Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕВ"-"НЕС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕВ"-"НЕС")

Неверов Ал-др

НЕВЕ́РОВ Ал-др (наст. фам. и имя Скобелев Ал-др Сер.) (1886-1923) - прозаик, драматург. Род. в крест. семье. Окончил двухгодичную учительскую семинарию (1906), работал сельским учителем. Во время 1-й мир. войны был фельдшером в Самаре, в годы рев-ции был близок к эсерам, затем к большевикам. Служил в культпросветучреждениях Самары. В 1922 переехал в Москву, входил в группу "Кузница". Печататься начал в 1906 (рассказ "Горе земли"). Рассказы и повести Н. посвящены судьбам рус. деревни в переломные годы ("Авдотьина жизнь", 1907; "Учитель Стройкин", 1911; "Красноармеец Терехин", 1919; "Я хочу жить", 1919; "Полька-мазурка", 1923; "Шкрабы", 1924; повести "Андрон Непутевый", 1923; неоконч. ром. "Гуси-лебеди", 1923). Во время голода 1920-21 ездил за хлебом в Ср. Азию, впечатления от поездки легли в основу повести о крест. подростке "Ташкент - город хлебный" (1923). Для детей и о детях написаны рассказы "Санька - храбрый" (1922), "Борькин рассказ" (1922) и мн. др. Н. - автор пьес "Бабы" (1920) и "Захарова смерть" (1922).

А. С. Неверов

А. С. Неверов

Невеста

НЕВЕ́СТА - назв. гл. жен. персонажа свадебного обряда. Невестой девушка становится, уже начиная с просватанья (засватанная, сговоренка), после чего на нее налагается ряд ритуальных запретов (в основном сводящихся к ограничению передвижения и вообще всяких движений - кульминация этого наступает в свадьбе, где невеста сама почти ничего не делает, не движется, ее ведут по руки, говорят за нее и т. п.), что, в частности, отражено в пословице: "сидит как засватанная" (находящей точное соответствие в болг. диалекте "седе ако миряса", "сидит как невеста"). В рус. традиции невестой девушка именуется до свадьбы (отсюда переносное значение "девушка на выданье") и перестает так называться после завершения обряда (или даже после венчания, первой брачной ночи, свадебного дня), т. е. когда становится женой, молодухой.

Невеста в свадебном наряде. Новгородская губ. 19 в.

Невеста в свадебном наряде. Новгородская губ. 19 в.

Невская губа

НЕ́ВСКАЯ ГУБА́ - крайняя вост. часть Финского залива. Н. Г. в шутку называют "Маркизовой лужей", в память об адмирале рус. флота маркизе де Траверсэ, к-рый в период царствования Александра I приказал обучать молодых моряков морскому делу только в пределах Н. Г. С востока ее границей служит устье Невы, на западе граница проходит по линии Лисий Нос - Кронштадт - Ломоносов (б. Ораниенбаум). Длина губы 21 км, наиб. ширина 15 км, площадь водного зеркала 329 кв. км, преобладающая глубина 3-5 м. С остальной частью Финского залива Н. Г. сообщается через два пролива у о-ва Котлин, именуемых Сев. и Юж. воротами. В наст. время на естественных отмелях, отделяющих Н. Г. от Финского залива, возводится дамба, к-рая, по мнению авторов проекта, должна прекратить пагубное влияние штормовых нагонов. Со стр-вом новой столицы Рос. имп., "окна в Европу", г. Санкт-Петербурга, Н. Г. стала одним из самых оживленных мест судоходства. В год в нее заходило до 500 судов с товарами. Это потребовало сооружения в 1874-85 чуда гидротехнического стр-ва - отрезка Мор. канала, к-рый прорезает Н. Г. с вост. на зап., имея шир. 80-100 м и глубину 12 м. Почти две трети береговой линии Н. Г. застроены. По замыслу Петра I, Н. Г. с ее берегами должна была уподобиться Парадизу, приняв облик водоема посреди райского сада. Во исполнение этого замысла были созданы сады в Стрельне, Петергофе и Ораниенбауме и др.

Невский Ник. Ал-др.

НЕ́ВСКИЙ Ник. Ал-др. (1892-1937) - японовед, тангутовед и айновед. После окончания япон. отделения Петерб. ун-та был отправлен в 1915 на стажировку в Японию и вернулся на родину в 1929. Работал преподавателем рус. яз. (вначале в г. Отару на Хоккайдо, а с 1922 в Осака). Занимался изучением япон. языка, особенно диалектологией, а также этнографией, нар. верованиями. Совершил неск. путешествий в отдаленные уголки Японии: в р-н Тохоку (в 1916), на о-ва Окинава (в 1922, 1926 и 1928), где собрал богатейший диалектологич. и фольклорный материал говоров Мияко. В 1927 побывал на о-ве Тайвань, где изучал язык аборигенов племени цоу. Считался признанным авторитетом в обл. языка и фольклора аборигенов Японских о-вов - айнов: записал от носителей языка много текстов, существовавших только в уст. традиции. Опубликовал в япон. ж. ряд статей и переводов, пользовался засл. признанием среди япон. коллег. С сер. 20-х гг. приступил к дешифровке тангутской письменности. По возвращении на родину работал в Ленингр. Ин-те востоковедения. Осенью 1937 был арестован вместе с женой-японкой Мантани Исо по ложному обвинению и расстрелян.

Большинство науч. тр. Н. увидело свет только посмертно: в 1960 была опубл. двухтомная "Тангутская филология", за к-рую в 1962 ему присуждена Лен. премия.

Соч.: Культовая поэзия древней Японии. 7-8 вв. // Восток. М., 1935. Сб. 1; Айнский фольклор. М., 1972; Фольклор островов Мияко. М., 1978; Материалы по говорам языка цоу: Словарь диалекта северных цоу. М., 1981.

Лит.: Кычанов Е. И. Звучат лишь письмена. М., 1965; Като Кюдзо. Тэн-но хэби: Никорай Нэфусуки-но сэгай (Небесная змея: Жизнь Николая Невского). Токио, 1976; Громковская Л. Л., Кычанов Е. И. Николай Александрович Невский. М., 1978.

"Негласный комитет"

"НЕГЛА́СНЫЙ КОМИТЕ́Т" - своеобразное "неформальное" высш. гос. учреждение, существовавшее в России в 1801-03. По существу оно представляло собой совещания Александра I с т. н. "молодыми друзьями" императора - П. А. Строгановым, В. П. Кочубеем, Н. Н. Новосильцевым и А. Чарторыжским, к-рые вынашивали планы широких гос. преобразований. На этих совещаниях обсуждалось большинство правит. мероприятий нач. 19 в. (реформа Сената, создание мин-в, реформы просвещения и пр.). Отход Александра I от свойственных ему первонач. реформаторских увлечений подорвал значение Н. К., к-рый с осени 1803 перестал собираться.

"Неделя"

"НЕДЕ́ЛЯ" - попул. лит.-полит. газ., выходившая в С.-Петербурге в 1866-1901; ред. - П. А. Гайдебуров до 1893 и В. П. Гайдебуров. С 1878 выходило приложение к газ. "Журнал романов и повестей" (с 1884 - "Книжки "Недели""). В газ. и приложении печатались почти все крупнейшие рус. писатели 2-й пол. 19 в.; появились здесь нек-рые важнейшие для рус. культуры сочинения, напр. "Исторические письма" П. Л. Лаврова (1868) или "Три разговора" Вл. Соловьева. В 1880-90-х гг. газ. последоват. отстаивала теорию "малых дел".

