал Мин-ва нар. просвещения. 1902. Окт. Отд. IV. С. 50-63.

Ернштедт Петр Викт.

Е́РНШТЕДТ Петр Викт. (1890-1966) - востоковед, филолог, коптолог, с 1939 - проф. Ленингр. ун-та, с 1946 чл.-корр. АН СССР, сын В. К. Ернштедта. Сфера науч. интересов необычайно разнообразна: филолог-классик, византинист, папиролог (один из издателей фундамент. свода Papyri Russischer und Georgischer Sammlungen. Tiflis, 1927-1935), лингвист-компаративист (см., напр., "Египетские заимствования в греч. яз.". М.; Л., 1953); однако его осн. специальностью был коптский яз. (учился у Б. А. Тураева). Автор ряда основополагающих ст. по коптской грамматике, издатель коптских текстов Эрмитажа (М.; Л., 1959) и Музея изобразит. иск-в (М.; Л., 1959); посмертно изданы "Иссл. по грамматике коптского яз." (М., 1986; см. там же список опубл. тр.: с. 51-55).

Еропкин Петр Мих.

ЕРОПКИ́Н Петр Мих. (ок. 1698-1740) - архитектор, учился в Италии с 1716 по 1724, по возвращении в Санкт-Петербург был произведен в арх. (1725), руководил стр-вом дворца в Стрельне (1726), с 1727 по 1731 находился в Москве, где руководил постройкой триумфальных ворот для въезда имп. Петра II. По возвращении в Санкт-Петербург служил арх. в Гл. полицмейстерской канц. (1732-35), затем в Александро-Невском мон., где руководил постройкой по своему проекту конюшенного двора и деревянной колокольни, достраивал Духовский корпус. Он был автором известного в лит-ре "Ледяного дома", построенного в янв. 1740 между Зимним дворцом и Адмиралтейством для "курьезной свадьбы" придворных шутов. С июля 1737 Е. возглавлял архит.-планировочные работы в Комиссии о Санкт-Петерб. строении и создал проекты планировки основных р-нов столицы. Он развил замысел Б. Х. фон Миниха, продолжил предложенную тем среднюю лучевую улицу между Невской и Вознесенской перспективами (нынешнюю Гороховую) до Фонтанки и создал проект радиально-дуговой планировки Адмиралтейского о-ва. Складывающуюся застройку города он изменил в духе требований времени и сумел найти решение, рассчитанное на длит. перспективу развития. Проект Е. стал началом нового этапа в рус. градостроении. Е. участвовал в заговоре А. П. Волынского против фаворита Анны Иоанновны Э. И. Бирона и после раскрытия заговора казнен.

Ершов Ив. Вас.

ЕРШО́В Ив. Вас. (1867-1943) - певец (драм. тенор), педагог. Нар. арт. СССР (1938). Д-р. иск-ведения (1941). Учился в приходском уч-ще в Новочеркасске, где пел в ученич. хоре. В 1884-1888 учился в Елецком ж.-д. уч-ще и получил диплом пом. машиниста. В период учебы пел в церк. хоре, в любит. концертах исполнял нар. песни. В 1888 принят в Петерб. конс. (кл. С. Табеля). В 1891 удостоен стипендии им. Н. Фигнера. В 1893 неудачно дебютировал в Мариинском т-ре и отправился в Милан, где совершенствовался в вокальном иск-ве под рук. Ч. Росси. В 1894 успешно дебютировал в партиях Канио ("Паяцы" Р. Леонкавалло) и Хозе ("Кармен" Ж. Бизе) в т-ре "Форкатти" (г. Реджио-Эмилия, Италия). В 1895 принят в труппу Мариинского т-ра, на сцене к-рого выступал до 1929. Гастролировал в Москве (Большой т-р, 1906, 1916), Киеве (1909), Париже (1901). Обладал мощным, редким по тембру голосом широкого диапазона, яркой сценич. внешностью.

