Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 9, "ДРА"-"ДУМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 9, "ДРА"-"ДУМ")

"Дракон"

"ДРАКО́Н" - альм. стихов, выпущенный в янв. 1921 "Цехом поэтов". В "Д." вошли стихи Г. В. Адамовича, И. В. Одоевцевой, Н. А. Оцупа, О. Э. Мандельштама, Н. С. Гумилева и др., а также теоретич. ст. Андрея Белого и др. "Д." подвергся резкой критике со стороны нек-рых петрогр. литераторов, прежде всего А. А. Блока, выступившего со ст. "Без божества, без вдохновенья".

Драма

ДРА́МА - 1) Один из трех родов лит-ры (наряду с эпосом и лирикой). В этом смысле Д. - любой текст, представляющий прямое воспроизведение действия, состоящий из диалогов, монологов и кратких описаний действия. Д. принадлежит в равной степени лит-ре и театру. 2) Один из основных драматич. жанров (наряду с комедией и трагедией). Д. сформировалась в европейской литературной и театральной традиции в 18 в. Подобно трагедии Д. воссоздает острые конфликты, к-рые, однако допускают и благополучное разрешение. Вообще для Д. (к-рую в период ее зарождения называли иногда мещанской трагедией) характерен интерес к частной жизни обычных людей, как в комедии, а не к исключит. характерам, как в трагедии. В истории формирования рус. Д. исключит. заслуги А. Н. Островского ("Гроза", "Бесприданница" и пр.).

Драмбалет

ДРАМБАЛЕ́Т - 1) Студийные течения в России 1920-х гг. (о студии "Драм-балет" см. Гремина Н. С.), приверженцы к-рых ставили спектакли полит. произв. средствами мимики, пластики, бытового движения. 2) Ведущий жанр в сов. балете 1930-40-х гг. То же, что хореодрама.

Драмбалет. Сцена из спектакля-балета "Сказки города" (1923)

Драмбалет. Сцена из спектакля-балета

Древлехранилище

ДРЕВЛЕХРАНИ́ЛИЩЕ - хранилище др. рукописей. Под этим назв. изв., напр., знаменитое собр. рукописн. др.-рус. кн. историка М. П. Погодина.

Древляне

ДРЕВЛЯ́НЕ - вост.-слав. группа нас. (племя), сформировавшаяся в 6-7 вв. Назв. произошло от характерной лесистой местности обитания Д. (по летописи: "Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах...") - междуречье Припяти, Тетерева и Случи (к сев.-зап. от Киева). Гл. г. Искоростень (совр. Коростень). В догос. период имели свое княжение. В летописи содержатся сведения о древлян. князьях, плем. знати ("лучшие мужи"), дружине, городах ("древлянские грады"). Материальная культура изучена археологами в результате раскопок поселений и курганных могильников 9-13 вв. на терр. Д. Враждебные отношения до сер. 10 в. между Д. и соседними полянами нашли отражение в негативной оценке Д., данной киев. летописцем: "А древляне жили звериным обычаем, жили по скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды". С 883 (подчинение Д. киев. кн. Олегом) по 946 - зависимость Д. от Киева ограничивалась выплатой дани и участием в походах. С 946 древлянская земля вошла в состав Киевского гос-ва.

Древнерусский язык

ДРЕВНЕРУ́ССКИЙ ЯЗЫ́К - общий предок (праязык) рус, укр. и бел. яз., сформировавшийся в 6-7 вв. на осн. вост.-слав. диалектов распадающегося праслав. яз. Д. Я., или общевост.-слав., как яз. вост. славян, обитавших на терр. Др. (Киевской) Руси, существовал прибл. до 13-14 вв., когда началось формирование самостоятельных вост.-слав. нар. и яз. Важнейшими фонетич. изменениями Д. Я., отличавшими его от др. слав. яз., были: изменение *tj > ч (свtча - свtт), сохранение вставного I (землга), формирование свободного морфологизованного ударения при утрате колич. и интонационных различий гласных, возникновение полногласия (городъ, болото, берегъ), лабиализованные рефлексы редуцированного гласного заднего ряда (сънъ, сонъ) и др.

Письм.-лит. обработку Д. Я. получает после распространения в Др. Руси старослав. письменности в 10-11 вв. Древнейшая древнерус. надпись археологически датируется до 980 (Новгород), древнейшая датированная древнерус. рукописная книга - Остромирово евангелие 1056-57. Древнейший сохранившийся в оригинале деловой пам. Д. Я. - Мстиславова грамота (ок. 1130). Древнейшие из более чем 800 новгородских берестяных грамот, представляющих бытовую письменность Древней Руси, датируются археологически 11 в.

В 11-12 вв. Д. Я. делился на диалектные зоны: юго-зап. (киевские и галицко-волынские говоры), зап. (смоленские и полоцкие говоры), юго-вост. (рязанские и черниговские говоры), сев.-зап. (новгородские и псковские говоры), сев.-вост. (ростово-суздальские говоры). В 14-15 вв. на базе последних формируется собственно рус. (великорусский) яз., отличный от украинского и белорусского языков. Возникновение четвертого вост. слав. языка - новгородского было предотвращено в результате событий 16 в., связанных с покорением Новгорода Иваном Грозным. Иногда Д. Я. именуют также старорусским языком.

Лит.: Якубинский Л. П. История древнерусского яз. М., 1953; Филин Ф. П. Образование яз. вост. славян. М.-Л., 1962; Происхождение рус., укр. и белорусского яз. М., 1972; Улуханов И. С. О яз. Др. Руси. М., 1972; Русинов Н. Д. Древнерусский язык. М., 1977; Хабургаев Г. А. Становление рус. языка. М., 1980; Колесов В. В. Древнерусский лит. язык. Л., 1989.

"Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым"

"ДРЕ́ВНИЕ РОССИ́ЙСКИЕ СТИХОТВОРЕ́НИЯ, СО́БРАННЫЕ КИ́РШЕЮ ДАНИ́ЛОВЫМ" ("Сборник Кирши Данилова") - рукописный сб. фольклорных поэтич. текстов с нотами. Происхождение его загадочно. Принято считать, что неизв. Кирша Данилов (возможно, и сам певец и сказитель) составил его по поручению уральского заводчика П. А. Демидова в сер. 18 в. (существует также менее обоснованная "уральская теория"). Тексты его с большой приближенностью воссоздают живую фольклорную традицию: в сущности, это одна из первых по времени антологий подлинной нар. поэзии в Европе. В Сб. представлены в отличных записях былины (27 сюжетов), дух. стих, ист. песни 13-18 вв. (21 сюжет), баллады, песни сатирич., юмористич. Мн. из них, благодаря уникальности и высоким качествам, включаются в совр. антологии рус. нар. поэзии. Внешне Сб. представляет типичную для 17-18 вв. рукописную книгу нар. традиции (тексты записаны без разбивки на стихи, без знаков препинания, со слитным написанием предлогов и относящихся к ним слов). Книга дошла в копии, переписанной неск. почерками. Рукопись хранится в Рос. нац. б-ке в СПб. Впервые частично (26 текстов из 71 без напевов) опубл. А. Ф. Якубовичем (Древние русские стихотворения, М., 1804) по рукописи, полученной от Ф. П. Ключарева. Второе изд. рукописи, приобретенное Н. П. Румянцевым для музея, подготовлено К. Ф. Калайдовичем при помощи А. Ф. Малиновского (Др. рос. стих., собранные Киршей Даниловым. М., 1818). Оно включало 61 ("кроме непристойных") песню с заново прочитанным текстом и напевами (без подтекстовки), отредактировано Д. И. Шпревицем (повторено в 1878). Это издание оставалось до 60-х гг. 19 в. осн. источником знаний рус. эпоса. Полный текст Сб. воспроизведен П. Н. Шеффером (СПб., 1901), переиздан в серии "Лит. пам." (М., 1958, 1977) - без подтекстовки: напевы и тексты - раздельно.

Дреговичи

ДРЕГОВИЧИ́ - восточнослав. плем. союз, населявший территорию между Припятью и Зап. Двиной. Константин Багрянородный (10 в.) упоминает их под именем другувитов, как племя подчиненное Руси. Д., согласно летописным сведениям, имели некогда свое княжение. Подчинение Д. киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. В области Д. образовалось впоследствии княжество Туровское. Археологич. памятники Д. пока еще исследованы недостаточно. Открыты общеслав. полусферич. курганы с трупосожжением и трупоположением.

Лит.: Седов В. В. Восточные славяне в 6-13 вв. М., 1982.

Дриго Ричард Евг

ДРИГО́ Ричард Евг. (Риккардо) (1846-1930) - дирижер, композитор. По окончании Венецианской конс. в нач. 1870-х гг. - дирижер театров Венеции и Милана, автор ряда опер. В 1879 Д. был приглашен в Санкт-Петербург дирижером Итальянской оперы (работал до 1886), позднее (до 1919) - штатный композитор и дирижер балета Мариинского театра. На музыку Д. были поставлены Л. Ивановым балеты "Очарованный лес" (1887), "Волшебная флейта" (1892), М. Петипа - "Талисман" (1889), "Пробуждение Флоры" (1894), "Прелестная жемчужина" (1896, коронационный спектакль Николая II), "Арлекинада" (1900). Дирижировал первыми постановками балетов Чайковского "Спящая красавица" (1890) и "Щелкунчик" (1892). После смерти Чайковского редактировал совместно с М. И. Чайковским балет "Лебединое озеро" и инструментовал для петербургской постановки (1895) ряд фортепианных пьес Чайковского, включенных в балет. Дирижировал первой постановкой балета Глазунова "Раймонда" (1898). Автор ряда опер, инструмент. пьес.

Лит.: Слонимский Ю. И. П. И. Чайковский и балетный театр его времени. М., 1956.

Р. Е. Дриго

Р. Е. Дриго

Дриль Дм. Анд

ДРИЛЬ Дм. Анд. (1846-1910) - криминалист и обществ. деятель. Окончил юридич. и мед. ф-ты Моск. ун-та. Написал магистерскую дисс. "Малолетние преступники", отклоненную юрид. ф-том Моск. ун-та под предлогом ее мед. характера. В 1881 дисс. после блестящего диспута была защищена в Харьковском ун-те. В 1880-х гг. Д. служил податным инспектором. Затем перешел в министерство юстиции чиновником для особых поручений и был неоднократно командирован на междунар. конгрессы по вопросам уголовной политики и обществ. призрения. Для ознакомления с организацией ссылки и каторги совершил поездки на Сахалин, в Сибирь, Новую Каледонию, напечатал отчет по вопросам трудовой помощи и защиты детства, представл Парижскому конгрессу в 1900, ряд статей о проблемах оздоровления об-ва и книгу "Ссылка во Франции и России" (1899). Основные усилия Д. были сосредоточены на учреждениях для малолетних преступников. Он указывал на необходимость придать суду над подростками опекунский характер и заменить уголовное возмездие педагогич. воздействием. Следствием его усилий стало принятие ряда законов (1892, 1893, 1897, 1909). Последние годы жизни Д. изучал практич. положение дела перевоспитания преступных подростков. Одним из первых Д. выступил против теории Ч. Ломброзо, доказывавшей врожденность преступного характера. Д. активно участвовал в учреждении общ-ва народных университетов и об-ва "Народный политехникум" в Петербурге, был председателем 1-го съезда по борьбе с алкоголизмом, учредителем "Товарищества борьбы с жилищной нуждой недостаточного населения г. Петербурга". Лишь в конце жизни Д. получил возможность преподавать уголовное право в петерб. политехникуме, на частных высших юрид. курсах и на юрид. ф-те психоневролог. ин-та, деканом к-рого он был избран. Памятником деятельности Д. остался построенный по проекту его многолетнего соратника архитектора Н. В. Дмитриева Гаванский рабочий городок (Товарищества борьбы с жилищной нуждой), где вскоре после смерти Д. была помещена мемориальная доска.

