Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 6, "ДИО"-"ДОБ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 6, "ДИО"-"ДОБ")

Дионисий Глушицкий

ДИОНИ́СИЙ ГЛУШИ́ЦКИЙ (1362-1437) - др.-рус. иконописец, мастер книгописания и резьбы по дереву. Прозвание получил по реке Глушице в Вологод. обл. Предположительно, автор икон "Кирилл Белозерский" (1424), "Иоанн Предтеча в пустыне" и "Успение". Д. Г. игуменствовал в осн. им на вологодской земле монастырях.

Лит.: Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Гос. Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1.

Диорама

ДИОРА́МА - вид живописи, где изображение исполняется на просвечивающем, спец. освещенном материале. С 19 в. живописная картина совмещается с расположенными перед ней ("внутри нее") бутафорским, предметным планом (фигуры людей, зверей, реалии быта, пейзажа и т. п.), используемые изменения направлений и интенсивности освещения создают особую иллюзорность в изображении действительности. В отличие от панорамы Д. охватывает не весь круг горизонта, а лишь его часть. Первая Д. создана Л. Ж. Дагером в 1822 в Париже, получила широкое распространение в 19 в. В России иск-во создания панорам и диорам связано с именами Ф. А. Рубо, его ученика М. Б. Грекова. Особенно широко развита батальная Д. ("Взятие Ростова", М. Б. Греков, 1919 и др.).

Дипломатия

ДИПЛОМА́ТИЯ - офиц. деятельность глав гос-в, пр-в и спец. органов внешних сношений по осуществлению внешней политики гос-ва, по защите прав и интересов гос-ва, его учреждений и его граждан за границей. Общее руководство дипломатич. деятельностью осуществляется пр-вом, более конкретное руководство - соотв. ведомством иностр. дел, возглавляемым мин. иностр. дел. Первое дипломатич. ведомство в России было создано в сер. 16 в. (Посольский приказ). Первые рус. миссии были учреждены в Швеции в 1634 и в Польше в 1673. В 1717 Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностр. дел. В 1802 было образовано Мин-во иностр. дел. Правовой статус дипл. предст. России в 19 в. определялся согласно Положению о рангах, принятому в 1815 на Венском конгр., и доп. к нему, принятым на Аахенском конгр. Свящ. союза в 1818. Во втор. пол. 19 в. были учреждены рос. дипл. представительства в Китае, Японии, Корее, Мексике, в странах Балканского п-ова и в др. странах. В июле 1914 утверждено новое положение о Мин-ве иностр. дел. Текущие дела по дипл. отношениям распределялись в полит. отд., ведавших к.-л. отд. регионом мира. В сов. гос-ве до 1946 дипл. функциями занимался Нар. комиссариат иностр. дел (до 1936 - Нар. комиссариат по иностр. делам), а с 1946 - Мин-во иностр. дел. В наст. время дипл. деятельность осуществляется Мин-вом иностр. Дел. России.

Диптих

ДИ́ПТИХ (греч. διπτυχοζ - "вдвое сложенный", "двустворчатый, состоящий из двух дощечек") - две деревянные (костяные или металлические) продолговатые дощечки, соединенные одна с другой и складывавшиеся подобно книжному переплету. Снаружи они имели гладкую или украшенную резьбой поверхность, а внутри покрывались слоем воска, по которому писали заостренной палочкой (стилем). В античном мире Д. играли роль записных и памятных кн. Эволюция внешней формы Д. привела к появлению образов-складней, на которых резные священные изображения помещались на внутренней стороне (вместо надписей), а внешняя оставалась гладкой. Они служили удобными переносными иконами, доступными каждому паломнику и небогатому христианину. Д. в совр. значении наз. также поминальные списки (синодики), вне зависимости от способа их оформления. Запись в Д. являлась для человека (живого или почившего) почетом и свидетельством церковности, отказ от записи (или исключение из Д.) - позором, отлучением от Церкви. Остатками др. являются в тексте совр. Литургии прошения т. н. "ходатайственной молитвы" (intercessiones), последнего раздела евхаристической анафоры. В древнейшем из сохранившихся русских Служебников ("Служебник Варлаама Хутынского", кон. 12 - нач. 13 вв.) в текст ходатайств внесены даже имена конкретных людей (вероятно, жертвователей в пользу храма). Разновидностью Д. можно считать "помянники" (синодики) как церк. или монастырские, куда вносятся имена либо на определенный срок, либо "на вечное поминовение" (в зависимости от размера пожертвования), так и личные. Последние велись на Руси не только в царском и княжеском домах, но и в крест. избах, и представляют большой историч. интерес, включая в себя не только имена людей, о которых не сохранилось сведений в других источниках, но и краткие ремарки с указанием даты нашествия неприятеля, междуусобной войны или иного бедствия, приведшего к смерти поминаемого человека.

Директория

ДИРЕКТО́РИЯ - в истории России коллегиальные органы власти из пяти руководящих лиц: 1) Д. Керенского ("Совет пяти") образована 1 (14) сент. 1917 в разгар политич. кризиса в связи с выступлением ген. Л. Г. Корнилова. На Д. во главе с мин.-пред. А. Ф. Керенским была возложена задача "управления делами гос-ва до сформирования кабинета". Просуществовала до образования 3-го коалиционного правительства 25 сент. (8 окт.) 1917.

2) Украинская Д. - образована 14 нояб. 1918 во главе с В. К. Винниченко, одним из лидеров Укр. нац. союза. В нач. февр. 1919 Д. покинула Киев, потеряла контроль над большей частью Украины, базировалась в дальнейшем под рук. С. В. Петлюры в Виннице, Каменце-Подольском, Ровно и Здолбунове. Войска Д. вступали в вооруж. столкновения как с красными и разл "повстанч." отрядами, так и с поляками и Добровольч. армией. Осенью 1919 галицийские части перешли на сторону Деникина, а остатки петлюровских войск были разгромлены белыми и бежали в Польшу. Д. распущена 20 нояб. 1920.

3) Уфимская Д. (или Врем. Всерос. пр-во) - образована 23 сент. 1918 на Гос. совещании представителей разл. антибольшевист. пр-в, полит. партий и групп, в осн. из Заволжской России, во главе с эсером Н. Д. Авксентьевым. Добилась упразднения разл. обл., нац. и казачьих пр-в Заволжья, образовала на основе Омского Врем. Сиб. пр-ва Совет министров во главе с П. В. Вологодским (с 9 окт. 1918 Д. располагалась в Омске). Войска Д. начали наступат. действия против Кр. Армии. В ночь на 18 нояб. 1918 в результате воен. переворота адм. А. В. Колчака Д. была разогнана.

