Статьи на букву "Н" (часть 6, "НОВ"-"НЭЛ")
НОВОКРЕСТЬЯ́НСКИЕ ПОЭ́ТЫ - понятие, объединяющее поэтов - выходцев из крестьян, творчество к-рых началось в 1900-10-е гг. и к-рых отличают от "старых" крест. поэтов 19 в.: А. В. Кольцова, И. С. Никитина и др. Н. П. - это Н. А. Клюев, С. А. Есенин, С. А. Клычков, А. В. Ширяевец, П. В. Орешин. К этому кругу могут быть отнесены и П. А. Радимов, А. А. Ганин. Сами поэты не применяли к себе этого наименования и не составляли оформл. лит. направление (подобно символизму, акмеизму и др.). Однако чувство общности было, и Есенин в 1917 в письме в Ширяеву писал о "крест. купнице". Н. П. роднили темы, связ. с крест. укладом жизни и мирочувствием, любовь к родной земле, органич. близость к фольклору и др. Благодаря этим особенностям читатели и критики также соединяли эти имена в некую единую группу. Впервые этих поэтов определил как Н. П. критик В. Львов-Рогачевский ("Поэзия новой России: Поэты полей и городских окраин". М., 1919). В 20-е гг. термин "новокрестьянская поэзия" получил широкое применение. Каждый из этих поэтов обладал собств. неповторимой индивидуальностью, оставил свой вклад в истории рус. лит-ры 20 в. Клюев, Есенин, Орешин, Клычков пережили недолгий период рев. энтузиазма, близко стояли к левоэсер. движению (участвовали в сб. "Красный звон", 1918; ред. Р. В. Иванов-Разумник). Вскоре наступает разочарование в новой эпохе, связ. прежде всего с трагедией крестьянства, гибелью традиций и крушением всего уклада, - все это отразилось в творчестве Н. П. Судьба новокрестьянской поэзии в целом в послерев. годы и судьбы самих поэтов были трагичны. В 20-е гг. рапповская критика начинает травлю Н. П., получивших определение "кулацких", "певцов кулацкой деревни" (критики В. Князев, О. Бескин и др.). Почти все поэты новокрестьянской гр. подверглись репрессиям и физ. уничтожению: А. А. Ганин был расстрелян в 1925, Н. А. Клюев, С. А. Клычков, П. В. Орешин - в 1937. В последующие годы наследие этих поэтов оставалось практич. неизвестным читателю, за исключением поэзии С. А. Есенина, к-рая, однако, также находилась долгое время под запретом, но ранее др. получила офиц. признание и стала издаваться. Творчество остальных Н. П. по-настоящему вернулось к читателю лишь с сер. 80-х гг. |
НОВОМУ́ЧЕНИКИ - общее название правосл. духовенства и мирян, репрессированных в годы сов. власти. Первым Н. считается протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный 31 окт. 1917 в Царском Селе. 25 янв. 1918 в Киеве был убит митр. Киевский Владимир (Богоявленский). День его кончины (или первое воскресенье после него) отмечается как день памяти (собор) Н. Большое число правосл. духовенства и мирян погибло в результате протестов против Декрета об отделении Церкви от гос-ва и во время гражд. войны. В 1922 началась кампания "по изъятию церк. ценностей", приведшая к ряду суд. процессов (Москва, Петроград, Шуя и др.), закончившихся репрессиями против духовенства и мирян. Впоследствии пики репрессий наблюдались в 1929, в связи с коллективизацией, при массовом закрытии церквей в сер. 1930-х гг. Во время "большого террора" была уничтожена большая часть духовенства. Общее число Н. - неск. десятков тыс. чел. Рус. Заруб. Церковь причислила Н. к лику святых. За посл. годы Рус. Правосл. Церковь канонизировала прот. Иоанна Кочурова (1994), митр. Владимира и Вениамина (1992), вел. кн. Елизавету Федоровну (1992), митр. Петра, Серафима (1997) и др. Нек-рым Н. установлено местное почитание. Лит.: Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви 20 столетия. Кн. 1-2. Тверь, 1992-1996. |
НОВОПО́ЛЬЦЕВ Абр. (ок. 1820-85) - нар. сказитель. Крестьянин с. Яксашное-Помряськино быв. Ставропольского у. Самарской губ. Был пастухом, жил бедно. Его репертуар записан Д. Н. Садовниковым (Сказки и песни Самарского края. СПб., 1872). Н. относят к типу сказочников-балагуров: он насыщал свои сказки шутками, нередко придавал серьезным ситуациям потешный характер ("У старика старуха умерла - ноги в стену уперла"), в изобилии пользовался зарифмованными формулами, присказками, вносил рифму даже в описательные части и в диалоги персонажей, любил вводить в повествование кабацкие и трактирные сценки. Соч.: Сказки Абрама Новопольцева / Ред. и вступ. ст. Э. В. Померанцевой. Куйбышев, 1952. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НОВОСИ́ЛЬЦЕВ Ник. Ник. (1768-1838) - гос. деятель, граф. Был незаконорожд. сыном сестры гр. А. С. Строганова, в доме к-рого воспитывался. С дет. лет записан в пажи, в 1783 поступил в армию в чине капитана, в 1786 причислен к Иностр. коллегии. Участвовал в войне со Швецией (1788-90). По возвращении в Петербург был представлен вел. князьям Константину Павловичу и Александру Павловичу, на к-рых произвел благоприятное впечатление. В 1792-95 участвовал в войне в Польше и Литве, где проявил себя хорошим администратором и принимал участие в дипл. переговорах. В 1796 ушел в отставку и уехал в Лондон, где в течение 4 лет изучал физику, математику и медицину. По вступлении на престол Александр I немедленно вызвал Н. из Лондона и произвел его в действит. камергеры с повелением состоять при своей особе по особым поручениям. Обязанностью Н. было рассмотрение проектов по части земледелия, торговли, промыслов, земель и иск-ва, а с 1802 поручены дела Святейшего Синода. В Негласном комитете Н. был одним из самых деятельных чл. В 1803-04 Н. нес обязанности попечителя С.-Петерб. уч. округа, президента АН, тов. мин. юстиции и чл. Комиссии законов. В 1804 между ним и имп. произошла размолвка, и Н. в основном выполнял дипл. поручения. До 1809 постоянно находился при Александре I, затем отправился в Вену на лечение. В 1812 был вызван в Петербург, а в 1813 назначен вице-президентом врем. совета, учрежд. для управления Варшавским герцогством, президент комитетов высшего надзора над госпиталями и над полицией, ему был поручен надзор за финансами в герцогстве. С переименованием герцогства в Царство Польское (1815) Н. оставался гл. делегатом при правительств. совете Царства, сделал ряд проектов, заведовал комитетом по учебной части. Деятельность Н. в Польше продолжалась до 1831. За время своего пребывания здесь вызвал недовольство поляков своей суровостью, переходящей в жестокость, что вполне могло стать одной из причин восст. 1830. В 1831 Н. переехал в Петербург и был назначен чл. Гос. совета. В 1832 Н. стал пред. Гос. совета и К-та министров. В 1833 получил титул графа. |
"НО́ВЫЕ ЛЮ́ДИ" - так в лит-ре и критике 1860-х гг. стали называть демократов и нигилистов, героев романов, напис. разночинцами. Термин был взят из подзаголовка к ром. Н. Г. Чернышевского "Что делать?" ("Из рассказов о новых людях"). Новыми они могли быть по отношению к прежним героям рус. лит-ры - "лишним людям". |
"НО́ВЫЙ ГРАД" - филос.-полит. журнал Рус. зарубежья, выходивший в Париже (1931-39, всего вышло 14 номеров). Активными сотрудниками и авторами ж. были Н. А. Бердяев, Ф. А. Степун, Г. П. Федотов, И. И. Фондаминский-Бунаков. Авторы "Н. Г." разделяли взгляды младшего поколения рус. эмиграции, хотя сами принадлежали к поколению "отцов". Концепция ж. строилась на отрицании демократии как слабейшей формы правления, зависимой от капиталистич. системы; кроме того, новоградцев огорчал провал борьбы с большевиками. "Н. Г." предсказывал тяжелейшие войны, с к-рыми демократии явно не справятся. Гл. целью своей программы, в ее христ.-соц. преломлении, новоградцы видели человеч. свободу: "Против фашизма и коммунизма мы защищаем вечную правду личности и ее свободы - прежде всего - свободы духа". По мнению авторов "Н. Г.", такому решению вопроса способствовало лишь христ-во, к-рое "утверждает равенство целого и части, личности и мира, Церкви и человеч. души". Одноврем. отвергая и буржуазное, и социалистич. решение вопроса мир. кризиса, новоградцы верили, что в СССР рождается новый тип человека. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"НО́ВЫЙ ПУТЬ" - ежемес. лит. и религ.-филос. журнал, издававшийся в С.-Петербурге в 1903-04. Основан Д. Мережковским, З. Гиппиус и П. Перцовым при ближайшем участии Н. Минского, В. Розанова, Д. Философова. Официальный ред. П. П. Перцов, непосредственно редакционной работой фактически занималась, гл. обр., З. Гиппиус. Возникновение его тесно связано с Петерб. религ.-филос. собраниями. Ж. призван был выразить в различ. лит. формах новые идеи и тенденции, возникшие в об-ве с пробуждением религ.-филос. мысли. Гл. задача - проповедь "неохристианства", идей обновления рус. православия, преображения мира и человека на путях веры и "религиозного творчества". Особое внимание уделялось проблеме синтеза идей догматич. христ-ва с совр. филос.-эстетич. представлениями. В ж. преобладали произв. мистико-религ. характера. Особ. широко было представлено творчество поэтов-символистов А. Блока (дебютировал здесь как поэт), В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, Вяч. Иванова, Ф. Сологуба и др. С окт. 1904 значит. место в ж. заняла группа философов-"идеалистов" во главе с С. Булгаковым и Н. Бердяевым; с нею была связана попытка Мережковских реформировать ж. посредством соединения проповеди религ. возрождения России с идеями соц. освобождения. С 1905 С. Булгаков и Н. Бердяев возглавили преобразовательную редакцию ж., получившего др. назв. - "Вопросы жизни". |
