Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Н" (часть 4, "НЕС"-"НИК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 4, "НЕС"-"НИК")

Нестерова Нат. Иг

НЕ́СТЕРОВА Нат. Иг. (род. 1944) - живописец. Училась в Моск. ср. худ. шк. (1955-62), Моск. гос. худож. ин-те (1962-68) у А. М. Грицая, Д. Д. Жилинского, чл. Моск. отд. Союза худож. (1969), автор многочисл. картин на совр. быт. темы. Живописный язык Н. - своеобразный сплав академич. школы с законами поэтики фолькл. иск-ва (примитива, лубка и т. п.) - претерпевает изменения на протяжении 60-80-х гг. от гладкописи ("Слепые в чайной", 1969; "Жмурки", 1969 и др.) к сложно разработанной рельефной фактуре ("Дом Гоголя", 1979; "Метро", 1980 и др.). Колорит строится на тонально сгармонированных сочетаниях красок, особая роль (философская, символическая) принадлежит белому цвету ("Летний сад", 1982 и др.). Анализ противоречий совр. жизни, психол. сложность процессов развития совр. об-ва в целом и отд. человека в частности рождают темы и сюжеты произведений Н., соц. подтекст к-рых ярко выражен ("Аэропорт в Чите", 1985; "Очередь", "Переход", "Манекены", все - 1986 и др.). В новых условиях и иными средствами Н. развивает традиц. линию критич. реализма, свойств. рус. иск-ву 2-й пол. 19 в.

Лит.: Наталья Нестерова: Альбом / Авт.-сост. О. Д. Политыко. Л., 1988.

Нестор-Искандер

НЕ́СТОР-ИСКАНДЕ́Р (15 в.) предполагаемый автор "Повести о взятии Царьграда в 1453 г.". Его произведение известно в единственном списке 16 в. Среди источников: "Летописец Еллинский и римский", апокрифы, "Откровение" Мефодия Патарского. "Повесть" Н.-И. отличается стилистическим единством, лит. мастерством. Рассказывая о завоевании Константинополя турками в 1453, в послесловии Н.-И. говорит о себе, что он христианин, "измлада" плененный турками и получивший мусульманское имя Искандер (Александр). Как участник осады и взятия величайшей столицы мира, Н.-И., по его словам, решил записать свои воспоминания, присоединив к ним свидетельства очевидцев и данные по истории Константинополя - Царьграда. "Повести" Н.-И. близок рассказ об осаде Царьграда из Русского хронографа 1512. Высказывались мнения, что Н.-И. - лит. фикция, а послесловие было составлено др.-рус. книжником для придания своему произв., несомненно основанному на ист. источниках, большей достоверности (А. И. Соболевский, М. Н. Сперанский).

Изд. и лит.: Скрипиль М. О. "История" о взятии Царьграда турками Нестора Искандера // Тр. Отд. др.-рус. лит. М.; Л., 1954. Т. 10; Сперанский М. Н. Повести и сказания о взятии Царьграда турками... // Там же; Памятники литературы Древней Руси: 2-я пол. XV в. М., 1982.

Нетто Иг. Ал-др.

НЕ́ТТО Иг. Ал-др. (род. 1930) - футболист, з. м. с. СССР (1954). Один из лучших полузащитников в истории сов. футбола. Олимп. чемпион 1956. Обладатель Кубка Европы 1960. Чемпион СССР 1952-1953, 1956, 1958, 1962. Капитан сборной команды СССР в 1954-1962. Автор книги "Это футбол". Вся спортивная карьера Н. прошла в команде "Спартак".

Неустроев Ал-др Ник

НЕУСТРО́ЕВ Ал-др Ник. (1825-1902) - библиограф и библиофил. Род. в Кронштадте, в купеч. семье, впоследствии удостоен дворянства. С 18-летнего возраста Н. собирал редкие рус. издания, рукописи, гравюры и лубочные картинки, задумав основать в Петергофе б-ку, включавшую в себя весь отеч. книж. репертуар. Впоследствии собиратель ограничил коллекцию отеч. периодич. изданиями 18 в., биограф. и справоч. лит-рой, важнейшими первоисточниками и иссл. по рус. истории. Собрав одну из лучших коллекций рус. периодич. печати 18 в., Н. написал и опубл. классич. тр. "Историческое разыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703 -1802 гг." (1874), в к-ром описаны 138 изд., расположенных по хронологии их возникновения, снабдил его "Алфавитным указателем имен, авторов и переводчиков, редакторов и издателей" и "Алфавитным указателем повременных изданий и сборников". В 1875 Ист. комиссия Уваровского к-та присудила Н. за эту работу премию в 500 руб., к-рую он передал Академии наук. По кол-ву представленного материала 18 в. труд Н. значительно превосходит работу "Библиография русской периодической печати" Н. М. Лисовского. В 1898 вышла в свет еще одна фундам. работа Н. "Указатель к русским повременным изданиям и сборникам за 1703-1802 гг. и к историческому разысканию о них", в к-рой в общем алфавите были даны предметные, геогр. и персон. рубрики, позволявшие составить представление о круге авторов и тематике статей из журналов 18 в. Ок. десятка др. лит. работ Н. тесно связаны с его библ. разысканиями.

Нефедов Фил. Диомидович

НЕФЕДОВ Фил. Диомидович (1838-1902) - писатель. Род. в семье владельца фабрики, быв. крепостного. Окончил Ивановское церковно-приходское уч-ще. Тайно уехал в Москву, где сотрудничал в ряде демокр. изданий, зарекомендовав себя в кач-ве публициста. Познакомил рус. читателя с бытом рабочих, и эта тема стала одной из ведущих в творчестве Н. ("Наши фабрики и заводы", 1872; "Детство Протасова. Из жизни и нравов фабричного мира", 1893). Впоследствии увлекся этногр. проблемами, был чл. имп. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1874) и собирал материалы о быте рус. крестьянства. Н. - один из наиб. последовательных представителей лит. народничества, противопоставлявших деревенскую жизнь как уклад, сохранивший нравств. основы патриархального быта, и жизнь фабричную, к-рая лишь развращает рус. человека. Написал биогр. очерк об А. И. Левитове.

Неформальное искусство

НЕФОРМА́ЛЬНОЕ ИСКУ́ССТВО - иск-во, независимое от офиц. гос. идеологии. Существование такого иск-ва в тоталитарной России характерно для 1930-80-х гг., отчетливо проявилось в нач. 60-70-х гг. Не имело единой эстетич. программы, не было оформлено организационно. К Н. И. можно отнести движение художников студии Э. Белютина "Новая реальность", иск-во А. Арефьева, "домашней академии" В. Стерлигова и Т. Глебовой, группы "Эрмитаж" (мастерская М. Шемякина), студию О. Сидлина и др. 70-е гг. отмечены активизацией Н. И., рядом выставок художников Москвы ("Бульдозерная выставка", 1974) и Ленинграда (ДК им. И. Газа, 1974 и ДК "Невский", 1975) и др., образованием об-в (напр., Т-во эксперим. выставок, разросшееся к 1981 в Т-во эксперим. изоб. иск-ва; "Митьки" и др.). В 80-е гг. происходит легализация Н. И. Для художников Н. И. характерна реализация идеи свободного иск-ва, попытка продолжить прерванную в 30-40-х гг. традицию рус. авангарда, творч. осмысление опыта мир. иск-ва.