Дробовик

ДРОБОВИ́К - 1) Гладкоствольное охотничье ружье, стреляющее дробью. 2) Рус. арт. орудие 15-16 вв., стрелявшее на небольшое расстояние по живой силе дробом (т. е. мелкими камнями, щебнем, обрезками и обрубками железа и т. д.). Самый изв. Д. - знаменитая Царь-пушка (на терр. Моск. Кремля).

Дровни

ДРО́ВНИ - сани для перевозки дров и др. тяжестей в зимнее время. Д. делались на двух полозьях, в переднюю ч. к-рых вставлялись накопыльники, соединявшиеся с задней ч. полозьев грядками. Т. о. каждая из двух осн. конструктивных ч. представляла собой треугольник с полозом в основе. Между собой они соединялись вязками.

Дрожжин Спиридон Дм

ДРО́ЖЖИН Спиридон Дм. (1848-1930) - поэт-самоучка. Сын крепостного Тверской губ. В 1860 был отправлен родителями в Петербург на заработки, в их поисках б. 30 лет скитался по России, был "мальчиком" и "половым" в гостиницах и трактирах, продавцом в табачной лавке и кн. магазине, лакеем, служащим на ж. д., подручным буфетчика и т. д., с кон. 1879 занимался земледельческим тр. Печатался с 1873. Первый сб. вышел в 1889 ("Стихотворения 1866-1888 с зап. автора о своей жизни"). При жизни Д. вышло 33 его кн. ("Поэзия труда и горя", 1901, "Песни старого пахаря", 1913 и др.). Как поэт сформировался под воздействием нар. песен и поэзии А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова и И. С. Никитина. Певец крест. жизни, Д. завоевал прочный авторитет одного из наиб. задушевных нар. поэтов.

Дроздова Марг. Сер.

ДРОЗДО́ВА Марг. Сер. (род. 1948) - артистка балета и педагог Окончила Моск. хореографич. уч-ще в 1967 (кл. Н. Н. Чкаловой). В 1967-87 ведущая балерина Моск. Муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Первая исполнительница партий Золушки ("Золушка"), Гаянэ ("Гаянэ"), Сванильды ("Коппелия"), Марьи ("Степан Разин"), Солистки ("Вечерние танцы"), Клеопатры ("Антоний и Клеопатра"), Царь-девицы ("Конек-Горбунок"), Комиссара ("Оптимистич трагедия") Среди др ее ролей Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Медора ("Корсар"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Китри ("Дон Кихот"), Актриса ("Штраусиана"), Донна Анна ("Дон Жуан"). Балерина классич. школы, обладающая драматич. выразительностью, масштабностью и широтой движений Д. создавала образы внутренне сильных героинь, противостоящих судьбе и борющихся за свое счастье. С 1987 педагог-репетитор Моск. Муз. т-ра.

Дроздовский Мих. Гордеевич

ДРОЗДО́ВСКИЙ Мих. Гордеевич (1881-1919) - ген.-майор, один из вождей Белого движения. Род. в Киеве. Выпускник Академии Ген. штаба, участник рус.-япон. и 1-й мир. войн (был тяжело ранен, удостоен Георгиевского оружия, произведен в полковники). В 1917 был назначен ком. 60-го Замосцкого полка, а затем командовал 14-й пех. див. В дек. 1917 прибыл в Яссы для участия в формировании Добровольч. корпуса Румынского фронта для борьбы с большевиками. В февр. 1918 возглавил "Отряд рус. добровольцев Румынского фронта", к-рый совершил с 26 февр. по 25 апр. 1918 переход из Ясс в Новочеркасск, оказав решающую помощь донским казакам и Добровольч. армии. На базе отряда была сформирована сначала отд. бригада, а затем 3-я пех. див. 31 окт. 1918 ранен в бою под Ставрополем, 8 нояб. по статуту орд. Св. Георгия произведен в ген.-майоры. 14 янв. 1919 скончался от получ. ранения в Екатеринодаре. Отличался высоким профессионализмом, храбростью и решительностью, личной скромностью. Его имя было присвоено частям, сформиров. из ветеранов Румынского похода. Четырехполковая Дроздовская стрелк. див., Дроздовский кон. полк, Дроздовская арт. бригада, бронеавтомоб. и технич. ч. выделялись особой боеспособностью и высокими боевыми качествами в составе Добровольч. армии и Вооруж. сил Ю. России.