"НО́ВЫЙ САТИРИКО́Н" - еженед. лит.-худож. журнал сатиры и юмора, издававшийся в 1913-18 в С.-Петербурге-Петрограде т-вом "Новый Сатирикон". Ред. "Н. С." был А. Т. Аверченко, сотрудниками - Н. А. Тэффи, Саша Черный, П. П. Потемкин, В. В. Князев, А. С. Грин, С. Я. Маршак, А. А. Радаков, Н. В. Ремизов, М. В. Добужинский и др. Большая часть сотрудников "Н. С." перешла в него из ж. "Сатирикон", после ухода из "Сатирикона" А. Т. Аверченко. Продолжавший традиции "Сатирикона", "Н. С." тем не менее был гораздо более политизированным изданием. В нач. 1-й мир. войны "Н. С." поддерживал патриотич. настроения в рус. об-ве, разделяя призыв "позабыть внутренние распри в час испытаний", и не избежал шовинист. характера многих публикаций. По мере нарастания антивоен. настроений в об-ве изменялась и позиция "Н. С.": в 1915 на его страницах выступал со своими "гимнами" В. В. Маяковский. "Н. С." приветствовал Февр. рев-цию 1917, однако впоследствии критиковал деят-ность Врем. пр-ва. После окт. 1917 деят-ность "Н. С." определялась неприятием его редакцией нового режима: почти все публикации носили характер либо сатиры, либо политич. публицистики. В приложении к "Н. С." ("Эшафот", ред. П. М. Пильский) критиковались интеллигенты, сотрудничавшие с большевиками. Большой обществ. резонанс получили спец. выпуски "Н. С.", посвящ. 100-летию со дня рождения К. Маркса, победе Франции в мир. войне и т. п. |
НОГА́ТА (от араб. "накада" - сортировать деньги, отбирать хорошие экземпляры; "накд" - полноценная, отборная монета) - ден. единица Др. Руси. Вместе с куной и резаной Н. составляла кунно-ден. систему. Весила Н. ок. 2,5 г и, очевидно, равнялась серебр. монете высокой пробы - старому полновесному куфическому дирхему. В 11 в. Н. - 1/20 гривны - 1,25 куны; с 12 в. - 1/20 гривны или 2,5 куны. |
НОГОВИ́ЦЫ - одежда, облегающая ноги. Изготавливались из разных материалов: сукна, шерсти и т. д. Иногда соединялись в одно целое с сапогами, могли иметь форму чулок, гамаш и т. п. Н. кольчужные - часть воен. доспеха. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НОЗДШВ - ставшее нарицательным имя персонажа поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" (1842), внешне открытого и сердечного человека, в действительности же скандальной личности, совершающего безотчетные поступки болтуна и сплетника. |
НОКТЮ́РН (от лат. nocturnus - ночной) - муз. пьеса, ситуативно или содержательно связанная с ночью или рожденными ею образами. В 18 - нач. 19 в. Н. - многочастное произв. для инструментального ансамбля, родственное инструментальной серенаде и предназначенное для исполнения под открытым небом вечером, ночью ("Маленькая ночная музыка" В. А. Моцарта). Обозначение Н. применялось и к вокальным одночастным произведениям, "ночным" оперным сценам. В период романтизма Дж. Фильд создал новый тип Н. - небольшую лирическую фп. пьесу проникновенно-мечтательного либо элегического характера. Ф. Шопен углубил и драматизировал этот тип, в частности, за счет введения контрастной средней части. Н. у Ф. Листа связан с поэтическим текстом (фп. цикл "Грезы любви"). Р. Шуман в цикле "Nachtstecke", op. 23 следует за фантастическими образами одноименных новелл Э. Т. А. Гофмана. К. Дебюсси назвал "Ноктюрнами" три пьесы для оркестра ("Облака", "Празднества", "Сирены"), созданные под впечатлением одноименной серии картин английского художника Дж. Э. Уистлера. М. И. Глинка, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, А. Н. Скрябин обращались к Н., развивая фильдовско-шопеновские традиции. Н. из раннего фп. цикла "Афоризмы" Д. Д. Шостаковича разрушает романтические штампы жанра. |