Лит.: Новая реальность: Выст. работ студии Э. Белютина / Авт.-сост. Н. Молева. М., 1990; Художники "газа-невской культуры": Альбом / Авт.-сост. Е. Ю. Андреева. Л., 1990; Глезер А. Русские художники на Западе. М., 1991.

Нечаев-Мальцев Юр. Степ

НЕЧА́ЕВ-МА́ЛЬЦЕВ Юр. Степ. (1834-1913) - промышленник, владелец стек. з-дов в Новгороде, Гусь-Хрустальном. Вице-през. Об-ва поощрения художеств, поч. чл. имп. АХ (1902), коллекционер, меценат, субсидировал стр-во Музея изящных иск-в (ныне Гос. музей изобр. иск-в им. А. С. Пушкина), церквей, больниц, богаделен, школ, уч-щ и т. д.

Лит.: Биржевые ведомости. 1913. 9 окт. [некролог]; Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989. С. 9.

Нечистая сила

НЕЧИ́СТАЯ СИ́ЛА - у русских общее название низших демонологич. персонажей. В качестве синонимов используются такие названия, как нечисть, черти, дьяволы и др. В соответствии с нар. представлениями Н. С. принадлежит иному, потустороннему, нечеловеческому миру. Происхождение Н. С. связывается с нечистыми (заложными) покойниками, людьми, умершими "неправильной" смертью или "до срока" (самоубийцы, некрещеные дети) и т. п. В книжной (апокрифической) традиции возникновение Н. С. связывается либо с Богом (из его плевка, из отражения в воде и т. п.), либо с дьяволом, который создает для борьбы с Богом свою рать. Основным принципом номинации Н. С. является место обитания (домовой, леший, банник, полевик, овинник). Любимыми местами пребывания Н. С. являются "нечистые места" и границы (болота, чащобы, водоемы, заброшенные строения, дороги, перекрестки, межи). Н. С. особенно активна (и опасна для человека) на стыке временных отрезков разной протяженности: в полдень, в полночь, на стыке старого и нового года. Нек-рые представители Н. С. имеют свои периоды особой активности (напр., троицкая неделя для русалок). Н. С. имеет чаще антропо- или зооморфный облик, но обяз. с нек-рыми аномалиями (хромота, остроголовость, отсутствие костей, тени и т. п.). Реже Н. С. может представляться неодушевленным предметом или явлением: вихрем, огненным столбом, катящимся клубком и т. п. Н. С, как правило, не говорит, но издает всевозможные звуки, свистит, а иногда и матерится. Представители Н. С. по-разному относятся к людям. Домовой следит за порядком в доме и за подбором домашнего скота, и ему стараются всячески угодить. Дом без домового считался нежилым, поэтому на новоселье первым перевозили из старого дома домового. От других представителей Н. С. старались оградиться. С этой целью применялись различные средства: молитва, крестное знамение, очерчивание круга. В качестве оберега применялись соль, мак, иголки, травы и др. растения. В контакт с Н. С. по своей воле вступают только знахари (ведьмы, колдуны), заключившие с ней "договор".

Лит.: Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903; Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975; Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983.

Черт, держащий душу человека. Рисунок на последних листах рукописи 16 в.

Черт, держащий душу человека. Рисунок на последних листах рукописи 16 в.

Нечкина Милица Вас.

НЕ́ЧКИНА Милица Вас. (1901-85) - историк, проф. (1935), д-р ист. наук (1936), акад. АН СССР (1958). Род. в г. Нежине на Украине. Окончила ист.-филол. ф-т Казанского ун-та (1921). Преподавала в вузах Казани (до 1924) и Москвы, в т. ч. в МГУ (1934-54), была сотр. н.-и. учреждений. С 1936 по 1985 - ст. науч. сотр. Ин-та истории АН СССР.

Первая публ. Н. вышла в 1920. Гл. темы творчества: история рев. движения в России и история историч. науки. Н. принадлежат работы по истории движения декабристов: "Общество соединенных славян" (1927), "А. С. Грибоедов и декабристы" (1947; Гос. пр. СССР - 1948; 2-е изд. - 1951; 3-е изд. - 1977), "Восстание 14 декабря 1825 г." (1951; 2-е изд. - "День 14 декабря 1825 г." 1975; 3-е изд. - 1985), "Движение декабристов" (В 2 т. 1955) и др. С 1958 Н. возглавляла исследоват. группу по изучению рев. ситуации в России кон. 50-х - нач. 60-х гг. 19 в. при отделении истории АН СССР, была ред. и одним из авторов 9 сб. и коллект. монографии "Революционная ситуация в России в 1859-61 гг.". С 1960 - гл. ред. "Очерков истории исторической науки в СССР", автор ряда глав тт. 2-4 "Очерков" и иссл. "В. О. Ключевский: История жизни и творчества" (1974); с 1972 - отв. ред. первого в стране историогр. ежегодника "История и историки".

Велика роль Н. в орг-ции издания док. материалов по истории рус. рев. движения и обществ. мысли. С 1950 Н. - ред. возобновленной по ее инициативе публ. судебно-следств. док-тов "Восстание декабристов" (Т. 7, 9-19). Подготовила к изд. записи Н. И. Лорера, И. Д. Якушкина, С. В. Ковалевской, письма и дневники В. О. Ключевского и др. В 1977 - гл. ред. сер. док. материалов о декабристах "Полярная звезда" (Иркутск). В 1960 Н. руководила подготовкой факсимильных изданий памятников Вольной русской типографии А. И. Герцена и Н. П. Огарева ("Колокол", вып. 1-2; "Полярная звезда", кн. 1-3; "Голоса из России", вып. 1-4; "Колокол" ("Kolokol"), кн. 1-2; "О повреждении нравов в России" кн. М. Щербатова и "Путешествие" А. Радищева).

Н. - участник мн. коллект. тр.: "История Москвы", т. 3, "Очерки истории СССР", "История СССР с древнейших времен" и др. Она была автором и ред. первых совр. учебников по отечеств. истории для вузов (1940-64) и ср. школ (1937-85). Перу Н. принадлежит большое число популярных книг и статей.

Лит.: М. В. Нечкина (1901-1985). М., 1987. (Материалы к биобиблиогр. ученых СССР. Сер. истории; Вып. 17).