Неделя

НЕДЕ́ЛЯ - календарная единица измерения времени продолжительностью в семь суток с особым названием для каждого дня, ведущая свое происхождение, вероятно, из Др. Вавилона. Современная неделя восходит к предписанию Моисеева Закона: "Шесть дней работай [...], а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела" (Исх 20:9-10; Иосиф Флавий. Против Апиона, II, 39). Различные религиозные традиции определяют внутри этого семидневного цикла свой "священный" день отдыха: воскресенье - для христиан, пятница - для мусульман. Дни недели у иудеев именовались порядковыми числительными, так же как в настоящее время на греческом Востоке и в Православной Церкви. Пронумерованы дни недели и в славянских языках, но здесь указывается их место "после воскресенья ("недели")": понедельник, понедїлок, poniedzialek..., вторник, вївторок, wtorek... В зап.-европ. языках сохраняется астрологический, планетарный характер названий, по именам языческих богов (Lundi, Mardi, Mercredi...). Этим "христианизация календаря" не закончилась (как и с названиями месяцев). В древности славянское слово "неделя" имело два значения: 1) "воскресенье" и 2) "седмица" (неделя). В церк. обиходе до наст. времени - преимущественное название одного воскресного дня - дня отдыха ("неделя" - от "не делати" - "не работать", "отдыхать"), первого (!) дня недели (Мф 28-1; Мк 16:2, 9), священного для христиан дня как дня Воскресения Иисуса Христа. Напр.: "Фомина неделя" - второе воскресенье от Пасхи, "Неделя перед Рождеством Христовым" - ближайшее к этому празднику воскресенье и т. д. Прилагательное недельный значит "воскресный". Выражение "в недельный день" означает "в день воскресный". В рус. яз. название дня перешло на весь семидневный цикл ("седмицу"). В нек-рых древних календарях существовали недели с иным числом дней. Безуспешные попытки уничтожить "библейскую" семидневную неделю были предприняты по идеологическим причинам во Франции ("революционный календарь" существовал в 1793-1805) и в Сов. Союзе (1929-40). Широкое распространение именно семисуточного недельного цикла (даже в странах внебиблейской традиции) связано, очевидно, с наличием определенных психофизиологических ритмов человеческого организма соответствующей продолжительности.

Лит.: Перевощиков Д. М. О летосчислении // Месяцеслов на 1855 год. СПб., [1854]; Селешников С. И. История календаря и его предстоящая реформа. 3-е изд. Л., 1962; Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975.

Неёлова Мар. Мстиславовна

НЕЁЛОВА Мар. Мстиславовна (род. 1947) - актриса. В 1969 окончила ЛГИТМиК (класс В. В. Меркурьева). Работала в Моск. т-ре им. Моссовета, сыграла роль в сп. "Турбаза" (реж. А. В. Эфрос). С 1974 Н. работает в Моск. т-ре "Современник". Дебютировала в роли Валентины в сп. "Валентин и Валентина" (1974). С тех пор театр. карьера Н. связана с этим т-ром, где она сыграла в гл. ролях в работах Г. Б. Волчек и др. режиссеров. Роли Н. в "Современнике": Вероника ("Вечно живые", 1975), Виола ("Двенадцатая ночь", 1975), Люба ("Фантазии Фарятьева", 1976), Аня ("Вишневый сад", 1976), Маша ("Три сестры", 1982), Марья Антоновна ("Ревизор", 1986), Ханни ("Кто боится Вирджинии Вульф", 1988), Лора ("Звезды на утреннем небе", 1988), Евгения Гинзбург ("Крутой маршрут", 1989), Анфиса ("Анфиса", 1991), Паулина ("Смерть и дева", 1992), Вальтрауте ("Адский сад", 1993), Раневская ("Вишневый сад", 1997) и др.

Кинематографическую деят-ность Н. начала в студенческие годы, снявшись на "Ленфильме" в ф. Н. Н. Кошеверовой "Старая, старая сказка" (1968). Среди ее киноролей - Аннунциата ("Тень", 1971), Нина ("Монолог", 1972), Лейда ("Сломанная подкова", 1973), Стеша ("С тобой и без тебя", 1973), Костина ("Слово для защиты", 1977), Алла ("Осенний марафон", 1979), Александра ("Фантазии Фарятьева", 1979), Елена Сергеевна ("Дорогая Елена Сергеевна", 1988), Юлия Джули ("Тень", 1991), Анна Андреевна ("Ревизор", 1996) и др.

В т-ре и в кино сыграла целую вереницу интеллигентных сов. женщин - нервных, скромных, соединяющих достоинство с беззаветностью и безответностью. Игра Н., как и ее героини, нервна и иронична одновременно. Редкое умение плакать на сцене и на экране: тихо, глотая слезы, и надрывно, с воплями, некрасиво, но всегда выразительно. Сцены слез всегда центральные, ударные в ее ролях.

Неёловы

НЕЁЛОВЫ - архитекторы, строители дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе.

Вас. Ив. (1721-82), помощник С. И. Чевакинского и В. В. де Растрелли, в 1770 командирован в Англию для знакомства с пейзажным паркостроением. Разработал проект пейзажной части Екатерининского парка (1771-80, садоводы Д. Буш, Т. Ильин); построил Мраморный мост (1773-74, по образцу моста в Уилтонхауз, Англия, сооруж. по проекту А. Палладио); Большой каприз в китайском стиле (1772); Адмиралтейство (1773-83) и Эрмитажную кухню (1775) в англо-голландской готике (1773-83).

Ил. Вас. сын предыдущ. (1745-93): учился в АХ и в Риме (1770-74). Построил Нижнюю ванну (1777-79), великокняжеский корпус (1788-92, перестроен для Лицея, 1811, В. П. Стасов), придворцовую часть Александровского парка (1792-96), Баболовский дворец (1783-85).

Петр Вас. (1749-1848), ездил с отцом в Англию, занимал должность царскосельского арх. в 1810-20-е гг.

Нежданова Ант. Вас.

НЕЖДА́НОВА Ант. Вас. (1873-1950) - певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1936), Герой труда (1925). Д-р иск-ведения (1944). Род. в семье учителей. С семи лет солировала в церк. и сел. хорах. В 1883-91 училась в одесской Мариинской г-зии, по окончании к-рой преподавала рус. и нем. языки в Одесском гор. жен. уч-ще. В 1899-1902 обучалась пению в Моск. конс. (кл. У. Мазетти). В 1901 вместе с У. Мазетти посетила Италию. В 1902-34 солистка моск. Большого т-ра. Обладала красивым, лиричным, ровным во всех регистрах голосом нежного тембра и широкого диапазона, блестящей виртуозной колоратурной техникой. В процессе работы над ролями пользовалась советами Л. Собинова - пост партнера, Ф. Шаляпина, К. Станиславского. Лучшие партии: Антонида, Людмила ("Жизнь за царя", "Руслан и Людмила" М. И. Глинки), Снегурочка ("Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова), Марфа ("Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова; певица считала ее своей лучшей ролью), Иоланта ("Иоланта" П. И. Чайковского; одна из вершин ее творчества). Была замечательной камерной певицей (репертуар ее включал св. 700 произв.). Гастролировала по России и за рубежом. Пела в ансамбле ("Риголетто" 1912, "Гранд-Опера" в Париже) с вел. итал. певцами Э. Карузо и Т. Руффо. В 1936 преподавала в Оперной студии Большого т-ра, в 1936-41 и в 1943 - в Оперно-драм. студии им. К. С. Станиславского. В 1943-45 и 1947-50 проф. Моск. конс. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

А. В. Нежданова

А. В. Нежданова

Незлобии Конст. Ник

НЕЗЛО́БИИ Конст. Ник. (1857-1930) - антрепренер, режиссер, актер. Начинал любителем, затем играл на профессиональных сценах. В 1893 создал в Харькове свою первую антрепризу. Держал антрепризы в Риге, Вильно, Новочеркасске. Благодаря умению Н. угадывать в начинающих актерах будущих звезд, а также способности сочетать в репертуаре нравящуюся широкой публике легкую драматургию с самыми серьезными современными и классическими произведениями его труппы славились по всей России. У него служили В. Ф. Комиссаржевская, Е. Т. Жихарева, Е. Н. Рощина-Инсарова, К. А. Марджанов, Ф. Ф. Комиссаржевский, Н. П. Асланов, В. И. Неронов, П. Л. Вульф, В. Л. Юренева. Лучшие силы Н. сосредоточил в своей моск. антрепризе - т-ре Незлобина, существовавшем с 1909 по 1917. Здесь были поставлены "Фауст" И. В. Гете, "Мещанин во дворянстве" Ж. Б. Мольера, шли пьесы М. Горького, Л. Н. Андреева. Н. был просветителем, активно нес культуру в провинцию. Для многих будущих писателей, художников, ученых знакомство с иск-вом началось на спектаклях антреприз Н. После рев-ции работал режиссером в рус. т-рах Прибалтийских гос-в.

