Статьи на букву "Д" (часть 7, "ДОБ"-"ДОЛ")
ДО́БРЫЙ МО́ЛОДЕЦ - типовой персонаж, герой и активное действующее лицо нар. песен. Эпитет Д. М. не содержит значения "доброты", но скорее указывает на "добротность", соответствие требованиям, предъявляемым к молодым мужчинам в физич. и нравств. отношениях. Его образ не отличается единством. Преобладает изображение Д. М. как молодого, чаще холостого либо женатого недавно. Определенные социальные характеристики отсутствуют - за исключением тех сюжетов, в к-рых Д. М. выступает антагонистом по отношению к представителю высш. сословия (баллады о Д. М. - любовнике королевы или княжеской жены). Большинство ситуаций и коллизий, в к-рых действует Д. М., житейски достоверных либо вполне условных, связано с миром нар. жизни, с ее бытом, социальными, семейными и личными отношениями. Значит. место занимают отношения Д. М. и красной девицы: типовыми здесь являются мотивы знакомства молодых, пробуждения чувств, тайных встреч, любви, осложненной разного рода препятствиями и кончающейся разлукой, изменой, смертью кого-либо, невозможности брака из-за несогласия родителей. Есть также песни об отношениях Д. М. с постылой женой. Цикл песен о связи Д. М. с замужней женщиной содержит, как правило, драм. развязку. Значит. доля песен посв. судьбе Д. М., оторвавшегося от дома и от родной среды: он попадает на чужую сторону, бедствует, к нему привязывается Горе, он тоскует в одиночестве, видит сны, предсказывающие недоброе; он на дальней службе, на войне, в странствиях, ранен, остается один, брошенный товарищами, гибнет вдали от дома, посылает близким слова прощания. Песни этого типа ("Вы туманы мои, туманушки", "Уж ты поле мое чистое" и др.) принадлежат классике рус. поэтич. фольклора. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДОБЫ́ЧИН Леон. Ив. (1896-1936(?)) - прозаик. Род. в Двинске (Даугавпилсе). Учился в гимназии, окончил Петерб. политех. ин-т. После рев-ции жил в Брянске, служил статистиком. С 1934 жил постоянно в Ленинграде. Осн. произв. "Встречи с Лиз" (1927), "Город Эн" (1935). Проза Д. лаконична, отмечена пристальным вниманием к каждодневному быту, жизни "маленького чел." в эпоху рев. ломки мира. После писательского собрания в 1936, где Д. был подвергнут критике за "формализм", писатель исчез. Есть версия, что он покончил жизнь самоубийством. |
ДОВЕ́ЙКО Вл. Вл. (род. 1922) - артист цирка, акробат, мастер прыжков с пируэтами, в цирке с 1931. Участник Вел. Отеч. войны (летчик, ком. бомбардировщика). В 1946 Д. создал номер "Акробаты-прыгуны с подкидными досками", в кот-ром исполнялись рекордные трюки: тройное сальто-мортале с пируэтом (его мн. лет исполнял сам Д.), вольтижер с подкидной доски взлетал на 7-метровую высоту и переходил на плечи партнера, стоящего на сцене. В номере Д. впервые было исполнено сальто-мортале с подкидной доски на двухметровых ходулях (А. Саженов). Продолжая совершенствовать номер, в 70-е гг. создал акробатич. анс. "Романтики" (приз "Зол. клоун" на Междунар. цирковом фестивале в Монте-Карло, 1985). С 1965 в номере работал сын Д. - Вл. Вл. (род. 1951), исполнитель рекордного трюка - сальто-мортале с двумя пируэтами на одной ходуле. Артисты Д. неоднократно гастролировали за рубежом. Нар. артист СССР. Лит.: Дмитриев Ю. Сов. цирк. М., 1963; Немчинский М. Цирковой номер-спектакль. М., 1976. |
ДОВЖЕ́НКО Ал-др Петр. (1894-1956) - кинорежиссер, писатель, сценарист. В 1914 окончил Глуховский учит. ин-т, был учителем. В 1926 дебютировал на Одесской киностудии как сценарист и сореж. эксцентрич. комедийного ф. "Вася-реформатор", вел пед. работу (1949-51), с 1955 преподавал во ВГИКе. Любовь к Украине, прекрасное знание ее историч. культуры, фольклора, нар. преданий и сказаний оказали влияние на творчество Д., отличающееся исключит. поэтичностью, своеобразием, неповторимой индивидуальностью и высочайшей художественностью. "Звенигора" (1928) - первый фильм режиссера, в к-ром органично соединились история и сказка, эпос и лирика, прошлое и наст. "Арсенал" (1929) - романтич. и реалистич. рассказ о восстании рабочих киев. оруж. з-да. Все след. ф. Д. ставит по своим сценариям. "Земля" (1930) - кинопоэма о сложных событиях и характерах в годы коллективизации в укр. деревне. Критики на Брюссельском МКФ в 1958 признали ф. одним из 12 лучших ф. всех времен и