Дроздовцы

ДРОЗДО́ВЦЫ - чины белогвардейских воинских частей на Ю. России в 1917-20, в Галлиполи в 1920-21 и последующих полковых объединений в рус. эмиграции, отличались высокой боевой выучкой и личным мужеством. Наз. по имени ген.-майора М. Г. Дроздовского, одного из вождей Белого движения. После эвакуации из Крыма кадры Д. были обращены в Галлиполи на формирование Сводно-стрелк. Дроздовского полка (позднее 2-й офицерский стрелк. Ген. штаба ген.-майора М. Г. Дроздовского полк), Дроздовского артиллерийского дивизиона и Дроздовского кон. дивизиона. В 1924 возникли Дроздовские полковые объединения, включавшие в себя не только Д., но и их потомков. Д. носили фуражки с белым околышем и малиновой тульей, малиновые погоны, взятые от Имп. гв, с литерой "Д", а также имели белую или черную выпушку на разл. частях обмундирования в зависимости от рода войск.

"Дружеское литературное общество"

"ДРУ́ЖЕСКОЕ ЛИТЕРАТУ́РНОЕ О́БЩЕСТВО" - объединение воспитанников Моск. ун-та и Моск. ун-тского благородного пансиона. Существовало с янв. до осени 1801, заседания проходили в доме А. Ф. Воейкова в Москве. Внутри Об-ва выделились две осн. группы: для А. И. Тургенева, А. Ф. Мерзлякова, А. С. Кайсарова, А. Ф. Воейкова характерны стремление придать деят-ности кружка политич. окраску, тяготение к обществ. и нац. проблематике, растущая оппозиционность в отношении карамзинской школы и ориентации в лит. плане на Ф. Шиллера, для В. А. Жуковского, А. И. Тургенева, М. С. Кайсарова, С. Е. Родзянко - желание ограничить работу Об-ва рамками моральных и эстетич. проблем, ориентация на субъективно-лирич. тематику в поэзии, верность принципам Н. М. Карамзина, интерес к идеалистич. филос. системам. В деят-ности О. оказались предвосхищены осн. направления новой рус. литры нач. 19 в.

Дружина

ДРУЖИ́НА - отряд воинов (соратников, сподвижников), объединявшихся вокруг вождя племени (предводителя союза племен), позже князя или короля в период разложения родового строя и становления клас. отношений, формировалась с учетом гл. обр. личностных качеств (преданность, воинская доблесть, отвага и т. д.). Исчезли Д. в 16 в., когда были ликвидированы удельные княжества. Позднее Д. могла обозначать объединение людей, связанных проф. интересами или общими целями (напр. "Священная Дружина"), иногда - просто друзей. В совр. лексике термин "Д." сохраняет контуры прежнего содержания: рабочая Д. - боевое подразделение участников восст. в Москве (1905) и Петрограде (1917), Добровольная нар. Д. (ДНД) - врем. взаимосменяемая гр. лиц из гор. пр-тий и орг-ций, к-рая на обществ. началах и в свободное от осн. работы время участвовала совм. с милицией или самостоятельно в поддержании обществ. порядка на улицах города, группа школьников, объединенных общими целями и т. д.

Дружинин Ал-др Вас.

ДРУЖИ́НИН Ал-др Вас. (1824-64) - писатель, критик, переводчик. Род. в старинной аристократич семье. Окончил Пажеский корпус (1841), недолгое время служил, с кон. 1840-х гг. занимался лит-рой. Сотрудничал в "Современнике" (1847-56), "Библиотеке для чтения" (1856-60) и др. журн. и газ. Автор неск. повестей и многочисл. фельетонов ("Письма иногороднего подписчика о рус. журналистике", 1849-54, "Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петерб. дачам", 1850 и др.), критич. статей о И. А. Гончарове, И. С. Тургеневе, А. А. Фете, А. Н. Островском, А. С. Пушкине. В трактате "Критика гоголевского периода и наши к ней отношения" (1856), полемизируя с Н. Г. Чернышевским, развивал "артистич. теорию иск-ва". Мн. писал об англ. лит-ре (К. Шеридан, В. Скотт, С. Ричардсон), переводил У. Шекспира ("Король Лир" и др.). Был инициатором образования в Петербурге в 1859 Об-ва для помощи нуждающимся литераторам и ученым (просуществовало ок. 60 лет).

Дружка

ДРУ́ЖКА (дру́жко, дружко́) - один из свадебных чинов, гл. персонаж в свите жениха (редко - невесты), распорядитель на свадьбе, шафер, сопровождающий жениха к венцу. Часто играет роль колдуна, оберегающего свадьбу от сглаза и др. несчастий. Это обязательно холостой персонаж, во мн. ритуальных ситуациях замещает жениха, всюду сопровождает его (иногда даже и во внеобрядное время), все делает за него. Последнее мотивировано не только представлениями об опасности свадьбы для жениха, но и правилам, по к-рым жених (как и невеста) должен делать как можно меньше движений (иногда даже ничего не есть, хранить полное молчание). Соотв. за него действует и говорит Д. (а за невесту - подружки), в частности он ведет все переговоры с партией невесты, добивается, чтобы жениха с поезжанами впустили в дом (для этого ему иногда приходится участвовать в спец. "состязании" в загадках или в метафорич., иносказательной речи), выкупает для жениха место за столом рядом с невестой, саму невесту, платит девушкам за величальные песни и т. д.