Неизвестный Эрнст Иос.

НЕИЗВЕ́СТНЫЙ Эрнст Иос. (род. 1925) - скульптор и график. Род. в семье врача. Поступил в Свердловское худож. уч-ще. Участник Вел. Отеч. войны; лейтенант разведки, тяжело ранен в Чехословакии в самом конце войны, награжден орденами и медалями. Вернулся в Свердловск, работал на литейном заводе, затем учился в Латв. Академии художеств в Риге, потом в Моск. худож. ин-те им. В. И. Сурикова (оконч. в 1954). Один из виднейших представителей "неофициального иск-ва" 1950-70-х гг. Уже к сер. 1950-х выработал свой индивид. худож. стиль, сочетающий бурный экспрессионизм с филос. символичностью. В Союз художников принят в 1955.

Начиная с 1956 Н. приступает к разработке своего гл. замысла - гигантской символич. скульптуры "Древо жизни", одноврем. работая над графич. и скульптурными (в дальнейшем также и живописными) циклами "Гигантомахия", "Образы Достоевского" (в 1970 роман "Преступление и наказание" с илл. Н. вышел в серии "Литературные памятники"), "Образы Данте" и др.

На выставке "30 лет МОСХ" в Манеже (1962) вступил в конфликт с Н. С. Хрущевым, устроившим скандал. Впоследствии именно Н. исполнил надгробный памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище (1974) из черного и белого мрамора.

Др. работы 1960-70-х гг.: т. н. "Цветок Лотоса" на Асуанской плотине в Египте, 1971; декор. рельефы: "Прометей" в Артеке (1966), для Института электроники в Зеленограде (Москва, 1974), для здания ЦК компартии в Ашхабаде (1975).

Всего до 1976 Н. создал более 850 скульптур. Однако постепенное офиц. отторжение привело к отсутствию выставок, изданий графич. работ и даже критич. откликов. В марте 1975 Н. подал заявление на выезд из СССР и сразу же был исключен из Союза художников, затем на него было совершено нападение. Тогда же был устроен погром в мастерской - уничтожено более 200 работ, в т. ч. первый проект пам. репрессированным и действующая модель "Древа жизни", в работе над технич. частью к-рой принимали участие Л. Д. Ландау, П. Л. Капица и А. Н. Туполев.

В 1976 эмигрировал. Живет и работает преимущ. в США. В Уттерсберге (Швеция) открыт музей "Древо жизни", посв. его творчеству. С 1989 Н. часто приезжает на родину. В Магадане по его проекту создан мемориал жертвам ГУЛАГа. Гос. премия Российской Федерации (1996).

В теоретич. статьях и лекциях отстаивает идею синтеза иск-ва и науки, "симбиоза Веры и Знания" как гл. цели соврем. общества.

Соч.: Кентавр: Э. Неизвестный об искусстве, литературе и философии: Сб. эссе / Сост. и авт. предисл. А. А. Лионт. М., 1992 [библиогр.]; Говорит Неизвестный: [сб.] / Послесл. Ю. Карякина. М., 1992.

Лит.: Новиков Н. Эрнст Неизвестный: Искусство и реальность. Нью-Йорк, 1981; Воронов Н. В. Эрнст Неизвестный. М., 1991.

Нейгауз Генрих Густавович

НЕЙГА́УЗ Генрих Густавович (1888-1964) - пианист, педагог, музыковед. Учился у отца, Густава Вильгельмовича Н. (1847-1938). Большое воздействие на Н. оказал его двоюродный брат - польский композитор К. Шимановский, а также родной дядя Н. - Ф. Блуменфельд. Позднее обучался в Вене у Л. Годовского (1906; 1912-14 - в Школе высшего мастерства при Венской Академии музыки и сценических искусств); в 1915 экстерном окончил Петрогр. конс. Выступал с 9 лет, в том числе в Германии (1904, 1906, 1914), Италии (1909). Игру Н. отличали яркое романтическое начало: пламенность, вдохновенность, артистизм, окрыленность, непосредственность переживания на эстраде, страстность и тонкость. Его лучшие интерпретации произв. Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Листа, И. Брамса и особенно Ф. Шопена и А. Скрябина принадлежат к высшим достижениям мирового исполнительского иск-ва. В репертуар Н. входили также соч. С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Н. Мясковского, все 48 прелюдий и фуг "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха и др. Выступал в ансамбле с М. Полякиным, Д. Ойстрахом. Преподавал в 1916-18 в Муз. уч-ще Рус. муз. об-ва в Тбилиси, в 1918-22 в Киевской конс. (с 1919 профессор); с 1922 до 1964 профессор Моск. конс. (1935-37 также ректор). Исключительная многогранность, широта кругозора, самоотдача, заразительность педагогического таланта Н. способствовали созданию известной во всем мире отечественной фортепианной школы. У Н. учились С. Рихтер, Э. Гилельс, Я. Зак, С. Нейгауз, Е. Малинин, В. Крайнев, А. Любимов, Е. Могилевский, В. Горностаева, Л. Наумов, Э. Гроссман, Т. Гутман, А. Ведерников, В. Разумовская, Б. Маранц и др. Множ. изданий, в т. ч. за рубежом, выдержала его книга "Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога" (1958); часть богатого лит. наследия опубликована в сб. "Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям" (М., 1975). Нар. артист РСФСР (1956). Н. посвящены стихотворения О. Мандельштама ("Рояль"), Б. Пастернака ("Баллада", "Еще не умолкнул укор...").

Лит.: Николаев А. Взгляды Г. Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства // Мастера советской пианистической школы. М., 1961; Дельсон В. Ю. Г. Нейгауз. М., 1966; Рабинович Д. А. Портреты пианистов. М., 1970; Кременштейн Б. Педагогика Г. Г. Нейгауза. М., 1984.

Нейгауз Стан. Генрихович

НЕЙГА́УЗ Стан. Генрихович (1927-80) - пианист, педагог. Окончил Моск. конс. (1950) и аспирантуру по классу отца, Г. Г. Нейгауза (учебу в конс. начинал у В. С. Белова). Самый "нейгаузовский" из учеников Г. Г. Нейгауза. Наследовал чарующий лиризм, поэтичность, благородство и, прежде всего, творческий дар музицирования, высокую звуковую культуру, возвышенную артистичность. Рос в худож. среде, в непосредственном общении с корифеями русской, грузинской поэзии. Н. часто и по праву называли "поэтом фортепиано". Снискал известность как интерпретатор романтической музыки, особенно произведений Ф. Шопена, А. Н. Скрябина. С 1957 - преподаватель Моск. конс. (с 1975 профессор). Среди учеников - изв. пианисты В. В. Крайнев, В. В. Кастельский, Р. Лупу, Б. Анжерер и др. Нар. артист РСФСР (1978).

Лит.: Нейгауз С. Г. Воспоминания, письма, материалы. М., 1988; Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. М., 1982.