Дирекция народных училищ

ДИРЕ́КЦИЯ НАРО́ДНЫХ УЧИ́ЛИЩ - учебно-административный орган в России, в ведении к-рого находились начальные, повышенные начальные (городские) и высшие начальные уч-ща. Учреждена в 1874 (до этого в каждой губ. был один директор нар. уч-щ). В европ. части России в каждой губ. был один директор нар. уч-щ, подчинявшийся попечителю округа, а в каждом уезде - 2 или 3 инспектора, подчиненных директору, в Сибири, на Д. Востоке и в Ср. Азии - одна дирекция на неск. губ. или обл. Ликвидирована в янв. 1918.

Дирижёр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дискант

ДИ́СКА́НТ (позднелат. discantus, от лат. dis - приставка, означающая разделение, расчленение, и cantus - пение).

1) Высокий детский певческий голос, имеющий диапазон от c1 до g2 (а2). Первоначально Д. именовались только голоса мальчиков, певших партию Д. в хоре, со временем Д. стали называть любой высокий дет. голос, в т. ч. и голоса девочек.

2) Дишкант - высокий солирующий голос в донских казачьих песнях, исполняющий орнаментальный импровизационный подголосок.

3) Партия в хоре или вокальном ансамбле, исполняемая высокими детскими или женскими голосами.

4) Импровизационная и композиционная форма многоголосия, возникшая примерно в 12 в. во Франции. Получила наименование по названию верхнего голоса, сопровождавшего григорианский хорал в противоположном движении.

Диссертация

ДИССЕРТА́ЦИЯ (от лат. dissertatio - рассуждение, исследование) - научно-исследовательская работа, подготовл. для публичной защиты и получения уч. степени. Система публичной защиты научных работ сформировалась в ср. века в ун-тах стран, говорящих на нем. языке. В России защита Д. введена после основания Моск. у-та (1755). Магистерская Д. представлялась на лат., рус. или ином языке, докторская - на лат. языке. В СССР защита Д. на соискание уч. степени доктора или кандидата наук была введена в 1932.

Диссидентское движение в СССР

ДИССИДЕ́НТСКОЕ ДВИЖЕ́НИЕ В СССР - нравств., политич. и творческое сопротивление сов. режиму в 1956-85, в разл. слоях сов. общества, в первую очередь - интеллигенции. Толчок Д. Д. дал 20 съезд КПСС и частичная реабилитация жертв сталинизма, начавшийся период "оттепели" в обществ. жизни. Недоверие молодежи к офиц. источникам породило массу конспиративных групп и кружков по изучению работ В. Ленина, К. Маркса, Г. Плеханова и др. Участники этих кружков сост. первый контингент сов. политзаключенных после 1956, осужденных еще по 58 ст. УК (Л. Краснопевцев, Л. Рендель, М. Молоствов и др.). Бреши в "железном занавесе" привели к распространению в СССР зап. и эмигрант. лит-ры, журн. "Грани" в ФРГ положил начало "тамиздату", отвергаемая в СССР лит-ра распространялась в "самиздате" частным образом. Нарушение Сов. властью и КПСС прав и свобод, декларированных в Конституции СССР, породило правозащитное движение, борьбу за права человека в СССР, а впоследствии - за соблюдение Хельсинкских соглашений и др. док-тов. Одним из его основателей был А. С. Есенин-Вольпин. Значит. роль в правозащитной борьбе сыграли В. Буковский, А. Гинзбург, "Комитет" А. Сахарова, "Хроника текущих событий", Ю. Орлов, В. Чалидзе, Хельсинкские группы, И. Габай, П. Якир, М. Джемилев, П. Григоренко и др. По нек-рым данным, в 1967 в стране насчитывалось ок. 400 оппозиционных режиму молодежных групп. Травля А. Солженицына и процесс А. Синявского - Ю. Даниэля в февр. 1966 увеличили распространение лит. произв. в "самиздате" и "тамиздате". В респ. СССР, особенно в Прибалтике и на Украине помимо политикоинформбюллетеней ("Украинские вести", "Хроника Лит. Кат. Церкви" и пр.) имелись полит. орг-ции ("Балтийская федерация" и пр.), военные (ВСХСОН, "Союз офицеров Балтийского флота") и др., к-рые за искл. ВСХСОН быстро ликвидировались КГБ. Продолжало действовать подполье НТС, к-рое сохранилось до 1985, несмотря на ряд процессов (1958 - группа Е. Дивнича, 1967 - дело Ю. Галанскова и др.). Под давлением властей были вынуждены эмигрировать мн. деятели культуры, писатели (А. Галич, Г. Владимов, А. Кузнецов, Н. Горбаневская, и др.). Сов. власть использовала практику обмена диссидентов на видных коммунистов или сов. разведчиков, арестованных за рубежом (В. Буковский на Л. Корвалана в 1977 и др.). Нек-рые из антисов. настроенных граждан СССР решались на политич. террор, к-рый не прекращался до сер. 80-х гг. (покушение на Брежнева в 1968, убийство министра внутр. дел Азербайджана в 1977 и др.). С 20-х гг. в СССР велась кампания в защиту сов. политзаключенных и заключенных в Ленинграде, однако их освобождение началось лишь в 1987.

Диссимиляция

ДИССИМИЛЯ́ЦИЯ (от лат. dissimilatio - "расподобление") - замена одного, двух или более одинаковых или сходных звуков, находящихся в одном слове, др. звуком, отличным или менее сходным с ними. Различают регрессивную и прогрессивную Д.: просторечное произношение бонба, где первый согласный "отталкивается" от второго, диссимилируется по активному действующему органу, примеры прогрессивной диссимиляции более редки - ср. просторечное произношение пролубь вместо прорубь или современное лит. февраль из старого феврарь.

Диссонанс

ДИССОНА́НС (лат. dissonantia - нестройное звучание) - в поэзии вид неточной рифмы, в к-рой рифмующиеся слова различаются ударными гласными (при совпадении или соответствии согласных) напр., рифмы лень - лань - лунь - линь (Н. Асеев), тающая - лик - веющая - снег (А. Блок). Особенное распространение Д. получили в 20 в., преимущ. в англ. поэзии. В рус. классич. стихе практич. не встречаются. Появляются в нач. 20 в. как проявление общей тенденции расшатывания рифмы (В. Шершеневич, И. Северянин и др.). В музыке - неслитное, напряженное одноврем. звучание разл. тонов (противоположен консонансу).