НОМИНА́Л (от лат. nominalis - именной) - обозначение достоинства на монетах и банкнотах, выражающее их паритет к ден. единице гос-ва. Сначала монеты получали свои назв. от весовых единиц, если назв. монеты совпадало с содержанием в ней ценного металла. Со временем вес монет постоянно уменьшался, тогда как назв. их не менялось. Так возникло расхождение между назв. монет (Н.) и их весом, или реальной стоимостью. Дробление ден. единицы осуществляется с учетом существующего уровня цен, оно должно облегчить платежи наличными и учитывает соотношение между банкнотами и монетами. Применительно к бумажным ден. знакам говорят о подразделении банкнот на более мелкие Н. Уменьшение веса монет и ухудшение их кач-ва зачастую производилось гос-вом сознательно с целью получения больших прибылей от чеканки монет. Резкое обесценение монет наступало обычно во время экон. кризисов и войн. В эти периоды содержание ценного металла резко отставало от Н. монет, и они становились кредитными деньгами с принудит. курсом, что вызывало рост цен на предметы потребления и др. |
НО́НА (от итал. nona rima - девятистишие) - строфа из 9 стихов на 3 рифмы (схема рифмовки: a b a b a b a c c). Развилась из итал. нар. песен. формы. В отличие от родств. ей октавы, популярна не была никогда. В России Н. появляется в нач. 20 в. Этой строфой написана "Поэма в нонах" В. Пяста (1912): Рассказ мой в трех словах изобразить легко: Младенцем я был хил, болезненно способен: Мечтами юности ширял я далеко. И был как Дон Кихот беспечен и беззлобен. Натура нервная, я принял глубоко Все, чем в России год усобиц был утробен (Год Витте, Дурново, Иванова и Ко): В чужих краях меня загрызла до психоза Тоска по родине. - Все "умственно" и проза. |
НООСФЕ́РА (от греч. νοῦζ - разум и σφαία - шар, оболочка) - букв. "мыслящая оболочка", сфера разума, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением человечества и его разумной деятельностью. Понятие Н. ввел франц. философ Э. Леруа в 1927 и разработал П. Тейяр де Шарден. Совр. же понимание Н. в 1930-40-х гг. разработал выдающ. рус. ученый В. И. Вернадский. По Вернадскому, "человек становится крупнейшей геологической силой", а человечество неотделимо от биосферы. На смену "человеку разумному" Homo Sapiens пришел Homo Sapiens faber - человек разумный-творец. "Лик планеты химически резко меняется человеком сознательно и гл. обр. бессознательно" (Вернадский). |
НОРДЕНШЕ́ЛЬД Нильс Адольф Эрик (1832-1901) - шведский географ и геолог, исследователь Арктики, чл. Стокгольмской АН (1858), чл.-корр. Петерб. АН (1879), поч. чл. РГО (1881). Род. в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). Окончил Гельсингфорский ун-т (1853). В 1857 переехал в Швецию. С 1858 - проф. в Стокгольме. В 1858-73 совершил ряд полярных эксп., во время к-рых произведена съемка юж. и вост. берегов Шпицбергена и собран ценный материал по фауне, флоре и геологии архипелага. В 1870 и 1883 руководил эксп. в Гренландию, положившими начало исследованиям ее внутр. областей. С целью освоения Сев.-вост. мор. прохода в 1875 и 1876 совершил рекогносцировочные плавания из Швеции до устья Енисея. В 1878-79 на судне "Вега" впервые осуществил сквозное плавание Сев.-вост. проходом из Атлантич. ок. в Тихий с зимовкой в р-не Колючинской губы (Чукотский п-ов). Эксп. сыграла важную роль в установлении условий плавания Сев. морским путем и в познании природы Арктики. Свои путешествия Н. описал в кн.: "Плавание на "Веге"" (1880-81) и "Научные наблюдения на "Веге"" (т. 1-5, 1882-87). Н. является также автором работ по истории картографии. Именем Н. назв. архипелаг Карского моря, залив и мыс Н. Земли, мыс и ледник в Гренландии, река в сев.-зап. части Канады. Лит.: Островский Б. Г. Адольф Эрик Норденшельд. Архангельск, 1937. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НО́СОВ Георг. Никиф. (1911-70) - композитор, автор более 200 песен, из к-рых особенно популярны "Далеко-далеко, где кочуют туманы..." (1947) и "Песня о Ленинграде" (1948) (обе на стихи А. И. Чуркина). Окончил Ленингр. конс. как композитор по кл. М. А. Юдина (1939). Автор оперы, оперетты и ряда др. сочинений. Засл. деятель иск-в РСФСР (1957). Лит.: Бялик М. Г. Песни Георгия Носова // Советская музыка. 1956. № 9. |