Друнина Юл. Вл

ДРУ́НИНА Юл. Вл. (1924-91) - поэтесса. Род. в Москве в семье учителя. Писать стихи начала в школьные годы. Первая публикация - в "Учительской газете" (1940). Участница Вел. Отеч. войны (см. "Страницы автобиографии", 1987). Окончила Лит. ин-т им. М. Горького (1952). Фронтовая биография Д. определила характер всей ее лирики, начиная с первого сб. "В солдатской шинели" (1948). Далее "Разговор с сердцем" (1955), "Ветер с фронта" (1958), "Тревога" (1963), "Окопная звезда" (1975) и др. Автобиогр. пов. "С тех вершин..." (1979). Поэма "Ноль три" (1980). "Заглавным" можно считать стих. Д. "Я только раз видала рукопашный..." Автор статей о поэтах-современниках, очерков.

Друскин Мих. Сем

ДРУ́СКИН Мих. Сем. (1905-91) - музыковед, пианист, педагог. Окончив Ленингр. консерваторию по кл. фортепиано, концертировал как пианист. Деятельно участвовал в работе Ленингр. Ассоциации Совр. Музыки (1926-29). Концертировал в Германии, пропагандировал произв. молодых соотечественников. Работал в Ин-те истории иск-в (1924-30 и 1947-53), преподавал в Ленингр. конс. (1937-91, с 1947 - профессор). В 1942 - зав. кафедрой муз. образования Театр. ин-та, в 1943-44 - зав. кафедрой истории музыки Уральской консерватории (Свердловск). Вел просветительскую работу на Ленингр. радио (1945-48), заведовал Научно-методич. отделом Ленингр. филармонии. В 1949 в ходе кампании борьбы с космополитизмом и формализмом был уволен из консерватории (вскоре восстановлен).

Д. - один из самых авторитетных в стране педагогов (учебник Д. "История зарубежной музыки второй половины 19 в." М., 1958, выдержал 10 переизд.). Разрабатывал новые курсы, в частности, Муз. историографии, к-рый читал в городах СССР, в странах Западной и Восточной Европы. Создал большую научную школу. Среди учеников Д. - Г. Н. Орлов, Л. Г. Данько, Л. Г. Ковнацкая, Е. А. Ручьевская, А. П. Утешев, Н. Катонова и др.

Изучал рус. рев. песню, вопросы опероведения, проблемы нем. муз. культуры 18-20 вв. В течение мн. лет Д. - член редколлегии и научный консультант Муз. энциклопедии. В 1984 Д. получил 1-ю премию на Втором всесоюзном конкурсе им. Б. В. Асафьева за цикл научных работ 1981-83. Доктор искусствоведения (1947). Заслуженный деятель иск-в РСФСР (1962).

Соч.: Новая фортепианная музыка. Л., 1928; Вопросы музыкальной драматургии оперы: На материале классич. наследия. Л., 1952; История зарубежной музыки. М., 1958; Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII вв. Л., 1960; О западноевропейской музыке XX в. М., 1973; Исследования. Воспоминания. Л.; М., 1977; Избранное. Монографии. Статьи. М., 1981; Зарубежная музыкальная историография: Учеб. пособие. М., 1994.

Лит.: Ковнацкая Л., Орлов Г., Хлебаров Ив. Верность музыке // 1975. № 4; Утешев А. Ученый, критик, педагог // Муз. жизнь. 1975. № 11; Данько Л. Раздумья о творческом пути // Сов. музыка. 1980. № 1.

Друскин Яков Сем

ДРУ́СКИН Яков Сем. (1902-80) - философ, теолог, музыковед, математик. В 1919 окончил частную г-зию Л. Д. Лентовской. Окончил в 1923 филос. отд. ф-та обществ. наук Петрогр. Ун-та. Работал учителем рус. яз. и литры, затем математики в вечерних школах и техникумах. Экстерном окончил Конс. по классу фп. (1929) и матем. ф-тет ун-та (1938). С 1925 принадлежал к лит. филос. эзотерич. содружеству "Чинари", объединявшему А. И. Введенского, Д. Хармса, Л. Липавского и Н. Олейникова. Написал воспоминания об истории "Чинарей" и его участниках. ("Чинари" // Wiener Slawistisher Almanach. 1985. В. 15; Аврора. 1989. № 6). В работе "Звезда бессмыслицы" исследовал творчество А. Введенского; оставил также комментарии к произв. Д. Хармса. Собрал и сохранил архивы А. Введенского и Д. Хармса. В 1928-79 вел филос. дневник "Перед принадлежностями чего-либо". Многочисл. филос., теологич. трактаты и эссе Д. являются результатом иссл. экзистенциального отчуждения чел. и пути его преодоления. Теологич. и филос. наследие Д. частично опубл.: Друскин Я. С. Вблизи вестников. Вашингтон, 1988. Д. принадлежат музыковедческие тр.: "О риторических приемах в музыке Баха" // Друскин Я. С. "Я" и "ты": ноуменальное отношение" (Киев, 1972; София, 1987), "Страсти по Матфею" (Л., 1941, совм. с М. Друскиным). Д. перевел монографию А. Швейцера о Бахе (2-е изд., 1963 и 1965).

Дубасов Фед. Вас.

ДУБА́СОВ Фед. Вас. (184-1912) - гос., воен.-мор. деятель, адм. (1906), ген.-адъютант (1905). Окончил Мор. корпус и гидрографич. отделение Николаевской Мор. академии. Герой рус.-тур. войны 1877-78, Д. участвовал в постановке минного заграждения у Браилова и в уничтожении тур. монитора "Сельфи", за что был награжден орд. Св. Георгия 4-ой ст. и зол. оружием (1877). В 1892-95 мор. агент в Германии, в 1900-05 - пред. Мор. технич. к-та. В рус.-япон. войну был направлен в Париж делегатом Междунар. следств. комиссии по разбору Гулльского инцидента. Возглавлял карат. эксп. по подавлению крест. выступлений в Полтавской, Черниговской и Курской губ. (1905). Моск. ген.-губернатор (1905-06), Д. руководил разгромом Декабрьского восст. в Москве. Чл. Гос. Совета с 1906. Пережил два покушения (Б. Вноровского в Москве, А. Трауберга в Петербурге), подготовл. боевыми группами эсеров под рук. Е. Азефа и Б. Савинкова. Отошел от акт. полит. деят-ности, но продолжал оставаться чл. Совета Гос. обороны.

