Статьи на букву "Н" (часть 5, "НИК"-"НОВ")
НИКОЛА́Й НИКОЛА́ЕВИЧ, младший (1856-1929) - вел. кн., ст. сын вел. кн. Николая Николаевича (старшего). Ген.-адъютант (1894), ген. от кавалерии (1901). Окончил Николаевское кав. уч-ще и Академию Ген. штаба (1876). Почетный президент Об-ва ревнителей военных знаний. Участник рус.-тур. войны 1877-78. За переход через Дунай награжден орд. св. Георгия 4-й степ., участник перехода через Балканы в составе отряда ген. Гурко - награжден золотым оружием. Командовал частями гвардии. Ген.-инспектор кавалерии (1895-1905), командующий войсками Гвардии и Петербург. воен. округа (1905-15). Верх. Главнокоманд. рус. армии в нач. 1-й мир. войны (1914-15), награжден орд. св. Георгия за взятие Львова и Перемышля. 15 сент. 1915 отчислен от должности и назначен наместником на Кавказе и командующим Кавказской армией. После отречения Николая II от престола вновь занял пост Верх. Главнокоманд., отстранен по указанию Врем. пр-ва. В марте 1919 вместе с имп. Марией Федоровной эвакуирован из Крыма. Жил во Франции, считался гл. претендентом на рус. престол. Похоронен в рус. церкви в Каннах. |
НИКОЛА́Й НИКОЛА́ЕВИЧ, старший (1831-91) - вел. кн., третий сын имп. Николая I, ген.-адъютант (1856), ген.-фельдмаршал (1878). Член Гос. совета. Ген.-инспектор кавалерии и по инж. части. Участник Крымской войны, нагр. орд. св. Георгия 4-й степ. В рус.-тур. войне 1877-78 - главнокоманд. Дунайской армией, нагр. орд. св. Георгия 2-й степ. и за взятие Плевны - 1-й степ. |
НИКО́ЛЕВ Ник. Петр. (1758-1815) - поэт и драматург. Воспитывался в доме Е. Дашковой, к-рая приходилась ему дальней родственницей. Начал свой творческий путь как ученик школы А. Сумарокова, в 1790-е гг. лит. образцом драматурга стал Г. Державин. В 1792, благодаря покровительству Е. Дашковой, был избран в чл. Рос. академии; был почетным чл. "Беседы любителей русского слова" с момента ее организации в 1811. Наиб. популярностью у современников пользовались комедия "Розана и Любим" (1776), на к-рой сказалось влияние "буржуазной" драмы, и трагедия "Сорена и Замир" (1784), в известности к-рой немалую роль сыграл донос моск. главнокомандующего Я. Брюса, усмотревшего в пьесе "крамольные места". За трагедию тогда вступилась сама императрица, и сценическая ее жизнь была благополучно продолжена. Удачными оказались и написанные Н. песни с элементами фольклорной стилизации. Многие из них неизменно включались в песенники 18 и 19 столетий. |
НИКО́ЛЬСКИЙ Мих. Вас. (1848-1917) - востоковед, основоположник рус. ассириологии. Сын священника, после окончания семинарии и Моск. дух. академии (1872) преподавал др.-греч. язык в духовных уч-щах Москвы. Служил сначала по синодальному ведомству, в 1894-1910 - по цензуре. Преподавал ассириологию и др.-евр. язык в Моск. ун-те: в 1881-84 - в качестве "приватного" преподавателя, а в 1897-1900 - приват-доц. Подготовил первое на рус. яз. пособие для изучения ассирийской клинописи. В 1898-1900 читал в Моск. дух. академии библейскую археологию. Науч. деят-ность Н. была связана с Имп. Моск. Археол. об-вом, при к-ром он организовал в 1887 Вост. комиссию. Долгие годы оставался секр. и ред. "Трудов" этого об-ва. В 1893-94 совм. с А. А. Ивановским возглавил археол. эксп. в Закавказье, во время к-рой снял точные копии мн. урартских надписей, позднее изданных им. Образцовая публ. Н. шумерских хоз. док-тов 3 тыс. до Р. Х. (св. 850 табличек из Уммы, Лагаша и др. городов) заложила основу для изучения соц.-экон. истории Двуречья. За первый том этого труда Н. получил степень д-ра всеобщей истории, присужденную ему Петерб. ун-том honoris causa (15 нояб. 1908). Н. оставил ряд важных статей по истории и культуре Вост. Средиземноморья. В последение годы жизни работал над переводом с евр. кн. псалмов. Соч.: Ассирийские клинообразные тексты с транскрипцией и подстрочным русским переводом: В 2 вып. М., 1883-84; Задачи русской археологической и исторической науки в Палестине и Месопотамии в связи с современными событиями // По вопросу о задачах русской археологической и исторической науки на Переднем Востоке. М., 1917. С. 22-47. Лит.: Тураев Б. А. Ученые заслуги Михаила Васильевича Никольского // Отчет о 3-м присуждении медалей им. гр. Уварова: к празднованию 50-летнего юбилея Моск. Археол. об-ва. М., 1915. С. 3-7; Редер Д. Г. Научная и публицистическая деятельность М. В. Никольского // Очерки по истории русского востоковедения. М., 1960. Сб. 3. С. 70-110. |