"Ни то, ни сё в прозе и стихах, ежесубботнее издание 1769 года"

"НИ ТО́, НИ СЁ В ПРО́ЗЕ И СТИХА́Х, ЕЖЕСУББО́ТНЕЕ ИЗДА́НИЕ 1769 ГО́ДА" - журнал, издавался в 1769 в СПб. В. Г. Рубаном, выходцем с Украины, обучавшимся в Моск. ун-те и начавшим свою лит. деят-ность в "Полезном увеселении" М. М. Хераскова. Название его было противопоставлено заголовкам, в к-рых использовались слова "полезное", "упражнение" и т. п., и перекликалось с названием чулковского ж. "И то, и се", екатерининской "Всякой всячиной" и т. п. Осн. место в ж. занимали произв. его издателя, помещавшего в нем переводы из сочинений Овидия. Наиб. заметными сотрудниками журнала были В. П. Петров и М. И. Попов. В первом номере ж. издатель декларировал свое стремление следовать за "Всякой всячиной", однако в одном из последующих номеров обнаруживаются выпады Неспускалова (предположительно С. Башилова) против "бабушки русских журналов". Издание Рубана печаталось в кол-ве 600 экземпляров, и уже в 20-м номере было помещено сообщение о его прекращении, т. к. "издателям наскучило писать", а читателям "наскучило читать".

"Нива"

"НИ́ВА" - еженед. иллюстр. журнал (С.-Петербург, 1870-1919); изд. А. Ф. Маркс (до 1904). Одно из самих попул. массовых изд. 2-й пол. 19 - нач. 20 в. (тираж его доходил к 1917 до 275 тыс. экз.), в к-ром печатались почти все изв. писатели того времени самых разл. направлений. Приложения к ж.: "Сборник "Нивы"" (1891-94) и "Ежемесячные литературные приложения к журналу "Нива"" (1894-1916). В качестве приложений печатались собр. соч. многих отечеств. и нек-рых иностр. писателей.

Журнал «Нива»

Журнал «Нива»

Нивинский Игн. Игн

НИВИ́НСКИЙ Игн. Игн. (1881-1933) - график, живописец (станковист и монументалист), худ. т-ра, педагог. Учился в Строгановском центр. худ.-пром. уч-ще (СЦХПУ) (1893-99), в студии С. Ю. Жуковского (1908-11), у Ф. Бренгвина (1913) и др. Чл. объединения "4 иск-ва" (с 1924). Преимущ. работал в технике офорта. Автор станковых произведений, иллюстратор. Характерна динамика композиций, часто использование совмещения разных пространств. планов, создание циклов и серий ("Итальянская серия", 1916-17; сюита "Кавказские каприччо", 1923-26; "ЗаГЭС", 1927 и др.). Оформление спектаклей: "Плоды просвещения" Л. Н. Толстого (1922, МХАТ), "Принцесса Турандот" К. Гоцци (1922, МХАТ) и т. д. Преподавал в СЦХПУ (1899-1906), на Высш. строит. курсах (1906-14), в Высш. инж.-строит. уч-ще, во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе (Москва, 1921-30).

Лит.: Докучаева В. Н. И. И. Нивинский. М., 1969.

Нижегородский театр оперы и балета им. А. С. Пушкина

НИЖЕГОРО́ДСКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА им. А. С. Пушкина - основан в 1935 (до 1991 Горьк. т-р оперы и балета). Первоначальная балет. труппа состояла из 35 чел., гл. балетмейстером был В. Кононович (он же рук. балет. школы, организованной при т-ре). Первыми спектаклями стали "Лебединое озеро" (1936), "Дон Кихот" (1936), "Бахчисарайский фонтан" (1937), "Коппелия" (1937). В 1938-47 труппу возглавил М. Цейтлин, поставивший балеты "Эсмеральда", "Раймонда", "Красный мак", "Светлана". Среди солистов труппы В. Мерхасина, Р. Потапова, Н. Орешкевич, С. Инсарский, В. Чижов, Ф. Чернышенко. В 1948-56 гл. балетмейстер Г. Язвинский. Этапными в этот период стали спектакли "Доктор Айболит" (1948), "Юность" (1951), "Спящая красавица" (1953), "Лауренсия" (1954), "Тимур и его команда" (1956). В 1958-65 гл. балетмейстер Л. Серебровская, поставившая значительные для т-ра спектакли "Мирандолина" (1958), "Каменный цветок" (1961), "Золушка" (1963), "Конек-Горбунок" (1965), в к-рых выступали солисты Л. Семенова, Н. Золотова, Л. Федорушко, Б. Рахманин, А. Сысоев, А. Гуськов, Л. Злобина и др. В т-ре работали балетмейстеры П. Йоркин, М. Газиев, О. Дадишкилиани, Я. Романовский, Л. Флегматов, А. Дементьев, И. Есаулов. В 1970-е гг. группу возглавляет В. Чернуха, среди лучших спектаклей т-ра "Антоний и Клеопатра", "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан", "Тимур и его команда" (новая ред.), "Сотворение мира". Ведущие танцовщики труппы - В. Миклин, Н. Пугачева, Т. Лебедева, Т. Карпова, Р. Шапкина, В. Некрасов, А. Гроностайский. В 1986-90 гл. балетмейстером т-ра был Ю. Папко, поставивший (совм. с Ю. Скотт) балет "Ромео и Джульетта", ряд концерт. номеров.

Нижинская Бронислава Фоминична

НИЖИ́НСКАЯ Бронислава Фоминична (1891-1972) - артистка балета, балетмейстер. Сестра В. Нижинского. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1908 (кл. К. Куличекской), в 1908-11 характерная танцовщица Мариинского т-ра. В 1909-13 танцует в "Русских сезонах" / "Русском балете Дягилева" Уличную танцовщицу в "Петрушке", мазурку в "Сильфидах", Таор в "Клеопатре" и др. партии. В 1914 после недолгого существования труппы В. Нижинского Н. возвращается в Россию. В 1919 в Киеве открывает "Школу движения", где ставит свои первые небольшие балеты. В 1922 возвращается в "Рус. балет Дягилева", где осуществляет (до 1926) постановку ряда спектаклей, к-рые выдвигают Н. в число крупнейших балетмейстеров. Среди них: "Лиса" и "Свадебка" (комп. И. Стравинский), "Лани" (Ф. Пуленк), "Докучные" (Ж. Орик), "Ночь на Лысой горе" (М. Мусоргский), "Голубой поезд" (Д. Мийо), "Ромео и Джульетта" (К. Ламберт). Позднее Н. ставит балеты в Париже и Буэнос-Айресе, в труппе И. Рубинштейн (1928, "Вальс" и "Болеро" М. Равеля, "Поцелуй феи" И. Стравинского), имеет собств. труппу (1925, 1932-33), организует ансамбль польского балета (1937-38) и др. В 1940 Н. переезжает в США, открывает в Голливуде свою школу (1941-50), сотрудничает с Амер. т-ром балета (1942, "Снегурочка" на муз. А. Глазунова, "Русь древняя" на муз П. Чайковского) и Балетом маркиза Куэва (1944, "Вариации" Брамса и "Картинки с выставки" Мусоргского; 1949, "In memoriam" Ф. Шопена). В последние годы жизни Н. участвовала в возобновлении своих балетов в англ. Королевском балете и др. труппах Европы и США. К сожалению, балеты Н. (в т. ч. самый русский из них - "Свадебка") не ставились на отеч. сцене.

