Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОБУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "О"-"ОБУ")

"О воспитании чад"

"О ВОСПИТА́НИИ ЧАД" - одно из печатных руководств по воспитанию детей в семье. Отпечатано Львовской братской типографией в 1609. Подборка поучений Иоанна Златоуста и др. церк. писателей. В руководстве проявляются гуманист. идеи, подчеркивается важность воспитания и учения в жизни человека.

"О восьми частях слова"

"О ВОСЬМИ́ ЧАСТЯ́Х СЛО́ВА" (грамматика Псевдодамаскина) - грамматический трактат, представляющий собой компиляцию неск. греч. грамматик. Создан, вероятно, где-то на терр. юж. славянства в 13-14 вв. Традицией авторство приписывалось Иоанну Дамаскину, т. к. в большом кол-ве списков эта грамматика представлена вместе с его "Диалектикой" и "Богословием", а перевод - Иоанну, экзарху Болгарскому. Значит. часть исследователей склоняется к мнению о юж.-слав. происхождении памятника.

Из 8 заявленных частей речи (имя, речь, причастие, различие, местоимение, предлог, наречие и союз) в рукописях обычно имеются в наличии только 4 первые. Известен лишь один рус. список, в к-ром дано описание и др. 4-х частей речи. Скорее всего это более позднее добавление, не имеющее отношения к протографу. Грамматика Псевдодамаскина имела важное значение для развития вост.-слав. грамматической мысли. Ее популярность у вост. славян подтверждается наличием большого числа списков 14-19 вв. Эта грамматика послужила также основой для др., более поздних грамматических соч.

Начиная с 19 в., текст памятника неоднократно публиковался как по южно-, так и по вост.-слав. спискам.

Публ.: Калайдович К. Ф. Иоанн Екзарх Болгарский. М., 1824. С. 74-81, 167-173; Ягич И. В. Рассуждения южнослав. и рус. старины о церковнослав. языке. СПб., 1896. С. 38-77.

Лит.: Малинин В. Н. Грамматика Иоанна, экзарха Болгарского // Сб. статей по славяноведению, составленный и изданный учениками В. И. Ламанского по случаю 25-летия его ученой и профессорской деятельности. СПб., 1883; Колесов В. В. Развитие лингвистических идей у восточных славян эпохи Средневековья // История лингвистических учений: Позднее Средневековье. СПб., 1991. С. 208-254.

О должностях человека и гражданина"

О ДОЛЖНОСТЯ́Х ЧЕЛОВЕ́КА И ГРАЖДАНИ́НА" - кн. для чтения в нар. уч-щах, изданная в 1783 по указу Екатерины II. Состоит из 4 частей. В 1-й даются понятия о душе, памяти, разуме, воле, о добродетелях и пороках человека; 2-ю часть составляют мед. наставления; в 3-й, осн. части рассказывается о разных формах общественного устройства; в 4-й даются сведения о домоводстве. Кн. служила пособием до 1819.

Обезвелволпал

ОБЕЗВЕЛВОЛПА́Л (Обезьянья Великая и Вольная палата) - шуточное "тайное" об-во, придуманное А. М. Ремизовым. Его сказочные основатели - обезьяны - благородные фантастические существа, родственные лошадям - гуигнгнмам Дж. Свифта. Во главе О. стоял никогда никем не видимый царь обезьяний Асыка - Вал ахтантарарах - таран даруфа - Асыка - Первый - Обезьян - Великий (впервые как персонаж он появился в пьесе Р. "Трагедия о Иуде принце Искариотском", 1908). Изображался на даруемом чл. об-ва знаке-ордене с короной - петушиным гребнем на голове, ногами-змеями, в одной руке держал венок, в др. плетку-треххвостку. Всеми делами О. ведал канцеляриус, буфетчик и бывший забеглый политком - Ремизов, распределявший от имени царя Асыки ордена и жалованные грамоты. Принятыми в чл. О. могли быть люди, свободные от косности в делах и помыслах, способные к творчеству, обладающие фантазией, наконец, просто чудаки в глазах "нормальных" людей. Орден имел Конституцию и Манифест (опубл. в ж. "Записки мечтателей". 1919. № 1). В них в пародийном стиле были изложены цели и задачи об-ва, приведен его гимн, танец и словарь из трех слов: "ахру" (огонь), "кукха" (влага), "гошку" (еда). Первые "Обезьяньи грамоты" получили в 1908 постановщики "Трагедии о Иуде" Ф. Ф. Комиссаржевский, А. П. Зонов, В. Г. Сахновский, последние были вручены в 1957 перед смертью Ремизова. Чл. О. были несколько сот человек, зачастую никогда не видевших друг друга и объединенных только в творческом воображении Ремизова. Они награждались разл. титулами, выстроенными в строгой иерархии. В О. входили М. Горький, М. М. Пришвин, И. С. Соколов-Микитов, А. Н. Толстой, З. И. Гржебин, Б. К. Зайцев, М. А. Кузмин, Е. И. Замятин, Н. С. Гумилев, И. А. Бунин, А. А. Ахматова, А. А. Блок, А. Белый, А. Ф. Кони, В. В. Розанов, В. Я. Шишков, Ю. П. Анненков, Л. С. Бакст, Б. А. Пильняк и мн. др. друзья Ремизова. Возникнув в нач. 20 в. как излюбленный модернистами "игровой" прорыв из повседневности во "вторую реальность", О. с течением времени стал неотъемлемой частью жизни его создателя и напоминанием о чудесном мире детства и сказки для многочисленных чл. этого об-ва.

Обезличка

ОБЕЗЛИ́ЧКА - "неправильный распорядок работы, при к-ром отсутствует личная ответственность работников за порученное дело" (С. И. Ожегов). О. - один из традиционных объектов борьбы и искоренения в СССР (наряду с волокитой, халатностью, прекраснодушием и т. п.). Слово возникло и вошло в широкое употребление в ходе газетной кампании 1930-31, начавшейся с осуждения практики "обезличения паровозов", т. е. такого порядка, при к-ром паровозы не закреплялись за определенными машинистами, а обслуживались по графику. Вскоре, однако, было замечено, что подобные явления имеют место не только на жел. дороге, и слово "О." приобрело универсальный смысл. "О. - бич пром-сти... Как могла укорениться у нас О. на ряде предприятий? Она пришла в предприятия как незаконная спутница непрерывки" (И. Сталин. Новая обстановка - новые задачи хозяйственного строительства. 1937).

