Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Достоевский Фед. Мих.

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Достоевский Фед. Мих.

ДОСТОЕ́ВСКИЙ Фед. Мих. (1821-81) - писатель. Род. в семье врача моск. Мариинской больницы для бедных. Окончил инж. уч-ще в СПб (1843). Недолгое время служил, в 1844 вышел в отставку и занялся литературной деят-ностью. Первое же произв. "Бедные люди" (1846) принесло Д. широкую изв-ть и признание В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова. В 1840-е гг. опубл. Также пов. "Двойник" (1846), "Хозяйка" (1847), "Белые ночи" (1848) и др.

С 1847 Д. стал участником кружка петрашевцев, на одном из собраний читал письмо Белинского к Н. В. Гоголю. В апр. 1849 вместе с др. чл. кружка был арестован и приговорен к смертной казни. 22 дек. 1849 после инсценировки расстрела на Семеновском плацу в Пб. казнь была заменена четырьмя годами каторги, к-рую Д. отбывал в Омском остроге (1850-54), и дальнейшей службой в армии (1854-59). В кон. 1859 Д. приехал в Пб. и вернулся к лит. деят-ности. Опубл. пов. "Дядюшкин сон" (1859) и "Село Степанчиково и его обитатели" (1859), осн. на впечатлениях от сурового режима каторжных работ, "Записки из Мертвого Дома" (1860-62), роман "Униженные и оскорбленные" (1861), пов. "Записки из подполья" (1864). По определению самого писателя на каторге он пережил "перерождение убеждений". Д. разочаровался в социально-утопич. теориях, имеющих, с его точки зрения, наносный, "западнич." характер, и пришел к мысли о глубинной противоречивости, иррациональности человеч. природы, сдерживающее начало для к-рой можно найти лишь в религ. вере. В журн. "Время" (1861-63) и "Эпоха" (1864-65), издаваемых вместе с бр. Михаилом, Д. развивает философию почвенничества, призывая к духовному сближению интеллигенции и крест-ва на основе принятия ею нар. ценностей и верований.

С сер. 1860-х гг. создается своеобразный цикл романов, "пятикнижие Д.", объединенный не сквозными героями, а кругом поставленных проблем и худож. принципов ("Преступление и наказание", 1866; "Идиот", 1868; "Бесы", 1871-72; "Подросток", 1875; "Братья Карамазовы", 1879-80). В них Д. соединяет интерес к повседневности, зачастую в исключит., криминальных проявлениях, и предельное обобщение, выявление глубинных тенденций современности (Д. наз. свой метод "фантастич. реализмом", "реализмом в высшем смысле"). Жанр романов Д. определялся как "филос. роман" (М. М. Бахтин). Большинство персонажей романов - идеологи, обладающие необычайной самостоятельностью, независимостью от авторской воли, исповедующие и испытывающие на себе ту или иную филос. или идеологич. систему. Сюжет романов строится как "большой диалог", столкновение и испытание на прочность этих идей. В "пятикнижии" Д. постоянно обращается к проблемам "крови по совести" во имя всеобщего блага, возможности существования в мире "положительно прекрасного чел.", опасности левого экстремизма, феноменологии духа, отринувшего веру в Бога, соотношения рационального и иррационального в человеч. жизни, рус. и зап. менталитетов, представленным в эстетич. ракурсе, в структуре нового типа романа. В последние годы жизни мн. из этих проблем Д. ставит прямо, в своеобразном публицистич. журн.-цикле "Дневник писателя" (1873-81). Произнесенная в июне 1880 на пушкинском празднике в Москве речь о Пушкине и смерть Д. вызвали большой резонанс в рус. об-ве, но его худож. творчество не было адекватно воспринято современниками. Интерес к Д. возрождается на рубеже 19 и 20 вв., когда писатель объявляется "ясновидцем духа" (Д. С. Мережковский), "величайшим русским метафизиком", к-рый "сделал великие открытия о человеке" (И. А. Бердяев) и т. д. В 20 в. Д. становится одной из самых авторитетных фигур в мировой культуре, оказывающей громадное влияние на лит-ру, философию, обществ. мысль в целом.

Ф. М. Достоевский

Ф. М. Достоевский

В начало словаря