НИКО́ЛЬСКИЙ Ник. Мих. (1877-1959) - историк религии, востоковед. Сын и ученик М. В. Никольского, рус. историка, основоположника ассириологии в России. Окончил Моск. ун-т (1900). Преподаватель ср. уч. заведений (1900-18), проф. Смоленского гос. ун-та (1918-22), Белорусского гос. ун-та (1920-53), дир. Ин-та истории АН БССР (1937-53). Д-р ист. наук (1934, без защиты), акад. АН БССР (с 1931), чл.-корр. АН СССР (с 1946). Издал свыше 500 работ. В обл. библейской критики Н. примыкал к школе Ю. Вельхаузена. В работах по соц. истории Др. Востока характеризовал др.-вост. об-ва как феод., впоследствии отказался от этой трактовки, но подчеркивал резкое отличие соц. форм др.-вост. об-в от античных. Все гос-ва Др. Востока считал типичными деспотиями. Выдвигал тезис об исключит. устойчивости семейной и сел. общины на Востоке и неизменности структуры вост. об-ва от времени Хаммурапи до эпохи Великих Моголов (в отл. от рабовлад. и феод. Европы). Н. принадлежат также работы по истории рус. правосл. церкви и по белорус. фольклору. Ряд работ написан в целях атеистич. пропаганды. Соч.: Царь Давид и псалмы. СПб., 1908; Израиль и Вавилон // Вестн. Европы. 1910. Вып. 5-6; Древний Вавилон. М., 1913; Древний Израиль. 2-е изд. М., 1922; История русской церкви. 2-е изд. М.; Л., 1931; Русская церковь до эпохи капитализма и раскол // Воинствующий атеизм. 1931. № 2-3; Частное землевладение и землепользование в древнем Двуречье. Минск, 1948; Значение проблемы общинного быта в Ассирии для изучения социально-экономической истории народов Древнего Востока // Учен. зап. Белорус. гос. ун-та. Сер. истории. 1953. Вып. 16. |
НИКУ́ЛИН Лев Вениаминович (наст. фам. и отчество: Ольконицкий Лев Вл.) (1891-1967) - писатель. Родился в Житомире, учился в Одессе, Париже, Моск. коммерч. ин-те. В годы гражд. войны - политработник Красной армии и Балт. флота. В 1918-19 вышли два сборника стихов, но известность к Н. пришла после публикации приключенческого ром. "Никаких случайностей" ("Дипломатическая тайна", 1924) и ром. "Тайна сейфа" (1925). Автобиогр. ром. "Время, пространство, движение" (1933) - история молодого человека, вовлеченного в рев-цию и ставшего ее активным участником. Наиб. известностью пользовался ром. "России верные сыны" (1950) - об освободительном походе рус. армии в Европу в 1813-14. Ром. "Московские зори" (1954-58) посвящен жизни рус. артиста на фоне ист. событий от нач. 20 в. до 1941. Ром. "Трус" - о судьбе рус. эмигранта. Н. привлекал жанр романа-хроники, сочетающий признаки исторического, семейно-бытового романов и мемуаров ("Мертвая зыбь", 1965). Н. принадлежат книги путевых очерков: "Четырнадцать месяцев в Афганистане" (1923), "Письма об Испании" (1931), "Семь морей" (1936), "По Турции" (1957), "Во Франции" (1959-60) и др. Н. известен как лит-вед и иск-вед: кн. "Люди русского искусства" (1947, 1952), "Федор Шаляпин" (1954), "Чехов, Бунин, Куприн" (1960), сб. "Люди и странствия" (1962). Автор ряда пьес и киносценариев. |
НИКУ́ЛИН Юр. Вл. (1921-97) - арт. цирка и кино, клоун. Участник войны с белофиннами (1939-40) и Вел. Отеч. войны. В 1948 закончил студию клоунады при Моск. цирке, затем работал в гр. Карандаша. Н. - артист яркой индивидуальности, широко владеющий разнообр. комедийными приемами. Из наиб. интересных ролей, сыгр. в цирковых репризах и пантомимах: влюбленный ("Шипы и розы"), полицейский ("Маленький Пьер"), рыбак Пипо ("Карнавал на Кубе"), богач-кукарач ("Трубка мира"). И. проявил себя как самобытный мастер кино. Среди его киноролей: Балбес (в ф. Л. Гайдая "Пес Барбос и необычный кросс", "Самогонщики", "Операция "Ы" и др. приключения Шурика", "Кавказская пленница"), Кузьма Йорданов ("Когда деревья были большими"), Глазычев ("Ко мне, Мухтар!"), Семен Семенович Горбунков ("Бриллиантовая рука"), Мячиков ("Старики-разбойники"), Лопатин ("Двадцать дней без войны"). И. - один из авторов пантомим "Карнавал на Кубе", "Трубка мира". С 1982 - дир. и гл. реж. Моск. цирка на Цветном бульваре. Соч.: Почти серьезно... М., 1979. Лит.: Хлоплянкина Т. М. Юрий Никулин // Комики мирового экрана. М., 1966; Дмитриев Ю. А. Советский цирк сегодня. М., 1968; Его же. Знаменитые клоуны. Киев, 1989. |