Некрасов Викт. Платонович

НЕКРА́СОВ Викт. Платонович (1911-87) - прозаик. Детство Н. прошло в Лозанне и Париже. Окончил архит. ф-т Моск. строит. ин-та и театр. студию при Киевском т-ре рус. драмы; работал арх., актером, театр. худож. С авг. 1941 по нояб. 1944 служил в саперных войсках. Война стала осн. темой его творчества. В 1945-47 работал журналистом в киев. газ. "Советское искусство", в 1946 опубликовал пов. "В окопах Сталинграда", к-рая была удостоена Сталинской пр. и сделала имя Н. широко известным. Н., рассказав о войне без пафоса и громких слов как о тяжелых буднях, к-рые требуют ежедн. напряжения сил и мужества, "обогнал лит. эпоху" (слова Б. Слуцкого), открыл новое направление в лит-ре о войне; за Н. последовали Г. Бакланов, В. Быков, В. Богомолов, А. Адамович, Б. Окуджава, В. Кондратьев и др. В 1957 по пов. поставлен ф. "Солдаты" (реж. А. Г. Иванов). В последующие годы Н. опубликовал рассказы "Рядовой Лютиков", "Посвящается Хемингуэю", "Переправа", "Вася Конаков", "Вторая ночь" и др., неопубл. главы 3-й части "Окопов" ("Чертова семерка"). Пов. "В родном городе" (1954, первонач. назв. "Из огня") и "Кира Георгиевна" (1961), путевые очерки об Италии, Америке и Франции ("Первое знакомство", 1958; "По обе стороны океана", 1962; "Месяц во Франции", 1965), "Маленькие портреты" (Чужой, Станиславский, Ле Корбюзье, Василий Гроссман, др.), публицистич. выступления Н. об увековечении памяти жертв фашизма, погибших в Бабьем Яру, воинов, павших под Сталинградом, и дискус. статьи об архитектуре, живописи, киноиск-ве вызвали последоват. наступление чиновников от лит-ры и партаппарата на Н.: его исключили из партии и Союза писателей (1973-74), следствием чего стала вынужд. эмиграция (Швецария, Франция). В 1975-82 он работал зам. гл. ред. ж. "Континент", вел регулярные передачи на радиостанции "Свобода". В эмигрант. период своей жизни Н. написал: 5 автобиогр. повестей ("Записки зеваки", 1975; "Взгляд и нечто", 1978; "По обе стороны стены", 1978; "Из дальних странствий возвратясь", 1971-81; "Саперлипопет, или Если б да кабы, да во рту росли грибы, 1983) и "Маленькую печальную повесть" (1986). Н. был чл. франц. Пен-клуба и Баварской Академии иск-в. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Некрасов Ник. Ал

НЕКРА́СОВ Ник. Ал. (1821-77) - поэт. Род. в дворянской семье. Учился в Яросл. г-зии, но оставил ее по болезни. С 1838 жил в С.-Петербурге, был вольнослушателем ун-та, занимался лит. поденщиной. Первая книга лирики "Мечты и звуки" (1840), ориентированная на традиции романтизма, вскоре была скуплена и почти полностью уничтожена самим поэтом. В 1840-е гг. Н. выступает также как автор сатир. и юмористич. стихотворений, водевилей ("Петербургский ростовщик", 1844; "Осенняя скука", 1848), прозы (очерк "Петербургские углы", 1848; незаконч. ром. "Жизнь и похождения Тихона Трастникова", 1843-48), издатель альм. и сб. ("Физиология Петербурга", 1844; "Петербургский сборник", 1846), в к-рых во многом опредилились принципы "натуральной школы". В 1846 Н. приобретает (вместе с И. Панаевым) право на издание основанного еще А. Пушкиным ж. "Современник", к-рый вскоре становится одним из лучших рус. периодических изданий отчетливо демократич. направления. Во втором сб. "Стихотворения" (1856), вызвавшем большой резонанс, выявляются гл. мотивы и темы лирики Н. - жизнь рус. крестьянства ("Огородник" и "Тройка", 1846; "Буря", 1853; "Несжатая полоса", 1854; "Влас" и "Забытая деревня", 1855; "Школьник", 1856) и гор. низов ("Еду ли ночью по улице темной...", 1847; "На улице", 1850), изображенная чаще всего в повествоват., балладной форме, страдания лирич. героя-интеллигента, осознающего свой долг и ответственность за нар. горе ("Блажен незлобивый поэт...", 1852; "Поэт и гражданин", 1856), свою отчужденность от мира и трагизм любви ("Мы с тобой бестолковые люди...", 1851; "Застенчивость", 1852; "Последние элегии", 1855). О судьбе "лишнего человека" рассказывает поэма "Саша" (1856), о народной жизни - поэмы "Коробейники" (1861) и "Мороз, Красный нос" (1863-64). В 1868, после закрытия "Современника", Н. редактирует ж. "Отечественные записки", продолжающий традиции демократич. журналистики Стих. Н. 1860-70-х гг. ("Рыцари на час", 1860; "Железная дорога", 1864; "Душно! Без счастья и воли...", 1868; "Элегия", 1874; цикл "Последние песни", 1876-77 и др.) сыграли большую роль в утверждении "покаянных" народнических настроений. Подвигу декабристов и их жен посвящены поэмы "Дедушка" (1870) и "Русские женщины" (1872-73), сатир. изображению нуворишей-буржуа - поэма "Современники" (1875). Вершиной и итогом творческого пути Н. стали незавершенная поэма-эпопея "Кому на Руси жить хорошо" (1863-77), в к-рой, с опорой на фольклорные источники и традиции, дана широкая панорама рус. пореформенной действительности, создан образ и воспроизведен "голос" народа, прежде всего крестьянства. Похороны Н. в Петербурге превратились в значительное обществ. событие, речи на них произнесли П. Засодимский, Ф. Достоевский, Г. Плеханов. Творчество Н. сыграло важную роль в "прозаизации" стих. речи, в утверждении в рус. лирике реалистич. традиций. Под влиянием его поэзии возникла "некрасовская школа". Многие стихотворения Н. стали народными песнями ("Тройка", "Назови мне такую обитель", "Меж высоких хлебов затерялося...", "Коробейники").

Н. А. Некрасов

Н. А. Некрасов

Некрасов Ник. Петр.

НЕКРА́СОВ Ник. Петр. (1823-1913) - филолог, специалист в обл. истории и грамматич. строя рус. языка, проф. С.-Петерб. ун-та.

В своих грамматич. трудах развивал идеи К. С. Аксакова о дефектности временной парадигмы рус. глагола. Основой лингвистич. взглядов Н. была идея идиоэтничности грамматич. описания, поэтому он был противником перенесения на рус. почву зап.-европ. грамматич. понятий. Отмечая возможность конкуренции форм времени и наклонения глагола в одинаковых контекстах, Н. приходит к выводу об отсутствии этих категорий в рус. языке. Эта теория в дальнейшем послужила базой для разграничения грамматич. значения и функции языковых средств в работах функционального направления.

Вид глагола рассматривался Н. как степень качества. Таких степеней он выделял три: краткую (двинуть, махнуть), продолженную (двигать, махать) и кратную (двигивать, махивать). Книга Н. "О значении форм русского глагола" (СПб., 1865), посвященная Ф. И. Буслаеву, вызвала оживленную науч. дискуссию.

Наиб. подробно идеи Н. разобраны в книге А. А. Потебни "Из записок по русской грамматике". А. А. Потебня многочисленными примерами подтверждает наличие в системе форм рус. глагола категорий времени и наклонения. Т. о. идеи Н. послужили мощным толчком в развитии проблем соотношения мыслительного и языкового содержания.

Н. интересуется всеми случаями грамматич. синонимии. Одна из его работ специально посвящена замене винит. пад. родительным (1905). Помимо грамматич. изысканий на материале совр. языка, Н. анализирует язык рукописей. Результатом этой работы явился его "Очерк сравнительного учения о звуках и формах древнего церковнославянского языка" (СПб., 1889).

Соч.: Краледворская рукопись в двух транскрипциях текста. СПб., 1872; Заметки о языке "Повести временных лет" по Лаврентьевскому списку летописи. СПб., 1897; О заменительных падежах: родительном и винительном в современном русском языке. СПб., 1905.

Лит.: Березин Ф. М. Очерки по истории языкознания в России: (конец 19 - начало 20 вв.). М., 1968.

"Некрасовская школа"

"НЕКРА́СОВСКАЯ ШКО́ЛА" - в поэзии - гр. поэтов, к-рые в условиях обществ.-лит. борьбы 1860-х гг. были противопоставлены поэтам "чистого иск-ва" как поэты реального и гражд. направления (Д. Минаев, Н. Добролюбов, И. Никитин, В. Курочкин и др.). Термин "Н. Ш." не означает, что они ученики Некрасова. Некрасов наиб. полно выразил совокупность тех тенденций гражд. поэзии 1840-60-х гг., каждая из к-рых была преимущественной для других: Добролюбов и Минаев - поэты по преимуществу сатирические, Никитин - крестьянский и т. д.