народов. "Щорс" (1939) - героич. эпопея о Гражд. войне. Д. стал первым крупным мастером игрового кино, кто, сделав в годы войны два поэтич. док. фильма об освобождении Украины, принял активное участие в разработке новых выразит. средств воен. кинопублицистики. Последние годы Д. работал над ф. "Поэма о море" (1958, к-рый, как и ряд др. по сценариям Д., поставила после его смерти его друг и жена реж. Ю. Солнцева). Среди др. ф.: "Иван" (1932), "Аэроград" (1935), "Мичурин" (1949). Соч.: Твори: В 5 т. Киів, 1964-66; Собр. соч.: В 4 т. М., 1966-69; "Я принадлежу к лагерю поэтическому...". М., 1967. Лит.: Бажан М. О Довженко. Киев, 1930; Эйзенштейн С. Рождение мастера // Иск-во кино. 1940. № 1-2; Соболев Р. А. Довженко. М., 1980; Довженко в воспоминаниях современников. М., 1982; Козинцев Г. Об А. П. Довженко // Собр. соч.: В 5 т. Л., 1983. Т. 2. |
ДОВЛА́ТОВ Сер. Донатович (1941-90) - прозаик. Родился в Уфе, в семье театр. работников, жил в Ленинграде, учился в ун-те, был призван в армию, служил надзирателем в уголовном лагере особого режима, работал в Эстонии журналистом, экскурсоводом в Пушкинском заповеднике. При жизни Д. на родине было опубликовано лишь неск. его рассказов, а набор первой книги был рассыпан по указанию "компетентных органов". С 1976 печатался за границей. В 1978 эмигрировал в США, где за двенадцать лет опубл. 12 книг. Был ред. еженедельника "Новый американец". Летом 1990 скоропостижно скончался в Нью-Йорке. С кон. 80-х гг. Д. начали печатать на родине, сначала в журналах ("Звезда", "Октябрь"), а затем отдельными изданиями: "Заповедник" (1991), "Ремесло" (1991), "Чемодан" (1991), "Зона. Компромисс. Заповедник" (1991). Эти публикации представили отеч. читателю талантливого рассказчика, умевшего преобразовывать события обыденной жизни, эпизоды личной биографии в явления подлинного иск-ва, в прозу, отмеченную мастерством и артистизмом. Фигура рассказчика придает ей черты исповеди "лишнего человека", жившего в эпоху "развитого социализма" и протестовавшего против тотальной лжи, нравств. компромиссов. |
ДО́ГМАТ (греч. δογμα - мнение, от δοκειν - думать, полагать, верить) - основное положение вероучения или положение, принимаемое за непреложную истину, то же, что догма. Первонач. значение слова Д. ("то, что кажется хорошим") классич. авторы использовали как термин, обозначающий истинность, неоспоримость: 1) отд. принципов филос. школ; 2) законов властей. Во втором значении слово Д. используется в Ветхом и Новом Заветах для обозначения царских указов (Дан 2, 13, 3, 10, Лк 2, 1), распоряжений религ. характера (2 Мак. 10, 18, 15, 30), Закона заповедей Моисея (Ефес. 2, 15, Кол. 2, 14), постановления Иерусалим. собора (Деян. 16, 4). Отцы и Учителя Церкви используют слово Д. в его первом значении. В отличие от филос. учений в христ. Д. в первые три века называлось почти все, что было связано с верой и практикой христ. жизни. Начиная со св. Василия Великого и Иоанна Златоуста (4 в.) устанавливается значение Д. как отд. вероучительной истины, конкретного положения в целостной системе вероучения как истины, относящейся к существу религии, явленной в Божеств. Откровении и определенном Ц. Таковы, напр., Д. о Боге, едином по существу и троичном в лицах, о двух природах в одном лице Богочеловека, об иконопочитании. В правосл. богословии Д. - понятие со строго опред. содержанием, выработанное и вошедшее в церк. сознание постепенно и имеющее осн. существ. признаки: теологичность - по содержанию догматич. истин, откровенность - по источнику познания, церковность - по способу сохранения и определения, обязательность - по отн. к сознанию отд. верующего. По существу, Д., т. е. безусловно обязательных и строго опред. вероучительных положений, в Православии не так много: практически это вероучительные положения Вселен. соборов. От них следует отличать не безусловно обязательные, но вполне вероучительные положения, укорененные в Священном Предании, сформулированные Отцами Церкви - "теологумены", и тем более - частные богословские мнения. |