НО́СОВ Ник. Евг. (1924-85) - сов. историк, участник Вел. Отеч. войны. Исследования в обл. соц.-полит. истории 15-16 вв. ("Очерки по истории местного управления русского государства 1-й половины 16 в.", 1957; "Становление сословно-представит. учреждений в России", 1969). Н. - автор концепции об альтернативных путях развития России в 16 в.: развитие товарно-ден. отношений способствовало росту значения города и посада и формированию сословно-представит. учреждений, но опричная политика Ивана IV нанесла удар по прогрес. тенденции и имела следствием ужесточение феод. эксплуатации (крепостничество) и ослабление представит. начал. |
НО́СОВ Ник. Ник. (1908-76) - писатель. Род. в актерской семье. После окончания школы был чернорабочим на кирпичном з-де. Учился в Киев. худож. ин-те (1927-29), окончил Моск. ин-т кинематографии (1932), в 1932-51 работал реж. учеб. и мультипликационных фильмов. Первые рассказы для детей опубл. в 1938. Систематич. лит. работа началась в послевоен. годы (сб. рассказов "Тук-тук-тук", 1945; "Ступеньки", 1947; "Фантазеры", 1957; "Приключения Толи Клюквина", 1961 и др.). Известность Н. принесла повесть "Витя Малеев в школе и дома" (1951), а также цикл сказочных повестей: "Приключения Незнайки и его друзей" (1954), "Незнайка в Солнечном городе" (1958), "Незнайка на Луне" (1964-65). Нек-рые произв. Н. поставлены на сцене ("Два друга" по пов. "Витя Малеев..."), экранизированы ("Дружок", "Бобик в гостях у Барбоса"). Н. написал автобиогр. повесть о детстве "Тайна на дне колодца" (1978). |
НО́СТИЦ Ив. Григ. (1824-1905) - фотограф-любитель, граф. Графы Н. происходят из Саксонского королевства. Отец фотографа - гр. Г. И. Н. в 1807 вступил на рус. службу, был ген.-адьютантом. Н. в 1841 окончил Пажеский корпус и был выпущен в лейб-гвардии Конный полк. Служил на Кавказе, в Гродненской и Минской губ. В 1873 вышел в отставку с чином ген.-лейт., поселился в Москве и стал больше внимания уделять светописи (фотографии), к-рой увлекался с 1840-х гг. Снимал пейзажи, культовые сооружения, виды Петербурга и его окрестностей, делал панорамные снимки Москвы и Ялты. На выставке, посв. 50-летию рус. фотографии, демонстрировал пейзажи и жанровые сцены, снятые в Крыму и на Кавказе. Портретировал членов имп. Дома. Занимался усовершенствованием фотокамеры и фотообъектива. 3 мая 1864 в Ницце снял декабриста С. Г. Волконского. В 1980 в "Русском архиве" были опубликованы воспоминания Н. о военной службе. В 1896 в Вене И. Блехингером был издан альбом "Светопись графа Ностица". Лит.: Тюнина О. Фотолюбитель граф Ностиц // Советское фото. 1991. № 6. С. 35-36. |
НОСТРАТИ́ЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ́ (ностратическая языковая система) - гипотетическая макросемья, т. е. генетическое объединение ряда языковых семей. Термин Н. Я. был предложен в 1903 Х. Педерсеном, сблизившим индоевропейские, урало-алтайские и семито-хамитские языки. Научное обоснование идея Педерсена впервые получила в трудах В. М. Иллича-Свитыча, создавшего реконструкцию ностратического праязыка, опираясь на материал языков 6 семей и макросемей (алтайской, афроазиатской (семито-хамитской), дравидийской, индоевропейской, картвельской и уральской), а также в трудах его учеников и последователей (В. А. Дыбо, А. Б. Долгопольского, С. А. Старостина и др.). Родство Н. Я. устанавливается благодаря наличию в них обширного корпуса родственных корневых и аффиксальных морфем. Круг языков, к-рые можно отнести к Н. Я. или родственным им, - проблема, вызывающая большое кол-во споров. Идеи о принадлежности к Н. Я. чукотско-камчатских, эскимосско-алеутских, нило-сахарских и нигеро-конголезских языков не получили широкого распространения. Периодически предпринимаются попытки связать с Н. Я. некоторые изолированные яз.: шумерский, баскский, бурушаский, юкагирский, нивхский и т. д. Не все лингвисты признают принадлежность алтайской семьи к Н. Я. Относительно афразийских яз. высказывается мнение, что они составляют группировку такую же древнюю, как ностратическая, и родственную ей. Дравидийские языки, возможно, нострат. не являются. Возраст нострат. макросемьи, по данным глоттохронологии, составляет ок. 15 тыс. лет, по культурным соображениям - чуть больше 11 тыс. лет (В. А. Дыбо, В. А. Терентьев). Критика гипотезы Н. Я. обычно сводится к опровержению конкретных этимол. соответствий между языками разных семей. Кроме того, ностратическая реконструкция еще более гипотетична, чем реконструкция отдельных праязыков, так как, во-первых, количество сравниваемого материала невелико, а во-вторых, при установлении язык. родства на уровне макросемей приходится сравнивать между собой не материал яз., но язык. реконструкции, причем часто реконструкции второго и даже третьего порядка. Лит.: Иллич-Свитыч В. М. Опыт сравнения ностратических языков: Сравнит. словарь. М., 1971-1984. Т. 1-3; Сравнительно-историческое изучение языков разных семей: Задачи и перспективы. М., 1982; Теоретические основы классификации языков мира: Проблемы родства. М., 1982; Иванов Вяч. Вс. История славянских и балканских названий металлов. М., 1983. |
