Статьи на букву "Н" (часть 4, "НЕС"-"НИК")
НЕ́СТЕРОВА Нат. Иг. (род. 1944) - живописец. Училась в Моск. ср. худ. шк. (1955-62), Моск. гос. худож. ин-те (1962-68) у А. М. Грицая, Д. Д. Жилинского, чл. Моск. отд. Союза худож. (1969), автор многочисл. картин на совр. быт. темы. Живописный язык Н. - своеобразный сплав академич. школы с законами поэтики фолькл. иск-ва (примитива, лубка и т. п.) - претерпевает изменения на протяжении 60-80-х гг. от гладкописи ("Слепые в чайной", 1969; "Жмурки", 1969 и др.) к сложно разработанной рельефной фактуре ("Дом Гоголя", 1979; "Метро", 1980 и др.). Колорит строится на тонально сгармонированных сочетаниях красок, особая роль (философская, символическая) принадлежит белому цвету ("Летний сад", 1982 и др.). Анализ противоречий совр. жизни, психол. сложность процессов развития совр. об-ва в целом и отд. человека в частности рождают темы и сюжеты произведений Н., соц. подтекст к-рых ярко выражен ("Аэропорт в Чите", 1985; "Очередь", "Переход", "Манекены", все - 1986 и др.). В новых условиях и иными средствами Н. развивает традиц. линию критич. реализма, свойств. рус. иск-ву 2-й пол. 19 в. Лит.: Наталья Нестерова: Альбом / Авт.-сост. О. Д. Политыко. Л., 1988. |
НЕ́СТОР-ИСКАНДЕ́Р (15 в.) предполагаемый автор "Повести о взятии Царьграда в 1453 г.". Его произведение известно в единственном списке 16 в. Среди источников: "Летописец Еллинский и римский", апокрифы, "Откровение" Мефодия Патарского. "Повесть" Н.-И. отличается стилистическим единством, лит. мастерством. Рассказывая о завоевании Константинополя турками в 1453, в послесловии Н.-И. говорит о себе, что он христианин, "измлада" плененный турками и получивший мусульманское имя Искандер (Александр). Как участник осады и взятия величайшей столицы мира, Н.-И., по его словам, решил записать свои воспоминания, присоединив к ним свидетельства очевидцев и данные по истории Константинополя - Царьграда. "Повести" Н.-И. близок рассказ об осаде Царьграда из Русского хронографа 1512. Высказывались мнения, что Н.-И. - лит. фикция, а послесловие было составлено др.-рус. книжником для придания своему произв., несомненно основанному на ист. источниках, большей достоверности (А. И. Соболевский, М. Н. Сперанский). Изд. и лит.: Скрипиль М. О. "История" о взятии Царьграда турками Нестора Искандера // Тр. Отд. др.-рус. лит. М.; Л., 1954. Т. 10; Сперанский М. Н. Повести и сказания о взятии Царьграда турками... // Там же; Памятники литературы Древней Руси: 2-я пол. XV в. М., 1982. |
НЕ́ТТО Иг. Ал-др. (род. 1930) - футболист, з. м. с. СССР (1954). Один из лучших полузащитников в истории сов. футбола. Олимп. чемпион 1956. Обладатель Кубка Европы 1960. Чемпион СССР 1952-1953, 1956, 1958, 1962. Капитан сборной команды СССР в 1954-1962. Автор книги "Это футбол". Вся спортивная карьера Н. прошла в команде "Спартак". |
НЕУСТРО́ЕВ Ал-др Ник. (1825-1902) - библиограф и библиофил. Род. в Кронштадте, в купеч. семье, впоследствии удостоен дворянства. С 18-летнего возраста Н. собирал редкие рус. издания, рукописи, гравюры и лубочные картинки, задумав основать в Петергофе б-ку, включавшую в себя весь отеч. книж. репертуар. Впоследствии собиратель ограничил коллекцию отеч. периодич. изданиями 18 в., биограф. и справоч. лит-рой, важнейшими первоисточниками и иссл. по рус. истории. Собрав одну из лучших коллекций рус. периодич. печати 18 в., Н. написал и опубл. классич. тр. "Историческое разыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703 -1802 гг." (1874), в к-ром описаны 138 изд., расположенных по хронологии их возникновения, снабдил его "Алфавитным указателем имен, авторов и переводчиков, редакторов и издателей" и "Алфавитным указателем повременных изданий и сборников". В 1875 Ист. комиссия Уваровского к-та присудила Н. за эту работу премию в 500 руб., к-рую он передал Академии наук. По кол-ву представленного материала 18 в. труд Н. значительно превосходит работу "Библиография русской периодической печати" Н. М. Лисовского. В 1898 вышла в свет еще одна фундам. работа Н. "Указатель к русским повременным изданиям и сборникам за 1703-1802 гг. и к историческому разысканию о них", в к-рой в общем алфавите были даны предметные, геогр. и персон. рубрики, позволявшие составить представление о круге авторов и тематике статей из журналов 18 в. Ок. десятка др. лит. работ Н. тесно связаны с его библ. разысканиями. |
НЕФЕДОВ Фил. Диомидович (1838-1902) - писатель. Род. в семье владельца фабрики, быв. крепостного. Окончил Ивановское церковно-приходское уч-ще. Тайно уехал в Москву, где сотрудничал в ряде демокр. изданий, зарекомендовав себя в кач-ве публициста. Познакомил рус. читателя с бытом рабочих, и эта тема стала одной из ведущих в творчестве Н. ("Наши фабрики и заводы", 1872; "Детство Протасова. Из жизни и нравов фабричного мира", 1893). Впоследствии увлекся этногр. проблемами, был чл. имп. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1874) и собирал материалы о быте рус. крестьянства. Н. - один из наиб. последовательных представителей лит. народничества, противопоставлявших деревенскую жизнь как уклад, сохранивший нравств. основы патриархального быта, и жизнь фабричную, к-рая лишь развращает рус. человека. Написал биогр. очерк об А. И. Левитове. |