Диссонанс и консонанс

ДИССОНА́НС и КОНСОНА́НС (лат. dissonantia - нестройное звучание, лат. consonantia - созвучие, стройное звучание).

1. Д. - резкое, раздражающее муз. звучание, создающее ощущение беспокойства, разлада. В этом смысле выступает как синоним термина "дисгармония". К. же, напротив, - звучание, создающее ощущение покоя, согласия и в этом смысле выступает как синоним термина "благозвучие", гармония.

2. В теории музыки и в учении о гармонии проблема соотношения Д. и К. - одна из центральных. Категориальная оппозиция "Д. - К." определяет два противоположных качества созвучий. Созвучие-Д. - сочетание звуков, вызывающее ощущение несогласованности, неравновесия, неустойчивости, оно содержит в себе стремление к последующему движению, целью к-рого является К. Созвучие-К. - сочетание звуков, вызывающее ощущение согласованности, благозвучия, равновесия, устойчивости.

Различие Д. и К. проводится по двум направл.: математич. (акустич.), связанному с исследованием натурального звукоряда, и психологич. В акустич. смысле натуральный звукоряд является шкалой постепенного перехода от совершенных К. ко все более резким Д. Психологич. представления о Д. и К. оказались историч. изменчивы: поначалу акустич. и психологич. представления совпадали, а затем стали постепенно дифференцироваться, обнаруживая тенденцию последоват. включения все большего числа созвучий из сферы Д. в сферу К. Каждая стилевая эпоха, продвигаясь по шкале натурального звукоряда все далее, устанавливает свои нормы и законы, регулирующие отношения Д. и К. Так, в муз. теории 13 в. терции и сексты причислялись к разряду Д., для современного же слуха они таковыми давно не являются и воспринимаются как К. Коренным образом меняется отношение к Д. в 20 в. - эволюция муз. закономерностей проходит под эгидой "эмансипации" Д.

Дитерихс Мих. Конст.

ДИ́ТЕРИХС Мих. Конст. (1874-1937) - один из военачальников Белого движения. Выпускник Академии Ген. штаба, ветеран рус.-япон. и 1-й мир. войн. Осенью 1917 в чине ген.-майора занимал должность ген.-квартирмейстера, а затем - нач. штаба Ставки Верх. Главнокоманд. После установления Сов. власти бежал на Украину, где стал нач. штаба сформиров. из военнопленных Чехословацкого корпуса, одним из организаторов его вооруж. выступления против Советов. Колчаком был произведен в ген.-лейт., назначен команд. Сиб. армии, а затем и Вост. фронтом. Один из организаторов расследования убийства имп. семьи в Екатеринбурге. В июне 1922 в Приморье избран "единоличным правителем и воеводой Земской рати", открыто преследовавшей цель восстановления монархии. Умер в эмиграции.

Дитятин Ал. Ник

ДИТЯ́ТИН Ал. Ник. (род. 1957) - гимнаст, з. м. с. СССР (1979). Трехкратный олимп. чемпион (1980) в многоборье, в упражнениях на кольцах и в командном первенстве. Обладатель 4 серебр. и 1 бронзовой медали Олимп. игр (1980) в отд. видах многоборья. Абс. чемпион мира 1979. Чемпион мира (1979) в упражнениях на кольцах, в опорном прыжке и в командных соревнованиях. Победитель Кубка мира 1978, 1979. Победитель VI и VII Спартакиад народов СССР. Абс. чемпион СССР 1975, 1979. Победитель Кубка СССР 1975, 1978, 1980.

Дифирамб

ДИФИРА́МБ - вид торжеств. мелической поэзии у др. греков, ведущий свое начало от хоровых культовых песнопений в честь Диониса (Д. - один из эпитетов этого бога). Пение сопровождалось игрой на флейте или кифаре, а также танцем. В рус. лит. форма Д., понимаемая как хвалебная речь, использовалась в 17-18 вв. (К. Истомин, М. Ломоносов и др.). В совр. лит-ведении данным термином обозначается лит. форма, близкая оде и гимну (Шиллер, Гердер). В перен. смысле Д. - преувеличенная похвала.

Дмитревский Ив. Аф.

ДМИТРЕ́ВСКИЙ Ив. Аф. (1734 (по др. свед. 1733 или 1736) - 1821) - актер, режиссер, литератор. В 1749-51 участвовал в создании т-ра в Ярославле, был ближайшим сподвижником Ф. Г. Волкова. В 1752, по указу императрицы Елизаветы, Д. вместе с труппой был привезен в Петербург и отдан в Сухопутный шляхетный корпус для "подготовки к актерскому званию" под рук. А. П. Сумарокова. В 1756 вошел в труппу первого рус. постоянного публичного т-ра. После смерти в 1763 Ф. Г. Волкова Д. становится "первым придворного российского т-ра актером". Д. играл первые роли в пьесах А. П. Сумарокова: Хорев, Синав (1757), Оскольд (1763), Вышеслав (1768), Дмитрий Самозванец (1771), Мстислав (1774).

В 1765-66 и 1767-68 Д. выезжал за границу, где знакомился с мастерством лучших актеров. В эти годы он стал играть в рус. и переводных комедиях: Дорант ("Ревнивый, из заблуждения выведенный" Ж. Комписторна, 1764), Альцест ("Мизантроп" Ж.-Б. Мольера, 1764), Добросудов ("Мот, любовью исправленный", 1765), Неумолков ("Пустомеля", 1765; обе - В. И. Лукина), Граф ("Наказанная вертопрашка" Б. Е. Ельчанинова, 1767) и др.

В 1780-83 Д. - худож. рук. и педагог Петербургского Вольного т-ра. Здесь в 1782 он впервые поставил "Недоросля" Д. И. Фонвизина и сыграл роль Стародума. В 1787 Д. получил отставку от актерской службы, но продолжал периодически выступать на сцене. Последней работой Д. была роль Усердова в пьесе С. И. Висковатова "Всеобщее ополчение" (1812).

С кон. 1770-х гг. Д. занимался пед. деятельностью: преподавал сценич. иск-во в Моск. воспитательном доме, Смольном ин-те. Воспитал неск. поколений рус. актеров, среди них - А. С. Яковлев, Е. С. Семенова и др.