ДОДЕКАФО́НИЯ (от греч. δωδεχα - двенадцать и φωνη - звук) - серийная музыка, сериализм, созданный в начале 20 в. вид современной атональной композиторской техники. В основе Д. лежит понятие серии - произвольно установленной до начала создания произв. последовательности из 12 неповторяющихся звуков хроматического звукоряда. Серия является интонационным фундаментом произведения, сохраняется в нем от начала до конца, выполняя функцию искусственно созданного лада. Перемещения звуков внутри серии запрещаются, ибо это разрушает серию. Серия может использоваться мелодически (одноголосно), полифонически, то есть с сохранением серии в каждом из голосов, гармонически, то есть в виде вертикальных созвучий, в к-рых она рассредоточивается, либо с попеременным использованием описанных способов. Принципом сохранения серии является избегание раз избранного порядка 12 хроматических звуков, принципом использования серии - постоянный повтор. Исторически возникновение Д. как одного из важных направлений муз. авангарда связано со стремлением композиторов найти принципиально новые способы упорядочивания звуковой системы в условиях постепенного ослабления формообразующей роли мажорно-минорной ладовой системы в музыке импрессионизма и экспрессионизма. Ослабление функциональных гармонических связей в музыке компенсировалось повышением роли мелодии, линеарного начала. Поэтому технич. приемы работы с серией оказались связаны в первую очередь с полифонией, с ее ранними формами, разработанными композиторами нидерландской школы в начале Возрождения. Д. как метод композиции дает определенные возможности для проявления интонационного своеобразия конкретного композиторского стиля, но в целом серийный принцип, будучи искусственным образованием, не всегда может реализовать свои организующие функции, ибо серия в обычном восприятии не распознается на слух. Возникнув в творчестве композиторов нововенской школы (А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн, И. Хауэр), Д. оказала значительное воздействие на музыку авангарда 20-х гг., в том числе русскую. Среди отеч. композиторов, работавших в манере Д. - Н. Рославец, Е. Голышев, Э. Денисов, С. Слонимский и др. Драма талантливого композитора, создателя Д, не находящего понимания у окружающих, типизирована Т. Манном в образе Адриана Леверкюна в ром. "Доктор Фаустус" (1947). Лит.: Рославец Н. А. О себе и своем творчестве // Сов. музыка. 1924. № 5; Тильман И. О додекафонном методе композиции // Сов. музыка. 1958. № 11; Денисов Э. В. Додекафония и проблемы совр. композиторской техники // Музыка и современность. М., 1969. Вып. 6; Холопова В. Н. О композиционных принципах скрипичного концерта А. Берга // Там же; Лаул Р. О творческом методе А. Шенберга // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1969. Вып. 9; Тараканов М. Е. Новая тональность в музыке XX в. // Проблемы муз. науки. 1972. Вып. 1; Холопов Ю. Н. Об эволюции европейской тональной системы // Проблемы лада. Сб. ст. М., 1972. |
ДО́ДИН Лев Абрам. (род. 1944) - режиссер. Нар. арт. России. В 1966 окончил ф-т драматич. иск-ва Ленингр. Гос. ин-та т-ра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, класс Б. В. Зона). В 1971 дебютировал как постановщик спектакля "А вот что бы ты выбрал?" А. Кургатникова. В 1973 поставил пьесу А. Островского "Свои люди - сочтемся", где проявилась тяга Д. не только к открытой театральности, но и к точной разработке образного мира классич. произв. Этим спектаклем в творчестве Д. открывается цикл постановок классич. репертуара, рождается умение совместить "век нынешний и век минувший". В 1975-77 Д. - реж. т-ра Драмы и комедии (ныне - театр на Литейном), ставит спектакли "Роза Бернд" Г. Ибсена, "Недоросль" Д. Фонвизина. Параллельно ставит в Малом драм. т-ре (МДТ) "Разбойника" К. Чапека, "Татуированную розу" Т. Уильямса. В спектаклях этого периода Д. тяготеет к открыто-игровым, иронич. ходам, театр. условности, одноврем. проявляется его умение работать с актерами. В 1967 Д. начал преподавать в актерской студии Лен. ТЮЗа, с 1970 - педагог ЛГИТМиК, педагог на курсе А. И. Кацмана. Их совместный спектакль "Братья и сестры" по Ф. Абрамову (1979) сочетал публицистику, бытовую достоверность с поэтичностью сценич. языка. В 1979 Д. поставил в МДТ "Живи и помни" по В. Распутину, где продолжил иссл. нар. характера в его связях с об-вом, а затем "Дом" по Ф. Абрамову (1980). В 70-е гг. Д. - "режиссер без театра". Ставит в разных т-рах, в том числе в БДТ - "Кроткую" Ф. Достоевского, во МХАТе - "Господа Головлевы" М. Салтыкова-Щедрина. С 1982 Д. - реж., а затем и гл. реж. в МДТ. В 1985 ставит "Братья и сестры" в двух вечерах. Вместе со спектаклем "Дом" они образуют сценич. трил. Спектакли отличались психологизмом, масштабностью актерских работ, слиянием метафорич. и натуралистич. рядов. Для творчества Д. в целом характерны концепционность реж. мышления, стремление соотнести современность и классич. культурную традицию. Постановки: "Повелитель мух" У. Голдинга, "Звезды на утреннем небе" А. Галина, "Бесы" по Ф. Достоевскому и др. |