НЕФОРМА́ЛЬНОЕ ИСКУ́ССТВО - иск-во, независимое от офиц. гос. идеологии. Существование такого иск-ва в тоталитарной России характерно для 1930-80-х гг., отчетливо проявилось в нач. 60-70-х гг. Не имело единой эстетич. программы, не было оформлено организационно. К Н. И. можно отнести движение художников студии Э. Белютина "Новая реальность", иск-во А. Арефьева, "домашней академии" В. Стерлигова и Т. Глебовой, группы "Эрмитаж" (мастерская М. Шемякина), студию О. Сидлина и др. 70-е гг. отмечены активизацией Н. И., рядом выставок художников Москвы ("Бульдозерная выставка", 1974) и Ленинграда (ДК им. И. Газа, 1974 и ДК "Невский", 1975) и др., образованием об-в (напр., Т-во эксперим. выставок, разросшееся к 1981 в Т-во эксперим. изоб. иск-ва; "Митьки" и др.). В 80-е гг. происходит легализация Н. И. Для художников Н. И. характерна реализация идеи свободного иск-ва, попытка продолжить прерванную в 30-40-х гг. традицию рус. авангарда, творч. осмысление опыта мир. иск-ва. Лит.: Новая реальность: Выст. работ студии Э. Белютина / Авт.-сост. Н. Молева. М., 1990; Художники "газа-невской культуры": Альбом / Авт.-сост. Е. Ю. Андреева. Л., 1990; Глезер А. Русские художники на Западе. М., 1991. |
НЕЧА́ЕВ-МА́ЛЬЦЕВ Юр. Степ. (1834-1913) - промышленник, владелец стек. з-дов в Новгороде, Гусь-Хрустальном. Вице-през. Об-ва поощрения художеств, поч. чл. имп. АХ (1902), коллекционер, меценат, субсидировал стр-во Музея изящных иск-в (ныне Гос. музей изобр. иск-в им. А. С. Пушкина), церквей, больниц, богаделен, школ, уч-щ и т. д. Лит.: Биржевые ведомости. 1913. 9 окт. [некролог]; Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989. С. 9. |
НЕ́ЧКИНА Милица Вас. (1901-85) - историк, проф. (1935), д-р ист. наук (1936), акад. АН СССР (1958). Род. в г. Нежине на Украине. Окончила ист.-филол. ф-т Казанского ун-та (1921). Преподавала в вузах Казани (до 1924) и Москвы, в т. ч. в МГУ (1934-54), была сотр. н.-и. учреждений. С 1936 по 1985 - ст. науч. сотр. Ин-та истории АН СССР. Первая публ. Н. вышла в 1920. Гл. темы творчества: история рев. движения в России и история историч. науки. Н. принадлежат работы по истории движения декабристов: "Общество соединенных славян" (1927), "А. С. Грибоедов и декабристы" (1947; Гос. пр. СССР - 1948; 2-е изд. - 1951; 3-е изд. - 1977), "Восстание 14 декабря 1825 г." (1951; 2-е изд. - "День 14 декабря 1825 г." 1975; 3-е изд. - 1985), "Движение декабристов" (В 2 т. 1955) и др. С 1958 Н. возглавляла исследоват. группу по изучению рев. ситуации в России кон. 50-х - нач. 60-х гг. 19 в. при отделении истории АН СССР, была ред. и одним из авторов 9 сб. и коллект. монографии "Революционная ситуация в России в 1859-61 гг.". С 1960 - гл. ред. "Очерков истории исторической науки в СССР", автор ряда глав тт. 2-4 "Очерков" и иссл. "В. О. Ключевский: История жизни и творчества" (1974); с 1972 - отв. ред. первого в стране историогр. ежегодника "История и историки". Велика роль Н. в орг-ции издания док. материалов по истории рус. рев. движения и обществ. мысли. С 1950 Н. - ред. возобновленной по ее инициативе публ. судебно-следств. док-тов "Восстание декабристов" (Т. 7, 9-19). Подготовила к изд. записи Н. И. Лорера, И. Д. Якушкина, С. В. Ковалевской, письма и дневники В. О. Ключевского и др. В 1977 - гл. ред. сер. док. материалов о декабристах "Полярная звезда" (Иркутск). В 1960 Н. руководила подготовкой факсимильных изданий памятников Вольной русской типографии А. И. Герцена и Н. П. Огарева ("Колокол", вып. 1-2; "Полярная звезда", кн. 1-3; "Голоса из России", вып. 1-4; "Колокол" ("Kolokol"), кн. 1-2; "О повреждении нравов в России" кн. М. Щербатова и "Путешествие" А. Радищева). Н. - участник мн. коллект. тр.: "История Москвы", т. 3, "Очерки истории СССР", "История СССР с древнейших времен" и др. Она была автором и ред. первых совр. учебников по отечеств. истории для вузов (1940-64) и ср. школ (1937-85). Перу Н. принадлежит большое число популярных книг и статей. Лит.: М. В. Нечкина (1901-1985). М., 1987. (Материалы к биобиблиогр. ученых СССР. Сер. истории; Вып. 17). |
"НИ ТО́, НИ СЁ В ПРО́ЗЕ И СТИХА́Х, ЕЖЕСУББО́ТНЕЕ ИЗДА́НИЕ 1769 ГО́ДА" - журнал, издавался в 1769 в СПб. В. Г. Рубаном, выходцем с Украины, обучавшимся в Моск. ун-те и начавшим свою лит. деят-ность в "Полезном увеселении" М. М. Хераскова. Название его было противопоставлено заголовкам, в к-рых использовались слова "полезное", "упражнение" и т. п., и перекликалось с названием чулковского ж. "И то, и се", екатерининской "Всякой всячиной" и т. п. Осн. место в ж. занимали произв. его издателя, помещавшего в нем переводы из сочинений Овидия. Наиб. заметными сотрудниками журнала были В. П. Петров и М. И. Попов. В первом номере ж. издатель декларировал свое стремление следовать за "Всякой всячиной", однако в одном из последующих номеров обнаруживаются выпады Неспускалова (предположительно С. Башилова) против "бабушки русских журналов". Издание Рубана печаталось в кол-ве 600 экземпляров, и уже в 20-м номере было помещено сообщение о его прекращении, т. к. "издателям наскучило писать", а читателям "наскучило читать". |