В 1783 Д. назначен инспектором рус. труппы, а в 1791 занял должность "главного режиссера над всеми российскими зрелищами". В 1792 составил "Историю русского театра".

С 1759 Д. занимался лит. деятельностью (переводы и переделки трагедий, драм, комедий, оригинальные драматич. пьесы, комич. оперы, водевили). Д. был членом научных и лит. об-в, в т. ч. "Беседы любителей русского слова". В 1802 был избран членом Российской Академии.

Дмитриев Ив. Ив

ДМИ́ТРИЕВ Ив. Ив. (1760-1837) - гос. деятель, писатель. Род. в дворянской семье, учился в частных пансионах Казани и Симбирска, окончил полковую школу л.-гв. Семеновского полка (1774), с того же года служил в этом полку. В 1797 по обвинению в подготовке покушения на Павла I арестован. После разрешения этого недоразумения Д. переходит в статскую службу и, пользуясь покровительством императора, делает карьеру (1797 - обер-прокурор Сената). В 1799 выходит в отставку. В 1806 возвращается на службу, в 1810-14 - министр юстиции, в 1814 выходит окончательно в отставку.

Лит. деят-ность Д. начинается в кон. 1770-х гг. В 1783 встречается с Н. М. Карамзиным, с к-рым впоследствии его связывала теснейшая дружба; в 1790 знакомится с Г. Р. Державиным. В 1790 активно печатается в разнообразных изданиях, в т. ч. в "Московском журнале", "Аглае" Н. М. Карамзина. В 1795 выпускает сб. "И мои безделки", в 1803-05 - стих. в 3-х тт. В 1823-25 Д. работает над автобиогр. сочинением "Взгляд на мою жизнь".

В своем поэтич. творчестве Д. обращался к разным жанрам: оды, сатиры, сказки и басни. Для его одической поэзии характерны соединение традиционных элементов оды с элегическими картинками природы, тяготение к конкретности описаний ("Ермак", 1794; "Освобождение Москвы", 1795). В жанре сатиры Д. совмещал пафос гражданственности с горацианскими мотивами уединения, тихой жизни ("Чужой толк", 1794). Шутливо-иронической манерой повествования, занимательностью рассказа, картинами быта отмечены его сказки ("Молодая жена", 1791) и басни, принесшие Д. репутацию одного из ярких рус. баснописцев. В целом связанная с представлениями и жанрово-стилистич. установками сентиментализма, поэзия Д. одноврем. испытала сильное влияние творчества Г. Р. Державина: новации в одическом жанре, горацианские мотивы и т. д.

И. И. Дмитриев. Худ. В. А. Тропинин. 1835

И. И. Дмитриев. Худ. В. А. Тропинин. 1835

Дмитриев Лев Ал-др.

ДМИ́ТРИЕВ Лев Ал-др. (1921-93) - литературовед, переводчик, специалист по др.-рус. лит-ре. Д-р филологич. наук, чл.-корр. РАН (с 1984). С 1950 - аспирант и младший научный сотрудник сектора др.-рус. лит-ры ИРЛИ РАН (Пушкинский дом). В 1952 подготовил новое изд "Слова о полку Игореве" в большой сер. "Библиотека поэта", включив в него поэтич. вариации рус. писателей на тему "Слова…" Работа по изучению истории находки "Слова…" и его первого изд. обобщена им в монографии 1960, включавшей также мат-лы из бумаг Н. М. Карамзина, А. Ф. Малиновского, Екатерины II и фрагменты отд. списков. В 1953 защитил кандидатскую дисс. на тему "Сказание о Мамаевом побоище", провел большую работу по сличению разл. списков "Задонщины" и выявлению новых. В 1959 подготовил тексты для изд. пов. Куликовского цикла в сер. "Литературные памятники". В полемике 1960-х гг. о времени написания "Слова…" Д., доказывая первичность полного списка "Задонщины" по отношению к краткой редакции, способствовал опровержению гипотезы А. А. Зимина о позднем происхождении "Слова…". В статьях 1960-80-х гг. разрабатывал проблемы худож. перевода "Слова…" и выявления реминисценций из него в рус. лит-ре, за прозаич. пер. "Слова…" (1985, 1988) принят в Союз писателей СССР. В 1958 одним из первых в сов. науке обратился к пам. религ. содержания, издав "Повесть о житии Михаила Клопского". Докторская дисс. 1973 посв. проблемам эволюции агиографич. жанра в целом и конкретным вопросам текстологии отд. житийных пам. рус. Севера. В 1980-х гг. Д. читал лекции на филологич. ф-тах ЛГУ и Псковского пед. ин-та. С 1978 рук. изд. 12-томной сер. "Памятники лит-ры Древней Руси", с 1986 - 5-томной "Энциклопедии "Слова о полку Игореве". Известен также как крупнейший специалист по истории отеч. медиевистики.

Соч.: История первого издания "Слова о полку Игореве". М., Л., 1960; Важнейшие проблемы иссл. "Слова о полку Игореве" // Труды Отделения древнерус. лит-ры Ин-та рус. лит-ры АН СССР (ТОДРЛ). М., Л., 1964. Т. 20; По поводу статьи А. А. Зимина "Спорные вопросы текстологии "Задонщины" (совм. с Р. П. Дмитриевой и О. В. Твороговым) // Рус. лит-ра. 1967. № 1; Жанр севернорусских житий // ТОДРЛ. 1972. Т. 27; Легендарно-биографич. повествования древнего Новгорода. Л., 1973.

Лит.: Лев Александрович Дмитриев // Труды отд. древнерус. лит-ры. 1993. Т. 48; Лев Александрович Дмитриев. Библиография. Творческий путь. Воспоминания. Дневники. Письма. СПб., 1995.

Дмитриев Макс. Петр.