Нижинский Вацлав Фомич

НИЖИ́НСКИЙ Вацлав Фомич (1890-1950) - артист балета, балетмейстер. Из семьи потомств. польских танцовщиков. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1907 (ученик Н. Легата, М. Обухова), позже совершенствовался у Э. Чеккети. С 1907 артист Мариинского т-ра, фактически занял положение 1-го танцовщика, став партнером М. Кшесинской, А. Павловой и др. балерин. Первый исполнитель партий: Белый раб ("Павильон Армиды"), Раб ("Египетские ночи"), Юноша ("Шопениана"), Ураган ("Талисман"), среди др. ролей: Принц ("Аленький цветочек"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Альберт ("Жизель"). За появление в "Жизели" в нетрадиционном костюме по эскизу А. Бенуа Н. был уволен из театра в янв. 1911. Танец Н. получил мировое признание благодаря участию артиста в "Русских сезонах" / "Русском балете Дягилева" в 1909-13, 1916-17. Здесь им созданы ведущие партии как в балетах М. Фокина "Карнавал", "Нарцисс", "Петрушка", "Видение розы", "Дафнис и Хлоя", "Синий бог", так и в собственных постановках "Послеполуденный отдых фавна" (на муз. К. Дебюсси, 1912), "Игры" (Дебюсси, 1913), "Весна священная" (И. Стравинский, 1913), "Тиль Уленшпигель" (Р. Штраус, 1916). В 1914 недолго возглавлял свою труппу в Лондоне, в 1914-16 был интернирован в Будапеште во время войны. В сент. 1917 состоялось последнее выступление Н. Вследствие развития шизофрении он был помещен в санаторий в Швейцарии, где пробыл до конца своей жизни. Невысокого роста, с рельефно развитой мускулатурой ног и рук, с неправильными чертами лица, Н. был уникальным танцовщиком, обладавшим высоким прыжком с редким баллоном, утонченной грацией и великолепной способностью к сценическому перевоплощению. Артисту удалось дать новый толчок искусству мужского классического танца. Более спорны оценки новаторских балетов Н. с их нарочитой профильностью и угловатой остротой танца. Имя Н., подобно именам М. Тальони и А. Павловой, стало легендарным.

Нижний Новгород

Статья большая, находится на отдельной странице.

Никанчиков Ал. Вл

НИКА́НЧИКОВ Ал. Вл. (1940-72) - фехтовальщик, з. м. с. СССР. Единственный из сов. спортсменов трехкратный чемпион мира в личных соревнованиях по фехтованию на шпагах 1966, 1967, 1970. Чемпион мира 1967 и 1969 в командном первенстве. Обладатель кубка Европы 1967-70 в командном первенстве. Чемпион СССР 1969. Победитель Кубка СССР 1963 и 1969. Чемпион 5 Спартакиады народов СССР (1971). В 1970 решением конгресса Междунар федерации фехтования был награжден Кубком Р. Фейерика.

Никитенко Ал-др Вас.

НИКИТЕ́НКО Ал-др Вас. (1804-77) - критик и литературовед. Сын крепостного, получивший вольную при содействии К. Ф. Рылеева (1824). Окончил Петерб. ун-т (1928). Адъюнкт (1832), проф. (1934-64) кафедры рус. словесности того же ун-та. В 1837 защитил дисс. на степень д-ра философии по теме "О творящей силе в поэзии, или О постическом гении". Мн. лет служил в ценз. ведомстве; в 1847-48 был офиц. ред. "Современника". Автор ряда критич. и лит.-ведч. работ (напр., "Опыт истории русской лит-ры", 1845). Дейст. чл. АН (1855). Наиб. ценность в его наследии имеют "Моя повесть о самом себе" и "Дневник" (1888-92) - богатейшие источники изучения рус. обществ. истории 2-й пол. 19 в.

Никитин Анат. Пав

НИКИ́ТИН Анат. Пав. (род. 1931) - виолончелист, педагог. Учился в Ленингр. Средней спец. школе у Е. В. Вольф-Израэля, затем у Г. С. Михалева, по фп. у Г. М. Бузе. В консерваторию одновременно поступил как виолончелист и как пианист, но уже на первом курсе отдал предпочтение виолончели. Учился по классу квартета у А. М. Рывкина, по камерному ансамблю у Е. О. Брик. Закончил аспирантуру в Моск. конс. у М. Л. Ростроповича. Лауреат Международного конкурса в Бухаресте (1953). С 1953 работает в группе виолончелей в Заслуженном коллективе республики симфоническом оркестре Ленинградской филармонии, с 1963 - концертмейстер группы и солист. Выступает с сольными программами, в его дискографии - концерты Ф. Э. Баха, А. Вивальди, Л. Боккерини, И. Гайдна; совместно с Ф. И. Фондаминской записал сонаты Л. Бетховена, Ф. Пуленка, Ц. Франка. Н. - первый исполнитель концертов и произведений многих петербургских композиторов (С. М. Слонимского, Б. И. Тищенко и др.). С 1961 преподает в Ленингр. конс., с 1979 - профессор. Среди его учеников - С. Ролдугин, Л. Горохов, М. Лездкан, С. Словачевский, А. Массарский, А. Истомин, К. Кравцов, А. Васильев. Автор ряда обработок для виолончели. В 1975 создал ансамбль виолончелистов, с к-рым гастролировал по многим странам мира, записал несколько дисков. Нар. артист России (1988).

Лит.: Дегтярева Н. И. Анатолий Никитин, музыкант и педагог. СПб., 1996.

Никитин Афанасий

НИКИ́ТИН Афанасий (ум. до 1475) - тверской купец, путешественник, автор "Хожения за три моря". А. Н. выехал из Твери с верительными грамотами своего кн. Мих. Бор. и тверского архиеп. между 1466-69 (точной даты в "Хожении" нет). Вместе с др. купцами А. Н. пытался присоединиться к каравану моск. посла в Ширван (Сев. Азербайджан), однако разминулся с ним и был ограблен под Астраханью ногайскими татарами. В Дербенте ни ширваншах, ни посол не захотели помогать купцам. Нек-рые, имевшие долги на Руси, решили путешествовать дальше, в т. ч. и А. Н. Он направился вдоль "Хвалитьского" (Каспийского) моря в Персию, оттуда через Гурмыз (Ормуз) и "Индийское море" в Индию. Никаких удачных торговых операций во время путешествия он не провел, о чем и пишет в "Хожении". Наблюдал жизнь и быт индийцев, знакомился с природой страны, ее гос. строем, хоз-вом; особый интерес проявил к местным религиям: индуизму и исламу. Возвратился на Русь через "Стембольское" (Черное) море. Записи А. Н. обрываются на рассказе о Крыме. Из летописей, в к-рых сохранилось "Хожение" (Львовская, Софийская II), известно, что летописцу записки умершего в Смоленске А. Н. передал дьяк Вас. Мамырев в 1475. Очевидно, летописец и был первым ред. путевого дневника А. Н. Помимо летописной ред., дошедшей в списках 16 в., сохранилась Троицкая (кон. 15 в.) и значительно перераб. Сухановская (17 в.).