НИЛ СО́РСКИЙ (1433-1508) - церк.-полит. деятель кон. 15 - нач. 16 в., гл. идеолог "нестяжательства". Из рода Майковых (известен его брат Андрей Майков, дьяк). В юности постригся в Кирилло-Белозерском мон. Совершил путешествие в правосл. мон. на Афон и в Палестину. Основал скит на р. Соре, в глухом лесу, в 20 верстах от Кириллова мон. В отличие от общежительных монастырей, широко распространенных на Руси, в скиту монахи жили по одному в кельях, питались "от трудов рук своих" (в букв. смысле), скит не имел земель, слуг, скота. Монахи проводили время в "умной молитве" - внутреннем духовном созерцании, внеш. церк. обрядность была сокращена, общение между иноками ограничено до минимума. Реализуя свой идеал иноческой жизни, Н. С. выступил как проповедник нестяжания. Осн. соч. - "Предание учеником своим" (назв. варьируется). Хотя Н. С. не принимал активного участия в полит. борьбе своего времени (есть известие лишь о его выступлении на Соборе 1503 по поводу церк. имуществ), он, видимо, пользовался большим авторитетом и популярностью. Несомненна поддержка, к-рую оказывали Н. С. и его последователи Ивану III. Деят-ность и проповедь Н. С. - один из ярких моментов истории рус. духовной культуры позднего средневековья. В дальнейшем - причислен к лику святых. В лит-ре высказывалась мысль о близости учения Н. С. византийскому исихазму, однако, несмотря на наличие общих черт, оно вполне самостоятельно и отражает один из путей развития рус. мысли в канун нового времени. |
НИ́ЛИН Пав. Фил. (1908-81) - писатель. Род. в семье ссыльного поселенца; был слесарем, кочегаром, работал в уголовном розыске. Начал печататься в 30-е гг.: очерки Н. написаны с характерным для эпохи первых пятилеток оптимизмом ("Человек идет в гору. Очерки обыкновенной жизни", 1936). Наиб. плодотворный период творчества начинается в сер. 50-х гг. В пов. "Жестокость" и "Испытательный срок" (1956) Н. изображает комсомольцев 20-х гг., к-рые пошли работать в уголовный розыск; в них сталкиваются характеры, выражающие разное понимание гуманизма. Пов. "Через кладбище" (1962) посвящена событиям военных лет. Рассказы и пов. Н. отличает подчеркнуто внимательное отношение к "подробностям жизни", бытовым мелочам, частной жизни человека (рассказы "Жучка", 1965; "Знакомство с Тишковым", 1955 и др.). Автор ряда киносценариев, в частности ф. "Большая жизнь" (1940, 1946). |
НИ́ЛЬСЕН Вл. Вл. (1910-98) - пианист и педагог. Игре на фп. учился в Ленингр. конс. у Н. И. Рихтера (1924-27), по классу органа у И. А. Браудо (1927-31). Занятия в аспирантуре (фп.) у Н. И. Голубовской (1934-35) в значительной мере определили творческий облик Н.: высокую муз. культуру, многосторонность, глубину, поэтичность, тонкое чувство стиля, теплоту и проникновенность интонирования. Лауреат Всесоюзного конкурса пианистов (1938, 2-я премия). В обширном репертуаре Н. - произведения клавесинистов, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена (в т. ч. все сонаты), Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, К.-М. Вебера, Ф. Мендельсона, И. Брамса, импрессионистов, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева. Выступал с 1929 до 1943 органист. После войны гастролировал за рубежом. Педагогическая деят-ность связана в основном с Ленингр. конс. (с 1935; с 1951 профессор); работал в Московской и Саратовской (1941-44), Киевской (по совместительству 1955-63) консерваториях, Средней спец. муз. школе при Ленингр. конс. (1949-52). Воспитал свыше 200 учеников, среди них - И. Комаров, Я. Гельфанд, Э. Базанов, Е. Шишко, В. Вишневский, А. Святкин, В. Шакин, композитор С. Слонимский. Лит.: Григорьев Л. Г., Платек Я. М. Современные пианисты. М., 1985. |
НИ́ЛЬСЕН Вл. Сем. (1905-38) - оператор. Работал с реж. Г. Александровым в ф. "Интернационал" (1933), "Веселые ребята" (1934), "Цирк" (1936, с Б. Петровым) Операторская манера Н. отличалась яркостью, эффектностью, изобретательностью. Широко использовал съемки с движения. В ф. "Веселые ребята" самый длинный проход - 140 м. Экспериментировал в обл. комбинир. съемок. Первым в нашей стране применил рипроекцию и транспарант - способы совмещения заранее снятых фонов и актерских сцен. Разрабатывал теорию операт. иск-ва в статьях и книгах: "Изобр. построение фильма". М., 1936. Незаконно репрессирован в 1937. В 1956 посмертно реабилитирован. |