НИВИ́НСКИЙ Игн. Игн. (1881-1933) - график, живописец (станковист и монументалист), худ. т-ра, педагог. Учился в Строгановском центр. худ.-пром. уч-ще (СЦХПУ) (1893-99), в студии С. Ю. Жуковского (1908-11), у Ф. Бренгвина (1913) и др. Чл. объединения "4 иск-ва" (с 1924). Преимущ. работал в технике офорта. Автор станковых произведений, иллюстратор. Характерна динамика композиций, часто использование совмещения разных пространств. планов, создание циклов и серий ("Итальянская серия", 1916-17; сюита "Кавказские каприччо", 1923-26; "ЗаГЭС", 1927 и др.). Оформление спектаклей: "Плоды просвещения" Л. Н. Толстого (1922, МХАТ), "Принцесса Турандот" К. Гоцци (1922, МХАТ) и т. д. Преподавал в СЦХПУ (1899-1906), на Высш. строит. курсах (1906-14), в Высш. инж.-строит. уч-ще, во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе (Москва, 1921-30). Лит.: Докучаева В. Н. И. И. Нивинский. М., 1969. |
НИЖЕГОРО́ДСКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА им. А. С. Пушкина - основан в 1935 (до 1991 Горьк. т-р оперы и балета). Первоначальная балет. труппа состояла из 35 чел., гл. балетмейстером был В. Кононович (он же рук. балет. школы, организованной при т-ре). Первыми спектаклями стали "Лебединое озеро" (1936), "Дон Кихот" (1936), "Бахчисарайский фонтан" (1937), "Коппелия" (1937). В 1938-47 труппу возглавил М. Цейтлин, поставивший балеты "Эсмеральда", "Раймонда", "Красный мак", "Светлана". Среди солистов труппы В. Мерхасина, Р. Потапова, Н. Орешкевич, С. Инсарский, В. Чижов, Ф. Чернышенко. В 1948-56 гл. балетмейстер Г. Язвинский. Этапными в этот период стали спектакли "Доктор Айболит" (1948), "Юность" (1951), "Спящая красавица" (1953), "Лауренсия" (1954), "Тимур и его команда" (1956). В 1958-65 гл. балетмейстер Л. Серебровская, поставившая значительные для т-ра спектакли "Мирандолина" (1958), "Каменный цветок" (1961), "Золушка" (1963), "Конек-Горбунок" (1965), в к-рых выступали солисты Л. Семенова, Н. Золотова, Л. Федорушко, Б. Рахманин, А. Сысоев, А. Гуськов, Л. Злобина и др. В т-ре работали балетмейстеры П. Йоркин, М. Газиев, О. Дадишкилиани, Я. Романовский, Л. Флегматов, А. Дементьев, И. Есаулов. В 1970-е гг. группу возглавляет В. Чернуха, среди лучших спектаклей т-ра "Антоний и Клеопатра", "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан", "Тимур и его команда" (новая ред.), "Сотворение мира". Ведущие танцовщики труппы - В. Миклин, Н. Пугачева, Т. Лебедева, Т. Карпова, Р. Шапкина, В. Некрасов, А. Гроностайский. В 1986-90 гл. балетмейстером т-ра был Ю. Папко, поставивший (совм. с Ю. Скотт) балет "Ромео и Джульетта", ряд концерт. номеров. |
НИЖИ́НСКАЯ Бронислава Фоминична (1891-1972) - артистка балета, балетмейстер. Сестра В. Нижинского. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1908 (кл. К. Куличекской), в 1908-11 характерная танцовщица Мариинского т-ра. В 1909-13 танцует в "Русских сезонах" / "Русском балете Дягилева" Уличную танцовщицу в "Петрушке", мазурку в "Сильфидах", Таор в "Клеопатре" и др. партии. В 1914 после недолгого существования труппы В. Нижинского Н. возвращается в Россию. В 1919 в Киеве открывает "Школу движения", где ставит свои первые небольшие балеты. В 1922 возвращается в "Рус. балет Дягилева", где осуществляет (до 1926) постановку ряда спектаклей, к-рые выдвигают Н. в число крупнейших балетмейстеров. Среди них: "Лиса" и "Свадебка" (комп. И. Стравинский), "Лани" (Ф. Пуленк), "Докучные" (Ж. Орик), "Ночь на Лысой горе" (М. Мусоргский), "Голубой поезд" (Д. Мийо), "Ромео и Джульетта" (К. Ламберт). Позднее Н. ставит балеты в Париже и Буэнос-Айресе, в труппе И. Рубинштейн (1928, "Вальс" и "Болеро" М. Равеля, "Поцелуй феи" И. Стравинского), имеет собств. труппу (1925, 1932-33), организует ансамбль польского балета (1937-38) и др. В 1940 Н. переезжает в США, открывает в Голливуде свою школу (1941-50), сотрудничает с Амер. т-ром балета (1942, "Снегурочка" на муз. А. Глазунова, "Русь древняя" на муз П. Чайковского) и Балетом маркиза Куэва (1944, "Вариации" Брамса и "Картинки с выставки" Мусоргского; 1949, "In memoriam" Ф. Шопена). В последние годы жизни Н. участвовала в возобновлении своих балетов в англ. Королевском балете и др. труппах Европы и США. К сожалению, балеты Н. (в т. ч. самый русский из них - "Свадебка") не ставились на отеч. сцене. |
НИЖИ́НСКИЙ Вацлав Фомич (1890-1950) - артист балета, балетмейстер. Из семьи потомств. польских танцовщиков. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1907 (ученик Н. Легата, М. Обухова), позже совершенствовался у Э. Чеккети. С 1907 артист Мариинского т-ра, фактически занял положение 1-го танцовщика, став партнером М. Кшесинской, А. Павловой и др. балерин. Первый исполнитель партий: Белый раб ("Павильон Армиды"), Раб ("Египетские ночи"), Юноша ("Шопениана"), Ураган ("Талисман"), среди др. ролей: Принц ("Аленький цветочек"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Альберт ("Жизель"). За появление в "Жизели" в нетрадиционном костюме по эскизу А. Бенуа Н. был уволен из театра в янв. 1911. Танец Н. получил мировое признание благодаря участию артиста в "Русских сезонах" / "Русском балете Дягилева" в 1909-13, 1916-17. Здесь им созданы ведущие партии как в балетах М. Фокина "Карнавал", "Нарцисс", "Петрушка", "Видение розы", "Дафнис и Хлоя", "Синий бог", так и в собственных постановках "Послеполуденный отдых фавна" (на муз. К. Дебюсси, 1912), "Игры" (Дебюсси, 1913), "Весна священная" (И. Стравинский, 1913), "Тиль Уленшпигель" (Р. Штраус, 1916). В 1914 недолго возглавлял свою труппу в Лондоне, в 1914-16 был интернирован в Будапеште во время войны. В сент. 1917 состоялось последнее выступление Н. Вследствие развития шизофрении он был помещен в санаторий в Швейцарии, где пробыл до конца своей жизни. Невысокого роста, с рельефно развитой мускулатурой ног и рук, с неправильными чертами лица, Н. был уникальным танцовщиком, обладавшим высоким прыжком с редким баллоном, утонченной грацией и великолепной способностью к сценическому перевоплощению. Артисту удалось дать новый толчок искусству мужского классического танца. Более спорны оценки новаторских балетов Н. с их нарочитой профильностью и угловатой остротой танца. Имя Н., подобно именам М. Тальони и А. Павловой, стало легендарным. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НИКА́НЧИКОВ Ал. Вл. (1940-72) - фехтовальщик, з. м. с. СССР. Единственный из сов. спортсменов трехкратный чемпион мира в личных соревнованиях по фехтованию на шпагах 1966, 1967, 1970. Чемпион мира 1967 и 1969 в командном первенстве. Обладатель кубка Европы 1967-70 в командном первенстве. Чемпион СССР 1969. Победитель Кубка СССР 1963 и 1969. Чемпион 5 Спартакиады народов СССР (1971). В 1970 решением конгресса Междунар федерации фехтования был награжден Кубком Р. Фейерика. |
НИКИТЕ́НКО Ал-др Вас. (1804-77) - критик и литературовед. Сын крепостного, получивший вольную при содействии К. Ф. Рылеева (1824). Окончил Петерб. ун-т (1928). Адъюнкт (1832), проф. (1934-64) кафедры рус. словесности того же ун-та. В 1837 защитил дисс. на степень д-ра философии по теме "О творящей силе в поэзии, или О постическом гении". Мн. лет служил в ценз. ведомстве; в 1847-48 был офиц. ред. "Современника". Автор ряда критич. и лит.-ведч. работ (напр., "Опыт истории русской лит-ры", 1845). Дейст. чл. АН (1855). Наиб. ценность в его наследии имеют "Моя повесть о самом себе" и "Дневник" (1888-92) - богатейшие источники изучения рус. обществ. истории 2-й пол. 19 в. |
НИКИ́ТИН Анат. Пав. (род. 1931) - виолончелист, педагог. Учился в Ленингр. Средней спец. школе у Е. В. Вольф-Израэля, затем у Г. С. Михалева, по фп. у Г. М. Бузе. В консерваторию одновременно поступил как виолончелист и как пианист, но уже на первом курсе отдал предпочтение виолончели. Учился по классу квартета у А. М. Рывкина, по камерному ансамблю у Е. О. Брик. Закончил аспирантуру в Моск. конс. у М. Л. Ростроповича. Лауреат Международного конкурса в Бухаресте (1953). С 1953 работает в группе виолончелей в Заслуженном коллективе республики симфоническом оркестре Ленинградской филармонии, с 1963 - концертмейстер группы и солист. Выступает с сольными программами, в его дискографии - концерты Ф. Э. Баха, А. Вивальди, Л. Боккерини, И. Гайдна; совместно с Ф. И. Фондаминской записал сонаты Л. Бетховена, Ф. Пуленка, Ц. Франка. Н. - первый исполнитель концертов и произведений многих петербургских композиторов (С. М. Слонимского, Б. И. Тищенко и др.). С 1961 преподает в Ленингр. конс., с 1979 - профессор. Среди его учеников - С. Ролдугин, Л. Горохов, М. Лездкан, С. Словачевский, А. Массарский, А. Истомин, К. Кравцов, А. Васильев. Автор ряда обработок для виолончели. В 1975 создал ансамбль виолончелистов, с к-рым гастролировал по многим странам мира, записал несколько дисков. Нар. артист России (1988). Лит.: Дегтярева Н. И. Анатолий Никитин, музыкант и педагог. СПб., 1996. |
НИКИ́ТИН Афанасий (ум. до 1475) - тверской купец, путешественник, автор "Хожения за три моря". А. Н. выехал из Твери с верительными грамотами своего кн. Мих. Бор. и тверского архиеп. между 1466-69 (точной даты в "Хожении" нет). Вместе с др. купцами А. Н. пытался присоединиться к каравану моск. посла в Ширван (Сев. Азербайджан), однако разминулся с ним и был ограблен под Астраханью ногайскими татарами. В Дербенте ни ширваншах, ни посол не захотели помогать купцам. Нек-рые, имевшие долги на Руси, решили путешествовать дальше, в т. ч. и А. Н. Он направился вдоль "Хвалитьского" (Каспийского) моря в Персию, оттуда через Гурмыз (Ормуз) и "Индийское море" в Индию. Никаких удачных торговых операций во время путешествия он не провел, о чем и пишет в "Хожении". Наблюдал жизнь и быт индийцев, знакомился с природой страны, ее гос. строем, хоз-вом; особый интерес проявил к местным религиям: индуизму и исламу. Возвратился на Русь через "Стембольское" (Черное) море. Записи А. Н. обрываются на рассказе о Крыме. Из летописей, в к-рых сохранилось "Хожение" (Львовская, Софийская II), известно, что летописцу записки умершего в Смоленске А. Н. передал дьяк Вас. Мамырев в 1475. Очевидно, летописец и был первым ред. путевого дневника А. Н. Помимо летописной ред., дошедшей в списках 16 в., сохранилась Троицкая (кон. 15 в.) и значительно перераб. Сухановская (17 в.). В своих путевых записях А. Н. рассказывает о виденных им странах как внимательный, вдумчивый наблюдатель. Попутно он сравнивает их с Русью, вспоминая о ней с большой любовью, но вспоминает и о горе и несправедливости на родине. Большинство таких высказываний написаны по тюркско-персидски, встречаются в тюркской записи и молитвы. Однако, находясь в течение шести лет в иноверном и иноязычном окружении, А. Н. сохранил прекрасный по выразительности рус. яз. и христианскую веру. "Хожение" А. Н. интересно не только как описание путешествия, но и как дневник, отразивший переживания и раздумья человека того времени, его общественно-политические идеалы и религиозные искания. Изд.: Хождение за три моря. Л., 1986. |