НО́ТА (от лат. notatio - запись, nota - письменный знак) - один из основных графических знаков нотации. Представляет собою черный или полый ромб, или квадрат (в старинных системах нотации), или кружок, расположенный на том или ином месте нотных линеек и в зависимости от месторасположения и ключевого знака обозначающий единичный муз. звук определенной высоты. С появлением мензуральной нотации к Н. стали прибавлять флажок с перекладинками, обозначающий длительность Н. |
НОТА́ЦИЯ (от лат. nota - знак) - совокупность графических и словесных обозначений, используемых для записи и исполнения музыки; средство для закрепления композиции. Генетически созданию Н. всегда предшествует определенная исполнительская практика, на фоне к-рой возникает Н. Этот процесс во многом аналогичен созданию письменности на базе уже существующего вербального языка (речи). Ранние формы Н., будучи тесно связанными с синкретичными формами древней музыки, тоже синкретичны. Это были либо предназначавшиеся для пения вербальные тексты с дополнительными знаками акцентуации, направлявшие просодию и определявшие тем самым муз. интонацию (на Западе - невмы, в России - крюки), либо рисунки, сообщавшие информацию о способе извлечения муз. звуков. Оба названных типа обозначения прослеживаются в той или иной форме в истории Н., взаимодействуя и дополняя друг друга. Н. - вид семиотической системы, базовым знаком к-рой является слово, и потому принципиальным свойством любой Н. является почти полная, за исключением определенного иконографического компонента, ее сводимость к вербальному тексту. В этом смысле Н. можно назвать просто развернутым подробным последовательным словесным рассказом о звучании музыки, перекодированным для удобства скорочтения в ту или иную систему вторичных кодов (метасистему) - буквенную у древних греков, цифровую в записи генерал-баса в музыке барокко или современную, пространственно размещенную определенным образом на листе бумаги для лучшей ориентации исполнителя (схематические рисунки грифа струнных инструментов или же клавиш в табулатурах Ренессанса и барокко, акколада, партитура в современной Н.). В семантическом отношении знаки современной Н. можно условно подразделить на 3 группы: 1) знаки, информирующие непосредственно о свойствах звучания музыки - звуковом составе, звуковысоте, ритме, темпе, прерывности звучания, громкости и ее изменениях и т. п.; 2) знаки, информирующие не о самом звучании, а общеисполнительском приеме, с помощью к-рого необходимое звучание м. б. достигнуто: аппликатура, артикуляция, дыхание, педаль, клавиша (или рычаг), к-рые следует нажать, и т. п.; 3) знаки, информирующие непосредственно об образном содержании музыки: словесный текст в вокальной музыке; литературная программа; обозначения характера или настроения типа grave, mesto, maestoso, dolce, doloroso и т. п.; разного рода муз. криптограммы и т. п. В прагматическом отношении первая из названных групп знаков несет для исполнителя основную смысловую нагрузку, остальные - дополнительную. Поскольку Н. всегда существует на фоне определенной исполнительской практики, она содержит лишь часть информации о звучании: создатель Н. обычно рассчитывает на то, что исполнители обладают достаточными знаниями исполнительских традиций, чтобы правильно понять Н. При частичной утрате традиций неизбежно возникает потребность в повышении степени подробности Н. Таковы, например, сегодняшние редакторские расшифровки цифровой записи генерал-баса и орнаментики в музыке эпохи барокко или же закрепляющие интерпретацию произведения каким-либо выдающимся артистом исполнительские редакции классических сочинений (например, редакция А. Шнабеля бетховенских сонат). При полной утрате традиций исполнения Н. становится и вовсе недешифруемой (например, Н. др.-рус. музыки до появления киноварных помет). |