НИ́ЛЬСКИЙ (наст. фам. Нилус) Ал-др Ал-др. (1840-99) - актер Александринского т-ра. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1860, после чего был зачислен в труппу Александринского т-ра. Успехом у публики пользовался созданный Н. тип интеллигента-разночинца в пьесах совр. драматургов: Шабров ("Виноватая"), Демкин ("Отрезанный ломоть"; обе А. А. Потехина) и др. Прекрасные внешние данные и хорошие манеры способствовали популярности "фатов" Н.: Капров ("Блестящая партия" В. А. Дьяченко), Волынов ("Выгодное предприятие" А. А. Потехина). Актер также играл ведущие роли в классич. репертуаре, демонстрируя декламаторское иск-во и разработанный внешний рисунок, но холодность и прямолинейность не делали его героев запоминающимися (Гамлет, Чацкий, Карл, Фамусов, Городничий, Жадов, Паратов). При исполнении историч. ролей актер удивлял точным гримом и соблюдением истор. деталей (Борис Годунов, Иоанн Грозный), но ему удавались больше костюмные роли типа Сезара де Базана в "Испанском дворянине" Ф.-Ф. Дюмануара и А.-Ф. Деннери. |
НИ́ША (франц. niche, итал. nicchia) - углубление в стене для размещения скульпт. украшений, мебели и т. д. |
НОВА́К Григ. Ирмович (1919-80) - спортсмен, артист цирка. Один из самых популярных спортсменов страны 40-х - начала 50-х гг. Первый сов. спортсмен, завоевавший звание чемпиона мира (чемпионат мира по тяжелой атлетике в Париже, 1946). Чемпион Европы 1947, 8-кратный чемпион СССР (1940-1951). Установил 23 рекорда мира и 86 рекордов СССР. Серебр. призер Олимп. игр (1952). С 1953 - артист цирка, исполнитель силового номера с гирями и штангами, включавшего элементы акробатики. Исполнял уникальный трюк - "Мототрек в воздухе". Лежа на специальной подушке, Н. удерживал на ногах трек, по которому ездили 2 мотоциклиста. В 1962 в номер вошли сыновья Н. - Аркадий Григ. (род. 1940) и Роман Григ. (род. 1947). Продолжая совершенствовать номер, артисты в 1968 выпустили аттракцион "Атлетическая поэма". Лит.: Дмитриев Ю. А. Советский цирк сегодня. М., 1968; Черненко И. М. Здравствуй, цирк! М., 1968. |
"НО́ВАЯ ЖИЗНЬ" - 1) Первая легальная с.-д. большевистская газ. Выходила в СПб. с 27 окт. по 3 дек. 1905 ежедневно. После выхода № 27 газ. была закрыта пр-вом, № 28 вышел нелегально. Непосредств. участие в создании газ. приняли М. Горький и М. Андреева, к-рая выступила изд., в качестве ред.-изд. явился Н. Минский. Газ. представляла собой недолгое содружество литераторов разных направлений, в том числе и "декадентов" (Л. Андреев, Тэффи, Е. Чириков, З. Венгерова, Г. Чулков, Ф. Сологуб), с одной стороны, и марксистов-большевиков (В. Боровский, М. Ольминский, А. Богданов, Л. Красин и др.) - с др. стороны. Гл. ред. был В. Ленин. Здесь были напечатаны "Заметки о мещанстве" М. Горького, ряд стих. Ф. Сологуба и др. Газ. отражала не только момент в истории социал-демократии в России, но и радикальные увлечения интеллигенции в эпоху первой рус. рев-ции. 2) Обществ.-лит. с.-д. газ. Выходила в Петрограде с апр. 1917 по июль 1918. Изд. - А. Тихонов, ред. - М. Горький. Активное участие в издании принимали Н. Суханов, В. Базаров, В. Шесницкий. Газ. постоянно полемизировала с большевиками по проблемам политики и культуры, носила отчетливо выраженный оппозиц. характер по отношению к сов. власти после Окт. 1917. "Н. Ж." осудила разгон Учредит. собрания, выступала против разл. форм насилия и террора, последовательно отстаивала демокр. завоевания Февр. рев-ции. Свою задачу ред. "Н. Ж." видела в том, чтобы "отделить революцию от большевистского безумия" (1918, № 6). В "Н. Ж." развернулась публицистич. деят-ность Горького. Здесь был напечатан цикл ст. "Несвоевременные мысли", а также др. статьи, очерки, цикл "Русские сказки". В публицистике Горького остро прозвучала мысль об угрозе, нависшей над культурой и свободой личности. После 1917 издание неоднократно приостанавливалось и в июле 1918 было прекращено. |
"НО́ВАЯ ЗЕМЛЯ́" - бриг, построенный в 1820 на верфях в Архангельске для гидрографич. работ. Дл. 24,4 м, шир. 7,6 м, осадка 2,7 м. Грузоподъемность 200 т. Для безопасного плавания во льдах корпус судна был специально укреплен. В 1821-24 "Н. З." совершила четыре плавания в Белом и Баренцевом морях под командованием Ф. П. Литке. Осн. объектами гидрографич. изучения были Мурманское побережье Кольского п-ова и зап. побережье Новой Земли до мыса Нассау. Результаты плаваний изложены в труде Ф. П. Литке "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное на бриге "Новая Земля" в 1821-24 гг.". В честь судна часть бухты Озерко на юж. побережье п-ова Рыбачий получила наименование Гавани "Н. З.". |