Репертуар певца включал 55 партий (лирич., драм., трагич., героич., характерных), из к-рых 47 созданы на сцене Мариинского т-ра. Талант Е. как певца-актера наиб. полно раскрылся в оп. Н. А. Римского-Корсакова и Р. Вагнера. Первый исполнитель партии Гришки Кутерьмы ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н. А. Римского-Корсакова). Эта роль вошла в историю рус. оперного т-ра и остается эталоном ее исполнения. В партии Зигфрида ("Зигфрид" Р. Вагнера) не знал соперников ни на рус, ни на заруб. сцене. С 1915 вел пед. деят-ность в Петрогр. (Ленингр.) конс. Один из создателей Оперной студии Ленингр. конс. Среди его учеников по оперному кл. - С. Преображенская. Обладал даром художника. Скончался в Ташкенте (в 1956 его прах перевезен в Ленинград и захоронен в Некрополе мастеров иск-в). В Ленингр. конс. установлен бюст Е. В СПб. на доме 4 по ул. Гороховой (Дзержинского), где в 1931-41 жил Е., установлена мемор. доска.

И. В. Ершов. Худ. Б. Кустодиев. 1905

И. В. Ершов. Худ. Б. Кустодиев. 1905

Ершов Матв. Ник

ЕРШО́В Матв. Ник. (1886-?) - историк философии, педагог. Окончил Казан. дух. акад. (1911). В 1914 защитил магистер. дисс. "Проблема богопознания в филос. Мальбранша". В Казан. дух. акад. и Казан. ун-те Е. преподавал курсы др. и новой европ. филос. С 1918 жил во Владивостоке, где по его почину вскоре был учрежден Ист.-филологич. ф-т, а затем и Гос. Дальне-вост. ун-т. После установления сов. власти на Д. Востоке (1922) эмигрировал в Харбин, работал на юридич. ф-те Харбинского ун-та, собравшем в то время цвет рус. эмиграции (Н. В. Абросимов, Г. К. Гинс, В. В. Доманский, В. Н. Рязановский, Н. И. Никифоров, Н. В. Устрялов и др.). Гл. работа "Пути развития философии в России" содержит рассмотрение всей палитры филос. знания в России. Его лейтмотив - идея о грядущем "филос. синтезе" всех существующих филос. направлений и снятии противоречий в постановке филос. проблем между Востоком и Западом. Мысль о "культурном сближении" народов, живших на протяжении ряда столетий в геогр., экономич. и культурном разделении, и "пересмотре, критике и снятии" традиц. противопоставления Востока и Запада стала отправной и для последнего крупного тр. Е. "Восток и Запад прежде и теперь. Осн. предпосылки проблемы "Восток и Запад" в ист. освещении", вышедшего в 1935 в Харбине. Особое значение имеет выдвинутая Е. концепция образования и воспитания. Он выступает с требованием широкой унитарности и гуманитарности образования, подвергает критике совр. притязания спец. дисциплин ("спор о новой Сорбонне") секуляризовать высш. школу.

Ершов Петр Пав

ЕРШО́В Петр Пав. (1815-69) - поэт, драматург, прозаик. Из семьи чиновника. Окончил Тобольскую г-зию (1831) и филос.-юридич. отд. Петерб. ун-та (1834). С 1836 в Тобольске - учитель, инспектор и дир. г-зии, нач. дирекции уч-щ Тобольской губ. Лит. слава Е. связана со стих. сказкой "Конек-Горбунок" (1834), опирающейся на сюжеты и стилистику фольклора (некоторые стихи в этой сказке исправлены Пушкиным). Автор драм. пов. в стихах "Фома-кузнец" (1835; полностью не сохранилась; известность приобрела входящая в пов. песня "Вдоль по улице широкой", положенная на музыку А. Алябьевым), "драматич. анекдота" "Суворов и станционный смотритель" (1835), либретто волшебной оперы "Страшный меч" (1836; композитор О. Гунке), поэмы "Сузге" (1837), цикла рассказов "Осенние вечера" (опубл. 1857), стих. ("Молодой орел", "Сибирский казак", "Прощание с Петербургом" и др.).

