Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 8, "ДОЛ"-"ДРА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 8, "ДОЛ"-"ДРА")

"Долой неграмотность"

"ДОЛО́Й НЕГРА́МОТНОСТЬ" - всерос. добровольное об-во (1923-36), содействующее проведению мероприятий по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого нас. страны. Об-во издавало журн. "Культпоход" (1930-32), "Повысим грамотность" (1933-36), "Бюллетень центрального Совета об-ва "Долой неграмотность"" (1930-35).

Доломан

ДОЛОМА́Н - короткая куртка со стоячим воротником, украш. поперечными шнурками. Гусарский мундир.

Дольник

ДО́ЛЬНИК, паузник - неклассич. стих. размер, являющийся переходной формой между силлабо-тонич. и тонич. стихосложением. Длина стиха в Д. измеряется не числом стоп, а числом сильных мест (иктов), кол-во безударных слогов между ними колеблется в диапазоне от 1 до 2 слогов, анакруза - от 0 до 2 слогов (схема Д.: 0/2-1/ 2-1/2-...). Разл. сочетания односложных и двусложных интервалов образуют ритмич. вариации Д. Самые употребит. из дольниковых размеров - 3-иктный и 4-иктный с постоян. или перемен. анакрузой и их чередование; распространение также получили 2- и 6-иктные (рус. гекзаметр) размеры. Среди 3-иктных Д. выделяют 3 осн. разновидности: "есенинский тип", "гумилевский тип" и "цветаевский тип" (по именам поэтов, у к-рых они получили отчетливое выражение). В рус. поэтич. практике Д. появляются в кон. 18 - нач. 19 вв. как эксперименты с силлабо-тоникой (Г. Державин: "Снегирь", "Весна", "Лето", "Радуга" и др.), а также имитации нар. и антич. стиха (Ю. Нелединский-Мелецкий, "Ох, тошно мне"; А. Дельвиг, "Только узнал я тебя"). Как самостоят. размер начинает осваиваться в эпоху романтизма, гл. обр. в пер. и подражаниях герм. и англ. тонике (А. Бестужев-Марлинский, А. Одоевский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Григорьев, позднее - Я. Полонский, А. Фет). Лишь в нач. 20 в. у символистов он становится равноправным метром рус. поэзии и самым употребит. из неклассич. размеров. Утверждение дольниковых размеров связано с творчеством А. Блока (3-иктный Д.) и А. Ахматовой (4-иктный Д.). В этот период впервые появляется вольный Д., т. е. стих с произвольной последовательностью дольниковых строк разл. длины - 2-, 3-, 4-, 5-иктных (А Блок, "Пузыри земли", А Белый, "Мертвец", В Хлебников, "Труба Гуль-муллы"). Д. в совр. поэзии - у Р. Рождественского, В. Сосноры и мн. др. Пример Д. (3-иктного, А. Блок):

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою. <...>

Доля

ДО́ЛЯ - сложный комплекс представлений у вост. славян о некоей таинств. независимой силе, предопределяющей и направляющей жизнь человека, его поступки, успех или неуспех, благополучие либо несчастье. Д. имеет неск. осн. значений: 1) Д. нейтральна, не несет положит. или отрицат. (по отношению к чел.) начала (ср. пословицу "Такова доля, что Божья воля"), совпадает с понятиями Судьбы, Участи, Жребия и получает конкретную направленность в таких сочетаниях, как "Добрая Доля", "Счастливая Доля", "Злая Доля" и т. д. 2) Д. выступает оппозиционно к Недоле, т. е. предполагает значение Счастья, Удачи. В былинах встречается "талан-доля" - врожденное качество, к-рым наделены идеальные герои в противоположность "бессчастному" богатырю (ср. у И. Никитина "Не далось мне таланта и доли", ср. пословицу "Хорошо тому, чья доля не спит", выражение "Доля золотниками, Недоля пудами"). 3) Д. - горестная Судьба, от к-рой невозможно уйти. У А. Н. Островского героиня жалуется "Должна я покориться, такая наша доля девичья", ср. у Н. А. Некрасова "Русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать".

О Д. в науке существуют разные точки зрения. Ак. Н. Веселовский видел истоки образов Д., Горя и др. в культе предков, а формирование их связывал с появлением веры в личную судьбу. А. Потебня выводил Д. из зооморфного мифологич. мира. По данным рус. и особенно укр. и южнослав. фольклора Д. может выступать как в форме олицетворения, так и в образе демонич. существа.

"Дом искусств"

"ДОМ ИСКУ́ССТВ" - 1) Обществ. орг-ция работников иск-в в Петрограде в 1919-23, в доме № 59 по наб. Мойки. Был создан по инициативе М. Горького, возглавившего Высший совет "Д. И.". Осн. задача "Д. И." - социальная помощь деятелям иск-ва и их объединение "с целью использования в планомерной культурно-просветит. работе" - совпадала с задачей "Дома литераторов", с к-рым "Д. И." поддерживал тесную связь. Состоял из изв. литераторов, художников, публицистов, привлеченных М. Горьким в изд-во "Всемирная лит-ра". При "Д. И." существовало общежитие для писателей, имелись столовая и книжная лавка. Три отдела "Д. И." - лит., худож. и муз. - организовывали публичные лекции, вечера воспоминаний, вечера совр. поэзии, диспуты, камерные концерты, худож. выставки. При "Д. И." действовала "Лит. студия", в к-рой занимались начинающие писатели, поэты, переводчики (продолжение аналогичной студии при "Всемирной лит-ре"), в 1921 из нее выделилась группа "Серапионовых братьев". О "Д. И." вспоминали литераторы (В. Шкловский, О. Мандельштам, В. Ходасевич и др.) и написан роман О. Форш "Сумасшедший корабль".