НО́ВАЯ ЗЕМЛЯ́ - группа о-вов в Сев. Ледовитом ок. между Карским и Баренцевым морями. Док. данных о первом посещении Н. З. русскими нет. Наиб. вероятно, что они достигали ее уже в кон. 11 - нач. 12 в. Рус. поморы дали назв. архипелагу - Н. З. в противоположность постоянным ("старым") местам промысла на материке. Проникновение поморов на Н. З. с целью орг-ции там первых летних промыслов следует относить к 15-16 вв. (по преданию, в кон. 16 в. здесь жила семья Строгановых - выходцев из Новгорода). В. Баренц - гол. мореплаватель из Амстердама в кон. 16 в. пытался открыть мор. путь в Китай мимо сев. берега Азии. В 1594 его судно достигло зап. берега Н. З. В 1596 открыли Шпицберген и остались зимовать, проникнув до 80° 11′ с. ш. Оставив корабль, на двух лодках отправились к Н. З. Умерли 5 чел. Б. похоронен на берегу Н. З. Море назв. его именем. В "отписке" царю Алексею Михайловичу (1647) говорится "с Н. З. с кожей и салом моржовым и с костью рыбьей... людей в приезде было много". Промыслы на Н. З. велись гл обр. у берегов о-ва Южного, на Сев. поморы бывали сравнительно редко (у этого о-ва встречалось меньше моржей, плаванье на деревянных парусных судах севернее пролива между о-вами было особенно трудным и опасным из-за ледовой обстановки). Наиб. расцвета промысл. деят-ность поморов на Н. З. достигла в 30-х гг. 19 в., каждое лето к берегам о-ва выходило до 80 судов. В 1821-24 с целью обследования и описания о-вов Н. З., а также выяснения возможностей плавания по Карскому м. было предпринято четырехкратное полярное плавание лейтенанта Ф. П. Литке на бриге "Новая Земля", в 1832-35 П. К. Пахтусов; К. М. Бэр (1837). В 20 в. науч. работы проводил В. А. Русанов (1907-12). После рев-ции комплексные иссл. Н. З. проводил В. Ю. Визе и др. По проливу Карские Ворота проходит трасса Сев. мор. пути. Данный участок считается одним из сложнейших по навигац. условиям на трассе. |
"НО́ВАЯ РЕА́ЛЬНОСТЬ" - движение художников студии Э. М. Белютина, живописца, канд. иск-ведения; продолжатели традиций рус. авангарда нач. 20 в. В основе иск-ва "Н. Р." - "теория контактности", стремление человека, контактируя с иск-вом, восстановить наруш. под воздействием окружающего мира чувство внутр. равновесия. Студия организована в кон. 1940-х гг., работала в тяж. условиях тоталитарного режима. В нач. 60-х гг. объединяла до 600 "белютинцев". В 1962 прошли первые большие студийные выставки (Дом кино, Манеж, Москва), подвергшиеся острой критике; мн. работы были "арестованы", а "белютинцы" исключены из Моск. орг-ции Союза худож. Несмотря на офиц. запреты, с 1964 студия возобновила работу, в загородном доме Белютина в Абрамцеве устраивались ежегодные отчетные выставки. Лит.: Новая реальность: Выст. работ студии Э. Белютина / Авт.-сост. Н. Молева. М., 1990. |
"НО́ВАЯ РОССИ́Я" - обществ.-полит. и лит.-худож. журнал, издавался в Петрограде с 1922, затем в Москве под названием "Россия", с 1926 стал выходить под первоначальным названием. Ж. редактировал И. Лежнев (И. П. Альтшулер) при участии В. Тана-Богораза и С. Адрианова. Первый, по заявлению издателей, "беспартийный публицистический орган", "Н. Р." отражала настроения той части интеллигенции, к-рая, считая себя конструктивной оппозицией, стремилась к сотрудничеству с властями в деле возрождения России. Ж. боролся за создание новой идеологии, во многом совпадавшей с положениями сменовеховского движения. Сотрудники "Н. Р." призывали к невмешательству гос-ва в экон. и культурную жизнь, пропагандировали волевой тип производителя, не связанного с партийными и классовыми догмами и активно воздействующего на перемены в стране. В отделе публицистики широко освещались проблемы обществ. и экон. жизни России и Запада (И. Лежнев, В. Тан-Богораз, Г. Устрялов, М. Шагинян, М. Пришвин, Н. Никитин и др.). В лит. отделе опубликованы произведения А. Ремизова, В. Лидина, Б. Пильняка, И. Шмелева, Е. Замятина, Л. Добычина, Л. Лунца, А. Грина, М. Булгакова ("Белая гвардия"), И. Оренбурга ("Любовь Жанны Ней"), О. Форш ("Одеты камнем") и др., печатались также критич. и лит.-ведческие статьи В. Шкловского, А. Белого, Л. Гроссмана, О. Мандельштама. Поэзия была представлена стихами Б. Пастернака, М. Кузмина, Н. Тихонова, Ф. Сологуба, О. Мандельштама, В. Ходасевича, П. Антокольского. В 1926 ж. был закрыт, И. Лежнева выслали за границу. |