Обелиск

ОБЕЛИ́СК (от греч. όβελισχοζ - небольшой вертел) - тип мемориального сооружения: граненый (обычно квадратный в сечении) суживающийся кверху столп на низком основании, с острой пирамид. верхушкой. О. впервые появился в иск-ве Др. Египта (ок. 15 в. до н. э.) как памятник у дворцов и храмов и был заимствован древними римлянами. О. встречался также в архитектуре Месопотамии и Лат. Америки. Распространен в европ. архитектуре нового времени, начиная с эпохи Возрождения. В городах О. ставится обычно на площадях, тем самым выполняя задачи композиционно-семиотич. центра архитектурных ансамблей, и в садах, как регулярных, так и пейзажных (Кусково, Царское Село). Функция О. предполагает исполнение его из вечных материалов (камень, в 20 в. также металл). В России О. получил распространение с 18 в. как памятник в честь значит. гос. событий, воен. побед и пр. Напр.: Румянцевский О. в Петербурге (мрамор, гранит, 1798-99, В. Ф. Бренна). В сов. время дерев. О. или острые пирамиды стали осн. типом скромного кладбищенского надгробия, вместо традиц. крестов.

Обелиск в честь Минина и Пожарского. Нижний Новгород

Обелиск в честь Минина и Пожарского. Нижний Новгород

Оберег

О́БЕРЕГ - предмет или действие, обладающие, по поверьям, апотропейной (охранительной) силой. Любой предмет, будь то амулет, талисман или что-то из домашней утвари, оружия, одежды либо растения, части тела животных или птиц и т. д., - любой предмет, если его утилитарная функция могла быть хоть как-то соотнесена по ассоциации с оборонительной функцией, мог стать О. Разл. О. предохраняли от разл. напастей: порчи, злых чар, сглаза, огня, воды, змеиного укуса, падежа скота, болезней и т. д., особенно тогда, когда человек считался наиб. уязвимым для нечистой силы: младенец до обряда крещения, женщина до родов и 40 дней после них, жених и невеста на свадьбе. В качестве О. использовались металлич. острые предметы: булавки, иголки без ушей, воткнутые в одежды; ножи, ножницы. Так, нож, реже ключ или др. металлич. предмет клали в колыбель некрещеного ребенка; ножом обводили вокруг роженицы; иголки и булавки у вост. славян затыкали в одежду новобрачным, часто их втыкали в швы крестообразно. Свойствами О. наделяли зубы и когти животных - волка, медведя, челюсти щуки; коготь с большого пальца рыси носили на шнуре, на цепочке или клали под дверь - чтобы не вошла болезнь. О. были мн. растения. От порчи предохраняли лук и чеснок, к-рые клали в карманы или заворачивали в тряпочку; чеснок служил и О. от змей; въезжая в новый дом, приносили с собой мак-выдняк (от ведьм и от умершего, подозревавшегося в знахарстве), чертополох (от злых духов и ведьм) и т. д. Охранительное значение приписывали замкам и узлам, к-рые должны были замыкать порчу, болезнь и пр. О. были также разл. обрядовые действия (опахивание селения при эпизоотии или эпидемии или обряд "убиения коровьей смерти"). К О. следует отнести и мн. заговоры, каждый из к-рых должен был предохранять от определенной напасти.

Мн. предметы-О., особенно металлич. и острые, могли использоваться и в черной магии для порчи.

Лит.: Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982; Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983; Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах нач. 20 в. М., 1984.

Обермиллер Евг. Евг

ОБЕРМИ́ЛЛЕР Евг. Евг. (1901-35) - санскритолог и тибетолог, иссл. буддизма. Ученик Ф. И. Шербатского. Начиная с 1927, когда он стал сотр. Ин-та буддийской культуры, и до тех пор, пока болезнь не лишила его окончательно возможности двигаться, каждое лето проводил в Ацагатском дацане (Бурятия), где под рук-вом специалистов-лам читал тибетские пер. индийских филос. соч. буддийской традиции и комментарии к ним. С 1930 сотр. Ин-та востоковедения АН СССР. В центре интересов О. было гл. обр. учение праджняпарамита (теория достижения наивысшего уровня сознания) и один из важнейших относящихся к нему трактатов: "Абхи-самая-аламкара" Асанги (Майтреи). Широкую известность в науч. мире Европы принес О. также и выполненный им пер. "История буддизма" Будона. За 8 лет науч. деят-ности О. написал 30 работ, из них 13 монографий. Благодаря исключительной личной одаренности и возможности сверять свою интерпретацию др. текстов с живой еще в те годы традицией буддийской учености О. поныне остается одним из наиб. часто цитируемых и авторитетных буддологов.

Лит.: Е. Е. Обермиллер (1901-1935) // Камалашила. Бхаванакрама: (Трактат о созерцании). М., 1963. С. 7-11; Семичов Б. В. Евгений Евгениевич Обермиллер // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Улан-Удэ, 1968. Вып. 3. С. 199-201.

Областничество

ОБЛАСТНИ́ЧЕСТВО - обществ. течение 1870-80-х гг. Заявило о себе в ходе полемики о значении центра и провинции в ист. развитии России, поводом к к-рой послужила ст. Д. Л. Мордовцева "Печать в провинции" (1875). Областники (земские деятели, провинциальные журналисты, статистики и т. д.) В. Н. Григорьев, А. С. Гадисский, К. В. Лаврский (и мн. др.) утверждали, что центр обществ. развития перемещается в провинцию и лит-ра должна превратиться "из "петерб." и "моск." в провинциальную, т. е. русскую, но не "всероссийскую, а областную лит-ру" (К. В. Лаврский). Речь, следовательно, шла о почве и базе экон. и обществ. преобразований в России, а идеологически О. соприкасалось с "теорией малых дел" и в условиях идейной борьбы 70-х гг. противостояло народовольческой безнародности.

Областные деньги

ОБЛАСТНЫ́Е ДЕ́НЬГИ - См. Вандамки.

Область войска Донского

О́БЛАСТЬ ВО́ЙСКА ДОНСКО́ГО (Донская обл.) - особое, подчиненное воен. ведомству адм.-терр. образование Рос. империи, а также в 1917 - марте 1920. С 16 в. - осн. место прож. казачества, впоследствии - терр. самого крупн. из 11 казачьих войск России. До нач. 19 в. "Земля войска Донского" не имела адм. деления, с 1802 - окружная система. Высш. власть О. В. Д. принадлежала Войсковому кругу, созывавшемуся со 2-й пол. 19 в. по торжеств. случаям. Войсковой наказной атаман (с кон. 18 в. назначаемый, а не выбираемый) пользовался правами главнокоманд. воен. округа и ген.-губернатора, он возглавлял и войсковое пр-во. Положение об устройстве О. В. Д. было принято 26 мая 1835. В 1911 в О. В. Д. проживало, по переписи, 3370 тыс. чел. (из них казаков - ок. 1, 4 млн чел.). С кон. 1917 - один из важн. регионов гражд. войны на Ю. России. Сов. власть закрепилась лишь к апр. 1920.