2) Лит-публицистич. журн. "Дома искусств", выходивший в Петрограде в 1921. Вышло два номера, в к-рых печатались произв. А. А. Блока, Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, К. И. Чуковского, Е. И. Замятина, И. В. Одоевцевой, Н. Э. Радлова и др. Имел, наряду с лит., отделы хроники, где помещалась подробная информация о лит. орг-циях Петрограда, и отдел худож. критики и библиографии. В оформлении журн. приняли участие М. В. Добужинский, В. Д. Замирайло, Б. В. Кустодиев и др. В редколлегию "Д. И." входили М. Горький, Е. И. Замятин, Н. Э. Радлов, К. И. Чуковский и М. В. Добужинский.

"Дом литераторов"

"ДОМ ЛИТЕРА́ТОРОВ" - общественно-лит. орг-ция в Петрограде в 1918-22, в доме № 11 по ул. Бассейной (ныне ул. Некрасова). Был открыт по инициативе профсоюза петрогр. журналистов и Об-ва взаимопомощи литераторов и ученых, в 1920 перешел в ведение Наркомпроса, в 1921 - отдела науч. учреждений Петрогр. отделения Академич. центра. Устав выдвигал как осн. задачу "удовлетворение духовных и материальных нужд лиц, работающих на литературном поприще". В первые годы "Д. Л." выступал в осн. как орг-ция по социально-бытовому обеспечению деятелей иск-ва: в "Д. Л." была организована столовая и продовольств. кооператив, библиотека. С 1920 началась активная обществ.-просветит. деят-ность "Д. Л.": орг-ция "Живых альманахов" (вечеров с участием изв. писателей), лекций, докладов, выездных лит. вечеров (в Москве, Витебске, Невеле), симфонич. концертов и т. п. Широко изв. организов. "Д. Л." в 1921-22 "Пушкинские поминки" в годовщину смерти поэта. "Д. Л." издавал печатный орган - "Летопись Дома Литераторов", организовал изд-во, имел три книжных магазина. В разные годы "Д. Л." объединял от 500 до 600 чел. Оставаясь политич. независимой орг-цией, "Д. Л." не раз вызывал неудовольствие властей: в 1922 ему были прекращены гос. дотации, а в нояб. того же года "Д. Л." был закрыт.

Домашёв Ник. Петр.

ДОМАШЁВ Ник. Петр. (1861-1916) - артист и педагог балета. Окончил Моск. театр. уч-ще в 1877. С 1877 артист, с 1885 первый танцовщик Большого т-ра (до 1906). Среди партий: Дьяволино ("Катарина"), Кот в сапогах ("Спящая красавица"). В таком довольно скромном репертуаре выступал артист, обладавший уник. прыжком феномен. силы и легкости. Отдавая этой способности Д. предпочтение даже перед знаменитым прыжком В. Нижинского, Н. Легат писал: "Д. был величайшим танцовщиком, но он никогда не покидал Москвы". А в родном городе Д. никто не думал о судьбе его таланта. С 1898 Д. педагог Моск. театр. уч-ща.

Домашнев Сер. Гер.

ДОМА́ШНЕВ Сер. Гер. (1743-95) - писатель, гос. деятель. Сын получившего дворянство чиновника. Учился в Моск. ун-те. В 1760-е гг. сотрудничал в журналах М. М. Хераскова, печатал там переводы. Д. - автор статьи "О стихотворстве" (1762), нескольких од. В 1770-75 служил в Ген. штабе А. Г. Орлова, в 1775 назначен дир. Академии наук. Д. стремился оживить издат. и просветит. деят-ность Академии, выступал как приверженец идеи "просвещенной монархии", панегирически оценивал Екатерину II. Из-за властных бюрократич. методов рук-ва между Д. и академией возник конфликт, в ходе к-рого Д. оказался объектом сатирич. произв. В 1782 был отстранен от руководства Академией, в 1785 выслан из С.-Петербурга.

Домашний наставник

ДОМА́ШНИЙ НАСТА́ВНИК, ДОМА́ШНИЙ УЧИ́ТЕЛЬ - педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей в семье. В дорев. России для получения права преподавания необходимо было сдать установленные экзамены в ун-те, пед. ин-те, гимназии или уездном уч-ще. Звание давало право преподавать не только непосредственно в семье, но и в частных пансионах, в младших классах гор. уч-щ. Д. Н. считались состоящими на службе Мин-ва нар. просвещения; проработавшие 25 лет получали право на получение пожизненного пособия.

"Домашняя беседа"

"ДОМА́ШНЯЯ БЕСЕ́ДА" (1858-77, до 1866 - "Домашняя беседа для чтения") - еженед. газета, издававшаяся и редактировавшаяся В. И. Аскоченским, к-рый защищал монархич. принцип рус. гос. жизни, "св. православие и народность русскую", публиковал церк. проповеди и выступал непримиримым противником "духа века сего". Назв. журнала и имя его редактора стали почти нариц. и воспринимались как синоним мракобесия и обскурантизма.

Домбровский Юр. Осип

ДОМБРО́ВСКИЙ Юр. Осип. (1909-78) - писатель, переводчик. Из семьи видного моск. адвоката. Учился на Высших лит. курсах в Москве, в 1933 был выслан в Алма-Ату, где трижды арестовывался (последний раз в 1949); почти четверть века провел в сталинских лагерях (Колыма, Тайшет, Озерлаг и др.). В 1956 Д. был реабилитирован.