НОВГОРО́ДКА - назв. серебряной денги Новгорода, чеканившейся с 1420. После ден. реформы 30-х гг. 16 в. Н. равнялась копейке или двум моск. денгам, будучи в два раза тяж. московки. Н. несла на себе изображение всадника с копьем, отсюда - назв. "копейная денга" или "копейка". |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НО́ВИКОВ Анат. Григ. (1896-1984) - композитор, хормейстер, общественный деятель. Учился в Народной конс. (Москва, 1916-19), был актером в Рязанском драм. т-ре (1920-21). Учился в Моск. конс. по кл. композиции у Р. М. Глиэра (1921-27). Вел фольклорно-собирательскую работу, составил по заказу Мин-ва обороны 3-томное собрание рус. нар. песен, где были впервые опубликованы широко бытовавшие, но еще не напечатанные образцы. Руководил различными хоровыми коллективами (1926-43), Ансамблем песни Всесоюзного радио (1948-51). Председатель Всерос. хорового об-ва (с 1958). Трижды был депутатом Верховного Совета РСФСР. Создал около 500 песен, многие из к-рых были широко популярны, в т. ч. на слова С. Я. Алымова: "Вася-Василек" (1940); Я. З. Шведова: "Смуглянка" (1941); Л. И. Ошанина: "Родина моя", "Эх, дороги" (1946), "Гимн демократической молодежи" (1947); С. А. Васильева: "Приходите свататься" (1948); В. Т. Харитонова: "Ты только одна виновата" (1952), "Когда идешь ты на свидание" (1956), "Марш коммунистических бригад" (1958) и др. Автор шести оперетт, музыки к драм. спектаклям, кантат, хоров и др. Лауреат Гос. премий СССР (1946, 1948). Герой соц. труда (1976). Нар. артист СССР (1970). Лит.: Новиков А. Г. Всегда в пути. Статьи. Рецензии. Воспоминания. М., 1982. |
НО́ВИКОВ Ив. Ал. (1877-1959) - писатель. Род. в семье мелкого землевладельца из вольноотпущенных. По окончании Мценского уч-ща поступил в Моск. земледельч. школу, затем в Моск. с.-х. ин-т (закончил в 1901). Студентом дважды ездил на голод - в Казанс. губ. и в Бессарабию. Впечатления от поездок - в первом рассказе Н. "Сон Сергея Ивановича" (1899) и пьесе "В пути". В 1901-08 - в Киеве: служил в агрономической лаб., редактировал ж. "Земледелие", выпустил сб. рассказов "Искания" (1904), ром. "Из жизни духа" (1906), сб. стихов "Духу святому" (1908). Начав как реалист, в 1904-10 оказался под влиянием символизма и мистики (ром. "Золотые кресты", 1908), затем вновь вернулся к реализму. В первые послерев. годы по поручению Союза писателей готовил закон об авторском праве. В 30-е гг. написал трилогию о событиях 1905 "Город. Море. Деревня". Наиб. известностью пользуется ром. Н. "Пушкин в изгнании" (1936-41). Н. - автор пьесы "Пушкин на юге" (1937), киносценария "Молодой Пушкин" (1949), либретто оп. "Пушкин в изгнании" (1954-55, совм. с М. Н. Новиковой; муз. Б. С. Шехтера). Выполнил стихотв. перевод (1938) "Слова о полку Игореве", написал иссл. об авторе "Слова" - "Сын тысяцкого". Н. принадлежит также поэтич. перевод "Задонщины" (1949). В последние годы жизни выпустил кн. стихов "Под" родным небом" (1956), исследования "Тургенев - художник слова" (1954), "Писатель и его творчество" (1956). |
НО́ВИКОВ Иг. Ал-др. (род. 1929) - спортсмен-пятиборец, з. м. с. (1957), засл. тренер СССР (1968), чемпион Олимп. игр (1956, 1964), мира (1957-62), СССР (1953-64) в личном и командном зачетах по совр. пятиборью. В совр. пятиборье Н. пришел, имея отличную общефиз. подготовку: долго увлекался многоборьем ГТО, а в 1951 выиграл всесоюз. первенство по этому комплексу. Н. был равно силен во всех упражнениях, что позволило ему стать одним из лучших пятиборцев мира. На чемп. мира 1957 Н. добился "зол." дубля, получив две высш. награды - за участие в команде и за личную победу, затем еще три раза становился чемпионом мира. Пробыв в спорте ок. 15 лет, свой спорт. путь Н. закончил в 1965 выступлением на чемпионате мира в Лейпциге. |