Некрич Ал-др Моис.

НЕ́КРИЧ Ал-др Моис. (1920-93) - историк. Окончил Моск. гос. ун-т. Участник Вел. Отеч. войны. Доктор ист. наук. Ст. науч. сотр. Ин-та истории АН СССР в 1950-76. Автор науч. тр. по истории 2-й мир. войны и новейшей истории России. В 1965 издал кн. "1941, 22 июня", в к-рой впервые пытался проанализировать причины разгрома РККА в зап. округах летом 1941. Монография была осуждена на парт. собр. коллектива АН СССР и изъята из б-к, а автор лишен возможности науч. деят-ности. В 1976 эмигрировал в США. В 1977-93 - науч. сотр. Рус. исслед. центра Гарвардского ун-та, преподаватель. В 1982-86 в соавт. с М. Геллером подготовил к печати курс полит. истории Сов. Союза, сотр. и пост. автор газ. "Русская мысль" (Париж). Умер в Бостоне.

Соч.: Внешняя политика Англии 1939-1941. М., 1964; 1941, 22 июня. М., 1965; Наказанные народы. Нью-Йорк, 1978; Отрешись от страха. Лондон, 1979; Утопия у власти. Лондон, 1986 (совм. с М. Геллером).

Нелидова Ек. Ив

НЕЛИДОВА Ек. Ив. (1758-1839) - камер-фрейлина, дама ордена св. Екатерины, фаворитка имп. Павла I. Н. была принята в 1764 в первом приеме в Воспитательное Об-во благородных девиц. Сценическим талантом, грацией и танцем Н. рано привлекла внимание имп. Екатерины II, к-рая велела Д. Г. Левицкому написать ее портрет для своего будуара в Большом Петергофском дворце.

Н. закончила Воспитательное Об-во в 1776 со средней золотой медалью, шифром и бантом и была назначена фрейлиной ко двору супруги вел. кн. Павла Петровича. Твердый характер, самостоятельность и независимый ум позволили Н. вскоре занять видное положение при "малом дворе". Она была незаменима в салоне вел. кн. Марии Федоровны и в постановках домашнего т-ра. Веселый характер, остроумие и глубокие худож. интересы Н. привлекли ум и сердце вел. князя, он нашел в ней преданного друга и собеседника.

Павел утверждал, что его соединяла с Н. "дружба священная и нежная, но невиная и чистая". Худож. натура Н. помогла ей найти и поддержать рус. таланты: для нее впервые в Гатчине Н. А. Львов построил дом из земли по собственной технологии, и Н. помогла ему получить заказы от двора. Она оказала большое влияние на устройство садов и построек в Гатчине. Уникальные для 18 в. дружеские отношения Н. и вел. князя стали предметом светского злословия и принесли ей много горя. Еще при жизни Екатерины II она вынуждена была удалиться от двора и нашла приют в Смольном, где ее после воцарения нередко (в 1796-98) посещали имп. Павел I и его супруга, с к-рой Н. связывала дружба. В день коронации Павла I Н. была вызвана ко двору и награждена орденом св. Екатерины и портретом императрицы "в бриллиантах", право на ношение к-рой имели статс-дамы.

Н. часто ходатайствовала за честных и преданных людей, но не имела влияния на гос. дела, т. к. обычно руководствовалась нравственными и сердечными мотивами. Тем не менее, когда в 1798 Павла убедили в том, что он находится под "опекой" супруги и ее камер-фрейлины, Н. пришлось покинуть столицу и уехать в замок Лоде. В 1800 Н. получила разрешение вернуться в Смольный. Гибель Павла I потрясла ее, и она "мгновенно состарилась".

В царствование Александра I Н. до конца жизни жила в Смольном, где до рев-ции сохранялись ее апартаменты. Рядом с ней имп. Мария Федоровна устроила и свою квартиру, где подруги вспоминали покойного императора. Н. долго сохраняла острый ум, пленяла блестящей беседой, рисовала, помогала императрице в делах благотворительных учреждений и орг-ции женских институтов.

До самой смерти имп. Марии Федоровны мнение Н. имело большой вес в делах императорской семьи. Последнее десятилетие жизни Н., всеми забытая, прожила в Елизаветинском корпусе Смольного, незаметно умерла и была похоронена за Невой, на бедном Охтинском кладбище, на к-рое смотрели окна ее комнат почти 75 лет.

Немецкие поселения в России

НЕМЕ́ЦКИЕ ПОСЕЛЕ́НИЯ (колонии) в России - нем. населенные пункты, начало образования к-рых относится еще к 14 в., а массовое возникновение - к 18 в., когда после манифестов Екатерины II (1762 и 1763) иностр. колонисты обеспечивались наделом в 30 десятин земли на семью, денежной ссудой, получали освобождение от рекрутских наборов и постоев, широкое местное самоуправление и им гарантировалась свобода вероисповедания. Очагами эмиграции из Германии были Гессен, сев. Баден, Пфальц, сев. Эльзас, Вюртемберг, область вольного города Данцига; ее причины - разорение крестьян, малоземелье, эконом. кризис, религ. преследования. Со стороны России приглашение иностр. крестьян было вызвано необходимостью освоения вновь завоеванных земель и создания образцовых хозяйств. Приток нем. крестьян в Россию осуществлялся до 70-х гг. 19 в. в три этапа: 1) 1764-74: образованы 106 колоний на Волге, из к-рых затем появились выселки; первые колонии в Петерб. губ. (Новосаратовка, Колпино, Средняя Рогатка и 3 колонии вблизи Ямбурга); 6 колоний в Черниговской губ. и одна в Воронежской (Рибенсдорф); 2) 80-е гг. 18 в. - 1-я четв. 19 в.: поселения на юге Украины, возникали в связи с тур. войнами и колонизационной политикой Потемкина; колонии в Крыму, на Украине и в Закавказье, образованные при Александре I; 3) 1830-е гг. и нач. 20 в.: поселения на Волыни; новые поселения в Сибири и Туркестане, куда немцы с кон. 1890-х гг. переселяются из старых колоний.

Нем. колонисты в большой степени сохраняли обычаи, фольклор и диалекты тех областей Германии, из к-рых они эмигрировали. Большинство колонистов принадлежало к лютеранской конфессии, хотя имелись и католические Н. П., а также целые поселения меннонитов (анабаптистская секта) (на Волге и на Украине, а затем и в Сибири).

В 1924 были созданы автономная Республика немцев Поволжья и 17 нем. р-нов (из них 6 в РСФСР). Но начиная с 1937 сов. немцы стали подвергаться репрессиям, а в 1941 жители Н. П. на Волге, в Крыму, на Украине и др. были депортированы в Сибирь и в Казахстан. В наст. вр. местами их компактного проживания являются в основном Омская, Новосибирская, Томская, Иркутская обл., Хакасская авт. обл., Красноярский и Алтайский края.

Лит.: Жирмунский М. В. Итоги и задачи диалектологического и этнографического изучения немецких поселений СССР // Сов. этнография. 1933. № 2. С. 84-112; Schiller F. P. Literatur zur Geschichte und Volkskunde der deutschen Kolonien in der Sowiet-Union fur die Jahre 1764-1926. Pokrowsk, 1927.

Немирович-Данченко Вас. Ив

НЕМИРО́ВИЧ-ДА́НЧЕНКО Вас. Ив. (1848/49-1936) - писатель. Брат Вл. Ив. Немировича-Данченко. Окончил Александровский кадетский корпус. Лит. деят-стью занимался с нач. 1860-х гг. Отличался необычайной продуктивностью. Автор стихотворений, многочисленных повестей, рассказов, очерков, нескольких десятков романов из жизни всех слоев рус. об-ва. Наиб. известен как военный корреспондент и писатель, изображавший события рус.-турецкой войны 1877-78 ("Год войны. Дневник русского корреспондента", 1878; романы "Гроза", 1879; "Плевна и Шипка", 1881). Автор многих книг путевых очерков ("Страна холода", 1870; "По Волге", 1877; "Кама и Урал", 1890; "Очерки Испании", 1889). С 1921 в эмиграции. Опубликовал мемуарную книгу "На кладбищах" (1921). Умер в Праге.