Штандарт 30-го Донского казачьего полка. 1878

Штандарт 30-го Донского казачьего полка. 1878

Обломов

ОБЛО́МОВ - герой одноим. ром. И. А. Гончарова (1859), исповедующий отказ от активности, бездеятельность, душевное спокойствие как гл. жизненный принцип. После статьи Н. А. Добролюбова "Что такое обломовщина?" понятия "Обломов" и "обломовщина" приобрели обобщающий соц.-полит. и резко отрицательный смысл - барского безделья, умственной лени, прикрываемой высокими словами.

Обмотки

ОБМО́ТКИ - матерчатые ленты, к-рыми обматывали ноги для защиты их от повреждений. Как элемент воен. обмундирования были применены впервые англичанами в тропиках в кон. 19 в. В России получили распространение в годы 1-й мир. войны из экон. соображений - для удешевления экипировки бойца.

Обновленчество

ОБНОВЛЕ́НЧЕСТВО - религиозно-обществ. движение в правосл. Церкви, организационно оформившееся весной 1922 при поддержке ГПУ, имевшего целью расколоть (и тем самым ослабить) единую церк. орг-цию России - РПЦ. В определ. смысле О. опиралось на недовольство части т. н. "белого духовенства", желавшего уничтожить "монашескую диктатуру" и взять власть в РПЦ в свои руки. Осн. представители - еп. Антонин и Леонид, свящ. Введенский, Красницкий, Калиновский, Белков. Однако единой цели и программы О. не имело, уже вскоре после своего появления разделившись на неск. групп (самая значит. "Живая церковь"). Среди сторонников О. были как откровенные карьеристы, старавшиеся найти компромисс с Сов. властью любой ценой, так и искренние сторонники проведения давно назревших церк. реформ, первонач. не представлявшие, каких конкретно сторон коснется обновленческое реформаторство. Большинство рядовых участников оказалось включено в него самой логикой развития событий. После ареста Патриарха Тихона (Белавина) О. более года доминировало в церк. жизни Сов. России. Но вскоре после освобождения Патриарха (27 июня 1923) влияние О. стало катастрофически снижаться. Вновь "встать на ноги" данное движение уже не смогло, причиной чему было негативное (по преимуществу) отношение к О. правосл. верующих. Постепенно все более теряя авторитет, с сер. 30-х гг. разделив участь всех религ. конфессий СССР, О. окончательно прекратило свое существование в годы Вел. Отеч. войны.

Обобщённо-личное предложение

ОБОБЩЁННО-ЛИ́ЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ - разновидность односоставных предложений, в к-рых гл. член выражен глагольной формой 2-го лица ед. числа; ср.: Его не переспоришь; К хорошему привыкаешь быстро. Производитель действия в О.-Л. П. словесно не выражен и представлен как обобщенное лицо. Обобщенность лица в О.-Л. П. обычно совмещается с обобщенностью временной отнесенности, формы прошедшего времени в О.-Л. П. не употребляются; их типичное значение - "никто и никогда", "все и всегда".

Вместе с тем, используя О.-Л. П., говорящий, как правило, основывается на собственном опыте, обобщает то, что им пережито лично; ср.: На войне встречаешь разных людей (К. Симонов); Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово (К. Паустовский). Широко распространены и такие употребления О.-Л. П., когда говорящий, как бы говоря с самим собой или ставя собеседника (читателя) на свое место, описывает неоднократно повторявшиеся события прошлого, к-рые происходили именно с ним; на отнесенность к прошлому в таких случаях указывает частица бывало; ср.: После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце. Вспомнишь... о Карле Ивановиче и его горькой участи... и жалко станет, так полюбишь его, что слезы текут из глаз (Л. Толстой). Этим разновидностям О.-Л. П. свойственна повышенная эмоциональность. Как писал А. М. Пешковский, "чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех".

Термин "О.-Л. П." используют и в более широком смысле для обозначения любых односоставных предложений, обозначающих обобщ. ситуации; ср.: Снявши голову, по волосам не плачут; Куй железо, пока горячо.

Лит.: Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. Л., 1941; Осипова Э. Н. Об особенностях функционирования односоставных предложений с глаголом 2-го лица единственного числа в обобщенном значении // Функционирование синтаксических категорий в тексте. Л., 1981; Распопов И. П., Ломов А. М. Основы русской грамматики. Воронеж, 1984; Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость. СПб., 1991.

Оболенский Евг. Петр.

ОБОЛЕ́НСКИЙ Евг. Петр. (1796-1865) - декабрист. Принадлежал к аристократич. роду, ведущему происхождение от князей черниговских. Отец - кн. Петр Ник., действ. стат. советник, тульский губернатор. Получил хорошее дом. образование, занимался самообразованием. В 1814 - юнкер уч. роты лейб-гвардии арт. бригады; подпоручик лейб-гвардии Павловского полка (1818); поручик (1821); переведен в лейб-гвардии Финлянд. полк (1824); ст. адъютант дежурства пехоты гв. корпуса (при ген.-адъютанте К. И. Бистроме) - 1825. Чл. Союза спасения (1817); Союза благоденствия (1818); организатор управы Союза благоденствия в лейб-гвардии Измайловском полку. Был среди основателей Сев. об-ва (1822), чл. его Коренной Думы и один из правителей (1823). Друг К. Ф. Рылеева. В 1824 по решению Думы вел переговоры с П. И. Пестелем о воссоединении Сев. и Юж. об-в, был сторонником объединения на основе "Русской правды" П. И. Пестеля. В нач. 1825 ездил в Москву, где вместе с И. И. Пущиным создал управу Сев. об-ва. В дни подготовки восст. показал "деловитый, основательный ум, твердый, решительный характер, неутомимую деятельность в достижении предположенной цели" (А. Д. Боровков). Избранный нач. штаба восст., О. стал гл. координатором действий среди офицерства, взял на себя задачу обеспечения восставших "военной силой". 14 дек. 1825 прилагал энергичные усилия для реализации плана восст.; в конце дня был избран диктатором - командовал войсками - взамен не явившегося на пл. С. П. Трубецкого. Арестован 15 дек., заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, закован в ручные кандалы. Осужден по 1-му разряду, приговорен к смертной казни, замененной пожизн. каторгой (срок каторги позднее сокращен). Отправлен закованным в Сибирь, доставлен в Усолье (60 верст от Иркутска), вскоре переведен в Благодатский рудник (1826-27), затем в Читинский острог (1827-30) и в Петровский з-д (1830-39). С 1839 - на поселении в с. Итанца Верхнеудинского округа Иркутской губ., в 1841 разрешено переехать в Тобольскую губ. - сначала в Туринск, затем в Ялуторовск (1843-56). В годы ссылки усилилась религиозность О. Оставаясь верным декабристским традициям, он стал отрицать насильств. методы борьбы. Вместе с коллегами по ссылке И. И. Пущиным, И. Д. Якушкиным, М. И. Муравьевым-Апостолом и др. вел большую просветит. работу. После амнистии (1856) поселился в Калуге, участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861. По просьбе Е. И. Якушкина, сына декабриста, написал воспоминания о К. Ф. Рылееве, И. Д. Якушкине, событиях 1826-27 (впервые опубл. в 1861 за границей П. В. Долгоруковым).