ДМИ́ТРИЕВ Макс. Петр. (1858-1948) - нижегородский фотограф. В 1872 отдан в ученики моск. фотографу М. П. Настюкову. В свободное время посещал рисовальные классы Строгановского худож. уч-ща. С 1879 работал лаборантом у изв. нижегородского фотографа А. О. Карелина. В 1886 открыл в Ниж. Новгороде ателье, просуществовавшее более сорока лет. В 1889 демонстрировал свои фотографии на Всеросс. фотографич. выставке в Москве. В 1891 снимал засуху в Поволжье и издал фототипией "Альбом сцен неурожайного 1891-92 года в Нижегородской губ.". Составил коллекцию "Волжские типы", фотографии из к-рой были использованы при постановке в Моск. Худож. т-ре пьесы А. М. Горького "На дне". В 1896 снимал (вышел альбом) Всеросс. пром. и худож. выставку в Ниж. Новгороде. В своем ателье снимал молодого А. М. Горького, Ф. И. Шаляпина, В. Г. Короленко, В. Ф. Комиссаржевскую. После путешествия с фотокамерой по Волге издал "Худож. альбом Нижегородского Поволжья", 1894, "Худож. альбом Нижнего Поволжья", 1895, много фотооткрыток. В 1897 делает серию фотографий "Русь уходящая". В 1899 избран в чл. Рус. геогр. об-ва. На выставках в России (Петербург, Москва, Ниж. Новгород, Казань, Одесса) и за границей (Париж, Амстердам, Чикаго) неоднократно получал дипломы и медали. В 1989 Горьковское телевидение сняло документальную ленту "Зеркало времени".

Лит.: Морозов С. Фотограф-художник М. Дмитриев. М., 1960; Его же. Рус. худож. фотография. М., 1961. С. 87-98; Баскаков А. М. Дмитриев // Сов. фото. 1988. № 8. С. 35-37; Семенов А. Нижегородский светописец // Наше наследие. 1988. № 1. С. 150-157; На рубеже веков: Нижегородское Поволжье и Волга в фотографиях М. П. Дмитриева. Горький, 1988.

Дмитриев Мих. Ал-др.

ДМИ́ТРИЕВ Мих. Ал-др. (1796-1866) - поэт, критик, мемуарист, переводчик. Из др. дворянского рода. Племянник И. И. Дмитриева. Окончил Моск. ун-т (1817). До 1825 чиновник Коллегии иностр. дел, позднее - в Моск. отделении сената, с 1847 в отставке. Один из основателей Моск. лит. "Общества громкого смеха" (1816-20), созданного в подражание "Арзамасу". Чл. Вольного об-ва любителей российской словесности (1824). С 1814 начал выступать как поэт: широкую известность приобрел участием в полемиках 1820-х гг. вокруг "Бахчисарайского фонтана" А. С. Пушкина и "Горя от ума" А. С. Грибоедова, выступая в них (статьи, эпиграммы) с позиций традиционализма. Внимание современников привлекали и ходившие в рукописи сатиры и пародии Д. ("Новая Светлана", "Петербургская Людмила" и др.). В 1830-х гг. писал филос. ст., печатая их без подписи в "Моск. вестнике", в 1840-х - 50-х близок к кругу "Москвитянина", в к-ром деятельно сотрудничал. Идеализация Д. патриархальной старины, его скептицизм в отношении современности отражены в стих. "Жаль мне вас" (1841), цикле "Моск. элегии" (1845-47) и пр., однако консерватизм Д. имел оппозиционный характер ("Ответ Аксакову на стихотворение "Петр Великий"", 1845, "Подводный город", 1847). Д. - переводчик Гейне, Шиллера, Гердера, Горация и др., автор мемуаров "Мелочи из запаса моей памяти" (1854).

Дмитриев Ник. Конст.

ДМИ́ТРИЕВ Ник. Конст. (1894-1954) - востоковед-тюрколог, чл.-корр. АН СССР с 1943. Изучал совр. тюрк. яз. Кавказа, Поволжья, Крыма, Приуралья, фольклор тюркских народов, проблемы контактирования славян и тюрк. яз. (Turco - slavia). В теч. ряда лет возглавлял кафедры тюркской филологии в ЛГУ и МГУ, руководил сектором Ин-та языкознания АН СССР.

Лит.: Грамматика кумык. яз. М.; Л., 1940; Грамматика башкир. яз. М., Л., 1948; Строй тюрк. яз. М., 1962.

Дмитриев Юр. Ник

ДМИ́ТРИЕВ Юр. Ник. (1924-61) - искусствовед, музейный работник, реставратор. Автор мн. первых публикаций о произв. др.-рус. иск-ва и архитектуры. Труды Д. отличаются постановкой сложных, малоизученных, нередко спорных проблем иск-ва и эстетики рус. средневековья. Внес крупный вклад в изучение местных живописных школ Новгорода и Пскова. Осуществлял руководство и редактирование сб. "Сообщения Гос. Рус. музея".

Соч.: Дмитриев Ю. Н. Древнерус. иск-во. Гос. Рус. музей. Путеводитель. Л.; М., 1940; Его же. Теория иск-ва и взгляды на иск-во в письменности Др. Руси // Тр. отдела древнерус. лит-ры Ин-та рус. лит-ры АН СССР. М.; Л., 1953. Т. 9. С. 97-116; Его же. Заметки по технике рус. стенных росписей (живопись, мозаика) // Ежегод. Ин-та ист. иск-в АН СССР. М., 1954. С. 238-278.

Дмитриева Елиз. Ив

ДМИ́ТРИЕВА Елиз. Ив. (в замужестве Васильева) (1887-1928) - поэт, переводчик, драматург. Род. в С.-Петербурге, в семье учителя. В детстве болела туберкулезом костей и легких, годами была прикована к постели. В 1904 окончила с медалью г-зию и поступила в Жен. пед. ин-т, в 1907 ездила в Париж, посещала лекции в Сорбонне. После окончания ин-та в 1908 работала учительницей в Петровской жен. гимназии. В 1908-09 посещала собрания на "башне" Вяч. И. Иванова, выступала со стихами в журн. "Остров". В 1909-10 Д. явилась гл. действующим лицом знаменитой лит. мистификации: по настоянию М. А. Волошина от имени мифической Черубины де Гадриак она писала стихи на заданные им темы, публикация к-рых в "Аполлоне" имела шумный успех. В 1910-14 Д. прекратила лит. деят-ность, участвовала в работе "Антропософского общества". С 1918 жила в Екатеринодаре, где занималась пед. деятельностью, писала пьесы для детей (в соавторстве с С. Я. Маршаком). В 1922 Д. вернулась в Петроград, до 1926 работала с Маршаком в литературно-репертуарной части ТЮЗа, потом б-ке АН, издала кн. для детей "Человек с Луны". В 1927 Д. арестована и сослана в Ташкент. Перед смертью Д. написала цикл стих. "Домик под грушевым деревом" от имени "китайской поэтессы Ли Сян Цзы".