Есаул

ЕСАУ́Л (от тюрк. "ясаул" - начальник) - должность и чин в казачьих войсках России. Введена в 1576 в Укр. казачьем войске. До сер. 19 в. Е. были генеральные, войсковые, полковые, сотенные, станичные, походные и артиллерийские. Первые три - помощники и адъютанты соотв. командиров (гетмана, атамана, ком. полка); сотенные - ком. сотен; станичные и походные - помощники атамана; артиллерийские - помощники нач. артиллерии. Во 2-й пол. 19 в. эти должности бьши постепенно упразднены. Чин Е. в 1798-1800 был приравнен к чину ротмистра в кавалерии, Е. был, как правило, командиром сотни.

Есенин Сер. Ал-др.

ЕСЕ́НИН Сер. Ал-др. (1895-1925) - поэт. Род. в крест. семье. Окончил Спас-Клепиковскую учительскую школу (1912). Первые стих. опыты относят к 1911-12. С 1912 - в Москве, чл. "Суриковского кружка", объединявшего писателей - выходцев из народа. С 1914 печатался в худож. журналах. В 1915 приехал в Петроград, познакомился с А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым, участвовал в лит. группе "Краса" (Городецкий, Клюев, С. Клычков, А. Ширяевец), объединенной острым интересом к старине, к нар. преданиям. Е. стал участником лит.-салонной жизни столицы (салон Мережковских, чтение стихов в домах знати и во дворце императрицы). Первый сб. стихов - "Радуница" (1915), для к-рого характерны религ. мотивы и ориентация на народно-поэтич. миросозерцание.

После Февр. и особенно Октябрьской рев-ции проникается рев. настроениями ("Кантата", "Небесный барабанщик"). В 1918-19 сближается с левоэсеровскими кругами, участвует в издании альм. "Скифы" (поэмы "Октоих", "Пришествие", "Инония", "Сельский часослов" исполнены религ. символики, благодаря к-рой рев. события приобретают мистич. смысл). В 1919-20 Е. отходит от Клюева и "скифства" и вступает в лит. группу имажинистов. Имажинистская образность имела значит. влияние на творчество Е., отразившись в таких его произв., как "Кобыльи корабли", "Пугачев", "Прощание с Мариенгофом" и др. В духе имажинизма написана теоретич. работа "Ключи Марии" (1919). В то же время Е. тяготел к органич. образу и не отдавал безусловного приоритета форме над содержанием в поэтич. творчестве. Расхождения Е. с имажинистами привели к разрыву с группой (1924).

Лирика Е. 20-х гг. характеризуется сложными размышлениями о судьбе деревни и города (цикл "Сорокоуст"), трагич., надрывными мотивами ("Москва кабацкая"), раздумьями об уходящей юности, о любви, о красоте и хрупкости земного существования. В 1922-23 пишет оставшуюся незавершенной драм. поэму "Страна негодяев", в к-рой отражены мысли о столкновении мятежного индивидуализма с суровой ист. реальностью. Поэма "Анна Снегина" (1925) рисует лирич. любовную историю, к-рая органически объединена с темой переустройства страны. Цикл стих. "Персидские мотивы" (1924-25) - яркий образец любовной лирики Е., проникнутый стремлением к гармонизации мира. Незадолго до смерти Е. создал поэму "Черный человек", где необычайно остро поставил тему мучительного внутр. разлада. Покончил с собой в ленингр. гостинице "Англетер". В последнее время разрабатывается версия об убийстве Е., связанном с политич. мотивами, не подтверждаемая, однако, убедит. доказательствами. Самые характерные стороны творчества Е. - "лирич. чувствование" и образность. Внутр. гармоничность стихов Е. и отраженная в них дисгармония эпохи создают неповторимый худож. эффект.

С. А. Есенин

С. А. Есенин

Ефименко Ал-дра Як

ЕФИМЕ́НКО Ал-дра Як. (урожд. Ставровская) (1848-1918) - историк, энограф, обществ. деятель. Первая в России женщина - поч. д-р рус. истории (1910). Жена П. С. Ефименко. Занималась ист.-этнографич. исследов. нас. Рус. Севера. Выдвинула теорию "долевой организации" (печищное землевладение на Севере и дворищное - на Юге), предшествующей, по ее мнению, общине. Е. принадлежит "Ист. укр. народа" (СПб., 1906). В 1907-17 преподавала на Высших жен. (Бестужевских) курсах в Петербурге (с 1910 проф.). Вместе с дочерью, поэтессой Татьяной Ефименко (см.), убита грабителями в своем имении.