Оболенский Леон. Ег

ОБОЛЕ́НСКИЙ (псевдонимы N. N., Л. О. Кр-сов) Леон. Ег. (1845-1906) - писатель, публицист, лит. критик, автор многих филос. и социол. публ. позитивистского толка. Был вольнослушателем СПб. и Моск. ун-тов. Начав печататься в 1866 со стих., со временем попробовал свои силы в повестях, многочисл. пер., критич. и науч. статьях. Был изд. и сотр. позитивистских ж. "Свет", "Мысль", "Русское богатство", в к-рых обычно помещал свои соч. компилятивного характера. Писал о многом - о социал-дарвинизме, марксизме, субъективной школе, прогрессе и социальном паразитизме, класс. сознании и интеллигенции, социол. теориях Запада. Все это не было систематизировано им, мн. поздние публ. противоречили предыдущим. На этом основании современники констатировали отсутствие "сколько-нибудь заметного успеха" в деле его творчества (С. Южаков). Но подлинное значение О. в др. - у него было острое чувство модного в науке, этим объясняется его плодовитость, разбросанность интересов и их противоречивость; О. объективно указывал на необходимость позитивистского синтеза, интеграции всех этих данных.

Соч.: Личность и прогресс: (Социол. этюд) // Мысль. 1880. № 2; Общественная бессознательность: (Социол. этюд) // Мысль. 1880 / № 3; Свобода воли // Рус. богатство. 1883. № 1; Основная ошибка современного материализма и позитивизма // Рус. богатство. 1889. № 1-3; Новейшая псевдонаука // Рус. мысль. 1893. № 11; Самосознание классов в общественном процессе: (Психо-социол. этюд) // Вопр. философии и психологии. 1896. Кн. 34; Изложение и критика идей неомарксизма // Науч. обозрение. 1899. № 10; Групповая борьба и моральные идеалы: (Опыт синтеза двух враждебных социол. теорий) / Рус. мысль. 1900. № 8-9.

Оболенский Мих. Анд

ОБОЛЕ́НСКИЙ Мих. Анд. (1805-73) - историк-архивист. Окончил Пажеский корпус. 1825 - прапорщик лейб-гвардии Финлянд. полка. Участник рус.-тур. войны 1828-29, ранен при взятии Варны. В 1831-33 - награжд. службе в Варшаве при пред. врем. правления Царства Польского, затем в канц. наместника Польского. В 1833-73 служил в Моск. гл. архиве Мин-ва иностр. дел: 1833-40 - переводчик, затем смотритель; 1840-48 - исполнял должность управляющего; 1848-68 - управляющий; 1868-73 - дир. архива. Собирал письм. и веществ. источники по рус. истории. Самостоят. и вместе с сослуживцами подготовил к печати и опубликовал 3 летописных памятника (Супральскую летопись, Летописец Переяславля Суздальского, Новый летописец), большое число ист. актов и др. док-тов в "Сборниках князя О. "(1838-59. Вып. 1-12); "Иностр. сочинения и акты, относящиеся до России" (1847-48. Т. 1-4); "Книгу об избрании на царство... Михаила Федоровича" (1856 - роскошное изд. было подготовлено к коронации Александра II и вышло небольшим тиражом); "Письма русских государей и других особ царского семейства" (1861-62. Т. 1-4) и мн. др. Значит. часть источников относится к 16-17 вв. Печатал док. мат-лы и статьи в ж. "Чтения в Обществе истории и древностей Российских", "Архив исторических и юридических сведений", "Известия имп. Археологического общества", "Известия АН", "Библиографические записки", "Русский архив" и др. Автор работы "О первоначальных русских летописях" (1870). В 1875 вышло подготовл. дочерью изд. "Исследования и заметки князя О. по русским и славянским древностям". Зав. гос. древлехранилищем хартий, рукописей и печатей при Оружейной палате (с 1853), пред. комиссии по восстановлению палат бояр Романовых в Москве, участвовал в разработке плана их реставрации и создании музея "русской домашней жизни нач. 17 в." (с 1856). Чл.-корр. АН, чл. Моск. об-ва истории и древностей Российских, археол. и археогр. комиссий, мн. др. науч. об-в.

Обольянинов Ник. Ал др.

ОБОЛЬЯ́НИНОВ Ник. Ал др. (1868-1916) - библиограф. Окончил Медико-хирургич. академию, но гл. направлением деятельности избрал изучение илл. изданий, гравюр и литографий. О. составил неск. словарей и библ. указателей данной проблематики, в т. ч. "Русские граверы и литографы: Добавление к "Словарю русских граверов" Ровинского и "Описанию нескольких гравюр и литографий Тевяшова" (1913), "Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860" (1914-15. Т. 1-2), первый том "Словаря русских литографированных портретов" (1916, совм. с В. Я. Адарюковым и при участии С. П. Виноградова). Ему принадлежит работа "Заметки о русских иллюстрированных изданиях. Игры детские" (1916) - первый опыт регистрации подобного рода изд. в России.

Оборин Лев Ник

ОБО́РИН Лев Ник. (1907-74) - пианист, педагог. Учился в Муз. уч-ще им. Гнесиных у Е. Ф. Гнесиной, затем в Моск. конс. по фп. у К. Н. Игумнова и композиции у Г. Э. Конюса, Г. Л. Катуара, затем Н. Я. Мясковского. Окончил конс. (1926) и аспирантуру (1928) по специальности фп., однако занятия композицией сыграли свою роль в формировании исполнительского облика О. В 1927 одержал триумфальную победу на 1-м Междунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена (Варшава). Много гастролировал, выступая как солист и ансамблист (в дуэте с Д. Ф. Ойстрахом, в трио с Ойстрахом и С. Н. Кнушевицким). Игра О. отличалась ясностью замысла, гармоничной уравновешенностью, искренностью и теплотой интонирования. Основная часть его репертуара включала произведения Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Записал множество грампластинок. С 1928 преподавал в Моск. конс. (с 1935 - проф., в 1954-59 и в 1965-74 - зав. кафедрой фп.). Среди учеников - Т. П. Кравченко, М. С. Воскресенский, О. Д. Бошнякович, Э. А. Миансаров, В. Д. Ашкенази, А. Г. Бахчиев, Д. И. Сахаров, А. Г. Севидов, Е. Г. Новицкая. Пед. взгляды обобщил в ст. "О некоторых принципах фортепианной техники" (в сб. "Вопросы фортепианного исполнительства", вып. 2. М., 1968). Редактировал (совм. с Г. Г. Нейгаузом и Я. И. Мильштейном) сов. многотомное издание произв. Ф. Шопена. Нар. артист СССР (1964).