Дмитриева суббота

ДМИ́ТРИЕВА СУББО́ТА, Димитриевская родительская суббота [6 нояб. (24 окт. по ст. стилю)] - всеобщий день особого поминовения убиенных на поле брани. Был установлен Дмитрием Донским в 1380 в память о воинах, павших в Куликовской битве (великомученик Дмитрий Солунский, небесный покровитель Дм. Донского, издавна почитался славянами как храбрый воин). Со временем день стал данью памяти всех усопших. Д. С. отмечали с большой торжественностью: посещали кладбища, совершали панихиды (в т. ч. вселенскую панихиду по воинам), широко и хлебосольно справляли поминки - тризны. Последнее породило пословицу "Дмитриева суббота - кутейникам работа" (т. е. чем щедрее приношения и обильнее угощение притча, тем больше старания выказывает притч и тем лучше покойникам на том свете, а живым - на этом). Очевидно, офиц. распоряжение Дм. Донского удачно совпало с др. языч. осенними поминками.

В нек-рых местах отмечалась и т. н. "вторая Дмитровка" (суленики) - суббота, следующая за Дмитриевым днем. Считалось, что до Д. С. зима не становится. Примета: Дмитриева суббота по снегу - и Святая (Пасхальная неделя) по снегу.

Дмитриев-Мамонов Ал-др Матв

ДМИ́ТРИЕВ-МАМО́НОВ Ал-др Матв. (1758-1803) - гос. деятель и писатель, один из фаворитов имп. Екатерины II. Отец М. А. Дмитриева-Мамонова. Происходил из старинного дворянского рода. В 1784 назначен адъютантом Г. А. Потемкина, в 1786 - флигель-адъютантом имп. Граф Свящ. Рим. империи (1788) и Рос. империи (1797). С 1787 Д.-М. участвует в деят-ности придворного лит. кружка, помогает Екатерине II в работе над нек-рыми пьесами, написанными по-франц., пишет комедию ("Беззаботный", создана при участии императрицы, пост. в 1788). В дальнейшем к лит. деят-ности не обращался.

Дмитриев-Мамонов Матв. Ал-др.

ДМИ́ТРИЕВ-МАМО́НОВ Матв. Ал-др. (1790-1863) - граф, обществ. деятель, публицист, поэт, генерал-майор. Сын А. М. Дмитриева-Мамонова. Воспитывался дома, в 1808 пожалован в камер-юнкеры, в 1810 стал обер-прокурором Шестого (Моск.) департамента сената. В то же время духовная эволюция приводит Д.-М. к масонству, в 1811-12 он выступает со стих. в религиозно-мистич. журнале М. И. Невзорова "Друг юношества". Участник Отеч. войны и загран. походов, в 1812 на свои средства и из собств. крестьян сформировал казачий полк, был назначен его командиром, награжден зол. саблей за храбрость, с 1816 в отставке. Около 1815 основал преддекабристскую тайную орг-цию "Орден рус. рыцарей", в программу к-рой входил захват власти и широкие реформы (цели орг-ции изложены в стих. Д.-М. "В тот день пролиется злато", между 1818 и 1820). В 1823 арестован по доносу и подвергнут домашнему аресту, после отказа в 1826 присягнуть Николаю I был объявлен безумным, подвергнут насильств. лечению и вскоре действительно сошел с ума.

Дмитриев-Мамонов Фед. Ив

ДМИ́ТРИЕВ-МАМО́НОВ Фед. Ив. (1727-1805) - писатель, псевдоним - Дворянин-философ. Происходил из старинного дворянского рода. Служил в гвард. и армейских полках, участвовал в усмирении чумного бунта в Москве (1771). С 1756 входил в масонское об-во. В 1769 перевел роман Ж. Лафонтена "Любовь Психеи и Амура", написал поэму "Любовь" (1771). Центр. своим произв. Д.-М. считал "Дворянина-философа" - аллегорич. натурфилос. соч., полное рассуждений об устройстве Вселенной, написано с ориентацией на "Микромегас" Вольтера. Д.-М. пользовался репутацией графомана. В 1779 был признан душевнобольным. Д.-М. был обладателем большой и разнообр. коллекции рукописей, монет, медалей, оружия.

Дмитриевский собор во Владимире

ДМИ́ТРИЕВСКИЙ СОБО́Р ВО ВЛАДИ́МИРЕ - одно из важнейших сооружений времени правления Владимиро-Суздальского кн. Всеволода Большое Гнездо, 4-столпный, одноглавый, трехапсидный храм - дворцовая ц., построена в 1194-97 при княж. дворце во Владимире, в 200 м от Успенского собора, посв. Дмитрию Солунскому, небесному покровителю Всеволода. По типу близок к ц. Покрова на Нерли. На его наружных стенах впервые появляются в очень большом кол-ве рельефы, покрывающие верхнюю пол. стен ("небесную"), начиная с аркатурного пояса - 600 резных камней, отчего нижняя ("земная") часть стен из притесанных гладких квадр кажется особенно прочной, "материальной", а здание приобретает устойчивость и величественность. Барабан - на прямоугольном постаменте, похожем на постамент под барабаном Успенского собора, купол сохранил свою раннюю форму. В вост. закомаре фасада - скульптурный портрет Всеволода, в др. закомарах - царя Давида, Александра Македонского, изображения зверей, птиц, растений, воспринимающиеся как узор и отражающие элементы светского начала. В интерьере - остатки фресок 12 в. ("Страшный суд", исполненный рус. и визант. мастерами).

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитрий Иванович

ДМИ́ТРИЙ ИВА́НОВИЧ (1582-91) - царевич, мл. сын Ивана IV и Марии Нагой. После смерти отца отправлен вместе с матерью в Углич (1584) Борисом Годуновым, где погиб 15 мая 1591 при неясных обстоятельствах. Сохранились две версии происшествия: о преднамеренном убийстве и о несчастном случае при приступе эпилепсии, к-рой страдал Д. И. (официально признана пр-вом). Существовала (и существует до сих пор) также легенда о чудесном спасении Д. И., вместо к-рого был убит др. мальчик. В 1606-07 по инициативе воцарившегося Вас. Шуйского Д. И. был объявлен умершим "подлинно" и канонизирован как "страстотерпец", мощи его были перенесены из Углича в Моск. Архангельский собор (3 июня 1606).

Царевич Дмитрий. Икона 17 в.

Царевич Дмитрий. Икона 17 в.