НИКИ́ТИН Ив. Саввич (1824-61) - поэт. Род. в мещанской семье. Учился в Воронеже, в духовном уч-ще (1833-39) и семинарии (1839-43), к-рую не окончил по матер. причинам. Был сидельцем свечной лавки и торговцем вразнос по празд. дням, а с 1844 содержал постоялый двор. Печататься начал с 1854; в Воронеже у Н. сложилась репутация "второго Кольцова", но столичная критика приняла его поэзию как подражательную. Во 2-й пол. 50-х гг. характер поэзии Н. меняется: в нее входят бытовая крест. тема и острые социальные проблемы ("Ночлег в деревне", 1857-58; "Пахарь", 1856; "Пряха", 1858; "Староста", 1856-58; "Нищий", 1857 и др.), что делает поэзию Н. эстетически близкой поэзии Некрасова. Н. - автор крестьян. поэм ("Кулак", 1857; "Тарас", 1860), прозаич. пов. "Дневник семинариста" (1860). Успех сб. стих. Н. (1859) позволил ему купить книжную лавку, к-рая стала культурным центром Воронежа. Как крестьян. поэт Н. стал учителем И. З. Сурикова и О. С. Дрожжина. На слова стихотворений Н. написано ок. 60 песен, нек-рые из них стали фольклором ("Ехал из ярмарки ухарь-купец...", "Вырыта заступом яма глубокая..."). |
НИКИ́ТИН Ираклий Никитич (1823-?) - артист балета. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1841, но еще в 1840 дебютировал ролью Колена ("Тщетная предосторожность", с О. Шлефохт - Лизой) и Джеймса ("Сильфида", с Т. Смирновой). Выступал в ролях Фредерика ("Гитана"), Альберта ("Озеро волшебниц"), Дона Альвара де Корда ("Морской разбойник"), Альберта ("Жизель"), Гиласа ("Воспитанница Амура"). Н. танцевал с М. Тальони и Е. Андреяновой. В 1845 выступил в Москве с Е. Санковской в "Тщетной предосторожности", затем работал в Венском имп. балете, где приобрел европ. известность; в 1869 возвратился на родину. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НИКИ́ТИН Фед. Мих. (1900-88) - актер. После оконч. кадетского корпуса в 1917-20 работал в т-ре Сибирякова в Одессе. В 1918 - первая эпизодич. роль в кино (разносчик в ф. "Тереза Ракен"). В 1920-22 учеба и работа во второй студии МХТ. В 1926 принят в труппу БДТ в Ленинграде. С этого же года Н. начинает активно работать в кино. Кинематографич. судьбу Н. определила встреча с реж. Ф. Эрмлером, в ф. к-рого Н. сыграл свои лучшие роли: Вадьку Завражина ("Катька - Бумажный ранет", 1926), музыканта ("Дом в сугробах", 1928), глухонемого сапожника Кирика ("Парижский сапожник", 1928), Филимонова ("Обломок империи", 1929). Демонстрируя не свойств. монтажн. кинематографу уровень психол. анализа, Н. выходит за пределы соц. типажности и создает разноплановые индивидуальные характеры. В 30-е гг. Н. снимается в кино мало, в незначит. ролях. Исключение - роль учителя Бачея в ф. "Белеет парус одинокий" (1937). С кон. 30-х гг. Н. перестает сниматься. В годы войны - артист Блокадного т-ра (впоследствии - Ленингр. драм. т-р им. В. Ф. Комиссаржевской), в к-ром работает до 1959. В кино возвращается в 1948, получив предложение Г. Рошаля сыграть роль проф. Зименкова в ф. "Академик Иван Павлов". В 50-70-х гг. активно работает в кино, оставаясь как в гл., так и в эпизодич. ролях мастером психол. портрета. Наиб. значит. роли этого периода: Даргомыжский ("Мусоргский", 1950), вел. князь ("Римский-Корсаков", 1952), Дон Хосе ("Дон Сезар де Базар", 1957), король Рене ("Иоланта", 1963), Вальтер Сократ ("Год как жизнь", 1965), Светловидов ("Лебединая песня", т/ф, 1966), Франц Редигер ("Один из нас", 1970). В 1984 снялся в ф. "И жизнь, и слезы, и любовь...". Др. ф.: "Инженер Елагин", "Мой сын", "Жизнь на полный ход", "Города и годы", "Песня о счастье", "Герои Шипки", "Невеста", "Анафема", "Ко мне, Мухтар!", "Перекличка", "Игрок", "Открытая книга". Соч.: В пору великого немого // Иск-во кино. 1968. № 5; Судите сами // Там же. 1969. № 7; Из воспоминаний киноактера // Из истории "Ленфильма". Л., 1970. Вып. 2. Лит.: Бородянский Б. Ф. Никитин. М.; Л., 1929; Актеры сов. кино. Л., 1968. Вып. 4; Боровков В. П. Федор Никитин. М., 1977. |
НИКИ́ТИНА (Иванова) Варв. Ал-др. (Никитична) (1857-1920) - артистка балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1877 (ученица М. Петипа, Э. Гюге). В 1877-93 артистка Мариинского т-ра, с 1889 барерина. Первая исполнительница партий: Принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Бабочка ("Капризы бабочки"), Илька ("Очарованный лес"); среди др. ее ролей: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Наяда ("Наяда и рыбак"), Элла ("Талисман"). В 1886 с успехом гастролировала в Берлине. Красивая на сцене и в жизни, Н. была одной из первых отеч. танцовщиц, умело сочетавших виртуозность и силу итал. школы с легкостью и изяществом французской. После ухода со сцены Е. Вазем Н. заняла ведущее положение в труппе, особенно удачными были ее выступления в романтич. репертуаре. Высоко ценивший Н. балетмейстер Петипа создал ее творч. портрет в партии Флорины. |