Немирович-Данченко Вл. Ив

НЕМИРО́ВИЧ-ДА́НЧЕНКО Вл. Ив. (1858-1943) - режиссер, театральный деятель, литератор. Род. в семье офицера. По окончании тифлисской г-зии учился на физ.-мат. ф-те Моск. ун-та. Еще в студ. годы занялся лит-рой и стал театр. критиком в "Русском курьере". Одиннадцать пьес Н.-Д. 80-90-х гг. были заметным явлением театр. жизни. Признание Н.-Д. как драматургу принесла комедия "Новое дело" (1890). В самой значит. драме Н.-Д. "Цена жизни" (1896) содержался спор с пессимистич. философией А. Шопенгауэра. Романы 90-х гг. "Мгла" и "Старый дом" разрабатывали тему "оскудения" дворянства, утратившего свое обществ. предназначение.

Н.-Д. состоял чл. моск. лит.-театр. комитета и преподавал сценич. иск-во в Музыкально-драматическом уч-ще Моск. филармонич. об-ва. В 1898 вместе с К. С. Станиславским основал Моск. Худож. т-р, а с 1901 целиком отдался режиссерской деят-ности. Именно ему принадлежит заслуга глубокой оценки новаторской чеховской драматургии.

Среди режиссерских работ Н. Д.: "Юлий Цезарь" У. Шекспира (1903), "Братья Карамазовы" по Ф. М. Достоевскому (1910), "Воскресение" (1930) и "Анна Каренина" (1937) по Л. Н. Толстому, "Враги" М. Горького (1935), "Три сестры" А. П. Чехова (1940) и мн. др.

В 1919 основал муз. студию (с 1926 Музыкальный т-р им. Немировича-Данченко, с 1941 Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). Автор кн. воспоминаний "Из прошлого". Нар. артист СССР (1936). Сталинские премии 1942, 1943.

В. И. Немирович-Данченко (справа) и К. С. Станиславский

В. И. Немирович-Данченко (справа) и К. С. Станиславский

Немцев Иосиф Вас.

НЕ́МЦЕВ (НЕМЦО́В) Иосиф Вас. (1885-1939) - хоровой дирижер, педагог и обществ. деятель. Учился в Моск. Синодальном уч-ще (1902-04), где его учителями были А. Д. Кастальский, Н. М. Данилин, П. Г. Чесноков и др.; в Петербургской придворной певческой капелле с 1904, где учился у А. К. Лядова, Н. С. Кленовского и др. Н. сыграл важную роль в становлении певческой муз. самодеятельности, в развитии и приобщении масс к муз. культуре, был организатором рабочих хоров, где пропагандировал новый хоровой репертуар, а также классическую музыку, ставил оперы с самодеятельными коллективами. С 1927 принимал активное участие в организации в Ленинграде олимпиад массового самодеятельного иск-ва, в каждой из к-рых число участников доходило до 100 тыс. чел. Умел объединять массовые хоровые коллективы и прекрасно владел приемами управления ими. С 1925 преподавал в Ленинградской конс. (с 1929 доцент). Засл. артист РСФСР (1932).

Лит.: Ильин В. П. Искусство миллионов. Л., 1967.

Неовизантийский стиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Неоготика

НЕОГО́ТИКА (Александровская и Николаевская) - одно из направлений европ. архитектуры 19 в. эпохи романтизма, возрождавшее архит. формы, декор, иногда также конструктивные особенности готич. стиля. Возникает в 1810-х гг. на основе романтич. ориентации культуры, стремящейся поэтизировать средневековье, возродить единство человека и природы, параллельно всеевроп. увлечению В. Скоттом. Искусств. руины, часовни, готические беседки становятся непременным эл-том романтич. парка. На Европ. континенте Н. появляется впервые в России в творчестве арх. А. Менеласа, создавшего романтические парки с готич. постройками в Царском Селе и Петергофе. Н. стала первым и главным неостилем в архитектуре романтизма 1-й пол. 19 в. В этом стиле строили в 1820-30-х гг. М. Д. Быковский (Марфино), А. П. Брюллов и др. Постройки стиля Н. часто имитируют многовековую историю, как бы запечатленную в облике зданий. Готич. строительная конструкция встречается редко. Интерьеры Н., в отличие от псевдоготики 18 в., выдерживаются также в готич. духе (сохр. "Коттедж" в Петергофе - интимный дворец супруги Николая I Александры Федоровны, арх. Менелас); для них специально проектировалась мебель, далекая от форм ср.-вековой, но повторяющая арх. формы готич. зданий; в том же духе выполнялось остальное убранство (часы в виде готич. соборов и т. п.). Неоготич. интерьеры оформлялись во множестве зданий, было принято в этом стиле оформлять кабинеты, библиотеки, столовые; неоготич. обстановка была повсеместно распространена. Стиль Н. - самое яркое воплощение романтизма в архитектуре; традиция устраивать в доме готич. комнаты существовала и позже, перейдя в неоромантизм эпохи протомодерна и модерна. Н. часто неосновательно объединяют с псевдоготикой.

Неокантианство

НЕОКАНТИА́НСТВО - направление преим. нем. философии посл. трети 19 - 1-й трети 20 в., представители к-рого постановку и решение осн. филос. проблем связывали с возрождением критического, или трансцендентального, идеализма И. Канта. При всех различиях в понимании кантовского учения и выводов, к к-рым приходили неокантианцы, их объединяло убеждение в возможности философии как науки. Исходя из факта существования науки, нравственности, иск-ва и иных форм культуры, представители Н. стремятся ответить на вопрос, как это возможно, каковы их логико-методологические предпосылки ("условия возможности"). Философия выступает как метаразмышление о знании, к-рое так или иначе выражено, объективировано в формах культуры.

Работая над проблемами физиологич. оптики, Г. Гельмгольц (1821-94) в учении И. Мюллера о "специфической энергии" органов чувств увидел эмпирич. подтверждение кантовской идеи о том, что пространство и время есть априорные формы созерцания познающего субъекта. Эта интерпретация была принята и развита Ф. А. Ланге (1828-75). Общая программная идея возращения к Канту формулируется К. Целлером (1814-1908) и реализуется О. Либманом (1840-1912). Окончательное оформление Н. происходит в работах Г. Когена (1842-1918) - основателя т. н. Марбургской школы. В. Виндельбанд (1848-1915), основатель т. н. Баденской школы, провел разграничение между естествознанием как "наукой о законах" и историей как "наукой о событиях". Методологич. обоснование ист. науки более тщательно было продумано Г. Риккертом (1863-1936).

Философия Н. унаследовала и развила этич. пафос Канта. Г. Коген заложил основы теории "этического социализма", получившей дальнейшее развитие в рамках Марбургской школы. Теория "этического социализма" оказала существ. влияние на ряд идеологов II Интернационала.

В России признанным главой Н. явился проф. Петерб. ун-та А. Н. Введенский, разработавший, опираясь на "Критику чистого разума", специфич. форму Н., к-рую он назвал логизмом. Его учеником и последователем был И. Н. Лапшин. В Киеве и затем в Москве представлял Н. Г. И. Челпанов. Возникшая в Германии в результате коренного пересмотра кантовского критицизма т. н. школа трансцендентально-логич. идеализма нашла в России приверженцев в лице С. И. Гессена, Г. Д. Гурвича, В. Э. Сеземана, Ф. А. Степуна, Б. В. Яковенко и др., к-рые испытывали значит. влияние рус. религ. философии 20 в.