Лит. деят-ность начал в 1927, писал стихи, при жизни выпустил пять книг прозы: "Державин" (повесть о "молодом карьеристе", 1939); "Обезьяна приходит за своим черепом" (1959; написано в 1947; изображенные в ром. фашистские застенки и кабинеты следователей давали понять, что происходило в сталинских); "Смуглая леди" (1969; новеллы из шекспировских времен); "Факел" (1974, рассказы об алмаатинских художниках), дилогия "Хранитель древностей" (1964) и "Ф-т ненужных вещей" (1964-75; впервые опубл.: Париж, 1978; в России - 1988). Д. писал о тех закономерностях гос. и обществ. развития, к-рые делали из культуры, морали, права, достоинства, совести, жалости и правды "ф-т ненужных вещей".

Доминанта

ДОМИНА́НТА - см. Лад.

Домовая церковь

ДОМО́ВАЯ ЦЕ́РКОВЬ - помещение в здании, иногда отдельная, на том же участке стоящая постройка, освященная, имеющая собств. антиминс, предназначенная для использования обитателями одного жилого дома, монастыря или учреждения. Д. Ц. по решению Святейшего Синода устраивались при учебных и благотворительных заведениях, больницах или монастырских кельях для соблюдения необходимых церковных служб их обитателями, не имеющими возможности соблюдать полностью все положенные требы в приходских церквях. При гос. учреждениях, в т. ч. при воен. частях, Д. Ц. создавались как по тем же причинам, так и для создания прихода из семей служащих для более полного духовного их объединения. Посвящения Д. Ц. часто имели мемориальное значение - на день памятного события (для воинских храмов - победы, в которой отличился полк) или в честь святого, соименного основателю или высокому покровителю. Д. Ц. устраивались при дворцах, усадьбах и частных домах при достаточном для создания прихода количестве их обитателей и их близких или в память о почитаемом члене семьи. Прихожанами Д. Ц. могли быть и посторонние лица, посещавшие службы "по билетам" - чаще живущие неподалеку семьи. На фасаде Д. Ц. выделялась небольшой главой, звонницей или крестом над кровлей. Кроме православных, устраивались лютеранские и католические Д. Ц. (каплицы). Д. Ц. были закрыты распоряжениями местных властей в 1918-19.

Домовой

ДОМОВО́Й - дух-покровитель дома. Считалось, что Д. можно случайно увидеть ночью в хлеву, а преднамеренно - в чистый четверг или на Пасху после заутрени, сидящим за печной трубой на чердаке. В облике Д. обычно подчеркивается его сходство с хозяином дома и косматость. Другие признаки запоминать не рекомендовалось, иначе "отшибет память". Д. мог также являться в виде кошки, собаки, змеи. Без Д. дом считался непригодным для жилья ("Без Д. одна нежить"). При переходе в новый дом совершался специальный обряд приглашения и переселения Д. Перевозили Д. в старом лапте, наполненном сором из старого дома. Распространено верование, что Д. становятся умершие без причастия. Осн. места обитания Д. - за печью или за печной трубой, под полом, в хлеву. Считалось, что Д. следит за порядком в доме и в домашнем хозяйстве, поведением членов семьи. По действиям Д. (звукам, прикосновениям и т. п.) судили о будущей жизни. Особенно ревниво Д. относится к домашним животным. Верили, что если скот не ведется - он не по нраву Д. ("не в масть"). За нарушения заведенного порядка Д. наказывает виновников тем, что душит во сне, ломает, разбрасывает и прячет их вещи. И наоборот, тех, кого он любит, гладит своей мохнатой рукой, по ночам заплетает волосы (гриву у любимой лошади). В рассказах о Д. нередко фигурирует его семья. Жена Д. - домаха, домовиха, кикимора - прядет по ночам, выбравшись из-под пола. В отличие, напр., от лешего, Д. не считается нечистью (он не боится креста, упоминания Божьего имени).

"Домострой"

"ДОМОСТРО́Й" - рус. лит. произв. сер. 16 в., приписываемое протопопу Сильвестру - одному из приближенных молодого Ивана IV. Д. известен в трех ред., дошел в большом кол-ве списков. Состоит из 64 глав и делится на три осн. части: об отношении к церкви и к царской власти; о семейной жизни; о ведении дом. хоз-ва. По своему жанру Д. примыкает к поучениям и наставлениям по домостр-ву. Вместе с тем он отразил черты своего времени: стремление к регламентации обществ. поведения, быта и нравов, свойств. рус. об-ву втор. четв. 16 в. Написанный простым, выразит. яз., Д. пользовался, видимо, большой популярностью в свое время. Для историка Д. интересен прежде всего как памятник, отражающий реальную жизнь соврем. ему рус. городской семьи средн. достатка. В лит. и яз. традициях 19 в. Д. после своего первого изд. в 1849 стал символом косности.

Домострой. Фрагмент рукописи 16 в.

Домострой. Фрагмент рукописи 16 в.

Домра

ДО́МРА - 1) Музыкальный (струнный) инструмент, упоминающийся в др.-рус. письменных источниках 16-17 вв. Об устройстве его ничего не известно; 2) Струнный щипковый муз. инструмент, созданный В. В. Андреевым и его сотрудниками в 1896 по образцу найденной тогда балалайки местной вятской разновидности с полусферическим по форме корпусом, ошибочно принятой за древнерусскую Д. Андреевская Д. имеет круглую деку, полушаровидный корпус, три струны на относительно коротком грифе. Эта Д. насыщеннее по тембру, чем андреевская балалайка, поэтому она стала ведущим мелодическим инструментом в оркестре рус. нар. инструментов. Она выиграла и в конкуренции с 4-х струнной Д. Г. П. Любимова (1908).

По способу игры плектром в андреевской Д. много общего с мандолиной. Но если последняя изредка встречается в деревенском быту, то Д. в народе мало известна, оставшись в оркестрах рус. нар. инструментов и в учебно-пед. сфере музыки.