В своих путевых записях А. Н. рассказывает о виденных им странах как внимательный, вдумчивый наблюдатель. Попутно он сравнивает их с Русью, вспоминая о ней с большой любовью, но вспоминает и о горе и несправедливости на родине. Большинство таких высказываний написаны по тюркско-персидски, встречаются в тюркской записи и молитвы. Однако, находясь в течение шести лет в иноверном и иноязычном окружении, А. Н. сохранил прекрасный по выразительности рус. яз. и христианскую веру. "Хожение" А. Н. интересно не только как описание путешествия, но и как дневник, отразивший переживания и раздумья человека того времени, его общественно-политические идеалы и религиозные искания.

Изд.: Хождение за три моря. Л., 1986.

Никитин Ив. Саввич

НИКИ́ТИН Ив. Саввич (1824-61) - поэт. Род. в мещанской семье. Учился в Воронеже, в духовном уч-ще (1833-39) и семинарии (1839-43), к-рую не окончил по матер. причинам. Был сидельцем свечной лавки и торговцем вразнос по празд. дням, а с 1844 содержал постоялый двор. Печататься начал с 1854; в Воронеже у Н. сложилась репутация "второго Кольцова", но столичная критика приняла его поэзию как подражательную. Во 2-й пол. 50-х гг. характер поэзии Н. меняется: в нее входят бытовая крест. тема и острые социальные проблемы ("Ночлег в деревне", 1857-58; "Пахарь", 1856; "Пряха", 1858; "Староста", 1856-58; "Нищий", 1857 и др.), что делает поэзию Н. эстетически близкой поэзии Некрасова. Н. - автор крестьян. поэм ("Кулак", 1857; "Тарас", 1860), прозаич. пов. "Дневник семинариста" (1860). Успех сб. стих. Н. (1859) позволил ему купить книжную лавку, к-рая стала культурным центром Воронежа. Как крестьян. поэт Н. стал учителем И. З. Сурикова и О. С. Дрожжина. На слова стихотворений Н. написано ок. 60 песен, нек-рые из них стали фольклором ("Ехал из ярмарки ухарь-купец...", "Вырыта заступом яма глубокая...").

Никитин Ираклий Никитич

НИКИ́ТИН Ираклий Никитич (1823-?) - артист балета. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1841, но еще в 1840 дебютировал ролью Колена ("Тщетная предосторожность", с О. Шлефохт - Лизой) и Джеймса ("Сильфида", с Т. Смирновой). Выступал в ролях Фредерика ("Гитана"), Альберта ("Озеро волшебниц"), Дона Альвара де Корда ("Морской разбойник"), Альберта ("Жизель"), Гиласа ("Воспитанница Амура"). Н. танцевал с М. Тальони и Е. Андреяновой. В 1845 выступил в Москве с Е. Санковской в "Тщетной предосторожности", затем работал в Венском имп. балете, где приобрел европ. известность; в 1869 возвратился на родину.

Никитин Петр Романович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Никитин Фед. Мих.

НИКИ́ТИН Фед. Мих. (1900-88) - актер. После оконч. кадетского корпуса в 1917-20 работал в т-ре Сибирякова в Одессе. В 1918 - первая эпизодич. роль в кино (разносчик в ф. "Тереза Ракен"). В 1920-22 учеба и работа во второй студии МХТ. В 1926 принят в труппу БДТ в Ленинграде. С этого же года Н. начинает активно работать в кино. Кинематографич. судьбу Н. определила встреча с реж. Ф. Эрмлером, в ф. к-рого Н. сыграл свои лучшие роли: Вадьку Завражина ("Катька - Бумажный ранет", 1926), музыканта ("Дом в сугробах", 1928), глухонемого сапожника Кирика ("Парижский сапожник", 1928), Филимонова ("Обломок империи", 1929). Демонстрируя не свойств. монтажн. кинематографу уровень психол. анализа, Н. выходит за пределы соц. типажности и создает разноплановые индивидуальные характеры. В 30-е гг. Н. снимается в кино мало, в незначит. ролях. Исключение - роль учителя Бачея в ф. "Белеет парус одинокий" (1937). С кон. 30-х гг. Н. перестает сниматься. В годы войны - артист Блокадного т-ра (впоследствии - Ленингр. драм. т-р им. В. Ф. Комиссаржевской), в к-ром работает до 1959. В кино возвращается в 1948, получив предложение Г. Рошаля сыграть роль проф. Зименкова в ф. "Академик Иван Павлов". В 50-70-х гг. активно работает в кино, оставаясь как в гл., так и в эпизодич. ролях мастером психол. портрета. Наиб. значит. роли этого периода: Даргомыжский ("Мусоргский", 1950), вел. князь ("Римский-Корсаков", 1952), Дон Хосе ("Дон Сезар де Базар", 1957), король Рене ("Иоланта", 1963), Вальтер Сократ ("Год как жизнь", 1965), Светловидов ("Лебединая песня", т/ф, 1966), Франц Редигер ("Один из нас", 1970). В 1984 снялся в ф. "И жизнь, и слезы, и любовь...". Др. ф.: "Инженер Елагин", "Мой сын", "Жизнь на полный ход", "Города и годы", "Песня о счастье", "Герои Шипки", "Невеста", "Анафема", "Ко мне, Мухтар!", "Перекличка", "Игрок", "Открытая книга".

Соч.: В пору великого немого // Иск-во кино. 1968. № 5; Судите сами // Там же. 1969. № 7; Из воспоминаний киноактера // Из истории "Ленфильма". Л., 1970. Вып. 2.

Лит.: Бородянский Б. Ф. Никитин. М.; Л., 1929; Актеры сов. кино. Л., 1968. Вып. 4; Боровков В. П. Федор Никитин. М., 1977.

Никитина Варв. Ал-др.

НИКИ́ТИНА (Иванова) Варв. Ал-др. (Никитична) (1857-1920) - артистка балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1877 (ученица М. Петипа, Э. Гюге). В 1877-93 артистка Мариинского т-ра, с 1889 барерина. Первая исполнительница партий: Принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Бабочка ("Капризы бабочки"), Илька ("Очарованный лес"); среди др. ее ролей: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Наяда ("Наяда и рыбак"), Элла ("Талисман"). В 1886 с успехом гастролировала в Берлине. Красивая на сцене и в жизни, Н. была одной из первых отеч. танцовщиц, умело сочетавших виртуозность и силу итал. школы с легкостью и изяществом французской. После ухода со сцены Е. Вазем Н. заняла ведущее положение в труппе, особенно удачными были ее выступления в романтич. репертуаре. Высоко ценивший Н. балетмейстер Петипа создал ее творч. портрет в партии Флорины.