ДОДО́НОВ Ал-др Мих. (1837-1914) - певец (лирико-драматич. тенор). С 17 лет служил на почте, одноврем. пел в церк. хоре, позднее был солистом в католич. костеле. В 1859-61 обучался пению у Ронкони. Часто концертировал в Петербурге, был назначен солистом двора вел. кн. Александры Павловны. В 1861 он совершенствовался в вок. иск-ве в Париже у Безанцони. Выступал на муз. вечерах у П. Виардо. В 1861-63 брал уроки пения в Лондоне у М. Тарсиа, одноврем. выступая в оперных спектаклях т-ра "Ковент-Гарден". Уехав в Италию, занимался в Милане у Ф. Ламперти, в Неаполе у Ф. Скафатти. В 1865-66 пел в оперных т-рах Италии. В 1869-91 солист моск. Большого т-ра. Обладал сильным, звучным голосом мягкого тембра, исполнению была свойственна тонкость худож. отделки. Отличался физ. выносливостью (мог без усталости спеть два спектакля в день), хорошей муз. памятью (выучивал партию за 4-5 дней). В совершенстве владел итал. яз., а современники называли его "рус. итальянцем", сравнивая с Д. Марио и Дж. Рубини. Лучшие партии: Торопка ("Аскольдова могила" А. И. Верстовского), Собинин ("Жизнь за царя" М. И. Глинки), Князь ("Русалка" А. С. Даргомыжского), Руальд ("Рогнеда" А. И. Серова). Выступал в симф. и камерных концертах. В 1890-95 преподавал пение в Муз.-драм. уч-е Моск. филармонич. об-ва (с 1891 проф.), с 1895 давал частные уроки пения и читал лекции о постановке голоса в Моск. и Петерб. конс. С 1896 преподавал в филиале Моск. конс. в Ростове-на Дону. Среди его учеников Л. Собинов, Д. Смирнов, Б. Елахов, С. Юдин и др. Издал "Руководство к правильной постановке голоса и изучению искусства пения" (1891). |
ДОЖИ́НКИ (Обжи́нки) - песенки, традиц. восклицания и обрядовые действия, совершавшиеся при окончании жатвы. Жницы "бороду" (последнюю горсть колосьев) "завивали", "заламывали" (закапывали), тем самым "кормили" землю, возвращали ей плодородное зерно. Жницы валялись на полосе, веря, что облегчали себе работу на будущий год (при этом приговаривали: "Жнивка, живка, отдай мою силку"). Основные мотивы дожиночных песен: успешное завершение жатвы ("Ох и слава Богу, что жито пожали"), картины достатка ("На гумне стогами, в клети закромами, в печи пирогами!"), слава участникам жатвы и орудиям труда ("Жнеи молодые, серпы золотые"), "бороде" ("А чья-то борода Черным шелком повита... Сытой-медом полита"), Спорыни ("Яровая спорынь, иди с нивушкой домой"), ожидание заслуженного угощения ("Кабы чарка горелки, Пирог на тарелку"). Д. составляют часть общей системы рус. земледельческих обрядов. |
ДО́КТОР НАУ́К - ученая степень. Стала присуждаться в 1130 в Болонском унте. В России с 1819 в ун-тах присваивалась лицам, имевшим степень магистра и защитившим докт. дис. В СССР введена с 1934. Присуждается по следующим отраслям наук: физико-матем., хим., биологич., геолого-минералогич., технич., сельскохозяйственных, историч., экономич., филологич., филос., географич., юридич., пед., фармацевтич., ветеринарных, воен., военно-морских, а также по иск-воведению, архитектуре, психологии. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДОЛ - пониженная форма рельефа: низменная равнина, широкая и плоская, обычно поросшая луговыми травами. Др.-рус. долъ - яма, низ, долина. Имеет многочисл. параллели на индоевроп. почве. Широко используется в топонимике слав. стран, Греции, Албании. Ист. назв.: Русь Дольная - междуречье между Днестром и Бугом в отличие от Горной Руси - Галиции. |
ДОЛГОВЫ́Е РАСПИ́СКИ - назв. денежных знаков г. Митавы (Елгавы), выпускавшихся гор. управой в период оккупации нем. войсками в 1915-19 номиналом в 6 коп., 9 коп. и в 1 руб. На лицевой стороне Д. Р., как и на "ост-марках", все надписи выполнены на нем. яз., на оборотной - продублированы на рус. (1-й вып.) и латыш. (2-4 вып.) яз. Несмотря на оговоренные в расписках сроки выплаты за эти знаки долговых расписок (6 месяцев), из денежного обращения г. Митавы они были исключены лишь в 1923. |