НИКИ́ТИНЫ - семья цирковых предпринимателей и артистов. Братья Дм. Ал-др. (1835-1918), Аким Ал-др. (1843-1917), Петр Ал-др. (1846-1921) - основатели первых рус. стационарных цирков. Род. в семье крепостного крестьянина. К 1870 содержали балаган, в к-ром втроем давали целое представление. Владели многими цирк. жанрами. Дм. - атлет, солист на балалайке; Аким - клишник, жонглер, рыжий клоун; Петр - антиподист, шпагоглотатель, прыгун, возд. гимнаст, первый рус. артист цирка, исполнивший перелет с трапеции на трапецию, позже наездник, дрес. лошадей и верблюдов. В 1873 бр. Н. в Пензе открыли здание цирка с надписью на фронтоне "Русский цирк бр. Никитиных". В 1876 они открыли свой цирк в Саратове. Это были первые рус. станционарные цирки. В 70-80-е гг. бр. Н. открыли цирки в целом ряде городов России. С 80-х гг. деят-ность бр. Н. связана с Москвой. В 1886 открывают цирк на Цветном бульваре (ныне - кинотеатр "Мир"), в 1888 арендуют здание цирка Гинне на Воздвиженке, в 1911 Аким Н. построил фундаментальное здание цирка на Триумфальной пл. (ныне пл. Маяковского). Этот цирк был хорошо технически оборудован, имел вращающийся опускающийся манеж, устройства для водяных пантомим. Н. в своих цирках ставил большие цирк. пантомимы. Они были организаторами красочного шествия "Весна-красна", устроенного в день коронации Александра III. Деят-ность братьев Н. (и в первую очередь Акима Н.) способствовала развитию рус. цирк. иск-ва. В цирках Н. многие рус. артисты приобрели известность и популярность. Ник. Акимович (1887-1963) - жонглер на лошади, дрессировщик лошадей. Сын Акима Ал-др. Н. Был широко известен как жонглер на лошади. Его номер отличался артистизмом и элегантностью исполнения. Лит.: Дмитриев Ю. А. Русский цирк. М., 1953; Его же. Советский цирк. М., 1963; Кузнецов Е. М. Цирк. М., 1971; Его же. Цирк в России. М., 1977; Никулин Ю. В. Почти серьезно... М., 1979; Славский Р. Е. Братья Никитины. М., 1987. |
НИКИ́ТСКИЙ БОТАНИ́ЧЕСКИЙ САД - один из старейших науч. садов Рос. империи. Находится у с. Никита (совр. назв. - Ботаническое) в 7 км от Ялты. Осн. в 1812 по имп. указу 1811 для развития плодоводства и садоводства на землях Новороссии, Тавриды и др., присоед. к России в кон. 18 в. В саду собраны представители флоры разл. субтропич. зон - почти 18 тыс. видов, разновидностей, форм. Н. Б. С. представляет собою группу обособл., композиционно не связ. парков: Нижний (Центральный); Верхний, располож. севернее; Приморский, к вост. от Нижнего, наиб. защищ. от сев. ветров; заповедный можжевеловый лес на мысе Мартьян, восточнее и выше Приморского парка; новый, развивающийся парк Монтедор на берегу моря. Первый дир. Н. Б. С. Х. Х. Стевен разработал "План экономо-ботаническому саду на южном берегу Тавриды под древнею Никитою", поставив задачами: полное собрание всех растений, "в здешнем климате расти могущих... для познания... по наружным их признакам и по образу хождения за ними", добывание семян и разведение "школ таковых растений" и больших плантаций для поощрения жителей к насаждениям. Первые посадки были сделаны в сент. 1812 с помощью солдат и матросов из Севастополя. Уже через 3 года сад начал распространять растения своих питомников. В теч. 19 в. появились посадки привозных экзотов: магнолии, платана, веерной пальмы, секвойи, гималайского и лузитанского кипарисов, сизого плакучего атласского и гималайского кедра, кавказской пихты, бамбука и мн. др. Исслед. и питомнич. задачи были решены творцами Н. Б. С. в единстве с худож. планировкой, делающей его образцом садового иск-ва. Н. Б. С. стал первым значит. опытом создания субтропич. парка в истории рус. садово-паркового иск-ва, он соединил в себе науч. и питомнич. задачи с романтич. восприятием природы. Его создание и развитие оказали как практич. (распространением растений), так и худож. воздействие на формирование специфич. типа крымского романтич. парка, к к-рому принадлежат парки Алупки, Ливадии, Массандры и мн. др., эстетика к-рых, в свою очередь, влияла на дальнейшее развитие Н. Б. С. Лит.: Боголюбова В. Д. Никитский ботанический. Симферополь, 1970; Вергунов А. П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М., 1988. |
НИКОДИ́М (в миру Ротов Бор. Георг.) (1929-78) - митрополит Ленинградский и Новгородский. Род. в Рязанской обл., в семье служащего. Обучался в Рязанск. пед. ин-те на ф-те естествознания (1947-49). Еще обучаясь в ин-те, тайно принял монашеский постриг (1947) и был рукоположен во иеромонаха (1949). В 1950 Н. - благочинный Угличского округа, тогда же, сдав экзамены, был принят на III курс заоч. отд. Ленингр. семинарии. В 1-й пол. 1950-х гг. заочно обучался в Ленингр. дух. академии, в 1955 окончил по первому разряду. С 1960 - пред. Отдела внешних церк. сношений. С 1961 - пред. Комиссии по вопросам христианского единства, митрополит. Один из наиб. активных в РПЦ сторонников экуменистического движения. Неск. месяцев в 1963 был митр. Минским и Белорусским, затем - переведен на Ленинградскую кафедру. В своей епархии восстановил употребление рус. яз. в богослужении. В 1975, за пятитомный "Сборник сочинений", Совет Ленингр. дух. академии присудил Н. степень д-ра богословия. С 1974 - Патриарший экзарх Зап. Европы. |
НИКОЛА́ЕВ Анд. Ник. (род. 1938) - артист и режиссер цирка. Окончил Гос. уч-ще цирк. иск-ва (1958) и ф-т реж. цирка ГИТИСа (1973). Профессор кафедры эстрадного иск-ва Рос. Академии театр. иск-ва (1985). С первых шагов на манеже показал себя как яркий, оригинальный клоун. Н. - автор и реж. своих реприз и антре. Прекрасное владение различными цирк. жанрами позволяет артисту создавать пародии на цирк. номера. Клоун выступает в образе энергичного, неунывающего шалуна, с легкой иронией посмеивающегося над происходящим вокруг. В 1979 Н. поставил цирк. эксцентрический спектакль "Я работаю клоуном", в к-ром все номера были решены в комедийном ключе. Продолжая выступать на манеже как клоун, занимается режиссурой. Неоднократно гастролировал за рубежом. Лауреат Межд. конкурса цирк. юмора в Софии (1965), обладатель Золотой маски Грока (1969) и межд. цирк. премии "Оскар" (1983). Лит.: Благов Ю. Н. Советские клоуны. М., 1967; Его же. Наши клоуны. М., 1977; Макаров С. М. Советская клоунада, М., 1986. |