Домра

Домра

Дон

ДОН - река в Европейской части России. Начинается на Среднерус. возвышенности, впадает в Таганрогский зал. Азовского моря. Дл. 1870 км. Пл. басс. 422,6 т. кв. км. Типично равнинная река. Судоходна.

Назв., возможно, происх. от иран. корня со значением "вода", "река". В античной историко-геогр. лит-ре 1 тыс. до н. э. - Танаис (в устье р. распол. одноименный греч. город). Греко-римская географич. наука считала именно Д. границей между Европой и Азией. Освоение человеком поречья Д. относится к эпохе кам. века (поселения у с. Костенки под Воронежем). Значение Д. как водно-торг. магистрали фиксируется в период слав. рассел. 8-9 вв. (клады араб. серебра). В конце 17 в. у Воронежа сооружены верфи и создан флот, участвовавший в Азовских походах Петра I (1695, 1696). Транспортное значение Д. сохр. поныне (Волго-Донский канал). Д. связан со мн. событиями в истории России (Куликовская битва, восстание Степана Разина, формирование частей Добровольческой армии и др.).

Дон-Аминадо

ДОН-АМИНА́ДО (Шполянский Арнольд Петр.) (1888-1957) - писатель. Учился на юридич. ф-те Новорос. ун-та в Одессе, перевелся в Киев. ун-т св. Владимира. Окончив его (1910), переехал в Москву. Сотрудничал в газ. "Раннее утро", "Новь" и в журн. "Сатирикон". Авт. сб. "Песни войны" (1915) и театрализованного полит. памфлета "Весна семнадцатого года" (1917). В эмиграции (с 1919) сотрудничал в газ. "Последние новости", "Общее дело", участвовал в 3-м "Сатириконе"; в 1920-21 издавал журн. для детей "Зеленая лампа". Самый изв. сб. стихотворений Д.-А. - "Дым без отечества"; его назв. стало нариц. обозначением жизни рус. эмиграции. Горький назвал Д.-А. "одним из наиболее даровитых уцелевших в эмиграции поэтов", осн. настроение к-рого - "безвыходное отчаяние". Автор книг коротких рассказов "Наша маленькая жизнь" (1927), "Смех в степи" (на фр. яз., 1927), сатирич. сб-ков "Накинув плащ" и "Нескучный сад" (1955). Получила известность статья Д.-А. "Суд над рус. эмиграцией" (1930). В годы войны уехал в США, где выпустил книгу стихов "В те баснословные года" и гл. книгу жизни - воспоминания "Поезд на третьем пути" (1954).

Донативные монеты

ДОНАТИ́ВНЫЕ МОНЕ́ТЫ (лат. dono - дарю) - подарочные монеты. В России чеканились для раздачи их чл. имп. фамилии лицам в виде поощрения или в связи с к.-л. событием. Таковыми были рубли 1762, чеканились из золота по весовой норме серебр. монет, к-рые раздавались гвард. офицерам - участникам дворцового переворота 1762. К Д. относятся монеты достоинством в полтора руб. - 10 злотых, чекан. в 1835-36 из серебра и золота по случаю 10-летия царствования Николая I; зол. монеты достоинством в 25 руб., чекан. в 1876, 96 и 1908, а также монеты достоинством в 37 руб. 50 коп. - 100 франков, чекан. в 1902 из золота. Все Д. М. выполнены на высоком худ. уровне.

Донской монастырь

ДОНСКО́Й МОНАСТЫ́РЬ - муж. мон. в Москве, осн. в 1591. Архит. ансамбль сложился в 16 - сер. 18 вв. Кирпичные стены с белокам. деталями - 1686-1711. Т. н. Малый собор (одноглавый, бесстолпный, с 3 ярусами кокошников) - 1591-93. Трапезная - 1678. Шатровая колокольная - 1679. Т. н. Большой собор - 5-главый, в плане образует форму квадрифолия, имеет обходную галерею - 1684-93. Иконостас - 1693-99, росписи - 1792 по эскизам В. И. Баженова. Надвратная Тихвинская Церковь, приписываемая И. Зарудному - 1713-14, колокольня на зап. воротах - 1753, архит. А. П. Евлашев. Церк. Архангела Михаила классич. стиля - 1805, арх. И. В. Еготов, была усыпальницей кн. Голицыных, сохранились надгробия Ф. Гордеева, И. Мартоса. На терр. Д. М. с кон. 17 в. имеется кладбище (захоронения героев Отеч. войны 1812, декабристов, деятелей рус. гос-ва и отеч. культуры). После 1917 - Антирелиг. музей, с 1935 - Музей архитектуры АА СССР, с 1964 - филиал Музея архитектуры им. А. В. Щусева.

Лит.: Аренкова Ю. И., Мехова Г. И. Донской монастырь. М., 1970.

Донской монастырь. Малый собор

Донской монастырь. Малый собор

Дополнение

ДОПОЛНЕ́НИЕ - второстепенный чл. предложения, к-рый наз. предмет (в широком понимании), участвующий в обозначаемой ситуации в качестве объекта, адресата, орудия и т. п., ср. писать письмо брату, говорить с другом о рыбалке, добиваться успехов, наполнять ведро водой. Состав и способ выражения Д. определяется валентностью господствующего слова, в качестве к-рого может выступать глагол или отглагольное существительное (игра с огнем, сожаление о прошлом, ожидание счастья), или прилагательное, особенно в краткой форме (похож на отца, рад за друга, доволен собой) и в форме сравнит. степени (сильнее смерти, выше всех). Чаще всего Д. выражаются управляемыми формами существительных в косвенных падежах, как в приведенных выше примерах. Помимо этого, в функции Д. употребляется и примыкающий объектный инфинитив в конструкциях, обозначающих побуждение др. лица к действию, ср. велел приехать; попросил сходить в магазин.