ДОЛГОРУ́КАЯ Ек. Ал. (1712-45) - княжна, дочь Ал. Григ. Долгорукого. Вместе с братом Иваном воспитывалась в доме деда Григ. Фед. Долгорукого в Варшаве, была хороша собой, обладала светскими манерами, но отличалась вздорным характером. Согласилась по приказу отца на брак с юным имп. Петром II, была объявлена "ее высочеством государыней-невестой" (1729). В дни опасной болезни Петра II отец и дядя Долгорукие изготовили подложное завещание царя, называвшее ее наследницей престола (янв. 1730). Имп. умер в день предполагавшейся свадьбы (19 (30) янв. 1730), замысел Долгоруких провалился. После воцарения Анны Иоанновны вместе с семьей отправилась в ссылку в деревню, затем в Березов (весна 1730). Нек-рое время в кач-ве узницы находилась в Томском Рождественском мон. После казни брата и др. родственников (1739) была заточена в Воскресенском Горицком мон. Елизавета Петровна освободила Д. (1741), назначила фрейлиной и незадолго до смерти княжны выдала ее замуж за ген.-поручика А. Р. Брюса. |
ДОЛГОРУ́КАЯ Нат. Бор. (1714-71) - княгиня, дочь ген.-фельдмаршала Б. П. Шереметева (умер, когда ей было 5 лет). Невеста фаворита Петра II кн. Ив. Ал. Долгорукого. Когда Петр II умер, родственники уговаривали 16-летнюю девушку отказать жениху, но она "такому бессовестному совету согласия дать не могла"; вышла замуж за Долгорукого в апр. 1730, через три дня после свадьбы поехала с ним в ссылку сначала в дальнюю дер., затем в сиб. городок Березов, и "во всех злополучиях была своему мужу товарищ". После казни кн. Ивана (нояб. 1739) получила разрешение вернуться в европ. Россию. Вырастив двух сыновей, постриглась в монахини (1758). Автор уникальных записок, "запечатленных высоким красноречием сердца". Светлый образ и трагич. судьба Д. привлекли внимание поэтов (дума К. Ф. Рылеева "Наталья Долгорукова", поэма И. И. Козлова "Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая"). |
ДОЛГОРУ́КИЕ, ДОЛГОРУ́КОВЫ - Рюриковичи, рус. княж. род, ведущий свое происхождение от кн. Михаила Всеволодовича Черниговского. Князь Ив. Анд. Оболенский, его потомок в 7-м колене, стал родоначальником Д. |
ДОЛГОРУ́КИЙ Ал. Григ. (ум. 1734) - князь, ст. сын Григ. Фед. Долгорукого. Жил с отцом в Варшаве, знал латынь и итал. яз. По мнению современников был человеком "ума очень ограниченного", но высокое положение при дворе отца и дяди Як. Фед. Долгорукого помогло быстро продвигаться по службе. Смоленский губернатор (1713), през. Гл. Магистрата (1723), сенатор (1726). Благодаря сыну, Ив. Ал. Долгорукому, занял выдающ. положение при дворе Петра II (1727-30), стал его гофмейстером и вторым воспитателем, чл. Верх. тайного совета. Использовал свою власть для грабежа гос. казны, не гнушался и имуществом частных лиц. Обладая непомерным честолюбием, стремился полностью подчинить себе молодого имп. Добился провозглашения дочери Екатерины "государыней-невестой" Петра II. Д. был единств. из верховников, выступившим против кандидатуры Анны Иоанновны на рус. престол. После ее воцарения 8 (19) апр. 1730 отправлен со всем семейством в ссылку, где и умер. |
ДОЛГОРУ́КИЙ Вас. Вл. (1667-1746) - воен. деятель, ген.-фельдм. (1728), представитель третьей ветви рода князей Долгоруких. Сын боярина, стольник (1685), зачислен в Преображ. полк (1700). Участник Сев. войны 1700-21, отличился при взятии Митавы (1705, капитан гв.). Состоял при укр. гетманах И. С. Мазепе (1706-07) и И. И. Скоропадском (1709). Майор гв. (1708). В том же году Петр I послал его "тушить пожар" восст. К. Булавина, подавл. с исключит. жестокостью. В 1711-17 участник воен. и гражд. дел Петра I. Д. принадлежал к числу сторонников Алексея Петровича, советовал ему отказаться от престола. В связи с делом царевича в 1718 арестован, лишен чинов и сослан в Соликамск. В мае 1724, в день коронации Екатерины I, возвращен на службу. После воцарения Петра II назначен чл. Верх. тайного совета (1728). Противник намечавшейся свадьбы Петра II и Ек. Ал. Долгорукой. При избрании Анны Иоанновны вместе с др. верховниками подписал "ограничительные пункты", в 1731 арестован. В 1741 Елизавета Петровна (по нек-рым сведениям крестница Д.) возвратила князя в Петербург, вернула чины и звания, назначила през. Воен. Коллегии. |