НОТА́ЦИЯ ЗНАМЕ́ННАЯ - одна из форм фиксации др.-рус. певческого иск-ва, бытовавшая в практике богослужения с 11 по 17 в. Заимствована, как и вся система богослужения, из Византии. Прототипом рус. Н. была т. н. куалетная Н. (10-12 вв.) - одна из разновидностей ранневизант. Из куалетной Н. был заимствован осн. круг невменных начертаний, возможно, с сохранением их мелодико-ритмич. значений, а также принцип употребления невм. Однако дальнейшее развитие Н. З. шло самостоятельно. Н. З. претерпела определ. изменения в знаковом репертуаре, в способе употребления знамен. Это связано с переломными моментами в системе распева, к-рый прошел путь от познакового принципа фиксации к попевочному (2-я пол. 16 в.), потребовавшему вскоре своей расшифровки (1-я пол. 17 в.). Первым дополнит. элементом, введенным в Н. для уточнения ее эвуковысотности, стали киноварные пометы (1-я четв. 17 в.). Позднее к ним добавились признаки (после 1670), предназнач. для нотопечатания, но вошедшие в рукописную традицию и сосуществовавшие с киноварными пометами. Н. З. и сегодня остается нечитаемой на протяжении значит. периода своего существования. Лишь со 2-й пол. 16 в. возможна частичная дешифровка песнопений, запис. Н. З. (по использовавшемуся в них попевочному принципу). Кокизники, содержащие начертания попевок и их разводы, представляют определ. информацию относит. мелодико-ритмич. содержания произв. знаменного распева, начиная с указ. времени. Киноварные пометы, указывающие точную звуковысотность невм, а также двознаменники дают основания для прочтения рукописей 2-й пол. 17 в. и более поздних. |
НОТА́ЦИЯ КОНДАКА́РНАЯ - одна из др.-рус. Н., изв. по пяти спискам певч. кн. Кондакарь и двум фрагментам Кондакаря 12 - нач. 13 в. Употребление Н. К. ограничено в осн. песнопениями одного жанра - кондака, но в редких случаях Н. К. эпизодически встречается в Стихираре месячном 12 в., в стихирах рус. святым Борису и Глебу, Феодосию Печерскому. Эта нотация фиксировала, по-видимому, особо торжеств. мелизматич. пение, о чем свидетельствует пространный слоговой распев, выраженный многократ. повторением отд. слогов, гласных и полугласных. Ярко выраженную внеш. особенность Н. составляет ее двухъярусность: в нижнем ряду помещаются знаки стабильных начертаний, показывающие относит. конкретные мелодич. ф-лы, а в верх. ряду выписываются отд. знаки, более сложные и разнообразные по начертанию, связанные, как предполагается, с импровизац. основой кондакарного пения. |
НОТА́ЦИЯ ПУТЕВА́Я (путная) - один из видов Н., употребл. в др.-рус. богослужебных рукописях. Образцы Н. П. зафиксированы начиная с 80-х гг. 16 в. и вплоть до кон. 17 в., самые ранние путевые азбуки - в нач. 17 в. Н. П. производна от нотации знаменной и представляет собой ее усложненный вариант, в к-ром мелодико-ритмич. содержание б-ва знаков равно мелодико-ритмич. содержанию неск. знаков знаменной нотации. Н. П. применялась для записи произв. путевого распева, на протяжении указ. историч. периода во мн. дублировавших знаменный репертуар. В наст. время изв. все богослужебные певч. кн., записанные Н. П., кроме Ирмология. Алфавит Н. П. насчитывает св. 250 знаков, используемых аналогично знаменной нотации, как в виде самостоят. невм, так и в составе путевых попевок и фит. |
НУГЗА́РОВ Тамерла́н Темирсолтанович (род. 1942) - артист цирка, джигит. В 1958 дебютировал как джигит в номере под рук-вом М. Туганова. Участвовал в пантомиме "Бахчисарайская легенда". Создатель и руководитель ансамбля джигитов Чечено-Ингушетии - "Аргун". Со своим коллективом осуществил постановку конной пантомимы "Горская легенда", в к-рой первоклассная работа джигитов соединена с определенным сюжетом. Выразительным языком трюка рассказывается старинная легенда о любви, о том, как женщина примиряет два враждующих рода. Конные бои и погони, борьба человека с леопардом, все это служит раскрытию сюжета пантомимы. Но основным и первоочередным является джигитовка. Работа идет в очень высоком темпе. Помимо традиционных для джигитов трюков - обрывов, стоек на спине бегущей лошади и др., артисты демонстрируют ряд своих "фирменных" элементов джигитовки. Всадник спускается под живот бегущей лошади и вместе с лошадью прыгает в кольцо, унизанное обращенными внутрь остриями кинжалов. В 1984 труппа под рук-вом Н. завоевала высш. приз Междунар. фестиваля циркового иск-ва в Монте-Карло - "Золотой клоун". Лит.: Росин А. М. Волшебный круг манежа. Минск, 1985. |