Различают прямое и косвенное Д. Прямое Д. обозначает объект, на к-рый непосредственно переходит действие, и выражается формами винит. падежа без предлога, ср. строить дом, красить забор, читать книгу, петь песню. Глаголы, управляющие прямым Д. наз. переходными. Их особенностью является способность образовывать формы страдательного залога (пассива), ср. дом строится, дом построен, строящийся дом. К прямому Д. относят также управляемые формы родит. падежа без предлога при отрицании или обозначении частичного охвата объекта действием, ср. Он не читал этой книги; Он купил масла. Др. формы Д., в т. ч. все приименные Д., называют косвенными.

Доренский Сер. Леон

ДОРЕ́НСКИЙ Сер. Леон. (род. 1931) - пианист, педагог. Окончил Центральную муз. школу (1950), Моск. конс. (1955) и аспирантуру (1958) у Г. Р. Гинзбурга. В 1955 - лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве, в 1957 завоевал 2-ю премию на Междунар. конкурсе в Рио-де-Жанейро. В исполнит. манере Д. ярко выражено лирическое начало. Его игра отличается мастерством кантилены, вкусом к тщательной отшлифованности звуковых линий. С 1957 Д. преподает в Моск. конс. (с 1981 - проф., с 1978 - декан ф-та). Нар. арт. РСФСР (1988).

Лит.: Цыпин Г. М. Портреты сов. пианистов. М., 1990.

Доржиев Агван-Лобсан

ДОРЖИ́ЕВ Агва́н-Лобса́н (Агвандоржиев) (1853-1938) - хамбо-лама, бурятско-тибетский традиционный ученый, буддийский религ. деятель-реформатор. Один из трех наставников-богословов (титул цан-шаб-хам-бо) при тринадцатом далай-ламе Тубдан-Джамцо. В 1901 назначен полномочным представителем Тибета при пр-ве России, затем представлял Тибет при пр-ве СССР. Известен своей руководящей ролью в стр-ве Буддийского храма в СПб. Как в Петербурге, так и в Бурятии, в местных монастырях-дацанах, оказывал большую помощь буддологич. иссл. акад. Ф. И. Щербатского и его учеников (Вострикова, Обермиллера и др.). В 1922 при Ацатском дацане в Бурятии создал знаменитую школу тибетской медицины. В 1931 Д. был выслан из Бурятии, где он пользовался исключит. популярностью, в Ленинград, основал при Буддийском храме Тибето-Монгольскую миссию. После того как храм был закрыт и большинство лам арестовано, вернулся на родину, в Заиграевский р-н Бурятии, здесь арестован 13 нояб 1937, обвинен по разл. пунктам 58 статьи, включавшим "измену Родине", "вооруж. восстание", "террорист. акт", "диверсию" и т. д. После единств. допроса переведен в тюремную больницу, где и умер от паралича сердца 29 янв. 1938. За содействие востоковедам в изучении Тибета и буддийской культуры Д. еще в 1899 был избран чл. Имп. Рус. Геогр. об-ва.

Дорн Бор. Анд

ДОРН Бор. (Бернгард) Анд. (1805-81) - востоковед-энциклопедист, историк, филолог, лингвист, географ, иранист, арабист, тюрколог, кавказовед и т. д. Уроженец Германии, выпускник Лейпцигского ун-та. С 1829 - в России, занимал каф. вост. языков в Харьковском ун-те (1829-35), где преподавал арабский, персидский, древнееврейский, эфиопский яз. и санскрит. В 1842 избран экстраординарным акад. Петерб. АН и назначен дир. Азиатского музея АН (пробыл в этой должности до конца жизни). Ординарный акад. с 1852 изучал языки и историю народов Прикаспия, заложил основы науч. изучения афганского яз. (пашто), явился автором первых в Европе граммат. его описаний и хрестоматии, описал вост. рукописи в рус. и заруб. хранилищах, вост. нумизматику и эпиграфику, в частности - надписи на арабских астролябиях и т. д. Всего Д. оставил свыше 140 работ по востоковедению.

Соч. (на русском яз): Отчет об ученом путешествии по Кавказу и южному берегу Каспийского моря. СПб., 1861; Каспий: О походах древних руссов в Табаристан, с дополнительными сведениями о других набегах их на прибрежье Каспийского моря. СПб., 1875.

"Дорога жизни"

"ДОРО́ГА ЖИ́ЗНИ" - назв. единств. транспортной магистрали через Ладожское оз. во время блокады Ленинграда. С сент. 1941 по март 1943 Д. Ж. была нитью, связывавшей Ленинград с тылом страны.

Доронин Ив. Ив

ДОРО́НИН Ив. Ив. (1900-78) - поэт. Род в крестьянской семье. С 1915 - рабочий оружейного завода в Туле. Печатался с 1918 в тульских газ. и журн. Входил в тульский Пролеткульт. Участник штурма Перекопа. По возвращении с фронта учился в Высшем лит.-худож. ин-те им. В. Я. Брюсова. Первая книга стихов Д. - "Гранитный луг" (1922). Затем стихотворные сб., посв. сов. деревне, сельской молодежи, природе: "Песни советских полей" (1924), "Лесное комсомолье" (1925), "Весенние голоса" (1929), "Стихи" (1934), "Моя дорога" (1937) и др. Наиб. изв. поэма Д. "Тракторный пахарь" (1925). Ее поддержал А. В. Луначарский, с предисловием к-рого она позднее выходила дважды. Начиная с 50-х гг. Д. зав. лит. отделом газ. "Сельская новь", публиковал подборки фольклорных произв. и сб. фольклора.