Дубельт Леонт. Вас.

ДУ́БЕЛЬТ Леонт. Вас. (1793-1862) - ген. Участник Отеч. войны 1812 и загран. походов, в 1822-28 - ком. Старооскольского пех. полка. В молодости входил в масонскую ложу "Соединенных славян" в Киеве, после событий 14 дек. 1825 находился под следствием по подозрению в принадлежности к тайным об-вам, но был оправдан. С 1830 на службе в корпусе жандармов (с 1835 - нач. штаба корпуса, в 1839-56 - управляющий 3-им отделением Е. И. В. Канцелярии). После смерти А. С. Пушкина участвовал (вместе с В. А. Жуковским) в разборе его бумаг; расследовал дела петрашевцев и Кирилло-Мефодиевского об-ва.

Л. В. Дубельт, беседующий со своим подчиненным. Худ. П. А. Каратыгин

Л. В. Дубельт, беседующий со своим подчиненным. Худ. П. А. Каратыгин

"Дубинушка"

"ДУБИ́НУШКА" - восходящее к бурлацким песням стих. В. И. Богданова (1865); было переработано А. А. Ольхиным (1885) и стало популярной песней. Мировую известность ей принес Ф. И. Шаляпин.

Дубнов Сем. Маркович

ДУБНО́В Сем. Маркович (Шимон б. Меир-Яков) (1860-1941) - историк, критик, публицист, обществ. деятель. Писал на русском, иврите и идише. Заложил основы изучения истории евреев Вост. Европы, в частности, истории хасидизма, франкизма, общинного самоуправления. В политике выступал с либеральных позиций, близких кадетам, боролся за еврейское равноправие, теоретик автономизма. Род. в г. Мстиславле Могилевской губ., получил религиозное воспитание. В 1880-1906 жил в Петербурге, Одессе, Вильне. В 1906 переселился в Петербург.

В юности, порвав с религией, испытал большое влияние идей Дж. С. Милля и О. Конта. В 1880-х гг. выступил как критик и публицист в русско-еврейском журнале "Восход" (псевд. "Критикус"). В дальнейшем широко публиковался в русско-еврейской печати. В конце 1880-х гг. приступает к написанию серии статей о возникновении хасидизма. В начале 1890-х гг. выступает с программой систематического сбора и изучения материалов по истории евреев в России. Автор серии публицистич. статей "Письма о старом и новом еврействе" (1897-1907), "Учебника еврейской истории для школ и самообразования" (1898-1903). В 1900 приступает к работе над "Всемирной историей еврейского народа" (10 т.), работу над к-рой завершает уже в эмиграции. После переезда в Петербург принимает активное участие в общественной жизни: основатель автономистской Еврейской нар. партии ("Фолкспартей", 1906), один из основателей Еврейского историко-этнографич. об-ва (1908). Преподавал в Вольной высшей школе проф. Лесгафта (1906-07), на Курсах востоковеденья барона Гинцбурга (1907-08), в Петроградском Еврейском университете (1918-22).

В 1922 эмигрировал. Жил в Берлине, с 1933 - в Риге. Погиб в 1941 в Рижском гетто.

Дубов Ник. Ив

ДУ́БОВ Ник. Ив. (1910-83) - писатель, драматург. Род. в семье рабочего. Окончил три курса ист. ф-та Ленингр. ун-та. Одноврем. работал разметчиком на паровозоремонтном заводе. Нек-рое время был педагогом. Писательскую и журналистскую деят-ность начал в 1929. В кон. 30-х гг. вновь пошел на завод, зав. клубом, научно-технич. б-кой. В годы войны работал разметчиком, в 1944 вернулся к писательской работе. Наиб. известные произв. для детей и о детях - повести "Огни на реке" (1952); "Сирота" (1955) и "Жесткая проба" (1960) объединены в роман "Горе одному" (1967); "Мальчик у моря" (1963); "Беглец" (1966) и др. Д. автор романа "Колесо фортуны" (1974), в к-ром совмещены события современности и ист. сюжет из рус. жизни 18 в., повестей "Родные и близкие" (1981), "Наступает утро" (1950).

Дубровина Вера Анд

ДУБРО́ВИНА Вера Анд. (род. 1917) - артистка и педагог балета. Окончила Саратовское театр. уч-ще в 1939. В 1939-63 артистка Сарат. т-ра оперы и балета. Среди ее ролей: Никия ("Баядерка"), Актриса ("Штраусиана"), Тао Хоа ("Красный мак"), Параша ("Медный всадник"), Айша ("Семь красавиц"), Эне ("Веселый обманщик"), цыганка Шари ("Платочек"), Девушка ("Девушка и смерть"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Аврора ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"). Д. обладала виртуозной техникой и драматич. талантом. С 1959 преподает в Сарат. хореографич. уч-ще.