Лит.: Хентова С. М. Лев Оборин. Л., 1964; Рабинович Д. А. Портреты пианистов. М., 1970; Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. М., 1990.

Оборончество

ОБОРО́НЧЕСТВО - один из важнейших эл-тов полит. сознания рос. об-ва нач. 20 в. Первонач. О. являлось понятием, характеризующим процесс самоопределения интеллигенции в условиях рус.-япон. войны 1904-05. Под О. понималась позиция по поддержке усилий царского пр-ва в борьбе с внеш. врагом и одновременно с ослаблявшими режим внутр. рев. выступлениями. Понятие О. вновь приобрело актуальный полит. смысл с нач. 1-й мир. войны, когда в условиях "священного единения" происходила консолидация разл. обществ., полит. течений. О. позицию отказа на время войны от выступлений против режима в рев. или легально-оппозиционной форме заняли кадеты, нар. социалисты, возникшие "правые", "социал-шовинистич." течения в партиях меньшевиков (прежде всего Рабочая группа при Центр. Военно-пром. к-те, группа газ. "День" - В. Засулич, А. Потресов, Г. Алексинский, Г. Плеханов) и эсеры, например, В. Бурцев. Несогласные с этой позицией наз. себя "интернационалистами". После Февр. рев-ции 1917 появился новый смысл О. Меньшевики и эсеры, возглавив Петрогр. Совет, а затем войдя во Врем. пр-во, придерживались линии "рев. О.", считая, что в результате рев-ции изменился смысл ведущейся Россией войны, несущей освобождение Германии и ее союзникам. В послеокт. период большевиками в ходе гражд. войны и интервенции придавался смысл О. мероприятиям по массовой мобилизации, восстановлению армии, структур сильной гос. власти как защиты "цитадели мировой революции".

Оборот

ОБОРО́Т - См. Обособление.

Оборотничество

ОБОРО́ТНИЧЕСТВО - в нар. верованиях чудесная способность нек-рых существ менять облик, превращаться в др. существо или предмет. Чаще всего О. носит врем. характер: вслед за превращением следует возращение к прежнему состоянию. Осн. превращения происходят в рамках противопоставления человек - животное (рыба, птица), ср. сказки типа "Царевна-лягушка", "Аленький цветочек" и др. Идея О. связана с архаич. представлениями о двойственной природе всех элементов бытия, наличии видимой и невидимой сторон этого мира и иного, отсутствии четких границ между ними. Оборотни - особ. класс существ, занимающих промежуточное положение между мирами и/или связывающих их. Пограничность оборотней подчеркивается тем, что О. чаще всего происходит на рубеже дня и ночи, частей пространства (особенно на дороге, перекрестке). Считалось, что человек наиб. подвержен О. во время обряда перехода в новый статус. Широко распространены поверья о превращениях жениха, невесты и всего свадебного поезда. Само О. мыслится как антидействие: для перехода в иное состояние необходимо перевернуться, повернуться или перевернуть, повернуть какой-либо магический предмет.

Обособление

ОБОСОБЛЕ́НИЕ - интонационное и смысловое выделение второстепенного чл. предложения, содержащего доп. сообщение, сопутствующее тому, о чем говорится в распространяемой части предложения. Он работал, несмотря на усталость. Обособленные чл. предложения в большей или меньшей степени сближаются с самостоятельным или придаточным предложением; ср.: Мы жили в доме, построенном сто лет назад - Мы жили в доме, который построили сто лет назад; Она читала, сидя у окна - Она сидела у окна и читала. Термин "О." введен А. М. Пешковским (1878-1933).

Выделяются следующие факторы, способствующие О. второстепенного чл. предложения: 1) наличие зависимых слов, способствующее усилению его смысловой значимости; ср.: Девочка читала прислушиваясь, но Девочка читала, прислушиваясь к негромкому разговору; 2) необычный порядок слов; ср.: Ее постигло большое и неожиданное горе, но Ее постигло горе, большое и неожиданное; 3) появление дополнительных смысловых связей; ср.: Собрание состоится завтра, в четверг, где словоформа в четверг служит одновременно обстоятельством времени по отношению к сказуемому состоится и уточняющим компонентом по отношению к обстоятельству завтра.

В зависимости от того, является ли гл. чл. обособленной конструкции деепричастием, причастием, прилагательным или существительным, различают деепричастные, причастные, адъективные и субстантивные обособленные обороты. В предложении они могут выступать в функции определения, приложения, обстоятельства.

Лит.: Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956; Красильникова Е. В. О формах выражения вторичной предикации в книжной и разговорной речи // Русская разговорная речь. М., 1973; Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982; Распопов И. Л., Ломов А. М. Основы русской грамматики. Воронеж, 1984.

Обрадович Сер. Ал др.

ОБРА́ДОВИЧ Сер. Ал-др. (1892-1956) - поэт. Род. в Москве, в семье ремесленника. С 15-ти лет работал в типографии. Был участником 1-й мир. войны. В 1922-27 по приглашению М. И. Ульяновой заведовал лит. отд. газ. "Правда". Состоял в "Пролеткульте". Был одним из организаторов гр. "Кузница". Сб. стихов О.: "Взмах" (1921), "Сдвиг (1921), "Октябрь" (1922), "Новоселье" (1934), "Ярость" (1945) и др. О. прославляет труд литейщиков, молотобойцев, шахтеров, строителей, текстильщиков, рыбаков, всех, кто строит для себя "новоселье", торопит время "в походе к солнцу". Стихи О. часто включают распространенные образы-символы, получившие смысловой ореол в контексте эпохи (ветер, метель, ржавчина, мгла, весна, солнце и др.). Выступал как критик, переводил стихи поэтов народов СССР.