Неоклассицизм

НЕОКЛАССИЦИ́ЗМ (франц. neoclassicisme) - общее назв. худож. течений посл. трети 19 - 20 в., ориентированных на традиции антич. иск-ва и иск-ва Возрождения. Термин "И." также используется (как правило, в заруб. иск-знании) для обозначения классицизма в иск-ве 2-й пол. 18 - 1-й трети 19 в. (в отличие от классицизма 17 - 1-й пол. 18 в.). Декларативное обращение к четкому, ясному стилю связано с поисками незыблемых ценностей в иск-ве прошлого. В России утверждение стиля И. началось с изучения рус. классич. иск-ва, большой вклад в к-рое внесло об-во "Мир искусства", и было одним из направлений эволюции модерна. Завоеванию признания, выявлению тонких стилистич. закономерностей произведений рус. зодчества 18 - нач. 19 в. способствовали графич. (преимущ.) работы А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинского, А. П. Остроумовой-Лебедевой. В рус. архитектуре термин "И." объединяет произведения разл. стилистич. оттенков - от имитаций рус. ампира до произведений, относящихся к "классицизму" лишь по отдаленным ассоциациям. Мн. сторонники стиля модерн обратились впоследствии к И., привнеся в свои работы конструктивные приемы, выработанные "модерном" (И. А. Фомин - особняк Половцева на Каменном о-ве в С.-Петербурге, 1911-13). Для нек-рых архитекторов характерно свободное обращение с ордером, совмещение в одном здании неск. классич. мотивов (В. Маят, В. Адамович - особняк Второва на Спасопесковской площадке в Москве, кон. 1900-х гг.). Увлечение внеш. формами ампира затронуло и сторонников "модерна" (напр., Ф. О. Шехтель). Неоклассич. архит. формы были продолжены и трансформированы в иск-ве "сталинского ампира". В рус. изобр. иск-ве идеи Н. получили развитие в творчестве С. Т. Коненкова, А. Т. Матвеева, С. Д. Меркурова.

Лит.: Бенуа А. Н. Русский неоклассицизм: Возрождение классики // Александр Бенуа размышляет... М., 1968; Борисова Е. А., Каждая Т. П. Русская архитектура конца 19 - начала 20 в. М., 1971.

Неоклассицизм. А. Н. Бенуа. Эскиз декорации к балету «Вальс» М. Равеля. 1928

Неоклассицизм. А. Н. Бенуа. Эскиз декорации к балету «Вальс» М. Равеля. 1928

Неопалимая Купина

НЕОПАЛИ́МАЯ КУПИНА́ - в ветхозаветном повествовании - горящий, но не сгорающий терновый куст, из к-рого к Моисею воззвал Бог (через своего ангела). Это произошло у горы Хорив, или Синай (на юге одноименного п-ова), где Моисей, бежавший из Египта, пас овец своего зятя Иофора-Рагуила (Исх 3:1 сл.). Впервые открыв Моисею свое личное имя Яхве (Сущий), Бог повелел ему вернуться в Египет и вывести израильтян из "дома рабства", наделив при этом способностью творить от его имени чудеса и знамения. В христианском богословии Н. К. - символ Девы Марии, ставшей матерью, но не утратившей при этом чудесным образом своего девства, подобно пылавшему, но не испепеляемому пламенем кусту. Отсюда гимнографическая традиция - прославлять Богоматерь как Н. К. (особенно т. н. "богородичны догматики" - песнопения вечерни). Горящий куст на католических картинах и православных иконах Богоматери - частый иконографический атрибут. Важная работа о. Сергия Булгакова, посвященная догматическому истолкованию нек-рых аспектов в православном почитании Богоматери, называется "Купина неопалимая" (Париж 1927). Название Н. К. носит одна из чудотворных икон Божией Матери; память 4/17 сентября. Рус. народная религиозность обращается к ней как охранительнице от огня и молнии. При пожарах с иконой обходят вокруг горящего здания в надежде остановить огонь.

Неопределённо-личное предложение

НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИ́ЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ - разновидность односоставных предложений, в к-рой гл. член выражен глагольной формой 3-го лица мн. ч.; ср.: Его призвали в армию; На улице шумят; Здесь не курят. Н.-Л. П. обозначают такое действие, к-рое выполняется неназванными лицами, а иногда и явно одним лицом; ср.: Подойди к телефону - тебе звонят.

Н.-Л. П. широко употребляются в рус. яз. в тех случаях, когда важно само действие, а его конкретный производитель неизвестен или несуществен для говорящего; ср.: В дверь постучали; Мне здесь не помогут; Об этом писали в газетах. Круг возможных производителей действия, обозначаемого с помощью Н.-Л. П., обычно в той или иной мере проясняется благодаря характерному для них присутствию детерминантов с обстоятельственным или субъектно-объектным значением; ср.: В милиции ему не поверили - Милиционеры ему не поверили; В этой семье уважают друг друга - Члены этой семьи уважают друг друга.

Н.-Л. П. могут выражать и обобщенно-инструктивное значение, приложимое к любому лицу; ср.: Здесь по ночам на улицу не ходят; Цыплят по осени считают; По-русски так не говорят. Подобные Н.-Л. П. иногда включаются в состав обобщенно-личных предложений. Кроме того, говорящий может использовать Н.-Л. П., описывая собственные действия, для усиления значимости сказанного; ср.: Стой, тебе говорят; И ты знай: пока я жива, у тебя есть место, где тебя ждут, всегда ждут, всякого ждут (Б. Полевой); - либо обозначать с помощью Н.-Л. П. действия конкретного адресата; ср.: До чего мы дожили. Старших не слушают.

Лит.: Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956; Теория фунциональной грамматики. Персональность. Залоговость. СПб., 1991.

Неореализм

НЕОРЕАЛИ́ЗМ - организационно не оформленное течение в рус. реализме 1910-х гг. Термин "Н." возник в критике как результат переосмысления идей С. А. Венгерова о начавшейся с 90-х гг. 19 в. смене психологического настроя и эстетической системы рус. лит-ры. Венгеров характеризовал произведения разных лит. направлений (и модернистских, и реалистических) 1890-1910 единым термином "неоромантизм", как бы нивелируя специфику худож. метода писателей, объединенных "единым психологическим настроем". Но и сам Венгеров признавал спорность подобного объединения. Для обозначения метода творчества ряда реалистов, испытавших влияние модернизма, он употреблял также термин "синтетический модернизм", "символический реализм". Наибольшее распространение в критике 1910-х гг. (Г. Чулков, В. Брюсов и др.) приобрел термин "Н.". Наиб. развернутые характеристики этого течения даны в статьях Е. Колтоновской "Поэт для немногих" (Б. Зайцев), 1909; "Пути и настроения молодой литературы", 1912; "На пути к новому реализму. По поводу "Движений" Сергеева-Ценского", 1912; "Наша художественная литература в 1913 г.", 1914 и др. В обл. проблематики для писателей-неореалистов характерен переход от социологизма и тенденциозности к нравств.-филос. темам, к "вечным вопросам". В обл. поэтики - субъективация и лиризация прозы, усиление роли символа, использование мифопоэтич. начала как худож. средства. Критики отмечали обогащение поэтики неореалистов за счет усвоения худож. открытий символизма. К представителям неореализма относили С. Сергеева-Ценского, Б. Зайцева, И. Новикова, А. Ремизова, А. Толстого и др.

Неоренессанс

НЕОРЕНЕССА́НС - совокупность неостилей периода историзма и эклектики, ориентированных на архитектуру эпохи Ренессанса - в России обычно итальянского или французского. Многообразие форм ренессансной архитектуры вызвало к жизни многообразие неоренессансных стилевых течений, практически не имеющих единых формальных признаков. Н. впервые проявляется в России в творчестве О. Монферрана в кон. 1830-х гг., затем к нему обращаются А. И. Штакеншнейдер, А. П. Брюллов, Н. Е. Ефимов, Г. Боссе. В Н. строились дворцы, вокзалы, здания гор. учреждений, банки, а также многочисл. доходные дома. Формы флорентийского и римского Ренессанса в сер. века дополняются французскими, в самой Франции весьма различными, сохраняющими пережитки ср.-век. зодчества (впоследствии, в сер. 20 в., мн. "чистые" воспроизведения франц. стилей, забытых в СССР, считались эклектикой). С 1870-х гг. новое обращение к итал. Ренессансу связано с формированием протомодерна (М. Е. Месмахер). К более поздним обращениям архитектуры к Ренессансу термин Н. не применяется. При переходе к модерну варианты итал. Ренессанса остаются актуальными в рус. архитектуре, являясь знаковыми при постройке банков или особняков лиц, претендующих на уважение к древности их рода. Худож. формы ренессансного зодчества органично вошли в неоклассицизм 1910-х гг. и стали одной из основ сталинского стиля.