НИКОЛА́ЕВ Леон. Вл. (1878-1942) - пианист, композитор, педагог. Учился у В. В. Пухальского (фп.) и Е. А. Рыб (теория музыки) в Киевском муз. уч-ще (1887-97). Окончил Моск. конс. как пианист (1900) по классу В. И. Сафонова, как композитор (1902) по классу С. И. Танеева (курс теории муз. форм) и М. М. Ипполитова-Иванова (курс свободного сочинения). Занятия в консерватории сочетал с учебой на юридич. ф-те Моск. ун-та. Дебютировал как пианист и композитор в Москве в кружке Керзиных (1900), где впервые публично исполнил многие свои сочинения, участвовал также в моск. "Муз. выставках" (1904) и Петербург. Вечерах современной музыки (1907). В 1904-06 работал концертмейстером в Большом т-ре, преподавал в Муз.-драматическом уч-ще Моск. филармонического об-ва, с 1906 также в Моск. народной конс. По приглашению А. К. Глазунова с 1909 преподавал в Петербург. конс., где вел классы фортепиано (с 1912 - профессор) и композиции (с 1923). Для исполнительской манеры Н.-пианиста были характерны глубокое проникновение в авторский текст, благородство тона, ювелирная тщательность в отделке деталей, техническая свобода. В репертуаре Н. были представлены собственные сочинения, произв. Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Ц. Франка, М. Равеля, К. Дебюсси, а также рус. композиторов. Один из первых пропагандистов музыки С. С. Прокофьева и Н. К. Метнера. Композиторское наследие Н. довольно обширно и включает в себя множество камерных произв. для различных исполнительских составов, около 60 романсов, произв. для фп., фортепианной транскрипции, симфонич. пьесы, оперу "Манфред". Педагогическая деят-ность Н. была весьма продуктивна. Он создал направление, получившее название "николаевской школы". Свою главную задачу Н. видел в том, чтобы привить вкус к возможно более глубокому и аналитическому осмыслению муз. ткани. Идеалом Н. было воспитание виртуоза-пианиста, который обладал бы широтой и глубиной комплексного мышления. Н. воспитал плеяду значительных, разносторонне образованных, художественно мыслящих музыкантов. Среди них - Д. Д. Шостакович, В. В. Софроницкий, М. В. Юдина, С. И. Савшинский, И. М. Рензин, А. Д. Каменский, Г. М. Бузе, М. Р. Бреннер, Н. Е. Перельман, В. Х. Разумовская, П. А. Серебряков. Д-р иск-ведения (1941). Нар. артист РСФСР (1938). Лит.: Николаев Л. В. Статьи и воспоминания современников. Письма. Л., 1979. |
НИКОЛА́ЕВА Ольга Ник. (1839-81) - артистка балета. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1859 (ученица Ф. Манохина). В 1856-76 артистка Большого т-ра. Среди ее партий: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Наяда ("Наяда и рыбак"), Берта ("Мраморная красавица"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Медора ("Корсар"), Жизель ("Жизель"), а также роль Фенелы в оп. "Немая из Портичи". Карьера Н. - превосходной классич. танцовщицы и выразительной артистки преимущественно романтич. репертуара - внезапно оборвалась в 1869 из-за несчастного случая. В последующие годы Н. не без успеха ставит и исполняет отдельные танцы в балетах и дивертисментах. |
НИКОЛА́ЕВА (Тарасевич) Тат. Петр. (1924-1993) - пианистка, композитор, педагог. Окончила Моск. конс. по фп. у А. Б. Гольденвейзера (1947) и композиции у В. Я. Шебалина и Е. К. Голубева (1950). Лауреат Международного конкурса на лучшее исполнение произведений И. С. Баха (1950, 1-я премия). Исполнительский стиль Н., сформированный в процессе постижения Баха, отличали высокая полифоническая культура, вкус, инструментальное мастерство, в то же время мужественность, виртуозный размах, артистичность. В ее репертуаре были представлены все клавирные сочинения Баха, все сонаты Л. Бетховена, произведения Ф. Шопена, С. С. Рахманинова, Р. Шумана (за пропаганду шумановского наследия Н. в 1971 присуждена Международная премия им. Р. Шумана). Высочайшее пианистическое достижение Н. - исполнение цикла 24 прелюдий и фуг Д. Д. Шостаковича. С 1959 преподавала в Моск. конс. (с 1965 профессор). Среди учеников - М. Петухов, М. Евсеева, С. Сенков, А. Луганский. Автор симфонии (1955), кантаты, камерно-инструментальных произведений, романсов, 2-х концертов для фп. с оркестром, фп. сонаты, вариаций, "Полифонической триады", 24 концертных этюдов. Нар. артистка СССР (1983). Лауреат Гос. премии СССР - за исполнительскую деятельность (1951), за Первый концерт для фп. с оркестром (1950). Лит.: Мильштейн Я. И. Татьяна Николаева // Советская музыка. 1950 № 12; Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. М., 1990. |