Образцов Сер. Вл

ОБРАЗЦО́В Сер. Вл. (1901-92) - реж. т-ра кукол, актер. Учился во ВХУТЕМАСе на живописном, а затем графич. ф-тах (1918-26). В 1922-30 начал работать артистом в муз. студии МХАТ, затем в МХАТ-2 (1930-36). Исполнял роли в пьесах как классич. репертуара ("Двенадцатая ночь" У. Шекспира), так и совр. драматургов ("Чудак" А. Н. Афиногенова). С 1923 начал выступать на эстраде в созданном им пародийно-сатирич. жанре миниатюр и романсов с куклами ("Колыбельная", "Докладчик" и др.). В 1931 возглавил Гос. т-р кукол. Разработал теорию и методику такого типа т-ра, создал репертуар, изобрел новые системы кукол. Постановки для детей - "Каштанка" (1935), "По щучьему велению" (1936), "Лампа Алладина" (1940) и др.; для взрослых - "Ночь перед Рождеством" (1941), "Необыкновенный концерт" (1946), "Божественная комедия" (1953, 1961) и др. Выступал как сценарист и реж.: "Удивительное рядом" (1962), "Кинокамера обвиняет" (1968) и др. Вице-през. Междунар. союза кукольников (с 1957), през. Центра этой орг-ции в СССР (с 1958).

Соч.: Актер с куклой. М.; Л., 1938; Моя профессия. М., 1950; Пять тысяч лет и три года. М., 1952.

Лит.: Смирнова Н. И. Советский театр кукол, 1918-32. М., 1963; Ее же. Театр Сергея Образцова. М., 1971.

Образцова Ел. Вас.

ОБРАЗЦО́ВА Ел. Вас. (род. 1939) - певица (меццо-сопрано). Окончила Ленингр. конс. по кл. пения А. А. Григорьевой (1964). Будучи еще студенткой, спела партию Марины Мнишек в Большом т-ре, куда и была принята после окончания учебы. Лауреат конкурса им. П. И. Чайковского (1970, 1-я премия), Междунар. конкурса им. Ф. Виньяса в Барселоне (1970, 1-я премия) и др. О. обладает ярким и сильным голосом широкого диапазона, значит. сценическим талантом. Своеобразие творческой индивидуальности позволяет ей нередко находить новые пути в трактовке классич. произведений. Многократно пела в зарубежных театрах в спектаклях с самыми знаменитыми певцами современности. Г. Караян пригласил ее для записи "Трубадура" (Азучена); в юбилейном спектакле в театре "Ла Скала", к-рый транслировался по телевидению во мн. странах, О. пела партию Эболи в "Доне Карлосе". Среди ее лучших партий - Шарлотта в "Вертере", но самой большой удачей является партия Кармен, к-рую она поет в Большом театре и пела во мн. странах. Концерты О. пользуются неизменной популярностью, в ее репертуаре, наряду с произведениями 19 в., - соч. Г. В. Свиридова, к-рые она разучивала и исполняла в сопровождении автора, а также музыка др. сов. композиторов. Нар. артистка СССР (1976). Лауреат Ленинской премии за концертную деят-ность (1975), Гос. премии РФ за концертную деятельность (1973). Герой соц. труда (1990).

Лит.: Тимохин Е. В. Елена Образцова. Творческий портрет. М., 1988.

Е. В. Образцова в роли Кармен

Е. В. Образцова в роли Кармен

Образцовые войска

ОБРАЗЦО́ВЫЕ ВОЙСКА́ - пехотный батальон и кавалерийский полк, впоследствии эскадрон, призванные служить образцом воинской выправки и строевой подготовки. Были учреждены в России в 1826. Такое же назначение имели сформиров. в 1830 пешая и конные батареи. О. В. просуществовали недолго: в 60-е гг. они были переименованы в учебные; в 1882 образцовые пехотный батальон и кавалерийский эскадрон были вообще упразднены, а пешая и конные образцовые батареи преобразованы в батареи офицерской стрелковой школы.

Обращение

ОБРАЩЕ́НИЕ (вокатив) - наименование лица или, в случае олицетворения, неодушевленного предмета или явления, к к-рому обращено высказывание; ср.: Петя, что ты завтра делаешь? Петя, возвращайся скорей! Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч (А. Пушкин). Первичное назначение О. состоит в том, чтобы привлечь внимание слушающего и дать понять, что высказывание обращено именно к нему. Поэтому присутствие О. особенно характерно для вопросительных и побудительных предложений, требующих непосредственной реакции конкретного адресата - ответа или действия.

В совр. рус. яз. форма О. совпадает с формой им. падежа существительного в сочетании со специфической интонацией. В старослав. и др.-рус. яз. О. выражалось особыми формами звательного падежа, сохр. в "застывших" вокативных формах нескольких слов; ср.: Боже, отче, Господи. В худ. произведениях они употребляются с целью создания ист. колорита; ср.: Чего тебе надобно, старче! (А. Пушкин). В совр. разговорной речи у сущ., оканчивающихся на -а и обозначающих термины родства (папа, мама, дядя, тетя) или являющихся именами собственными (Петя, Федя, Ванька, Наташа), в кач-ве формы О. используется "особая усеченная "звательная" форма, совпадающая с основой: пап, мам, Петь, Тань, Ваньк.

Наряду с вводными конструкциями, О. обычно вкл. в число компонентов, не имеющих формальной синтаксической связи с др. словами предложения, в составе которого они употреблены. При особом интонационном выделении О., например, Коля!, произнесенное тоном упрека или укора, - образует самостоятельное высказывание, не требующее продолжения. Такие предложения, единственным гл. чл. к-рых является О., А. А. Шахматов рассматривал в кач-ве вокативных односоставных предложений.

Лит.: Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. Л.. 1941; Храковский В. С., Володин А. П. Семантика и типология императива. Русский императив. Л., 1986.

Обрезание

ОБРЕЗА́НИЕ - древний и довольно распространенный у мн. народов обряд, обычно связанный со вступлением в категорию взрослых мужчин (в Др. Египте зафиксирован уже в 3 тыс. до н. э.). Это посвящение (инициация) - знак принадлежности к опред. общине; при этом пролитие крови свидетельствует о прочности заключенного между людьми союза.

О. у древних израильтян, восходящее к отцу народа Аврааму (Быт 17 гл.) и провозглашенное в Законе (Лев 12:3), приобретает исключит. религ. значение, становясь физич. знаком вступления в союз-Завет, заключенный Богом с Авраамом и всем богоизбранным народом. Это подтверждается проливаемой при этом кровью (ср. Исх 4:26), названной позднее "кровью Завета". В еврейском понимании кровь священна, ибо в ней - жизнь (Лев 17:11, 14; Втор 12:23). Поэтому кровь, текущая из органа, передающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принимаемой как дар свыше. Так О. становится "зна́мением" (знаком), напоминающим Богу о его союзе-Завете, а человеку - о его принадлежности к избранному народу и вытекающих из этого обязательствах. Этот знак каждый израильтянин носит на своей плоти с восьмого дня от рождения, получая одновременно с ним и имя (срок О. выдерживался так строго, что ради него нарушался даже субботний покой - Ин 7:22-23). Однако физич. О. само по себе бессмысленно без "О. сердца" - нравственного очищения (Втор 10:16; Рим 9:6-8).