Доронина Тат. Вас.

ДОРО́НИНА Тат. Вас. (род. 1933) - актриса, режиссер. В 1956 окончила Школу-студию MXAT. В 1957-59 работала в Лен. т-ре им. Ленинского Комсомола, где сыграла роли Женьки Шульженко в сп. "Фабричная девчонка" (1957) и Леночки в спектакле "В поисках радости" (1958).

В 1959 Д. приглашена в БДТ им. М. Горького. С начала своей работы под рук. Г. А. Товстоногова являлась одним из ведущих мастеров БДТ, а сыгранные ею роли вошли в историю т-ра. Осн. работы Д. в БДТ: Надежда Монахова ("Варвары", 1959), Валя ("Иркутская история", 1960), Надя Резаева ("Моя старшая сестра", 1961), Софья Фамусова ("Горе от ума", 1962), Наташа ("Еще раз про любовь", 1964), Настасья Филипповна ("Идиот", 1966). В БДТ Д. впервые встретилась с драматургией Э. С. Радзинского, в спектаклях по пьесам к-рого она играла в течение всей творческой жизни. Во время работы в БДТ Д. снялась на Ленинградском телевидении в телеспектакле по пов. Н. С. Лескова "Очарованный странник" (1961), где возник замечательный актерский дуэт Д. с Н. К. Симоновым. В 1967 Д. переехала в Москву.

В 1967-71 она работала во МХАТе им. М. Горького. Среди ее работ - роли в спектаклях "Три сестры", "Дульсинея Тобосская", "О женщине" и др. В 1971-83 Д. - актриса Моск. т-ра им. Вл. Маяковского, где она исполнила гл. роли в спектаклях "Человек из Ламанчи", "Она в отсутствии любви и смерти", "Проводы", "Чайка" (Аркадина).

В 1983 Д. вернулась во МХАТ, а с 1988 после раскола труппы т-ра Д. - худож. руководитель МХАТа на Тверском бульваре, к-рый оставил имя М. Горького. Актерские работы Д. в этом т-ре: гл. роль в спектакле "Старая актриса на роль жены Достоевского" (1988), Гурмыжская ("Лес", 1993), Софья ("Зыковы", 1996). Как реж. поставила во МХАТе им. Горького спектакль "Французский квартал" Т. Уильямса (1990), "Полоумный Журден" (1991) и "Белая гвардия" (1992) М. Булгакова, "Лес" А. Островского (1993), "Мы идем смотреть "Чапаева"" О. Данилова (1993), "Версия "Англетер"" А. Яковлева (1995), "Дама-невидимка" П. Кальдерона (1997), "Три сестры" А. Чехова (1998).

Д. снялась во мн. к/ф, среди к-рых: "Первый эшелон" (1956), "Перекличка" (1966), "Рабочий поселок" (1966), "Старшая сестра" (1967), "Три тополя на Плющихе" (1968), "Еще раз про любовь" (1968), "Мачеха" (1973), "Ольга Сергеевна" (1975) и др.

Т. В. Доронина и О. Н. Ефремов в фильме "Три тополя на Плющихе"

Т. В. Доронина и О. Н. Ефремов в фильме

Дорохов Ив. Сем

ДО́РОХОВ Ив. Сем. (1762-1815) - военачальник, один из героев Отечеств. войны 1812. Из дворян. В 1787 окончил артиллерийск. и инж. шляхетный кадетский корпус. Отличился в сражениях рус.-турецкой войны 1787-91. Во время польской кампании 1794, будучи окруженным с ротой гренадер в Варшаве, держал оборону в течение 36 часов, а затем прорвался к гл. силам рус. армии. В 1812 оказался отрезанным со своей бригадой от 1-й армии, но принял рискованное решение идти на соединение со 2-й армией и цели этой достиг. Был начальником кавалерии арьергарда соединенных рус. армий.

Участвовал в сражениях при Смоленске и Бородине. В сент. 1812 командовал партизанским отрядом, нанес неприятелю немалый урон, взял штурмом г. Верея, пленив франц. гарнизон. Сообщил М. И. Кутузову об отходе армии Наполеона из Москвы. В сражении при Малоярославце был ранен пулей навылет в ногу. Покинул армию, умер от раны в Туле. Похоронен в Верее.

И. С. Дорохов

И. С. Дорохов

Дорошевич Влас Мих.

ДОРОШЕ́ВИЧ Влас Мих. (1864-1922) - журналист, театральный критик, писатель. Сын писательницы А. И. Соколовой, носил фамилию усыновившего его чиновника. Не закончив гимназии, сменил неск. занятий. С нач. 1880-х гг. репортер и сотрудник "малой прессы" ("Моск. листка", "Будильника", "Развлечения" и др.), с 1893 - ведущий фельетонист "Одесского листка", с 1899 - один из ред. (совм. с А. В. Амфитеатровым) петерб. либеральной газ. "Россия", с 1902 - ред. моск. газ. "Рус. слово", ставшей одним из самых распространенных и популярных демократич. изд. в России. Особое место в творчестве Д. занимал т-р. Он оставил блестящие портреты актеров - М. Н. Ермоловой, М. Г. Савиной, Н. П. Рощина-Инсарова, Ф. И. Шаляпина и др., огромное кол-во театр. рец. и фельетонов, в к-рых последовательно отстаивал принципы рус. актерской школы, реалистич. иск-ва. Д. имел репутацию "короля фельетона". Постоянно используемые им короткая строка и ассоциативный принцип композиции в значит. степени обновили и подняли до уровня серьезной лит-ры этот газ. жанр. Творчество Д. оказало влияние на К. И. Чуковского, В. Б. Шкловского и др. Д. - автор очерковой книги "Сахалин" (1903), созданной как бы по следам чеховского "Острова Сахалина", воспоминаний о А. П. Чехове, В. Г. Короленко, М. Горьком и др.