Ефименко Петр Саввич

ЕФИМЕ́НКО Петр Саввич (1835-1908) - этнограф и фольклорист народнич. толка. Собрал и опубл. обширный мат-л по этнографии и фольклору Рус. Севера (преим. Архангельской губ.) и Украины.

Соч.: Сб. нар. юридич. обычаев Архангельской губ. Архангельск, 1869; Сб. малоросс. заклинаний. М., 1874; Мат-лы по этнографии рус. населения Архангельской губ.: В 2 ч. М., 1877-78.

Ефименко Тат. Петр.

ЕФИМЕ́НКО Тат. Петр. (1890-1918) - поэтесса. Дочь А. Я. и П. С. Ефименко. Получила дом. образование. С нач. 1910-х гг. стихи Е. появляются в ж. "Рус. богатство", "Вестник Европы", "Нива", "Всходы" и др. Опубликовала единств. сб. стихов "Жадное сердце" (Пг., 1916). Символистская поэтика раннего творчества Е. сменилась с годами "неоклассич." ориентацией. В последний год жизни писала на библейские темы. В кон. 1917 уехала вместе с матерью на Украину, где обе были убиты 18 дек. 1918 во время налета бандитов. Первые публикации стихов Е. в 1989-90 вызвали интерес читателей и литературоведов к ее творчеству. Помимо стихов, Е. публиковала также рассказы для детей, в т. ч. на темы древнеегипетской ист.

Соч.: [Стихи] / Публ. и предисл. Е. Витковского // Новый мир. 1989. № 11. С. 179-183; [Стихи] / Сопровод. ст. И. Гитович // Там же. 1990. 6. С. 172-177; [Стихи] / Вступ. заметка М. Л. Гаспарова // Рус. поэзия Серебряного века, 1890-1917: Антология. М., 1993. С. 752-754.

Лит.: Крачковский Дм. Поэзия истинной женственности: (Т. Ефименко) // Худож. жизнь. 1923. № 5.

Ефимов Ив. Сем

ЕФИ́МОВ Ив. Сем. (1878-1959) - скульптор, график, художник т-ра и декор.-прикладного иск-ва, педагог. Мастер станковой и монументально-декоративной, остро выразит. анималистич. скульптуры. Е. свойственны фантазия, точность подмеч. в натуре деталей, владение разл. мат-лами - фаянс, бронза, кованая медь, папье-маше ("Утро. Петух", 1932; фонтан "Дельфины", Москва, 1935-37; "Лань", 1950-52 и др.). Участвовал в осуществлении плана монумент. пропаганды. Преподавал в моск. ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе (1918-30).

Соч.: Ефимов И. Об иск-ве и художниках: Худож. и лит. наследие. М., 1977.

Лит.: Матвеева А. Б. Иван Семенович Ефимов. М., 1965; Тиханова В. А. Лик живой природы. М., 1990.

Ефимов Мих. Ник

ЕФИ́МОВ Мих. Ник. (1881-1919) - первый рус. летчик, спортсмен (велосипедный, мотоциклетный и авиационный спорт). Работал электриком телеграфа Одесского отд. Юго-Зал. жел. дорог, летом 1909 освоил планер. Осенью того же года уехал обучаться полетам на аэроплане во Францию. 15 февр. 1910 аэроклуб Франции вручил Ефимову - первому рус., обучившемуся во Франции, - диплом пилота-авиатора. 9 (21) марта 1910 совершил первые в России публичные полеты на аэроплане (Одесса); затем в том же году на соревнованиях в Ницце и Петербурге установил ряд авиац. мировых рекордов и был назначен летчиком-инструктором в военно-авиац. школу в Севастополе (Кача). Е. подготовил мн. рус. воен. летчиков, занимался испытанием новых самолетов. В 1910-11 впервые осуществил крутые виражи и спирали, пикирование и планирование с выключенным двигателем, в 1912 изобрел приспособление для запуска двигателя пилотом без посторонней помощи. Участвовал в 1-й мир. войне летчиком-истребителем и уже через год был полным Георгиевским кавалером. Участвовал в Гражд. войне, перейдя на сторону сов. власти. В авг. 1919 при захвате части Одессы белогвардейским десантом расстрелян.