В Новом Завете, согласно ап. Павлу, "не имеет силы ни О., ни необрезание, но вера, действующая любовью" (Гал 5:6). Знамением вступления в Церковь Христову становится таинство крещения, заменяющее собой О. (хотя последнее и сохраняется у народов, имевших его до принятия христианства, - коптов, эфиопов, якобитов).

О. (хитан) существует также в исламе, хотя в самом Коране нет предписания мусульманам о его совершении. Мусульманское предание (сунна) возводит О. к Аврааму - "первому мусульманину" (Коран 3:60). Согласно одному из преданий, Мухаммад сказал, что О. - одно из условий фитра (состояния чистоты, подразумевающей веру в единого Бога). Нет никаких сведений об О. самого Мухаммада, но нек-рые мусульманские авторы утверждают, что он родился обрезанным. То же касается и 17 избранных пророков (от Адама до Мухаммада).

Время О. во многом определяется местными традициями. Общее предписание шариата (мусульманского закона) гласит, что О. следует совершать мальчикам в возрасте от 7 до 12 лет, но допускает его и на седьмой день от рождения. В нек-рых странах мальчиков перед О. подвергают достаточно серьезному испытанию. В Турции их обряжают в красочные праздничные одежды и совершают обряд в присутствии многочисленных гостей из родственников и друзей. Обрезание девочек, которое практиковалось в доисламской Аравии, шариат не предписывает, хотя оно получило распространение в некоторых мусульманских регионах, особ. в Африке.

Обрезание Господне

ОБРЕЗА́НИЕ ГОСПО́ДНЕ - христ. праздник, посв. воспоминанию обрезания Иисуса Христа и наречению ему имени. "По наступлении дня восьмого, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве" (Лк 2:21). Это произошло в Вифлееме, где Св. Семейство пребывало в течение примерно полутора лет до прихода магов (волхвов) и последовавшего за этим бегства в Египет. "Если бы Он не принял обрезания, то никто бы не признал в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова. Обрезание притом предуказывало на ту кровь, какую Христос должен был пролить со временем на Голгофе" (Толковая Библия. Т. 9. С. 137-138). Св. Епифаний Кипрский (ум. 403), полемизируя с еретиками-гностиками, указывал, что "Христос Бог, сшедший с неба и пребывавший в утробе Девы Марии обычное для чревоносимых младенцев время..., обрезан в восьмой день действительно, а не в призраке [плоти]".

Праздник О. Г., входящий в цикл рождественских праздников, впервые упоминается в источниках 2-й пол. 4 в. и совершается в 8-й день от Рождества - 1 (14) янв. (в зависимости от календ. стиля). До 14 в. он входил на Востоке в число важнейших "владычных праздников" (позднее названных "двунадесятыми"), наряду с Пасхой, Рождеством и др. В списке двенадцати праздников Никифора Каллиста (1-я пол. 14 в.) его заменяет Успение Девы, первый собственно богородичный двунадесятый праздник. В совр. рус. православном церк. календаре О. Г. имеет статус "великого" праздника и совп. с памятью Василия Великого. В рим. церкви день О. Г. является одновременно праздником Имени Иисусова (установлен в 1444 по предложению Богословского ф-та Сорбонны) и "Октавой" Рождества Христова (отдание Рождества).

Лит.: Богословский М. Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и принесение Его во Храм (Лука 2:21-40) // Правосл. Собеседник. 1892. № 9. С. 3-35; Булгаков С., прот. Автобиографические заметки. Париж, [1946]. С. 158-162.

Обрезная гравюра

ОБРЕЗНА́Я ГРАВЮ́РА - ксилография на досках продольного распила из мягких пород дерева.

Оброк

ОБРО́К - продуктивные или ден. платежи, выплачивавшиеся феод. зависимыми крестьянами феодалам в качестве продуктивной (натуральный оброк) или ден. (ден. оброк) феод. зем. ренты. Слово "О." общеслав. происхождения, первонач. его значение - "то, о чем договорились", т. е. "договор, соглашение". В отличие от барщины, взимание О. предполагало присвоение феодалом прибавочного продукта (или его ден. эквивалента), произв. крестьянином в его х-ве. Натуральный О. мог включать разл. с.-х. продукты, а также ремесленные изделия. Ден. оброк выплачивался крестьянином из доходов, вырученных от продажи части своего урожая на рынке. В период генезиса феодализма О. (преим. натуральный) был одной из наиб. распростран. нач. форм эксплуатации крест-ва. В период расцвета феод. О. обычно совмещался с барщиной. Становление феод. отношений в Киев. Руси привело в 9-11 вв. к появлению продукт. О., первонач. в виде дани как одной из форм эксплуатации крест-ва. В 13-14 вв. роль продуктивного О. повышается одноврем. с ростом хоз. самостоятельности крестьян и имуществ. расслоения в деревне. Дальнейшее развитие товарно-ден. отношений ведет к росту ден. О., получившего наиб. распростр. в Новгород. землях. В 16 - нач. 17 в. закрепощение крест-ва, оформление поместной системы и появление барской запашки привели к господству барщины в сочетании с натуральным О. Барщина преобладала среди помещичьих крестьян, для дворцовых, монастырских и гос. крестьян с 17 в. осн. формой эксплуатации становится ден. О. Со 2-й пол. 18 в. осн. р-ном преобладания О. стали нечерноземные пром. губернии. В это время в 19 губерниях Европ. России в нечерноземной зоне было 55%, а в черноземной - 26% оброчных помещичьих крестьян. За 2-ю пол. 18 в. размеры О. помещичьих крестьян возросли в 3-4 раза, увеличились и О. гос. и удельных крестьян. В 1-й пол. 19 в. в период кризиса феод. системы О. помещичьих крестьян увеличиваются примерно вдвое, в то время как размеры их наделов сокращаются. Повышение О. вело к росту отходничества (временный уход крестьян на заработки в пром. р-ны), ставшего в 19 в. одним из осн. источников получения средств для уплаты О. Возникла система смешанных повинностей, включавшая ден. О. и барщину. К кон. 50-х гг. 19 в. оброчные крестьяне составляли 28,5% крепостных и лишь в Центрально-нечерноземном и сев. р-нах они преобладали над барщинным. В гос. и удельной деревне О. был осн. формой эксплуатации. В ходе крест. реформы 1861 произошла замена барщины О. С 1 янв. 1883 с началом обязат. выкупа платежи О. помещикам были прекращены. Оброчные платежи гос. и удельных крестьян в 60-е гг. 19 в. были преобразованы в выкупные.