Дословесный период развития речи

ДОСЛОВЕ́СНЫЙ ПЕРИ́ОД РАЗВИ́ТИЯ РЕ́ЧИ - нач. этап речевого онтогенеза, продолжается от рожд. ребенка примерно до двух лет. Д. П. рассматривается как подготовит. этап для дальнейшего овладевания ребенком активной словесной речи. Существует неск. теорий становления речевой функции (теория имитации, врожденной способности, когнитивная теория), однако ни одной из этих теорий нельзя отдать безусловного предпочтения. В процессе развития речи ребенок овладевает сложной многоуровневой системой родного яз. Установление контактов с окружающим миром начинается с самого рожд. ребенка (этап младенческих криков). Ребенок довольно скоро начинает улавливать связь между своим криком и реакцией на него окружающего мира. Кроме того, в этот период отрабатывается умение соотносить звуки с ощущениями от движений артикуляционного аппарата. На этапе гуления (с 2-3 до 5-7 месяцев) ребенок может произносить звуки, свойственные не только его родному яз., но любому яз. мира, однако уже на этом этапе возникают интонационные контуры, специфич. именно для его родного яз. На этапе лепетной речи (с 5-7 мес. до 1,5 лет), когда дети пытаются повторить то, что им говорят взрослые, складывается слоговая структура, вариативность порождаемых звуков резко снижается (т. е. ребенок порождает в основном звуки, свойственные его родному языку). Глухонемые дети проходят стадию гуления и нач. стадию лепета, дальнейшего развития речевой деят-ности у них не происходит, т. к. при отсутствии слухового восприятия нет попыток имитации взрослой речи. На нач. этапе лепетная речь представляет собой нек-рую последовательность квазислогов без внутренней структуры. Постепенно по мере развития артикул. аппарата и дифференциации артикул. движений доминирующей структурой становится открытый слог, причем характерно повторение одного и того же слога. В последней стадии лепета ("мелодический лепет") ребенок, пользуясь открытыми слогами, начинает обозначать ими объекты внешнего мира. Примерно с 12 мес. наступает период голофрастической речи - ребенок порождает однословные монорематич. фразы. В период от 1,5 до 2 лет происходит развитие синтаксиса от однословных высказываний к двусловным фразам с выраженным словесным предикатом. Ребенок уже не просто обозначает ситуацию, но вычленяет в ней 2 части, связывая их между собой. Кроме конструкций, заимствованных из яз. взрослых, дети могут создавать "свою" грамматику, т. е. такие конструкции, какие они не слышат от взрослых (напр., "дядя вода", что значит - "дядя промок, дядя мокрый"). В двусловных предложениях сначала отсутствуют грамматич. показатели, редко используются местоимения. Эти периоды представляют собой переход от довербальных средств общения к вербальным. Одним из осн. вопросов, встающих перед иссл. Д. П. является вопрос о соотношении развития сенсомоторного интеллекта ребенка и формирования речевых навыков. Считается, что интеллект и речь развиваются по определенным врожденным независимым программам, оказывая в то же время значительное влияние друг на друга.

Лит.: Выготский Л. С. Раннее детство. М., 1984; Становление речи и усвоение яз. ребенком. М., 1985; Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986.

Достоевская Анна Григ

ДОСТОЕ́ВСКАЯ Анна Григ. (урожд. Сниткина) (1846-1918) - издательница, библиограф, книгопродавец, библиофил, мемуаристка, жена Ф. М. Достоевского. Познакомилась с будущим мужем в 1866, придя к нему в качестве стенографистки для работы над ром. "Игрок". С 1873 издавала соч. мужа, после его смерти - многотомн. собр. соч., сб. произведений писателя для детей и юношества, "Библиографический указатель соч. и произв. искусства, относящихся к жизни и деят-ности Ф. М. Достоевского, собранных в Музее памяти Ф. М. Достоевского (1906). В кон. в. начала писать мемуары. Ее воспоминания (опубл. в 1925) относятся к числу лучших образцов рус. мемуаристики 19 в.

Достоевский Фед. Мих.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Доу Джордж

ДО́У Джордж (1781-1829) - англ. живописец-портретист. В 1819-29 работал в Петербурге. Прославился романтич. портретами имп. Александра I и имп. Елизаветы Алексеевны, чл. имп. фамилии, мн. аристократов. Иметь свой портрет кисти Д. было престижно. Вместе с рус. учениками написал св. 300 портретов рус. генералов - участников Отечественной войны 1812 для "Военной галереи", созданной К. Росси перед тронным Георгиевским залом Зимнего дворца. Д. адресовано стихотв. Пушкина "Зачем твой дивный карандаш..." (1828).

Лит.: Макаров В. К. Джордж Доу в России. Гос. Эрмитаж. Тр. отд. западноевроп. иск-ва. т. 1. Л., 1940.

Джордж Доу

Джордж Доу

Доходный дом

ДОХО́ДНЫЙ ДОМ - гор. жилой многоквартирный дом, сдаваемый владельцем в наем. Получает широкое распространение с начала 19 в. в Петербурге. Архитектурный облик Д. Д. относится к стилю эклектики, обусловлен стремлением к функцион. целесообразности, комфорту. С сер. 19 в. он стал влиять на планировочную структуру гор. кварталов и общий облик городов. К кон. 19 в. завершился процесс формирования многоквартирного дома, возникла тенденция к унификации планировочных решений (особенно четко это проявилось в крупных городах). Эти правила и приемы были зафиксированы в спец. строительном уставе. Первым арх., специализировавшемся на строительстве Д. Д. был А. Х. Пель. В проектировании и стр-ве Д. Д. принимали участие практически все известные рус. арх.