Дубыня

ДУБЫ́НЯ - сказочный персонаж, богатырь, один из трех чудесных помощников: Д., Горыня и Усыня, к-рые могут выступать и как деструктивная сила. В сказке его сила проявляется в том, что он выворачивает дубы, откуда якобы и его имя. В действительности такая прозрачная этимология скрывает более глубокую тему: имя Д. оказывается переосмыслением мифологич. имени, родственного южнослав. ритуальному термину бадняк (серб.-хорв. баднак) и др. словам, обозначающим глубину, в частности подводную, а также жителя этой глубины, подводного или земного змея. Для всей этой триады восстанавливается (на чисто лингвистич. основаниях, т. е. самым надежным образом) этот первоначальный хтонический характер, змеиная природа и связь с разными стихиями: Огнем (Горыня), Глубинами, бездной, водами (Усыня) - характерно, что эта связь с разными сферами, "этажами" мироздания сохраняется и в позднейшем переосмыслении богатырей как "природных" сил: Усыня по-прежнему связан с водами, Горыня - с горами, а Д. - с деревом, т. е. с промежуточной сферой и одновременно с тем центром мира, к-рый связывает все сферы.

Лит.: Топоров В. Н. О диахронич. связи "богатырских" триад русского эпоса // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. Тезисы и предварительные мат-лы к симпозиуму. М., 1988.

Дуда

ДУДА́ - польское название волынки, муз. духового инструмента, состоящего из кожаного меха из козлиной или телячьей шкуры, трубки для нагнетания воздуха и двух-трех игровых трубок с насаженными пищиками. Мех музыкант держит под рукой, ртом наполняет его воздухом и нажимает на мех локтем, чтобы воздух попадал в игровые трубки. 1-2 трубки давали при игре тянущий нижний тон, а на оставшейся трубке с отверстиями на стволе одновременно игралась простая мелодия.

Дудин Мих. Ал-др.

ДУ́ДИН Мих. Ал-др. (1916-93) - поэт. Род. в д. Клевнево Ивановской губ. в семье крестьянина. Учился в школе крест. молодежи, окончил Ивановскую текстильную фабрику-школу. С 1939 по 1945 - в армии, работал во фронтовых газ. Участник обороны Ханко и Ленинграда. Первый сб. стихов - "Ливень" (1940). Сформировался как поэт в годы Вел. Отеч. войны (сб. "Фляга", 1943; "Военная Нева", 1943; "Дорога гвардии", (1942). Д. автор поэм: "Песня Вороньей горе" (1963), "Песня моим комиссарам" (1964), "Песня дальней дороге" (1965), "Четвертая зона" (1960), "Татарник" (1973), "Гости" (1974) и др. Лирика позднего Д. (сб. "Полынь", 1985, "Заканчивается двадцатый век...", 1989) - попытка осмыслить путь, пройденный его поколением. Автор повести "Где наша не пропадала", эссе, воспоминаний, статей о поэтах прошлого и о совр. поэзии - "Поле притяжения. Проза о поэзии".

М. А. Дудин

М. А. Дудин

Дудинская Нат. Мих.

ДУДИ́НСКАЯ Нат. Мих. (род. 1912) - балерина, педагог балета. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1931 (кл. А. Я. Вагановой). В 1931-62 артистка ГАТОБ им. Кирова. Первая исполнительница партий: Снегурочка ("Весенняя сказка"), Сюимбике ("Шурале"), Параша ("Медный всадник"), Галя ("Родные поля"), Панночка ("Тарас Бульба"), Сари ("Тропою грома"), баронесса Штраль ("Маскарад"), Лауренсия ("Лауренсия"), Гаянэ ("Гаянэ"), Золушка ("Золушка"). Среди ее др. ролей: Мирель ("Пламя Парижа"), Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Корали ("Утраченные иллюзии"), Маниже ("Сердце гор"), Маша ("Щелкунчик"), Никия ("Баядерка"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Аврора ("Спящая красавица"), Раймонда ("Раймонда"), Жизель ("Жизель"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Китри ("Дон Кихот"). Виртуозная балерина, ее совершенный по форме танец был энергичен, графичен и бравурен. С годами артистич. диапазон Д. расширился до партий драматич. и трагедийного плана, однако именно высочайшая техника классич. танца была всегда решающей в их успешной интерпретации. С 1964 Д. - одна из ведущих педагогов Ленингр. хореографич. уч-ща. Вместе с К. М. Сергеевым неоднократно участвовала в постановке рус. классич. балетов за рубежом.

Н. М. Дудинская в роли Золушки в балете "Золушка" С. С. Прокофьева

Н. М. Дудинская в роли Золушки в балете

Дудинцев Вл. Дм

ДУДИ́НЦЕВ Вл. Дм. (1918-1998) - писатель. Учился в Моск. юридич. ин-те. По окончании (1940) призван в армию. Фронтовой офицер, получил тяжелое ранение (1942), после чего работал в воен. прокуратуре. В 1946-51 - корреспондент газ. "Комсомольская правда". Первый сб. рассказов опубл. в 1952. Широкую известность получил в связи с выходом в журн. "Новый мир" ром. "Не хлебом единым" (1956), к-рый был воспринят читателями как беспрецедентно острая критика сталинизма и его пережитков. Повсюду проходили стихийные и организованные диспуты о романе, иногда оценивавшиеся властями как "антисоветские". В 1959 вышел сб. Д. "Повести и рассказы". В 1987 в ж. "Нева" был напечатан ром. "Белые одежды", ставший одним из значительных лит. событий времен перестройки. Ром. посвящен событиям, связанным с разгромом отечеств. генетики в конце 1940-х гг. Лауреат Гос. премии СССР (1988).