-----------------------------------

ДМИ́ТРИЙ ИВА́НОВИЧ (1483-1509) - вел. князь (1498-1502). Внук Ивана III от его старшего сына Ивана "Молодого", Д. И. был провозглашен наследником и 4 февраля 1498 торжественно венчан (впервые) на вел. княжение в Успенском соборе. Сохраняя свой титул в течение 4 лет, Д. И., по-видимому, заметной политич. роли не играл. Его соперник Василий (старший сын Ивана III от второго брака) в 1499 получил в формальное управление Новгород и Псков, а в апр. 1502 был провозглашен наследником. Д. И. и его мать Елена "Волошанка" были взяты под стражу. Причины отстранения и опалы Д. И. не ясны, но едва ли лежат за пределами династических споров.

Дмитрий Иванович Донской

ДМИ́ТРИЙ ИВА́НОВИЧ (ДОНСКО́Й) (1350-89) - вел. князь моск. (1359-89), вел. кн. владимирский (1362-89, с перерывом). Сын Ивана II Ивановича Красного. После смерти отца (13 февр. 1359) стал моск. кн. В малолетстве Д. И. фактич. главой моск. пр-ва был митрополит Алексий. В 1362 при помощи моск. бояр получил ярлык на вел. княжение. В 1367 при Д. И. построен первый белокам. моск. кремль. Продолжал объединит. политику своих предшественников моск. князей, добиваясь признания за Москвой первенства среди сев.-вост. кн-в. В союзе со своим тестем Дм. Конст. Суздальским совершил в 1376 успешный поход на волжских булгар и мордву. Возглавил вооруж. борьбу рус. народа против монголо-татар, руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). Объединив воен. силы мн. рус. кн-в, 8 сент. 1380 разгромил в Куликовской битве вторгшиеся на Русь тат. войска Мамая. За победу получил в народе прозвище Донской. После поражения Мамая в Зол. Орде воцарился чингизид Тохтамыш, к-рый сумел вновь объединить Орду. Летом 1382 Тохтамыш предпринял успешный поход на Русь. Оставив Москву, Д. И. ушел в Кострому собирать полки. Во время его отсутствия Тохтамыш обманом взял Москву 6 авг. Город был разграблен и разрушен, большая часть жителей перебита или уведена в плен. Д. И. вынужден был признать власть Тохтамыша, заплатить большую контрибуцию, отправить в Орду заложником ст. сына Василия. Д. И. после смерти в 1378 митрополита Алексия активно вмешивался в церк. дела. В своем завещании оставил вел. княжение Владимирское как "свою вотчину" своему сыну Василию без санкции Зол. Орды. В июне 1988 причислен Поместным Собором Рус. правосл. церкви к лику святых. Память празднуется 19 мая по ст. ст.

Встреча великого князя Дмитрия Ивановича в Коломне после победы на Куликовом поле. Миниатюра 16 в.

Встреча великого князя Дмитрия Ивановича в Коломне после победы на Куликовом поле. Миниатюра 16 в.

Дмитрий Михайлович Грозные Очи

ДМИ́ТРИЙ МИХА́ЙЛОВИЧ ГРО́ЗНЫЕ О́ЧИ (1299-1326) - князь Тверской (с 1319), вел. кн. Владимирский (1322-25), сын вел. кн. Михаила Ярославича, проводил вначале политику компромисса в отношении Москвы и Зол. Орды, одноврем. старался заручиться соглашением с Литвой. В 1320 женился на дочери вел. литовского кн. Марии Гедиминовне. По соглашению 1322 с моск. кн. Юрием Даниловичем Д. М. отказался от претензий на вел. княжение и уплатил 2 тыс. руб. "татарского выхода" (т. е. дани). Но эти деньги Юрий татарам не отдал. Начался открытый конфликт между Тверью и Москвой. Д. М. отправился в Орду и сообщил о поступках моск. кн. хану Узбеку. Последний отдал ярлык на вел. княжение тверскому князю. Вскоре обе противоборствующие стороны были вызваны в Орду. Здесь Д. М. 21 нояб. 1324 убил Юрия Даниловича "без царева слова" (т. е. без разрешения хана), за что и был казнен по приказу Узбека.

Дмитрий Юрьевич Шемяка

ДМИ́ТРИЙ Ю́РЬЕВИЧ ШЕМЯ́КА (1420-53) - князь Галича-Костромского, сын Юрия Дмитриевича, внук Дмитрия Донского, один из гл. участников феодальной войны 2-й четв. 15 в. После смерти отца в 1434 выступил вместе с Василием II против своего брата Василия Юрьевича, объявившего себя вел. кн. За помощь получил от вернувшего себе вел. княжение Василия II в удел Углич и Ржев. В 1441-42 Шемяка в союзе с нек-рыми удельными кн. воевал с вел. кн. Василием II. В февр. 1446 захватил Москву. Василий II был схвачен в Троице-Сергиевском мон., ослеплен (отсюда прозвище Темный), сослан в Углич, затем освобожден и отправлен в Вологду. В дек. 1446 отряд, посланный Василием Темным, захватил в отсутствие Шемяки Москву. В 1447-50 Шемяка вел воен. действия против Василия Темного, потерпел поражение под Галичем и бежал в Новгород. В 1450-52 захватил Великий Устюг и вологодские волости, затем вернулся в Новгород, где в 1453 умер (по нек-рым сведениям был отравлен).

Дмитровский фарфор

ДМИ́ТРОВСКИЙ ФАРФО́Р - см. Гарднер.

Днепр

ДНЕПР - третья по длине после Волги и Дуная р. Европы (более 2 тыс. км). Начинается на юж. склонах Валдайской возв. вблизи границы Смоленской обл. и впадает в Черное море в р-не г. Херсон. В 1 тыс. до н. э. изв. как Борисфен. Сходство этого назв. с назв. кр. прав. притока - р. Березины, а также острова вблизи устья - Березани дает основание специалистам предполагать, что в представлениях др. гл. русло Борисфена направлялось вдоль нынешней Березины в сторону Центр. Белоруссии. Сближаясь здесь с поречьями Немана и Вилии, Борисфен представлял часть речного пути от Черного м. к янтарному берегу Балтики. Недалеко от устья Борисфена греки основали торг. г. Ольвию. Возможно, на трассе пути во 2 в. н. э. проживал народ, именуемый в антич. письм. источниках ставанами (не исключается, что это искаж. форма самоназвания славян). В 4 в. н. э. впервые появляется нынешнее имя реки - Днепр, к-рое обычно объясняется из Иран. яз. как "вода", "река". Во 2-й пол. 1 тыс. н. э. поречье Днепра (верх и отчасти среднее течение) было прочно освоено славянами, а сама река стала частью нового пути - из варяг в греки. На ее берегах возникла будущая столица Руси - г. Киев. Движение от Киева в сторону Черного моря осложнялось многочисл. порогами. Важное значение в ист. России принадлежит Запорожью как центру казаческого объединения - Запорожской Сечи.