НО́ВИКОВ Лавр. Лавр. (1888-1956) - артист балета, балетмейстер. Окончил Моск. театр. уч-ще в 1906 (кл. В. Тихомирова). В 1906-12, 1914-18 артист Большого т-ра. Среди его ролей: Мутча ("Конек-Горбунок"), Принц ("Волшебное озеро"), Навтий ("Пятая симфония"), Голубая птица и Дезире ("Спящая красавица"), Базиль ("Дон Кихот"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жизель"). Яркий представитель моск. школы классич. танца, превосходный партнер. Его танец был благороден, легок и непринужден. Не столь традиционной была балетмейст. деятельность Н. В поставленных на моск. сценах балетах "Умер великий Пан" (1916, А. Канкарович) и "Нарцисс" (1918, Н. Черепнин) он пытался продолжить пластические искания В. Нижинского. В 1912-13 и в 1921-28 Н. - партнер А. Павловой в ее труппе, в 1919-21 танцует гл. партии в "Петрушке" и "Сильфидах" в "Русском балете Дягилева". В 1929-45 - балетмейстер Чикагской оперы и "Метрополитен-Опера", в 1945-56 - педагог балет. школы в Нью-Буффало. |
НО́ВИКОВ Як. Ал-др. (1850-1912) - социолог и публицист, один из основателей и вице-пред. Парижского междунар. ин-та социологии. Был чл. Парижского социол. об-ва, читал лекции в Брюссельском новом ун-те и в Рус. выс. школе обществ. наук в Париже, принимал участие в земском движении в России (1905). Издав два небольших соч. на рус. яз., с сер. 80-х гг. стал писать исключительно по-французски, сначала стремясь избежать строгостей цензуры, а затем боясь потерять приобретенное им сочувствие у зап. общественности. В России, в отличие от Запада (его произв. изданы во Франции, Италии, Англии), широкому кругу был практически неизвестен. Соч. Н. (более 20 т.) могут быть условно подразделены на 2 раздела - социология и общая публицистика. Будучи первонач. последователем Г. Спенсера, сторонником органич. направления в социологии, что особенно проявилось в работе "Органическая теория общества" (1899), в дальнейшем признает ошибочность исходных позиций "органицизма" и становится приверженцем психол. школы ("Критика обществ. дарвинизма", 1910). Как публицист стоял на позициях пацифизма и автономии личности, исходя из возможности всестороннего и полного раскрепощения человека, прекращения войн и миролюбивого сосуществования наций. Лит.: Де-Роберти Е. А. Я. Новиков // Вестник Европы. 1912. № 6. |
НО́ВИКОВ-ПРИБО́Й (наст. фам. Новиков) Ал. Силыч (1877-1944) - писатель. Род. в крест. семье. Окончил церк.-приходскую школу. Матрос Балт. флота (1899-1906); арестован в 1903 за рев. деят-ность; попал в плен под Цусимой; в 1907-13 жил в Англии и плавал матросом торг. флота; в 1912-13 жил у М. Горького на Капри. Сб. "Морские рассказы" (1914) был запрещен. С 1920 входил в лит. группу "Кузница". Н.-П. - один из изв. писателей-маринистов. Гл. его соч. - ром. "Цусима" (1932-35), напис. на основе личных впечатлений и изучения материалов, относящ. к рус.-япон. войне. |
НОВИ́ЦКАЯ Анаст. Сем. (1790-1822) - артистка балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1809 (кл. Ш. Дидло). Еще воспитанницей в 1806 дебютировала в роли Гимена ("Зефир и Флора"). Среди партий Н.: Хензи ("Хензи и Тао"), Галатея ("Анцис и Галатея"), Евхариса ("Евтимий и Евхариса"), Арианна ("Тезей и Арианна") и др. "Скромность - душа ее движений", - писала о Н. критика. Талант Н. равно проявлялся в танце и пантомиме. Историки предполагают, что судьба Н. нашла отражение в плане повести А. Пушкина "Две танцовщицы". |
НОВОБРА́ЧНЫЕ, или новожены, - молодые муж и жена во время свадьбы (после венчания и первой брачной ночи) и какое-то время спустя. Обозначение этого периода в жизни существенно для ритуальной системы, т. к. Н. какое-то время после свадьбы еще остаются ритуально выделенными персонажами. Напр., в календарных обрядах есть специальные обряды с Н., т. е. с поженившимися в этом году или же за последний год (т. е. за период, прошедший с последнего исполнения этого календарного обряда). В нек-рых традициях на Н. накладываются особые запреты. |
НОВОДЕ́ВИЧЬЕ КЛА́ДБИЩЕ - 1) В Москве, возникло в конце 19 в. у стен Новодевичьего мон. Здесь похоронены многие выдающиеся деятели культуры, науки и гос-ва (Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, Л. В. Собинов, В. В. Маяковский, А. А. Фадеев, Н. С. Хрущев и др.). 2) В Петербурге, открыто в 1849 у стен Новодевичьего мон., закрыто в 1929. Здесь похоронены: художники М. А. Врубель, А. Я. Головин, поэты А. Н. Майков, Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев и К. М. Фофанов, композитор Э. Ф. Направник, филологи А. Н. Веселовский и Я. К. Грот, востоковеды И. П. Минаев, В. Р. Розен, шахматист М. И. Чигорин, путешественники А. П. Авинов, Г. И. Невельской, мн. др. деятели культуры и науки. |