Никитины

НИКИ́ТИНЫ - семья цирковых предпринимателей и артистов.

Братья Дм. Ал-др. (1835-1918), Аким Ал-др. (1843-1917), Петр Ал-др. (1846-1921) - основатели первых рус. стационарных цирков. Род. в семье крепостного крестьянина. К 1870 содержали балаган, в к-ром втроем давали целое представление. Владели многими цирк. жанрами. Дм. - атлет, солист на балалайке; Аким - клишник, жонглер, рыжий клоун; Петр - антиподист, шпагоглотатель, прыгун, возд. гимнаст, первый рус. артист цирка, исполнивший перелет с трапеции на трапецию, позже наездник, дрес. лошадей и верблюдов. В 1873 бр. Н. в Пензе открыли здание цирка с надписью на фронтоне "Русский цирк бр. Никитиных". В 1876 они открыли свой цирк в Саратове. Это были первые рус. станционарные цирки. В 70-80-е гг. бр. Н. открыли цирки в целом ряде городов России. С 80-х гг. деят-ность бр. Н. связана с Москвой. В 1886 открывают цирк на Цветном бульваре (ныне - кинотеатр "Мир"), в 1888 арендуют здание цирка Гинне на Воздвиженке, в 1911 Аким Н. построил фундаментальное здание цирка на Триумфальной пл. (ныне пл. Маяковского). Этот цирк был хорошо технически оборудован, имел вращающийся опускающийся манеж, устройства для водяных пантомим. Н. в своих цирках ставил большие цирк. пантомимы. Они были организаторами красочного шествия "Весна-красна", устроенного в день коронации Александра III. Деят-ность братьев Н. (и в первую очередь Акима Н.) способствовала развитию рус. цирк. иск-ва. В цирках Н. многие рус. артисты приобрели известность и популярность.

Ник. Акимович (1887-1963) - жонглер на лошади, дрессировщик лошадей. Сын Акима Ал-др. Н. Был широко известен как жонглер на лошади. Его номер отличался артистизмом и элегантностью исполнения.

Лит.: Дмитриев Ю. А. Русский цирк. М., 1953; Его же. Советский цирк. М., 1963; Кузнецов Е. М. Цирк. М., 1971; Его же. Цирк в России. М., 1977; Никулин Ю. В. Почти серьезно... М., 1979; Славский Р. Е. Братья Никитины. М., 1987.

Никитины, бр.

НИКИ́ТИНЫ бр. - живописцы 18 в.

Ив. Никитич (1690?-1742) - портретист, один из первых рус. художников, получивших европ. образование. Пенсионер имп. Петра I в Италии (1716-19). Еще в раннем творчестве отходит от традиций и приемов рус. парсунной живописи 17 в. Зрелая манера Н. характеризуется стремлением точно передать индивид. черты модели, материальность окружающего мира; проникновением в характер модели. Осн. произведения: портреты царевны Прасковьи Иоанновны (1714), царевны Натальи Алексеевны (до 1716), напольного гетмана (1720-е гг.), канцлера Г. Головкина (1720-е гг.); "Петр I на смертном одре" (1725). В 1732 арестован по полит. обвинению; сослан в Тобольск (1737). Скончался по пути из ссылки.

Ром. Никитич (кон. 17 - 1-я пол. 18 вв.) - портретист. Пенсионер имп. Петра I в Италии (вместе с братом). Манера Р. Н. крайне архаична, находится под большим влиянием парсунной традиции кон. 17 в. О творчестве Р. Н. можно судить по двум произведениям - портретам Г. Строганова (1715) и М. Строгановой (1722?). Также был сослан в Тобольск. После возвращения из Сибири (1742) работал в Москве (до сер. 1750-х гг.). Его сын Петр - арх., работал под началом Б. К. Растрелли.

И. Н. Никитин. Портрет напольного гетмана. 1720-е гг.

И. Н. Никитин. Портрет напольного гетмана. 1720-е гг.

Никитский ботанический сад

НИКИ́ТСКИЙ БОТАНИ́ЧЕСКИЙ САД - один из старейших науч. садов Рос. империи. Находится у с. Никита (совр. назв. - Ботаническое) в 7 км от Ялты. Осн. в 1812 по имп. указу 1811 для развития плодоводства и садоводства на землях Новороссии, Тавриды и др., присоед. к России в кон. 18 в. В саду собраны представители флоры разл. субтропич. зон - почти 18 тыс. видов, разновидностей, форм. Н. Б. С. представляет собою группу обособл., композиционно не связ. парков: Нижний (Центральный); Верхний, располож. севернее; Приморский, к вост. от Нижнего, наиб. защищ. от сев. ветров; заповедный можжевеловый лес на мысе Мартьян, восточнее и выше Приморского парка; новый, развивающийся парк Монтедор на берегу моря.

Первый дир. Н. Б. С. Х. Х. Стевен разработал "План экономо-ботаническому саду на южном берегу Тавриды под древнею Никитою", поставив задачами: полное собрание всех растений, "в здешнем климате расти могущих... для познания... по наружным их признакам и по образу хождения за ними", добывание семян и разведение "школ таковых растений" и больших плантаций для поощрения жителей к насаждениям. Первые посадки были сделаны в сент. 1812 с помощью солдат и матросов из Севастополя. Уже через 3 года сад начал распространять растения своих питомников. В теч. 19 в. появились посадки привозных экзотов: магнолии, платана, веерной пальмы, секвойи, гималайского и лузитанского кипарисов, сизого плакучего атласского и гималайского кедра, кавказской пихты, бамбука и мн. др. Исслед. и питомнич. задачи были решены творцами Н. Б. С. в единстве с худож. планировкой, делающей его образцом садового иск-ва.

Н. Б. С. стал первым значит. опытом создания субтропич. парка в истории рус. садово-паркового иск-ва, он соединил в себе науч. и питомнич. задачи с романтич. восприятием природы. Его создание и развитие оказали как практич. (распространением растений), так и худож. воздействие на формирование специфич. типа крымского романтич. парка, к к-рому принадлежат парки Алупки, Ливадии, Массандры и мн. др., эстетика к-рых, в свою очередь, влияла на дальнейшее развитие Н. Б. С.

Лит.: Боголюбова В. Д. Никитский ботанический. Симферополь, 1970; Вергунов А. П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М., 1988.