Ефимов Ник. Ефим

ЕФИ́МОВ Ник. Ефим. (1799-1851) - архитектор, проф. арх. (1844). Реставратор, исследователь пам. др.-рус. зодчества. Создал ряд построек в Риме. Работал в интерьерах Зимнего дворца, построил (по проекту Л. Кленце) здание Нового Эрмитажа. Автор планировочных решений Исаакиевской, Знаменской, Благовещенской площадей и Конногвардейского бульвара в СПб. Автор зданий Мин-ва Гос. имуществ, Гор. думы Петербурга и комплекса Новодевичьего монастыря. Работал в стиле неоренессанса и рус.-византийском стиле.

Ефимок

ЕФИ́МОК (от польск. joachimik), от назв. города в Чехии Йоахимсталь, где чеканился Е., - рус. назв. серебряного иоахимсталера, в значит. кол-ве ввозимого в 16-18 вв. в Россию, из к-рого в 17-нач. 18 в. чеканились рус. серебр. монеты. Талеры изготовлялись из высокопробного серебра, их вес составлял 28,5 - 29 г, реже до 32 г. Со 2-й пол. 16 в. рус. пр-во использовало Е. в валютных операциях (напр., для выплаты жалования иностранцам). Торговля ими была гос. монополией, и их обращение внутри страны было офиц. запрещено. В 1654 была попытка превратить Е. в рус. серебр. монету, перечеканивая их в т. н. рублевики; рублевики были неполноценной монетой, ибо они содержали в себе серебра меньше, чем 100 серебр. коп. (ок. 28 г вместо 49 г). В 1655 в обращение поступили контрамаркированные в Москве талеры с клеймом (всадник на коне и год - 1655), к-рые получили назв. "Е. с признаками". Среди них представлены талеры почти всей континет. Европы (без Франции). Е. находились в обращении до 1659, после чего населению предписывалось сдать Е. в казну для обмена на копейки. На терр. Украины Е. обращались и в 18 в. наряду с обычными талерами. Попытка превратить Е. в рус. монету потерпела неудачу из-за различий в весе по отношению к собств. монетной системе.

Ефрейтор

ЕФРЕ́ЙТОР (от нем. gefreiter - освобожденный) - 1) Воинское звание ниж. чинов мн. иностр. армий, присваиваемое старшим и лучшим солдатам. Появилось в Германии в начале 17 в., в рус. армии введено в 1716.

2) В Вооруж. силах СССР с нояб. 1940 - второе воинское звание рядового состава. В ВМФ соответствует званию "ст. матрос".

Ефрем

ЕФРЕ́М (13 в.) - автор "Жития Авраамия Смоленского". О нем самом ничего не известно, можно предположить на основании его произв., что он был смоленским жителем, очевидно, монахом и учеником Авраамия. Е. был начитанным книжником, хорошо знал пам. переводной византийской (Жития Саввы Освященного, Иоанна Златоуста) и оригин. рус. лит-ры. Наиб. влияние на Е. оказало творчество Нестора: Е. приводит почти дословные выписки из "Жития Феодосия", в написании предисловия ориентировался на предисловие к "Чтению о Борисе и Глебе". Однако стиль Е. - витиеватость, обилие противопоставлений, параллельных конструкций, многочисл. риторич. отступления - резко отличается от стиля Нестора. Е. писал вскоре после смерти Авраамия (1220-30) и, вероятнее всего, после татаро-монгольского нашествия (1237).