Обручев Вл. Аф.

О́БРУЧЕВ Вл. Аф. (1863-1956) - геолог и географ, акад. (с 1929), писатель. Окончил Пб. горн. ин-т (1886). Проф. Томского технол. ин-та (1901-12), Таврического ун-та (1919-21) и Моск. горн. академии (1921-29). Инициатор создания и директор (с 1939) Ин-та мерзлотоведения АН СССР. Акад.-секр. Отд. геолого-геогр. наук АН СССР (1942-46). поч. през. Географич. об-ва СССР (1947-56). О. - изв. исследователь Сибири, Центр. Азии и Ср. Азии. Результаты иссл. обобщены в трехтом. монографии "Геология Сибири" (1935-38), "История геологич. иссл. Сибири" (т. 1-5, 1931-59) и др. Многочисл. работы по геологии рудных месторождений, четвертичным отложениям, неотектонике, геоморфологии, географии. Автор научно-фантастич. и приключ. романов: "Плутония" (1924), "Земля Санникова" (1926) и др. Удостоен Константиновской медали (1901), серебр. медали (1888), малой зол. медали (1890), премии им. Н. М. Пржевальского Рус. геогр. об-ва (1894); АН СССР присудила ученому первую зол. медаль им. А. П. Карпинского. За лучшие работы по геологии Сибири АН СССР учредила премию им. О. (1938).

Именем О. назв.: хребет в Тувинской авт. обл., вулкан в верховьях Витима, пик в рус. Алтае, ледник в монг. Алтае и др. Имя О. присвоено Ин-ту мерзлотоведения АН СССР.

В. А. Обручев на Международном геологическом конгрессе. 1937

В. А. Обручев на Международном геологическом конгрессе. 1937

Обручев Ник. Ник

О́БРУЧЕВ Ник. Ник. (1830-1904) - воен. и гос. деятель, ген. от инфантерии. В 1848 г. окончил 1-й кадетский корпус в СПб., а в 1854 Николаевскую академию Ген. штаба. С 1856 проф. и нач. кафедры воен. географии Академии Генштаба. В 1858, когда по инициативе Д. А. Милютина и А. П. Карцева был создан ж. "Военный сборник" "как орган гласности при обсуждении всех важнейших вопросов нашего военного быта" и Карцев пригласил на пост гл. ред. Н. Г. Чернышевского, О. назначается его заместителем; с тех пор становится на долгие годы постоянным авт. этого ж. В 1876-97 О. управляющий и чл. Воен.-ученого к-та Гл. штаба и ближайший сотрудник Д. А. Милютина в деле проведения воен. реформ. В 1876 О. разработал стратегический план ведения войны против Турции. Во время рус.-тур. войны 1877-78 находился на т-ре воен. действий. В 1881, после отставки Д. А. Милютина с поста воен. мин., был осн. претендентом на этот пост, но не назначен на него Александром III. То же повторилось и позже, после отставки Ванновского. С 1897 в отставке, жил у родных жены во Франции, где и умер. Похоронен в СПб.

Обручев Сер. Вл

О́БРУЧЕВ Сер. Вл. (1891-1965) - геолог и географ, чл.-корр. АН СССР (с 1953). Окончил Моск. ун-т (1915). Геол. иссл. проводил в сев.-вост. Сибири, на Чукотском п-ове. Установил золотоносность басс. рек Колымы и Индигирки. Разработал схему тектоники С.-В. Азии. Открыл месторождения олова на С.-В. страны. Удостоен серебр. медали Географического об-ва СССР (1925).

Обручение

ОБРУЧЕ́НИЕ - городской вариант обряда, соотв. сговору или рукобитью, заручению, хотя само это назв. есть и в дерев. обряде. В городе связано с обменом кольцами.

Обряды жизненного цикла

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обстоятельство

ОБСТОЯ́ТЕЛЬСТВО - второстепенный чл. предложения, обозначающий дополнительную характеристику (признак) действия или признак др. признака; ср.: быстро бежит, гуляет по улице, очень красивый, не читай лежа, поехал учиться. Формами выражения О. служат наречия, предложно-падежные формы существительных, деепричастия, инфинитив.

По значению О. подразделяются на неск. разрядов, границы между ними не всегда четко различимы. К основным разрядам О. относят: О. образа действия (громко поет; пишет без ошибок); О. места и направления (живет в деревне; гуляет по лесу); О. времени (родился весной, встал рано утром); О. цели (уехал на рыбалку; пошел погулять); О. причины (сослепу прошел мимо; не пришел из-за болезни); О. условия (закончит при наличии времени); О. уступки (сделал несмотря ни на что, успел невзирая на трудности) и др.

О. часто используются в качестве детерминантов, относящихся ко всему предложению в целом; ср.: За перегородкой о чем-то шептались; От мороза полопались стекла.

Лит.: Бабайцева В. В. Система членов предложения в современном русском языке. М., 1988; Теория функциональной грамматики. Локативность. Бытийность. Посессивность. Обусловленность. СПб., 1996.

Обухов Анат. Ник

ОБУ́ХОВ Анат. Ник. (1896-1962) - артист и педагог балета. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1913 (кл. М. Обухова). В 1913-19 артист Мариинского т-ра, с 1917 первый танцовщик. Среди его ролей: Люсьен ("Пахита"), Дезире ("Спящая красавица"), Зефир ("Пробуждение Флоры"), Юноша ("Шопениана"), Таор ("Дочь фараона"), Франц ("Коппелия"), Дамис ("Испытание Дамиса"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жизель"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Базиль ("Дон Кихот"). В 1920-22 танцует в Бухаресте, в 1922-25 премьер "Рус. романтич. балета" (Берлин). Здесь в его репертуаре "Жизель", "Арлекинада" и балеты Б. Романова "Андалузиана", "Танцовщица и разбойница", "Трапеция" и др. В 1925-40 О. выступает вместе с В. Немчиновой в Лондоне, Риге, Каунасе, Монте-Карло. В 1940-62 ведущий педагог "Школы амер. балета" (Нью-Йорк). О. лучше др. удавались роли лирич. плана, его танец был пластичен и мягок. Балерины ценили его как партнера, сама А. Павлова танцевала с ним в свой последний приезд в Россию в 1914. Покинув Россию в 1920, О. в разных ролях на разл. сценах оставался тем же превосходным классич. танцовщиком. В США он готовил учеников, к-рые позднее выступали в балетах Д. Баланчина.

Предыдущая страница Следующая страница