Никодим

НИКОДИ́М (в миру Ротов Бор. Георг.) (1929-78) - митрополит Ленинградский и Новгородский. Род. в Рязанской обл., в семье служащего. Обучался в Рязанск. пед. ин-те на ф-те естествознания (1947-49). Еще обучаясь в ин-те, тайно принял монашеский постриг (1947) и был рукоположен во иеромонаха (1949). В 1950 Н. - благочинный Угличского округа, тогда же, сдав экзамены, был принят на III курс заоч. отд. Ленингр. семинарии. В 1-й пол. 1950-х гг. заочно обучался в Ленингр. дух. академии, в 1955 окончил по первому разряду. С 1960 - пред. Отдела внешних церк. сношений. С 1961 - пред. Комиссии по вопросам христианского единства, митрополит. Один из наиб. активных в РПЦ сторонников экуменистического движения. Неск. месяцев в 1963 был митр. Минским и Белорусским, затем - переведен на Ленинградскую кафедру. В своей епархии восстановил употребление рус. яз. в богослужении. В 1975, за пятитомный "Сборник сочинений", Совет Ленингр. дух. академии присудил Н. степень д-ра богословия. С 1974 - Патриарший экзарх Зап. Европы.

Николаев Анд. Ник

НИКОЛА́ЕВ Анд. Ник. (род. 1938) - артист и режиссер цирка. Окончил Гос. уч-ще цирк. иск-ва (1958) и ф-т реж. цирка ГИТИСа (1973). Профессор кафедры эстрадного иск-ва Рос. Академии театр. иск-ва (1985). С первых шагов на манеже показал себя как яркий, оригинальный клоун. Н. - автор и реж. своих реприз и антре. Прекрасное владение различными цирк. жанрами позволяет артисту создавать пародии на цирк. номера. Клоун выступает в образе энергичного, неунывающего шалуна, с легкой иронией посмеивающегося над происходящим вокруг. В 1979 Н. поставил цирк. эксцентрический спектакль "Я работаю клоуном", в к-ром все номера были решены в комедийном ключе. Продолжая выступать на манеже как клоун, занимается режиссурой.

Неоднократно гастролировал за рубежом. Лауреат Межд. конкурса цирк. юмора в Софии (1965), обладатель Золотой маски Грока (1969) и межд. цирк. премии "Оскар" (1983).

Лит.: Благов Ю. Н. Советские клоуны. М., 1967; Его же. Наши клоуны. М., 1977; Макаров С. М. Советская клоунада, М., 1986.

Николаев Леон. Вл

НИКОЛА́ЕВ Леон. Вл. (1878-1942) - пианист, композитор, педагог. Учился у В. В. Пухальского (фп.) и Е. А. Рыб (теория музыки) в Киевском муз. уч-ще (1887-97). Окончил Моск. конс. как пианист (1900) по классу В. И. Сафонова, как композитор (1902) по классу С. И. Танеева (курс теории муз. форм) и М. М. Ипполитова-Иванова (курс свободного сочинения). Занятия в консерватории сочетал с учебой на юридич. ф-те Моск. ун-та. Дебютировал как пианист и композитор в Москве в кружке Керзиных (1900), где впервые публично исполнил многие свои сочинения, участвовал также в моск. "Муз. выставках" (1904) и Петербург. Вечерах современной музыки (1907). В 1904-06 работал концертмейстером в Большом т-ре, преподавал в Муз.-драматическом уч-ще Моск. филармонического об-ва, с 1906 также в Моск. народной конс. По приглашению А. К. Глазунова с 1909 преподавал в Петербург. конс., где вел классы фортепиано (с 1912 - профессор) и композиции (с 1923). Для исполнительской манеры Н.-пианиста были характерны глубокое проникновение в авторский текст, благородство тона, ювелирная тщательность в отделке деталей, техническая свобода. В репертуаре Н. были представлены собственные сочинения, произв. Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Ц. Франка, М. Равеля, К. Дебюсси, а также рус. композиторов. Один из первых пропагандистов музыки С. С. Прокофьева и Н. К. Метнера. Композиторское наследие Н. довольно обширно и включает в себя множество камерных произв. для различных исполнительских составов, около 60 романсов, произв. для фп., фортепианной транскрипции, симфонич. пьесы, оперу "Манфред". Педагогическая деят-ность Н. была весьма продуктивна. Он создал направление, получившее название "николаевской школы". Свою главную задачу Н. видел в том, чтобы привить вкус к возможно более глубокому и аналитическому осмыслению муз. ткани. Идеалом Н. было воспитание виртуоза-пианиста, который обладал бы широтой и глубиной комплексного мышления. Н. воспитал плеяду значительных, разносторонне образованных, художественно мыслящих музыкантов. Среди них - Д. Д. Шостакович, В. В. Софроницкий, М. В. Юдина, С. И. Савшинский, И. М. Рензин, А. Д. Каменский, Г. М. Бузе, М. Р. Бреннер, Н. Е. Перельман, В. Х. Разумовская, П. А. Серебряков. Д-р иск-ведения (1941). Нар. артист РСФСР (1938).

Лит.: Николаев Л. В. Статьи и воспоминания современников. Письма. Л., 1979.

Николаева Ольга Ник

НИКОЛА́ЕВА Ольга Ник. (1839-81) - артистка балета. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1859 (ученица Ф. Манохина). В 1856-76 артистка Большого т-ра. Среди ее партий: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Наяда ("Наяда и рыбак"), Берта ("Мраморная красавица"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Медора ("Корсар"), Жизель ("Жизель"), а также роль Фенелы в оп. "Немая из Портичи". Карьера Н. - превосходной классич. танцовщицы и выразительной артистки преимущественно романтич. репертуара - внезапно оборвалась в 1869 из-за несчастного случая. В последующие годы Н. не без успеха ставит и исполняет отдельные танцы в балетах и дивертисментах.

Николаева Тат. Петр.

НИКОЛА́ЕВА (Тарасевич) Тат. Петр. (1924-1993) - пианистка, композитор, педагог. Окончила Моск. конс. по фп. у А. Б. Гольденвейзера (1947) и композиции у В. Я. Шебалина и Е. К. Голубева (1950). Лауреат Международного конкурса на лучшее исполнение произведений И. С. Баха (1950, 1-я премия). Исполнительский стиль Н., сформированный в процессе постижения Баха, отличали высокая полифоническая культура, вкус, инструментальное мастерство, в то же время мужественность, виртуозный размах, артистичность. В ее репертуаре были представлены все клавирные сочинения Баха, все сонаты Л. Бетховена, произведения Ф. Шопена, С. С. Рахманинова, Р. Шумана (за пропаганду шумановского наследия Н. в 1971 присуждена Международная премия им. Р. Шумана). Высочайшее пианистическое достижение Н. - исполнение цикла 24 прелюдий и фуг Д. Д. Шостаковича. С 1959 преподавала в Моск. конс. (с 1965 профессор). Среди учеников - М. Петухов, М. Евсеева, С. Сенков, А. Луганский. Автор симфонии (1955), кантаты, камерно-инструментальных произведений, романсов, 2-х концертов для фп. с оркестром, фп. сонаты, вариаций, "Полифонической триады", 24 концертных этюдов. Нар. артистка СССР (1983). Лауреат Гос. премии СССР - за исполнительскую деятельность (1951), за Первый концерт для фп. с оркестром (1950).