Неорусский стиль

НЕОРУ́ССКИЙ СТИЛЬ - 1) В широком смысле - синонимичен понятию "русские стили". Относится ко всем сферам худож. жизни, но наиболее яркое воплощение нашел в архитектуре, преимущ. церковной, периода 1830-1910-х гг. (историзм и модерн). Эволюция Н. С. выражалась в смене предпочтений заказчиков и строителей в выборе прототипов - памятников зодчества Др. Руси тех или иных эпох (хронологический принцип) и регионов (географический принцип), а также идеологических ориентиров. Можно выделить четыре этапа и одноврем. модификации (направления) рус. стилей: "русско-византийский" ("тоновский"), русский, или московско-ярославский, неорусский ("псковско-новгородский"), собственно ретроспективный - "новый историзм". Они более отчетливо прослеживаются в столичных городах; в провинции наиболее распространены постройки, стилистически связ. с тоновским и московско-ярославским стилями.

2) В узком и более распростр. смысле - 3-й этап эволюции рус. стилей (1900-10-е гг.), ориентирован преимущ. на древнее псковское и новгородское, а также на раннемосковское зодчество и эстетику модерна (особ. в Москве). Практически не связан с офиц. заказом (монастыри и подворья, усадьбы, дачные поселки). Особое внимание уделялось объемно-пластическому решению, архаизации форм. Крупнейшие мастера - В. А. Покровский, А. В. Щусев, И. Е. Бондаренко, А. П. Аплаксин, В. Н. Максимов, С. И. Вашков, Д. А. Крыжановский, А. П. Вайтенс, Н. П. Омелистый.

Неполногласие

НЕПОЛНОГЛА́СИЕ - такие сочетания "ра", "ла", "ре", "ле" в рус. словах (враг, глава, время, плен и т. п.), к-рые проникли в рус. яз. через посредство церковно-славянского или возникли по его моделям. В конечном итоге Н. восходит к южно-слав. изменению праслав. сочетаний гласных *о и *е с плавными *г и *| между согласными. Это изменение имело место у южн. славян в 8 - нач. 9 в., было вызвано действием т. н. "закона открытого слога" и заключалось в том, что в праслав. *tort-, *tolt-, *tert-, *telt-происходила метатеза (перестановка) плавного, сопровождавшаяся удлинением гласного, что в результате давало старослав. врагъ, глава, врѣмя, плѣнъ (рус. брат, класть, равно как и старослав. братъ, класти и под. не содержат Н., т. к. здесь соответствующие сочетания являются исконными). Подобное развитие было характерно для всех южно-слав., а также для чеш. и словацк. яз.

В рус. лит. яз. слова с Н. в ряде случаев полностью вытеснили параллельные исконые слова с полногласием: ср. древнерус. веремѧ - старослав. врѣмѧ - рус. церковно-слав. времѧ - совр. рус. лит. время. В одних случаях слова с полногласием или неполногласием являются единственно возможными (время), в других случаях функционируют обе формы, различающиеся по семантике (страна - сторона) или стилистически (берег - брег).

Лит.: Порохова О. Г. Полногласие и неполногласие в русском литературном языке и народных говорах. Л., 1988.

Непринцев Юр. Мих.

НЕ́ПРИНЦЕВ Юр. Мих. (1909-96) - живописец, график, педагог. Автор батальных и жанр. картин, портретов современников. Работал в станковой графике и как иллюстратор. Осн. произведения: "Отдых после боя" (1951), сер. "Ленинградцы" (1960-67), "Портрет Риты" (1978). Преподавал в Ленингр. ин-те живописи, скульптуры, архитектуры им. И. Е. Репина (с 1938).

Несмеяна-царевна

НЕСМЕЯ́НА-ЦАРЕ́ВНА - персонаж волшебной сказки, сюжетная коллизия к-рой: царская дочь не смеется; отец обещает выдать ее за того, кто сумеет рассмешить ее; герою это удается (он падает перед окнами царевны в грязь, и сопровождающие его волшебные помощники - животные, насекомые очищают его; ведет золотого гуся, к к-рому все прилипает; звуками волшебной дудочки заставляет плясать трех свинок). В основе коллизии лежит магия смеха. Сюжет о Н.-Ц. восходит к мифам о богине плодородия, к-рую необходимо рассмешить, чтобы возродилась растительная жизнь. Рус. сказка сохраняет в трансформированном виде элементы представлений и обрядов, связанных с древним ритуальным смехом.

Лит.: Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избр. статьи. М., 1976. С. 174-274.

Нестеренко Евг. Евг

НЕСТЕРЕ́НКО Евг. Евг. (род. 1938) - певец (бас). Окончил Ленингр. конс. по кл. В. М. Луканина (1965). Солист Ленингр. Малого театра оперы и балета (1963-67), Театра оперы и балета им. Кирова (1967-71), Большого театра (с 1971). Лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1970, 1-я премия), многих других конкурсов. И. обладает гибким, мягким голосом благородного теплого тембра. В репертуаре И., помимо многих популярных басовых партий, партии в советских операх: Кутузов ("Война и мир"), Сергеич ("Декабристы" Ю. А. Шапорина) и др. И. выступил в различных театрах мира во многих редко исполняемых ролях - Король Треф ("Любовь к трем апельсинам"), Мефистофель (в опере А. Бойто), Ланчотто ("Франческа да Римини" С. В. Рахманинова), Сальери, Квай Звамбай ("Похищение луны" О. В. Тактакишвили), Герцог Синяя борода (в одноименной опере Б. Бартока), Король Аркель ("Пелеас и Мелизанда" К. Дебюсси), Массимилиано ("Разбойники" Д. Верди), Заккария ("Набукко" Д. Верди), Моисей (в одноименной опере Д. Россини) и др. Часто выступает в концертах, в его репертуаре - произведения М. П. Мусоргского, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова. И. - первый исполнитель Сюиты на слова Микеланджело Д. Д. Шостаковича, "Трех песен" и "Песен на слова английских поэтов" Г. В. Свиридова. Преподавал в Ленингр. конс. (1967-71), Муз.-педагогическом институте им. Гнесиных (1972-74), с 1975 заведующий кафедрой сольного пения Моск. конс. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1982). Герой соц. труда (1988).

Соч.: Размышления о профессии. М., 1985.

Лит.: Бэлза И. Ф. Евгений Нестеренко // Бэлза И. Ф. О музыкантах 20 в. М., 1979.

Нестеров Мих. Вас.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нестеров Петр Ник

НЕ́СТЕРОВ Петр Ник. (1887-1914) - военный летчик, основоположник "фигурного летания" (высшего пилотажа), штабс-капитан. В 1912 окончил офицерскую воздухоплават. школу, служил в Киевской авиац. роте. Впервые осуществил разворот самолета с креном; 7 авг. 1913 в Киеве описал на "Ньюпоре" замкнутую кривую в вер-тик. плоскости ("мертвая петля", "петля Нестерова"), теоретич. обосновал возможность исполнения этой фигуры высшего пилотажа. Вместе со своим механиком Нелидовым совершил перелет из Киева в Гатчину, покрыв за одни сутки 1250 км. С началом 1-й мир. войны во главе 11-го корпусного авиаотряда отправился на фронт. 26 авг. 1914 погиб в воздушном бою, протаранив австрийский трехместный аэроплан поручика Ф. Розенталя. Похоронен в Киеве, на Аскольдовой могиле.

Предыдущая страница Следующая страница