ДОЛГОРУ́КИЙ Вас. Лукич (ок. 1670-1739) - князь, дипломат, сподвижник Петра I. В 1687 отправился в Париж в свите своего дяди Як. Фед. Долгорукого, где остался для окончания образования. С 1700 - в Польше при после, др. своем дяде, Григ. Фед. Долгоруком, с 1706 - там же на посту посла. В 1707-20 - посол в Дании, после Полтавской битвы добился восстановления союза Дании и России против Швеции (1709), в 1720-22 - посол во Франции. С 1723 - сенатор в Петербурге. В 1724-27 - посол в Варшаве, затем в Швеции. С 1727 - в России чл. Верх. тайного совета, вместе с др. Долгорукими был сторонник подложного завещания Петра II, затем был сторонником приглашения на рус. престол герцогини Курляндской Анны Иоанновны, сам отвез "кондиции" в Митаву, уговорил Анну Иоанновну подписать их. В Москве 9 (20) апр. 1730 назначен Сиб. губернатором, 14 (25) апр. 1730 лишен чинов и званий и сослан в деревню в Пензенскую губ., затем в Соловецкий мон. В 1739 вывезен в Шлиссельбург и казнен. |
ДОЛГОРУ́КИЙ Вас. Мих. (1722-82) - князь, ген.-аншеф (1762), представитель третьей ветви рода князей Долгоруких, племянник ген.-фельдм. Вас. Вл. Долгорукого. Тринадцати лет записан в драгун. полк солдатом, участвовал в рус.-тур. войне 1735-39. При Анне Иоанновне князей Долгоруких было запрещено производить в офицеры, однако за храбрость, проявленную при штурме Перекопа (1736), он получил чин прапорщика. В царствование Елизаветы Петровны быстро продвигался по службе. Ген.-майор (1755), участник Семилетней войны 1756-63, был дважды ранен. С нач. рус.-тур. войны 1768-74 командовал корпусом, охранявшим крымские границы России. В 1771 во гл. 38-тыс. корпуса совершил успешный поход в Крым, посадив на ханский престол сторонника России, за что получил награды и почетный титул "Крымский". Обиженный тем, что не был возведен в звание ген.-фельдм., на к-рое рассчитывал, ушел в отставку. 1780-82 - главнокоманд. в Москве. |
ДОЛГОРУ́КИЙ Григ. Фед. (1656-1723) - дипломат, представитель ветви рода князей Долгоруких, мл. брат Як. Фед. Долгорукого. Начал службу стольником, при формировании "потешного" Преображ. полка, стал его капитаном. Участник Азовских походов Петра I (1695-96). Ген.-адъютант (1700), отправлен в Польшу с секретным поручением договориться о встрече короля Августа II с Петром I. Чрезвычайный посланник в Польше (1701-21, с небольшими перерывами). Добился заключ. союзного дог. с Польшей (1701) и Нарвского союзного дог. (1704), умело удерживал Польшу в составе антишвед. коалиции. После подписания Августом II Альтранштадтского мира со Швецией (1706) вернулся в Россию. За отличие в Полтавской битве (1709) награжден орд., чином действит. тайного советника и деревнями. В том же году вернулся в Польшу, добился возобновления договоров 1686 и 1704. Защищал права правосл. нас. Польши. В результате обострения отношений с частью шляхты и католич. духовенством по собств. просьбе был отозван в Россию, назначен сенатором. |
ДОЛГОРУ́КИЙ Ив. Ал. (1708-39) - князь, ст. сын Ал. Григ. Долгорукого, фаворит Петра II. Воспитывался в Варшаве в доме деда Григ. Фед. Долгорукого, получил хорошее образование. Гоф-юнкер вел. князя Петра Алексеевича (1726), стал его наперсником и любимцем, организатором забав и увеселений. Находясь на вершине власти (в 20 лет - майор гв., оберкамергер), окружен раболепствующими придворными и заискивающими иностр. послами, вел "распутную жизнь". В апр. 1730, после воцарения Анны Иоанновны вместе с женой Нат. Бор. отправлен в ссылку, где вскорости Д. стал кутить с местными обывателями, позволяя себе резко отзываться об императрице. Посыпались доносы. Князь Иван был арестован (1738), привезен в Шлиссельбург, по приговору "генерального собрания" за "злодейские дела" был колесован. |
ДОЛГОРУ́КИЙ Юр. - см. |
ДОЛГОРУ́КИЙ Юр. Ал. (нач 17 в. - 1682) - князь, гос. деятель, представитель третьей ветви рода князей Долгоруких. Начал службу стольником (1627). Воевода в Веневе (1643-45), окольничий (1645), боярин (1648). Участвовал в составлении Соборного уложения 1649. Первый судья приказа сыскных дел (1648), руководил Пушкарским приказом (с 1651). В качестве воеводы принял участие в рус.-польск войне 1654-67. В 1659 под Вильно разбил войска гетмана Гонсевского и взял его в плен, в 1661 под Могилевом разгромил армию, возглавляемую гетманом Сапегой. В рус.