НУ́МЕРОВ Бор. Вас. (1891-1941) - астроном, геодезист, геофизик, гравиметрист. Чл.-корр. АН СССР (с 1929). Ранние годы провел в Новгороде. Окончил Петерб. ун-т. Работал в Пулковской обсерватории и обсерватории ун-та. Пред. Рус. Астрон. об-ва. Основатель (1919) и директор Астрон. ин-та, параллельно с этим в 1926-28 - дир. Гл. геофиз. обсерватории. С 1924 проф. ЛГУ по теоретич. астрономии и ленингр. Горного ин-та по геофизике. Сотр. геофиз. сектора Центр. науч.-исслед. геологоразведочного ин-та (ЦНИГРИ). Тр. Н. посв. проблемам небесной механики и теоретич. астрономии; им выдвинут ряд идей об использовании точной теории движения малых планет и их наблюдении в обл. фундаментальной астрометрии. Н. сыграл значит. роль в развитии отеч. астрофизики. Руководил гравиметрическими эксп. (Эмба, Урал, Нижнее Поволжье, Сев. Кавказ, Кривой Рог, Донбасс), один из инициаторов общей гравиметрической съемки СССР. Опубликовал 219 науч. трудов. Арестован по "пулковскому делу" (жертвами к-рого стали мн. ленингр. астрономы) 22 нояб. 1936. Обвинен в создании "фашистской террористической организации", в шпионаже и вредительстве. 25 мая 1937 приговорен к 10 годам лишения свободы. Расстрелян в Орле 13 сент. 1941 перед сдачей города немцам. Судьба науч. работ, написанных Н. в Крестах и в Орловской тюрьме, неизвестна. |
НУРЕ́ЕВ Рудольф Хаметович (1938-93) - артист балета, балетмейстер. Начал обучаться танцу в коллективах самодеятельности Уфы, там же стал выступать на проф. сцене. В 1955-58 обучался в Ленингр. хореогр. уч-ще, к-рое окончил по кл. А. Пушкина. В 1958-61 артист т-ра им. Кирова. Среди его партий: Фрондосо ("Лауренсия"), Голубая птица и Дезире ("Спящая красавица"), Альберт ("Жизель"), Солор ("Баядерка"), Базиль ("Дон Кихот"). В 1961 после гастролей в Париже Н. отказался вернуться в СССР. С 1961 выступает в крупнейших балет. труппах мира: англ. Королевском балете, Амер. т-ре балета, парижской Опере, Нац. балете Канады, Австрал. нац. балете, "Балете 20 в.", труппе М. Грэм и др. Неоднократно возглавлял коллектив "Нуреев и его друзья" в гастролях по США и Англии. В репертуаре Н. как ведущие партии в классич. спектаклях, так и роли, созданные для него балетмейстерами Ф. Аштоном, К. Макмилланом, М. Бежаром, П. Тейлором и др. Реализовал во мн. труппах мира свои редакции "Лебединого озера", "Спящей красавицы", "Щелкунчика", "Раймонды", "Дон Кихота", "Баядерки". В 1985-89 возглавлял балет парижской Оперы, где поставил спектакль "Золушка". В 1989 после долгого перерыва выступил в т-ре им. Кирова в балете "Сильфида". Великолепные природные данные, владение всеми элементами техники танца, артистизм, огромное желание и умение работать сделали Н. одним из известнейших во всем мире мастеров балета. Великолепный партнер, долгие годы выступал со знаменитой балериной М. Фонтейн. Огромному и длит. успеху артиста способствовало его чисто мужское сценич. обаяние. |
НЭ́ЛЕПП Георг. Мих. (1904-57) - певец (драматический тенор). Окончил Ленингр. конс. (1930) по кл. И. С. Томарса. В 1929-44 солист Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова, где среди других им были исполнены партии Михайло Тучи ("Псковитянка"), княжича Юрия ("Чародейка"), Арнольда ("Вильгельм Телль"). В 1944-57 солист Большого т-ра, создавший яркие сценические образы в классическом и советском репертуаре. К лучшим партиям принадлежат лиричнейший образ Германа, роли Флорестана ("Фиделио"), Еника ("Проданная невеста"), Ионтека ("Галька"), Садко ("Садко"), Хозе ("Кармен"), Радамеса ("Аида"). Н. был первым исполнителем партии Каховского ("Декабристы" Ю. А. Шапорина), Незеласова ("Никита Вершинин" Д. Б. Кабалевского) и ряда др. партий в операх сов. композиторов. Н. обладал удивительно красивым голосом густого и вместе с тем звонкого тембра, проникновенно звучащим как в лирических, так и в драматических сценах. Обладал большой певческой и сценической культурой. Нар. артистСССР (1951). Лауреат Гос. премий СССР (1942, 1949, 1950). Лит.: Назаров А. Ф. Искусство, дарившее радость (Г. М. Нэлепп) // Мастера советской оперной сцены. Л., 1990. |