Лит.: Мильштейн Я. И. Татьяна Николаева // Советская музыка. 1950 № 12; Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. М., 1990.

Николаевский Бор. Ив

НИКОЛА́ЕВСКИЙ Бор. Ив. (1887-1966) - деятель с.-д. движения в России и в эмиграции, историк, публицист, собиратель архивных док-тов. Из семьи священника, учился в Самарской и Уфимской г-зиях. В 1903-06 - большевик, затем - меньшевик. Занимался активной рев. деят-ностью в Самаре, Уфе, Омске, Баку, Петербурге, Екатеринославе, в 1904-17 8 раз арестовывался, трижды ссылался, совершал побеги из тюрем. В 1913-14 сотрудничал в легальной с.-д. "Рабочей газете". В 1918-20 выполнял ответств. поручения ЦК РСДРП (м) в разл. регионах России, пытаясь совместить борьбу против белогв. режимов и антибольшевизм. Осенью 1919 участвовал в проведении общепарт. мобилизации меньшевиков по оказанию помощи Кр. армии и проведению оборонной работы, весной 1920 - в орг-ции выборов в Советы. В февр. 1921 как чл. ЦК меньшевистской партии был арестован, в янв. 1922 выслан за границу. 20 февр. 1932 лишен сов. гражданства. Проживая в Германии, Франции, США, активно участвовал в полит. деят-ности, был чл. Загран. делегации РСДРП, входил в ред. "Социалистического вестника". Опубликовал большое число трудов по истории рев. движения, проблемам истории большевистской партии и сов. об-ва, борьбе течений в рус. эмиграции. Собранная им богатейшая коллекция архивных материалов содержит более 800 коробок док-тов и хранится в его личном фонде Архива Гуверовского ин-та войны, революции и мира Стэнфордского ун-та (США).

Николаи Андрей Львович

НИКОЛА́И Андрей Львович (Людвиг Генрих) (1737-1820) - барон, деятель рус. просвещения, писатель, поэт. Род. в Страсбурге, изучал юриспруденцию и историю иск-в. С 1760 жил в Париже, был знаком с Вольтером, Гриммом, Дидро, Даламбером. В Россию приехал в 1769, чтобы стать учителем наследника рус. престола Павла Петровича. В царствование Павла I - президент АН (1798-1803). Уйдя в отставку, занялся устройством своего выборгского имения, создав оссианический парк "Монрепо", воспетый им в поэме "Поместье Монрепо в Финляндии" (1804).

Николай

НИКОЛА́Й (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961) - митрополит. церк. деятель. Род. в Ковенской губ., в семье священника. Окончил Петрогр. Дух. Академию (1914), тогда же принял монашеский постриг. В качестве воен. священника принимал участие в 1-й мир. войне. С 1919 - архимандрит, в 1922 - еп. Петергофский, после казни митрополита Вениамина (Казанского) нек-рое время возглавлял "Петроградскую автокефалию", боролся с обновленцами. В 1922 арестовывался, в 1922-26 - в ссылке. С 1935 архиеп., с 1941 - митр. Киевский и Галицкий. Во время Вел. Отеч. войны в 1942-43 врем. управлял Моск. епархией. Вместе с митрополитами Сергием (Старогородским) и Алексием (Симанским) участвовал во встрече 4 сентября 1944 со Сталиным. В 1944-60 - митр. Крутицкий, управляющий Моск. епархией, пред. Отдела внешних церк. сношений Моск. Патриархии (с 1946). В кон. 1950-х гг. выступил против новых гонений на Церковь, в результате чего по требованию сов. властей (и лично Н. С. Хрущева) был снят со всех должностей и отправлен в отставку (1960).

Николай I

Статья большая, находится на отдельной странице.

Николай II

Статья большая, находится на отдельной странице.

Николай Михайлович

НИКОЛА́Й МИХА́ЙЛОВИЧ (1859-1919) - вел. кн., ст. сын вел. кн. Михаила Николаевича (см.), внук имп. Николая I, известный рус. историк, ген.-адъютант, ген. от инфантерии, пред. Имп. Рус. Геогр. об-ва, пред. Имп. Рус. Историч. об-ва (1909-17). Способствовал учреждению в России Об-ва защиты и сохранения памятников иск-ва и старины, к-рое и возглавил. Почетный пред. Рус. Энтомологич. об-ва.

Участник рус.-тур. войны 1877-78, награжден орд. св. Георгия 4-й ст. В 1903 оставил воен. службу для глубокого изучения истории. Написал след. труды: "Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Федора Кузьмича" (СПб., 1907), "Императрица Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра I", тт. 1-3 (СПб., 1908, 1909), "Император Александр I", тт. 1-2 (СПб., 1912), "Переписка императора Александра I с сестрой великой княгиней Екатериной Павловной" (СПб., 1910), "Генерал-адъютанты императора Александра I" (СПб., 1913), "Дипломатические сношения России и Франции по донесениям послов императоров Александра и Наполеона. 1808-1812", тт. 1-7 (СПб., 1905-14), "Некоторые материалы к вопросу о кончине императора Александра I" (СПб., 1914). Н. М. изданы справочники "Московский некрополь", тт. 1-3 (1907-08) и "Петербургский некрополь", тт. 1-4 (1912-13). Он поддержал деятелей кружка "Мир иск-ва" во главе с С. П. Дягилевым и А. Н. Бенуа при устройстве "Историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце в пользу вдов и сирот павших в бою воинов" и стал патроном этого предприятия. Памятником этой выставки стал капитальный 5-томный труд "Русские портреты XVIII и XIX столетий", предпринятый вел. кн. в сотрудничестве с Б. Модзалевским, В. Саитовым, А. Голомбиевским, Е. Шумигорским, С. Казнаковым и др. (1905-09).

Ярый противник участия России в 1-й мир. войне, он становится в оппозицию к Николаю II, в ноябре 1916 он передает императору в Ставке Главнокомандующего коллективное письмо т. н. "великокняжеской фронды" с требованием убрать от себя Распутина и тем восстановить авторитет династии. После убийства Распутина он был одним из 16 членов императорского дома, подписавших письмо в защиту вел. кн. Дмитрия Павловича и кн. Ф. Юсупова, что вызвало удаление Н. М. из столицы в имение Грушевка Херсонской губ. В Петербург вел. кн. возвратился после отречения Николая II от престола. Известно, что он придерживался взглядов кадетов и собирался баллотироваться в Учредит. собрание от Тамбова. После ареста Н. М. большевиками за него безуспешно просил Максим Горький, указывая на его серьезные исторические труды, но он был расстрелян в Петропавловской крепости 29 января 1919 как заложник. Был офиц. реабилитирован Верховным Судом 9 июня 1999.

Предыдущая страница Следующая страница