НОВОДЕШЖКИН Ипполит Ник. (1927-86) - художник кино. В 1952 закончил ВГИК. Первый ф. "Салтанат" (совм. с Е. Черняевым, 1955). Н. отличают поэтичность, умение сочетать будничное с возвышенным, вневременным, обостренное чувство России, заявляющее о себе в ф. как о прошлом, так и о современности, верность традициям рус. культуры, знание рус. нар. творчества. Круг реж., с к-рыми работал Н., очерчивался преимущ. теми, кто проявляет интерес к судьбе рус. человека на переломных этапах истории. Среди ф. - "Первые радости" (1956), "Необыкновенное лето" (1957), "Судьба человека" (1959), "А если это любовь?" (1962), "Оптимистическая трагедия" (1963) - все с С. Воронковым. Работал с реж. А. Тарковским над ф. "Андрей Рублев" (совм. с Е. Черняевым и С. Воронковым, 1971). Важным событием в творч. жизни Н. была работа с реж. В. Шукшиным над ф. "Калина красная" (1974). Работу Н. над ф. о Ст. Разине перервала смерть Шукшина. Среди ф.: "Ровесник века" (1960), "Пошехонская старина" (1977), "Целуются зори" (1978). Соч.: Художник о своем творчестве // Сов. художники театра и кино. 75. М., 1977. Лит.: Бондарчук Н. Ипполит Новодережкин // Пространство цвета. М., 1981. |
"НО́ВОЕ ВРЕ́МЯ" - полит. и лит. газета (С.-Петербург, 1868-1917). Стала одной из самых популярных в России с 1876, когда изд. ее был А. С. Суворин. Газ. имела прочную репутацию беспринципного изд., связ. с правительств. и реакц. кругами. Ведущ. лит. критиками "Н. В." были В. П. Буренин, М. О. Меньшиков и В. В. Розанов. В газ. печатался А. П. Чехов, к-рого долгое время связывали с Сувориным узы дружбы. |
НО́ВОЕ О́БЩЕСТВО ЖИВОПИ́СЦЕВ (НОЖ) - объединяло художников, стилистика произведений к-рых основывалась на приемах лубка, тяготела к живописи примитивизма (в частности, к живописи франц. худож. А. Руссо), существовало в 1921-24 в Москве, входили: С. Я. Адливанкин, А. М. Глузкин, А. М. Нюренберг, М. О. Перуцкий, Н. Н. Попов, Г. Г. Ряжский и др. Тематика произведений носила характер обличения мещанства, нэпманского быта. Лит.: Советское иск-во 20-30-х годов / Авт. вступ. ст. Е. Ф. Ковтун. Л., 1988; 1920-1930: Живопись / Гос. Рус. музей; Вступ. ст. М. Ю. Германа. Л., 1988. |
"НО́ВОЕ УЧЕ́НИЕ О ЯЗЫ́КЕ" ("Яфетическая теория", "Марризм") - направление, господствовавшее под лозунгом "марксизма в яз.-знании" в сов. науке с кон. 20-х гг. до сер. 1950, когда "борьба с марризмом" была использована в полит. целях, стала поводом для репрессий, смены кадровой номенклатуры, как ранее его пропаганда. "Марризм" же в яз.-знании продолжал внедряться до кон. 80-х гг. под видом "историзма" и "научной методологии". Взгляды Н. Я. Марра, ответственного за Н. У. "об языке", складывались благодаря нек-рому его вниманию в качестве археолога к доистории. Не случайно более пристрастных приверженцев и противников Н. У. имело не в филол. среде, а среди археологов - в частности, в лице М. А. Артамонова и С. П. Толстова. Последний выдвинул альтернативную гипотезу этногенеза, известную как "теория первобытной лингвистич. непрерывности". Мысль о "скрещении" всех языков земли разделялась в кон. 19 в. такими яз.-ведами, как Г. Шухардт и И. А. Бодуэн де Куртенэ. Относительно новым в Н. У. была резкая оппозиция сравнит.-ист. яз.-знанию, а точнее "индо-германистике". Но тут у Марра были предшественники в лице младограмматиков или того же Г. Шухардта и Г. И. Асколи. В тезисном виде положения Н. У., в целом сформировавшиеся к 1926, таковы. Язык - "надстроечная ценность", "приводной ремень" об-ва. Первичные звуковые комплексы были "трехзвучными", а речь состояла только из элементов САЛ, БЕР, ЙОН, РОШ, к к-рым сводятся слова всех языков. Части речи и грамматич. категории, по Марру, появляются по мере усложнения первонач. диффузного языка. Развитие ист. языков идет от множества к единству. Последняя сводка "основных установок" Н. У., данная И. И. Мещаниновым в 1947, акцентирует следующие тезисы. Язык - явление социальное, средство выражения мысли, тесно с ним связанной; содержание слова и его форма отражают мировоззрение; все языковые явления имеют свое ист. обоснование; задача яз.-знания - составление сравнит. грамматики языков мира. Труд А. А. Вержбовского "Основы всеобщей этимологической грамматики языков Земли" (Минск, 1969) является, пожалуй, одним из последних отголосков идей, увлекших в свое время Н. Я. Марра, если не считать более наукообразную книгу Н. Д. Андреева "Раннеиндоевропейский праязык" (Л., 1986). Лит.: Алпатов В. М. История одного мифа: Марр и марризм. М., 1991. |