Добровейн

ДОБРОВЕ́ЙН (Барабе́йчик) Исай Ал-др. (1891-1953) - пианист, дирижер, композитор. Впервые выступил в концерте как пианист в возрасте 5 лет. Окончил Моск. конс. в 1911 по кл. фп. у К. Н. Игумнова (неск. лет занимался в классе А. А. Ярошевского). В 1911-12 совершенствовался в Школе высшего мастерства при Академии муз. и сцен. искусства в Вене у Л. Годовского. В 1917-21 Д. - проф. Моск. филармон. уч-ща по кл. фп.

Как дирижер дебютировал в Студии-театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций (ХПСРО) под рук. Ф. Ф. Комиссаржевского (1919), дирижировал в Большом т-ре в Москве (1919-22). Играл для В. И. Ленина концерт. программу, в т. ч. сонату Бетховена "Аппассионата". В 1923, выехав за границу, выступал как дирижер в симф. концертах и оп. т-рах, в частности, в Дрезденской гос. опере. В 1924 Д. - 1-й дирижер Большой нар. оперы в Берлине и рук. Дрезденских филармонич. концертов. В 1927-28 Д. - муз. директор Гос. оперы в Софии. В 1930 - гл. дирижер оркестра в Сан-Франциско, выступал с многочисл. оркестрами в США. Гастролировал как дирижер в разл. странах Европы.

Исполнительство Д., как фп., так и дирижерское, отличалось высокой муз. культурой, мастерством, артистичностью, ярким темпераментом.

Лит.: Добровейн М. А. Страницы жизни Исая Добровейна. М., 1972.

Добровольский Вл. Ник

ДОБРОВО́ЛЬСКИЙ Вл. Ник. (1856-1920) - фольклорист, этнограф, диалектолог, краевед. Окончил филол. ф-т Моск. ун-та, был учителем, позднее служил инспектором нар. училищ. Посвятил жизнь собиранию, изучению и подготовке к изданию материалов по фольклору, говорам и этнографии Смоленской, Орловской и Калужской губ. Был тесно связан с Рус. Геогр. об-вом, долгие годы поддерживавшим его. Гл. труд Д. - "Смоленский этнографический сборник" в четырех ч. (1891-1903), включивший более 2 тыс. песен разл. жанров, сказки, легенды, пословицы, загадки, заклинания, духовные стихи, причитания, описания обрядов, игр, биографии сказочников, знахарей, этногр. очерки собирателя, мат-лы для словаря местных говоров и др. По отзывам специалистов в собрании Д. отразилась "почти вся духовная жизнь народа Смоленского края". Д. занимался также этнографией цыган ("Киселевские цыгане", 1908). Итогом его диалектологич. работ стал "Смоленский обл. словарь" (1914). После рев. Д. вел преподавательскую и краеведческую деят-ность. Был убит при неясных обстоятельствах.

Добровский Йозеф

ДО́БРОВСКИЙ Йозеф (1753-1829) - основоположник славистики, ученый-энциклопедист, крупнейший деятель чешского нац. возрождения, чл. Рос. академии (1820). В центре науч. интересов Д. были история и филология, занимался он философией, археологией и этнографией, нумизматикой, палеографией, математикой. Его иссл. отличались острым критицизмом, его принципом было "ничего не принимать на веру и всегда идти к первоисточнику". Д. доказал, что почитавшиеся как святыня "Пражские отрывки Евангелия Святого Марка" написаны лишь в 6 веке н. э. (1778), а когда были открыты "древние" чешские рукописи, Краледворская и Зеленогорская, Д. единств. высказал сомнения в их подлинности. В своих ист. трудах Д. предпринял попытку "очищения др. чешской истории от позднейших вымыслов". Большое значение для славистических иссл. Д. имела его поездка в Россию, где он изучал древние слав. рукописи (1792-93). Д. был один из немногих, кто видел оригинал "Слова о полку Игореве", о чем свидетельствуют его обширные выписки. Свои "Лит. известия о путешествии в Швецию и Россию" Д. сопроводил "Сравнением рус. и чеш. языков" (1796), заложив основы сравнит. изучения слав. языков. Любовь к России и др. славянам Д. прививал и своим ученикам по слав. семинарию, к-рый он вел в 1810-20-х гг., в пору особенно интенсивных занятий славистикой, привлекая для сотрудничества в науч. сб-ках "Славин" (1806) и "Славянка" (1814-15) мн. слав. ученых. Д. интересовала вся совокупность представлений о славянах: их языки, лит-ра, история, этнография и другое. В 1813 Д. опубл. "Введение в общую этимологию слав. яз.", а в 1822 свой гл. труд "Основы старослав. яз." (на лат. яз., 700 страниц), благодаря к-рому он стал признанным "патриархом славистики".

Лит.: Мыльников А. С. Йозеф Добровский. Творческое наследие и личность // Slavia. 1979. № 2, 3. С. 151-158; Кобец М., Моисеева Г. Н. Йозеф Добровский и Россия. Л., 1990.

"Доброе намерение"

"ДО́БРОЕ НАМЕ́РЕНИЕ" - журнал, выходил в Москве в 1764, примыкал к изданиям круга М. М. Хераскова, печатался при Моск. ун-те, издатель - студент ун-та В. Санковский. Среди авторов "Д. Н." - В. П. Петров, Д. И. Фонвизин.

Доброклонский Мих. Вас.

ДОБРОКЛО́НСКИЙ Мих. Вас. (1886-1964) - искусствовед, педагог. Засл. деят. иск. РСФСР (1964), чл.-корр. АН СССР (1943). Сотрудник Эрмитажа (с 1919). Автор более 100 опубл. тр. по истории, систематизации, атрибуции произв. заруб. и рус. графики, ее мастеров. Гл. внимание уделял иск-ву рисунка, гравюре. Провел систематизацию и иссл. собрания зап.-европ. рисунков Б-ки АХ СССР, составил подробный каталог рисунков старых мастеров ГЭ (итал., фламанд. школ 15-18 вв.). Занимался творчеством А. П. Остроумовой-Лебедевой, Д. И. Митрохина, Г. С. Верейского и др. худож.-современников.

Предыдущая страница Следующая страница