-швед. войне 1656-58 вел дипломатич. переговоры с англ. послом, в нач. 1670-х гг. - с польск. и швед. представителями. В 1670 командовал войсками, действовавшими против отрядов С. Т. Разина, и жестоко подавил восстание. Сыграл определенную роль в подготовке суда над патриархом Никоном. В последние годы царствования Алексея Михайловича занимал господствующее положение в пр-ве, был близок к царю, назначившему его опекуном своего сына, наследника престола Федора Алексеевича. При царе Федоре Алексеевиче получил звание наместника новгородского и стал нач. трех приказов - Стрелецкого, Смоленского и Хлебного. После смерти Федора Алексеевича (1682) отец и сын Долгорукие перешли на сторону Нарышкиных, поддержали кандидатуру 10-летнего Петра Алексеевича на рус. престол во время стрелецкого восстания. |
ДОЛГОРУ́КИЙ Юр. Вл. (1740-1830) - князь, ген.-аншеф, подполковник лейб-гв. Преображ. полка (1784), предст. третьей ветви князей Долгоруких. Участник Семилетней войны 1756-63. В годы рус.-тур. войны 1768-74 был отправлен в Чернигов с секретным поручением поднять ее слав. население против Турции, но потерпел неудачу. Состоял при графе А. Г. Орлове, в Чесменском сражении (1770) командовал кораблем "Ростислав", позднее воевал в корпусе П. А. Румянцева. В рус.-тур. войне 1787-91 - ком. дивизии. Участвовал в осаде Очакова (1788), разгромил тур. войска под Кишиневом, овладел Аккерманом и Бендерами. В 1790, не получив ожидаемого назначения, обиделся и вышел в отставку. В 1793 - нач. войск в губерниях, присоединенных к России в результате раздела Польши, но из-за конфликта с П. А. Зубовым вновь вынужден был уйти в отставку (1794). В годы царствования Павла I занимал пост главнокоманд. в Москве (1796-97) и состоял чл. совета при высочайшем дворе (1798). Автор "Записок", рассказывающих о сражениях, в к-рых он участвовал и др. ист. событиях (часть опубл. П. В. Долгоруковым в "Сказаниях о роде князей Долгоруковых", 1840). |
ДОЛГОРУ́КИЙ Як. Фед. (1639-1720) - князь, гос. деятель, сподвижник Петра I. Получил хорошее образование, владел лат. яз. Начал службу при царе Алексее Михайловиче стряпчим, стольник (1672), комнатный стольник царевича Петра (1682), воевода в Казанском разряде, наместник Симбирский (1676). Во время стрелецкого восстания 1682 и в годы правления Софьи (1682-89) поддерживал Петра. Участник Крымского похода В. В. Голицина (1689). Судья Моск. судного приказа (1689). Активно действовал в Азовских походах Петра I (1695-96). Боярин (1696). В 1700 при создании Приказа воен. дел возглавил воен.-адм. и воен.-судную ч. регулярной армии (ген.-пленипотенциал-кригс-комиссар). В битве под Нарвой (1700) попал в плен, где провел более 10 лет, основательно изучив гос. устройство, законодательство и ист. Швеции. В 1711 рус. пленные, в числе к-рых был Д., захватили швед. шхуну, переправлявшую их в г. Умео, заставили шкипера идти в Ревель. После "чудесного освобождения" назначен сенатором (1712) и вновь поставлен во гл. воен. комиссариатства. Используя знания приобрет. в Швеции, стал консультантом Петра I при учреждении коллегии (1717). Сохранилось множество рассказов о честности, неподкупности, прямодушии Д., Петр I говорил о нем "Князь Яков в сенате прямой помощник, он судит дельно и мне не потакает, без краснобайства режет прямо правду, не смотря на лицо". |
ДОЛГОРУ́КОВ Вас. Анд. (1804-68) - гос. деятель, ген.-адъютант (1845), ген. от кавалерии (1856), помещик, предст. третьей ветви рода князей Долгоруких. Получил домашнее образование. Начал службу в лейб-гвардии Конном полку (1821). 14 дек. 1825 находился с внутр. караулом в Зимнем дворце и заявил о своей верности Николаю I, чем заслужил его расположение. Флиг.-адъютант (1830), участвовал в подавлении восстания Новгород. воен. поселенцев и польск. восст. (1831). В 1838-41 сопровождал наследника престола, Александра II в загран. путешествии. Исполнял должность нач. штаба резервной кавалерии (1841), воен. мин. (1852). Из за неудачи Крымской войны (1853-56) в апр. 1856 уволен в отставку. Назначен шефом жандармов и гл. нач. 3-его отделения (июль 1856). Чл. гл. к-та по крест. делу (1857), занимал крайнюю крепостнич. позицию, протестовал против образования Ред. комиссий, угрожал, что освобождение крестьян будет сопровождаться беспорядками, голодом и падением экспорта хлеба. После выстрела Д. В. Каракозова (4 (16) апр. 1866) был освобожден от должности. |