НИКОЛА́ЕВСКИЙ Бор. Ив. (1887-1966) - деятель с.-д. движения в России и в эмиграции, историк, публицист, собиратель архивных док-тов. Из семьи священника, учился в Самарской и Уфимской г-зиях. В 1903-06 - большевик, затем - меньшевик. Занимался активной рев. деят-ностью в Самаре, Уфе, Омске, Баку, Петербурге, Екатеринославе, в 1904-17 8 раз арестовывался, трижды ссылался, совершал побеги из тюрем. В 1913-14 сотрудничал в легальной с.-д. "Рабочей газете". В 1918-20 выполнял ответств. поручения ЦК РСДРП (м) в разл. регионах России, пытаясь совместить борьбу против белогв. режимов и антибольшевизм. Осенью 1919 участвовал в проведении общепарт. мобилизации меньшевиков по оказанию помощи Кр. армии и проведению оборонной работы, весной 1920 - в орг-ции выборов в Советы. В февр. 1921 как чл. ЦК меньшевистской партии был арестован, в янв. 1922 выслан за границу. 20 февр. 1932 лишен сов. гражданства. Проживая в Германии, Франции, США, активно участвовал в полит. деят-ности, был чл. Загран. делегации РСДРП, входил в ред. "Социалистического вестника". Опубликовал большое число трудов по истории рев. движения, проблемам истории большевистской партии и сов. об-ва, борьбе течений в рус. эмиграции. Собранная им богатейшая коллекция архивных материалов содержит более 800 коробок док-тов и хранится в его личном фонде Архива Гуверовского ин-та войны, революции и мира Стэнфордского ун-та (США). |
НИКОЛА́И Андрей Львович (Людвиг Генрих) (1737-1820) - барон, деятель рус. просвещения, писатель, поэт. Род. в Страсбурге, изучал юриспруденцию и историю иск-в. С 1760 жил в Париже, был знаком с Вольтером, Гриммом, Дидро, Даламбером. В Россию приехал в 1769, чтобы стать учителем наследника рус. престола Павла Петровича. В царствование Павла I - президент АН (1798-1803). Уйдя в отставку, занялся устройством своего выборгского имения, создав оссианический парк "Монрепо", воспетый им в поэме "Поместье Монрепо в Финляндии" (1804). |
НИКОЛА́Й (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961) - митрополит. церк. деятель. Род. в Ковенской губ., в семье священника. Окончил Петрогр. Дух. Академию (1914), тогда же принял монашеский постриг. В качестве воен. священника принимал участие в 1-й мир. войне. С 1919 - архимандрит, в 1922 - еп. Петергофский, после казни митрополита Вениамина (Казанского) нек-рое время возглавлял "Петроградскую автокефалию", боролся с обновленцами. В 1922 арестовывался, в 1922-26 - в ссылке. С 1935 архиеп., с 1941 - митр. Киевский и Галицкий. Во время Вел. Отеч. войны в 1942-43 врем. управлял Моск. епархией. Вместе с митрополитами Сергием (Старогородским) и Алексием (Симанским) участвовал во встрече 4 сентября 1944 со Сталиным. В 1944-60 - митр. Крутицкий, управляющий Моск. епархией, пред. Отдела внешних церк. сношений Моск. Патриархии (с 1946). В кон. 1950-х гг. выступил против новых гонений на Церковь, в результате чего по требованию сов. властей (и лично Н. С. Хрущева) был снят со всех должностей и отправлен в отставку (1960). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НИКОЛА́Й МИХА́ЙЛОВИЧ (1859-1919) - вел. кн., ст. сын вел. кн. Михаила Николаевича (см.), внук имп. Николая I, известный рус. историк, ген.-адъютант, ген. от инфантерии, пред. Имп. Рус. Геогр. об-ва, пред. Имп. Рус. Историч. об-ва (1909-17). Способствовал учреждению в России Об-ва защиты и сохранения памятников иск-ва и старины, к-рое и возглавил. Почетный пред. Рус. Энтомологич. об-ва. Участник рус.-тур. войны 1877-78, награжден орд. св. Георгия 4-й ст. В 1903 оставил воен. службу для глубокого изучения истории. Написал след. труды: "Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Федора Кузьмича" (СПб., 1907), "Императрица Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра I", тт. 1-3 (СПб., 1908, 1909), "Император Александр I", тт. 1-2 (СПб., 1912), "Переписка императора Александра I с сестрой великой княгиней Екатериной Павловной" (СПб., 1910), "Генерал-адъютанты императора Александра I" (СПб., 1913), "Дипломатические сношения России и Франции по донесениям послов императоров Александра и Наполеона. 1808-1812", тт. 1-7 (СПб., 1905-14), "Некоторые материалы к вопросу о кончине императора Александра I" (СПб., 1914). Н. М. изданы справочники "Московский некрополь", тт. 1-3 (1907-08) и "Петербургский некрополь", тт. 1-4 (1912-13). Он поддержал деятелей кружка "Мир иск-ва" во главе с С. П. Дягилевым и А. Н. Бенуа при устройстве "Историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце в пользу вдов и сирот павших в бою воинов" и стал патроном этого предприятия. Памятником этой выставки стал капитальный 5-томный труд "Русские портреты XVIII и XIX столетий", предпринятый вел. кн. в сотрудничестве с Б. Модзалевским, В. Саитовым, А. Голомбиевским, Е. Шумигорским, С. Казнаковым и др. (1905-09). Ярый противник участия России в 1-й мир. войне, он становится в оппозицию к Николаю II, в ноябре 1916 он передает императору в Ставке Главнокомандующего коллективное письмо т. н. "великокняжеской фронды" с требованием убрать от себя Распутина и тем восстановить авторитет династии. После убийства Распутина он был одним из 16 членов императорского дома, подписавших письмо в защиту вел. кн. Дмитрия Павловича и кн. Ф. Юсупова, что вызвало удаление Н. М. из столицы в имение Грушевка Херсонской губ. В Петербург вел. кн. возвратился после отречения Николая II от престола. Известно, что он придерживался взглядов кадетов и собирался баллотироваться в Учредит. собрание от Тамбова. После ареста Н. М. большевиками за него безуспешно просил Максим Горький, указывая на его серьезные исторические труды, но он был расстрелян в Петропавловской крепости 29 января 1919 как заложник. Был офиц. реабилитирован Верховным Судом 9 июня 1999. |