Изд.: Пам. лит-ры Др. Руси, XII в. М., 1981; Редков Н. Преподобный Авраамий Смоленский и его житие, составленное учеником его Ефремом // Смоленская старина. 1909. Вып. 1, ч. 1, Жития преп. Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912. (Пам. др.-рус. лит-ры; Вып. 1).

Ефремов Ив. Ант.

ЕФРЕ́МОВ Ив. Ант. (1907-72) - писатель-фантаст, ученый-палеонтолог. В юности был матросом, в дальнейшем изучал биологию и палеонтологию. В 1935 окончил Ленингр. горный ин-т. Приобрел известность как палеонтолог. Основатель тафономии (от греч. taphox - могила, термин Е.) - учения о закономерностях процессов естеств. захоронения организмов. Автор монографии "Тафономия и геологическая летопись: (1950; Сталинская премия, 1952). С 1944 писал научно-фантастич. произв. Ром. "Туманность Андромеды" (1957) считается классикой сов. научной фантастики, его появление означало, помимо прочего, реабилитацию жанра. В кн. дается картина Вселенной 2850 г., эпохи полной реализации коммунистич. идеалов. В большом ром. "Лезвие бритвы" (1964), крайне запутанном по композиции, Е. попытался изложить целую систему ориг. этич., эстетич., психологич. и филос. представлений, заметно расходящуюся с ортодоксально советской. В ром. "Час быка" (1970) читатели видели критику тоталитаризма.

Ефремов Олег Ник

ЕФРЕ́МОВ Олег Ник. (1927-2000) - режиссер, актер. Нар. арт. СССР (1976). В 1949 поступил в труппу Центрального дет. т-ра, где был занят в постановках Г. А. Товстоногова, А. В. Эфроса и др. В 1956 группа молодых актеров под руководством Е. создала т-р-студию "Современник". В 1956-70 Е. - гл. реж. т-ра. В 1970, по приглашению старейшин МХАТа, Е. возглавил т-р. Уход из "Современника" повлек за собой драматич. страницу в жизни т-ра, к-рый покинули мн. из его создателей. В 1987, после разделения труппы, Е. возглавил ту ее часть, к-рая получила назв. МХАТа им. А. П. Чехова и обосновалась в старом здании в Камергерском проезде.

Среди режиссерских работ Е.: первый спектакль т-ра "Современник" "Вечно живые" (1956); спектакль МХАТа "Сталевары" (1972), "Последние" (1974), "Иванов" (1976), "Чайка" (1980), "Так победим!" (1981), "Дядя Ваня" (1988), "Кабала святош" (1991), "Борис Годунов" (1994), "Три сестры" (1997).

Роли Е. в т-ре: Федор Иванович ("Вечно живые"), Он ("Четвертый"), Лямин ("Назначение"), Николай I ("Декабристы") (все - в т-ре "Современник"), Астров ("Дядя Ваня"), Мольер ("Кабала святош"), Борис ("Борис Годунов") (МХАТ) и др.

Е. сыграл мн. ролей в кино и на ТВ, среди к-рых работы в ф. и т/ф "Война и мир", "Берегись автомобиля", "Три тополя на Плющихе", "Мама вышла замуж", "Здравствуй и прощай" и др.

О. Н. Ефремов в фильме "Берегись автомобиля", реж. Э. А. Рязанов

О. Н. Ефремов в фильме

Ефремов Петр Ал-др.

ЕФРЕ́МОВ Петр Ал-др. (183-1907/08) - библиограф, библиофил, литературовед, чл.-корр. АН, поч. чл. Об-ва любителей рос. словесности и Рус. библиогр. об-ва, редактировал ж. "Книжный весник" (1864-65). Внес вклад в создание персональных библиогр. указателей. В выпущенных под ред. Е. собр. соч. А. С. Грибоедова, А. Д. Кантемира, М. Ю. Лермонтова, В. И. Майкова, Д. И. Фонвизина и др. содержатся подготовленные им обширные списки лит-ры. Е. собрал уникальную б-ку. Часть ее после смерти Е. приобретена Ин-том рус. лит-ры (Пушкинским Домом). Ныне там хранится ок. 24 тыс. томов.

Предыдущая страница Следующая страница