ДОЛЖА́НСКИЙ Ал-др Наумович (1908-66) - музыковед, специалист по полифонии, автор известнейшего муз. словаря. В 1928-30 занимался у П. Б. Рязанова по композиции. Окончил Ленингр. конс. как музыковед (1936), аспирантуру у Х. С. Кушнарева. В 1937-48 преподавал в Ленингр. конс. В 1947 опубл. иссл. о мелодике и тематизме Д. Д. Шостаковича, где раскрыл особую ладовую систему, в к-рой творил композитор. В кампанию 1948 Д. принципиально отказался осуждать Шостаковича, был уволен и только через 6 лет восстановлен в консерватории, где и продолжилась его научная и пед. деят-ность (1954-66). Доцент (1944), кандидат иск-воведения (1942). Соч.: О ладовой основе сочинений Шостаковича // Сов. музыка. 1947. № 4; Краткий муз. словарь. Л., 1952, 2-е изд. 1955, 3-е изд. 1959, 4-е изд. 1964; Сов. композиторы: Краткий биогр. справочник. М., 1957 (совм. с Г. Б. Бернандтом); Музыка Чайковского: Симфонич. произведения. Л., 1960; 24 прелюдии и фуги Шостаковича. Л., 1963 (в прил. дано краткое и доступное, четкое изложение теории полифонии); Камерные инструментальные произведения Д. Шостаковича. М., 1965; Краткий курс гармонии для любителей и начинающих профессионалов. Л.; М., 1966; Избранные статьи. Л., 1973. |
ДОЛИ́ВО-ДОБРОВО́ЛЬСКИЙ Мих. Иос. (Осип) (1861(62)-1919) - электротехник, создатель техники трехфазного переменного тока. После исключения в 1881 из Рижского политехнич. ин-та (за участие в студ. волнениях) жил и работал в Германии и Швейцарии. Доказал оптимальность системы трехфазного переменного тока, автор мн. открытий и изобретений: создал трехфазный асинхронный двигатель (1888-89), осуществил первую эл.-передачу трехфазного тока (1891), изобрел трансформаторы трехфазного тока (1890), фазометр (1894) и др. Гл. энергетик фирмы АЭГ (Эдисоновская континент. компания). Поч. инж. Петерб. электротехнич. ин-та. |
ДО́ЛИНА (сценич. псевд.) Мария Ив. (урожд. Саюшкина, по мужу Горленко) (1867-1919) - певица (контральто). Род. в семье армейского капитана. По окончании нем. школы при лютеран. ц. и Мариин. г-зии в Царском Селе давала частные уроки в Петербурге. В 1883 обучалась пению у З. Греннинг-Вильде. Совершенствовалась в вок. иск-ве у К. Ферни-Джиральдони и Ю. Арнольда, затем у Б. Карелли в Неаполе (1897-1899). В 1886-1904 солистка петерб. Мариин. т-ра. Гастролировала во мн. городах России. В 1901 получила звание "Солистка его Императорского Величества". Обладала редким по красоте и сочности голосом теплого мягкого тембра с насыщенным нижним регистром и легким верхним. Вок. мастерство сочеталось с выдающимся сценич. дарованием и ярким драм. темпераментом. Репертуар певицы насчитывал 41 партию. Лучшие партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. И. Глинки; исполнила св. 100 раз - высш. творч. достижение певицы), Ратмир ("Руслан и Людмила" М. И. Глинки), Груня ("Вражья сила" А. И. Серова), Кончаковна ("Князь Игорь" А. П. Бородина), Ольга ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского). Выступала на оперной и концертной сцене в Берлине, Париже, Праге, Вене, Константинополе, Софии, Белграде, Риме, Будапеште, Бухаресте и Брно. Вела интенсивную концертную деят-ность в России (всего выступила в 823 концертах в 180 городах). С 1894 организатор ежегодных симф. концертов в Павловском вокзале. Устраивала циклы вечеров - "Русская песня" (1907-1908), "Славянская песня" (1907-1909), "Европейская песня" (1913), "Патриотические концерты" (1911-1915). |
ДОЛИ́НИН Дм. Ал. (род. 1938) - кинооператор, кинорежиссер. В 1961 закончил ВГИК. В кино с 1960. Первый ф. "Собирающий облака" (1963). Своеобразие операт. почерка Д. впервые проявилось в ф. "В огне брода нет" (1968). Д. стремится развивать опыт реалистич. свето-теневой живописи (трактовка формы) и живописи импрессионистов (цвет и свет на пленэре). Предпочитает работать в камерных фильмах, экранизациях лит. классики. Работал с кинореж. Г. Панфиловым и И. Авербахом: "Начало" (1970), "Чужие письма" (1976), "Объяснение в любви" (1978), "Голос" (1982). В последние годы занимался преим. режиссурой: "Три года" (совм. с С. Любшиным, 1980), "Миф о Леониде" (1992), "Колечко золотое, букет из алых роз" (1994). Среди др. ф.: "Моя жизнь" (1972), "Ключ без права передачи" (совм. с Ю. Векслером, 1977), "Собака Баскервилей" (совм. с В. Ильиным, 1981), "Огни" (1984) и др. Лит.: Вымысел должен быть ловко спрятан: (Беседа с Д. Долининым) // Кино (Рига). 1987. № 11. |