Лит.: Лунин А. Л. Архитектурные пам. Петербурга. Вторая пол. 19 века. Л., 1981.

Дохтуров Дм. Сер.

ДОХТУРО́В Дм. Сер. (1756-1816) - рус. военач., ген. От инфантерии (1810), герой Отеч. войны 1812. Службу начал пажом в 1771, в чине капитана участвовал в рус.-швед. войне 1788-90. В кампании 1805 в сражениях под Кремсом и Аустерлицем проявил свои незаурядные полководч. способности, за что был удостоен орд. Георгия 3-й ст. В кампании 1806-07 упрочил свою боевую репутацию в сражениях под Голимином, Прейсиш-Эйлау и Фридландом. В нач. период войны 1812 командовал 6-м пех. корпусом и искусным тактич. маневром сумел избежать столкновения с превосходящими в числ. франц. ч. Отличился при обороне Смоленска, где, сменив корпус Раевского, отбивал вражеские атаки в течение всего дня. В Бородинском сражении Д. заменил на лев. фланге смертельно раненного П. И. Багратиона и умело организовал оборону. Особенно отличился в сражении при Малоярославце, где, командуя пех. соединениями, в ожесточ. схватках сумел заставить французов вывести свои войска из сгоревшего от арт. огня города. За малоярославские бои получил орд. Георгия 2-ой ст. Во время кампании 1813 участвовал в битвах под Лейпцигом и Дрезденом.

Д. С. Дохтуров

Д. С. Дохтуров

Доцент

ДОЦЕ́НТ (от лат. docens - обучающий) - ученое звание и должность преподавателей вузов в ряде стран. В России звание доцента введено университетским уставом (1863). Присваивалось шт. преподавателям, имевшим степень магистра. В 1884 вместо звания Д. вводится звание приват-доцент. В нашей стране присваивается кандидатам, д-рам наук, а также высококвалифициров. специалистам без ученой степени, но имеющим определ. стаж преподават. работы в вузе, печатные тр. или изобретения.

Драгомиров Мих. Ив

ДРАГОМИ́РОВ Мих. Ив. (1830-1905) - генерал от инфантерии, военный теоретик и писатель. Род. в Конотопе. Военную службу начал в 1849. В 1856 окончил Николаевскую Академию генерального штаба. В 1859 находился при штабе Сардинской армии во время итало-австро-французской войны. В 1860-69 гг. - преподаватель и проф. тактики Николаевской Академии генерального штаба. С 1869 по 1873 - начальник штаба Киевского военного округа. С 1873 по 1877 командовал 14 пехотной дивизией, с к-рой первым переправился через Дунай у Зимницы во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. В 1878 Д. был назначен начальником Николаевской Академии ген. штаба. В это время им был написан "Учебник тактики", около 20 лет служивший основным пособием по этому предмету. В должности начальника академии он пробыл до 1889, когда был назначен командующим киевским военным округом, а с 1898 еще киевским, подольским и волынским генерал-губернатором. Начиная с 50-х гг. 19 в. Д. усиленно занимался вопросами военной педагогики. Развивал идеи А. В. Суворова, требуя учить солдат только тому, что необходимо в бою. Огромную роль отводил военной дисциплине и соблюдению строгой законности в войсках, сознательному отношению солдат к выполнению своих обязанностей, причем в этом деле важнейшую роль придавал личному примеру со стороны офицеров. Автор многих трудов по тактике и воспитанию войск. Исключительно большую роль отводил морально-нравственному фактору как главному в войне, что привело его к недооценке техники и совершенствования оружия. Поэтому он довольно резко выступал против принятия на вооружение пулеметов.

Драгунский Викт. Юзефович

ДРАГУ́НСКИЙ Викт. Юзефович (1913-72) - писатель. Род. в Нью-Йорке в семье рабочего-иммигранта, вернувшегося в СССР. Окончил лит.-худож. мастерские (1931), с 1935 был актером, в 1948-58 руководил ансамблем театральной пародии "Синяя птичка". Печатался с 1940 - фельетоны, юмористич. рассказы. Выступал в жанре короткого сюжетного комедийного рассказа: "Он живой и светится" (1961), "Человек с голубым лицом" (1963), "Девочка на шаре" (1964). Лучшая книга Д. - сб. "Денискины рассказы" (1966). По сценарию Д. поставлен фильм "Веселые истории" (1962).

Драгуны

ДРАГУ́НЫ (от франц. dragon - дракон) - 1) Вид кавалерии в европ. и рус. армиях, предназначенной для действий в конном и пешем строю. Появились в 16 в. во Франции. В рус. армии драгунские полки в разное время составляли от 20 до 90% всей конницы. 2) Наименование (звание) нижних чинов драгунских полков рус. армии 18-20 вв.

Дразнилки

ДРАЗНИ́ЛКИ - вид дет. фольклора: прибаутки, стишки, песенки, в к-рых предметом вышучивания, безобидного осмеяния и иногда издевки являются имена ("Федя-медя, Съел медведя"), физич. недостатки и внешность ("Рыжий красного спросил: - Где ты бороду краси́л?"), занятия и профессия ("Портной-швец, Не хочешь ли щец?.."), социальная и нац. принадлежность, черты характера. В Д. постоянна установка на юмор, игру слов, обмен рифмованными остротами. Д. нередко используются во время дет. ссор.

Предыдущая страница Следующая страница