Дудышкин Степ. Сем

ДУДЫ́ШКИН Степ. Сем. (1820-66) - лит. критик, журналист. Род. в бедной купеч. семье. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1841), служил в департаменте внешней торговли. Занимался лит. деят-ностью с кон. 1840-х гг., после смерти В. Н. Майкова вел критич. отдел в журн. "Отечественные зап.", с 1860 был ред. этого журн. Печатался также в "Современнике". Автор статей о И. С. Тургеневе, М. Ю. Лермонтове, А. Ф. Писемском, Л. Толстом, обзоров и проблемных работ, эклектичн. по своему критич. методу.

Дукат

ДУКА́Т (от итал. ducato) - назв. старинной серебр., затем зол. монеты весом 3,4 г. Впервые появилась в Венеции в 1140. Позднее Д. чеканились во мн. странах Зап. Европы (иногда под назв. цехина или флорина). Назв. Д. закрепилось почти во всей Европе как синоним золотой монеты, вытеснив со временем назв. "флорин". В России Д. чеканились на Петерб. монетном дворе в 1768-1869 без ведома пр-ва Нидерландов и предназначались для использования их рус. казной для финансирования рус. заграничных воен. экспедиций и отд. лиц, находившихся за рубежом, для разл. рода загран. платежей, а также для выплаты жалования рус. войскам в приграничных гарнизонах. Д. рус. чеканки образца 1817-49 постепенно стали играть довольно заметную роль во внутр. ден. обращении России (до кон. 19 в.).

Дулебы

ДУЛЕ́БЫ - ср.-век. слав. нас. Вост. Европы. Воспоминания в летописи о Д. восходит ко времени визант. имп. Ираклия (610-41) и связаны с притеснением Д. аварами. Средневековые письм. источники фиксируют Д. на Волыни, в Чехии, на ср. Дунае между оз. Балатон и р. Мурсой и в Хорутании на верх. Драве. В период составления "Повести Временных лет" (кон. 11 - нач. 12 вв.) Д. уже не существовали, на их месте обитали волыняне. В отеч. источниках Д. в последний раз упоминаются в 907 в рассказе о походе киевск. кн. Олега на Царьград. Имя Д. восходит к праславянской эпохе и имеет герм. происхождение.

Дулёвский фарфоровый завод

ДУЛЁВСКИЙ ФАРФО́РОВЫЙ ЗАВО́Д - центр произ-ва бытового и худож. фарфора. Осн. Т. Я. Кузнецовым в 1832 в пустоши Дулево Владимирской губ, с 1889 по 1917 владельцем Д. Ф. З. было "Т-во М. С. Кузнецова". В 1901 на заводе работало ок. 2500 чел. Произ-во Д. Ф. З. отличалось широким ассортиментом, нац. своеобразием форм и мотивов росписи. Изделия неоднократно удостаивались высоких наград за технику исполнения и худож. достоинства на отеч. и заруб. выставках. В 1902 владелец завода удостоен звания придворного поставщика. Товарищество имело своих стипендиатов в Строгановском уч-ще и Об-ве поощрения художеств. После 1917 Д. Ф. З. реконструирован, в 1936 организована худож. лаб. С 30-х гг. для росписи изделий Д. Ф. З. характерны крупные цветовые пятна, обильно используется позолота. В 30-50-е гг. созданы рисунки, ставшие позднее дулевским "каноном" - "Золотой олень", "Красавица", "Розовая песня" и т. д. На трактовке мотивов птиц, цветов и т д, выполненных в это время, лежит печать общей культ. ситуации. В 60-е гг. формы предметов и их роспись становятся строже. Восстанавливаются позитивные традиции иск-ва прошлого Мастера - П. В. Леонов, В. К. Яснецов и мн. др.

Лит.: Сказ о дулевском фарфоре / Зап. А. Д. Коновалов. М., 1975; Попов В. А. Рус. фарфор. Частные заводы. М., 1980.

Дума

Статья большая, находится на отдельной странице.

Думенко Бор. Мокеевич

ДУМЕ́НКО Бор. Мокеевич (1888-1920) - участник Гражданской войны, организатор кавалерийских частей РККА, создатель 1-й Конной армии. Окончил приходское уч-ще. В 1914-1917 в Рус. армии, вахмистр. С весны 1918 - в РККА. Организатор на хуторе Веселом кавалерийского отряда. В 1918 назначен командиром созданного им 1 кавалерийского крестьянского социалистич. полка. Неоднократно ранен, в боях проявил личную храбрость и воен. талант. В сент. 1918 полк Д. был награжден Почетным Рев. Красным Знаменем и развернут в кавалерийскую бригаду. 29 нояб. 1918 Д. награжден орд. Боевого Красного Знамени и по приказу РВС 10-й армии назначен нач. сводной кав. дивизии (кавалерийск. Стальная див. Д. П. Жлобы и бригада Д.). С весны 1919 возглавлял войсковую группу из 5 дивизий, в т. ч. две кавалерийские (прообраз 1-й Конной армии), вел бои на Ростовском направлении. В бою на р. Сал (25 мая 1919) был тяжело ранен и корпус принял С. М. Буденный. После выздоровления Д. создал новый кавалерийский армейский корпус, к-рый с дек. 1919 вошел в состав 9-й армии. После тысячеверстного перехода в янв. 1920 корпус Д. взял Новочеркасск. Д. был награжден РВС РФСР Почетным Рев. Оружием. В результате интриг политич. и штабных работников 9-й армии 23 февр. 1920 арестован ЧК по обвинению в "предательстве и измене Революции". Судим рев. воен. трибуналом в Ростове-на-Дону. Расстрелян вместе с др. членами штаба 11 мая 1920.

Предыдущая страница Следующая страница